Все картины в одном месте. Самые дорогие картины в мире

Сегодня мы поговорим о прекрасном — о художественном искусстве в денежном эквиваленте: о самых дорогих картинах. Часто самые дорогие предметы искусства либо не столь красивы на первый взгляд, сколько дороги, либо на них изображено что то такое… непонятное простому смертному.

Также стоит учесть такой момент — самые дорогие картины в мире не продаются, они находятся в государственных музеях.

На фото картина Леонардо Да Винчи «Мона Лиза» (1503 год)

Например, полотна Леонардо Да Винчи отсутствуют в частных собраниях, однако если бы их выставили на продажу — цена была бы выше чем у перечисленных в рейтинге картин из частных коллекций.

Итак, «список самых дорогих картин включает лишь работы, выставленные на продажу в ХХ-ХХI вв».

По данным закрытых продаж самая дорогая картина - «Когда свадьба?», 1892 года, Поль Гоген, принадлежала семейству Рудольфа Штехлина и в 2015 году была продана музейному ведомству Катара за (!!!) 300 млн долларов!

На фото картина Поля Гогена «Когда свадьба?»

У Поля Гогена одна картина представлена в списке самых дорогих, но зато она на первом месте.

Картина написана автором на острове Таити, где Гоген поселился, уходя от мирской суеты и бывшей семьи, женился на юной темнокожей девочке тринадцати лет из местного племени — по официальным версиям на картине на переднем плане изображена как раз эта девочка. Слава пришла к художнику только после смерти…

Пабло Пикассо, пожалуй, самый популярный художник самых дорогих ныне картин. В списке самых дорогих картин (на 2016 год) его произведений — 6.

По данным открытых продаж самая дорогая картина — «Алжирские женщины» (версия О) Пабло Пикассо. 1-е место по результатам открытых продаж. Продана за 179,3 млн долларов в мае 2015 года. «Такую сумму за неё выложил бывший премьер-министр Катара Хамад бен Джасим бен Джабер Аль Тани». Вообще в серии «Алжирские женщины» 15 картин.

На фото картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины» (версия О)

Пабло Пикассо называют еще самым дорогим художником, поскольку еще по меркам 2006 года и только по данным официальных продаж фонд его работ составил 262 млн долларов. Но сегодня даже 6 его картин, представленных в списке — имеют общий фонд более 650 млн долларов.

Пикассо — «Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грисом), в котором трёхмерное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. Пикассо много работал как график, скульптор, керамист и т.д.» . Пикассо создал за свою жизнь больше 20 тысяч работ.

Еще одна его работа занимает одно из первых мест в списке самых дорогих картин — «Обнажённая, зелёные листья и бюст», 1932 год, Пабло Пикассо, продана за $106.5 в мае 2010-го года.

На фото картина Пабло Пикассо «Обнажённая, зелёные листья и бюст»

На картине изображена любовница Пикассо, которую он рисовал втайне от жены (правда если честно любовницу или не любовницу не совсем легко узнать на этой работе, как впрочем и на всех работах художника сложно узнать кого именно он рисовал).

4-е место по результатам закрытых продаж:

Сон, 1932, Пабло Пикассо. Картина продана в 2013 году за 155 млн долларов.

На фото картина Пабло Пикассо «Сон»

«Мальчик с трубкой», 1905, Пабло Пикассо — продана в 2004 году за 104 млн долларов.

На фото картина Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой»

«Дора Маар с кошкой», 1941, Пабло Пикассо — продана за 95 млн долларов в 2006 году

на фото картина Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой»

«Бюст женщины (женщина в сеточке для волос)», 1938, Пабло Пикассо — продана в конце 2015 года за 67 млн долларов

На фото картина Пабло Пикассо «Бюст женщины»

Следующий художник, занявший почетное место в списке творцов самых дорогих картин — Поль Сезанн

Его картина «Игроки в карты» (3-я картина из 5-картинной серии) была куплена властями Карата для национального музея в 2011 году за 250 млн долларов. На тот момент это была самая дорогая картина. Второе место по итогам закрытых продаж на 2016 год.

На фото 3-я картина серии «Игроки в карты» (1892-1893 гг) Поля Сезанна

«Поль Сеза́нн (фр. Paul Cézanne; 1839-1906) - французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма».

Еще в списке самых дорогих картин представлены следующие картины Сезана:

«Гора Сент-Виктуар, вид из рощи в Шато-Нуар», 1904, Поль Сезанн, продана в 2012 году за 100 млн долларов

На фото картина Поля Сезана «Гора Сент-Виктуар, вид из рощи в Шато-Нуар»

На фото картина Поля Сезана

«Натюрморт с кувшином и драпировкой (англ.)», картина продана за 60.5 млн долларов в 1999-м году.

Еще один выдающийся художник, чьи картины пополнили список самых дорогих — это Марк Ротко. Марк Ротко — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля. «Марк Ротко является одним из самых известных и влиятельных американских художников второй половины XX века и ключевой фигурой послевоенного абстрактного экспрессионизма».

В России выставка работ Ротко впервые состоялась в 2003 году в Государственном Эрмитаже, и была приурочена к 100-летию со дня рождения художника.

В августе 2014 года за 186 млн долларов была продана картина Марка Ротко «№ 6 (Фиолетовое, зелёное и красное)».

На фото картина Марка Ротко «Фиолетовое, зелёное и красное» (№6)

Также на 10-м месте по результатам открытых торгов картина Ротко «Оранжевое, красное, жёлтое», 1961, продана за 87,6 млн долларов в 2012 году.

На фото картина Марка Ротко «Оранжевое, красное, жёлтое»

Картина «№ 10» (1961 год) Марко Ротко продана за 81.9 млн долларов в 2015 году.

На фото картина Марка Ротко «№ 10»

На фото картина Ротко «№ 1 (королевский красный и синий)», 1954 — продана за 75.1 млн долларов в 2012 году.

На фото картина «Белый центр (жёлтое, розовое и лиловое на розовом)», 1950, продана за 72.8 в 2007 году.

На фото картина Ротко «Без названия», 1952, продана за 66.2 млн долларов в 2012 году.

В основном художник создавал работы абстрактной живописи цветового поля, хотя есть и портреты. Как заверяют знатоки искусства: «Экспрессивные полотна Марка Ротко обладают мистической особенностью – по словам многих зрителей, картины, когда наблюдаешь их с близкого расстояния (а именно на этом настаивал сам художник), вызывают сильные эмоции – обостренное чувство одиночества или страха, вплоть до того, что стоя перед ними, особо чувствительные люди могут расплакаться».

Еще один знаменитый художник — Амедео Модильяни. Он нарисовал несколько картин, считающихся одними из самых дорогих в мире.

«Амеде́о (Иеди́дия) Клеме́нте Модилья́ни, 12 июля 1884, Ливорно, Королевство Италия - 24 января 1920, Париж, Третья французская республика - итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX - начала XX века, представитель экспрессионизма».

На фото картина «Лежащая обнаженная»

Вторая в списке самых дорогих картин по версиям открытых торгов: «Лежащая обнажённая», 1917-1918, продана за 170.4 в конце 2015 года.

Картина «Обнажённая, сидящая на диване», 1917 была продана за 69 млн долларов в конце 2010 года.

Картина «Лежащая обнажённая с голубой подушкой», 1917 была продана за 118 млн долларов в 2012 году.

Следующий знаменитый художник, чьи картины пополнили списки самых дорогих картин: Винсент ван Гог

«Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог (30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды - 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) - нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись 20 века».

«Наряду с творениями Пабло Пикассо работы ван Гога являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире, согласно оценкам с аукционов и частных продаж. В число проданных за более чем 100 миллионов (в эквиваленте 2011 года) входят: «Портрет доктора Гаше», «Портрет почтальона Жозефа Рулена» и «Ирисы»».

Портрет доктора Гаше, 1890, картина продана за 82,5 млн долларов в 1990 году.

Портрет художника без бороды, 1889, картина продана за 71.5 в 1998 году.

Аликамп, 1888, картина продана за 66.3 млн долларов в 2015 году.

Ван Гог прожил короткую, довольно несчастливую жизнь, маневрируя между желанием стать пастором, устроить личную жизнь, крайностью сойти с ума, жить с бедными… Его жизнь сама по себе предмет исследования для многих. В его картинах дорого не столько техническое исполнение, сколько имя автора, слава к которому, как и полагается настоящим гениям, пришла после смерти.

«Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon; 28 октября 1909, Дублин - 28 апреля 1992, Мадрид) - английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Основной темой его работ является человеческое тело - искажённое, вытянутое, заключённое в геометрические фигуры, на лишённом предметов фоне».

У Френсиса Бэкона 3 картины в списке самых дорогих:

3-е место по результатам открытых торгов: «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда - триптих, 1969, продана за 142.4 в 2013-м году.

На фото картина «Триптих», 1976, продана за 86.281 млн долларов в 2008 году.

На фото картина «Три этюда к портрету Джона Эдвардса - триптих», 1984, продана за 80.8 млн долларов в 2014 году.

Конечно, нельзя нельзя о таких художниках как Эдвард Мунк, Клод Моне, Виллем де Кунинг.

На фото картина Мунка «Крик» (1893-1910) — 4-я по стоимости ныне и самая дорогая по меркам 2012 года (открытые продажи), продана за 119 млн долларов.

Есть 4 версии картины «Крик», сам художник воспроизводил ее несколько раз… Отчаявшийся человек в позе эмбриона, закрывший лицо руками на фоне сгущающихся туч и залитых заревом и депрессией волн — был по душе многим за точность передачи эмоций через образ. Крик повсюду - в повторяющихся по подобию головы, закрытой руками кричащего, контурах неба, в искаженных линиях тела, в мрачных тонах окружающей обстановки, в мирно идущих поодаль людях, не замечающих отчаянности и ужаса кричащего…

Картины Мунка часто воровали злоумышленники.

На фото картина «Пруд с кувшинками» Клода Моне была продана за 80,5 млн долларов в 2008 году.

Картина Виллема Де Кунинга «Женщина III», 1953 продана за 137.5 млн долларов в 2006 году.

Куниг как любитель экстравагантности, абстрактности создавал воистину творения, в красоте своей не всегда понятные людям со стороны. Все его картины из серии Женщины.., как впрочем и другие картины, — не передают не столько реалистичность, сколько индивидуалистичность понимания мира самим художником.

Из Википедии: «Одинокая женская фигура под действием неистовых, пастозных «мазков-ударов» на холстах де Кунинга превращается в некий живописный тотем, открытый для радикальных фрейдистских прочтений».

Скульптура Кунинга столь экспрессивна и абстрактна как и картины, например, «Фигура, сидящая на скамье» из бронзы (1972 год) оставляет огромное поле для размышлений и догадок, кто же сидит на скамье..

Вообще, у вас никогда не возникало чувства, когда вы лицезрели картины Кунинга, Пикассо и художников, рисовавших в подобном стиле, что сии творения, мягко, скажем, бесталанны? Но стоящие рядом облаком, воздыхающие от глубины и славы картин не дают этого сделать, поскольку можно прослыть невежей с дурным вкусом и т. д. Уверяю вас - такие мысли посещали почти всех, кто не слишком погружен в искусство, и это нормально.

На самом деле - я признаюсь честно: Кунинга я не понимаю… Пикассо — не поверю, что всем понятен. Или вот цветовые поля Ротко по сотни миллионов долларов… Это вообще невозможно понять сразу, и оценить с разбегу. Просто цвет на холсте и все, но люди восхищаются.. Сальвадор Дали скорее философский художник. Если смотреть на картины последнего с точки зрения эстетического наслаждения - в них его мало, но в них огромная суть, а вот сути в картинах Кунинга я не нашла. Конечно, это не значит, что ее там нет. Вообще этих художников сложно понять..

У многих из них сложные судьбы, то суициды, то сумасшествие… Тот же Ротко, рисовавшие полотна с идеальными королевскими цветами, вблизи которых люди плакали от особой энергетики, покончил с собой, будучи в сильной депрессии.

Но Ротко - это чистый, «королевский» цвет, о котором глупо судить по фото его картин на мониторе ноутбука. Но все же мне больше всего из того, с чем я познакомилась в творчестве Ротко понравилось творение «Светло-красный на черном», 1957 года. Суть картины по задумке самого автора — «простое выражение сложной мысли». С философской точки зрения - глубокомысленно и лаконично.. Главное - понятно.

На фото картина М.Ротко «Светло-красное на черном», 1957

Есть версии намного краше версии «Пруда с кувшинками» Клода Моне, написанные неизвестными художниками. Но есть одно НО: не цепляет, а вот какая-нибудь сумбурная версия в виде пятен на холсте, написанная гением - цепляет.

При этом картины дорогие и красивые, красивые не в сложности, а в простоте есть, они, бывает, не намного краше написанных рукой какого-нибудь неизвестного автора, но стоят миллионы долларов. Почему так бывает: картины мало известных, но талантливых авторов стоят мало, а три пятна или мазок кисти красным цветом на белом фоне известного художника — в тысячи раз больше.

Дело в имени (как в случае вещей — в бренде, фирме), иногда дело только в имени. Оценивают не саму картину, а ее автора. Потом.. что такое аукционы? Богатые мира сего соревнуются в праве владеть эксклюзивным шедевром творчества.. кто-то соревнуется на уровне у кого машина круче, кто-то у кого картина Пикассо..

Представляем рейтинг самых дорогих картин в мире. И хотя стоимость картин обусловлена в первую очередь не самой красотой, а в первую очередь финансовыми вложениями и инвестициями, причем очень выгодными, тем не менее, это самые ценные картины в мире. Конечно, в рейтинг не вошли картины, наводящиеся в музеях и являющиеся мировым достоянием. Рейтинг составлен исключительно на основании аукционов, где эти картины были проданы.

10 место
Винсент Ван Гог – «Портрет доктора Гаше»
Картина была продана в 1990 году за 82,5 миллиона долларов. На картине действительно изображен доктор художника. Примечательно, что это одна из последних картин великого мастера.

9 место
Фрэнсис Бэкон – «Триптих»
На картине изображен близкий соратник и коллега Бэкона – Фрейд. Примечательно, что 2 товарища периодически позировали друг другу. Картина была продана в 2008 году за $86,27 миллионов.

8 место
Марк Ротко – «Оранжевое, красное, желтое»
Самый дорогой художник последних лет. Картина написана в середине 20 века, в фирменном стиле Ротко – полотно из полос.
За такую красоту в 2012 году выложили аж $86,7 миллионов.

7 место
Густав Климт – «Адели Блох-Бауэр II»
Адели являлась музой австрийского художника. Он написал несколько ее портретов. Стоимость — $87,9 миллионов

6 место
Пабло Пикассо – «Дора Маар с кошкой»
Портрет любимой Пабло Пикассо. И хотя художник и рисовал в стиле абстракционизма – рисовать в такой манере любимую женщину довольно жестоко.
Тем не менее картина была продана с аукциона за $95,2 миллиона.

5 место
Пабло Пикассо — «Мальчик с трубкой»
Картина является ранним творением знаменитого художника. Картина выполнение не в свойственной и не привычной нам манере художника. Тем ценнее она для коллекционеров. Поэтому в 2004 году за нее не пожалели 104 миллиона.

4 место
Знаменитый Энди Уорхол – «Серебряная автокатастрофа»
Помните в сериале «Бригада» — машина у Космоса разукрашенная Энди Уорхолом. «Такая машина только у меня и у Майкла Джексона.» Великий человек, который делал уникальным все, к чему прикасался, будь то машина, бутылка из под пива.
Здесь речь идет о шелкографии. На одной стороне картины снимки автокатастроф, сделанные нанесение шелкографии, с другой – пустота.
Сумма, за которую продали произведение, вызвала фурор – невероятные 105,4 миллиона долларов.

3 место

Пабло Пикассо «Обнажённая, зелёные листья и бюст»
Третья картина великого художника в 10 самых дорогих картин в мире.
Стоимость — 106,5 млн. долларов.

Рейтинг аукционных результатов произведений русского искусства
  1. К участию принимались только публичные аукционные результаты.
  2. Принадлежность к русским художникам определялась по месту рождения. Родился в Российской империи или в СССР - значит, русский художник, без оглядок на этническое происхождение и скидок на то, как в дальнейшем сложилась судьба. К примеру, тот факт, что у Кандинского в разные годы были гражданства и русское, и немецкое, а умер он с французским, не является основанием усомниться, что художник русский.
  3. Правило: один художник - одна картина. То есть ситуация, когда, строго говоря, все первые места пришлось бы отвести работам Марка Ротко , разрешается так: оставляем только самую дорогую работу, а все остальные результаты для картин этого художника игнорируем.

За основу рейтинга взяты результаты с учетом премии покупателя (Buyers Premium), выраженные в долларах (цифры, показанные на европейских аукционах, т. е. в фунтах или евро, конвертированы в доллары по курсу на день торгов). Поэтому в рейтинг не попали ни «Испанка» Гончаровой, проданная 2 февраля 2010 года за £6,43 млн, ни картина «Вид Константинополя и пролива Босфор» Айвазовского, за которую 24 апреля 2012-го заплатили £3,23 млн. Да, в валюте сделки, т.е. в фунтах, они дороже картин, занявших место в рейтинге, а вот с курсом доллара им не повезло.

1. $86,88 млн. Марк Ротко. Оранжевое, красное, желтое (1961)

Один из самых загадочных художников современности. Его жизненный путь словно соткан из противоречий - в творческих поисках, в поступках, в жестах… Считающийся одним из идеологов и, безусловно, ключевой фигурой в американском абстрактном экспрессионизме, Ротко не выносил, когда его работы называли абстрактными. В прошлом хорошо знавший, что такое жизнь впроголодь, он однажды демонстративно вернул заказчикам совершенно фантастический в пересчете на нынешние деньги аванс, оставив себе почти полностью законченную работу. Ждавший своего успеха и возможности зарабатывать на жизнь живописью почти пятьдесят лет, он не раз отказывал людям, способным при желании разрушить его карьеру. Как минимум социалист в душе, разделявший идеи Маркса, неприязненно относившийся к богачам и богатству, Ротко стал в итоге автором самых дорогих картин в мире, которые фактически превратились в атрибут высокого статуса своих владельцев. (Шутка ли, рекордный «Белый центр», проданный, за $65 млн, происходил из семьи Рокфеллеров.) Мечтавший о признании массовым зрителем, стал в итоге создателем картин, по-настоящему понятных до сих пор лишь кругу интеллектуалов и ценителей. Наконец, художник, искавший разговора с господом через музыку своих холстов, художник, чьи работы стали центральным элементом оформления церкви всех религий , закончил жизненный путь совершенно отчаянным богоборческим актом…

Ротко, помнивший черту оседлости и казаков, возможно, удивился бы, что им гордятся еще и как русским художникам. Впрочем, антисемитизма хватало и в Америке 1930-х - не случайно художник «урезал» родовую фамилию Роткович. Но мы называем его русским не без оснований. Для начала - по факту рождения. Латвийский Двинск, нынешний Даугавпилс, на момент рождения Маркуса Ротковича - это часть России и будет оставаться таковой вплоть до распада империи, до 1918 года. Правда, революции Ротко уже не увидит. В 1913 году мальчика увозят в США, семья переезжает в Портленд, штат Орегон. То есть детство и отрочество прошли в России, здесь формировалось жизненное восприятие, кругозор. Кроме того что здесь он появился на свет, с Россией Ротко связывают, заметим, и мировоззренческие темы, и конфликты. Известно, что он ценил труды Достоевского. И даже пороки, которым Ротко предавался, в мире ассоциируются почему-то именно с русскими. Депрессию на Западе называют почему-то «русской болезнью». Что не аргумент, конечно, но еще один штрих к цельности натуры русского художника.

К новаторским открытиям в живописи Ротко шел долгих 15 лет. Прошедший через многие фигуративные увлечения, в том числе сюрреализм и фигуративный экспрессионизм, в середине 1940-х он предельно упростил структуру своих картин, ограничив выразительные средства несколькими красочными блоками, образующими композицию. Интеллектуальная основа его работ - это почти всегда вопрос трактовки. Ротко обычно не давал прямых ответов, рассчитывая на соучастие зрителя в осмыслении работы. Единственное, на что он определенно рассчитывал, - на эмоциональную работу зрителя. Его картины не для отдыха, не для релаксации и не для «визуального массажа». Они рассчитаны на сопереживание. Одни видят в них окна, позволяющие заглянуть в душу зрителя, другие - двери в иной мир. Есть мнение (возможно, наиболее близкое к истине), что его цветовые поля - это метафорические изображения бога.

Декоративная сила «цветовых полей» объясняется рядом специальных технических приемов, используемых Ротко. Его картины не терпят массивных рам - максимум тоненькие плашки-кромки в цвет холста. Края картин художник намеренно тонировал в градиент так, чтобы живописное поле теряло границы. Нечеткие границы внутренних квадратов - это тоже прием, способ без контраста создавать эффект дрожания, кажущегося взаимного наложения цветовых блоков, пульсации пятен, словно мерцания света электрических ламп. Это мягкое растворение цвета в цвете особенно удавалось маслом, до перехода Ротко на непрозрачный акрил в конце шестидесятых. И найденный эффект электрической пульсации усиливается, если смотреть картины с близкого расстояния. По замыслу художника трехметровые холсты зрителю оптимально смотреть с расстояния не более полуметра.

Сегодня картины Ротко - гордость любого известного музея современного искусства. Так, в английской галерее Тейт есть зал Ротко, в котором живут девять картин из тех, что были написаны по контракту с рестораном Four Seasons. C этим проектом связана довольно показательная для характера Ротко история. В 1959 году к художнику по рекомендации обратились владельцы фешенебельного ресторана «Времена года», открывшегося в необычном нью-йоркском небоскребе Seagram Building (по названию компании - производителя алкоголя). Сумма контракта в пересчете на нынешние деньги составляла почти $3 млн - весьма значительный гонорар даже для состоявшегося, признанного художника, каким в то время уже был Ротко. Тем не менее, когда работа была почти закончена, Ротко неожиданно вернул аванс и отказался передавать ее заказчику. Среди основных причин внезапного поступка биографы рассматривали нежелание угождать правящему классу и развлекать богачей за ужином. Есть также мнение, что Ротко расстроился, узнав, что его картин не увидят рядовые служащие, работающие в здании. Впрочем, последняя версия выглядит слишком уж романтично.

Спустя почти 10 лет часть холстов, подготовленных для Four Seasons, Ротко передал в дар лондонской Tate Gallery. По горькой иронии судьбы 25 февраля 1970 года, в тот день, когда ящики с картинами достигли английского порта, художник был найден в своей студии мертвым - с перерезанными венами и (видимо, для гарантии) огромной дозой снотворного в желудке.

Сегодня творчество Ротко переживает очередную волну искреннего интереса. Проходят семинары, открываются выставки, издаются монографии. На берегу Даугавы, на родине художника, установлен памятник.

Работы Ротко на рынке не являются исключительно редкими (как, например, живопись Малевича). Ежегодно на аукционах одних только его картин, не считая графики, выставляется примерно 10–15 штук. То есть не дефицит, однако за них платят миллионы и десятки миллионов долларов. И такие цены вряд ли случайны. Скорее это дань его новаторству, желание открыть новые смысловые слои и приобщиться к творческому феномену одного из самых загадочных русских художников.

8 мая 2012 на торгах послевоенным и современным искусством Christie’s полотно «Оранжевое, красное, желтое» 1961 года ушло за $86,88 млн с учетом комиссии. Произведение происходит из собрания пенсильванского мецената Давида Пинкуса. Работу размером 2,4 × 2,1 метра Давид и его супруга Герри купили в Marlborough Gallery, а затем надолго отдали ее в аренду Филадельфийскому художественному музею. Картина «Оранжевое, красное, желтое» стала не только самой дорогой работой художника русского происхождения, но и самым дорогим произведением послевоенного и современного искусства, проданным на открытых торгах.

2. $60,00 млн. Казимир Малевич. Супрематическая композиция (1916)

За свою долгую жизнь сначала вместе с Робером, а после его смерти в 1941 в одиночку Соня сумела опробовать множество жанров в искусстве. Она занималась живописью, книжной иллюстрацией, театральными эскизами (в частности, оформляла декорации дягилевского балета «Клеопатра»), дизайном одежды, интерьера, узоров на текстиле и даже тюнингом автомобилей.

Ранние портреты и абстракции Сони Делоне 1900–10-х годов, а также работы серии «Цветовые ритмы» 1950–60-х пользуются большой популярностью на международных и национальных французских аукционах. Их цены нередко доходят до нескольких сотен тысяч долларов. Главный рекорд художницы был установлен больше 10 лет назад - 14 июня 2002 года на парижских торгах Calmels Cohen Paris. Тогда за €4,6 млн была продана абстрактная работа «Рынок в Миньо», написанная в 1915 году, в период жизни четы Делоне в Испании (1914–1920).

29. $4,30 млн. Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею (1922)

Если оценивать наших художников по своеобразной шкале «русскости», то Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) смело можно ставить где-то в начале списка. Его картины с изображением святых, иноков, монахинь в лирическом «нестеровском» пейзаже, полностью созвучном с высокодуховным настроением героев, стали уникальным явлением в истории отечественного искусства. В своих полотнах Нестеров рассказывал о Святой Руси, о ее особом духовном пути. Художник, по собственному выражению, «избегал изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы». А по оценке Александра Бенуа , Нестеров, наряду с Суриковым , был единственным русским художником, хоть отчасти приблизившимся к высоким божественным словам «Идиота» и «Карамазовых».

Особый стиль и религиозность живописи Нестерова сложились из множества факторов. Повлияло и воспитание в патриархальной, набожной купеческой семье в городе Уфе с ее типично русскими пейзажами, и годы обучения у передвижников Перова , Саврасова и Прянишникова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (от них он перенял идею искусства, трогающего ум и сердце) и у Павла Чистякова в Академии художеств (здесь он взял технику академического рисунка), и поездки за вдохновением в Европу, и глубокая личная драма (смерть горячо любимой жены Марии через день после рождения их дочери Ольги).

В итоге к концу 1880-х - началу 1890-х Нестеров уже нащупал свою тему, и как раз в это время он написал «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890). Сюжет картины взят из Жития преподобного Сергия. Отрок Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) встретил ангела в облике инока и получил от него Божье благословение на то, чтобы уразуметь Святое Писание и превзойти своих братьев и сверстников. Картина проникнута ощущением чудесного - оно не только и не столько в фигурах Варфоломея и Святого старца, но и в окружающем пейзаже, по-особенному праздничном и одухотворенном.

На склоне лет художник не раз называл «Варфоломея» главным своим произведением: «…если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям - значит, он живой, значит, жив и я». Картина стала сенсацией XVIII выставки передвижников и вмиг сделала известным молодого уфимского художника (Нестерову тогда не исполнилось и тридцати). «Видение…» приобрел в свою коллекцию П. М. Третьяков, несмотря на попытки его отговорить со стороны, по выражению Нестерова, «правоверных передвижников», верно заметивших в работе подрыв «рационалистических» устоев движения. Однако художник уже взял свой собственный курс в искусстве, в итоге и сделавший ему славу.

С приходом советской власти для Нестерова с его религиозной живописью настали не лучшие времена. Художник перешел на портреты (благо имел возможность писать только глубоко симпатичных ему людей), а о прежних сюжетах не смел и думать. Однако, когда в начале 1920-х прошел слух о подготовке большой выставки русского искусства в Америке, Нестеров быстро решился участвовать в надежде на новую аудиторию. Им были написаны для выставки несколько работ, в том числе и авторское повторение «Видения отроку Варфоломею» (1922), в американской прессе названное «Видение святому Сергию в отрочестве». Новая версия меньше форматом (91 × 109) по сравнению с третьяковской (160 × 211), на небе появилась луна, краски пейзажа несколько более темные, а в лице отрока Варфоломея больше серьезности. Нестеров как бы подводит этой картиной итог большим переменам, произошедшим со времен написания первого «Видения…».

Картины Нестерова были среди немногих на выставке русского искусства в Нью-Йорке в 1924 году, которые были куплены. «Видение отроку Варфоломею» попало в коллекцию известных коллекционеров и покровителей Николая Рериха - Луиса и Нетти Хорш. С тех пор вплоть до 2007 года работа передавалась в этой семье по наследству. И наконец, 17 апреля 2007 года на русских торгах Sotheby’s полотно было выставлено с эстимейтом $2–3 млн и с легкостью его превысило. Итоговая цена молотка, ставшая рекордной для Нестерова, составила $4,30 млн. С этим результатом он и вошел в наш рейтинг.

30. $4,05 млн. Вера Рохлина. Картежники (1919)

Вера Николаевна Рохлина (Шлезингер) - еще одна замечательная художница русской эмиграции, попавшая в наш рейтинг наряду с Наталией Гончаровой, Тамарой Лемпицкой и Соней Делоне. Сведения о жизни художницы очень скудны, ее биография еще точно ждет своего исследователя. Известно, что родилась Вера Шлезингер в 1896 году в Москве в семье русского и француженки из Бургундии. Училась в Москве у Ильи Машкова и была чуть ли не любимой его ученицей, а после брала уроки в Киеве у Александры Экстер. В 1918 году вышла замуж за адвоката С. З. Рохлина и уехала с ним в Тифлис. Оттуда в начале 1920-х чета переехала во Францию, где Вера начала активно выставляться на «Осеннем салоне», «Салоне Независимых» и «Салоне Тюильри». В живописной манере сначала следовала идеям кубизма и постимпрессионизма, но к началу 1930-х уже выработала собственную манеру, которую один французский журнал назвал «художественным равновесием между Курбе и Ренуаром». В те годы Вера жила уже отдельно от мужа, на Монпарнасе, имела среди поклонников кутюрье Поля Пуаре, главной темой в живописи избрала женские портреты и ню, чему, возможно, способствовало ее знакомство с Зинаидой Серебряковой (сохранился даже портрет обнаженной Серебряковой кисти Рохлиной), а в парижских галереях проходили персональные выставки художницы. Но в апреле 1934 года 38-летняя Вера Рохлина покончила с собой. Что заставило женщину в расцвете лет, уже много чего добившуюся на творческом поприще, свести счеты с жизнью, остается загадкой. Ее преждевременную смерть называли крупнейшей потерей на арт-сцене Парижа в те годы.

Наследие Рохлиной находится преимущественно за рубежом, где Вера провела последние 13 лет жизни и где в полной мере раскрылся ее талант. В 1990-х - начале 2000-х французские музеи и галереи начали проводить персональные выставки Рохлиной и включать ее работы в групповые выставки художников Парижской школы. О ней узнали коллекционеры, ее работы стали продаваться на аукционах, причем довольно хорошо. Пик продаж и цен пришелся на 2007–2008 годы, когда около сотни тысяч долларов за хорошего формата живопись Рохлиной стали обычным явлением. И вот 24 июня 2008 года на вечерних торгах импрессионистов и модернистов Christie’s в Лондоне кубистическая картина Веры Рохлиной «Картежники», написанная до эмиграции, в 1919 году, неожиданно была продана в 8 раз дороже эстимейта - за £2,057 млн ($4,05 млн) при оценке £250–350 тыс.

31. $3,97 млн. Павел Кузнецов. Восточный город. Бухара (1912)

Для Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878–1968), сына иконописца из города Саратова, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества (где он учился у Архипова , Серова и Коровина), одного из организаторов объединения «Голубая роза» , одной из главных и, определенно, самой признанной у публики темой творчества стал Восток. Когда первый символистский период 1900-х годов у Павла Кузнецова с полуфантастическими изображениями «Фонтанов», «Пробуждений» и «Рождений» исчерпал себя, художник отправился за вдохновением на Восток. Он вспомнил, как в детстве гостил у деда в заволжских степях и наблюдал за бытом кочевников. «Вдруг вспомнил про степи и поехал к киргизам», - писал Кузнецов. С 1909 по 1914 год Кузнецов проводил в киргизских степях, у кочевников, по несколько месяцев, проникаясь их образом жизни и принимая их своей родственной, «скифской» душой. В 1912–1913 годах художник проехал по городам Средней Азии, пожил в Бухаре, Самарканде, предгорьях Памира. В 1920-е исследование Востока продолжилось уже в Закавказье и Крыму.

Итогом этих восточных путешествий стали серии потрясающих картин, в которых чувствуется и «голуборозовская» любовь к синей гамме, и символика близких художнику с детства икон и храмовых фресок, и воспринятый опыт таких художников, как Гоген, Андре Дерен и Жорж Брак, ну и, конечно, вся магия Востока. Восточные картины Кузнецова были тепло приняты не только в России, но и на выставках в Париже и Нью-Йорке.

Крупной творческой удачей стал написанный в Бухаре в 1912 году цикл картин «Восточный город». Одно из самых масштабных полотен в серии «Восточный город. Бухара» в июне 2014 года попало на торги MacDougall’s с эстимейтом £1,9–3 млн. Работа с безупречным провенансом и выставочной историей: была куплена напрямую у художника; не меняла места бытования с середины 1950-х; участвовала в выставках «Мира искусства», выставке советского искусства в Японии, а также во всех основных прижизненных и посмертных ретроспективах художника. В итоге за полотно заплатили рекордные для Кузнецова £2,37 млн ($3,97 млн).

32. $3,72 млн. Борис Григорьев. Пастух с холмов (1920)

Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) эмигрировал из России в 1919 году. За рубежом он стал одним из самых известных русских художников, но при этом на родине его забыли на долгие десятилетия, и первые его выставки в СССР состоялись только в конце 1980-х. Зато сегодня это один из самых востребованных и высоко оцененных авторов на рынке русского искусства, его работы, как живописные, так и графические, продаются за сотни тысяч и миллионы долларов.

Художник был чрезвычайно работоспособен, в 1926 году он писал поэту Каменскому: «Сейчас я первый мастер на свете. <…> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости».

Вероятно, наиболее известны его циклы «Расея» и «Лики России» - очень близкие по духу и отличающиеся лишь тем, что первый был создан до эмиграции, а второй уже в Париже. В этих циклах перед нами предстает галерея типажей («ликов») русского крестьянства: угрюмо глядят прямо на зрителя старики, бабы, дети, они притягивают взгляд и одновременно отталкивают его. Григорьев отнюдь не склонен был идеализировать или приукрашивать тех, кого он писал, напротив, иногда он доводит образы до гротеска. В числе «ликов», написанных уже в эмиграции, к крестьянским портретам прибавляются портреты современников Григорьева - поэтов, актеров Художественного театра, а также автопортреты. Образ крестьянской «Расеи» расширился до обобщающего образа покинутой, но не забытой Родины.

Один из таких портретов - поэта Николая Клюева в образе пастуха - стал самой дорогой картиной Бориса Григорьева. На торгах Sotheby’s 3 ноября 2008 года работа «Пастух с холмов» 1920 года была продана за $3,72 млн при эстимейте $2,5–3,5 млн. Портрет является авторской копией с утерянного портрета 1918 года.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Влиятельные люди склонны преобразовывать эстетику в деньги. Если Вы думаете, что самые дорогие картины в мире находятся на выставках, то Вы глубоко заблуждаетесь. Такие экземпляры были выставлены на аукционные торги. Конечно же, далеко не все люди понимают такое искусство. Кто-то считает шедевр мазней, а кто-то готов за картину отдать заоблачные суммы денег. В любом случае с самыми шедевральными картинами следует ознакомиться.
Мы расскажем Вам о картинах, которые оказались самыми дорогими во всем мире. В этом рейтинге Вы не встретите всем известную "Мону Лизу" Леонардо да Винчи. Посколько этот шедевр застрахован на огромную сумму денег. Если быть точнее - на 100 млн. долларов. На данный момент "Мона Лиза" попала в книгу Рекордов Гиннеса именно по этой причине. Также следует учитывать, что если переводить на сегодняшний курс доллара, то эта сумма составляет уже 670 миллионов.

Итак на 10 месте нашего рейтинга находится картина "Портрет Адели Блох-Бауэр" за 87, 9 млн долларов. Это - очередной шедевр Густава Климта. Конечно же, как и любая другая картина, здесь есть своя исключительная история. Почему изображена именно эта женщина? Известный промышленный магнат спонсировал многих художников, одним из которых и был Густав. Адель Блох Бауэр была женой магната. Густав хотел отблагодарить состоятельного человека за материальную помощь.
Кем же была эта женщина? Здесь нет ничего особенного. Дама еврейского происхождения заведовала самым известным салоном, куда постоянно наведывались как художники, так и другие люди творчества. Кстати, это - единственная женщина, которую художник написал дважды. К сведению, вторую картину Адель также купили на аукционе за 135 мол. долларов. А этот шедевр в 2006 году на аукционе приобрел коллекционер, который пожелал остаться неизвестным. Как картины попали на аукцион? После смерти Адель, ее муж отдал портреты в австрийскую галерею. Затем - картины были украдены из галереи. В 2005 году после суда картины вернулись потомкам дамы. И только потом они попали на аукцион. "Портрет Адели Блох Бауэр" продана за 135 млн. долларов. Мы уже упоминали про этот шедевр. Также картину Густава Климта называют "Австрийская Мона Лиза" и "Золотая Адель". Ходят слухи, что девушка была любовницей художника. Купил картину американский предприниматель Рональд Лаудер.

Абстрактный взгляд на людей от Пабло Пикассо
Картина "Дора Маар с кошкой" была продана за 95, 2 млн долларов. Что интересно:

  • картина была написала в 1941 году
  • кошку здесь не так просто увидеть из-за фигур, которые использовались при написании
  • купил ее российский бизнесмен Рустам Тарико.

Выглядит картина весьма странно, уникально и величественно. Видимо, правду говорят. Пабло Пикассо - это не талантливый художник, а сумасшедший гений. Его взаимосвязь с женщиной была весьма романтичной. Но пара обладала весьма неординарным мышлением и характерами. Потому портрет Доры весьма искажен. Здесь нет четких линий и граней, как и в ее внутреннем состоянии души.

Энди Уорхол - один из самых известных художников для современности
Даже если Вы являетесь человеком, который практически ничего не понимает в искусстве, то наверняка, Вы знаете Энди Уорхола по его картинам с изображением Элвиса Пресли и Мерилин Монро. Любимыми темы Уорхола являются:

  1. повторение образа
  2. угроза смерти
  3. всемирная известность.

Картина . Картина создана в 1963 году. Целых сорок лет она занимала почетное место среди других творений коллекционера Аннибале Берлингьери. В 2008 году он принял решение выставить ее на аукцион. Картина продала на 100 млн долларов неизвестному человеку.

Седьмое место и снова Пабло Пикассо. Произведение написано Пикассо тогда, когда ему было 24 года. История умалчивает, что же это за парень, почему у него трубка в руке, а на голове - корона из роз.
Аукцион Sotheby`s нашел картине хозяина. Им снова оказался неизвестный человек, которые не пожалел на произведение 104 миллиона долларов. Интересно то, что изначальная стоимость картины - 70 млн. Как произедение искусства оказалось на аукционе совсем недавно? Первым хозяином был Джон Хэй Уитни. Он купил "Мальчика с трубкой" всего за 30 тысяч долларов в 1950 году.

Очередной шедевр Пабло Пикассо
Картина написана в далеком 1932. - это олицетворение души и тела любовницы художника Марии-Терезы Вальтер. С возлюбленной Пабло познакомился в 1927 году. Картина продана совсем недавно. Если быть точнее, то в 2010 году на аукционе Кристис. Приобрел ее неизвестный коллекционер за 196 с половиной млн. долларов. И опять таки изначально картину приобрели всего лишь за 19 тысяч у.е. семейство Броуди в 1951 году. После смерти мужа, вдова Сидни решила продать шедевр.

  1. красное-кровавое небо
  2. кричащая фигура
  3. некоторые обобщения пейзажа.

Петтер Олсен, первый ее хозяин, по совместительству норвежский миллиардер, выставил шедевр на аукцион. продан за 119 млн. 922 000$.

  • картина не писалась, здесь использовались мазки и удары
  • каждая частичка шедевра является своеобразным символом
  • шедевр назван лучшим среди всех картин художника

Хозяином картины был американский коллекционер Дэвид Геффен. Он продал ее в 2006 году миллионеру Стивену Коэну за целых 137 с половиной млн. долларов. Этот экземпляр можно рассматривать и изучать вечно, каждый раз познавая что-то новое.

На втором месте рейтинга самых дорогих картин в мире находится загадочная картина, можно даже сказать, что это - целая Вселенная или воображение одного человека. Картина написана известным на весь мир абстракционистом Джексоном Поллоком . Также его называют изобретателем "живописи действия". Художник поразил мир своим мышлением. Он уверен, что главное - это не результат картины, а сам творческий процесс, переживания в этот момент и так далее. Каждый раз когда его что-то тревожило, хотелось о чем-то кричать, он изливал свою душу методом брызгания и разливания краски. Главные цвета на шедевре:

  1. желтый
  2. коричневый
  3. серый

Не стоит пытаться понять, о чем именно думал художник, чем был озадачен и что переживал. Эту картину можно интерпретировать как-угодно, достаточно лишь подключить собственное воображение. Аукцион Сотбис закрытого режима нашел хозяина этому шедевру. Картину купил Дэвид Геффен, известный коллекционер самых шедевральных картин. А стоимость "Номера 5" - ровно 140 млн$.
Удивительно, но факт. Здесь использовался не привычный холст, а лист ДВП. Наносились сюда именно желтые и коричневые брызги. А серый цвет был в самом начале. Больше этот шедевр похож на большое гнездо.

Самая дорогая картина в мире

Итак, вот и финал нашего рейтинга. Известнейшее произведение искусства, купленное королевской семьей Катара - . Автор шедевра - французский художник Поль Сезан . Рисовались ровно 1 год, начиная с 1892 года и заканчивая 1893 годом. Королевская семья купила картину 2 года назад. Это - самая дорогая стоимость за шедевр открытых торгов, а именно - 250 млн. долларов.

Истинное искусство просто бесценно. Мы с Вами рассмотрели те шедевры, которые уже проданы. Но ведь грех не обратить внимание на те картины, которые уже оценены, но пока не нашли своего хозяина. Рассмотрим некоторые из них. Мы не знаем, возможно, какой-то из этих шедевров продастся сегодня же на закрытых торгах. А возможно, эти картины найдут своих хозяев очень нескоро.

Винсент ван Гог
Картина оценена в 85 - 130 млн. долларов. Ее местонахождение на данный момент остается неизвестным. Написан портрет в 1890 году. После ее написания, загадочным образом картина оказалась в США во время Второй мировой войны. Затем она перекочевала в Амстердам Зигфриду Крамарски. И только в 1990 году картина остановилась на аукционе Christie`s.
Что удивительно хранит в себе портрет?

  1. это последнее творение гениального Ван Гога
  2. написано за 2 недели до смерти
  3. главный герой - не простой персонаж, а настоящий психиатр Поль Гаше, который лечил художника.

Лицо выражает тоску, печаль и огорчение. Неизвестно, почему художник видел своего врача, которому доверял, таким опечаленным, перед своей смертью. Здесь остается лишь гадать.

Хочется также напомнить пару слов о русских художниках. Рассмотрим некоторые шедевры, которые не вошли в рейтинг самых дорогих картин в мире, но стали самыми ценными именно в России.

Марк Ротко

Картина написана в 1950 году. Продана она за 72,8 млн. долларов. Этот шедевр по праву считается 12ым в списке самых дорогих картин в мире. Вопрос о том, что Марка можно назвать коренной русской душой, также спорный. Родился он в Латвии, а Россию покинул в 10 лет, когда еще не было ни слова о том, что он будет рисовать. Потому о подобных художниках мы не будем упоминать.

Казимир Малевич

Конечно же, этот художник известен всем, начиная от маленьких детей, заканчивая теми, кто ничего не понимает в искусстве, благодаря "Черному квадрату". Тем не менее самым дорогим творением Малевича стала именно "Супрематическая композиция", которая написана в 1915 году. В 2008 году картина была продана на аукционе Сотбис за 60 миллионов долларов.

Какой путь проделала композиция до аукциона Сотбис?

Казимир решил устроить выставку своих работ в далеком 1927 году. Ради этой цели он привез в Берлин около ста своих работ. Но абсолютно неожиданно его отозвали обратно домой. Картины остались на хранении у известного архитектора Хуго Херинга.
Во времена фашистов было очень сложно сохранить подобные картины, но архитектору это удалось. В результате в 1958 году картины были проданы голландскому музею Стенделек. Малевич к этому моменту уже умер.
В начале 21 века около 40 наследников Малевича приступили к разбирательству в суде. Ведь по факту Херинг не является владельцем картин. Отсудить удалось лишь 5 картин. Одной из которых и была "Супрематическая композиция". И только после такой дальней дороги, картину продали на Сотбис.