Выражение понедельник начинается с вешалки. Значение театр начинается с вешалки в справочнике по фразеологии

«Если не знать истории,
то не будешь знать как с ней бороться в будущем».

Александр Каргин-Уткин

Существуют две очень известных фразы, истоки и историю которых нужно знать любому человеку искусства.

Очень надеюсь, что этот краткий экскурс будет вам полезен в настоящем и будущем. Ведь одна фраза - это ваша образованность, а вторая - это развитие вашего дела)

Что за странные слова!?
«Не верю!» и «Театр начинается с вешалки».

«Не верю!» Станиславского

Думаете это его садистские наклонности и высокие требования? Как бы не так!
Хотя, скажу я вам, Станиславский был далеко не мягко сердечным режссёром.

«Не верю!» было для К.С. лишь как индикатор искусства переживания, цель которого в первую очередь достучаться и заразить зрителя, полностью эмоционально подключить его к происходящему в спектаклю. Хотя сам К.С. не оставил подробного объяснения, его ученик Н.М. Горчаков - так же прекрасный режиссер и автор книг о Станиславском и Вахтангове, как и многих других, описал отношение К.С. к его «Не верю!». Привожу цитату из Горчакова «Режиссерское уроки Станиславского»:

«Теперь о моем обычном замечании: «не верю!»
Прежде всего я хотел бы, чтобы вы все поняли, что я его произношу не от своего лица, не от сверхтребовательного уха и глаза режиссера или от какого-то режиссерского каприза (я знаю, что и в этом меня обвиняют), а только от лица зрителя (подчеркивает интонацией К. О). От лица того простого зрителя двадцатого спектакля, которого я всегда ощущаю присутствующим рядом со мной на всех репетициях, в каком бы помещении они ни происходили.
Если я как самый обыкновенный зритель двадцатого или тридцатого спектакля (не зритель премьеры и не зритель генеральных репетиций для «пап и мам») не верю в то, что происходит передо мной на сцене, в то, что говорит актер, как он относится к тому или иному событию, как он переживает тот или иной момент по роли, то только в этом случае я от имени моего соседа-зрителя бросаю вам, как режиссер реплику: «не верю!»»

«Поймите, что я в эту минуту отмечаю в ваших мыслях, действиях и чувствах актера не какие-либо особенные, трудноуловимые тонкости актерской игры, а самые простые ошибки в логике вашего поведения на сцене или в логике ваших внутренних ощущений и отношений к определенному событию пьесы.
Принимайте мое «не верю» спокойно, делово… доверчиво!
Прошу прощения за плохой каламбур!»

То есть «Не верю!» Станиславского, это не клеймо плохой игры, а простые ошибки, так сказатьдырки в игре актера, где он внутренне не доработал, не заполнил нужным образом роль. Поэтому характер этого высказывания вовсе не оскорбителен.
Актер должен быть благодарен, если его режиссер может видеть такие «простые» дырки в игре. Ведь только «Не верю!» поможет ему сделать игру чистой и достигающей душу зрителя.
Проще говоря, если режиссёр может видеть эти дырки, фальш, нелогичность - он может вам об этом сообщить, а вы - исправить.
Только так так можно достигнуть профессионализма!

«Театр начинается с вешалки»

Вообще эта фраза скорее относится и не к Станиславскому, а к Немировичу-Данченко. Ведь именно Немирович-Данченко совместно с К.С. ввели в МХТ культуру поведения в театре.

Раньше в театре не раздевались, можно было есть в зале и соблюдение тишины вовсе не являлось обязательным правилом. В театр приходили общаться, показывать себя друг другу.
Условия для актеров так же был на очень низком уровне: закулисные помещения были общими, не было отдельных гримерных, мест для подготовки к выходу и т.д.
Первое время Немировичу-Данченко приходилось лично перед спектаклем выходить на сцену и просить у зрителей убрать семечки и отнестись с уважением к актерам.

Поэтому фраза «театр начинается с вешалки» означает высокую культуру театра, что театр - храм искусства.

А вы об этом знали? Как вы думали раньше? Как до этой статьи вы относились к этим фразам?

Изучайте историю, это фантастика!)

Театр начинается с вешалки

Театр начинается с вешалки
Приписывается одному из основателей Московского Художественного театра Константину Сергеевичу Станиславскому (1863-1938). Но нигде в его сочинениях это выражение не встречается, как и в воспоминаниях современников о нем. Вероятно, оно сложилось на основе следующего места из письма К. С. Станиславского к иеху гардеробщиков МХАТ (23 января 1933 г.), которое он написал, отвечая на их приветственный адрес к его семидесятилетию: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей...» (Станиславский К. С. Собр. соч. Т. 8. М., 1961).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Театр начинается с вешалки

Афоризм одного из основателей Московского Художественного театра К.С. Станиславского (1863-1938). В его сочинениях такого афоризма нет, но устная традиция приписывает его ему. Близкая по мысли к этому афоризму фраза имеется в письме К.С. Станиславского к цеху гардеробщиков МХАТ от 23 января 1933 г. Отвечая на приветствие в день его семидесятилетия, он писал: "Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей..."

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Театр начинается с вешалки" в других словарях:

    ВЕШАЛКА, и, род. мн. лок, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Театр начинается с вешалки - крыл. сл. Афоризм одного из основателей Московского Художественного театра К. С. Станиславского (1863 1938). В его сочинениях такого афоризма нет, но устная традиция приписывает его ему. Близкая по мысли к этому афоризму фраза имеется в письме К … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    театр начинается с вешалки - слова Станиславского из письма к цеху гардеробщиков МХАТа от 23 янв. 1933 г.: “ Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих… … Справочник по фразеологии

    Кажется, с прошлого века театр как зрелищное учреждение ничем не изменился. Даже театральные помещения полуторавековой давности используются, как прежде. Да, сцена (если не считать вертящийся круг), зрительный зал, фойе остались… … Энциклопедия русского быта XIX века

    театр - I. ТЕАТР а, м. théâtre, нем. Theater, лат. theatrum <гр. theatron место для зрелищ, зрелище. 1. Помост, театральные подмостки, сцена. Порожжее место между феатром <сценой> и чуланчиками <ложами> называется партер, и там то весь… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - «Всемирный день театра» Большой театр … Википедия

    ВЕШАЛКА, и, род. мн. лок, жен. 1. Планка или стойка для вешания платья, головных уборов. Деревянная в. В. из оленьих рогов. Снять пальто с вешалки. Повесить пальто на вешалку. 2. То же, что плечики. Костюм сидит как на вешалке (широк, болтается) … Толковый словарь Ожегова

    СТАНИСЛАВСКИЙ К.С. - Русский актер и режиссер, теоретик сценического искусства. Настоящая фамилия Алексеев. Константин Сергеевич Алексеев родился в 1863 г. в Москве* в семье, принадлежавшей к кругу крупных русских промышленников. В 1881 г. окончил Лазаревский… … Лингвострановедческий словарь

    ГОУ средняя общеобразовательная школа № 1931 Административный корпус ш … Википедия

    Высшая лига 2010 Сезон 24 й Место проведения Центральный академический театр Российской армии, Концертный зал «Академический» (полуфиналы и финал), Москва Название сезона Сезон мечты … Википедия

Книги

  • Закулисье Олимпийских игр. Записки олимпийского волонтера , Екатерина Енгалычева. Театр начинается с вешалки, а Олимпийские игры? С решения Международного олимпийского комитета, передачи олимпийского флага следующей стране-хозяйке или зажженияолимпийского факела? Наверное,…

Все без исключения работники театра являются сотворцами спектакля. Тот, кто в той или иной мере, портит общую работу и мешает осуществлению основной цели искусства и театра, должен быть признан вредным.

Если в театре холод, грязь, беспорядок, начало задерживается, спектакль идёт без должного воодушевления, – настроение зрителей падает и благодаря этому основная мысль и чувства поэта, композитора, артистов и режиссёров не доходят до них, им не для чего было приходить в театр, спектакль испорчен, и театр теряет своё общественное, художественное, воспитательное значение.

Если по тем или иным причинам репетиция окажется не продуктивной, – те, кто помешали работе, вредят общей, основной цели. Творить можно только в соответственно необходимой обстановке, а тот, кто мешает её созданию, – совершает преступление перед искусством и обществом, которому мы служим. Испорченная репетиция ранит роль, а израненная роль не помогает, а мешает проведению основной мысли поэта, т.е. главной задаче театра.

Нужно ценить каждого человека, не смотря, чем он занимается, и какую должность занимает. Каждый человек хочет к себе должного внимания и отношения. Нужно напоминать людям об их значении и благодарить за их работу и приложенный труд.

Надо, чтобы зритель, актёр и каждый имеющий отношение к театру входил в него с особым чувством благоговения. Надо, чтобы зритель, отворяя двери театра, проникался соответствующим настроением, которое помогает, а не мешает восприятию впечатления. Какое огромное значение для спектакля имеет настроение за кулисами и в зрительном зале.

Самое страшное и непобедимое - это когда зритель шумит, разговаривает, ходит и особенно, кашляет во время действия. Чтобы приучить зрителя к дисциплине, необходимой спектаклю, чтобы заставить его до начала сидеть на местах, быть внимательным, не кашлять, надо прежде всего чтобы театр заслужил уважение, чтобы зритель чувствовал, как ему надлежит себя держать.

Всякий, кто портит нам земной рай – жизнь в театре, должен быть либо удалён, либо обезврежен. А мы сами должны заботиться о том, чтобы сносить в театр со всех сторон только хорошие, бодрящие, радостные чувства. Здесь всё должно улыбаться, так как здесь занимаются любимым делом. Пусть об этом помнят не только актёры, но и администрация, с её конторами, складами и проч. Она должна помнить, что здесь не амбар, не лавки, не банки, где люди из-за наживы готовы перегрызть друг другу горло.

Зритель чувствует всё, что происходит за закрытым занавесом. Беспорядок, шум, крик, стук во время антракта, сутолока на сцене передаются в зрительный зал и тяжелят самый спектакль. Напротив: порядок, стройность, тишина там, за закрытым занавесом, делают спектакль лёгким. Конечно же, интриги, сплетни, которыми славится театр – без них хорошо, нельзя же исключить талантливого человека потому, что у него дурной характер, потому, что он мешает благоденствовать другим. Несомненно, таланту всё прощается, но его недостатки должны быть обезврежены другими артистами. Когда в театре появляется такой, опасный для всего организма микроб, надо сделать всему коллективу прививку, для того, чтобы развить обезвреживающий антитоксин, при котором интрига гения не нарушает общего благополучия жизни театра.

На самом деле знаменитая фраза великого педагога и режиссера Станиславского о вешалке и театре звучала совсем по-другому. В оригинале мэтр написал довольно длинное благодарственное письмо гардеробщикам МХАТа, поздравившим его с юбилеем. В нем были слова признания важности их труда, помогающего создавать для зрителей особую атмосферу задолго до начала спектакля.

Со временем этот абзац письма трансформировался в то самое всем известное выражение о театре, который начинается с вешалки. А в сознании граждан прочно укоренилась мысль, что речь идет именно о вешалке, служащей временным пристанищем курток и пальто. Мол, она должна быть не только удобной, но и красивой, настраивающей на определенный лад.

И это действительно так! Вешалка - один из первых предметов, встречающих хозяев дома и их гостей. Поэтому в немалой степени именно от нее будет зависеть, как воспримется весь интерьер помещения в целом.

Для многих вешалка может стать вполне уместным подарком, если подойти к выбору с тщанием. Ведь из всего многообразия подобных товаров предстоит отыскать модель, которая гармонично впишется в обстановку и будет отличаться качеством и надежностью.

Виды вешалок

Какой-то общепринятой строгой классификации вешалок не существует. Но по назначению их легко можно разделить на две большие группы: вешалки для хранения вещей в шкафу и для хранения одежды, так сказать, вне оного.

В первую группу входят обычные вешалки-плечики, представляющие собой изогнутую планку с крючком посредине. Благодаря им вещи не мнутся во время хранения в шкафу. Одежда надевается на планку, расправляется, и вся конструкция за крючок цепляется на перекладину в платяном шкафу.

Чтобы рубашки, брюки и платья были, как свежевыглаженные, стоит запастись плечиками разных видов. Например, для юбок и брюк выбрать вешалки со специальными зажимами. Растягиваете любимые брючки по талии, прищепками прихватываете по бокам - и в шкаф. Гораздо удобнее, чем пользоваться плечиками с перекладиной, от которой на штанинах или полах юбки остаются поперечные заломы.

Для платьев, топов и нижнего белья производятся вешалки с крючками или выемками на планке. За них аккуратно цепляются бретельки либо специально вшитые в некоторые вещи крепления-петли, после чего плечики можно убирать в гардероб.

Вешалки второй группы, предназначенные для хранения вещей вне шкафа, сами по себе являются мебелью. Это настенные, напольные и даже потолочные конструкции, на которые мы вешаем куртки, пальто и плащи, когда входим в учреждение или возвращаемся домой.

Описать разнообразие их конструкций практически нереально. Есть угловые напольные вешалки с комодом, настенные с полочкой для головных уборов, крепящиеся к потолку металлические каркасы с крючками на них и многие другие.

Появляются целые поворотно-сдвижные системы. Состоят они из стойки с колесиком внизу и перекладины, которая может двигаться по направляющим на стене. Вся конструкция может быть прижата к стене и служить вешалкой всего для двух-трех курток. Когда приходят гости, стойка легко выдвигается на середину прихожей и верхняя одежда развешивается на крючки с двух сторон перекладины.

Материалы и качество

В материалах, из которых изготавливаются современные вешалки, наблюдается такое же разнообразие, как и в модельном ряду. Это различные виды пластика, металла, дерева и всевозможные комбинации из них. Материал можно выбирать любой: у всех есть свои минусы и плюсы.

Например, деревянные плечики. Красивые, натуральные, прочные. На них можно повесить легкие блузки-сорочки и тяжелые пиджаки-куртки, прогибаться под ними они не будут. Зато малейший дефект в покрытии дерева со временем может привести к тому, что оно начнет сохнуть, становиться шершавым и портить деликатные ткани.

Выбирая деревянные вешалки для шкафа, отдавайте предпочтение лакированным или крашеным моделям. Ошкуренные, пусть даже максимально гладкие, лучше не приобретать. Перед покупкой несколько раз проведите пальцами по планке в одну и другую сторону. Если лак или краска нанесены качественно, ни малейших неровностей вы не почувствуете.

Пластиковые плечики никогда не оставят зацепок на ткани. Зато с их гладкой поверхности вещи частенько соскальзывают. Чтобы избежать этого, отдавайте предпочтение плечикам, снабженным силиконовыми накладками-ограничителями.

Такие же накладки можно встретить на металлических вешалках. Они обычно лишены недостатков деревянных плечиков, но могут оказаться слишком тяжелыми для перекладины в шкафу. Падение не будет грозить ей, если развесить на металлических вешалках часть вещей, для остальных выделив пластиковые или деревянные.

Вешалки для прихожей чаще всего изготавливаются из комбинированных материалов. К таковым формально можно отнести любые подобные изделия с деревянным каркасом и пластиковыми либо металлическими крючками.

К слову, оба материала гладкие и одежда, повешенная на них не за специальную петельку, а просто за ворот, будет сползать и падать. Поэтому лучше, если крючки будут крупные, чуть загнутые. Кстати, количество крючков тоже имеет значение. Когда их слишком много, вещи висят вплотную друг к другу или внахлест, сильно мнутся. Если же расстояние между крючками составляет около 10 см или чуть больше, вешалка будет намного удобнее в использовании.

Во всем остальном выбор вешалок для прихожей должен быть продиктован качеством отдельно взятой модели, ее дизайном, размером места для нее в квартире будущего владельца и особенностями его вкуса. Кто-то предпочитает изысканные напольные дизайнерские конструкции из бамбука, кому-то по душе массивные изделия из натурального дерева, а в чьей-то гардеробной комнате давно не хватает передвижной вешалки.

Но главное в выборе вешалки, конечно же, ее качество. Это мебель, которая будет постоянно подвергаться нагрузкам, что необходимо учитывать при покупке. Поэтому тщательно проверяйте все стыки и сочленения вешалки, подергайте крючки. Если поддаются, значит, разогнутся в будущем, так что переходите к исследованию другой модели.

Осмотрите, как приделаны декоративные элементы изделия, качество лака на них и самой вешалке. Простую напольную модель с крючками со всех сторон нагрузите с одной стороны и проверьте на устойчивость. Передвижную покатайте по полу, причем попытайтесь сделать это, задействовав фиксаторы на колесиках (если они есть). Покатилась - переходите к проверке другого экземпляра. Все предусмотреть вряд ли удастся, но если недочеты будут заметны уже при выборе, покупать такую вешалку неразумно.

Кому в подарок выбрать

Современные вешалки могут быть практичными, надежными и неожиданно красивыми. Ассортимент представлен моделями самых разных стилей, способными стать настоящим украшением интерьера. Так что они будет достойным подарком, особенно для тех, кто считает неуместным дарить бесполезные вещи.

Новая деревянная вешалка в стиле ретро может порадовать консервативных старших родственников. Сдвижная конструкция из металла и пластика с множеством выдвигающихся деталей не будет загромождать пространство небольших офисов, но примет всю одежду сотрудников. Дети по достоинству оценят напольные или яркие настенные вешалки, украшенные фигурами любимых мультипликационных персонажей.

Подросткам, увлекающимся спортом, можно подарить специальную вешалку для просушки и хранения спортивной формы (особенно актуально для подрастающих хоккеистов). Она представляет собой нечто среднее между манекеном и традиционной напольной вешалкой. Аналогичные конструкции разработаны для хранения костюмов - это просто находка для счастливых обладателей гардеробной комнаты.

Коллегам вполне можно подарить складные плечики, которые удобно брать в поездки, творческим людям - оригинальные дизайнерские вешалки самых разных форм и размеров. Это и буквы с крючками (из них можно составить имя владельца или пожелание ему), и ветки деревьев (деревянные, кованые, пластиковые), и гибриды с креслами, и многое другое. А вот оленьи рога, в прошлом считавшиеся шикарной и стильной вешалкой, дарить не стоит - плохая примета, да и красота сомнительная.

Конечно, для дня рождения такой подарок будет мелковат, а вот в качестве презента на профессиональный праздник, годовщину свадьбы (деревянная вешалка на деревянную свадьбу, с коваными чугунными деталями - на чугунную и так далее) подойдет отлично. А на новоселье лучше подарка просто не придумать! Красивая, качественная, надежная, выбранная с вниманием, она задаст тон всему остальному интерьеру, уже в прихожей создавая атмосферу уюта. Ведь не только театр начинается с вешалки!

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Театр начинается с вешалки

Театр начинается с вешалки

Приписывается одному из основателей Московского Художественного театра Константину Сергеевичу Станиславскому (1863-1938). Но нигде в его сочинениях это выражение не встречается, как и в воспоминаниях современников о нем. Вероятно, оно сложилось на основе следующего места из письма К. С. Станиславского к цеху гардеробщиков МХАТ (23 января 1933 г.), которое он написал, отвечая на их приветственный адрес к его семидесятилетию: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей...» (Станиславский К. С. Собр. соч. Т. 8. М., 1961).

Из книги Современный дизайн газет автора Картер Мишель А

Из книги Знаменитые киллеры, знаменитые жертвы автора Мазурин Олег

ИСТОРИЯ НАЧИНАЕТСЯ Итак, 882 год. Древняя Русь. Вещий Олег со своими дружинниками спускается по Днепру к городу Киеву, чтобы завоевать его. Для этого задумывается целая спецоперация. Олег посылает вперед ладью с отрядом отборных воинов, переодетых в греческих купцов. Те

Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

Театр Медокса (Петровский театр) Меккол Медокс (1747–1822) родился в Англии, с 1766 года жил в России. В 1767 году еще выступал в Петербурге как «английский эквилибрист», а в 1776 году показывал в Москве «механические и физические представления». В чем была суть этих представлений,

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Театр РСФСР. Первый и театр имени Мейерхольда (ТИМ) Театр РСФСР Первый - достаточно фантастическое предприятие, рожденное революцией 1917 года. Фантастическое потому, что слава его была весьма обширна, несмотря на то, что всего только один сезон (1920–1921) этот театр

Из книги Большая новейшая энциклопедия рыбалки автора Горяйнов Алексей Георгиевич

Анти-театр, или Театр Насмешки Анти-театр, или Театр насмешки - это французский театр новых драматургов. Драматургов, применительно к которым с начала 50-х годов XX века критика стала говорить об „авангарде“. „Театр насмешки“ - это метафора, подчеркивающая ироничный и

Из книги Как написать повесть автора Воттс Найджел

Театр начинается с вешалки Приписывается одному из основателей Московского Художественного театра Константину Сергеевичу Станиславскому (1863-1938). Но нигде в его сочинениях это выражение не встречается, как и в воспоминаниях современников о нем. Вероятно, оно сложилось

Из книги Современная энциклопедия бани автора Доминов Эдуард

Волга начинается с Волго? Если миновать город Осташков и по дороге на Ржев свернуть возле деревни Сорокино в сторону, то уже очень скоро можно оказаться у этого живописнейшего русского озера. Со сказочных его берегов открываются взору все красоты Валдайской

Из книги Вокруг Петербурга. Заметки наблюдателя автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Когда начинается повествование? Бывает, что с этим сомнений нет. Однако, если действие разыгрывается на протяжении многих лет, с эти могут быть проблемы. С чего начать - с биографии героя или сразу окунуться в вихрь событий? Если речь идет о выборе подходящего момента,

Из книги Кресла, стулья, столы, этажерки и другая плетеная мебель автора Подольский Юрий Федорович

Из книги Шкафы-купе, прихожие, горки, стенки, полки, комоды и другая сборная мебель автора Подольский Юрий Федорович

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Циклическая диета автора Мальков Р. Е.

Из книги Как заработать, если умеешь писать автора Горюнова Ирина Стояновна

С чего начинается самооборона? Каждый человек должен уметь защищать себя. Но это совсем не значит, что надо сразу же махать кулаками, если тебя кто-то случайно задел или толкнул. И даже если это произошло не случайно, то и тогда сначала надо посмотреть, нельзя ли избежать

Из книги Написать свою книгу: то, чего никто за тебя не сделает автора Кротов Виктор Гаврилович

Красота Начинается Изнутри

Из книги автора

С чего начинается писатель Не все студенты, приходящие в Литературный институт, становятся писателями или сценаристами. Для начала новичкам вбивается в голову одна простая мысль: СОВЕТ:«Если можешь не писать – не пиши»Не трать время, пойми, что писатель – профессия