Имре Кальман. Уход короля оперетты

24 октября 1882 года родился Имре Кальман (Emmerich Kalman), венгерский композитор, автор популярных оперетт.

Венгерский композитор Имре (Эммерих) Кальман (Emmerich Kalman) родился 24 октября 1882 года в городе Шиофоке (Австро Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в семье еврея торговца Карла Коппштейна (Karl Koppstein).

Вскоре семья в Будапешт, где отец обанкротился. Еще в школе мальчик сменил фамилию на Кальман. Учился на юридическом факультете Будапештского университета, одновременно обучаясь в Музыкальной академии (ныне Музыкальная академия Ференца Листа), класс композиции Ганса Кеслера.

В 1904-1908 годах Кальман работал музыкальным критиком в будапештской газете "Пешти Напло".

Сочинять музыку он начал уже в студенческие годы . Это были симфонические произведения, песни, фортепианные пьесы, куплеты для кабаре.

Симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби, автора оперетты "Ярмарка невест", Кальман решил попробовать силы в оперетте. Его первая оперетта "Осенние маневры", поставленная в 1908 году в Будапеште, имела успех у зрителей. Затем она была поставлена в Вене (Австрия) и впоследствии обошла многие сцены в Европе и Америке.

В 1908 году композитор переехал в Вену , где были созданы лучшие его произведения - оперетты "Цыган премьер" (1912), "Королева чардаша" (известна под названием "Сильва", 1915), "Баядера" (1921), "Графиня Марица" (1924), "Принцесса цирка" (1926), "Фиалка Монмартра" (1930). Большинство оперетт Кальмана связано с национальной венгерской песенно танцевальной мелодикой - стилем вербункош, отличающимся эмоциональной мелодикой и ритмическим разнообразием.

В 1930-х годах композитор много работал в жанре киномузыки, написал историческую оперетту "Дьявольский наездник" (1932), премьера которой стала для Кальмана последней в Вене.

В 1938 году, после захвата Австрии гитлеровской Германией, Кальман был вынужден эмигрировать сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии. За рубежом композитор написал лишь две оперетты "Маринка" (1945) и незадолго до смерти "Аризонскую леди".

Помимо 20 оперетт, Кальман написал нескольких произведений для оркестра (симфонические поэмы "Сатурналии" (1904) и "Эндре и Иоганна" (1905) и другие), сочинения для фортепиано, вокальные произведения, музыку для театра и кино.

В 1949 году после инсульта Кальман был частично парализован. После улучшения самочувствия, по настоянию близких, в 1951 году он переехал в Париж. 30 октября 1953 года Имре Кальман скончался. Согласно завещанию, он был похоронен в Вене на Центральном кладбище.

Композитор был награжден французским орденом Почетного легиона (1934).

В Национальной библиотеке Австрии была открыта мемориальная комната Кальмана.

В России оперетты Имре Кальмана идут практически во всех музыкальных театрах страны. Наиболее часто в Московском театре оперетты, Музыкальном театре на Басманной, Театре музыкальной комедии (Санкт Петербург), и Екатеринбургском театре музыкальной комедии.

Имре Кальман был женат на русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой он посвятил оперетту "Фиалка Монмартра". У них родились сын и две дочери.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Казалось, между русской эмигранткой и известными венгерским композитором не могло быть ничего общего. Имре Кальман поначалу всего лишь проявил дружеское участие к бедной молоденькой девочке. Тогда никто и предположить не мог, что Вере Макинской суждено было стать последним счастьем гения. История их взаимоотношений могла бы лечь в основу одной из оперетт того времени.

Неслучайная встреча


Впервые Вера Макинская увидела Имре Кальмана за кулисами Берлинского театра в 1926 году. Узнав, что она русская, композитор посочувствовал девочке, вынужденной скитаться на чужбине с юного возраста.

Следующая встреча произошла спустя два года. Вере было 17, она жила в венском пансионе и страстно хотела стать актрисой. Но статисток в театре хватало, оставалось надеяться лишь на счастливый случай. Вместе с подружками, делившими с ней комнатку, она после обеда выбиралась в соседнее кафе. Это же заведение часто посещали представители музыкально-художественной элиты. Каждая начинающая актриса мечтала встретить здесь человека, имеющего возможность помочь в карьерном взлете юного таланта.


Имре Кальман и Вера одновременно подошли к стойке, чтоб забрать пальто, гардеробщица отдала предпочтение Кальману, презрительно бросив, что девушка нигде не платит. А Кальман вдруг предложил ей свою помощь. Вера решилась. Даже роль статистки в его новой оперетте ее устраивала.


В театре он опекал свою юную протеже и каждый день кормил ее булочкой с ветчиной, отдавая Вере свой нехитрый завтрак. Он же купил для нее первый приличный наряд.

А после в театр на премьеру приехала его возлюбленная Агнеш Эстерхази. Наверное, именно тогда юная актриса поняла, что влюбилась. А утром закатила ему настоящую сцену, даже не понимая, что этим выдает с головой свои чувства. Имре Кальман лишь улыбался и качал головой. Он точно знал, что она выиграла этот поединок в тот самый миг, когда впервые появилась перед ним в кафе «Захер».

Мечты сбываются


Вере композитор посвятил свою "Фиалку Монмартра". / Фото: www.kp.by

Их роман развивался весьма стремительно. Но композитор долгое время не мог поверить в то, что Верушка из всех мужчин выбрала именно его. Для Веры же в этом немолодом и очень добром господине сосредоточились все надежды на будущее. Он мог бы помочь ей стать знаменитостью, но выяснилось, что актерским талантом Вера Макинская не обладает. Но у нее трезвый и практичный ум. Она видит возможность уйти от нищеты, связав свою жизнь с Имре Кальманом узами брака.

Композитор не торопился делать ей предложение, но страх потерять возлюбленную, которую мама грозилась увезти из Вены и из его жизни, заставил его решиться на женитьбу.


Блистать на сцене она никак не могла, а вот на светских раутах, устраиваемых ею в доме Кальмана, Вера чувствовала себя настоящей звездой. Правда, супруг ее в это время предпочитал отсиживаться на кухне. Он не был знаком с большей частью своих гостей, но и лишать супругу возможности развлекаться тоже не желал. Рождение детей великий Имре Кальман воспринял, как награду свыше. Он был счастлив. Вере он посвятил одну из лучших своих оперетт – «Фиалку Монмартра».

«За расставаньем будет встреча…»


Приход к власти Гитлера, победное шествие нацистских войск по Европе заставили Кальмана отправиться в путь сначала во Францию, затем в Америку. Гитлер любил музыку и обеспечил композитору свое личное покровительство, но Имре не мог и не хотел иметь ничего общего с фашизмом.

Им пришлось все начинать с нуля в незнакомой стране. Семья испытывала финансовые трудности, и Верушка устроилась работать продавщицей в салон. Где и встретила французского богача, предложившего ей руку и сердце.


Она просила развода у Кальмана, а он отпустил ее, заботясь исключительно о счастье и благополучии любимой. Правда, разлука была недолгой. Первая же встреча после получения документов о разводе, всколыхнула и Веру, и ее супруга. Вскоре они снова жили вместе, стараясь не вспоминать об этом неприятном моменте в их жизни.

Возвращение


Отсутствие интереса к музыку Кальмана в Америке, расставание с любимой Верушей, а затем известие о гибели в фашистском концлагере сестер Кальмана основательно пошатнули его здоровье. В 1949 году композитор перенес инсульт.

Болезнь мужа изменила отношение к нему Веры. По ее собственным воспоминаниям, она осознала, насколько дорог ей этот человек, совместные переживание сблизили их. Неожиданно обретенное второе дыхание их любви в немалой степени способствовало выздоровлению композитора.


В 1950 году семья возвращается в Европу. Кальман хотел обосноваться в Цюрихе, но снова уступил супруге и ее желанию жить в Париже. Последние дни маэстро проводил в обществе сестры Ирмгард, своей сиделки. Имре Кальман не ограничивал свободу своей супруги, но постепенно вводил ее в курс всех дел, предчувствуя скорую кончину.


30 октября 1953 года Имре Кальман тихо ушел во сне. После смерти мужа Вера не вышла больше замуж, посвятив остаток жизни сохранению наследия своего супруга. Но ее до сих пор называют женщиной, которая забрала у музыки Имре Кальмана.

Была в жизни великого композитора еще и легкомысленная муза,

24 октября 1882 года родился Имре Кальман (Emmerich Kalman), венгерский композитор, автор популярных оперетт.

Венгерский композитор Имре (Эммерих) Кальман (Emmerich Kalman) родился 24 октября 1882 года в городе Шиофоке (Австро Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в семье еврея торговца Карла Коппштейна (Karl Koppstein).

Вскоре семья в Будапешт, где отец обанкротился. Еще в школе мальчик сменил фамилию на Кальман. Учился на юридическом факультете Будапештского университета, одновременно обучаясь в Музыкальной академии (ныне Музыкальная академия Ференца Листа), класс композиции Ганса Кеслера.

В 1904-1908 годах Кальман работал музыкальным критиком в будапештской газете "Пешти Напло".

Сочинять музыку он начал уже в студенческие годы . Это были симфонические произведения, песни, фортепианные пьесы, куплеты для кабаре.

Симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби, автора оперетты "Ярмарка невест", Кальман решил попробовать силы в оперетте. Его первая оперетта "Осенние маневры", поставленная в 1908 году в Будапеште, имела успех у зрителей. Затем она была поставлена в Вене (Австрия) и впоследствии обошла многие сцены в Европе и Америке.

В 1908 году композитор переехал в Вену , где были созданы лучшие его произведения - оперетты "Цыган премьер" (1912), "Королева чардаша" (известна под названием "Сильва", 1915), "Баядера" (1921), "Графиня Марица" (1924), "Принцесса цирка" (1926), "Фиалка Монмартра" (1930). Большинство оперетт Кальмана связано с национальной венгерской песенно танцевальной мелодикой - стилем вербункош, отличающимся эмоциональной мелодикой и ритмическим разнообразием.

В 1930-х годах композитор много работал в жанре киномузыки, написал историческую оперетту "Дьявольский наездник" (1932), премьера которой стала для Кальмана последней в Вене.

В 1938 году, после захвата Австрии гитлеровской Германией, Кальман был вынужден эмигрировать сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии. За рубежом композитор написал лишь две оперетты "Маринка" (1945) и незадолго до смерти "Аризонскую леди".

Помимо 20 оперетт, Кальман написал нескольких произведений для оркестра (симфонические поэмы "Сатурналии" (1904) и "Эндре и Иоганна" (1905) и другие), сочинения для фортепиано, вокальные произведения, музыку для театра и кино.

В 1949 году после инсульта Кальман был частично парализован. После улучшения самочувствия, по настоянию близких, в 1951 году он переехал в Париж. 30 октября 1953 года Имре Кальман скончался. Согласно завещанию, он был похоронен в Вене на Центральном кладбище.

Композитор был награжден французским орденом Почетного легиона (1934).

В Национальной библиотеке Австрии была открыта мемориальная комната Кальмана.

В России оперетты Имре Кальмана идут практически во всех музыкальных театрах страны. Наиболее часто в Московском театре оперетты, Музыкальном театре на Басманной, Театре музыкальной комедии (Санкт Петербург), и Екатеринбургском театре музыкальной комедии.

Имре Кальман был женат на русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой он посвятил оперетту "Фиалка Монмартра". У них родились сын и две дочери.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Мастер оперетты - Имре Кальман

Имре Кальман - знаменитый венгерский композитор, один из основателей и наиболее ярких представителей так называемого нового венского направления в жанре оперетты. Огромная популярность произведений маэстро объясняется, прежде всего, особой мелодичностью, лёгкостью, живописной инструментовкой и гармоничностью языка. Мелодика и ритмика оперетт Кальмана по духу очень близки народной венгерской песне, сочетающей в себе подлинный драматизм и прочувствованный лиризм, сентиментальность и искромётное веселье. Лучшие арии, оркестровые фрагменты и ансамбли из творений всемирно известного композитора заняли своё достойное место в классическом оперном репертуаре.

Образование и первые шаги в творчестве

Имре (Эммерих) Кальман родился 24 октября 1882 года в живописном местечке Шиофок, расположенном на берегу крупнейшего венгерского озера Балатон. С малых лет Имре полюбил музыку, которая его просто завораживала. Мальчик часами мог слушать, как играют на фортепиано его мама и сестра, а вскоре и сам стал музицировать. Несмотря на то, что он посещал две школы - гимназию и музыкальную школу, юный Кальман всё свободное время старался проводить за роялем, увлечённо разучивая сочинения Шопена и Шумана.

После окончания гимназии и музыкальной школы в Будапеште основными этапами образования будущего композитора стали Академия музыки по классу композиции педагога Ганса фон Кёсслера и одновременное обучение в будапештском Университете на юридическом факультете. Ещё будучи студентом, Кальман начал сочинять музыку. Это были фортепианные пьесы, симфонические произведения, куплеты для кабаре, песни. Главным трудом из всего этого многообразия молодой человек обозначил симфоническую поэму для оркестра под названием «Сатурналии». Первое исполнение симфонии Кальмана состоялось 29 февраля 1904 года в Королевском оперном театре города Будапешта на концерте выпускников музыкальной Академии. Именно этот день маэстро считал началом своей карьеры в качестве музыканта. С тех пор композитор свято верил в то, что високосные годы будут приносить ему большую удачу, а 29 февраля вообще считал днём особого благополучия.

Карьера Кальмана в качестве адвоката не сложилась. После завершения учёбы он работал в должности музыкального критика в редакции венгерской газеты «Пешти Напло», не переставая при этом много сочинять. В основном это были инструментальные пьесы и романсы. Настоящее же признание пришло к Имре Кальману, когда он обратился к опереточному жанру. В 1908 году маэстро сочинил свою первую оперетту, которая называлась «Осенние маневры». Её премьера в Будапеште состоялась с огромным успехом. Публика восторженно аплодировала, многократно вызывая исполнителей на бис. С не меньшим восторгом оперетта Кальмана была встречена в Вене, Гамбурге и Берлине, Лондоне, а спустя некоторое время в Америке и Южной Африке.

Лучшие произведения композитора

В Вене, где известный композитор проживал с 1909 года, были написаны его лучшие оперетты, принёсшие Кальману мировую славу. В своём новом произведении «Цыган-премьер», поставленном в «Иоганн Штраус-театре» в 1912 году, автор впервые использовал мелодии, созвучные с интонациями и ритмами венгерского и цыганского фольклора. Вопреки дурным предчувствиям Кальмана, успех оперетты был невероятным: уже на следующий день весь город распевал мелодии из «Цыган-премьера».

Премьера «Королевы чардаша», более известной под названием «Сильва», состоялась в 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны. Но, ни грохот пушек, ни напряжённые бои не помешали новой оперетте пробиться к российской и американской публике. Зарубежные поклонники с теплотой и восторгом встретили «Сильву». Мелодраматический сюжет произведения, который был обработан опытными либреттистами Йенбахом и Штейном, позволил Имре Кальману в полной мере продемонстрировать своё мастерство композитора, тонко чувствующего специфику опереточного жанра.

Пик расцвета творчества Кальмана приходится на 20-е гг. прошлого столетия. В этот период он жил и творил в Вене. С большим успехом прошла в 1921 году премьера «Баядерки», в которой маэстро часто использовал ритмы новых танцев того времени - шимми и фокстрота. Прошедшие в Вене оперетты - «Марица», поставленная в 1924 году, «Принцесса цирка» - в 1926-м, «Фиалка Монмартра» - в 1930-м, относятся к числу самых популярных произведений Кальмана.

Самое лирическое произведение маэстро, завоевавшее сцены европейских театров - великолепная «Фиалка Монмартра», занимает особое место в его творчестве. Эту оперетту Имре посвятил своей молодой жене, молодой русской актрисе Вере Макинской. Очаровательная эмигрантка из России покорила сердце известного композитора. Разница в возрасте составляла тридцать лет, но, несмотря на это обстоятельство, влюблённые вскоре поженились. В то время Кальман только что начал работать над «Фиалкой Монмартра» и принял решение посвятить её своей жене. Вскоре у счастливых супругов родился сын, а потом ещё две дочери.

Вдали от родины

В 30-х гг. Имре Кальман много работал в жанре киномузыки, представил на суд публики «Дьявольского наездника», новую историческую оперетту, премьера которой состоялась в 1932 году в театре «Ан дер Вин». Заглавную партию пел сам Губерт Маришка, директор театра. Постановка имела настоящий успех. Однако премьера оперетты оказалась для композитора последней в Вене. В 1938 году в Австрию вторглись немецкие солдаты. На евреев начались гонения. Оставаться в стране Кальман больше не мог. Сначала он отправился в Швейцарию, затем во Францию и, наконец, оказался в Соединённых Штатах, в Голливуде.

Чужая культура, оторванность от родной земли, от привычной обстановки, не в лучшую сторону отразились на творчестве маэстро. В последние два десятилетия жизни им были написаны лишь два произведения: «Маринка» (1945) и незадолго до смерти - «Аризонская леди». Эти оперетты имели некоторый успех, но надолго не задержались в театральном репертуаре.

Зимой 1949 года знаменитого композитора парализовало. Он не мог говорить и едва передвигал ноги. Затем Кальману стало немного лучше, и по настоянию его жены семья переехала в Париж. Там маэстро и скончался в возрасте 69 лет.

Лучшие сочинения Имре Кальмана и сегодня не утратили своей популярности и являются украшением репертуара многих ведущих музыкальных театров мира. В основе его музыки, ярко выражающей глубокие человеческие чувства, лежит народная песня. Его мелодии относительно просты, но вместе с тем, отличаются своей оригинальностью и поэтичностью, чем и очаровывают публику.

Я знаю, что полстраницы партитуры Листа перевесит все мои оперетты - как уже написанные, так и будущие... Большие композиторы всегда будут иметь своих поклонников и восторженных почитателей. Но наряду с ними должны существовать и театральные композиторы, которые не пренебрегают легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой музыкальной комедией, классиком которой был Иоганн Штраус.
И. Кальман

Он родился в курортном местечке, расположенном на берегу озера Балатон. Самыми первыми и неизгладимыми музыкальными впечатлениями маленького Имре стали занятия на фортепиано его сестры Вильмы, игра на скрипке профессора Лильде, отдыхавшего в Шиофоке, оперетта И. Штрауса «Летучая мышь ». Гимназия и музыкальная школа в Будапеште, класс композиции X. Кеслера в Академии имени Ф. Листа и одновременно изучение права на юридическом факультете университета - вот основные этапы образования будущего композитора. Сочинять музыку он начал уже в студенческие годы. Это были симфонические произведения, песни, фортепианные пьесы, куплеты для кабаре. Кальман испытал себя и на поприще музыкальной критики, работая 4 года (1904-08) в газете «Пешти Напло». Первым театральным произведением композитора стала оперетта «Наследство Переслени» (1906). Ее постигла несчастливая судьба: усмотрев в ряде эпизодов политическую крамолу, правительственные власти постарались, чтобы спектакль был быстро снят со сцены. Признание пришло к Кальману после премьеры оперетты «Осенние маневры». Поставленная сначала в Будапеште (1908), затем в Вене, она впоследствии обошла многие сцены в Европе, Южной Африке и Америке.

Мировую славу композитору принесли его следующие музыкальные комедии: «Солдат в отпуске» (1910), «Цыган-премьер » (1912), «Королева чардаша » (1915, более известная как «Сильва»). Кальман стал одним из самых популярных авторов этого жанра. Критика отмечала, что его музыка стоит на прочном фундаменте народной песни и ярко выражает глубокие человеческие чувства, его мелодии просты, но вместе с тем оригинальны и поэтичны, а финалы оперетт по разработке, первоклассной технике и блестящей инструментовке - настоящие симфонические картины.

Наивысшего расцвета творчество Кальмана достигло в 20-х гг. В это время он жил в Вене, здесь и проходили премьеры его «Баядеры » (1921), «Графини Марицы » (1924), «Принцессы цирка » (1926), «Фиалки Монмартра » (1930). Мелодическая щедрость музыки этих произведений создавала у слушателей обманчивое представление о беспечности и легкости композиторского пера Кальмана. И хотя это была лишь иллюзия, Кальман, обладавший прекрасным чувством юмора, в письме к своей сестре советовал ей не разочаровывать интересующихся его творчеством и рассказывать о его работе так: «Мой брат и его либреттисты встречаются ежедневно. Они выпивают несколько литров черного кофе, выкуривают бесчисленное количество сигарет и папирос, рассказывают анекдоты... спорят, смеются, ссорятся, кричат... Это продолжается много месяцев. И вдруг в один прекрасный день оперетта готова».

В 30-х гг. композитор много работает в жанре киномузыки, пишет историческую оперетту «Дьявольский наездник» (1932), ее премьера стала для Кальмана последней в Вене. Над Европой нависла угроза фашизма. В 1938 г. после захвата Австрии гитлеровской Германией Кальман с семьей был вынужден эмигрировать. 2 года он провел в Швейцарии, в 1940 г. переехал в США, а после войны, в 1948 г., вновь вернулся в Европу и жил в Париже.

Кальман наряду с И. Штраусом и Ф. Легаром является представителем так называемой венской оперетты. Им написано 20 произведений в этом жанре. Огромная популярность его оперетт объясняется прежде всего достоинствами музыки - ярко мелодичной, эффектной, блестяще оркестрованной. Сам композитор признавался, что на его творчество огромное влияние оказала музыка П. Чайковского и особенно оркестровое искусство русского мастера.

Желание Кальмана, по его выражению, «помузицировать в своих произведениях от чистого сердца» позволило ему необычайно расширить лирическую сторону жанра и выйти из заколдованного для многих композиторов круга опереточных штампов. И хотя литературная основа его оперетт не всегда равноценна музыке, художественная сила творчества композитора превосходит этот недостаток. Лучшие сочинения Кальмана до сих пор украшают репертуар многих музыкальных театров мира.

И. Ветлицына

Имре Кальман родился 24 октября 1882 года в небольшом венгерском городке Шиофок на берегу озера Балатон. Его музыкальная одаренность была разносторонней. В юности он мечтал о карьере пианиста-виртуоза, но, подобно кумиру сво­их юношеских лет Роберту Шуману, вынужден был расстаться с этой мечтой, «переиграв» руку. В течение нескольких лет он серьезно помышлял о профессии музыкального критика, буду­чи сотрудником одной из крупнейших венгерских газет «Пеш­ти напло». Его первые композиторские опыты удостоились публичного признания: в 1904 году в концерте выпускников будапештской Музыкальной академии была исполнена его дип­ломная работа – симфоническое скерцо «Сатурналия», за ка­мерно-вокальные произведения он был удостоен премии города Будапешта. В 1908 году в Будапеште состоялась премьера его первой оперетты – «Осенние маневры», которая вскоре обо­шла сцены всех европейских столиц и была поставлена за оке­аном (в Нью-Йорке). С 1909 года творческая биография Каль­мана на долгое время связана с Веной. В 1938 году композитор был вынужден эмигрировать. Он жил в Цюрихе, в Париже, с 1940 года – в Нью-Йорке. В Европу Кальман возвратился только в 1951 году. Он умер 30 октября 1953 года в Париже.

В творческой эволюции Кальмана можно выделить три пе­риода. Первый, охватывающий 1908-1915 годы, характеризуется становлением самостоятельного стиля. Из произведений этих лет («Солдат в отпуске», «Маленький король» и др.) вы­деляется «Цыган-премьер» (1912). И сюжет этой «венгерской» оперетты (конфликт «отцов и детей», любовная драма в соче­тании с творческой драмой артиста), и его музыкальное реше­ние говорят о том, что молодой композитор, идя по стопам Легара, не копирует его находки, а творчески их развивает, выстраивая самобытную версию жанра. В 1913 году, после на­писания «Цыгана-премьера», он следующим образом обосновывает свою позицию: «Я пробовал в моей новой оперетте несколько отойти от излюбленного танцевального жанра, пред­почитая помузицировать от чистого сердца. Кроме того, я намерен придать большую роль хору, который в последние годы привлекался только как вспомогательный элемент и для заполнения сцены. В качестве образца я использую нашу опе­реточную классику, в которой хор был не только необходим, чтобы спеть в финалах "ха-ха-ха" и "ах", но и принимал боль­шое участие в действии». В «Цыгане-премьере» обратила на себя внимание и мастерская разработка венгеро-цыганского на­чала. Видный австрийский музыковед Рихард Шпехт (в целом не самый большой поклонник оперетты) выделяет в этой свя­зи Кальмана как «наиболее многообещающего» композитора, который «стоит на роскошной почве народной музыки».

Второй период творчества Кальмана открывается в 1915 го­ду «Королевой чардаша» («Сильвой»), а завершает его «Императрица Жозефина» (1936), поставленная уже не в Вене, а за пределами Австрии, в Цюрихе. В эти годы творческой зрелос­ти композитор создает свои лучшие оперетты: «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926), «Герцогиня из Чикаго» (1928), «Фиалка Монмартра» (1930).

Над последними своими произведениями «Маринкой» (1945) и «Аризонской леди» (завершенной сыном композитора и поставленной уже после его смерти) – Кальман работает в эмиграции, в США. В его творческом пути они представляют собой своеобразное послесловие и не вносят принципиальных изменений в трактовку жанра, сложившуюся на центральном этапе эволюции.

Музыкально-сценическая концепция Кальмана индивидуаль­на. Ее характеризует, в первую очередь, такой уровень драма­тизма и конфликтности в развитии основной линии действия, какого прежде не знала оперетта. Тяготение к заостренным сценическим ситуациям сочетается с небывалой интенсив­ностью экспрессии: там, где у Легара завораживает лирика романтически окрашенного чувства, у Кальмана вибрирует неподдельная страсть. Резче выражены у автора «Баядеры» внутрижанровые контрасты, мелодраматическая патетика отте­няется у него блеском особенно виртуозно трактованных ко­медийных интермедий. Мелос, столь же богатый и разнообразный, что и легаровский, эмоционально насыщен и пропитан эротикой, в нем шире используются ритмы и интонации джаза.

Очень определенно проступают у Кальмана оперные про­образы жанра – и в трактовке сюжетов, и в музыкальной стилистике; неслучайно «Сильву» называют «опереточной парафразой "Травиаты"», а «Фиалку Монмартра» уподобляют пуччиниевской «Богеме» (с тем большим основанием, что сю­жетной основой обоих произведений послужил роман Мюрже). Оперная природа мышления Кальмана ярко обнаруживается и в области композиционно-драматургической. Ансамбли, и в особенности большие финалы актов, становятся у него опор­ными точками формы и узловыми моментами действия; в них велика роль хора и оркестра, они активно разрабатывают лей­тмотивный тематизм, насыщаются симфоническим развитием. Финалы координируют все становление музыкальной драма­тургии и придают ему логическую целенаправленность. Опе­ретты Легара не обладают такой драматургической цельно­стью, зато они демонстрируют некоторое разнообразие вариантов строения. У Кальмана же структура, в общих чертах намеченная в «Цыгане-премьере» и окончательно сложившаяся в «Королеве чардаша», с минимальными отклонениями вос­производится во всех последующих произведениях. Тенденция к унификации структуры, безусловно, создает опасность формирования некоего шаблона, однако в лучших творениях композитора эта опасность преодолевается убедительной реализацией испытанной схемы, яркостью музыкального языка, рельефно­стью образов.