Педагогический проект «Интегративный театр как средство социализации и реабилитации детей с особенностями развития. О театре

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии - самый крупный и единственный музыкальный в нашем регионе. Отметив свой 80-летний юбилей, театр продолжает развиваться, экспериментировать с выбором жанров, драматургического материала, хореографического решения, неустанно работает над качеством оркестрового звучания, выносит на суд зрителей оригинальные идеи сценического оформления. Коллектив готов вновь и вновь дарить своим зрителям встречи с прекрасным искусством оперетты, музыкальной комедии, мюзикла, искусством ярким, оптимистичным, радостным.

Немного истории...

Театр был создан на базе Винницкого театра музыкальной комедии и 30 декабря 1936 года открыл свой первый сезон премьерой спектакля "Холопка" Н. Стрельникова.

В годы Великой Отечественной войны в помещение театра эвакуировался знаменитый МАЛЕГОТ (Ленинградский малый оперный театр). Оренбургская труппа в это время работала в г.Орске.

Из воспоминаний актёров разных лет

После войны начался расцвет театра, который, успешно гастролируя, громко заявлял о себе по всей стране: Москва, Мурманск, Самара, Уфа, Курск, Орёл, Казань, Ульяновск, Пермь, Пенза, Псков, Кострома, Вологда, Саратов, Калининград, Златоуст, Челябинск, Свердловск, Волгоград), ближнего и дальнего Зарубежья, (Прибалтика, Украина, Узбекистан, Казахстан, Киргызстан и другие.

Сегодня Оренбургский государственный театр музыкальной комедии - динамично развивающийся коллектив со своим именем, историей, значимым местом в культурном пространстве Оренбуржья. Наряду с признанными мастерами (заслуженные артисты РФ А. Леонова, А. Лазутин), работает много артистов среднего поколения. Большую часть труппы составляют выпускники Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Артисты постоянно участвуют в конкурсах и фестивалях всероссийского и международного уровня, являются лауреатами губернаторских премий «Оренбургская Лира» и «Лучшая актёрская работа года», стипендиатами государственных премий для творческой молодежи от СТД РФ и др.

Театр представляет разнообразный репертуар: здесь можно услышать классическую оперетту («Летучая мышь») и вспомнить советскую историю военных и послевоенных лет («За жизнь»), одухотвориться литературной классикой: Гоголем («Ночь перед рождеством»), Пушкиным («Дубровский»), Шарлотта Бронте ("Джейн Эйр"), а также прочувствовать множество национальных оттенков: грузинских («Ханума»), венгерских («Марица») и многих других.

С приходом куратора театра - заслуженного деятеля искусств РФ Кима Брейтбурга - в репертуаре появились современные спектакли: мюзиклы К. Брейтбурга «Голубая камея» и «Дубровский», "Джейн Эйр", культовая рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось», ставшие театральными сенсациями региона.

Ежегодно спектакли театра посещают более 70 тыс. зрителей! И мы верим, что лучшие страницы его истории ещё впереди!

История создания

У истоков

В декабре 1934-го года Оренбуржье выделилось из состава Средне-Волжского края. Оренбург из заштатного городка становится центром обширной территории, которому теперь жизненно необходимо стать не только административным центром, но и культурной столицей края. Через три недели после создания самой области появился первый в истории оренбургской оперетты документ.

30-е и 40-е годы

Первый период становления и развития театра. Он был успешным в первую очередь в силу того, что опирался на традиционно излюбленный зрителями жанр музыкального спектакля. «Холопка» - первый, очень успешный спектакль театра. Далее были «Золотая долина» Дунаевского, «Сорочинская ярмарка» Рябова, «Свадьба в Малиновке» Александрова.

Конец 40-х и 50-е годы

Театр создал целый ряд ярких спектаклей и стал неотъемлемой важной составляющей жизни города, предметом его гордости. Но 1948 год принёс в его жизнь весьма серьёзные изменения: Совет Министров принял решение о переводе театров на самоокупаемость и снятии их с 15 марта с государственной дотации. Областной отдел по делам искусства издал приказ, согласно которого директора театров области должны были «перейти на полную бездотационность (по существу - хозрасчет). Началась гонка за выживание.

60-е и 70-е годы

На месте бывшего Народного Дома строится, наконец, новое театральное здание. Перемены в политике государства, либерализация, хоть и временная, не прошли стороной и Оренбургский театр. Он вновь много гастролирует, полон надежд на лучшее будущее. Одной из самых больших удач десятилетия стал «спектакль «Чёрный дракон» Модуньо. Собран удивительно талантливый и разнообразный по голосам и амплуа творческий состав, Это был настоящий взлёт театра.

Современный этап

Начало нового тысячелетия знаменательно для театра первым набором на факультет «Актер музыкального театра» в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Сегодня первые выпускники этого факультета - Е. Колчанова, Л. Иосифиди, Е. Клименко и Д. Гуцуляк стали настоящими профессионалами, любимцами зрителя. Ярко заявил о себе и второй набор, ныне тоже выпускники - став лауреатами первого московского конкурса студенческих музыкальных театров «МюзикLand», организованного Фондом Г. Васильева по сохранению и развитию жанра оперетты: А. Ахметгалиева, К. Богдан, С. Гурьянов, И. Низамова, И. Стрионов, И. Тугай и С. Фурсов.

21 марта – Международный день человека с синдромом Дауна. Накануне этого события, а также – в преддверии Всемирного дня театра (27 марта), на пресс-конференции в РИА Новости обсуждали проблему интеграции в современном обществе людей с ограниченными возможностями здоровья, а также проблемы их творческой реабилитации.

Постановка московского «Театра простодушных». Фото с сайта teatrprosto.ru

Согласно «Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года» люди с ограничениями жизнедеятельности должны наравне со здоровыми гражданами иметь равный доступ к услугам в сфере культуры и спорта, а также участвовать в общественной и социальной жизни столицы. Однако до полноправного их включения в жизнь общества – еще очень далеко.

Один из немногочисленных способов интеграции в социальную жизнь в нашей стране, который, в принципе открыт как для людей с синдромом Дауна, так и для многих других «особенных» людей — занятия творчеством.

«Социокультурной реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья соцзащита занимается постоянно, – подчеркнула заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Москвы Татьяна Потяева. – Создаются клубы, в которые ребята могут прийти и найти себя либо в театре, либо в вокале, или живописи. Порядка 17,5 тысяч людей с инвалидностью участвуют в различных реабилитационных проектах ежегодно».

Но соцзащита опекает детей, а после 18 лет человек, получивший статус «инвалид», часто остается наедине со своими проблемами. Действующие творческие коллективы, включающие таких людей, к счастью, существуют, но многие из них буквально находятся на грани выживания и держатся за счет нечеловеческих усилий их лидеров-энтузиастов.

При этом многие, например, театральные «особые» постановки, безусловно, могут украсить афиши обычных профессиональных театров.

Фестиваль «особого» творчества

Хочется верить, что ситуация с отношением к т.н. «особому» творчеству потихоньку начинает меняться: этом году в Москве с 26 марта пройдет Первый молодежный интеграционный театральный фестиваль «Арт-Сфера» . Он организован Центром медико-социальной реабилитации инвалидов при поддержке департамента социальной защиты населения и департамента культуры Москвы.

Надо сказать, что это далеко не первый случай, когда зрителям представляются работы особых театров – с 2001 г. в Москве регулярно проходит .

Новизна же «Арт-Сферы» в том, что ему наконец-то придан статус общекультурного события, а не «локального», интересующего узкий круг специалистов и вовлеченных людей. «Департамент культуры сейчас играет большую роль в поддержке фестиваля – это очень дорогого стоит, дай Бог и дальше так, — сказал Андрей Афонин , руководитель и главный режиссер интеграционной театральной студии «Круг-II» . — Когда мы начинали делать «Протеатр», в Министерстве культуры говорили, что нет таких театров…»

Организаторы обещают также, что для театров-участников впоследствии будут организованы гастроли. «Могу выразить надежду от всех своих артистов и их родителей, что этот фестиваль действительно что-то изменит в нашей общей жизни. И, наконец, мои простодушные окажутся не брошенными, как ненужные куклы, а мы встанем наравне с профессиональными актерами, профессиональными притворщиками, — сказал режиссер «Театра простодушных» Игорь Неупокоев. – Моя главная забота как режиссера, чтобы наши спектакли увидела публика. Я этому театру отдал 13 последних лет жизни… Что-то меняется. Я вижу наших зрителей, любовь публики. Это единственное, что греет меня, и я продолжаю этим заниматься».

Интеграция VS резервация?

То, что в Москве появляется фестиваль, организаторы которого ставят целью «формирование в обществе толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья», не может не радовать. Но многие «особые» театры достигли уже высокопрофессионального уровня, давно вышли из формата «любительских» и «терапевтических» занятий.

Я абсолютно уверена, что это творчество способно выйти из отводимого ему гетто и существенно обогатить современное искусство. Яркое тому подтверждение – постановки театральной студии «Круг-II», о которых «Филантроп» неоднократно . Спектакль «Отдаленная близость» сейчас идет в репертуаре «обычного» театра. И каждый месяц — аншлаги…

В студии «Круг-II» люди с разными особенностями — с синдромом Дауна, с аутизмом, с интеллектуальной недостаточностью — занимаются вместе с теми, у кого таких ярко выраженных особенностей нет. «Мы составляем единый творческий коллектив как некую пра-модель социума, в котором каждому есть место — уникальное. И он за него отвечает. Это полноценная творческая совместная жизнь… На сцене нет инвалидов. Если мы занимаемся творчеством – перед игрой все равны», — говорит Андрей Афонин.

Интерес к интегрированным проектам явно появился и со стороны обычных театралов. «Неслучайно эта история началась в этом году, так как само театральное сообщество начало двигаться в этом направлении, некоторые театры стали работать с детьми с отставанием в развитии, с людьми, которые не могут выйти на улицу и так далее. Появилось объединение актеров «больничные клоуны». «Школа театрального лидера» и Театр.doc тоже занимаются социальными проектами», - сказала замглавы департамента культуры Евгения Шерменева .

«Интеграция нужна не только людям с особенностями, она нужна и профессиональному театру, тем, кто ставит, пишет», - сказала Елена Гремина , руководитель Театра.doc.

Ей вторила Елена Ковальская, руководитель Школы театрального лидера : «Дело театра – интегрироваться с обществом. Если в жизни человека нет творчества, театр не нужен. Дегуманизированное общество не нуждается в театре…»

МОСКВА, 30 апр — РИА Новости, Наталия Курова, Анна Банасюкевич. Только ряд московских театров оснащен оборудованием, позволяющим посещать спектакли людям с ограниченными возможностями. Основной причиной проблемы является статус памятника архитектуры, которым обладают многие театральные здания столицы.

По результатам опроса, проведенного РИА Новости одним из наиболее благополучных театров в отношении условий для инвалидов, является "Et cetera", расположенный в современном, недавно построенном, здании.

"В нашем театре существуют специальные подъемники для колясочников. И на каждом спектакле предусмотрено 2 — 4 места, где могут разместиться инвалиды в колясках. Конечно, есть пандусы и туалетные комнаты специально для инвалидов", — сообщил РИА Новости администратор театра Дмитрий Воронин.

В Малом театре, как сообщила РИА Новости генеральный директор Тамара Михайлова, есть пандусы и лифты для инвалидов. Несколько рядов в театре оборудованы специальными наушниками для плохо слышащих людей.

В "Ленкоме", по словам заместителя директора театра Сергей Вольтер, удобства для инвалидов предусмотрены только частично, так как здание, расположенное на Малой Дмитровке, историческое.

"На каждом спектакле три места у нас выделено для инвалидов: снимаются откидные места, и там может разместиться инвалидная коляска. Кроме того, когда к нам приходят люди с ограниченными возможностями, администратор встречает каждого и обеспечивает его подъем на служебном лифте", — сказал Вольтер.

В театре имени Пушкина на сегодняшний день из удобств для инвалидов есть только специальные туалеты — остальное оборудование появится после капитального ремонта, запланированного на следующий год.

"Сейчас нет специальных мест в зале для колясок, но в проект ремонта это заложено, также, как и специальные подъемники и лифты. Сейчас мы размещаем коляски возле четырнадцатого, последнего ряда партера. Также ставим в боковых директорских ложах, если есть места. Тем не менее, наш театр посещают колясочники, только мы просим заранее сообщить о визите — эта информация написана на оборотной стороне билета. Если сопровождающие не справляются, то внести коляску помогает наша охрана, сотрудники гардероба", — рассказала РИА Новости заместитель директора Анна Высоцкая.

Пока не оснащен специальным оборудованием и театр имени Вл. Маяковского, правда, оборудование, закупленное в рамках целевой программы Департамента культуры, уже закуплено и привезено в театр.

"Надеюсь, к началу следующего сезона все будет сделано. Будет смонтирован специальный подъемник для колясок, чтобы доставлять колясочников с улицы прямо в фойе. В фойе установят информационный монитор для слабослышащих и слабовидящих. Пока больше ничего не предвидится, так как здание находится в ожидании капитального ремонта. Если будет ремонт, тогда можно будет сделать специальные места в зале для колясок, а сейчас коляски, одна-две, ставятся в проходе. В условиях исторического здания и памятника архитектуры сделать можно не очень многое", — рассказал РИА Новости директор театра Леонид Ошарин.

Условия для посещения спектаклей людьми с ограниченными возможностями есть в Театре Сатиры, где имеется удобный вход и отсутствуют ступеньки.

"Для колясочников у нас существует очень удобный въезд с улицы в фойе и вход в зрительный зал — у нас нет ступенек. В месяц на наших спектаклях бывают, минимум, двадцать пять колясочников, причем посещение для них бесплатно, а сопровождающие покупают самые дешевые билеты по 200 рублей. У нас есть специальный туалет и буфет для колясочников. В зале коляски ставятся в проходах у первого ряда", — рассказала РИА Новости заведующая литературной части театра Нина Карпова.

Театр наций, недавно прошедший через реконструкцию, также создал условия для посещения спектаклей людьми с ограниченными возможностями.

"Сейчас у нас есть два специальных подъемника, санузел и гардероб для людей с ограниченными возможностями. Эти подъемники соответствуют принятым нормам и были проверены представителем всероссийского общества инвалидов. Единственное — инвалиды попадают в театр не через центральный вход, а через боковой. Это связано с тем, что у нас историческое здание, и тот пандус, который можно было сделать, соблюдая архитектурные нормы, не очень функционален. Коляски устанавливаются в ложи, так как там нет ступенек и незначительные порожки. Но можно устанавливать коляски и в партере, в десятом ряду у нас снимаются кресла", — сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.

Театр п/р О. Табакова, располагающийся в подвальном помещении, на сегодняшний день, конечно, не может позволить себе специальные приспособления. Но все это предусмотрено в проекте нового здания, строящегося сейчас на улице Гиляровского.

"Там будет специальный подъемник с улицы в театр, специальный туалет и лифт к зрительным залам, в буфет и к туалетам. Пока же мы приглашаем инвалидов на выездные спектакли в те театры, где есть необходимое оборудование", — сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.

К тем, кто уже позаботился о зрителях с ограниченными возможностями, относится и Театр юного зрителя.

"У нас оборудованы все лестничные проходы и двери указателями для слабовидящих и инвалидов опорно-двигательного аппарата, имеются пандусы на входе, специальный отдельный туалет, пожарный выход. В зале выделено четыре места, где снимаются кресла и ставятся коляски", — сообщили в пресс-службе театра.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ФАКЕЛ» РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА КОЛЬЦОВО

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Интегративный театр как средство социализации и реабилитации детей с особенностями развития»

Алефтина Павловна Тихонова

Кольцово–2009

Аннотация проекта

Проект реализуется МОУ ДОД ЦДТ «Факел» р. п. Кольцово в рамках работы интегративного театра детей-инвалидов «Кольцобинчик». Ведущая идея проекта – сделать жизнь детей-инвалидов не выживанием, а развитием. Целью же является социальная адаптация детей с особенностями развития средствами интегративного театрального искусства, формирование у общества адекватного отношения к людям с особенностями развития.

Идея реализации данного проекта возникла из-за той политической и социальной ситуации, которая сложилась в нашем обществе, поэтому положительные результаты реализации данного проекта имеют для общества может быть гораздо большее значение, чем для самих детей-инвалидов. Миссия детей-инвалидов на Земле – сделать этот мир добрее, и реализацией данного проекта автор вносит свой скромный вклад в великое дело гуманизации общества. Суть данного проекта состоит в подготовке детей-инвалидов к жизни в обществе через их занятия театральным искусством, знакомство общества с самобытным искусством инвалидов через участие театра «Кольцобинчик» в концертных программах и фестивалях, не ориентированных на инвалидов, через совместные постановочные номера. В результате реализации данного проекта дети-инвалиды не должны вырасти «социальными инвалидами», а общество должно быть готовым принять их.

Постановка проблемы

Проблема включения в микросоциальную среду людей с особенностями развития , как показывает мировой опыт, является общечеловеческой. Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Следствием ориентации общества и Государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих ориентаций. Тем не менее, проблемы социальной адаптации и реабилитации, в виду их актуальности, широко и разносторонне разрабатываются, в основном специалистами-дефектологами и социальными работниками.

Во все времена и у всех народов в качестве «средства исцеления» различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и ритуалы, мистерии и многое другое. Современные психологи и дефектологи все чаще используют арт-терапию как естественный и бережный метод исцеления и развития души и тела через художественное творчество. Многолетний опыт автора проекта по работе с детьми-инвалидами показал, что одним из самых эффективных способов социальной адаптации является интегративный театр. Под интеграцией здесь понимается совместное творчество детей-инвалидов и здоровых детей и взрослых. Кроме того, интегративный театр оказался и эффективным средством реабилитации, в том числе и медицинской. Ховард Бутен, писатель, врач, психиатр , всемирно известный клоун Буффо, один из руководителей французского интегративного театра «Турбулес» сказал: «Результаты столь поразительны, что через несколько лет занятий детей-инвалидов в таком театре, родители вообще начинают сомневаться, а правильно ли поставлен диагноз, был ли ребенок болен».

Совместное творчество дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и пси­хическим недостаткам, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с особенностями развития совместное творчество ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

Осенью 2001 и 2004 годов в Москве прошли I и II Всероссийские фестивали «Особых» театров России. («Особых» - значит с участием людей с особенностями развития). Эти фестивали показали, что движением «Особых» театров в нашей стране в основном охвачены дети-инвалиды интернатов и специализированных школ , а так называемые «домашние», «неорганизованные» дети-инвалиды находятся в социальной изоляции , что также является насущной проблемой.

Реализация проекта «Интегративный театр как средство социализации и реабилитации людей с особенностями развития» позволяет решить подобные проблемы. Актуальность подобной работы (организации интегративного театра) в рамках населенного пункта была обусловлена с одной стороны потребностью в ней со стороны семей с детьми-инвалидами, с другой стороны отсутствием на территории поселка специализированных учреждений для работы с детьми-инвалидами. Проект ориентирован, в основном, на работу с детьми-инвалидами, не посещающими учреждения общего образования, т. к. дети, посещающие школы, как правило, с большим трудом осваивают основные образовательные программы . Все их усилия в основном направлены на учебу и лечение, и уже не остается сил и времени на дополнительное образование. Для «неорганизованных» детей творческая работаединственный способ реализовать себя.

В качестве отличительных особенностей данного проекта можно отметить следующие аспекты:

· Включение театральной деятельности (из опыта работы) в систему работы с детьми-инвалидами в рамках Новосибирской области ;

· Направленность деятельности интегративного театра на работу с общественностью;

· Объединение в театральном коллективе детей-инвалидов с различными диагнозами без ограничений по возрасту и здоровых детей и взрослых (родственники детей-инвалидов, профессиональные и любительские театральные коллективы, танцевальные коллективы, творческие группы, воспитанники Воскресной школы и т. п.);

· Адаптация театрального репертуара для постановок коллектива детей-инвалидов, а также авторские разработки сценариев и участие обучающихся в разработке сценариев;

В декабре 2007 года – «Кольцобинчик» - победитель в номинации «актерское мастерство» на XI Омском фестивале творчества детей с ограниченными возможностями «Преодоление».

В мае 2008 года – финалист VII международного театрального фестиваля «Непротоптана стежина» г. Львов (Украина).

В августе 2008 года театр «Кольцобинчик» представлял Новосибирскую область на Всероссийском фестивале «Вместе мы сможем больше», посвященном 20-летию Всероссийского общества инвалидов (г. Москва).

В октябре 2008 года театр «Кольцобинчик» награжден дипломом «За подвиг служения театру» экспериментального фестиваля мини и моно спектаклей «Малая Академия – 8» (г. Новосибирск).

В ноябре 2008 года – лауреат районного фестиваля детского творчества «Творение души и рук моих» и лауреат 15-го Городского фестиваля детского творчества «Мы талантливы» (г. Новосибирск).

В декабре 2008 года – «Кольцобинчик» - лауреат II степени в номинации «театральное искусство» XII Омского фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями «Преодоление».

В 2007 году руководитель театра Алефтина Павловна Тихонова награждена дипломом III степени VII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям».

В 2007 году дети-инвалиды – артисты театра «Кольцобинчик» Скворцов Алексей, Семенов Михаил, Кирьянова Ольга, награждены именными премиями наукограда Кольцово за достижения в области культуры, Саша Литягин удостоен губернаторской стипендии детям-инвалидам, одаренным в области культуры и искусства, а Дима Тутов – стипендии благотворительного общественного фонда «Наш день». В 2008 году губернаторской стипендии одаренным детям-инвалидам удостоен Тутов Дима.

В среднем в течение года театр «Кольцобинчик» выступает от 15 до 20 раз.

Любители театрального досуга нередко сталкиваются с различными трудностями: то цены слишком высокие, то билетов не хватает, и даже перекупщики совсем теряют совесть и просят за пропуск в Храм Талии и Мельпомены немыслимые деньги. На непопулярный спектакль с малоизвестными актерами и современной постановкой попасть намного проще, а вот именитые спектакли часто оказываются недоступными. Где же взять бесплатные билеты в театр или добиться скидок?

Билеты в театр — льготные категории граждан

Бесплатные билеты и билеты по льготным ценам предоставляются определенным категориям граждан России и Украины.

В России

Согласно постановлению № 712 Правительства РФ от 1.12.2004 г. «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры», право на бесплатное посещение театра имеют такие категории граждан:

инвалиды I-III группы;
дети дошкольного возраста;
студенты культурных учреждений;
дети-сироты;
дети из приютов и детских домов (в порядке группового посещения);
дети до трех лет (на десткие спектакли);
ветераны Великой Отечественной войны;
ветераны войны в Афганистане;
ветераны войны в Чечне;
кадеты военных образовательных учреждений среднего и высшего образования (в порядке группового посещения).

Студенты очной формы обучения, военнослужащие срочной службы и дети из многодетных семей и имеют право на посещение спектаклей по скидке 50%.

Стоит заметить, что разные театры сами устанавливают, каким категориям давать право на бесплатное посещение, а каким делать скидки. Бесплатные и скидочные билеты обычно предоставляются в день спектакля и их количество ограничено. На премьерные показы эта льгота не распространяется.

В Украине

Определенные категории украинских граждан могут ориентироваться на приказ № 43 Министерства культуры Украины от 30.01.2013 г. «О реализации права социально незащищенных слоев населения на посещение предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к сфере управления Министерства культуры Украины, на льготных условиях».

Согласно этому приказу, учреждениям городов, которые принадлежат к сфере управления Министерства, в том числе и театрам, рекомендуется выделить один день раз в месяц для бесплатного посещения постановок гражданами определенных категорий. К ним относятся:

Инвалиды I-II группы;
студенты;
пенсионеры;
дети дошкольного возраста;
ученики специальных средних заведений;
ветераны Великой отечественной войны;
военнослужащие срочной службы.

Такие входные билеты предоставляются по предъявлению документа, подтверждающего принадлежность к одной из этих категорий, как правило, только в день спектакля за час до его начала и при наличии свободных мест.

Как бесплатно сходить в театр

Театры могут по своей инициативе устраивать акции для жителей. К примеру, иногда бесплатные билеты или билеты с большими скидками можно приобрести в театре в честь закрытия сезона.

Возможность получить бесплатные билеты в театр часто появляется в тот период, когда происходит празднование Дня города, и городские власти способствуют предоставлению культурных преференций местным жителям.

Нередко бывает возможность купить билеты по очень низким ценам в день спектакля: если не все места раскуплены или кто-то просрочил бронь и не выкупил билеты, то вам могут продать билет перед началом показа с большой скидкой, главное, своевременно обратиться в кассу театра.


Помните, что это входной билет, то есть вы можете занять свободное место в зале, а вас потом прогонит человек, который купил билет на это место и просто не пришел вовремя.

Если вы учащийся, работник бюджетной организации, а, возможно, у вас просто есть знакомые в театре — вы можете попасть на спектакль, получив контрамарку — приглашение, которое предполагает бесплатное посещение спектакля.

Она может быть с привязкой к конкретному месту, но может быть и входным билетом, и тогда сидячего места вам может не хватить. Будьте готовы также к тому, что контрамарку вам предложат не бесплатно, а всего лишь по низкой цене — сейчас так частенько поступают нечистые на руку сотрудники театра.


Совершенно бесплатно можно посетить студенческие театры, например, Театр-студию СПБГУ. Главное записаться на выбранный спектакль заранее — позвонить либо отправить электронное письмо, — и не опаздывать, иначе в зал вы не попадете.

В конце концов, билеты можно выиграть! Их часто разыгрывают перед премьерой во всевозможных телевизионных конкурсах, на радио и в интернете, поэтому будьте внимательны и не упускайте свой шансы.

Возможности для студентов

Кроме льгот студентам культурных учреждений, существуют способы попасть в театр бесплатно и для других учащихся вузов.

В некоторых случаях студенты непрофильных вузов могут попасть в театр по скидкам, через содействие студенческих профкомов, например, студенты СПГУТД.

По льготной цене, или совсем даром, могут наслаждаться постановками также учащиеся Московского государственного университета — если вы один из них, следите за анонсами и узнавайте в кассах о дополнительных возможностях для вашего вуза. Следить за ситуацией можно и в соцсетях.

Учтите: обычно такие предложения очень недолгосрочны, бесплатные билеты и билеты по скидкам появляются в наличии за несколько дней, а то и вовсе в день спектакля, и выдаются по остаточному принципу.


Надеемся, что эта информация поможет вам прикоснуться к прекрасному через театральные подмостки и при этом не разориться.