Айседора Дункан: история жизни танцовщицы. Рождённые Терпсихорой: Как сложились судьбы детей Айседоры Дункан

Айседора Дункан – американская танцовщица, основоположница свободного танца, супруга русского поэта .

Айседора Дункан родилась 26.05.1877 г. в Сан-Франциско. Урожденная Дора Энджела была младшей из четырех детей Джозефа Чарльза Дункана (1819-1898), банкира, горного инженера и известного ценителя искусства, и Мэри Айседоры Грей (1849-1922). Вскоре после рождения Айседоры глава семейства обанкротился, и семья некоторое время жила в крайней бедности.

Родители Дункан развелись, когда той не было и года. Мать переехала с детьми в Окленд и устроилась швеей и преподавателем фортепиано. Денег в семье было мало, и вскоре юная Айседора бросила школу, чтобы вместе с братьями и сестрами зарабатывать уроками танцев для местных детей.

Танцы

Айседора с детства воспринимала танцы иначе, чем другие дети – девочка «следовала своей фантазии и импровизировала, танцуя так, как ей вздумается». Мечты о большой сцене привели Дункан в Чикаго, где она безуспешно ходила на прослушивания в разные театры, а затем и в Нью-Йорк, где в 1896 году девушка устроилась в театр известного критика и драматурга Джона Августина Дэйли.


В Нью-Йорке девушка некоторое время брала уроки у знаменитой балерины Мари Бонфанти, но, быстро разочаровавшись в балете и почувствовав себя недооцененной в Америке, Айседора переехала в 1898 году в Лондон. В столице Великобритании Айседора начала выступать в богатых домах – неплохие заработки позволили танцовщице арендовать студию для занятий.

Из Лондона девушка направилась в Париж, где произошла ее судьбоносная встреча с Лои Фуллер. Лои и Айседора имели сходные взгляды на танец, рассматривая его как естественное движение тела, а не жесткую систему отработанных движений, как в балете. В 1902 году Фуллер с Дункан отправились в танцевальный тур по европейским странам.


Много лет своей жизни Дункан ездила с выступлениями по Европе и Америке, хотя она вовсе не была в восторге от гастролей, контрактов и прочей суеты – Дункан считала, что это отвлекает ее от истинной миссии: обучения молодых танцовщиков и создания чего-то прекрасного. В 1904 году Айседора открыла свою первую танцевальную школу в Германии, а затем еще одну в Париже, но она вскоре была закрыта из-за начала Первой мировой войны.

Популярность Айседоры в начале 20 века не подвергается сомнению. В газетах писали, что танец Дункан определяет силу прогресса, изменений, абстракции и освобождения, а ее фото, на которых представлено «эволюционное развитие танца», каждое движение которого рождается из предыдущего в органической последовательности, стали знаменитыми на весь мир.


В июне 1912 года французский модельер Пол Пуаре устроил в шикарном особняке на севере Франции один из самых знаменитых вечеров «La fête de Bacchus» (воссоздание «вакханалий» Людовика XIV в Версале). Айседора Дункан, одетая в греческое вечернее платье, сшитое Пуаре, танцевала на столах среди 300 гостей, которые за несколько часов успели выпить 900 бутылок шампанского.

После очередных гастролей в США в 1915 году Айседора должна была плыть обратно в Европу – выбор пал на роскошный лайнер «Лузитания», но из-за ссоры с кредиторами, которые грозились не выпустить девушку из страны, пока та не выплатит $12,000, Дункан в итоге пришлось сесть на другой корабль. «Лузитания», торпедированный германской субмариной, затонул недалеко от берегов Ирландии, унеся жизни 1198 человек.


В 1921 году политические симпатии Дункан привели танцовщицу в Советский Союз. В Москве нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский предложил американке открыть танцевальную школу, пообещав финансовую поддержку. Однако в итоге большую часть расходов по содержанию школы Айседора выплачивала из своих собственных денег, переживая при этом голод и бытовые неудобства.

Московская школа быстро разрасталась и набирала популярность. Первое выступление учащихся заведения произошло в 1921 году на сцене Большого театра в честь годовщины Октябрьской революции. Айседора вместе с учениками исполнила танцевальную программу, в которую, помимо прочих, вошел танец «Варшавянка» под мелодию польской революционной песни. Программа, во время которой революционное знамя подхватывалось из рук павших борцов полными сил бойцами, имела успех у зрителей.

Впрочем, впечатлены были не все. Некоторых озадачило, что эта «пожилая женщина» рискнула выйти на сцену чересчур голой. Невысокая (168 см), с дряблыми полными ляжками и уже не столь упругим бюстом, Дункан не могла быть столь же легкой и изящной, как в юности – годы брали свое.

Танцовщица прожила в советской России 3 года, но различные неурядицы заставили Айседору покинуть страну, оставив управление школой на одну из своих учениц, Ирму.

Личная жизнь

В своей профессиональной и личной жизни Айседора нарушала все традиционные устои. Она была бисексуалкой, атеисткой и настоящей революционеркой: во время своего последнего тура по США на последних аккордах концерта в бостонском Симфони-Холл Айседора стала размахивать над головой красным шарфом, выкрикивая: «Это красный! И я такая же!».

Дункан родила двух детей вне брака - дочь Дердри Беатрис (1906 г.р.) от театрального режиссера Гордона Крейга и сына Патрика Августа (1910 г.р.) от Париса Зингера, одного из сыновей швейцарской магната Айзека Зингера. Дети Айседоры погибли в 1913 году: автомобиль, в котором малыши находились со своей няней, на полном ходу рухнул в Сену.


После гибели детей Дункан впала в глубокую депрессию. Ее брат и сестра решили отвезти Айседору на несколько недель на остров Корфу– там американка подружилась с молодой итальянской феминисткой Линой Полетти. Теплые отношения девушек вызывали множество сплетен, однако подтверждений того, что дамы состояли в романтических отношениях, нет.

В своей автобиографии «Моя жизнь. Моя любовь», опубликованной в 1927 году, Дункан рассказала, как из-за отчаянного желания завести еще одного ребенка она умоляла молодого итальянского незнакомца - скульптора Романо Романелли - вступить с ней в интимную связь. В итоге Дункан забеременела от Романелли и родила 13 августа 1914 года сына, который умер вскоре после родов.


В 1917 году Айседора удочерила шесть своих подопечных, Анну, Марию-Терезу, Ирму, Лизель, Гретель и Эрику, которых она обучала еще в школе в Германии. Коллектив юных талантливых танцовщиц прозвали «Isadorables» (игра слов от имени Isadora и «adorables» («очаровательные»).

После окончания школы, в которой позже преподавала сестра Айседоры Элизабет (Дункан постоянно была в разъездах), девушки стали выступать с Дункан, а затем и отдельно, имея огромный успех у публики. Несколько лет спустя коллектив распался – каждая девушка пошла своим путем. Эрика была единственной из шести девушек, не связавшей свою дальнейшую жизнь с танцами.


В 1921 году в Москве Дункан познакомилась с поэтом Сергеем Есениным, который был на 18 лет младше ее. В мае 1922 года Есенин и Дункан стали мужем и женой. Танцовщица приняла советское гражданство. Поэт больше года сопровождал Дункан в ее турне по странам Европы и США, не стесняясь тратить ее деньги на престижное жилье, дорогую одежду и подарки родным. При этом Есенин испытывал сильную тоску по России, о чем он указывал в своих письмах друзьям.

После двух лет общения без знания языков (Айседора знала едва ли больше 30 слов по-русски, а Есенин – и того меньше по-английски) между супругами начались трения. В мае 1923 года поэт покинул Дункан и вернулся на родину.


Прямых посвящений Айседоре в стихах Есенина не содержится, однако образ Дункан четко прослеживается в поэме «Черный человек». Стихотворение «Пускай ты выпита другим..» посвящено актрисе Августе Миклашевской, хотя Дункан утверждала, что эти строки поэт посвятил именно ей.

Позже Дункан завела роман с американской поэтессой Мерседес де Акоста – об этих отношениях узнали из писем, которые девушки писали друг другу. В одном из них Дункан признавалась:

«Мерседес, веди меня своими маленькими сильными руками, и я пойду за тобой - на вершину горы. На край света. Куда бы ты ни пожелала».

Смерть

В последние годы жизни Дункана мало выступала, накопила множество долгов и была известна скандальными интимными историями и любовью к выпивке.

В ночь на 14 сентября 1927 г. в Ницце Айседора вышла от своей подруги Мэри Дести (матери Престона Стёрджеса, режиссера фильма «Странствия Салливана») и села в автомобиль «Амилкар» к франко-итальянскому механику Бенуа Фальчетто, с которым американку, вероятно, связывали романтические отношения.


Шарф и колесо автомобиля - причина смерти Айседоры Дункан

Когда машина резко тронулась, ветер поднял в воздух края длинного, расписанного вручную шелкового шарфа танцовщицы, и опустил за борт машины. Шарф тотчас запутался в спицах колеса, женщину вдавило в борт автомобиля, а затем выбросило на мостовую.

Дункан погибла мгновенно от перелома позвоночника и разрыва сонной артерии. Тело Дункан было кремировано; урну с пеплом поместили в колумбарии на парижском кладбище Пер-Лашез. Машина, погубившая американскую танцовщицу, была продана за огромную по тем временам сумму – 200 000 франков.

Женщина, никогда не боявшаяся идти против общественного мнения... Первый ее жених был старше на 29 лет, а единственный муж - на 18 лет младше. Она и по сей день известна всем как танцовщица, однако ее новаторский на то время стиль танца умер вместе с ней, хотя она и пыталась основать свои школы в разных странах, чтобы увековечить собственное видение пластики и хореографии. Такой была Айседора Дункан, биография которой и будет рассмотрена в данной статье. Ее скандальная и необычная жизнь прервалась не менее экстравагантной смертью. Но след, который она оставила в истории, не простыл до сих пор.

Рождение будущей звезды

Первую подножку будущей знаменитой танцовщице жизнь подставила еще до ее рождения. К тому моменту, когда малышка должна была появиться на свет, в семье уже было трое детей. Да вот только самой семьи не было. Отец, провернувший крупную банковскую аферу, сбежал, бросив беременную жену и детей на произвол судьбы. Он забрал с собой все деньги и никогда не появлялся в жизни младшей дочери.

Шел 1877 год. А может, и 1878-й… За окном стоял январь. А возможно, и май… Дело в том, что точная дата рождения маленькой Доры Анджелы Дункан неизвестна. Она появилась на свет в шумном Сан-Франциско под озлобленные крики обманутых ее отцом вкладчиков, бушевавших под окнами дома.

Раннее детство

Эти испытания, хотя и оказались полной неожиданностью для ее матери, не сломили решительную женщину. Она пообещала себе, что, несмотря ни на что, воспитает детей и обеспечит их всем необходимым. По профессии мать Доры Анджелы была музыкантом и, чтобы содержать семью, ей пришлось много работать, давая уроки.

Ей действительно удалось поставить на ноги всех своих детей, и даже дать им совсем неплохое образование. Но уделять достаточно личного внимания детям она не могла физически. Чтобы не оставлять маленькую дочку надолго дома одну, мать рано отдала девочку в школу, скрыв ее настоящий возраст.

Однако вечера самоотверженной матери безраздельно принадлежали детям. Она играла для них любимые произведения Шопена, Моцарта, Бетховена и других великих композиторов. С самого раннего детства Дункан Айседора слушала поэзию Уильяма Шекспира и стихи Перси Биши Шелли.

Первая влюбленность

Интересоваться мужчинами Дора Анджела начала еще совсем в юном возрасте. Когда ей было всего одиннадцать лет, Доре Анджеле приглянулся молодой мужчина по имени Вернон, который работал на аптечном складе. Она была так настойчива в своем желании, что парень, в конце концов, был вынужден придумать несуществующую помолвку. И только когда он заверил ее, что вскоре женится, она отступила.

Однако не стоит поспешно заключать, что Дора Анджела была распущенной нимфеткой. Это было бы явным искажением фактов. Преследование Вернона было хотя и настойчивым, но по-детски невинным. И все-таки данный эпизод из ее жизни уже многое рассказывает о характере этой эксцентричной особы, коей она и останется до своего последнего вздоха. Айседора Дункан, биография которой впишет на свои страницы еще не одно мужское имя, полностью раскроется как женщина много позже.

Определение мечты

Свою первую школу танцев Дора Анджела открыла в шесть лет. В роли учеников там выступали соседские дети. Понятное дело, это было просто детской игрой. Но к 10 годам они с сестрой уже действительно кое-что зарабатывали преподаванием танцев. Дора Анджела говорила о новой системе танца, которой, понятно, в то время просто не было. Девочка просто обучала детей красивым движениям, которые сама же стихийно и придумывала. Как бы то ни было, это уже было первыми шагами к созданию нового авторского

Выбор жизненного пути

Нельзя сказать, что учеба в общеобразовательной школе давалась Доре Анджеле с трудом. Скорее наоборот - ей было просто откровенно скучно. Она часто сбегала со школьных занятий и часами бродила по берегу моря, вслушиваясь в неспешный рокот стихии и наблюдая за накатывающимися на берег волнами.

В тринадцать лет юная ученица решила, что хватит прожигать время на ученической скамье, и бросила школу. Свою жизнь она решила безраздельно посвятить музыке и танцам. Большой удачей для девочки-подростка без денег и протекции стало согласие танцовщицы Марии Луи Фуллер взять ее в ученицы.

В погоне за славой

Проучившись несколько лет, талантливая, но нетерпеливая Дора Анджела отправляется покорять Чикаго, прихватив с собой мать и брата. В это время она и берет себе сценическое имя Дункан Айседора. Но Чикаго не спешил пасть к ногам новомодной танцовщицы, хотя ее выступления и имели определенный успех. Зато ей безраздельно покорился вполне конкретный любитель изящных искусств в лице 45-летнего Ивана Мироцкого - безработного эмигранта из Польши.

Если вспомнить, что Айседоре в то время не успело исполниться еще и 17 лет, легко представить себе, насколько странный и не вполне естественный вид был у этой парочки. Ее родные были не в восторге от подобной партии, но и злостных препятствий им не чинили. А на мнение общества Айседоре было откровенно наплевать.

Обман жениха

Роман Айседоры и Мироцкого продолжался полтора года. Это был период настоящего ухаживания в духе той эпохи. Максимум, что позволяла себе влюбленная пара, - это поцелуи во время совместных прогулок.

Наконец был назначен день свадьбы и начались приготовления к торжеству. Возможно, в истории появилась бы совсем другая Айседора Дункан - жена и почтенная мать семейства. Но этого не произошло, потому что Мироцкий хранил страшную тайну - он уже был женат, и его законная супруга проживала в Лондоне. Незадолго до свадьбы об этом узнает ее брат, и помолвка расторгается.

Дерзкие решения

Айседора не стала страдать по неудавшемуся замужеству, а отправилась выступать в Нью-Йорк. Здесь она достигла некоторого успеха. На ее импровизированные танцы с удовольствием любовались в великосветских салонах. Но Дункан понимала, что необходимо двигаться вперед.

И тогда она обошла жен местных богатеев и под различными предлогами выклянчила у них в общей сложности несколько сотен долларов. Этих денег хватило на то, чтобы купить место для проезда себе, матери, брату и сестре до Лондона. Правда, ехать пришлось в трюме, предназначенном для перевозки скота, но ни сама Айседора, ни ее семья не были избалованы излишествами в жизни, а потому перенесли это путешествие достаточно сносно.

По прибытии в Лондон она отправляется прямиком в одну из самых дорогих гостиниц, расталкивает ночного портье и заявляет ему, что они только что с поезда и скоро привезут их багаж. Она заказывает номер и завтрак, а поутру они всей семьей незаметно ускользают из гостиницы, так как все средства были истрачены на переезд.

Жизнь налаживается

Это была не последняя авантюра, провернутая жаждущей признания танцовщицей. Жизнь Айседоры Дункан полна остроумных и экстравагантных решений. Она без зазрения совести использовала в своих интересах окружающих людей. В особенности это касалось мужчин. Айседора планомерно оттачивала свое и, когда выпадала возможность, применяла его на восторженных поклонниках.

Но в первую очередь, Дункан все-таки была артисткой. Она стремилась к признанию своего таланта и понимала, что не обойдется без помощи. И помощь эта пришла в лице популярной в то время актрисы Кемпбелл, которая поверила в перспективность свежего стиля и устроила Айседоре громкий дебют в качестве «экзотической танцовщицы» на одном из светских приемов.

Айседора Дункан и Есенин

В 1921 году Дункан получила официальное приглашение открыть в Москве школу танца. Она с радостью приняла его и с верой в счастливое будущее - свое и этой великой страны, стремившейся к переменам, отправилась в Россию.

Однажды на прием, который устраивался в доме Дункан, пришел Сергей Есенин. Так встретились две яркие и неординарные личности, которые сразу же устремились друг к другу со всей пылкостью и непосредственностью своих характеров.

Брачные узы

Айседора Дункан и Есенин быстро стали предметом пересудов в столице и даже за ее пределами. Они были очень разными, не знали языка друг друга, но тем не менее продолжали встречаться. Их не останавливала ни значительная ни невозможность просто пообщаться без переводчика.

Впервые за долгие годы решилась связать себя узами официального брака свободолюбивая Айседора Дункан. Есенин же, опьяненный славой избранницы, считал этот шаг вполне естественным.

Трудности в браке

Идиллия двух представителей богемы продолжалась недолго. Существует мнение, что Сергей завидовал популярности жены. Он был честолюбив и хотел сам быть в центре внимания.

Когда прошла первая страсть, он все больше и больше стал замечать на внешности супруги отпечатки, оставленные прожитыми годами. Есенин вел себя с женой очень грубо. Много несправедливой и беспочвенной брани выслушала в свой адрес Айседора Дункан. Чья жена вытерпела столько же упреков? Возможно, в некоторой степени ее защищало то, что она просто не понимала русской речи. Но Есенин начал позволять себе бить жену. А не понять этого обращения было просто невозможно.

Развод был лишь делом времени. Но даже после этого верная себе Дункан Айседора сохранила к Есенину теплые чувства. Никогда она не позволяла себе сказать что-то плохое или неуважительное в адрес поэта.

Роковая поездка

В 1927 году Дункан Айседора находилась в Ницце. Она очень любила быструю езду на автомобиле и часто отправлялась на прогулки в открытом авто. И этим солнечным осенним днем она решила прокатиться, как обычно. Повязав на шею красивый шарф и эффектно откинув его за спину, она села в автомобиль, попрощалась с друзьями и скомандовала шоферу трогать. Они не успели далеко отъехать. Конец шарфа попал в спицы колеса, запутался в них и сломал женщине шею. Так ее настигла неумолимая смерть. Айседора Дункан жила стремительно и завершила жизнь оглушительным аккордом, в последний раз громко заявив о себе.

Айседора Дункан - человек искусства, американская танцовщица, одна из родоначальниц (вместе с Лои Фуллер) танцевального стиля «модерн», или свободного танца. Эта женщина также была женой выдающегося русского поэта Сергея Есенина. Перед вами биография Айседоры Дункан, изложенная кратко.

Краткая биография

Кто такая эта странная женщина? Итак, Дора Анжела Дункан родилась в мае 1877 года в городе Сан-Франциско, штат Калифорния. Её семья была интеллигентной и творческой.

Всего в семье было четверо детей. Юная Дора рано пошла в школу, но и бросила её рано - в 13 лет, так как, по её мнению, американская система образования была бесполезна для жизни. По другой версии, это произошло из-за крайней бедности семьи, и девочка вынуждена была зарабатывать себе на хлеб уроками танцев.

Именно в этом возрасте Айседора всерьёз заинтересовалась музыкой и танцами. Не только она - все её братья и сёстры тоже хорошо пели и танцевали.

В 18 лет Дункан совершила смелый поступок, который предопределил её дальнейшую судьбу. Она переехала в Чикаго, где познакомилась с танцовщицей Лои Фуллер. Они выступали вместе, и их стиль - свободный, пластический танец - сразу полюбился зрителям. Образ Айседоры был действительно экстравагантен: например, выступала она в греческом хитоне и босиком (или в лёгких сандалиях).

Айседора Дункан была знакома с такими выдающимися русскими деятелями искусства и политики, как:

  • Константин Станиславский (театральный режиссёр и педагог).
  • Анатолий Луначарский (нарком просвещения).
  • Сергей Есенин (поэт).

Судьба Айседоры Дункан неразрывно связана с судьбой России. Когда она приезжала сюда в первый раз, то познакомилась с Константином Сергеевичем Станиславским, великим русским режиссёром театра и педагогом.

Во второй раз в Россию её позвал Анатолий Васильевич Луначарский. Мужчина предложил ей открыть в юной Советской Республике школу танцев. В 1921 году Айседора приехала в РСФСР. Бытовые условия были достаточно тяжелыми, однако Дункан вдохновенно работала.

Тогда же молодая танцовщица познакомилась с Сергеем Есениным и вскоре стала его супругой – в том же году они поженились. Их история любви невероятно романтична, а вот брак был непростым и продлился всего три года. Есенин и Айседора Дункан не смогли построить счастливую семью: в 1924 две творческие натуры расстались из-за накопившихся противоречий во взглядах.

Танцовщице не суждено было стать счастливой женой и матерью. Через несколько лет после развода бывший муж Айседоры и любовь всей её жизни умер, и спустя какое-то время после его трагической гибели последовала за ним в Вечность и она. Как оказалось, в любви не важна национальность...

У Айседоры Дункан было трое детей от разных мужчин, но все они погибли в раннем возрасте. Зато шесть учениц великой танцовщицы выросли и продолжили её дело совершенствования танцевального искусства. В Википедии есть статьи о нескольких из них.

Айседора Дункан погибла в Ницце в 1927 году при достаточно трагических обстоятельствах. Она ехала на автомобиле, и её длинный красивый шарф попал в ось колеса. Великая танцовщица умерла от удушения собственным красивым аксессуаром. Ей было тогда всего пятьдесят лет. Смерть этой женщины стала невосполнимой потерей для всего танцевального мира.

Айседора Дункан была похоронена на кладбище в Париже.

Вклад в искусство

Вся творческая деятельность великой танцовщицы была направлена на формирование нового типа человека - человека будущего, женщины, не обременённой устаревшими стереотипами и условностями. На становление идеалов Айседоры Дункан большое влияние оказал немецкий философ и мыслитель Ницше, одержимый идеей воспитания нового, более совершенного и интеллектуального поколения людей.

Творчество этой великой танцовщицы проповедовало свободу от условностей и надуманной красоты. По мнению Айседоры, танец абсолютно не представляет собой истинного искусства, если не несёт душевной боли, мечты и одухотворённости. Линия не является прекрасной сама по себе - в ней должен быть глубокий смысл, иначе это просто линия.

Значительное место в жизни Дункан занимала борьба за права женщин, за и свободу женщины быть самой собой.

Танец Айседоры Дункан во многом наследует традиции греческой классической школы. Античные танцы привлекали её ещё с ранней юности. В творчестве этой танцовщицы основными чертами можно считать следующие:

  • Импровизация и свобода движения.
  • Искреннее выражение мыслей и чувств.
  • Отсутствие надуманности, кокетливости, фальши.

Чтобы закрепить свои идеи в истории танцевального искусства, Айседора Дункан написала книгу, вышедшую в свет под названием «Танец будущего».

В 2016 году на экраны вышел фильм «Танцовщица» о Дункан, где главные роли сыграли Лили Роуз-Депп и Луи Гаррель.

Как у любого великого человека, у Айседоры Дункан было то, за что её называли странной, даже сумасшедшей. Читателю будет интересно узнать, что знаменитая танцовщица была:

  • Бисексуальной ориентации.
  • Атеисткой.
  • Новатором.

Она всей душой поддержала Великую Октябрьскую революцию, не побоявшись поехать в послевоенный Петроград организовывать танцевальную школу. Нужно отдать должное смелости, которую ежедневно проявляла Айседора Дункан.

Например, доподлинно известно, что в последние годы жизни, в Нью-Йорке, танцовщица не скрывала того, что она «красная», и даже гордилась этим. И это несмотря на то, что к советской России американцы в то время относились не особенно хорошо.

Одни люди называли Айседору сумасшедшей, другие - великой. И те, и те были правы, ведь каждый гений немного сумасшедший… Но с её смертью мир потерял человека, готового бросить всё на алтарь искусства.

Айседору Дункан по праву можно назвать великим художником танца. Её вклад в современное искусство сложно переоценить. Исключительно благодаря таким преданным своему делу мастерам творческая мысль продолжает развиваться, постепенно выводя человечество на новые и новые ступени развития. Автор: Ирина Шумилова

А йседора Дункан в своем творчестве пренебрегла устоявшимися правилами и канонами и создала собственный стиль и пластику. Ее «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.

Танцующая Бетховена и Горация

Анжела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет». В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.

В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений.

«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».

Айседора Дункан

Айседору вдохновляла античность. Ее идеалом стала танцующая Гетера, изображенная на греческой вазе. Дункан заимствовала ее образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было ново и необычно, многие восхищались и стилем танцовщицы, и оригинальностью ее пластики. Движения Дункан были довольно простыми. Но она стремилась станцевать всё - музыку, картины и стихотворения.

«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация» .

Максимилиан Волошин

Танец будущего

В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» - Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.

Айседора Дункан. Фото: biography-life.ru

Айседора Дункан. Фото: aif.ru

Айседора Дункан. Фото: litmir.net

В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны .

«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».

Айседора Дункан

У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».

В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев , Александр Бенуа , Лев Бакст , артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским . Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться».

Айседора Дункан. Фото: livejournal.com

Айседора Дункан. Фото: lichnosti.net

Айседора Дункан. Фото: diletant.media

Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».

Дункан-Есенины

Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. От самоубийства танцовщицу удержали воспитанницы ее школы в Германии: «Айседора, живите для нас. Разве мы - не ваши дети?»

В 1921 году Айседору Дункан пригласили в Москву, где она организовала школу танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным . «Он читал мне свои стихи, – рассказывала потом Айседора. – Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!» Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он - английского. Вспыхнувший роман стремительно развивался. Они называли друг друга «Изадора» и «Езенин».

Ирма Дункан (приемная дочь танцовщицы), Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

Вскоре Есенин переехал в дом Дункан, на Пречистенку. Их отношения были бурными: вспыльчивый Есенин ревновал Айседору, мог оскорбить ее или ударить, уходил, но потом возвращался - раскаивался и клялся в любви. Друзья Дункан возмущались тем, что она позволяет себя унижать. А танцовщица считала, что у Есенина временное нервное расстройство и ситуация рано или поздно наладится.

«Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи - безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».

Анатолий Мариенгоф

В 1922 году Дункан и Есенин поженились, чтобы иметь возможность вдвоем поехать за границу. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет. Пара вернулась в СССР, вскоре Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив».

Спустя два года жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». Еще через полтора года в Ницце погибла Айседора Дункан: она была удушена собственным шарфом, который попал в колесо автомобиля. Прах Айседоры Дункан захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Американская танцовщица Айседора Дункан является основоположницей новой категории танца - свободного, она разработала уникальную систему, за основу которой были положены традиции пластики античной Эллады. Как она писала о себе сама, танцевать начала еще в материнской утробе. Предлагаем познакомиться с биографией и жизнью Айседоры Дункан и узнать несколько мистических совпадений, которые предвещали ее роковую гибель.

Ранние годы

Дора Энджела Дункан появилась на свет в 1877 году, 27 мая (по гороскопам Близнецы и Бык), в Сан-Франциско, штат Калифорния. Детство прошло в атмосфере бедности и унижения, поскольку отец будущей знаменитости бросил беременную супругу с уже родившимися тремя детьми и сбежал, предварительно совершив незаконную банковскую махинацию.

Для матери это был сильнейший стресс, с которым она боролась в весьма своеобразной манере - не могла принимать любую другую пищу помимо устриц, которые запивала шампанским. После рождения Доры несчастной женщине стало еще тяжелей - на ее хрупкие плечи легла забота о четырех малышах и постоянные «бои» с обманутыми кредиторами супруга.

Мэри Дора Грэй Дункан оказалась очень сильной и волевой женщиной. Музыкант по профессии, она давала огромное количество частных уроков, а заработанные средства тратила на воспитание и обучение детей.

Первые лишения

К сожалению, из-за чрезмерной занятости мать не могла уделить должное внимание Доре, самой младшей из своих детей, поэтому девочка в 5 лет была записана в школу, предварительно ей приписали пару лет возраста. Маленькой девочке было одиноко и неуютно среди одноклассников, которые были намного старше, эту тоску она сохранит на свою жизнь и позднее сумеет выразить в танце.

Однако по вечерам мать возвращалась домой, садилась за фортепиано и играла горячо любимым детям лучшие произведения мировой классики. С детства все дети Дункан отличались хорошим вкусом и образованностью, мать, несмотря на постоянную занятость, сумела воспитать их интеллигентными людьми.

Любовь на всю жизнь

С малых лет Айседора Дункан, фото которой представлено ниже, отличалась гибкостью, музыкальностью и пластичностью, а в возрасте всего 6 лет стала передавать свои знания и соседским детям, обучая их танцам. В 10 лет свои первые деньги будущая мировая знаменитость заработала именно своими своеобразными уроками, на которых она постоянно выдумывала новые движения. Перед одним из таких уроков произошел пожар, все наряды девочки погибли в огне, однако она не растерялась - завязав под грудью простынь, она принялась танцевать в таком свободном одеянии. Впоследствии это станет ее стилем.

Но обучение в обычной школе продвигалось с большим трудом, науки казались юной танцовщице скучными и бесполезными, она с трудом сидела за партой, ожидая окончания занятий.

Вскоре малышка впервые ощутила влюбленность, ее избранником стал молодой помощник аптекаря, ухаживания Доры были так настойчивы, что мужчине пришлось пойти на хитрость и сказать, что он помолвлен и свадьба не за горами. Этого человека девочка вскоре забудет, но танцы, вечная любовь, останутся с нею навсегда.

Серьезные перемены

В 13 лет Дора бросила школу и решила всерьез заняться танцами, для этого она попала к знаменитой в те времена Лои Фуллер, актрисе и танцовщице в стиле модерн. Эта встреча стала судьбоносной, Айседора сумела покорить свою наставницу и начала выступать с нею на равных. В возрасте 18 лет танцовщица Айседора Дункан отправляется в Чикаго, где начинает показывать свои запоминающиеся номера в ночных клубах.

Выступала молодая девушка босиком, в простом коротком хитоне на манер исполнительниц Древней Эллады, поэтому очень быстро завоевала публику, ее номера воспринимались как нечто диковинное и необычное. Она сознательно не захотела надеть пуанты и пачку, отказалась от движений классического балета в пользу своих, гибких и легких. Все это было новаторством для того времени. Айседору стали именовать танцующей босоножкой.

Никому и в голову не приходило назвать гибкую танцовщицу в легком одеянии вульгарной или непристойной, ее танец был волшебным завораживающим зрелищем. Именно в это время в личной жизни Айседоры Дункан произошли перемены, в девушку до безумия влюбился Иван Мироцкий, художник-эмигрант, который был значительно старше успешной танцовщицы. Их роман был пронизан нотками романтики, влюбленные гуляли под луной, целовались в тиши леса. И казалось, что дело идет к браку. Однако вскоре девушка узнала суровую правду - художник женат, его супруга проживает в Европе, а все это время он был несчетен с ними обеими. Этот разрыв очень сильно повлиял на Айседору, свою боль и обиду она выразила в танце.

Мировой успех

Первые выступления позволили девушке накопить достаточно денег, чтобы отправиться в настоящий гастрольный тур по Европе.

В 1904 году 27-летняя Дункан с успехом выступает в Мюнхене, Берлине, Вене и быстро завоевывает любовь публики в этих городах, а также посещает Санкт-Петербург, где находится огромное количество почитателей ее таланта.

Известно высказывание Дункан о танце:

Если мое искусство символично, то символ этот - только один: свобода женщины и эмансипация ее от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства.

Несмотря на свой успех, Айседора не сумела скопить внушительную сумму денег. Все, что ей удавалось заработать, она тратила на открытие танцевальных школ.

Романы

Айседора была творческой личностью, за свою недолгую жизнь она сумела познать любовь во всех ее проявлениях, список ее возлюбленных довольно внушителен. Есть в нем и взрослые мужчины, и молодые неопытные юноши. Танцовщица жаждала любви, в которой находила вдохновение. Она всегда была влюблена. Известно, что ее отношения с актером Оскаром Бережи едва не закончились свадьбой, но избранник танцовщицы променял отношения с нею на выгодный контракт и уехал в Испанию. Дункан не везло в любви.

Следующий ее избранник, Гордон Крэг, даже стал отцом ее дочери Дейдры, но бросил танцовщицу и связал судьбу со своей старой приятельницей. Это ввергло Айседору в депрессивное состояние, она уверовала в то, что все мужчины предатели и обманщики. Далее последовали болезненные отношения с Парисом Юджином Зингером, наследником империи, специализирующейся на производстве швейных машинок, он очень настойчиво добивался ее расположения, но тоже не женился, хотя танцовщица и родила ему сына Патрика.

Трагедия

В 1913 году в жизни Айседоры произошла страшная трагедия, в автомобильной аварии погибли оба ее ребенка, до этого несколько недель женщина не находила себе места от дурного предчувствия, но не могла верно его интерпретировать. Несмотря на боль и отчаяние, мать, потерявшая самое ценное, выступила в защиту водителя, считая, что в произошедшей трагедии он был лишь пешкой в руках судьбы и ничего не мог сделать против злого рока.

От боли и отчаяния женщина вступила в связь с молодым итальянцем, от которого забеременела, но малыш умер всего через несколько дней после своего рождения.

Вот как относилась женщина к жизненным потерям:

Жизнь как маятник: чем сильнее ты страдаешь, тем безумнее затем счастье; чем глубже печаль, тем более яркой будет радость.

Любовь всей жизни

История Есенина и Айседоры Дункан началась практически сразу после этого. Русский поэт стал единственным супругом танцовщицы и самой большой и светлой любовью ее жизни. Примечательно, что Сергей был на 18 лет моложе своей избранницы и есть версия, что в Дункан взыграл материнский инстинкт, ведь живых детей на тот момент у нее не было.

Отношения были странными, влюбленные путешествовали по Европе, наслаждались страстью и были счастливы, но вскоре реальность вмешалась в их идиллию: Есенин совершенно не владел английским, а Айседора плохо говорила по-русски. За границей все воспринимали молодого поэта как "пажа" при великой Дункан, что не могло не ранить его самолюбие. Страсть утихла, на ее смену пришла боль разочарования.

Поэт вернулся в Россию, танцовщица осталась в Европе, верность друг другу они не хранили. Очень скоро жизнь Есенина трагически прервалась.

Смерть

Узнаем, как умерла Айседора Дункан. Вся ее жизнь была наполнена трагическими предзнаменованиями и предчувствиями, поэтому близкая подруга танцовщицы была уверена в том, что смерть знаменитости будет связана с автомобилями, так и произошло. Интересно, что до трагического случая, который унес ее жизнь, Айседора могла бы погибнуть в автокатастрофах много раз, но ей удавалось избегать смерти.

Это случилось 14 сентября 1927 года. Спеша на встречу с возлюбленным в Ницце, Айседора села в автомобиль, упустив из вида, что конец ее длинной шали попал под заднее колесо транспортного средства. Когда машина поехала, шаль натянулась и сломала танцовщице шею. Так нелепо окончился путь великой женщины, сумевшей навсегда вписать свое имя в мировую историю.

Рассмотрев жизненный и творческий путь Айседоры Дункан, предлагаем в завершение познакомиться с некоторыми любопытными фактами из ее жизни:

  • Принято считать, что во много благодаря ей женщины прошлого века отказались от неудобных корсетов, вызывающих проблемы со здоровьем. Танцовщица вдохновила дизайнера Поль Пуаре на создание коллекции туник и свободных платьев-рубашек.
  • Парис Юджин Зингер, один из возлюбленных Дункан, помогал ей финансово и даже взял на себя содержание одной из школ Айседоры, в Грюневельде, где искусству танца обучалось 40 детей.
  • Танцовщица была ярой противницей официального брака, полагая, что он лишает женщину свободы.
  • Получив приглашение советской власти открыть в России танцевальную школу, Айседора согласилась не раздумывая.

У нее не осталось последователей, поскольку целостной системы движений танцовщица не создала, она всегда выражала в танце то, что было у нее на душе, а это гораздо больше, чем просто па, это было само восприятие жизни. Подражать этому невозможно, поскольку восхитительный танец шел из глубины души Айседоры.