Платонов песчаная учительница анализ. Андрей Платонов

План-конспект

Урока литературы.

Тема: «Идея доброты, отзывчивости в рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница»

6 класс

Учитель: Мочалова Т.Н.

Цель урока: 1) продолжить работу над рассказом (прочитать и разобрать 4 и 5 главы); 2) формировать навыки связной речи учащихся, добиваясь развернутого ответа на поставленные вопросы, продолжить работу над формированием умения работать с текстом; 3) выявить основные черты характера героини; 4) воспитывать чувства сопереживания, стремления быть добрым и отзывчивым к окружающим.

Оборудование: плакат с изречением, толковый словарь русского языка, карточки.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока .

Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над рассказом А.П. Платонова «Песчаная учительница», остановимся на том, как выразил автор идею доброты, отзывчивости.

3. Проверка домашнего задания.

А) Карточки (2 человека работают на месте)

Б) Беседа с классом по вопросам.

1) Чем интересна личность А.П. Платонова?

2) Что мы узнали о Марии Никифоровне, что героиня рассказала, из прочитанных глав? (Ей 20 лет. Она родилась в небольшом городке Астраханской губернии. Её отец - учитель. Когда ей исполнилось 16 лет, он отвез её в Астрахань на педагогические курсы. После окончания Марию Никифоровну назначили учительницей в село Хошутово, которое находилось на границе с мертвой среднеазиатской пустыней).

3) Прочитайте, что увидела Мария Никифоровна, приехав в Хошутово? (2 гл.)

4) Как проходило ученье? (стр.128)

5) Почему жители Хошутова относились к школе равнодушно? Найдите ответ в тексте. (стр. 129)

6) Как могла поступить Мария Никифоровна в этой обстановке? (Все бросить и уехать на родину. Или остаться и учить тех, кто придет в школу. Или пытаться убедить крестьян в том, что учиться их детям в школе необходимо)

7) Какое решение она приняла? (конец 3 главы, стр. 129)

8) Как это решение характеризует её? (Она человек неравнодушный, деятельный, стремящийся помочь другим)

4. Запись темы урока.

Итак, мы продолжим работу над рассказом, выясним, как решает автор проблему идеи доброты, отзывчивости. Чтобы это хорошо понять, надо посмотреть внимательно на каждое слово темы, подумать, что оно значит.

1) Индивидуальное задание. Толкование значение слов а) идея (многозначное слово) – основная, главная мысль произведения; б) доброта -душевное расположение к людям, отзывчивость, стремление делать добро другим; в) отзывчивость – свойство по прилагательному «отзывчивый» (многозначное) – быстро, легко отзывающийся на чужие нужды, просьба, всегда готовый помочь другому, т.о. отзывчивость – готовность помочь другому.

Значит, основная мысль рассказа – стремление, готовность Марии Никифоровны помочь другим.

5. Изучение нового материала

1) Индивидуальное задание.

- Проследим по тексту, прочитав 4 главу , как Платонов раскрывает идею своего рассказа.

- Беседа по содержанию прочитанного.

1) Как изменился облик села, жизнь крестьян, их отношение к школе и друг другу через 2 года?

2) Благодаря каким качествам Марии Никифоровны это произошло?

(благодаря доброте, знаниям, упорству, настойчивости, целеустремленности, трудолюбию, вере в людей)

2) Индивидуальное задание.

-Прочтите 5 главу.

- Беседа по содержанию прочитанного .

1) Какая беседа случилась в Хошутове на 3-й год жизни там Марии Никифоровны? Прочитайте, как стала выглядеть степь через трое суток после прихода кочевников? (стр. 131)

2) Что заставило Марию Никифоровну пойти к вождю кочевников? (Был уничтожен труд 3-х лет)

3) Давайте перечитаем (по лицам) спор Марии Никифоровны с вождем кочевников. Кто из них прав в этом споре?

Вывод учителя: Действительно, каждый в этом споре прав по- своему. Трудная жизнь у жителей Хошутова, и только-только она начала обустраиваться, пришли кочевники и все уничтожили. Но ведь не менее трудна и жизнь кочевников, живущих в степи. Давайте вспомним историю о сотворении мира, о которой мы говорили на факультативе «Основы православной культуры».

А) Кто создал Землю (Бог)

Б) Бог ли создал пустыню, непригодную для жизни? (Бог создал Землю как рай, т.е. все должны были быть одинаково счастливы)

В) Откуда же возникла пустыня, где нельзя жить? (Это наказание за грех, который человек совершит много лет спустя.)

Вывод учителя: Вождь кочевников умён и вызывает наши симпатии. Наверное, многие поколения кочевников уже почти искупили грех, и не за горами то время, когда их жизнь станет намного легче.

4) Почему завокроно сказал Марии Никифоровне, что теперь в Хошутове обойдутся без нее? (У нее было много друзей – помощников. Крестьяне узнали, что можно жить намного лучше, чем они жили прежде)

5) Почему именно Марии Никифоровне предложил завокроно поехать в Сафуту? (Она хотела помогать людям, добивалась поставленной цели, хотела изменить жизнь в пустыне)

6) Прочитайте, о чем задумалась Мария Никифоровна после слов завокроно. Перед каким жизненным выбором встала она? (Жить среди осевших кочевников в пустыне или создать семью)

7) Найдите ответ Марии Никифоровны. Как вы поняли её слова: «Приеду не по песку, а по лесной дороге?» (Она сделает все возможное для озеленения пустыни)

8) Её слова несколько удивили завокроно, и сказал: «Мне жалко как-то вас…» А надо ли жалеть героиню рассказа? (Нет.) Какие чувства она вызывает у вас? (Чувства восхищения, преклонения)

9) Можно ли назвать героиню счастливым человеком? Почему? (Да. Она посвятила жизнь осуществлению мечты.)

10) О чем она мечтала в юности? (Быть нужной, полезной людям, поэтому решила стать учительницей, как и её отец.)

11) Мы привыкли считать по-настоящему счастливым человеком того, у кого любимая работа и крепкая семья. У Марии Никифоровны есть любимая работа, но автор ничего не говорит о её семье. Как вы думаете, будет ли у неё семья? (Наверное, да, ведь она очень молода.)

12) С чьим творчеством можно сравнить созидательный, т.е. создающий что-то, труд Марии Никифоровны? (Её созидательный труд можно сравнить с творчеством Бога по сотворению мира. Творить может только человек. Он творит по образцу, данному Богом. Как Бог обустроил Землю для человека, так и Мария Никифоровна старалась обустроить пустыню для людей. Она вкладывает душу, и люди откликаются на её доброту. Как и у Иисуса Христа были ученики, так и у нее в Хошутове остались друзья, как пишет автор, «настоящие пророки новой веры в пустыне»)

6. Итог урока.

Почему рассказ называется «Песчаная учительница» (Он об учительнице, которая учила бороться с песком)

Чему учит этот рассказ? (Трудолюбию, доброте, отзывчивости)

Как в этом рассказе проявилась идея доброты, отзывчивости? (Мария Никифоровна помогает людям бороться с песком, согласившись жить еще дальше в пустыне, потому что она добрая и отзывчивая.)

А кто был первым, кто призывал быть добрым? (Иисус Христос)

Посмотрите на изречение: «Хорошо тому, кто добро делает, - еще лучше тому, кто добро помнит». Как оно перекликается с содержанием рассказа? (Добро, т.е. хорошее, полезное, людям несет Мария Никифоровна. Они ее помнят, поэтому и сами становятся лучше, стараясь подражать ей во всем)

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу - словам А.П. Платонова на стр. 133. Как он помогает понять смысл рассказа? (Подлинное счастье лишь тогда, когда его можно разделить с другими людьми.)

А как, по-вашему, есть ли сейчас люди, похожие на Марию Никифоровну, готовые поступиться своими интересами ради других? (Человек сам для себя должен выбрать добро.)

Учитель: закончить урок мне хочется призывом Александра Яшина: «Спешите делать добрые дела!»

7. Комментирование оценок.

8. Д/З

Стр.133; Вопросы к главам 4-5; иллюстрации (по выбору); прочитать рассказ А.П. Платонова «Корова».

Карточка №1

Найдите в тексте 2 главы самые яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово.

Карточка №2

Найдите в тексте 2 главы, как показано в рассказе противоборство людей и пустыни.

Рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница» был написан в 1927 году, но по своей проблематике и выраженному к ней отношению автора этот рассказ больше похож на произведения Платонова начала 20-х гг. Тогда мировоззрение начинающего писателя позволило критикам назвать его мечтателем и «экологом всей планеты». Рассуждая о жизни человека на Земле, молодой автор видит, как много на планете и, в частности, в России мест, непригодных для жизни человека. Тундра, болотистые участки, засушливые степи, пустыни - все это человек мог бы преобразовать, направив в нужном направлении свою энергию и используя последние достижения науки. Электрификация, мелиорация всей страны, гидротехника - вот что волнует юного мечтателя, кажется ему необходимым. Но главную роль в этих преобразованиях должны сыграть люди. «Маленький человек» должен «проснуться», почувствовать себя творцом, личностью, для которого совершалась революция. Как раз таким Человеком предстает перед читателем героиня рассказа «Песчаная учительница». В начале рассказа двадцатилетняя Мария Нарышкина окончила педагогические курсы и получила назначение на работу, как и многие ее подруги. Автор подчеркивает, что внешне героиня - «молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами». Такой портрет не случаен. Здоровье и сила молодости - вот идеал 20-х годов, где нет места слабой женственности-и чувствительности. В жизни героини были, конечно, переживания, но они закалили ее характер, выработали «идею жизни», придали ей уверенность и твердость в своих решениях. И когда ее направили в дальнее село «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней», это не сломило волю девушки. Мария Никифоровна видит крайнюю бедность, «тяжкий и почти ненужный труд» крестьян, которые ежедневно расчищают места, заваливаемые песком. Она видит, как дети на ее уроках теряют интерес к сказкам, как они худеют на глазах. Она понимает, что в этом селе, «обреченном на вымирание», надо что-то делать: «нельзя учить голодных и больных детей». Она не сдается, а призывает крестьян к активной деятельности - бороться с песками. И хотя крестьяне ей не поверили, но согласились с ней.

Мария Никифоровна - человек активного действия. Она обращается к начальству, в окружной отдел народного образования, и не унывает оттого, что ей дают только формальные советы. Она сажает вместе с крестьянами кустарники и устраивает сосновый питомник. Ей удалось изменить всю жизнь села: крестьяне получилй возможность дополнительного заработка, «стали жить спокойнее и сытее»

Самый страшный удар наносит Марии Никифоровне приезд кочевников: через трое суток не осталось ничего от посадок, пропала вода в колодцах. Заметавшись «от этой первой, настоящей в ее жизни печали», девушка идет к вождю кочевников - не жаловаться и плакать, идет «с молодой злобой». Но услышав доводы вождя: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник», - она втайне признает его правоту, но все же не сдается. Она снова едет к заведующему в округ и слышит неожиданное предложение: перевестись в еще более далекое село, где живут «кочевники, переходящие на оседлость». Если так же преобразовать и эти места, то и остальные кочевники поселились бы на этих землях. И конечно, девушка не может не колебаться: неужели придется похоронить свою молодость в этой глуши? Ей хотелось бы личного счастья, семьи, но, понимая «всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков», она соглашается. Она реально смотрит на вещи и обещает приехать в округ через 50 лет «не по песку, а по лесной дороге», понимая, сколько времени и труда понадобится на это. Но это характер борца, человека сильного, не сдающегося ни при каких обстоятельствах. У нее твердая воля и чувство долга, преобладающее над личными слабостями. Поэтому, безусловно, прав заведующий, когда говорит, что ей бы «заведовать целым народом, а не школой». «Маленький человек», сознательно сберегающий достижения революции, сможет преобразовать мир ради счастья своего народа. В рассказе «Песчаная учительница» таким человеком становится молодая женщина, и твердость и целеустремленность ее характера достойны уважения и восхищения.

Рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница» был написан в 1927 году, но по своей проблематике и выраженному к ней отношению автора этот рассказ больше похож на произведения Платонова начала 20-х гг. Тогда мировоззрение начинающего писателя позволило критикам назвать его мечтателем и «экологом всей планеты». Рассуждая о жизни человека на Земле, молодой автор видит, как много на планете и, в частности, в России мест, непригодных для жизни человека. Тундра, болотистые участки, засушливые степи, пустыни - все это человек мог бы преобразовать, направив в нужном направлении свою энергию и используя последние достижения науки. Электрификация, мелиорация всей страны, гидротехника - вот что волнует юного мечтателя, кажется ему необходимым. Но главную роль в этих преобразованиях должны сыграть люди. «Маленький человек» должен «проснуться», почувствовать себя творцом, личностью, для которого совершалась революция. Как раз таким Человеком предстает перед читателем героиня рассказа «Песчаная учительница». В начале рассказа двадцатилетняя Мария Нарышкина окончила педагогические курсы и получила назначение на работу, как и многие ее подруги. Автор подчеркивает, что внешне героиня - «молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами». Такой портрет не случаен. Здоровье и сила молодости - вот идеал 20-х годов, где нет места слабой женственности-и чувствительности. В жизни героини были, конечно, переживания, но они закалили ее характер, выработали «идею жизни», придали ей уверенность и твердость в своих решениях. И когда ее направили в дальнее село «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней», это не сломило волю девушки. Мария Никифоровна видит крайнюю бедность, «тяжкий и почти ненужный труд» крестьян, которые ежедневно расчищают места, заваливаемые песком. Она видит, как дети на ее уроках теряют интерес к сказкам, как они худеют на глазах. Она понимает, что в этом селе, «обреченном на вымирание», надо что-то делать: «нельзя учить голодных и больных детей». Она не сдается, а призывает крестьян к активной деятельности - бороться с песками. И хотя крестьяне ей не поверили, но согласились с ней.

Мария Никифоровна - человек активного действия. Она обращается к начальству, в окружной отдел народного образования, и не унывает оттого, что ей дают только формальные советы. Она сажает вместе с крестьянами кустарники и устраивает сосновый питомник. Ей удалось изменить всю жизнь села: крестьяне получилй возможность дополнительного заработка, «стали жить спокойнее и сытее»

Самый страшный удар наносит Марии Никифоровне приезд кочевников: через трое суток не осталось ничего от посадок, пропала вода в колодцах. Заметавшись «от этой первой, настоящей в ее жизни печали», девушка идет к вождю кочевников - не жаловаться и плакать, идет «с молодой злобой». Но услышав доводы вождя: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник», - она втайне признает его правоту, но все же не сдается. Она снова едет к заведующему в округ и слышит неожиданное предложение: перевестись в еще более далекое село, где живут «кочевники, переходящие на оседлость». Если так же преобразовать и эти места, то и остальные кочевники поселились бы на этих землях. И конечно, девушка не может не колебаться: неужели придется похоронить свою молодость в этой глуши? Ей хотелось бы личного счастья, семьи, но, понимая «всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков», она соглашается. Она реально смотрит на вещи и обещает приехать в округ через 50 лет «не по песку, а по лесной дороге», понимая, сколько времени и труда понадобится на это. Но это характер борца, человека сильного, не сдающегося ни при каких обстоятельствах. У нее твердая воля и чувство долга, преобладающее над личными слабостями. Поэтому, безусловно, прав заведующий, когда говорит, что ей бы «заведовать целым народом, а не школой». «Маленький человек», сознательно сберегающий достижения революции, сможет преобразовать мир ради счастья своего народа. В рассказе «Песчаная учительница» таким человеком становится молодая женщина, и твердость и целеустремленность ее характера достойны уважения и восхищения.

Илья КОСТИН,
11-й класс, школа № 1,
г. Новомосковск,
Тульская область
(учитель -
Владислав Сергеевич Гришин)

О рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница»

Когда читаешь рассказ Андрея Платонова «Песчаная учительница», невольно вспоминаются кадры японского кинофильма «Женщина в песках» - экранизации одноимённого романа Кобо Абэ. В сущности, рассказ - это та же история о борьбе женщины с песчаной пустыней. Но в отличие от японки, которая приспосабливается к жизни в песках, героиня рассказа - двадцатилетняя Мария Нарышкина - пытается всеми силами одержать победу над пустыней. Человек и стихия природы - вот тема «Песчаной учительницы». Коротенький рассказ с чётким ритмом синтаксических конструкций, с запоминающимися словообразами автор делит на пять маленьких главок. Этот приём превращает историю Нарышкиной как бы в небольшую повесть о трёх годах её жизни в “песчаных степях прикаспийского края”.

К то же она, Мария Нарышкина? Дочь учителя, закончившая в Астрахани педагогические курсы, а затем назначенная учительницей “в дальний район - село Хошутово, на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней”. Платонов пишет о том, что “пустыня была её родиной”. И всё-таки героиню неприятно удивили пейзаж и внезапная “пустынная буря”. “Солнце исходило зноем с высоты жуткого неба, и раскалённые барханы издали казались пылающими кострами, среди которых саваном белела корка солонца. А во время внезапной пустынной бури солнце меркло от густой желтоватой лёссовой пыли, и ветер с шипением гнал потоки стонущего песка”. И тогда, увидев жалкое Хошутово, занесённое сугробами песка, познавшая “тяжкий и почти ненужный труд” хошутинцев, пытавшихся расчищать песчаные завалы, Мария Нарышкина решает начать борьбу с пустыней.

Через три года Хошутово было не узнать. Зазеленели посадки, пустыня стала приветливей, школа “была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи”.

И вдруг всё изменилось. Виной этих неприятных изменений стали кочевники, которые каждые пятнадцать лет посещали Хошутово со своими стадами. “Кочуи”, как называли их хошутинцы, вытоптали все посадки, опустошили колодцы. В ответ на угрозу молодой учительницы жаловаться вождь кочевников говорит: “Степь наша, барышня. Зачем пришли русские? Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник”.

“В округе”, куда Мария Никифоровна уехала с “докладом”, ей доступно объясняют, что Хошутово теперь и без неё обойдётся, ведь люди здесь обучились бороться с песками, что её ждёт другое село - Сафута, где живут кочевники, переходящие на оседлость. Вот их-то и надо обучить культуре песков, что привлечёт туда и остальных кочевников, которые перестанут истреблять посадки русских поселенцев. И хотя задумалась Нарышкина по поводу перспективы похоронить молодость “в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике”, но, вспомнив “умного спокойного вождя, сложную и глубокую жизнь племён пустыни, поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков, и сказала удовлетворённо:

Ладно. Я согласна...”

Рассказ заканчивается многозначительными словами завокроно: “Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой... Но пустыня - будущий мир, бояться вам нечего, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево... Желаю вам всякого благополучия”.

Но можно ли ждать благополучия в мире, который пустыня? На этот вопрос может быть получен только один ответ: нет.

Читателям 20–30-х годов Платонов рассказал о встрече человека лицом к лицу с природной стихией. Люди того времени понимали, вероятно, проблему рассказа так: человек должен бороться за человечное в человеке. Это и есть путь покорения природы. В наше время рассказ воспринимается несколько по-другому. Пафос «Песчаной учительницы», прикрытый авторской иронией, - это осуществившееся трагическое предсказание.

“Зачем пришли русские?” Эти слова сегодня произносятся во многих уголках бывшего отечества. Современные “кочевники” теперь “титульная” нация, быстро забывшая о том, что русские пришли не только для того, чтобы научить сажать деревья в пустыне (как это делает героиня рассказа), но и чтобы строить города, возводить заводы. Теперь такие, как “песчаная учительница”, уже не нужны в степях и современные вожди “кочевников” почти так же объясняют нам нашу ненужность в их странах: “Мы не злы, и вы не злы, но мало травы. Кто-нибудь умирает и ругается”.

Наш глупый русский идеализм, бескрайний интернационализм, ради которого мы готовы пожертвовать собственным благополучием и даже жизнью, присутствуют и в главной героине платоновского рассказа, которая обещала своему начальнику: “Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... Приеду не по песку, а по лесной дороге. Будьте здоровы - дожидайтесь!” По “лесным дорогам” не через пятьдесят, а через семьдесят лет тысячи русских возвращаются на свою историческую родину. И вслед им летят слова отнюдь не благодарности...

Напрасно говорят: “Нет пророков в своём отечестве”. Они есть. Среди русских пророков XX столетия - замечательный писатель, мыслитель А.Платонов.

Рассказ А.Платонова «Песчаная учительница» был написан в 1927 году. Героиня этого рассказа, Мария Никифоровна Нарышкина, - молоденькая учительница, после окончания педагогических курсов попавшая по распределению в глухую, затерянную в песках деревушку.
Существование жителей села сводится к постоянной, изнуряющей борьбе с песками: «Мария Никифоровна увидела и почти ненужный труд,- потому что расчищенные места снова заваливались песками, - молчаливую бедность и смиренное отчаяние».
Коротенький рассказ Платонов делит на пять маленьких главок. Этот прием превращает историю Нарышкиной как бы в небольшую повесть о трех воистину героических годах ее жизни - годах, наполненных трудом на благо людей.
Из первой главки мы узнаем предысторию этой молодой, но такой сильной женщины. Мы узнаем о ее спокойной, безоблачной жизни в родительском доме, об отце- учителе, который души не чаял в дочке и постарался сделать все, чтобы у его маленькой Марии было счастливое детство, чтобы ненароком не нанести своей дочке «глубоких, незаживающих рубцов».
И вот после окончания курсов Мария окунулась во взрослую жизнь. Она была назначена учительницей в село Хошутово, находящееся «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней». Платонов пишет о том, что героиня его рассказа выросла в песках, «пустыня была его родиной». Но там, откуда родом эта девушка, она видела «волнующиеся от легчайшего ветерка песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов». Была какая- то поэзия в этом крае- родине Марии Никифоровны. Под стать суровой природе песчаного края, требующей от людей максимум жизненных сил, энергии, и характер героини - сильный, мужественный, стойкий.
Здесь же, в Хошутове, девушка увидела «почти ненужный», бессмысленный труд крестьян, поскольку расчищенные места снова заваливались песком; увидела «молчаливую бедность и смиренное отчаяние», совершенно бесплодные земли, голодных детей. Естественно, что никакого интереса к школе крестьяне не испытывали: «Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать». Школа пустовала.
Девушка понимала, что «крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто поможет им одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела». И тогда Мария Никифоровна (символично, что молоденькую девушку автор рассказа уважительно величает по имени - отчеству, отдавая дань ее мужеству, сильному характеру) решает взяться за борьбу с песками. Правительство отказало ей в настоящей помощи, только снабдило литературой о культуре песков.
Но девушка не отчаялась, она возглавила борьбу с песками, изучила множество книг по песчаному делу. Она сумела организовать дело так, что через год Хошутово было не узнать: со всех сторон окружили его зеленые посадки, сосновый питомник; с каждым днем пустыня становилась все приветливее, зеленее. И странно осознавать, что это волшебство, сотворенное, правда, руками человека,- полностью заслуга молоденькой девушки, едва окончившей институт, такой еще неопытной!
Когда спустя три года кочевники грубо вытоптали всю зелень, выпили всю воду в колодцах, Мария нашла в себе мужество пойти к вождю кочевников, пойти с «молодой злобой», чтобы обвинить его в бесчеловечности и жестокости. Мария Никифоровна была готова все начать сначала: поднимать уничтоженное село, возрождать его к жизни.
Но девушка получает другое задание, еще более сложное: ей предлагают поехать в другое село, в Сафуту, чтобы обучить его жителей тому, что уже умеют крестьяне из села Хошутова, - окультуриванию песков. Желание спасти народы, «зажатые в барханы песков», заставило героиню сказать «да». Она вспомнила слова вождя кочевников: «Степь наша, барышня. Зачем пришли русские? Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».
Эта умная и благородная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради спасения села. Это ли не сила характера – отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья? Это ли не сила характера – помогать тем, кто уничтожал твои достижения и победы? Даже недальновидный начальник признал за этой девушкой удивительное мужество: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой».
Женское ли дело – «заведовать народом»? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице, а главное, сильной женщине. Сколького она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед… Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться!