Скульптура Мать Бурятия (Гостеприимная Бурятия). Скульптура Мать Бурятия (Гостеприимная Бурятия) Памятник мать бурятия

Пропустить

Что в имени тебе моем? Знаменитая скульптура «Гостеприимная Бурятия» оказалась в центре скандала. Предмет спора – имя настоящего автора. Оказалось, заявленная везде фамилия – не единственная связана с этой статуей. В творческие истоки скульптурного объекта погрузилась Саржана Мэрдыгеева.

Ее прозвали бурятской статуей свободы. «Мать Бурятия» приветствует гостей столицы уже 16 лет. Это самый высокий памятник в Улан-Удэ. 16 метров в высоту вместе с постаментом, 6 метров размах рук. Установлена в 2002. Но оказывается, история ее началась намного раньше.

70-е годы. Своеобразная эпоха ренессанса в Улан-Удэ. Художники, артисты и музыканты - одни из главных представителей интеллигенции. Все стремятся не только к творчеству, но и к высшему академическому образованию. Так, первым профессиональным скульптором Бурятии становится Эрдэни Цыденов.

Татьяна Алексеева, искусствовед: В 1966 году он закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной. Это было одно из ведущих художественных заведений.


Со слов друзей и близких, именно в мастерской Цыденова впервые появилась идея о создании «Матери Бурятии».

Говорит - мне нравится эта скульптура - в Рио-де-Жанейро статуя Иисуса Христа. На горе она стоит так, прямо парит. Вот нам бы сделать вот такую же фигуру, «Мать Бурятия», чтобы вот она такая была: статная, высокая, большая. Чтобы она вот оберегала нас, Бурятию.


Говорят, ее отливали в бронзе и какое-то время она стояла на входе в музей им. Сампилова. Гипсовый вариант стоит в запасниках до сих пор.

А вот и оригинальная скульптура «Мать Бурятия». Сейчас она находится в фондах музея им.Сампилова. Как оказалось, под инвентарным номером С-169 она хранится здесь уже более 30 лет.

Данная скульптура Цыденова Эрдени Дамбаевича поступила под актом №29 на постоянное хранение от 30 мая 1984 года по приказу министерства культуры Бурятской АССР. Она выполнена в 1980 году. Гипс, цена - 4000 рублей, но в те времена это была большая сумма.


Примерно в те же годы на горизонте появился и Александр Миронов. Цыденов сам пригласил его к себе.

Батор Тумунов, друг Эрдэнип Цыденова: Цыденов искал себе хорошего помощника и в соседней деревне он заприметил парня, обладающего любовью к искусству. Он его привез в Улан-Удэ и взял помощником в мастерскую. Затем он помогал ему поступить в высшее заведение. После окончания он опять вернулся к Цыденову.


Через некоторое время Эрдэни Цыденов умер. Мастерские со всеми работами остались его ученику. И спустя некоторое время о «Матери Бурятии» вновь заговорили.

Александр Яковлев, архитектор: Пришли к мысли, что пора начинать формировать эту площадь искусств в центре под театром Оперы и балета. И решили – то, что в выставочном зале у нас стояла скульптура Эрдени Цыденова. Мы ее брали за основу, но дальше Александр Михайлович Миронов взялся, он учеником являлся, он говорил, что скульптуре необходимо было набирать объем, чтобы держать ее пространство. Поэтому произошла трансформация от той идеи – из юной скульптуры она превратилась в грузную, брутальную.


Подтверждают это и официальные документы. Из официального ответа Министерства культуры:

В 1999-2000 годы А.М. Миронов с разрешения директора музея Р.Б.Цыденовой брал эту скульптуру для перевода в бронзу.


Именно после трансформации оригинальную «Мать Бурятию» убрали в запасники. Масштабированной копии присвоили похожее имя. А автора идеи словно стерли из истории.


В 2008 скульптуру решили перевезти. И тут история повторилась. На этот раз с постаментом. Его проект в свое время разрабатывали Яковлев, Уланов и Аляскина. Проект одобрили, но денег не выделили. Видимо, нашлись при переезде.

Джейран Уланов: Меня даже не ставили в известность, когда перенесли. Миронова спрашиваю - как так вышло-то? Он мои идеи там все, вот эти - поставить по оси там все. Были такие короткие сроки, тебя не было.


Быть может, весь вопрос в деньгах? Скорее всего, на отливку и переезд потратили крупную сумму. Но в министерстве культуры такие расходы не значатся. Поясняют, объект относится к малым архитектурным формам. В администрации города же пояснили, история давняя, найти не имеется возможности. Неудивительно. Ведь если так долго фамилию возможного автора оставалась скрытой, то уж расходы – подавно.


И это абсолютно верно. Если посмотреть в интернете или других источниках, с этой скульптурой сегодня связано пока только одно имя - Александра Миронова.

Наталья Уланова, дочь Эрдэни Цыденова: Я хочу, чтобы во всех средствах массовой информации, везде в документах где-то, указывалось на первом месте автор - Цыденов Эрдэни Дамбаевич и дальше все остальные исполнители, кто был причастен.


Саржана Мэрдыгеева, Юлия Бадмаева, Батор Халматов

В 2008 году скульптуру перенесли к Селенгинскому мосту. Теперь этот самый высокий памятник города встречает гостей города, двигающихся...

Читать всё

Скульптура «Мать Бурятия» или, как ее еще называют, «Гостеприимная Бурятия» была установлена в 2002 году в центре Улан-Удэ на крутом краю возвышенности, господствующей над улицей Ленина, судом и консульством Монголии, и являлась продолжением архитектурного комплекса театра оперы и балета.

В 2008 году скульптуру перенесли к Селенгинскому мосту. Теперь этот самый высокий памятник города встречает гостей города, двигающихся в центр Улан-Удэ со стороны аэропорта. Это сделало ее бурятским вариантом Статуи Свободы, которая встречает гостей Нью-Йорка. Фигуру женщины с традиционным бурятским хадаком в руках установили на высокий вертикальный 8-метровый постамент. Высота самой скульптуры также составляет порядка 8 метров. В итоге получится весьма впечатляющая композиция. Монументальная скульптура «Гостеприимная Бурятия» полностью выполнена из бронзы, размах ее раскинутых рук, удерживающих хадак, около 6 метров.

Автор скульптуры - Александр Миронов согласился на перенос композиции. При переносе скульптуры, то затаив дыхание, то яростно жестикулируя, подсказывал рабочим: «придерживайте ее, как маму родную», и советовал инженерам: «перед установкой монумента на новое место до блеска натереть бронзовую фигуру, а кончик шапочки на голове и так будет всем виден, он покрыт сусальным золотом».

Перенести статую из центра города, который и так насыщен всевозможными скульптурами, возможно, является хорошим решением. По мнению Владислава Итыгилова, главного архитектора Улан-Удэ. Новое месторасположение гораздо лучше подходит для этого памятника. На новом месте «Гостеприимная Бурятия» вполне может претендовать на звание «бренда столицы республики».Отсюда «бурятская статуя Свободы» возвышаясь на 20 метров, будет встречать своих гостей, с этой высоты она увидит, как ширится и растет Улан-Удэ.

A sculpture of Mother Buryatia (a Hospitable Buryatia) is the highest monument in Ulan-Ude. The monument welcomes the city visitors moving to the Ulan-Ude center from the airport. It"s like a Buryat kind of Statue of Liberty which welcomes guests in New York city. A bronze figure of the woman with a traditional Buryat khadak (a traditional symbolic towel) in her hands established on a high vertical of 8 meters pedestal. Height of the sculpture also makes about 8 meters. Initially the sculpture was established near The Opera and ballet theater. In 2008 it was moved to the Selenginsky Bridge. Buryatia is represented in an image of female mother holding in hand “khadak” – a hospitality symbol.

В Бурятии восстановлена историческая справедливость. Памятнику «Мать Бурятия», стоящему у Селенгинского моста в Улан-Удэ, называемому в народе бурятской статуей «Свободы» или «Гостеприимной Бурятии», вернули имя его настоящего автора – народного художника РБ Эрдэни Цыденова. До сего времени автором скульптуры считался известный в Бурятии скульптор-монументалист Александр Миронов. Соответствующая правка внесена в текст об этой скульптуре, размещенный на федеральном сайте «Культура.РФ» . «Автор скульптуры «Мать Бурятия» - народный художник Республики Бурятия Эрдэни Цыденов», - говорится в материале.

Эрдэни Цыденов.

Заметим, что поднимал эту тему в августе 2016-го. Понадобилось два года, что бы восстановить справедливость. Газета, в частности, писала: «Авторство «Гостеприимной Бурятии» приписывается бурятскому скульптору-монументалисту Александру Миронову. По версии «МК», у скульптуры есть другой автор. И это - народный художник Бурятской АССР Эрдэни Цыденов, скоропостижно скончавшийся в 1985 году».

Имя Эрдэни Цыденова широкой общественности не известно. Родился он в 1934 году в Оронгое, учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной, член союза художников СССР, заслуженный деятель искусств Бурятии. В числе его работ в краткой биографической справке, размещенной на сайте soyol.ru, указана некая «Мать Бурятия», датированная 1982 годом. По словам его немногочисленных оставшихся в живых друзей, они лично видели в мастерской художника, располагавшейся тогда в районе ПОШ, эскизы и миниатюру «Матери Бурятии» - точной копии той, что возвышается сейчас над Селенгинским мостом. Подтверждает авторство отца в беседе с корреспондентом «МК» и его дочь.

При этом в биографической справке самого Александра Миронова, размещенной на том же сайте (soyol.ru), среди перечисленных работ «Гостеприимной Бурятии» нет, что опять же странно, поскольку никакая другая скульптура (ни тигры, ни воины) не принесли ее автору столько известности, почитания и благодарности среди земляков, сколько принесла «Мать Бурятия».

Заметим, что Александр Миронов был земляком и учеником Эрдэни Цыденова, работал под его наставничеством, обучаясь азам изобразительного искусства. Именно Эрдэни Цыденов разглядел в молодом человеке талант, и когда пришло время, отправил Александра Миронова в Ленинград, в то же высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной, в котором когда-то учился сам. В 1985 году Эрдэни Цыденов скоропостижно скончался - у дверей своей квартиры. Мастерская художника на ПОШ (как и творческое наследие - завершенные и незавершенные работы и эскизы учителя) осталась в распоряжении способного ученика и помощника - Александра Миронова…

Впрочем, сам Александр Миронов публично никогда и не утверждал, что «Гостеприимная Бурятия» - исключительно его детище. За него это всегда делали другие - журналисты, искусствоведы, коллеги, друзья, приписывая ему этот монументальный символ. Но Миронов и не опровергал, привычно избегая общения с журналистами, которые наверняка спросили бы у него о том, как появилась идея создания «Гостеприимной Бурятии», названной с чьей-то «легкой руки» бурятской статуей Свободы, как родились образы «Гэсэра», «Мэргэна»... Что бы он тогда сказал?

Мало кто знает, что гипсовая скульптура «Мать Бурятия», которую трудно отличить от «Гостеприимной Бурятии», до сих пор хранится в запасниках художественного музея имени Сампилова. Старшее поколение, наверное, помнит ее. Трехметровая женщина в национальной одежде с хадаком на вытянутых руках украшала вход в музей, а однажды ездила в Москву на выставку достижений народного хозяйства Советской Бурятии. В музее «МК» подтвердили, что автором ее является Эрдэни Цыденов, что именно с нее Александр Миронов масштабировал «Гостеприимную Бурятию».