Графики по изо. Изобразительное искусство

“Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки”.

Микеланджело Буанарроти (1475-1564)

Графическим искусством, или графикой (от греч. «grafo» - пишу, черчу, рисую) называется один из видов изобразительного искусства, включающий рисунок и произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Цвет в графике не является главным, как, например, в живописи, что на первый взгляд может дать определение графике как «мрачный» вид искусства. Натурные наброски, эскизы, скульптуры имеют особую ценность в графических работах. В отличие от других видов живописи, графика не обладает высокой степенью передачи реальности, поэтому здесь в большей мере варьируется степень пространственности и плоскостности.

Существует ряд особенностей, который выгодно отличает графику от остальных видов изобразительного искусства, а именно: графика допускает условность изображения, основной акцент сделан на форме и содержании, позволяет каждому додумывать созданный образ, являясь незаконченной, есть возможность импровизировать, а кроме того, фиксирует все интересные впечатления.

Активную роль в графике играют фактура используемых материалов, специфика графической техник и приёмов. Особое место занимают в графике неизобразительные элементы -- чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Связь графики с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства.

Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида:

Монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;

Станковую - выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);

Декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других “живых” материалов.

Если графика легко может быть классифицирована так же, как и другие изобразительные искусства, то чем же она радикально отличается от скульптуры и живописи? Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом, и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику - в скульптуре, цвет - в живописи). Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительнось из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента). Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики. Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок.

Основные виды гравюры, различаемые по способу печати: выпуклая, плоская, углубленная, литография, линогравюра, ксилография, альграфия, различные виды гравюры на металле (офорт, акватинта). Плоская гравюра - рисунок и фон находятся на одном уровне; выпуклая гравюра - краска покрывает поверхность рисунка - рисунок выше уровня фона; углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок ниже уровня фона. В зависимости от материала, из которого создается печатная форма различают разные виды гравюры: литография - печатной формой является поверхность камня (известняка); альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется аллюминиевая пластина; ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом; линогравюра - гравюра на линолеуме; гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали.

Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий травления, печати является станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бумаги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью. Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

Графика несёт не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение, в произведениях графики возникает колебание между реальным образом и знаком. Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, легкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и т.д.). Наиболее отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В.Л.Фаворского, «воздух белого листа. Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи.

Признавая рисунок определяющим, ведущим началом графики, нельзя думать, что этому виду искусства не свойственны живописные, цветовые задачи. Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика. Но в силу особых задач графического искусства и своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветового решения в живописи. При работе черным материалом на белой бумаге различают массу оттенков черного - от самых теплых до самых холодных. Бумага также почти никогда не бывает абсолютно белой, а всегда имеет лёгкий цветовой оттенок. Графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать в каждом отдельном случае. Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим. Привлекая два-три цвета, редко больше, график бывает занят поисками силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействие соседних цветов, возможные наложения их друг на друга. А к какому виду искусства относится множество самостоятельных произведений, созданных в техниках акварели, гуаши, пастели? Такого рода произведения, очевидно, относятся к искусству живописи. Хотя они и исполнены на «традиционном» графическом материале - бумаге, но в них решаются те же многообразные и тончайшие цветовые задачи, как, скажем, в масляной живописи. Акварель, гуашь и пастель, конечно, применяются художником в графических произведениях, но со свойственными графике сдержанностью, скупостью и условностью. Остановимся на понятиях живописности и графичности, с которыми приходится нередко встречаться. Когда говорят о живописности, то хотят подчеркнуть богатство контрастов, гибкость и разнообразие цветовых и тональных отношений, позволяющих избавиться в произведении искусства от ощущения скованности, неподвижности, создать впечатление живости, изменчивости, присущих окружающему нас миру. В этом смысле живописность свойственна произведениям и графики, и скульптуры, и других видов искусства. Если же говорят, к примеру, о графичности живописного произведения, то имеют в виду резко выраженный рисунок, чёткое отделение друг от друга элементов картины, а также преобладание скупых, лаконичных цветовых отношений.

Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Это обусловлено своеобразными задачами графики, характером и свойствами материалов, имеющихся в ее распоряжении. Характерным признаком графического искусства является и то, что главным материалом для создания и размножения графических произведений является бумага, а также его связь с процессами печати. Так называемая печатная форма, с которой производится печатание, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим, машинным путем (плакат, книжная и прикладная графика). Следовательно, графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений. Важнейшим качеством искусства графики является массовость. Ясность, лаконизм и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры работ требуют относительно меньшего времени и сил на создание графического художественного произведения по сравнению с другими видами изобразительного искусства.

В самом общем виде графика делится на два вида: уникальную (рисовальную), где художник создает изображение непосредственно на листе бумаги, и печатную - графические произведения, которые могут распространяться во многих равноценных экземплярах.

В данной работе ведется уклон конкретно на уникальную графику, так как именно этот вид графики представляет особую ценность в методике преподавания изобразительного искусства из-за ее простоты в технологическом использовании и неповторимой оригинальности исполнения.

Отрывок статьиБ.Соловьевой

Цвет — самая очевидная особенность живо-писи, ее определяющее качество. Однако цвет довольно широко используется и в рисунке, и в гравюре; это обстоятельство, как известно, служит причиной того, что цвет не признается разделяющим моментом для живописи и графики как видов искусства.

Работа цветными, то есть по преимуществу живописными, материалами — акварелью, пастелью, гуашью,— на бумаге, то есть на материале исконно графическом, создает проблему: чем считать такие произведения — живописью или графикой?

Н.Волков писал: «Для цветной, точнее, полихромной графики я поставил бы неразрешимый пока вопрос как: почему она графика, а не живопись? Почему цветные литографии Тулуз-Лотрека графика, а его пастели — живопись? Почему пастель Врубеля «Портрет жены» помещена Русским музеем в отдел графики? Переход-ные явления? Но так как они существуют и существуют в изобилии, важно найти разни-цу в отношении к цвету для живописи и графики вообще...».


Когда говорят о цвете в рисунке, то обычно имеют в виду использование в нем акварели, пастели, гуаши. Однако прежде чем перейти к рассмотрению их применения, необходимо сказать несколько слов о цвете в произведе-ниях, которые созданы чисто рисуночными материалами: бистром, сепией, чернилами, сангиной, мелом , их сочетаниями друг с другом и с черными по цвету материалами.

Рисуночные материалы составляют в целом довольно разнообразную цветовую гамму, которая усложняется и обогащается за счет различных оттенков одного и того же матери-ала, тональных переходов, создаваемых от-мывкой или растушевкой, за счет сочетания двух-трех материалов или сочетания разных инструментов при работе одним материалом, которые дают различные его оттенки; нако-нец, за счет применения цветного фона бумаги. Поэтому мир рисунка, созданный с помощью этих материалов, и без использова-ния многоцветия акварели, пастели, гуаши, оказывается довольно богатым по цвету, хотя и весьма своеобразным. Таким работам присущ особый, специфически рисуночный колорит. Для него характерна ограничен-ность набора цветов и, в силу этого, услов-ность в передаче реальной окраски предме-тов. Но при этом возникают изысканные цветовые сочетания, неожиданные декора-тивные эффекты, активный ритм цветовых и тональных пятен, мазков, линий.

Но вернемся к проблеме цвета в рисунке, возникающей тогда, когда произведения соз-даются с помощью материалов, которыми могут быть исполнены как рисунки, так и живописные работы. В энциклопедиях, словарях, искусствоведче-ской литературе акварель и пастель обычно определяются одновременно и как техника живописи, и как техника рисунка; для акваре-ли на первое место выдвигается живопись, для пастели — рисунок. Однако при экспони-ровании, репродуцировании, изучении очень часто все произведения, исполненные в этих техниках, несмотря на различие их характе-ра, относят к одному виду искусства: объ-единяют их либо с живописными 3 , либо с графическими работами; причем нередко одни и те же произведения в различных изданиях или на выставках оказываются отнесенными к разным видам искусства.

Так, упомянутый Волковым «Портрет же-ны» Врубеля воспроизведен в альбоме «Госу-дарственный Русский музей. Графика XVIII—XX веков» и экспонировался на вы-ставке «Портрет в русской живописи конца XIX — начала XX века», которая была орга-низована тем же музеем. Следовательно, в одних случаях за основу видового определе-ния произведений берут воспроизводящие полихромные материалы, которые обуслов-ливают отнесение произведений к живописи; в других — бумагу, что причисляет исполнен-ные на ней работы к графике. Отдельно хочется отметить два момента. А.А.Сидоров, которому в отечественной ли-тературе принадлежат основные труды по рисунку и который уделял внимание вопро-сам его специфики, в своих работах по истории русского рисунка рассматривал наряду с рисунками также и акварели, причем совершенно картинного характера.

Одна из выставок акварели, состоявшаяся в 1977 году в Англии, на родине акварельной живописи, называлась «Английские акварельные рисун-ки», хотя экспонировались именно живопис-ные произведения. Все это говорит о том, что проблема видовой принадлежности про-изведений, исполненных акварелью и па-стелью, еще требует своего разрешения.

Для полихромных произведений на бумаге материал в принципе не может быть критери-ем их видового определения. Акварель, па-стель и гуашь обладают свойствами, которые позволяют создавать и живописные и графи-ческие работы. Ими исполнено огромное количество произведений, живописный, кар-тинный характер которых не нуждается в пояснении; от работ маслом их отличает только фактура красочного слоя. Здесь можно назвать пастельные портреты, аллего-рические и жанровые произведения Розальбы Каррьера, Латура, Перроно, Менгса, Рассела, Лиотара (в XVIII веке появилось даже специальное понятие «картина- пастель»); пастели Тулуз-Лотрека и Дега, гуаши Руо, Утрилло, Шагала; пейзажи русских художников конца XVIII — начала XIX века, исполненные акварелью и гу-ашью,— Семена Щедрина, Михаила Иванова, Неелова, Воробьева; работы Толстою и Брюллова, Врубеля и Борисова-Мусатона, картины художников «Мира искусства» Бенуа, Сомова, Добужинского, Лансере, пей зажи Богаевского, натюрморты Конашевича. И в то же время существует много произведс ний, созданных с применением этих матери алов или целиком исполненных ими, которые безусловно представляют собой рисунки Такие работы есть у Гольбейна и Клуэ, Домье и Мане, Сислея и Боннара, Александра Иванова и Кипренского, Серова и Кустодиева, Купреянова и Кузьмина. Основой определения видовой принадлежности произведений, исполненных на бумаге с помощью акварели, пастели, гуаши, может быть только способ, характер использования цвета. Особенности этого способа для рисун-ка и для живописи можно определить, исходя из приемов изображения, специфичных для этих видов искусства.

В живописи изображение исполняется крас-кой, то есть цветом и только цветом, образу-ющим слитный красочный слой, непрерыв-ную изобразительную поверхность. В аква-рельной живописи нередко остаются откры-тыми небольшие участочки бумаги, как бы принизывающие изображение, но это не разрушает впечатления слитности благодаря текучести мазков, непрерывности перехо-дов. Главная особенность живописного ис-пользования цвета состоит в том, что в живописи формы и пространство строят-ся, передаются цветом.

К.С.Петров-Водкин писал, что произведение живописи — это «со-отношения цветов, распределенных в фор-мах».

Изобразительные и выразительные возможности цвета используются в живопи-си свободно, в полную силу, так, как это необходимо художнику. Цвет выполняет важную композиционную функцию: акценти-рует внимание на существенных для понима-ния образного содержания картины уча-стках, определяет последовательность вос-приятия зрителя. Цвет содействует органи-зации того пространства, которое отвечает замыслу художника: можно усилить глубину с помощью тональной перспективы, соответ-ствующего расположения выступающих и отступающих цветов, а можно с помощью цвета подчеркнуть плоскостность. Наконец, интерес к цветовому и тональному богатству мира, к состоянию среды, атмосферы, пере-дачи тончайших переходов, оттенков, реф-лексов, то есть самоценность цвета (живо-писность в узком смысле), также проявляются при живописном использовании цвета, хотя присущи не каждому произведению. Всякий материал чаще применяется так, чтобы полно использовать его возможности. Поэтому живописных произведений, созданных акварелью, пастелью, гуашью, несравненно больше, чем рисунков. Безусловно, однако, что благодаря свойствам материалов и исполнению на бумаге они имеют свои особенности но сравнению с произведениями, созданными маслом на холсте.

Рисунком же при использовании цвета произ-ведение является тогда, когда цвет подчиня-ется особенностям изображения, присущим рисунку, когда они сохраняются и при введе-нии цвета: белая поверхность бумаги остает-ся в большей или меньшей степени открытой и выступает как активный компонент изобра-жения и как фактор его условности; откры-тые участки фона разрушают непрерывность изображения и обнажают изобразительные средства, делают их явными как линию, штрих, пятно; формы и пространство строят-ся главным образом этими явными линиями, штрихами и пятнами; открытая поверхность бумаги как бы выравнивает изображение, придает ему плоскостность. В таких случаях художник именно рисует цветными матери-алами, рисует так же, как тушью, бистром, карандашом или углем. Поэтому и при использовании и цвета произведение не воспри-нимается как самостоятельный мир, как мир в его зрительной полноте,— так, как воспри-нимается картина; рисунок, и в том числе цветной, в этом смысле условен, имеет характер «изобразительной записи». Такое применение цвета ограничивает в той или иной степени его изобразительные и выразительные возможности.

В рисунке цвет не имеет такого организующего значения в изображении, как в картине; его роль в композиции скорее дополнительная, вспомо-гательная.

Использование цвета существенно не изменяет отношения изображения к повер-хности бумаги. Цвет не разрушает возника-ющее в рисунках ощущение плоскости, не создает глубины: выбираются бледные тона; пятно кладется плоско, ровно; выделяются тона, которые имеют тенденцию прибли-жаться к передней плоскости; обычно ис-пользуется немного цветов, которые образу-ют сближенную гамму и сохраняют услов-ность в передаче изображаемого.

Краткая общая характеристика способов использования цвета в живописи и рисунке не означает, что только соединение всех черт создает в целом живописный или рисуночный характер использования цвета и тем самым раскрывает соответствующий характер про-изведения, его видовую принадлежность.

Характер произведения определяется значи-мостью, перевесом — причем необязательно количественным, но качественным — приемов того или иного способа использова-ния цвета.

Однако живописный и рисуночный способы применения далеко не исчерпывают приемы использования акварели и пастели. Посколь-ку этими материалами могут быть созданы и живописные работы, и рисунки, а в послед-них чаще всего также применяются и притом играют ведущую роль чисто графические средства изображения, то естественно и неизбежно возникают произведения смешан-ного и переходного характера. В работах смешанного характера рисунок карандашом или пером соединяется с живописным ис-пользованием цвета, причем это соединение может происходить по-разному. В одних произведениях часть изображения выполня-ется живописными приемами, а часть пред-ставляет собой рисунок — как, например, в «Портрете принцессы Елизаветы» Кранаха, где сосуществуют тонкая, тщательная моде-лировка лица цветом и легкий контурный рисунок одежды и украшения на голове. В других работах весь рисунок соединяется с цветом, заполняется им, но определенность и самостоятельная значимость рисунка при этом не утрачиваются. Таковы, к примеру, «Вилла Мадама» Робера или «Беатриче гово-рит с Данте» Блейка, где цветом закрыта вся поверхность бумаги, а также «Стоящий офи-цер карабинеров» Жерико, эскизы костюмов Бакста, где фигуры изображены на откры-том, свободном фоне. Работы переходного характера не нуждаются в особом поясне-нии; понятно, что в них присутствуют и рисуночные и живописные приемы использо-вания цвета, в силу чего такие работы невозможно определить однозначно. Произведений смешанного и переходного характера исполнено, возможно, не меньше, чем цветных рисунков, что делает общую картину столь сложной и неопределенной.

Компьютерная графика появилась относительно недавно, в прошлом столетии, и относится к совершенно новому направлению, которое подразумевает творческий подход к делу, при этом открывает невероятные возможности применения этого цифрового искусства. Существуют станковой, книжный, прикладной виды графики, которые используются человечеством уже довольно давно.

Компьютерная графика: понятие и применение

Уже давно компьютерная графика как вид искусства позиционируется. А изначально ее связывали с письмом, каллиграфией и шрифтами. Благодаря расширению границ применения и развитию цифровых технологий возникают новые типы графики, в том числе деловая, иллюстративная, инженерная, научная.

Первая картинка на мониторе появилась еще в прошлом веке, тогда же, когда и компьютеры. А современный мир уже нереально вообразить без наличия в нем новых технологий.

Разрешение как основное понятие графики

Важным понятием в компьютерной графике является разрешение. Оно есть у экрана компьютера, печатающего устройства и изображения. Разрешение экрана - это одно из свойств системы компьютера. Важную роль при этом играет монитор, видеокарта и операционная система. Наименьшая цифровая единица измерения предстает в виде точки или пиксела.

Разрешение принтера - это свойство печатающего устройства, которое отвечает за число пикселей, переносимых на определенный минимальный участок. Оно имеет свою единицу измерения - dpi, при помощи определенных настроек задается качество и размер изображения. Разрешение изображения - это и есть свойство самой картинки. Оно также исчисляется в dpi-единицах и зависит от настроек графического редактора.

Есть еще такое понятие, как физический размер изображения. Параметры рисунков определяются высотой и шириной. Это обусловило появление дополнительных единиц измерения, стали использоваться миллиметры, сантиметры, дюймы. Если разрешение увеличивается или уменьшается, то происходит изменение физического размера изображения.

Компьютерная графика везде и всюду

Различные виды графики, в том числе компьютерная, присутствуют повсюду и являются многофункциональными орудиями цифровой революции. Можно провести интересные аналогии. Например, рабочий стол - это милый дворик, в котором можно играть или работать, операционная система Windows - уютная и функциональная квартира, а выбранный браузер - это хорошо оснащенный способ передвижения.

Графика повсюду, с ее помощью моделируется одежда, обувь, бытовые приборы, печатная и рекламная продукция. Современные архитекторы также не обходятся без нее, в ином случае они создавали бы свои проекты невероятно долго. Компьютерные инновации широко применяется при создании 3D-кино, мультфильмов, игр, а также интерьеров помещений и фотографии. Графика как вид искусства воспринимается далеко не всеми, многие определяют ее как рисование цифрами.

Разновидности компьютерной графики

В соответствии со способом создания выделяют следующие 3 вида графики: растровый, векторный и фрактальный. Эти разновидности 2D-направления, в свою очередь, разделяются на подвиды, у каждого из которых есть своя техника создания изображений. Сравнительно недавно появился новый вид, так называемое 3D-моделирование, нашедшее широкое применение в различных сферах жизни.

Каждый вид графики имеет свои принципы генерации изображений. Растровая используется при создании мультимедийных программ. Эти рисунки в основном сканируются, а затем обрабатываются с использованием графических редакторов.

Использование векторного вида чаще всего ориентируется на область оформительских работ и предполагает генерацию картинок из простейших геометрических элементов. Фрактальную связывают больше не с рисованием, а с программированием, в котором основу составляют математические расчеты. Примером использования можно назвать экранные заставки на телевидении.

Растровая графика

Растровая графика (изображения в виде точек) своей структурой похожа на листок бумаги в клеточку. Для получения рисунка необходимо, чтобы квадратики были закрашены определенным цветом, либо черным, либо белым. Существует такое понятие, как пиксель. Так вот, это составная частица растровых картинок, иначе говоря точка. Именно из пикселей складывается цельное изображение. Так как они сами по себе безразмерные, они получают свои очертания во время вывода их на монитор компьютера или на принтер.

На объем памяти, занятой растровым изображением, оказывает влияние размер картинки, глубина цвета в битах, а также формат файла, размер которого напрямую зависит от количества пикселей. Такой вид сохраняется в формате BMP, разработанном компанией Microsoft специально для операционной системы Windows. Еще один популярный формат - GIF с количеством цветов 256, а также JPEG - с высоким качеством изображения.

Свое применение этот вид графики нашел при создании объектов мультимедиа, а также полиграфических изданий. Картинки создаются не с помощью специальных программ, а путем сканирования фото или рисунков. По этому принципу работают цифровые камеры и фотоаппараты. Главным недостатком является так называемая пикселизация, то есть искажение рисунка путем увеличения размеров и невозможность тщательного рассмотрения деталей.

Векторная графика

Основными составляющими векторной графики являются линии, не имеет значения - ровные они или не очень. Память компьютера, которую они занимают, не меняется из-за больших размеров рисунка, так как сохраняются они в виде формул. Какие бы манипуляции с линиями ни проводили, будут изменяться всего лишь их параметры.

Векторная графика с представлением изображения в виде линий создает картинку благодаря четким геометрическим формам. Основной чертой такого вида считается совместное использование команд компьютера и математических формул.

Векторная графика ориентирована на объект, ее еще называют чертежной. Изображения создаются с помощью комбинации окружностей, линий, дуг и, например, эллипсов или квадратов. Для создания трехмерного изображения сочетают такие элементы, как куб и сфера. Перечисляя преимущества векторного типа, стоит упомянуть экономию места на диске.

Сравнительная характеристика растровой и векторной графики

Самое главное отличие состоит в том, что при увеличении рисунка наиболее четким остается изображение, полученное путем векторной графики. По сравнению с растровыми картинками, эти изображения занимают меньший объем памяти, так как сохраняются лишь формулы, а не каждая точка объекта.

Если сравнивать эти виды графики, изобразительная способность лучше у векторной. Поэтому главное ее достоинство - это отличная четкость даже при сильном увеличении. Однако растровый тип отличается более реалистичным и натуральным изображением, а также он лучше выводится на печатном устройстве.

Фрактальная графика

Фрактальная графика характеризуется тем, что в память компьютера заносятся не сами объекты, а только их математические формулы, таким образом, картинку компьютер запоминает как своего рода уравнение. При замене исходных данных выходит совершенно иное изображение.

Этот способ используется для моделирования определенных объектов действительности для автоматического создания неординарных иллюстраций. Самой маленькой частицей измерения служит фрактал, созданный в 20 веке и покоривший цифровой мир. Его создателем был математик из Польши Бенуа Мандельброт.

Какой вид графики дает более четкое изображение? Фрактальная разновидность позволяет воспроизводить не только простые изображения, но и сложнейшие реалистичные иллюстрации. Для файлов фрактальных изображений используется формат FIF с расширением *.fif, который по сравнению с форматом JPG намного лучше детализируют структуру картинки при увеличении или уменьшении размеров объекта.

Графика в стиле 3D

Трёхмерная графика использует свои особые средства, чтобы генерировать объекты в объемном виде для получения изображения, максимально приближенного к реальности. Современные технологии дают возможность вращения и детального рассмотрения объекта с каждой стороны. Другие виды графики по природе своей на это не способны.

Здесь используются разнообразные приемы работы с геометрическими фигурами и плоскими поверхностями, чтобы получить объемный рисунок. Говоря простым языком, первоначально делают каркас, который впоследствии дополняется другими элементами, завершающими реалистичный образ.

Затем играют со светом, настраивают гравитацию, учитывают характерные атмосферные особенности и остальные пространственные параметры объекта. Для двигающихся объектов указываются координаты и определенный маршрут, а также скоростные характеристики.

Несомненно, все виды графики, в том числе компьютерная, прочно обосновались в жизни человека, при этом они помогают расширить возможности во многих сферах. Реклама, телевидение, киноиндустрия, интернет - это далеко не весь список применения. Компьютерная графика - это замечательное поле деятельности для архитекторов, проектировщиков, конструкторов и изобретателей. Будущее за цифрами!

Графика – древнейший вид изобразительного искусства , впервые возникший в каменном веке около 40 тысяч лет до н. э. Тогда это были наскальные рисунки и изображения животных, выцарапанные на стенах пещер, кости или камнях. До наших дней сохранилось немало таких петроглифов и писаниц, самые известные из которых находятся в Альтамире (Испания) и пещере Фон-де-Гом во Франции. Раньше эти рисунки служили средством общения и передачи информации, когда еще не было письменности. Именно в то время как никогда прослеживалась главная цель графики – отражать окружающий мир, фиксируя события, природные явления, происшествия, при этом используя собственные средства, художественные приемы и техники.

Эволюция графики

С развитием письменности практическая польза графики отошла на второй план, оставив ей декоративный характер. Теперь она использовалась в рукописях и пергаментах для украшения и пояснения текста. Выдавленные наскальные линии эволюционировали в легкую штриховку, нарисованные линии и черты, даже сам термин «графика » поначалу относился к каллиграфии, имея греческое происхождение (от????? – пишу). Все последующие эпохи считали рисунок основой графики, а по мнению Микеланджело, и вовсе высшей точкой изобразительного искусства. Однако в ту пору рисунок не имел самостоятельного значения, приобретя таковое лишь в XVII-XVIII веках. Позднее с развитием промышленной полиграфии графика определялась как искусство , основанное на контрасте, четких линиях и рисунке, где кроме контурной линии используются также точки, штрихи и пятно.

Особенности графики

В графике огромное значение имеют цвет (а точнее его отсутствие), фон (или пространство) и рабочая поверхность, в качестве которой в подавляющем большинстве случаев выступает белая либо тонированная бумага, фактура коей тоже играет немалую роль. Так, для работы с пастелью подходит только шероховатая бумага, а вот для рисования углем, наоборот, гладкая. В древности использовали папирусы и рисовую бумагу. Что касается цвета, то он в графике играет второстепенную роль, используя в основном черный или другой контрастный цвет по отношению к фону. Реже художником применяется сочетание двух и более цветов, что чаще можно наблюдать в гравюрах. В еще более редких случаях в работах мастеров графики можно встретить нюансное сочетание цветов. Гораздо большее внимание они уделяют пространству и фону – «воздуху белого листа», как называет их В. А. Фаворский.

Виды графики

Различают монументальную, станковую и декоративную графику. Первая неотделима от архитектурного сооружения и воспринимается комплексно. К декоративной относятся всевозможные иллюстрации, обложки, открытки и виньетки. Станковая графика включает в себя гравюру, эстамп. Также отдельно выделяют журнальную и газетную графику, плакат как прикладное графическое искусство, компьютерную и промышленную графику, сталеграфику. В зависимости от возможности тиражирования графика бывает уникальной и печатной.

Гравюра и рисунок

Гравюры как произведения графики могут быть плоскими, выпуклыми и углубленными, они выполняются на разных материальных носителях (металле, дереве, картоне, воске, линолеуме) и разными инструментами (резцом, иглой, азотной кислотой). в графике выполняется при помощи карандаша, угля, пера и туши либо чернил, сангины (палочек на основе белой глины и оксида железа), пастели, соуса – черных палочек на основе прессованной сажи. На гране между графикой и живописью стоят техники использования гуаши и акварели на бумаге. Все вышеуказанные техники имеют свои нюансы: какие-то требуют от мастера большей аккуратности и сосредоточенности, а какие-то предоставляют больше свободы для творчества.

Графика как основа изобразительного искусства

Выполнила: Заманова Анастасия

студентка 21 группы,

специальность 050146

Руководитель:

Челябинск 2011

Введение

Глава I . Графика как самостоятельный вид изоискусства.

1.1. Исторические сведения о возникновении и развитии искусства графики.

1.2. Виды графики.

1.3. Материалы графики.

1.4. Изображение животных и птиц в искусстве графики.

Заключение

Список литературы


Введение

Рисунок - это высшая честность искусства.

Энгр

Актуальность проблемы исследования. Графика как один из самых древних и распространённых видов художественного творчества занимает видное место в изобразительном искусстве. «Она способствует развитию эстетического воспитания и образования, развивает художественный вкус, помогает в усвоении ряда специальностей», - считает современный теоретик искусства .

Благодаря сравнительной простоте художественного языка, удобству воспроизведения в больших тиражах, графика широко используется в области массовой агитации и пропаганды. Графика служит средством воспроизведения живописи и скульптурных работ.

Великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (1писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки» .

Рисунок как самостоятельная область творчества может быть художественным и творческим. Это такой рисунок, когда художник не копирует предмет, а выбирает самое важное и характерное, усиливает его, опуская всё второстепенное. Такой рисунок играет огромную роль в развитии художественного вкуса, имеет большое познавательное и воспитательное значение, например рисунки к басням .

Рисунок является основным видом детского творчества в рисовании на различные темы и в декоративном рисовании.

Замечательный художник Марк Шагал (1считал, что основой обучения будущего художника является реалистическое искусство. Он писал: «Учить в художественной школе надо реалистическим методам, молодых художников прежде всего следует крепко поставить на ноги... другое дело, как будет развиваться художник после завершения учёбы... Во всех художественных школах мира реалистические принципы обучения одни и те же» .

Рисунок имеет большое значение в практической деятельности школьника, студента, рабочего, техника, инженера и людей различных специальностей, работающих в различных областях науки, техники и культуры. Он играет важную роль в определении контура, формы, объёма предметов и их рас положения в пространстве. При помощи рисунка человек также познаёт и изучает окружающую действительность. «Умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и различных агрегатов. Рисование и черчение приобретают теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники», - отмечали в свое время теоретики искусства .

Исходя из проблемы художественного образования нами была сформулирована тема исследования : «Графика как основа изобразительного искусства» .

Для проведения теоретического исследования мы определили задачи исследования :

1. отобрать и изучить теоретическую литературу по графике и её изобразительным возможностям;

2. на основе анализа литературы представить в тексте работы теоретические основы, виды и особенности искусства графики;

3. обобщить результаты исследования по теме « Графика как основа изобразительного искусства» и определить перспективы дальнейшей работы по данной теме.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования :

Изучение и анализ литературы;

Сравнение точек зрения искусствоведов;

Классификация и систематизация материала;

Моделирование;

Обобщение.

Глава 1. Общие сведения об искусстве графики.

1.1. Историческая справка возникновения и развития искусства графики.

Графика как вид изобразительного искусства появилась не сразу. Графические изображения создавались уже тогда, когда люди жили в пещерах, добывали огонь трением, шли на охоту с каменным топором. Рисунки процарапывались или наносились красками на стены пещер, были контурными, силуэтными. Краски вплоть до 13-14 веков выполняли в изобразительном искусстве второстепенную роль, лишь подчеркивая контуры рисунка, и носили декоративный характер.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям.

С одной стороны, отрабатывалось свободное движение руки, чтобы главные контурные линии легко наносились кистью на поверхность доски или папируса. С другой стороны, ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур на стене для фрески, на камне для барельефа . Среди рисунков древних египтян наряду с религиозными сюжетами можно увидеть рисунки, отражающие жизненные впечатления: кошки гуляют среди зарослей папируса; девушка ловит рыбу; люди играют на музыкальных инструментах.

Древнегреческие художники утверждали, что сущность прекрасного в симметрии, в гармонии частей и целого. В основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры, однако рисунок использовался только в подготовительных и учебных целях, самостоятельного значения он ещё не имел .

В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок в частности, имели как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на её эмоциональное и духовное состояние.

В эпоху Возрождения искусство рисунка приобрело самостоятельную значимость. Изучение памятников античности обусловило новое содержание искусства. Сложилась другая система художественного видения - изображение стало строиться как реальная картина. Особенно важным было формирование специфического языка рисунка. Линия приобрела пластическую выразительность, способность в самом нажиме передавать объём и пространство.

К этому времени в рисунке использовались свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - бистр, тушь, разно­цветные чернила, акварель , белила. Рисовали перьями, кистями на белой бумаге и на бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Это обогатило художественные и технические возможности изображения .

В истории развития рисунка существовали два различных подхода к изображению, две системы передачи формы: объёмная, живописная. При объёмном изображении форма передаётся чётким контуром и моделировкой объёма, при живописном - контуры словно бы растворяются в окружающем воздушном пространстве.

Строгой, линейной манере следовали такие художники эпохи Возрождения как А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело .

Венецианские художники рисовали в свободной манере, к ним относятся: Джорджоне, Тициан, Б. Веронезе, Я. Тинторетто .

Большой вклад в развитие рисунка внёс Леонардо да Винчи. У него были целые альбомы с набросками, зарисовками и рисунками, которые потом становились шедеврами изобразительного искусства. Леонардо да Винчи является создателем первого в европейском искусстве пейзажного рисунка.

Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, А. Дюрер, Рафаэль и другие. А. Дюрер создавал рисунки всех типов и жанров .

Русская школа 18-19 веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и многие другие ученики Академии художеств.

Рисунки А. Лосенко, И. Репина и многих других русских
мастеров дают представление о различных приёмах использования графических материалов .

И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать растушку.

Большое значение имеет иллюстративный рисунок. Многие писатели и поэты делали рисунки и зарисовки, как иллюстрации к своим произведениям. Были художники, которые делали иллюстрации к детским книгам . Лучшие рисунки к ним создали - иллюстратор сказок, - анималист, мастер детской книги для дошкольников, и другие .

С наступлением Великой Отечественной войны рисунок стал носить военный характер. Выпускалось огромное количество плакатов и листовок. Рисунок стал серьёзным защитником Родины, который морально уничтожал врага.

После окончания войны основной тематикой рисунка стала жизнь советского человека.

Путь развития графики был трудным. А теперь можно с уверенность назвать рисунок не просто видом изобразительного искусства, но и её основой.

1.2. Виды графики.

По видам графику разделяют на:

1)станковую или листовую (станковый рисунок, эстамп, лубок);

2)книжную и журнально-газетную;

3)прикладную (грамоты, дипломы, марки, этикетки, афиши и др.);

4)гравюры (ксилография, линография, литография, офорт, сухая игла, гравюра на картоне и др.) .

Виды графики

Схема 1.1.

Один из авторов словаря по МХК, отмечает: «Станковая графика является тем видом графики, которая наиболее свободно позволяет художнику самому выбирать и трактовать тему своего рисунка. Она не связана с литературным текстом. Художник сам выбирает материал и формат листа. Станковые рисунки чаще выполняют на бумаге, картоне и материи, реже на дереве, металле и камне. К произведениям изобразительного искусства относится станковый рисунок» .

Эстампом называется художественное изображение, отпечатанное на бумаге с доски из дерева; металла, линолеума или специального камня. Для этого поверхность доски или камня обрабатывается соответственным образом/

Лубок - народная картинка, отличающаяся особой простотой и доступностью образов и предназначенная для массового распространения . Лубок печатался вначале с доски из липового луба. В 18-ом веке стали печатать с металлической доски, но название осталось то же. Обычно лубок сопровождался пояснительным, чаще всего стихотворным текстом. В России лубок в 17-ом веке имел религиозные темы, а в 18-ом веке главными образами стали сказочно-былинные, бытовые, сатирические. В годах художники, ёв, и другие исполняли патриотические лубки .

В советском искусстве художественную форму лубка художники использовали в плакате . В такой технике работали, и другие.

Книжная и журнально-газетная графика имеет свои особенности. Оформление книги, журнала и газеты проходит сложный процесс, в котором переплетаются художественное творчество и техника. Оформление книги - это выражение литературного содержания художественными и полиграфическими средствами. К художественным средствам относятся: различные иллюстрации, то есть изображения, раскрывающие содержание книги, журнала, газеты; рисованный орнамент, чертежи, схемы, карты, репродукции с фотографий, картин, плакатов; рисованные шрифты. К полиграфическим средствам относятся материалы для изготовления книги, то есть бумага, картон, краски и так далее, а также способы воспроизведения.

Гравюра - вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером .

Гравюру по способам печатания разделяют на три основные группы:

1) выпуклая печать;

2) углублённая печать;

3) плоская печать .

Гравюра выпуклой печати . К ней относится гравюра на дереве - ксилография и линолеуме - линогравюра. Для этой печати характерно удаление при помощи вырезания или выдалбливания доски тех мест, которые на бумаге остаться белыми. Выпуклости на доске покрываются краской. При оттиске на бумагу она оставляет след - рисунок.

Гравюра на дереве появилась в конце 6-го века. Родиной её считается Китай, она встречается в Индии, Японии и других странах. В России гравюра на дереве возникла в середине 16-го века .

Гравюра углублённой печати. К ней относятся все способы гравирования на металле: резцовая гравюра, «сухая игла» и меццотинто, а также офорт и его разновидности - мягкий лак и аквинта. Для углублённой гравюры характерны углубление на металлической доске в форме царапин или борозд. Резцовая гравюра на металле отнимает много времени, требует большого физического напряжения. Работа ведётся стальным резцом кубической формы с ромбовидным срезом. На стальную или медную доску путём вдавливания наносится рисунок.

В способе «сухая игла» гравер процарапывает металлическую доску специальной твёрдой иглой или осколком алмаза.

Способ меццотинто более сложный, но он допускает непрерывный и тончайший переход от тени к свету. Хорошие меццотинтовые оттиски редки и дороги, так как доски быстро стираются.

Офорт - вид гравюры на металле, в котором углубления получаются путём травления металла кислотами .

Полированную поверхность медной или цинковой доски покрывают кислотоупорным лаком. Особой иглой по лаку наносится рисунок. Кислота действует на металл только там, где повреждён лак, оставляя рисунок на металле.

Мягкий лак является разновидностью офорта, где вместо обычного покрывного лака применяется более жирный и мягкий по составу. Рисунок наносится не иглой, а карандашом, но не прямо на слой лака, а на тонкую бумагу, положенную на него .

Аквинта - также разновидность офорта. Этот приём используется для получения мягких акварельных переходов в травленой гравюре.

Классическая резцовая гравюра на металле и офорт получили в России расцвет в 18-ом веке .

Гравюра плоской печати. К ней относится литография. Рисунок наносится на поверхность специального литографского камня.

Литография делится на два вида: автолитографию и репродукционную литографию.

Автолитография - такой вид литографии, когда автор-художник сам создаёт своё произведение непосредственно на камне, с которого получается оттиск на бумаге .

Репродукционная литография резко отличается от автолитографии. Мастер-литограф только копирует уже готовый оригинал, данный художником.

1.3. Материалы графики.

Материалом для рисования с древних времён служил уголь; в Эпоху Возрождения входит в употребление так называемый «итальянский карандаш» (чёрный мел по качествам своим похожий на уголь) и сангина («красный мел»); с 16-го века применяется графит, а с конца 18-го века появляется карандаш в деревянной оправе .

Для выполнения заданий по рисунку наиболее предпочтительны графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, соус, цветные мелки, а также уголь, сангина, пастель.

Разнообразие графических материалов

Схема 1.2.

Остановимся на некоторых особенностях графических материалов.

Графитный карандаш удобен и для учебных, и для творческих работ. Он имеет приятный серый тон и некоторый блеск, легко стирается резинкой. Этим карандашом создают рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Для рисования графитный карандаш самое простое и доступное средство.

Графит ложится на любую бумагу и не осыпается. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдёт для тональной работы. Хорошо выглядят рисунки карандашом на пожелтевшей от времени бумаге.

Графитный карандаш хорош для рисунков в альбоме, на ватманском листе.

1. Цветными карандашами также можно достичь разнообразных графических и живописных эффектов особенно акварельными карандашами, которые можно размыть водой. В статье учителя отмечено: «Это материал, который доступен и прост в работе, поэтому им часто рисуют дети. Возможности цветных карандашей значительно богаче, но дети их не используют. Причина здесь в том, что детям, школьникам необходимо методически грамотно и увлекательно представить эти приёмы. Тогда цветные карандаши станут спутником творчества многих людей, даже непрофессионалов» .

«Научите детей использовать фантастические узоры для заполнения плоскости предмета, например, клеточки, волны, ромбики, кружки и вы увидите радостные глаза ребёнка. Он понял, что его рисунок стал значительно красочнее и интереснее. Использование декоративных пятен обогащает и раскрепощает детскую фантазию и непосредственно детский рисунок», - пишет.

«Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Углём можно работать двумя способами: используя линии и штрихи и применяя тональную тушевку. Уголь даёт глубокий бархатистый чёрный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им выполняют быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, позволяет передать свет и тень. Им рисуют на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях. Лучше использовать шероховатую бумагу. Интересные рисунки углём получаются на цветном фоне неярких тонов.

Рисунки углём следует закреплять специальным фиксативом или лаком для волос», - дает пояснения, авторитетный ученый-методист по изоискусству .

«Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет красивую плавную линию, которую нельзя стереть. Рисунок выполняют, используя линии, штрихи или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы.

Сангину , материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке ещё Леонардо да Винчи. Рисунки сангиной бывают линейные, штриховые и тоновые. Она хорошо растушевывается на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте. Осваивать технику работы этим материалом следует начинать с набросков, а продолжать в более длительных рисунках с натуры или по представлению», - замечает автор .

Соус - это материал для рисования в виде толстых палочек-карандашей из прессованных красителей с клеем, обёрнутых в фольгу. Он применяется в больших и длительных рисунках, в набросках и зарисовках. Существует две техники выполнения рисунков соусом: мокрый соус (размывается кистью с водой) и сухой соус (наносится на бумагу штрихом) .

Пастель - живопись сухими мягкими цветными карандашами без оправы, «спрессованными из стёртых в тонкий красочный порошок минеральных красителей с добавлением скрепляющего или разбеливающего вещества - гуммиарабика, молока, мела, гипса, талька. Пастельные карандаши бывают твёрдые, средней твёрдости и мягкие», - так определяет свойства материала . «В школьной практике учителя изоискусства используют пастель. С помощью нежных оттенков материала дети постигают закономерности колорита, могут выразить настроение, характер объекта, т. е. учатся тонко чувствовать эстетику окружающего мира», - замечает один из классиков методики изоискусства .

Пастелью также называют произведения, выполненные пастельными карандашами. Ими рисуют на шероховатой бумаге, картоне, загрунтованном холсте, замше, пергаменте. Рисунки, выполненные пастелью необходимо закреплять фиксатором или лаком для волос.

1.4. Изображение животных и птиц в искусстве графики.

Анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные. Художники-анималисты уделяют основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок .

Анималистические рисунки - древнейший вид изобразительной деятельности человека, уходящей своими корнями в эпоху верхнего палеолита (20-40 тысяч лет до н. э.). Образ зверя был настолько популярен в творчестве древних художников, что его изображения встречаются чаще других сюжетов в палеолите, мезолите и неолите. Целый ряд древних графических композиций можно считать шедеврами мирового искусства .

Именно тогда были намечены основные стили в изображении животных, определены графические приёмы.

Изображения зверей , сделанные рукою доисторического человека, исполнены по памяти и представлению и по обобщённости и точности образов напоминают выверенные графические композиции.

Графика животных Древнего Египта, Китая, стран Дальнего Востока, Америки и других регионов позволяет студентам найти близкие «по духу» изображения .

Изображение птиц и животных требует пристального изучения их внешнего облика. Характера пластики и конструктивного строения формы тела.

Рисунок птиц. Представление о происхождении и развитии птиц, об анатомическом строении и образе жизни поможет наблюдательному рисовальщику найти их индивидуальные особенности.

Известный художник-анималист советует: «Зарисовки лучше начать с неподвижной натуры - чучел птиц. Полезно вначале сделать несколько ознакомительных зарисовок или набросков с чучела большой птицы, а затем выполнить рисунок в разных положениях, предварительно познакомиться с их анатомическим строением, пропорциями и движением, влияющими на характер формы.

Очень полезны наброски и зарисовки домашних животных с натуры и в зоопарке. Для начала лучше избрать в качестве натуры животных в состоянии покоя или их малоподвижные позы. В дальнейшем можно перейти к зарисовкам активно движущихся моделей» .

Борис Михайлович Неменский напутствует учителя: «Младший школьный возраст отличается подлинным интересом ко всему живому, к фауне и флоре окружающего мира. Нужно помочь детям увидеть красоту животных, пластику и грацию их движений. При грамотном объяснении, показе приёмов работы графическими материалами дети с удовольствием рисуют своих домашних питомцев, лесных обитателей, образы экзотических и фантастических зверей. Главное, передать свою увлечённость детям!» .

Заключение

Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что графика действительно является основой изобразительного искусства, так как графический рисунок является первым этапом создания любого произведения изобразительного искусства. Все авторы едины во мнении о том, что рисунок является основой изображения, дает четкое, ясное представление о конструкции, объеме объекта.

О художественных возможностях графики подробно и образно пишут теоретики искусства, о разнообразии материалов мы подробно ознакомились, изучая монографии «Виды изобразительного искусства». В ходе исследования мы опирались на работы художника-анималиста и педагога-методиста. Исследование графики обогатило, расширило наши знания о графике, о её художественных возможностях.

Знакомство с мнением авторитетного учёного, художника и педагога в книге «Мудрость красоты» даёт нам основание считать, что учить детей понимать искусство графики, изучать художественные возможности разных материалов и предоставлять детям радость рисования карандашом, пастелью, фломастерами - это необходимый компонент художественного развития детей.

Изучение теории графического искусства необходимо мне, как будущему учителю, для более глубокого понимания организации работы на уроках.

В дальнейшем, в курсовой работе мы планируем выполнение творческих работ в графике и особый акцент попытаемся сделать на серии графических рисунков животных и создании практических пособий для обучения графике младших школьников.

Список литературы

1. Грушевицкая, Т. Г., Гузик, М. А., Садохин, по мировой художественной культуре [Текст] / , . - М.: Академия, 2001. - С. 198.

2. Дуканин, К. Н., Егоров, Ф. И., Лукинов, Б. П., Седов, К. М., Чарнецкий изобразительного искусства [Текст]/ , . - С-П.: « Искусство», 1999. - С. 200

3. Изергина, об искусстве [Текст]/ . - Ленинград: Издательство Академии художеств, 1962.

4. Карлов, птиц и зверей: изд. 2-е, дополн. [Текст]/ . - М.: Просвещение, 2001. - С. 76.

5. Конев, А. Ф., Маланов, рисовать. Рисуем собаку [Текст]/ , . - Минск, Харвест, 2003. - С. 102, с илл.

6. Неменский, красоты: учебное пособие для учителя [Текст]/ . – М.: Просвещение, 1992. – С. 307.

7. Сокольникова, искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]/ . - М.: Академия, 1999. - С. 324.

8. Юрская, цветными карандашами [Текст]/// Начальная школа. - № 10. – 2003. - С. 15– 18.