Легенда донского телевидения и радиовещания розалия пучковская отмечает юбилей. Мой любимый диктор

У диктора ГТРК «Дон-ТР» Светланы Пашковой. В нашей телерадиокомпании она проработала 47 лет. На протяжении всего этого времени она побывала едва ли не в каждом доме жителя Ростовской области. Мечтала стать артисткой и даже поступала в театральное училище, но сложилось так, что сцене она предпочла новости и, похоже, не пожалела.

Эти глаза, улыбку и голос знают тысячи жителей Дона. Светлана Пашкова — одна из первых дикторов ростовского телевидения — родилась в 1941 году. Детство вместе с семьей провела в оккупации. После войны мечтала стать летчицей, но позже оставила эту затею и занялась искусством.

«Стала посещать драмкружок, после чего захотела стать артисткой. Окончив школу, поехала в Москву поступать в театральное училище. Однако с первого раза она не поступила и вернулась в Ростов», — рассказывает сын Светланы Пашковой Дмитрий Черничкин.

Был 1958 год, в городе тогда объявили набор дикторов. В коридоре телестудии выстроилась длинная очередь статных красавиц, среди них была и 17-летняя девчушка с косичками.

«Смотрим одну женщину, другую. Все они не подходят — не смотрятся и говорят не так, как надо. И тут садится девочка, которая сразу заговорила великолепным голосом, она прекрасно смотрелась», — вспоминает режиссер ростовского телевидения с 1958 по 1989 годы Эвелина Экономиди.

Так началась ее карьера, она провела тысячи радио- и телеэфиров. Вела все ответственные трансляции и главную новостную программу «День Дона». Коллеги отмечают высокий профессионализма Светланы Васильевны. Однажды во время эфира прямо над ней взорвался осветительный прибор, Пашкова даже не вздрогнула и невозмутимо продолжила читать текст.

«Заканчивается выпуск. Смотрим, на полу и на столе горящие осколки. Они расплавили пол. Мы все были удивлены. Это, конечно, суперпрофессиональный человек», — отмечает телеоператор ГТРК «Дон-ТР» Леонид Ковалевский.

«Светлана Васильевна была молода, красива, обаятельна, очень умна, рассказывала всегда какие-то невероятно интересные истории, мы ее слушали, открыв рот. Работать с ней было одно удовольствие», — говорит режиссер ГТРК «Дон-ТР» Людмила Скворцова.

В телерадиокомпании Светлана Пашкова проработала 47 лет. Блистала на экране, а в жизни оставалась скромным человеком и никогда не пользовалась народной славой себе в угоду. Вот и сегодня, 4 апреля, юбилей отмечает за кадром, в узком семейном кругу. Светлане Пашковой 75 лет, она по-прежнему хороша и любима зрителями.

Одежда и личные предметы якобы обнаружены в бомбоубежище под старой воздушной гаванью Илья БОГОМОЛОВ Под старым аэропортом Ростова-на-Дону, что на проспекте Шолохова, есть подземелье,
17.03.2019 Комсомольская правда Прививать будут в первую очередь всех не привитых По информации Управления информационной политики правительства Ростовской области,
17.03.2019 Панорама Пиши песни и не болтай про политику! Музыкант, актёр, совладелец лейбла "Gazgolder" и посол Чемпионата мира по футболу 2018 от Ростова-на-Дону Василий Вакуленко вызвал в очередной раз шквал негодования среди подписчиков.
17.03.2019 Панорама

Добавлено пользователем administrator 04.01.2016 в 07:00.

Телевидение на Дону развивалось в контексте становления ТВ-вещания в СССР. Первые экспериментальные передачи состоялись в Москве 29 апреля 1931 г. (по радио) и 1 мая 1932 г. (показ кинофильма) . Их приемом на местах занимались радиолюбители, самостоятельно собирающие телевизоры. В 1936 г. любители из Гуково приняли первую передачу из Москвы . А на следующий год на выставке радиотехники в столице ростовчанин А. Левченко получил пятую премию (из 150) за телевизор с зеркальным винтом . В предвоенные годы ростовский радиокомитет часто занимал на выставках третье место после Москвы и Ленинграда, выставляя большое количество экспонатов, среди которых были и оригинальные и даже уникальные конструкции. Руководил работой радиолюбителей в Ростове энтузиаст своего дела инженер Е. Онишко .

Война отодвинула эксперименты с телевизионным вещанием. И лишь 22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации ежедневных ТВ-передач в Москве. В том же году в столице была образована студия телевидения.

В сентябре 1955 г. Совет Министров принимает еще одно важное решение, послужившее толчком для массового распространения телевидения в стране: «О мероприятиях по дальнейшему развитию телевизионного вещания в СССР» . К этому времени в стране было всего 17 телецентров.

Еще в 1955 г. в Ростове на здании физмата РГУ была установлена 50-метровая принимающая и передающая антенна. По проекту конструктора Л. Матвеева и мастера И. Буслера была сконструирована экспериментальная установка для дальнего и сверхдальнего приема телевизионных передач. Она предназначалась для учебных целей. Первую передачу, посвященную Дню шахтера, приняли в РГУ из города Сталино (Донецк).

Большинство телецентров в стране строилось по типовому проекту. Среди них был и Ростовский телецентр. Место для него было выбрано на самой высокой точке Ростова (ул. 1 я Баррикадная), на окраине поселка Красный город-сад. Его строительство продолжалось около двух лет. Стоимость телецентра составила 23 млн. 400 тыс. рублей. Общая площадь - 5563 м2, насчитывающая 114 помещений .

Большая телевизионная студия, как ее тогда называли по аналогии с кинопроизводством, павильон, имела площадь 280 м2, малая - 50. При телецентре были смонтированы и три радиостудии: речевая, камерная и музыкальная и все необходимые для вещания аппаратные.

Контроль за строительством телецентра со стороны радиокомитета осуществлял начальник трансляционного узла В. Григорьев.

7 февраля 1958 г. в Ростове был создан Областной комитет по радиовещанию и телевидению при исполкоме Ростовского областного совета депутатов трудящихся.

В него вошли редакция промышленности, сельского хозяйства, пропаганды, литературы и искусства, молодежных и спортивных, детских передач. Первые годы журналисты работали в объединенных редакциях: готовили и радио, и телепередачи.

До переезда в новое здание на 1-ю Баррикадную Комитет располагался в здании радиоузла на проспекте Ворошиловском (тем сейчас находится радиостанция «Эхо Ростова»).

15 апреля 1958 г. Исполком облсовета принял принял решение об организации Ростовской-на-Дону студии телевидения. Так была создана организационная основа творческого коллектива. Первым директором телестудии был С. Правдин. По мере увеличения объема вещания, в том числе собственного, рост и штат журналистов.

Первыми телевизионными журналистами были: Н. Байкальский, М. Бубличенко, Н. Егоров, М. Константинова, А. Родина, Б. Сидоренко, В. Скорятин, Э. Фетисов, В. Хавчин, И. Шипулин, В. Юрченко, О. Якупов, В. Янченков. Режиссерами: Д. Бабиева, Н. Беликов, В. Еремин, Л. Еремина, Е. Иващенко, А. Рублев, В. Станкевич, С. Пожарский, С. Пономаренко (Крымская), Э. Экономиди. Телеоператорами: Г. Евстратов, Ю. Калугин, Н. Мазалов, А. Перминов. Кинооператорами: А. Алексеев, С. Иларионов, И. Корсунский, В. Тимошенко. Звукорежиссерами и звукооператорами: Г. Закиев, Ж. Гришкова, А. Кашеверов. Художником - Ю. Шляхов. Дикторами: Н. Адриасянц (Андреев), В. Андрющенко, С. Пашкова, Р. Пучковская, Г. Савченко, Г. Стратилатова, Г. Хейло. Инженерами: П. Назаренко, Я. Яблонович.

29 апреля 1958 г. строительство телецентра было завершено (на два месяца раньше установленного срока). И буквально на следующий день в эфир вышла первая телепередача. Так было принято тогда рапортовать о трудовых и прочих успехах накануне праздников и знаменательных дат. 7 мая, в День радио, вышла вторая передача. Это были концерты и кинофильмы. Самую первую передачу вели диктор Г. Хейло и оператор Н. Мазалов. Собственно их работа заключалась в представлении концерта и кинофильма.

Вопросы административной и творческой организации ничего не значили без охвата вещанием аудитории. Поэтому на повестку дня все острее вставал вопрос о снабжении населения телевизорами.

К маю 1958 г. города области получили 2500 телевизоров, Ростов - 5 тыс. Марки аппаратов были самые разнообразные: «КВН-3», «Заря», «Темп-2» и «Темп-3», «Знамя», «Старт», «Авангард», «Енисей», «Рекорд», «Москва», «Рубин».

Появились телевизоры и на селе. В августе 1958 г. в Куйбышевском районе они были установлены на молочно-товарных фермах в шести колхозах, в Лысогорской средней школе, в клубе им. Мичурина. Эти 30 телевизоров принимали передачи как из Ростова, так и из Сталино (Донецк).

Приобрести телевизор в конце 50-х - начале 60-х гг. было настоящей проблемой. Их покупали по открыткам, очередь продвигалась 2-3 года.

Одновременно шла подготовка технических кадров по обслуживанию аппаратуры, ее ремонту. В 1957 г., пока шло строительство телецентра, Ростовское техническое училище № 4 под руководством мастеров Я. Гущенко и М. Мирошникова готовило специальную группу радиотехников телевизионной аппаратуры. В 1958 г. ее выпускники стали работать в Ростове и в других городах области. Была создана система телевизионных ателье.

Первые передачи Ростовского телецентра назывались пробными, проверочными, опытными. Телевидение в самые первые месяцы своего существования, как в столице, так и на местах, использовало естественные возможности экрана - транслировало художественные и документальные фильмы и концерты. Оно во многом еще шло путями радиовещания, готовившего в начале 20-х годов концерты, беседы и доклады, только этот путь был короче по времени и динамичнее по освоению телевизионной специфики.

В 3-м квартале 1958 г. Ростовский телецентр выходил в эфир 2-3 раза в неделю, в 4-м - 5 раз. Продолжительность каждой передачи 2 часа, а по воскресеньям и праздничным дням - 3-5 часов. Дальность приема сигнала составляла 100 километров.

В конце июля 1958 г. газета «Молот» стала публиковать программы телевизионных передач (с их кратким анонсом). Это были прообразы современной телепрограммы в их эмбриональном состоянии.

Вот как выглядела, например, программа за 30 июля, спустя два месяца после появления в эфире первой передачи:

19.00. Таблица настройки.

19.30. Научно-документальный кинофильм «Страницы великой жизни» (о великом вожде международного пролетариата К. Марксе).

20.00. Документальный киноочерк «Дар Меконга» (рассказ о природе, культуре и жизни народов Камбоджи)

20.30. Художественный кинофильм «Три зеркала» .

В конце августа 1958 г. был утвержден состав Областного Комитета по радиовещанию и телевидению (руководящий орган). Его председателем был Б. Бондаренко, члены комитета: В. Григорьев, Е. Белодед, Г. Волков, С. Правдин, А. Трошин.

Первые месяцы работа телецентра и телестудии шла по двум основным направлениям: освоение технической базы и использование различных форм и жанров телевидения.

Так, для расширения возможностей студии дирекция телецентра установила узкопленочный киноаппарат, не предусмотренный проектом. Это позволило значит

Ельно разнообразить программу за счет документальных съемок на узкую пленку.

С 4 июля 1958 г. стал выходить цикл «Города и станицы Дона». Первая передача была посвящена Таганрогу, вторая - Ростову. С сентября 1958 г. стали готовиться и дневные передачи. Они становились все разнообразнее. К показу документальных фильмов прибавились киножурналы: «По Дону и Кубани», «Советский спорт», «Наука и жизнь». Телевидение активно использовало арсеналы киноискусства. Шли поиски и собственных передач.

Трансформируя творчески опыт радиовещания и кино-, телевидение приспосабливало к своим условиям формы и жанры выступления в эфире передовиков производства, руководителей разного уровня, беседы специалистов, спортивные обозрения.

В начале октября 1958 г. госкомиссия с оценкой «отлично» приняла телецентр. А в самый канун Нового года, 31 декабря, телецентр был принят и Правительственной комиссией, правда, с оценкой «хорошо». Это говорит о важности объекта и строгости «ока Москвы».

С 1 января 1959 г. передачи выходили регулярно 6 раз в неделю. Годовой объем вещания 1959 г. составил 930 часов, из них студийных передач - 205 часов, внестудийных - 190 (остальное - кино).

Параллельно освоению техники центра шло строительство радиорелейной линии Москва - Воронеж - Ростов, которая позволила бы принимать по Дону передачи из столицы.

С февраля 1959 г. Ростовское телевидение начало трансляцию последних известий Всесоюзного радио. Телевизоры были оснащены необходимым оборудованием для приема радиопрограмм - это говорит об огромном значении, которое идеологи страны уделяли новостям.

19 апреля 1959 г. почти ровно через год после выхода в эфир первой передачи начала работать передвижная телевизионная станция (ПТС), позволяющая вести передачи непосредственно с места событий.

Пробная передача транслировала со стадиона «Ростсельмаш» футбольный матч высшей лиги: СКВО и ЦСКА. Следующая прямая первомайская трансляция велась с Театральной площади.

4 июля 1959 г. в эфир из колхоза им. Ленина Мясниковского района впервые вышла в эфир передача, посвященная уборке урожая на Дону. Она включала в себя репортаж с поля, выступления механизаторов и руководителей района.

Возникла проблема сочетания пропагандистских тем и развлекательных передач, которых зрители ждали в первую очередь. Появились первые телекомментаторы, Они освещали актуальные вопросы экономики. Стала выходить сатирическая пррограмма «В жизни и на экране», концерты художественной самодеятельности.

К трансляциям спектаклей из донских театров («Блудный сын», Ростовский театр им. Ленинского комсомола; «Радуга», «Кремлевские куранты», Ростовский театр им. Горького; «Дядя Ваня», Таганрогский театр) стали готовиться и собственные телепостановки. При Комитете был создан самодеятельный драматический театр (в составе 30 человек). Ставились пьесы местных авторов: М. Бубличенко и В. Юрченко «Счастье матери», «Подвиг разведчика»; А. Калинина «Суровое поле», «Братья». В том же 1959 г. При телестудии был создан музыкально-драматический театр и театр юного зрителя.

Приступила к работе киногруппа, созданная в апреле 1959 г. Еще в 1958 г. телецентр показал зрителям свыше 100 кинофильмов. Теперь настала очередь выпускать и собственную кинопродукцию.

Ростовский телецентр создавался как базовый на Северном Кавказе, в первую очередь это относилось к кинопроизводству. Объем киносъемок быстро рос. Если в 1959 г. он составил всего 6 часов, то в 1960 - уже 24 часа.

22 ноября 1959 г. было завершено строительство радиорелейной линии, связавшей Ростов с Москвой. Монтажом оборудования руководил главный инженер управления кабельных и радиорелейных магистралей № 9 министерства связи СССР Я. Рыдник. С 1 января 1960 г. прошла первая передача из Москвы. Появилась возможность создания зонального телевидения (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края).

К 7 мая 1960 г. в Ростовской области насчитывалось 48 тыс. телевизоров, Объем собственного вещания в этом году достиг 1 457 часов (студийного - 340, внестудийного - 160).

Так закладывалась основа телевизионного вещания на Дону.

-------------------
1. Глейзер М. Радио и телевидение в СССР. - М., 1989. - С. 42-43.
2. Берман Е. Впервые на телесеансе // Радиофронт. - 1936. - № 9. - С. 11.
3. 150 премий // Радиофронт. - 1937. - № 15. - С. 16-17.
4. Смирнов В. На донской волне: очерк истории Ростовского радио. 1925-2000. Время. Программы. Люди. - Ростов н/Д, 2000. - С. 92-110.
5. Радио и телевидение в СССР. - М., 1960. - С. 158.
6. Серов Г. Ростовский телецентр // Вечерний Ростов. - 1958. - 10 окт.- С. 2.
7. Программа телевидения // Молот. - 1958. - 30 июля. - С. 4.

Ее имя известно нескольким поколениям донских телезрителей и радиослушателей, а ее красивый голос можно узнать из тысячи. Именно она в прямом эфире рассказывала о важных событиях региона, а простые люди обращались к ней с просьбой увеличить пенсию или устроить ребенка в сад. Сегодня легенда областного телевидения и радиовещания Розалия Пучковская отмечает юбилей.

Первых дикторов областного телевидения было немного, их знали в каждом доме. Среди легенд донского экрана и она - Розалия Пучковская. Её манера общаться со зрителем, всегда завораживала. Первопроходец, трудоголик, профессионал. Всё это - она. Но в кадр ее привёл случай.

Розалия Пучковская начинала работать техником-электромехаником. Как-то её попросили установить микрофоны в студии. «Десять, девять, восемь, семь», - произнесла она. Присутствующих в студии поразили и голос, и лицо. Но быть просто красивым для диктора на телевидении всегда было мало. Нужно быть грамотным, безупречно владеть мастерством, постоянно учиться. Розалия Савельевна Пучковская, вспоминают мэтры, вечерами после прямых эфиров приходила в студию, садилась к микрофону и читала тексты - как чужие, так и свои. Её становление как диктора происходило на глазах режиссёра Эвелины Экономиди.

«Её голос ложился на микрофон ну просто идеально. Тут же сказали: включите свет, поставьте камеру. Посмотрели - сидит красивая девушка. И мы сказали: «Розочка, давайте будем пробоваться на диктора!», - вспоминает режиссёр областного ростовского телевидения Эвелина Экономиди.

Бархатный голос, неповторимый тембр - это дар, который даётся от Бога. Если правильным ударениям, логике интонации, дикции можно научиться, то этому, говорит Людмила Чаус, звукорежиссёр радио Дон-ТР, проработавшая с Розалией Савельевной 30 лет - никогда!

»Когда она садилась за микрофон, она преображалась, ей нравилась эта работа, и слушатель, мне кажется, это слышал. Мне запомнились передачи, которые мы вели на «Маяке» - «При свечах». Она приходила нарядная, это была передача о музыке классической, где мы давали самые популярные оперы, оперетты, рассказывали о композиторах« , - говорит звукорежиссёр телерадиокомпании «Дон-ТР» Людмила Чаус.

На телевидении Розалия Пучковская вела программу «День Дона», на радио была не только информация, но и тематические программы, даже проза и стихи.

»Один читает хорошо, красиво, прекрасно. Но нет вот этого, что исходит изнутри. Изнутри у Розы исходила её доброжелательность, её отношение к людям, её любовь к работе, это всё всегда исходило в эфир«, - говорит режиссёр областного ростовского телевидения Эвелина Экономиди.

У неё не мало учеников. Ныне многие из них - известные в стране журналисты и ведущие. Помимо мастерства они сумели перенять у лучшего диктора то самое стремление и напористость, благодаря которым Розалия Пучковская стала звездой эфира.

Многие в нашей области начинают утро с «Нового дня» - одной из популярнейших программ ростовской государственной телерадиокомпании «Дон-ТР».

Сегодня у нас в гостях ведущие «Нового дня» — Юрий Минкин и Ангелика Вольф.

Чего человеку не хватает?

«А правда, что…», — с этих слов я начала разговор с Юрием Минкиным, потому что накануне узнала от его коллег поразившую меня вещь. Коллеги сказали, что Юрий Минкин живет в Новочеркасске, но ради «Нового дня», которое начинается на «Дон-ТР» в семь двадцать, ночует в Ростове — у друзей, знакомых…

— Это правда: очень боюсь опоздать, — подтверждал Минкин.

В другие дни (а работа на радио — это не только «прямые эфиры») он ездит в Дом радио из Новочеркасска. Дорога туда-обратно занимает в среднем пять часов… Трудовой подвиг, — сказала бы я.

— С детства любил наше ростовское радио. Розалия Пучковская, Светлана Пашкова, Николай Скребов, — я вырос на этих голосах наших дикторов, радиожурналистов. Поэтому когда получил еще только приглашение сотрудничать в качестве нештатного корреспондента, радость была неописуемая, — говорит Юрий Витальевич.

При этом он не из тех, для кого жизнь равно профессия. Юрий Минкин — автор нескольких поэтических сборников, прежде руководил в Новочеркасске литературным объединением. Шутит, что так и не определил, к кому ж себя отнести: то ли к поэтам, затесавшимся в журналистику, то ли к журналистам, затесавшимся в поэзию?

Наверно, эти сомнения крепко удивят радиослушателей, особенно тех, которые слышали эфиры, во время которых Минкин помогал в разрешении жилищно-коммунальных проблем, ставил острые социальные вопросы… А в самом деле, как это ему удается совмещать: поэзию и самую что ни на есть злющую прозу быта?

— Переключение с поэзии (шагания по облакам) на сугубо земные вопросы, житейские проблемы порой бывает полезно и интересно.

— И вы наизусть знаете не только поэтическую классику, но и жилищный кодекс?

— Не наизусть, но и жилищный, и земельный кодексы, и многие другие правовые документы изучил основательно.

— Юрий Витальевич, люди часто звонят вам во время прямого эфира, вы приглашаете их потом еще в течение часа высказывать мнения, задавать вопросы по телефону студии. Скажите, о чем чаще спрашивают? Чего людям не хватает?

— Может быть, потому, что я в свое время вел программу «Вопрос ребром», посвященную социальным проблемам и ЖКХ, о чем бы я теперь ни говорил в эфире, продолжают раздаваться звонки о проблемах ЖКХ. Хотя… По поводу проблем ЖКХ звонят и другим ведущим «Нового дня»: тема-то для большинства больная.

Но, знаете, я заметил, что людям, особенно пожилым, иногда просто не хватает внимания, собеседника. Звонят, потому что к нашему радио относятся с уважением и знают: здесь их выслушают.

…Осенью прошлого года Юрию Минкину вручили на Поклонной горе специальный приз за программу о нашем земляке Алексее Бересте. Это была программа из цикла «Запомните их имена», посвященного юбилею Победы. Свою победу Юрий Минкин одержал во Всероссийском конкурсе военно-патриотических программ «Щит России».

Хотя для Юрия Минкина фронтовики — это поколение отцов и дедов, тему Великой Отечественной он воспринимает как личную. Она нередко звучит и в его стихах.

Неудивительно, что на радио серия программ и сюжетов Минкина о войне не завершилась с окончанием юбилейных торжеств. Сегодня в рамках «Нового дня» — у него новая серия о той войне. Волнующая и интересная.

…А напоследок от имени и по поручению слушателей программы «Новый день» (есть они и среди моих знакомых) я задала Юрию Витальевичу вопрос про… астрологию.

— Почему в свои радио-эфиры вы непременно включаете какой-нибудь астрологический совет? Здесь что-то личное?

— Каждый ведущий «Нового дня» вносит в программу какую-то свою изюм-инку, дополнительную информацию. К примеру, Наталья Милованова перелистывает народный календарь, я — астрологический. Потом еще консультируюсь у реального астролога и озвучиваю астрологический совет дня. При этом мое правило: совет должен прозвучать так, чтобы никому не испортить настроение.

Телевидение на Дону развивалось в контексте становления ТВ-вещания в СССР. Первые экспериментальные передачи состоялись в Москве 29 апреля 1931 г. (по радио) и 1 мая 1932 г. (показ кинофильма) . Их приемом на местах занимались радиолюбители, самостоятельно собирающие телевизоры. В 1936 г. любители из Гуково приняли первую передачу из Москвы . А на следующий год на выставке радиотехники в столице ростовчанин А. Левченко получил пятую премию (из 150) за телевизор с зеркальным винтом . В предвоенные годы ростовский радиокомитет часто занимал на выставках третье место после Москвы и Ленинграда, выставляя большое количество экспонатов, среди которых были и оригинальные и даже уникальные конструкции. Руководил работой радиолюбителей в Ростове энтузиаст своего дела инженер Е. Онишко .

Война отодвинула эксперименты с телевизионным вещанием. И лишь 22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации ежедневных ТВ-передач в Москве. В том же году в столице была образована студия телевидения.

В сентябре 1955 г. Совет Министров принимает еще одно важное решение, послужившее толчком для массового распространения телевидения в стране: «О мероприятиях по дальнейшему развитию телевизионного вещания в СССР» . К этому времени в стране было всего 17 телецентров.

Еще в 1955 г. в Ростове на здании физмата РГУ была установлена 50-метровая принимающая и передающая антенна. По проекту конструктора Л. Матвеева и мастера И. Буслера была сконструирована экспериментальная установка для дальнего и сверхдальнего приема телевизионных передач. Она предназначалась для учебных целей. Первую передачу, посвященную Дню шахтера, приняли в РГУ из города Сталино (Донецк).

Большинство телецентров в стране строилось по типовому проекту. Среди них был и Ростовский телецентр. Место для него было выбрано на самой высокой точке Ростова (ул. 1 я Баррикадная), на окраине поселка Красный город-сад. Его строительство продолжалось около двух лет. Стоимость телецентра составила 23 млн. 400 тыс. рублей. Общая площадь - 5563 м2, насчитывающая 114 помещений .

Большая телевизионная студия, как ее тогда называли по аналогии с кинопроизводством, павильон, имела площадь 280 м2, малая - 50. При телецентре были смонтированы и три радиостудии: речевая, камерная и музыкальная и все необходимые для вещания аппаратные.

Контроль за строительством телецентра со стороны радиокомитета осуществлял начальник трансляционного узла В. Григорьев.

7 февраля 1958 г. в Ростове был создан Областной комитет по радиовещанию и телевидению при исполкоме Ростовского областного совета депутатов трудящихся.

В него вошли редакция промышленности, сельского хозяйства, пропаганды, литературы и искусства, молодежных и спортивных, детских передач. Первые годы журналисты работали в объединенных редакциях: готовили и радио, и телепередачи.

До переезда в новое здание на 1-ю Баррикадную Комитет располагался в здании радиоузла на проспекте Ворошиловском (тем сейчас находится радиостанция «Эхо Ростова»).

15 апреля 1958 г. Исполком облсовета принял принял решение об организации Ростовской-на-Дону студии телевидения. Так была создана организационная основа творческого коллектива. Первым директором телестудии был С. Правдин. По мере увеличения объема вещания, в том числе собственного, рост и штат журналистов.

Первыми телевизионными журналистами были: Н. Байкальский, М. Бубличенко, Н. Егоров, М. Константинова, А. Родина, Б. Сидоренко, В. Скорятин, Э. Фетисов, В. Хавчин, И. Шипулин, В. Юрченко, О. Якупов, В. Янченков. Режиссерами: Д. Бабиева, Н. Беликов, В. Еремин, Л. Еремина, Е. Иващенко, А. Рублев, В. Станкевич, С. Пожарский, С. Пономаренко (Крымская), Э. Экономиди. Телеоператорами: Г. Евстратов, Ю. Калугин, Н. Мазалов, А. Перминов. Кинооператорами: А. Алексеев, С. Иларионов, И. Корсунский, В. Тимошенко. Звукорежиссерами и звукооператорами: Г. Закиев, Ж. Гришкова, А. Кашеверов. Художником - Ю. Шляхов. Дикторами: Н. Адриасянц (Андреев), В. Андрющенко, С. Пашкова, Р. Пучковская, Г. Савченко, Г. Стратилатова, Г. Хейло. Инженерами: П. Назаренко, Я. Яблонович.

29 апреля 1958 г. строительство телецентра было завершено (на два месяца раньше установленного срока). И буквально на следующий день в эфир вышла первая телепередача. Так было принято тогда рапортовать о трудовых и прочих успехах накануне праздников и знаменательных дат. 7 мая, в День радио, вышла вторая передача. Это были концерты и кинофильмы. Самую первую передачу вели диктор Г. Хейло и оператор Н. Мазалов. Собственно их работа заключалась в представлении концерта и кинофильма.

Вопросы административной и творческой организации ничего не значили без охвата вещанием аудитории. Поэтому на повестку дня все острее вставал вопрос о снабжении населения телевизорами.

К маю 1958 г. города области получили 2500 телевизоров, Ростов - 5 тыс. Марки аппаратов были самые разнообразные: «КВН-3», «Заря», «Темп-2» и «Темп-3», «Знамя», «Старт», «Авангард», «Енисей», «Рекорд», «Москва», «Рубин».

Появились телевизоры и на селе. В августе 1958 г. в Куйбышевском районе они были установлены на молочно-товарных фермах в шести колхозах, в Лысогорской средней школе, в клубе им. Мичурина. Эти 30 телевизоров принимали передачи как из Ростова, так и из Сталино (Донецк).

Приобрести телевизор в конце 50-х - начале 60-х гг. было настоящей проблемой. Их покупали по открыткам, очередь продвигалась 2-3 года.

Одновременно шла подготовка технических кадров по обслуживанию аппаратуры, ее ремонту. В 1957 г., пока шло строительство телецентра, Ростовское техническое училище № 4 под руководством мастеров Я. Гущенко и М. Мирошникова готовило специальную группу радиотехников телевизионной аппаратуры. В 1958 г. ее выпускники стали работать в Ростове и в других городах области. Была создана система телевизионных ателье.

Первые передачи Ростовского телецентра назывались пробными, проверочными, опытными. Телевидение в самые первые месяцы своего существования, как в столице, так и на местах, использовало естественные возможности экрана - транслировало художественные и документальные фильмы и концерты. Оно во многом еще шло путями радиовещания, готовившего в начале 20-х годов концерты, беседы и доклады, только этот путь был короче по времени и динамичнее по освоению телевизионной специфики.

В 3-м квартале 1958 г. Ростовский телецентр выходил в эфир 2-3 раза в неделю, в 4-м - 5 раз. Продолжительность каждой передачи 2 часа, а по воскресеньям и праздничным дням - 3-5 часов. Дальность приема сигнала составляла 100 километров.

В конце июля 1958 г. газета «Молот» стала публиковать программы телевизионных передач (с их кратким анонсом). Это были прообразы современной телепрограммы в их эмбриональном состоянии.

Вот как выглядела, например, программа за 30 июля, спустя два месяца после появления в эфире первой передачи:

19.00. Таблица настройки.

19.30. Научно-документальный кинофильм «Страницы великой жизни» (о великом вожде международного пролетариата К. Марксе).

20.00. Документальный киноочерк «Дар Меконга» (рассказ о природе, культуре и жизни народов Камбоджи)

20.30. Художественный кинофильм «Три зеркала» .

В конце августа 1958 г. был утвержден состав Областного Комитета по радиовещанию и телевидению (руководящий орган). Его председателем был Б. Бондаренко, члены комитета: В. Григорьев, Е. Белодед, Г. Волков, С. Правдин, А. Трошин.

Первые месяцы работа телецентра и телестудии шла по двум основным направлениям: освоение технической базы и использование различных форм и жанров телевидения.

Так, для расширения возможностей студии дирекция телецентра установила узкопленочный киноаппарат, не предусмотренный проектом. Это позволило значит

ельно разнообразить программу за счет документальных съемок на узкую пленку.

С 4 июля 1958 г. стал выходить цикл «Города и станицы Дона». Первая передача была посвящена Таганрогу, вторая - Ростову. С сентября 1958 г. стали готовиться и дневные передачи. Они становились все разнообразнее. К показу документальных фильмов прибавились киножурналы: «По Дону и Кубани», «Советский спорт», «Наука и жизнь». Телевидение активно использовало арсеналы киноискусства. Шли поиски и собственных передач.

Трансформируя творчески опыт радиовещания и кино-, телевидение приспосабливало к своим условиям формы и жанры выступления в эфире передовиков производства, руководителей разного уровня, беседы специалистов, спортивные обозрения.

В начале октября 1958 г. госкомиссия с оценкой «отлично» приняла телецентр. А в самый канун Нового года, 31 декабря, телецентр был принят и Правительственной комиссией, правда, с оценкой «хорошо». Это говорит о важности объекта и строгости «ока Москвы».

С 1 января 1959 г. передачи выходили регулярно 6 раз в неделю. Годовой объем вещания 1959 г. составил 930 часов, из них студийных передач - 205 часов, внестудийных - 190 (остальное - кино).

Параллельно освоению техники центра шло строительство радиорелейной линии Москва - Воронеж - Ростов, которая позволила бы принимать по Дону передачи из столицы.

С февраля 1959 г. Ростовское телевидение начало трансляцию последних известий Всесоюзного радио. Телевизоры были оснащены необходимым оборудованием для приема радиопрограмм - это говорит об огромном значении, которое идеологи страны уделяли новостям.

19 апреля 1959 г. почти ровно через год после выхода в эфир первой передачи начала работать передвижная телевизионная станция (ПТС), позволяющая вести передачи непосредственно с места событий.

Пробная передача транслировала со стадиона «Ростсельмаш» футбольный матч высшей лиги: СКВО и ЦСКА. Следующая прямая первомайская трансляция велась с Театральной площади.

4 июля 1959 г. в эфир из колхоза им. Ленина Мясниковского района впервые вышла в эфир передача, посвященная уборке урожая на Дону. Она включала в себя репортаж с поля, выступления механизаторов и руководителей района.

Возникла проблема сочетания пропагандистских тем и развлекательных передач, которых зрители ждали в первую очередь. Появились первые телекомментаторы, Они освещали актуальные вопросы экономики. Стала выходить сатирическая пррограмма «В жизни и на экране», концерты художественной самодеятельности.

К трансляциям спектаклей из донских театров («Блудный сын», Ростовский театр им. Ленинского комсомола; «Радуга», «Кремлевские куранты», Ростовский театр им. Горького; «Дядя Ваня», Таганрогский театр) стали готовиться и собственные телепостановки. При Комитете был создан самодеятельный драматический театр (в составе 30 человек). Ставились пьесы местных авторов: М. Бубличенко и В. Юрченко «Счастье матери», «Подвиг разведчика»; А. Калинина «Суровое поле», «Братья». В том же 1959 г. При телестудии был создан музыкально-драматический театр и театр юного зрителя.

Приступила к работе киногруппа, созданная в апреле 1959 г. Еще в 1958 г. телецентр показал зрителям свыше 100 кинофильмов. Теперь настала очередь выпускать и собственную кинопродукцию.

Ростовский телецентр создавался как базовый на Северном Кавказе, в первую очередь это относилось к кинопроизводству. Объем киносъемок быстро рос. Если в 1959 г. он составил всего 6 часов, то в 1960 - уже 24 часа.

22 ноября 1959 г. было завершено строительство радиорелейной линии, связавшей Ростов с Москвой. Монтажом оборудования руководил главный инженер управления кабельных и радиорелейных магистралей № 9 министерства связи СССР Я. Рыдник. С 1 января 1960 г. прошла первая передача из Москвы. Появилась возможность создания зонального телевидения (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края).

К 7 мая 1960 г. в Ростовской области насчитывалось 48 тыс. телевизоров, Объем собственного вещания в этом году достиг 1 457 часов (студийного - 340, внестудийного - 160).

Так закладывалась основа телевизионного вещания на Дону.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Глейзер М. Радио и телевидение в СССР. - М., 1989. - С. 42-43.
  2. Берман Е. Впервые на телесеансе // Радиофронт. - 1936. - № 9. - С. 11.
  3. 150 премий // Радиофронт. - 1937. - № 15. - С. 16-17.
  4. Смирнов В. На донской волне: очерк истории Ростовского радио. 1925-2000. Время. Программы. Люди. - Ростов н/Д, 2000. - С. 92-110.
  5. Радио и телевидение в СССР. - М., 1960. - С. 158.
  6. Серов Г. Ростовский телецентр // Вечерний Ростов. - 1958. - 10 окт.- С. 2.
  7. Программа телевидения // Молот. - 1958. - 30 июля. - С. 4.