Какие народные промыслы есть в татарстане. Презентация на тему: "Народные промыслы татар"

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ТАТАР ПРИКАМЬЯ.
В юж. районах Перм. обл. – Бардымском, Кунгурском, Осинском, Ординском, Октябрьском – проживает большая группа т. н. бартымских или гайнинских татар, ведущих свое происхождение от казанских татар, расселившихся здесь к кон. 16 в.
В татарских деревнях были развиты нар. ремесла и промыслы: ткачество и вышивка, изготовление головных уборов и обуви, деревянная резьба и гончарство, ювелирный промысел.
Одним из наиболее распространенных видов домашнего ремесла у татар исстари было ткачество. Женщины ткали скатерти, занавески, полотенца (тастомалы) с орнаментированными концами. На красно-коричневом фоне ткались пары крупных ступенчатых розеток в технике настила. Ткали яркие узорные и полосатые паласы в традиционной закладной технике. Традиции ткачества праздничных тастомалов, паласов сохраняются до настоящего времени.
Значительное место в рукоделии татарских женщин занимала вышивка. Вышивали главным образом бытовые предметы: полотенца, скатерти, покрывала, специальные коврики (намазлык) занавески, свадебные онучи. Вышивали чаще всего тамбурным швом, реже гладью. В настоящее время из всех видов нар. искусства вышивка наиболее развита. В обиходе татарских семей – вышитые наволочки, занавески, подзоры, салфетки и т. д. Самая распространенная техника – гладь, популярен цветочный орнамент.
Женщины занимались вышивкой золотой и серебряной нитью, канителью, жемчугом и бисером, которыми расшивались женские головные уборы (калфак, тюбетейка, платки, тастар), бархатные туфельки (башмак), мужские тюбетейки (кэлэпуш) и др.
Традиционным для татарских мастеров было изготовление т. н. азиатской обуви. Мужские и женские ичеги шили из кусков разноцветной тонкой кожи (сафьян), швы которой расшивались шелком. Характерные цвета кожи для ичегов – желтый, темно-красный, зеленый, голубой, синий. Популярным было изготовление узорных валенок с орнаментированным верхом.
Татарские мастера занимались ювелирным промыслом, создавая украшения, являющиеся деталями платья или головных уборов (пуговицы, застежки) и украшения самостоятельного назначения (браслеты, накосники). Татарские украшения изготовлялись из металла, драгоценных камней и ткани. Чаще всего использовали серебро, владели техникой золочения. Украшения исполнялись в технике литья, чеканки, широкое распространение получила филигрань. Мастера украшали произведения гравировкой, инкрустацией, насечкой. Чаще всего наносился растительный орнамент, реже – геометрический. Орнамент татарских украшений отличался архаичностью, закрепленной веками, мотивы и детали орнамента передавались от одного мастера к др. Значительное место в украшении костюма занимали монеты, которые употреблялись в виде подвесок или пришивались к украшениям.

Интересуетесь ли вы историей, культурой и традициями татарского народа, нашего края? Знаете ли, как делалась традиционная татарская обувь – сапоги-ичиги и туфли-башмаки? Чем отличаются татарские лапти от русских? Почему у женского головного убора – калфака – разные размеры? Чтобы все это узнать, Вам необходимо побывать на нашей выставке «Унган халкымнын оста куллары: татар халык Һөнəрлəре» - «Золотые руки мастеров: народные промыслы татар».

На протяжении многих веков традиционными промыслами татар являются ювелирное искусство и золотное шитье, кожаная мозаика, тамбурная вышивка и закладное ткачество, деревообработка и валяльно-войлочн ый промысел. Благодаря традициям и сохранившимся изделиям, выполненным руками мастеров прошлого, получили развитие ремесла, известные своей оригинальностью и популярностью.

В Национальном музее РТ сохранилась одна из крупнейших коллекций изделий и инструментария татарских мастеров. Многие из них представляют традиционные промыслы, секреты мастерства которых передавались из поколения в поколение. Создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых веков, но и старался найти свое оригинальное решение.

В наши дни в Татарстане возрождаются лучшие традиции народных художественных промыслов. Сохраняя преемственность, народные мастера создают произведения искусства, соответствующие новым формам быта, широко используя при этом национальные орнаменты и традиционную технику.

На выставке можно увидеть раритеты ремесел и промыслов XIX-XX вв. и изделия современных мастеров.
Среди них – картины на бархате, выполненные Луизой Фасхрутдиновой, изящные изделия мастеров по кожаной мозаике Софьи Кузьминых, Ильдуса Гайнутдинова, Наили Кумысниковой и других.

Создатели выставки надеются, что она будет интересна посетителю не только своим содержанием, но также интерактивными зонами. На выставке проводятся мастер-классы по золотошвейному делу, кожаной мозаике, резьбе по дереву, каллиграфии; музейные занятия «Мы за чаем не скучаем», «В гостях у печки»; интерактивные театрализованные экскурсии «Ожившая экспозиция».

Богатство и многообразие художественного таланта татарского народа наиболее ярко выражено в декоративно-прикладном искусстве. Сама окружающая природа, условия жизни, уклад семьи татарского народа влияли на создание и развитие народных художественных промыслов и ремесел.

Раушания САУБАНОВА, директор Профессионального училища №40

Золотым фондом татарской культуры являются художественные промыслы по обработке дерева, производство вышитых головных уборов, кожаная мозаичная обувь, ювелирные изделия, вышивка.

Фольклорные и экзотические мотивы в резьбе по дереву, в кожаных изделиях, золотном шитье, вышивке - все это стало сейчас суперсовременным, модным и востребованным.

Предположим, есть у человека желание научиться делать молитвенные коврики «намазлык» с золотым шитьем или с кожаной мозаикой; головные уборы: тюбетейки, каляпуши, калфаки расшитые золотом, бисером, канителью; или научиться шить современную одежду с применением вышивки, а также вырезать художественные изделия из дерева, или лепить из глины. Куда ему с этим желанием податься? В Казани есть такое профессиональное учебное заведение, где можно получить перспективную, востребованную на рынке труда профессию ‑ это Профессиональное училище №40, которое находится по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, 9.

Это училище, можно сказать, уникальное, оно сосредоточило в себе два взаимодополняющих профиля: торговый и художественный. Профессиональное училище ведет качественную подготовку специалистов в области декоративно-прикладного искусства: резчиков по дереву, вышивальщиц (с умением выполнять золотошвейные работы), портных, художников-оформителей, изготовителей художественных изделий из кожи, изготовителей художественных изделий из керамики, а также подготовку продавцов.

Профессиональное училище №40 было организовано в октябре 1963 года по торговому профилю. С 1992 года училище перепрофилировано в училище народно-художественных промыслов и торговли.

Сейчас перед училищем стоит задача возрождения татарских народных промыслов. Это, прежде всего, - вышивка тамбуром и золотное шитье, искусство мозаики по коже, резьба по дереву, роспись по дереву, керамика.

У истоков возрождения национальной вышивки стояла Софья Даниловна Кузьминых - заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. В Музее профессионального мастерства училища представлены эксклюзивные работы данного мастера.

Продолжателем народных традиций в ручной вышивке является мастер производственного обучения Лейсан Рашитовна Хазиева, которая стала победителем конкурса «Мастер года-2010» и является дипломантом конкурса научно-исследовательских работ в номинации «Педагог XXI века».

Творческий педагогический коллектив училища возглавляет Раушания Киямутдиновна Саубанова, кандидат педагогических наук, доцент. Она инициативная, творческая, энергичная, деловая личность.

Раушания Киямутдиновна за небольшой отрезок времени успела многое

‑ организовала Музей профессионального мастерства, создание web-сайта училища, электронный музей, красочное оформление фасада училища.

Понимая важность возрождения и сохранения народных художественных промыслов в Республике Татарстан, опираясь на Республиканскую целевую программу сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в РТ на 2009-2011 гг., Р.К. Саубанова добилась решения вопроса о реорганизации Профессионального училища №40 и Профессионального лицея №34 в форме слияния и создания ГБОУ НПО РТ «Профессиональный лицей народных художественных промыслов».

Директор учебного заведения Раушания Саубанова считает, что без поддержки и помощи правительства Республики Татарстан невозможно будет решить вопросы сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в республике.

Коллектив училища неоднократно награждался дипломами региональных, всероссийских, и международных специализированных выставок-ярмарок: «Алтын куллар», «Город мастеров», «Снежный барс», «Арт-галерея», «Казанский кот», «Кузьминки», «Образование. Карьера», «Вятские мастера», «Этномириада», «Этнодар», «Каравон» ‑ за творческий подход, за активную работу по возрождению татарских народных художественных промыслов, за пропаганду народных ремесел.

В 2013 году в Казани будет проходить Универсиада. Руководство учебного заведения понимает важность этого события и актуальность изготовления сувенирной продукции. В связи с этим в училище активно ведется работа по улучшению материально-технической базы, укрепляется педагогический коллектив, вводятся новые специальности, такие как реставратор строительный, изготовитель художественных изделий из металла, мастер народных художественных промыслов (кружевница, вышивальщица), закройщик, модистка головных уборов, ювелир.

В училище большое внимание уделяется культуре свободного времени обучающихся. Воспитательную работу успешно ведет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Алексеевна Пелитминцева, удостоенная гранта Правительства Республики Татарстан в номинации «Опора и авторитет». В учебном заведении более пяти лет действует студенческий клуб «Перекресток», где подростки с удовольствием занимаются общественной работой. Они активные участники всех культурно-массовых мероприятий: КВНов, смотров художественной самодеятельности, конкурсов декоративно-прикладного искусства, профессиональных конкурсов «Золотые руки», Всероссийского конкурса творческой молодежи «Пропилеи искусства», Международного конкурса «Между Волгой и Уралом».

Художественный экспертный совет Палаты ремесел РТ по народным художественным промыслам неоднократно отмечал творческую работу коллектива Профессионального училища №40 почетными грамотами и дипломами.

Александр ИВАНОВ

татарский культура мектебе ткачество

Главной определяющей чертой которого является коллективный характер творчества, проявляющийся в преемственности многовековых традиций. Преемственны прежде всего технологические приемы ручного труда, передающиеся от поколения к поколению народных мастеров. Произведения традиционного ручного труда доносят до нас многие художественные образы, связывающие наше время с культурой древности. Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу национальной культуры.

Издревле, изготовляя необходимые в быту предметы, мастер стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т.е. делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты. Эта синкретично характерный для искусства, которое было неотделимо от народного быта.

Татарское народное декоративно-прикладное искусство, являясь частью как материальной, так и духовной культуры этноса, включает в себя различные виды художественного творчества, связанные с оформлением жилища, костюма, традиционной обрядовой и праздничной культуры. В течение столетий татарское народное художественное творчество сложилось в своеобразный синтез оседло-земледельческой и степной кочевнической культуры. В наиболее развитых видах народного искусства татар (кожаная мозаика, золотное шитье, тамбурная вышивка, ювелирное искусство, закладное ткачество) четко просматриваются традиции древних оседлой городской и степной кочевой культур. Особая роль в формировании этого искусства принадлежит Казанскому ханству - государству с высокоразвитыми ремесленными традициями, истоки которых связаны с городскими ремеслами Волжской Булгарии и Золотой Орды. После распада Золотой Орды кочевая стихия захлестнула ее некогда мощную и яркую городскую культуру. И только в оседлых районах, прежде всего в Казанском ханстве, ее наследие было воспринято, продолжало жить и развиваться, постоянно обогащаясь и подпитываясь традициями местного финно-угорского и славяно-русского населения, достигнув наивысшего расцвета в ХVIII - середине ХIХ вв.

Есть в Алексеевском районе предприятие, где мало того, что все делают в ручную, так ещё и на артефактах. Станки, как и способ производства здесь не менялись с момента основания. Раньше были тысячи ткацких фабрик по всей стране. Постепенно ручной труд стали считать пережитком прошлого, заменили машинным. Фабрика ручного ткачества в Алексеевском районе Татарстана, одна из трёх в России, которая существует до сих пор. И самая старая из этих трёх. Фабрике в Шахунье 45 лет, в Череповце 77 лет, Алексеевской будет 90.

За 90 лет здесь поменялись только люди и сырье. Все остальное - станки, здание с тех времён. Располагается фабрика на втором этаже. Раньше занимали и первый, но пришлось отдать в аренду продуктовому магазину. Руководство говорит, что арендная плата помогает выжить, производство прибыльным не назовёшь - продукция на любителя. Хотя стоит фантастических денег. К примеру, полотенце сотканное в бранной технике (это самая трудоемкая работа, когда каждую ниточку ткачиха вручную вплетает в полотно, создавая узор) стоит 5500 рублей. Это средняя цена, в зависимости от сложности узора стоимость может доходить до 10 тысяч! Но есть и бюджетные варианты - по 300-500 рублей.

Сказать, что это большую прибыль нам приносит, что на этом можно заработать - нет. Легче закрыть производство, как многие сделали. Просто республика поддерживает народные промыслы - заказами обеспечивает, все гости, которые приезжают в Татарстан получают подарочные наборы - скатерти, салфетки. Ни один сабантуй без именного полотенца-рушника не обходится, - говорит Елизавета Терентьева, менеджер Алексеевской фабрики ручного ткачества.
За станками 10 мастериц, несмотря на высокую цену, по которой продают их товар, зарплата у них не высокая - 10 тысяч рублей в месяц. Поэтому и работают здесь одни пенсионеры.

Алексеевская фабрика - это, пожалуй, единственная фабрика в истинном понимании этого слова - имеющая сотрудников, помещения. Все остальные, например, фабрика национальной обуви в Арске, «рассыпались» на частных предпринимателей. Это выгоднее - мастерскую можно обустроить прямо в квартире, ручной труд не требует больших площадей. Но только до того момента пока мастер не обрастёт заказами. Вот тогда нужно нанимать сотрудников, арендовать помещение. Правда до этой стадии редкий бизнес доживает.

Я занимаюсь татарской кожаной мозаикой третий год. До этого - с 1992 года я был сапожником. Первый год самый тяжёлый. На этой стадии все закрываются - изделия тяжело реализовать, пока кто узнает чем ты занимаешься… Меня поддерживало моё ателье, я занимался ремонтом обуви и только поэтому выжил, - рассказывает историю своего дела мастер Рустем Емелеев. Он шьет обувь, сумки, кожгалантерею с татарским национальным орнаментом.

Ичиги - татарские сапоги стоят 30 тысяч рублей. Чувяки - «балетки» по современному - 2500. 70% от этой суммы расходные материалы, зарплата, аренда, налоги. 30% наценка производителя.

Иногда в сувенирные магазины отдаём по оптовой цене и там прибыль 8-10%. Так бывает зимой, когда не сезон. Идёшь к оптовикам только ради денежного оборота. Сказать, что это прибыльный бизнес нельзя - продал товар, купил материал, заплатил зарплату, - говорит Емелеев.

Мастеров народных промыслов в Татарстане поддерживают на государственном уровне. В прошлом году Рустем Емелеев получил грант в 300 тысяч рублей, в этом тоже планирует подать документы.

Для надомников - это очень хорошие деньги, но для производителей - это мало, хотя и на этом большое спасибо, я швейные машины на эти деньги обновил, - рассказывает предприниматель.

Государственную поддержку получают именно мастера, которые работают по традиционным методикам. Общий объем грантов - 3-4 млн рублей в год.

Есть изделия художественных промыслов, а есть сувенирная продукция. На сувенирной тюбетейке золотой краской наштамповали рисунок, а на тюбетейке от мастера золотое шитье. «Сувенирка» стоит 200 рублей, а изделие народного художественного промысла от 1000 рублей. По стоимости оно не может конкурировать с сувенирной продукцией, поэтому мастерам, которые занимаются традиционными ремёслами оказывается государственная поддержка. Иначе мы можем потерять этих мастеров, утратить технику, - говорит Нури Мустафаев, директор ГБУ «Центр развития народных художественных промыслов и ремёсел Республики Татарстан».

Впрочем, за грантами бегут не все. Ремесленники жалуются на сложную процедуру отчётов и называют гранты «крючком», на который их хотят посадить.

Ты за него должен отчитаться - куда потратил, что купил, сколько людей взял на работу, сколько денег заработал… А если не заработал, потому что не смог продать? Я занимаюсь резьбой по дереву, мне нужен хороший ЧПУ станок, он стоит 1,5 миллиона рублей, а дают только 300 тысяч. Мне не хватает, я должен добавить. Но свои деньги по договору добавить я не могу, надо взять у них же кредит. Зачем это мне нужно? - размышляет мастер резьбы по дереву Александ Гаврилов.

По словам Гаврилова гранты хороши для тех кто занимается «мелочью» - они смогут отбить деньги быстро.

Кто покупает изделия художественных промыслов? Дорогие эксклюзивные вещи туристы в Казани редко покупают. Эти товары обычно реализуют на выездных выставках или мероприятиях, которые устраивают татарские организации зарубежом или в регионах России. Среди туристов в Татарстане хорошо расходятся недорогие вещицы ручной работы - украшения, предметы одежды - их берут для себя и на подарки.

Самый ходовой товар - это тот который можно использовать или носить - одежда, кошельки, чашки, тарелки. Вот это люди покупают. Предметы искусства - нет, - советует Нури Мустафаев тем, кто собирается заняться народными промыслами. Причём, ориентироваться лучше на женщин - они оставляют в лавках больше денег, чем мужчины. Максимум на что тратится сильный пол - магнитик. Но магнитики если они сделаны не в ручную из кожи, дерева или металла и не имеют ярко выраженного национального орнамента, к народным промыслам отношения не имеют - это сувениры.

Эти слова подтверждает и Гаврилов. Для художников сейчас не самые лучшие времена.

Раньше мы делали яблочки деревянные, которые все любили. Но сегодня даже они не продаются. Я их поставил за 800 рублей, они 8 месяцев стоят и не продаются. Скорее всего не до художественных произведений сейчас - поесть, одеться, отдохнуть съездить. Вот о чем люди думают, - говорит мастер.

Сейчас Гаврилов кроме яблок пытается продать панно из дерева «Шурале». Над ним он работал 3 года. Первоначально установил цену 2 миллиона рублей, сейчас снизил до 1,2 миллионов. Ждёт покупателей.

Кстати о магнитиках. Пока все магнитики, кружки, ложки с видами казанских достопримечательностей - то, без чего не уезжает ни один турист - из Китая. В Поднебесную отправляют каталоги с изображениями, обратно вагонами везут готовую продукцию. Сейчас хотят изменить ситуацию. Полностью перейти на собственное производство не получится, делать все здесь - это слишком дорого. Поэтому хотят начать с того, что там закупать только фурнитуру, а орнамент наносить уже здесь.

1 июля мы объявим конкурс на лучший сувенир Татарстана. Это будет способствовать тому, чтобы сувенирная продукция стала ярче и разнообразней. Мы надеемся, что вытесним с рынка китайскую продукцию, - говорит директор ГБУ «Центр развития народных художественных промыслов и ремёсел Республики Татарстан».

На сегодняшний день в Татарстане в народных художественных промыслах трудятся 1500 человек. Ни одно ремесло не утеряно, но утерян вкус у потребителя. Он не видит разницы между штамповой и настоящей ручной работой, сетуют художники, и часто выбирает китайскую подделку вместо произведений искусства. Чтобы показать разницу, в лавках художники начали выставлять рядом со своими изделиями дешёвые аналоги. Цель двойная, а не только чтобы просветить покупателя. «Накрутка» на них 100% - 200%, но получается все равно намного дешевле, чем собственный продукт. Доход с их продажи помогает оправдать свои затраты.