Особенности композиции. Художественная деталь

Урок литературы в 6 классе

по теме

«А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания и композиция».

Задачи:

1.Познакомиться с историей создания романа;

2.Знать жанровые особенности произведения;

3.Рассмотреть композицию романа;

4.Роль 1 главы в развитии сюжета.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Технология : технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

Методы : аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Оборудование : Альбом "А.С.Пушкин". Компьютер. Мультимедиапроектор.

Используемая литература : А.С.Пушкин "Дубровский". Н.В.Егорова "Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс". 3. CD-ROM "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы".

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучать новую тему, совершенно новый для вас жанр произведения.

Записываем число и тему урока «А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания и композиция».

Какие задачи мы поставим перед собой?

    Истрия создания романа «Дубровский».

Индивидуальное сообщение ученика.

Роман «Дубровский» создавался Пушкиным в 1832 – 1833 годах. Название не принадлежит Пушкину и дано издателем по имени главного героя. В основу сюжета лёг рассказ близкого приятеля Пушкина П.В. Нащокина «про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский, который имел процесс с соседом на землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». В романе представлены два поколения – отцы и дети. Герой Троекуров принадлежал к дворянской знати, которая ради чинов не знала преград. А Дубровский – к старинной аристократии, которая почитала честь и достоинство. Поэтому Дубровский и Троекуров разошлись.

Выводы: Роман «Дубровский» основан на реальных событиях.

Индивидуальная работа.

Работа с терминами в учебниках (стр.143)

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и развитым сюжетом.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

    Композиция романа.

Работа в парах (заполнение карточек).

Вспомним, что такое композиция художественного произведения? (Это построение).

Назовите элементы композиции. (Экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Составим схему с композицией «Дубровского»:

Экспозиция – История дружбы Троекурова и Дубровского.

Завязка – Ссора друзей, пожар в Кистенёвке.

Кульминация – Дубровский в доме Троекурова. Дефорж признаётся Маше в том, что он – Дубровский.

Развязка – отказ Маши сбежать с Дубровским.

    Роль 1 главы в развитии сюжета.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент 1 главы (15мин10с – 16мин34с). Этот эпизод стал причиной ссор друзей. Ваша задача – определить, какова роль этой главы.

Кто из друзей обиделся и почему? (Слуга Троекурова сказал, что дворянину жилось бы в псарне хозяина намного лучше, тут и сытнее и теплее).

Роль главы – если бы не ссора двух друзей, то жизнь главных героев сложилась бы совершенно по-другому, Владимир бы не стал разбойником.

    Заполнение кластера.

Работа в группах.

Цветовой кластер по 1 главе:

1)Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский;

2)Дружба соседов;

3)Случай на псарне;

4)Ссора между друзьями;

5)Суд.

    Выводы.

Что мы узнали на уроке?

Познакомились с историей создания романа (основан на реальных событиях). Узнали, что такое роман. Познакомились с композицией романа, проанализировали 1 главу.

    Рефлексия.

Я узнал…

Мне понравилось…

Я не понял…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

    Оценки за урок.

    Домашнее задание.

Характеристики героев и краткое содержание разберем особенной тщательно. Также представим небольшой обзор критических отзывов на произведение современников автора.

История создания

В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.

Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.

Изначально Пушкин озаглавил роман датой - «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.

Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс - время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.

Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.

Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.

Развитие действия

Как-то приезжает к Троекурову Дубровский, и помещики ссорятся из-за дерзости слуги гостя. Постепенно ссора превращается в настоящую войну. Троекуров решает отомстить, подкупает судью и, благодаря своей безнаказанности, отсуживает у Дубровского Кистеневку, его имение. Узнав вердикт, помещик сходит с ума прямо в зале суда. Его сын, гвардейский корнет Владимир, вынужден оставить службу и приехать из Петербурга к больному отцу. Вскорости старший Дубровский умирает.

Приезжают судебные чиновники, чтобы оформить передачу собственности, они напиваются и остаются ночевать в имении. Ночью Владимир поджигает дом вместе с ними. Дубровский вместе с верными крестьянами становится разбойником. Постепенно он наводит ужас на всех окрестных помещиков. Нетронутым остаются только владения Троекурова.

В семью Троекурова приезжает учитель, чтобы поступить на службу. Дубровский перехватывает его на полдороге и подкупает. Теперь он сам под видом Дефоржа отправляется в имение врага. Постепенно между ним и Машей Троекуровой, дочерью помещика, возникает любовь.

Развязка

Лучше всего рассматривать роман целиком. А анализ произведения «Дубровский» по главам будет провести довольно проблематично, так как они являются элементом одного целого и вне контекста теряют большую часть смысла.

Итак, Троекуров решает выдать дочь замуж за князя Верейского. Девушка против и не желает выходить за старика. Дубровский предпринимает неудачную попытку предотвратить их брак. Маша посылает ему условный знак, он приезжает спасти ее, но оказывается поздно.

Когда свадебный кортеж следует из церкви в имение князя, люди Дубровского окружают его. Владимир предлагает Маше свободу, она может бросить старого мужа и уйти с ним. Но девушка отказывается - она уже дала клятву и не может ее нарушить.

Вскоре губернским властям едва не удается поймать банду Дубровского. После этого он распускает своих людей, а сам отправляется за границу.

Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея

Это произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя. В нем Пушкин отразил очень многие проблемы своего времени. Например, самодурство помещиков, произвол чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция на все это непокорных и отважных людей.

Тема разбойничества ради благих целей не нова в мировой и русской литературе. Образ благородного и свободолюбивого разбойника не оставил равнодушными многих писателей романтического направления. Однако не только этим объявляется интерес Пушкина к данной теме. Долгие годы в России был распространен разбой. Грабителями становились бывшие солдаты, обнищавшие дворяне, убежавшие крепостные. Однако народ винил в грабежах не их, а власть, которая довела их до этого. И Пушкин решил в своем произведении показать, почему честным людям приходится выходить на большую дорогу.

Своеобразие конфликта

Продолжаем описывать анализ произведения Пушкина «Дубровский». 6 класс, а именно в нем изучают роман, уже знаком с таким понятием, как «конфликт», поэтому его обязательно нужно будет рассмотреть.

Итак, в романе всего 2 конфликта, которые разительно отличаются как по своей природе, так и по социальной значимости. Первый имеет яркую общественную окраску и связан с сословным неравенством. В нем сталкиваются Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. И в результате он приводит к бунту Владимира, который не может смириться с произволом. Это основной конфликт романа.

Однако существует и второй, связанный с темой любви и семейно-бытовых отношений. Проявляется он в носильной выдаче замуж Маши за старого князя. Пушкин поднимает тему женского бесправия, говорит о невозможности влюблённых быть счастливыми из-за прихоти родителей.

Оба этих конфликта объединяет фигура Кирилы Троекурова, который и стал причиной бед как Дубровских, так и родной дочери.

Образ Владимира Дубровского

Главный герой романа - Владимир Андреевич Дубровский. Анализ произведения позволяет дать ему весьма лестную характеристику. Он бедный дворянин, ему 23 года, у него величественный вид и зычный голос. Несмотря на свое положение, он не утратил чести и гордости. Он, как и его отец, всегда хорошо относился к крепостным и заслужил их любовь. Именно поэтому они вступили с ним в сговор, когда он задумал сжечь имение, а затем начал разбойничать.

Мать его умерла, когда ему был только год. Однако он знал, что родители его женились по любви. Такого будущего он хотел и для себя. Маша Троекурова стала для него той самой единственной любовью. Однако в дело вмешался ее отец. Владимир предпринял отчаянную попытку спасти любимую, но не смог. Благородство его проявилось и в том, что он покорно ушел, когда Маша отказалась убежать с ним. Можно сказать, что это герой воплощает в себе понятие дворянской чести.

Образ Троекурова

Чтобы обличить таких, как Троекуров, писался роман «Дубровский». Анализ произведения дает нам понять всю низость и беспринципность этого человека. Для него нет ничего святого. Он с одинаковой легкостью сживает со свету своих слуг и друзей. Даже смерть товарища и хорошего приятеля не остановила его алчности. Не пожалел он и свою дочь. Ради выгоды Троекуров обрек Машу на несчастливую жизнь в браке и лишил ее настоящей любви. При этом он уверен в своей правоте и даже не допускает мысли о том, что может быть наказан.

Роман в оценке критиков

Что же думали критики о романе «Дубровский»? Анализ произведения помог нам понять, что Пушкин написал довольно злободневную книгу. Однако Белинский, например, назвал ее мелодраматичною, а Дубровского героем, который не вызывает сочувствия. С другой стороны, критик высоко оценил достоверность, с какой Пушкин изобразил Троекурова и помещичий быт своего времени.

П. Анненков отмечал, что роман имеет романтический конец, несообразный с его содержанием, но описанные характеры отличаются особой психологичностью и достоверностью. также подчеркивал жизненность описанной ситуации и реалистичность персонажей.

«Дубровский»: анализ произведения кратко

Если необходимо сделать краткий анализ. То можно написать следующее. Главная тема произведение - разбойничество в России. Идея - показать, как люди становятся на этот путь, и кто тому виной. Пушкин старался обличить власть и показать социальную несправедливость, царящую вокруг. В произведении два конфликта - социальный и любовный. Первый связан с неограниченной властью имущих, а второй с полной родительской властью над своими детьми. Главным виновником выступает Троекуров, воплощающий классический тип русского барина.

Художественная деталь. В XVII главе происходят важные события, повлекшие за собой известную вам уже развязку. Марья Кириловна ищет выхода из положения, хочет дать знать обо всём Дубровскому, и тут судьба посылает её брата Сашу. Всё как будто складывается хорошо, но - вмешивается случай и путает все планы. Важную роль в этой главе играет одна деталь, один маленький предмет – кольцо. Деталь в художественном произведении – это выразительная подробность, в данном случае её значение оказывается решающим для развязки романа. Кольцо надел Маше на палец Дубровский в знак любви и преданности. Кольцо должно было послужить условным знаком просьбы о помощи. Но в тайну Маши и Дубровского оказываются вовлечены другие люди, а значит, тайное становится явным. Эти другие люди вовсе не хотят быть помехой счастью героев, наоборот, они преданы им всей душой. Эти люди – два мальчика: брат Маши и дворовый мальчик Дубровского. Почему же не сработал такой простой и надёжный, казалось бы, способ связи между Машей и Дубровским?

Слайд 89 из презентации «Анализ романа «Дубровский»» . Размер архива с презентацией 4108 КБ.

Литература 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Стихотворение Лермонтова «Парус»» - Парус. Автопортрет. Задания к тексту. Слово. Детство Лермонтова. Черкес. Вид Тифлиса. Поэт. Необычный порядок слов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Море волнует человека. Пушкин. Воспоминание о Кавказе.

«Шукшин «Срезал»» - Портрет. Проблемный вопрос. Как автор относится к своему герою. Ключевые слова. Глеб Капустин. В. М. Шукшин. Версии. Василий Макарович Шукшин. Задание. Почему автор назвал рассказ «Срезал».

«Жизненный путь Пушкина» - Великий русский поэт. Памятник Пушкину в Москве. Пушкин-лицеист. Семья. Няня. Александр Сергеевич Пушкин. Детство. Дети. Взрослая жизнь. Друзья. Смертельная дуэль.

«Произведения о Великой Отечественной войне» - Кроме холода есть ещё мудрость, Мудрецу 21-ый годок. Какие образы возникли в вашем сознании при прослушивании песни? Самым известным стихотворением поэта стало стихотворение «Сороковые, роковые». В годы войны становится одним из самых известных поэтов в нашей стране. С чего начинается память – с берёз? 1 группа (записать собственные ассоциации к слову «война»). Только долго в глазах снаряды Будут лаять на тишину.

«Биография Михаила Пришвина» - Произведения. Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах. Награды: Орден «Знак Почёта». Горьким и А. Толстым. М. Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912 - 1914. В. Розановым - будущим известным философом - был из гимназии отчислен «за дерзость учителю».

«Портретный очерк» - Составные части. Упражнение. Автор. Образец. Репин. Портретный очерк. Знакомство с фрагментом. Напряжение. Ярмарка. Тип речи. Документальный очерк. Задача очерка. Творческая работа. Очерк. Содержание текста. Упражнение. Портрет Федора Ивановича Шаляпина. Прочитайте отрывок. Уголки русской провинции. Микротема. Композиция очерка. Сущность. Герой. Значимый факт. Борис Михайлович Кустодиев. Приёмы сжатия текста.

Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа:
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т. е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.

"Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением

Особенности композиции: В XI главе объясняется, как Дубровский попал в дом Троекурова. То есть хронологическая, временная последовательность событий нарушена. Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Это сделано, чтобы заинтриговать, заинтересовать читателя, позволить ему понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснений автора. Части повествования А.С. Пушкин расположил в определённом порядке, который носит название композиция.

Слайд 80 из презентации «Анализ романа «Дубровский»» . Размер архива с презентацией 4108 КБ.

Литература 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Оперы на сюжеты Пушкина» - «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин и оперы. Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер. «Пиковая Дама». «Евгений Онегин». Ряд опер. А.С.Пушкин. Оперы. Произведения. Оперы на сюжеты Пушкина. «Борис Годунов». Опера «Русалка».

««Ночь перед Рождеством» тест» - Гипербола. Тропы. Реальные лица. Ночь перед Рождеством. Гости. Невыразимо приятная усмешка. Вечера на хуторе близ Диканьки. Оселедец. Архитектура. Найдите соответствия. Кузнец Вакула. Рудый Панько. Грех Вакулы.

«Возникновение древнерусской литературы» - Нестор. Сказание о Белгородском киселе. Д.С.Лихачев. Как создавалась культура Древней Руси. Основные термины. Столица древнерусского государства. Древняя русская литература наполняет нас гордостью. Возникновение письменности на Руси. Летописец- монах, составитель летописи. «Повесть временных лет». Что представлял собой Киев. Летописание началось на Руси в XI веке. Древнерусская литература. Сказание о Кожемяке.

«Анализ стихов» - «Рожь» Шишкина. Ночь. День. «Рожь» А.К. Саврасова. Советский энциклопедический словарь. Чувства. Слова и выражения. Необычное выражение. Тест. Пейзажная лирика. Прокомментировать картины. Настроение поэта. Какие звуки повторяются в первой строке. Строчки. Работа с текстом. Сформировать навыки анализа лирического произведения. Солнце. Настрой на восприятие стихотворения.

«Герои романа «Дубровский»» - Владимир и Маша. Сравнительные вопросы. Время действия романа. Письмо. Хитрые вопросы. Младшее офицерское звание. Словарная работа. Тайное венчание. История создания романа. Душ у князя Верейского. Развитие сюжета. Владимир Дубровский. Сравнительная характеристика. Первая обложка романа. Роман «Дубровский». Жанр романа. Конфликт и сюжет в романе. Александр Сергеевич Пушкин. Возможное продолжение романа.

«Анализ романа «Дубровский»» - Обращение автора. Идея романа. Работа с иллюстрациями. Пересказ от лица Маши. Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров. Прощание Владимира Дубровского с отцом. Случай на псарне. Приезд приказных чиновников. Подготовка к сочинению. Поведение Шабашкина. Возмущение крестьян. Маша. Как Дубровский стал Дефоржем. Художественная деталь. Состояние Дубровского после суда. Встреча. Рисунок Шмаринова.