Жизненный и творческий путь достоевского. Жизненный путь ф.м

Жизненный

и творческий путь

Ф. М. Достоевского

(урок-исследование)

Усыпенко Е. А.

учитель мировой

литературы

Дьяковской гимназии

им. И. М. Стрельченко

ТЕМА. Жизненный и творческий путь Ф. М. Достоевского

Цель: используя метод проектов, провести исследовательскую работу, выделяя основные моменты жизни писателя; развивать самостоятельность, логику построения высказывания; учить самостоятельному подбору материала; воспитывать интерес к творчеству писателя

Оборудование : Иллюстрации, портреты, видеофильм.

Тип урока: урок – исследование.

ХОД УРОКА

«Скажем только, что это талант необыкновенный

и самобытный, который сразу, еще первым

произведением своим резко отделился от всей

толпы наших писателей, боле или менее

обязанных Гоголю направлением и характером,

а потому и успехом своего таланта…»

(В. Г. Белинский)

«Коли твори літератур європейських

Нам подобались, порушували наш смак

Естетичний і нашу фантазію, то твори

Росіян мучили нас, порушували наше сумління,

Будили в нас чоловіка, будили любов до

Бідних та покривджених»

(І. Франко)

1. Сообщение темы урока и восприятие материала

Учитель.

С большим вниманием относился к творчеству Достоевского И. Я. Франко. Ни один русский писатель не оставил в прозе Франко такого следа, как Достоевский. Это отразилось, например, в повестях «Основи суспільності », «Перехресні стежки», в которых особое внимание уделено образам людей с раздвоенным сознанием, а острая социальная критика сочетается с углубленным психологическим анализом. И другие выдающиеся деятели украинской литературы высоко ценили достижения Достоевского- реалиста и отмечали его влияние на мировую культуру. Ольга Кобылянская писала, что на нее наибольшее влияние оказали Тургенев и Достоевский. М, Коцюбинский называл Достоевского среди тех писателей, которые влияли на формирование его литературных вкусов. Подобно другим русским классикам, Достоевский проявлял интерес к Украине, ее народу, культуре. Произведения великого русского писателя еще при жизни его приобрели популярность на Украине.

Первые переводы произведений Достоевского на украинский язык появились еще в 70-е годы 19 в. В 1885 году Франко перевел повесть «Слабое сердце», роман «Преступление и наказание» был опубликован во Львове в 1887г. В переводе Подолинского. Достоевского переводили М. Коцюбинский, Т. Бордуляк, О.П. Косач (мать Леси Украинки). И мы сегодня в очередной раз вспомним имя великого русского писателя, прикоснемся к его творчеству, проникнем в тайны его души.

1 -я группа исследователей. Детство писателя

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, на Божедомке. Родители сначала жили в правом флигеле, а через 2 года, после рождения будущего писателя, заняли левый флигель, в котором теперь находится музей Достоевского. Импозантный, дворцового типа, двухэтажный, с высоким цоколем корпус с колоннами и огромными окнами живописно выделялся на фоне раскинувшегося парка, который сливался с зелеными кустами парков соседних – Александровского и Екатерининского. Перед фасадом – большой двор с клумбой, каменные въездные ворота.

Но внутреннее убранство небольшой казенной квартиры коллежского советника, штабс – лекаря, было очень скромным. Была ли семья бедной? Обычно бедность – основной мотив всех рассказов о жизни Достоевского в детстве. По – видимому, нехватка в средствах – понятие относительное. Отец дослужился до личного дворянства. Имел частную практику. Прислуживали: няня, две горничные. Были кухарка, повар, кучер и лакей. Когда рождались дети, нанимали кормилиц. Семья была большая: брат Михаил (со старшим братом Федор сдружился духовно, кроме Михаила никто не понимал Федора Михайловича, родные даже не догадывались, каким гениальным он был), сестра Варя. Несколько младше были: Андрей, близнецы Вера и Люба (Люба умерла через несколько дней после рождения), Николай и Александра. Разница в годах была – 8, 10, 14 лет.

Отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский, по всем характеристикам был желчным, вспыльчивым, мнительным и строптивым человеком. Он учитывал тряпки за прачкой Василисой, приходил в бешенство, недосчитав в шифоньере серебряной ложечки, в письмах к жене в деревню допытывался, где запропастилась сломанная ложечка.

Мать, Мария Федоровна, была совсем другого склада: веселая, общительная, хозяйственная – в купеческую родню. В одном из писем мужу она докладывает, как, «не кормя лошадей», прямохонько «скакнула» в карете из Каширы в Зарайск за 50 верст и поспела в самый разгар « ярмонки», хотела купить лошадку, да дорого показалось, а накупила тесу для ворот и к скотному двору, да на закрома и потолок к «анбару», да еще кадочек и меду для варенья, да к вечеру была уже дома, в Даровом. Мария Федоровна любила и пофрантить, сколько позволяли средства: даже в деревне была к лицу одета, шляпку носила «корабликом», с лентами, завязанными у подбородка. Предание гласит, что крестьяне ее любили: она была добрее мужа.

В раннем детстве у Достоевского была своя няня, Алена Фроловна, прижившаяся потом в семье как родная. Она и кормилица рассказывали сказки о чудесах Жар – птицы, о подвигах Алеши Поповича, о Синей Бороде…Потом началось самостоятельное чтение. Особенно поразила книга «104 священных истории Ветхого и Нового завета». Все новинки были в поле его зрения: произведения В. Скотта, Бальзака, Гюго Гофмана…Ж. Санд…Но на первом месте в его ранних «сновидениях» были Пушкин и Гоголь. Смерть Пушкина поразила Федора и Михаила Достоевских как «личное горе». Если бы не болезнь и кончина маменьки, они объявили бы траур в семье по Пушкину.

Федор и Михаил учились в первоклассном московском пансионе обрусевшего чеха Леонтия Чермака. Строгий порядок, богатая учебная программа, образованные преподаватели на всю жизнь оставили у Достоевского благодарные воспоминания. Ничего специфически писательского в Достоевском не наблюдается. Один из товарищей вспоминает: «…серьезный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками пансиона» Перед нами пока погруженный в себя одаренный юноша. Что является предметом его увлечения, для чего все им читается, сказать пока трудно. Это не Пушкин в Лицее.

2-я группа исследователей. УЧЕБА

В мае 1837 года отец отправил Михаила и Федора в Петербург в главное инженерное училище. Младшего приняли, а старший должен был получать образование в Ревельской инженерной команде. Для Федора выбор этого училища был ошибкой. Куманин внес за его обучение около 1000 рублей, но денег не хватало: в письмах к отцу постоянные просьбы прислать денег на чай, сахар, сапоги. Достоевский очень переживал провал на экзамене при переводе на высший курс: сказались какие – то интриги. Тогда – то у отца случился удар, от которого он едва оправился, а у Федора, по свидетельству дочери, - первый приступ эпилепсии. В училище Достоевский отличался странностями, религиозностью. Он и в юности был стариком, каким выглядел в зрелом возрасте. Нелюдим, друзей мало: Бережецкий, Трутовский (позже ушел в Академию художеств). Ему принадлежит самый ранний 1847г. Портрет писателя. А вот и словесный его портрет: «Был очень худощав; цвет лица был у него какой – то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий».

3-я группа исследователей ЗНАКОМСТВО С ГРИГОРОВИЧЕМ, БЕЛИНСКИМ

Появился в жизни Достоевского светский человек актерского склада, блестяще говоривший по-французски Д. В. Григорович. Они снимали одну квартиру на углу Владимирской и Графского переулка. Григорович поражался начитанности Достоевского. Достоевский был поглощен переводом романа Бальзака «Евгения Гранде», который вышел на русском языке в 1844 году. С этим переводом и явилось что – то новое в сознании Достоевского. Роман Бальзака показал ему куда надо идти. Григорович был свидетелем того, как Достоевский по ночам упорно, но скрытно что – то писал. Это был роман «Бедные люди». И Григорович был первым, кто по просьбе Достоевского прочел роман еще в рукописи. Он пришел в восторг и показал произведение Некрасову. Потом оба побежали к Достоевскому ночью, разбудили его и стали поздравлять. Понесли рукопись к Белинскому: «Новый Гоголь явился». Белинский, прочтя, захотел видеть автора. По выходе романа в свет все заговорили о Достоевском как о крупнейшем писателе натуральной школы. Знакомство с Белинским Достоевский называл «самою восхитительною минутой» всей соей жизни. Но вскоре он отошел от Белинского. Белинский был за революционный путь достижения идеала, а Достоевский – за мирный. Высшим идеалом справедливости, братства для Достоевского был Христос, атеизма Белинского он не мог принять.

4-я группа исследователей «Петрашевцы». На эшафоте и в Сибири

В «Петербургской летописи»(1847 г.) Д. писал: «… весь Петербург есть не что иное, как собрание огромного числа маленьких кружков». Порвав с Белинским, он стал посещать собрания кружка братьев Бекетовых. Собиралось у Бекетовых человек 15, везде слышался «негодующий, благородный порыв против угнетения и несправедливости». Посещал и кружок Майковых, кружок Введенского. «Петрашевцами» назывались члены одного из главных обществ молодых людей в Петербурге 40 – х годов по имени его организатора. Вокруг центрального кружка Петрашевского образовались другие побочные кружки. Они отражали оттенки в политических настроениях молодежи. Общество Петрашевского наследовало революционное дело декабристов. Какое же место среди петрашевцев занимал Достоевский? П. П. Семенов – Тян-Шанский говорит: «Революционером Достоевский никогда не был и не мог быть». Он негодовал по поводу всякой несправедливости, возмущался коррупцией, подкупами и взятками среди военных и чиновников, но у него мало было общего с петрашевцами. Не исключено, как предполагают некоторые ученые, что Достоевский со временем отошел бы от петрашевцев, как он отошел от Белинского.

Царские власти заслали тайного агента в общество Петрашевского. Он записывал все, что там говорилось, и по его доносам был составлен список «преступников» и предварительное обвинение. В ночь на 23 апреля 1849 ода были произведены аресты по всему Петербургу. Через полгода над петрашевцами состоялся суд. Следственной комиссией Достоевский был определен как «один из важнейших и умный, независимый, хитрый, упрямый… преступник….» На следствии Д. не отрицал: «Я говорил о политике, о западе, о цензуре. Но кто же не говорил и не думал в наше время об этих вопросах?» особенно горячо Д. вступался за русскую литературу, изнывавшую под цензурным гнетом. «Письмо Белинского к Гоголю Д. Читал у Петрашевского в многолюдном собрании, и дерзкий тон письма вызвал восторженное одобрение присутствующих, все понимали друг друга с полуслова.» 22 декабря 1849 года вдруг всем арестованным повелели одеваться, стало ясно: будут объявлять приговор; вывели во двор и стали сажать в кареты. Куда – то везли. На площади стоял квадратный помост с лестницей, обтянутый в траурный цвет., и сбоку три столба. 23 «государственных преступника» проводятся на позорище по всему фронту и затем восходят на эшафот…Д. вместе с 9 – ю был приговорен к «расстрелянию». Приговор объявляют на месте казни. Обходит священник с крестом, палачи ломают над головами смертников шпаги. Первых трех уже подвели к столбам, привязали руки назад, колпаки надвинули на глаза. Остается секунда до команды «пли».Д. был во второй очереди и все видел и все чувствовал, жить ему осталось минуту. Но в это самое время последовала команда отвязать расстреливаемых, смертников вернули на эшафот, и был прочитан заготовленный заранее другой, настоящий приговор – каторга и ссылка. Никто не дрогнул, когда читали первый, никто не возликовал, когда читали второй. Царь «милостиво» даровал «преступникам»жизнь. После перенесенного потрясения, писал брату: «Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь: жизнь в нас самих, а не во внешнем.»Главное – остаться человеком Но какой – то кризис в нем произошел в этот день. Нет, высшие потребности духа не умерли в Д., но многое он передумает там, на каторге. К писательству вернется, но – уже другим.

И вот Омск, место назначения, здесь предстояло отбывать каторгу. Что это была за жизнь, Д. подробно поведал в книге «Записки из Мертвого дома». Много всяких историй наслышался Д. на каторге. Это была еще не ведомая никому по литературе Русь. Он писал брату: «Вообще – то время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, то народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его». Наконец Д. отбыл свой срок, пришло избавление от кандалов. Они рухнули к его ногам, как признается Д. , даже как – то вдруг их жалко стало, так привык он их носить, жалко стало прожитой жизни, жалко оставляемых людей.

5-я группа исследователей. Личная жизнь писателя.

В 1857 году Д. женился по страстной любви на Марии Дмитриевне Исаевой, женщине больной и неуравновешенной. Семейная жизнь складывалась трудно. Во время литературного чтения в 1861 году Д. получил письмо от увлекшейся им слушательницы женских курсов Аполлинарии Сусловой. Знакомство началось, с ее письма. Новое чувство захватило Д., завязался роман. Он и Суслова уговорились совершить в 1863 году заграничное путешествие. Суслова была моложе его почти на 20 лет. Аполлинарии была женщиной слишком эгоистичной, вспыльчивой, не столь собранной и волевой. Отношения их вскоре разладились. Суслова все время обвиняла Д. в недостатке внимания к ней, в том, что порвав с изменившей ему женой, он помогал ей материально и был озабочен состоянием ее здоровья. Как известно, Исаева умерла, положение ее было безнадежным. В 1865 году Д. испытал серьезное чувство к Анне Корвин – Круковской, старшей сестре Софьи Ковалевской – первой русской женщине - математика. Софья была по – детски в него влюблена. Но ее сестра Анна отказала Д.: кроме чувства дружбы, она к нему ничего не испытывала.

Тихое пристанище ему дала Анна Григорьевна Сниткина.

Достоевскому 44 года… Известен, почти знаменит, хотя великие романы еще не написаны. Создана большая часть «Преступления…» Он беден, болен, одинок. 10 лет назад женился на Марии Исаевой. Несчастлив. 3 года назад она умерла.

Сейчас он в западне. Ловкий издатель Стеловский так опутал его, что Достоевкому грозит голодное будущее и долговая тюрьма. Выход один: в месяц написать роман объемом более 200 страниц, что, конечно, нереально. Да и «Преступление…» надо закончить. Один из знакомых Милюков напомнил, что есть план романа?

Д.: « До сих пор не написано ни строчки…»

Милюков: « Возьмите стенографистку и продиктуйте роман (это было сказано вскользь, т. к. никто из писателей не диктовал романы).

Д.: « Профессор стенографии Ольхин прислал мне лучшую свою ученицу – Анну Григорьевну Сниткину. 20 лет, ясного доброго характера. Работа пошла превосходно. Роман написан за 24 дня.

А. Г.: « Имя Достоевского было знакомо с детства. Это любимый писатель отца.»

Она прочитала «Сеточку Незванову» в семье ее называли Неточной. Она представляла его пожилым человеком, толстым и лысым стариком, суровым, хмурым. Увидела: рассеянным, тяжко озабоченным, беспомощным, одиноким, раздраженным, почти больным. Он несколько раз спрашивал ее имя и забывал. Называл ее «голубчиком, милочкой, доброй Анной Григорьевной.»Перестала его бояться, говорила с ним свободно и откровенно. Работа над романом «Игрок» приближалась к концу. Она не хотела этого, т.к. привязалась к нему. Он тоже сожалел об этом.

Д.: «Неужели же теперь, с написанием романа все кончится? Мне вас будет недоставать.» 19 октября последняя диктовка романа. 30 октября она изменила наряд (черное платье сменила лиловым), знала, что этот День его рождения, принесла диктовку.

8 ноября 1866 года Анна Григорьевна: «Я увидела его взволнованным. У него было возбужденное выражение лица, что очень его молодило». Он рассказывает ей сюжет нового романа: Герой – художник таких лет как Достоевский, влюблен в девушку таких лет как она. Спрашивает: «Возможно, ли чтобы молодая девушка полюбила художника? Не будет ли это психологической невероятностью?»

А.Г.: « Что в том, что он беден и болен? Неужели можно любить за внешность и богатство? Если она любит и будет счастлива!»

Д.(помолчав): « Поставьте себя на минутку на ее место. Представьте, что этот художник – я. Что бы вы мне ответили?»

А. Г.: «Я бы вам ответила, что люблю вас и буду любить всю жизнь.»

Перед смертью утешал, говорил ласковые слова, благодарил за счастливую жизнь.

Д.: «В браке 3 четверти счастья человеческого, а в остальном едва ли четверть.»

Поручил ей детей. Затем сказал слова, которые редко кто из мужей произносил после 14 лет брачной жизни: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно»

«Братья Карамазовы» посвятил Анне Григорьевне Достоевской», - Написано на титульном листе.

А.Г. : «Что мне в том, кого потеряла Россия. Вспомните, кого я потеряла! Я лишилась лучшего в мире человека, составляющего радость, гордость, счастье моей жизни, мое солнце, мое божество.

Многие годы писатель страдал тремя тяжелыми болезнями: эпилепсией, эмфиземой легких и, видимо, туберкулезом. 28 января 1881 года Д. скончался. Он был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Петербург). За его гробом шла вся русская литература. Распорядителем на похоронах был старый его друг, открывший первым его талант – Григорович. Процессия растянулась по улицам, на тротуарах стояли сплошные толпы народа. «Великого художника хороним!» и «Великого патриота»

Достоевского давно нет в живых. Но все им написанное остается достоянием человечества. Его романы знает весь мир: они стали большой эстетической ценностью.

Итог урока.

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.

Ф.М.Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 г. в Москве, в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. В 1838 г. поступил в Петербургское военно-инженерное училище. Окончив его в 1843 г., был зачислен на службу в инженерный департамент, но через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература.

В детские и юношеские годы Достоевский страстно любил читать — Библию, произведения Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова, особенно увлекался творчеством А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. По признанию писателя, смерть Пушкина потрясла его едва ли не больше, чем кончина матери весной 1837 г. Интересовала Достоевского и иностранная литература — пьесы Шекспира и Мольера, романы Э.Сю, Ч.Диккенса, Ж.Санд, О. Бальзака и особенно драмы Ф. Шиллера, которыми он «бредил», заучивая наизусть.

Вершиной творчества Достоевского являются пять социально-философских романов, написанные в последние пятнадцать лет его жизни: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879-1880). Именно в этих произведениях гений Достоевского раскрылся со всей мощью и глубиной. Их появлению предшествовали два десятилетия идейных и художественных исканий, тяжелейших жизненных испытаний.

В начале 1860-х гг. Достоевский написал «Ряд статей о русской литературе», где обосновал свой взгляд на современную прозу. По его мнению, русская литература после Пушкина и Гоголя остро нуждалась в обновлении общественно-исторической проблематики и художественных принципов. Писатели 1850-х — 1860-х гг. — Тургенев, Гончаров и Толстой — развивали лишь одну из линий, намеченных Пушкиным. Они были преимущественно бытописателями русского дворянского общества с его исторически сложившимися особенностями. По мнению Достоевского, они развивали тот круг мотивов, которые Пушкин в «Евгении Онегине» обозначил как «преданья русского семейства».

Достоевский считал, что современные писатели должны изображать «русского человека большинства». Жизнь и душа этого человека сложны, неустроенны, хаотичны. По Достоевскому, актуальная задача всей литературы — открыть в человеке нечто большее, чем позволяет увидеть в нем его сословная или профессиональная принадлежность: душу, внутренний мир, круг идей и настроений. Таким образом, писатель поставил вопрос о «массовом», демократическом герое, но требовал не упрощенного, а психологически углубленного художественного исследования не только внешних, общественно-бытовых форм его жизни, но и всего «пестрого», противоречивого, что рождала современная жизнь в смятенных, растревоженных душах «героев времени».

Черты этой творческой программы обнаруживаются в его произведениях, созданных еще в первый период творчества — 1840-е гг. В эти годы были написаны роман «Бедные люди» (1845), повести «Двойник» (1846), «Хозяйка» (1847), «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849, не окончена).

Начало литературной деятельности Достоевского датируется 1844-1845 гг., когда, выйдя в отставку, он целиком посвятил себя литературе. В мае 1845 г. Достоевский прочитал своему единственному знакомому писателю Д.В.Григоровичу роман «Бедные люди». В.Г.Белинский высоко оценил его как первый в русской литературе опыт социального романа. Публикация «Бедных людей» в «Петербургском сборнике» (1846) упрочила авторитет «натуральной школы» — объединения молодых писателей-реалистов 1840-х гг.

Произведения, появившиеся после дебютного романа, выдвинули Достоевского в ряд первых писателей России. Крупнейшие критики — В.Г.Белинский и В.Н.Майков — сравнивали его с Гоголем, хотя в повестях, написанных после «Бедных людей», молодой Достоевский не столько следовал за кумиром реалистов 1840-х гг., сколько переосмысливал его творческий опыт, шел своим путем, нащупывая собственный метод изображения человека.

Уже роман в письмах «Бедные люди» с точки зрения трактовки личности чиновника Макара Алексеевича Девушкина был произведением подчеркнуто «негоголевским». Достоевскому важно было показать, что думают о себе сами «маленькие люди» — бедный титулярный советник и адресат его писем, швея Варенька Доброселова, вырванная Девушкиным из рук сводни. Писателя интересовало в первую очередь самосознание героев. Девушкин понимает, что в социальном смысле он — «ветошка» (ничтожество), но это не мешает ему быть мыслящим и чувствующим человеком.

Он не просто «маленький человек», задавленный жизнью петербургский чиновник, обитатель плохих квартир, каким был герой гоголевской повести «Шинель» Башмачкин. Девушкин — существо униженное и оскорбленное. Он «винтик» бюрократической машины, но «винтик» с «амбицией», с сознанием собственного достоинства. Он требует уважения к себе, сам уважает и чужую бедность, и чужую гордость. Для Девушкина уважение к бедному человеку важнее материального благополучия. Даже новые сапоги нужны ему «для поддержки чести и доброго имени». «В дырявых же сапогах, — замечает он, — и то и другое пропало... поверьте».

Цель Гоголя и его последователей в литературе 1840-х гг. — пробудить в душе читателя сочувствие, сострадание к «маленькому человеку». Цель Достоевского иная — дать Девушкину и ему подобным возможность «исповедаться», высказаться о том, что их унижает и оскорбляет. При этом слово героя имеет особый характер: это слово человека, который испытывает жгучую потребность в общении, диалоге, полемике. Девушкин исповедуется в своих письмах, но его исповедь адресована не только Вареньке. Он словно ощущает на себе чужой, недобрый, скептический взгляд, не может отделаться от чувства враждебности со стороны окружающих людей.

Герой всегда начинает с опровержения того, кто готов влезть в его душу, унизить и оскорбить его. Этим обусловлен стиль романа (прежде всего писем Девушкина): слово героя как бы «ёжится», «корчится» под чужим взглядом. В речи Девушкина отражается психологический комплекс униженного и оскорбленного человека: робкая, стыдливая оглядка на воображаемого оппонента и приглушенный вызов — вариант самозащиты. «Ведь для людей и в шинели ходишь, да и сапоги, пожалуй, для них же носишь», — оправдывается Девушкин.

Характер униженного и оскорбленного человека — главное открытие Достоевского в « Бедных людях ». Своего рода сенсацией в литературе 1840-х гг. стал принцип изображения этого литературного героя, найденный писателем: он проанализировал не столько социальный статус, сколько психологический феномен «амбициозного» человека, борющегося словом за свою честь и достоинство, желающего получить от людей то же уважение, что и сильные мира сего.

Достоевский отнюдь не идеализировал своего героя. Писатель хорошо видел, что его личность уродливо деформирована, ведь Девушкин не стремится жить для себя, желая одного: чтобы его отражения в зеркалах чужих мнений выглядели вполне «прилично ». И в « Бедных людях », и в последующих повестях важен мотив двойственности героев. Порыв к диалогу с людьми и с миром, потребность понимания и исповеди соединены в них с отчуждением даже от близких людей, с болезненной жаждой конфликта с тем, что их окружает.

Замкнутость «бедных людей», их взаимная «непроницаемость» и отчуждение друг от друга, сочетание в их душах добра и зла — эти проблемы вышли на первый план в повестях «Двойник» и «Господин Прохарчин». В них Достоевский столь же далек от гоголевской традиции изображения «маленького человека», как и в первом романе. Герой повести «Двойник» Голядкин отважился на некое подобие бунта. Выброшенный из «хорошего общества», он из колеи вон лезет, чтобы доказать, что и он тоже человек, с которым нужно считаться, порывается объясниться со своими обидчиками. Но его нелепая фигура и косноязычие вызывают в них только минутное замешательство и неудержимый смех. Бунт героя, завершившийся в сумасшедшем доме, нелеп и трагикомичен.

Самое примечательное в повести — появление двойника Голядкина, который стал его психологическим антиподом. Герой робок, честен и наивен. Его двойник нагл и не прочь урвать чужое. Голядкин никому не сделал зла — двойник всегда готов нагадить ближнему. «Младший» Голядкин — порождение души амбициозного чиновника. Он появился потому, что зависть, злоба и подлость как бы отделились от подлинного Голядкина и зажили самостоятельной жизнью. Герой с ужасом узнает себя в кривом зеркале двойника, который оказался сильнее его самого. В двойнике есть все, от чего избавился бедный чиновник: лесть, заискиванье перед начальством, лживость и наглость.

Герой повести «Господин Прохарчин» — предшественник «подпольного человека». Достоевский подчеркнул в нем гипертрофированное чувство собственного достоинства. Сделав смыслом своей жизни накопительство (после его смерти в тюфяке обнаружили «капитал» — две с половиной тысячи рублей), он горд сознанием своего тайного богатства. Деньги стали для Прохарчи-на символом неограниченной власти над людьми. С болезненным сладострастием он предается «наполеоновским» мечтаниям, полностью закрывшись от людей. Одержимый страхом перед жизнью, первый «подпольный» герой в творчестве Достоевского сам вызывает ужас: этот «человек-ветошка» одержим мечтою подчинить себе весь мир. Он упивается полетом своей раскованной мысли, словно раздвигает стены своей нищенской каморки, мечтая о том, чтобы или подчинить весь мир, или облагодетельствовать человечество. Но за всеми «наполеоновскими» планами Прохарчина, первого «петербургского мечтателя», изображенного писателем, угадываются распавшиеся связи между обществом и человеком, трагическое отчуждение от людей и мучительное желание приблизиться к ним не в мечтах, а наяву.

Образы «петербургских мечтателей» созданы в цикле произведений, написанных в 1847-1849 гг.: «Хозяйка», «Слабое сердце», «Белые ночи» и «Неточка Незванова». В каждом их них — история крушения «мечтателя»и его мечты.

Особенно интересен образ Ордынова, героя самой фантастичной из повестей Достоевского — «Хозяйка». Действие в ней происходит на грани действительности и сна, а Ордынов изображен как человек одержимый, нервный, находящийся на грани психического срыва. Герой повести — первый «теоретик» в творчестве Достоевского — занят созданием универсальной системы знания, в которой хочет слить искусство и науку.

Во время одной из прогулок по Петербургу Ордынов встречает красавицу Катерину, сопровождаемую мрачным стариком. Заинтригованный герой «очертя голову», как и всякий «мечтатель» у Достоевского, бросается в омут житейских обстоятельств, напрочь забывая о своем «проекте». Теперь он думает только об одном: как вырвать Катерину из рук купца-раскольника, но терпит крушение. Писатель подчеркивает нежизнеспособность и беспочвенность мечтаний Ордынова, трагический разлад между его альтруистическим порывом и полным незнанием жизни и людей. Именно это противоречие во многом определит позднее и судьбу Раскольникова.

Первый период творчества Достоевского охватывает около пяти лет. Творческое развитие писателя было насильственно прервано в апреле 1849 г. арестом по делу Петрашевского. Дело в том, что во второй половине 1840-х гг. Достоевский не только активно работал в литературе, но и находился в эпицентре тогдашних споров о будущем России, о путях преобразования общества. Писателя привлекли идеи утопического социализма — он испытал сильное влияние идей В. Г. Белинского и взглядов французских социалистов-утопистов, особенно Шарля Фурье. С 1847 г. Достоевский был участником кружка М.В.Петрашевского, убежденного «фурьериста», считавшего идеалом гармоничного общества фаланстер (человеческое сообщество, устроенное на основе принципов общей собственности и общего труда, свободы от власти денег и семейных обязанностей). Достоевский иронически относился к утопиям Петрашевского и его сторонников, но искренне мечтал о «деле», о справедливом переустройстве общества. Будучи глубоко религиозным человеком, писатель считал, что обновление общества возможно на основе соединения социализма с христианством. Особые надежды он возлагал, как и многие его современники, на крестьянскую общину.

На собрании у Петрашевского 15 апреля 1849 г. Достоевский прочитал запрещенное цензурой письмо Белинского к Гоголю, в котором критик дал резкую оценку «Выбранным местам из переписки с друзьями». Именно за это Достоевский вместе с другими петрашевцами был приговорен к расстрелу. 22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу в Петербурге была инсценирована казнь — в последнюю минуту ожидавшему смерти Достоевскому объявили о царской «милости»: расстрел был заменен четырьмя годами каторги с последующей солдатчиной. Писатель пережил незабываемую душевную драму. 24 декабря его отправили на каторгу в Омский острог. С 1854 г., после окончания срока каторжных работ, Достоевский служил солдатом в Сибирском линейном батальоне.

Время каторги и солдатчины — длительная пауза в творческом развитии писателя. Тяжелее каторжных работ стала для Достоевского «каторга» нравственных мучений. Уже в первый год пребывания в остроге в писателе произошел нравственный переворот: вся прошлая жизнь показалась ему лживой, неподлинной. Книги и журналы были запрещены — единственной разрешенной книгой было Евангелие, подарок жен декабристов. Оно и стало постоянным чтением Достоевского, углубило его представления о смысле евангельских образов, истолкованных им в контексте собственной судьбы и судьбы человечества.

На каторге Достоевский, живший среди уголовников, в атмосфере пьяного разгула и поножовщины, мучительно искал ответ на вопрос: бандит ли русский мужик, на которого он и другие петрашевцы возлагали столь большие надежды? Писатель по-новому взглянул на один из памятных эпизодов детства: когда ему было 9 лет, его испугал волк, и он бросился к мужику Марею, пахавшему свое поле. Мужик протянул руку, погладил маленького Федю по щеке и сказал: «Ишь ведь испужался... Полно, родной... Христос с тобой, окстись...» Достоевский вспомнил добрую, нежную, словно материнскую, улыбку крепостного мужика Марея. Этот мужик стал для писателя-каторжника символом народной доброты: не только бандиты и душегубы, но и мягкие, добрые, простые русские мужики открылись ему в соседях по каторжному бараку.

Доброта, справедливость, участие — основы народной нравственности — воскресили Достоевского, заставили, вопреки всему увиденному на каторге, поверить в народ, но уже не в «идеальный» , выдуманный мечтателями-утопистами, а в реальных, жестоких и страшных внешне, но наивных и добрых людей, которые сохранили связь с народными представлениями о нравственности. Именно вера в народ, вера в Бога и в конечное торжество добра и справедливости помогли Достоевскому выдержать испытание каторгой и солдатчиной. Только в 1859 г. Достоевский получил разрешение переехать в Тверь, а затем — в Петербург.

С возвращением в столицу начался новый период жизни и творчества Достоевского, охватывающий 1859-1885 гг. Еще в 1858-1859 гг. он написал роман «Село Степанчиково и его обитатели» и повесть «Дядюшкин сон». Эти произведения стали «пробными»: ведь Достоевский вынужден был определять свое место в новой литературной обстановке, которая сильно изменилась с 1840-х гг.

Десять лет его имя не появлялось в печати, о нем основательно забыли, тогда как писатели, начинавшие вместе с ним в 1840-е гг., бывшие участники «натуральной школы», находились в зените своей славы {И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, политический эмигрант А.И.Герцен), появились и новые имена (Л.Н.Толстой, Н.Г.Чернышевский), и, самое главное, новый читатель. В 37 лет Достоевскому нужно было фактически начинать заново, «вынырнуть» из Леты, вернувшись в литературу. Заметим, что ситуация, в которой он оказался, уникальна: никому из русских писателей не приходилось начинать дважды, восстанавливая свое литературное имя.

В романе «Село Степанчиково и его обитатели» перед читателями предстал новый Достоевский — блестящий сатирик и одновременно тонкий психолог. Однако любимое детище писателя, на которое он возлагал особые надежды, не было понято и принято современниками. Отчасти это объясняется тем, что роман был для Достоевского своеобразным «расчетом с прошлым»: в главном герое Фоме Фомиче Опискине проступили черты характера Гоголя последних лет жизни, откровенно пародировался стиль его «Выбранных мест из переписки с друзьями». Психологическая сатира Достоевского вызвала недоумение. Главным вопросом для критиков стал вопрос о том, в каком направлении будет развиваться его творчество. Читатель требовал злободневных сюжетов. Ни мастерство, ни углубленный психологизм, ни иронически-пародийная манера письма не могли компенсировать отсутствие современной проблематики.

Потребовалось пять лет для того, чтобы Достоевский смог восстановить свою литературную репутацию. Два произведения, написанные в начале 1860-х гг., — роман «Униженные и оскорбленные» (1861) и художественно-документальные «Записки из Мертвого дома» (1860-1862) — вновь сделали его активным участником литературного процесса. Оба произведения тесно связаны с публицистической и издательской деятельностью Достоевского. Вместе с братом М.М.Достоевским он издавал журнал «Время» (1861-1863), а затем его продолжение— «Эпоху» (1864-1865). В этих изданиях братья Достоевские проводили программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой и публицистики, и художественных произведений Ф.М.Достоевского 1860-х — 1870-х гг.

Главный пункт этой социально-философской программы — размежевание с двумя самыми авторитетными течениями русской духовной жизни: западничеством и славянофильством. Освободительные стремления дворянства, «старые» социологические и философские идеи Достоевский решительно пересматривает. Разночинскую интеллигенцию он считает оторванной от народа, от «почвы», а потому не выражающей его коренных чаяний. Братья Достоевские и их сторонники, в частности известный писатель и критик А.А.Григорьев, тоже остро ощущали оторванность от народа, от «народной почвы». Они ожидали «нового слова» от самого русского народа, разбуженного крестьянской реформой 1861 г. Свою задачу «почвенники» видели в духовно-практической деятельности: просвещая народ, образованные слои общества должны сами воспринять исконные основы народного мироощущения, нравственно сблизиться с ним.

В народной нравственности Достоевский выделял три основных момента: чувство органической связи между людьми; братское сочувствие и сострадание; готовность добровольно прийти на помощь страдающему «брату» без насилия над собой и ограничения собственной свободы. Именно эти качества определяют, по мнению писателя, сущность «социализма русского народа». Этот «почвенный», народный социализм он противопоставлял социализму утопическому, а в 1870-е гг. — «политическому», то есть революционному социализму. Со страниц журналов Достоевский вел активную полемику по общественно-политическим и литературным вопросам. Публикации во «Времени» новых художественных произведений, восторженно встреченные читателями, также были «репликами» писателя в его споре с современниками.

Роман «Униженные и оскорбленные» близок традиции европейского «романа-фельетона», популярного и в России (к романам этого типа можно отнести, например, огромный роман Вс.Крестовского «Петербургские трущобы»). Сюжетные тайны, запутанные отношения героев, композиционная и смысловая завершенность каждой части — все эти особенности городского «романа-фельетона» были необходимы Достоевскому для решения сложных социально-психологических задач. В романе продолжены две темы, разрабатывавшиеся еще в произведениях 1840-х гг., — тема Петербурга и тема «униженных и оскорбленных» (само название произведения точно определило тип героя, который складывался уже в первых произведениях Достоевского). Трактовка этих тем изменилась: петербургский мир показан в свете «почвеннических» идеалов, в нем открыто столкнулись мораль «униженных и оскорбленных» (Нелли, Наташа Ихменева и ее родители, рассказчик Иван Петрович) и тех, кто унижает и оскорбляет (князья Валковские)

«Записки из Мертвого дома» произвели впечатление разорвавшейся бомбы: о каторге и каторжниках до Достоевского не писал никто — он открыл не только новый материал, но и форму его подачи. Сама тема сделала книгу событием: писатель проложил путь целой литературе о каторгах и тюрьмах. Русские писатели после Достоевского, в 1880-е — 1890-е гг., уже знали, как писать об этих явлениях общественной жизни. И в многочисленных «лагерных» романах, повестях, «записках», созданных узниками тюрем и концлагерей уже в XX в., легко обнаружить черты их литературного «прототипа». В «Записках из Мертвого дома» Достоевский создал «канон» тюремного жизнеописания: от появления новичка в бараке, проходящего через опыт наказания и каторжного труда, общения с тюремной средой, до побега или освобождения.

В художественно-документальном автобиографическом повествовании писателю удалось соединить, казалось бы, несоединимое: правду факта, документа и психологическую правду. Рассказчиком является некий Александр Петрович Горянчиков, осужденный за убийство жены, однако в центре произведения не судьба уголовного преступника. Впервые документальный рассказ стал формой нравственно-психологического самопознания и постановки социально-философских проблем. Писатель пришел к выводу, что старая система наказания не способна исправить преступника. «Острог и усиленная каторжная работа» развивают в нем «только ненависть, жажду запрещенных наслаждений и страшное легкомыслие». У Достоевского сложилась своя концепция наказания, реализованная позднее и в романе «Преступление и наказание»: преступника может наказать не официальный суд и каторга, а только суд своей совести.

Из тех подробностей жизни на каторге в книге вырастает символичный образ Мертвого дома, имеющий несколько значений, выходящих за пределы изображаемого в «Записках...» Это не только образ каторжной тюрьмы, но и образ-символ «мертвой», (бюрократической николаевской России и символ любого общества, » котором правовая система становится бездушной машиной, прокатывающейся но человеку, не исправляя, а калеча его душу, отнимая у него надежду на гуманность и справедливость. Примечательно, что одной из сквозных проблем книги стала проблема отчуждения образованной, дворянской России от русского народа. Не отвлеченные рассуждения, а судьбы рассказчика и его товарищей, оставшихся для других каторжников представителями ненавистного дворянского сословия, подтверждают любимую идею Достоевского о необходимости возвращения образованных «верхов» русского общества к народной «почве».

Полемически остро поставлена в «Записках из Мертвого дома» одна из злободневных проблем 1860-х гг. — проблема социальной среды. Не отрицая роли социокультурного окружения в формировании личности, Достоевский отверг популярное в то время объяснение личности и поведения людей тем, что «среда заела». Последней инстанцией, определяющей поступки и психологию человека, писатель считал самого человека, его нравственное «я ». По мнению Достоевского, влияние среды не освобождает человека от нравственной ответственности перед Богом и людьми. Любая попытка переложить ответственность с конкретного человека на среду — уловка буржуазной юриспруденции, необходимая для оправдания преступлений. Это одно из коренных убеждений Достоевского, художественно воплощенное во всех его романах 1860-х — 1870-х гг.

В 1862 -1864 гг. Достоевский создал два произведения, которые явились как бы двумя прологами к пяти его великим романам. «Зимине заметки о летних впечатлениях», написанные под впечатлением от первой поездки за границу в 1862-1863 гг., — «пролог» публицистический. В серии публицистических очерков создан образ европейской цивилизации, показавшейся Достоевскому новым царством Ваала — мифологического чудовища, пожирающего людей. По мнению писателя, на Западе, дух которого разрушен «собственничеством», нет даже предпосылок для достижения человеческого братства. Этический идеал Достоевского способность личности свободно, без всякого насилия над собой расширять свое «я» до понимания нужд других людей и других народов, до «всечеловечества», «всемирной отзывчивости», Свои надежды на грядущее единение людей он связал с русским народом,

«Записки из подполья» — «пролог» философско-психологический. Достоевский исследует душу современного индивидуалиста, «подпольного человека», предельно сконцентрировав действие во времени и пространстве. За несколько часов он заставляет своего героя пройти через все фазы настроений: унижение, горделивое самоупоение и страдание, приводя его в конце концов к пониманию собственной ничтожности.

С- точки зрения социальной, «подпольный» герой малоинтересен — это заурядный петербургский чиновник. Внимание писателя приковано не к социальному статусу, а к сознанию этого человека. Его сознание — точно злокачественная опухоль: «подпольным» героем владеет болезненная, доходящая до патологии жажда самоутверждения. Утвердиться он способен, только подавив и унизив других людей. В нем развита потребность в психологической «тирании», причем объектом этой «тирании» становится не только несчастная и доверчивая проститутка Лиза, но и он сам. Смысл самоистязания в том, что каждую свою мысль, любые поступки или побуждения герой подвергает беспощадному «анатомированию». В результате он почти сходит с ума от противоречий: то ему кажется, что он знает о себе все, то перед ним вдруг открывается страшная истина — герой тонет в собственных парадоксах, сомневаясь в искренности любого своего слова. Единственным законом для себя и всего мира он признает лишь личный каприз. Отказаться от его удовлетворения — значит, по мнению героя, уподобиться «штифтику» или «фортепьянной клавише», нажимаемой чужой рукой.

«Антигерой» Достоевского бунтует против «голого» рационализма, против жизненной арифметики, утверждая, что «дважды два четыре — все-таки вещь пренесносная». Этот бунт личности, требующей для себя неограниченной свободы, с точки зрения писателя, аморален и приводит ее к саморазрушению. «Подпольный парадоксалист» замыкается в своем «хотенье», погружаясь в дурную бесконечность «больного сознания». Новая, индивидуалистическая «арифметика» оказывается ничуть не лучше прежней, отвергнутой.

В «Записках из подполья» Достоевский-психолог использовал два принципа, позволивших ему глубоко проникнуть в индивидуалистическое сознание, в природу зла. Первый принцип — исповедь «антигероя». Исповедь стала одной из важнейших форм психологического анализа в «Преступлении и наказании», «Бесах», «Подростке» и «Братьях Карамазовых». Второй принцип отсутствие авторского слова о герое, авторского комментария к его размышлениям — не нашел применения в позднейших произведениях. Достоевский предпочел не оставлять своих «антигероев» наедине с читателем. Противовесом «вакханалии» мыслей и чувств «подпольных» людей в романах 1860-х — 1870-х гг. всегда служат суждения писателя и героев-резонеров, отражающих авторскую точку зрения.

Последний период творчества Достоевского (конец 1860-х гг. — 1881 г.) — пора создания шедевров. Первым из романов, которые принесли писателю мировую славу, стал роман «Преступление и наказание» — итог всего предшествующего развития Достоевского-мыслителя и художника и поисковое, новаторское произведение, открывшее завершающий этап его творчества.

В романах, Написанных в последний период творчества, особенно ярко проявились главные особенности художественного мира Достоевского. Охарактеризуем некоторые из них.

Достоевский раздвинул рамки «социального» реализма, впервые заставив литературу говорить о философских проблемах не языком философско-иллюстративным, а языком художественных образов. Если до Достоевского антитеза « художник — мыслитель » была вполне обычной, то в нем художник и мыслитель органично слились, что привело к возникновению художественности нового типа. Через событийное и социальное содержание своих произведений писатель ведет читателя к их философскому ядру.

Реализм Достоевского — философский, психологический. Художественный метод писателя основан на обостренном внимании к наиболее запутанным и противоречивым формам жизни и общественного сознания его эпохи. В самых сложных («фантастических», по его определению) фактах духовной жизни своих современников он находил отражение общечеловеческих («всечеловеческих») проблем. Герои Достоевского — люди «века промышленности». В его романах борются идеи, порожденные буржуазными отношениями. Достоевский стал одним из первых критиков идей индивидуализма и анархизма, своеволия и вседозволенности, которые для многих его современников были привлекательнее, чем «ветхая» гуманистическая мораль. Противопоставляя этим разрушительным идеям свою веру в Бога, убеждение в несокрушимости идеалов христианского человеколюбия, писатель создал оригинальную концепцию личности: в его романах «антигероям» противостоят люди, вдохновленные верой в добро, стремящиеся к справедливости, отвергающие возможность достижения всеобщей! гармонии ценой страдания (Соня Мармеладова, князь Мышкин, Алеша Карамазов).

Несмотря на склонность ставить «вечные» философские вопросы, Достоевский — писатель острозлободневный, одержимый, по его словам, «тоской по текущему». В современных событиях и в характерах современников он стремился увидеть как обобщающий, итоговый смысл, так и пролог новой эпохи общественного и культурного развития России и Европы. Все романы Достоевского 1860-х — 1870-х гг. могут быть названы романами-« прогнозами», романами-«пророчествами», значение которых в полном объеме раскрылось в XX в.

Достоевский — писатель-урбанист, создавший страшный портрет большого города, города-«спрута», который подчиняет и обезличивает человека (прежде всего это, конечно, Петербург). Но он не ограничился изображением меркантильной и бесчеловечной городской «цивилизации». Достоевский убежден, что чем более «фантастичен» и враждебен мир, окружающий людей, тем сильнее в них тоска по идеалу, тем важнее для художника « найти человека в человеке». На языке писателя эта формула означала поиск выхода из хаотичного и уродливого мира, который, однако, должен быть изображен «при полном реализме», объективно, без идеализации. Свой нравственный долг Достоевский видел в том, чтобы обнаружить «скрытый в душе человеческой» порыв к красоте и гармонии. Как и Шиллер, кумир его юности, Достоевский верил: именно «красота мир спасет», поможет восстановить «погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков».

В произведениях Достоевского нет пассивных и обезличенных «жертв обстоятельств», среды или воспитания. Даже самый обокраденный жизнью человек — «ветошка», «штифтик», «фортепьянная клавиша», преступник, изгой — изображается как человек с «амбицией», со своим взглядом на людей и самого себя. Личностное начало, нарушающее сословные формы поведения и мышления, возвышает даже самого «ничтожного» героя.

Художественный мир Достоевского — мир мысли и напряженных нравственно-философских исканий. В этот сложный процесс втянуты люди из различных сословий: бывший студент; дворянин Раскольников, помещик Свидригайлов и маляр Миколка («Преступление и наказание»), «праведник» князь Мышкин, содержанка Настасья Филипповна и купеческий сын Рогожин («Идиот»), даже дети (например, подросток-«нигилист» Коля Красоткин из романа «Братья Карамазовы»),

Психологизм — важнейшая особенность всех произведений Достоевского. Уже в 1840-е гг. он уделял больше внимания описанию внутреннего мира героев, чем его социальной характеристике. Это выделило его среди писателей «натуральной школы» и вызвало неудовольствие ее главы — В.Г.Белинского. В отличие от реалистов-«социологов» «фантастический» реалист Достоевский не перекладывал на «среду» и обстоятельства ответственность за поступки людей и их результат. В начале 1860-х гг. он иронически заметил, что «завел процесс» со всей русской литературой, в полный голос заявив, что каждый человек — «ответчик» за все неустройство жизни и ее «мерзости». По мнению Достоевского, к «золотому веку» «всемирный человек» (то есть все человечество) придет только тогда, когда люди поймут и преодолеют собственные несовершенства. Писатель определил свой творческий метод как «фантастический реализм», так как, по его мнению, нет ничего более фантастического, чем душа человека, переживающего свой конфликт с миром.

Достоевский создал жанр «полифонического» романа (термин М.М.Бахтина). Начиная с «Преступления и наказания», его романы становятся грандиозными художественными «лабораториями» , в которых идеи, теории, концепции испытываются практикой жизни. В них сталкиваются идеологические системы, типы поведения людей, идет борьба мнений. Каждый человек у Достоевского представляет какую-то жизненную позицию, взгляд на мир, становясь «героем-идеологом», живым воплощением идеи. Но ни один голос, в том числе и голос самого автора, не имеет решающего значения. Смысл напряженных «диалогов идей», ведущихся в романах, — обретение нравственной истины, которая не может принадлежать одному человеку: она является достоянием всех и раскрывается каждому человеку в опыте его страданий и мучительных духовных поисков, в его движении к нравственному совершенству, к Богу.

Оставил после себя огромное литературное наследство, в котором критика не разобралась до сих пор, не установив даже взаимного отношения между различными произведениями, из которых некоторые имели значение подготовительных этюдов к позднейшим крупным вещам. Но характерные черты его творчества вполне ясны. Достоевский – писатель-психолог по существу, исследователь глубин человеческой души, аналитик её тончайших настроений. Жизнь представляется ему необычайно сложной и стихийной, исполненной противоречий и неразрешимых загадок; на человеческую душу, переживающую сложность и стихийность жизненного процесса, одновременно действуют и ум, и сердце, прозорливая мысль, и слепая вера. Таинственное мистическое начало, таясь в глубинах человеческой личности, владеет ею не меньше, чем внешние обстоятельства.

Реальное и мистическое постоянно сопоставляются в романах Достоевского, иногда до того, что исчезает граница между рассказом автора и галлюцинациями изображаемого героя. Раздвоением человеческой личности, неопределенностью чувств и стремлений многие герои Достоевского, особенно Голядкин в «Двойнике », напоминают героев Гофмана , писавшего, как и Достоевский, в момент болезненного расстройства нервов по ночам. В глубине жизненных явлений у Достоевского лежит трагический элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к удивительным совпадениям, которые и создают решающий мотив. Разговор неизвестных лиц в трактире о старухе-процентщице наталкивает Раскольникова на мысль об убийстве, почти дает готовый план, очерчивает рамки психологического содержания, в пределах которого станет развиваться дальнейшее действие романа. И этот трагический роковой элемент проявляет себя среди резких контрастов ненависти и любви, зверской жестокости, пороков, всевозможных ужасов и подвигов самоотречения, ангельской ясности и чистоты.

Фёдор Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872

Действие развивается у Достоевского чрезвычайно быстро; события нагромождаются массами в самые незначительные промежутки времени, они неудержимо рвутся вперед, не давая читателю опомниться, остановиться на особенностях, характеризующих обыденные настроения людей известного круга в известную эпоху. Понятно поэтому, что, сосредоточивая весь интерес рассказа на передаче психологических моментов, Достоевский дает сравнительно мало бытового материала. Стремление к правде, к верности в изображении чувство значительно превышает заботу Достоевского о внешних приемах художественности.

Из этого вытекает и общественное значение романов Достоевского. Сделав исходной точкой своих психологических экскурсов страдание, в которое вовлекается человек внешними и внутренними противоречиями жизни, Достоевский стал на сторону людей забитых и угнетенных, страдающих столько же от того, что их придавили житейские обстоятельства, сколько и от сознания своего человеческого достоинства, ежеминутно оскорбляемого и попираемого, от сознания своего права на осмысленную и нравственную жизнь. Достоевский болеет за человека, который примиряется с силою вещей и начинает считать себя неполным, не настоящим человеком. Это и есть путь к искуплению.

Достоевский. Бесы. Лекция Людмилы Сараскиной

Формы страдания в изображениях Достоевского в высшей степени разнообразны; психологические мотивы их разработаны в самых причудливых сочетаниях: страдание от любви к человеку вообще, страдание от сильных и низменных страстей, от любви, соединенной с жестокостью и злобой, от болезненного самолюбия и подозрительности, от волчьих инстинктов, с одной стороны, и овечьей покорности с другой. «Человек – деспот от природы и любить быть мучителем», – говорит Достоевский в «Игроке ». Его «подпольный человек » доходит до утверждения, что «человек до страсти любит страдание», – последнее, таким образом, возводится на степень не требования людской природы.

Страдание рождает любовь и веру, а в них наше оправдание перед Высшим Существом – такова философия страдания у Достоевского. В его романах много жестокости, но в них много и милосердия. С точностью психиатра, великий русский писатель раскрыл целый мир «блаженненьких», пьяниц, сладострастников, юродивых, идиотов , помешанных, и каждое изображение не только потрясает читателя, но и открывает его сердце влиянию лучей евангельской любви. В книгах Достоевского перед нами проходят разнообразные типы ограниченных счастливцев, бессердечных эгоистов, наивных мечтателей, людей чистой непорочной жизни и т. д. Изображение этого в высшей степени сложного мира, который становится близок сердцу читателя до полного слияния с ним, ставит Достоевского в ряды первостепенных реалистов, и сопоставление его с Л. Толстым , сделанное критикой, имеет за себя глубокие основания. При всех своих частных различиях, оба они – страстные искатели той истины и нравственного исцеления человечества.

Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Отцом его был отставной военный лекарь Михаил Андреевич (участник Отечественной войны 1812 года), а матерью – Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева). Первым ребёнком в семье был Михаил, а Фёдор – вторым.

Всю жизнь два старших брата оставались самыми близкими людьми.

Всего в семье было 8 детей.

Отец семейства был строгим человеком. Он установил дома порядок и требовал, чтобы все неукоснительно его соблюдали. Но была добрая и ласковая мама. Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фролова. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну. Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу. Часто по вечерам в семье Достоевских проходили семейные чтения.

Литературные интересы определились рано. Под влиянием Вальтера Скотта и А. Радклиф Федоров сочинял романы «из венецианской жизни». Журнал «Библиотека для чтения», выписанный для сыновей отцом, обеспечивал знакомство с новейшей иностранной литературой:

О. де Бальзаком, Э.Т.А. Гофманом.

Читались историк Карамзин, писатели и поэты Державин, Лажечников, Загостин, Жуковский и, конечно же, Пушкин. Младший брат Фёдора Михайловича Андрей Михайлович писал, что «брат Федя более читал сочинения исторические, серьёзные, а также попадавшиеся романы. Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи… но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, тогда чуть не всего знали наизусть…». Гибель Александра Сергеевича юным Федей была воспитана как личное горе.

Андрей Михайлович писал: «Брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура (умерла мать – Мария Фёдоровна), то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину».

С 1834 года юных Фёдора и Михаила определяют в частный пансион Л.И. Чермака, один из лучших в Москве, где они учились до 1837 года. Пансион располагался на Басманной улице.

О Достоевском-пансионате рассказывал его соученик В.М.Каченовский: «…Это был серьёзный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками пансиона…».

Достоевский рос в семействе «русском и благочестивом», где знакомились с Евангелием «чуть не с первого детства».

«Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным», - вспоминал писатель.

Каждую пасху мать возила сыновей на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру.

Зимой 1837 года умерла мать Фёдора Михайловича, и этот период принято считать окончания детства писателя. А ровно через год он вместе с братом Михаилом едет в Санкт-Петербург поступает в Инженерное училище. Но Михаила не могут туда зачислить по состоянию здоровью, и он вынужден был поступить в инженерные юнкера в Ревене (ныне Таллинн).

Впервые Федор был надолго разлучен с братом. Однако связь между братьями не прерывалась благодаря оживлённой переписке, где обсуждалось творчество Гомера и Расина, Гёте и Бальзака. Гюго и Шиллера, которым юный Достоевский «бредил» и которого «вызубрил всего наизусть». В этих письмах высказаны мысли, определившие духовный поиск всей жизни:»Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

В начале лета 1839 года умер отец.

Будущий писатель очень тяжело перенёс эту трагедию, тем более что упорно ходили слухи о том, что Михаила Андреевича убили свои же крестьяне в селе Даровое (Тульская губерния), которое они купили в 1831 году и в котором маленький Федя проводил каждое лето.

И именно со смертью отца связан первый приступ эпилепсии, который преследовал Фёдора Михайловича до конца жизни.

Инженерное училище находилось в Михайловском замке, где был убит царь Павел 1. в будущем писателе зарождалось недоверие к «дивному граду», воспетому его кумиром А.С. Пушкиным. однако Петербург властно притягивал Достоевского к себе. Но это был Петербург Мещанских и Подьяческих улиц, где он и поселил своих будущих героев.

Один из счастливых моментов в первые годы жизни и учёбы Достоевского в Петербурге являлось общение с поэтом-романтиком И.Н. Шидловским.

Вот что он писал брату Михаилу: «…О, кокая откровенная, чистая душа!... О, ежели бы ты знал те стихотворения, которые написал он прошлою весною…».

Григорович, который учился вместе с ним: « Фёдор Михайлович уже тогда выказывал черты необщительности, сторонился не принимал участия в играх, сидел, углубившись в книгу, и искал уединённого места… В реакционное время его всегда можно было… найти… с книгой». И ещё: «Его начитанность изумляла меня».

Достоевский читал в то время Шиллера и Шекспира, Гёте и Бальзака. И именно в годы учёбы он научился понимать Гоголя, вернее, подмечать те жизненные ситуации, которые так умел воплощать на бумаге Гоголь. Ещё юнкером он сочинил не дошедшие до нас произведения «Бориса Годунова» и «Мария Стюард».

После окончания училища, в 1843 году, Достоевский был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год уволился, вместе с Д.В.Григоровичем (уже известным писателем) снял квартиру и занялся писательским трудом..

В мае 1845 года написаны «Бедные люди».

Достоевский прочитал роман «Бедные люди» Григоровичу, который в свою очередь показал его Н.А.Некрасову, а тот со словами «Новый Гоголь явился!» отнёс книгу В.Г.Белинскому.

Восхищённый В.Г.Белинский позвал к себе автора и сказал: «Да вы понимаете ли сами-то, …что вы такое написали! Но может быть, чтобы вы, в ваши двадцать лет, уже это понимали… Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным «ему» и будете великолепным писателем!».

Впоследствии Фёдор Михайлович вспоминал: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни».

Восторг был всеобщим, и Достоевский стал один из участников так называемой 2натуральной школы». 15 января 1856 года его роман открылся «Петербургский сборник», второй по счету альманах натуральной школы, где были собраны произведения Некрасова, Тургенева, Панаева, Герцена, Соллогуба, Белинского.

Достоевский остался верен своему дару, но пути с Белинским у него разошлись.(См. критические статьи В...Белинского о творчестве Ф.М.Достоевского: о длиннотах, не одобряемом Белинским «фантастическом колорите» и пр.).

Однако в последствии Достоевский не раз вспоминал с благородностью великого критика.

«Бедные люди» открывают целый цикл произведений, показывающих жизнь различных слоёв общества. Достоевский пишет повести «Двойник», «Хозяйка», «Роман в десяти письмах», «Господин Прохарчин», «Ползунков» и, к радости многих, несколько повестей о «мечтателях». Появлению произведений о «мечтателях» предшествовала публикация Достоевским ряда фельетонов под общим названием «Петербургская летопись» (1847), в которых он объяснил причину появления «мечтателей» в жизни. Не чувствуя в себе сил для борьбы, они («мечтатели») уходят в свой вымышленный мир, фантазий и мечтаний.

Самым «главным» мечтателем у Достоевского был главный герой повести «Белые ночи».

Появление «мечтательства» у Достоевского совпадает с увлеченностью утопическим социализмом, участием в кружках бр. Бекетовых, М.В.Петрашевского, С.Ф.Дуров.

Главным авторитетом в кружке бр. Бекетовых был молодой критик В.Н.Майков, который выдвинул в качестве первой задачи современной ему литературы психологизм, изучение человеческой природы. Под влиянием его идей вокруг журнала «Отечественные записки» формируется т.н. «школа сентиментального натурализма», признанным главой которой стал Достоевский.

С весны 1847 года писатель становиться постоянным членом кружка петрашевцев. На собраниях обсуждались политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы. Достоевский был сторонником отмены крепостного права и отмены цензуры над литературой. Но в отличие от остальных петрашевцев он был ярким противником настильного свержения существующей власти.

В кружке Петрашевского Достоевский сближается с Дуровым, Спешневым, Момбелли, они задумывают собственную типографию, но не успевают.

На одной из «пятниц» писатель читал знаменитое письмо Белинского к Гоголю с резкой критикой «Выбранных мест из переписки с друзьями». Чтение этого «преступного»» письма и стало одним из главных пунктов обвинения Достоевского.

Рано утром, в 4 часа 23 апреля 1849 года к Фёдору Михайловичу Достоевскому по личному приказу царя Николая 1 пришли жандармы, арестовали и заключи в Петропавловскую крепость. Вместе с ним было арестовано ещё несколько десятков петрашевцев.

По решению суд, Достоевский и десять других членов кружка были лишены дворянского титула, чинов и заключены в Петропавловскую крепость. Но этот арест никак не сломил его волю: «Вижу, что жизненности во мне сколько запасено, что и не вычерпаешь», - это строка из письма, написана из крепости брату.

Военный суд признал Достоевского «одним из важнейших преступников» и, обвинив в преступленных замыслах против правительства, приговорил к смертной казни.

Император Николай 1 приказа: «Объявить о помилование лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнение казни». Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года. А через два дня Достоевского заковали в кандалы и отправили Омский острог, в котором он содержался до февраля 1854года.

Свою жизнь в сибирской тюрьме Фёдор Михайлович описал в произведении «Записки из мёртвого дома» (1860), где показал не романтических разбойников, а закономерную жизнь настоящих головорезов, потерявших всё человеческое; показал и тихих и кротких людей, не выдержавших мучений солдатской службы и убивших своего офицера. И вовсе невинных, обвиненных в преступлениях, которых не совершали.

В остроге Достоевский был одинок. Арестанты за частую не хотели с ним общаться, считая его человеком из другого мира. Там написана «Сибирская тетрадь», куда он вносил свои мысли, тюремные песни, пословицы и т.д. «Сибирская тетрадь» и стала основным материалом при создании «Записи мёртвого дома».

В феврале 1854 года Достоевского, по решению суда, определяют рядовым в Семипалатинский линейный батальон.

Достоевский уже известен и благодаря этому становиться другом областного прокурора Врангеля, которой присутствовал при инсценировке расстрела петрашевцев зимой 1849 года. Это давало Фёдору Михайловичу возможность бывать в высшем обществе (он познакомился и с Ч.Ч.Валихановым, видным казахским деятелем, с которым он поддерживал связь и после ссылки). Благодаря началу либерального правления Александра 2 рядовой Достоевский 1 октября 1856 года получил офицерский чин, а немногим ранее ему был возвращён дворянский титул.

В начале 1857 года Достоевский женится. Его первой женой становиться вдова отставного чиновника Мария Дмитриевна Исаева. Он влюбился в неё (ещё когда она была замужем) с первого взгляда. У Марии Дмитриевны был трудный характер, и поэтому брак оказался трудным.

Достоевского выручает литературная работа: он делает наброски к произведениям «Дядюшкин сон и «Село Степанчиково и его обитатели», которые были закончены уже после ссылки.

Семья поселяется в Семипалатинске, и спустя два года Достоевский всё-таки добивается отставки, уже в чине прапорщика. Ему не сразу разрешают жить в Санкт-Петербурге или в Москве, а поселяют в Твери (март 1859 года). Однако очень скоро Достоевский добивается переезда в северную столицу, и во второй половине декабря 1859 года, ровно 10 лет спустя после «казни» на Семёновском плацу, он снова оказался в Санкт-Петербурге.

По возвращению из Сибири Достоевский фактически начинает руководить политическим журналом «Время», который был основан братом Михаилом в 1861 году. Идеологическая платформа журнала – почвенничество: трагическую разорванность интеллигенции и народа – плод петровских реформ – необходимо преодолевать, опираюсь на самобытную национальную почву.

Православная идея братства позволит, по мнению Достоевского, русскому человеку осуществить в будущем свою национальную сверхзадачу – идею всечеловечности, то есть объединения и примирения всех народов мира в высшем синтезе. Почвеннические воззрения Достоевский развивал в течение всей жизни.

И первое крупное произведение, написанное после ссылке, было опубликовано именно в первых номерах «Времени» в начале 1861 года. Это был роман «Униженные и оскорблённые».

Почти в то же время выходит в свет «Записки из мёртвого дома», описывающие Сибирский острог. В 1863 году выпущен цикл очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» - о жизни в европейских странах, увиденной летом 1862 года.

В апреле 1863 года журнал «Время» был закрыт цензурой за статью «Роковой вопрос», написанную Н.Н.Страховым и посвящённую польскому восстанию.

В 1864 году Михаилу Михайловичу Достоевскому удалось получить лицензию на выпуск нового журнала – «Эпоха», в этом же году он пишет «Записки из подполья».

В 1864 году умерла жена Достоевского Мария Дмитриевна, а 22 июля того же года умер от болезни брат Михаил. Для Федора Михайловича это был тяжёлый удар, и к тому же все основные забыты, связанные с «Эпохой», свалились на его плечи, и в июне 1865 года редакция обанкротилась. Чтобы выйти из финансвого тупика, Достоевский заключает с издателем Стелловским договор о выпуске его собрания сочинения с обязательноством написать новый роман. Этим роман стал «Игрок».

Ещё до смерти первой жены (1862г) Достоевский познакомился с Аполлинарией Сусловой, которая очень тяготила ко всему революционному и сразу влюбилась в недавно отбывшего наказания по политическому делу Достоевского. Достоевский делает ей предложение, но она отклоняет его. Аполлинария – прототип Полины а романе «Игрок».

Роман «Игрок» - в некоторой степени автобиографичен, Достоевский сам был игроком и проиграл «до нитке». Роман был написан за 28 дней. Анна Григорьевна Снитникова, стенографировавшая роман, 15 февраля 1867 года стала второй женой писателя.

Анна Григорьевна вспоминала: «Фёдор Михайлович в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мной, завёл меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухе вещи».

Работа над «Преступлением и наказанием» была начата в 1865 году, в Висбадане, в Германии, куда Достоевский выехал для лечения. В центре романе – преступление, идеологическое убийство.

«Молодой человек, исключённый из студентов университета, …живучий в крайности бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения» - убить и обобрать старуху-ростовщину, скверную «вошь», заедающую чужой век. На её деньги Раскольников мечтает сотворить тысячи добрых дел, а первую очередь спасти от позора и нищеты горячо любимых мать и сестру.

Второй брак писателя по-настоящему был счастливым.

С 1867 по 1871 год писатель вместе со своей женой, спасается от кредитов, проводит за границей, лишь изредка приезжает в Россию.

Они переменно жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве, и Флоренции. И лишь в конце 1871 года, после того как писателю удалось расплатится с долгами (часть из которых он наделал, играя часто в казино, часть осталось от брата), он смог вернутся в Петербург.

Во время этого путешествия Достоевский заканчивает писать роман «Идиот», который был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1868 год.

Вот что писал Достоевский о замыслов этого произведения: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только не брался изобразить положительно прекрасного, - всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная».

В 1871 году Достоевский написал роман «Бесы».

В 1873 году князь Мещерский, владелец консервативного журнала «Гражданин», предлагает стать Достоевскому стать редактором его журнала. Фёдор Михайлович. соскучившись по общественной жизни, с радостью принимает его предложение.

На строницах этого журнала печатается «Дневник писателя». Рассказы, например «Кроткая», «Мальчик у Христа на ёлке». В апреле 1874 года Достоевский ушел из журнала.

С 1872 года семья Достоевских каждое лето (и даже зиму 1874-75 годов) проводит небольшом городке Старая Русса, что в Новгородской губернии.

Здесь Достоевский с семьёй отдыхал от суетной Петербургской жизни, а позже он здесь приобрел дом. Один столичной знакомый Достоевского был крайне удивлён тем, что известный писатель бродит по городу и ищет свою не вернувшуюся домой корову.

Именно здесь были написаны многие главы «Братьев Карамазовых», роман «Подросток».

Н.А.Некрасов предложил напечатать «Подросток» в «Отечественных записках», на что Достоевский согласился с удовольствием, тем более что это стало возобновлением отношений между двумя писателями спустя 30 лет.

27 декабря 1877 года Н.А.Некрасов умер. И Достоевский с глубоким сожалением говорил, что они всю жизнь прошли врозь. Очень много писал о великом поэте Достоевский в своем дневнике.

В 1870-е годы Достоевский находится на пике своего таланта. Его избирают членом-корреспондентов Академии наук по отделению русского языка и словесности

В 1877 году семья Достоевских переезжает в дом на углу Кузнечного переулка и улицы Ямская (которая ныне носит имя великого писателя) – Кузнечный переулок, 5. здесь были написаны «Братья Карамазовы», роман, который является итогом творческого пути Достоевского.

Л. Гроссман заметил, что в большинстве произведений Достоевского прослеживается «путь человеческой души, нисходящий в подземный мир греховных блужданий для возрождения к новой жизни, просветленной до конца пережитым страданиям» (Творчество Достоевского. – Одесса, 1921. – С. 108). Это дало право говорить в связи с Достоевским о романе-мистерии, построение в определенном смысле по образу античной средневековой религиозной драмы. При этом писатель учился « у всех романов: бульварного и психологического, плутовского и сентиментального, авантюрного и философского, эпистолярного и мемуарного»(Гроссман Л.П.поэтика Достоевского).

Ещё в конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского, отметили у него прогрессирующую болезнь лёгких. Ему было рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений.

26 января 1881 года Достоевский, часто работавший по ночам, случайно уронил ручки на пол. Пытаясь достать её, он сдвинул с места тяжёлую этажерку с книгами. физическое напряжение вызвало кровотечение из горла. Это привело к резкому обострению болезни. Кровотечение то прекращались, то возобновлялись вновь. Утром 28 января Достоевский сказал жене: «…Я знаю, я должен сегодня умереть!». В 20 часов 38 минут того же дня Фёдор Михайлович Достоевский скончался. Проститься с великим писателем пришли тысячи людей.

1821 г. – родился 30 октября (11 ноября) в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных. Детство прошло на Новой Божедомке.

1837 г. – смерть матери Марии Федоровны.

1838 1843 гг. – учеба в Петербургском военно-инженерном училище.

1839 г. скоропостижная смерть отца Михаила Андреевича.

1843–1844 гг. – служба в чертежной инженерного корпуса при Санкт-Петербургской инженерной команде.

1844 г. – выход в отставку, начало литературной деятельности.

1846 г. – роман "Бедные люди". Необычайный успех. Положительный отзыв Некрасова и Белинского. В романе впервые возникают образы, темы и проблемы, которые пройдут через все творчество писателя (образ Петербурга, образ "маленького" человека, тема психологической двойственности человеческой личности. Эта тема продолжается в произведениях 40-х годов: "Двойник", "Господин Прохарчин" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1846–1849).

1847 г. – становится участником кружка М.В.Петрашевского.
Апрель–июнь – в «Санкт-Петербургских ведомостях» публикуются фельетоны Достоевского «Петербургская летопись».

1848 г. – Сентябрь–октябрь – на собрании у Петрашевского Достоевский читает отрывки из «Бедных людей».
Декабрь – в «Отечественных записках» опубликована повесть «Белые ночи». Секретный агент П. Д. Антонелли начинает наблюдение за петрашевцами; Достоевский сближается с Н. А. Спешневым.

1849 г. 15 апреля – Достоевский читает на собрании у Петрашевского нелегальное "Письмо Белинского к Гоголю".
23 апреля , 4 часа утра – вместе с другими членами кружка арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Восемь месяцев следствия и приговор военного суда – смертная казнь.
22 декабря – ожидание на Семеновском плацу приведения приговора в исполнение. Замена смертной казни 4-летней каторгой.
25 декабря – путь в кандалах в Сибирь. Встреча в Тобольске с женами декабристов.

1850–1854 гг. – годы каторги в Омском остроге.

1854–1859 гг. – служба рядовым в Семипалатинске.

1859 г. – отставка и возвращение в Петербург. Возобновление литературной деятельности. Повести "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели".

1860 г. конец января – вышло двухтомное собрание сочинений.
Весна – становится постоянным посетителем кружка А. П. Милюкова при журнале «Светоч».
14 апреля – участвует в спектакле «Ревизор» в пользу Литературного фонда в роли почтмейстера Шпекина.

1861 г. – январь – выходит первый номер журнала «Время», где начинается печатание романа «Униженные и оскорбленные». Достоевский участвует в литературных чтениях в пользу воскресных школ.
19 февраля – подписан Манифест об освобождении крестьян.
Апрель – «Время» начинает публикацию «Записок из Мертвого дома».

1861–1865 гг. – издание вместе с братом журнала "Время" (1861–1863), а после его запрещения – журнала "Эпоха" (1864–1865).

1860–1880 гг. – создание крупнейших произведений:
"Преступление и наказание" (1866)
"Идиот" (1868)
"Бесы" (1871–1872)
"Подросток" (1875)
"Братья Карамазовы" (1879–1880).

1873–1881 г. – печатается "Дневник писателя" в журнале "Гражданин", редактируемом Достоевским по 1874 г.

1880 г. – открытие «Книжной торговли Ф. М. Достоевского».
8 июня – заседание Общества любителей российской словесности. Достоевский выступает с речью о Пушкине. Призыв к объединению враждующей партии русского общества и совместной работе на "родной ниве".

1881 г. 28 января (9 февраля) – смерть писателя в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.