Война т мир герои. Литератор возвращается на службу


Роман-эпопея «Война и Мир» Краткая характеристика персонажей:

Любая прочитанная книга - это дополнительно прожитая жизнь. «Война и мир» Льва Николаевича Толстого произведение уникальное, не имеющее аналогов ни в русской, ни в зарубежной литературе. События в романе охватывают целых 15 лет и происходят в России и зарубежом, на балах великолепных имений и во дворах, где живут простые крепостные крестьяне, в мирное время и во время военных действий. Автор раскрывает перед своим читателем не одну, а сразу несколько судеб героев с богатым и противоречивым внутренним миром. Не все упомянутые Толстым персонажи занимают главенствующие положения на страницах романа, многие лишь дополняют общую картину, играя эпизодические роли, или служат вспомогательными факторами для полноценного раскрытия образов главных героев, о которых ниже идёт речь в этой статье.

Краткое описание и характеристика главных героев романа «Война и мир»

Основное действующее лицо произведения - это русский народ. Под «народом» Толстой подразумевает не просто категория социума, а всё лучшее, что есть в русской нации. К «народу» автор относит не только крестьян, но и тех аристократов, которым свойственно самопожертвование и милосердие. Народным представителям противопоставлены завсегдатаи салона Шерер, например,Элен и Анатоль Курагины, и Наполеон. Эти герои являются отрицательными.

Литературоведы склонны делить народных персонажей на две группы:

  • Люди с «простым сознанием», руководствующиеся в своём жизненном выборе велением сердца: Платон каратаев, Наташа ростова, Кутузов и другие.
  • И «ищущие себя» люди: Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Последним свойственно развитие личности и их Толстой подвергает суровым жизненным испытаниям.

Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Автор знакомит читателя с двадцатисемилетним Андреем Болконским в самом начале романа. Андрей сын обеспеченного князя. Он хорош собой, невысокого роста с «сухими» чертами лица. Его матери уже нет в живых и у него есть сестра Марья. Его лучший друг - Пьер Безухов. В молодости герой находит счастье рядом с Лизой Мейнен, которая приходится племянницей Кутузову. Лиза умирает при родах, оставив Андрею новорожденного сына Николеньку.

Князь недолюбливает светское общество. За поисками себя он отправляется на войну. Военные действия «отрезвляют» героя и он понимает, что слава, заслуженная на полях битвы не стоит ничего, жизнь человека намного ценнее. После смерти жены,

Андрей теряет смысл собственной жизни и вновь находит его, полюбив юную Наташу Ростову. Счастливой совместной судьбы у пары не получилось - они расстались из-за увлечения Наташи Анатолем Курагиным. На битве при Бородино Болконский был тяжело ранен и вскоре умер.

Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»

Наташа жизнерадостная, тонкая, звонкая и упрямая девушка, но не особо красивая. Зато она обладает прекрасным голосом, который очаровывает всех вокруг неё. Роман героини с Андреем Болконским заканчивается из-за её предательства с Анатолем, по поводу которого она длительное время себя корила. Смерть князя на войне становится в её жизни переломным моментом. В конце повествования от «живой» Наташи мало что остаётся. В эпилоге она тихая, пополневшая супруга Пьера Безухова, мать четверых детей.

Образ Пьера Бузухова в романе «Война и мир»

Любимый герой автора, обладающий высокоблагородным нравом и относящийся с пониманием к простому люду. Пьер в меру ленив, не практичен, рассеян и миролюбив во всех отношениях. Он лучший друг Андрея Болконского. Богатый аристократ. Внешностью герой обладал выдающейся: крупный до неуклюжести в телосложении, но с умным, хоть и робким взглядом.

По линии сюжета на долю Пьера выпадает множество душевных переживаний, при этом он сохраняет свою добродушность, остаётся отзывчивым, готовым прийти на помощь. Первый брак героя не сложился. Он женился на красивой, но совершенно ему «чужой» женщине - Элен Курагиной. Пьер активно принимал участие в боевых действиях, битва при Бородино показана читателю полностью его глазами. Он побывал во французском плену, пережил смерть супруги и лучшего друга, увлекался масонством.

Полюбив и женившись на Наташе, герой обрёл счастье. Но в отличие от супруги, он не сосредоточился только на семье, в его планах трансформация общества в лучшую сторону.

Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир»

Интересен и незабываем образ в романе молодой княжны Болконской, в развитии сюжета - Ростовой. Автор описывает её худенькой и слабой телом, но притягательной своими глубокими и лучистыми глазами. Марья набожная, заботливая и добрая девушка.

Сначала она направляла свою любовь родным, затем уже в семью мужа - Николая Ростова.

Образ Николая Ростова в романе «Война и мир»

К важным персонажам романа относится и Николай, старший ребёнок в семье Ростовых. Юноша невысокого роста, кудрявый, с открытым миру и людям лицом. Он доброжелателен, честен и стремится к воинской славе, романтизируя её.

После участия в военных действиях, герой растерял свои иллюзии по поводу сражений и битв. Он понял, как нелепа и жестока война. Счастье и покой Николай нашёл рядом с Марьей Болконской, которая оказалась ему очень близка по духу.

Образ Сони Ростовой в романе «Война и мир»

Соня приходится племянницей графу Ростову и живёт в его семье. Героиня миниатюрная и тоненькая фигуркой, с длинными ресницами, её чёрные волосы собраны в толстую косу. О ней автор говорит как о рассудительной, тихой и доброй девушке. Соня влюблена в Николая Ростова, но когда понимает, что её избранник выбрал Марью, спокойно отпускает его, не желая препятствовать счастью дорогого человека.

Образ Элен Курагиной в романе «Война и мир»

Яркий и красивый женский персонаж в романе. Элен блистала в светском обществе и кружила головы мужчинам. Но под маской её очарования скрывалась фальшивая и не одарённая умом личность. Она лично знала Наполеона и вышла замуж за богатого графа Пьера Безухова. Семейная жизнь четы Безуховых не сложилась. Элен умерла от ангины, хотя ходили слухи, что она покончила с собой.

Образ Анатоля Курагина в романе «Война и мир»

Анатоль брат Элен. Так же красив и эффектен, как она. Но, к сожалению, подобно сестре он не обладал высокими моральными принципами. Герой, вскружив голову наивной Наташе Ростовой, на тот момент невесте Андрея Болконского, планировал выкрасть девушку и венчаться с ней тайно, при этом сам был женат. Планы его были разрушены. Однако союз Наташи и князя Болконского тоже распался.

Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир»

Важный персонаж, благодаря которому Пьер Безухов понял смысл жизни. Пьер встретил Платона во французском плену. Он был поражён спокойствием, мудростью, народной философией, которые излучал Каратаев - простой русский солдат, прозванный однополчанами «Соколиком». Платон Каратаев умер и «завещал» свою мудрость случайному товарищу Пьеру.

Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир»

В романе встречаются не только вымышленные Толстым персонажи, но и герои, имеющие реальные прототипы. К основным из них относятся - Наполеон Бонапарт и Кутузов.

Кутузов в сюжете романа, как и в исторической реальности, занимает пост главнокомандующего российской армии. Он описан как седовласый человек с пухлым лицом, изувеченным шрамом и орлиным носом. Это величественная, серьёзная фигура в романе. Толстой характеризует персонажа хитрым, дипломатичным, внимательным и продуманным в военных кампаниях.

Ещё одно историческое лицо, которое точно заслуживает внимания - Император Франции Наполеон. В начале романа герой является чем-то вроде образца для подражения и восхищения Андрея Болконского и Пьера Безухова. Наполеон уверен, что весь мир и всё, что в нём происходит, зависит только от него. Герой излишне самодоволен и нуждается в постоянном преклонении людей.

В заключении

Краткие характеристики персонажей романа героев «Войны и мир» позволяют заметить неразрывную связь в их судьбах. Точно так же, как и все события в произведении, встречи и расставания его героев зависят от иррационального закона взаимовлияния. За счёт этого закона, по мнению автора романа, вершатся судьбы и формируются взгляды героев.

1-2 сентября 1812 года из Москвы отступала русская армия. Никто так выразительно и психологически точно не написал об этом драматическом эпизоде истории, как Лев Толстой в «Войне и мире». Перечитать великий роман в 200-ю годовщину Отечественной войны 1812 года стоит хотя бы для того, чтобы как сквозь лупу увидеть тип безответственного и преступного властолюбца, постоянно всплывающий на поверхность русской истории

«Пожар Москвы». Гравюра И. Клара (1769-1844)

Со школьных лет мы привыкли считать, что главная антитеза «Войны и мира» — это Кутузов и Наполеон. С этим, конечно, не поспоришь. Однако сегодня более актуально, пожалуй, другое противопоставление. «В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, — в оставлении Москвы и сожжении ее, — Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе»* * «Война и мир», том III, часть третья, глава V. . В чем же, по мнению Толстого, эта «противоположность»?

Провидческая притча

Кутузов изображен руководителем, адекватным той власти, которой он оказался облечен. Спокойный, немногословный, уравновешенный, психически сильный. «Он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи». В критический момент, когда Кутузов сосредоточен на необходимости принять ужасное решение об оставлении Москвы, интриги штабных генералов проходят мимо его сознания. «Один страшный вопрос занимал его… «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона и когда же это я сделал? Когда это решилось? Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией». Кутузов не пытается искать виноватых, не пытается переложить на кого-то ответственность за непопулярное решение; он мужественно принимает на себя и вину, и ответственность: «Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого». И подводит итог знаменитому совету в Филях: «Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки».

Кутузов у Толстого — единственный из старших военачальников, кто заботится о сбережении народа, как сказали бы сегодня. Во время стремительного бегства наполеоновской армии «он один… настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны, не начинать новой войны и не переходить границ России». Когда русская армия, преследуя неприятеля, вышла на западные рубежи России, Кутузов счел свою задачу выполненной. Он не видел смысла продолжать войну в Европе. «Один Кутузов открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России… Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск, говорил о тяжелом положении населений».

Растопчин, который «не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять… в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства — сердца России». Роль морального лидера нации, как сказали бы теперь

Войны Наполеона унесли столько же жизней французов, сколько впоследствии Первая мировая война. В России начала XIX века демографическая проблема не стояла так остро, но она тогда же была гениально сформулирована в басне Крылова «Овцы и собаки» (1818 год). Смысл басни: если силовиков («собак») под предлогом защиты от врагов («волков») разводят слишком много, то охраняемый ими народ («овцы») неминуемо оказывается сожран своими же силовиками. Жаль, что эта провидческая притча, лаконичный десятистрочный шедевр, осталась не усвоенной соплеменниками.

Хаос и позор

Для психологического портрета графа Растопчина (писатель изменил одну букву в фамилии исторического персонажа) Толстой эпическую лиру сменил на «ювеналов бич». Добрую страницу романа заняло безжалостное перечисление абсурдных, взаимоисключающих указаний московского генерал-губернатора, в результате которых к моменту вступления Наполеона в город оказалось, что «не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба… тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены».

Растопчин получил от Кутузова распоряжение обеспечить силами полиции беспрепятственное проведение через город отступающих русских войск, но организовать ничего не сумел. В романе дана красочная сцена хаоса, мародерства и паники, сопровождавших продвижение воинских частей по московским улицам и мостам. А где же была полиция? Полицеймейстер ездил «в это утро по приказанию графа сжигать барки» и, по случаю этого поручения, выручил «большую сумму денег, находившуюся у него… в кармане». В городе хаос и мародерство, а полиция набивает карман, причем «по приказанию графа». До боли знакомо.

Растопчину были неинтересны служебные обязанности, а занимался он тем, к чему лежала душа: во-первых, популистским самопиаром, как сказали бы сегодня, во-вторых, преследованием неугодных. «…Он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал», — пишет Толстой. На какую же роль претендовал граф? Растопчин, который «не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять», тем не менее «в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства — сердца России». Роль морального лидера нации, как сказали бы теперь.

Ему «казалось, что он руководил их (жителей Москвы. — The New Times ) настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных… ерническим языком». В этих афишках московский главнокомандующий призывал народ не покидать Москву, а вооружаться чем придется и во главе с ним, Растопчиным, «идти на Три Горы (т.е. к тогдашней Трехгорной заставе) воевать с Наполеоном».

Толстой не отказал себе в удовольствии издевательски процитировать реальные афишки, где сам стиль выдает беспомощную демагогию автора: «…станем и мы из них дух искоренять и этих гостей к черту отправлять; я приеду назад к обеду, и примемся за дело, сделаем, доделаем и злодеев отделаем» (типа станем «мочить в сортире»).

Тайная агентура

Второе задушевное занятие Растопчина — преследование инакомыслящих — читатель «Войны и мира» сначала видит глазами Пьера Безухова. Пьер был видный масон, а значит, в глазах власти — неблагонадежный либерал. Не успел он вернуться в Москву с Бородинского поля, как адъютант Растопчина попросил Пьера немедленно явиться к графу.

Помимо гласного надзора Растопчин следил за «неблагонадежными» с помощью тайных агентов. Одного из них Пьер застал, войдя в рабочий кабинет генерал-губернатора: «Невысокий человек говорил что-то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел». Точным пунктиром из нескольких слов Толстой обрисовал фигуру, столь характерную для России: неприметный соглядатай, при котором остерегайся слово сказать. Тайная агентура — неизменная опора российской власти, и не случайно читатель «Войны и мира» впервые встречается с московским начальником именно в таком обществе.

С помощью агентурных данных Растопчин пытается запугать Пьера, напомнив ему о судьбе другого масона — высланного почт-директора Ключарева: «Мне известно, что вы послали ему свой экипаж… и даже что вы приняли от него бумаги на хранение». Растопчин полагал, что таким образом вынудит Пьера к покорности, заставит его покинуть Москву и предать друзей-масонов. Однако на Пьера с его повышенным чувством собственного достоинства шантаж произвел обратное действие. Прежде всего он поинтересовался: а за что же, собственно, был выслан Ключарев? В ответ прозвучала неожиданная для светского человека грубость. «Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать», — вскрикнул Растопчин. И далее, переходя на крик: «А я дурь выбью, в ком бы она ни была!» Какой характерный тон российского властителя по отношению к инакомыслящим!

Но если Пьер и Ключарев были защищены от более грубого произвола своей принадлежностью к высшему сословию, то молодой образованный купеческий сын Верещагин оказался беззащитной жертвой в руках Растопчина. Этот Верещагин был приговорен Сенатом к пожизненной каторге за то, что перевел и показал приятелю статью из гамбургской газеты. Граф возненавидел его, потому что тот отказался оговорить масона Ключарева, на которого Растопчин собирал компромат. Растопчин говорил о заключенном юноше «с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении».

Поиск виновных

И вот настал момент истины: через Москву отступает русская армия, и популистские мечты графа рухнули, никакого всенародного единения вокруг его героической фигуры не состоялось. Последние из состоятельных москвичей, еще не покинувшие город, спасаются паническим бегством. Мародеры грабят лавки. И только поверившие растопчинской пропаганде «фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве», но вскоре стихийно направилась на Большую Лубянку к дому Растопчина (красивое здание в стиле барокко сохранилось и поныне, принадлежит органам безопасности; туда в андроповские годы вызывали диссидентов для бесед, похожих на беседу Растопчина с Пьером).

«Приближенные никогда не видали графа столь мрачным и раздраженным», как в то утро. Размышления его были безрадостны. «В Москве осталось все то, что именно было поручено ему, что ему должно было вывезти». Слабый, закомплексованный человек не в силах взять на себя вину за содеянное. «Кто же виноват в этом, кто допустил до этого? — думал он. — Разумеется, не я. У меня все было готово, я держал Москву вот как! И вот до чего они довели дело! Мерзавцы, изменники!» — думал он, не определяя хорошенько того, кто были эти мерзавцы и изменники, но чувствуя необходимость ненавидеть этих кого-то изменников, которые были виноваты в том положении, в котором он находился». Вот она, психология безответственности — по контрасту с размышлениями Кутузова, который «готов сам платить за перебитые горшки».

Страдающий комплексом неполноценности обязательно ищет вовне, «кто виноват», чтобы направить на него свое раздражение. Такой руководитель непременно находит «изменников», «предателей», «пятую колонну». У Толстого подробно показано, как начальник убеждает сначала себя, а затем общество в наличии злокозненных виновников.

Кульминация «растопчинских» эпизодов в «Войне и мире» — это потрясающая сцена на Большой Лубянке, куда явилось несостоявшееся ополчение. Толпа простонародья была не кровожадной, но возбужденной, обескураженной. Еще бы: вчера «сам» приказывал явиться на битву с французами, а теперь что? «Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж мы, собаки, что ль?»

Растопчин увидал под своими окнами на улице беспокойную толпу в то самое время, как во дворе у него уже стоял наготове экипаж для бегства из города. Медлить с отъездом было нельзя. Но даже в этот критический момент граф не совладал со своими глубинными страстями: ненавистью к инакомыслию и желанием доиграть популистскую роль. С презрением оценив собравшихся («Подонки, плебеи… им нужна жертва»), он обратился к толпе: «Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва». Свою потребность найти жертву, чтобы перенести на нее подсознательное ощущение вины, Растопчин перенес на толпу: «…Ему самому была нужна эта жертва, этот предмет для своего гнева». И граф приказал драгунам вывести заключенного Верещагина, «молодого человека с длинной тонкой шеей», у которого «на тонких, слабых ногах тяжело висели кандалы» — и науськал на него толпу. Толпа забила Верещагина, задавила и изранила тех, кто очутился в центре, а затем в ужасе отхлынула, «с болезненно-жалостным выражением глядя на мертвое тело».

Ну а Растопчин, хоть и побледнел и несколько затрясся от рева толпы, все же благополучно сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом, по дороге самодовольно размышляя о том, «что он так удачно умел воспользоваться этим удобным случаем — наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу».

Модель управления

Какая же пророческая сцена получилась! Описание реального факта (градоначальник действительно так поступил с Верещагиным, чтобы отвлечь обманутых ополченцев) под гениальным пером превратилось в обобщенную модель «управления массами». Безответственный демагог-властитель целенаправленно, раз за разом добивается пробуждения первобытного, низменного стадного инстинкта, направляя ярость толпы на некую жертву. Цель — отвлечь внимание недовольных от преступлений власти, перенаправить их раздражение. Сколько раз подобная модель использовалась в XX веке что в Германии, что в России!

А если подобные манипуляции производить периодически, призывая всенародно ненавидеть то одних, то других «врагов народа»: «троцкистов», «пятую колонну», «вредителей», «безродных космополитов», «врачей-убийц», «шакалящих у посольств» — это приводит к массовому одичанию, утрате моральных норм. Все меньше людей в нынешней нашей толпе способно, отрезвев, ужаснуться тому, что им приказали сделать. (У Толстого-то такие люди в толпе были.)

После бессудной расправы Растопчина все-таки мучит воспоминание о ней. В голове его засел стоп-кадр: «Он видел испуганное и потом ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик…» Преступника преследуют образы двух его жертв: не только убитого, но и убивающего по преступному приказу. Это одна из основных идей Толстого: преступная власть разлагает, ожесточает подданных, заставляя осуществлять насилие.

Толстой в свою дотелевизионную эпоху дал нам посмотреть, как выглядит облеченный властью человек в момент борьбы со своей нечистой совестью.

Реальный граф Федор Васильевич Ростопчин в 1815 году поселился во Франции, несмотря на свой общеизвестный ура-патриотизм. Там он как бы «тосковал по родине» (подобно выездным советским деятелям) и сурово критиковал французов в своих текстах. Последовательный же был лицемер!

«Пожар в Москве (Наполеон у стен Кремля)». Ш. Мотт, XIX в.

Забытый Толстой

Сейчас нам трудно себе представить, как высок был моральный авторитет Льва Толстого — великого гуманиста и пацифиста, противника имперской государственности и огосударствленной Церкви — в образованном обществе, особенно в русской студенческой среде. Толстой учил, что люди живы не финансовым капиталом, не захватническими войнами, а добротой, трудом и совестью. Он призывал имущие классы к разумному самоограничению. Решительно протестовал против смертной казни. Его волновала коренная проблема России — отсутствие земельной реформы (так и оставшаяся нерешенной по сей день проблема).

Идеология Льва Толстого была одинаково неприемлема как для светских и церковных властей Российской империи, так и для большевиков. Сегодня же она просто забыта.

Советских школьников знакомили с Толстым, объясняя про «дубину народной войны» и про патриотизм Пети Ростова. Что же касается моральных исканий Толстого, его социальных воззрений, то к этому мы приучены относиться свысока, с эдаким ленинским пренебрежением: он всего лишь «зеркало русской революции», до марксизма не дорос. А ведь та моральная деградация, то бесстыдное игнорирование законов и совести, которое ныне наблюдается в нашей правящей верхушке, — это логический результат чекистско-воровских жизненных правил, «понятий», успешно привившихся в России взамен гуманистической этики. Правящие наследники растопчиных насаждают по вертикали сверху донизу эти «понятия», которые извращают представления о добре и зле, о долге и ответственности. Одна надежда, что для новых поколений россиян представления о чести, чувстве собственного достоинства, гражданской самоорганизации, к чему и призывал наш великий соотечественник, — вновь станут актуальными.

Не просто написал прекрасное произведение «Война и мир», но и показал русскую жизнь на протяжении нескольких десятков лет. Исследователи произведения Толстого подсчитали, что на страницах своего романа писатель изобразил более 600 персонажей. Причём каждый их этих действующих лиц имеет чёткую и меткую характеристику писателя. Это даёт возможность читателю нарисовать подробный портрет каждого героя.

Система персонажей в романе «Война и мир»

Безусловно, главным героем произведения Толстого является народ. По мнению автора, это самое лучшее, что есть в русской нации. По роману, к народу относятся не только простые люди, которые ничего не имеют, но и дворяне, которые живут не для себя, а для других. Но народу в романе противопоставлены аристократы:

  1. Курагины.
  2. Посетители салона Анна Шерер.

Сразу же по описанию можно определить, что все эти герои – отрицательные персонажи романа . Их жизнь бездуховна и механична, они совершают искусственные и безжизненные поступки, неспособны к состраданию, эгоистичны. Эти герои не могут измениться даже под влиянием жизни.

Совсем иначе Лев Николаевич изображает положительных своих персонажей. Их поступками руководит сердце . К таким положительным действующим лицам можно отнести:

  1. Кутузова.
  2. Наташу Ростову.
  3. Платона Каратаева.
  4. Алпатыча.
  5. Офицера Тимохина.
  6. Офицера Тушина.
  7. Пьера Безухова.
  8. Андрея Болконского.

Все эти герои способны сопереживать, развиваться и изменяться . Но именно война 1812 года, испытания, которые она принесла, даёт возможность понять, к какому лагерю можно отнести персонажей романа Толстого.

Петр Ростов - центральный герой романа

Граф Петр Ростов - это младший ребёнок в семье, брат Наташи. В начале романа читатель видит его ещё совсем ребёнком. Так, в 1805 году ему было всего лишь 9 лет. И если в этом возрасте писатель лишь замечает, что он толстый, то к характеристике Петра в 13 лет прибавляется ещё и то, что подросток оказывается красивым и весёлым.

В 16 лет Петр отправляется на войну, хотя должен был поступить в университет, и вскоре уже становится настоящим мужчиной, офицером. Он патриот и переживает за судьбу своей Отчизны. Петя прекрасно говорил на французском и мог жалеть пленного мальчика-француза. Отправляясь на войну, Петя мечтает совершить что-то героическое.

И несмотря на то что родители сначала не желали отпускать его на службу, а затем нашли место, где было безопаснее, тот все равно вместе с другом переходит в действующую армию. Как только он был назначен помощником генералом, его тут же берут в плен. Решив поучаствовать в сражении с французами, помогая Долохову, Петя погибает, получив ранение в голову.

Его именем назовёт своего единственного сына Наташа Ростова, которая так никогда и не сможет забыть своего брата, с которым она была так близка.

Второстепенные мужские персонажи

В романе «Война и мир» много второстепенных действующих лиц. Среди них особенно выделяются следующие герои:

  1. Друбецкой Борис.
  2. Долохов.

Высокий и белокурый Борис Друбецкий воспитывался в семье Ростовых и был влюблён в Наташу. Его мать, княгиня Друбецкая, приходилась семье Ростовых дальней родственницей. Он горд и мечтает о военной карьере.

Попав в гвардию благодаря хлопотам своей матери, он участвует и в военном походе 1805 года. Характеристика его писателем нелестна, так как Борис старается заводить лишь только «полезные» знакомства. Так, он готов потратить все деньги, чтобы прослыть богатым человеком. Он становится мужем Жюли Курагиной, так как она богата.

Офицер гвардии Долохов - яркий второстепенный персонаж романа. В начале романа Федору Ивановичу 25 лет. Рождён он был почтенной дамой Марьей Ивановной, относящейся к небогатому дворянскому роду. Офицер Семёновского полка нравился женщинам, так как он был красив собой: среднего роста, с курчавыми волосами и голубыми глазами. Твёрдый голос и холодный взгляд гармонично сочетался в Долохове с его образованностью и умом. Несмотря на то, что Долохов игрок и любит кутежную жизнь, в обществе всё-таки его уважают.

Отцы семейств Ростовых и Болконских

Генерал Болконский уже давно находится в отставке. Он богат, в обществе пользуется уважением. Свою службу он исполнял ещё во времена правления Екатерины Второй, поэтому его хорошим товарищем является Кутузов. Но характер отца семейства Болконских тяжёл. Николай Андреевич бывает не только строгим, но и суровым . Он следит за своим здоровьем и ценит во всём порядок.

Граф Илья Андреевич Ростов – это положительный и яркий герой романа . Его жена - Анна Михайловна Шиншина. Илья Андреевич воспитывает пятерых детей. Он богат и весел, по характеру добрый и самоуверенный. Старый князь очень доверчив, и его легко обмануть.

Илья Андреевич – отзывчивый человек, патриот. В своём доме принимает раненых солдат. Но он совершенно не следил за состоянием семьи, поэтому становится виновником разорения. Умирает князь в 1813 году, стараясь пережить трагедии своих детей.

Второстепенные женские персонажи

В произведении Л.Н.Толстого много второстепенных действующих лиц, которые позволяют понять те события, которые описывает автор. В произведении «Война и мир» персонажи женские представлены следующими героинями:

  1. Соней Ростовой.
  2. Жюли Курагиной.
  3. Верой Ростовой.

Соня Ростова – троюродная сестра Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир». Софья Александровна – сирота и бесприданница. Впервые читатели видят её в начале романа. Тогда, в 1805 году, ей едва исполнилось 15 лет. Выглядела Соня прекрасно: талия была тоненькой и миниатюрной, большая и густая чёрная коса два раза обвивала её голову. Даже взгляд, мягкий и замкнутый, привораживал.

Чем старше девушка становилась, тем прекраснее она выглядела. А в 22 года она, по описанию Толстого, чем-то была похожа на кошечку: плавную, гибкую и мягкую. Она была влюблена в Николеньку Ростова. Она даже своей любви отказывает «блестящему» жениху Долохову. Соня умела мастерски читать перед разной публикой. Читала она обычно тоненьким голосом и очень старательно.

Но Николай предпочёл жениться на Марье Болконской . А хозяйственная и терпеливая Соня, которая так умело вела домашнее хозяйство, осталась жить в доме молодой семьи Ростовых, помогая им. В конце романа писатель показывает её в возрасте 30 лет, но она также не замужем, а возится с детьми Ростовых и ухаживает за больной княгиней.

Жюли Курагина - второстепенная героиня романа. Известно, что после гибели братьев на войне, оставшись с матерью, девушка становится богатой наследницей. В начале романа Жюли уже 20 лет и читатель узнаёт о том, что она из приличной дворянской семьи. Воспитывали её добродетельные родители, да и вообще семейству Ростовых Жюли была знакома с детских лет.

Особых внешних данных у Жюли не было. Девушка была круглолица и некрасива. Но зато она одевалась модно и старалась всегда улыбаться. Из-за её красного лица, плохо осыпанного пудрой, и влажных глаз никто не желал брать её замуж. Жюли немного наивна и очень глупа. Она старается не пропускать ни одного бала, ни театральной постановки.

Кстати, графиня Ростова мечтала выгодно женить на Жюли Николая. Но ради денег на ней женится Борис Друбецкой, который ненавидит Жюли и надеется после свадьбы видеть ее очень редко.

Ещё одним второстепенным женским персонажем в романе Льва Толстого «Война и мир» является Вера Ростова. Это старшая и нелюбимая дочь княгине Ростовой. После замужества она стала Вера Берг. В начале романа ей было 20 лет, и девушка была на четыре года старше своей сестры Наташи. Вера - красивая, неглупая и хорошо воспитанная и образованная девушка с приятным голосом. И Наташа, и Николай считали, что она слишком правильная и какая-то бесчувственная, словно у неё совсем нет сердца.

Вечером 1-го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, — огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, — граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа. Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillité à Moscou et d"en faire partir les habitants. Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? — Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? — Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что-нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным. Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии. На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ? Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1-го, 2-го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, — ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или по крайней мере вероятно, — ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется. Растопчин, пылкий сангивинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя и с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства — сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился к нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героическою эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из-под ног почву, на которой стоял, и решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение. Вся деятельность его, старательная и энергическая (насколько она была полезна и отражалась на народ — это другой вопрос), вся деятельность его была направлена только на то, чтобы возбудить в жителях то чувство, которое он сам испытывал, — патриотическую ненависть к французам и уверенность в себе. Но когда событие принимало свои настоящие, исторические размеры, когда оказалось недостаточным только словами выражать свою ненависть к французам, когда нельзя было даже сражением выразить эту ненависть, когда уверенность в себе оказалась бесполезною по отношению к одному вопросу Москвы, когда все население, как один человек, бросая свои имущества, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства, — тогда роль, выбранная Растопчиным, оказалась вдруг бессмысленной. Он почувствовал себя вдруг одиноким, слабым и смешным, без почвы под ногами. Получив, пробужденный от сна, холодную и повелительную записку от Кутузова, Растопчин почувствовал себя тем более раздраженным, чем более он чувствовал себя виновным. В Москве оставалось все то, что именно было поручено ему, все то казенное, что ему должно было вывезти. Вывезти все не было возможности. «Кто же виноват в этом, кто допустил до этого? — думал он. — Разумеется, не я. У меня все было готово, я держал Москву вот как! И вот до чего они довели дело! Мерзавцы, изменники!» — думал он, не определяя хорошенько того, кто были эти мерзавцы и изменники, но чувствуя необходимость ненавидеть этих кого-то изменников, которые были виноваты в том фальшивом и смешном положении, в котором он находился. Всю эту ночь граф Растопчин отдавал приказания, за которыми со всех сторон Москвы приезжали к нему. Приближенные никогда не видали графа столь мрачным и раздраженным. «Ваше сиятельство, из вотчинного департамента пришли, от директора за приказаниями... Из консистории, из сената, из университета, из воспитательного дома, викарный прислал... спрашивает... О пожарной команде как прикажете? Из острога смотритель... из желтого дома смотритель...» — всю ночь, не переставая, докладывали графу. На все эти вопросы граф давал короткие и сердитые ответы, показывавшие, что приказания его теперь не нужны, что все старательно подготовленное им дело теперь испорчено кем-то и что этот кто-то будет нести всю ответственность за все то, что произойдет теперь. — Ну, скажи ты этому болвану, — отвечал он на запрос вотчинного департамента, — чтоб он оставался караулить свои бумаги. Ну что ты спрашиваешь вздор о пожарной команде? Есть лошади — пускай едут во Владимир. Не французам оставлять. — Ваше сиятельство, приехал надзиратель из сумасшедшего дома, как прикажете? — Как прикажу? Пускай едут все, вот и все... А сумасшедших выпустить в городе. Когда у нас сумасшедшие армиями командуют, так этим и Бог велел. На вопрос о колодниках, которые сидели в яме, граф сердито крикнул на смотрителя: — Что ж, тебе два батальона конвоя дать, которого нет? Пустить их, и все! — Ваше сиятельство, есть политические: Мешков, Верещагин. — Верещагин! Он еще не повешен? — крикнул Растопчин. — Привести его ко мне.