Школьная энциклопедия. Германия эпохи возрождения, барокко и классицизма

Германия к началу XVI в. была раздроблена на множество карликовых государств. Это было время столкновения интересов различных классов, религиозных бурь. Расцвет культуры в Германии не был таким органичным, как в Италии. Собственного античного наследства не было, античность стала известна уже в переработке итальянцами. В отличие от становящегося светским искусства Италии, в Германии религиозность не умаляется, гуманисты-теологи выступают за обновление католической церкви.

Цикл «Времена года» включал шесть картин, каждая из которых посвящалась двум месяцам. Сохранились «Жатва», «Сенокос», «Сумрачный день», «Охотники на снегу» и «Возвращение стада»
Германия, находясь в центре Европы, подвергалась внешним воздействиям. Развиваясь в общем русле европейского Возрождения, немецкое искусство во многом продвигалось собственным путем. В искусстве Германии XV-XVI вв. проявлялись реминисценции готики. Важное значение для развития немецкого искусства имели местные художественные традиции. Писатели-мистики XIII-XIV вв. дали богатый материал художникам последующих двух столетий.
Искусство немецкого Возрождения сформировалось в один из самых драматических периодов в истории Германии. В 1453 году пала Византия. Распространялись еретические учения. Конец света многие ожидали в 1500 г.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Возрождение в Германии называют эпохой Дюрера. Дюрер - первый немецкий художник, чья популярность была общеевропейской уже при жизни.
Альбрехт Дюрер, как и многие творцы Возрождения, был универсальной личностью. Его талант в равной степени развивался в гравюре, живописи, теории искусства. Его творческое кредо выражено в трактате «Четыре книги о пропорциях», в котором он писал, обращаясь к художнику: «не уклоняйся от природы в надежде, что ты мог бы найти лучшее и сам, ибо ты обманешься, ибо, поистине, искусство заключено в природе: кто умеет обнаружить его, тот владеет им».

Дюрер родился в Нюрнберге в семы ювелира в 1471 г. Он был третьим ребенком в многодетной семье. Первые навыки рисования Альбрехт получил в мастерской отца, затем три года учился у Михаэля Вольгемута в крупнейшей мастерской города. 1 декабря 1489 г. Дюрер закончил обучение и согласно цеховым правилам отправился путешествовать по городам Германии. Странствия продлились 4 года. В 1493 г. Дюрер исполнил свой первый автопортрет, представ в образе мечтательного юноши с цветком в руке. Весной 1494 г. отец вызвал Дюрера в Нюрнберг, где тот женился на дочери влиятельного нюрнбергского бюргера, механика и музыканта Ганса Фрея, 15-летней Агнесс.
Вскоре после свадьбы художник отправился в Италию. Во время пребывания в Италии Дюрер уделял много внимания изображению нагого тела. Возвращаясь из Венеции в Нюрнберг, Дюрер запечатлел альпийские горы и лежавшие на его пути города в многочисленных акварелях («Вид Инсбрука» 1495 г., «Вид Триента»).

Ксилография (от греч. Xylon - дерево и grapho - пишу) - гравюра на дереве, когда печатная форма оттискивается способом высокой печати - с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской.
1495-1500 гг. - начало самостоятельной деятельности, когда, вернувшись из Италии, художник одновременно стал пробовать себя в живописи, гравюре на дереве и гравюре на меди. Дюрер создавал гравюры на мифологические, бытовые и литературные сюжеты. Он работает над алтарными образами, придавая им реалистическую достоверность. Портреты Дюрера положили начало расцвету этого жанра в немецкой живописи. К концу 90-х гг. его имя становится известным не только в Германии, но и в Европе, главным образом благодаря популярности гравюр. Главными для Дюрера в это время были гравюры на дереве. Он обратился к распространенной однолистной гравюре на дереве, со временем перешел к созданию серий гравюр, соединенных в виде сброшюрованных книжек с сопроводительным текстом на обороте листов. Во второй половине 90-х гг. Дюрер переходит к новой технике: он вводит штриховку по форме изгибающимися линиями, применяет перекрещивающиеся штрихи, дающие глубокие тени. Среди лучших ксилографий этого периода - «Св. Екатерина» 1498 г., серия гравюр «Апокалипсис». Содержавшиеся в «Апокалипсисе» описания бедствий и гибели человечества производили в то время сильное впечатление. Иллюстрации Дюрера отражают реформационные настроения. Вавилон - это папский Рим, а персонажи одеты в современные немецкие и венецианские костюмы. Серия состоит из 15 гравюр, к которым впоследствии Дюрер присоединил титульный лист. Более ранние листы - «Открытие седьмой печати», «Поклонение отцу» отличаются обилием фигур, в более поздних - «Семь светильников» - фигуры укрупняются, формы трактуются более обобщенно. В заключительном листе «Небесный Иерусалим» показано, как ангел запирает побежденного Сатану в преисподней. Другой ангел показывает Иоанну Небесный Иерусалим, похожий на средневековый город с массивными воротами и многочисленными башнями.

Вторая серия гравюр на дереве носит название «Большие страсти». Она была завершена лишь в 1510- 1511 гг. Первые 7 листов повествуют о самых трагических эпизодах жизни Христа («Моление о чаше», «Бичевание», «Се человек», «Несение креста», «Оплакивание» и «Положение во гроб»). Одним из самых популярных листов серии стало «Несение креста», в котором Дюрер представил Христа упавшим под тяжестью креста.
Тематика гравюр на меди разнообразна. Это и мифологические, и литературные, и бытовые сюжеты. Одна из наиболее известных работ - «Блудный сын». Среди жанровых изображений - «Три крестьянина».

Гравюра «Меланхолия» 1514 г. является одной из самых загадочных работ Дюрера. Она изображает одиноко сидящую женщину в лавровом венке, олицетворяющую творческий гений. На боку у нее связка ключей и кошелек, на коленях - закрытая книга, в правой руке циркуль - символ геометрии и строительного искусства. На стене за спиной женщины висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Главный герой Дюрера - человек, которого художник помещает в центре мироздания. Дюрер создает обобщающий тип человека эпохи Возрождения в «Автопортрете».
Офорт (фр. еаи fort - букв, крепкая водка, т.е. азотная кислота) - вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. Процарапанные углубления заполняют краской и покрывают доску увлажненной бумагой, получая оттиск на специальном станке.

1500 г., портрете Неизвестного 1504 г., портрете Пиркгеймера 1524 г. В автопортрете 1500 г. Дюрер изобразил себя в образе Христа. Дюрер помещал свои автопортреты во многих картинах, он подписывал полным именем практически все свои капитальные работы, ставил монограмму на гравюрах и даже на рисунках. В портретах влияние нидерландской школы сказывается в тщательности отделки деталей, для портретов характерна необычайная экспрессивность.
Дюрер предвосхитил возникновение пейзажа настроения, он считал, что в природе все достойно запечатления - кусочек дерна, кролик.
В картине «Четыре апостола» Дюрер создал монументальные фигуры людей, полных чувства собственного достоинства, уверенных в своей силе.
В своих теоретических работах Дюрер разделил ремесло, в основе которого навык, и искусство, базирующееся на теории. В 1525 г. Дюрер выпускает «Руководство к измерению циркулем и линейкой», годом позже - «Наставления к укреплению городов, замков и крепостей», уже после смерти Дюрера, последовавшей в 1528 г., выходит его труд «Четыре книги о пропорциях человека».

Лукас Кранах Старший (1472- 1553) родился в семье художника в Верхней Франконии, учился у отца, затем обосновался в Тюрингии, став придворным живописцем саксонского курфюрста. Кранах был знаком
с Лютером, иллюстрировал его сочинения. В ранних работах Кранаха сочетаются драматизм и лиричность. В пейзажах все любовно и тщательно выписано. В монументальных алтарных композициях («Алтарь св. Екатерины», «Княжеский алтарь») художник использует и жанровые мотивы. Его «Мария с младенцем», «Венера» близки итальянским образцам, с* которыми он был хорошо знаком. В портретах своих современников Кранах стремился к детальной передаче всех деталей внешнего облика.

В последний период творчества у мастера преобладают мифологические и сказочные сюжеты, проявляются черты маньеризма.
Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480-1538), глава «Дунайской школы». Работал в Южной Германии и Австрии. Тематика его картин библейская и мифологическая.
Рисунки Альтдорфера являются полноценными произведениями искусства. В 1510 г. написан «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия», в котором стремление к тональной живописи наиболее полно выражено. Начало зрелости мастера отмечено созданием алтаря монастыря Санкт-Флориан близ австрийского города Линца в 1516-1518 гг. Высота алтаря 2 м 70 см, на нем размещено 16 картин. При закрытых створках видны 4 картины со сценами из легенды о св. Себастьяне. Когда открывалась 1-я пара створок, зритель видел восемь картин с изображениями страстей Христа.

Кранах и Лютер были знакомы, в 1522 г. Кранах на свои деньги издал сочинение Лютера «Сентябрьское Евангелие», снабдив его гравюрами.На внешней стороне створок были написаны сцены «Положение во гроб» и «Воскресение». Верхний ряд состоял из ночных сцен и «Бичевания Христа». Нижний включал сцены при ярком дневном освещении. Во всех композициях линия горизонта проходила на одном уровне. Все сцены пронизаны кипением страстей, то скрытых, то вырывающихся наружу. Драматическая обостренность особенно проявляется в почти босховской гротескности. Во всех сценах Христос - это жертва, предназначенная Богом для заклания. Колорит является наиболее замечательной чертой живописи алтаря. В «Молении о чаше» красные отсветы написаны по фону из чистого золота. Самое удивительное произведение Альтдорфера «Битва Александра с Дарием» 1529 г.; в ней действие разворачивается на фоне показанного сверху грандиозного пейзажа.

В творчестве художников «Дунайской школы», но не только у них, происходит единение человека с природой. Опора на античность носила в немецком Возрождении двоякий характер. Художники охотно брали сюжеты из античной истории и мифологии. Но древнегреческие и римские сюжеты решены далеко не в античном духе.
Грюневальд, так ошибочно с XVII в. стали называть крупнейшего немецкого живописца, архитектора Маттиаса Нитхардта (ок. 1470- 1528). Нитхардт работал во Франкфурте-на-Майне, Майнце, был придворным живописцем майнцских
архиепископов и курфюрстов. В творчестве художника наиболее полно выразился национальный дух, его мироощущение близко народному, религиозные образы трактованы в духе мистических ересей. Творческой манере Грюневальда присущи драматизм и экспрессия, особое соотношение цвета и света. Самое известное произведение Грюневальда - «ИзенгейМский алтарь» представлял собой монуменальную девятичастную композицию, дополнением которой служила раскрашенная деревянная скульптура. В центре композиции - исполненная глубокого трагизма, передачи мук и боли сцена распятия Христа.

Серебряный грифель дает бесцветные, нестирающиеся линии
на грунтованной или тонированной бумаге. Рисунок серебряным грифелем не допускает помарок.
Люкарна (фр. lucarne) - оконный проем различной формы в скате крыши или куполе.
Отель (фр. hotel) - во французской архитектуре - городской особняк, обычно размещен на относительно стесненном участке, отодвинут вглубь территории и отгорожен от улицы и соседних участков сомкнутыми строениями служебных флигелей и высокими каменными оградами, образующими замкнутый внутренний двор с парадным въездом с улицы. Сад расположен за главным корпусом.

Ганс Гольбейн Младший (ок. 1497-1543), моложе Дюрера на четверть века, как художник формировался в эпоху зрелости Возрождения, став его самой яркой фигурой. Гольбейн из всех немецких художников был ближе всего к итальянскому Возрождению. Жизнь художника известна лишь в самых общих чертах. В доме отца Ганса Гольбейна Старшего, известного живописца, он постигает азы живописи. Странствует в качестве подмастерья, в зрелом возрасте работает во Франции, Нидерландах, с 1532 г. он остается жить в Англии, где ему покровительствуют Томас Мор и Генрих VIII. Самыми сильными сторонами Дарования Гольбейна были рисунок и портрет. Ранние портреты Гольбейна созданы в технике серебряного карандаша, после 1522 г. мастер чаще прибегает к более мягким материалам - черному и цветным меловым карандашам. Свои поздние портреты художник рисует на розовой бумаге, которая дает теплоту человеческому лицу.


Архитектура Германии.

Среди стран Западной Европы, обладавших развитой феодальной системой отношений, в Германии изживание средневековых устоев шло наиболее извилистым, усложненным путем. В экономическом и политическом отношении Германия развивалось противоречиво и затрудненно; не Меньшей противоречивостью отличалась ее духовная культура, и в частности ее искусство.

На исходе средневековья в Германии происходили те же процессы, что и в других государствах Европы: усиливалась роль городов, развивалось мануфактурное производство, все более важное значение приобрело бюргерство и купечество, распадался средневековый цеховой строй. Аналогичные сдвиги совершались в культуре и в мировоззрении: пробуждалось и возрастало самосознание человека, росли его интерес к изучению реальной действительности, желание обладать научными знаниями, потребность найти свое место в мире; шло постепенное обмирщение науки и искусства, освобождение их от вековой власти церкви. В городах зарождались ростки гуманизма. Немецкому народу принадлежало одно из величайших культурных завоеваний эпохи ­ - крупнейший вклад в развитие книгопечатания. Однако духовные сдвиги совершались в Германии медленнее и с большими отклонениями, нежели в таких странах, как Италия и Нидерланды.

На рубеже 14 - 15вв. в немецких землях не только не наблюдалось, тенденции к централизации страны, но, наоборот, усиливалась ее раздробленность, содействовавшая живучести феодальных устоев. Зарождение и развитие в отдельных отраслях промышленности ростков капиталистических отношений не приводило к объединению Германии. Она представляла собой множество крупных и мелких княжеств и самостоятельных имперских городов, которые вели почти независимое существование и всеми способами старались сохранить такое положение вещей. Э Тим в значительной мере определялся и характер классовых взаимоотношений. В своей работе «Крестьянская война в Германии» Энгельс так характеризует общественную жизнь Германии к началу 16 в.: « . . . разные сословия империи – князья, дворяне, прелаты, патриции, бюргеры, плебеи и крестьяне – составляли чрезвычайно хаотическую массу с весьма разнообразными, во всех направлениях взаимно перекрещивающимися потребностями «Враждебные, узкоместные интересы сословий часто приводили их к противоречиям и взаимным столкновениям, что мешало главному делу – борьбе с феодализмом, преодолению средневековых традиций в экономике, политике, культуре, в укладе общественной жизни. Непрерывно нарастающее всеобщее недовольство, временами прорывавшееся в виде отдельных местных восстаний, еще не приняло в это время характера всенародного революционного движения, охватившего Германию в первые десятилетия 16 века.

Противоречия общественного развития Германии нашли свое отражение в немецком зодчестве 15 века. Как и в Нидерландах, здесь не было того решительного поворота к новому образному содержанию и новому языку архитектурных форм, который характеризует зодчество Италии. Хотя готика как Господствующий архитектурный стиль была уже на исходе, ее традиции были еще очень сильны; подавляющее большинство сору сооружений 15в. в той или иной мере несет на себе отпечаток ее воздействия. Ростки нового, были вынуждены пробиваться в трудной борьбе сквозь толщу консервативных наслоений.

Удельный вес памятников культового зодчества в германии 15 века был более велик, нежели в Нидерландах. Еще продолжалось и завершалось строительство грандиознеых готических соборов, начатых в предшествующее столетие (например, в Ульме). Новые храмовые постройки, однако, уже не отличались подобным размахом. Это были более простые церкви, преимущественно зального типа; нефы одинаковой высоты при отсутсвии трансепта способствовали слиянию их внутреннего пространства в единое обозримое целое. Особое внимание уделялось декоративному решению сводов: преобладали своды сетчатого и других сложных рисунков. Примерами подобных сооружений могут служить церковь Богоматери в Ингольштатте и церковь в Анаберге. Единым зальным пространством характеризуются и пристройки к старым храмам – хор церкви святого Лаврентия в Нюрнберге и хор церкви Богоматери в Эсслингене. Сами архитектурные формы приобрели большую усложненность и прихотливость в духе «пламенеющей» готики. Образцом декоративного богатства форм может считаться клуатор собора в Эйхштетте.

Все более значительное место в немецкой архитектуре 15 века начинают занимать памятники светского зодчества. Это прежде всего городские коммунальные постройки, в которых уже заметна меньшая, нежели прежде, зависимость от форм церковного зодчества. Таковы, например, внушительные, богато украшенные здания ратуш в Бремени и в Госларе – пример монументального каменного строительства. Не менее выразительны фахверковые общественные постройки (конструкцию которых составляет деревянные каркас с кирпичным заполнением), достигшие в этот период замечательной художественной выразительности, в частности ратуши Вернигероде и Альсфельде, крупные по размерам и смелые по своим конструкциям. Их художественный эффект основан на пластике сильно вынесенных вперед верхних этажей и на великолепной орнаментации деревянных частей в особенности венчающих карнизов. Богатству убранства отличались также гильдейские и цеховые дома, например фахверковое здание гильдии разносчиков в Гильдейсгейме. Сооружались целесообразные по своим функциональным качествам и выразительные по формам постройки хозяйственного назначения, в их числе – городская бойня в Ауксбурге, соляной склад в Любеке, городские укрепления (башенные ворота в Любеке) и многое другое.

В архитектуре жилых домов представителей городского патрициата в Германии, как и в Нидерландах, еще не произошло того переворота, который ознаменовало собой появление в городах Италии монументальных палаццо, принадлежаших богатейшим фамилиям, но в сравнение со средневековьем заметны нововведения – более сложная и свободная планировка, применение на фасадах богато украшенных фронтонов и фонарей – эркеров, а во дворах – крытых галерей.

Свое косвенное влияние городские постройки оказали на строительство феодальных замков. Здесь на ряду с традиционными сооружениями крепостного типа появляются постройки, в которых фортификационные элементы соединяются с чертами монументальной представительности. Таков, например, прославленный Альбрехтсбург в Мейсене, резиденция курфюрстов Саксонских, который высится наподобие непреступного замка над крутым берегом Эльбы, а с другой стороны, видимой с равнины, он раскрывается как фасад княжеского дворца нового типа. В создание многочисленных интерьеров Альбрехтсбурга, перекрытых прихотливыми сталактитовыми и сетчатыми сводами, и сложных винтовых лестниц участвовал известный зодчий Арнольд Вестфальский, работавший в Саксонии между 1470 и 1479 гг.

Как и в других западноевропейских странах, в Германии с начала 16 века ведущую роль начинает играть светское зодчество. Жилой городской особняк, ратуша или торговый дом – таковы доминирующие в эту эпоху типы строений. В крупных немецких торговых городах, переживавших свой расцвет в начале 16 века, велось большое строительство.

Несмотря на многообразие форм немецкой архитектуры эпохи Возрождения, связанное с раздробленностью страны и наличием множества более или менее обособленных областей, в немецком зодчестве явственно выражены некоторые общие принципы. Традиции средневековой готической архитектуры не умирают в немецком зодчестве на протяжение всего столетия, накладывая свой отпечаток на образные строй ренессансных сооружений Германии.

В основы немецко-ренессансной постройки положены два принципа: утилитарной целесообразности в организации внутренних пространств и возможно большей выразительности в живописности внешних форм. План как организующее начало, в котором находит свое воплощение целеустремленная воля архитектора, отсутствует; он образуется как бы стихийно в зависимости от потребностей владельца и назначения дома. Выступа стены, различные по форме и размеру башни, фронтоны, зубцы, арки, лестницы, карнизы, слуховые окна, богато орнаментированные порталы, рельефно выступающие, резко очерченные обрамления окон, полихромные стены создают совершенно своеобразное и чрезвычайно живописное впечатление.

В немецкой архитектуре 16 века в основном можно проследить два течения. Архитектура северо-западной Германии, Шлезвиг-Гольштейна, Меклинбурга, многих областей Пруссии в целом исходит из средневековых традиций и продолжает варьировать позднеготические формы, лишь приспособляя их к новым запросам. Лучшие постройки этого направления сосредотачиваются в Вестфалии и по нижнему Рейну. Именно здесь складывается облик частного городского особняка и ратуши – двух типов построек, нашедших в Германии особенно широкое применение. Здание ратуши обычно представляет собой прямоугольный каменный блок с чрезвычайно высокой крутой кровлей. Выходящий на улицу фасад по большей части непосредственно переходит в огромный ступенчатый фронтон, не редко занимающий более трети высоты здания. Этажи отделяются один от другого карнизами: фронтон завершается остроконечными шпилями или какими-либо другими украшениями. Плоскость стены разбивается многочисленными соединенными по два и по три окнами, узкие пространства между которыми покрыты рельефным и живописным орнаментом. Иногда фронтоны отсутствуют и заменяются крутой высокой крышей с многочисленными слуховыми окнами. Часто применяются разнообразные башни и выступы стены. Которые придают всему здания характер большой живописности и подвижности. Каждая из этих построек чрезвычайно индивидуальна, хотя и следует некоему общему идеалу.

В первую половину 16 века своими общественными постройками, в особенности ратушей выделяется Кельн. В последствии к фасаду ратуши была сделана пристройка в форме двухярусной арочной галереи, где элементы классической ордерной архитектуры получили своеобразное истолкование. Образцом Вестфальской архитектуры является цеховый дом в Мюнстере с трехэтажным нарядным фронтоном и многочисленными соединенными по четыре вместе окнами.

Во многих из северно-немецких зданий начала и середины 16 века можно наблюдать результаты воздейтствия нидерландской архитектуры. В это время в Германию приезжало множество нидерландских архитекторов, которые возводили целый ряд первоклассных построек. Наиболее ярким их образцом является ратуша в Эмдене, построенная антверпенским архитектором Лауренсом Ван Стеенвинкелем. Здание это, близко напоминает своими формами ратушу в Антверпене, в то же время отвечало господствующему в германии стилистическому направлению. Здесь с особой силой сказывается идущее от готики стремление замаскировать плоскость стены и превратить ее в живописно разработанную поверхность. Ряд домов в которых можно отметить черты нидерландского воздействия, сохранились также в Висморе, где работало несколько нидерландских архитекторов, и Вестфалии (группа вестфальских замков).

Второе течение немецкой архитектуры в течение 16 века охватывает главным образом области южной Германии и ее главнейшие центры Ульм, Нюрнберг, Ауксбург. В постройках южной германии выступают такие ренессансные черты, как гармоничность пропорций, упорядоченность плана и распределение архитектурных масс по горизонтали. Тяготение к живописности архитектурного построения, типичное для немецкого искусства не пропадает и в этих зданиях, а сосуществует в них рядом с упомянутыми чертами. Так, несмотря на четкость членения стены, последняя и здесь не выявлена как конструктивная несущая часть здания, а продолжает трактоваться как поле для живописной разработки. Башенки, выступы стены, фронтоны применяются и здесь, подчиняясь законом новой упорядоченности.

Так, общая композиция дворца Ландсгут в Баварии строится по принципу расположения замкнутых пространств и галерей вокруг удлиненного двора, окруженного колоннадой с полукруглыми арками. Создается впечатление большой четкости и ритмичности, которое в значительной мере распространяется так же и на оформление внутренних помещений. Античное явление встречается в герцогском дворце в Мюнхене, где работали итальянские архитекторы.

Правда. В южной Германии воздвигались здания более свободные по композиции, сохранявшие близость к старым традициям немецкого зодчества даже при применение новых архитектурных форм, например ратуша в Ротенбурге. Продолжалось использование фархверковых построек, в особенности в небольших городах, где они образуют привлекательные уголки в городской застройке. Примером этого может служить украшенная старинным фонтаном маленькая площадь в Мильтенберге. Постепенно на протяжение всего 16 века из названных направлений вырабатывается своеобразный стиль, который подготовляет создание барочных форм. Целый ряд таких чисто ренессансных моментов, как четкое деление фасадов, упорядоченность и ритмичность в декорации (не говоря уже об активизирующем орнаменте, колоннах, пилястрах и т.д.), укореняется ко второй половине века в созданиях многих зодчих. Параллельно возрастает тяготение к повышенной декоративности и нарядности, которая имеет много точек соприкосновения со средневековой архитектурой. Огромные богато декорированные ступенчатые фронтоны, нарядные украшенные скульптурой порталы, разнообразные по форме и размерам выступы стены, башни, лестницы, подчиняясь единству замысла, приобретают иной смысл. Большое значение получают окруженные галереями и ренессансными колоннами внутренние дворы. Примерами могут служить памятники юго-западной Германии – так называемый Фрауэнхаус в Страсбурге и замок в Штутгарте с замечательными трехэтажными галереями, окружающими внутренний двор. В знаменито Гейдельбергском замке дается особенно яркое воплощение этого стиля. Фасад сплошь заполнен предельно живописной декорацией, не оставляющей не единого участка стены свободным. Однако, часто посаженные окна, обрамленные богатым ренессансным орнаментом, статуи в нишах, пилястры, рустика, нарядный декоративный скульптурой портал в целом подчинены строго ритмичному членению и правильным четким пропорциям (отделка здания, по видимому, принадлежит Петеру Флеттнеру), в 1533-1535 гг. виттенбергскими курфюрстами была предпринята постройка замка в Торгау (строитель архитектор Конрад Крепс), в которой проявляется редкого для немецких зданий единство архитектурного массива, центр которого выделяется огромной лестничной башней. В плане здесь обнаруживается большая четкость и распределение внутренних помещений, которые не нанизываются случайно одно за другим, а следуют определенному замыслу. В этом же стиле создается целый ряд замков и особняков по всей Германии, в том числе в крупных городах – Нюрнберге, Бремене, Любеке и других.

Непрерывно растущая склонность к пышному и богатому оформлению интерьера с особой силой дает о себе знать в церковном строительстве. Активизирующий орнамент, массивные колонны, заменившие пучки колонн средневековых соборов, в некоторых церквах сочетаются с готическими арками, свободные пространства стены заполняются сплошь живописной декорацией (Мюнхен церковь св. Михаила).

Во второй половине 16 века в германии выдвигается несколько крупных архитекторов. Во главе Страсбурской школы архитекторов, распространившей свое влияние по всей Германии, стоял архитектор и теоретик Вендель Диттерлейн участвовавший в постройке Фрауэнхауса в Страсбурге и явившийся одним из проводников классического стиля на почве Германии. Диттерлейн имел много учеников и пользовался большой известностью. Рядом с ним в Страсбурге выступает Ганс Штох, принимавший участие в постройке Гейдельбергского замка. Близкой к страсбургской школе была возникшая в середине 16 века школа архитекторов в Штутгарте (главным образом Георг Берг и его ученики).

Заключение

Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки.
Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.
Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Безусловно, эпоха Возрождения - одна из прекраснейших эпох в истории человечества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Эстетика. Словарь. Политиздат, М 1989 г.
2. "Социально - этические взгляды итальянских гуманистов" Л.М. Брагина (II половина XV века) Издательство МГУ, 1983 г.
3. "Из истории культуры Средних веков и Возрождения". Издательство "Наука", М 1976 г.
4. 50 биографий мастеров западно - европейского искусства. Издательство "Советский художник", Ленинград 1965 г.
5. "История искусства зарубежных стран". Том 2.
Издательство "Академия художников СССР", М 1963
6. "Культура Италии в эпоху Возрождения", Буркхардт Я., т. 1-2 СПБ,1904-06
7. "БСЭ"

  1. Эпоха Возрождения (6)

    Реферат >> Культура и искусство

    Натурфилософии. в) Наука эпохи Возрождения . г) Театр и музыка эпохи Возрождения . д) Искусство и архитектура эпохи Возрождения . IV. Расцвет Ренессанса... основа расцвета искусства эпохи Возрождения . Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, ...

  2. Архитектура Возрождения (3)

    Реферат >> Строительство

    Значительной мере сокращается в масштабах. В эпоху Возрождения в области искусств и архитектуры на первый план выдвигается... Архитектор эпохи Возрождения сменяет собой цехового мастера эпохи готики. В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала...

  3. Эпоха Возрождения (5)

    Реферат >> Культура и искусство

    Ремесло уступает место индивидуальному творчеству. В архитектуре , скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера... – духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения . Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало...

На стиль архитектуры Германии заметно влияние других стран, особенно часто встречаются элементы французской готики и итальянского Ренессанса. Но страна внесла и свой вклад в мировую архитектуру, в частности начала XX в.

В Германии - богатая традиция местной архитектуры с уникальными стилями старинных крестьянских домов и городских особняков. Раньше повсюду строили деревянные фахверковые дома, так как исторически дерево было более доступным, чем хороший камень. Все дома в немецких деревнях украшает резьба по дереву.

От Каролингов к романскому стилю.

Римляне воздвигали городские стены, термы, виллы, храмы, но история собственно немецкой архитектуры началась около 790 г. с возведения дворцовой капеллы в Ахене императором Карлом Великим. Это 16-гранное здание с восьмигранником посредине построено по образцу византийской церкви Сан-Витале в Равенне (Италия). Она была частью давно разрушенного большого императорского дворца, одной из многих резиденций Карла.

До наших дней дошел другой императорский дворец XI в., много раз перестраивавшийся, в Госларе в горах Горца. Ахенская капелла послужила образцом для других культовых построек Каролингского возрождения, некоторые из которых сохранились - кафедральный собор в Эссене и монастырская церковь Св. Петра в Бад-Вимпфене.

Отличительная черта этих церквей - вестверк, западная поперечная постройка с капеллой на хорах.

Более масштабный и сложный архитектурный стиль Германии появился в возрожденной империи после X в. Ее образец - церковь Св. Михаила в Хильдесхайме.

Масштабная конструкция с использованием простых геометрических форм была построена в 1001 - 1033 гг. Впечатляют полукруглые апсиды по обе стороны здания, две круглые центральные башни и четыре цилиндрические башни с лестницами. Позднее расцвет романского стиля в Германии вылился в строительство великолепных соборов на Рейне - в Майнце, Трире, Вормсе и Шпайере. Их строгие пропорции смягчает декор с полукруглыми арками в основе. Наиболее богат памятниками романской архитектуры Кельн.

Готика.

Первые образцы готики можно увидеть в Лимбурге-на-Лане где внешний вид собора, начатого в 1211 г., еще преимущественно романский, а интерьер уже определяют готические стрельчатые своды.

Первые готические постройки в Германии - Либфрауэнкирхе в Трире и церковь Св. Елизаветы в Марбурге. Церковь Св. Елизаветы - зальная; ее центральный и боковые нефы одной высоты, что станет типичным для Германии. В 1248 г. начались работы по строительству собора в Кельне. После сооружения хоров, работа замедлилась, и Кельнский собор оказался в ряду великолепных церквей, ожидавших своего завершения до XIX в. Другой собор - Ульмский; его шпиль 161 м высотой, завершенный в 1890 г., является самым высоким в мире.

XII и XIII вв. были периодом крупного монастырского строительства. Уникальный комплекс Маульбронн, похожий на город, почти полностью сохранился. Сегодня он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Большинство готических построек выполнено из камня, но на побережье Балтийского моря и в некоторых северо-немецких городах возникла так называемая кирпичная готика.

Ренессанс.

Архитектурные формы итальянского Ренессанса не сразу прижились в Германии, вначале их использовали только для украшения или в нелепом сочетании с готическими элементами. Например, в капелле банкиров Фуггеров 1512 г. церкви Св. Анны в Аугсбурге - первой ренессансной постройке в Германии - сохраняется готический сетчатый свод. В католическом Мюнхене, более тесно связанном с Италией, чем другие города, есть полностью ренессансные памятники. Наиболее значительны церковь Св. Михаила которую построили иезуиты в 1597 г., и королевский дворец.

В Северной Германии, преимущественно протестантской, голландское и фламандское влияния нашли наиболее яркое выражение в стиле везерского ренессанса, для которого характерна избыточность украшений.

Стиль архитектуры Германии барокко и рококо.

Стиль барокко зародился в Италии, но немецкие архитекторы и мастера придали ему своеобразие, особенно на католическом юге.

Контрреформация здесь привела к тому, что служба проходила почти в театральной обстановке, где все взывало к чувствам. Верхом роскоши, пышности и фантазии стала паломническая церковь Четырнадцати Святых, которую начали строить в 1744 г. по проекту Иоганна Бальтазара Ноймана (1687-1753).

Нойман также возводил или участвовал в строительстве дворцов архиепископа Шенборна в Брюле, Брухзале и Вюрцбурге.

Барочная роскошь и фантазия рококо не ограничивались пределами Южной Германии. Внутренний двор и павильоны Цвингера в Дрездене считаются одним из самых роскошных мест для проведения придворных празднеств, а элегантные интерьеры в стиле рококо Потсдамского дворца Сан-Суси Фридриха Великого разрушают стереотип прусского аскетизма.

От классицизма к смешению стилей.

В XVIII в. античная классика считалась обязательной для столиц. В Сан-Суси (Потсдам) придворный архитектор Фридриха Великого Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (1699-1753) построил классицистическую колоннаду. В 1791 г. въезд в Берлин был облагорожен колоссальными Бранденбургскими воротами, образцом для которых послужили пропилеи афинского Акрополя.

Крупнейшим прусским архитектором этого времени, а также руководителем Департамента общественных работ был Карл Фридрих Шинкель (1781 - 1841). Он преобразил облик Берлина и его окрестностей, возведя музеи, дворцы и усадьбы в стиле неоклассицизма. В Баварии с ним соперничал Франц Карл Лео фон Кленце (1784-1864). Он придал Мюнхену поистине королевский вид, построив, к примеру, Глиптотеку - первый в мире публичный музей скульптуры. Фон Кленце также проектировал памятники, призванные облагородить зарождающийся немецкий национализм, - Валгаллу высоко над Дунаем и павильон Освобождение возле Кельхайма.

После объединения в 1871 г. Германии строились национальные памятники. Шли напряженные поиски архитектурного стиля, который отвечал бы духу Второго рейха, но многие здания конца XIX в. по сути представляют собой лишь эклектичные сочетания элементов разных архитектурных стилей.

В роскошной церкви в стиле рококо Вюрцбургской резиденции молились царственные особы.

Модернизм в архитектуре Германии.

Самое начало XX в. - время недолгого расцвета югендштиля (немецкого модерна), ярчайшим образцом которого стала застройка Матильденхеэ в Дармштадте. В 1899 г. здесь обосновалась гильдия художников и архитекторов.

Впервые десятилетия нового столетия наблюдался небывалый расцвет архитектурных стилей и новых течений. Необычные цельные конструкции - башня Эйнштейна Эриха Мендельсона в Потсдаме,

похожее на корабль офисное здание Чилихаус в Гамбурге и круглый Рейнхалле в Дюссельдорфе - свидетельствуют об успехах экспрессионизма. В противоположность им новаторское здание обувной фабрики Фагус в Альфельде Вальтера Грапиуса (1883-1969) с плоской крышей, стеклянными стенами и кубической структурой предопределяет дальнейшее развитие архитектуры.

Гигантские разрушения военных лет частично компенсировала программа реконструкции 1950-1960-х годах. Большинство зданий было выполнено в мягкой, спокойной манере, господствовавшей в те годы. Но появились и оригинальные постройки, такие как башня Тиссена в Дюссельдорфе.

Наверное, в Германии больше современных церквей, чем где бы то ни было. Церковь памяти кайзера Вильгельма на западе Берлина интересно сочетает современный мемориал и послевоенные руины. Перед проведением Олимпийских игр 1972 г. Гюнтер Бениш спроектировал весьма оригинальный стадион. Видные архитектурные памятники последнего времени являются произведениями иностранных архитекторов, таких как Скот Джеймс Стерлинг (Штутгартская государственная галерея) и Брит Норман Фостер (Франкфуртский коммерческий банк и реставрация Рейхстага в Берлине).

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 06.01.2017 18:13 Просмотров: 2780

Самым ярким представителем искусства немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер (1471-1528) – выдающийся живописец, гравер, ученый.

Эпоха Возрождения в Германии по времени была очень короткой – примерно с середины XV в. до 1520-х гг.

Развитие искусства Возрождение в Германии проходило под влиянием идей Реформации (религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI-начала XVII вв., направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией). На этот исторический период приходится также Крестьянская война (1524-1526). Всё это: жестокое подавление крестьянских беспорядков, религиозный раскол и отход нескольких земель от католицизма – оборвало развитие Возрождения в Германии.
Главные мастера немецкого Возрождения:

Мастер E. S. (ок. 1420-после 1468)
Матиас Грюневальд (ок. 1470-1528)
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Лукас Кранах Старший (1472-1553)
Ганс фон Кульмбах (бл.1480-1522)
Ганс Бальдунг (ок. 1484-1545)
Ганс Гольбейн (Младший) (1497-1543)
Урс Граф (ок. 1490-ок. 1529)
Альбрехт Альтдорфер (бл.1480-1538)
Фейт Штос (1447-1533)
Бернт Нотке (ок. 1435-1509)
Ганс Бургкмайр (1473-1531)
Вильм Дедек
Даниэль Гопфер (ок. 1470-1536), гравёр

Обратимся к творчеству наиболее выдающихся мастеров.

Маттиас Грюневальд (1470/1475-1528)

Сохранилось мало его работ, всего около 10. Творчество Грюневальда (настоящее имя Маттиас Готхарт Нидхардт ) было заново открыто в начале XX в. немецкими экспрессионистами , которые считали его своим прямым предшественником. Его творчество также оказало влияние и на сюрреалистов . Маттиаса Грюневальда считают последним великим художником северной готики .
Грюневальда считают человеком широкой эрудиции и многосторонней одарённости, типичным представителем интеллигенции эпохи Возрождения. Его волновали проблемы религии, философии и общественного устройства, а также наука. Его искусство пронизано гуманизмом, состраданием к человеческим мукам, которые он видел кругом. На его глазах произошла Реформация – первая революция в Европе, потрясшая сознание людей; он стал свидетелем кровавых расправ с восставшим народом. Наделённый восприимчивой душой, Грюневальд, как и Босх, изобразил в своём искусстве подлинную трагедию жизни благородной и честной души человека, которого подвергали преследованиям и оскорблениям в жестоком мире, потерявшем человеческое лицо.
Главное произведение Грюневальда и шедевр немецкой живописи – «Изенгеймский алтарь» (1512-1516)

Экспозиция музея

Музей Унтерлинден (Кольмар, Франция). Первая развёртка алтаря

До 1793 г. алтарь находился в церкви Изенгейма. Во времена Французской революции картины и скульптуры были перевезены на хранение в районный город Кольмар. Резные деревянные детали остались в Изенгейме и с 1860 г. утрачены. Три развёртки алтаря демонстрируются в настоящее время в Кольмаре по отдельности.
На первой (внешней) развёртке изображена сцена распятия Христа. Распятие часто встречается на готических алтарных образах. Но никогда до Маттиаса Грюневальда оно не изображалось так мучительно. На Голгофе Грюневальд изобразил рядом с Иисусом его мать Марию, апостола Иоанна, Марию Магдалину и Иоанна Крестителя. Вся сцена с истерзанной фигурой Христа, с потрясённой, падающей в обморок Богоматерью и другими персонажами вызывает состояние глубокого потрясения.
В течение богослужебного года створки алтаря открывались по определённым датам, раскрывая картины, соответствующие религиозному событию. У Изенгеймского алтаря три варианта развёртки.

Вторая развёртка Изенгеймского алтаря изображает Благовещение, Рождество Христово («Ангельский концерт») и Вознесение.

Третья развёртка Изенгеймского алтаря с деревянными скульптурами святых Антония, Августина и Иеронима, которые, как предполагают, выполнил резчик по дереву Николас Хагенауэр.

М. Грюневальд «Поругание Христа» (1503). Старая пинакотека (Мюнхен)

Художник изобразил редко встречавшийся до этого иконографический сюжет Евангелия. Стражники привели Христа в дом первосвященника Каиафы и глумились над ним. Они надели на его глаза повязку и, ударяя по лицу, требовали узнать, кто бил. Грюневальд изображает Христа в образе человека исключительной кротости и терпения. Ужас циничного надругательства и бесчеловечности передан Грюневальдом резко через колорит – холодные тона и их диссонансы.
На картине изображена и фигура Иосифа из Аримафеи, который позже снимет с Креста безжизненное тело Христа. А сейчас Иосиф пытается уговорить стражника сжалиться над Христом. Как будто слышны и резкие звуки флейты, удары барабана, которые издаёт человек, стоящий в глубине слева.

Лу́кас Кра́нах Ста́рший (1472-1553)

Л. Кранах. Автопортрет (1550). Галерея Уффици (Флоренция)

Немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер портрета, жанровых и библейских композиций. В своём творчестве сочетал традиции готики и принципы Возрождения.
По своим убеждениям был сторонником идей Реформации, другом Лютера.

Лукас Кранах Старший «Портрет Мартина Лютера»

Художники Ганс Кранах и Лукас Кранах Младший – его сыновья.
Изобразительному искусству Кранах первоначально учился у своего отца. С ранней юности он странствовал в поисках призвания по Германии, Палестине, Австрии, Нидерландам.
Позже он создал художественную мастерскую, в которой работали помощники, издавал книги, а затем продавал их.
Ранние произведения художника отличаются новаторством. В них он изобразил противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлел многих своих известных современников. Портреты кисти Кранаха выполнены с симпатией к моделям, но без их идеализации и без особого стремления проникнуть в их внутренний мир.

Лукас Кранах Старший «Меланхолия» (1532). Доска, масло. 51х97 см. Государственный музей искусств (Копенгаген)

На картине изображены три обнажённых младенца, которые с помощью палочек пытаются прокатить большой шар через обруч. Крылатая женщина строгает прут, возможно, собираясь сделать ещё один обруч. Это и есть меланхолия. Она задумчиво смотрит мимо играющих детей. По представлениям эпохи Возрождения, весь мир основан на аналогиях. Меланхолия в то время ассоциировалась с Сатурном, собакой, плотничным делом. Скачка ведьм в чёрном облаке отсылает к этим аналогиям.

Лукас Кранах Старший ««Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1520). Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва)

Ганс Гольбейн Младший (1497-1543)

Один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии. Живописи учился у своего отца – Ганса Гольбейна Старшего.

Ганс Гольбейн Младший. Автопортрет (1542). Галерея Уффици (Флоренция)

С братом Амброзиусом Гольбейном два года работал в Базеле (Швейцария) в мастерской Х. Хербстера, где познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским, иллюстрировал его работу «Похвала глупости».

Ганс Гольбейн Младший «Портрет Эразма Роттердамского»

Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.
Важнейшими произведениями базельского периода Гольбейна являются портрет юриста Бонифация Амербаха; десять картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для города Золотурна; знаменитая «Мадонна семейства Мейер», портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург, а также рисунки к Ветхому Завету (91 лист) и «Пляска Смерти» (58 листов), гравированные на дереве Лютцельбургером.

Ганс Гольбейн Младший «Дармштадтская мадонна» («Мадонна семейства Мейер») (1526)

Картина написана Гольбейном под влиянием итальянской религиозной живописи эпохи Возрождения и портретного искусства старых голландских мастеров. В центре картины изображена Дева Мария с младенцем Иисусом в окружении Майера, его первой почившей и второй жён и дочери. Кем являются ещё два изображённых слева персонажа, достоверно неизвестно. «Дармштадтская мадонна» является демонстрацией приверженности бургомистра Майера католическому вероисповеданию. Необычное обрамление картины объясняется её предназначением для личной капеллы семьи Мейеров во дворце в Гундельдингене.
В 1526-1528 гг. художник пребывал в Англии, где познакомился с Томасом Мором. В первый свой приезд в Англию, а также и во второй (1532-1543) он писал преимущественно портреты и даже был придворным живописцем короля Генриха VIII.

Ганс Гольбейн Младший «Портрет Генриха VIII»

Живописные произведения Гольбейна отличаются выразительностью рисунка, пластикой, продуманной моделировкой, прозрачностью светотени, яркостью и шириной кисти. Его рисунки полны наблюдательности, иногда не лишены едкого сарказма, поражают красотой формы и отделки. Он перенёс в Германию расцвет итальянского Возрождения, но не утратил и своего национального характера.

Ганс Гольбейн Младший «Портрет Кристины Датской» (1538). Лондонская национальная галерея

Художники «Дунайской школы живописи»

«Дунайская щкола живописи» – направление немецкого изобразительного искусства I половины XVI в. (1500-1530 гг.)
В работах художников «Дунайской школы» появился новый жанр – пейзаж .
В вопросе о происхождении школы нет единства: по мнению большинства авторов, её создателями были молодой Лукас Кранах Старший, Йорг Брей Старший, а также уроженец региона реки Дунай Рулант Фрюауф Младший.
Другие считают, что школа возникла на местной почве, а приезжие Кранах и Брей, путешествуя вдоль Дуная, оказались под её влиянием.

Вольф Грубер «Ландшафт Дуная около Кремса» (1529). Кабинет гравюр (Берлин)

Живопись «Дунайской школы» отличалась художественной фантазией, яркой эмоциональностью, сказочным восприятием природы, интересом к лесному и речному пейзажам, к пространству и свету, динамичной манерой письма, выразительностью рисунка и интенсивностью цвета.

Лукас Кранах Старший «Охота на оленей курфюрста Фридриха III Мудрого» (1529)