Что значит скульптура чужого в фильме прометей. Падение Джаггернаута - корабля Создателей

Инженеры, также известные как пилоты, космические жокеи или Mala"kak являются древнейшей внеземной жизнью. Возраст данной цивилизации насчитывает миллиарды лет, но четкое происхождение неизвестно. Они обладают самыми передовыми технологиями в галактике. Одна из технологий делает их мастерами генной инженерии, зарождение жизни на различных небесных телах.

ВНИМАНИЕ!!! В связи с новой информацией полученной из фильма "Чужой: Завет"


- данная статья редактируется!!!

Биология и внешний вид

Как видно в фильме "Прометей", инженеры представляют из себя бледно-белых, с видимыми венами под кожей, человеко-подобных гуманоидов с темными ("мертвыми") глазами. Ранее считалось что у данного вида имеются телепатические способности, но ученые корпорации Weyland-Yutani выяснили, что это не так.

Инженер встречается в заброшенном корабле на Ахеронте в био-шлеме, который напоминал некое дыхательное устройство. С центральной части шлема отходила трубка подсоединенная к груди. Рот на шлеме присутствовал у начала данной трубки, по его бокам находились две челюсти (или "клыки чужого"), в фильме "Прометей" стало видно что это просто часть костюма. Руки располагались вдоль тела по бокам, нижняя часть тела существа была скрыта.

Характеристика

В принципе "инженеры" выглядят почти также как и человеческие существа, за исключением размеров тела, глаз и волос. У них нет волос на теле, бровях и ресницах, губы такие же бледные как и остальная кожа на теле, а глаза почти полностью черные. Их рост дает им огромное преимущество в силе перед человеком. Их поведение почти неизвестно, единственный пример появления живого "инженера" только в фильме "Прометей".

За это короткое время мы узнаем, что "инженеры" готовили курс на Землю и планировали использовать в качестве оружия различные опасные организмы находящиеся в грузовом отсеке инопланетного корабля. По неизвестным причинам организмы вырвались из под контроля и уничтожили всю команду его кроме одного "инженера", который каким-то образом оказался в крио-сне.

О родной вселенной "инженеров" нет информации, но они, как нам известно, способны колонизировать миры похожие на их собственный, проводя процесс терраформирования и создание атмосферы пригодной для дыхания. Их технологии и знания о космосе являются невероятно продвинутыми, о чем свидетельствует фильм "Прометей". Также стало понятно что "Инженеры" крайне враждебны для человека.

Письменность и язык

Письменность "инженеров" поразительно схожа с месопотамской клинописью, которую можно найти на Ближнем Востоке, а их иероглифы идентичны тем, что находятся в Египте, Центральной Америке и в других областях Земного шара.

Отношение к ксеноморфам и другим расам

Мало что известно об этом. Основные теории с их связью с "чужими" рассказывались Ридли Скоттом в комментариях к первым двум "фильмам о чужих". Говорилось что "инженер" на корабле чужих был "смертник", и что они использовали их в качестве биологического оружия для противостояния неизвестного нам врага в "древней войне". Существует ряд доказательств: Чужеродные яйца должны были использоваться в качестве бомб на планете врага, а затем "ксеноморфы" будут продолжать уничтожать население.

В начале фильма "прометей" видно, что "инженер" оставленный на планете, видимо был ответственным за создание человеческой расы. Он принес себя в жертву, выпив химическое вещество, которое его полностью растворило и внесло его ДНК в экосистему планеты и начало сложные процессы с окружающей средой и микроорганизмами. Таким образом ДНК Человека и ДНК Инженера практически идентичны (это предположение, ибо без научного знания и понимания генома человека наверняка сказать сложно). Причины по которым этот "инженер" совершил свой "ритуал" неизвестны, хотя складывается ощущение, что его раса не одобряла этих деяний. Десятки кораблей перевозящих груз в виде боеприпасов с черной жидкостью предназначались для запуска на Землю, для распространения инфекции и дальнейшего уничтожения человечества. Но из-за инцидента с грузом и потерей над ним контроля корабли надолго остаются неподвижными, а практически весь экипаж гибнет. Экипаж USCSS Prometheus выяснил, планета которую они исследовали является лабораторией для проектирования и разработки оружия, есть теория что здесь же были созданы и "ксеноморфы" (возможно даже из черной слизи).

Экипажем "Прометей" также было отмечено, что "инженер" на LV-223 был мертв в течении 2000 лет. Фанаты фильма предположили, что более 2000 лет назад "инженеры" были в хороших отношениях с людьми, но произошло некое событие в результате которого они стали враждебными по отношению к человечеству. Это объясняет наскальные рисунки "приглашающие" человечество найти их.
Также есть вариант, что "инженеры" создали жизнь на Земле для образования "питательной среды" для прото-ксеноморфов в военных целях.

Статья была перенесена со старого сайта.

Название

Создание

В сценарии Дэна О’Бэннона (самая первая версия сценария) герои должны были забрать череп пришельца с собой и много позже единственный выживший персонаж забирал его на спасательную шлюпку. Пришелец в этом варианте был безымянным и ни его природа, ни связь с Чужими не раскрывалась. Споры Чужих персонажи находили не в отсеке корабля, а в расположенном неподалёку пирамидообразном строении . В следующем варианте, который написали продюсеры Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл, брошенный корабль был, наоборот, земным звездолётом и скелет, который персонажи находили внутри, принадлежал человеку, но именно его в этом сценарии впервые называли «Космический Жокей». Споры Чужих, как и в предыдущей версии, были не в корабле, а в расположенном неподалёку цилиндрическом строении. В этом варианте выяснялось, что неизвестная планета была испытательным полигоном людей, а Чужой - опытным экземпляром наступательного биологического оружия. Между тем, сценарий не приводил больше никаких объяснений насчёт того, откуда взялись яйца (были ли они найдены на той планете, или же Чужих создали генетики), куда делся весь персонал с полигона, почему их разводили в цилиндре и зачем Чужого вообще пытались доставить на Землю путём заражения.

Изначально обликом пришельца и заброшенным кораблём занимались Рон Кобб и Жан Жиро. Вступивший в проект Ганс Гигер (которого изначально наняли для разработки облика Чужого) придумал на основе своих раннее сделанных картин (которые не имели отношения к фильму) свой облик Космического Жокея и его корабля, сделав их биомеханическими. Для отделки большей части декораций и элементов внутренней части интерьеров корабля и камеры с яйцами Чужих он использовал сухие кости вместе со штукатуркой и вручную раскрасил аэрографом все декорации помещения с Жокеем . Вероника Картрайт описала работу Гигера как «эротическую … это большие вагины и пенисы … всё дело в том, как Вы собираетесь в какой-то утробе или что … это вроде висцеральные » .

Создание отсека с умершим инопланетянином, которого съёмочная группа прозвала «Космический жокей», оказалось проблематичным, так как 20th Century Fox не хотела тратить деньги на дорогие декорации, которые появлялись бы только в одной сцене. Но съёмочной группе удалось убедить студию, что эта сцена важна, чтобы поразить зрителей и убедить, что это не кино категории B . Чтобы сэкономить деньги, была создана только одна стена, и кресло с фигурой «пилота» находилось на диске, который поворачивался для кадров с разных планов . Кроме того, согласно задумке авторов, инопланетный пилот в кресле должен был быть огромным по сравнению с людьми, но тогда он не влез бы в павильон. Ридли Скотту пришлось пойти на хитрость и использовать в качестве замены актёрам двоих своих сыновей и сына одного из операторов, на которых надели уменьшенные версии скафандров. По сравнению с ними Жокей действительно выглядел гигантским .

Новеллизация

Сам Жокей в новеллизации не появляется, вместо него команда находит сам передатчик сигнала и пустое яйцо Чужих (Космический Жокей отсутствовал в окончательном варианте сценария, но Ридли Скотт сумел настоять на создании его декорации).

Чужие

В вырезанной из прокатной версии «Чужих » сцене его корабль спустя 57 лет находит семья колонистов Джорден, однако, неизвестно, нашли ли они самого Жокея. Между тем в новеллизации Фостера, во время заседания комиссии, Рипли упоминает о Жокее, хотя в новеллизации первого фильма Жокей не присутствует.

Чужие против Хищника: Реквием

Череп Жокея присутствует в фильме «Чужие против Хищника: Реквием ». Он висит наверху в комнате трофеев в кадре, где Хищник обрабатывает череп Чужого .

Прометей

По сюжету Жокеи (в этом фильме они называются Инженерами) в древности посетили Землю и, используя свой генетический код, дали начало человеческой ДНК. После этого Жокеи иногда посещали Землю и со временем превратились для древних землян в своего рода богов, но через некоторое время Жокеи перестали прилетать на Землю. К концу XXI века археологи по всей Земле находили изображения того, как люди поклоняются Жокеям, указывающим на некое созвездие. Анализируя изображения, учёные приходят к выводу, что это LV-223 - один из трёх естественных спутников гигантской газовой планеты , вращающейся вокруг звезды ζ2 Сетки в составе двойной звезды Дзета Сетки . В 2089 году организуется экспедиция корабля «Прометей» к LV-223. На планете обнаруживается что-то вроде аванпоста Жокеев, в котором они хранили некое страшное биологическое оружие в жидком виде. Также расшифровка голограмм показывает, что Жокеи хотели доставить это оружие на Землю, но оно вышло из под контроля и убило всех Жокеев на базе (проникло в их организм и взорвало им мозги). Между тем, главный руководитель экспедиции Питер Вейланд, будучи очень старым, одержим идеей того, что Жокеи явно располагали секретом бессмертия, и приказывает своему подчинённому, андроиду Дэвиду, поэкспериментировать с жидкостью оружия. Тот заражает жидкостью одного из членов экспедиции Чарли Холлоуэя, который затем занимается сексом со своей любовницей Элизабет Шоу, у которой через несколько суток в утробе целиком созревает некое кальмароподобное существо с повадками Лицехвата. Шоу удаётся удалить существо из себя путём кесарева сечения, но вскоре оно разрастается до гигантских размеров.

Параллельно обнаруживается, что на базе лежит в анабиозе живой Жокей, и Вейланд хочет его разбудить. Элизабет Шоу начинает подозревать, что биологическое оружие явно предназначалось для уничтожения человечества, и что даже после того, как замысел с ним сорвался, раса Жокеев явно рассчитывала, что люди расшифруют их древние послания и прилетят на эту базу, чтобы разбудить оставшегося Жокея. Когда Жокея будят, Шоу прямо спрашивает у него, почему их раса хотела уничтожить человечество, но её перебивает Вейланд с требованием открыть ему секрет бессмертия. Неожиданно Жокей приходит в дикую ярость и убивает всех, кроме Шоу, которой удаётся сбежать с базы. Жокей же садится в один из кораблей на базе и готовится взлететь, но корабль через некоторое время таранит «Прометей» (все на нём погибают), и он падает на поверхность. Жокей, однако, выживает и после схватки с Шоу оказывается схвачен кальмароподобным монстром (который пережил крушение «Прометея»), и тот заражает его на манер Лицехвата. После этого с Шоу выходит на связь искорёженный андроид Дэвид (который переводил Жокею их речь и первым попал ему под руку, но продолжил функционировать) и сообщает, что на базе есть ещё корабли Жокеев и он, если Шоу ему поможет, сможет ими управлять. После этого Шоу решает разыскать родную планету Жокеев, чтобы окончательно узнать у них правду об их отношении к человечеству. В краткой сцене после титров показано, как из Жокея вырывается существо, похожее на Чужого .

Фильм не раскрывает причин ненависти Жокеев к человечеству, но Ридли Скотт в DVD-комментариях рассказал, что во время написания сценария рассматривалась идея, что Жокеи разгневались на человечество за то, что они убили одного из их представителей - это намекало на то, что Иисус Христос на самом деле был одним из Жокеев, но затем Скотт посчитал это «слишком очевидным», и в итоге этот вопрос остался открытым. Также в одной из вырезанных сцен выясняется, что название родины Жокеев в большинстве древних земных языков обозначало рай .

Создание

Роль последнего живого Инженера на LV-223 сыграл Иэн Уайт , давний фанат вселенной Чужого и Хищника , который уже участвовал в фильмах по ней - он играл Хищника Шрама в фильме «Чужой против Хищника » и Хищника Волка в фильме «Чужие против Хищника: Реквием » .

Актёр Дэниел Джеймс сыграл Инженера, принёсшего себя в жертву ради создания жизни на планете в открывающей сцене фильма. Джон Лебар исполнил роль голографического изображения одного из пилотов корабля Инженеров, которое видят герои в одной из сцен.

Диаконом заменили Жокея-Ксеноморфа - разновидность Чужого огромного роста и с миндалевидными глазами, вырезанную из первоначального сценария «Прометея» .

Чужойː Завет

Родная планета Жокеев с их неким городом (очевидно, единственным населённым пунктом на планете) кратко показана в одной из сцен фильма «Чужой: Завет » . Всё население погибает, когда андроид Дэвид распыляет над городом ту самую чёрную жидкость, найденную на планете LV-223 .

В книгах

Aliens versus Predator

В фильме «Прометей» трупы и голограммы Инженеров выглядят похоже на пилота из «Чужого», но потом выясняется, что привычный внешний вид - это биоскафандр, который во время перелётов в космосе работает ещё и как противоперегрузочный костюм (видимо, корабли Жокеев не оснащены какими-либо стационарным оборудованием, призванным компенсировать возникающие в полёте перегрузки), и под которым скрывается внешность, похожая на европеоида с правильными строением черепа и лица. Пропорции и строение тела сходны с человеческими. Рост около 2.5 - 3 метров. Имеют сильно развитую мускулатуру. Цвет кожного покрова белый, вокруг глаз серый. Высокая переносица тонкого и прямого носа. Ногтевая пластина красноватого цвета. Склера глаз серая, радужная оболочка чёрная. Волосяной покров и соски отсутствуют на всем теле и лице. Внутренние органы предположительно похожи на человеческие. По физическим способностям в несколько раз превосходят человека. Продолжительность жизни неизвестна, но, вероятно, намного больше, чем у человека.

В фильме «Чужой: Завет» на родной планете Жокеев живёт раса неких гуманоидных существ, похожих на Жокеев из «Прометея» , но всё же имеющих внешние отличия (у них другие цвета кожи и глаз). Фильм не даёт никаких пояснений, являются ли эти существа Жокеями или же они являются какой-то их разновидностью. В быту они носят длинные плащи с капюшонами и имеют деление по половому признаку (женские особи отличаются от мужских в основном лишь тем, что ниже ростом, но их головы тоже лишены какого-либо волосяного покрова).

Технологии

В технологическом отношении их цивилизация на много лет опередила человеческую. Основа технологий - биомеханика, нанотехнологии и биотехнологии . Долговечность их технологий исчисляется тысячелетиями, что наглядно продемонстрировано в фильмах «Чужой» и «Прометей».

Планеты

  • Земля - там они зародили жизнь и воздействовали на развитие человечества.
  • LV-426 - там разбился их корабль, пилот, будучи инфицированным Чужим, погиб, но успел запустить сигнал предупреждения об опасности.
  • LV-223 - там находилась их база, где они разрабатывали биологическое оружие.
  • LV-1201 - там находилась ещё одна их база, где был некий артефакт, способный держать Чужих на расстоянии.
  • Родная планета - её название и местоположение неизвестны. В вырезанной сцене «Прометея» андроид Дэвид говорит Элизабет Шоу, что когда он спросил Инженера, откуда тот прибыл, тот произнёс слово, которое на большинстве древних земных языков означает «рай». Сама по климату очень похожа на земное лето, но неизвестно бывает ли на ней смена времён года и охватывает ли климат планету целиком. Большую часть года идут частые дожди с грозами.

Взаимоотношения с другими расами

Чужие

В комментариях издания на DVD Ридли Скотт высказывает предположение, что корабль Космического жокея был кораблём-бомбардировщиком, а яйца Чужих на его борту были оружием, с помощью которого они боролись с неизвестным врагом .

Люди

Как показано в фильме «Прометей» , Космические жокеи, или Создатели, как именуют их в этом фильме, создали жизнь на Земле и влияли на становление основных человеческих культур, посещая древние цивилизации по всему земному шару. Однако, по какой-то причине, Создатели решили уничтожить человечество, распылив по всей Земле опасный патоген. Однако на базе, на которой он содержался, произошла утечка этого патогена, из-за чего погибли почти все создатели, кто там был, и миссия была, по неизвестной причине, отложена.

Хищники

Отношения с Хищниками точно не известны, но в фильме «Чужие против Хищника: Реквием » на корабле Хищника можно заметить голову в шлеме Космического жокея.

В ожидании выхода фильма Ридли Скотта «Чужой: Завет» предлагаю освежить в памяти содержание фильма «Прометей» и поискать там скрытые смыслы.

Сформулировать основную идею, которую Ридли Скотт выразил в «Прометее», довольно просто, это будет звучать как-то так:

«Нет никаких богов, которые когда-то создали человека. Нет никакого Рая как места блаженства, куда уходят души умерших. Человечество – результат биологического эксперимента другой цивилизации. Наши создатели совсем не благи с человеческой точки зрения, у них нет схожих моральных принципов, и они не собираются отвечать нам на наши вопросы. Те, кого люди почитали как богов – такие же смертные, как и мы. А Рай – это планета, с которой они пришли.»

В своем фильме Р. Скотт нарисовал довольно пессимистичную и мрачную картину, в которой нет места нашим привычным культурным ценностям - уникальности личности, приоритету творчества над разрушением. Во вселенной «Прометея» всё существует с точностью до наоборот.

«Это цивилизация, но в ее основе лежат совсем нецивилизованные порядки».

Любая культура и цивилизация имеет определенную коллективную установку сознания, которая является доминирующей. Другие, альтернативные установки вытесняются, образуя коллективную Тень. Фильм «Прометей» является ничем иным, как выражением тени нашей культуры. Культуры, вобравшей в себя наследие античности и христианства.

Центральная идея нашего мировоззрения - это уникальность и ценность человеческой личности.

Соответственно, обратной, теневой стороной этой идеи будет представление об индивиде как о чем-то неценном, как о расходном материале. Сцена самопожертвования Инженера говорит именно об этом: в цивилизации Инженеров индивид является биоматериалом для будущих живых организмов.

В фильме присутствует отсылка к значимому для нашей культуры образу распятого Христа. Ему в цивилизации Инженеров противопоставляется образ распятого чужого. Хотя значение этой картины остаётся неясным, но ассоциация возникает вполне определенная: если люди поклоняются Христу как воплощенному благу, то Инженеры, вероятно, поклоняются чужому, который с нашей точки зрения является воплощением зла.

Таких намеков на перевернутые культурные стереотипы в фильме очень много.

По библейской легенде, Ева была создана из ребра Адама. По мысли авторов «Прометея», для создания Дэвида использовалась ДНК Мэридит Виккерс.

Корабль прибывает на планету в Рождество, и капитан наряжает елку – символ Древа жизни. Но в этом теневом мире праздник жизни превращается в торжество смерти.

«я хочу открыть подарки» 26:43

Они хотели открыть Рождественские подарки, а открыли ящик Пандоры (со всеми человеческими несчастьями). 26:43

Творчество во вселенной «Прометея» связывается с необходимостью разрушения.

«Чтобы что-то создать, сначала нужно разрушить» 1:37:45

Это можно расценить как противопоставление библейской идее творения мира из ничто.

Процесс создания фантастического произведения – это не просто активизация творческого воображения, но и погружение в бессознательное. Если перед режиссером стоит задача шокировать или напугать зрителя, то он должен искать такие мотивы, которые являются непривычными для доминирующей установки сознания нашей культуры. Следовательно, он должен погрузиться в наше культурное бессознательное, в тень, и вытащить оттуда содержания, которые мы вытесняем, и которые поэтому пугают нас или, по крайней мере, вызывают дискомфорт.

«я хочу вас напугать»

Мотивы встречи с создателями

Основная направленность действия персонажей выражена в первой части слогана фильма: «Они искали колыбель человечества…»

Давайте выясним мотивы, по которым персонажи отправляются в путешествие для встречи с создателями.

В чем смысл поиска колыбели человечества? Для чего нужно встречаться с создателями?

«Узнать, зачем они нас создали»

Такой ответ слишком поверхностен и указывает на простое любопытство.

На самом деле, у персонажей фильма есть более весомая мотивация. В фильме мы обнаруживаем четыре варианта:

  1. Инфантильное желание вернуться в материнское лоно. Уход от борьбы и страданий в мир покоя. Желание получить готовые ответы на все вопросы.
  2. Победоносное возвращение воина или охотника в свой дом. Возвращение с обогащением.
  3. Намерение выяснить установленные в детстве ограничения и предписания, чтобы понять и скорректировать их.
  4. Намерение убить своих создателей, чтобы освободиться от их гнёта.

Первый вариант - инфантильное стремление - мы находим у Элизабет Шоу . Она не может принять такие явления нашего мира как болезни, несвоевременная смерть родителей. Она считает, что заслуживает любви своих создателей и ожидает, что они примут ее такой, какая она есть. Она уверена, что Рай - это прекрасное место и хочет получить в готовом виде все объяснения о мире и жизни.

В конце фильма ее намерение изменяется. После испытанных страданий она уже не ищет покоя, но хочет встретиться с Инженерами, чтобы разобраться в их отношении к людям. Она хочет утвердить свое достоинство и восстановить справедливость. Ради этого она готова и убить создателей.

Вейланд . Уверен, что он принес свой плод в этой жизни - у него второй вариант мотивации. Он собрал в своих руках огромные ресурсы и собирается их преумножить. Но его рост сдерживают культурные и биологические ограничения, и он хочет, чтобы создатели освободили его от них. Поэтому третий вариант мотивации – освобождение от ограничений и предписаний – у него тоже присутствует.

В итоге он сам становится жертвой того, чего желал: гибнет от силы, которую не сдерживают рамки морали.

Холлоуэй

«свергнуть все религии».

Это самая настоящая воинствующая установка. Ее можно сформулировать как желание символического убийства создателей. Его как-то угнетает и беспокоит то, что в мире есть люди, верящие в богов, и он хочет освободиться от этого мучительного чувства.

Дэвид . Хотя этот андроид лишь выполняет то, что в него заложил Вейланд, у него есть и собственный тайный мотив встречи с создателями. Он хочет поглядеть на бессмертных, т.к. считает себя похожим на них. Но Инженеры разочаровывают его.

«Все-таки смертные»

Остальные члены экипажа летят либо из-за чисто научного интереса, либо из корыстных соображений.

Создатели

Создатели, или инженеры, своим внешним видом и функциями напоминают античных греческих богов.

Иерархия «черная жижа – бог инженеров – инженеры – люди» напоминает фрагмент греческой теологии, в которой всё начинается с первобытного хаоса, а затем дифференцируется на различные силы природы.

Инженеры создают новые формы жизни из «черной жижи» и по сути, как и боги, являются оформляющими принципами, которые упорядочивают изначальный хаос. Их отличие от богов состоит только в их смертности.

С психологической точки зрения, они символизируют языческое религиозное мировоззрение, которое было вытеснено христианской культурой.

Основной конфликт

Если мир Инженеров представляет собой нашу культурную тень , то события, показанные в фильме можно истолковать как попытку нашего коллективного сознания выйти за границы культурных стереотипов, за которой следует неизбежная встреча с тенью . Соответственно, мы можем увидеть и возможный результат этой встречи, данный в символической форме.

Важно учитывать то, что в отличие от тех фантастических фильмов, где пришельцы первые вторгаются в наше пространство, т.е. бессознательное прорывается в сознание, в «Прометее» происходит наоборот: культурное сознание намеренно пробуждает «древнее зло» в своих личных интересах и провоцирует заражение сознательных функций содержаниями бессознательного.

Главные действущие лица - Вейланд, Дэвид и Элизабет Шоу - олицетворяют основные коллективные установки сознания.

Вейланд

Питер Вейланд - это доминирующая установка, основанная на мужском принципе. В его руках находятся все ресурсы, которые он направляет туда, куда считает нужным. Корабль создан на средства его корпорации, это значит, что именно этот принцип сознания даёт жизненную энергию для достижения цели.

Отсутствие у Вейланда жены, а также то, что он не любит свою дочь Меридит и не хочет передавать ей свою власть, указывает на то, что женское начало в данной культуре подавлено. Да и сам типаж Меридит Виккерс указывает на подавленную женственность, на ее захваченность мужским принципом.

Стареющий Вейланд хочет получить бессмертие; это означает, что данная культурная установка уже потеряла свою былую мощь, но все еще пытается бороться за свое доминирующее положение.

Дэвид

Олицетворяет чистый интеллект, рассудок, рацио. По идее, рассудок должен служить сохранению жизни человека, а значит, должен вовремя отключаться, давая приоритет жизненному инстинкту, но андроид – это рассудок, оторвавшийся от своего носителя, это отчужденный разум, это техника, которую отпустили на свободу.

Когда человек теряет связь с какой-либо функцией сознания, эта функция погружается в тень, в бессознательное, и начинает вести себя совершенно неожиданным образом. Именно поэтому в фильме Дэвид ведет себя двусмысленно и подвергает опасности жизнь людей.

Кстати говоря, сама идея восстания машин появляется в нашем культурном сознании именно по причине отчуждения рациональной функции и наделении ее чертами тени.

Потеря Дэвидом своего тела после встречи с Инженером означает, что он утрачивает свою самостоятельность и вновь подчиняется доминирующему сознательному принципу, которым теперь стала Элизабет Шоу.

Шоу

Элизабет Шоу олицетворяет женский принцип. И установку сознания, основанную на иррациональных функциях, на вере и интуиции. Поначалу эта установка является неразвитой и подчиняется мужскому и рациональному принципу, но в итоге становится господствующей.

В финале фильма Шоу с головой Дэвида улетают на корабле Инженеров. То есть, женский принцип одержал верх, стал доминирующим и подчинил себе рацио. А свою жизненную энергию теперь получает из глубинных теневых слоев психики, которые символизирует корабль Инженеров.

Метаморфозы

Таким образом, содержание фильма «Прометей» можно истолковать как возможный сценарий развития нашей культуры, основанной на принципах патриархата и рационализма, и в которой религиозное сознание присутствует в основном в виде неясных интуиций.

Доминирующая культурная установка ради самосохранения идет на рискованное предприятие по нарушению традиционных запретов и пытается интегрироваться с тенью, . Разуму и науке даются в этом предприятии неограниченные полномочия.

Результат интеграции представляет собой уродливых и агрессивных монстров, с которыми сознание худо-бедно справляется при помощи подчиненной функции.

В конечном счете побеждает женское начало, доминирующей функцией сознания становится интуиция, подчиненной – мышление, а жизненная энергия черпается из источников, которые когда-то были подавлены.

Редакция «Перемотки», потакая своему праздничному настроению, решила пересмотреть главный рождественский фильм прошлого года — «Прометей » Ридли Скотта — и ответить на его самые важные вопросы . Почему, например, Бог не любит скверных стариков и роботов.

Если «Прометей» это торжество и праздник, то праздник льющейся крови, сюжетных недосказанностей, гневных зрителей, грандиозных декораций, а также намеренных и не совсем религиозных аллюзий. В фильме действительно есть изображение распятого ксеноморфа, действие «Прометея» происходит в Рождественский день и в наличии невозможное зачатие, а Ридли Скотт держал в уме, что в его вселенной Христос — скорее всего прибывший для наблюдения за человечеством Инженер .

Добраться до второго просмотра сил хватило только сейчас, но зато с кислотой в крови, двумя дорожками комментариев — одна с голосом Скотта, другая с оправданиями сценаристов — и несколькими часами дополнительных материалов, впечатляющих не меньше сцены аборта с вылезающим из чрева кальмаром. Из-за своей сюжетной перекрученности, создаваемой монтажом таинственности, общей неидеальности и амбициозности «Прометей» чуть ли не единственный блокбастер последних лет, которому хочется провести торжественную, подробную аутопсию.

Следующий фильм режиссёра — библейский эпик про Моисея и вот вокруг него, а не вегетарианского и экотеррористического, как утверждают рецензии на сценарий, «Ноя» Аронофски, развернутся главные интернет-баталии.

Кто виноват?

Кино — это коллективное творчество, но основная часть вины всегда ложится на режиссёра и продюсеров. Сценарист Джон Спэйтс пришел на собеседование в компанию Scott Free ещё не предполагая, что ему предложат написать сюжет для приквела одной из самых известных космических киновселенных. Заканчивавший работу над «Робином Гудом» Ридли Скотт присутствовать на встрече не смог, но его весьма впечатлили так и не экранизированные работы Спэйтса — например, сценарий амбициозного сай-фая Passengers , на который вроде бы нацелился Киану Ривз.

На тот моменты ни кинокомпания 20th Century Fox, ни Ридли Скотт не знали, о чём вообще можно снять новый фильм про ксеноморфов после пяти продолжений 1 «Чужого» с концепциями самого разного уровня дикости. Весь каркас сюжета с поисками Бога по заданным Скоттом направлениям придумал именно Спэйтс, уже через несколько недель после начала работы режиссёр представил наброски сценария в офисе Fox и получил полное одобрение. Тогда же Скотт засел с двумя группами дизайнеров, под его тотальным контролем придумавшими визуальную оболочку «Прометея», от ретроскафандров со шлемами полного обзора до облика Инженеров, выглядящих как обвалявшиеся в муке античные культуристы. Когда студия всё-таки соблаговолила пригласить автора оригинальных ксеноморфов Ганса Гигера для работы над картиной, Ридли Скотт даже не нашёл, куда пристроить его болезненные рисунки и просто показал художнику новые подходы к его классическим образом. Это, судя по всему, чуть ли не единственная попавшая в фильм работа Гигера:

1 С серией AvP приходится считаться, хотя и не хочется

В какой-то момент продюсеры посчитали, что сценарий «Неназванного приквела „Чужого“» должен привести в чувства опытный и звёздный автор, с этого момента в проект вступил впоследствии затравленный публикой Дэймон Линделоф. И он действительно из более-менее ровного и продуманного сценария с помощью топора Элизабет Шоу (Нуми Рапас ) сделал кровавую кашу, но опять же, кто его призвал из лостовского дыма и для каких целей — вопрос к Инженерам студийного производства, свою-то работу по вымарыванию ряда находок Спэйтса он выполнил. Скотт хотел вычистить следы чужих из сюжета и сделать фильм страшнее, ведь в тексте Спэйтса присутствовал полный зоопарк ксеноморфов, но читался он скорее как очень масштабный богоборческий сай-фай. Даже слишком масштабный: Спэйтс совершенно не ограничивал себя, одним росчерком отправляя героев на марсианские базы или целые терраморфированные долины. Кроме того, режиссёру подходила необъяснимая любовь Линделофа к тайнам и недосказанности, он, как будет видно уже по «Советнику», устал всё проговаривать и решил сосредоточиться на том, что же именно зрители в фильме не увидят. В довершении к тому, с чем бесстрашно боролся Ридли Скотт, но так и не заборол, Линделоф намеренно переписал «Прометея» из научно-фантастического фильма в подростковый слэшер с излечимыми жанровыми опухолями — учёный раскуривает марихуану через респиратор скафандра и тут же умирает, незащищенный секс под воздействием алкоголя приводит к ещё более кошмарным последствиям, чем беременность или ЗППП.








Сам Ридли Скотт, имеющий богатую и неприятную историю взаимоотношений с компанией Fox, в этот раз получил карт-бланш и зачем-то, как он считает, постарался угодить молодому зрителю — включив доморощенное, полюбившееся живым классикам 3D и нездоровое желание перекормить экшн-сценами. Какие-то недуги мог вылечить фирменный раздутый монтаж режиссёрской версии, но ещё до премьеры Скотт заявил, что вот эти выходящие вскоре два часа и есть самый полный фильм, в удалённых сценах и концепт-артах ковыряйтесь сами. Второй частью он горел целый год и даже в комментариях к фильму подтверждает, что к Нуми Рапас с практически пекинповской головой в сумке ещё вернётся. Мы бы не отказались от ремейка Black Hawk Down, в котором армия пергидрольных Майклов Фассбендеров с винтовками и огнемётами наперевес сжигает самозванный Рай любителей ставить генетические эксперименты. Правда, потом Ридли с удовольствием потратил деньги на сценарий Кормака Маккарти , добрался до Библии, запланировал ещё парочку эпиков, а ведь ему уже 76 лет и делать стальных людей природа пока не научилась.














Что делать?

Ждать, когда в следующий раз у кого-нибудь хватит яиц сделать большой фильм космических ужасов или хотя бы сай-фай, в котором обойдётся без образов наивных туземцев и злых колонистов.

Почему Прометей?

В комментариях ожидающий скорого линчевания Линделоф немного переигрывает с намеренным уничтожением своей персоны, но, надеемся, не в шутку утверждает, что это он придумал окончательное и действительно крутое название для фильма. Всё понятно без каких-либо нудных подсказок: название корабля, древнегреческий миф, и совсем уже разжёвывающий момент — снятая в рамках рекламной кампании речь Уэйланда (Гай Пирс ) для псевдоTED , в которой он как раз упоминает титана и огонь. Другие варианты, коими подписывалась каждая новая редакция сценария: Paradise, Tomb of the Gods, Alien: Engineers, LV-426, Alien 01: Genesis. Скотт первое время ругался с Линделофом, считая Prometheus слишком претенциозным и сложно выговариваемым, но в итоге сдался.

Это Земля?

Нет. Для пролога Скотт тщательно выбирал локации и заставил команду художников стереть всю пышную растительность из кадра, заглушить тона и вклеить грозный небосвод. Все эти манипуляции понадобились, чтобы создать образ первозданной планеты. Одежда и церемониальность, с которой Инженер теряет собственную жизнь для создания совершенно новой, говорит о том, что вся раса глубоко религиозна и, вероятно, сама находится в поисках своего создателя (или уже нашла его).





В съёмочном сценарии Линделофа пролог был длиннее — во-первых, жертвующего собой Инженера провожают другие, вероятно, более влиятельные члены группы, а, во-вторых, они разговаривают между собой на протоязыке. Ридли Скотт снял и полный вариант, но в найденной на Blu-ray удалённой сцене почему-то нет диалогов и обнаружить их можно, изрядно покопавшись в гигантском фильме о фильме Furious Gods: The Making of Prometheus .

В тех версиях, что писал Спэйтс, вместо распития чёрной жижи Инженера поджидали заживо поедающие его насекомые, которые затем кусали первобытных людей и таким образом вносили изменения в ДНК. То есть таинственная высшая раса не создавали жизнь на планетах, а изменяла и форсировала развитие уже существующей в рамках гигантского эксперимента. Что несколько логичнее для последующих событий фильма и экспериментальной жидкости, которую Инженеры должны были отправить первым скорым на Землю для её уничтожения, но им помешали сюжетные недосказанности.

Почему Уэйланд согласился финансировать экспедицию?

Конечно, умирающий глава гигантской корпорации готов был отдать что угодно для получения секрета вечной жизни. И высшая раса, предположительно, создавшая людей, могла бы ответить на его вопросы. Тем более, что Уэйланд ставил себя на один уровень с Инженерами (см. почему Инженер напал на Дэвида ).

Но это далеко не всё — в редакциях Спэйтса учёные Шоу и Холлоуэй (Логан Маршалл-Грин ) во время личной встречи 2 убеждали Уэйланда профинансировать их исследование, и выяснялось, что под прицелом корпоративной разведки давно находится не только планетоид LV-223, но и их продолжительные изыскания в области внеземных цивилизаций. Впрочем, у Спэйтса самый богатый человек на свете не собирался тайно лететь вместе с экспедицией в поисках Святого Грааля с чёрной жижей внутри — эта идея проросла во время бесед Скотта и Линделофа.

Изначально Уэйланд, как и его последователи во всех фильмах про ксеноморфов, планировал перехватить передовые инопланетные технологии, для чего на корабле в криогенном сне ждала своего выхода группа опытных наёмников с тяжёлым вооружинием. Заодно подробный питчинг научного исследования спасал от необходимости давить зрителя целыми экранами мелко написанного текста, в котором бы объяснялась суть работы Шоу и роль Weyland Industries в мире будущего.

Огрызки этого эпизода стали основой вирал-ролика Quiet Eye

2 В зависимости от версии сценария встреча проходила в Амстердаме будущего, на терраформируемом Марсе или же на космической станции Уэйланда



ЧЕМ LV-426 ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ LV-223?

Спэйтс писал прямую предысторию «Чужого», поэтому события его сценария разворачиваются на планетоиде LV-426, куда через много лет прилетит Эллен Рипли. LV-223 придумал Линделоф, перед которым стояла задача уйти как можно дальше от наследия знаменитого франчайза, и в комментариях он отвечает, что между двумя небесными телами разница т олько в цифрах. Но, во-первых, и цифры эти неслучайны — LV-223, как уже давно раскопали фанаты, отсылает к третьей книге Торы, Левиту 22:3:

Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь.

Во-вторых, на LV-426 произошло крушение инопланетного корабля с опасным грузом, в то время как на LV-223 построена целая сеть пирамид, которые, вероятно, используются для терраформинга. Пирамиды не были придуманы специально для «Прометея», а взяты из тех идей Гигера, что при съёмках «Чужого» зарезали по финансовым причинам. Один из финалов, придуманных Спэйтсом, — все строения на LV-223 начинают подавать световой сигнал, тёмный экран, титры.

Зачем Дэвид смотрит чужие сны?

Сновидения занимали достаточную часть сценария Линделофа и он, к примеру, безуспешно предлагал Ридли Скотту, минуя кадры с космосом и летящим судном, сделать прямой переход от успешных раскопок в пещере к видениям Шоу о своём отце (один съёмочный день Патрика Уилсона ), чтобы ещё больше размыть границы реального в фильме. Дэвид (Майкл Фассбендер ) со вшитым в его искусственный интеллект любопытством енота-полоскуна подсматривал сны и других членов экипажа, но что важнее — так он следил за состоянием находящегося на борту Уэйланда. В одной из версий сценария для общения с находящимся в «заморозке» хозяином существовала специальная система виртуальной реальности.

Ридли Скотт в своих комментариях демонстрирует фирменную озабоченность мелочами, которые никому не нужны. Технологию анабиоза в «Прометее» он объясняет через развитие знаний о физике низких температур и работе мозга, требующего, как и мышцы, постоянной тренировки. В данном случае в качестве упражнений выступает сон, образы для которого подбираются задолго до путешествия.

«Лоуренс Аравийский»?

Скотт и Линделоф обожают фильм Дэвида Лина, они передали эту любовь Уэйланду (см. TED), а через Уэйланда она досталась по технологическому наследству Дэвиду. Скотт также объясняет, что у находящегося на борту длительного путешествия робота-дворецкого был миллион часов свободного времени, за которое он самостоятельно изучил культурные достижения цивилизации и выбрал то, что ему понравилось больше всего. Линделоф сравнивает страсть Дэвида походить на Питера О"Тула со своенравными айподами — внутренне все модели роботов одинаковые, меняются цвета корпусов и чехлы.

Темнокожий капитан по имени Янек?

Или Джанек. Сценарист Джон Спэйтс представлял Янека русым, бородатым славянином, но Ридли Скотту в образе морского волка в кепке представлялся Идрис Эльба, которого он разглядел в сериале «Прослушка» и сразу же пригласил в своего «Американского гангстера». Придумывать новое имя не стали, that"s all.

С Янеком связана достаточно интересная удалённая сцена, в которой капитан приходит с кружкой рома в каюту к одетой в один халат Викерс и рассказывает, что раньше он служил в армии и видел, как военным пришлось стереть с лица земли химическую лабораторию, в которой производились эксперименты и создавалось биологическое оружие. Случайное заражение, эпидемия, коробка с серой кнопкой и вспышка со взрывной волной на многие километры. После эпизода с Холлоуэем он предлагает Викерс сделать тоже самое на LV-223, сдуть ядерным ударом корабль Инженеров вместе со всеми этими пирамидами. Серая кнопка, с немалым надрывом. Почти как история про паровозик из «Майора Пэйна». Где-то в этой же сцене прячется солдатский героизм Янека, берущего на таран круассан 3 Инженера.

3 К кораблю инженеров приклеилось названия бублик или подкова, но по мнению Скотта, это круассан




Зачем ГАЮ ПИРСУ СТАрческий грим?

В первоначальных версиях и даже съёмочном сценарии была, по крайней мере, одна большая сцена с молодым Уэйландом, но всё, что осталось от этих идей, — уже упоминавшаяся фейк-конференция TED. То есть образ Уэйланда создавался на возрастном контрасте, а в результате задротская область интернета крутила пальцем у виска.

Почему команда не знала о том, куда и зачем она летит?

В расширенном диалоге Янека и Викерс капитан корабля выражает свою полную незаинтересованность целью экспедиции. Ему платят — он не задаёт ненужных вопросов, это же, очевидно, касается и других членов экипажа. Оба сценариста в комментариях помалкивают, но экспозиция перед самой высадкой на LV-223 материализовалась только потому, что из сценария ранее удалили сцену беседы Шоу, Холлоуэя и Уэйланда. То есть объяснение вводной и околонаучной части сюжета не уничтожили, а просто перенесли, избавившись от дополнительных декораций и добавив в фильм витиеватой линделофовской логики.

Почему они сняли шлемы внутри пирамиды?

Момент не менее странный, чем флейта Инженеров или гигантская голова в церемониальном зале, придуманная Скоттом незадолго до съёмок. Во всех сценариях и даже в превизе всего фильма участники экспедици не нарушали технику безопасности, какие бы высокие показатели ни давало оборудование внутри пирамид. Мелкая, но неприятная вольность, вероятна, выросла из жуткого неудобства работы в шлемах (см. бонус-трек ).

Для Линделофа это цитирование сцены из «Контактов третьей степени» Стивена Спилберга, где герой Ричарда Дрейфуса снимает противогаз, не будучи полностью уверенным в своей правоте и безопаности. Холлоуэй это делает, потому что верит, а Ридли Скотт хотел сделать из него сорвиголову с X-games .

почему файфилд и милбёрн такие БЕЗМОЗГЛЫЕ?

Чудовищная деградация Файфилда (Шон Харрис ) и Милбёрна (Рейф Сполл ) росла с каждой новой версией сценария, и странно, что у этих персонажей вообще есть имена, а у отца Шоу его, например, нет. Изначально они не были учёными (как и почти весь экипаж) и терялись в пирамиде из-за того, по разным причинам остались без картографического оборудования. Затем они случайно пропускали нужный поворот из-за своих споров. И вот сейчас это самые беспросветно тупые учёные даже по низким критериям не вдающихся в детали блокбастеров.

Печально знаменитой атаке мутировавшей змеи предшествовала вырезанная сцена, в которой по-детски восхищённый Милбёрн на глазах у экспедиции обнаружил первый внеземной организм сложнее бактерии — червя. Спэйтс также объяснял неосторожность биолога его верой в непроницаемость и защиту скафандра, не расчитанного на воздействие неизученных концентрированных кислот. Файфилд же стал жертвой сценарных талантов Линделофа, превратившего трусливого панка-учёного в героя подросткового слэшера, совершающего главный жанровый грех — он курит травку. Спэйтс и Скотт, впрочем, были довольны этой юмористической зарисовкой.

Зачем Дэвид заразил Холлоуэя?

На предвосхищающих заражение сценах Линделоф начал тяжело вздыхать, и его можно понять. На момент записи комментариев фильм ещё не вышел в прокат, а сценарист уже догадывался, за что ему будут многоэтажно хамить в твиттере. Слегка объяснить поведение Дэвида должна была сцена, в которой он путешествует по сну-подсознанию ещё находящегося в криогенной заморозке Уэйланда. Раскалённый пляжный песок, Дэвид встречает незнакомку и с ней на водном мотоцикле отправляется на гигантскую яхту Уэйланда, где тот выглядит как загорелый Гай Пирс без старческого грима и в ходе беседы требует от своего искусственного «сына» сделать всё, что в его силах. Всё, что остановит его скорую и неумолимую смерть. Не имея знаний о свойствах найденной в пирамиде чёрной жидкости, Дэвид решает испробовать находку на лабораторных крысах — членах экипажа.




В Дэвиде не заложены законы робототехники Азимова или жёсткие директивы Робокопа, он не принимает людей, за исключением Создателя, как равных себе и изначально видит гибельность и бессмысленность экспедиции. В рекламном ролике Happy Birthday David также утверждается, что Дэвид готов выполнять задачи, которые лицемерными людьми оцениваются как аморальные. То есть заразить он мог кого угодно, но под эксперимент в бытовых условиях попал именно Холлоуэй после того, как на вопрос о личных границах дозволенного он ответил, что для достижения цели пойдёт на всё. Кроме того, оба сценариста не сильно напирают на робофобию , агрессивно демонстрируемую Холлоуэем и Викерс по отношению к Дэвиду, но для режиссёра «Бегущего по лезвию» это очень важный момент, и в его глазах Дэвид, очевидно, не так безразличен к происходящему вокруг и отношению людей.

Почему Уэйланд держал своё присутствие в секрете?

Если бы не беспощадная гонка за двухчасовым хронометражом фильма, присутствие Уэйланда на борту «Прометея» не было бы секретом, по крайней мере, для зрителя. После пробуждения из криосна Викерс спрашивает у робота, все ли пережили полёт, подразумевая, конечно же, своего отца, а в двух удалённых сценах Дэвид и Викерс (Шарлиз Терон ) говорят о том, что нужно разбудить старика . Для него же установлен расчитанный исключительно на мужчин медпод.

По логике Линделофа, команда могла согласиться на долгосрочную миссию, не зная даже её целей, так зачем им знать о чьём-то присутствии на корабле, а Уэйланду — привлекать к себе лишнее внимание.

Как Файфилд добрался до «Прометея»?

Возвращение мутировавшего Файфилда объясняется обидной потребностью сценаристов и Ридли Скотта накачать фильм экшном, хотя за пару секунд до атаки зомби-панка в фильме была одна из самых жутких и напряжённых сцен прошлого года — роботизированный лазарет вскрыл живот Элизабет Шоу, вытащил из него кальмара-алиена и зашил строительным стэплером вскрытую лазером плоть (в Furious Gods Скотт как раз выбирает жёсткий, механический звук для скоб). Куда уж больше. Интересно здесь то, что Ридли, как и для многих сцен с сппецэффектами, снял две версии сцены: одну с гримом и вторую с полностью компьютерным Файфилдом, у которого от мутации по алиеновской моде раздулась голова. Скотт выбрал первый вариант.



ФЛЕЙТА?!

Один из самых странных и красивых моментов фильма — включение внутренних систем корабля Инженеров с помощью флейты — не прослеживается в скриптах, не проговаривается в допах, о нём молчит в своих комментариях Ридли Скотт. Эта сцена слегка ввела в ступор Спэйтса, и даже доктор Анил Билту, отвечавший в фильме за язык Инженеров, не видел упоминания флейты в съёмочном, с правками Скотта, сценарии.

почему инженер напал на Дэвида?

Хватит и того, что опасный груз и так предназначался землянам, никакого смысла в локальном милосердии не было. В комментариях Ридли Скотт поясняет, что проснувшийся Инженер узрел никчёмных существ, которые на переговоры с Ним и вовсе отправили робота, дешёвую копию копии. В расширенной сцене встречи Инженера и Уэйланда совсем другие, более впечатляющие интонации: вместо попытки диалога и отрывания головы здесь полноценный диалог, ну, и без отрывания никуда. Уйэланд уже без помощи переводческих талантов Дэвида объясняет, зачем ему нужно бессмертие:

«Ты видишь этого человека? (указывает на робота) Моя компания создала его из ничего. Я создал его по своему образу и подобию, чтобы он был идеальным и никогда не потерпел поражения. Я это заслужил, потому что ты и я, мы стоим выше. Мы создатели. Мы боги. А боги не умирают».


И уже затем следует наглядная демонстрация, кто здесь бог. Зачем Ридли Скотт обрезал эту сцену и многие другие с участием Инженера(ов)? В противовес логике фильма, где высшая раса представлена не как божественная, а скорее как биотехнологическая, он хотел создать зловещий и слабо поддающийся анализу образ. Там, где оказалось мало даже Линделофа, помог верный жёсткий монтаж.

В текстах Спэйтса уже заражённый и спасающийся в криосне Инженер мстит людям за то, что они, а не спасательная группа, разбудили его и тем самым обрекли на смерть от чёрной жидкости.

Почему инженеры хотят уничтожить человечество?

Ридли Скотт и Дэймон Линделоф обещают ответить на этот вопрос в сиквеле, над которым на данный момент не работает ни один из них. Среди популярных версий — Инженеры ставили новый эксперимент, испытывали химическое оружие (медленное и неудачное), исполняли волю собственных создателей. И именно этот вопрос, в отличие от ничего не стоящей тайны космического жокея из первого «Чужого», крепко держит весь фильм за обе ксеноморфовские челюсти ровно до тех пор, пока на него не ответили в продолжении.

БОНУС-ТРЕК

Нуми Рапас рассказывает о том, как здорово играть в здоровенном шлеме:

Линделоф рассказывает, что в детстве считал «Бегущего по лезвию» продолжением «Чужого», а Скотт в определённый момент действительно хотел объёдинить в «Прометее» своё наследие в жанре фантастики. Как вариант — роботизированному командиру охраны Уэйланда могли дать лицо Роя Бэтти (Рутгер Хауэр ). В фильм не влезли многие идеи и целые книжки концепт-артов, но по-настоящему скоттовская армия дизайнеров расстроилась, когда режиссёр передумал насчёт Хауэра.

Что именно сделал Инженер (Космический жокей) в самом начале фильма?

Урок киноанатомии от EMPIRE: публичное вскрытие мифологии «Прометея»

«Это самопожертвование», - подтвердил Ридли Скотт , комментируя версию, по которой Инженер выпил черную жидкость, разрушившую его изнутри и «засеявшую» его ДНК, чтобы запустить процесс зарождения жизни. Поступок Инженера, по словам Скотта, «равен, по сути, акту творения».

Это Земля?
Да. И нет. В книге «»Прометей«: искусство фильма» сценарист Деймон Линделоф задается вопросом: «Что, если к зарождению жизни на Земле причастны инопланетяне?» Сам Скотт не скрывает, что вдохновлялся теориями Эриха фон Деникена. Однако недавно Скотт заметил: «Это могла быть какая угодно планета. Инженер просто выполняет функции садовника в космосе».

Значит, Инженеры не раз посещали нашу планету на протяжении земной истории?
По словам Скотта, после первоначального сева «эмиссары» бывали на Земле неоднократно. В книге «»Прометей«: искусство фильма» художник-постановщик Артур Макс пишет, что Инженеры, поклоняясь гигантской голове, поклонялись самим себе: «Играя роль Бога во вселенной, они много раз прилетали на Землю и проводили генетическое обновление людей - как нашей физиологии, так и нашего интеллекта».

Зачем Инженерам оставлять на Земле намеки на то, как долететь до далекого храма, ну или «склада с оружием»?
Это непонятно. Но с последнего визита эмиссаров прошло 2000 лет, и за это время предназначенный для приема гостей развлекательный центр вполне мог превратиться в обширный храм смерти.

Получается, что «приглашение» было аннулировано?
Это если считать, что людей куда-то приглашали; Шоу (Нуми Рапас) не слишком склонна верить своим находкам. Согласно другой теории, оставленные на Земле карты - это своего рода система оповещения Инженеров о том, что человечество достигло стадии межзвездных перелетов. Примерно как в фильме «2001 год: Космическая одиссея» .

Что на уме у Дэвида? Он всего лишь слуга Вэйланда или у него есть собственные мотивы?
Линделоф предполагает, что Дэвид - главным образом марионетка Вэйланда, но внутри этой машины может иметься нечто вроде души, на что намекает игра Майкла Фассбендера . Поэтому Дэвид - самый интересный герой фильма.

Не Дэвид ли выбирает Землю как цель карательной экспедиции, поместив ее голограмму на пульт управления?
Вряд ли, хотя в реплике «иногда для того, чтобы сотворить, нужно уничтожить» кроется мучительная двусмысленность. Скотт ясно дал понять, что уничтожить Землю решили сами Инженеры. Посчитали нужным…

Если Шоу - археолог, откуда она знает столько всего о вскрытии (в сцене с изучением головы Инженера)?
Она не простой археолог, а космический. Из будущего.

Если Инженеры нас породили, почему они решили нас убить? И что именно повлияло на их решение 2000 лет назад, еще до того, как мы начали губить свою планету?
В одном из вариантов сценария нам хотели сообщить, что Иисус Христос был Инженером, последним эмиссаром, посланным с целью ограничить расширение Римской империи. «И знаете что? - говорит Скотт. - Они его распяли». Выходит, что стремление уничтожить Землю - это, хм, возмездие за распятие.

Какое значение имеет фреска, на которой изображены напоминающее Чужого создание и Инженер, который вроде как рожает?
Предполагаем, что появление на фреске Чужого - это всего лишь «дань Гигеру и его изображениям Чужих, без которых фильма не было бы. Герои смотрят на фреску и коротко обсуждают ее. Но что на ней изображено - непонятно». Появившаяся в Интернете теория (за авторством ЖЖ-юзера Cavalorn) гласит, что на фреске изображены созидательная (Инженер «порождает» мир) и разрушительная (Чужой) стороны технологии черной слизи.

Что это за черви, которых нам показывают, когда люди входят в зал с сосудами?
Возможно, это все, что осталось от созданий, истребивших Инженеров двадцать столетий тому назад? А когда экипаж «Прометея» вновь пробудил слизь, червяки превратились в «хаммерпедов», гадких белых змеенышей.

Почему Дэвид добавил черной слизи в напиток бедного Холлоуэя (Логан Маршалл-Грин)?
По приказу Вэйланда, сообщает Линделоф. «Я мог бы побиться об заклад, - говорит он MTV.com, - что во время разговора с Вэйландом тот отдал некий приказ, заставивший Дэвида подмешать в шампанское Холлоуэя черную слизь. И можно было сказать наверняка, что вскоре после этого Холлоуэй займется сексом с Шоу».

Почему Холлоуэй видит маленького червяка в своем глазу?
Не исключено, что это первая стадия мутации, как и большие черви в зале с сосудами. Они как раз могут быть глазными червями Инженеров, ведь те были крупнее землян.

Как «работает» черная слизь? Первый Инженер с ее помощью породил жизнь, Файфилда (Шон Харрис) она превратила в зомби, Холлоуэй от нее заболел, его тело начало деформироваться, через Холлоуэя слизь проникла в Шоу, и внутри нее вырос похожий на кальмара монстр…
Не факт, что вся черная слизь в фильме функционирует одинаково. По уже упомянутой теории Cavalorn"а, слизь воздействует на организм по-разному в зависимости от психического и эмоционального состояния «хозяина». Инженер, будучи бесстрастным «садовником», имел власть над слизью и заставил ее творить. Ну а мы, непросвещенные люди, движимы разрушением. Любопытно, что на ранних набросках слизь превращала Файфилда в нечто, куда больше похожее на Чужого. Иначе говоря, конечная цель черной субстанции в ее разрушительном режиме - это создание Чужих из последующих фильмов. (Может быть, «ирокез» Файфилда тонко намекает на длинную голову Чужого?)

Почему на голограмме, которую включает Дэвид, Инженеры в панике бегут по коридору? Куда делось то, что их испугало?
Можно предположить, что Инженеры бежали от мутировавшей черной слизи, которая перешла в ком-то из них в разрушительный режим (см. выше). А потом… странным образом исчезла.

Почему, когда люди бегут прочь от пирамиды, чтобы спастись от бури, они видят, что грузовик уже уехал? Кто ведет этот грузовик?
Книга «»Прометей«: искусство фильма» учит нас, что «вездеход» сам по себе не поедет - нужно, чтобы его кто-то вел. Мы можем предположить лишь, что шофером был один из охранников, которым Шоу велела не брать оружие. А может, это космическая магия.

Почему автоматическая медкамера предназначена для мужчин, если она установлена в спасательном модуле, принадлежащем Викерс (Шарлиз Терон), женщине?
Потому что на самом деле это медкамера не для нее, а для Питера Вэйланда. Не тупите.

Правда ли, что Викерс - андроид (способный заниматься сексом)? Уж очень она похожа на Дэвида.
Нет, но их с Дэвидом кое-что связывает. «Между ней и этим героем есть загадочная, трудноуловимая связь, - сказала Терон нам на съемочной площадке. - Все дело в ДНК, в том, что гены Викерс были использованы, чтобы создать Дэвида». Линделоф отмечает, что физическое сходство между Викерс и Дэвидом - вовсе не совпадение. «Разве можно придумать лучший способ унизить дочь, чем создать ее аналог мужского пола?»

Зачем Питер Вэйланд отправился на другую планету? Чтобы найти там источник вечной молодости? Или встретить «Бога»?
Ни то, ни другое. Или и то, и другое. И, поскольку Вэйланд предпочел сохранить свое присутствие на корабле в тайне, ясно, что он любит сюрпризы.

Зачем снимать Гая Пирса в роли столетнего старика, если в фильме нет сцен, в которых он молодой?
Это для нас загадка. Разве только потому, что куда более молодой Вэйланд появляется в рекламном ролике «Конференция TED 2023»? Очень может быть, что вырезанные сцены с более узнаваемым Гаем Пирсом появятся в грядущей режиссерской версии.

Если тварь в финале - это Чужой, почему он не очень-то похож на Чужих с планеты LV-426 в других фильмах серии?
Потому что это не Чужой. На съемках его называли Священником из-за того, что его голова формой напоминает митру. Есть мнение, что это предшественник Чужого, существо, которое породит Чужих в будущем. ДНК этого создания объединяет гены человека, Инженера и гигантского «трилобита» с щупальцами. На эскизах к фильму мы видим, как оно злонамеренно направляется к потерпевшему крушение кораблю…

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!