Автор и его герой. В помощь школьнику

Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» состоит в том, что одним из персонажей его является сам автор. Роман насыщен мыслями и рассуждениями поэта, его чувствами, воспоминаниями о юности, друзьях, и т. д. Как замечает С. Г. Бочаров, «в „Онегине" нам не дано забыть об авторе... и объективность романа обращена постоянно в образ сознания, воображаемую реальность».

В своих лирических отступлениях Пушкин касается буквально всех сторон современной жизни — образования и воспитания, литературы и Истории, театра и актеров, мод, гастрономических изысков. Он размышляет о родственных отношениях, о дружбе и любви, о женской психологии, о разных этапах человеческой жизни и т. д.

Однако «Евгений Онегин» — не просто «собранье пестрых глав», роман представляет собой целостное гармоническое единство. И, как точно замечает С. Г. Бочаров, «единство романа — это единство автора; это "роман автора", внутри которого заключен "роман героев"». Причем автор активно вмешивается в действие, проявляя свое отношение к происходящему.

Все это создает определенную дистанцию между автором и главным героем романа — Евгением Онегиным. Попробуем проследить, в чем их сходство и различие.

Что сближает автора с его героем? Прежде всего, — жизненные обстоятельства. Автор и герой — люди одного круга. Молодость обоих прошла в светском обществе: балы, театр, дружеские вечеринки, романы... «Увы, на разные забавы Я много Жизни погубил!» — бесхитростно признается Пушкин. Однако уже здесь заметно различие между ними.

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жизни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью.

Автор же с самого начала резко отделяет себя от светского мира. И мы замечаем это благодаря авторской иронии, едва уловимой интонации насмешливой снисходительности, с которой поэт описывает времяпрепровождение Онегина. Здесь мы догадываемся, что эта часть жизненного пути Онегина в определенном смысле уже «пройдена» автором. И поэт сам затем подтверждает эту догадку. Как и Онегин, он разочаровался в светских удовольствиях, в благосклонности судьбы, в человеческом великодушии:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой фортуны и людей

На самом утре наших дней.

Как и Онегин, автор прекрасно понимает, как тяжело «условий света...бремя». Поэт описывает высший свет исключительно в иронических тонах: вид «величавых», «неприступных» дам вызывает в нем «сплин», их «умный» разговор для него — «несносный, хоть невинный вздор».

Именно здесь автор сближается с Онегиным, открывает в герое симпатичные ему черты: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум». Однако тут же поэт замечает разницу: «Я был озлоблен, он угрюм». И с этого момента различия между ними проступают все явственнее и заметнее. Онегин далек от всего русского, национального. Он читает европейскую литературу, кумирами его являются Байрон, Наполеон. Он, в сущности, равнодушен к России, его воспитывал француз-гувернер, прививая ребенку европейские манеры, стиль мышления, культуру. Онегин — романтический герой «европейского типа». Автор же — человек русский по духу своему и мироощущению, истоки его личностного развития — в русской культуре. Он по-настоящему любит Россию: и «ночное небо над Невою», и «старинные главы» «белокаменной Москвы».

«Не по-русски» циничен Онегин и в семейной сфере, родственные отношения для него практически ничего не значат. В романе лишь упоминаются его отец и дядя, но сам герой изображен вне семьи. Вот как он реагирует на известие о близкой кончине дяди:

Евгений тотчас на свиданье

Стремглав по почте поскакал

И уж заранее зевал,

Приготовляясь, денег ради,

Онегин равнодушен к природе: на третий день пребывания в деревне «роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон...». Для автора же природа — источник душевного отдыха и «невинных наслаждений»:

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Исподволь возникает здесь и тема творчества. Онегин равнодушен к поэзии: не может отличить «ямба» от «хорея», бранит Гомера, Феокрита. Он пробовал читать книги, писать, но «ничего Не вышло из пера его». Однако тема творчества понимается здесь более широко. Герой лишен творческого начала в жизни вообще. «Европейские идеалы» неплодотворны, «философия потребления мира человеком» не может породить ничего жизнеспособного, оригинального. Поэт же находит бесконечный источник вдохновения в самой жизни, он трепетно внимателен к голосу своей лиры, к порывам вдохновенья, рождающим «творческие сны».

Автор и герой различаются и отношением к жизни. Онегин не верит в возможность счастья. Следствием его жизненного опыта становится самоуверенность и безапелляционность. Именно эти качества проявляются в отношениях Онегина с Татьяной.

Но жалок тот, кто все предвидит,

Чья не кружится голова,

Кто все движенья, все слова

В их переводе ненавидит,

Чье сердце опыт остудил

И забываться запретил!

«Остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть» не дает «младое вдохновенье». Герой же этого живительного источника лишен.

Онегин не осознает, насколько притягательны в женщине простота и естественность, — для Пушкина же черты эти являются идеалом. На страницах романа поэт неоднократно говорит о своем предпочтении, противопоставляя Татьяну легкомысленным кокеткам:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Для Онегина «вольность и покой — замена счастью». Для автора счастье — «ясность души», «ко благу чистая любовь», «младое вдохновенье», «нецеремонные друзья» и «бурные любви желанья», «домашний круг», «прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй» — все то разнообразие чувств, мыслей и занятий, которое человеку дает жизнь.

Страдая от бесконечной скуки, Онегин, в сущности, не задумывается над смыслом человеческого существования. Автор же размышляет об этом глубоко и серьезно:

Без неприметного следа

Мне было б грустно мир оставить,

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

Евгений,
Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться как зверь;

Он должен был обезоружить

Младое сердце...

Автор живет в гармонии со своим природным ритмом, со своим возрастом — каждая пора его жизни отмечена сообразностью чувств, эмоций и поступков, наполнена глубоким смыслом в общечеловеческом контексте, воспринята им самим как бесценный духовный опыт:

Так, полдень мой настал, и нужно

Мне в том сознаться, вижу я.

Ну так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары;

Благодарю тебя. Тобою,

Среди тревог и в тишине,

Я насладился,., и вполне;

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть.

Онегин же никогда не существовал в гармонии со своим природным ритмом. В начале романа, в юности, он — «духовный старец», в финале романа, став зрелым мужчиной, он обретает «надежду юности», «Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел», — говорит Пушкин, Именно этой природно-разумной гармонии и лишен Онегин, пытающийся обмануть природу, изменяющий молодости, любви, «свежим мечтаньям». Юность Онегина, весна его жизни, как замечает М. Лазукова, обернулась «осенью гнилой». И природа как будто мстит герою за пренебрежение ее законами: он проходит мимо своего счастья, мимо любви, всего того, в чем было спасение его, что было залогом восстановления духовной и природной гармонии.

И образ автора, и образ Онегина изменяются в процессе повествования, претерпевают определенную эволюцию. В начале романа мы видим автора молодым человеком, живым, естественным, свободным, веселым и жизнерадостным, чуть ли не эпикурейцем. Поэт говорит о своей любви к театру, восхищается блеском и праздничной суетой балов, вспоминает о былых романах, восторгается женской красотой. Призвав на помощь шутку и иронию, автор ведет откровенный разговор с читателем, посвящая его даже в «форму плана».

В финале же романа, по прошествии восьми лет, поэт предстает перед нами уже -зрелым человеком., приобретшим жизненный опыт, мудрость, новый взгляд на вещи.

Какие б чувства не таились

Тогда во мне — теперь их нет:

Они прошли иль изменились...

Мир вам, тревоги прошлых лет!

Изменяется в романе и духовный облик Онегина. В начале романа — это обычный светский повеса, в финале — человек, способный к живым и сильным чувствам.

Свой роман Пушкин заканчивает обращением к читателю:

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлечения, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

Таким образом, пушкинский герой во многом отличается от автора, мироощущение которого покойно и гармонично, жизнь одухотворена творческим поиском, поэтическим трудом, общением с друзьями. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле. Пушкин оставляет ему возможность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а, прежде всего, в его мироощущении.

В поэме «Евгений Онегин» Пушкин выступает в роли рассказчика событий, выражает собственное отношение к героям, к событиям. Но в то же время он является одним из героев романа.

Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.

В поэме насчитывается 27 лирических отступлений. В них поэт говорит от своего имени, иногда — о себе. Лирические отступления помогают выразить течение времени и частично раскрывают нам образ автора романа.

В поэме Пушкин несколько раз говорит, что хочет перейти от поэзии к прозе.

Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему, конечно,
Но мне теперь не до него.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я - со вздохом признаюсь -
За ней ленивей волочусь.

В Пушкин упоминает о том, что ему уже 30 лет, осознает, что пора молодости прошла, и он, автор, пускается в новой жизни путь. Читатели, конечно, знают, что у Пушкина были грандиозные планы по созданию эпических произведений.

В последней главе поэт рассказывает немного о себе, вспоминает , где он начал писать свои творения и где

Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил.

Здесь он вспоминает о своей южной ссылке, о поездке по Кавказу и Молдавии. Рассказывая о своих героях, Пушкин показывает себя, то доброжелательным, то ироничным, то грустным, или страстным. Он с любовью отзывается о своих героях, учит любить родной край, природу, людей.

Под Музой поэт подразумевает свое творческое вдохновение, и говорит, что на светский раут приводит ее впервые. Он изумительно воспевает природу. В одном только «Евгении Онегине» воспеты все 4 времени года, с теплотой пишет о деревне, о русских полях, вспоминает о театральных постановках и актрисах, блиставших на сцене, на светский раут Пушкин приводит читателя впервые.

«Онегин, добрый мой приятель». Автор неоднократно на протяжении романа говорит о личном знакомстве с . Например, в поэме встречается фраза, что Пушкин вместе с друзьями пытался познакомить Онегина с законами поэзии, но безрезультатно. Он часто общался со своим героем.

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

У Онегина много общего с автором. Пушкин также как и Онегин любил светские развлечения, у них похожее дворянское воспитание. Правда, Пушкин получил образование в лицее, а воспитание Онегина ограничилось домашним образованием. Но все-таки это разные люди. Онегин был душевно ленив, скептичен и равнодушен. Пушкин имел натуру страстную, хотел быть полезным обществу, много работал на литературном поприще.

В одном из отступлений Пушкин сообщает о том, что тоже жил в Петербурге:

Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

В лирическом отступлении «Мои Богини что вы, где вы» Пушкин говорит о своем отношении к балету и театру своего времени. Признается, что любил петербургские балы. Приятные воспоминания о милых ножках, которые поэт любил когда-то, встречаются не только в Евгении Онегине. Но здесь поэт не называет имени той, которая когда-то поразила его воображение.

Автор также близок Татьяне. Он признается, что любит свою героиню. Он сочувствует девушке, уважает ее чувства, оправдывает ее поступки, переводит ее письмо на русский язык для читателя, и признается, что свято бережет ее письмо. Как оно попало к нему в руки? Ведь оно было написано Онегину. Об этом Пушкин не сообщает. Но говорит, что свято бережет его.

Пушкин как бы со стороны оценивает поступки своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство.

Таким образом, читатель ощущает присутствие автора на протяжении всего романа «Евгений Онегин».

Александр Сергеевич Пушкин… Наверное, нет человека в России, который бы не знал этого имени. Он входит еще в детстве в нашу жизнь и остается в ней до конца: для кого-то - друг, для кого-то - учитель. Каким человеком был Пушкин? Он всегда стремился к справедливости и свободе, осуждал произвол помещиков, мстительность, эгоизм. Самым известным произведением поэта, безусловно, является роман «Евгений Онегин». По окончании его написания Александр Сергеевич о самом себе воскликнул: «Ай да Пушкин!» Автор понял, что создал шедевр. И правда, произведение получилось изящным, легким, но в то же время безгранично глубоким и многогранным. «Евгений Онегин» отразил всю российскую горькую действительность «золотого века». Роману до сих пор нет равных ни в отечественной, ни во всей мировой литературе.

Создание «энциклопедии русской жизни»

Произведение в целом писалось более восьми лет. Пушкин начал его еще в молодости, когда находился в южной ссылке - это были годы декабристского восстания. В процессе написания романа «Евгений Онегин» поэт потерял многих своих друзей. Завершил он его в Болдино, когда после разгрома декабристов царила обстановка строгого режима Николая Первого. Именно в это время у Александра Сергеевича наблюдался небывалый творческий подъем. Известный критик Белинский назвал «Онегина» наиболее задушевным произведением Пушкина. С этим трудно не согласиться, ведь в своем творении поэт воплотил не только собственные рассуждения о жизни, чувства и мысли, но и себя в целом. Образ автора в романе в стихах «Евгений Онегин», пожалуй, можно назвать одним из центральных.

Пушкин как герой произведения

Творя особый мир, Александр Сергеевич и сам выступает в нем действующим лицом. Он - не только сочинитель и повествователь, но и герой произведения. Насколько важен сей персонаж? Образ автора и его роль в романе Пушкина «Евгений Онегин» трудно переоценить. За счет постоянного присутствия поэта на страницах книги описываемым событиям придается необыкновенная достоверность и особенный лиризм. Александр Сергеевич в своем произведении - полнокровный живой персонаж, имеющий свой характер, свое мироощущение, свои идеалы. Вместе с тем образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» не превалирует над остальными, его вторжение в ход повествования вполне оправдано и органично. Субъективный взгляд поэта на те или иные вещи позволяет читателю глубже осмыслить происходящие события, понять, как автор оценивает многие исторические факты и явления действительности, характерные для того времени.

Пушкин и Онегин: различия

Образ автора в романе «Евгений Онегин» прослеживается уже с начала произведения. Так, Александр Сергеевич, говоря о типичности полученного главным героем образования, и себя относит к этой социальной среде. Он пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» В то же время поэт подчеркивает разницу между собой и Онегиным. Они противопоставляются в отношении к театральному искусству: Пушкин называет театр «волшебным краем», а Евгений в нем видит только развлечение. По-разному они относятся и к природе: автор любит ее, а Онегин считает одним из звеньев перемены занятий. Нет у них схожести и в отношении к любви: главный герой говорит, что это «наука страсти нежной», а Александр Сергеевич отмечает, что «все поэты - любви мечтательной друзья». Иначе они относятся к литературе - создатель произведения пишет о Евгении: «не мог он ямб от хорея… отличить».

Пушкин и Онегин: сходство

И все-таки образ автора в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» перекликается с образом главного героя. Их объединяет и предпочтение Татьяны Ольге, и снисхождение к Ленскому, и оценка дома Лариных. В начале произведения настроение поэта ветреное, игривое, переменчивое. Уподобляясь Онегину, познавшему «науку страсти нежной», Александр Сергеевич поклоняется женским ножкам, воздавая дань забавам юношества. Здесь автор предстает легкомысленным, завсегдатаем столичных балов и типичным представителем пустого аристократического сообщества. Но в тексте тут же следует опровержение, позволяющее читателю понять, что хоть поэт и не идеален, поскольку издержки среды, в которой он воспитывался, наложили на него отпечаток, но вместе с тем его характер достаточно сложен, неоднозначен, и ему - наряду со светской бесцеремонностью - присущи утонченность и глубина чувств.

Путешествуя по страницам произведения, читатель понимает, что образ автора в романе «Евгений Онегин» вовсе не такой, каким кажется вначале. Поэт выше поверхностных увлечений и слабостей, его внутренний мир многообразен и богат. Пушкин преодолел зависимость от аристократической среды, возвысился над ней, освободившись от пустоты и пошлости светской жизни, и сошелся на этой почве с Онегиным. Автора и главного героя объединяет протест против бездуховности, критическое восприятие реальности, стремление к самореализации, поиск общественных идеалов.

Отношение поэта к Лариной и Ленскому

Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин» вырисовывается в оценках героев произведения и их поступков. Александр Сергеевич симпатизирует всем персонажам, но главным образом Татьяне Лариной. Не случайно он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою!» У автора с ней много общего - это отношение к свободе, к природе… Поэту близка задумчивая мечтательность Татьяны, глубина ее чувств, душевная напряженность. Для духовно повзрослевшего Пушкина она - идеал женщины и даже муза.

Доброжелательно относится Александр Сергеевич и к Ленскому - свободолюбивому и романтически восторженному молодому человеку, который верит в силу настоящей дружбы. Автор и сам таким же был в юности, но уже давно пережил увлечение романтизмом - теперь это он иронично называет высокопарным и оторванным от действительности. Хотя к иронии подмешивается и горечь того, что ушедшее время уже не вернуть.

Авторские отступления и образ автора

В романе «Евгений Онегин» много лирических отступлений, в которых Пушкин или возвращается в свою юность, или говорит о волнующих его проблемах общества. Поэт много внимания уделяет Москве - городу, который он очень любит. Кому не известны его строки: «Москва! Как много вэтом звуке…»!

Но больше всего образ автора в романе «Евгений Онегин» раскрывается, когда Александр Сергеевич пишет о любви, рассказывает, как следует относиться к женщинам. Ведь именно в этом произведении Пушкиным сделан вывод: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», которому в наши дни стараются следовать все мужчины.

В лирических отступлениях поэт вспоминает о прожитых годах, главных событиях своей жизни, радостных и грустных. Под пером глубокого мыслителя и тонкого лирика оживает все пережитое им в Царскосельском лицее, в Михайловском, в Петербурге.

Роман о молодежи

В произведении Александр Сергеевич показал жизнь разных слоев общества: и деревни, и города, и провинции, и столицы. Особенно ярко он рассказал о российской молодежи того времени. В романе все герои - молодые люди, полные жизни, чувств, надежд, страстей. Пушкин жалеет о том, что его юность быстро прошла, и призывает читателя дольше оставаться молодым, не поддаваться лени и хандре.

Вообще нельзя не сказать о том, как поэт относится к читателю. Он для автора - лучший друг, готовый понять и выслушать. «Мои друзья», «милые мои», «мой читатель» - так Александр Сергеевич обращается к своим адресатам. Конечно, с самого начала повествования это располагает читателей к Пушкину. Вместе с тем поэт то приближает их к себе, то отдаляет. Для автора читатель - критик, с которым он делится своими планами.

Чему учит произведение

Образ автора в романе «Евгений Онегин» способствует расширению границ произведения. Повествование ведется как бы от нескольких перебивающих друг друга лиц, одни из которых непосредственно сами вовлечены в текст, другие - знакомы с героями романа, а третьи находятся вне событий. Все они соединяются в авторе, составляют гамму его всевозможных проявлений, и оттого появляется ощущение богатства и сложности личности поэта. Произведение написано в тоне светлой печали, грусти, но в то же время оно наполнено верой человека в будущее. Роман отвергает крепостничество, учит ненавидеть бессодержательную и пустую жизнь, самовлюбленность, эгоизм, черствость сердца.

В заключение

Александр Пушкин в «Евгении Онегине» старался уйти от шаблонных художественных приемов, избежать условностей. Поэтому он намеренно соединил мир автора и героев, специально нарушил сюжетные линии и ввел в роман черты современного ему быта. Это позволило поэту создать поистине реалистичное произведение, настоящую «энциклопедию русской жизни».

Роман - загадка. В нем все нетрадиционно: стихи вместо прозы, нединамичный сюжет, обилие лирических отступлений, пропущенные строфы, многочисленные аллюзии . Сам авторский тон по­рой сбивает с толку: вручая нам «собранье пестрых глав», Пушкин гово­рит, что не желает исправлять противоречия. Завесу над тайной приот­крывает одно из писем поэта, в котором он определяет свое произведе­ние как «болтовню» («Роман требует болтовни», - замечает он в этом письме). Пушкину хотелось создать легкий, жизнеподобный роман, не перегруженный морализаторством, не отяжеленный нарочитым драма­тизмом. «Евгений Онегин» - «свободный роман». Он адекватен жизни во всей ее сложности, противоречивости, изменчивости, поэтому и все образы романа, за исключением нарочито кукольных, лишены одно­значной оценки. Они развиваются и меняются в пределах романа.

Образы автора и главного героя не являются исключением. На протя­жении романа скучающий Онегин предстает то романтической загадкой светского Петербурга, то этаким русским Байроном в деревне, то милым собеседником и добрым приятелем, то вдруг страстно влюбленным чело­веком - почти поэтом. Взаимоотношения автора и героя, вписываясь в картину постоянной текучести, изменчивости романа, также развивают­ся и меняются. Поначалу в описании Онегина чувствуется тонкая автор­ская ирония, а значит, между Пушкиным и Онегиным - существенная дистанция, хотя первый склонен обобщать: «Мы все учились понемно­гу...» Автор подробно описывает воспитание, развлечения Онегина, но сам остается в тени, пока не наступает черед развернутого лирического отступления, называемого так, конечно, условно. Условно потому, что весь текст романа пестрит жизненно необходимыми «ненужностями». И тут мы вдоволь наслушаемся и про балеты, и про кулисы, и про жен­ские ножки. Авторское «я» появляется в романе ошеломляюще неожи­данно - и сразу уверенно заявляет о себе. Отныне, как это ни парадок­сально, автор станет полноправным героем своего романа. Зачем это по­надобилось Пушкину?

Вероятно, ответ надо искать в русле общей ориентации произведе­ния на предельную открытость, жизненность, ненатужность. Вымысел здесь сосуществует с реальностью, литературные герои - с реальными историческими лицами (например, друзьями Пушкина - Жуковским, Вяземским), цитаты из чужих произведений - с собственно авторским повествованием. И все это движется, бликует, меняется, как в калейдо­скопе. Роман преодолевает литературность, и в этом неоценимую услугу своему роману оказывает автор - уже не как сочинитель, а как один из персонажей романа, будто впрыгнувший на его страницы.

Пушкин остроумно высмеивает Евгения, старательно играющего роль разочарованного Чайльд-Гарольда. Но вскоре авторская точка зре­ния меняется, и вот они уже приятели с Онегиным, вот они уже гуляют по берегам Невы. «Я был озлоблен, он угрюм...» В общем, нашлись точ­ки соприкосновения, возникло ощущение общности. Холодный онегин­ский ум стал теперь интересен автору-персонажу. Но автор-писатель посылает Онегина в деревню, чтобы он прошел там испытание и разоча­ровался во всесилии рассудка. Действительно, отвергнув поначалу, но потом полюбив Татьяну, то есть придя к тому, над чем вначале смеялся, Евгений уже не ощущает себя скучающим героем, отстраненно взи­рающим на человеческие страсти. Теперь он сам во власти этих стра­стей.

Зачем же так неблагосклонно

Вы рассуждаете о нем?

Пушкин предупреждает возможную, но нежелательную читатель­скую реакцию:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел...

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана...

Таково, как мне кажется, авторское отношение к «доброму прияте­лю» на страницах романа. Однако образ автора этим не исчерпан. Пожа­луй, он является самым сложным и глубоким в романе. Обратим внима­ние еще на одну его сторону. Автор ни на минуту не забывает, что он пи­шет роман. Читатель призван разделить с ним все волнения творческого процесса. Многочисленные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы «Евгения Онегина». Помимо прямых реплик, мы встречаем отсылки, намеки, скрытую иро­нию и, наконец, просто пропущенные строки и строфы, на месте кото­рых мы вольны сами вообразить и мысленно поместить тот или иной ва­риант текста. Автор настойчиво требует внимания к собственной работе, к самому процессу письма. В то же время Пушкину присуща удивитель­ная моцартовская легкость, и он лукаво подсмеивается над поэтами, проливающими пот над письменным столом.

Образ автора - волшебное зеркало, которое фиксирует весь окру­жающий мир и солнечным зайчиком пускает его на страницы романа. Фламандские гастрономические пейзажи, фривольная игривость моло­дого повесы, акварельные картинки русской природы; петербургское, московское, провинциальное общество; горькие признания, грустные или, напротив, веселые советы - и еще много-много всего попадает в ро­ман «Евгений Онегин». Так что роман уже не роман, а «энциклопедия русской жизни».

Образ автора создал тот жизненный водоворот , который был необхо­дим для раскрытия и верного понимания заглавного образа - образа Ев­гения Онегина. Впрочем, выводы делать трудно: живое вещество романа плохо поддается расчленению. Единственное, что остается читателю, - удивляться, думать и вновь удивляться.