Что такое социальная культура общества. Что такое социально – культурная деятельность

В разделе на вопрос что такое социально-культурная деятельность? заданный автором Проставить лучший ответ это Сфера возможного трудоустройства:
туристско-экскурсионные и культурно-досуговые учреждения
турфирмы
турбюро
гостиницы различных форм собственности
государственные органы управления туристской отраслью
продюссерские центры
центры современного искусства
кино- и видеоцентры
дансинг-холлы
казино
аквапарки
элитные клубы
игровые центры
концертно-зрелищные мероприятия
коммерческие и некоммерческие организации
службы по информационному обеспечению
отделы маркетинга культурно-досуговых учреждений различного профиля

Ответ от Европейский [гуру]
В разные исторические периоды СКД называлась: -внешкольное образование (до 1920 г.) -политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.) -культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.) -культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов) -социально-культурная деятельность (с сер. 90-х годов) До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т. е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название СКД. СКД это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга. КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.) КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.


Ответ от Виктор Неудахин [эксперт]
СКД это в первую очередь призвание и если именно это движущая сила то о зарплате сдесь речи нет, к стати она маленькая. да и где в нашей стране виданно что за организацию досуга, постановку праздников, и прочую муть котрая связанна в основном с работой с детьми и подростками что тоже не елегко и приятно платили большие деньги. исключение составит тот случай если только получать заказы не от садов и детских лагерей (ныне оздоровительных комплексов) а к примеру от администрации. тогда все будет в шоколаде! о постановке каких либо театральных действий думать не стоит это совсем другое!

2139.66kb.

  • Уважаемые абитуриенты! , 47.81kb.
  • Планирование и прогнозирование экономических процессов учебно-методический комплекс , 1077.94kb.
  • Приказ 2011 г. № Уфа Об утверждении тематики выпускных квалификационных работ по специальности , 114.93kb.
  • «Социально-культурная деятельность» , 507.01kb.
  • Что такое социально – культурная деятельность?

    Это работа, направленная на удовлетворение духовных потребностей в области досуга. Поскольку с каждым годом появляется всё больше и больше разнообразных форм отдыха, социально – культурные работники очень востребованы, и вы можете вполне успешно реализовать себя, свои амбиции, что называется – «выгодно продать свой талант». Но следует учитывать, что эта работа протекает в условиях высокой коммуникативной нагрузки, поэтому идут в эту профессию коммуникабельные, трудолюбивые, креативные люди с крепкими нервами и нестандартным творческим мышлением. Также социально – культурная деятельность требует умения использовать разнообразные технологии в области культуры, искусства, массовых зрелищ и спорта.

    Постановщик театрализованных представлений -

    Представитель одной из интереснейших профессий, связанных со зрелищем неотъемлемой частью народной культуры. Издревле люди требовали «Хлеба и зрелищ!» и всегда находились те, кто зрелищем зарабатывал на хлеб. С Х века на Руси этим занимались прародители театрального искусства – скоморохи. Они собирались небольшими группами (ватагами, как тогда говорили) и колесили по городам и весям, показывая свои представления людям и спасаясь от преследования церкви. В таких ватагах, как правило, не было «главаря» - каждый выступал сам за себя (сам себе режиссёр и исполнитель). С появлением профессиональных театров (в ХVIII веке) группой актёров руководил чаще всего ведущий актёр, выполнявший обязанности режиссёра и художественного руководителя. В начале XX века появилось движение под названием «Синяя блуза». «Синеблузники» были своего рода живой газетой – они переводили на язык театрального действия публикуемую информацию, разыгрывали миниатюры, делали пародии, использовали сатиру, юмор и гротеск. Таким образом, они наглядно «рассказывали» в большинстве своём неграмотному народу о происходящих в стране событиях и давали им свою оценку. И здесь, безусловно, не обходилось без кропотливой работы «массовика – затейника», на которого ложилась ответственность за содержание каждого представления и репетиции. В 30-е годы культпросветработе стали обучать на курсах и в институтах сначала в Москве и Ленинграде, а затем и по всей стране. Со временем культпросветработа трансформировалась в постановку театрализованных представлений. Такое отделение работает и в Карачаево – Черкесском государственном колледже культуры и искусств им. А. А.Даурова. Постановщик театрализованных представлений совмещает в себе две профессии – сценариста и режиссёра. Сценарий – это подробная литературная разработка предстоящего представления, а сценарист, соответственно, - человек, работающий с такой драматургией. Режиссёр – в переводе с французского языка означает «дающий надлежащее направление», т.е. человек, который занимается постановкой спектаклей, фильмов, представлений и т.д. Постановщик театрализованных представлений пишет сценарии концертов, обрядов, вечеров, и т.д., которые потом сам воплощает на сцене, используя все доступные выразительные средства. Эта работа предполагает организацию мероприятий для разного вида аудитории и в различных масштабах (от актовых залов до площадей). «Сфера обитания» постановщика театрализованных представлений: Дома культуры, клубы, филармонии, школы, досуговые и развлекательные центры, дома детского творчества, музыкальные школы и школы искусств.

    Руководитель театрального коллектива.

    Каждый студент отделения «Менеджмент СКС» проходит педагогическую практику в школьном или каком-то другом любительском театральном коллективе, работая над постановкой спектакля. От коллектива театра любители отличаются тем, что они не профессионалы, люди, не имеющие соответствующего образования. Обязанности художника, костюмера, гримёра, бутафора, звукорежиссёра распределяются между участниками, в то время как в театре это делают квалифицированные специалисты.

    Чтобы Вы яснее представили, чем будете заниматься в ходе обучения, добавим несколько слов об основных предметах, которые Вам предстоит изучать. Итак:

    - социально – культурная деятельность (СКД) – эта дисциплина познакомит Вас с социально – культурной сферой нашей страны на сегодняшний день, с основными её составляющими, методиками работы, со всей историей и теорией СКД;

    - народно – художественное творчество (НХТ) – Вы окунётесь в мир русской народной художественной культуры, узнаете исторические корни возникновения основных видов искусства России;

    - актёрское мастерство – на групповых и индивидуальных занятиях Вы пройдёте всю «школу Станиславского» от упражнений, этюдов, миниатюр до полноценной работы над ролью;

    - режиссура театрализованных представлений – Вы познакомитесь с теорией режиссуры разных жанров, основными приёмами воплощения замысла сценария;

    - сценарное мастерство – Вас ждёт овладение навыками работы над созданием сценария. Сначала это будет сценарные игры, рассказы, сказки, сценарные планы, а затем – Ваши собственные авторские работы разных видов;

    - словесное действие – Вы пройдёте полный курс сценической речи, начиная с чтения стихов и заканчивая эстрадным конферансом;

    - техника сцены и сценография – Вас научат «мыслить художественными образами», «символами осваивать пространство», проще говоря – грамотно и выразительно оформлять мероприятия согласно Вашему замыслу;

    - история костюма – в ходе увлекательных занятий Вы ознакомитесь с модой разных времён, что не раз поможет в работе, например, над театрализованным представлением или концертом;

    - музыкальное оформление – Вас научат работать с разнообразным музыкальным материалом, делать тематические подборки песен и композиций, составлять музыкальные партитуры.

    Также в программу входят дисциплины, изучение которых подарит немало интересных часов. Это: грим, игры и развлечения, режиссура эстрадных программ, пластика (танец и сценическое движение), вокал, история театра, зарубежная литература, основы музыкальных знаний и др.

    Настоятельно рекомендуется каждому абитуриенту (а потом и студенту) вести дневник наблюдений , в который следует ежедневно записывать увиденные, услышанные, «подсмотренные» на сцене, экране и в жизни интересные случаи, задумки, «фишки», которые можно будет потом использовать в качестве материалов для этюдов, сценариев и т.д.

    Будьте готовы к тому, что на коллоквиуме Вас попросят рассказать об одном увиденном или самостоятельно проведённом мероприятии. Вы должны описать хотя бы один эпизод с профессиональной точки зрения, т.е. рассказать о сюжете, особенностях сценария, действиях героев, музыкальном оформлении, дать оценку мероприятия с Вашей стороны как режиссёра (например, как бы Вы поставили тот или иной эпизод концерта, обряда и т.д.).

    До встречи в новом учебном году!

    Несколько советов для поступающих на отделение «Менеджмент социально-культурной сферы»

    Как исполнять прозу, басню, стихотворение.

    Когда после долгих мучительных сомнений и размышлений, наконец, подобран репертуар для вступительного экзамена, Вы приступаете к не менее сложному и ответственному этапу – подготовке к самому исполнению выбранных произведений. Прежде, чем мы дадим вам целый ряд ценных указаний по работе с материалом, позвольте сказать несколько слов непосредственно о художественном чтении. Итак, чтец действует от лица рассказчика, повествующего о своих героях и событиях. Он рассказывает о том, что происходило в прошлом и обращается прямо к слушателям, к публике, которая является его партнёром (в данном случае Ваши партнёры – члены приёмной комиссии). Основное средство воздействия чтеца на слушателя звучащее слово, переданное с определённой интонацией.

    В процессе подготовки репертуара полезно включить работу над голосом. К.С.Станиславский говорил, что даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи, тем более – сценической. Ежедневно работайте над дикцией с помощью скороговорок или труднопроизносимых звукосочетаний, например:

    Рли, рло, рла, рлэ, рлу, рлы,

    Лри, лро, лра, лрэ, лру, лры,

    Взби, взбо, взба, взбэ, взбу, взбы,

    Вздри, вздро, вздра, вздрэ, вздру, вздры,

    Взгри, взгро, взгра, взгрэ, взгру, взгры,

    Птки, птко, птка, пткэ, птку, пткы,

    Кпти, кпто, кпта, кптэ, кпту, кпты.

    Работа над прозой.

    В работе над прозой нужно определить, продумать, ощутить произведение во всех деталях, чтобы прийти к пониманию того главного, ради чего оно написано, то есть выяснить его главную мысль – идею. Иначе исполнение произведения расплывчато, лишено стержня. Надо детально проанализировать весь текст, внимательно вчитаться в произведение, понять, как в нём развиваются события, как развивается мысль автора, к какому выводу он, автор, нас подводит. Надо вглядеться не только в развитие событий, но и в действующих лиц, понять их намерения, поступки, изучить характер и главное ощутить личность говорящего, чтобы суметь к нему максимально приблизиться. В этот период предварительной подготовки начинается так называемая «работа вокруг материала» - накопление знаний о самом писателе, о времени, в котором он жил, об эпохе, описанной в произведении. Идея от самой ткани произведения, от фразы к фразе, мы лучше улавливаем, как проявляются черты характеров, чувствуем главную мысль в развитии сюжета.

    Что такое, сюжет произведения? Сюжет – последовательное развитие событий, и развития сюжета лежит конфликт – борьба различных сил. Произведение строится на основании события и имеет несколько частей:

    1. экспозиция
    2. завязка
    3. развитие действия
    4. кульминация (момент наивысшего накала, напряжение борьбы).
    Экспозиция всегда важна в повествовании. Только усвоив в экспозиции что, где, когда происходило, мы можем разобраться в дальнейшем. Не зная чётко контуров завязки, развития действия, кульминации и развязки, исполнители не могут правильно распределить свои выразительные средства – темперамент, голос, внутреннюю целеустремленность, волю. Существует 5 видов исполнения на реальный, присутствующий объект (зритель, слушатель). Самый распространённый род обращения к публике – рассказ (повествование о событии). Признаком рассказа всегда бывает прошедшее время. Цель рассказа – заинтересовать слушателя. Для того, чтобы заинтересовать слушателя, исполнитель сам должен быть заинтересован своим повествованием. Показ (повествование в настоящем времени), беседа, агитация и поучение также являются распространёнными видами обращения к публике.

    Работа над стихотворным произведением.

    Здесь важно не только понять, что хотел выразить автор, но и как , каким способом он это сделал, то есть следует обратить внимание на особенности формы – стихотворного размера. Чтецу необходимо понять, ощутить особенности размера, найти его ритм и характер. Обязательным является отделение одного стиха (строки) от другого небольшой паузой цезурой. В этом отличие стихотворение от прозы. Также цезура нередко ставится в середине стихотворной строки согласно знакам препинания. Очень важно, не нарушая музыкальности, ритма стиха, донести содержание и главную мысль автора. Разбору композиционного построения стихотворения также уделяется внимание, как и при работе над прозой.

    Работа над басней.

    Баснописцы в своих баснях ярко, искренне и непринуждённо рассказывают о событии так, будто сами его наблюдали. Именно в таком разрезе и рассматривается манера исполнения басен. Исполнение басен требует повествовательного тона. Исполнитель басен должен оставаться рассказчиком, который как будто наблюдает поведение персонажей со стороны. Он не должен впадать в банальность, стараясь перевоплотиться в образы – персонажи и «сыграть» их перед слушателями. Однако, исполнитель не безразличный наблюдатель, и это находит отражение в его интонации. Он должен занять свою позицию по отношению к персонажам басни. В басне требуется пристальное внимание к ритму и рифмовке басни. Финал басен – это всегда «фотоанализ» происходящего, отношения исполнителя к происходящему, вывод, мораль. Итак, при исполнении басни необходимо:

    1. вести повествование,
    2. установить общение со слушателем,
    3. нарисовать образы,
    4. подчеркнуть мораль.
    Удачи Вам!!!

    Как выбрать прозаический отрывок.

    Прозаический отрывок, предназначенный для исполнения на вступительных экзаменах, должен быть не слишком длинным по объёму (это затрудняет заучивание), но и не слишком коротким, чтобы Вы смогли раскрыть свой творческий потенциал. Конечно, в этом плане наиболее выигрышны сказки и рассказы, которые легко сократить, но если Вы всё-таки остановили свой выбор на произведении крупной прозы, лучше брать отдельную главу, которую тоже можно сократить.

    Отрывок по композиционному построению должен быть законченным, «самостоятельным» произведением со своим конфликтом и развитием действия. В таком отрывке не должно быть много действующих лиц и длинных диалогов (это отвлекает, мешает целостному восприятию). Желательно, чтобы события развивались «здесь и сейчас», без постоянного обращения к чему-то уже свершившемуся, к прошлому, неизвестному слушателям. Отрывок должен быть ярким, эмоциональным, с разрешимой конфликтной ситуацией, чтобы приёмная комиссия услышала от Вас связный, логичный рассказ о том или ином случае (ситуации, происшествии).

    Вступительные экзамены.

    Экзамен по специальности является комплексным (включает несколько этапов, которые приведены ниже) и сдается за один день.

    1-й этап – чтецкая программа

    Оценивается : чистота произношения, подача, тембр голоса, диапазон, эмоциональность, темперамент, мимика, жесты.

    Не волнуйтесь, но и не будьте пассивны, постарайтесь с первых слов заинтересовать слушателей, донести идею произведения. Не переживайте, если запнетесь или что-то забудете – Вам разрешат начать сначала. Во время исполнения смотрите педагогам всегда в глазах и не машите руками – лучше отработайте (но не заучивайте!) несколько жестов, которые помогут сакцентировать внимание на наиболее значимых моментах. При выборе репертуара следует руководствоваться собственным вкусом, однако рекомендуется исполнять произведения признанных мастеров слова, будь то классика или современная литература (от Пушкина до Довлатова). Желательно подготовить по два произведения разнопланового характера.

    Выбирайте то, что ближе Вам по темпераменту. Прислушайтесь к мнению окружающих: если в Вас видят неплохого комедианта, не рискуйте читать монолог Гамлета. Проще говоря, выбирайте то, что Вам по силам.

    Читайте громко, но не кричите, четко произносите слова. Не бойтесь делать паузы, особенно если это необходимо для добора дыхания. Не спешите, не тараторьте, не «забалтывайте» текст.

    Если у Вас имеются серьезные дефекты речи, лучше заранее проконсультироваться со специалистами. При незначительных дефектах педагог может предложить Вам комплекс упражнений по развитию дыхания, диапазона, артикуляции.

    Что надеть на экзамен: желательно удобную, не стесняющую движений одежду, не раздражающую пестротой цветов. Девушкам не советуем приходить на очень высоких каблуках, в коротких юбках, джинсах с заниженной талией, коротких топах. Ограничьте бижутерию. Юношам желательно гладко выбриться.

    2-й этап – этюды

    Оценивается: пластичность, фантазия, реакция, эмоциональность, изобретательность.

    Итак, что же такое этюд? Этюд – это небольшое законченное произведение, основанное на беспредметных действиях. Этюды чаще всего бессловесны (разрешается произносить пару «ключевых» слов), они называются этюдами на органическое молчание. То есть Вы должны сыграть небольшую ситуацию, обозначая все предметы так, чтобы зрителю все было понятно. Например, если в этюде Вы пишете письмо, Вы должны открыть воображаемую тетрадь, взять воображаемую ручку и т.д. Все физические действия сначала отрабатываются с настоящими предметами.

    В этюде обязательно должен быть конфликт – событие, которое поменяет ход действий (например, Вы вернулись домой, собирались отдохнуть на диване, увидели горящий утюг и пытаетесь потушить пожар всеми способами). Конфликт создает ситуацию, из которой в этюде Вы ищете выход. Этюд не должен быть затянутым! По времени вполне хватит 1-2 минут.

    Этюд должен носить определенную мысль, т.е. сначала ответьте на вопрос: «Для чего я это показываю? Чего хочу добиться? Что почерпнет зритель из моего этюда?»

    Во время исполнения не волнуйтесь, постарайтесь расслабиться, чтобы не было мышечного зажима. Если умеете, не бойтесь использовать элементы простейшей акробатики: кувырки и т.п. можно грамотно вставить в этюд, и он будет более выигрышным.

    Что надеть на экзамен: удобную одежду (можно взять с собой спортивную форму), ведь Вас могут попросить изобразить животное.

    3-й этап – проверка музыкально-слуховых и хореографических данных

    Вас попросят что-нибудь спеть, станцевать или сыграть на музыкальном инструменте. Выбор за Вами. Желательно спеть песню с легкой напевной мелодией, так как петь придется без аккомпанемента. То же самое относится к произведению для музыкального инструмента – лучше сыграть что-нибудь простое, но без запинок и ошибок.

    Также проверяется слух и чувство ритма. Нужно повторить мелодию, заданную педагогом (или «прохлопать» ее в ладоши)

    4-й этап – собеседование

    Вам будут задавать различные вопросы, цель которых – выявить Ваш культурный уровень, кругозор, начитанность, образность мышления. Советуем заранее почитать о творчестве таких режиссеров, как К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.Э.Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов и т.д., ознакомиться с выдающимися произведениями литературы, живописи, музыки, кино.

    Е.Б.Захава «Мастерство актера», «Мастерство режиссера».

    М.А. Чехов «О технике актера»

    К.С.Станиславский «Моя жизнь в искусстве», «Искусство представления: Классические этюды актерского тренинга» (2010 г), «Работа актера над собой в творческом процессе переживания»; «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения», «Работа актера над ролью».

    В.И.Немирович-Данченко «Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма» (2009 г.)

    С.В.Гиппиус «Актерский тренинг. Гимнастика чувств».

    М.Кипнис «Актерский тренинг»

    В.Дюпре «Как стать актером»

    И.Б.Шубина «Драматургия и режиссура зрелища: Игра, сопровождающая жизнь»

    И.Б.Шубина «Организация досуга и шоу-программ»

    Проза

    Л.Н.Толстой «Война и мир»

    А.К.Толстой «Петр I»

    К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

    И.Тургенев «Дворянское гнездо»

    Б.Васильев «А зори здесь тихие»

    А.Куприн «Олеся»

    М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

    А.Пушкин «Метель», «Барышня-крестьянка»

    В.Короленко «Слепой музыкант»

    Ф.Достоевский «Идиот», «Девочка со спичками»

    М.Зощенко – рассказы

    И.Бунин – рассказы

    А.Чехов – рассказы

    А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Южный почтовый»

    Г. де Мопассан «Ожерелье»

    О Генри – рассказы

    А. С. Пушкин «Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама».

    Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», «Мёртвые души».

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

    Ф. М. Достоевский «Белые ночи», рассказы.

    И. А. Гончаров «Обыкновенная история», «Обломов».

    М. Горький – рассказы.

    А.Т. Аверченко – рассказы.

    Н.А. Тэффи – рассказы.

    В.М. Шукшин – рассказы.

    А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

    Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго».

    Сказки

    Г.Андерсен

    М.Салтыков-Щедрин

    А.Пушкин

    Н.Афанасьев

    Басни

    И.Крылов

    С.Михалков

    Лафонтен

    Поэзия

    А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», сказки, лирика. М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Демон», лирика.

    Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз Красный нос», лирика. А.А.Фет – лирика.

    Ф.И. Тютчев – лирика.

    А.А. Блок «Незнакомка», «Двенадцать», лирика.

    М. И. Цветаева – лирика.

    А. А. Ахматова – лирика.

    Б.Л. Пастернак – лирика.

    О.Э. Мандельштам – лирика.

    С.А. Есенин «Анна Снегина», лирика.

    В.В. Маяковский «Облако в штанах», лирика.

    А.Т. Твардовский «Василий Тёркин», лирика.

    Н.А. Заболоцкий – лирика.

    В.С.Высоцкий – лирика.

    Б.А.Ахмадуллина – лирика.

    Р.Рождественский – лирика.

    Ф.Г.Лорка – лирика.

    Н.Заболоцкий «Осенние этюды»

    Р.Рождественский «Байкальская баллада»; «Все начинается с любви»

    В.Маяковский «Разговор на одесском рейде десантных судов «Советский Дагестан» и «Красная Абхазия».

    С.Есенин «Русь Советская»

    Возникновение понятия «СКД» связано с философским, культурологическим, педагогическим обоснованием термина.

    Предшествующие понятия «образование», «просвещение», «политико-просветительная работа», «культурно-массовая работа» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание.

    Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятия «культурно-просветительная работа», которая трактовалась как составная часть идеологической деятельности государства по коммунистическому воспитанию трудящихся. Такая трактовка базировалась на субъект - объектной модели организации досуга населения. Сущность этой модели заключалась в том, что население рассматривалось в качестве объекта, который надо просвещать, воспитывать, направлять в «светлое будущее».

    Если говорить об идеологической основе социально - культурной деятельности , то ее ключевая задача состоит в том, чтобы расковать инициативу, творчество, самостоятельность людей, так как в основе социально - культурных процессов находится субъект - субъектная модель организации культуры досуга, где народ сам является субъектом социально - культурной деятельности.

    Как самостоятельная работа область познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века. Первая попытка обозначения смысла термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье.

    Суть и смысл социально-культурной деятельности заключается в направленности на активное участие личности в конкретной социальной среде, выбор адекватных форм участия в социально-культурных процессах. Это связано:

    С развитием демократических процессов в мире;

    С движением за права человека;

    С ростом потребности во внутренней свободе;

    С возможностями творческого самовыражения и самореализации.

    Основные сферы реализации СКД:

    Досуг и досуговая деятельность;

    Образование и карьера;



    Худ. культура и искусство;

    Социально-культурная реабилитация и поддержка;

    Межкультурное сотрудничество и коммуникация.

    Под СКД следует понимать свободное взаимодействие людей по производству, сохранению культурных ценностей, в ходе которого изменяются:

    Отношения и связи между людьми;

    Сами люди;

    - окружающий их мир (по В. Е. Триодину, профессор кафедры СКД СПбГУКИ )

    В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически на­правленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия лично­сти и социальных групп в интересах развития каждого члена обще­ства (Т.Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, профессора кафедры СКД МГУКИ).

    Понятие «социально-культурная деятельность» отличается от терминов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность», «социальная работа».

    Термин «культурно-досуговая деятельность» сосредоточен на любительской, т.е. непрофессиональной культурной деятельности в часы досуга, отдыха, поэтому термин «культурно-досуговая деятельность» рассматривается как обозначение досуговой части социально-культурной деятельности.

    Социальная работа определяется как деятельность государственных и общественных учреждений и организаций, незащищенных поддержке слоев населения: забота о социальном и культурном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан и т.д.

    Основные направления социальной работы:

    а) материальная, финансовая, правовая поддержка (льготы, доплаты, правовые консультации)

    б) физиологическая помощь (клиники, реабилитационные центры, уход за немощными, приюты и т.д.)

    в) психолого-педагогическая помощь: телефоны доверия, вовлечение в общественную, спортивную, культурную жизнь.

    Опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность» , расширяют его значение вводя следующие понятия «социально-культурный менеджмент », «социально-культур­ная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирова­ние» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздокова) и др.

    Культурная деятельность - деятельность по выявлению, сохране­нию, формированию, распространению и освоению культурных ценно­стей.

    Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художествен­ные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, резуль­таты и методы научных исследований культурной деятельности, имею­щие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении террито­рии и объекты.

    Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организа­циями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

    Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.

    Творческий работник , субъект культурной деятельности - физи­ческое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.

    Достоинство культур народов и национальных групп - признание их ценности, проявление уважения к ним.

    Культурное наследие народов и национальных групп, проживаю­щих на территории Российской Федерации -это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культур­ные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

    Функции СКД («функция» от лат. – «назначение, роль») – максимальное развитие самодеятельности, инициативы, предприимчивости, социально-культурной активности людей.

    Основные функции: развивающая, информационно-просветительная,культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

    1. Развивающая – благодаря ей, все остальные функции связаны в единый узел. Подразумевает производство новых знаний, норм, умений, навыков.

    2. Информационно-просветительная - подразумевает педагогическую образовательную и самообразовательную деятельность, направленную на духовное обогащение личности, приобретение системы знаний, получение необходимой информации. В отличие от школ, вузов информационно - просветительная деятельность СКД:

    1) основана на добровольности, инициативе, самостоятельности людей;

    2) обеспечивает полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

    3) Опирается на более широкий, чем в учебных заведениях арсенал средств, форм, методов, знаний, навыков, умений;

    4) Продолжает,дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников

    3. Культуротворческая деятельность : компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого Виды культурно-творческой деятельности: социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.

    Под социальным творчеством понимается общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проект в и инициатив в культурно-досуговой сфере. Это деятельность самоуправления сферой культуры, досуга, спорта, работа в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ, выполнение эпизодических общественных поручений.

    Самодеятельное художественное творчество характеризуется сложными и противоречивыми процессами. Сокращается число коллективов и участников в них (любительские театры, академические хоры, оркестры народных инструментов). Растет престиж современных, в первую очередь молодежных течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.

    Научно-техническое творчество - это развитие станций юных техников, юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, общества изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники, сеть периодических изданий, система конкурсов по профессии, Проблемы, обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий.

    Прикладное творчество это фольклорные различные виды народных промыслов и ремесел.

    Это создание в регионе центров и пунктов, мастерских, артелей, кооперативов, работающих на материале культурных местных традиций и ремесел и опирающихся на местные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность это активное культуротворчество самого населения, которое характеризуется ростом социально активной деятельности детей и подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, -этнические нормы, и оценки укрепление социальных связей и формированием культурного облика самобытного культурного лица своего края, города.

    Фольклорное движение охватывает многочисленные слои населения. Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятельности является работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел.

    Под художественными ремеслами подразумевают изготовление вещей, которые обладают особыми, час то неповторимыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором и традиционными национальными и местными праздниками ремесла относятся к памятникам культуры, представляют органичную часть культурного населения.

    4.Рекреативно-оздоровительная функция это разработка и осуществление множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, с целью восстановления сил, устранение производственного напряжения и развивающего воздействия. Эта функция ориентирована па досуг активный и пассивный, организованный и неорганизованный, коллективный и индивидуальный. Общий признак: неформальное общение, игровая деятельность, танцы, проведение зрелищных мероприятий, занятия любительских объединений, реализация программ выходного дня.

    Вывод: основные функции сложились на основе многолетнего опыта, накопленного культурно-досуговой сферой. Именно они в своей сово­купности образуют само понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя друг с другом, они в основном остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации досуговых заня­тий.

    Сначала определимся, Что же такое социально-культурная деятельность? По Ариарскому М. А. Социально - культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

    Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры, как на профессиональной, так и любительской основе; второе - практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое - интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительской деятельности, - ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

    В своей работе «Социально-культурная деятельность» Красильникова и Чижов подробно рассматривают вопрос о функциях социально-культурной деятельности и их классификации, который имеет несомненное методологическое значение.

    Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Однако все его оттенки и значения, в конечном счете, связаны с родовым смыслом - «отправление», «деятельность».

    Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность.

    Многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга. Противопоставления тут недопустимы. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организация социально-культурной, в частности досуговой, деятельности функционально связана с современным производством и последствиями его интенсификации.

    Именно поэтому для эффективного функционирования сферы культуры и досуга объективно необходимо неукоснительное соблюдение дифференцированного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и в нерабочее/в неучебное время.

    Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

    Функции подвергаются изменению во времени - от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках.

    В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой человеком на профессиональной/ непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Всем им присущ ярко выраженный развивающий характер, им свойственны взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности, подвижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления российского общества.

    Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

    Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество основных «опорных элементов» - это и кино, и телевидение, и техническое творчество, и спорт, и прикладной труд, и художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т. д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.). Культурогенные начала изначально составляют качественную суть социально-культурной деятельности.

    Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

    Резкое снижение активности населения в культурной жизни свидетельствует о необходимости усиления культурогенных начал, безусловно стимулирующих социально-культурную активность людей. Социологи подсчитали, что у людей в домашнем пользовании насчитывается около 40 миллиардов книг, но в то же время интерес к книге у детей крайне низок. Это социальная трагедия, которая не может оставить равнодушным каждого человека.

    Красильникова и Чижов отмечают, что становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий. Становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий.

    В своей книге «Социально-культурная деятельность» Киселева и Красильников пишут, что характерной чертой содержания социально-культурной деятельности, отражающего образ жизни и новое мышление людей, является её общественно-политическая направленность. Основной вектор этой направленности связан с необходимостью формирования политической и экономической культуры населения, активизации общественно-политической жизни и повышения уровня компетентности граждан в социально-политических и социально-экономических вопросах.

    Социально-культурные институты способствуют вовлечению различных групп населения в процесс местного самоуправления, разработку и реализацию проектов и инициатив жизнедеятельности общества, созданию клубов, движений и объединений, ориентированных на решение местных социальных проблем. Особое место отводится развитию межнациональных отношений в условиях полиэтнических, трудовых, учебных, бытовых и других разновидностей современного социума.

    Многочисленные акции по приобщению людей к политической и экономической культуре, разъяснению политических и экономических знаний сосредоточены на человеке, его интересах и потребностях. В основе своей они имеют целью формирование активно мыслящей личности, обладающей чувством гражданственности, социального равенства и справедливости. Гуманизмом, опорой на богатство общечеловеческих ценностей, направленностью на развитие политической и гражданской активности людей отличаются массовые социально-культурные кампании, праздники, фестивали, конкурсы, встречи и дискуссии. Исходными условиями их реализации являются учет социального заказа, содержания той или иной проблемы и направленности интереса, формирование широкого кругозора, четких представлений об особенностях развития современного мира и нашей страны.

    Информационно-познавательные, активные, дискуссионные, развлекательные и развивающие социально-культурные проекты и программы, как правило, опираются на духовный потенциал региона, традиции трудовых и семейно-бытовых коллективов, на развитие повседневных социальных контактов, создание «социально-культурных осей», соединяющих детей, подростков, молодежь, взрослых.

    Широкими возможностями для утверждения и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей обладают различные формы общения и взаимодействия учреждений культуры с общественными организациями, детскими, молодежными объединениями, религиозно-культурными общинами. Гражданские инициативы в каждом городе или районе, школы и клубы социальных референтов и лидеров ХХI века, центры и мастерские социально-творческих проектов и многие другие аналогичные формы служат свидетельством широкого общественно-политического резонанса, характерного для социально-культурной деятельности.

    Интерес к культурному наследию в России заметно активизировался в связи с ускорением социальных перемен. На территории многих субъектов Российской Федерации в рамках общегосударственных и региональных программ реализуются проекты, направленные на выявление, изучение, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных зон и заповедников, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов

    Стало вполне очевидным, что большинство элементов и объектов национального культурного наследия выполняет функцию сохранения, закрепления и развития традиционных черт культуры своего народа. Актуализация своей принадлежности, причастности к истокам своей национальной культуры во многом обусловлена современной социально-культурной ситуацией, где ценностям культуры прошлого предстоит выполнить весьма важные общественные функции. Каждый из культурных объектов и продуктов прошлых эпох предстает в качестве ориентира или эталона для соотнесения с ним современного опыта.

    В своей работе «Социально-культурная деятельность» Киселева и Красильников отмечают, что значение народной художественной культуры и профессионального искусства России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоёв населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных услуг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.

    Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художественного предложения, государственная поддержка гастрольной деятельности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.

    С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг художественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций формирования репертуара. Государство заботится о развитии исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, являющихся национальным достоянием российской культуры и традиционно определяющих её статус в мировой культуре. Ежегодно расширяется практика организации международных и внутрироссийких художественных выставок, выставочных программ, музыкальных и драматических фестивалей, направления столичных и периферийных художественных коллективов на крупнейшие международные фестивали.

    Особое место отводится созданию необходимых условий для выявления, становления и развития талантов, самореализации мастеров искусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддержкой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспечиваются благоприятные возможности для художественного совершенствования молодым деятелям искусств, их участия в конкурсах, фестивалях, творческих лабораториях, мастерских, семинарах.

    По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу художественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных программ, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.

    Развивается и совершенствуется практика приобретения произведений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, государственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях усиления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные формы финансовой поддержки.

    Реализуется государственная программа в области монументального искусства, в рамках которой осуществляется проектирование и сооружение памятников, монументов, мемориальных досок, памятных знаков (ежегодно до 15-20 проектов в Москве и регионах Российской Федерации), финансируется создание отдельных произведений монументального искусства.

    Тезаурус понятия социально-культурная деятельность.

    Один известный российский поэт писал: «Понятие... растяжимо, оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его». Наделять определенным смыслом – это и есть основное назначение любого словесного атрибута (от латинского «attribuo» – наделяю). Само слово «атрибут» трактуется сегодня как «устойчивый отличительный признак, неотъемлемое свойство чего-либо». Но дело в том, что, как писал другой известный российский поэт, «слова у нас в привычку входят», часто даже не успев обрести единые для всех атрибутивные признаки.

    Причем, что особенно странно в последнее время, многим столь привычно звучащим в нашем обиходе словам, как говорится, без году неделя. И речь идет не о модных словечках молодежного сленга, не об англицизмах, пропитавших российскую лексику. Нет, привычка употреблять новые слова и словосочетания, не задумываясь об адекватности лексических нововведений реальным процессам, которые ими сигнифицируются, начинает поражать и научную, и образовательную терминологию. Практика профессиональной деятельности учреждений культуры и образования оказалась более консервативной и не спешит брать на вооружение предлагаемые ей учеными и педагогами неологизмы.

    Конечно, атрибут «социально-культурный» не попытается понять и принять сегодня только ленивый. После экспроприации старых, терминов он уже активно «работает» в новом информационном поле. Мало того, образовалось целое лексическое гнездо, все лексемы которого столь же легко усвоялись нашей устной и письменной речью: «социально-культурная сфера», «социально-культурная деятельность», «социально-культурное образование», «социально-культурные учреждения», «социально-культурные технологии» и т.п.

    В формулировках названий современных диссертаций по культурологии, социологии, теории и истории культуры запестрели знакомые нам, педагогам СКД, словосочетания: «социально-культурные основания», «социально-культурное развитие», «социально-культурные аспекты».

    Что же такое «социально-культурный»? Конечно, если попытаться определить семантическое содержание этого словосочетания чисто морфологически (т.е. структурно) и этимологически (т.е. опираясь на этимоны – первоначальные значения составляющих это словосочетание понятий), то понятие «социальный» (от латинского «socialis» – общественный, связанный с обществом) можно трактовать как «общественно значимый», «общественно востребованный», «общественно полезный», «общественно организуемый», «общественно управляемый» и т.п., а понятие «культурный» (от латинского «cultura» - возделывание, взращивание, воспитание, развитие) можно интерпретировать и просто как «имеющий отношение к культуре», «содержащий культуру», но и как «формирующий культуру», «приобщающий к культуре», «культуроорганизующий» и «культуроразвивающий».

    Студенты одной из групп, овладевшие на занятиях способами логического определения понятий, этимонами интересующих нас слов и их современными дефинициями, так определили понятие «социально-культурная деятельность» (значение слова «деятельность» они выясняли и по В.И. Далю, и по С.И. Ожегову, и по современным словарям, энциклопедиям и справочникам): «Социально-культурная деятельность – это общественно значимая и управляемая форма проявления активности человека, приобщающая его к культуре».

    Теперь понятие «социально-культурная деятельность». Как оно соотносится со своими ближайшими предшественниками – «культурно-просветительная работа» и «культурно-досуговая деятельность»? В курсе лекций по СКД, в котором мы называем 6 основных наименований общественно организованной деятельности по активизации свободного времени населения: «внешкольное просвещение», «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-досуговая деятельность», «социально-культурная деятельность». Если первые три термина «пережили» свое историческое время в России и отражали в каждый из конкретно-исторических периодов ее развития соответствующие направления, совокупность учреждений, форм, содержание и характер деятельности, ее субъекты и объекты, то последние три из шести названных нами терминов функционируют в нашей лексике и сейчас, в начале ХХΙ века, имеют свои объемы понятия и, полагаем, свою сферу применения. Употреблять их в профессиональной речи как тождества, или только как терминологические модификации – это, на наш взгляд, значит закрывать глаза на серьезные и реальные перемены в современной науке, не замечать их в практике, упрощать в образовании. Сама жизнь настоятельно задает нам вопросы, касающиеся точности наших профессиональных и образовательных терминов. Ведь если, например, в качестве хитрой уловки определить понятие «социально-культурное образование» как «процесс подготовки профессиональных специалистов социально-культурной сферы», то сразу же возникает вопрос «что такое социально-культурная сфера?», тут же необходимо различение таких существовавших ранее или бытующих сейчас понятий, как «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «культурно-образовательная сфера», «культурно-досуговая сфера». И проведение таких крайне необходимых и ученым, и педагогам, и управленцам операций с крайне важными для всех нас дефинициями не имеет, на наш взгляд, ничего общего с тем, что некоторые называют «терминологическим жонглированием». Если уж мы действительно хотим иметь в современной России социально-культурное образование как системно организованный процесс подготовки высококвалифицированных специалистов для социально-культурной сферы, то все элементы этой системы должны быть четко выявлены, обозначены, взаимосвязаны и определены в одном, столь же системно организованном терминологическом поле.

    Вне всякого сомнения, должен быть в этом поле и термин «социально-культурная деятельность». Основной целью социально-культурного образования должна быть подготовка специалистов по социально-культурной деятельности. Казалось бы, два очевидных, логически взаимосвязанных суждения.

    Но и в теории, и на практике проблемы этой взаимосвязи еще очень ощутимы. В теории на это уже вынуждены обратить внимание многие специалисты. Авторы первого учебного пособия по СКД Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников («Основы социально-культурной деятельности», 1995 и «Социально-культурная деятельность», 2004) с первых же строк предупреждали специалистов: «Чтобы по-настоящему разобраться в сложной диалектике происходящего, увидеть подлинную сущность, природу и тенденции социально-культурной деятельности, следует отказаться от эффектных, но поспешных дефиниций...». Профессор В.Е. Новаторов, выступая недавно с докладом в Иркутске на межрегиональной научно-практической конференции с вечно актуальным названием «Кадры культуры и культура кадров», посетовал, что «понятие «социально-культурная сфера» сегодня трактуется исключительно широко. Она, в частности, включает в себя привычные для нас культуру и искусство, а кроме того, охватывает физическую культуру и спорт, туризм, здравоохранение, образование, отдельные стороны социальной работы. К социально-культурной сфере относят сегодня и средства массовой информации, включая радио, телевидение, печать, книгоиздательскую деятельность и книжную торговлю, Интернет-системы и пр.». Оказывается, в этом и без того широком перечне социальных институтов и видов деятельности, включаемых, по мнению В.Е. Новаторова, в сегодняшнюю трактовку понятия «социально-культурная сфера» (СКС), есть еще «и пр.», т.е. и прочие, иные виды деятельности, не вошедшие в этот бесконечный список.



    Ю.А. Помпеев в своем учебном пособии «Экономика социально-культурной сферы», изданном в Санкт-Петербурге, совершенно правильно начинает пособие «с определения основных терминов, составляющих наименование учебного курса». Вот его определение: «социально-культурная сфера – составная часть национальной экономики, связанная с выполнением государством его социальных (от лат. sоcialis - общественный) функций в рамках межличностных и товарно-денежных отношений между людьми. Эта сфера представляет совокупную социокультурную организацию общества и, в соответствии с Законом «О бюджетной классификации РФ» (1996), включает в себя следующие группы или отрасли:

    · культура, искусство и средства массовой информации;

    · образование и профессиональная подготовка кадров;

    · здравоохранение;

    · физическая культура и спорт;

    · социальное обеспечение».

    Это хорошее определение с четко обозначенной структурой, с законодательным источником, гарантирующим правовые основания для использования такого определения и такой структуры СКС в образовании и на практике. Но к сожалению его не используют. В реальной управленческой практике такая насыщенная структура составляющих больше соответствует объему понятия «социальная сфера», которое по-прежнему активно употребляется и в научной, и в образовательной, и в профессионально-практической лексике. Зачем же подменять понятие «социальная сфера» понятием «социально-культурная сфера»?

    Почему же такой безразмерный подход бытует в науке не только по отношению к СКС, СКД, СКО, но и прочим образованиям, в названии которых присутствует атрибут «социально-культурный». Думается, этому можно найти несколько объяснений. Одно из них – все более возрастающая у нас мода на преимущественно мозаичный, количественный, статистический способ определения понятий, вытесняющий в нашей науке более точно отражающий суть того или иного предмета, явления логический способ определения понятий. Культурологам известен, например и аналогичный подход к определению понятия «культура» выдающимся английским этнографом и историком Э.Б. Тэйлором, который впервые был реализован им в монографии «Первобытная культура» и получил позднее у культурологических системологов и классификаторов сразу и наименование «социологический подход», и критическую оценку: «любой даже обстоятельный, перечень всегда грешит неполнотой». Определение понятия «СКС» таким вот мозаичным, перечислительным способом и порождает включение в объем определяемого понятия, как, говорят ныне рекламисты, входящие и не входящие в него элементы. Второй причиной существования такого, во многом эклектичного, перечня является, на наш взгляд, свойственное каждой новой отрасли знаний первоначальное расширение объемов объектов и понятий, включаемых в предметное поле науки за счет явлений и терминов смежных отраслей познания. Наконец, следует иметь в виду, что сами атрибуты «социальный» и «культурный» настолько полисемичны, настолько широки по спектру употребляемых в человеческой речи значений, что каждое из них в отдельности зачастую почти полностью отождествляется с такими глобальными понятиями, как «общественный», «духовный», «человеческий». Это возможные значения только отдельно взятых понятий. А в словосочетаниях?! Вот еще почему, мы полагаем, возникают такие проблемы с толкованием терминов «социально-культурная сфера» или «социально-культурная деятельность». Не случайно, В.Е. Новаторов в указанной нами статье, дав приведенное выше определение, –иронично пишет: «все, что в социально-культурной сфере планируется и осуществляется, именуется теперь социально-культурной деятельностью». И все же далее и он вынужден сделать совершенно естественный и разделяемый всеми, кого волнуют те же проблемы, вывод: «Тем не менее для более глубокого и предметного осознания в социально-культурной сфере проблем полезно привести здесь хотя бы одно определение социально-культурной деятельности».

    «Социально-культурная деятельность – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре».

    Мы рады, что в результате нами было составлено определение, которое В.Е. Новаторов назвал «лаконичным и емким», а Н.Н. Ярошенко в 23-м выпуске «Ученых записок» МГУКИ, положительно оценивая примененный нами публично-аналитический метод поиска оптимальной дефиниции, при котором «мы становимся соучастниками процесса выработки авторского варианта понятия», отмечает, что «в теории социально-культурной деятельности это, пожалуй, первый случай столь откровенной демонстрации процесса генерации понятия». Позитивно относится он и к итоговому определению нашего понятийного анализа: «Социально-культурная деятельность - это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» . Подчеркнута нами в этом варианте определения новая составляющая видовой специфики СКД, указывающая на субъектную роль человека в процессе его приобщения к культуре, организуемом и управляемом обществом и его социальными институтами.

    Но и в этом, казалось бы, достаточно идентифицированном по отношению к реальному содержанию и функциям СКД определении есть, и по мнению автора, и с точки зрения четко уловившего это Н.Н. Ярошенко, все тот же недостаток, который мы обозначили в самом начале нашей статьи. Н.Н. Ярошенко указывает на этот недостаток довольно точно: «Социально-культурная деятельность, будучи, по В.В. Туеву, процессом приобщения к культуре, оказывается безразмерной, предельно широкой, а следовательно, лишенной специфики. Ведь приобщение к культуре – это процесс повсеместный, и, к счастью, он управляется обществом постоянно» .

    Нам представляется, что первоочередной задачей в процессе научно-концептуального обеспечения профессиональной подготовки новых кадров культуры является формирование понятийно-категориального аппарата социально-культурной науки, решение ее актуальных терминологических проблем. Кстати, о «новом» термине. В принципе он не такой уж и новый. Уже в 50-х годах двадцатого столетия выдающийся французский социолог и культуролог Жоффр Роже Дюмазедье вместо более общих понятий, таких, как «формирование культуры», «приобщение к культуре», «развитие культуры», вводит понятие «социально-культурная деятельность» , которую он определяет «как сознательную, преднамеренную, организованную, даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности».

    Основная цель СКД, как полагает Ж.Р. Дюмазедье – это активное социально-культурное влияние на людей, создание условий для приобщения их к культуре.

    Термин «СКД» (его определение) и сама идея СКД как универсально приемлемого общественного механизма приобщения людей к культуре в концепции Ж.Р Дюмазедье неразрывно связаны с разработанными им глобальными проектами социальной и культурной демократизации общества, народного воспитания и социологии досуга.

    В российской науке термин «социально-культурная деятельность» был введен и концептуально интерпретирован в 1974 году профессором М.С. Каганом в его монографии «Человеческая деятельность». В ней видный российский культуролог дает очень расширенное толкование этого понятия. Рассматривая человеческую деятельность как двухуровневую биосоциальную систему, М.С. Каган первым уровнем этой системы считает биологическую жизнедеятельность человека, а вторым, более высоким, социально-культурную, или специфически человеческую деятельность. «У человека, – пишет М.С. Каган, – биологическая жизнедеятельность остается материальной базой, на которой выстраивается здание социокультурной деятельности, но это последнее вбирает в себя свой биологический фундамент, не позволяя ему функционировать в чистом виде».

    В. свою очередь, социокультурную деятельность известный специалист по морфологии искусств и культуры дифференцирует на пять основных видов:

    – преобразовательную,

    – познавательную,

    – ценностно-ориентационную,

    –коммуникативную,

    – и особым образом отражающую их художественную деятельность. Видимо, сущностная специфика человеческой деятельности заключается прежде всего, как считает М.С. Каган, «в социокультурной деятельности человека как общественного существа».

    Социально-культурная деятельность (далее СКД) – один из основных способов повышения культурного и образовательного уровня людей, а также развития их творческих способностей. В связи с трансформациями в политической, экономической и духовной сферах значительно изменились содержание и формы СКД, которая в кризисные периоды обладает огромной силой эмоционального и смыслового воздействия на личность. Разнообразие средств, методов и форм СКД способствует духовному возрождению общества.

    В целом, понятие социально-культурной деятельности (далее СКД) достаточно широкое.

    Cледующее определение звучит так: «социокультурная деятельность, как социально ориентированная работа человека по выявлению, сохранению, распространению, освоению и трансляции культурных ценностей, накопленных определенным обществом, этносом, личностью, распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека, или, как ее называют, досуговую».

    Таким образом, социально-культурная деятельность – это деятельность по приобщению человека к культуре. В этом определении есть субъект деятельности – это общество, объект деятельности – человек, цель деятельности – приобщение человека к культуре.