История князя андрея война и мир. Жизненный путь Андрея Болконского

Андрей Болконский - образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа. Андрей многое унаследовал от старого князя Болконского, будучи истинным сыном своего отца. Он родствен по духу своей сестре Марье. Он дан в сложном сопоставлении с Пьером Безуховым, от которого отличается большей реалистичностью и волей.

Младший Болконский соприкасается с полководцем Кутузовым, служит у него адъютантом. Андрей резко противостоит светскому обществу и штабному офицерству, являясь их антиподом. Он любит Наташу Ростову, он устремлен к поэтическому миру ее души. Герой Толстого движется - в результате упорных идейных и нравственных исканий - к народу и к миросозерцанию самого автора.

Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом".

Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит "на одной доске с придворным лакеем и идиотом". Мне запомнились слова Андрея: "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти".

Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: "Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне". Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. По убеждению Андрея, большие возможности открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика.

Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова.

Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии. Я обратил внимание на то, что Андрей резко переменился в армейских условиях. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей "имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим". Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно - в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров.

Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека". Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен, однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.

Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского "пал героем".

Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... не так, как мы бежали, кричали и дрались... Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу". Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт со щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой.

С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Boт прекрасная смерть!" В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались "все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему cам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы", в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться "маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом". Теперь князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и эта становится важным этапом в духовных поисках героя.

Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".

В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить". Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе".

Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в "вольные хлебопашцы", в ряде имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, "для себя", для своего душевного успокоения.

Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по-новому стал воспринимать природу. По дороге к Ростовым он увидел старый дуб, который "один не хотел подчиняться обаянию весны", не желал видеть солнце. Князь Андрей чувствует правоту этого дуба, которая гармонировала собственным его настроениям, полным отчаяния. Но в Отрадном ему посчастливилось повстречаться с Наташей.

И вот он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Когда, возвращаясь домой, он вновь повстречался со старым дубом, он обратил внимание, как тот преобразился - раскинув шатром свою сочную зелень, колыхался в лучах вечернего солнца, Оказывается, "жизнь не кончается в тридцать один год... Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь, - думал он, - чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе".

Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека".. Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.

И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею "вино ее прелести ударило ему в голову". Далее мы с увлечением следим за тем, как развивается история любви Андрея и Наташи. Уже появились мечты о семейном счастье, однако князю Андрею суждено снова пережить разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею. Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и "небо стало вновь давить тяжелым сводом".

Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и безучастно к нему Андрей относиться не мог.

Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды": По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан Делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!"

Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска.

В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис. Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца. И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни.

Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне - Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен". Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся декабризмом.

Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа - Андрея Болконского.

Князь Андрей Болконский, безусловно, является одним из самых интересных образов романа «Война и мир». Честолюбивый, смелый, благородный, он проходит через многочисленные испытания, чтобы в последние дни своей жизни познать всепрощающую и терпеливую любовь ко всему миру. Андрей был наделён многими достоинствами: ясным аналитическим умом, силой воли, честностью, патриотизмом, нетерпимостью ко лжи и лицемерию. Все эти качества были воспитаны в нём семьёй, и именно благодаря этому он не представлял себе жизни без высокой и прекрасной цели. В начале романа такой целью для Болконского является воинская слава, всемирная известность, поэтому он оставляет семью и идёт на войну, замышляя свой Тулон и втайне поклоняясь военному таланту Наполеона. Однако, по-моему, не жажда славы, а любовь к родине и смелость заставили Андрея подхватить знамя и повести за собой временно растерявшихся солдат. Он совершил чудо – армия вновь пошла в атаку, но, к сожалению, это не принесло победы. Почувствовав боль от ранения, Андрей падает на землю и видит, что «над ним не было уже ничего, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками». В это время он осознает всю бессмысленность прежних мечтаний, а личность Наполеона теряет для него всю бывшую привлекательность. Глубокую душевную драму Андрея ещё больше усугубляет смерть жены, но рождение сына, необходимость заботиться о нём дают возможность по-новому взглянуть на жизнь и радоваться самым простым вещам. Князь Андрей переезжает в Богучарово, начинает заниматься хозяйством, проводит либеральные реформы, но вскоре такое времяпровождение надоедает ему, кажется слишком размеренным и лишённым смысла. Он приходит к мысли о том, что вся жизнь уже прошла, а время утекает сквозь пальцы. Угнетённый сознанием своего зрелого возраста, неопределённостью в будущем, Андрей мысленно соглашается со старым дубом, не распустившимся с приходом весны. Но весна приносит обновление душе Болконского – он встречает свою любовь, Наташу Ростову, которая поразила его простотой и искренностью. Проезжая через некоторое время мимо того самого старого дуба, Андрей с удивлением заметил свежую светлую листву под нежным весенним солнцем и окончательно оставил грустные мысли о «конце жизни». Уверенный в себе и своих силах, он возвращается на службу и начинает законодательную работу, обручается с Наташей, но долгожданное счастье длится недолго: проект военной реформы, предложенный Болконским, не утверждают, потому что уже утверждён другой, намного хуже; Наташа, как ветреная и несдержанная девчонка, пытается сбежать с Курагиным. Чувствуя себя униженным и оскорблённым, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение. Перед ним он вспоминает о трёх главных бедах своей жизни: любви к женщине, смерти отца и французском нашествии и не может заснуть, размышляя о смысле жизни и сути войны. На следующий день во время самого сражения он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. С одной стороны, кажется, что этот поступок был бессмысленным, что Болконский не должен был так нелепо рисковать жизнью, а с другой - высокие идеалы чести не позволили бы ему броситься на землю и лежать, подавая отрицательный пример солдатам. Я думаю, что великое Бородинское сражение, сломившее мощь армии Наполеона, было победным для российских войск благодаря таким командирам, как Андрей Болконский. Уже в операционной он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. После сложной операции он находится на грани жизни и смерти, все мысли в его голове смешались, и он даже не сразу понимает, что перед ним не бесплотный призрак, а настоящая Наташа, которая всё ещё его любит. Счастье влюблённых длится недолго, и, предвидя приближение смерти, Андрей скрывает свои чувства под маской равнодушия и холодности. Мне всегда хотелось спросить у Толстого, зачем он убил такого прекрасного персонажа…

Лев Толстой мастерски показывал сильные и слабые стороны человека.

Аргументы смелости и трусости в романе «Война и мир» часто находятся на одной странице текста. Автор сопоставляет нравственные установки героев, помогает читателю определить собственный выбор модели поведения в условиях опасности.

Переправа через реку Энс

Идет 1805 год, русские войска отступают к Вене, сжигая за собой все мосты. Наконец, армия переправлена, на вражеском берегу остался только эскадрон Василия Денисова. Французы прекратили обстрел, но с бугра хорошо видны дула пушек, смотрящие на солдат. Лев Толстой берет авторские слова в кавычки, рассуждая о гибели, о черте, разделяющей жизнь и смерть, о мгновении, отделяющим бытие от забвения. Писатель говорит, что так думает каждый человек, стоящий перед дулами орудий неприятеля.

Но суть трусости и смелости зависит не от мыслей, продиктованных биологическим инстинктом самосохранения. Проблему страха определяют человеческие поступки. Солдат браво шагает по мосту и со смехом рассказывает, как его напугало пролетающее мимо ядро. Храбрец. Его речь приободряющая, поддерживающая товарищей в минуты страха, когда они под залпами орудий переходят узкий деревянный мост.

Коля Ростов вместе с отрядом последним покидает опасную зону, но нерадивые генералы возвращают артиллеристов обратно, поджечь мост. Испытывая естественный страх, Ростов остается с командой, бежит в очаге обстрела. Всегда, везде с ними командир Денисов. Храбрец из тех, кто не прячется за спины солдат.

Князь Несвицкий , не передавший приказ поджечь мост трусливо стоит отдаленно, на безопасном расстоянии, наблюдая за смелыми действиями гусаров. Рядом адъютант Багратиона Жерков радостно думает, что его присутствие здесь можно преподнести начальству, как участие в опасной операции. Командиры из кустов не несут победу государству, но часто присваивают чужую славу.

Шёнграбенское сражение

Войска под командованием Багратиона обеспечивали отступление русской армии. Центральную часть обороны сдерживала батарея капитана Тушина . Приказ об отступлении артиллеристам не донесли, отряд, защищающий орудия сняли. Капитану Тушину под вражеским обстрелом самому пришлось выбирать направление боя. Два орудия были повреждены взрывом снаряда. Семнадцать людей обслуги погибло.

Никто из солдат не побежал, не бросил пушки и товарищей. Артиллеристы зажгли Шенграбен, отвлекли часть французских войск, вызвали на себя главный удар противника, который считал, что имеет дело с многочисленным военным формированием. Только к вечеру Багратион заметил залпы русских орудий, послал князя Болконского с приказом отступать.

Пример смелости проявила рота Тимохина , защищающая левый фланг Багратиона. Руководство вело свои интриги, поэтому нападение французов оказалось неожиданным. Солдаты, занимающиеся бытовыми хлопотами, внезапно услышали свист пуль, бросились бежать. Тимохин поднял своих людей в бой. Командир с таким отчаянием махал саблей, неистово рубая французов, что те испугались, развернулись в обратном направлении.

Пример трусости. Левый фланг не получил вовремя приказ об отступлении, потому что адъютант Багратиона Жерков не передал его. Услышав выстрелы, увидев французов так близко, что можно было разглядеть детали из формы, гусару стало страшно за свою жизнь. Подлый трус свернул лошадь в безопасное место, делая вид, что ищет там нужного ему генерала.

Дважды командующий посылал Жеркова в расположение батареи Тушина. Оба раза испугавшись, конник сворачивал в более безопасную сторону, избегая мест артиллерийского обстрела. Жерков стал виновником гибели многих солдат, вовремя не получивших приказ об отступлении.

Аустерлицкое сражение

Князь Болконский смело поднял упавшее знамя полка, руководимый искренним желанием поднять за собой людей в бой. Военный опыт позволял Андрею объективно оценить ситуацию, он понимал, что исход поражения в этом сражении неизбежен, но решил бороться, не жалея жизни. Ранение в голову остановило героя.

Аустерлицкое сражение стало периодом становления Николая Ростова, как храброго офицера. Внутренняя борьба героя между страхом и смелостью закончилась победой нравственных идеалов. Граф болезненно переживал свои страхи, связанные с личной гибелью, победил их, стал отважным командиром эскадрона.

Бородинское сражение

Лев Толстой изучил много исторических документов, провел несколько дней на месте прославленной битвы защитников Москвы. Бородинское сражение является примером смелости и отваги всего народа, каждого человека отдельно, бравшего в нем участие. Толстой пытается раскрыть философский смысл поступка двух воинственно настроенных масс людей в один день истребившей друг друга.

В кульминационном сюжете романа гибнет Андрей Болконский. Полковник стоял во главе своего полка, ожидая приказ наступать. Люди были построенные в боевом порядке. Над головою летали ядра, иногда разрывая шеренгу солдат, не имеющих права покинуть строй. Князь не мог себе позволить пригибаться под свист снарядов, считая себя примером для подчиненных. Оправдана ли его смелость, решает читатель.

Прочитав роман Л.Н.Толстого «Война и мир», читатели встречаются с некоторыми образами героев, нравственно сильных и подающих нам жизненный пример. Мы видим героев, которые проходят трудный путь, чтобы найти свою истину в жизни. Таковым представлен в романе «Война и мир» образ Андрея Болконского. Образ многогранный, неоднозначный, сложный, но понятный читателю.

Портрет Андрея Болконского

Мы встречаемся с Болконским на вечере Анны Павловны Шерер. Л.Н.Толстой дает ему такое описание: «…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами». Мы видим, что присутствие князя на вечере весьма пассивно. Он пришел туда, потому что так положено: на вечере была его жена Лиза, и он должен был находиться рядом с ней. Но Болконскому явно скучно, автор показывает это во всем «…от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага».

В образе Болконского в романе «Война и мир» Толстой показывает образованного, умного, благородного светского человека, умеющего разумно мыслить и быть достойным своего звания. Андрей очень любил свою семью, уважал отца – старого князя Болконского, называл его «Вы, батюшка…» Как пишет Толстой «…весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимой радостью вызывал отца на разговор и слушал его».

Он был добр и заботлив, хотя может и не кажется нам таким.

Герои романа об Андрее Болконском

Лиза, жена князя Андрея, несколько побаивалась своего строгого супруга. Перед отъездом на войну она ему сказала: «…Андрей, ты так переменился, так переменился…»

Пьер Безухов «…считал князя Андрея образцом всех совершенств…» Его отношение к Болконскому было искренне добрым и нежным. Их дружба сохранила свою преданность до конца.

Марья Болконская, сестра Андрея, говорила: «Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли». Этим она подчеркивала особое достоинство брата, его благородство, ум, высокие идеалы.

Старый князь Болконский возлагал на сына большие надежды, но по-отечески любил его. «Помни одно, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» – сказал на прощанье отец.

Кутузов, главнокомандующий русской армии, относился к Болконскому по-отечески. Он принял его радушно и сделал своим адъютантом. «Мне хорошие офицеры самому нужны…», – говорил Кутузов, когда Андрей просился отпустить его в отряд Багратиона.

Князь Болконский и война

В разговоре с Пьером Безуховым Болконский высказал мысль: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь».

Но сильна была тяга Андрея к славе, к величайшему предназначению, он шел к «своему Тулону» – вот он, герой романа Толстого. «…мы офицеры, которые служим своему царю и отечеству…», – с истинным патриотизмом говорил Болконский.

По просьбе своего отца, Андрей попал в штаб Кутузова. В армии Андрей имел две репутации, очень не схожие между собой. Одни «слушали его, восхищались им и подражали ему», другие «считали его надутым, холодным и неприятным человеком». Но он заставил их любить и уважать себя, некоторые его даже боялись.

Болконский считал Наполеона Бонапарта «великим полководцем». Он признавал его гениальность и восхищался его талантом вести военные действия. Когда Болконскому поручили миссию доложить австрийскому императору Францу об удачном сражении под Кремсом, Болконский был горд и рад, что едет именно он. Он чувствовал себя героем. Но приехав в Брюнне, он узнал, что Вена занята французами, что есть «Прусский союз, измена Австрии, новое торжество Бонапарта…» и о своей славе уже не думал. Он думал о том, как спасти русскую армию.

В Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский в романе «Война и мир» находится на пике своей славы. Сам того не ожидая, он схватил брошенное знамя и с криком «Ребята, вперед!» побежал на врага, за ним побежал весь батальон. Андрей был ранен и упал на поле, над ним было только небо: «…ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» Судьба Андрея после Аустрелицкой битвы была неизвестна. Кутузов писал отцу Болконского: «Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего отца и своего отечества…до сих пор неизвестно, – жив ли он или нет». Но вскоре Андрей вернулся домой и решил более не участвовать в каких-нибудь военных действиях. Жизнь его приобрела видимое спокойствие и равнодушие. Встреча с Наташей Ростовой перевернула его жизнь: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…»

Болконский и любовь

В самом начале романа в разговоре с Пьером Безуховым Болконский сказал фразу: «Никогда, никогда не женись, мой друг!» Андрей, казалось, любил свою жену Лизу, но его суждения о женщинах говорят о его высокомерии: «Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего!» Когда он первый раз увидел Ростову, она показалась ему радостной, взбалмошной девчонкой, которая только и умеет, что бегать, петь, танцевать и веселиться. Но постепенно к нему пришло чувство любви. Наташа дарила ему легкость, радость, ощущение жизни, то, Болконским было давно забыто. Нет больше тоски, презрения к жизни, разочарования, он чувствовал совсем другую, новую жизнь. Андрей рассказал о своей любви Пьеру и утвердился в мысли жениться на Ростовой.

Князь Болконский и Наташа Ростова были посватаны. Расстаться на целый год для Наташи было мучением, а для Андрея проверкой чувств. Увлекшись Анатолем Курагиным, Ростова не сдержала слова, данного Болконскому. Но волею судьбы Анатоль и Андрей оказались вместе на одре смерти. Болконский простил его и Наташу. После ранения на Бородинском поле Андрей умирает. Его последние дни жизни проводит с ним Наташа. Она ухаживает за ним очень заботливо, глазами понимая и угадывая, что именно хочет Болконский.

Андрей Болконский и смерть

Болконский не боялся умереть. Это чувство он испытывал уже дважды. Лежа под Аустерлицким небом он думал, что смерть пришла к нему. И теперь рядом с Наташей он был совершенно уверен в том, что прожил эту жизнь не зря. Последние мысли князя Андрея были о любви, о жизни. Он умер в полном спокойствии, потому что знал и понимал, что есть любовь, и что он любит: «Любовь? Что такое любовь?… Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь…»

Но все же в романе «Война и мир» Андрей Болконский заслуживает особого внимания. Именно поэтому, прочитав роман Толстого, я решил написать сочинение на тему «Андрей Болконский – герой романа «Война и мир». Хотя достойных героев в этом произведении достаточно, и Пьер, и Наташа, и Марья.

Тест по произведению

Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, что такое настоящая храбрость. Я думаю, что это черта характера сильного и благородного человека, проявляющаяся в способности преодолевать волевыми усилиями чувство страха перед чем-то новым, неизвестным, сложным, позывать смелость при выполнении опасных и рисованных действий. Но всегда ли решительные и бесстрашные поступки являются проявлением истинной храбрости и чести, или это может оказаться всего лишь расчётливостью, направленной на достижение только своей личной выгоды? Для ответа на этот вопрос обратимся к произведениям русской классической литературы.

Один из главных героев романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» - Андрей Болконский – проходит долгий путь идейно-нравственных исканий, на котором ему случается проявить как настоящую храбрость, так и показную браваду. На поле Аустерлица князь Андрей проявляет небывалую смелость: перед лицом смертельной опасности, не замечая снарядов и пуль, летевших на него, он со знаменем в руках побежал на врага, вдохновив других солдат снова ринуться в бой. Но был ли это поступок, совершённый из благородных побуждений? К сожалению, нет.

Князь Андрей мечтал о своём Тулоне, личном подвиге, и даже в момент своего героического поступка он думал только о предстоящей славе. Настоящую же храбрость Андрей Болконский проявил в Бородинской битве. В ней он участвует уже не ради своих амбиций и удовлетворения честолюбия, а ради народа, Родины, готовый отдать за них свою жизнь. Это был его настоящий, полный истинной храбрости подвиг.

Другим аргументом может служить поведение русских солдат во время Шенграбенского сражения. В суматохе и панике, перед лицом надвигающегося врага, осталась лишь одна рота, сохранившая свою организованность – рота Тимохина, сумевшая произвести перелом в битве. Капитан Тимохин повёл себя бескорыстно – героически: с решительностью и даже отчаянностью он набросился на французов. Во имя общего блага он был готов пожертвовать собой, лишь бы заставить противника отступить. Не таков Долохов, который, в противовес Тимохину, думал только о себе и своей славе. Да, он бежал в атаку со своим командиром, но только ради возвращения своего офицерского звания. В этом эпизоде очень ярко виден весь контраст истинной и ложной храбрости.

Ещё одним аргументом может являться сопоставление двух героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» – Гринёва и Швабрина. Первый готов пожертвовать собой в битве за крепость, под страхом смерти, рискуя жизнью, он остаётся верен присяге и прямо высказывает свою позицию Пугачёву. Второй же, испугавшись за свою жизнь, переходит на сторону врага. На фоне поведения Швабрина храбрость Гринёва раскрывается ещё полнее.

Все эти аргументы ещё раз убеждают читателя в том, что проявить настоящую, не осквернённую тщеславными побуждениями храбрость, остаться смелым и решительным перед лицом опасности может только поистине благородный человек.