Пау-вау бывают закрытые и открытые.

    Если заехать в резервацию нации Сквомиш - X̱wemelch’stn , – что аккурат под мостом Lions Gate в Ванкувере во время ежегодного собрания североамериканских индейцев - Пау-вау - то можно стать свидетелем очень колоритного среза культуры первых народов континента. Причем довольно обалдевшим свидетелем.

    Пау-вау - культурное событие, на которое собираются представители племен со всего континента для того, чтобы сравнить свои умения в игре на барабанах, в песни и, главное - в танце на траве. Иногда в контексте соревнования с призовым фондом, но иногда и просто показательно. Бывают как публичные пау-вау, так и закрытые для белого человека. Обычно пау-вау длится от нескольких часов до трех дней (как здесь, в Ванкувере), но самые важные собрания могут проходить и в течение недели.

    Саундтрек пау-вау:

    Название мероприятия произошло из языка наррагансетт , от слова powwaw, значащего «духовный лидер», и было подхвачено англоязычными колонистами, называвшими так любое собрание индейцев, а затем и вовсе любое собрание, особенно высокого уровня.

    Сейчас использование слова пау-вау в контексте любого другого собрания считается неуважением к культуре аборигенов.

    В танце дыма, например, - с постоянно нарастающим темпом - танцор старался перетанцевать барабанщика.

    Эта женщина не только здорово лупит в барабаны, но она еще и организатор этого мероприятия.

    Собственно, ряд с барабанами и родственниками участников - второе кольцо от центра.

    Или вот еще - одежда участников ни в коем случае не должна называться «костюмом» - правильное ее название - «регалия».

    И ни к самим людям ни к их регалиям нельзя прикасаться без их разрешения.

    Вообще попробуйте представить или, хотя бы, поверить - на Пау-вау бледнолицый вроде меня будет себя чувствовать исключительно гостем, которого пустили одним глазком подсмотреть за культурой и жизнью первых народов.

    Кстати, чего у индейцев Британской Колумбии всегда завались - это лосося. Дело в том, что общины аборигенов находятся как бы над законом о естественных ресурсах и вместо государственного контроля за их добычей с помощью лицензий и норм единственное ограничение которое существует на вылов того же лосося - это повеление вождя и старейшин о том, сколько рыбы можно поймать в этом сезоне чтобы осталось будущим поколениям.

    Так индейцы ловят в реке Капилано:

    Самое интересное что индейцы могут продать вам рыбу и могут продать ее довольно много (чем они и занимаются), но тут же вас имеет право остановить рыбнадзор и сделать эту рыбу для вас золотой. Даже при наличии рыболовной лицензии вы будете виноваты за превышение нормы вылова, не говоря уже о том, что рыба поймана не на крючок.

    А так лосось жарится на гриле индейским методом:

    Очень красиво, очень здорово пахнет, но мой на BBQ - намного нежнее.

    На Пау-Вау на завтрак, обед и ужин - лосось с кукурузными лепешками (indian tacos).

В первую неделю ноября под Атлантой в парке Стоун Маунтин традиционно проходит Индейский фестиваль и Пау-вау — традиционно танцевальное соревнование индейцев. Пау-вау идет ежедневно в течении четырех фестивальных дней с полудня и до вечера.

Эта фотоистория о там, как начинается Пау-вау.

1. На Пау-вау под Атланту съезжаются со всей Джорджии окрестных штатов. На фото — участник фестиваля готовится к Пау-вау. Рядом с машиной на специальной подставке — костюм танцора.

2. Пау-вау организовано в несколько кругов. Центральный круг - танцевальная площадка диаметром 30 метров, рядом с которой находятся места для барабанщиков, а также сидячие места для танцоров и их семей. Далее - круги, образованные лавками для зрителей.

4. Участники Пау-вау в ожидании выхода в центральный круг.

5. Открытие Пау-вау начинается под бой барабанов с Большого Выхода, который ведет Eagle Staff (на фото - в красном берете и униформе). За ним следуют знаменосцы с американским флагом и знаменем POW/MIA.

6. Следом в порядке старшинства движутся танцоры.

7. Когда мужчины в танце проходят полный круг, к танцу присоединяются женщины. Их наряды более скромные, а танцы - более сдержанные.

8. Ведущий Пау-вау объявляет выходы участников и комментирует происходящее.

9. В центральный круг приглашаются ветераны и участники боевых действий. Ведущий Пау-Вау напоминает о том, что индейцы всю историю Америки несли военную службу, от войны между Англией и Францией времен колонизации Америки и до современных конфликтов в Ираке и Афганистане, поэтому ветераны почитаются индейцами особо.

10. Индейцы вместе с ветеранами проходят в танце еще один круг.

11. Молодые участники Пау-вау приветствуют ветеранов.

12. На этом вступительная часть Пау-вау (Выход) заканчивается, и в круг выходят участники танцевального соревнования. У каждого участника - персональный номер.

На этих собраниях индейцы презентуют свое культурное наследие в виде национальных танцев, пения, музыки, ремесел и обрядов. Длится этот праздник в разных вариантах от нескольких часов до недели.

Пау-вау бывают закрытые и открытые

Фестивальный характер носят именно открытые собрания. Так как туристическое движение проникло и на территорию резерваций, зрители могут присутствовать на мероприятии. А многие фестивали как раз и рассчитаны на посещение туристами. И хоть раньше индейцы очень противились тому, чтобы оставшуюся у них территорию посещал кто-то чужой, сейчас от туристов одна только выгода. Причина тому – сложное материальное положение большинства коренных американцев.

Сам фестиваль представляет собой структурированный концерт. Начинается действо с открытия. Когда все артисты выходят с флагами под барабанную дробь, это не позволено записывать на телефон. Данный обряд имеет священные корни. После этого начинаются различные традиционные танцы, которые делятся на женские и мужские. Барабан – главный музыкальный атрибут на Пау-вау. Под его аккомпанемент исполняются танцы и песни.

У пау-вау в современном мире две цели:

- Сохранять и передавать таким образом древние традиции через поколения. Именно тут индейцы обретают чувство воссоединения со своими корнями.
- Получать доход от туристов во время мероприятия, который, в частности, приносят товары народного творчества, продаваемые на ярмарке.

Несомненно, праздник пау-вау оставит яркие впечатления на посетителей, удивит буйством красок и оригинальностью костюмов. Но неопытный зритель, скорее всего, не заметит некоторой гиперболизированности и коммерческой составляющей зрелища.

Все дело в том, что есть необходимость привлекать туриста для получения дохода. Отсюда возникла показная и псевдоиндейская картина происходящего. Костюмы, используемые для пау-вау, больше всё-таки напоминают маскарады, чем традиционные индейские обряды. Элементы костюмов в жертву зрелищности не выдерживаются в стиле конкретного племени, а включают элементы многих американских народов.

Существуют довольно резкие мнения от самих индейцев, считающих, что артисты выставляют себя на посмешище. Но как бы там ни было, пау-вау – пока что единственное массовое мероприятие, посвященное индейской культуре. Пау-вау совмещает духовные и развлекательные функции. Для коренных американцев это способ собираться вместе и общаться на традиционные темы, а для других зрителей – возможность приобщиться к культуре индейцев, получить удовольствие от представления и материально помочь талантливым мастерам, купив у них на память какой-нибудь сувенир ручной работы.

Аннотация серии статей

Цикл статей является частью рукописи книги о природе Америки, в которой представлен калейдоскоп интересных мест США от Флориды до Тихого океана: суровая красота пляжей Калифорнии, величественные водопады Йосемити, окаменевший лес, каньоны и потухшие вулканы. Читатели вместе с автором идут по следам динозавров, спускаются в подземные галереи Карлсбадских пещер, отправляются на поиски зубов доисторического монстра - акулы мегалодона, раскрывают тайны наскальных рисунков. Автор знакомит читателя со старейшими жителями планеты – гигантскими секвойями, учит делать ловушку для снов и рассказывает, как выжить в дикой природе. Основная задача автора - показать, что США не только страна иммигрантов и супермаркетов, но и собрание удивительных памятников живой природы, тщательно сохраняемых и оберегаемых.

Готовясь к выступлению, танцоры Пау-Вау зачастую раскрашивают себе лица, что очень похоже на кумадори в японском театре кабуки, но смысл такой раскраски, разумеется, иной. Раньше индейцы использовали минеральные или растительные порошки, смешанные с жиром. Сейчас - грим, который можно купить в магазинах. Символизм цветов во многих случаях понятен. Белый цвет означает мир, вспомним про белый флаг парламентеров. Красный - цвет войны (и крови). Желтый - цвет смерти, старых костей. Индейцы очень осторожно относились к использованию желтого цвета в одежде.

Каждый народ имеет свои праздники. Есть они и у северо-американских индейцев. Самый известный - Пау-Вау. Туда пускают даже бледнолицых братьев, но в последнее время - лишь в качестве зрителей. Пау-Вау - фестиваль, участники которого, одетые в традиционные костюмы, исполняют ритуальные танцы. Для непосвященных это экзотика, но в ритмичных движениях под гул огромного барабана есть своя шаманская магия, дарующая цели-тельные силы. Раньше Пау-Вау устраивались по разным поводам, например для празднования удачной охоты или начала сбора урожая, по случаю приезда гостей или создания межплеменного союза.

Европейцам тоже доводилось танцевать на таких мероприятиях, как и раскуривать трубку мира, чтобы скрепить очередной договор. Однако мы знаем, что продолжалось это недолго, и не по вине индейцев. Когда последних загнали в резервации, танцы стали способом единения различных племен и сохранения культурного наследия, стремительно исчезавшего под давлением технократической цивилизации, пересекшей океан. По мнению правительства США того времени, некоторые танцы, исполняемые в резервациях, носили подстрекательный характер. Поэтому Танец Призрака, в котором индейцы взывали о возвращении бизонов и о свободе от белого человека, был запрещен до 1933 года.

Мне не раз доводилось быть свидетелем пестрых собраний американских аборигенов. Чтобы лучше понимать, что на самом деле происходит, необходимо иметь хоть какое-то представление о правилах фестиваля. Для Пау-Вау выбирают широкий газон или просторное помещение. Если мероприятие проводят в спортзале, не рискуйте явиться туда без пары кусочков ваты, нагрузка на уши предстоит приличная и вот почему. В центре зала или площадки ставят специальный барабан, сделанный из цельного ствола большого дерева. Вокруг барабана могут уместиться до десятка барабанщиков. Они ударяют по натянутой коже бизона и поют старинные песни. Гортанные звуки, напоминающие завывание ветра в каньонах Дикого Запада, надолго впечатываются в сознание.

Однажды в Таосе (штат Нью-Мексико) я имел обстоятельную беседу с работником фабрики, изготовляющей такие барабаны. Разговор со специалистом, а также осмотр производственных и складских помещений убедил меня, что каждый барабан для Пау-Вау уникален, и к его изготовлению на самом деле относятся как к искусству. Это продолжительный процесс. Сначала выбирается дерево, затем его ствол делят на много срезов, из которых получаются барабаны разной величины. Обязательна сушка от полугода и дольше. Затем в срезе выдалбливают сердцевину. Внутрь зачастую вставляют стальной обруч для прочности и для того, чтобы барабан со временем не терял звук. Во время натягивания кожи, вымоченной в специальном составе, запах стоит сильный и неприятный. К барабанам приделывают кожаные петли, которые используют для переноски и для закрепления на специальных подставках, что обеспечивает правильное звучание инструмента. Пау-Вау начинается с выхода всех участников (the grand entry).

Сначала выносят флаги, при этом всех зрителей просят встать. Затем в круг выходят вожди и ведущие фестиваля, за ними появляются другие почетные гости, ветераны, старейшины. Танцоры-мужчины выходят в порядке, зависящем от того, какой танец они исполняют (традиционные танцы, танец травы, свободный танец). Атмосфера спокойная, даже серьезная: величественное выражение лиц, качающиеся в такт барабанному бою силуэты и слабый, едва различимый перезвон бубенцов на ремешках, привязанных к щиколоткам. Затем идут пожилые скво, за ними - женщины, танцующие традиционный танец, танец с колокольчиками и танец с платками. Заключает процессию молодежь, вплоть до самых маленьких. Таким образом, можно увидеть всех участников одновременно, как на параде. Торжественный выход заканчивается песней-молитвой и песней, посвященной ветеранам.

Интересная деталь - некоторые вещи, которые, очевидно, представляют ритуальную ценность для индейцев, приносят в специальных сундучках. В таком ларце может храниться томагавк, колотушка из панциря черепахи или опахало из орлиных перьев. Из лавочек и раскладных стульев устраивают своеобразный внешний круг, где располагаются участники фестиваля с семьями. Здесь же раскладывается традиционная одежда - для каждого танца требуется особый подбор деталей. Для индейцев любая деталь наряда имеет свой смысл. Наряд изменяется (взрослеет) вместе с его владельцем. Новые элементы, отражающие перипетии судьбы и личные достижения, добавляются постоянно. Так и бледнолицый брат где-нибудь на другом конце света гордо цепляет себе на грудь очередную медальку или вешает на стенку грамоту в рамочке. Вас не поймут, если вы назовете традиционную индейскую одежду костюмом. Ведь слово «костюм» принадлежит к театральному лексикону.

Костюм одевают, когда хотят представиться тем, кем на самом деле не являются. Индейцы же максимально серьезно относятся к тому, что они одевают на Пау-Вау, поэтому предпочитают называть элементы одежды регалиями. Эти регалии отражают не только личность, верования и клановую принадлежность индейца, но и место в общественной иерархии. Многие регалии освящаются, например, путем окуривания дымом из особых трав, к которым традиционно относится и табак. Если незнакомец коснется освященных регалий, то это может нарушить магию. Поэтому не советуют притрагиваться к одежде индейца без его согласия. Самой уважаемой регалией является перо орла. Индейцы всех племен разделяют особое отношение к орлиному перу. Официальным признанием его огромного значения для коренных жителей Америки стал закон США, согласно которому перья орла могут принадлежать только тому, у кого в жилах течет индейская кровь. Случается, что орлиное перо выпадает из головного убора танцора.

Пау-Вау немедленно останавливается и присутствующих просят встать. Упавшее орлиное перо имеет право на особое отношение, как и павший в бою воин. Такой обычай восходит к древней легенде, повествующей о крупном сражении между двумя племенами. Нападавшая сторона отступила, оставив за собой орлиное перо, которое выпало в пылу битвы. Когда вождь победившего племени заметил это, он остановил погоню. «Если с нами дрались настоящие воины, - сказал вождь, - они проявят уважение к перу и вернутся, чтобы поднять его». Нападавшие, действительно, вернулись за пером, и их захватили в плен. Однако по прибытии в стан победителей, пленников не убили, а наоборот, накормили и наделили дарами. Вождь объяснил такое поведение следующими словами: «Несмотря на то, что мы заклятые враги, мы разделяем уважение и значение орлиного пера. Нас всех просветил Великий Дух и мы должны почитать его учение».

Современные индейцы считают, что если их предки были способны остановить войну из-за упавшего пера, то и Пау-Вау можно и нужно останавливать в этом случае. Поднятие пера сопровождается специальной церемонией. В ней главная роль принадлежит ветерану, раненому в бою. Он поднимает перо с земли с помощью другого пера. После чего ветеран делится с присутствующими рассказом о своем боевом прошлом и получает какой-нибудь подарок от хозяина пера. Праздник продолжается дальше - барабанщики не жалеют ни своих глоток, ни кожу на барабане, заставляя ее вибрировать в неистовом ритме. Некоторые из них поют, схватившись за горло, - таков доставшийся от предков способ изменения голоса. Порою к барабанщикам подсаживаются жены или подруги и это заметно прибавляет вдохновения музыкантам. Одним из первых исполняется танец травы, традиционно имеющий утилитарное значение - примять траву при подготовке арены для Пау-Вау.

Название танца, однако, происходит от плетеных тесемок, которые привязывались к поясам танцоров для создания эффекта покачивания. Вероятно, это должно было напоминать волны, образуемые потоками воздуха на поверхности прерий. Современные танцоры с той же целью щедро украшают свои костюмы бахромой. Повинуясь воображаемому ветерку, индейцы плавно раскачиваются, и пестрые ленточки усиливают впечатление степной травы, с которой играет легкий бриз. Говорят, что танец травы отражает потребность в равновесии, которая всегда присутствует в жизни, - движения, сделанные в одну сторону, обязательно должны сопровождаться такими же движениями в противоположную сторону. Организаторами и спонсорами Пау-Вау чаще всего выступают индейские ассоциации. В последнее время Пау-Вау все больше напоминает танцевальный конкурс, включая такой атрибут, как приколотые к одежде номера. Оценивается не только правильность исполнения танца, но и наряды участников.

Победа и приз достаются тому, кто лучше следовал традициям. Распитие спиртных напитков строго запрещено. Праздник служит и благотворительным целям. Ведущий объявляет, что следующий танец посвящается рождению (усыновлению) ребенка или служит как молитва за тех, кого постигло несчастье. В этом случае все желающие могут присоединиться к процессии, предварительно бросив пожертвование (несколько долларов или какую-то вещь) на расстеленное в центре одеяло.

Готовясь к выступлению, танцоры Пау-Вау зачастую раскрашивают себе лица, что очень похоже на кумадори в японском театре кабуки, но смысл такой раскраски, разумеется, иной. Раньше индейцы использовали минеральные или растительные порошки, смешанные с жиром. Сейчас - грим, который можно купить в магазинах. Символизм цветов во многих случаях понятен. Белый цвет означает мир, вспомним про белый флаг парламентеров. Красный - цвет войны (и крови). Желтый - цвет смерти, старых костей. Индейцы очень осторожно относились к использованию желтого цвета в одежде.

Кстати, несмотря на то, что однозначного мнения по вопросу о происхождении термина «краснокожие» нет, вполне может быть, что его появление как раз связано с обычаем северо-американских индейцев покрывать лица охрой (натуральной краской, содержащей оксиды железа). С XIX века охру начали заменять киноварью. Известным фактом является то, что Гитлер относился к славянам (русским) как к дикарям и называл их «краснокожими». В детстве будущий фюрер зачитывался новеллами Карла Мая, описывающими перестрелки Дикого Запада. Что ж, он не первый и не последний из тех, кто жестоко просчитался, недооценив врага.



1 Посмотрите на фотографии и прослушайте музыку. Как вы думаете, что такое Пау-Вау? Прочитайте текст, чтобы узнать.

Сбор Наций

Каждый год цветы и музыкальные ритмы индейской культуры оживают на Пау-вау по всей Америке. Альбукерке Пау-вау в Нью-Мексико
является крупнейшим и самым зрелищным индейским празднованием в Северной Америке. Более 3000 танцоров представляют более 500 различных индейских племен из США и Канады на пау-вау.
Мероприятие всегда начинается с Великого Выхода Танцоров. Танцоры выходят на арену группа за группой через все четыре входа. Вскоре арена взрывается цветами, звуками и движением. В конце мероприятия вручаются призы лучшим танцорам и певцам.
Индийский рынок торгашей также очень привлекателен для людей, приезжающих в пау-вау. Индийские художники демонстрируют им традиционные промыслы. Красиво оформленные украшения и очаровательные сумки, это лишь некоторые товары из тех которые продаются. Здесь есть также продуктовые лавки, где можно отведать угощения, такие как энчиладас, пресная лепешка или tostados.
Альбукерке Пау-вау - это великолепный праздник. Это один из самых красочных и зрелищных мероприятий в США.

2 a Прочитайте еще раз и отметьте предложения как T (истина), F (ложь) или Ns (Не указано).
1 Пау-вау в Альбукерке является единственным событием такого рода в США.
2 Осталось не так много различных индейских племен.
3 Лучшие танцоры занимают призовые места.
4 Каждый делает свои собственные костюмы.
5 Только коренные американцы могут посещать Пау-вау.

b Соотнесите слова, выделенные жирным шрифтом с их значением.
впечатляет продавец стадион экспонат
всплески стенды прохладительные напитки ремесла

3 Прослушайте и прочитайте текст. Сделайте заметки под заголовками. Используйте свои заметки, чтобы рассказать своему партнеру все о Пау-Вау Альбукерке.
что это и где это происходит
что делают люди
питание и музыка
что люди думают о нем

4 Проект: Узнайте об интересном культурном мероприятии в вашей стране. Сделайте заметки под заголовками в Упр.3. Используйте свои заметки, чтобы написать небольшую статью о нём для школьного журнала (60-100 слов).

Английские оригиналы текстов, переведенных выше:

Pow-Wow
The Gathering of Nations
Every year the colours and musical rhythms of Native American culture come alive at pow-wows all over America. The Albuquerque Pow-Wow in New Mexico is North America"s biggest and most spectacular celebration of the Indian way of life. More than 3,000 dancers represent over 500 different Indian tribes from the USA and Canada at the pow-wow.
The event always begins with the Grand Entry of Dancers. The dancers enter the arena group by group from all four entrances. Soon the arena explodes with colour, sound and movement. At the end of the event there are prizes for the best dancers and singers.
The Indian trader"s market is also a great attraction for people coming to the pow-wow. Indian artists display their traditional handicrafts. Beautifully designed jewellery and charm bags are just some of the items on sale at the market. There are also food stalls where people can taste treats such as enchiladas, bannock or tostados.
The Albuquerque Pow-Wow is a magnificent celebration. It is one of the most colourful and entertaining events in the USA.