Как писать шутки: приемы создания шуток, практические рекомендации юмористов. Кто и как зарабатывает на КВН? Интервью с Павлом Якименко, бывшим игроком команды КВН «БГУ

Когда-то давно КВН был Клубом Веселых и Находчивых. Играли в него преимущественно студенты и аспиранты. По сути это была самодеятельность – «капустники» с элементами соревнования «кто смешнее пошутит?» Шли годы, КВН из самодеятельности эволюционировал в шоу. Все чаще танцы ставили профессиональные хореографы, с командами работали профессиональные музыканты, со временем в КВНе появились и профессиональные авторы, которых привлекали к написанию сценариев. Сегодня роль многих команд в подготовке сценария свелась к умению найти спонсоров и выбить из них деньги, после чего нанять авторов, которые сделают «как надо». О наемных авторах и пойдет речь.

В принципе, простым телезрителям нет дела до того, кто пишет шутки – сами команды или наемные авторы. Телезрители включают КВН, чтобы посмеяться, и лучше смотреть профессиональный юмор, чем сырые шутки студенческой самодеятельности. С другой стороны, подобный подход приводит к деградации КВНа – появляется все меньше новых авторов и самобытных команд; те же команды, которым пишут одни и те же авторы, становятся все более похожими друг на друга.

Давайте обратимся к «истории вопроса»: авторы не нужны были ни той же Одессе (там авторов — целый город), ни НГУ (4 мощных студенческих клуба Академгородка с ежегодными капустниками и развитым соперничеством), ни Днепропетровску. Да и пользоваться «чужими мозгами» в тот романтический период было не принято — стыдно как-то… Авторы стали нужны следующему поколению команд, которое, во-первых, уже не могло на равных отстаивать свою точку зрения на КВН, во-вторых, в массе своей не обладало ни ресурсами «стариков», ни технологией подготовки к игре. А в-третьих, ситуацию с авторами «узаконил» сам АМиК: было время, когда АВМ, вырезая очередной молодой команде номер, на слова «а у нас больше ничего нет» спокойно указывал в зал. А там уже сидели в готовности несколько человек — преданных, проверенных и готовых помочь своему барину.

Поскольку таких людей было мало, да и их работа не афишировалась, в бюджете некоторых команд появлялась не просто строка «на оплату авторской группы» — предполагалось, что будет заплачено всем, лишь бы они не работали на соперника. В свою очередь, растущий спрос, естественно, спровоцировал предложение, и в авторы ринулись все, кто смог «зацепиться» в Москве. Самые дальновидные даже попытались в конце 90-х создать некий профсоюз: агентство сценаристов «Гильдия авторов» Ш. Муслимова и М. Щедринского. В итоге «Гильдия» переключилась на обслуживание эстрады и работу над сериалами, но сама мысль о том, что авторам нужно «сбиваться в стаи», нашла своих продолжателей.

Наверное, четче всего эту идею реализовал в обозримом прошлом Д. Табарчук, может быть, лучший на позиции «директор команды КВН». Авторская группа, работавшая на «Уездный город», имела отдельный бюджет, собиралась на базе отдыха и работала непрерывно в течение недели-двух задолго до предстоящей игры. Те, кто помнит УЕ, согласятся, что за пару лет ребята из команды КВН превратились в узнаваемых, практически эстрадных персонажей — и сериал с «пионером», «толстым» и «бывалым» увлеченно смотрела вся страна. Когда задача была выполнена, авторов распустили, а актеры поехали по стране (а потом и за ее пределы) «отбивать бабки».

В настоящее время авторы-одиночки в КВН – редкое явление, большинство авторов объединяются в авторские группы. Такая организация позволяет работать более эффективно: помимо более высокой производительности труда и увеличения человеко-часов, имеет значение наличие в группе одного или нескольких людей, которые лучше продают или даже «впаривают» материал командам.

В течение последних лет сложилось несколько основных авторских групп, которые имеют свои расценки и свои методы работы. Какие-то группы уже отошли от КВН, какие-то продолжают работу. Рассмотрим некоторые из них:

Мартиросян&Ко. Дорого, но качественно. Пожалуй, самая сильная группа, успевшая поработать с несколькими командами Высшей Лиги КВН, среди которых чемпионы 2003 и 2004 годов – «Утомленные Солнцем» и Сборная Пятигорска. Эта группа вышла за рамки КВН, и, по большому счету, именно на ее счету успех «Comedy Club» и последовавших за ним других проектов «Comedy Production». Сейчас группа отдалились от КВНа, и работает в более крупных масштабах, выступая все чаще в роли продюсеров, чем авторов. Производство, продажа и перепродажа юмора других авторов поставлены на поток. Юмор стал весьма доходным бизнесом, а Comedy Production – одной из самых высокодоходных компаний в отечественном шоу-бизнесе.

УПИшная. В работе с командой практикует педагогический подход: не оказывают давление авторитетом. Как правило, это дает возможность саморазвитию команды. Из-под крыла «Пельменей» вышло много самобытных ребят. Иногда стиль юмора «Уральских Пельменей», вложенный в уста других команд, не находил отклика у зала и жюри, но в плане становления и развития команды эта группа самая предпочтительная. Оплата — по дням работы с командой. От 250 до 400 евро в день. В последнее время у «Уральских Пельменей» появился свой телепроект «Шоу-ньюс», и они сами активно пользуются услугами авторов со стороны.

Один из способов сэкономить на авторской группе продемонстрировала администрация команды КВН «Утомленные солнцем »: они решили, что в качестве авторов замечательно подойдут любые молодые команды КВН. И было время, когда люди из УС буквально «прочесывали» разные лиги, вплоть до центральных, предлагая командам продать подходящую шутку или номер. С миру по нитке — и у Утомленных появлялся очередной сценарий. Когда же экономия дошла до того, что репризы стали просто «брать», эту лавочку пришлось прикрыть, а администрацию — поменять.

ЛУНовско-Белорусская. Точнее – белорусская. Почти полное отстранение команды от материала. Участники команды могут что-то писать, пытаться, приносить пачки материала, но от них отмахиваются как от комаров. Исключения – команды, которые поиграли достаточно и могут отстоять свой материал. Оплата очень высокая — от 500 долларов в день и выше. Как правило, сбоев у такого метода не бывает, за исключением случаев, когда авторы слишком загоняются (например, финал 2004 года, РУДН). В настоящее время эта группа тоже отошла на КВН и сконцентрировалась на работе над проектами телеканала СТС.

Гуликовская. На раннем этапе схема работы состояла в полном подчинении команды под себя и, как потом получалось, это приводило к сомнительному будущему команды. Если команда была самостоятельной, типа «Утомленных Солнцем», уже хотя бы как-то состоявшаяся, сотрудничество складывалось положительно. Пишется всё — от сюра до попсы. В первых играх, как правило, встаёт только попса, а ближе к финалу — сюр. Свои плоды это приносило.
Позже схема работы изменилась соразмерно возросшему положению и влиянию Гуликова. Для того, чтобы командам был гарантирован вход в Премьер-Лигу или Первую лигу, они обращаются к Гуликову с просьбой «поработать» перед Сочи, например. Тот набирает группу, потом набирает энное количество команд, с которыми «работает», и за сумму примерно от 500 долларов в день ездит от одной команды к другой, затрачивая на каждую по нескольку часов и предлагая командам одни и те же или очень похожие номера. Если команда не покупает номер, его предлагают следующей команде. Далее от команды требуется уже показать отрепетированный материал. И так в течение 5–7 дней.

Материал, который остался непристроенным, предлагается под видом «болтов» либо командам, приехавшим в столицу чуть позже, либо уже в Сочи — кому-нибудь ещё (и этот «кто-то ещё» обязательно найдётся, уж поверьте). В результате, все команды будут пристроены в те лиги, куда уже решил Гуликов.

Можно ли создать группу авторов не в Москве, вдали от места сбора «башляющих» команд? Оказывается, можно. Сибирская группа авторов , сложившаяся вокруг «Детей лейтенанта Шмидта» — традиционно сильна, плодовита, готова работать не только для КВНщиков и не слишком заморачивается, как и кто будет использовать их тексты. В итоге имеем парочку негромко прозвучавших скандалов с использованием одного материала сразу несколькими «сибирскими» командами. Но сибиряки стараются свои отношения выяснять сами, Москву с АМиКом традиционно не любят, поэтому информация из-за Урала обычно не становится достоянием широкой публики.

БГУшная. Точнее – Купридовская. Глядя на плодотворную «жатву» коллег на бескрайнем поле юмора, Купридо решил последовать их примеру. Делал он это более деликатно (в отличие от Гуликова), помогая начинающим. На первых играх сезона он обычно присматривался к подающим надежды командам. Если команда не вылетала в первых играх, то, приезжая на следующую игру, оставалась без материала: главный редактор резал команде выступление на корню, аргументируя т, что «это вам не Слобожанка и не Поволжье. Здесь уровень минимум Первой лиги!». Для спасения выступления редактор давал номер телефона «хорошего автора» из лучшей команды Международного союза КВН — команды БГУ. Иногда (не афишируя и под строжайшим секретом) и сам подключался к работе с командой.

В последние годы команды, дошедшие до трети, а то и в четверти Евролиги сами просили заветные номера у редактуры, чтобы усилиться и «порвать всех». Стиль работы БГУшек похож на стиль УПИшек. А расценки значительно ниже.

Разумеется, помимо перечисленных авторских групп есть и другие, но их не так уж и много. Плюс ко всему, авторы из разных авторских групп частенько привлекаются в другую группу, если есть в этом необходимость. Отношения между группами в основном дружеские, но некоторый элемент конкуренции, безусловно, сохраняется. Такое подобие профсоюза помогает при необходимости усиливать авторские группы, выстраивать отношения с заказчиками, удерживая цены на определенном уровне и предупреждая друг друга о недобросовестных партнерах или коллегах по цеху.

Рассмотрим подробнее отрицательные стороны работы команд с наемными авторами.

1. Убивается сам дух КВН. Игры КВН, превращаются в соревнование бюджетов: кто сможет купить большее число качественных авторов. Сейчас уже не считается зазорным в оправдание проигрыша ссылаться на недостаточный бюджет для оплаты услуг сторонних авторов.

2. Шансов у самопишущей команды на победу меньше, т.к. наемные авторы имеют больше опыта или даже лоббируют материал на уровне редактуры (а зачастую входят в нее). Если с более опытным соперником еще можно бороться за счет самобытности, то бороться с лоббирование редактуры очень тяжело или вовсе невозможно. К тому же, в современном КВНе немало примеров, когда «авторы» команды могут сидеть в жюри.

3. Новых авторов появляется все меньше и меньше, так как им не дают возможности для роста, да и сами команды предпочитают пользоваться материалом наемных «опытных» авторов. Возникает замкнутый круг: услуги проверенных авторов приводят к невозможности роста для новых, а отсутствие новых авторов порождает повышенный спрос на старых. Для того чтобы новых авторов заметили и «окрестили», необходима протекция одной из старых проверенных групп. А шансов, что команда, подсаженная на иглу наемных авторов, с нее когда-нибудь соскочит и начнет писать сама, практически нет. Особенно плохо, когда команда прибегает к услугам сторонних авторов на начальном этапе своей карьеры.

4. Если команда решает, что ей без авторов со стороны не обойтись — это один путь. В конце концов, большинство наркоманов тоже никто не заставлял. А вот если команде авторов навязывают, то возникает психологически интересная ситуация, похожая на «синдром заложника». Работать с автором и не дружить с ним (не любить его) невозможно — поэтому одной своей половиной (больше административной) команда «чужаков» очень не любит. Хотя бы потому, что они забирают деньги, по сути, у остальных членов команды. Но другая часть (по больше мере актерская) чужим авторам со временем становится предана до самозабвения. Понятно, что такое «раздвоение личности команды» не приносит в результате ничего хорошего, хотя и сказываться начинает не так скоро.

5. Команды, которым пишут одни и те же люди, становятся более похожими друг на друга, отличаясь только формой одежды. Парад клонов с однообразными номерами. В некоторых играх одни и те же авторы писали для команд-соперников.

6. Практически все авторские группы и авторы пишут не только для КВН, но и для других телевизионных проектов: скетчкомов, юмористических передач, сериалов. Вполне возможно, что шутки, предлагаемые команде – это отходы, забракованные продюсерами, от другой деятельности. Например, того же Comedy Club. В любом случае, творческих сил на КВН остается меньше, к тому же иногда случаются проколы в виде пересечений по шуткам между КВН и другими передачами.

7. И, наконец, материальная сторона вопроса, самая очевидная: деньги, потраченные на наемных авторов, можно было бы потратить на другие цели.

Помимо отрицательных, есть и положительные стороны . Их меньше, но они есть.

1. Как уже было сказано, использование труда наемных авторов позволяет сделать телевизионное шоу более стабильным.

3. Когда у команды наступает цейтнот, помочь материалом могут только наёмные авторы, причем, работающие непосредственно с командой. Измученная репетициями, выжатая после бесконечных редактур и «просчитывания» настроения семьи Масляковых, при отсутствии хорошего архива, команда может уповать либо на чудо, либо на спасение со стороны наёмников.

Итак, прежде чем команда решит обращаться к наемным авторам следует еще сто раз взвесить все «за» и «против», а при выборе авторов лучше искать не «роботов», а «учителей». Тенденции современного КВНа таковы, что дойти до вершины без помощи авторов со стороны могут только суперталантливые и пробивные команды, да и то при очень удачном стечении обстоятельств.

Теперь перейдем к главному вопросу: а нужно что-либо менять?

Ответ на этот вопрос очень сильно зависит от того, с чьей позиции на него отвечать.
Существующее положение выгодно:
- наемным авторам , которые имеют постоянный и стабильный источник дохода;
- редактуре , которая часто участвует в доходах авторов или сама пристраивает командам номера. К тому же редактуре меньше приходится работать с кучей сырого материала;
- руководству телевизионных лиг и телеканалов , получающим более-менее приличную картинку независимо от уровня самостоятельности играющих команд;
- командам , компенсирующим недостаток авторских способностей способностями найти богатых спонсоров.

Если же перейти к идеализированному КВН, в котором нужно быть веселыми и находчивыми, уметь самим шутить, и побеждать в котором должна самая смешная команда, то привлечение наемных авторов – зло. Чтобы уменьшить влияние наемных авторов необходимо:

1. В обязательном порядке проводить разминку. В идеале, увеличить число импровизационных конкурсов.

3. Изжить практику «работы» редакторов лиг с играющими в них командами за отдельную плату.

В КВН играет большое число команд. Ежегодно множество команд делает в КВН первые шаги или двигаются по ступеням наверх КВНовской пирамиды. Дорогу нужно давать самым талантливым и ярким, а не самым богатым. Тогда КВН вновь вернет свои позиции яркой и самобытной игры, программы кардинально отличающейся от бесконечного потока однообразных шоу, станет кузницей кадров в лучшем смысле этого слова.

Конечно, полностью обо всем в статье рассказать не удалось, да и вряд ли это возможно сделать в одной, даже очень большой статье. Многие фамилии и названия команд специально оставлены «между строк». Но формат сайта, для которого эта статья написана, предполагает общение – дополняйте, высказывайте свои мнения, оценки, надеемся на интересный и содержательный разговор.

Глаз_Разума при участии Майорки специально для

P. S. Мы, группа авторов под ником Майорка, благодарим всех КВНщиков, кто помогал и помогает нам с информацией. Мы говорим спасибо тем людям из лиг и команд, с которыми мы советуемся при подготовке очередного материала, и хотим еще раз подчеркнуть, что сохранение их анонимности является для нас важной задачей. Поэтому Майорка не будет реагировать на реплики желающих блеснуть в Интернете своей дедукцией, считая это провокацией. Мы делаем этот проект с искренним желанием что-то улучшить в нашей с вами любимой игре, а для этого, как нам кажется, стоит, например, сделать шаг в сторону, остановиться и задуматься над происходящим. По собственному опыту скажем, что для нас самих было интересным, как меняются привычные вроде бы вещи, когда анализируешь их с точки зрения «взгляда на процесс». И мы рады, что уже появились желающие взглянуть на процесс и проанализировать его вместе с нами, подтверждением чему — эта статья.

Помогают поднять настроение, расположить к себе собеседника, а иногда приносят комикам популярность и признание публики. Чтобы повторить успех лучших исполнителей в сфере юмора, стоит узнать, как писать шутки, способные рассмешить любую аудиторию.

Поиск материала

Нет однозначного ответа на вопрос о том, как правильно писать шутки и какие темы использовать при их создании. Каждый человек имеет свой личный опыт в разных сферах жизни, и практически каждое ее событие может стать хорошей основой для смешной истории. Найдите то, что веселит вас, вспомнив интересные случаи, произошедшие с вами или вашими знакомыми. Именно то, что кажется вам смешным, и станет материалом для будущей шутки, но не стоит опираться только на свои ощущения. Ваш круг общения станет первой аудиторией, которая сможет оценить качество ваших шуток.

Чаще говорите с друзьями, коллегами или домочадцами о том, что они считают забавным. При просмотре юмористической передачи подмечайте реакцию ваших близких на выступления разных исполнителей. Узнав, что будет интересно вашей публике, вы подготовите действительно увлекательное, а главное - смешное представление. Перед тем как писать шутки, ознакомьтесь с наиболее актуальными темами, и вы обязательно найдете то, что заинтересует вас и вашу будущую аудиторию.

Проверка материала

То, о чем можно говорить в кругу семьи, не всегда будет уместно для более широкой аудитории. Существует множество спорных тем, обсуждение которых вызовет неоднозначную реакцию. Популярные комики разных стран часто поднимают в своих выступлениях остросоциальные темы и иногда оказываются неправильно понятыми. Если брать в пример российских комиков, можно отметить достаточно дерзкие шутки резидентов программы "Камеди Клаб".

Те, кто пишут шутки для "Камеди", - это авторы с большим багажом знаний и опыта в своем деле. В начале творческого пути стоит уделить этому моменту должное внимание и избегать спорных тем. Например, рассуждения о религии или расовой принадлежности могут не только оказаться несмешными, но и оскорбить множество людей. Также стоит отметить истории, которые вы создаете, опираясь на забавные случаи с вашими знакомыми. Убедитесь, что ваш рассказ не обидит человека, информацию о котором вы использовали для написания материала. Чтобы понять, как писать шутки, в которых будут обсуждаться вопросы личного характера, нужно чаще знакомиться с выступлениями более опытных авторов.

Обучение на примере

Телевидение и интернет дают возможность ознакомиться с творчеством знаменитых людей, а юмористические программы предоставляют выступления самых популярных комиков. Множество комедийных передач на любой вкус можно увидеть практически на каждом канале. Найдите для себя несколько исполнителей, которые кажутся вам наиболее смешными и интересными.

Следите за их работами, ищите информацию, изучайте тот формат, в котором они преподносят свои шутки. Не нужно копировать все приемы того или иного комика, достаточно вдохновиться их идеями, и вы точно станете на шаг ближе к миру профессионального юмора.

Выбор формата

Теперь, когда вы подготовили материал, можно приступать к основной работе, а именно приданию вашему тексту структуры. Для начала нужно определиться, в каком жанре будет написана ваша шутка. Все зависит от того, что вам ближе и какую мысль вы хотите донести. Если текст шутки включает в себя рассказ о себе или ваши замечания по поводу той или иной проблемы, стоит отдать предпочтение жанру, подразумевающему одиночное выступление и работу с аудиторией. Это может быть монолог или же популярный в наше время Stand up.

Если же текст написан для выступления нескольких лиц и связан сюжетом, можно остановить свой выбор на миниатюре. Говоря о том, как писать шутки, невозможно обойти такую тему, как приемы, которые используются при их создании.

Использование приемов по созданию шуток

На первый взгляд кажется, что написать хороший материал могут только профессиональные юмористы. Но правда в том, что даже те, кто пишет шутки для "Камеди Клаб" или других передач, которые являются популярными уже несколько лет, тоже когда-то были начинающими авторами. Со временем и вы начнете с первого взгляда определять, что будет смешным, а что нет. А в начале творческого пути вам помогут приемы создания шуток. Вот некоторые из них.

  • При написании коротких шуток помните, что вам необходимо ограничиться несколькими словами. Подумайте о том, как вместить смысл шутки в одно небольшое предложение и не нагружать ее лишними деталями. Такой прием сделает ваш текст более запоминающимся.
  • Создавая забавную историю, уделите некоторое время предисловию. Заинтересуйте свою публику и подготовьте к тому, что скоро последует захватывающий и смешной сюжет. Теперь, когда публика ожидает развития событий, можете приступать к рассказу.
  • Независимо от того, насколько долгим будет ваше повествование, сконцентрируйтесь на главной идее. Тщательно проработайте основной отрывок текста, где и будет та самая шутка, смысл которой вы несли на протяжении всей истории.
  • Используйте элемент неожиданности. Заставьте читателя поверить, что он точно знает, чем завершится ваше повествование, и удивите совершенно иным исходом.

Правильная подача

Если вы хотите узнать не только, как научиться писать шутки, но и то, как их преподнести, тщательно подготовьтесь к своему первому выступлению. Именно в тот момент, когда шутка будет рассказана вашей первой публике, вы сможете оценить ее качество в полной мере. Реакция людей на выступление подскажет, что получилось наиболее удачно и над чем нужно поработать. Прочитайте текст вслух, вдохните в него жизнь с помощью эмоций и жестов. Расставьте паузы и сделайте акценты в тех местах, которые кажутся вам важными.

Перед тем как начать рассказ, постарайтесь захватить внимание слушателей. Для этой цели хорошо подойдет пауза, сделанная после предисловия. Дайте публике время понять, о чем будет идти речь, и настроиться на нужный лад.

Хорошее чувство юмора поможет вам оставаться позитивным в любой ситуации. Шутите чаще, не бойтесь быть смешным, ведь это и есть та цель, к которой вы стремитесь.

Оказывается, шутки для Ивана Урганта пишет целая «армия» КВН-щиков, сценарий для одной игры в высшей лиге стоит от 10 тысяч долларов, а юмор не стал хуже

Оказывается, шутки для Ивана Урганта пишет целая «армия» КВН-щиков, сценарий для одной игры в высшей лиге стоит от 10 тысяч долларов, а юмор не стал хуже. О правилах игры на сцене и за ее кулисами мы поговорили с Павлом Якименко, бывшим игроком команды КВН «БГУ».

- Павел, расскажи, пожалуйста, о своей команде и ее результатах.

Нас могут помнить по названию команды КВН «БГУ». В 2013 году мы выступали в Высшей лиге КВН (Первый канал). Да-да, у того самого Александра Васильевича. До этого были финалистами Первой лиги (телеканалы СТВ и РТР-Беларусь), также часть команды выиграла Премьер-лигу в составе команды КВН «Минское море».

- Из шуток на дружеских посиделках в высшую лигу сразу не попасть. Наверняка в карьере команды есть обязательные этапы, через которые проходит каждый коллектив…

Команды КВН начинают свой путь с неофициальных лиг. Когда они что-то выигрывают на уровне города, района, вуза, их начинают финансировать. Команда, которая выигрывает начальную лигу, выходит на официальный уровень.

С этих пор начинаются многочисленные соревнования на уровне региональных, межрегиональных, центральных лиг. Самые успешные команды попадают в телевизионную Первую лигу. Дальше - только 2 этапа: премьер-лига, которую ведет Масляков-младший, и высшая лига, с Масляковым-старшим в роли ведущего. Хорошо, если путь с первой игры до соревнований на высоком уровне («до телевизора») занимает 5 лет. Это считается большой удачей.

Мы прошли этот путь за 4 года, но перед этим столько же играли в неофициальных лигах. Так что на тот момент де-юре в игре мы были 4 года, а де-факто - 8 лет.

То, что мы были из Беларуси, было и плюсом и минусом одновременно. Плюсом - потому что при прочих равных редакторам в Сочи было интересно выбрать команды из различных регионов. Минусом - потому что мы были несколько ограничены цензурой в выборе тем для шуток.

- Что лучше стимулирует шутить - теоретические перспективы в будущем или конкретные деньги в настоящем? Как можно заработать на КВН?

КВН развивает лидерские качества, речь, умение общаться с публикой, помогает побороть страх публичных выступлений… Это может помочь в любом бизнесе. Безусловно, многие люди открывают проекты, не связанные с творчеством. В таком случае трудно понять, есть ли заслуга КВН в формировании нужных компетенций, или ее нет. Но в любом случае игра помогает и социализирует.

Если говорить просто, то по сути, после игры в КВН есть 2 пути: работать в нем или уйти на другие юмористические проекты. В первом случае ты, даже не заканчивая играть, можешь помогать другим. Опытные команды помогают молодым командам: пишут для них шутки, редактируют контент, ставят актерскую игру, подсказывают и направляют. Разумеется, за деньги.

Но помощь опытных команд не всем по карману, такая поддержка стоит больших денег, и как правило, ее получают команды на этапе игр «в телевизоре», когда спонсор может оплатить такие расходы. Правда, у нашей команды никогда авторской помощи извне не было. А так бюджет хорошей команды Высшей лиги на одну игру - около 30-50 тысяч долларов.

Можно быть не только авторами для других команд, но и их редакторами. Я и мой коллега по команде КВН после окончания своей активной игры стали редактировать официальную региональную лигу в Тверской области - первую ступень в «официальном КВН».

По-настоящему талантливые команды с востребованными игроками могут зарабатывать на гастрольных выступлениях. Их организовывает «АМиК» («Александр Масляков и Компания» — прим. ред.), либо сама команда. Организовать концертный тур самостоятельно сложнее.

Многие из тех, кто доходит до высшей лиги, «до телевизора» так или иначе продолжают работу в этой сфере. Большую часть развлекательного контента 1 канала и ТНТ (юмористические шоу, сериалы) делают КВН-щики. Например, шутки для Ивана Урганта пишет целая толпа заслуженных КВН-щиков.

Некоторые находят работу в Киеве. Там есть «Студия Квартал-95» - серьезный игрок в сфере «юморопроизводства» и кино-проектов. Разные юмористические проекты переманивают КВН-щиков еще тогда, когда те играют на сцене. Раньше на это был запрет: когда ты появлялся на экране КВН, ты подписывал договор, что в течение 5 лет не будешь участвовать в других ТВ-передачах. За нарушение запрета всю команду могли просто дисквалифицировать. Сейчас же «АМиК» пересмотрел свою политику, ведь есть компании, которые готовы платить деньги за те же шутки. На одном энтузиазме, с запретом на участие в других проектах, КВН не сможет удержать сильных игроков.

Кстати, еще проведение мероприятий - достаточно популярный вид заработка среди хороших игроков. Сейчас наверное каждый второй квнщик - ведущий.

- Если я правильно понял, на самом КВН игроки в этот самый КВН не зарабатывают?..

Да, никакого немедленного финансового интереса для них нет. Игра рассматривается ими скорее как долгосрочные инвестиции: когда ты наконец засветился на ТВ, ты можешь раскрутиться как ведущий, претендовать на роли в сериалах, фильмах, авторы смогут работать в различных продакшнах и на телеканалах.

Лично у меня такая модель вызывает много вопросов и недоразумений. К руководству «АМиК» неоднократно поступали предложения взять в штат так называемых авторов, которые будут улучшать и дорабатывать выступления всех команд, чтобы рос общий уровень шуток. Предлагали платить деньги командам-победителям… Пока все остается по-старому. Наверное во многом потому, что с каждым годом в КВН играют все больше команд. Ну и конечно, сейчас все в КВН держится на харизме Александра Васильевича. Но… что потом?..

- Павел, распиши подробнее бюджет участия в игре высшей лиги для одной команды. Куда уходят деньги?

Когда мы играли в высшей лиге, на игру уходило около 20 тыс долларов. В нашей команде «БГУ» на тот момент было около 18 человек: 9 - играли на сцене, 9 - писали сценарии шуток. В эту сумму входил переезд всей команды и сопровождающих от БГУ людей, их проживание, минимальные суточные, реквизит, налоги. Кажется - мелочь, но все плакаты, баннеры, сценический реквизит - команда собирает сама, и на это нужны деньги. Первый канал уделяет огромное внимание в КВН телекартинке: начиная от сценической формы и внешнего вида участников команды, заканчивая каждым стулом на сцене.

Если команда не пишет шутки сама, а пользуется помощью хороших авторских групп, это еще + 15-25 тыс долларов за игру в высшей лиге. Советы дорогие, но они того стоят: есть смешные вещи, а есть те, которые нужны писать специально для телевизора, тут важно наличие опыта.

- Реально ли получить такую сумму от компании-спонсора? Если да, то кто в Беларуси заинтересован во взаимовыгодном сотрудничестве с «веселыми и находчивыми»?

Пожалуй, только университеты. Мы пытались найти для себя спонсоров в лице коммерческих структур и поняли, что это нереально. Наши белорусские компании не готовы к выделению сумм, которых требует бюджет игры.

Хотя это было бы выгодно для них, ведь простая реклама стоит еще дороже, а они получали бы целый комплекс услуг: реклама из уст ведущего, символика компании на майках группы поддержки, бегущую строку в вечерний воскресный прайм-тайм на Первом канале, флаг в зале - все это неоднократно попадает в кадр во время игры. Увы, донести это до спонсора сложно.

Мы пытались привлечь финансирование, предлагая бесплатные выступления на корпоративах - тоже не получалось. Одно такое выступление команды из высшей лиги стоит около 3 тыс долларов. По мнению многих компаний, оно должно стоить символические 300 долларов.

А вот ВУЗу быть спонсором успешной команды - и выгодно, и престижно. Название ВУЗа-спонсора у всех на слуху, а это конвертирует зрителей КВН в абитуриентов. В России команды, которые можно проспонсировать для участия в высшей лиге, буквально нарасхват - ВУЗы наперебой шлют предложения.

- Ты упомянул о том, что шутить про все подряд команда не может. Через какую цензуру проходят шутки?

Несмотря на то, что мы играли в России, все наши шутки проходили редактуру в Беларуси, и цензура была достаточно жесткой.

Сценарии вычитывали специалисты Минкультуры, Минобразования. Перед поездкой в Москву у нас был обязательный показ ректору БГУ. При этом цензура появилась сразу после того, как мы пробились на Первый канал в Москву - в Беларуси мы не сталкивались с этим.

- Можно часто услышать «КВН уже не тот». Так ли это? Теряют ли шутки «градус крепости», или дело в чем-то другом?

Я не считают, что юмор стал хуже. За последние 15 лет шутки КВН из примитивных приколов превратились в интересные сюжеты. Если разобрать старые известные миниатюры по тексту, то мы увидим, что хороших шуток там мало. Все дело чаще всего - в хорошей актерской игре. Сегодня качество реприз стало лучше.

Важно и то, что удивить зрителя становится все сложнее. Нам было сложнее придумывать шутки, чем команде за 10 лет до нас. Но в то же время, новой команде еще через 10 лет придется сложнее, чем нам.

Еще один фактор, по которому судят о качестве юмора - актерская игра. Да, актеры раньше были сильнее, но этому есть логичное объяснение. Раньше передача КВН длилась 3 часа, а сейчас - 1,5. Дело не в том, что качество шуток стало хуже, дело - в экономии времени. У Первого канала есть другие проекты, ради интересов которых ужимается эфир игры.

Еще не так давно у каждой из команд в сезон проходило по 1-2 игры, в которых было по 5 конкурсов: команды могли раскрыться на сцене! Шутки полюбившихся актеров принимались лучше, поскольку у них, актеров, было больше времени, чтобы получить кредит доверия зала. Сейчас в короткий интервал времени команды стараются вместить все самое лучшее, сделать шоу. Для этого нужны песни, танцы, реквизит. По сути, актерам остается 3 минуты на то, чтобы показать себя. Но за 3 минуты влюбить зал в актера очень сложно!

Если раньше играли пять конкурсов, то теперь - три, один из которых - биатлон-разминка, где человек кратко ответил и ушел. Остается два, еще один из которых может быть музыкальным. Так что сегодня в КВН мы видим результаты веяния времени. Он просто стал другим.

Фото: Константин Горецкий, личный архив Павла Якименко

Телезритель уцелел, потому что смеялся.

Когда-нибудь так скажут о нашем времени, потому что воспринимать со всей серьезностью то, что происходит на отечественном телевидении, невозможно. Кто пишет шутки на ТВ и помогает нам уцелеть, в этом разбирались обозреватели "РГ", побывав "за кадром" любимых юмористических передач.

"Прожекторперисхилтон"

К чести продвинутой четверки - Александра Цекало, Ивана Урганта, Сергея Светлакова и Гарика Мартиросяна - шутки им никто не пишет. В передаче существует рабочая группа, которая в течение недели исправно шерстит подборки газет и журналов и отбирает самые острые новости, статьи и даже заголовки. Непосредственно перед съемкой рабочая группа отсматривает отобранный материал вместе с ведущими. Потом ведущие садятся в кадр и старательно так шутят часа два, а то и больше. Как получится. Разумеется, у них есть свои штампы и наработки.

В студии находятся гости - человек от 50 до 100. И за кадром не звучит накладной смех - это они смеются (кстати, попасть на съемки можно благодаря сайту Первого канала). Но это невидимые зрителям люди. А вот один - главный гость вечера - попадает в кадр. И тут ему уже придется подумать, как себя вести, главное - не пытаться соревноваться в юморе с ведущими. Это заведомо проигрышный путь.

Когда шутки нашучены, режиссер программы вместе с ее продюсером Марией Даниэлян и рабочей группой отсматривают и монтируют материал, оставляя самые сильные куски. Сами ведущие в этом процессе участия, как правило, почти не принимают.

Как происходит отбор тех шуток, которые из студийной импровизации в итоге остаются в программе "Прожекторперисхилтон", - :

Огромное количество людей работают над этим, - ответил Иван. - Дело в том, что когда мы работаем над программой, то отпускаем мозг. Как в 1861 году отпустили всех крестьян на волю, так же и мы поступаем с нашим мозгом. И не всегда то, что вследствие этого происходит, можно оставлять в эфире.

"6 кадров" и "Даёшь молодёжь!"

Шутки для проектов телеканала СТС "6 кадров" и "Даёшь молодёжь!" пишет творческая группа авторов. Причем влиться в нее возможно любому желающему. Так, на сайте юмористического сериала "Даёшь молодёжь!" можно легко отправить руководителям проекта свою шутку, небольшой сценарий скетча и, если повезет, увидеть, как затем в одной из серий эту историю разыграют актеры.

Но есть в творческой группе юмористов-сценаристов СТС и старожилы. Виталий Шляппо, продюсер развлекательных программ СТС, пришел в команду еще в 2005 году. До этого выходец из Белоруссии (Виталий окончил Витебский государственный университет) успел поработать сценаристом на передаче "Тушите свет" (Пилот-ТВ), сценаристом на РЕН ТВ.

Алексей Троцюк тоже ветеран шуточного движения. На СТС он занимается генерированием веселых историй уже пять лет, в настоящее время Алексей - продюсер развлекательных сериалов.

Алексей Троцюк: Наш творческий коллектив сценаристов СТС практически весь родом из КВН. Писать шутки для меня - это работа. Думаю, сам процесс ничем не отличается от того, как журналисты пишут свои статьи. Мы садимся за компьютер и пишем шутки. Мы наблюдаем за жизнью и шутим про то, что нас окружает. Пытаемся посмотреть на привычные вещи новым взглядом.

Российская газета: Бывает так, что артисты вам подсказывают какие-то шутки, сюжетные ходы?

Троцюк: Телевидение - это вообще коллективное, многоуровневое производство. Пишется сценарий, потом ищут место, где скетч будет разыгран, режиссер начинает настраивать актеров. Если команда хорошая, как у нас на СТС, то на каждом этапе каждый участник добавляет в общую копилку что-то хорошее. Как из чертежа рождается готовая деталь, так из шутки на бумаге рождается шутка на ТВ.

"Большая разница"

На вопросы по поводу шоу пародий ответил креативный продюсер и руководитель программы "Большая разница" Руслан Сорокин.

Российская газета: Как рождаются шутки и темы пародий для "Большой разницы"? Я видела на съемках, как какую-то шутку вы придумали по ходу действия. Что-то от себя привносили актеры...

Руслан Сорокин: Вообще-то школа КВН за плечами. Она сформировала определенный способ мышления - быстро и нестандартно реагировать на разные ситуации. Да и природное чувство юмора не дает покоя. А придумывать что-то на площадке - это вообще дело чести. Тридцать процентов смешного всегда рождается во время постановки.

РГ: Почему именно эта актерская группа. Вы ее набирали? Как определяется, кто кого будет изображать? Какой критерий - внешнее сходство?

Сорокин: "Кастинговали" людей вместе с Сашей Цекало. Не только в России. Искали и в Украине, и в Молдавии, даже в Ирландии. Критерий один - умение наблюдать и перевоплощаться. Сергей Бурунов может делать пародию без слов. Просто как-то сведет глаза, и это - Гордон, наморщит лоб - и Познер, прищурится - и Бондарчук. Некоторые артисты на нас выходят сами. Так было с Димой Малашенко. Он меня нашел в "Одноклассниках". Я посмотрел фото и чуть не упал - это же Галкин! Оказалось, что Дима, кроме внешнего сходства, еще и потрясающий артист. Вот и сработались.

РГ: Какие из пародий вы считаете наиболее удачными, любимыми?

Сорокин: Классика проекта: "Ликвидация", "Детали", "Что? Где? Когда?", КВН, "Камеди Клаб", "Умники и умницы"... Да, много скетчей, которыми можно гордиться. Много фраз из пародий стали уже афоризмами и анекдотами. Например, "У нее есть родственники? У нее трехкомнатная квартира в Москве, у нее конкурс в родственники выше, чем в МГИМО".

РГ: Вы не боитесь, что перепародируете все возможные передачи на ТВ и останетесь без исходного материала в будущем?

Сорокин: Повторюсь. Мы ищем. Ищем новые формы, новые жанры и темы. Есть кино. Сериалы. Музыка. К тому же "Большая разница" стимулирует каналы на создание новых программ.

РГ: Не собираетесь ли в будущем сделать шоу телепародий и гастролировать с ним по стране (как "Ледниковый период")?

Сорокин: Это в планах. Уже разрабатываем постановочное шоу "Большая разница".

РГ: Кто пишет шутки ведущим Урганту и Цекало? Или они их придумывают сами?

телеабзац

Comedy Club

Телеканал ТНТ сотрудничает с компанией Comedy Club Production, которая производит для них шесть программ: Comedy Woman, скетчком "Наша Russia", Comedy Club, "Убойная лига", "Смех без правил" и "Убойной ночи".

Поскольку объемы производства довольно большие, существует штатная креативная группа - так называемый авторский отдел. В него входят более 50 авторов, не считая региональных. Но, как это обычно бывает, во время репетиций актеры сами что-то додумывают.

Если говорить о шоу Comedy Woman, то все номера пишет специально созданная авторская группа под руководством Вячеслава Дусмухаметова. Сценарии для скетчкома ТНТ "Наша Russia" в основном пишут Гарик Мартиросян, Семен Слепаков и Алексей Ляпоров. Однако народные любимцы Михаил Галустян и Сергей Светлаков - полноправные участники творческого процесса.

Практически все номера Comedy Club резиденты придумывают сами. В этом и заключается особенность жанра stand-up comedy: артист может придумывать шутки мгновенно, импровизируя на сцене. Часто репетиции резидентов проходят вместе с штатными креативщиками. Так появляются новые, более смешные варианты шуток. Практически все авторы шуток дружат еще со времен КВН.

Многих интересует вопрос: а кто придумал творческие псевдонимы резидентов, например, Паша - Воля, а Гарик - Бульдог. Воля - не поверите - настоящая фамилия Павла. Его полный творческий псевдоним - Павел Снежок Воля. Свои сценические имена ребята придумали сами. Произошло это, когда они готовились к одной из самых первых вечеринок в одном из московских клубов.

В мире на сегодня существует около 1400 резидентов из разных городов России и стран СНГ. В основной резидентский состав Comedy Club входят 17 человек, а в Comedy Woman, помимо ведущего Дмитрия Хрусталева, заняты 10 девушек.

Помогают поднять настроение, расположить к себе собеседника, а иногда приносят комикам популярность и признание публики. Чтобы повторить успех лучших исполнителей в сфере юмора, стоит узнать, как писать шутки, способные рассмешить любую аудиторию.

Поиск материала

Нет однозначного ответа на вопрос о том, как правильно писать шутки и какие темы использовать при их создании. Каждый человек имеет свой личный опыт в разных сферах жизни, и практически каждое ее событие может стать хорошей основой для смешной истории. Найдите то, что веселит вас, вспомнив интересные случаи, произошедшие с вами или вашими знакомыми. Именно то, что кажется вам смешным, и станет материалом для будущей шутки, но не стоит опираться только на свои ощущения. Ваш круг общения станет первой аудиторией, которая сможет оценить качество ваших шуток.

Чаще говорите с друзьями, коллегами или домочадцами о том, что они считают забавным. При просмотре юмористической передачи подмечайте реакцию ваших близких на выступления разных исполнителей. Узнав, что будет интересно вашей публике, вы подготовите действительно увлекательное, а главное - смешное представление. Перед тем как писать шутки, ознакомьтесь с наиболее актуальными темами, и вы обязательно найдете то, что заинтересует вас и вашу будущую аудиторию.

Проверка материала

То, о чем можно говорить в кругу семьи, не всегда будет уместно для более широкой аудитории. Существует множество спорных тем, обсуждение которых вызовет неоднозначную реакцию. Популярные комики разных стран часто поднимают в своих выступлениях остросоциальные темы и иногда оказываются неправильно понятыми. Если брать в пример можно отметить достаточно дерзкие шутки резидентов программы "Камеди Клаб".

Те, кто пишут шутки для "Камеди", - это авторы с большим багажом знаний и опыта в своем деле. В начале творческого пути стоит уделить этому моменту должное внимание и избегать спорных тем. Например, рассуждения о религии или расовой принадлежности могут не только оказаться несмешными, но и оскорбить множество людей. Также стоит отметить истории, которые вы создаете, опираясь на забавные случаи с вашими знакомыми. Убедитесь, что ваш рассказ не обидит человека, информацию о котором вы использовали для написания материала. Чтобы понять, как писать шутки, в которых будут обсуждаться вопросы личного характера, нужно чаще знакомиться с выступлениями более опытных авторов.

Обучение на примере

Телевидение и интернет дают возможность ознакомиться с творчеством знаменитых людей, а юмористические программы предоставляют выступления самых популярных комиков. Множество комедийных передач на любой вкус можно увидеть практически на каждом канале. Найдите для себя несколько исполнителей, которые кажутся вам наиболее смешными и интересными.

Следите за их работами, ищите информацию, изучайте тот формат, в котором они преподносят свои шутки. Не нужно копировать все приемы того или иного комика, достаточно вдохновиться их идеями, и вы точно станете на шаг ближе к миру профессионального юмора.

Выбор формата

Теперь, когда вы подготовили материал, можно приступать к основной работе, а именно приданию вашему тексту структуры. Для начала нужно определиться, в каком жанре будет написана ваша шутка. Все зависит от того, что вам ближе и какую мысль вы хотите донести. Если текст шутки включает в себя рассказ о себе или ваши замечания по поводу той или иной проблемы, стоит отдать предпочтение жанру, подразумевающему одиночное выступление и работу с аудиторией. Это может быть монолог или же популярный в наше время Stand up.

Если же текст написан для выступления нескольких лиц и связан сюжетом, можно остановить свой выбор на миниатюре. Говоря о том, как писать шутки, невозможно обойти такую тему, как приемы, которые используются при их создании.

Использование приемов по созданию шуток

На первый взгляд кажется, что написать хороший материал могут только профессиональные юмористы. Но правда в том, что даже те, кто пишет шутки для "Камеди Клаб" или других передач, которые являются популярными уже несколько лет, тоже когда-то были начинающими авторами. Со временем и вы начнете с первого взгляда определять, что будет смешным, а что нет. А в начале творческого пути вам помогут приемы создания шуток. Вот некоторые из них.

  • При написании коротких шуток помните, что вам необходимо ограничиться несколькими словами. Подумайте о том, как вместить смысл шутки в одно небольшое предложение и не нагружать ее лишними деталями. Такой прием сделает ваш текст более запоминающимся.
  • Создавая забавную историю, уделите некоторое время предисловию. Заинтересуйте свою публику и подготовьте к тому, что скоро последует захватывающий и смешной сюжет. Теперь, когда публика ожидает развития событий, можете приступать к рассказу.
  • Независимо от того, насколько долгим будет ваше повествование, сконцентрируйтесь на главной идее. Тщательно проработайте основной отрывок текста, где и будет та самая шутка, смысл которой вы несли на протяжении всей истории.
  • Используйте элемент неожиданности. Заставьте читателя поверить, что он точно знает, чем завершится ваше повествование, и удивите совершенно иным исходом.

Правильная подача

Если вы хотите узнать не только, как научиться писать шутки, но и то, как их преподнести, тщательно подготовьтесь к своему первому выступлению. Именно в тот момент, когда шутка будет рассказана вашей первой публике, вы сможете оценить ее качество в полной мере. Реакция людей на выступление подскажет, что получилось наиболее удачно и над чем нужно поработать. Прочитайте текст вслух, вдохните в него жизнь с помощью эмоций и жестов. Расставьте паузы и сделайте акценты в тех местах, которые кажутся вам важными.

Перед тем как начать рассказ, постарайтесь захватить внимание слушателей. Для этой цели хорошо подойдет пауза, сделанная после предисловия. Дайте публике время понять, о чем будет идти речь, и настроиться на нужный лад.

Хорошее чувство юмора поможет вам оставаться позитивным в любой ситуации. Шутите чаще, не бойтесь быть смешным, ведь это и есть та цель, к которой вы стремитесь.