Рубленая избушка на курьих ножках. Избушка на курьих ножках- языческий домик мертвых



Почему у Бабы Яги костяная нога?

Многие думают, будто костяная нога приписывается Бабе Яге исключительно для создания более устрашающего образа. Однако немало и таких людей, которые в курсе, что старушка сия - страж границы между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Являясь символом связи как со смертью, так и с жизнью, она одновременно и жива, и мертва именно в силу пограничья.

Из этого легко сделать вывод о том, что бабуся, что называется, одной ногой здесь, другой - там. Поскольку у современного человека скелет ассоциируется со смертью, то костяная, то есть не облеченная плотью конечность является признаком мертвого. На самом деле все обстоит несколько сложнее, то есть такая позиция и верна, и ошибочна. В общем, сплошные дуализмы…
Обратимся к традициям разных народов. Во многих сибирских племенах, например, усопшего шамана или шаманку хоронили несколько раз: сначала укладывали на высоком помосте или привязывали головой вверх к стволу верхней части дерева, а через три года собирали кости и хоронили в кургане (реже - сжигали). Для шаманов до сих пор считается очень важным, чтобы погребение производилось без плоти, а в скелетную часть вносились изменения, например, добавление хрусталика в позвоночник или особой косточки.

Трупы рядовых членов племени после сгнивания на открытом воздухе переносили либо туда, где они жили раньше, либо в небольшую пристройку из коры рядом, через некоторое время хоронили в общей могиле. Любопытно, что аналогичный обычай существовал и у американских ирокезов.

Нганасаны хоронили детей и подростков завернутыми в шкуру или положенными в деревянный ящик, помещая на вершину столба высотой в человеческий рост. В некоторых районах Японии умершего человека в древние времена хоронили, а по прошествии определенного времени эксгумировали, чтобы перезахоронить кости. В далекой Австралии сооружали постройки наподобие могильных домиков русичей.

У ряда монгольских племен была выделена специальная природная площадка, куда укладывали покойников… на съедение хищникам, а потом собирали кости и устраивали погребальный ритуал. Зороастрийцы тоже помещали посмертное ложе таким образом, чтобы плоть умершего склевали птицы и похоронный обряд совершали исключительно с оставшимися после птичьей трапезы частями скелета.

На русском Севере несколько лет назад археологи обнаружили курган, в котором костные останки человека были расположены внутри, так сказать, во чреве обгоревшей до углей деревянной женской фигуры очень больших размеров - длиной около 4 метров. Почему же?

Нам сегодня это может показаться дикостью, но не стоит торопиться с выводами. У подобных действий имелась своя философия и идеология. В древние времена люди иначе воспринимали понятия бренности существования и ее антипода - вечности. Плоть являлась временной оболочкой, а кость, в отличие от нее - связанной с понятиями воскрешения и перерождения души.

Таким образом, костяная нога Бабы Яги есть не что иное, как демонстрация причастности к вечному, а не только противоположности жизни и смерти, ведь предки наши глубоко верили в посмертное существование, иначе не оказались бы столь живучими предания о реках Стикс и Смородине.

И, кстати, не часто, но все же встречаются сказки, в которых нога у лесной бабуси - золотая. Надо сказать, что согласно древнейшим поверьям индоевропейцев, как раз в стопе заключалась живая душа человека, точнее, в особой маленькой косточке, расположенной там и спрятанной под плотью. Отсутствие плоти на ноге указывало на то, что обладатель подобной конечности - не человек, а дух.

Избушка Бабы Яги: откуда у нее курьи ножки и поворотное устройство?

Примечательные особенности жилища знаменитой герои народных сказок, обретавшейся в лесной глухомани, известны всем: во-первых, она стояла на курьих ножках, во-вторых, была способна поворачиваться минимум на 180 градусов. Были ли реальные прототипы этих характеристик в архитектурных сооружениях наших предков? Давайте разбираться.

Курьи ножки

Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!

Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных - то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы и т.п.

Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной). Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

Внутри находилась деревянная кукла иттарма - вместилище души предка - в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом». Только ли чудом можно объяснить подобное?

Поворотный механизм

Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры - те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.

Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы? Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых, мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.

Иногда очень хочется, чтобы среди обыденных вещей в нашем доме был кусочек сказки. Самое интересное, что его можно сотворить своими руками — главное иметь желание и свободное время. Давайте сегодня смастерим избушку на курьих ножках. Нет, не покосившийся ветхий домик, а симпатишный милый уголок для Бабы-Яги, ведь не во всех сказках она злая и коварная.

Нам необходимо:

  • две бамбуковые салфетки разного оттенка;
  • гофрированный картон;
  • кабель с двумя жилами или плотная проволока;
  • пряжа молочного, желтого и коричневого цвета;
  • деревянные шпажки;
  • фоамиран черного и белого цвета;
  • акриловые краски и кисточка;
  • пеноплекс или пенопластовые бабины;
  • деревянный пенек;
  • пенопластовый гриб;
  • клеевой пистолет, секаторы, ножницы, карандаш, линейка.

Сначала определимся с размерами нашего домика. Сама избушка будет высотой 21 см плюс ножки высотой 12 см. Из гофрированного картона вырезаем стенки и дно домика таких размеров:

Отдельно вырезаем детали для крыши.

Каждый элемент избушки будем по отдельности обклеивать бамбуковыми палочками. Для этого распускаем салфетку.

Берем одну сторону и приклеиваем к ней палочки.

Клей наносим по всей длине, а не только по краям. Обидно будет, если какая-нибудь деталька со временем отскочит. Обязательно чередуем цвета. Когда вся стенка заклеена, обрезаем лишнюю длину палочек секаторами. Так обклеиваем четыре стороны домика и два треугольника крыши. Процесс конечно длительный и очень кропотливый, но результат того стоит.





Если по задумке у избушки есть двери и окошки, лучше их оформить сейчас — так удобнее работать, а готовый вариант будет аккуратнее. На одной из сторон намечаем желаемый размер дверей, в данном случае высота 8 см, ширина 6 см. Нарезаем палочки светлого цвета длиной 8 см и приклеиваем их вертикально. Из палочек темного цвета вырезаем окантовку дверей и также приклеиваем.

Из фоамирана черного цвета вырезаем квадрат со стороной 6 см, из белого вырезаем два прямоугольника размеров 1,5 см на 6 см. Один край делаем волнистым и приклеиваем наши шторки на черный квадрат. Заготовку приклеиваем на стену.

Светлыми палочками обклеиваем окошко по контуру и делаем перегородку.

Собираем домик: стенки вплотную прикладываем друг к другу и с внутренней стороны фиксируем скотчем.

Готовый короб склеиваем с дном. По всем швам можно для надежности подлить клей.

Склеиваем также каркас крыши избушки.

Приклеиваем к нему обклеенные треугольники.

Закрываем верхние срезы палочками темного цвета.

Приклеиваем крышу на стенки домика.

Разворачиваем к себе одну из сторон крыши, приклеиваем сверху и снизу две горизонтальные палочки длиной на 1,5 см больше с каждой стороны самой крыши. Обклеиваем всю часть палочками темного цвета.

Также обклеиваем и вторую сторону. Сверху на стыке двух половинок приклеиваем две светлые палочки, а между ними шпажку.

Вырезаем из гофрированного картона прямоугольник со сторонами 12 см на 17 см. Приклеиваем на него весь домик. Все углы обклеиваем тесьмой.

Обклеиваем светлыми палочками крыльцо нашей избушки. По контуру приклеиваем шпажки.

Приступаем к ножкам: кабель или проволоку разрезаем на отрезки по 17 см — 12 см оставляем на ножку, 5 см сгибаем на лапку. На каждую ножку нарезаем по три таких отрезка. На двух отрезках зачищаем кабель от оболочки, разводим жилы. На третьем отрезке зачищаем только край для когтя — не более 1 см.

Обматываем светлой пряжей коготки, фиксируем ее клеем. Причем центральный палец будет из двух жил разных отрезков.

Обматываем пряжей желтого цвета крайние пальцы.



В последнюю очередь обматываем средний палец, дойдя до стыка трех пальцев, хорошо обкручиваем их и с наружной стороны и с внутренней.

Обкручиваем пряжей всю ножку. Далее берем кусок пеноплекса и вырезаем из него два цилиндра, но это достаточно сложно и трудоемко. Гораздо проще взять две бобины, на которые наматывают ленты. Их размер 5 см на 3 см.

Одеваем их на наши ножки.

И срезаем низ так, чтобы было похоже на настоящую ногу курицы.

Обматываем коричневой пряжей.

Вернемся к домику и добавим немного деталей. На фасад приклеиваем три кусочка шпажек длиной не более 1 см.

Берем полосу обычного картона размером 4 см на 8 см. Склеиваем ее.

Обклеиваем палочками темного цвета.

Шпажку длиной 10 см обклеиваем палочками с веника. Приклеиваем нашу ступу, а в нее метлу.

Мухоморы. Хорошо нагреваем пистолет, выдавливаем из него на глянцевую поверхность (можно взять обложку от альбомного листа) круглые капли клея. Оставляем их застывать. Снимаем, приклеиваем каждую шляпку на кусочек шпажки. Раскрашиваем красками.

На суровую нитку приклеиваем мухоморчики, а связку приклеиваем на избушку.

Еще немного грибов возле ступы.

И божьих коровок, процесс изготовления которых можно посмотреть в мастер-классе «Осенний топиарий ».

Теперь самое ответственное: необходимо приклеить ножки к избушке. Здесь главное удачно выбрать равновесие. Поэтому не поленитесь несколько раз ставить избушку на ножки, выбирая самый устойчивый вариант. Выбранное место обводим карандашом или фломастером, клей наносим на каждую и з ножек и поочередно их приклеиваем.

Приклеиваем избушку на пенек.

Мухоморов много не бывает.

На крышу приклеиваем сухой осенний лист.

Вот и в нашем доме есть кусочек сказки.


Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» - царства мертвых. В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная - та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство - загробный мир - при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Избушка на курьих ножках


В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги - это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках - домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями - казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Река Смородина и Калинов мост


Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа - Калинов мост. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом «раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через нее представлялся докрасна раскаленным. Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала «умереть». Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище - Змей Горыныч.

Змей Горыныч


В христианстве змей - это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея - одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч - символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.

Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня - один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже - с горами.

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» - сарацинами в Средневековье называли мусульман.

Кащей Бессмертный


Кащей (или Кощей) - один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость - непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок - «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).

Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей - обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, - это характеристики смерти.

Кащей - бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии. В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде. То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом - Змей Горыныч.

Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» - пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».

ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ. 1. Народно поэт. Сказочная избушка Бабы Яги. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… (Пушкин. Руслан и Людмила). 2. Пренебр. О маленьком, неприметном,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

КУРА, ы, ж. (устар. и обл.). Домашняя курица. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 ветхое строение (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Пирогом подперта, блином покрыта (сказочн.) Ср. Это что за избушка на курьих ножках? Да это сарай!.. Островский. Горячее сердце. 4, 2, 1. Ср. Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей. А.С. Пушкин. Руслан и Людмила. Ср. Иван Царевич … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

избушка на курьих ножках - 1) В русских сказках: избушка Бабы яги на куриных ногах. * Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей (Пушкин) 2) О лёгком, непрочном строении … Словарь многих выражений

Избушка на курьихъ ножкахъ, пирогомъ подперта, блиномъ покрыта (сказочн.). Ср. Это что̀ за избушка на курьихъ ножкахъ? Да это сарай!.. Островскій. Горячее сердце. 4, 2, 1. Ср. Избушка тамъ на курьихъ ножкахъ Стоитъ безъ оконъ, безъ дверей. А. С.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Избушка на курьих ножках - упоминается во мн. волшебных сказках, обычно находится в лесу, куда попадает герой. Типовые описания: избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом; на куриных лапках, на веретенных пятках. По смыслу повествования И.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

1. Фольк. Бревенчатый домик в лесу, где живет Баба Яга. Ф 1, 221; БМС 1998, 230. 2. Разг. Шутл. О ветхой и маленькой деревянной постройке. Ф 1, 221; БМС 1998, 230; СОСВ, 123; ЗС 1996, 134, 491; Верш. 4, 164. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон. Школа; здание … Большой словарь русских поговорок

См. ПРИСКАЗКИ …

- (из сказки). См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Книги

  • , . Набор для детского творчества раскроет способности вашего ребёнка. Развивает моторику, внимательность и усидчивость…
  • Избушка на курьих ножках. Модель из бумаги , . Таланты, как драгоценные алмазы, скрыты в каждом малыше, и долг любого родителя добыть их на поверхность. Присматривайтесь к своему ребенку, развивайте в нём творческое начало, занимайтесь…

В. Я. Пропп в своей работе "Исторические корни волшебной сказки" пишет:

"Идя "куда глаза глядят" и невзначай подняв взор, Иван видит необычайное зрелище, -- избушку на курьих ножках.

Некоторые сказки сообщают, что избушка эта "крутится", т. е. вращается вокруг своей оси. "Стоит перед ней избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается" (Аф. 235). "Стоит и вертитце" (К. 7). Такое представление получилось от неправильного понимания слова "повёртывается". Некоторые сказки уточняют: когда надо -- повёртывается. Повёртывается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить её повернуться, а для этого нужно знать и произнести слово. "По старому присловию, по мамкину сказанью: "Избушка, избушка, -- молвил Иван, подув на неё, -- стань к лесу задом, ко мне передом". И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка" (Аф. 560). "Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одна ноць ноцевать. Пусти прохожего" (К. 7).

Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена -- "без окон без дверей" -- вход с противоположной стороны. "У этой избушки ни окон, ни дверей, -- ничего нет" (17). Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через, сквозь избушку, и избушку нужно повернуть. Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой -- к царству, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка -- сторожевая застава. Это пограничное положение избушки иногда подчеркивается: "За той степью -- дремучий лес, а у самого лесу стоит избушка" (140). "Стоит избушка -- а дальше никакого хода нету -- одна тьма кромешная; ничего не видать" (272). Иногда она стоит на берегу моря, иногда -- у канавы, через которую надо перепрыгнуть. Из дальнейшего развития сказки видно, что яга иногда поставлена стеречь границу стоящими над ней хозяевами, которые ее бранят за то, что она пропустила Ивана. "Как смела ты пропустить негодяя до моего царства?" (172) или: "Для чего ты приставлена?" (176). На вопрос Царь-Девицы "Не приезжал ли тут кто?", она отвечает: "Что ты, мы не пропускаем муху".

В объяснение образа вращающейся избы можно напомнить, что в древней Скандинавии двери никогда не делались на север. Эта сторона считалась "несчастной" стороной. Наоборот, жилище смерти в Эдде (Настранд) имеет дверь с северной стороны. Этой необычностью расположения дверей и наша избушка выдает себя за вход в иное царство. Жилище смерти имеет вход со стороны смерти.

Будем следить за действиями героя дальше. Избушка повернулась, и герой в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится" (Аф. 137). "Русський дух ко мне в лес зашол!" (Сев. 7). Или короче: "Фу, как русска кость воня" (Аф. 139). На этой детали надо остановиться. Она очень существенна.

Афанасьев не ошибся, утверждая, что запах Ивана есть запах человека, а не русского. Но его утверждение можно уточнить. Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мёртвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мёртвые узнают живых по запаху. Этот запах живых в высшей степени противен мертвецам. По-видимому, здесь на мир умерших перенесены отношения мира живых с обратным знаком. Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым. Как говорит Фрэзер, живые оскорбляют мертвых тем, что они живые (Frazer 1933, 143). Соответственно в долганском фольклоре: "Умертвили того человека за то, что пришел к ней с повадками, со словами своего мира" (Долганский фольклор 169). Поэтому герои, желающие проникнуть в иной мир, иногда предварительно очищаются от запаха. "Два брата пошли в лес и остались там скрытыми в течение месяца. Каждый день они купались в озере и мылись сосновыми ветками, пока они не стали совсем чистыми и нисколько не распространяли запаха человека. Тогда они поднялись на гору Куленас и нашли там дом бога грома" (Boas 1895, 96, cf41).

Всё это показывает, что запах Ивана есть запах живого человека, старающегося проникнуть в царство мёртвых. Если этот запах противен яге, то это происходит потому, что мёртвые вообще испытывают ужас и страх перед живыми. Ни один живой не должен переступать заветного порога. В американском мифе мертвецы так пугаются, увидев живого в своей стране, что они кричат: "Вот он, вот он" и прячутся друг под друга, образуя высокую кучу (Dorsey 1904, 75). Есть некоторые сведения, что в обряде посвящения неофиты подвергались омовению, чтобы освободиться от "женского запаха" (засвидетельствовано в бывшей Британской Новой Гвинее (Nevermann 1933, 66)).

Яга при приходе Ивана находится в избушке. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". (Аф. 102). "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос" (137). Но как понимать "нос в потолок врос"? И почему яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она -- мертвец.

Если это наблюдение верно, то оно поможет нам понять одну постоянную черту яги -- костеногость. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.

Итак, Ивана яга узнаёт как живого по запаху. Но есть ещё другая причина, почему яга воспринимает Ивана по запаху. Хотя в русской сказке этого никогда не говорится, но всё же можно установить, что она слепая , что она не видит Ивана, а узнаёт его по запаху. Точно так же и в гоголевском "Вие" черти не видят казака. Черти, могущие видеть живых, это как бы шаманы среди них, такие же, как живые шаманы, видящие мёртвых, которых обыкновенные смертные не видят. Такого шамана они и зовут. Это -- Вий (ср. Аф. 137, 3В 100)."

Теперь подведём итог. Яга - это шаманка, лежащая в деревянном гробу в лесу. Гроб этот представляет собой ствол дерева, распиленный вдоль на две половинки, выдолбленные топором внутри. В одну половинку клали тело яги, а другой половинкой закрывали сверху. Затем в лесу спиливали два или четыре близко стоящих дерева на высоте приблизительно трёх метров, делали на спиленных деревьях помост и закрепляли гроб на этом помосте. Вот, в принципе, и вся "избушка на курьих ножках". Отсюда понятно, откуда у Бабы-яги ступа: это ни что иное как гроб форме круглой колоды.

Не всем сегодня известно, но далёкие предки европейских славян и их соседи когда-то, ещё до погребальных костров, хоронили своих усопших подобным образом. Отсюда и идут русские народные сказки, например, о царевне, спящей в хрустальном гробу, подвешенным на цепях. А если вспомнить под этим углом описание «избушки на курьих ножках» и «бабы яги - костяной ноги», у которой «нос уперт в потолок, голова - в стену, ноги - в дверь», то становится ясно, что речь именно о воздушном погребении.

Наши далёкие предки хоронили покойников в долблёных дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопшихю)

С распространением христианства эта древняя языческая традиция у славян пресеклась, и тогда на смену захоронениям в долблёных колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Аа вот у сибирских народов эта традиция сохранялась ещё очень долгое время.

Для сооружения арангаса саха (а также эвенки, юкагиры, эвены) выбирали четыре рядом стоящих дерева, отпиливали им вершины и на высоте примерно 2-х метров соединяли перекладинами. На эти перекладины и устанавливался гроб, представлявший из себя выдолбленную колоду из двух половинок цельного и достаточно толстого ствола. Специальные фиксаторы и клинья плотно прижимали верхнюю часть колоды к нижней и неподвижно закрепляли весь гроб на помосте. Иногда, чтобы корни деревьев меньше прогнивали, их обнажали, снимая сверху дерн и действительно превращая их в «курьи ножки». Образцы таких захоронений можно увидеть в Музее Дружбы под открытым небом в с. Соттинцы Усть-Алданского улуса.

Могущественных шаманов, как отмечает Р. И. Бравина, якуты перехоранивали трижды. «Родственники по мере обветшания и разрушения могилы шамана должны были трижды «поднимать его кости», т.е. трижды повторить похороны. Согласно преданиям, при этом обновлялись арангас и одежда, приносились в жертву кони определенной масти. Обряд проводился при посредстве трех, шести и девяти шаманов. Такой обряд сохранился у якутов до XX в., даже известны единичные случаи повторного захоронения шамана, совершенные в 30-х гг.

И. С. Гурвич отмечает, что «до недавнего времени в верховьях Омолон, по Бытантаю (Саккырырский район Якутии), еще стояли арангасы - погребения на столбах». Он, по словам своих информаторов-тюгясиров (ламунхинская группа эвенов), пишет, что на лабазах хоронили до того, как эвены были крещены, т. е. до середины XIX в. «Шаманов хоронили и позже не в земле, а в сайбах - наземных срубах в виде небольшого ящика с крышей, внутри сруба помещали гроб. Около поселка Тюгясирского наслега сохранилась разрушенная сайба. При покойнике были копье, лук, стрелы, посох».

На Русском Севере долго сохранялся обычай захоронения покойников в домовинах, которые функционально являются той же эвенкийской сайбой, или якутского арангасом, или дольменом, или "избушкой на курьих ножках".

А у старообрядцев и до сих пор сохранилась эта древнейшая традиция.

Это карельские домовины.

Они уже лежат на земле.

А эти "дома мёртвых" в Архангельской области уже наполовину вросли в землю.

С распространением христианства покойников стали предавать земле, но на Севере всё равно до сих пор сохранился обычай сооружения надгробных памятников в виде домовин.

Игуменское кладбище на о. Валаам