Повесть как один мужик двух генералов прокормил сочинение. Сочинения для школьников

Салтыков-Щедрин писатель, которого привлекала такая форма написания произведений, как сказка. Он создал много замечательных работ и одну из них, мы изучили на уроке. Это была Повесть как один мужик двух генералов прокормил, что автор написал в 1869 году.

Повесть как один мужик двух генералов прокормил сочинение

Если обратится к сюжетной линии, то мы видим, как два генерала по какому-то волшебству оказываются на необитаемом острове. Да не простой этот остров. Он полон всякого изобилия. Здесь куда ни посмотри, везде можно найти еду. Вот только генералы были настолько беспомощными, что даже яблоко с дерева не могли достать. Неизвестно что с ними было бы, если бы не повстречался им мужик. Вот его они и заставили работать. Тот их накормил, напоил, спать уложил. Позже и вовсе доставил обратно домой, где генералов ждала большая накопленная сумма денег. Но, все на что они были согласны, это в знак благодарности отправить мужику рюмку водки и пятак.

Как видим, Салтыков-Щедрин показывает рабскую покорность крестьян. Ведь несмотря на то, что мужик был сильным, он покорился тунеядцам, а те хоть и беспомощные, однако сумели своей строгостью заставить простого человека на них покорно работать.

Герои повести Салтыкова-Щедрина

Героями повести являются непосредственно два генерала и мужик, который их прокормил.
Если характеризовать генералов, то это были беспомощные существа, которые, попав на остров, не могли добыть себе даже еды. А между тем, на острове ее было полно, только нужно лишь немного проявить смекалку. Но нет, генералы только и могли, что работать в регистратуре и высказывать заученные фразы. Один из генералов глупый и ленивый, второй ко всему вышеперечисленному был еще и груб.

Еще один герой произведения — мужик. Это человек, на все руки мастер. За все, что он берется, все получается. Единственный его минус в том, что он безвольный, поэтому, как только увидел людей высшего ранга, сразу стал прислуживать им. Даже плетет веревку, которой позже и будет связан.

Смысл сказки как мужик двух генералов прокормил

Смысл повести о генералах и мужике был в том, чтобы показать действительность того времени со всей ее ужасной реальностью под видом сказки, показывая свое отношение к проблемам. Автор поднимает важные проблемы и вопросы, при этом описанные проблемы не теряют своей актуальности и в наше время.

Чем острее сатира, тем выше идеал писателя.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Цель: посредством анализа системы образов “Повести…” охарактеризовать авторский идеал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Задачи урока.

Образовательные (система знаний):

изучение нового:

  • осмысление идейного содержания произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”;
  • формирование представления об авторской позиции, авторском идеале;
  • способы выражения отношения автора к изображаемому (юмор, ирония, сатира, гротеск);

повторение изученного:

  • литературная сказка и ее отличие от фольклора,
  • способы создания художественного образа персонажа (имя, место службы, чин, речь, образованность, портрет, художественное пространство, взаимоотношения, отношение к другому персонажу, авторское отношение).

Развивающие (система умений):

формирование новых умений:

  • аргументировать отношение к персонажам произведения (генералам, мужику) автора, читателя;
  • характеризовать авторский идеал писателя-сатирика;

развитие ранее приобретенных умений:

Воспитательные (система ценностных ориентиров):

  • формирование ценностного представления учащихся о мире и человеке с позиций авторского идеала;
  • овладение учащихся лексикой, выражающей их отношение к нравственным ценностям.

Оборудование: портрет писателя, детские рисунки персонажей, “Словарь гуманитария”, карточки с заданиями для учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Какие признаки сказки как жанра вы знаете?

Чем отличается литературная сказка от народной?

Предполагаемый ответ: В литературной сказке автор – конкретное лицо, сказочный стиль сочетается с канцелярским и создается комический эффект, используется гипербола и гротеск, для того чтобы показать, что отсутствует идеал и положительный герой, используется сатира, злая ирония.

Дайте определение юмору, иронии, сатире и приведите примеры из своего читательского опыта.

Предполагаемый ответ: Юмор – веселый, добрый смех. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – смех злой, гневный.

Какие художественные особенности изображения ситуаций и героев в сатирической сказке вы можете назвать?

Предполагаемый ответ: Аллегория, ирония, сарказм, гипербола, гротеск.

Какие вам известны способы создания образа персонажа?

Предполагаемый ответ: Способы создания образа – портрет, пейзаж, поступки героя, его занятия, взаимоотношения с другими персонажами, речь героя, отношение автора к персонажу, мое отношение.

II. Сообщение темы и цели урока.

Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим работу над “Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Салтыкова-Щедрина. Нам предстоит охарактеризовать авторский идеал: отношение писателя к миру и человеку посредством анализа персонажей. Давайте внимательно понаблюдаем за героями и постараемся понять замысел автора. Сегодня работать будут две группы учащихся: первой группе предстоит охарактеризовать генералов, второй – мужика. Ребята каждой группы получили в конвертах карточки с заданием, которое должны будут выполнить самостоятельно. Результат своего исследования группы представят в форме полного устного ответа. Каждое ваше выступление не должно превышать 2 минут. На самостоятельную работу отводится 5 минут. Вам надо внимательно слушать выступающих товарищей, чтобы не повторять уже сказанное.

III. Характеристика генералов.

Карточка №1. Имена персонажей.

Каковы имена генералов?

Предполагаемый ответ: Генералы не имеют имен, тем самым автор подчеркивает типичность их образов, отсутствие индивидуальных качеств.

Карточка №2. Место службы персонажей.

Где служили генералы? Перечитай необходимый фрагмент.

Найди в словаре значение слова “регистратура”.

Как относится повествователь к таким “регистратурам”?

Предполагаемый ответ: “Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре…” Слово “регистратура” в словаре обозначает... Автор не случайно употребляет определение “какой-то” при слове регистратура, чтобы обобщить подобные заведения, подчеркнуть типичность, относится к подобным заведениям иронически.

Карточка №3. Чин персонажей.

Почему не указано, за что герои получили генеральский чин?

Где и кем еще служил один из генералов? назвать художественный прием)

Предполагаемый ответ: Автор не говорит, за что получили генералы чин, личные качества героев тоже не обозначены, указан только чин. Но мы понимаем, что за бездеятельность чин не дают, значит, получен он генералами по чей-то протекции, так как сами заслужить такое высокое звание они никак не могли. Один из генералов был учителем каллиграфии в школе военных кантонистов, т.е. в школе для солдатских детей, что должно свидетельствовать о невысоком интеллектуальном уровне героя, другой “был поумнее”. Да и где видано, чтобы генерал занимался такой деятельностью?! Таким образом, автор сатирически изображает генералов.

Карточка №4. Речь персонажей.

Какие выражения используют генералы в речи? Прочитайте фрагменты.

В чем особенность произнесения ими слов?

Как речь характеризует персонажей?

Предполагаемый ответ: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности” – канцеляризм, генералы используют в речи официально-деловой стиль, что характеризует их ограниченность, привычка употреблять “с” на конце слов – выражение почтения.

Карточка №5. Образованность персонажей.

Каков уровень образования генералов? Объясните свой вывод.

Какие читательские впечатления о генералах возникают на основе анализа авторского приема?

Предполагаемый ответ: Генералы не знают сторон горизонта, для них “булки в том самом виде родятся, как утром их к кофею подают” – эта гипербола помогает передать никчемность, необразованность генералов. Автор изображает их сатирически.

Карточка №6. Портрет персонажей.

В чем особенность внешнего вида генералов?

Какие предметные детали в описании генералов выделяет автор и почему?

Как вы относитесь к генералам на основе анализа их внешности?

Предполагаемый ответ: “Сытые, белые да веселые”, – говорит повествователь,- но нет лиц – таким образом, использовано обобщение. Генералы “в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену”, орден воспринимается как часть тела, использован гротеск. Портрет сатирический, вызывает чувство неприязни к героям.

Карточка №7. Художественное пространство.

Чем замечателен остров, на который попадают генералы?

Предполагаемый ответ: Автор переносит действие на необитаемый остров, чтобы генералы смогли показать себя, проявить себя в поступках, не зря на острове много еды, воды – он идеализирован, это рай, но рай, прежде всего, для желудка, остров фантастический, изобилие, царящее здесь, передано с помощью гиперболы. Генералы бездеятельные, белоручки, проявить себя так и не смогли.

Карточка №8. Поведение персонажей.

Какие действия совершают генералы на острове? С какой целью?

Как поведение генералов их характеризует?

Предполагаемый ответ: Генералы пытаются залезть на дерево – но… увы! Бездейственность, беспомощность, привычка, что все делают за них другие, автор обличает их пошлость, небокоптительство, бессмысленность такого существования.

Карточка №9. Взаимоотношения персонажей.

Каковы взаимоотношения генералов в начале сказки?

Как меняются их взаимоотношения и почему?

Приведите соответствующую цитату.

Какие ассоциации, аналогии возникают у вас при анализе поведения генералов (на кого они похожи в момент нападения друг на друга)? (назовите используемый художественный прием)

Предполагаемый ответ: Стоило только генералам почувствовать сильный голод, как их почтительность исчезает. Чиновники теряют человеческий вид и подобно хищникам набрасываются друг на друга. “Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил”. Остервенение генералов передается автором с помощью гротеска.

Карточка №10. Отношение генералов к мужику.

Как генералы отнеслись к своей находке, мужику?

Найдите цитаты и объясните их смысл.

Какая мысль посетила генералов при виде разной провизии?

Найдите цитату и объясните отношение генералов к мужику.

Почему генералы привязывают мужика?

Как генералы “отблагодарили” мужика?

Выразите свое отношение к генералам.

Предполагаемый ответ: “Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него”. Мужик – спасение генералов, он тот, кем они могут распоряжаться, как своей собственностью, он их спасение. Но стоило, благодаря старанию и умению мужика появиться разной провизии, как вместо благодарности генералы пренебрежительно произносят: “Не дать ли и тунеядцу частичку?” Слово “тунеядец” выражает здесь иронию: кто же истинный тунеядец? Но главная “благодарность” впереди: генералы привязывают мужика, чтобы он не убежал. Налицо жестокость, грубость, насилие генералов над тем, кто им подчиняется.

Что же за образ предстает перед нами в лице генералов?

IV. Характеристика мужика.

Карточка №1. Имя персонажа.

Каково имя мужика?

Каковы ваши читательские размышления по этому поводу?

Карточка №2. Портрет персонажа.

Как выглядит мужик?

Почему он назван в произведении “громаднейшим мужичиной”?

Почему в систему образов введен мужик?

Какими свойствами наделен мужик в сказках?

Предполагаемый ответ: Автор называет своего героя “громаднейшим мужичиной”, т.к. это тот человек, который все сможет сделать, ко всякой работе способен, сильный, могучий, ловкий (таким всегда мужик представлен в русских народных сказках). В систему образов мужик введен не случайно: он противопоставлен бездеятельным и бесполезным генералам.

Карточка №3. Поведение персонажа.

Что умеет делать мужик?

Как выполняет работу, за которую берется?

Все ли поступки мужика вам нравятся?

Объясните причины вашего отношения к мужику.

Предполагаемый ответ: Мужик все умеет делать, работу выполняет быстро и добросовестно. Автор восхищается его ловкостью, трудолюбием, гипербола помогает передать изобретательность, выдумку народа.

Карточка №4. Отношение мужика к генералам.

Как относится мужик к генералам?

Почему мужик подчиняется генералам? Приведите соответствующую цитату.

Что предпринял “мужичина”, чтобы выручить генералов из беды и доставить домой?

Какие качества характера проявил при этом?

Предполагаемый ответ: Мужик безропотно подчиняется генералам. Чина, оказывается достаточно, чтобы помыкать мужиком. “Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: “Вот как хорошо быть генералами – нигде не пропадешь!” Мужик строит корабль, проявляя при этом находчивость, изобретательность.

Карточка №5. Речь персонажа

Как речь мужика характеризует его?

Предполагаемый ответ: В речи мужика отразилась извечная привычка русского народа – безропотно угождать барину.

V. Обобщение.

В отношении каких героев Салтыков-Щедрин использует юмор, иронию, а в отношении кого – сатиру? Почему?

Чем мужик в сказке Салтыкова-Щедрина отличается от фольклорного персонажа?

Что в поведении мужика вызывает восхищение, а что – осуждение автора?

Каков смысл финала “Повести…”?

VI. Подведение итогов аналитической беседы.

Обобщение учителя: “Повесть…” построена на аллегории, высмеивает пороки современного автору общества, обличает тупость и неприспособленность к жизни генералов, смирение, рабскую покорность всё умеющего мужика. Это вопросы государственного значения, благополучие России зависит от отношения к этим порокам государственной власти.

Почему в названии сказки Салтыковым-Щедриным намеренно употреблено слово “повесть”?

Обобщение учителя: Используя сказочные приемы, фантастику и гиперболу, писатель создает необычную ситуацию, увлекающую нас, читателей. Но он искусно переплетает фантастику и действительность, чтобы изучить суть отношений между властьимущими и народом, безнравственность властей и раболепие мужика. Так через отражение пороков проявляется боль сатирика за сметливый, работящий русский народ.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: “Чем острее сатира, тем выше идеал писателя”. Как вы понимаете его слова?

Обобщение учителя: Салтыков-Щедрин считал, что сатира должна не разрушать, а созидать, а писатель должен исследовать жизнь полнее, чтобы понять, как ее устроить лучше.

Какие нравственные ценности утверждает сатирик Салтыков-Щедрин?

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-характеристику одного из героев (1 группа – характеристика мужика, 2 группа – характеристика генералов).

Образ мужика в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Сказки мы знаем с детства, добрые и поучительные, забавные и страшные. Всех их объединяет одно: добро непременно должно побеждать зло. Ведь без этого не может обойтись ни одна сказка. Такие волшебные произведения появляются и в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Только наполняются они совершенно другим содержанием.

Главным в повествовании становится не противостояние положительных и отрицательных героев, а сатирическое описание действительности. Писа-гель жил в очень сложное время. В период, когда были написаны первые три его сказки (1860 год), Александр II отменил крепостное право. Но это совершенно не сказалось на быте мужика: он не стал жить лучше. Манифест от 19 февраля остался всего лишь простой бумажкой, которая по-прежнему не давала простым людям никакой свободы. Подобные исторические события и находят отражение в сказочных произведениях писателя. И в центре его внимания находится образ мужика. Он не показан невежественным или неотесанным. При этом писатель не превозносит простого чело-века из народа до небес, не идеализирует его. Салтыков-Щедрин старается подобрать такие слова и краски, которые позволили бы нам понять истинный образ мужика и мир, в котором он живет. Интересные его черты и качества писатель подме-| ил и описал в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Уже само название произведения преподнесено в ироничном ключе. Рассматривать его можно с двух сторон. Во-первых, обращает на себя внимание то, что один человек смог прокормить двух. Во-вторых, точное определение количества генералов тоже невольно вызывает улыбку. Можно даже прочитать название произведение с неким вызовом: прокормил целых двух человек. Так в самом названии текста писатель говорит о том, что главным героем будет мужик.

С самого начала произведения автор обозначает большую пропасть между двумя мирами: мужика и генералов. Также для описания последних писатель использует сатирические краски. Показано, что они совершенно оторваны от той действительности, в которой живут. Например, регистратура, в которой служили генералы, получает определение какой-то»: «Служили генералы всю жизнь в какой регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимая. И провели они в этом учреждении всю жизнь, то есть их мир замкнут службой и домом. У них нет и никогда не будет никакого жизненного опыта, который помог бы им выжить в других условиях, если бы они случайно выпали бы из этого круговорота Так повествование преобразуется в сказку - генералы попадают на необитаемый остров.

Автор не дает их точного портрета, но замечает, что когда они очутились на острове, то на них были ночные рубашки и ордена на шее. Несмотря на то то генералы прожили на свете довольно долго, мни не умеют ничего делать. Так с каждой фразой сатира писателя становится более едкой. Остров оказался не таким уже необитаемым: в лесу полно дичи, в озере рыбы, на деревьях фруктов. И, несмотря на то что им очень хочется есть, они садятся читать «Московские ведомости». Ведь генералы совершенно не знают, как все это богатство можно побрать и приготовить.

Так в своей сказке М. Е. Салтыков-Щедрин показывает генералов беспомощными и неприспособленными к жизни людьми. Сатирические краски, используемые писателем в повествовании, показывают и внутреннее убожество богатых людей. Все это создает определенную почву для того, чтобы в контрасте показать находчивость и смекалку русского мужика, который тоже появляется в сказке.

Решение о том, что следует найти мужика, чтобы не умереть с голоду, приходит в голову бывшему учителю каллиграфии. Снова проскальзывают в сказке иронические нотки. Генералы совершенно не задумываются о том, что на необитаемом острове никого быть не должно. Но они смогли найти мужика по хлебному запаху. «Долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след». Такой штрих в портрете простого человека очень верно подмечен писателем. Образ мужика непременно соотносится с хлебом. Стоит вспомнить множество русских пословиц и поговорок, связанных с этим продуктом. Например, хлеб всему голова. Вот такой головой и становится в этой сказке простой человек.

При описании главного героя, кажется, что перед нами предстает некий русский богатырь, который готов защитить правого и наказать обидчика: «…подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина». Но ему в конечном итоге приходится делать вполне банальные вещи: накормить несчастных и голодных генералов. При этом они были ужасно рассержены, что он спит в то время, когда они хотят есть. И мужик «зачал… перед ними действовать».

Сказочные и иронические интонации исчезают из произведения, и мы понимаем, что писатель с грустью смотрит на готовность и старания мужика накормить генералов. Он показывает, что простой человек сохранил прежнюю психологию, ведь от него никто не требовал помогать и подчиняться генералам. Но он начинает их обслуживать, потому что такое раболепство было заложено у него в крови. Наверное, должно пройти немало лет с отмены крепостного права, чтобы простой трудящийся человек смог наконец почувствовал вкус свободы.

Но в следующем же абзаце такие печальные нотки словно улетучиваются. Мужик ловко и проворно смог накормить генералов практически с первой же минуты встречи. «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю: потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку?»

В этом небольшом отрывке представлен самый полный и красочный портрет простого человека. Благодаря своей смекалке и труду он смог накормить не только себя (помним, что он большой мужичина), но и двух генералов, которые даже не знали, с какой стороны подойти к дереву. Но в их глазах мужик все равно остается тунеядцем, человеком, живущим за чужой счет. Однако такое определение скорее можно отнести не к простому человеку, а к двум генералам. Так образ мужика становится своеобразным зеркалом, в котором отражаются отрицательные качества богатых и ленивых людей.

Портрет простого человека по ходу повествования пополняется новыми чертами. Мужик очень быстро смог приспособиться к новым хозяевам: «Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Но смекалка и умение найти выход из любых обстоятельств не позволяют мужику понять, что он может и не работать на генералов. Ведь они находятся на необитаемом острове - далеко от всех правил и норм русской действительности. При этом он сам себя закрепощает: вьет веревку, чтобы его привязали к дереву. Такая черта простого человека очень тонко подмечена писателем. При хорошем хозяине некоторые крестьяне оставались даже тогда, когда получали вольную. Вскоре мужик строит корабль, устилает его дно лебяжьим пухом и везет генералов домой, в Подьяческую.В конце произведения появляются грустные и в тоже время сатирические нотки: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Отмена крепостного права не принесла самого главного, она не раскрепостила крестьян духовно.

Они не смогли понять и почувствовать того, что приносил им этот закон. Но, несмотря, на все подобные противоречия сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помогает показать, что генералы на самом деле намного глупее мужика, который смог и в сказочной жизни приспособиться и не умереть с голоду. Писатель не изображает его глупым и неразумным и в то же время не восхваляет. Мужик сам показывает все оттенки своей натуры: трудолюбие, находчивость, смекалку и пока еще раболепство перед богатыми, которые никак не хотят дать простому человеку вольную не только на бумаге, но и в жизни.

В своих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. “Я вырос на лоне крепостного права”, – вспоминал писатель впоследствии. Выросший в Тверской губернии, среди болот и лесов, мальчик рано соприкоснулся с жестоким миром крепостной действительности.

Основная проблема, затрагиваемая автором в произведениях (особенно в сказках), – взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых, помещиков и крестьян, эта тема особенно четко прослеживается в сказках “Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил” и “Дикий помещик”.

М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, – народ. Нет народа – государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле. Помещики и генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы. “Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали”. Эти люди (если их можно так назвать) не вызывают у меня ничего, кроме чувства презрения.

Самодовольные, “сытые, белые, веселые”, они воспринимают все блага в жизни как должное, как непреложный атрибут дворянского происхождения. “Вот как оно хорошо быть генералами – нигде не пропадешь!” – так рассуждают генералы из сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Автор постоянно подчеркивает бесполезность существования генералов, их потребительское отношение ко всему окружающему, об этом красноречиво говорит следующая фраза: “Я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!” Обращает на себя внимание то, с какой любовью автор описывает мужика, которого жизнь научила быть сильным, ловким, сообразительным. Мужик сумел поймать рябчика силком, сделанным из собственных волос, “развел огонь”, “стал даже суп в пригоршне варить”.

Подобными чувствами пронизана и другая сказка Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”, в которой автор, сохраняя язык народной сказки, повествует о событиях современной ему жизни. Хотя действие происходит в “некотором царстве, некотором государстве”, в произведении изображен вполне конкретный образ русского помещика – князя Урус-Кучум-Кильдибаева. Смысл его существования заключается в том, чтобы “понежить свое тело”. Он полностью живет за счет своих мужиков, но ненавидит их, боится, презирает, не выносит “холопьего духу”. Он молит бога о том, чтобы он все его владения очистил от мужика. И однажды “не стало мужика на всем пространстве владений помещика”.

Отсутствие мужиков сразу же отразилось на жизни всего государства: “остановились и подати, и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”, и, следовательно, на существовании помещика. Он совсем одичал без мужиков, полностью потерял свое человеческое обличье: “весь он, с головы до ног, оброс волосами, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться он уже давно перестал, ходил все больше на четвереньках… утратил способность членораздельно произносить звуки…”

Человек, считающий себя истинным представителем России, его опорой, потомственный российский дворянин, без мужиков превратился в дикого помещика, больше похожего на животное.

(No Ratings Yet)

  1. М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ “Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению,...
  2. М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН ДИКИЙ ПОМЕЩИК “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота,...
  3. Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности...
  4. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович (1826 – 1889) – русский прозаик. Салтыков родился в богатой помещичьей семье, в селе Спас-Угол Тверской губернии. Обстановка в доме была мрачной и безрадостной – всеми делами...
  5. Сказка – один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст, сказки мы читаем не только ради того, чтобы повеселиться – “в сказке ложь, да в ней намек…” Именно...
  6. МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889) Родился в богатой помещичьей семье, где царила атмосфера скупости, лицемерия и взаимной вражды. Учиться Михаила определили сначала в Московский дворянский институт, где он проявил такие отличные...
  7. Русская литература 2-й половины XIX века “Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением” (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По произведениям И. А....
  8. Время и личность – вот тема, заявленная в самом названии повести “Один день Ивана Денисовича” (1959 г.) и обретающая подлинную философскую глубину под пером Солженицына. Речь идет о жертве всепоглощающего...
  9. Михаил Зощенко – великий юморист, рассказы которого поражают сочным, народным языком и своеобразным юмором. Еще в 1922 году Есенин написал о Зощенко, что “в нем есть что-то от Чехова и...
  10. М. Е. Салтыкова-Щедрина можно по праву назвать одним из величайших сатириков России. Наиболее ярко и выразительно сатирический талант Салтыкова-Щедрина проявился в сказках “Для детей изрядного возраста”, как он сам их...
  11. К М. Е. Салтыкову-Щедрину можно отнести пушкинскую фразу: “Сатиры смелый властелин”. Эти слова были сказаны А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под...
  12. Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года –...
  13. “Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях...
  14. В ранних романтических рассказах Максим Горький выразил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов – так называемые босяки. Писатель изображает их людьми...
  15. Сказки подводят итог всему сатирическому творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказках показаны все стороны общественной и политической жизни России 60-80-х годов ХГХ века. Салтыков-Щедрин разоблачал социальное неравенство, произвол самодержавия, жестокую эксплуатацию народа....
  16. Рассказ (или, по определению некоторых исследователей, повесть) Александра Исаевича Солженицына “Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-1951 гг. Замысел был осуществлен...
  17. Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Сказки – итог творчества писателя. Три из них написаны в 60-е гг. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Пропала совесть”), остальные...
  18. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА М. Б. Салтыков-Щедрин Идейно-художественное своеобразие сказок Сказки – итог творчества писателя. Три из них написаны в 60-е гг. (“Повесть о том, как один мужик двух...
  19. Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную “музыку разрушения” и...
  20. Философские размышления о смене поколений, о вечной борьбе старого с новым звучали не раз в произведениях русских писателей и до И. С. Тургенева (в комедии А. С. Грибоедова “Горе от...
  21. М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказках перед читателем возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (“Бедный волк”, “Медведь на воеводстве”), жестокие эксплуататоры (“Дикий помещик”, “Повесть о том,...
  22. Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Выдающимся созданием М. Булгакова стала повесть “Собачье сердце”. Написанная в 1925 году, она не была напечатана при жизни писателя....
  23. ЧИЧИКОВ И НОЗДРЕВ: В ЧЕМ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ДВУХ ХАРАКТЕРОВ? Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” представляет собой крупномасштабное исследование мира “мертвых душ”, мира людей, скрывающих за маской активной жизненной позиции пошлость...
  24. А. И. СОЛЖЕНИЦЫН ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА 23 июня 1941 года, на второй день после начала Великой Отечественной войны, Иван Денисович, герой повести, ушел на фронт. Ушел крестьянин из деревни...
  25. План I. Обстоятельства окружающей жизни, повлиявшие на творчество М. Булгакова. II. Рискованный эксперимент – основа повести М. Булгакова “Собачье сердце”. 1. Превращение пса Шарика в человека. 2. Конфликт между профессором...
  26. ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Карло Гольдони (Carlo Goldoni) Слуга двух господ (Servitore di due padroni) Комедия (1749) Счастливая помолвка Сильвио, сына доктора Ломбарди, с юной Кла-риче смогла состояться только благодаря обстоятельству, самому...
  27. Последний период Творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и подведением итогов. По воспоминаниям очевидцев, поэт предчувствовал свою гибель, поэтому пребывал в некоем отстраненном состоянии, считая, что бессмысленно спорить...
Над кем смеется Салтыков-Щедрин? (по сказкам “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”)

Творчество великого русского писателя М. Е. Сал-тыкова-Щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализ-мом и художественным совершенством. Высоко его оценивали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Горький.

Достойное место в литературном наследии сатири-ка занимают сказки. Многие из них посвящены уча-сти простого народа в царской России. Писатель про-тивопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. Этой темы он касается и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Герои сказки — генералы — по своей легкомыслен-ности оказываются на необитаемом острове. Ни к чему не способные, едва не погибают они от голода среди обилия плодов, дичи и рыбы. Поняв, что их спасение в мужике, бросаются ободрившиеся гене-ралы на его поиски. Найдя спящего «лежебоку», ге-нералы заставляют его на себя работать. Автор не слу-чайно называет мужика мужичиной. Он подчеркива-ет в его облике физическую мощь, громадную силу. И тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.

Мужичина - мастер на все руки. Он находчив, умел, сноровист. Все у него получается споро. Яблоки с дерева доставать - легко, картофель в земле добыть - тоже, силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовить - не проблема. Огонь добыть, пищу на нем приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, - все это получается у мужика без затруднений. И этим писатель восхищается и гордится.

С некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в Петербург, на Подъяческую. "И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!" - с едкой насмешкой говорит сатирик.

Великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным "океан-море переплыть", а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: "кормит генералов селедками".

Весьма скромна генеральская благодарность: рюм-ка водки да пятак серебра. Но ведь большего мужичи-на и не требует.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает одновре-менно силу и слабость простого русского народа в эпо-ху самодержавия. Сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на кресть-янскую пассивность, покорность, долготерпение. В сказке звучит боль писателя за русского мужика. Горькими раздумьями о судьбе родного народа, род-ной страны полна «Повесть...».

М. Горький справедливо писал о Щедрине: «Значе-ние его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское обще-ство...Предвидение это объясняется тем, что Салты-ков прекрасно знал психику представителей культур-ного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах. Он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб-на...»