Жанры музыкального фольклора. Какие жанры музыкального фольклора существуют? Фольклорные мотивы в поэме Н.А

Признаки, свойства фольклора

Исследователи подмечено множество признаков, свойств, характерных для фольклора и позволяющих приближаться к пониманию его сущности:

Бифункциональность (сочетание практического и духовного);

Полиэлементность или синкретизм.

Любое фольклорное произведение полиэлементно. Воспользуемся таблицей:

Мимический элемент

Жанры устной прозы

Словесный элемент

Пантомима, мимические танцы

Обрядовое действо, хороводы-втры, народная драма

Словесно-музыкальные (песенные жанры)

Танцевальный элемент

Музыкально-хореографические жанры

музыкальный элемент

Коллективность;

Бесписьменность;

Вариантная множественность;

Традиционность.

Для явлений, связанных с освоением фольклора в иных видах культуры, принято название - фольклоризм - (введен в конце 19 века французским исследователем П.Себийо), а также «вторичная жизнь», «вторичный фольклор».

В связи с его широким распространением возникло понятие собственно фольклора, его чистых форм: так, утвердился термин аутентичный (от греческого autenticus- подлинный, достоверный).

Народное творчество - основа всей национальной культуры. Богатство его содержания и жанровое разнообразие - поговорки, пословицы, загадки, сказки и другое. Особое место песен в творчестве народа, сопровождающих человеческую жизнь от колыбели до могилы, отражающих ее в самых многообразных проявлениях и представляющих в целом непреходящую этнографическую, историческую, эстетическую, нравственную и высоко художественную ценность.

Особенности фольклора.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография) 2 . Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания 3 .

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой . Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Фольклорные произведения анонимны . Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ". 4

Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания" 5 . Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". 6 В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов . Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация . Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: "фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни". 7

Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма . Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром – тип художественной формы. История фольклора – это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора – естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. "Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность". 8 Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Народное творчество самобытно, многогранно и по своей природе теснейшим образом связано с музыкальным началом. Отсюда такое невероятное многообразие и пестрота форм, в которых выражены жанры музыкального фольклора.

Что такое фольклор?

Фольклором называют народное искусство. Это музыка, поэзия, театр, танец, которые были созданы народом и тесно связаны с традициями, религиозными верованиями, и историей.

Само слово «фольклор» имеет английские корни и переводится как «народная мудрость». По своей природе фольклор многообразен и включает в себя сказки, предания, легенды, мифы, пословицы, поговорки, заговоры, приметы, разнообразные способы гадания, всевозможные обряды, танцы и многое другое. Как это ни удивительно, но к фольклору причисляются также стишки, считалки и анекдоты. А жанры музыкального фольклора являются лишь одной из частей народного творчества.

Жанр - это?

Мы уже несколько раз упоминали (в связи с понятием фольклор) слово «жанр», но что же под ним понимается? Жанр - это вид произведения, характеризующийся определенными особенностями формы и содержания. Каждый жанр имеет свое предназначение, способ существования (например, устный или письменный) и исполнения (пение, декламация, театральная постановка и т.д.). В качестве примера можно привести следующие жанры: симфония, песня, баллада, повесть, рассказ, роман и т.д.

Что называют музыкальным фольклором?

Частушки

Частушка - это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке.

Тематика частушек - это отражение самой жизни, самых насущных и злободневных проблем и ярких событий. Основная направленность этих коротеньких песенок - социальная, бытовая или любовная.

Изучение фольклора в школе

Все школьные общеобразовательные программы рассчитаны на то, чтобы дети могли изучить жанры музыкального фольклора. 5 класс начинает знакомство с жанровым разнообразием народного творчества, однако изучать его образцы ученики начинают еще в начальной школе.

Основной упор в среднем школьном звене делает на связь литературы и истории, поэтому в основном изучаются былинные напевы. Кроме этого, учеников знакомят с основными песенными жанрами. Одновременно с этим учитель рассказывает о параллелях и связи народного творчества и литературы, об основных традициях и преемственности.

Вывод

Таким образом, жанры музыкального фольклора, список которых мы попытались составить, неразрывно связаны с жизнью народа. Любое изменение в быте простого люда или всей страны тут же находило свое отражение в песенном творчестве. Поэтому перечислить все жанры фольклора, созданные на протяжении всего существования человечества, невозможно. К тому же и сегодня народное искусство продолжает свое развитие, эволюционирует, приспосабливается к новым условиям и живет. И будет жить до тех пор, пока существует человечество.

Фольклор является основой, на которой развивается индивидуальное творчество. Выдающиеся деятели разных областей искусства прошлого и настоящего времени четко осознавали значение фольклора. М. И. Глинка говорил: «Создаем не мы, создает народ; мы только записываем и аранжируем» \ А. С. Пушкин еще в начале XIX в. писал: «Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка. Критики наши напрасно ими презирают» . Обращаясь к писателям, он указывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка» .

Завету обращения к народному творчеству следовали и следуют создатели классической и современной литературы, музыки, изобразительного искусства. Нет ни одного видного писателя, художника, композитора, который бы не обращался к родникам народного творчества, ибо в них отражена жизнь народа. Перечень музыкальных произведений, творчески развивающих искусство народа, огромен. На народные сюжеты созданы такие оперы, как «Садко», «Кащей» и др. Образы и сюжеты народного творчества вошли в изобразительное искусство. Картины Васнецова «Богатыри», «Аленушка», Врубеля «Микула», «Илья Муромец», Репина «Садко» и т. п. вошли в сокровищницу мирового искусства. А. М. Горький указывал,что в основе обобщений, созданных индивидуальным гением, лежит творчество народа: «Зевса создал народ, Фидий воплотил его в мрамор» . Здесь утверждается, что искусство писателя, художника, скульптора только тогда достигает вершин, когда оно возникает как выражение идей, чувств, взглядов народа. Горький не принижал роли индивидуального художника, а подчеркивал, что его сила таланта, мастерство придают особую выразительность, совершенство форме создания коллективного творчества масс.

Связь литературы и фольклора не сводится к использованию писателями содержания и формы отдельных произведений народного творчества. Эта связь выражает несравненно более широкое и общее явление: органическое единство художника с народом, а искусства - с творческим народным опытом.

Следовательно, как индивидуальное, так и коллективное творчество только тогда приобретают огромное идейно-эстети- чоское значение в жизни общества, когда они связаны с жизнью народа и правдиво, художественно совершенно ее отражают. Но при этом необходимо учитывать, что, во-первых, характер и соотношение коллективного и индивидуального творчества на разных этапах развития человеческого общества различны и, во-вторых, тот факт, что коллективное и индивидуальное творчество представляют собой своеобразные исторически возникшие способы создания художественного произведения.

А. М. Горький справедливо говорил, что коллективное творчество масс явилось материнским лоном для творчества индивидуального, что начало искусства слова, литературы - в фольклоре. В ранние периоды истории близость литературы и народного творчества была так велика, что невозможно четко их разграничить. «Илиада» и «Одиссея» с полным основанием считаются произведениями античной литературы и в то же время прекраснейшими созданиями коллективного народного творчества, относящимися к «младенческому периоду жизни человеческого общества». Та же неразграниченность индивидуального и коллективного творчества отмечается в ряде произведений у многих народов.

В начальный период своего существования литература еще целиком не отделилась от коллективного народного творчества. С развитием классового общества постепенно углубляется разделение индивидуального и коллективного творчества. Но, разумеется, самые понятия коллективного и индивидуального творчества при этом нельзя трактовать отвлеченно, одинаково и неизменно для всех времен и народов. Индивидуальное и коллективное искусство имеют обусловленные исторической действительностью особенности.

В доклассовом обществе коллективное творчество представляло собой художественно-образное отражение действительности того времени, обобщение взглядов и представлений племени, первобытной общины, из которой еще не выделилась личность. В условиях, когда племя оставалось границей человека и по отношению к чужаку из другого племени, и по отношению к самому себе, когда отдельная личность была безусловно подчинена в своих чувствах, мыслях и поступках племени, роду \ коллективное творчество являлось единственно возможной формой художественной деятельности отдельных индивидуальностей. Участие всей массы племени в обобщении жизненного опыта, общее стремление понять и изменить действительность явились основой доклассового эпоса, дошедшего до нас преимущественно в поздних переработках. Примером таких эпических сказаний, зародившихся еще в условиях доклассового общества, могут служить хотя бы руны «Калевалы», якутские олоихо, грузинские и осетинские сказания об Амиране, северокавказские и абхазские сказания о нартах и др.

В доклассовом обществе коллективность творчества не только сливалась с индивидуальностью, но подчиняла ее. Здесь даже самая выдающаяся личность воспринималась как воплощение силы и опыта всего племени; так зарождалось характерное для эпоса и раннего литературного творчества изображение масс народа через образ героя (Вейнемейнен, Прометей, Бальдер, позднее - русские богатыри и другие образы героических сказаний).

Развитие классовых отношений не могло не изменить коллективного творчества. С появлением классового общества идеология антагонистических классов отчетливо сказывается в различной трактовке образов, сюжетов сказаний и песен. Примеры из эпоса народов СССР подтверждают это. Обсуждение идейной сущности киргизских сказаний о Манасе, бурятского и монгольского эпоса «Гэсэр», дискуссии по проблемам эпоса раскрыли факты антинародных искажений феодальными кругами творчества трудящихся масс.

Наблюдается постоянное взаимодействие литературы и фольклора. Фольклор и литература, коллективное и индивидуальное художественное творчество сопутствуют друг другу в классовом обществе. Так, русское народное творчество XI-XVII вв. оказало огромное воздействие на произведения древнерусской литературы, о чем красноречиво свидетельствуют «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии», «Задонщина». В то же время образы художественной литературы все шире входили в обиход устного поэтического творчества. В дальнейшем этот процесс стал еще более интенсивным. Лермонтов, Гоголь, JI. Толстой, Некрасов, Горький считали, что фольклор обогащает индивидуальное творчество профессионального художника. В то же время все выдающиеся мастера русской литератры подчеркивали, что писатель не должен копировать фольклор, не должен становиться на путь стилизаторства. Настоящий художник смело вторгается в устно-поэтическое творчество народа, отбирает в нем лучшее и творчески его развивает. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить сказки А. С. Пушкина. «Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменными их смысл и силу», - писал А. М. Горький

Взаимодействие фольклора и литературы протекает в разных формах. Например, профессиональный художник нередко использует и обогащает темы, сюжеты, образы фольклора, но он может использовать фольклор и не воспроизводя его сюжеты и образы непосредственно. Подлинный художник никогда не ограничивается воспроизведением формы фольклорных произведений, а обогащает и развивает традиции устного поэтического- творчества, раскрывая жизнь народа, его мысли, чувства и стремления. Известно, что лучшие, наиболее прогрессивные представители господствующих классов, обличая социальную несправедливость и правдиво изображая жизнь, поднимались над классовой ограниченностью и создавали произведения, отвечавшие интересам и нуждам народа.

Живая связь литературы с фольклором подтверждается творчеством лучших писателей всех народов. Но как бы ни была ощутима связь произведений писателей с народной поэзией в условиях классового общества, коллективное и индивидуальное творчество всегда разграничиваются по способу создания художественных произведений.

В классовом обществе сложились различия в творческом процессе создания произведений литературы и массовой народной поэзии. Они заключаются прежде всего в следующем: литературное произведение создается писателем - безразлично, литератор он по профессии или нет - индивидуально или в содружестве с другим писателем; пока писатель ведет над ним работу, произведение не является достоянием масс, массы приобщаются к нему только после того, как оно получает окончательную редакцию, закрепленную в письме. Значит, в литературе- процесс создания канонического текста произведения отделен от непосредственной творческой деятельности масс и связывается с ней лишь генетически.

Иное дело - произведения коллективного народного творчества; здесь личное и коллективное начала объединены в творческом процессе столь тесно, что отдельные творческие индивидуальности растворяются в коллективе. Произведения народного творчества не имеют окончательной редакции. Каждый исполнитель произведения создает, развивает, шлифует текст, выступает соавтором песни, сказания, принадлежащих народу.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

дисциплина _______________________________

тема ___________________________________________________________________

Студент (ка) _____ курса

заочного факультета

специальность

_____________________________

_____________________________

Ф.И.О.

_____________________________

Санкт-Петербург

______________________________________________________________

подпись фамилия четко

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

(линия отреза)

Студент (ка) _____ курса______________________________________________________________

(Ф.И.О.)

заочного факультета специальность____________________________________________________

дисциплина___________

тема________________

Регистр.№__________________ «_______»_______________________200______г.

дата поступления работы в Университет

ОЦЕНКА__________________________ «_________»________________________200_____г.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ____________________________/_____________________________________

подпись фамилия четко

1. Введение …………………………………………………………………………….………………. 3

2. Основная часть ……………………………………………………………………………………. 4

2.1 Жанры русского фольклора ……………………………………………………………...4

2.2 Место фольклора в русской литературе ……………………………………………6

3. Заключение……………………………………………………………………………………………..12

4. Список используемой литературы………………………………………………………….13

Введение

Фольклор – [англ. folklore] народное творчество, совокупность народных действий.

Взаимосвязь литературы с устным народным творчеством является актуальной проблемой современного литературоведения в контексте развития мировой культуры.

В последние десятилетия в отечественной литературе определилось целое направление творческого использования фольклора, которое представлено талантливыми прозаиками, раскрывающими проблемы действительности на уровне пересечения литературы и фольклора. Глубокое и органичное освоение разных форм устного народного творчества всегда было неотъемлемым свойством подлинного таланта

В 1970-2000-е годы многие русские писатели, работающие в самых разных литературных направлениях, обращаются к устному народному творчеству. Каковы причины данного литературного явления? Почему на рубеже веков писатели различных литературных направлений, стилей обращаются к фольклору? Необходимо учитывать, прежде всего, два главенствующих фактора: внутрилитературные закономерности и общественно-историческую ситуацию. Несомненно, свою роль играет традиция: к устному народному творчеству писатели обращались на протяжении всего времени развития литературы. Другой, не менее важной, причиной является рубеж веков, когда русское общество, подводя итоги очередного столетия, вновь пытается найти ответы на важные вопросы бытия, возвращаясь к национальным духовным и культурным истокам, а богатейшее фольклорное наследие - это поэтическая память и история народа.

Проблема роли фольклора в русской литературе на пороге XXI века закономерна потому, что она приобрела сейчас особенную философско-эстетическую ценность.

Фольклор - это архаический, надличностный, коллективный тип художественной памяти, ставшей колыбелью литературы.

Основная часть.

Жанры русского фольклора.

Русское народное поэтическое творчество прошло значительный путь исторического развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. Жанровый состав его богат и разнообразен. Жанры русского народного поэтического творчества предстанут перед нами в следующей схеме: I. Обрядовая поэзия: 1)календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы); 2)семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная); 3)заговоры. II. Необрядовая поэзия: 1) эпические прозаические жанры: * а) сказка, б) предание, в) легенда (и быличка как ее вид); 2) эпические стихотворные жанры: а) былины, б) исторические песни (прежде всего старшие), в) балладные песни; 3) лирические стихотворные жанры: а) песни социального содержания, б) любовные песни, в) семейные песни, г) малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.); 4) малые нелирические жанры: а) пословицы; о) поговорки; в) загадки; 5) драматические тексты и действа: а) ряженья, игры, хороводы; б) сцены и пьесы. В научной фольклористической литературе можно встретить постановку вопроса о смешанных или промежуточных родовых и жанровых явлениях: о лиро-эпических песнях, о сказках-легендах и т. п.

Однако надо сказать, что такого рода явления в русском фольклоре весьма редки. Кроме того, введение подобного типа произведений в классификацию жанров спорно потому, что смешанные или промежуточные жанры никогда не были устойчивы, ни в один период развития русского фольклора не были в нем основными и не определяли его общей картины и исторического движения. Развитие родов и жанров состоит не в их смешении, а в создании новых художественных форм и отмирании старых. Возникновение жанров, как и формирование всей их системы, обусловливается многими обстоятельствами. Во-первых, общественной потребностью в них, а следовательно, задачами познавательного, идейно-воспитательного и эстетического характера, которые ставила перед народным творчеством сама многообразная действительность. Во-вторых, своеобразием отражаемой действительности; например, былины возникли в связи с борьбой русского народа против кочевников-печенегов, половцев и монголо-татар. В третьих, уровнем развития художественной мысли народа и его исторического мышления; на ранних этапах не могли быть созданы сложные формы, движение шло, вероятно, от простых и малых форм к сложным и большим, например от пословицы, притчи (короткого рассказа) к сказке и преданию. В-четвертых, предшествующим художественным наследием и традициями, ранее сложившимися жанрами. В-пятых, влиянием литературы (письменности) и других видов искусства. Возникновение жанров -процесс закономерный; он определяется и внешними социально-историческими факторами, и внутренними законами развития фольклора.

Состав жанров фольклора и их связь между собой обусловливаются также единой для них задачей многостороннего воспроизведения действительности, причем функции жанров распределяются так, что каждый жанр имеет свою особую задачу - изображение одной из сторон жизни. Произведения одной группы жанров имеют своим предметом историю народа (былины, исторические песни, предания), другой - труд и быт народа (календарные обрядовые песни, трудовые песни), третьей - личные отношения (семейные и любовные песни), четвертой - моральные воззрения народа и его жизненный опыт (пословицы). Но все вместе взятые жанры широко охватывают быт, труд, историю, общественные и личные отношения людей. Жанры связаны между собой так же, как связаны между собой разные стороны и явления самой действительности, и поэтому образуют единую идейно-художественную систему. То обстоятельство, что жанры фольклора имеют общую идейную сущность и общую задачу многостороннего художественного воспроизведения жизни, вызывает и известную общность или сходство их тем, сюжетов и героев. Для фольклорных жанров характерна общность принципов народной эстетики - простота, краткость, экономность, сюжетность, поэтизация природы, определенность моральных оценок героев (положительных или отрицательных). Жанры устного народного творчества связаны между собой также общей системой художественных средств фольклора -своеобразием композиции (лейтмотив, единство темы, цепочная связь, заставка -картина природы, типы повторений, общие места), символикой, особыми типами эпитетов. Эта система, исторически развивающаяся, имеет ярко выраженное национальное своеобразие, обусловленное особенностями языка, быта, истории и культуры народа. Взаимоотношения жанров. В формировании, развитии и сосуществовании жанров фольклора происходит процесс сложного взаимодействия: взаимовлияние, взаимообогащение, приспособление друг к другу. Взаимодействие жанров имеет многообразные формы. Оно служит одной из причин значительных изменений в устном народном творчестве.

Место фольклора в русской литературе.

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

В фольклоре первоначальный текст произведения почти всегда не известен, так как не известен автор произведения. Текст передается из уст в уста и до наших дней доходит в том виде, в котором его записали писатели. Однако писатели пересказывают их по своему, чтобы произведения было легко читать и понимать. В настоящее время выпущено в свет очень много сборников, включающих в себя один или сразу несколько жанров русского фольклора. Это такие, например, как «Былины» Л. Н. Толстого, «Русское народное поэтическое творчество» Т. М. Акимовой, «Русский фольклор» под редакцией В. П. Аникина, «Русские обрядовые песни» Ю. Г. Круглова, «Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор» под редакцией К. Н. Феменкова, «О русском фольклоре» Э. В. Померанцевой, «Народные русские легенды» и «Народ–художник: миф, фольклор, литература» А. Н. Афанасьева, «Славянская мифология» Н. И. Костомарова, «Мифы и предания» К. А. Зурабова.

Во всех изданиях авторы выделяют несколько жанров фольклора – это гадания, заговоры, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, былички, пестушки, заклички, частушки и т. д. Ввиду того, что материал очень огромен, и за короткое время его изучить невозможно, я использую в работе лишь четыре книги, выданные мне в центральной библиотеке. Это «Русские обрядовые песни» Ю. Г. Круглова, «Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор» под редакцией К. Н. Феменкова, «Русское народное поэтическое творчество» Т. М. Акимовой.

Современные писатели часто используют фольклорные мотивы для того, чтобы придать повествованию бытийный характер, совместить индивидуальное и типовое.

Устная народная поэзия и книжная литература зарождались и развивались на основе национальных богатств языка, их тематика была связана с исторической и социальной жизнью русского народа, его бытом и трудом. В фольклоре и литературе создавались во многом сходные между собой поэтические и прозаические жанры, возникали и совершенствовались роды и виды поэтического искусства. Поэтому вполне естественны и закономерны творческие связи между фольклором и литературой, их постоянное идейно-художественное взаимовлияние.

Устное народное поэтическое творчество, возникнув в глубокой древности и достигнув совершенства ко времени введения на Руси письменности, стало для древнерусской литературы естественным преддверием, своеобразной «поэтической колыбелью». На основе богатейшей поэтической сокровищницы фольклора в значительной степени и возникла первоначально русская письменная литература. Именно фольклор, по мнению многих исследователей, вносил в произведения древнерусской литературы сильную идейную и художественную струю.

Фольклор и русская литература представляют собою две самостоятельные области русского национального искусства. В то же время история их творческих взаимоотношений должна была стать предметом самостоятельного изучения и фольклористики, и литературоведения. Однако такие целенаправленные исследования в русской науке появились не сразу. Им предшествовали длительные этапы автономного существования фольклора и литературы без должного научного осмысления процессов их творческого влияния друг на друга.

Творчество Толстого, обращённое к детям, обширно по объёму, полифонично по звучанию. Оно проявляет его художественные, философские, педагогические воззрения.

Всё написанное Толстым о детях и для детей знаменовало новую эпоху в развитии отечественной и во многом мировой литературы для детей. Ещё при жизни писателя его рассказы из «Азбуки» были переведены на многие языки народов России, получили распространение в Европе.

Тема детства в творчестве Толстого получила философски глубокое, психологическое значение. Писатель ввёл новые темы, новый пласт жизни, новых героев, обогатил нравственную проблематику произведений, обращённых к юным читателям. Огромная заслуга Толстого, писателя и педагога, в том, что учебную литературу (азбуку), традиционно носившую прикладной, функциональный характер, он поднял до уровня настоящего искусства.

Лев Толстой – это слава и гордость отечественной литературы. 2 Начало педагогической деятельности Толстого относится к 1849 году. Когда он открыл свою первую школу для крестьянских детей.

Проблемы образования и воспитания Толстой не оставлял вниманием до последних дней жизни. В 80-е и 90-е годы он занимался изданием литературы для народа, мечтал создать для крестьян энциклопедический словарь, серию учебников.

Постоянный интерес Л.Н. Толстого к русскому фольклору, к народной поэзии других народов (прежде всего кавказских) – факт общеизвестный. Он не только сам записывал и активно пропагандировал сказки, легенды, песни, пословицы, но и использовал их в своем художественном творчестве, в педагогической деятельности. Особенно плодотворными в этом плане были 70-е годы XIX века – время интенсивной работы над “Азбукой” (1872), “Новой азбукой” и дополняющими ее книгами для чтения (1875). Первоначально, в первом издании, «Азбука» представляла собой единый комплекс учебных книг. Толстой обобщил опыт преподавания в Яснополянской школе, переработал рассказы для детей, напечатанные в приложении к «Ясной Поляне». Прежде всего хотелось бы отметить серьезное, вдумчивое отношение Л.Н. Толстого к фольклорному материалу. Автор обеих “Азбук” строго ориентировался на первоисточники, избегал произвольных изменений и толкований и позволял себе некоторые коррективы лишь с целью адаптации сложных для восприятия фольклорных текстов. Толстой изучил опыт Ушинского, критично отзывался о языке учебных книг своего предшественника, слишком, с его точки зрения, условном, искусственном, не принимал описательности в рассказах для детей. Позиции обоих педагогов были близки в оценке роли устного народного творчества, опыта духовной культуры в освоении родного языка.

Пословицы, поговорки, загадки в “Азбуке” чередуются с короткими зарисовками, микросценками, маленькими рассказами из народной жизни 3 (“Пошла Катя по грибы”, “У Вари был чиж”, “Нашли дети ежа”, “Несла Жучка кость”). В них все близко крестьянскому ребенку. Прочитанная в книге, сценка наполняется особой значимостью, обостряет наблюдательность: “Клали скирды. Было жарко, было трудно, а все пели”. “Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню”. Персонажи маленьких рассказов Толстого, как правило, обобщенные - мать, дочь, сыновья, старик. В традициях народной педагогики и христианской морали Толстой проводит мысль: люби труд, уважай старших, твори добро. Иные бытовые зарисовки выполнены так мастерски, что обретают высокий обобщенный смысл, приближаются к притче. Вот, например:

“У бабки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку”.

Несколько строк простых двусложных слов. Вторая часть -- почти зеркальное отражение первой. А какая глубина? Мудрое течение жизни, ответственность поколений, передача традиций... Все заключено в двух предложениях. Здесь каждое слово будто взвешено, особым образом акцентировано. Классическими стали притчи о старике, сажавшем яблони, “Старый дед и внучек”, “Отец и сыновья”.

Дети – главные герои рассказов Толстого. Среди его персонажей малыши, простые, крестьянские ребята и барские дети. Толстой не акцентирует внимание на социальной разнице, хотя в каждом рассказе дети в своей среде. Деревенский малыш Филипок, в большой отцовской шапке, преодолевая страх, отбиваясь от чужих собак, идёт в школу. Не меньшей смелости стоит маленькому герою рассказа «Как я выучился ездить верхом» упросить взрослых взять его в манеж. А потом, не испугавшись падения, вновь сесть на Червончика.

«Я бедовый, я стразу всё понял. Я страсть какой ловкий», - говорит о себе Филипок, одолев по складам своё имя. Таких «бедовых и ловких» героев много в рассказах Толстого. Мальчик Вася самоотверженно защищает от охотничьих собак котёнка («Котёнок»). А восьмилетний Ваня, проявив завидную смекалку, спасает жизнь маленькому братишке, сестрёнке и старой бабушке. Сюжеты многих рассказов Толстого драматичны. Герой – ребёнок должен преодолеть себя, решиться на поступок. Характерна в этом плане напряжённая динамика рассказа «Прыжок». 4

Дети часто бывают непослушны, совершают неверные действия, но писатель не стремится дать им прямую оценку. Нравственный вывод читателю предстоит сделать самому. Примирительную улыбку может вызвать проступок Вани, тайком съевшего сливу («Косточка»). Беспечность Серёжи («Птичка») стоила жизни чижу. А в рассказе «Корова» герой в ситуации ещё более сложной: боязнь наказания за разбитый стакан привела к тяжёлым последствиям для большой крестьянской семьи – смерть кормилицы Бурёнушки.

Известный педагог Д.Д. Семёнов, современник Толстого, называл его рассказы « верхом совершенства, как в психологическом. Так и в художественном отношении... Что за выразительность и образность языка, что за сила, сжатость, простота вместе с тем изящество речи... В каждой мысли, в каждом рассказце есть и мораль... притом она не бросается в глаза, не надоедает детям, а скрыта в художественном образе, а потому так и просится в душу ребёнку и глубоко западает в ней» 5 .

Талант писателя определяется значимостью его литературных открытий. Бессмертно то, что не повторяет и неповторимо. Природа литературы не терпит вторичности.

Писатель создает свой образ реального мира, не удовлетворяясь чужим представлением о действительности. Чем больше этот образ отражает сущность, а не видимость явлений, чем глубже проникает писатель в первоосновы бытия, чем точнее выражена в его творчестве их имманентная конфликтность, являющаяся парадигмой подлинного литературного «конфликта», тем более долговечным оказывается произведение.

В число забытых произведений попадают вещи, которые редуцируют представление о мире и человеке. Это вовсе не значит, что произведение призвано отразить целостную картину действительности. Просто в «частной истине» произведения должна быть сопряженность с универсальным смыслом.

Вопрос о народности того или иного писателя не может быть разрешён до конца без анализа его связи с фольклором. Фольклор – безличное творчество, тесно связанное с архаическим миросозерцанием.

Заключение

Таким образом создание Толстым цикла «народных рассказов» 1880 - 1900-ых годов обусловлено в совокупности и внешними, и внутренними причинами: общественно-историческими факторами, закономерностями литературного процесса конца XIX - начала XX века, религиозными и эстетическими приоритетами позднего Толстого.

В условиях социально-политической нестабильности в России 1880 -1890-ых годов, тенденции радикального переустройства общества насильственными методами, сеющими рознь, разобщение людей, Толстой проводит в жизнь идею «деятельного христианства» - религиозно-философского учения о духовном просветлении на основе христианской аксиоматики, выработанного им в течение четверти века, и следование которому, по мнению писателя, должно неминуемо привести к духовному прогрессу общества.

Объективная реальность, будучи противоестественной, получает эстетическое осуждение писателем. С целью противопоставить действительности образ гармоничной реальности, Толстой разрабатывает теорию религиозного искусства, как наиболее соответствующую потребностям дня, и кардинально меняет характер собственного творческого метода. Избранный Толстым метод «духовной правды», синтезирующий реальное и идеальное как способ воплощения гармоничной реальности, наиболее ярко реализовался в цикле произведений с условным жанровым определением «народные рассказы».

В условиях возрастающего интереса современного литературоведения к христианской проблематике в отечественной классике перспективным представляется изучение «народных рассказов» в контексте духовной прозы конца XIX - начала XX века, позволяющее представить духовную литературу данного периода как целостное явление.

Список используемой литературы.

1. Акимова Т. М. , В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1983. – 208 с.

2. Горький М. Собр. соч., т. 27

3. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и их потомков (XI – XII вв.). – М.,1998. – С. 225.

5. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-товпоспец «рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989. – 320 с.

6 . Семёнов Д.Д. Избр. Пед. Соч. – М., 1953


Понятие фольклорного жанра. Совокупность принципов, позволяющая в данной ситуации построить высказывание определенного типа, называется фольклорным жанром (похожее см. у Б.Н Путилова). Единицами образования фольклорного жанра, если жанр – совокупность фольклорных произведений, являются законченные высказывания, как единицы речевого общения. В отличие от единиц речи(слова и предложения) высказывание имеет адресата, экспрессию и автора. От этих признаков зависят композиция и стиль высказывания.

Фольклорные тексты анализируются в аспектах:

-социальная ситуация, спровоцировавшая высказывание

-намерение говорящего

-базовые социальные характеристики говорящего

-идеалогические\ментальные установки

-цель которую преследует говорящий

-характеристика отношений между фактом сообщения и самим фактом

-ответная ракция

-языковые средства для создания высказывания (Адоньева С.Б. «Прагматика..»)

Жанр – совокупность произведений, объедиененных общностью поэтической системы, бытового назначения форм исполнения и музыкального строя. Пропп ограничиваемся- поэзией повествовательной и лирической. Драматическая поэзия, а также частушки, пословицы, поговорки, загадки и заговоры, возможно, составят предмет другой работы.

Повествоват поэзию пропп делит на

Прозаическую и

Стихотворную

Народная проза – одна из областей народного творчества

Выделяет след роды и виды

    сказка – ни исполнитель ни слушатель не верят в рассказываемое (Белинский) это очень важно так как в остальных случаях попытки передать реальность, а здесь нарочитый вымысел

Сказки волшебные

По определению Проппа они выделяются по совершенно четкой композиции, по своим структурным признакам, по своему, так сказать, синтаксису, кото­рый устанавливается научно совершенно точно о чем подробнее в Морфологии сказки и в билете о сказках.

Кумулятивные построены на многовкратном повторении всетрч, создания нагромождения, отсылорк. Обладают особой композицией стилем богатым красочным языком тяготеют к ритму и рифме

Для других видов сказок, кроме волшебных и кумуля­тивных, композиция не изучена, и определять и делить их по этому признаку пока нельзя. Вероятно, единством компози­ции они и не обладают. Если это так, то в основу дальней­шей систематизации приходится избрать какой-либо другой принцип. Таким принципом, имеющим научно-познаватель­ное значение, может быть определение по характеру дей­ствующих лиц.

Вспоминаем сразу прения в начале Морфологии сказки, где рассказ про афанасьева и его классификацию по которой никто не классифифирует но она есть. Из этого получаем 1 разряд

    сказки о животных

Сказки о неживой природе(всякие силы ветер волда)

Сказки о предметах(пузырь лапоть соломинка)

По типам животных(домашние дикие)

Сказки о растениях(война грибов)

2) сказки о людях(они же бытовые) действ мужики бабы и проч

Сюда по сути своей относим репку, которая является кумулятивной

Пропп делит их по типам пресонажей с точки зрениях их действий

О ловких и умных отгадчиках

Омудрых советчиках

Неверных\верных женах

Разбойниках

Злых и добрых … и тд

Такое же разделение по типам с.жетов, атк как тут сюжет определяется характером персонажа, что поеределяет его действия…

В фольклоре нет особого различия между бытовыми скзками о людях и анектодати(пропп)

3)небылицы – рассказы о нереальных в жизни событиях (напр Мюнгхаузен постороен именно на этом жанре)

4) докучные сказки – короткие прибаутки\потешки для детей, когда они требуют сказок

С точки зрения проппа сказка это еще не жанр, вот виды сказок которые мы выделили это жанры их можно делить на рубкрики. Жанр – лишь одно из звеньев классификации.

Лирическая эпическая и драматическая поэзия это роды эпика: эпич проза\эпич поэзия

Сказка это вид эпической прозы она распадается на вышеуказанные жанры они на типы а те на версии и варианты. Следовательно имеет след схему

Следующая область

2)рассказы в которые верят

Здесь мы имеем

А) этнологические о происхождении земли и всего что на ней есть(мифы о сотворении)

Б) про зверей они же почемучки: почему у слона длинный нос

В) былины - в большинсвте случаев это страшыне рассказы о леших, русалках и проч нечисити (о же бывали и проч проч)

Г) легенды – связанные с православием рассказы, с персонажами В,Н заветов так как легенда этимологически то что читали монахи за трапезой, то с историческими лицам это не сбюда. Кроме тогог спорен вопрос об отношении легенд к фольклору Соколов считал их легендарными сказками Аарне, Андреев и Афанасьев считали их отдельными и издавали в отдельн сборниках

Д) предания – вот сюда относятся историч лица и события

Е) сказЫ – устные мемуары отдельных людей которые передают события имевшие место и сохран факты

Стихотворная эпическая поэзия

Отличается неразрывной связью музыкальной составляющей с текстом, то есть не важен жанр – всегда будут петь. РИТМ. Сюжет,стих,напев – одно художеств целое. (вспомин описания у Лорда о том как сказитель учится петь былину) напевность выражает лирическое отношегие к изхображаемому. Хотя каждая былина в отдельности не обладает своим напевом (одним напевом могут исполняться разные былины и наоборот), стиль былинного музыкального испол­нения в известных границах целостен и неприменим к дру­гим видам эпического творчества.

Былина – один из видов песенной эпической поэззи. Сама былина не жанр как и сказка но в ее состав входят те самые жанры. Былины отличаются диким разнообразием сюжетов поэтому их труднее классифицировать чем сказки.

Былины по сюжетн группам,Ю по стилю и характеру повествоания делятся на

    былины героические

-«классические»(сюжет – подвиги нац русских героев, в качестве пролога то как герой получил силу) например когда после ильи и святогора начнается сражения ильи с идолищем. Или когда после исцеления ильи он едет в киев побеждая по дороге соловья разбойника

Воинские(в каом либо идее повествуют о сражении с группой врагов, полчищ татар например. ДОПОЛНИТЬ СЮЖЕТОМ!!! Можно отследить историю и эволюцию ‘b[ былин считает пропп)

Единоборство (муромец и турецкйи хан, алеша в бою с тарариным)

Когда 2 героя встреачются в поле не узнабт друг друга и бьются (ПРИМЕР!!)

Былины о сражении с чудовищем(можно ли отнести сюда ИДОЛИЩЕ?? Или соловья?) они более древние и из них выраслиите что о сражениях

Былины о бунте героя(один из признаков – действия в интересах государства)

Это былины о бунте Ильи против Владимира, об Илье и голях кабацких, о Буяне-богатыре, о Василии Буслаевиче и новгородцах и о смерти Василия Буслаевича.Один из признаков героических былин состоит в том, что герой в них действует в интересах государства. С этой точки зрения к героическим былинам несомненно относится были­на о Дунае и его поездке за женой для Владимира.

Что правильнее: считать, что каждая из этих групп состав­ляет особый жанр, или же полагать, что, несмотря на разли­чие сюжетов, героические былины составляют один из жан­ров былинного творчества? Последнее положение более пра­вильно, ибо жанр определяется не столько сюжетами, сколь­ко единством поэтики - стиля и идейной направленности, а это единство здесь налицо.

    Былины сказочного характера

Антагонистом героя в этих случаях является женщина. В отличие от сказок, в которых женщина чаще всего-беспомощное существо, которое он спасает, напри­мер, от змея и на которой он женится, или мудрая жена или помощница героя, женщины былин чаще всего существа коварные и демонические; они воплощают некое зло, и ге­рой их уничтожает. К таким былинам относятся «Потык», «Лука Данилович», «Иван Годинович», «Добрыня и Марин­ка», «Глеб Володьевич», «Соломон и Василий Окулович» и некоторые другие. Это именно былины, а не сказки. Сказоч­ный характер им придает наличие колдовских чар, оборот-ничество, различные чудеса; эти сюжеты специфичны для былин и не соответствуют поэтике сюжетов сказки. Наряду с этим в былинном эпосе обращаются и сказки, распеваемые былинным стихом. Такие произведения не относятся к бы­линному творчеству. Их сюжеты фигурируют в указателях сказок («Нерассказанный сон», «Ставр Годинович», «Ванька

Удовкин сын», «Подсолнечное царство» и Др.). Такие сказки должны изучаться как при исследовании сказочного, так и при исследовании былинного творчества, но относить их к жанру былин только на основании использования былинного стиха нельзя. Такие былины обычно не имеют вариантов. Особый случай представляет собой былина о Садко, в кото­рой нет антагониста героя типа коварных женщин других былин. Тем не менее принадлежность ее к сказочным были­нам совершенно очевидна.

Можно ли считать, что былины сказочного характера со­ставляют один жанр с былинами героическими? Нам кажет­ся, что нельзя. Хотя вопрос еще должен изучаться специаль­но, все же довольно очевидно, что, например, былина о Добрыне и Маринке есть явление совершенно иного харак­тера, чем былина о набеге литовцев, и что они принадлежат к разным жанрам, несмотря на общность былинного стиха.

    Новеллистические былины некоторое количество реалистически окрашенных повествований, сюжеты которых отличаются от рассмотренных выше, отли больш разнообразием

–сватовство с препятствиями

С одной стороны, стиль новеллы и стиль монументальной, героической или сказочной былины несовместимы. С другой же стороны, в составе былин есть некоторое количество реа­листически окрашенных повествований, сюжеты которых имеют существенно иной характер, чем рассмотренные вы­ше. УСЛОВНО такие былины можно назвать новеллистически­ми. Число их невелико, но они отличаются большим разно­образием. В некоторых из них рассказывается о сватовстве, которое, после преодоления некоторых препятствий, оканчи­вается благополучно («Соловей Будимирович», «Хотен Слу-дович», «Алеша и сестра Петровичей»). Промежуточное по­ложение между былинами сказочными и новеллистическими занимает былина об отъезде Добрыни и неудачной женитьбе Алеши. Былина об Алеше и сестре Петровичей занимает промежуточное положение между жанром былины и жан­ром баллады. То же можно сказать о «Козарине». Балладный характер носит также былина о Даниле Ловчанине, о чем мы скажем ниже, при изучении баллад. Другие сюжеты, которые обычно относятся к былинам, мы бы отнесли к бал­ладам («Чурило и неверная жена Бермяты»).

Сюжеты новеллистических былин можно распределить по группам, но здесь мы этого делать не будем. Женщина в этих былинах играет большую роль, но есть новеллистиче­ские былины и иного характера, как, например, былина о состязании Дюка с Чурилой или о посещении Владимиром отца Чурилы.

    песни о святых и их деяниях(об алексее человеке божием.)

выражаю.т некотопеы религиозные представления народа, однако мировоззрение в них выраженное часто не совпадает с догматом церкви, имеет юитсорически еподробности и обладают особыми красотами.

В противоположность им существуют скоморошины

    песни о веселых происшествиях(или о не веселых но трактуремых юмористически) есть множество типов

    –пародии

    –небылицы

    –с острой социальной сатирой

Не всегда носят повествоват характер иногда в предмете смешная сутиауция не получантся особого развития. Общность жанров=прежде всего общность стиля.

Значительно отличаются от западноевропейский, сфера – мир человеческих страстей, трактуемый трагически

    любовные(семейное содержание)

Страдалица-женщина в голавной роли. Средневековая русская действительность. Действ лица в основном принадлежат к средним или высшим сословия, изображаются глазами крестьян. Тяготеют к изображению страшных событий, убийство невинной женщины частая развязка и убийца часто член сеьми. Князь роман, федор и марфа, оклеветанная жена.

Длительная отлучка одного из членов семьи при неожиданной случайной встрчи они не узнают друг жруга и трагические события (брат разбойник и ссетсра) песня записанная пушкиным?

2) баллады исторические

В них могут дейтсовать реальные исторические герои например татары, но они нападают не войском а похщают женщину. Концентрация вниманя вокруг личной истории, характреный признак наличие некоторой интриги любовного или семейого содержания

Былины менее сфокусированы на личности нежели баллады однако есть много преходных случаев(ПРИМЕРЫ!!)

Между балладой и другими жанрами не всегда можно провести точную гра­ницу. В данном случае можно говорить о былине балладного характера или о балладе былинного склада. Таких переход­ных или смежных случаев между балладой и былиной, бал­ладой и исторической песней или балладой и песней лири­ческой можно найти некоторое, хотя и не очень большое ко­личество. Проводить же искусственные грани нецелесообраз­но. Былина и баллада могут быть различаемы и со стороны музыкальной. Былина обладает определенным размером и напевами полуречитативного характера. Стихотворные раз­меры баллады очень разнообразны, так же как и наивны. С музыкальной точки зрения баллады как фольклорно-музыкального жанра не существует.

Все изложенное показывает, что баллады обладают на­столько специфическим характером, что можно говорить о них как о жанре. Тех резких отличий, какие имеются в ре­пертуаре былин или сказок, здесь нет. Разница между балла­дами семейными, о неузнанных встречах и так называемыми историческими балладами есть разница типов, а не жанров.

Исторические песни

Весьма сложен вопрос о жанровом характере историче­ских песен. Самое название «исторические песни» указы­вает, что песни эти определяются со стороны содержания и что предметом исторических песен являются исторические лица или события, имевшие место в русской истории или по крайней мере обладающие историческим характером. Между тем как только мы приступим к рассмотрению того, что на­зывают исторической песней, так сразу же обнаруживаем чрезвычайное разнообразие и пестроту поэтических форм.

Разнообразие это настолько велико, что исторические песни никак не составляют жанра, если жанр определять по приз­наку некоторого единства поэтики. Здесь получается то же, что и со сказкой и былиной, которую мы также не могли признать жанром. Правда, исследователь имеет право огово­рить свою терминологию и условно называть исторические песни жанром. Но познавательного значения такая термино­логия не имела бы, и потому прав был Б. Н. Путилов, когда свою книгу, посвященную историческим песням, он назвал «Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков» (М.-Л., 1960). Тем не менее историческая песня существу­ет если не как жанр, то как сумма нескольких различных жанров разных эпох и разных форм, объединяемых историч­ностью своего содержания. Полное и точное определение всех жанров исторической песни не может входить и нашу задачу. Но даже при поверхностном взгляде, без специально­го и углубленного изучения, можно установить хотя бы неко­торые виды исторических песен. Характер исторических песен зависит от двух факторов: от эпохи, в которую они создаются, и от среды, которая их создает. Это дает возмож­ность хотя бы наметить основные категории исторических песен.

    Песни скоморошного склада

Открывают список ситорических песн потому что перва я историческая песня была выявлена именно в этом жанре. О щелкане дудентьевиче, относится к 14 веку самая ранняя, составленнеы позднее песни были другого характера

    составленные в 16 веке песни о Грозного – страшные

Песни созданные в московской городской среде-пушкарей(артиллеристов вольных) псени создавались средствами былины и снарод называл их старинами (гнев грозного на сына, взятие казани) в дальнейшем развитии утратили связь с былиной

3) песни о внутренних событиях к 16-началу 18 века

Так же созданы в москве простым людом, Это песни определенной среды и определенной эпохи., пр разнообразии поэтики имеют единсвто эпики(о земском соборе об осаде осоловецкого монастыря)

    петерубргские песни

С перенесением столицы в Петербург этот тип городских песен о внутренних событиях русской истории перестает быть продуктивным. В Петербурге создаются отдельные пес­ни о восстании декабристов, об Аракчееве и некоторые дру­гие, но жанр этот в XIX веке находился на ущербе. Песни этой группы созданы городской средой, откуда они позднее проникают в крестьянство.

    Песни казачества 16-17 в

Хоровое исполнение протяжность лирические песни о вольнице., о крестьянских войнах. Здесь песни о пугачеве более реальны чем песни о разине так как петербургские псени были под влиянием солдатских

    Воинские солдасткие песни 18-20

С появлением регушлярной армии созданы солдатами доминирующий вид есни от полтавского боя до 2 мировой

Лирические песни

    Формы бытования и использования

Хороводные игровые плясовые

Исполняемеы без движений

2)бытовое применение

Трудовые посиделочные святочные свадебные и тд

В них поется о любви, семье разлуке – человеческой жизни

    Псени выражают извсетное отношение к миру

Сатирические укоряющие

Величальные сетующие

3) по исполнению

Протяжные ачстые промежуточные полупротяжные

4)Песни по социальным группам

Рабочих, крестьян, бурлаков, солдат

Жеснк мужск молод стары и проч половозр

Для разделения на жанры отталкиваемся от след позиций

    Единство формы и содержания. Предполагается что первое все таки содержание так как оно создает форму

    Так как создаетли- представители различных социальн групп, то и песни у них разные

Социальная группа батраков создаст песню определенного содержания и соотвественно этому песня примет определенную форму

    Песни крестьян оторвавшихся от земли

    Песни рабочих

Деление песен по социальной принадлежности

    Песни крестьян ведущих земледельческий труд

Делятся на

    Обрядовые

Ф) земледельческие

Делятся по праздникам на которых они исполнялись

Например святки=колятки, новогод = подблюдные для тгаждания

Песни для каждого праздинка = отдельный жанр

И) семейные

Пропп рассматривает причитания, они бывают

+) похоронные

Для каждого момента обряда разные для разного исполнителя

+_) свадебные

Иные причтания, исполняемые невестой либо плакальщицей, так же приговоры дружки и величальнеы родителям это оснвеы жанры свадебн песен

    Необрядовые

Здесь пропп снова сосредоточился на причитаних, они названы

А) Рекрутские, а так же связанные с какими то бедсвиями в жизни, сюда же остальные песни не рассмотренные проппом

По форме исполнения песни можно разделить на те которые исполяются с телодвижениями и те кторые исполняются без

А) Хороводные, игровые, плясовые

Хороводные, игровые и плясовые песни обладают особым стилем. Обычно они имеют куплетное строение (чего нет в песнях голосовых). Такие песни обладают особыми законами композиции. Так, например, последние строки каждого куп­лета могут повторяться с изменением одного-двух слов.

    Хороводные песни распределяются по тем фигурам которые составляет хоровод(Балакирев отличает хороводные песни «круговые», когда хоровод движется по кругу, и «ходовые», когда Поющие стоят или ходят друг за другом.)

    Игровые песни обычно связаны с игрой но могут исполняться и в одиночку как напоминаение о прошлых играх, отличаются по месту исполнения позволябют орепрелить в чем состояла игра.

Игры и игровые песни отличаются также по тому, исполняются ли они на открытом воздухе или в избе. Игры зимой в избе и летом в поле или на улице бывают разные. Игровые песни тесно свя­заны с играми, и очень часто из текста песни можно устано­вить, в чем игра состояла. Игровую песню можно узнать не­зависимо от того, обозначена ли она собирателем как тако­вая или нет. Границы между хороводными и игровыми пес­нями не всегда можно установить точно, так как самое веде­ние хоровода есть род игры

    В плясовых песнях содержание песни менее тесно связано собственно с пляской, чем содер­жание игровых с игрой. Любая частая песня может быть использована как плясовая, под любую частую песню можно плясать. Однако не под всякую частую песню непременно пляшут. Если игровую песню можно узнать независимо от того, обозначена ли она как таковая или нет, то плясовую по тексту узнать нельзя. Из этого следует, что плясовые песни собственно не представляют жанра. Тем не менее использо­вание песни для пляски - важный признак целого ряда частых песен.

Исполнются и хором и одиночно, просто сидя или при работе

    Ярко выраженные протяжные

Элегические, лирическеи, выражающие глубокие чувства поющих обычно грустыне

    Частые песни

Имеют веселый шуточный характер чаще выражают коллективные чувства

Для 1,2 темп песни=характеру песни, для 3 он не имеет значения

    Полупротяжные

Для поеределиня жанра песни важно

Указание на шуточный характер, так как это черта частых

Внимание к теме содержданию песни

В сост необрядовых песен входят разные жанры, однако сами они жанра не составляют

Песни крестьян оторванных от земли

Песни дворовых составляют не­сомненный, притом очень специфический жанр. С одной стороны, в них отражен весь ужас, все унижение крестьяни­на, всецело зависящего от произвола барина и подвер­гающегося жестокой порке за малейшие провинности. С другой стороны, в них есть элементы какого-то фривольного или развязного тона, который совершенно чужд песням кре­стьянским и который свидетельствует о развращении кре­стьянской психики под влиянием «цивилизованной» барской среды.

Лакейские городские песни мы с талкиваемся с песнями с социальной направленностью

Трудовые псни созданные для аккомпанирования труду например бурлатские когда песня заменяет команду и подобн

Удалые песни – посвящены разбойникам вырвавшимся на волю и ставшими рубин гудами(но песни о траг судьбе к протяжным)

Солдасткие песни – о тяготах службы и отваге для отечества и тп

Очень важно смотреть кто исполняет песню если девушка то это скорее какая то протяжная или любовная, а аесли парень значит удаляя и тд

Тюремные песни – 2х видов: страдающие и просящиеся на волю, и матерые зеки бравирующие прошлым

Фольклор городской мещанской среды – жанр жестокого романса о трагическом завершении несчастной любви

Песни рабочих – традиции идут от литературы хотя образы и обращения присутсвуют крестьянские и плачи тоже, но тема – горькая жизнь и состав слов и образов – иной. Ранняя рабочая поэзия – 4ст хорей = частушка. Переделывают в песни подходящие по смыслу литературные произведения стихи поэтов. Рабочие песни объядиняют фольклор и литературу, среди них выделяются 3 разряда

    Песни созданные самими рабочими

    Сатирические псени связанные с классовым сознанием

    Песни-гимны, похоронные марши их исполняли коллективно

Таким образом, в составе рабочей поэзии можно наметить несколько групп, имеющих характер жанров: это протяжные песни фольклорного типа, лиро-эпические стихотворные пес­ни с нарастающим революционным содержанием, сатириче­ские произведения, также с нарастающим революционным сознанием, и гимническая поэзия, уже выходящая за грани фольклора.

Детский песенный фольклор

    Взрослые поют для детей

Колыбельные(ровный напев, слова отовсюду)

Игровые напевы, небылицы

Потешки для маленьких

    Дети поют сами

Игровые песни, не понятные без игр + условно считалки

Песни дразнилки, насмешки

Песни детей об окружающей жизни(особая нестройнойсть, иногда набор слов)

От этих признаков зависят композиция и стиль высказывания.

    Специфика фольклора: коллективное и индивидуальное начала, устойчивость и вариативность, понятие традиционности, способ бытования .

По Якобсону и Богатыреву фольклор больше тяготеет к языку, чем к речи из теории Соссюра. Речь использует язык, и каждый говорящий делает индивидуально. Так и в фольклоре некий набор традиций, корпус устоев, верований, творчества используется исполнителями произведений и создателями. В качестве канвы выступает традиция, на ее базе создается произведение, оно проходит коллективную цензуру и через какое то время превращается в традицию для последующих произведений. существование фольклорного произведения предполагает усваивающую и санкционирующую его группу. В фольклоре интерпретация – источник произведения.

Коллективное и индивидуальное начала. В фольклоре мы сталкиваемся с феноменом коллективного творчества. коллективное творчество не дано нам ни в каком наглядном опыте, и поэтому нужно предполагать существование некоего индивидуального творца, инициатора. Типичный младограмматик как в языкознании, так и в фольклористике, Всеволод Миллер считал коллективное творчество масс фикцией, потому что, полагал он, человеческий опыт никогда не наблюдал такого творчества. Здесь, несомненно, получает свое выражение влияние нашего ежедневного окружения. Не устное творчество, а письменная литература является для нас привычной и наиболее известной формой творчества, и, таким образом, привычные представления эгоцентрически проецируются в сферу фольклора. Так, моментом рождения литературного произведения считается момент его закрепления на бумаге автором, и по аналогии момент, когда устное произведение впервые объективируется, то есть исполняется автором, интерпретируется как момент его рождения, тогда как в действительности произведение становится фольклорным фактом только с момента его принятия коллективом.

Сторонники тезиса об индивидуальном характере фольклорного творчества склонны подставлять аноним взамен коллектива. Так, например, в одном известном руководстве по русскому устному творчеству говорится следующее: «Таким образом, ясно, что и в обрядовой песне, если мы не знаем, кто был создателем обряда, кто был создателем первой песни, то это не противоречит индивидуальному творчеству, а только говорит за то, что обряд так древен, что мы не можем указать ни автора, ни условий возникновения старейшей, теснейшим образом связанной с обрядом песни, и что создался он в среде, где личность автора не представляла интереса, почему память о ней и не сохранилась. Таким образом, идея «коллективного» творчества здесь ни при чем» (102, стр. 163). Тут не принято во внимание, что обряда без санкции коллектива быть не может, что это contradictio in adjecto и что, даже если в истоке того или другого обряда лежало индивидуальное проявление, путь от него к обряду так же далек, как путь от индивидуального уклона в речи до изменения в языке.

В фольклоре соотношение между художественным произведением, с одной стороны, и его объективацией, то есть! так называемыми.вариантами этого произведения при исполнении его разными людьми, с другой стороны, совершенно аналогично соотношению между langue и parole. Подобно langue, фольклорное произведение внелично и существует только потенциально, это только комплекс известных норм и импульсов, канва актуальной традиции, которую исполнители расцвечивают узорами индивидуального творчества, подобно тому как поступают производители parole по отношению к langue 2. Насколько эти индивидуальные новообразования в языке (соответственно в фольклоре) отвечают требованиям коллектива и предвосхищают закономерную эволюцию langue (соответственно фольклора), настолько они социализируются и становятся фактами langue (соответственно элементами фольклорного произведения).

Роль исполнителя фольклорного произведения никоим образом не должна отождествляться ни с ролью читателя или чтеца литературного произведения, ни с ролью автора. С точки зрения исполнителя фольклорного произведения эти произведения являются фактом langue, то есть внеличным, существующим независимо от исполнителя, хотя и допускающим деформацию и введение нового творческого и злободневного материала фактом.

Индивидуальное начало возможно в фольклоре только в теории, то есть если Ч заговаривает грыжу лучше чем Ш, только после принятия коллективом знающих метода Ч ее вариант заговора станет фольклорным произведением, а не просто местной особенностью известного заговора (?)

Устойчивость и вариативность

Фольклорный текст как текст устный разделяет некоторые особенности обыденной устной речи, хотя в гораздо большей степени урегулирован. Как и в обыденной речи, в фольклоре имеет место деление на небольшие структурные звенья (в песнях эти звенья могут совпадать со строкой), подлежащие сцеплению определенными синтаксическими средствами, гораздо менее строгими, чем в письменной речи. Но при этом фольклорные тексты являются традиционными и заново воспроизводимыми в акте исполнения. Этот акт в той или ной мере ритуализован, включает тесную взаимосвязь певца с аудиторией (своим определенным и постоянным социумом, причастным к знанию традиции и ритуальных ограничений) и, что особенно важно, является большей частью не рецитацией наизусть, а более или менее творческим воспроизведением сюжетных, жанровых и стилистических моделей. Подчеркнем еще раз: всякого рода повторы и словесные формулы в качестве важнейших кирпичиков помогают хранению текста в памяти певца между актами его воспроизведения перед аудиторией. Певцы и сказители способны запоминать тысячи и тысячи строк наизусть, однако механизм творческой трансмиссии далеко не сводится просто к произнесению заученного.

Как уже говорилось, наибольшая степень заученности, строгости в воспроизведении имеет место в отношении обрядовых песен, прежде всего - заговоров (в силу сакральности магического слова), а также пословиц и хоровых песен (само хоровое начало восходит к обряду, на чем особенно настаивал А.Н.Веселовский), хотя и в этих пределах имеется некоторый минимум варьирования. Разумеется, вариативность минимальна в сакральной поэзии (устной, но профессиональной) типа ведийской в Индии или древнеирландской поэзии филидов (а ранее друидов) и т.п. В песнях и сказках, уже идейно не связанных с обрядом, масштаб варьирования гораздо больший, даже при повторении исполнения тем же певцом или сказителем.

В принципе, варьирование - исконная черта фольклора, и поиск единого прототипа первоначального текста, как правило, является научной утопией.

В целом же архаический фольклор, почти полностью остающийся в обрядовых рамках, варьируется в гораздо меньшей степени, чем "классический" фольклор, существующий рядом с литературой.

В зависимости от аудитории и других обстоятельств певец-сказитель может сократить свой текст или расширить его за счет параллелизмов, дополнительных эпизодов и т.д. Всякого рода повторяемость, составляющая стихию фольклора и стихию архаической словес ости с ее гегемонией ритуального начала, является главным и мощнейшим средством структурирования архаических и фольклорных произведений и важнейшей чертой архаического и фольклорного стиля. Возникнув на почве ритуальности и устности, повторения форм, фразеологических оборотов, фонических и синтаксических элементов воспринимаются в то же время как украшающий прием. Постоянные эпитеты, сравнения, контрастные сопоставления, метафоры, игра синонимами, анафорические и эпифорические повторы, внутренние рифмы, аллитерации и ассонансы все более начинают ощущаться как украшения.

Как уже отмечено, фольклор продолжает функционировать и после появления книжной словесности, но этот традиционный, или "классический" фольклор в некоторых отношениях отличен от фольклора строго архаического, как бы первобытного. Если такой "первобытный" фольклор имеет своей основой древнейшую мифологию и религиозную систему шаманского типа, если он как бы погружен в атмосферу первобытного синкретизма с его гегемонией обрядовых форм, то фольклор традиционный развивается в условиях распада родовых отношений и смены племенных союзов раннегосударственными объединениями, в условиях перехода от рода к семье, зарождения государственного самосознания (что было решающим для создания классических форм эпоса), развития более сложны религиозно-мифологических систем, вплоть до "мировых религий" и зачатков исторических или, по крайней мере, квази-исторических представлений, что приводит к частичной деритуализации и десакрализации древнейшего сюжетного фонда. Весьма фундаментальным фактором различия между более ранними и более поздними формами фольклора является сам факт существования книжной словесности и ее влияния на устную традицию.

Развитый фольклор испытывает многоплановое влияние литературы там, где авторитетность и вес письменного слова неизмеримо выше и в религиозно-магическом, и в эстетическом плане. Иногда устное слово рядится под книжное, воспроизводя нормы письменного языка, особенно часто в торжественной ритмизованной речи. С другой стороны, происходит фольклоризация книжных источников, что часто ведет к их архаизации. Наряду с собственно книжным влиянием необходимо учитывать и влияние более развитого фольклора (часто уже испытавшего влияние книжности) на творчество соседних народов, стоящих на более архаической ступени культурного развития (например, влияние русского фольклора на устные литературы некоторых других народов СССР).

(Мелтинский, Новик и прочие.. статус слова и понятие жанра)

Из того что каждое исполнение источник произвденеи ядля след исполнителя(якобсон) вырастает вариативность фолкьлорного произведения как такового. Однако все они в совокупности опираются на устойчивую традицию = launge. Вариативность наблюдается внутри жанров, ….

Способ бытования – устный. Обрядовый, необрядовый. Традиционность – установка на традицию, выход из традиции тесная взаимосвязь. СЛИШКОМ ОБЩИЙ ВОПРОС!!!