Сообщение на тему адыги. Вопросы древнейшей истории адыгов

(оценочно)
1 000 (оценочно)
1 000 (оценочно)
1 000 (оценочно)

Археологическая культура Язык Религия Расовый тип Родственные народы Происхождение

Ады́ги (или Черкесы ) - общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на Кабардинцев , Черкесов , Убыхов , Адыгейцев и Шапсугов .

Самоназвание - Адыгэ .

Численность и диаспоры

Общая численность адыгов в Российской Федерации по переписи 2002 года 712 тысяч человек, они проживают на территории шести субъектов: Адыгея , Кабардино-Балкария , Карачаево-Черкесия , Краснодарский край , Северная Осетия , Ставропольский край . В трёх из них адыгские народы являются одной из «титульных» наций, черкесы в Карачаево-Черкесия , адыгейцы в Адыгее , кабардинцы в Кабардино-Балкарии .

За рубежом самая многочисленная диаспора адыгов в Турции, по некоторым оценкам турецкая диаспора насчитывает от 2,5 до 3 млн черкесов . Израильская диаспора адыгов составляет 4 тысячи человек. Существуют сирийская диаспора , ливийская диаспора , египетская диаспора , иорданская диаспора адыгов, также они проживают в странах Европы , США и в некоторых других странах Ближнего Востока , однако статистика большинства этих стран не даёт точных данных по их численности адыгских диаспор. Оценочная численность адыгов (черкесов) Сирии - 80 тысяч человек.

Есть некоторое количество в других странах СНГ, в частности, в Казахстане.

Современные языки адыгов

На настоящее время язык адыгов сохранил два литературных диалекта, а именно адыгейский и кабардино-черкесский , входящие в абхазо-адыгскую группу северокавказской семьи языков .

С XIII века все эти названия вытесняются экзоэтнонимом - черкесы .

Современная этнонимия

В настоящее время, кроме общего самоназвания, в отношении адыгских субэтносов, используемые следующие именования:

  • Адыгейцы , куда включаются следующие субэтнонимы: абадзехи , адамийцы , бесленеевцы , бжедуги , егерукаевцы , мамхеги , махошевцы , темиргоевцы (КIэмгуй), натухайцы , шапсуги (в том числе хакучи), хатукайцы , хегайки , жанеевцы (Жанэ), гуайе , чебсин (Цопсынэ), адале .

Этногенез

Зихи - называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют - «адига ».

История

Основная статья: История адыгов

Борьба с Крымским ханством

Регулярные московско-адыгские связи начали устанавливаться ещё в период генуэзской торговли в Северном Причерноморье , которая происходила в городах Матрега (ныне Тамань), Копа (ныне Славянск-на-Кубани) и Каффе (современная Феодосия) и т. д., в которых значительную часть населения составляли адыги. В конце XV века по Донскому пути постоянно приходили караваны русских купцов в эти генуэзские города, где русские купцы совершали торговые сделки не только с генуэзцами, но с горцами Северного Кавказа, проживавшими в этих городах.

Московская экспансия в южном направлении не могла развиваться без поддержки этносов, считавших бассейн Чёрного и Азовского морей своей этносферой. Это были прежде всего казаки, донские и запорожские, религиозно-культурная традиция которых - православие - сближала их с русскими. Это сближение осуществлялось, когда это было выгодно казакам, тем более что перспектива пограбить крымские и османские владения в качестве союзников Москвы отвечала их этноцентристским целям. На стороне русских могла выступить часть ногаев, присягнувших московскому государству. Но, конечно, прежде всего русские были заинтересованы в поддержке самого мощного и сильного западно-кавказского этноса адыгов .

В период становления Московского княжества, Крымское ханство доставляло русским и адыгам одинаковые неприятности. Например имел место Крымский поход на Москву (1521) , в результате которого войска хана сожгли Москву и захватили более 100 тысяч русских в плен, для продажи в рабство. Войска хана ушли из Москвы только когда Царь Василий официально подтвердил что являеется данником хана и будет и впредь платить дань.

Русско-адыгские связи не прерывались. Более того, они приняли формы совместного боевого сотрудничества. Так, в 1552 году адыги вместе с русскими, казаками, мордвой и др. приняли участие во взятии Казани. Участие адыгов в этой операции вполне естественно, если учесть проявившиеся к середине XVI века тенденции среди части адыгов к сближению с молодым русским этносом, активно расширявшим свою этносферу.

Поэтому прибытие в Москву в ноябре 1552 года первого посольства от некоторых адыгских субэтносов было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к её устью, к Каспийскому морю. Союз с самым мощным этносом С.-З. К. был нужен Москве в её борьбе с Крымским ханством.

Всего в 1550-е годы в Москве побывало три посольства с С.-З. К., в 1552, 1555 и 1557 годах. Они состояли из представителей западных адыгов (жанеевцев, бесленеевцев и др.), восточных адыгов (кабардинцев) и абазинцев, которые обращались к Ивану IV с просьбой о покровительстве. Покровительство им было нужно прежде всего для борьбы с Крымским ханством. Делегации с С.-З. К. встретили благосклонный прием и заручились покровительством русского царя. Отныне они могли рассчитывать на военную и дипломатическую помощь Москвы, а сами обязывались являться на службу великому князю-царю.

Также при Иване Грозном имел второй Крымский поход на Москву (1571) , в результате которого войска хана разбили русские войска и опять сожгли Москву и захватили более 60 тысяч русских в плен (для продажи в рабство).

Основная статья: Крымский поход на Москву (1572)

Третий Крымский поход на Москву в 1572, при финансово-военной поддержке Османской империи и Речи Посполитой, в результате Молодинского сражения, закончился полным физическим уничтожением татарско-турецкого войска и разгромом Крымского ханства http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Молодях

В 70-е годы, несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить свое влияние в регионе. Русские были вытеснены из него более чем на 100 лет. Правда, они продолжали считать западно-кавказских горцев, адыгов и абазин, своими подданными, но это сути дела не меняло. Горцы и понятия об этом не имели, как в свое время азиатские кочевники не подозревали, что Китай считает их своими подданными.

Русские ушли с Северного Кавказа, но закрепились в Поволжье.

Кавказская война

Отечественная война

Список адыгов (черкесов) - Героев Советского Союза

Вопрос о геноциде черкесов

Новое время

Официальная регистрация большей части современных адыгских аулов датируется 2-й половиной XIX века, то есть после окончания Кавказской войны . Для улучшения контроля территорий, новые власти были вынуждены переселить адыгов, которыми в новых местах были основаны 12 аулов, а в 20-х годах XX века - 5.

Религии адыгов

Культура

Адыгская девушка

Адыгская культура - малоизученный феномен, результат длительного отрезка времени жизни народа, в течение которого культура испытала на себе различные внутренние и внешние воздействия, среди которых длительные контакты с греками, генуэзцами и другими народами, длительные феодальные междоусобицы, войны, махаджирство, социальные, политические и культурные потрясения. Культура изменяясь, в основе своей всё же сохранилась, и до сих пор демонстрирует свою открытость к обновлению и развитию. Доктор философских наук С. А. Раздольский, определяют её как «тысячелетний мировоззренческий общественно значимый опыт адыгского этноса», обладающий собственными эмпирическими знаниями об окружающем мире и передающего эти знания на уровне межличностного общения в форме наиболее значимых ценностей .

Морально-нравственный кодекс, именуемый Адыгагъэ , выступает культурным ядром или главной ценностью адыгской культуры; он включает в себя человечность, почтительность, разум, мужество и честь .

Адыгский этикет занимает особое место в культуре, как система связей (или канал информационных потоков), воплощённая в символическую форму, посредством которой адыги вступают в отношения друг с другом, хранят и передают опыт своей культуры. Причём, адыгами были выработаны этикетные формы поведения, которые помогали существовать в горном и предгорном ландшафте .

Почтительность имеет статус отдельной ценности, это пограничная ценность нравственного самосознания и, как таковая, она проявляет себя как суть подлинной самоценности .

Фольклор

За 85 лет до этого, в 1711 году, Абри де ла Мотрэ (французский агент шведского короля Карл XII) посетил Кавказ , Азию и Африку .

Согласно его официальным сообщениям (отчётам), задолго до его путешествия, то есть до 1711 г., в Черкесии владели навыками массового прививания оспы .

Абри де ла Мотрэ оставил подробное описание процедуры оспопрививания у адыгов в селении Деглиад :

Девочку отнесли к маленькому мальчику трех лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начинали гноиться. Старая женщина произвела операцию, так как наиболее пожилые представители этого пола имеют репутацию самых разумных и знающих и они практикуют медицину подобно тому, как самые старые другого пола практикуют священство. Эта женщина взяла три иголки, связанных вместе, которыми она, во-первых, сделав укол под ложечку маленькой девочке, во-вторых в левую грудь против сердца, в третьих, в пупок, в-четвертых, в правую ладонь, в-пятых, в лодыжку левой ноги, пока не пошла кровь, с которой она смешала гной, извлеченный из оспинок больного. Затем она приложила к уколотым и кровоточащим местам сухие листья коровника, привязав сверлу две кожи новорожденных ягнят, после чего мать завернула ее в одно из кожаных покрывал, из которых состоит, как уже говорил выше, постель черкесов, и таким образом завернутую она унесла ее к себе. Мне сказали, что ее должны были держать в тепле, кормить лишь кашей, сделанной из тминной муки, с двумя третями воды и одной третью овечьего молока, ей не давали пить ничего, кроме прохладительного отвара, сделанного из воловьего языка (Растение), немного лакрицы и коровника (Растение), трех вещей, весьма обычных в стране.

Традиционная хирургия и костоправство

О кавказских хирургах и костоправах Н. И. Пирогов , в 1849 году писал :

«Азиатские врачи на Кавказе излечивали совершенно такие наружные повреждения (преимущественно следствия огнестрельных ран), которые, по мнению наших врачей, требовали отнятия членов (ампутации), это факт, подтверждаемый многими наблюдениями; известно на всем Кавказе и то, что отнятие членов, вырезывание раздробленных костей никогда не предпринимается азиатскими врачами; из кровавых операций, производимых ими для лечения наружных повреждений, известны только вырезывание пуль».

Ремесла у адыгов

Кузнечное дело у адыгов

Профессор, доктор исторических наук, Гадло А. В. , об истории адыгов в 1 тысячелетии н. э. писал -

Адыгские кузнецы в эпоху раннего средневековья, по-видимому, ещё не порвали своей связи с общиной и не выделились из неё, однако внутри общины они уже составляли обособленную профессиональную группу,… Кузнечное производство в этот период было ориентировано в основном на удовлетворение хозяйственных нужд общины (лемехи, косы, серпы, топоры, ножи, надочажные цепи, вертела, овечьи ножницы и т. п.) и её военной организации (конское снаряжение - удила, стремена, подковы, подпружные пряжки; наступательное оружие - копья, боевые топоры, мечи, кинжалы, наконечники стрел; защитное вооружение - шлемы, кольчуги, детали щитов и т. п.). Какова была сырьевая база этого производства, определить пока что трудно, но, не исключая наличия собственной выплавки металла из местных руд, укажем на два железорудных района, откуда металлургическое сырье (полуфабрикаты-крицы) могло поступать и кузнецам-адыгам. Это, во-первых, Керченский полуостров и, во-вторых, верховья Кубани, Зеленчуков и Урупа, где обнаружены явные следы древней сыродутной выплавки железа.

Ювелирное дело у адыгов

«Адыгские ювелиры владели навыками литья цветных металлов, паяния, штамповки, изготовления проволоки, гравировки и др. В отличие от кузнечного дела их производство не требовало громоздкого оснащения и больших, труднотранспортируемых запасов сырья. Как показало погребение ювелира в могильнике на р. Дюрсо, металлурги-ювелиры в качестве сырья могли использовать не только полученные из руды слитки, но и металлический лом. Вместе со своим инструментарием и сырьем они свободно передвигались от селения к селению, все более отрываясь от своей общины и превращаясь в ремесленников-отходников.»

Оружейное дело

Кузнецы очень многочисленны в стране. Они почти повсюду оружейных и серебряных дел мастера и в своей профессии очень искусны. Почти непостижимо, как они с их немногими и недостаточными инструментами могут изготовлять превосходное оружие. Золотые и серебряные украшения, которые вызывают восхищение европейских любителей оружия, изготовляются с большим терпением и трудом скудными инструментами. Оружейные мастера очень уважаемы и хорошо оплачиваются, конечно, редко наличными деньгами, а почти всегда натурой. Большое число семейств занимается исключительно изготовлением пороха и получает от этого значительную прибыль. Порох - самый дорогой и самый необходимый товар, без которого здесь никто не может обойтись. Порох не особенно хорош и уступает даже обыкновенному пушечному пороху. Он изготовляется грубым и примитивным способом, потому невысокого качества. В селитре нет недостатка, так как селитровые растения в большом количестве растут в стране; наоборот, мало серы, которую большей частью получают извне (из Турции).

Земледелие у адыгов, в I тыс. н.э

Материалы, полученные при исследовании адыгских поселений и могильников второй половины I тыс., характеризуют адыгов как оседлых земледельцев, не утративших идущих с меотских времен навыков плужного земледелия. Основными земледельческими культурами, которые возделывали адыги, были мягкая пшеница, ячмень, просо, рожь, овес, из технических культур - конопля и, возможно, лен. Многочисленные зерновые ямы - хранилища раннесредневековой эпохи - прорезают толщи ранних культурных напластований на городищах Прикубанья, а крупные красноглиняные пифосы - сосуды, предназначенные главным образом для хранения зерна, составляют основной вид керамических изделий, бытовавших на поселениях Черноморского побережья. Почти на всех поселениях встречаются обломки круглых ротационных жерновов или целые жерновые камни, служившие для дробления и размола зерна. Найдены обломки каменных ступ-крупорушек и пестов-толкачей. Известны находки серпов (Сопино, Дюрсо), которые могли использоваться как для жатвы зерновых, так и для косьбы кормовых трав для скота.

Животноводство у адыгов, в I тыс. н.э

Несомненно, видную роль в хозяйстве адыгов играло также скотоводство. Адыги разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней. Неоднократно найденные в могильниках этой эпохи захоронения боевых коней или деталей конского снаряжения свидетельствуют о том, что коневодство представляло важнейшую отрасль их экономики. Борьба за стада крупного рогатого скота, табуны коней и тучные равнинные пастбища является постоянным мотивом героических деяний в адыгском фольклоре.

Животноводство в 19 веке

Теофил Лапинский, который побывал на землях адыгов в 1857 году, в своем произведении «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» записал следующее:

Козы - численно самое распространенное домашнее животное в стране. Молоко и мясо коз, вследствие превосходных пастбищ, очень хорошие; козье мясо, которое в некоторых странах считается почти несъедобным, здесь вкуснее, чем баранина. Адыги держат многочисленные стада коз, многие семьи имеют их несколько тысяч штук, и можно считать, что этих полезных животных в стране свыше полутора миллионов. Коза находится только зимой под крышей, но и тогда она днем выгоняется в лес и сама находит себе в снегу какую-нибудь пищу. Буйволов и коров имеется много в восточных равнинах страны, ослы и мулы встречаются только в южных горах. Свиней раньше держали много, но со времени введения магометанства свинья как домашнее животное исчезла. Из птиц держат кур, уток и гусей, особенно много разводят индюшек, но адыг очень редко берет на себя труд заботиться о домашней птице, которая кормится и размножается как попало.

Коневодство

В 19 веке, о коневодстве адыгов (кабардицев, черкесов), сенатор Филипсон, Григорий Иванович сообщал:

У горцев западной половины Кавказа были тогда знаменитые конские заводы: Шолок, Трам, Есени, Лоо, Бечкан. Лошади не имели всей красоты чистых пород, но были чрезвычайно выносливы, верны в ногах, никогда не ковались, потому что их копыта, по выражению казаков «стаканчиком», были крепки, как кость. Некоторые кони, как и их всадники, имели громкую славу в горах. Так например белый конь завода Трам был почти столько же известен у горцев, как и его хозяин Магомет-Аш-Атаджукин, беглый Кабардинец и знаменитый хищник.

Теофил Лапинский, который побывал на землях адыгов в 1857 году, в своем произведении «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» писал следующее:

Прежде было много табунов лошадей во владении богатых жителей на Лабе и Малой Кубани, теперь мало семейств, которые имеют больше 12 - 15 лошадей. Но зато мало и таких, которые совсем не имеют лошадей. В общем можно считать, что в среднем на каждый двор приходится 4 лошади, что составит для всей страны около 200 000 голов. На равнине число лошадей вдвое больше, чем в горах.

Жилища и поселения адыгов в I тыс. н.э

Об интенсивном заселении коренной адыгской территории на протяжении всей второй половины I тыс. свидетельствуют многочисленные городища, селища и могильники, обнаруженные как на побережье, так и в равнинно-предгорной части Закубанья. Адыги, жившие на побережье, как правило, селились в неукрепленных поселках, располагавшихся на возвышенных плато и горных склонах вдали от берега в верховьях впадавших в море речек и ручьев. Возникшие в античный период на морском берегу поселки-торжища в раннесредне-вековую эпоху не утратили своего значения, а некоторые из них даже превратились в защищенные крепостями города (например, Никопсис в устье р. Нечепсухо в районе с. Ново-Михайловского). Адыги, жившие в Закубанье, как правило, селились на возвышенных мысах, нависавших над пойменной долиной, в устьях впадающих в Кубань с юга рек или в устьях их притоков. До начала VIII в. здесь преобладали укрепленные поселения, состоявшие из огражденного рвом городища-цитадели и примыкавшего к нему посада, иногда также огражденного с напольной стороны рвом. Большинство из этих поселений располагалось на местах старых меотских городищ, покинутых в III или IV в. (например, у хут. Красный, у аулов Гатлукай, Тахтамукай, Ново-Вочепший, у хут. Ястребовский, у пос. Красный и др.). В начале VIII в. прикубанские адыги тоже начинают селиться в неукрепленных открытых поселениях, подобных поселениям адыгов побережья.

Основные занятия адыгов

Теофил Лапинский, в 1857 году, записал следующее:

Преимущественное занятие адыга - земледелие, которое дает ему и его семье средства к жизни. Земледельческие орудия находятся ещё в примитивном состоянии и, так как железо редко, очень дороги. Плуг тяжел и неуклюж, но это не только особенность Кавказа; я вспоминаю, что видел столь же неуклюжие сельскохозяйственные орудия в Силезии, которая, однако, принадлежит к Немецкому Союзу; в плуг впрягаются от шести до восьми быков. Борона заменяется несколькими пучками крепких шипов, которые кое-как служат тому же назначению. Их топоры и мотыги довольно хороши. На равнинах и на менее высоких горах употребляются большие двухколесные телеги для перевозки сена и хлеба. В такой телеге не найдешь ни гвоздя, ни кусочка железа, но тем не менее они долго держатся и могут везти от восьми до десяти центнеров. На равнине телега приходится на каждые две семьи, в горной части - на каждые пять семей; в высоких горах она уже не встречается. Во все упряжки употребляются только быки, но не лошади.

Адыгская литература, языки и письменность

Современный адыгейский язык относится к кавказским языкам западной группы абхазо-адыгской подгруппы, русский - к индоевропейским языкам славянской группы восточной подгруппы. Несмотря на разные языковые системы, влияние русского на адыгейский проявляется в достаточно большом количестве заимствованной лексики.

  • 1855 год - адыгский (абадзехский) просветитель, лингвист , ученый , писатель , поэт - баснописец, Берсей Умар Хапхалович - внес значительный вклад в становление адыгской литературы и письменности, составив и издав в 14 марта 1855 года первый Букварь черкесского языка (на арабской графике), этот день считается «Днем рождения современной адыгской письменности» послужил толчком адыгского просвещения.
  • 1918 год - год создания адыгейской письменности на базе арабской графики.
  • 1927 год - адыгейская письменность переведена на латиницу.
  • 1938 год - адыгейская письменность переведена на кириллицу.

Основная статья: Кабардино-черкесская письменность

Ссылки

См. также

Примечания

  1. Максидов А. А.
  2. Türkiyedeki Kürtlerin Sayısı! (Turkish), Milliyet (6 июня 2008). Проверено 7 июня 2008.
  3. Национальный состав населения // Перепись населения России 2002 года
  4. Израйльский сайт ИзРус
  5. Независимые английские исследования
  6. Российский Кавказ. Книга для политиков / Под ред. В. А. Тишкова. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. c. 241
  7. А. А. Камраков. Особенности развития черкесской диаспоры на Ближнем Востоке // ИД «Медина».
  8. ст.ст. Адыги, Меоты в Большой Советской Энциклопедии
  9. Скилак Кариандский.Перипп обитаемого моря.Перевод и комментарии Ф.В. Шелова-Коведяева// Вестник древней истории.1988.№ 1. С. 262; № 2. С. 260-261)
  10. Дж.Интериано.Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование
  11. К. Ю. Небежев АДЫГСКО-ГЕНУЭЗСКИЙ КНЯЗЬ ЗАХАРИЯ ДЕ ГИЗОЛЬФИ-ВЛАДЕТЕЛЬ ГОРОДА МАТРЕГИ В XV ВЕКЕ
  12. Владимир Гудаков. Русский путь к Югу (мифы и реальность
  13. Hrono.ru
  14. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Верховного Совета КБССР от 07.02.1992 N 977-XII-В "ОБ ОСУЖДЕНИИ ГЕНОЦИДА АДЫГОВ (ЧЕРКЕСОВ) В ГОДЫ РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ (рус.) , RUSOUTH.info .
  15. Диана Ъ-Дадашева . Адыги добиваются признания своего геноцида (рус.) , Газета "Коммерсантъ" (13.10.2006).

© А. Берсиров

История черкесов

11:47 16.10.2012

На земле живут миллионы людей разных национальностей, вероисповеданий и рас. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель написал книгу «Философия души». В своей работе он утверждает, что черкесы относятся к основной ветви европеоидной расы. Он выделял в европеоидной расе еще и кавказскую расу как отдельную ветвь, включив в нее черкесов и грузин. Ученый считал, что именно кавказская раса способствует продвижению кавказской истории.

Наши соплеменники всегда называли себя адыгами, своим языком они считали черкесский язык. Своим мировоззрением, мироощущением, взаимоотношением с людьми, в обществе они благодарны адыгскому этикету, который регулировал поступки и диктовал правила того, как следует жить. Немногие знали наших предков как адыгов, многие народности называли нас иначе - черси (на чеченском), шеркеси - (на турецком и арабском).

Если обратиться к истории, то адыги, абхазы и абазины как языковая семья и этнос появились давно, их истоки относят к временам существования страны Хатия, где жили хетты. В состав Хатии входили такие страны, как Анатолия, которая располагалась на территории современных Турции, Грузии, Абхазии, Краснодарского края и Адыгеи. Население Хатии составляли такие народности, как абешла, кишпеки. Считается, что именно они и стали прародителями нынешних черкесов, абхазов и абазин.

Есть вероятность того, что именно слово «кишпек» стало общим производным для названий всех остальных маленьких племен, таких как кешаги, касоги.

Сразу после хеттов в VIII-VII веке до нашей эры начинается эпоха меотов. Страна меотов была густонаселенной. Туда входили такие племена, как синды, ахейры, керкеты, зихи - предки адыгов.

Адыги всегда жили на своей Родине. В истории нет зарегистрированных случаев того, что на землях черкесов жил кто-то, кроме них. Считалось, что территория Черкесии простиралась от берегов Дона до Большого Кавказского хребта. На востоке границы простирались от реки Сунжа до устья реки Терек.

С тех пор прошло несколько тысячелетий. Погибали миллионы людей, земли завоевывались. В те суровые годы адыги участвовали в не прекращавшихся войнах. Черкесы подвергались многочисленным набегам со стороны своих соседей, которые зарились на свободный доступ к морю и благоприятный климат. Но доблестные ее сыны постоянно давали отпор врагам. Русско-Кавказская война длилась ровно 101 год, с 1763 - по 1864 гг. В этой кровопролитной войне черкесы понесли большие потери. По признаниям многих исследователей, история Российской империи не знает подобных аналогов черкесского сопротивления. Они противостояли своим врагам, отстаивая свою независимость. Исходя из этого, как таковой страны под именем «Черкесия» нет, потому что адыги потратили больше времени на защиту чести и достоинства своей маленькой страны, нежели на установление ее суверенитета. До сих пор точно нельзя сказать, сколько человек погибло в этой войне, но можно сказать точно, что во время Русско-Кавказской войны в живых осталось только 10% населения. Остальные подверглись изгнанию с Родины на чужбину - в Османскую империю.

Сегодня черкесы живут в республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, также живут они в Краснодарском и Ставропольском краях, в Северной Осетии. Все они себя называют адыгами, но когда доходит дело до уточнения в документах, то они различают себя как адыгейцы, кабардинцы, черкесы. Так же называют нас всех и наши соседи, и не только они: с нашей историей очень хорошо знакомы и за рубежом.

За границей проживает более трех миллионов черкесов, из них большинство живет в Турции, Сирии, Египте, Иордании и во многих других странах Ближнего Востока. Немало черкесов насчитывается в Восточной Европе и Америке. В России живет более 800 тыс. черкесов.

Как и ранее, адыги делятся на многие племена. К тем, кто живет на исторической родине, можно причислить шапсугов - жителей причерноморского побережья, бжедугов, абадзехов и камергоевцев, которые сегодня живут в республике Адыгея, бесленеевцев и беглых кабардинцев, живущих в Карачаево-Черкесии, кабардинцев, живущих в Кабардино-Балкарии, и, наконец, адыгов, которые по сей день исповедуют христианство и живут в Северной Осетии в Моздокском районе, Ставропольском и Краснодарском краях.

Адыги являются одними из тех народов, кто внес неоценимый вклад в развитие и преображение нашей культуры. Адыги имели влияние в развитии науки и инфраструктуры в таких странах как Сирия, Иордания и Египет. Эти факты не безосновательны, так как родоначальник кабардинских, бесланеевских, темиргоевских, хатукаевских княжеских фамилий - Инал Светлый (Нэху) по некоторым сведениям, был султаном Египта и Сирии, откуда вернулся на Кавказ и попытался объединить адыгские племена. Инал являлся основателем Черкесского феодального государства в первой половине XV века. Его реформы по внутреннему управлению Черкесией, введение института 40 судей способствовали политической консолидации адыгов. Инал объединил адыгов и родственных им абхазов и абазин. Местом его резиденции был Таманский полуостров.

Связь черкесов и русских прослеживается еще со времен Киевской Руси. Черкесы внесли посильный вклад в развитие военного дела в царской России. Стоит отметить верховного князя Кабарды - Темрюка Идарова, который являлся праправнуком Инала - родоначальника адыгских князей. Темрюк правил Кабардой с середины 50-х гг. ХVI в. до 1571 года. Он был известен как инициатор заключения военно-политического союза между Кабардой и Россией (1557). После того, как Темрюк отдал в жены царю Ивану Грозному свою дочь Гуащанэ (Мария), его связи с русским правительством стали еще прочнее.

История помнит Темрюка как отважного война, который проповедовал справедливость, и законы рыцарской чести родного народа - адыгов. Под его руководством, впервые было построено адыгско-русское военное укрепление на месте слияния Сунжи и Терека. После себя Темрюк оставил яркое наследие - потомков, которые выезжая на службу в Москву, проявили себя ярко на политическом, военном и дипломатическом поприще.

Достойным продолжателем политики Темрюка стал его младший брат - Камбулат Идаров, который правил Кабардой 12 лет (1577-1589). Камбулат возглавил кабардинское посольство в Москву в 1578 году, в результате чего Камбулат получил от Ивана Грозного жалованную грамоту, в которой оговаривались условия вступления Идаровых под покровительство России. Камбулат Идаров являлся организатором обороны южных рубежей Российского государства.

Ярким черкесским пятном в истории России является младшая дочь верховного князя Кабарды Темрюка Идарова - Гуащанэ (Мария). 21 августа 1561 года русский царь - Иван Грозный сочетался с ней вторым браком. Именно этим браком был закреплен военно-политический союз Российского государства и Кабарды. У Марии Темрюковны и Ивана Грозного родился сын - Василий, который умер в младенчестве.

Внук Темрюка Идарова - Дмитрий Черкасский был видным российским военным и государственным деятелем. Под его предводительством были освобождены от польско-литовских войск Вязьма и Дорогобуж. Через пять лет Дмитрий разбил орды польского королевича Владислава под Можайском. При освобождении Москвы от поляков в 1612 году Темрюк был ближайшим сподвижником Дмитрия Пожарского. Выдвигался на царский престол, как родственник Ивана Грозного, но в пользу Михаила Романова отказался выставлять свою кандидатуру.

Одним из образованнейших людей своего времени являлся Иван Черкасский - видный государственный и военный деятель. Иван доводился двоюродным братом основателю новой царской династии Романовых Михаилу Федоровичу. Иван Черкасский командуя Большим полком, разбил на подступах к Москве претендента на русский престол - польского королевича Владислава. Иван являлся председателем Правительства с 1633 года. В 1638 году Ивана Черкасского назначают главным воеводой русской армии. Помимо этого он руководил Стрелецким, Иноземными приказами, Казенным двором и Большой казной. Именно Иван Черкасский впервые создал Аптекарский приказ.

Доверенное лицо и ближайший сподвижник Петра Великого - Михаил (Алей) Алегукович Черкасский - представляет особую гордость для черкесского народа, так как именно Михаил Алегукович стал первым российским генералиссимусом 14 декабря 1695 года. В 1679 году под предводительством Михаила русское войско удержало османов и крымцев от вторжения на Украину, и нанесла им значительный урон.

Не менее высоких чинов добился другой представитель царской семьи Черкасских - Алексей Михайлович Черкасский. С 1719 по 1725 годы он являлся губернатором Сибири. Будучи сенатором, был награжден орденами св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского. В 1740 году назначен канцлером России. Его подпись стоит под такими важными документами как трактаты о союзе с Пруссией (1740), Великобританией (1741), конвенция с Данией (1741) и под многими другими. Честность, неподкупность и стойкость в защите интересов государства признавали за ним даже его враги.

Героем многочисленных черкесских фольклорных сюжетов стал Верховный князь Кабарды - Кургоко Атажукин. В период его правления произошла знаменитая Канжальская битва (1708), в которой черкесы наголову разбили крымско-османскую армию. Черкесские воины под руководством Кургоко Атажукина с достоинством защитили свою политическую независимость.

Эпоха княжества закончилась в Кабарде с уходом его предводителя - Кучука Жанхотова (1809-1822). Он стал последним верховным князем, потому что было упразднение должности верховного князя в связи с окончательным утверждением в Кабарде российской административной и судебной систем (1822). Несмотря на это, Кучук до конца своей жизни оставался признанным лидером нации.

Потомки черкесов отличились не только в политике, но и в освоении новых земель и составлении подробных карт. Александр Бекович-Черкасский происходил от княжеского рода Бекмурзиных. В числе молодых офицеров Петр Первый отправил его за границу для изучения военно-морского дела. Александр стал тем, кто впервые составил подробную карту Каспийского моря. Через три года Петр 1 отправил Бековича-Черкасского в Хиву, где лейб-гвардии капитан Преображенского полка погиб в результате предательства хана Ширгази.

Великий русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом - Федор Ушаков являлся потомком адыгского князя Редеда. Он разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении, у Тендры и Калиакрии. В 38 морских сражениях одержал 38 побед. Помимо этого Федор Ушаков канонизирован русской православной церковью 5 августа в 2001 году, как святой праведный войн, адмирал Флота Российского.

Прототип героя поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Измайл-Бей» - Измаил-Бей Атажукин - общественно-политический деятель Кабарды. Его достижениями стали взятия таких крепостей, как Измаил и Очакова (1788). Получил орден св. Георгия IV степени и бриллиантовую медаль. Он учавствовал в переговорах по заключению Ясского мирного договора с Османской империей (1792). Посол императора Александра I на Кавказе. Известен, как ратовавший за мирную интеграцию кавказских народов в Российскую империю.

Огромную роль адыги сыграли в литературе. Родовые корни самых ярких просветителей Северного Кавказа начинаются в Черкесии. Так, в адыгском просветительстве Имя Шоры Ногмова занимает особое место. Историк, фольклорист, литератор, лингвист, первый зачинатель кабардинской письменности. В свое время был муллой, писарем казачьего полка, учителем в аманатской школе в Нальчике. Автор книги «История адыгейского народа».

Трудно найти человека, который ни разу не слышал о двуглавом снежном Эльбрусе, но мало кто знает о первом в истории человеке, который в 1829 году покорил восточную вершину Эльбруса. Им оказался черкес - Килар Хаширов. Он сопровождал научную экспедицию Российской академии наук под руководством генерала Эмануэля. После, его назвали одним из основоположников российского альпинизма.

В истории черкесов также оставил свой след Султан Казы-Гирей сумевший связать военную деятельность с литературой. Из многочисленных записок известно, что он состоял в дружбе с мэтром русской литературы - Александром Пушкиным, который высоко оценил литературные способности адыгского писателя. Его произведения «Долина Атажукай» и «Персидский анекдот» напечатаны в двух номерах журнала «Современник» (1836). Самый компетентный литературный критик всех времен и народов Виссарион Белинский в рецензии на публикации нового издания отметил, что «произведение «Долина Атажукай» примечательна, как произведение черкеса, который владеет русским языком лучше многих почетных наших литераторов».

Император Николай I назвал Султана Хан-Гирея «черкесским Карамзиным». Перу талантливого исследователя принадлежат работы «Князь Канбулат», «Черкесские предания». Хан-Гирей был уверен, что в составе России адыги получат «новую, изящную жизнь посредством образования». Также хорошо, как в литературе, он разбирался и в военном деле. Он был командиром Кавказско-горского полуэскадрона в Санкт-Петербурге. Участник Русско-персидской войны (1826-1828).

Своим неоспоримым наследием древние адыги оставили после себя то, что мы сегодня называем адыгским воспитанием, черкеской, нартским эпосом. Это не самый полный список того, что практически весь Кавказ перенял от черкесов. И самое главное, что никто не забывает, от кого все это пришло. Черкесы всегда считались очень спокойным, мирным и свободолюбивым народом.

Сколько бы горя ни испытали адыги, сколько слез и потерь, в какую бы страну их ни закинула судьба, они никогда не забывали свои корни, историю, историческую родину и свой язык.

По материалам книги : «Адыгэхэмрэ ахэм я хабзэхэмрэ»

Хакунов Мухамед

Исторические лица указаны по данным из проекта:

"Знаменитые адыги (черкесы) в истории России и Кабарды"

Милаил Галушко,

Адыгейцы в настоящее время проживают компактными группами на территории Адыгеи, по долинам рек Кубань и Лаба. Адыгейцы являются прямыми потомками древнейших жителей этих мест. Антропологический тип местного населения практически остался неизменным с эпохи ранней бронзы. Незначительная монголоидная примесь объясняется присутствием в регионе в ХII-ХIII вв. половцев-кипчаков.

В ХII-IV вв. до н.э. здесь проживали племена так называемой кобанской культуры. Для них был характерен высокий уровень металлообработки при производстве оружия, ювелирных изделий, предметов металлопластики. С III в. до н.э. по IV в. на территории Адыгеи появляются сарматские племена, оказавшие определенное влияние на синдов, меотов и керкетов, являющихся предками современных адыгов.

В IХ в. на территории современной Адыгеи сложился касожский союз племен. В ХII в. завершилось становление многоплеменной адыгской народности. В ХI-ХII вв. на территории Адыгеи появляются половцы; в 1237-1238 гг. регион был опустошен монголо-татарами. После их ухода часть адыгов стала двигаться на восток. После территориального обособления в XIII-XIV вв. этнические процессы среди остального населения привели к формированию современных адыгейцев. Начиная с ХVII-ХVIII вв. на территории Адыгеи проживали племена абадзехов, бесленеев, егарукаев, мохошевцев, хаткокаевцев, темиргоевцев, бжедухов.

К концу ХVIII в. все адыгиейцы были уже мусульманами суннитского толка. В то же время вера в Аллаха не мешала им во многом придерживаться традиционных культов и почитать языческие божества. В ХVII-ХVIII вв. Адыгея входила в сферу влияния Османской империи и , в середине ХVIII в. на усилились военные позиции России. В Кавказской войне 1817-1864 гг. западные адыги оказали русским ожесточенное сопротивление. Между тем они не желали подчиняться и Шамилю, предпочитая воевать самостоятельно.

После окончания Кавказской войны несколько сот тысяч адыгейцев были депортированы и рассеяны по странам Ближнего Востока, небольшая группа переселилась в равнинные районы. В 1922 г. Была образована Адыгейская автономная область, с 1937 г. в составе Краснодарского края, с 1991 г. – Республика Адыгея. По переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживают более 128 тысяч адыгейцев.

Со времен Средневековья адыгейцы занимаются и оседлым скотоводством. Выращивали просо, ячмень, кукурузу, пшеницу, занимались садоводством, виноградарством.

Адыгейцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, придавали большое значение коневодству. Недостатка в ближних пастбищах и покосах не было, скот отгоняли в предгорья лишь с конца мая и до начала октября с целью уберечь его от жары и кровососущих насекомых. На приусадебных участках выращивали просо, лук, чеснок, перец.

В XIXв. начали выращивать пшеницу, кукурузу, в ХХ в. – рис, табак, подсолнечник, помидоры. Выращивались и плодовые деревья. Было развито пчеловодство: первоначально сапеточное, во второй половине ХIХ в. стали появляться ульи. Домашние промыслы сводились к изготовлению оружия, поясов, сбруи, резьбе по камню и дереву, женщины пряли и ткали, занимались золотым и серебряным шитьем.

Хотя формально каждая крестьянская семья имела свой надел, однако постоянная угроза разбоев со стороны уорков вела к тому, что все сельскохозяйственные работы осуществлялись только совместно, под охраной «своего» уорка. Нарушение этого правила считалось преступлением, даже если было вызвано крайней необходимостью. Существенным элементом быта, способствовавшим объединению адыгского этноса, была «Адыгэ хасэ» - своего рода общеадыгская конференция представителей всех территориальных подразделений народа, которая, правда, утратила свое значение после присоединения к России. В настоящее время идея хасэ широко используется в пропаганде общеадыгского единства.

У адыгейцев существовала определенная сословная иерархия. Во главе стояли князья-пши: зачастую в каждом ауле имелся свой князь, ведший свое происхождение от «Солнца и Луны».

Натухайцам и абадзехам (т.н. демократические племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Так называемые аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями.

Благородным сословием считались также уорки, дворяне более низкого ранга. Основу адыгского общества составляли свободные крестьяне. Существовали также крепостные, вольноотпущенники (азаты), домашние рабы (кулы). Принадлежавшие к дворянскому сословию должны были захватывать чужие земли и урожай и защищать свои владения и владения крестьян, находившихся у них подчинении.

Уорки составляли примерно четверть мужского населения, они зачастую не имели никаких других средств к существованию, кроме разбоя и поборов с крестьян. Все это приводило к возникновению в адыгском обществе тяжелых социальных конфликтов, порой заканчивавшихся массовым избиением и изгнанием «благородных». Нередки были случаи, когда адыгские крестьяне предпочитали принять протекторат русских военных крепостей, воспринимая их как своего рода «коллективного феодала», чем оставаться под властью «своих» князей.

Адыгейские поселения простирались вдоль рек или дорог и состояли обычно из одной улицы. Определенной планировки не существовало: каждый строил дом, где хотел. Дома строились в виде усадьбы и состояли из дома, внутреннего двора и надворных построек.

Традиционное жилище адыгейцев турлучное, однокамерное, покрытое соломенное крышей и камышом. Иногда к нему пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом, в которых жили семьи женатых сыновей. В доме выделялась кухня с очагом и деревянной, обмазанной глиной трубой. Во дворе находилась кладовая, хлев, арба для волов.

Среди надворных построек выделялась кунацкая – помещение для гостей, отгороженное плетнем с отдельной коновязью. Обычай гостеприимства среди адыгейцев был очень распространен, поэтому в кунацкой обычно собирали лучшие вещи, которые имелись доме: одеяла, циновки, ковры, посуду. Иногда кунацкая была частью дома с отдельным входом.

Одежда адыгейцев соответствует общему северокавказскому типу. Мужчины носили нательную рубаху, бешмет, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочную бурку, папаху, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы, чувяки. Неотъемлемой частью снаряжения были ружье, шашка, кинжал, сошки, приборы по уходу за оружием. Женщины носили шаровары, нижнюю рубаху, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокую шапочку, обшитую серебряным или золотым галуном, платок. Повседневно женщина ходила в одном и том же платье и паре белья. Праздничный женский наряд был довольно сложен.

В пище адыгейцы предпочитали зерновые, мясные, молочные продукты, овощи. Вместо хлеба адыгейцы ели так называемую пасту, круто сваренную просяную кашу, которую можно было нарезать ломтями. Из проса готовили (суп с бараниной) и махсым (брагу). Летом адыгейцы ели блюда из проса и молока, зимой - блюда из сыра, проса, соленой баранины, говядины, конины и тыквы. Обычно адыги ели очень мало. Пиршества устраивались по поводу приезда гостей, только тогда накрывался общий стол. В этих случаях резали барана, готовили его с похлебкой-щипсом, ели четлибж (куры, приготовленные со специями) и т.п.

В начале ХХ в. у адыгейцев еще сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков человек). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д.

Фольклор адыгейцев представлен сказаниями общенартского цикла и местными преданиями. Нартский эпос един для всех народов Кавказа; лишь в Дагестане он распространен относительно мало. Во всех национальных и региональных вариантах эпоса повторяются сходные сюжеты, и действуют одни и те же легендарные герои - мифические предки - нарты, которые тесно взаимодействуют с богами, а некоторые из них являются детьми богов.

Общее количество нартских героев достигает 100, однако наиболее популярные среди них мать всех нартов Сатана, младший из нартов Сослан (Сосруко), Ацмаз (Ашмез), и др. В конечном итоге все нарты погибают, что отражает в мифологической форме процесс распада традиционных социальных институтов и верований.

Адыгейцы говорят на адыгейском языке, который относится к абхазо-адыгской группе северокавказской семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространен русский язык. Письменность была введена в 1929 г. на латинской, затем на русской графической основе.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Статья посвящена вопросам исследования древнейшей истории адыгов. Она опирается на материалы древних археологических культур, обнаруженных непосредственно на территории формирования адыгов. Большое значение для восстановления событий имеют и данные древних письменных памятников. В процессе их изучения выявляется взаимосвязь древних адыгов с древним населением Северного и Южного Причерноморья. Выявляются генетически родственные параллели с древнейшим доиндоевропейским населением Средиземноморья.

В процессе формирования народов и выделения их из первобытного состояния происходило не только территориальное разделение человечества, но и этнопсихологическое деление на своих и чужих (мы – они). Происходит складывание языков и культур, национального самосознания. С данным фактором напрямую связано самоназвание адыгского народа – адыгэ (адыхэ). В основе самоназвания лежит буква д – символизирующая в адыгском языке символ принадлежности, собственности. Проанализировав древние сказания адыгов, в частности, сведения Ш. Ногмова, можно сделать вывод, что наряду с этнонимом «адыгэ» применяли и тождественное ему «адыхэ» . Знаки г и х в окончании слов адыгского языка созвучны и похожи друг на друга, поэтому можно сделать вывод, что этнонимы адыгэ и адыхэ имели долгое время обоюдное хождение, либо и, скорее всего, адыхэ трансформировался на адыгэ с течением времени. Возможно, это произошло под влиянием абазинского языка. Абазины смешивались с адыгами в огромном количестве за весь период их сосуществования.

Этноним адыгэ(хэ) образован следующим образом: а + ды (наш) + хэ (суффикс множественного числа в окончании адыгских слов). Таким образом, в слове «адыгэ» – «народ» — основную смысловую нагрузку несет сочетание «ды», приставка, имеющая значение «наш».

Ойкумену своего проживания адыги представляли себе в виде земли, окруженноой со всех сторон морем (океаном). Слово страна – Хэку – переводится с адыгского как «середина моря (океана)». Можно сделать вывод, что формирование адыгов происходило в непосредственной близости от моря, в данном случае – бассейне Черного моря, название которого звучит по адыгски Ахын – море, наше море. Видимо в эту эпоху сформировались основы национального поведенческого самосознания адыгов – Адыгэ Хабзэ, законы и обычаи страны адыгов. В Адыгэ Хабзэ регламентированы все нормы жизни, поведения, принадлежащего к адыгскому народу человека. Со временем Адыгэ Хабзэ стал настолько аккумулирован и почитаем в народе, что главной особенностью менталитета адыгов стало исповедование Адыгэ Хабзэ, ставшего своеобразной национальной религией.

Антропологические материалы позволяют отнести адыгов к автохтонному, древнейшему населению Кавказа. По расовой систематике адыги в большинстве своем относятся к понтийскому типу кавказско-балканской расы большой европеоидной расы. Часть восточных адыгов относится к кавкасионскому типу. Преобладающим в науке является мнение, что понтийский тип сформировался в процессе грациализации массивного протоморфного кавкасионского типа в условиях высокогорной изоляции. Понтийская группа популяции рассматривается в качестве самостоятельного варианта расовой систематики, имеющего значительную древность. Он сложился на базе многочисленных локальных типов верхнего палеолита, в эпоху неолита в Восточном Средиземноморье . М.Г. Абдушелашвили называет понтийский тип на территории проживания адыгов – адыгским и дает ему следующую характеристику: малый скуловой орнамент, большая толщина губ и горизонтальное положение кончика носа, низкий процент выпуклых форм спинки и малая высота носа, большая длина тела и высокий процент светлых глаз, умеренно развитый волосяной покров на лице и теле .

Понтийский тип, кроме Северного Кавказа, был распространен в Западной Грузии и Малой Азии. Важным является и выявление генетического родства древнейшего населения данных регионов. По результатам исследований З.В. Анчабадзе , И.М. Дьяконова , С.А. Старостина и других авторитетных исследователей древней истории адыги и родственные им абхазы имеют непосредственное родство с древнейшим населением Малой Азии – хаттами. Весьма примечательно, что о родстве адыгов с хаттами писал адыгский исследователь начала ХХ в. Н. Цагов, опиравшийся на труд известного адыгского историка в Турции Мета Джунатуко Изет-Паша . Родство адыгов и абхазов с хаттами определяется, прежде всего, с помощью изучения лингвистических материалов. По мнению ученых: Э. Форера, Б. Грозного, Э. Лароша, Ю. Мессароша, И.М. Дьяконова, И.М. Дунаевской типология адыго-абхазских языков очень близка к хаттскому. В своих исследованиях И.М. Дунаевская доказывает глубокий параллелизм префиксального строя глагола адыго-абхазских языков и хаттского, включающего и субъективно-объективные показатели . По мнению В.В. Иванова, фонетические соответствия не оставляют сомнения в том, что по своей лексике хаттский является языком древнесеверокавказской семьи, сохраняющим многие черты, общие с западнокавказскими . Генетическое родство адыгов и абхазов с хаттами обнаруживает в своих сравнениях нартского эпоса с хаттскими мифами В.Г. Ардзинба . Параллели обнаруживаются и в религии, религиозных обрядах . Важное значение имеет и исследование названий хаттских населенных пунктов сходных с адыгскими и абхазскими – Дахапс, Парпара, Арипса. В основе названия хаттского поселения Дахапс лежит адыгское слово дахэ, означающее «красивый», «прекрасный», и распространенное в адыгской топонимии и гидронимии слово псы – река, вода, как и в основе Арипса. Адыгская гидронимия сохраняется до нашего времени и в Западной Грузии: Ахыпс, Хыпс, Лашыпс, Дагарыпш (с), Рапш (с), Супса и др. По мнению З.В. Анчабадзе бесспорным является адыгское происхождение части топонимики Северо-Восточной части Малой Азии – Синопэ, Акамапсис, Арипсэ, Апсареа, Дуабзу и др . Данные исследования согласуются с тезисом, что областью расселения адыгов и абхазов в древности являлся весь Западный Кавказ и прилегающие районы Малой Азии. При этом основная масса населения адыгов и абхазов была сосредоточена на Западном Кавказе. Как указывает О.М. Джапаридзе, адыги и абхазы принадлежат культуре раннеземледельческих племен, выявленной, в основном, на Западном Кавказе .

Древнейшими археологическими реалиями адыгов на Северном Кавказе являются Дольменная и Майкопская культуры (III тыс. д.н.э.). Дольменная культура получила свое название от погребальных памятников в виде наземных склепов, сооруженных из огромных каменных плит, известных в научной литературе под названием дольменов (от кельтского «тол» – стол, «мен» – камень) (середина III-II тыс. д.н.э.). На Кавказе дольмены встречаются строго на территории расселения адыгов и абхазов. По мнению Ш.Д. Инал-ипа ареал распространения дольменов и есть в основном «первоначальная» родина адыгов и абхазов . Интересным является факт о том, что дольмены встречаются на территории Пиренейского полуострова (в основном западняя часть), островов Сардиния и Корсика.

Широкое распространение наряду с Дольменной культурой имела и Майкопская раннебронзовая культура (III тыс. д.н.э.). Она занимала территорию Прикубанья и Центрального Кавказа, т.е. несменяемую на протяжении тысячелетий область расселения адыгов. Майкопская культура имеет так же генетическую связь с мезолитическими и неолитическими группами населения Абхазии и Западной Грузии: Гуандара, Самеле-Клде, Одиши, Мацис-Цихе, Тетрамица, Сагварджиле и др . Майкопская культура, ассоциируемая с адыгами, содержит значительный архаический пласт, восходящий к местному неолиту и даже мезолиту. Важное значение для исследования племен носителей Майкопской культуры имеет обнаруженные в захоронениях древняя плита с письменностью, получившей название фонетизированной силлабо-пиктографической пиктограммы. Г.Ф. Турчанинов сделал попытку прочесть текст письма на основе абхазского языка . Письменность майкопцев датируется при этом III тыс. д.н.э. Изучая памятник древнейшей письменности Кавказа, Г.Ф. Турчанинов и его коллеги, пришли к выводу, что письмо именуется ашуйским, причисляя к ашуйцам абхазов, абазин и убыхов. На наш взгляд, вряд ли является правомерным считать ашуйцев абхазами, абазинами и убыхами, исключая адыгов. Ведь адыги имеют общие генетические истоки с абхазами, абазинами и убыхами.

Существует и иранская концепция происхождения киммерийцев, в основе доказательства которой лежит то, что по «имеющимся древним источникам» киммерийцы являлись кочевниками. Сторонниками данной теории являлись А.А. Йессен, Е.И. Крупнов, Н.В. Анфимов, Е.Н. Алексеева и др. Нужно отметить, что и адыги жили в основном на равнине и вели полукочевой образ жизни, меняя с каждым разом место пребывания своих поселений, в пределах определенной этнокультурной территории. Дома в поселениях состояли из плетеных прутьев, обмазанных глиной, и были легко воздвигаемы. Да и нет достаточных оснований считать всех киммерийцев кочевниками. На Таманском полуострове киммерийцы жили оседло. Там имелся г. Киммерий, возможно являвшийся столицей Киммерийского союза племен и в честь которого они получили свое название.

Обстоятельный вывод о происхождении киммерийцев сделала Н.Л. Членова: «Во-первых, Северо-Западный Кавказ отправной пункт киммерийских походов в Малую Азию, с древности заселен абхазо-адыгоязычными народами. Во-вторых, имеет место совпадение ареалов распространения абхазо-адыгских языков с ареалом колхидской, кобанской и каменномостско-березовской культуры которые есть все основания связывать с киммерийцами. В-третьих поход киммерийцев в Малую Азию вдоль Черноморского побережья Кавказа может объясняться тем, что этот пункт пролегал через земли, населенные родственными им племенами, говорящими на абхазо-адыгских и близких им языках. В-четвертых, особенную роль для киммерийцев играет Северо-Восточную часть Малой Азии, где была образована «страна Гамир», где найдены клади кобанско-колхидских бронз, которые как сказано выше, есть основание приписывать киммерийцам, и где во II тысячелетии д.н.э. жил народ «кашки» или «каски» имя которых сопоставляют с именем адыгов «кашаг», «касог», их язык был родственен хаттскому и адыгскому ».

Подводя итог киммерийскому вопросу и принимая во внимание тесные взаимодействия адыгов с иранскими и фракийскими народами в Северном Причерноморье, можно предположить, что киммерийцы являлись разнородным союзом племен, в основу которого лег адыгоязычный субстрат – племя киммеров.

Образование киммерийского союза произошло уже после распада Ашуйской цивилизации, произошедший, скорее всего уже в начале I тыс. д.н.э. Образовались ряд самостоятельных государств и племенных союзов. В VII в. д.н.э. из Центральной Азии хлынули многочисленные орды скифов, обрушившись на Киммерию. Не имея возможности противостоять гораздо многочисленному врагу, киммерийцы уступили скифам значительную территорию. Геродот указывает на то, что скифы вытеснили киммерийцев на запад от Дона и в степи Крыма. Киммерийцы сохранились в южной части Крыма под названием тавров, а к востоку о Дона и на Северо-Западном Кавказе как меоты.

С I тыс. д.н.э. предки адыгов на Кавказе известны под собирательным названием меотов. Это были синды, керкеты, ахеи, гениохи, саниги, зихи, псессы, фатеи, тарпиты, досхи, дандарии и др. В VI в. д.н.э. образовалось древнеадыгское государство Синдика, вошедшее в IV в. д.н.э. в Боспорское царство.

Важнейшими доказательствами преемственности адыгов древнейшему населению Северо-Западного Кавказа являются следующие выводы:

1). Доминирующая принадлежность антропологических материалов из древнейших могильников Причерноморья (синдо-меотов, тавров) большей части к понтийскому (адыгскому) типу (долихокрания, мезокрания, высокое и узкое лицо, узкий резко выступающий нос и т.д.) .

2). Лингвистический анализ меотской этнонимии, антропонимии и топонимии выявляющий их адыгское происхождение .

3). Преемственность культуры меотов с ранесредневековыми адыгами .

4). Р. Ж. Бетрозов задается вопросом, если прибрежные племена — это абхазы, синдо-меоты – индоевропейцы, откуда взялось многочисленное адыгское население, фиксируемое в раннем средневековье?» . Если сторонники иранской концепции правы, логичным бы было существование основного многочисленного иранского населения на Северо-Западном Кавказе и в раннем средневековье.

5). Свидетельства древних авторов , современных исследователей позволяют сделать вывод о синдо-меотах как о первоклассных мореходах. Иранским народам, которые, по сути, являлись кочевниками, в рассматриваемый период было чуждо мореходство, и наоборот адыги и феодальную эпоху, и в новое время демонстрировали процесс преемственности древнего мореплавания. Исследуя вторжение киммерийцев на Ближний Восток через побережье Западного Кавказа, Л.И. Лавров (принимая к сведению ее сложный рельеф) пришел к выводу, что оно главным образом являлось морским . Это еще раз подверждает адыгоязычности киммерийцев.

Занимая в прошлом Северо-Западное и Юго-Восточное Причерноморье, адыги, являлись древнейшим доиндоевропейским населением Средиземноморья. В древнейшей Греции доиндоевропейское население – это пеласги и лелеги; Италии – тиррены, лигуры, сикулы, пиценны, умбры; сиканы в Сцилии; сарды в Сардинии и корсы на Корсике . Линейное письмо, существовавшее на острове Крит, как продукт развитой Минойской цивилизации в III-II тыс. д.н.э., имеет структурное сходство с адыго-абхазскими языками . Н.Я. Марр писал: «Адыги, абхазы и ряд других кавказских народов принадлежат к средиземноморской «яфетической» расе, к которой принадлежали эламы, касситы, халды, шумеры, урартийцы, баски, пеласги, этруски и др. мертвые языки Средиземноморского бассейна» .

Имеет место и археологическая идентичность Средиземноморья, в частности, упомянутые выше дольмены. На Пиренейском полуострове данная взаимосвязь обнаруживается и в наши дни. Баски, которые долгое время считались изолированными народами, по языку и культуре близки адыгам и абхазам. Исследования В.И. Марковина , В.А. Чирикба и др. позволяют говорить о генетическом родстве адыгов и абхазов с басками. Еще в 1896 году Пауль Кречмер в исследованиях высказал предположение о близости языка пеласгов к языку хаттов . Роберт Эйсберг в исследовании древнегреческих мифов пришел к выводу, что цикл древних сказаний о Троянской войне возник под влиянием хеттских сказаний о борьбе своих и чужих богов . Мифология и религия греков формировались под влиянием пеласгов, родственного хаттам. По сей день, поражают родственные сюжеты древнегреческих и адыгских мифов, в частности обращает на себя внимание сходство с нартским эпосом.

Подводя итоги, нужно подчеркнуть, что локализация изучения древней истории адыгов в рамках Северо-Западного Кавказа является, по крайней мере, необъективной и порождает много научных неточностей и неясностей. Исследование древней истории адыгов должно рассматриваться в неразрывной этнокультурной взаимосвязи с древнейшим населением Средиземноморья. Именно такой подход поможет объективно и всеобъемлюще реконструировать древнейшую историю адыгов.

Территория расселения древнейших адыгов и родственных им племен совпадающая с ареалом распространения понтийской расы в Северном, Восточном и Южном Причерноморье (II тыс. д. н. э.)

Ж.В. Кагазежев

Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований

Адыги, общее наименование многочисленной в прошлом группы родственных по происхождению племён Сев. Кавказа, называвших себя адыте и известных в европ. и вост. лит-ре со времён средневековья под именем черкесов. Из совр. народов Кавказа к А. относятся адыгейцы, кабардинцы и черкесы, говорящие на родств. языках, составляющих особую ветвь сев.-зап. (абхазо-адыгской) группы кавк. языков, и сохранившие в своей материальной и духовной культуре много общих элементов. В древности адыгские племена обитали на Ю.-З. Сев. Кавказа и Черноморском побережье. Прикубан-ские племена обычно упоминаются у античных авторов под собират. именем меотов, а причерноморские - под собств. именами; из них этнонимы зихи и кер-кеты стали позже также собирательными. Примерно в 5 в. зихи возглавили просуществовавший до 10 в. союз адыгских племён, а имя зихов вытеснило др. племенные названия адыгов. В рус. летописях с 10 в. А. именуются уже касогами, а в восточных (арабо- и персоязыч-ных) источниках - кашаками, кешеками ("к-ш-к"). Со времени монг. нашествия (13 в.) распространилось наименование черкесы (ср. этноним антич. времени - керкеты), хотя в зап. литературе иногда сохранялся и термин "зихи". В 13-14 вв. часть А. продвинулась на В. - в басе. р. Терек, где жили прежде аланы, в значит, части истреблённые во время нашествия монголов и частично оттеснённые в горы; оставшиеся на месте смешались с А. Так образовалась кабардинская народность, а из др. адыгских племён - адыгейская народность. Адыгское население Карачаево-Черкесской АО состоит отчасти из потомков зап.-адыгских (бесленеевцы) племён, отчасти из переселившихся на Кубань в 20-40-х гг. 19 в. кабардинцев.

Б. А. Гарданов.

Использованы материалы Большой Советской энциклопедии

Адыги, Адыгэ (самоназвание) - этническая общность, включающая адыгейцев , кабардинцев , черкесов. Численность в России 559.700 человек: адыгейцы - 122.900 человек, кабардинцы - 386.100 человек, черкесы - 50.800 человек. Живут также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и включают нередко абазин, абхазов, осетин и других выходцев с Веверного Кавказа, - в Турции (150.000 человек), Иордании (25.000 человек), Иране (15.000 человек), Ираке (5.000 человек), Ливане (2.000 человек), Сирии (32.000 человек вместе с чеченцами), всего около 250.000 человек. Общая численность свыше 1.000.000 человек.

Языки - адыгейский и кабардинский.

Верующие - мусульмане-сунниты.

Древняя история адыгов и формирование их общности связаны с районами Восточного Причерноморья и Закубанья. В первом тысячелетии до нашей эры древнеадыгские племена уже фиксируются в Восточном Причерноморье. Процесс формирования древнеадыгской общности охватывал в основном конец первого тысячелетия до нашей эры - середина первого тысячелетия нашей эры. В нем участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов (в том числе торетов, синдов) и другие этнически, видимо, не только древнеадыгские. По сведениям Страбона, эти племена населяли территорию на юго-востоке от современного Новороссийска по левобережью Черного Моря и в горах вплоть до современного города Сочи.

Жители побережья занимались замледелием, но их главным промыслом был морской разбой . В VIII - X веках адыги занимали земли в Прикубанье, в том числе вблизи древнерусского Тмутараканского княжества. Известен ряд военных походов ( , ) русских князей на адыгов-касогов. В результате монгольских завоеваний XIIIвека население сконцентрировалось главным образом в горных ущельях, что привело к большой плотности населения, к малоземелью горцев. Прервалось развитие городской жизни, этническая территория сократилась, главным образом за счет Прикубанья. В XIII - XIV веках обособилась часть кабардинцев. В XVI - XVIII веках территория адыгов была ареной многочисленных междоусобиц и войн, в которых участвовали Турция, Крымское ханство , Россия, дагестанские владетели. Область расселения адыгов (Черкесия) охватывала земли от Тамани на западе до восточного побережья Каспия на востоке, включая земли в бассейне Кубани и по Восточному Причерноморью на северо-запад от современных Сочи. Однако значительная часть земель представляла собой хозяйственные угодья, в основном пастбища для кабардинского коневодства, не имела постоянного населения.

В годы Кавказской войны ( - ) происходит внутренняя самоорганизация западных адыгов - адыгейцев. В первой трети XIX века в Закубанье образуется группа адыгского (кабардинского) населения, позднее получившего название черкесы. Кавказская война и последоввшие за ней реформы во многом изменили этническую и демографическую ситуацию, особенно это связано с махаджирством - переселением горцев в Османскую империю, продолжавшимся до первой мировой войны , а также поселением горцев на равнине.

Адыги имели во многом общую социальную струкутру. В XIX - начале XX веках сохранялись многие нормы обычного права - обычаи кровной мести, аталычества, гостеприимства, куначества, патроната, искусственного родства (молочное усыновление, побратимство). Образ жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни простого народа; социальные различия сказывались в одежде, ее цветовой гамме, покрое. В общественном и семейном быту, помимо отбычного права (адат), действовали нормы мусульманского права (шариат). До настоящего времени адыги во многом сохранили единую традиционную культуру, различия в которой (особенно в хозяйстве, поселении, пище) определяются в основном природно-климатическими условиями, вертикальной зональностью. Сохранялась общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, многие традиции общественного быта (например, творчество певцов-импровизаторов), традиционные представления. Адыги четко осознают свое историческое единство.

Использованы материалы статьи Н.Г.Волковой в кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994.

Литература:

Деопик В. Б., Адыгейские племена, в кн.; Очерки истории СССР. III- IX вв., М., 1956;

Ногмов Ш. Б., История адыгейского народа..., Нальчик, 1958.

См. также:

Адыгейцы - материалы статьи Ю.Д.Анчабадзе и Я.С.Смирновой в кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994

Кабардинцы , народ в России, коренное население Кабардино-Балкарии.