Сколько картин нарисовал известный художник поленов. Василий поленов картины

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года, в столице - Санкт-Петербурге. Родители Поленова были образованными и уважаемыми людьми. Мать и Отец великого занимались наукой.

Отец Дмитрий Васильевич - известный библиограф и археолог. Мать Мария Алексеевна занималась литературой, писала детские книги, и хорошо рисовала.

Дети росли в атмосфере творчества и любви к искусству. Это не могло не сказаться на формировании их личности. Они все хорошо рисовали. Особенно хорошо, рисование давалось Василию и Елене.

Науки рисования Василию Дмитриевичу преподавали некоторые учителя . Рисованием с ним занимался Чистяков, встреча с которым определила жизненные приоритеты Поленова - он захотел стать художником.

Чистяков привил юноше профессионализм, объяснил, что картина это продукт тяжелого труда. Василий хорошо усвоил этот урок мастерства.

В 1863 году Поленов поступает в Петербуржский Университет, на факультет физики и математики. По вечерам в свободное время от основной учебы, посещает лекции и занятия Художественной академии. В Академии он слушает лекции по рисованию, анатомии, строительству, геометрии. Несмотря на большую занятость, Василий Дмитриевич еще и успевает заниматься музыкой - пел в хоре Академии.

В 1872 году с блеском заканчивает Академию художеств и Петербуржский университет. Академия была закончена с золотой медалью и, на правах пенсионера этого учреждения, Поленов отправляется в путешествие за рубеж. За время своего путешествия посетил Австрию, Германию, Францию и Италию.

В этот период художник меняет взгляд на свое творчество. Василий Дмитриевич начинает отходить от исторических тем и всерьез начинает увлекаться пейзажем. Именно в пейзажной живописи он полностью раскрылся как художник.

Поленов вернулся на четыре года спустя. Вскоре началась русско-турецкая война и Поленов отправился практически в пекло событий.

Он был художником при будущем императоре России - . После войны художник стал жить в Москве. В 90-ых годах 19 века Поленов переезжает в Тульскую губернию, где природа даровала художнику прекрасные виды , которые он потрясающе живо изображал на своем холсте.

Умер Василий Дмитриевич 18 июля 1927 года, в Тульской губернии в своей усадьбе. Похоронен на одном из кладбищ в Бехове. Творчество Поленова - одно из самых ярких явлений в истории русской живописи второй половины 19 века, человек удивительного таланта. Василий Дмитриевич был архитектором и музыкантом, театральным художником. Но все же призвание Поленова - живопись.

Выдающийся русский художник Василий Поленов ушел из жизни ровно 89 лет назад – 18 июля 1927 года.

«Бабушкин сад» (1879)

Еще одна известная картина художника, также хранящаяся в Третьяковской галерее, была представлена публике всего лишь через год после завершения «Московского дворика». При этом обе работы перекликаются между собой. В «Бабушкином саду» усадебный дом, окружённый садом, тот же, что и в «Московском дворике».

Московский особняк и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю наглядное представление о центре города того времени. После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма. Если в «Московском дворике» открытое пространство, залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает у зрителя иные ассоциации.

«Бабушкин сад» перекликается с другой картиной мастера. Фото: Commons.wikimedia.org

«Заросший пруд» (1879)

Полотно «Заросший пруд» Поленов начал писать еще до своего отъезда на русско-турецкую войну. Летом 1977 года живописец провел в деревне Петушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший основной для картины. Спустя некоторое время в Москве Поленов вдохновился прелестью старого сада на окраине города. Это настроение он и перенес в старый этюд.

На картине изображена часть пруда и мостик, подходящий к нему. На переднем плане - берег с зелёной травой и ромашками, на заднем плане - тёмный лес, у края которого в тени стоит скамейка, на которой сидит женщина.

Работу выставили на той же выставке передвижников что и «Бабушкин сад». Позднее свой «Заросший пруд» написал и ученик Поленова Левитан.

Заросший пруд впоследствии писали несколько художников. Фото: Commons.wikimedia.org

«Христос и грешница» (1887)

Поленов еще в юношеские годы был впечатлен картиной Александра Иванова «Явление Христа народу». Тогда и у него зародилась идея создать полотно, способное воздействовать на зрителя силой драматизма. Поленов считал, что такая работа отвечала бы духовным потребностям людей.

Картина «Христос и грешница» была показана на выставке передвижников в феврале 1887 года. При этом изначально цензурой она была осуждена, но за работу Поленова вступился Александр III. Он был в восторге от полотна и даже приобрел его для своего музея.

Сам Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Поленов перед написанием картины посещал Египет, Палестину и Сирию. Там он изучал местный быт, нравы. Это помогло ему создать на полотне исторически достоверную обстановку.

Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава VIII.)

Изначально эта работа мастера была не по нраву цензуре. Фото: Commons.wikimedia.org

«Золотая осень» (1893)

К началу 1890-х Василий Поленов обосновался в усадьбе «Борок» у деревни Бехово. Там он и написал знаменитую картину «Золотая осень». На ней мастер изобразил вид на Оку в сентябре.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха производит умиротворяющее впечатление. «Золотая осень» по праву стала символом русской природы, которую художник любил по-настоящему.

Картина, которая стала символом русской природы. Фото: Commons.wikimedia.org

В работе, как и во многих других своих творениях, ему удалось передать зрителю что-то по-настоящему важное. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», - говорил Поленов. Этого правила он придерживался в своем творчестве всю жизнь.

Лирик пейзажист, писал библейские сюжеты, новатор. Поленов В.Д. научил художников по-новому обращаться с красками.

Отец Василия Поленова историк, археолог, библиограф. Дмитрий Васильевич участвовал в подготовке реформы, освободившей крестьян. Мать Мария Александровна Ваейкова, внучка архитектора Н. Львова, писала портреты под руководством академика живописи К. Молдавского (ученика К. Брюлова), была автором детских книг. Сестра Поленова также стала известной художницей и участвовала в утверждении нового искусства на рубеже XIX-XX веков.

С 1859 года студент Академии художеств П. Чистяков обучал будущего художника азам живописи. П. Чистяковым воспитаны едва ли не все знаменитые русские художники второй половины XIX века. Он предвещал Поленову известность: «Они колорист, - говорил он, - так составляют тона, что и мне не составить».

Поленов, преданный природе, её обожатель и служитель. Первое знакомство с природой состоялось в десятилетнем возрасте, когда родители привезли его в имение Имоченцы в Олонецкой губернии.

В 1861 году Поленов едет учиться в Петрозоводск, а в 1863 году в Петербург, где поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. В это же время Поленов посещал занятия в Академии художеств, когда в Академии был переломный момент (И. Крамской с единомышленниками покинули Академию в знак протеста против академизма). В то самое время, когда зародилась реалистическая живопись.

В 1871 году русский художник, продолжая посещать натурный класс (в качестве штатного студента), окончил университет, только уже на юридическом факультете, защитил диссертацию «О значении искусства в его применении к ремёслам». Так Поленов получил степень кандидата прав. Тогда же он получил и Большую золотую медаль в Академии художеств, представив на конкурс картину «Воскресение дочери Иаира», - такой же медалью в том же году наградили и выпускника Академии И. Репина. Большая золотая медаль давала право на заграничную стажировку.

В 1872-76 годах Поленов обучается за границей – в Германии, Италии и Франции. За это время русский художник выбрал направление в живописи, его любимым художником был Паоло Веронезе (Венеция), в Париже и Вёле писал картины, здесь же он близко сошёлся с И. Репиным.

В Риме Поленов познакомился с меценатом С. Мамонтовым, позднее он стал активным участником абрамцевского кружка. В Абрамцеве Поленов написал многие свои картины, оформлял любительские спектакли, а в мамонтовской Частной опере – профессиональные. Русский художник сам писал оперы, в качестве архитектора предложил свой проект церкви Спаса Нерукотворного.

В 1882 году в Абрамцеве Поленов встретил свою вторую половину – Н.В. Якунчикова, двоюродная сестра Е.Г. Мамонтовой. Жена Поленова увлекалась живописью, посещала Училище живописи, ваяния и зодчества, всегда разделяла художественные интересы мужа. Из её переписки с сестрой известно много фактов о работе русского художника.

В 1876 году, вернувшись в Россию, русский художник отправляется на сербско-черногорско-турецкую войну, затем – на русско-турецкую. На последней он состоял художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича (в будущем – императора Александра III).

В 1877 году Поленов переезжает в Москву. В 1878 году становится членом Товарищества передвижных выставок. На VI передвижной выставке увидела свет картина художника – «Московский дворик» - она принесла художнику славу и стала открытием нового жанра «интимного» пейзажа.

В 1881-82 годах, для того чтобы написать картину «Христос и грешница», Поленов едет на Восток, где делает множество эскизов картин, они отличаются свободой исполнения и искрящимися красками.

В 1882 году Поленов – руководитель пейзажного и натюрмортного классов в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. 12 лет Поленов обучал молодые дарования, среди них были и знаменитости – К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, А Головин, И. Остроухов, А. Архипов, С. Малюгин. Ученики души не чаяли в своём учителе. «Его картины, - вспоминал А. Головин, - восхищали нас своей красочностью, обилием в них солнца и воздуха. Это было настоящее откровение».

В 1899 году Поленов снова едет на Восток. Там он собирает материалы для создания цикла картин «Из жизни Христа». А в 1909 году представил эту серию зрителю, выставка стала крупнейшим художественным событием предреволюционных лет.

В 1892 году Поленов переезжает в усадьбу «Борок» на берегу Оки, её построили по проекту художника, там он прожил 40 лет. Художник мечтал о том, что она станет «гнездом художников» и первым провинциальным музеем. В соседнем Бехове построил для крестьян церковь, основал народный театр. В 1913 году он работал в качестве председателя секции народных театров при московском Обществе народных университетов.

В 1926 году Поленов получает звание народного художника РСФСР, через год он умирает в собственной усадьбе.

Известные произведения Поленова Василия Дмитриевича

Картина «Московский дворик» датируется 1878-м годом и находится в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. С этой картиной происходит творческий перелом в жизни русского художника, в это же время в 1877 году он переезжает в Москву, открывшую в нём самобытного живописца. Картина предстала перед зрителем на VI передвижнической выставке в 1878 году. Автор картины считал, что картина не несёт в себе «идеологической» выдержки, о чём он сообщил в письме И. Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи – мне хотелось бы ступить на передвижную с чем-нибудь порядочным…» В это время художник занимался поиском квартиры, создав картину между делом, запечатлев вид из окна.

«Московский дворик» - городской пейзаж с элементами жанровой живописи – наполнен теплотой будничной жизни. Если говорить о стиле написания картины, то можно отметить, что фон и передний план картины глубоко контрастируют. Фон является торжественной частью картины, на нём изображены храмы, колокольни, особняки. На переднем плане в ином цветовом решении раскрывается «частная» жизнь. Академизм картины заключается в противопоставлении переднего и заднего планов картины. Плавный переход от неба к зелени достигнут приёмом колориста – светло-голубые крыши с зелёным оттенком. Глядя на эту картину, кажется, будто ты сам выглядываешь из окна, где возникает сцена брошенного другими детьми, плачущего ребёнка. Композиционное решение картины в расположении участников картины – лошади, куры, люди – ведут взгляд от одной «вехи» к другой.

В 1879 году Поленов пишет другое известное произведение – «Заросший пруд» - шедевр мастера-колориста. Картина «Заросший пруд» - повествовательный пейзаж – заключает в себе несколько впечатлений художника. Эту картину Поленов начал писать до отъезда на русско-турецкую войну. В деревне Петрушки под Киевом он сделал этюд к картине (лето 1877 год). Осенью 1878 художник переезжает с Арбата на московскую окраину, в Хомовники. Здесь он переносит в свой этюд всю прелесть старого сада. Так в 1879 году картина увидела свет на VII передвижнической выставке. Тема картины имела продолжение. Ученик Поленова И. Левитан написал свой «Заросший пруд». Работа Поленова оказалась успешной и плодотворной.

Моделью фигуры женщины была сестра художника В.Д. Хрущёва. В картине присутствуют ностальгические нотки, которые подчёркнуты старыми мостиками с вытоптанной тропинкой. Тут также прослеживается академическое звучание картины в композиции, построении заднего и переднего плана. Передний план выписан с особой тщательностью – яркие кувшинки и другие детали. В применении художником в разной градации одного и того же зелёного цвета заключается мастерство Поленова-колориста.

Одна из знаменитых работ русского художника, написанная в 1886 году – «Больная». Второе название картины «Элегия». Эта картина имеет 13-и летнюю предысторию. Первый эскиз был сделан художником в 1873 году. В пенсионерской поездке от Академии художник познакомился с русской студенткой Е. Богуславской, безнадёжно больной девушкой. Живописца потряс образ угасающей юности. Им был сделан эскиз, к которому он вернулся в 1881 году, потрясённый смертью сестры В.Д. Хрущёвой. В это же время умирает душа абрамцевского кружка Маруся Оболенская, в которую Поленов был влюблён. В 1886 году умер первенец художника. Так в 1886 году было закончено полотно и отправлено на передвижническую выставку. Эта была последняя картина написанная Поленовым на жанровый сюжет.

Всепоглощающая тьма окружает и затягивает девушку, символизирует смерть, почти навязчива. Чтобы подчеркнуть безнадёжное состояние девушки – художник помещает её в глубь пространства, скрыв лицо в тени и уточнив его печальное выражение. Цветовым центром колористической композиции выступают предметы на столике, как образ жизни.

Знаменитая картина Василия Поленова «Христос и грешница» (1886-87). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Поленов написал целый цикл произведений «Из жизни Христа». Название каждой картины соответствует цитате из Евангелия. Полотно «Христос и грешница» открыло серию картин библейских сюжетов. Первоначальное название картины – «Кто без греха?». Цензор XV передвижнической выставки заменил название на – «Христос и блудная жена». Удивительно, что цензура вообще пропустила эту картину на выставку. Дело решил царь Александр III, купивший эту картину. Эта картина «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа. Поленов очеловечил Его. Христос у него – не Бог, а странник, мудрец, гуманист. Образ был продиктован тогдашним этическим исканиям, под влиянием книг Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого. В. Версаев после выставки писал: «Картина даёт такого Христа, - каким мы Его теперь только и можем мыслить, - не Бога, а человека с огромной душой».

Христос Поленова предельно приземлён, сидит в усталой позе, одет в простые одежды, какие русский художник видел на Востоке. Задний план картины с одной стороны соответствует колоритным восточным пейзажам, а с другой, соответствует академической стилистике, напоминая театральную декорацию. Симон Киринеянин, едущий на осле, олицетворяет – вкупе с учениками Христа, помещёнными слева, - момент ожидания. Для их написания были использованы эскизы, привезённые с Востока.

Шедевр Поленова В.Д. – картина «Бабушкин сад»

Данное произведение написано в 1878 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Шедевр Поленова «Бабушкин сад» вышел из трилогии Поленова, созданной в 1878-79 годах. Её составляют картины: «Заросший пруд», «Московский дворик». Поленов пишет старое дворянское здание (только с разных сторон) на картинах «Московский дворик» и «Бабушкин сад». Это дом Брумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате. Картина была выставлена на VII передвижнической выставке в 1879 году и принесла огромный успех Поленову. Эта картина соединяет в себе пейзаж и жанровую картину. 1861 год знаменовался окончанием дворянского быта, чему послужила проводимая тогда Крестьянская реформа. Тема разрушающихся «дворянских гнёзд», символизирующих конец целой исторической эпохи, прочно вошла в русскую живопись второй половины XIX века.

На картине изображён дворянский особняк, какими Москва была застроена после страшного пожара 1812 года. Особняки в то время строились в основном деревянные, а сверху наносилась штукатурка под камень. Поленовский особняк изображён с облупившейся краской, обнажившей деревянные брёвна. Облупившаяся лестница, ржавый карниз – всё это знаки безжалостного времени. Запущенный сад, разросшийся и «отпущенный на волю» живо участвует в картине. В картине ярко отражена антитеза старости и молодости. И это не только шествующие бабушка с внучкой, но и сама их одежда, буйная молодая зелень и старые деревья. Картина поражает своей колористической гаммой. Здесь нет ничего лишнего.

  • Московский дворик

  • Заросший пруд

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отец был археологом и библиографом, мать писала книги для детей, занималась живописью. В семье уделяли большое внимание искусству и наукам, поэтому дети также проявляли к этому интерес. На формирование художественного вкуса Поленова оказала большое влияние и его бабушка В.Н. Воейкова.

Интерес к живописи проявили Василий и его сестра Елена. Чтобы развивать эти способности, семья пригласила преподавателей. Наставником Поленовых стал П.П. Чистяков, студент Академии художеств. Именно он дал будущему художнику необходимые знания по азам живописи.

Большую роль в становлении творческой манеры Поленова сыграла его поездка в имение Имоченцы Олонецкой губернии. Именно в это время он стал особенным почитателем красоты русской природы. После этого Поленов отправляется на учебу в Петрозаводск, а затем в Петербург.

По настоянию отца Поленов поступает в Санкт-Петербургский университет на физико-математический факультет. Параллельно он посещает уроки в Академии художеств. По окончанию университета Поленов получает диплом юриста. В это же время он был награжден большой золотой медалью за картину «Воскрешение дочери Иаира». Получение такой награды дает художнику право на путешествие за границу. 1872-1876 годы Поленов проведет в Европе. Он посещает Францию, Италию, Германию. Поленов изучает творчество зарубежных мастеров, сам развивает свое мастерство. В Париже художник знакомится с Репиным. За границей Поленов пишет полотно «Арест графини д’Этремон». Эта картина принесла ему впоследствии звание академика.

В 1876 году, вернувшись на родину, Поленов становится официальным художником при наследнике-цесаревиче во время русско-турецкой войны.

В 1877 году Поленов переезжает в Москву. В 1878 году он становится членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок. На одной из экспозиций Поленов представляет свою работу «Московский дворик». В этом городском пейзаже художнику удалось передать атмосферу умиротворенности и покоя. Любовь к жизни подчеркивается живыми яркими красками. Череду поэтичных полотен продолжили картины «Ранний снег», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». В них мастеру удалось совместить ощущение уюта и покоя со свежестью пленэрного взгляда. Характерными чертами всех выдающих работ Поленова были непосредственность восприятия, светотеневая контрастность, легкий мазок и яркие оттенки.

В галерее работ художника видное место занимают и полотна на восточную и библейскую темы. Вдохновение Поленов черпал во время поездок 1881-1882 годов, а также путешествия 1899 года, после которых появился цикл картин «Из жизни Христа».

В 1890 году Поленов покупает имение на берегу Оки в Тульской области. Именно здесь художник и скончался 18 июля 1927 года.

Лучшие картины Поленова В.Д.

С Большой золотой медалью, путешествовал по Европе, изучая разные школы и стили живописи и посещая множество музеев и картинных галерей. Художник долго искал свое направление - и уже в зрелом возрасте обрел известность как пейзажист и мастер жанровой живописи. Благодаря картине «Московский дворик» Поленов стал родоначальником «интимной живописи», а его картину «Христос и грешница» приобрел для своей коллекции император Александр III.

Медалист Академии художеств

Василий Поленов родился в Петербурге в многодетной дворянской семье. Его отец Дмитрий Поленов - секретарь Русского археологического общества - изучал летописи и историю, увлекался искусством. Мать Мария Поленова (урожденная Воейкова) брала уроки живописи у художника Карла Брюллова . Благодаря портретам ее кисти известно, как выглядел Василий Поленов в детстве. Родители поддерживали в своих детях интерес к искусству и нанимали им педагогов из Академии художеств. Павел Чистяков, в то время еще студент Академии, обучал рисунку и основам живописи Василия и его младшую сестру Елену. Чистякову удалось заложить в юноше осмысленное отношение к творчеству: «Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться», - советовал он.

Василий Поленов с удовольствием учился живописи и хотел поступить в Академию художеств. Однако его родители настояли на получении классического университетского образования. В 1863 году, после окончания гимназии, Василий Поленов поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета. Однако вскоре оставил университет и стал заниматься только живописью. Он посещал вечерние классы при Академии художеств, учился рисованию, анатомии, строительному искусству, геометрии и истории изящных искусств. В 1867 году Василий Поленов закончил ученический курс и получил серебряные медали за рисунки и этюд.

Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Позже художник все-таки решил окончить университет: он поступил на юридический факультет и в 1871 году успешно защитил диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремеслам». В этом же году Поленов получил высшую награду - Большую золотую медаль - за картину «Воскрешение дочери Иаира». Эту же тему готовил его сокурсник Илья Репин , он тоже стал медалистом. Также художники получили право на заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет.

Европейское пенсионерство - Германия, Италия, Франция

В это время Василию Поленову было уже 27 лет, однако с художественной «специализацией» он пока не определился. Поэтому во время заграничной стажировки он часто бывал в музеях. В Германии Поленов изучал искусство немецких художников - Карла Пилоти, Габриэля Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта. Как вспоминал живописец, их работы действовали на него как «опьянение опиумом». Поленов посещал рыцарские замки и делал там эскизы - по ним он позже написал картину «Право господина», которую купил Павел Третьяков за большие деньги и даже не торгуясь.

После Германии Поленов отправился в Неаполь, Венецию и Флоренцию.

«Италия представляется мне не такой, как принято ее изображать. Желто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые»

Василий Поленов

Это впечатление художника отразилось в его картине «Итальянский пейзаж с крестьянином». В Италии зародилась дружба Поленова с меценатом Саввой Мамонтовым и членами Абрамцевского кружка . Художник участвовал в их спектаклях и концертах, дискуссиях и карнавалах. Занятия живописью отступили на второй план: «Я попал в такую круговоротную струю, что совершенно завертелся в суете мирской, а об своем собственном аскетическом подвиге и забыл» . Позже Поленов не раз бывал в Абрамцево - в подмосковной усадьбе Мамонтова .

Василий Поленов. Право господина. 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Поленов. Ливень. 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Большое влияние на творчество Поленова оказала поездка по Франции. Парижские художественные школы и стили живописи восхищали и вдохновляли живописца. Здесь он ближе познакомился с представителями барбизонской школы, увидел картины пейзажиста Камиля Каро. Под влиянием барбизонцев Поленов создал картину «Ливень» в серой гамме, как вспоминал художник - он написал ее «для себя, для отдыха». Однако полотно очень понравилось Ивану Тургеневу , с которым художник познакомился там же, в столице Франции.

По совету художника Алексея Боголюбова, вокруг которого в Париже образовался своеобразный кружок, Василий Поленов вслед за Ильей Репиным отправился на север Франции - в Нормандию, в небольшой город у моря Вёль. Здесь Поленов прожил несколько месяцев и написал множество пейзажей: «Белая лошадь», «Нормандия», «Старые ворота. Вёль», «Этрета. Нормандия» и многие другие.

Фронтовые зарисовки и пейзажи старой Москвы

За два года до официального окончания заграничной поездки, художник стал хлопотать о досрочном возвращении на родину. В Академию художеств он представил две картины - «Право господина» и «Арест гугенотки» - и 50 парижских этюдов. За свои работы Поленов получил звание академика.

«Пользу она [заграничная поездка] мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь»

Василий Поленов

Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Свои военные впечатления художник отразил в этнографических типах, архитектурных зарисовках, сценах из бивуачной жизни - эти иллюстрации с поля боя публиковал журнал «Пчела». Живописец не создавал батальных полотен. В письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой он писал: «Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто» .

Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Поленов. Бабушкин сад. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Поленов. Заросший пруд. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1877 году Василий Поленов, как и хотел, поселился в Москве. Вдохновленный видами старой столицы, он начал работать над полотном «Пострижение негодной царевны». Картина так и не была написана, но Поленов создал зарисовки кремлевских соборов и старинных теремов, научился писать древнерусские интерьеры. Этюд со Спаса на Песках лег в основу пейзажного образа старой Москвы - картины «Московский дворик». С ней Василий Поленов дебютировал на выставке Товарищества передвижников 1878 года. Однако самому художнику полотно не нравилось, и он сетовал на то, что не уделил картине больше внимания: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время» . Однако «Московский дворик» имел огромный успех у критиков: работа выделялась на фоне подвижнической эстетики особой поэтичностью и элегическим тургеневским настроением. В выставках также участвовали картины Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».

Просветительский центр Василия Поленова

В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» - первой из будущего цикла о жизни Христа. Художник хотел «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа» . Вместе с искусствоведом Адрианом Праховым и промышленником Семеном Лазаревым он отправился на Ближний Восток. Путешественники побывали в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции. Поленов вдохновлялся яркими восточными пейзажами и пестрыми одеждами местных жителей. Этюды, привезенные из поездки, Павел Третьяков купил прямо с выставки передвижников в 1885 году.

Однако первая поездка по Ближнему Востоку отвлекла художника от первоначального замысла, и его зарисовки к задуманной серии о жизни Христа отношения не имели. Поэтому Поленов отправился на поиски натуры в Италию. Там он создал эскизы к полотну «Христос и грешница». Художник делал наброски карандашом, маслом, углем. Саму картину Поленов писал в 1886–1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова. Впервые эта работа увидела свет на XV Передвижной выставке. Там картину купил Александр III. Император опередил Павла Третьякова, который уже вел переговоры с Поленовым о покупке полотна.

Василий Поленов. Христос и грешница. 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Поленов. Вид на Оку с восточного берега. 1898. Тульский музей изобразительных искусств, Тула

Давно мечтая о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», Василий Поленов в начале 1890 года приобрел старую усадьбу. На ее месте по чертежам самого художника построили дом. Он, как и задумывал автор, стал важным просветительским центром. Здесь поселилась семья Поленова, разместились музей и картинная галерея , в которой висели картины самого художника и его многочисленных учеников: Константина Коровина , Исаака Левитана , Ильи Остроухова и других. В окрестностях села Бёхово Поленов построил две школы, а также диораму для крестьянских детей - кругосветное путешествие в картинках в виде маленького светового театра.

В 1905 году Поленов завершил работу над картинами евангельского цикла. Полотна выставляли по всей России, и они имели большой успех.

После Октябрьской революции Василий Поленов продолжил свою просветительскую деятельность: самостоятельно водил экскурсии по усадьбе, работал с крестьянской молодежью, организовывал театральные кружки, преподавал детям основы живописи. Не забросил художник и творчество - в 1919 году он написал картину «Разлив на Оке». Критики признавали ее одной из лучших в позднем творчестве Поленова. В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка художника - в честь его 80-летия. А через два года Поленову одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР.

В 1927 году живописец скончался в своей усадьбе.