Литература выпрямляет душу. Литература — песнь души

Была предложена выпускникам - 2017 года, ее актуальность очевидна. Автор работы предложила свое видение темы, использовала интересный иллюстративный материал, который можно применить в других эссе на тему о роли литературы.

Литература выпрямляет душу?

Известный английский писатель Уильям Теккерей сказал: «Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце». Возможно, вы спросите, почему литература пробуждает в человеке всё самое лучшее, заставляет нас иначе смотреть на мир и людей вокруг? Почему с прочтением каждой новой книги вы начинаете сильнее чувствовать свою принадлежность к этому миру и свою роль в нем? Литература, как и любой другой вид искусства, хранит на своих страницах целую жизнь, ибо каждая книга есть жизнь, рассказанная автором. «Книга – такое же явление жизни, как человек, она – тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком», – писал Максим Горький. Но важно понимать одно: литература не меняет мир вокруг нас. Она меняет мир внутри нас, а точнее, указывает на те стороны нашего внутреннего мира, которые до сих пор казались нам несуществующими, невозможными и, быть может, абсурдными. Ведь зачастую живем на свете, стараясь не замечать всех «нехорошестей» как в людях, так и в нас самих. Но, открывая книгу, знакомясь с её героями такими, какими их создал автор, мы уже больше не можем отрицать того, что люди вокруг, как и мы сами, есть сумма «нехорошестей» и «хорошестей», которые, соединяясь друг с другом, могут делать наш мир по-настоящему прекрасным.

«Выпрямление души» не есть процесс формирования идеального человека, «выпрямление души» – процесс понимания, а что еще важнее, принятия этого мира таким, какой он есть.

Вспомним Татьяну из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», которая не раз представала перед читателем погрузившейся в чтение романов, в которых хотела находить и находила, себя и свои мечты.

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты, - писал А.С. Пушкин, который создал Татьяну такой, какой знаем ее мы. Она – воплощение «русской души», «милый идеал», мудрая, часто задумчивая, чувственная, любящая природу, мечтательная и доверчивая, излучающая красоту не внешнюю, но ту, которая начинается в душе, понимающая границы добра и зла. Какую роль в формировании образа такой Татьяны сыграла литература? Думается, роль, значение которой невозможно измерить или осознать. Поэт не зря говорит о ее увлеченности английской романтической литературой: «Британской музы небылицы тревожат сон отроковицы». Перечисляет новейшие произведения английских авторов, книги которых читали образованные девушки той эпохи. Обращает на себя внимание, какое впечатление производит на Татьяну чтение романов: «Ей рано нравились романы; они ей заменяли все; она влюбляется в обманы и Ричардсона и Руссо». Запоминается посещение Татьяной «молчаливого кабинета» Онегина после его отъезда. В нем она находит книги, «в которых отразился век и современный человек». Татьяне захотелось сесть к столу «с померкшею лампадой и грудой книг», полистать страницы, хранившие «отметку резкую ногтей…» Поэтому просит позволения посещать барский дом, «чтоб книжки здесь одной читать». И героине открывается «мир иной»… Последние дни жизни Пушкин провел в своем кабинете, в окружении стеллажей с книгами. Современники запомнили его последние слова, обращенные к книгам: «Прощайте, друзья!» Эти вечные спутники его жизни превратили кучерявого мальчика-егозу по прозвищу Француз, каким знали его лицеисты, в одного из образованнейших людей своего времени, оставившим потомкам в своем поэтическом и прозаическом наследии ответы на многие вопросы бытия. Иван Пущин, одноклассник поэта, самый задушевный его друг, свидетельствовал: «Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхивали, все, что читал, помнил…»

У каждого человека всегда есть масса вопросов, на которые порой никто не в силах ответить. Взяв книгу в руки, зачастую находим многие ответы на свои вопросы. Жизнь состоит из бесконечных «почему», но все эти «почему» однажды превращаются в прекрасное «потому». И ответы на эти вопросы на самом деле скрыты в нас самих, а литература лишь помогает нам яснее видеть то, что находится в наших душевных глубинах.

Так, роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» стал самым верным другом и советчиком героя романа Уилки Коллинза «Лунный камень». Обычный дворецкий Габриэль вновь и вновь перечитывал «Робинзона Крузо», каждый раз открывая для себя что-то новое, находя в этом романе ответы на все жизненные вопросы. А ведь у каждого из нас, как и у того самого дворецкого из романа Уилки Коллинза, должна быть такая книга, к которой вы всегда сможете обращаться, находясь на пороге принятия сложного решения или потеряв себя и своё место в этом мире.

Мир вокруг нас есть замечательнейшее место, но все мы смотрим на него через призму собственного мировоззрения и мировосприятия, зачастую не осознавая того, что наше видение мира может быть ошибочным в силу нежелания принимать его целиком, с теми самыми «нехорошестями» и «хорошестями» в сумме. Литература заставляет нас всегда смотреть в самое начало всего, заставляет нас пытаться понимать людей, оценивая не то, какими они являются здесь и сейчас, но то, какой путь они прошли, чтобы стать теми, кто они есть. Литература помогает нам ценить мир, в котором мы живем, ведь даже самая обычная улица, по которой вы идете сейчас, может помнить следы величайших личностей, когда-либо живших на земле. Литература учит нас ценить эмоции и чувства, за которыми скрыто гораздо больше, чем мы можем увидеть. Но самое главное, что даёт нам литература, – возможность открыть себе самого себя, понять то, каким человеком вы являетесь вопреки всем образам, которым мы сами хотим соответствовать, и, наконец, принять себя настоящего. Поэтому, если вы когда-нибудь зададитесь вопросом: выпрямляет ли литература душу? - смело отвечайте «да», осознавая определяющую роль книг в жизни.

Э.Ягмурова, студентка факультета международных отношений МГИМО при МИД РФ

Материал для подготовки к эссе по другим темам .

V городской конкурс профессионального мастерства

«За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» имени Чугуновой В.П.

Сочинение-эссе

на тему «Литература в моей жизни»

Фадеева Елена Марковна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

г. Набережные Челны, 2015

Роберт Бёрнс

Слова, слова, слова… Вся литература – это слова. О чем они? У каждого писателя или поэта – о разном и об одном. О мире, построенном на законах добра и красоты. К кому обращены эти слова? Всем вместе и каждому лично.

Писать о литературе? Это сложно. Писать о месте и роли литературы в моей жизни? Это ответственно. Но я попробую.

В последнее время много пишут и говорят о бездуховности, об утере лучших традиций отечественной культуры. Не секрет, что будущее нашего общества, его интеллектуальный потенциал будут определять те, кто сегодня молод. Очень много в жизни человека зависит от него самого. И как бы ни проявляли себя порой страшные человеческие свойства, мы их, к сожалению, не искореним. Самое возможное – помочь человеку понять свой внутренний мир, свой уникальный настрой чувств и научиться управлять им. Писатель может дать направление всей жизни или сбить с толку. Очень хотелось бы, чтобы ответы на вопросы об успехе в жизни, о чести и достоинстве, о любви мы получали из нашей великой литературы. Не случайно Максим Горький образно называл литературу «человекознанием».

Литература воспринимается не только сердцем, но и умом. Она способна творить чудеса.

У французского писателя Ромена Гари есть такой эпизод, где героиня восклицает: "Мадам! Ваш сын плохо поступил со мной. Он заставил меня прочитать Тургенева, Чехова и Достоевского. Как мне теперь жить?!" Вот оно, чудо! Литература заставила думать!!! Причем над такими вещами, которые раньше не замечали или проходили мимо... Кто-то сказал, что сотни умных людей не смогут так перевернуть душу, как одна нежная и умная книга.

Литература – это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падений духа, самоотверженности и мужества, поражений и побед. Раскрывая книгу, мы всматриваемся в жизнь в поисках собственного героя, ответов на свои вопросы, поневоле примеряя чужую судьбу и чужие поступки к личным чертам характера, жалея, колеблясь, горюя, смеясь, плача, сочувствуя и принимая участие в судьбах вымышленных героев. Мы верим, что мир литературы стал нашим миром, а такое единение бесследно для человека не проходит.

Литература несёт духовное и эстетическое наслаждение.

Все мы родом из детства. Помните? «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «Жили-были…» У каждого из нас первое знакомство с миром литературы происходит в детстве. Так было и со мной. Очарование и наслаждение – вот что я испытала после знакомства с волшебной страной Литература. Я могла без конца перебирать и разглядывать книжки С.Маршака, Е.Чарушина, С.Михалкова, Г.Х.Андерсена и быстро поняла, что с книгой можно разговаривать, что она даст добрый совет, станет живым другом.

Самое главное, за что я благодарна своим родителям, это то, что дома всегда были хорошие книги. Прав был Авраам Линкольн, который говорил: «Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я еще не читал». И я читала. А книги все появлялись и появлялись. Пушкин и Есенин, Толстой и Чехов, Распе и А. Дюма, Твен и Лондон, Милн и Волков, Ремарк и Уайльд. Пёстро, скажете вы? Да. Но благороднейшее наслаждение становилось потребностью. Оно сделало привлекательной, интересной всю мою жизнь, открывая в ней, в природе и в человеке прекрасное существование, какого до тех пор я и не подозревала…

Сегодня редко читают бумажные книги, чаще слушают в аудиоварианте либо читают со смартфона в свободные минутки. Но я, несмотря на век прогресса, всё равно люблю бумажные книги. Это ни с чем не сравнимые тактильные ощущения от перелистывания бумаги и ни с чем не сравнимый запах.

Литература способна руководить человеком в жизни.

Хорошая книга обладает уникальной способностью появиться в то самое время, когда мы особенно нуждаемся в совете. Вы замечали это?

Нужная книга приходит тогда, когда мы морально и интеллектуально готовы к встрече с ней. С вами случалось такое? Уверена, что да. Всегда в трудных жизненных ситуациях мы черпаем из книги мудрость, силы и вдохновение.

Литература воспитывает эстетический вкус, учит прекрасному, доброму, формирует нравственные принципы. Литература всегда со мной.

Оказавшись летом в сосновом бору, я невольно вспоминаю строки Бунина: «Чем жарче день, тем сладостней в бору дышать сухим, смолистым ароматом». А первая весенняя гроза напоминает Тютчева: «Люблю грозу в начале мая». И ахматовское «на правую руку надела перчатку с левой руки», и есенинское «лицом к лицу лица не увидать», и пастернаковское «во всём мне хочется дойти до самой сути», и многое-многое другое сопровождает меня всю жизнь, вдохновляет, учит и воспитывает.

Литература в моей жизни – это ещё и школьные уроки литературы, уроки духовности, жизни, мудрости. На таких уроках нужна особая атмосфера доверия, теплоты и ценности человеческого общения. Сколько раз я ловила себя на мысли, что столько ещё не прочитано, переживала, что недочувствую, недоговорю, недодам… Но, прочитав слова Жоржа Элгози, что «образованный человек не читает, а перечитывает», успокоилась. И вновь, открывая книгу на знакомой странице, обнаруживаю новое, будто не замеченное ранее, и вновь отправляюсь в странствие по волнам времени в поисках истины и добра, убежища и утешения, друга и самого себя.

Вот в этом и заключается особое очарование книги, неисчерпаемость литературы, из века в век отражающей одни и те же вечные темы и проблемы человеческой жизни и всегда остающейся юной и неразгаданной.

Литература для меня - это возможность испытать доброе настроение, единение с миром, это постоянное стремление к духовной красоте, поиски нового - словом, то, что составляло во все времена человеческое счастье.

В процессе интеграции изобразительного искусства и художественного труда была создана система творческого развития подростков. Воспитательный процесс в рамках данной системы осуществляется педагогом-предметником (учителем изобразительного искусства и художественного труда), педагогом дополнительного образования - руководителем изостудии и научного общества учащихся, а также классным руководителем.
Уроки изобразительного искусства затрагивают проблемы добра и зла, красоты (внешней и внутренней), жизненных ценностей (культурных, материальных и духовных). Анализ произведений искусства, изображение человека, природы, предметного мира способствуют развитию этических чувств (стыда, вины, совести), обогащению знаний моральных и этических норм и правил общества, развивают эмпатию - сочувствие, сопереживание. Рассказывая о живописи, скульптуре, архитектуре разных народов и цивилизаций, очень важно обращать внимание на воспитание толерантности. Ведь искоренить в обществе межнациональную рознь невозможно запретами. Уважение к культуре разных народов необходимо воспитывать.
Примером воспитывающего урока является разработка по теме «Пропорции фигуры человека. Изображение фигуры человека в движении». Это одна из самых сложных тем. При изучении передачи пропорций человеческого тела, соотношения головы, длины рук и ног относительно тела, изображении человека в движении акцент делается на внутреннем мире, развитии общечеловеческих качеств. Усилить восприятие могут поэтические строки. Например, стихотворение Бориса Заходера «Песенка о человеке».
Выполнив человечков из бумаги, мы обсуждаем, какие они - разные или одинаковые и почему? Далее просматриваем мультфильм Гари Бардина «Адажио». И снова бурное обсуждение. Кто такие белая и черная птицы, кто такие серые? А бывают ли в нашем обществе такие ситуации, которые отражены в сюжете мультфильма, что необходимо сделать, чтобы не было в обществе изгоев? Далее с помощью белой краски дети дорисовывают то, что указывает на интересы персонажей их картин, это позволяет нам понять, что они делают в данный момент. То есть наделяют своих человечков индивидуальностью. Сейчас они все представители серой массы, но в нашей власти сделать их другими. Придумывают им легенду - какой характер, что они любят, что ненавидят, к чему стремятся. Дети работают под музыку. Звучит песня «Дорога добра» (слова Юрия Энтина, музыка Марка Минкова). Далее заселяем человечков в бумажный город.
Таким образом, из обычного чистого листа получились замечательные человечки. Многие философы и ребенка сравнивали с чистым листом и считали, что в процессе жизни окружающие его люди и он сам на этом листе делают различные надписи, которые впоследствии и составляют то, что человек собой представляет. В нашей, учительской, власти сделать так, чтобы на листе детской души не появились дурные или даже случайные надписи. Этот урок подтверждает справедливость стихотворения Михаила Матусовского «С чистого листа».
Иллюстрирование произведений литературы также благодатное поле для развития нравственности школьников. Можно использовать программные произведения и тем самым осуществлять межпредметную взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Каждая картина - это тоже рассказ, только не словесный, а образный. Если книгу можно сравнить с виртуальным миром, то картину смело можно назвать реальным. Но, несмотря на то что свои произведения художники представляют нашему взору как «готовый продукт», «готовую пищу», которую осталось только «съесть» - созерцать, в них таится колоссальный смысл, их тоже нужно научиться читать. Иногда художники, для того чтобы помочь зрителю разобраться в сюжетах картин, писали к ним рацеи - стихотворные объяснения того, что мы видим. К таким художникам относится Павел Федотов. Детям можно предложить рассмотреть и «послушать» его картину «Сватовство майора». Это поможет лучше разобраться в персонажах, изображенных художником, в их внутреннем мире. Обучаясь понимать рисованных героев, дети учатся присматриваться и прислушиваться к реальным людям, которые их окружают.
В 7-м классе мы иллюстрируем рассказ Шела Сильверстайна «Щедрое дерево». В ходе анализа стихотворения затрагиваются темы слепой материнской любви, неблагодарности детей, понимания счастья, ответственности, заботы и уважения. В рисунке передаем не только содержание произведения, но и с помощью цвета отражаем внутреннее состояние героев.
Результаты работы снова заставляют обратиться к творчеству поэтов, а именно Вячеслава Захарова:
Веками море в берег бьется,
Лохматясь пеною седой,
Чтоб выбросить кусочек солнца,
Отполированный водой...
А сколько надо сил и жажды
Творить, измучившись вконец,
Чтоб выбросить янтарь
однажды
На берегах людских сердец!

Уважаемые педагоги, помогите детям научиться общаться с искусством - музыкой, литературой, живописью, и оно поможет сделать их сердца чистыми, прозрачными, теплыми, как янтарь, ведь как говорил Василий Сухомлинский - «искусство выпрямляет душу».
Педагог дополнительного образования осуществляет художественное образование в кружках, на факультативах, в изостудиях. Творческие работы, которые мы выполняем на занятиях в изостудии, украшают кабинет изобразительного искусства, фойе школы, участвуют в различных выставках и конкурсах разного уровня. На занятиях прививается любовь к прекрасному, к окружающему миру. Ведь еще В.Сухомлинский писал: «Из равнодушия к красоте постепенно развивается бессердечность».
Воспитание осуществляется и руководителем научного общества учащихся «Творчество и поиск». Оно существует с 2008 года. В нем действуют пять предметных секций, среди которых и художественно-эстетическая. Под руководством учителя учащиеся выполняют исследовательские проекты на интересующие их темы. Наша секция выполнила девять научно-исследовательских работ, которые получили признание жюри конкурсов разных уровней - от районного до международного. Темы работ затрагивают глубокие воспитательные проблемы, способствуют воспитанию как самих исследователей, так и слушателей. Это, например, «Воспитательная тайнопись живописи», «Арт-терапия - удовлетворение и исцеление современного общества», «От любопытства к прошлому - к знаниям в настоящем и перспективам в будущем», «Музей - центр культурного отдыха и саморазвития человека» и др.
Воспитательный процесс в общеобразовательной школе преимущественно осуществляется классным руководителем. Опираясь на запрос общества, связанный с острой необходимостью повышения уровня воспитанности подрастающего поколения, и на стандарт образования, нравственное воспитание было выбрано как основное направление воспитательной системы класса. Название подсказал Федор Достоевский: «Красота спасет мир!» Эту фразу он сказал, когда впервые увидел «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Воспитание нравственности проходит через общение с искусством. Как тут снова не процитировать В.А. Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Каждую неделю проходят классные часы в форме деловых игр, тренингов, бесед, викторин, лекций. Особое место занимает изучение прав и обязанностей учеников. Просматриваем видеофильмы о проблемах современного общества и подростков в частности. Обсуждаем их. За годы нашей работы сложилась традиция - на все большие календарные праздники радовать родителей спектаклями. Мы сами делаем декорации, костюмы, украшаем кабинет. Все спектакли направлены на развитие системы общечеловеческих ценностей. Ребята подготовили и показали спектакли «Ромео и Джульетта вчера и сегодня» (об отношениях подростков в прошлом и настоящем), «Мужской монастырь» (о роли женщины в жизни мужчины), «Новогоднее чудо» (о пагубном влиянии телевидения на сознание подростков), «Знания на блюдечке - возможно ли и нужно ли?» (о значении обучения для человека и общества) и др. В мероприятиях, которые проводятся в классе, принимают активное участие не только дети, но и их родители. Часто приглашаются ученики параллельных классов и администрация школы.
На каждых каникулах проходят экскурсии, которые направлены на приобщение к искусству и народному творчеству. Приобщение к прекрасному происходит и во время посещения театров. Бываем в культурных центрах, которые порождают любовь к науке. Посещаем краеведческие музеи для активизации гражданского самосознания и патриотических чувств.
Таким образом, посредством искусства осуществляется нравственное воспитание обучающихся. Все мои усилия направлены на то, чтобы в будущем мне было не просто не стыдно за поступки этих детей, а я с гордостью могла сказать: «Это мой ученик!»

Ольга ЧЕРНИЛЕВСКАЯ, учитель изобразительного искусства селятинской средней школы №1 Наро-Фоминского района Московской области, старший преподаватель кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла Академии социального управления, финалист конкурса «Педагог года Подмосковья-2008

Литература выпрямляет душу?

Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная от грубости и пошлости.Николай Гаврилович Чернышевский

Безусловно, литература выпрямляет и обогащает душу, дает стимул для умственного и духовного развития. Книги учат правильно расставлять приоритеты, прививают нравственность, учат ценить важнейшие жизненные ценности. Прочитав «Капитанскую дочку» А. Пушкина, мы поняли, что честь нужно беречь смолоду; познакомившись с трагедией «Моцарт и Сальери», осознали, что зависть губительна; проанализировав произведение «Скупой Рыцарь», мы извлекли урок о том, что жадность – порок. И таких примеров, когда книга заполняла душу светом духовности, великое множество.
Литература – это мысли, чувства, переживания, надежды, мечты, в общем, целый мир. Благодаря ей, мы воспринимаем окружающую действительность во всем многообразии, становимся более открытыми, а значит, просвещенными. Литература выпрямляет душу по многим причинам.
Во-первых, она учит думать, анализировать, исследовать, находить общее и различное. Знакомясь с произведением, читатель вступает в диалог с автором, принимая или отвергая его позиции, по-своему воспринимая написанное, создавая свою интерпретацию написанного. Анализируя художественные детали, символы, цвета, пейзаж, читатель получает возможность уловить посыл автора, найти ответы на актуальные вопросы. Детальный анализ произведения способствует интеллектуальному развитию, позволяет совершить экскурс в мир писателя, воссоздать все богатство действительности, сконцентрированное в художественном тексте. Поэтому, чтобы диалог был продуктивным, требуется внимательность читателя, желание распознать авторские интенции. Знакомясь с произведением, нужно не просто поглощать страницу за страницей, а улавливать скрытую информацию, читать между строк.
Во-вторых, литература способствует воспитанию. Например, проследив судьбу литературного героя, читатель может выстроить для себя правильную модель поведения, чтобы не повторить ошибок, описанных в книге.
В- третьих, она помогает понять свой внутренний мир, свой уникальный настрой чувств и научиться управлять им. Чтение помогает каждому найти место в мире, разобраться в себе и прийти к гармонии со своим внутренним «я».
В-четвертых, литература учит нас ценить возвышенное и благоговеть перед прекрасным.
Таким образом, литература – путь к спасению души, поэтому нужно много читать.


Приложенные файлы

В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией...

Н. А. Некрасов

"Литература - это храм..." - сказал литературный критик С. Г. Шаумян. Действительно, это величественный храм - храм нашей души, нашей жизни, нашей истории. Все великие писатели, создавая свои произведения, стремились к достижению главной цели - помочь людям понять самих себя, пробудить в их душах истинные чувства, сделать людей "благородно сильными", чтобы они могли, по словам М. Горького, "одухотворить свою жизнь святым духом красоты". Писатели и поэты не дают наставлений, не издают нравоучительных трактатов, они просто учат нас жить. Сквозь призму своей жизни, своей души, с помощью своих мыслей в своих произведениях они проникают в наши сердца, делают их лучше, добрее. И мы уже не можем жить иначе, их песня уже звучит внутри нас!

Конечно, писать может каждый. Многие даже способны слагать рифмованные строки, которые звучат, как музыка. Но по-настоящему бесценные литературные памятники создаются только людьми с возвышенными чувствами, светлой душой и чутким сердцем. Ф. Шиллер писал: "...недостаточно для поэта излагать чувствования возвышенным тоном; следует также ощущать их возвышенною душою. Недостаточно одного непосредственного вдохновения; требуется вдохновение образованного духа. Все, что нам может дать поэт, - это его индивидуальность. Она должна быть достойна того, чтобы она могла быть выставлена перед светом и потомством".

Действительно, только тогда, когда писатель чувствует внутри себя что-то новое, важное, когда у него возникает непреодолимое стремление донести это до сознания других людей, открыть свою душу, передать свои чувства, только тогда появляются прекрасные стихи, романы, поэмы, которые становятся достоянием многих поколений людей. По-настоящему великие произведения не утрачивают своей актуальности и свежести ни через десять лет, ни через двадцать, ни через сто. Потому что такие чувства, как любовь, доброта, сострадание, отзывчивость, жажда жизни, ненависть к подлости и жестокости, восхищение мужеством и отвагой, бессмертны. Бессмертно стремление к красоте и гармонии, счастью, справедливости и свободе. Бессмертны души поэтов, в которых живут эти чувства, стремления и мечты!

Смотрите ещё:

Мы можем по-разному оценивать те или иные произведения, мы готовы спорить с автором, не соглашаться с ним и не разделять его чувства, но мы не можем оставаться равнодушными! Мне кажется жалким тот человек, который не понимает и не ценит литературу. Он не способен ощутить те прекрасные чувства, которые стремится передать прозаик или поэт. Такие чувства неведомы ему, их нет в его душе, его душа слепа, глуха и нема, она попросту мертва!

Критик В. Г. Белинский говорил: "...литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни". Каждый писатель несет в своей душе высокий идеал - добра, света, истины; его произведения являются отражением его внутреннего мира, его мыслей, его стремлений; писатель стремится поднять все общество, всех людей к вершинам этого идеала. Почему великие музыкальные произведения так волнуют наши сердца? Почему любимая музыка заставляет нас плакать и смеяться, грустить и радоваться, надеяться, верить, любить, вспоминать, мечтать?.. Почему слова известных песен так врезаются в нашу память, что мы то и дело сами начинаем их петь? Потому что музыка пробуждает в наших душах все самые лучшие, самые возвышенные чувства.

Так же происходит и с художественной литературой. Не случайно, когда нам грустно или тревожно, мы берем в руки любимую книгу и погружаемся в ее волшебный мир, снова и снова встречаемся с любимыми героями, переживаем вместе с ними, живем их стремлениями и мечтами, так похожими на наши. А кто из нас, особенно в юные годы, в период первой влюбленности, не пробовал писать стихи?! Пусть это часто бывают наивные строки, сбивчивые и лишенные рифмы. Но это чудесная возможность для нашей души выплеснуть свои чувства, поведать если не миру, то хотя бы листку бумаги все то, что уже не может скрываться внутри, все то, что стремится вырваться на свет, полететь, как птица или как страстная песня - песня нашей души.

"Живу для того лишь, чтоб песни слагать", - писал французский поэт Беранже. И мне кажется, с этими строками согласен любой поэт и прозаик, потому что их творчество - это не работа, не увлечение, не игра - это сама жизнь.

Да, действительно, литература - песнь души, и не только души писателя! Эта песнь проникает в самые дальние уголки сердец, заставляя наши души откликаться и вторить автору книги. Это подтверждают строки А. Франса: "Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он".