Айвазовский картины в третьяковке. Какой получилась выставка дизайнера шарлотты перриан в париже

Выставка картин Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее, посвящённая 200-летию художника, превысила по посещаемости знаменитую выставку Валентина Серова . Директор Третьяковки Зельфира Трегулова заявила, что всего за 11 дней экспозицию самого известного русского мариниста посетили 54 тысячи человек, тогда как выставку автора «Девочки с персиками» за аналогичный период посмотрело 45 тысяч любителей искусства.

Выставка, на которой представлено более 200 экспонатов из 17 музеев и шести частных собраний, продлится в Третьяковской галерее до 20 ноября 2016 года. АиФ.ru рассказывает, на какие картины знаменитого художника стоит обратить особое внимание.

Айвазовский без моря. 10 городских пейзажей знаменитого мариниста

«Девятый вал», 1850 год

«Девятый вал» — самая известная картина художника, которая сразу была признана шедевром. Известный коллекционер Павел Третьяков хотел заполучить полотно для своей коллекции, но император Николай I опередил его и приобрёл шедевр мариниста для Эрмитажа.

Своим сюжетом картина обязана известному факту, что каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и опасным. На фоне бескрайнего моря художник изобразил четырёх человек, уцелевших после кораблекрушения, а пятый старается выбраться из воды на мачту. И хотя путешественникам удалось спастись, им ежеминутно продолжает угрожать опасность.

Реалистичность картины подкреплена собственным опытом Айвазовского: всего за шесть лет до написания полотна он пережил страшную бурю в Бискайском заливе. Шторм, в который попал корабль, был настолько сильным, что судно сочли утонувшим — в европейских и петербургских газетах появились ложные сообщения о смерти известного молодого художника.

«Девятый вал», 1850 г. Фото: Commons.wikimedia.org

«Радуга», 1873 год

В 70-е годы критики стали обвинять Айвазовского в том, что его «импровизационная» манера написания картин не современна. В тот момент, когда «доброжелателей», утверждавших, что художник повторяет сам себя и, кроме волн, больше ничего писать не может, стало больше, Айвазовский представил очередное живописное кораблекрушение, не походившее на прежние работы. «Радуга» стала настоящей сенсацией — до этого в русской живописи морской пейзаж в таком цвете не писал никто.

Есть в картине и небольшая деталь, которая останется незаметной для невнимательного зрителя. В центре полотна в шлюпке изображены тринадцать человек, которым удалось спастись с тонущего корабля. Некоторые из них съёжились в страхе, кто-то гребёт, кто-то машет морю кулаком. Но есть среди них особый герой — седовласый мужик, который смотрит вдаль и машет шляпой. На первый взгляд, его поза кажется странной, но она объяснима: он увидел радугу, предвестницу конца шторма, и радуется спасению.

«Радуга», 1873 г. Фото: Public Domain

«Чёрное море», 1881 год

Картина «Чёрное море» кажется довольно простой: любимое Айвазовским море и небо. Но замысел автора становится понятнее, если знать первоначальное название пейзажа «На Чёрном море начинает разыгрываться буря» и внимательно вглядеться в изображение. На горизонте можно разглядеть силуэт корабля, который неизвестно куда направляется. Одним мазком на холсте шириной в 2 метра художник определил возможности человека в противостоянии со стихией — «Чёрное море» Айвазовский писал в 64 года, когда находился в поисках истинного смысла жизни.

Главным фанатом пейзажа «Чёрное море» был другой известный русский живописец Иван Крамской , он даже включил картину Айвазовского в собственное произведение «Неутешное горе», изобразив её за спиной героини.

И. Айвазовский, «Чёрное море», 1881 г. Фото: Public Domain

«У берегов Кавказа», 1885 год

Одним из главных открытий выставки можно назвать крупную картину «У берегов Кавказа», которая ранее не экспонировалась и была отреставрирована специально к юбилейной экспозиции. Айвазовский впервые оказался у берегов Кавказа совсем молодым человеком, как только закончил Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Но жизнь там оставила художнику целую серию «кавказских впечатлений».

На полотне «У берегов Кавказа» изображена сцена кораблекрушения — от накренённого, уже начавшего тонуть парусника уплывает спасательная шлюпка, которая вот-вот налетит на прибрежные скалы. Несмотря на пугающий сюжет и бушующие волны, Айвазовский оставляет зрителям надежду на то, что всё благополучно разрешится.

«Волна», 1889 год

«Волна» была завершена Айвазовским всего за год до смерти и считается одной из его самых сильных работ. У полотна довольно простой сюжет: бурное море в зимний ветреный день, но есть небольшой секрет — заниженная линия горизонта, благодаря которой зрителю кажется, будто он находится у самой кромки воды.

Как отмечают искусствоведы, эта картина отличается серьёзным и осмысленным взглядом художника на окружающий мир, сам же Айвазовский называл «Волну» «лучшая моя буря» и говорил, что в этом полотне ему удалось передать «весь опыт своей художественной жизни». Громкое заявление, учитывая, что из-под его кисти вышло несколько тысяч видов штормовых и бушующих морских произведений.

В конце июля 2016 года в Третьяковке на Крымском валу началась долгожданная выставка картин Ивана Айвазовского. Выставка организована к 200-летию со дня рождения художника, юбилей состоится в следующем году. И хоть каждый из нас хотя бы раз видел картины великого мариниста, это мероприятие нельзя было пропустить, ведь более ста работ в одном месте – это не шутка. Делимся впечатлениями.

Выставка Айвазовского


Выставка Айвазовского

Иван Айвазовский – художник-маринист, слава которого (даже при жизни художника) гремела по всему миру. По-иному, как «певец моря» и не назовешь этого человека. За свою жизнь Айвазовский написал более 6 000 картин, среди которых есть и великолепные пейзажи, и портреты, и, конечно же, морские пейзажи. На выставке в Третьяковской галерее на Крымском валу выставлены 120 работ из различных музеев и частных коллекций, личные вещи художника, фотографии, экспонаты морской тематики. Это все прекрасно, но тот трепет, который ты испытываешь перед мощью морской стихии, которая буквально выходит за границы тяжелой рамы картины, не сравним ни с чем. Пожалуй, ради этого незабываемого чувства и стоит посетить эту выставку. Возможно и не раз (именно такое чувство было у нас после первого посещения выставки, даже купили билеты, чтобы сходить через месяц).


Выставка Айвазовского

Ни одна репродукция, увиденная в печатном альбоме, не способна передать ту игру света и тени, движение, эмоции, страх человека перед стихией.


Выставка Айвазовского

В Москве выставка Айвазовского продлится с 29 июля 2016 до 20 ноября 2016, далее она отправится в Санкт-Петербург.

Покупка билетов на выставку Айвазовского

На прошлую раскрученную выставку картин Серова в Третьяковке мы не попали из-за огромных очередей, но на Айвазовского строго решили пойти. Надо сказать, что мы подготовились основательно - купили билеты онлайн на сайте за неделю до открытия.

Билеты на сайте Третьяковской галереи

Сложно здесь ничего нет: заходим на сайт Третьяковки, выбираем день и сеанс, оплачиваем картой. Распечатываем. Радуемся, что не придется стоять в очереди.

Кстати, если вы придете без купленного билета, вы рискуете не попасть в этот день на выставку, ведь билеты продаются на конкретные дни и сеансы, количество их ограничено. Каждые пол часа осуществляется проход посетителей с билетами на этот временной сеанс, время, которое можно провести на выставке, ограничено лишь часами работы музея.


Выставка Айвазовского

У нас был сеанс на 19-30, музей работал до 21-00, и нам катастрофически не хватило этого времени.

Готовимся к походу на выставку

Рекомендую перед посещением выставки почитать биографию художника, а еще лучше посмотреть на youtube документальные фильмы об Иване Айвазовском. Правильный настрой и подготовленность, пожалуй, ваши лучшие друзья при посещении культурных мероприятий. Даже если вам не хватает бэкграунда - посещение выставки - отличный повод, чтобы открыть для себя что-то новое.

Для тех, кто никогда не был в Третьяковке на Крымском валу д.10 - добраться можно пешком от метро Парк Культуры или Октябрьская.


Выставка Айвазовского

Впечатления от посещения выставки И. Айвазовского в Третьякове

В 19 30 в день открытия мы были у дверей Третьяковки. Какого же было наше изумление, что мы не увидели беснующейся и штурмующей двери очереди. А мы были готовы ко всему.


Выставка Айвазовского

Несколько раз на входе у нас просканировали электронные билеты. Поднявшись на второй этаж, мы сразу пошли к стойке с аудиогидами (300 рублей, залог 2 000 или документ). Все, готовы к прекрасному, идем в зал.


Выставка Айвазовского

Несмотря на то, что на входе очереди не было - в зале было полно народу. В пресс релизе было написано, что за сеанс впускают 250 человек, но никого не ограничивают по времени внутри. На выставке в наш сеанс было много людей, так как за 1.5 часа вдумчиво точно все не посмотришь.

Итак, в самом начале выставки мы видим портрет молодого Ивана Айвазовского. Видно невооруженным взглядом, что художник армянского происхождения, да и настоящие его имя и фамилия – Ованесс Айвазян. Родился и вырос Айвазовский в крымской Феодосии. Он так любил свой город, даже стал его меценатом, поэтому многими благами цивилизации Феодосия обязана именно Айвазовскому. На закате жизни Айвазовскому было присвоено звание «Почетный гражданин» Феодосии, благодарные жители на собственные средства построили также красивейший восточный фонтан и назвали его «Айвазовский».


Выставка Айвазовского

Но вернемся к экспозиции. Построена она была несколько странно: а именно картины были сгруппированы по тематикам: «Морские симфонии», «Художник главного штаба», «Между Феодосией и Санкт-Петербургом», «Весь мир ему мал». Мы пытались осматривать картины последовательно, но все равно получалось бегать зигзагами, чтобы ничего не пропустить. Хочется отметить очень хорошее качество аудиогида, с приятной музыкой, стихами и прекрасными биографическими справками о шедеврах – для того, чтобы прослушать всю информацию, потребуется не менее 2,5 часов.


Выставка Айвазовского

Интересно, что художник не писал картины с натуры. Увиденное он лишь зарисовывал в виде эскизов и удалялся в мастерскую писать очередной шедевр. Его уникальная техника, невероятное чувство природы, игра света и тени делают каждую картину шедевром. Бывают талантливые художники, которые пишут просто красивые картины. Творчество же гения вызывает эмоции, настоящее искусство заставляет чувствовать, просто посмотреть на картину и отвернуться не получится.

Доминантой выставки стали три огромные картины, захватывающие эмоции посетителя все больше и больше по мере знакомства с ними: всем известный и многократно тиражируемый «Девятый вал», «Волна», «Черное море».


Выставка Айвазовского

Двигаясь мимо каждой картины полукругом, мы поражались, как картина оживает, волны меняют освещение, цвет и форму. Это гениально!


Выставка Айвазовского

Из Санкт-Петербурга, где Айвазовский получал художественное образование, его отправили обратно в Крым, чтобы писать картины о событиях, связанных с русским флотом. Благодаря таланту Айвазовского мы можем видеть весь ужас сражений и штормов, а также гордость побед над врагом.


Выставка Айвазовского

Картина «Бурное море» не столь масштабная по размеру, но от нее просто невозможно оторвать глаз. Только посмотрите, как светится море даже в приличный шторм. Это та самая надежда, которую Айвазовский дает в своих картинах, и мы верим, что с кораблем все будет хорошо, а на смену шторму и тучам всегда приходит штиль и солнце.


Выставка Айвазовского

С различных ракурсов мой взгляд постоянно останавливался на картине «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим», настолько этот самый костер реалистично написан, что казалось, где-то что-то горит.


Выставка Айвазовского

Итальянские пейзажи Айвазовский писал не только во время нахождения в этой стране. Даже через года он воплощал на холсте пережитое и увиденное там.

Стамбул занимает отдельное почетное место в творчестве художника. Он знал турецкий язык, общался с турецким султаном, писал для него картины. Даже год назад в последнем османском дворце в Стамбуле Долмабахче я видела много картин Айвазовского. Как говорят, на текущий момент самая дорогая картина Айвазовского, проданная в частное владении несколько лет назад, как раз с изображением Стамбула.


Выставка Айвазовского

Помимо пейзажей на турецкую тему, на выставке привлекает внимание картина из жизни города «Восточная сцена «Каик с турчанками»».


Выставка Айвазовского

Многие москвичи проявляли особый интерес к картинам с видом на Москву.


Выставка Айвазовского

Отдельно стоит отметить выставку графики и рисунка Ивана Айвазовского, ранние работы.

На выставке есть уголок, где поднята тема сотворения мира, волновавшая Айвазовского на протяжении всего творчества. Сотворение мира показано на примере водной стихии, эту же тему продолжают работы «Хождение по водам», «Гибель корабля «Лефорт»», на которой аллегорически люди делятся на грешников и праведников.

Так как времени до закрытия музея оставалось совсем мало, мы часть выставки просмотрели бегло и отправились на второй этаж. Здесь можно увидеть макеты кораблей и другую морскую атрибутику.


Выставка Айвазовского

Познакомиться поближе с семьей Айвазовского можно при помощи рассказа аудиогида и портретов второй жены и любимого брата.


Выставка Айвазовского


Отзыв о посещении выставки Айвазовского в Третьяковке на Крымском валу

В витринах расположены личные вещи гения: грамоты, записные книжки, фотографии и многое другое.

Магазин

Так как выставка закрывается ровно в 21-00, на посещение музейного магазина на первом этаже у нас оставалось ровно 5 минут. Ассортимент, который мы увидели мельком: альбом выставки И. Айвазовского – цена 3 000 рублей, открытки – 100 рублей, игра «мемориз» с картинами Айвазовского – 1000 рублей, таблетницы – 500 рублей, холщовая сумка с репродукцией картины – 1000 рублей.

Времени на раздумье у нас практически не было, поэтому мы успели приобрести по огромному альбому-книге.

Выставка Айвазовского, безусловно, событие года в культурной жизни Москвы. Очень приятно, что организаторами были исправлены прошлые ошибки, внедрены электронные билеты и четкие сеансы посещения выставки, и мы можем посетить это мероприятие с комфортом. Советую сходить на выставку каждому, не верю, что хоть кто-то может остаться равнодушным.


Выставка Айвазовского

Адрес и стоимость входа

Третьяковская галерея на Крымском валу: Москва, Крымский вал, д.10.

Билеты онлайн

Стоимость взрослого билета - 400 руб, пенсионерам - 150 руб. Имеются другие льготы.

По расписанию (по четвергам в 19.00, по пятницам в 19.00, по субботам в 15.00) проводят сборные экскурсии. Для участия надо купить билет в кассе за 300 руб. и иметь билет на вход на выставку.

В Москве в Третьяковской галерее открылась масштабная выставка картин великого русского мариниста Ивана Айвазовского, посвященная 200-летию со дня рождения художника.

В предверии дня военно-морского флота России в Третьяковской галерее открылась одна из самых масштабных и наиболее ожидаемых выставок 2016 года - ретроспектива выдающегося мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, приуроченная к грядущей 200-летней годовщине со дня рождения великого живописца.

Открытие состоялась 29 июля - в день рождения Ивана Айвазовского. Интерес публики к выставке сопоставим с тем ажиотажем, что имел место во время в январе 2016-го.

Основа экспозиции - 120 картин, на котором присутствует море - полотна и графика как из самой Третьяковской галереи, так и Русского музея, Центрального военно-морского музея, Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского, Национальной галереи Армении, музеев Петергофа, Павловска, Царского Села, частных коллекций. Большинство работ представляют из себя морские пейзажи.

Всего картин в экспозиции 175. На 55 полотен, на которых нет моря, - так называемые сухопутные пейзажи. В целом же на выставке порядка 200 экспонатов.

На выставке представлены главные шедевры художника - монументальные полотна «Девятый вал» и «Волна» (из Русского музея). Кроме того, множество среднеформатных работ и несколько совсем миниатюрных - умещающихся на ладони.

Среди собственных полотен Третьяковки особый интерес представляет картина «У берегов Кавказа» (1885), отреставрированная специально к выставке. На ней изображена сцена кораблекрушения - от накрененного, уже начавшего тонуть парусника уплывает спасательная шлюпка, которая вот-вот налетит на огромные черные скалы, почти сливающиеся с грозовым небом.

Официальный видеоролик выставки "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения"

"В изображении морской стихии Айвазовскому не было равных. При всей масштабности его работ в них чувствуется удивительная легкость. Казалось, он импровизировал на холсте", - говорит куратор выставки Галина Чурак.

Экспозиция выстроена не по хронологическому принципу, а по темам. На одной стене - картины с изображением Константинополя, на другой - виды российских приморских городов и военных эскадр. Напомним, Айвазовский был художником Главного морского штаба.

Есть серия аллегорических изображений - «Хождение по водам», «Всемирный потоп» и почти абстрактное «Сотворение мира».

Отдельную группу составляют работы без моря. Но даже на них водный элемент в том или ином виде присутствует: на «Зимнем обозе в пути» (1857) в стороне от основной композиции изображен колодец, вокруг которого разлита вода. В ней, наряду с удивительным небом и тенями, главная прелесть полотна.

Еще одна сцена - «Император Александр II на зимней прогулке по льду Невы» (1890): стремительно летящие царские сани встречает поклоном работник, вырезающий глыбы льда. Переливы зеленовато-голубоватых оттенков на ледяных блоках контрастируют общей серовато-тусклой палитре.

Некоторые полотна кураторы выставки смело объединяют в триптихи или целые циклы. Например, «Буря на Азовском море в апреле 1886 года», «Морской вид при луне» и «Корабли в бурном море. Восход солнца» внезапно оказываются как будто единым целым.

Дополняют основную экспозицию графика и акварели (в том числе прекрасный цикл минималистичных набросков маневров Черноморского флота, приехавших из музея-заповедника «Петергоф») и собрание исторических раритетов, призванных погрузить нас в мир художника. Это корабельные принадлежности первой половины XIX века - подзорные трубы, штурвал, глобус и т.д. и т.п. Кроме того, фотографии, письма, наградные грамоты и прочие артефакты.

Известно, что когда Айвазовский отмечал 10-летие своей творческой деятельности выставкой в Феодосии в 1846 году, его поздравлял сам адмирал М.П. Лазарев и будущий адмирал В.А.Корнилов, которые подошли к городу на шести парусных кораблях во главе с флагманом «Двенадцать апостолов».

Количество написанных Айвазовским картин поражает воображение: 6000 за 60 лет!

Иван Константинович был ярым путешественником - в паспорте собрал 135 виз. Объездил почти всю Европу, где проходили его персональные выставки, приносящие мастеру существенный доход. Во время одного из таких путешествий художник чуть не погиб. Между Францией и Испанией, в Бискайском заливе, корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в жестокую бурю и только чудом не затонул. На следующий день парижские газеты вышли с заголовком о гибели Айвазовского.

Об этих и о многих других любопытных фактах его творчества на втором этаже рассказывают архивные материалы, портреты родных художника, фотографии.

Экспозиция показывает Айвазовского как мецената, первого почетного гражданина Феодосии, ключевую фигуру для города и Крыма в целом. Один из примеров его благотворительности - строительство в 1888 году водопровода в Феодосии, которая тогда испытывала нехватку пресной воды. Пользование водопроводом было платным, однако пить воду из фонтана на Новобазарной площади позволялось бесплатно. Рядом всегда стояла серебряная кружка с надписью: «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи».

Айвазовский писал свои полотна по памяти, в мастерской, хотя жил у моря. Он считал, что движение волны, дуновение ветра, луч света, падающий на волну, невозможно писать с натуры - каждое мгновение всё это меняется. Только память художника может удержать впечатления.

При жизни у него было 120 персональных выставок и в России, и далеко за ее пределами. Чаще всего он делал их с благотворительной целью. Картины продавал, доходы жертвовал в пользу пострадавших от неурожая, студентов, воинов, вдов и сирот. Это был человек, который не шумно, не броско, но по всей жизни пронес способность делать добро.

Сейчас полотна русского мариниста ценятся во всём мире. К примеру, 24 апреля 2012 года аукционный дом Sotheby’s продал картину Ивана Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» за $5,2 млн. Это полотно стало самым дорогим произведением художника.

Свой последний морской пейзаж он написал утром 19 апреля 1900 года в Феодосии. Айвазовский хотел осуществить свое давнее желание - показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. За день он почти закончил работу. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма. Но довести замысел до конца он все-таки не успел: глубокой ночью во сне внезапная смерть оборвала жизнь великого морского живописца. Незаконченная картина «Взрыв корабля» осталась на его мольберте.

Автопортрет. Галерея Уффици.

Айвазовский оставил огромное творческое наследие, написал более 6000 картин за 80 лет. Все остальные художники, в том числе и не менее известные, и близко не подошли к этому рекорду. Злопыхатели Айвазовского и в его время и сегодня утверждают, что у него были помощники-копировальщики и физически невозможно написать столько шедевров. Коллеги-художники при жизни завидовали его таланту и богатству, критиковали манеру письма, а картины называли однообразными. Наверное, критиков больше устроила бы несчастная судьба художника: неизвестность при жизни, бедность, тяжелая судьба и чтобы через 100 лет после смерти неожиданно выяснили, что его картины невероятно талантливы. Но судьба Айвазовского была полной противоположностью нарисованной картине. Он работал легко и непринужденно, творчество не было для него мукой. От природы он был наделён блестящим дарованием, рисовал быстро и талантливо, у него не было проходных работ. Известен случай, когда на уроке в Академии художеств в Санкт-Петербурге в качестве примера для студентов за время урока художник изобразил морской пейзаж, шедевр. Его потом критиковали педагоги за «поверхностный взгляд»: чему Вы учите студентов, как можно так легко и быстро нарисовать настоящую картину. А на самом деле это было сутью Айвазовского.

Впрочем, настоящие художники, современники Айвазовского, давали высокую оценку его творчества. Известно высказывание И. Н. Крамского: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины…; и не только у нас, а в истории искусства вообще… ».

Но надо признать, что наряду с талантом, Айвазовский обладал и практической сметкой. Утверждается, что он первым в России стал делать персональные выставки. Были с его стороны, как сегодня бы сказали, и пиар-акции. Например, как-то Айвазовский решил пригласить к себе на день рождения большое количество людей и каждому отправил приглашение, на котором собственноручно нарисовал море. Потом эти приглашения с морскими пейзажами стали раритетами.

Айвазовский при жизни был богат, но богатство свое тратил в том числе и на благородные дела. Художник много сделал для улучшения жизни жителей родного города — Феодосии. Часто выставки картин Айвазовский устраивал с благотворительной целью. Доходы жертвовал в пользу пострадавших от неурожая, студентов, воинов, вдов и сирот.

Айвазовский прожил долгую и счастливую жизнь. Его творчество было сполна оценено при его жизни. Его хорошо знали в Европе, ценили на родине. Он был богат, свободен и независим. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, с верой в своё искусство, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления. Умер он во сне в 82 года, так же легко, как и жил.

Путешествия

Айвазовский очень много путешествовал, в паспорте собрал 135 виз. Уже за одно это его имя и проходящая выставка его работ достойны упоминания на Туристере. Паспорт художника сохранился и сегодня он хранится в Феодосийской картинной галерее в рукописном отделе, на выставку в Москву его не отдали. Художник объездил всю Европу, два года прожил в Италии, где ввел моду на морские пейзажи, неоднократно бывал в Турции, где был принят султаном Абдул-Азизом и получил от него большой заказ на изображение видов Босфора. В поездках Айвазовский много работал, продавал свои картины, устраивал персональные выставки. И эта деятельность приносила мастеру существенный доход. В 1869 году он отправился в Египет, на открытие Суэцкого канала. В возрасте 77 лет Айвазовский решился на путешествие в Америку, где в разных городах устраивал свои выставки картин. По итогам посещения Америки была создана знаменитая картина «Ниагарский водопад».