Сообщение о матрешках кратко. Русская матрёшка

Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец. Известны вятские, тверские, марийские, мордовские расписные матрешки. Искусство росписи матрешки шагнуло за пределы России, центры по ее росписи появились на Украине и в Белоруссии. Русская деревянная расписная матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъема национального самосознания, когда в обществе все настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к матрешке в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». По сей день матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку матрешка с многочисленным матрешкиным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В.Малютина лучшим матрешечником из Сергиева Посада В.Звездочкиным, была восьмиместная. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленутого младенца. Идея создания разъемной деревянной матрешки была подсказана С.В.Малютину японской игрушкой, привезенной с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную матрешку на острове Хонсю русский монах. Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с легкостью. Как правило, материалом для матрешки служат такие породы деревьев, как липа и береза. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают обычно ранней весной, очищают от коры, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Подготовленные таким образом бревна укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для прохождения воздуха. Обычно заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе несколько лет, чтобы довести ее до определенной кондиции, не допуская пересушки или недосушки. Для того, чтобы выточить на токарном станке матрешку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов -- ножом и стамесками различной длины и конфигурации. В настоящее время русская матрешка переживает своеобразный ренессанс, связанный, по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической, социальной и культурной жизни. Оживление экономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различных небольших частных мастерских по изготовлению и росписи русских деревянных матрешек. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и ее окрестностях, где существует обширный рынок сбыта матрешек. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрешки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрешки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрешек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, лукошками, различными ковшами и кувшинами. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты. Возродился и классический образец матрешки с многочисленной семьей. При этом главной матрешкой часто является образ мужчины, главы семейства, представленного со своим потомством. Утратив серьезность и репрезентативность ранних Сергиево-Посадских "семейных" матрешек, современный тип матрешки-семьи, поданный художником с известной долей юмора, приобрел вместе с тем теплую и уютную атмосферу большой дружной семьи. По-прежнему наиболее популярными остаются колоритные персонажи -- цыганки, представители различных национальностей, служители культа. Большой любовью у ценителей русского народного искусства пользуется исторический тип матрешки: бояре и боярышни, представители дворянства и купечества дореволюционной России. Пышные, богатые в декоративном отношении одежды исторических персонажей дают возможность художникам разнообразить и декоративные решения росписи матрешек. Это могут быть матрешки в древнерусском сарафане, тщательно выписанном художником со строгим соблюдением этнографических подробностей народной одежды. Новым для искусства русской матрешки стало обращение к традициям иконописи. Как правило, в решении образов богоматери, Иисуса Христа, апостолов и святых художники используют иконописную технику. Рассматривая матрешку как некую изобразительную поверхность, они стремятся написать на ней икону, а не облечь матрешку в одежды того или иного изображаемого святого. Характерная черта искусства современной авторской матрешки -- ее живописность. Использовать матрешку как поверхность, на которой художник размещал бы то или иное изображение, будь то сказка или пейзаж, пытались еще на рубеже веков во времена становления искусства русской матрешки. По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек. Первыми среди них могут быть названы матрешки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такая кукла-матрешка представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Отдельные мастера из Семенова используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово», матрешки «под Палех». Любимым персонажем авторской матрешки остается русская женщина. На первый взгляд может показаться, что к этому традиционному образу трудно что-либо добавить. Но современный художник извлекает из него неожиданную свежесть, отдаваясь игре воображения. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрешек, изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер. К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов. Роспись матрешки как бы вбирает в себя все яркое, свежее, актуальное, связанное с обновлением и возрождением общества, происходящими в России в конце XX столетия.

Наверное, нет на земле человека, который хотя бы раз в жизни не видел небольшую, полненькую, раскрашенную в яркие цвета куклу. Конечно же, речь идет о российской матрёшке. Сама по себе она вызывает столько позитива, что даже иностранцы, приезжая в Россию, считают матрёшку обязательным сувениром. Доброе и веселое круглое лицо вызывает улыбку, вне зависимости от настроения. И ведь мало кто знает, что это не народная игрушка. А когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин - почти никто и не догадывается.

Развивающий конструктор

А как радуется малышня, когда берет в руки это деревянное чудо! Для детей это тоже не просто кукла, а еще и своеобразный конструктор. Ведь благодаря своим особенностям русская народная матрешка развивает детское мышление.

Секрет заключается в ее конструкции. Дело в том, что кукла эта - разборная. Она состоит из двух частей, разъединив которые, вы увидите внутри точно такую же толстушку, только меньших размеров. Иногда таких "клонов" насчитывается аж 48 штук! Можно представить себе детскую радость, когда обнаруживается такой клад - множество миниатюрных игрушек.

Кроме того, по мнению экспертов, такая форма подачи тренирует интеллект ребёнка, показывая ему, что все в жизни идет от маленького к большому, и наоборот.

Мастерство и утонченность

Взрослых же поражает утонченность токарной и художественной работы, особенно в куклах с большой вложенностью. Ведь самая маленькая русская матрешка (картинки которой сопровождают нас всю жизнь) порой не превышает в высоту нескольких миллиметров. Тем не менее она раскрашена вручную. Точно так же, как и большая.

Несмотря на простоту и незатейливость игрушки, как только берешь ее в руки, ощущаешь себя частичкой старинного российского этноса. Интересен тот факт, что изобрели и сделали куклу относительно недавно. И хотя историки затрудняются сказать, когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин, установлено точно, что появилось это чудо в 90-х годах XIX века.

Легенды вокруг истории происхождения

История русской матрешки, согласно распространённой версии, началась в мастерской-магазине «Детское воспитание», принадлежавшей семейству А. И. Мамонтова (брата знаменитого на весь мир промышленника и мецената Саввы Мамонтова). Существует легенда, согласно которой, жена Анатолия Мамонтова привезла из Японии, где она долго путешествовала, удивительную игрушечную фигурку японского бога Фукорокодзю. В России она получила название Фукурума. Любопытно, что в японском языке такого слова не существует, и, скорее всего, название Фукурума - это уже российская версия имени Игрушечная фигурка была с интересным секретом. Она разделялась на две половинки, а внутри находилась ее уменьшенная копия, также состоявшая из двух частей.

Соавторство

Красивый божок восхитил известного художника-модерниста Сергея Малютина. Любуясь диковинкой, Малютин неожиданно загорелся интересной идеей. Для ее реализации он привлек токаря Василия Петровича Звездочкина, потомственного игрушечника. Малютин попросил мастера изготовить небольшую деревянную болванку, которая и была сделана в считаные минуты. Передавая болванку в руки художника, токарь еще не понимал смысла затеи. Не теряя времени, Малютин, подобрав краски, собственноручно расписал деревянный брусочек.

Каково же было удивление Зведочкина, когда он увидел, что в результате получилась маленькая кругленькая девушка в простом крестьянском сарафане с петухом в руках. Она состояла из двух половинок, внутри которых была все та же барышня, но уже меньших размеров. Всего их было восемь штук, причем каждая из них держала в руках другой предмет. Тут были и серп для жатвы, и корзинка, и кувшин. Интересно, что последняя фигурка изображала самого обычного младенца.

Однако историки-биографы, которые изучали деятельность Малютина, довольно скептически относятся к этой красивой легенде. Русская матрешка, картинки которой (хотя бы эскизно) не найдены в наследии художника, не могла быть придумана за секунду. А для общения с токарем нужны были наброски и чертежи.

Почему кукла названа матрешкой

Историки почти единогласно утверждают, что имя Матрена - самое распространенное в деревнях России конца XIX века. Не исключено, что именно оно и подтолкнуло авторов игрушки. А вот другое предположение: когда придумали русскую матрешку, ее название произошло от слова «матрона», т. е. мать большого семейства. Говорят, что именно таким образом создатели куклы хотели подчеркнуть умиротворённость и доброту своего изобретения. И дали ей очень ласковое и нежное имя.

И еще одна версия

Сам токарь-игрушечник утверждал, что первая русская матрешка сделана по чертежу из какого-то журнала. Он выпилил «глухую» фигурку (то есть она не раскрывалась). была похожа на монашку, и вид у нее был уморительный. Сделав фигурку, мастер затем отдал ее на роспись художникам. Эта версия тоже может служить своеобразным ответом на вопрос о том, когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин.

Существует, однако, вероятность, что фигурку действительно расписывал Сергей Малютин. Потому что в то время он активно сотрудничал с издательством Мамонтова и занимался иллюстрациями к детским книгам. Иными словами, эти два человека находились в одно время довольно близко друг от друга. Тем не менее достоверной версии, когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин, все же нет. Известно лишь, что кукла не имеет древних корней.

Как матрешек поставили на поток

Мамонтову понравилась идея с раскладной куклой, и в Абрамцево, где находилась его основная мастерская, вскоре было налажено поточное производство. Фото матрешки русской подтверждают, что первые прототипы раскладных фигурок были довольно скромны. Девушки «одеты» в простые крестьянские платья, не отличающиеся особыми изысками. Со временем эти узоры становились все сложнее и ярче.

Изменялось и количество вложенных фигурок. Старинные фото матрешки русской показывают нам, что в начале ХХ века считалось стандартом изготовление 24-местных игрушек, а в исключительных случаях и 48-местных. В 1900-м году закрывается мастерская «Детское воспитание», однако производство матрешек не прекращается. Оно переносится в Сергиев Посад, на 80 км северней от Москвы.

Есть ли глубинный смысл в образе матрешки

Если рассуждать о возможном прообразе, с которого началась история русской матрешки, то нужно вернуться к фигурке японского бога Фукурокудзю. Что же представляет собой этот божок в Древние мудрецы считали, что человек имеет семь тел: физическое, эфирное, астральное, космическое, нирванное, ментальное и духовное. Более того, каждому состоянию тела соответствовал свой бог. Исходя из этого учения, неизвестный японский зодчий сделал свою фигурку именно «семиместной».

Вроде бы, полное сходство с известными нам образцами и фото матрёшки русской? Действительно, а не из таких ли побуждений исходил сам Звездочкин и другие мастера, создавая эту удивительную куклу? Может быть, они хотели показать разносторонность исконно русской женщины, которой любая работа по плечу?

Достаточно вспомнить разные предметы, которые держит в руках каждая русская матрешка. История для детей была бы весьма поучительной. Но эта версия маловероятна. Потому что сам мастер Звездочкин никогда в своей жизни не вспоминал никаких японских богов, тем более с такими сложными названиями. Ну и совсем не вяжется с японским прототипом последующая большая «вложенность» русских матрёшек. Количество внутренних кукол измерялось десятками. Так что история с семью телами японского бога - скорее всего, просто красивая легенда.

и матрешка

И все же в восточной мифологии есть еще один персонаж, потомком которого могла стать русская матрешка. История для детей предлагает ознакомиться и с монахом Дарумой. Это аналог известного из китайского фольклора персонажа Бодхидхарма - основателя знаменитого монастыря Шаолинь.

По древней Дарума решил достичь совершенства, погружаясь в медитацию. На протяжении 9 лет он смотрел на стену, не отрывая взгляда, однако вскоре понял, что просто спит. И тогда Дарума срезал ножом свои веки, бросив их на землю. А еще спустя немного времени у монаха от долго сидения в одной позе отнялись руки и ноги. Именно поэтому фигурки с его изображением делали безрукими и безногими.

Однако гипотеза возникновения российской куклы по образу Дарумы весьма несовершенна. Причина кроется на поверхности. Дело в том, что кукла Дарума неразборная и сделана наподобие нашей неваляшки. Поэтому, хоть мы и видим, что обычаи похожи, истории происхождения обеих кукол явно разнятся.

Загадай желание и доверь его матрешке

Интересное поверье связано и с глазами Дарумы. Их обычно изображают на кукле очень большими и без зрачков. Японцы покупают эти фигурки и загадывают желание, чтобы оно обязательно исполнилось. При этом символично раскрашивая один глаз. Через год, если желание исполняется, кукле «открывают» и второй глаз. В противном случае фигурку просто относят в храм, из которого ее принесли.

Отчего же столько внимания древним японским поверьям? Ответ прост. Мало того что фото матрешки русской показывает нам сходство, так еще и с ней проводятся похожие ритуалы. Считается, что если вложить внутрь куклы записку с желанием, то оно непременно сбудется.

Интересен и тот факт, что качество исполнения желания напрямую зависит от художественной сложности матрёшки. Чем большей «вложенностью» обладает матрёшка, и чем искусней она разрисована яркими красками, тем выше шансы загадавшего получить сокровенное.

И все же...

Кстати, история возникновения разборных кукол уходит своими корнями именно в российское прошлое. Еще в Древней Руси были известны так называемые писанки - художественно раскрашенные пасхальные яйца из дерева. Иногда их делали полыми внутри и закладывали туда меньшее по размеру яйцо. Похоже, что именно эти писанки становились незаменимыми атрибутами в русских народных сказках, где смерть Кащея обязательно находилась в яйце, яйцо в утке и так далее.

Странно осознавать, что русская матрешка, картинки которой представлены в данной статье, окутана столькими легендами относительно своего происхождения. Однако это действительно так. Что лишний раз доказывает: кто бы ни сделал матрешку и чем бы он ни руководствовался при этом, этот человек (или смогли задеть людей за живое. Ведь только то, что очень нравится и постоянно на слуху, обрастает таким количеством сказочных предположений. Русская матрешка - сувенир, которому рад и стар, и млад. Это факт.

Музейные экспонаты

В Сергиевом Посаде организован музей игрушек. Там, помимо прочего, выставлена и предположительно первая кукла. Та, что раскрашена в цветастый сарафан, и с петухом в руках. В ней семь вложений, т. е. всего эта куколка восьмиместная: верхняя девушка, затем три сестрички, братик и еще три сестрички с карапузом-младенцем. Музей русской матрешки организован еще и в Москве, в Нижнем Новгороде, в Калязине и т. д.

Но матрешки настолько популярны, что в современном исполнении можно встретить не только девушку-красавицу. Очень интересно выглядят герои мультфильмов, политики, всевозможные животные, выполненные в форме разборной игрушки.

Иногда говорят, что первая кукла имела все же 7 вложений. Хотя сам Звездочкин утверждал, что изготовленные им матрешки были трех- и шестиместными. В общем, совершенно ясно, что нам не докопаться до истины. Мы с удовольствием рассматриваем выставленные в витринах игрушки и, когда узнаем их историю, влюбляемся еще больше.

Про русскую матрешку написано так много, что можно запутаться во всей информации. Но практически везде упоминается один и тот же рассказ об истории создания русской матрешки. Пишут, что самая первая русская матрешка "родилась" в 1890 году в усадьбе Абрамцево близ Москвы в мастерской прикладного искусства "Детское обозование", это мнение упорно кочует из одной статьи в другую и стало неким мифом. Почему мифом? Да потому, что не все так складно было, как пишут везде.

Одна из первых изданных в России красочно иллюстрированных книг о русской матрешке, ее истории, разных стилях была написана Ларисой Соловьевой. Книга была переведена на другие языки и пользовалась большим спросом в 90-х годах. Но надо признать, что книга была чисто комерческим иллюстрированным альбомом, а не научным исследованием. А для коммерческой идеи важна не только сама голая суть, но и некоторая фабула, история, сказка, легенда, миф.

Это очень большая и в то же время тонкая хитрость торговцев и производителей, как продать нечто, когда это нечто никому уже не нужно, потом, кода спрос насыщен - нужно продавать не сам товар, а некоторую иллюзию, фикцию - людям уже мало обладать просто вещью, имеющей утилитарное или эстетическое назначение, им нужно, чтобы эта вещь служила им признаком их особенности, отличия от других людей. Но оставим эту тему для философов и социологов, не будем лишать их куска хлеба.

Опыт продажи матрешек показывает, что люди намного охотнее покупают не саму матрешку, а рассказ об этой матрешке. В свое время я знал одного человека (не буду называть его имени, он здравствует и поныне и дай Бог ему многих лет жизни), который мастерски рассказывал всякие истории и сказки о всех матрешках, которые он продавал. Люди заслушивались, просили записать или рассказать снова, но он отказывался это делать - он был мастером экспромта, второй раз он уже не мог повторить придуманную им на ходу историю. Он мне сознался, что не помнил этих историй и сказок и забывал тут же, как будто это и не он их сочинил.

Легенда о создании матрешки выглядела красиво, здорово выглядела, но вот когда дотошные исследователи стали "раскапывать" все тонкости, то многое не стыковалось. Не сходилось время, когда первая русская матрешка была выточена и раскрашена, не сходилось авторство самого эскиза, приписываемого Сергею Малютину, не сходилось авторство изобретения самой формы русской матрешки, оно, как известно, приписывается мастеру-игрушечнику Василию Звездочкину. Ну да Бог с ним, с этим авторством, скажем просто - автором матрешки был народ, как авторство множества деревянных игрушек. А то сейчас потомки Звездочкина и Малютина начнут судебный процесс об авторском праве и потребуют свою долю с продажи каждой матрешки, это дело модное и выгодное (конечно выгодное, еще как выгодное, особенно адвокатам).

И так, русская матрешка возникла в России в конце 19 - начале 20 века и получила большую популярность и признание, многие художники и ремесленники стали повторять ее, придумывая, однако, свои собственные рисунки (как бы сейчас сказали - дизайнерские решения). Параллельно мастера по изготовлению деревянных игрушек освоили технологию вытачивания деревянных заготовок матрешек. Впрочем, для них это не было таким сложным и необычным делом, так как подобные многоместные игрушки с разъемом посередине и помещающиеся друг в друга (например, деревянные яйца) и ранее вытачивались умельцами, здесь требовалось только приноровиться к новой форме, а также приспособиться к вытачиванию более тонких стенок игрушек.

Надо сказать, что принцип и технология вытачивания заготовок матрешек остался практически неизменным с тех самых времен, когда стали изготавливаться первые русские матрешки. Главное условие при изготовлении матрешек - использование правильно подготовленной и высушенной древесины. Лучшим материалом для вытачивания матрешек является липа, легкий и податливый материал, но иногда используют ольху и березу, но из этих пород дерева можно изготовить матрешки с небольшим количеством мест в наборе, так как труднее получить тонкую стенку, кроме того матрешки из этих пород получаются тяжелыми.

Деревья для вытачивания матрешек спиливают ранней весной, когда еще не началось сокодвижение. Бревна очищают от коры, оставляя в нескольких местах кольцами для того, чтобы предотвратить растрескивание бревен в процессе сушки. Сушка проводится на открытом воздухе, но под навесом, защищающем бревна от осадков и прямых солнечных лучей. Такие условия обеспечивают постепенное высушивание древесины, которое длится 2 года и более - чем больше диаметр бревен, тем больше времени требуется для его сушки.

Когда бревно высушено, его режут на чурки длиной сантиметров 50. Если требуется выточить матрешку большого диаметра, то используют чурку как есть, а если меньшего, то чурки раскалывают на несколько частей, затем их обтесывают топоров, стараясь придать круглую форму. Затем заготовку закрепляют в токарном станке. Станки самые простые, самодельные. В качестве привода использую электродвигатель и ременную передачу, которая передает вращение так называемому стакану, стальному полому цилиндру, в которые забиваются деревянные заготовки. Основная особенность вытачивания матрешки состоит в том, что деревянная заготовка крепится не в двух точках, как это обычно делается при вытачивании изделий из дерева, а в одной, в том самом стакане.

Ну дальше все просто (правда это "просто" осваивается в течении многих лет, начиная с детского возраста, когда начинают вытачивать относительно простые изделия вроде яиц) - сначала заготовка выравнивается, ей придается строго круглая форма. Затем треугольным резцом вытачивается внешний контур матрешки. Затем специальным круюкообразным резцом ("крючком") выбирается внутренняя часть. Причем сначала вытачивается нижняя часть, а затем верхняя (голова), последовательно, так как обе части должны точно подогнаны друг к другу, чтобы плотно закрывались. Хороший мастер все делает "на глаз", улавливая десятые доли миллиметра, все матрешки получаются ровные, практически одного размера.

Матрешка с фабрики "Вятский сувенир"

В России сформировалось много стилей матрешек, но настоящих, образованных не правительственными постановлениями об открытии в каждой республике СССР фабрик по изготовлению художественных изделий, а естественным образом существует несколько. Это прежде всего Сергиев-Посадская матрешка, Семеновская матрешка , Полхов-Майданская матрешка и Кировская (Вятская) матрешка . Все они возникли в старинных центрах игрушечных промыслов, естественным образом впитав в себя характерный художественный стиль промыслов. Более подробно об этих матрешка и истории матрешечных промыслов можно почитать на соответствующих страницах.

Полхов-майданская матрешка

Вскоре матрешки стали изготавливать ив других центрах деревянных промыслов, прежде всего в Семенове под Нижним Новгородом, а затем и в Полховском Майдане в той же губернии, но на самой ее окраине в 250 километрах от губернского центра. Матрешки в этих регионах расписывались в характерном для них стилях, немного простоватом, если сравнивать со Сергиев-Посадской матрешкой, но ярком и красочном, захватывающем глаз ребенка - ведь это все-таки игрушка!

Семеновские матрешки отличались свей характерной вытянутой формой, именно здесь стали изготавлить многоместые матрешки, состоящие из 10, 12, 15 и более кукол. Интересны семеновские матрешки разнообразием форм, под каждого персонажа вытачивались матрешки особой формы. И в Семенове, и в Полховском Майдане для росписис использовались анилиновые красители, обычно употребляемые для окрашивания тканей. Поэтому эти матрешки быля яркие, цвета насыщенные, преобладали желтые и красные тона.


05.06.2017 18:56 3588

Кто придумал матрешку и почему она многоместная.

Матрешка уже многие годы считается символом России. Она представляет собой разборную, многоместную расписную куклу. Наверняка и у кого-то из вас дома есть такой сувенир. Но кто же придумал эту необычную игрушку? И почему она многоместная?

Существует несколько предположений относительно истории происхождения матрешки. По одной из версий, самая первая матрешка появилась в России в конце XIX века. На тот момент это была восьмиместная деревянная кукла, которая изображала девушку в сарафане, белом фартуке и цветастом платке на голове. В нарисованных руках она держала черного петуха.

Выточена эта матрешка была токарем В.П.Звездочкиным в московской мастерской-магазине под названием "Детское воспитание". Расписал куклу известный художник С.В.Малютин. А названа она была популярным в то время именем Матрена, вернее шутливо-ласковым его вариантом. Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского святого Фукурумы, которая находилась вдоме владельца мастерской Мамонтова.

С Японией связано и еще одно предположение о происхождении матрешки. Вернее оно говорит о том, что Страна Восходящего Солнца (так называют Японию) и есть родина этой знаменитой на весь мир игрушки.

В этой древней стране множество богов. И каждый из них за что-то отвечал: кто-то за урожай, кто-то помогал праведникам, а кто-то был покровителем счастья или искусства. Божки эти разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрые...По японскому поверию, человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствует какой-либо бог.

В связи с этим, в Японии были очень популярны комплекты фигурок-божков. И первой такой куколкой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старичка, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

"Совершенное в совершенном, подобное в подобном, одно во всех и все в одном" - это полное единообразие, в котором японцы видят высший смысл и красоту бытия. И именно на этом основано создание фигурок складывающихся одна вдругую.

И все-таки, настоящей родиной русской матрешки все-таки признан подмосковный городок Сергиев Посад - крупнейший центр по производству игрушек в России.Троице-Сергиев монастырь, расположенный в этом городе был центром художественных ремесел Московской Руси. Как гласят предания, сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детей.

Большую популярность матрешка имела не только в России, но и за рубежом. После того, как в 1900 году она была представлена на Всемирной Выставке в Париже, мастерская получила на нее много заказов. В итоге дошло даже до того, что иностранцы начали подделывать русскую куколку.

Со временем разнообразие матрешек в Сергиевом Посаде увеличилось. Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами и т.д. стали изготавливать куколок в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, а также в виде пастушек со свирелью и даже старика с густой бородой и большой палкой и во многих других образах.

Создавали также матрешек и в виде персонажей литературных произведений и сказок."Репка", "Золотая рыбка", "Конек-Горбунок", "Иван-царевич" - это лишь часть из всех. Кроме того, мастера пытались даже изменить форму матрешек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные. Однако, эти игрушки не нашли спроса и их производство прекратили.С того времени и до настоящего момента выпускаются матрешки традиционной формы.

Стоит отметить, что матрешками называются не все деревянные фигурки, а только те, которые вкладываются друг в друга. Самыми распространенными были 3-х, 8-ми и 12-ти местные куколки. А в 1913 году токарем Н. Булычевым для выставки игрушек в Петербурге была выточена 48-местная матрешка!

В 1918 году в Москве был создан Музей игрушки, при котором была открыта мастерская, где изготавливали игрушки,в том числе и матрешек. Постепенно производство этих куколок разошлось по многим местностям России. В каждом крае матрешка была особенной и имела свою неповторимую внешность.Так например, кировская матрешка отделывалась соломкой, а матрешка из Уфы была создана в башкирском национальном стиле.

Есть также историки, которые считают, что матрешку придумали и создали еще древнерусские умельцы. Сначала это была просто деревянная болванка - детская кукла без лица. Затем её начали расписывать - рисовать лицо, одежду.

А еще позже, чтобы позабавить детей к кукле начали изготовливать фигурки-вкладыши.Так матрешка стала многоместной. Со временем внешний вид куклы менялся и количество фигурок-вкладышей тоже.Появились даже матрёшки с изображением полководцев, а в наше время президентов и т.д.

Споров о том, где и когда зародилась матрешка - много. Как бы там ни было, но то, что первая русская матрёшка увидела свет в конце XIX века - нессомненно. Остается только один вопрос: почему расписывая матрешку, ей никогда не рисуют ноги?

Обращая внимание на этот факт, некоторые исследователи опять же указывают на то, что это могло быть признаком того, что родиной матрешки могла быть Япония. И вот почему.

В японской культуре есть один персонаж - святой по имени Дарума. Куклы с его изображением тоже безногие. Дарума - это японский вариант индийского имени Бодхидхарма. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь.

Так вот, японская легенда гласит, что Дарума медитировал без устали целых девять лет смотря на стену. При этом он постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон.

Тогда, Дарума срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь,чтобы они не мешали ему. Теперь с постоянно открытыми глазами святой мог бодрствовать. А из его век, которые он бросил на землю появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так по легенде вырос настоящий чай.

Однако у этой игрушки от матрешки есть одно важное отличие - она не разборная и не вмещает в себя другие фигурки. Поэтому вряд ли Дарума мог стать образцом для создания матрешки.

Разборные фигурки, как в Росии, так и в Японии, были популярны еще до появления матрёшек. Так например, на Руси были популярны "писанки" - деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали полыми (пустыми) внутри, и тогда в большую фигурку вкладывалась меньшая. А еще эта идея встречается в русском фольклоре. Помните, как в сказке говорится? - "игла - в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...".

Вот и выходит, что невозможно точно определить, где родилась любимая многими куколка-матрешка...


Матрешка - самый желанный сувенир из России, известный во всем мире. Традиционная куколка выполнена в образе молодой русской женщины в национальном костюме. Она вмещает в себя несколько фигурок, количество которых может варьироваться. Но в классическом варианте - их всегда семь! И в этом заключен некий смысл. Но об этом - чуть позже.

Краткая история возникновения матрешки

Когда и где появилась первая игрушка? Историй существует несколько, и какая из них наиболее правдоподобная - мы не знаем на 100%. По одной из версий придумана она была художником Милютиным, проживавшем и работавшим в конце XIX века. Прототипом послужила увиденная им фигурка Фукурумы - одного из японских богов, отвечающего за мудрость. Деревянную заготовку выточил токарь Звездочкин, а живописец расписал ее самостоятельно.


Еще один вариант повествует, что рождению популярной русской игрушки мы обязаны промышленнику и меценату Савве Мамонтову. Рассказывают, что в 1890 году в его усадьбу Абрамцево кто-то принес необычную забаву: кукла смешного японского старичка состояла из семи подобных фигурок, вложенных одна в одну. Так она попала в мастерскую, где и родилась впоследствии привычная нам матрешка.

Круглолицая красавица появилась с большим и дружным семейством: самая большая барышня держала под рукой петуха, одна из ее сестриц была с караваем в руке, другая - с серпом. В большой семейке был и милый мальчишка-братец, изображенный в красной рубахе. Первый вариант и сегодня хранится в Музее игрушки, который находится в Сергиевом Посаде.

Значение слова

Не меньшей историей обросло и само имя «матрешка». По некоторым данным есть информация, что в поместье устраивались вечера. На этих абрамцевских чаепитиях художник увидел краснощекую красавицу Матрену, которая работала прислугой в доме Мамонтова. В Руси это имя было в то время одним из самых популярных. Оно и стало ключевым, если верить легенде.

Но исследователи имени обращают внимание на связь с древнеиндийским образами: в индуизме «матри» - женское начало (в переводе означает «мать»). Это символика, которая прослеживается в русской игрушке, являющей семью из 7-ми фигурок.

Сакральный смысл матрешки Кто же она? Сувенир, игрушка, украшение? Специалисты утверждают, что матрешка - это еще и прекрасное учебное и развивающее пособие для детей. Она поможет познать малышам такие понятия, как: цвет, величина, объем. Складывая одну в одну, у ребят развивается координация рук и глаз. Маленькие дети демонстрируют свое умение логически мыслить, собирая фигурки и учатся считать. Но эта непростая игрушка имеет символический смысл.

Сакральный смысл игрушки

Кто же она? Сувенир, игрушка, украшение? Специалисты утверждают, что матрешка - это еще и прекрасное учебное и развивающее пособие для детей. Она поможет познать малышам такие понятия, как: цвет, величина, объем. Складывая одну в одну, у ребят развивается координация рук и глаз. Маленькие дети демонстрируют свое умение логически мыслить, собирая фигурки и учатся считать. Но эта непростая игрушка имеет символический смысл.

Расписная куколка символизирует 7 человеческих тел. Хотя понятие «тело» выглядит в этом случае не совсем привычно. Правильно сказать - это оболочки или уровни энергоинформационной системы человека.


7 куколок матрешки символизирует 7 оболочек энергоинформационной системы человека

✔ Самая маленькая матрешка означает тело физическое. Человек привязан к нему и ошибочно думает, что это - единственное, чем обладает. Эта оболочка выступает в роли защитника от неблагоприятных факторов внешней среды. Ее созревание заканчивается к первому году жизни. Так ребенок утверждается в мире Яви, который ощущается органами чувств. Вот эта первая матрешка красного цвета, связанна с чакрой Исток, позволяющего набраться силы от Земли. Но вибрации его очень малы, чтобы подняться выше.

✔ Затем следует тело энергетическое (эфирное или Жарье) и это - матрешка оранжевая. Телесная оболочка повторяет контуры первого, физического тела, но похожа она на яркую световую сеть, по которой передвигается энергия. Двойник расположен на достаточно большом расстоянии и передает энергию абсолютно всех процессов, происходящих в человеческом организме. Формируется к трем годам. Почему оранжевый цвет? Здесь связь с чакрой Зарод, наполняемой силой огня.

✔ Тонкая третья оболочка Навье - астральное тело человека, связанное с чакрой Живот. Перед нами еще большая фигурка желтого цвета. Частота вибраций этого тела уже намного выше, и оно является своего рода информационным шаблоном. Здесь находятся чувства и эмоции. Формирование происходит к 7 годам. Желтый оттенок дарит эмоциональную устойчивость к и здоровье.

✔ Следующая матрешка - зеленая. Речь идет о ментальной оболочке, представляющей наиболее высокие вибрационные потоки. Символизирует тело Мысли, в котором протекают все интеллектуальные процессы и умение структурировать воспринимаемую информацию. Самая главная задача ментального тела (Клубье) - хранение поступающей информации или память. Формирование происходит к 14 годам. Зеленый цвет активно поддерживает душевные силы человека и его интуицию.

✔ Следующее тело Причины - и голубая фигурка. Здесь находится оболочка, называемая казуальной. Она полностью созревает к 21 году. В этом «архиве» записана вся человеческая карма, информация о часе и месте рождении, о тех людях, которые были и будут окружать вас на протяжении жизни: члены семьи, друзья, учителя и т.д. Это тело позволяет анализировать и познавать, «складывать в пазл» события нашей жизни. В этот период личность способна создать свое пространство (время свадебных обрядов и посвящения в «мужа» и «жену»). Голубой цвет способствует подпитке интеллектуальных запасов, способствует общению и питает нервные силы.

✔ Синяя кукла - символ тела будхического (Сознание, чакра Око). Объединяясь с казуальным, оно рождает самую идеальную энергию, именуемую Душа. Человек получает необходимый опыт, который потребуется в дальнейшем. Синий цвет представляет путь к познанию законов Вселенной и наделяет даром предвиденья.

✔ Вот мы и дошли к самой большой, фиолетовой матрешке - тело атмическое, связанное с чакрой Родник. Цвет отвечает за гармонию распределения всех энергий. Более всего осознание этой формы приходит тогда, когда человек приходит к возрасту бабушки или дедушки. Высшая оболочка имеет название Дух и все религии мира называют ее Богом, хотя представляют в разных формах и образах. И Бог живет в каждом из нас! Именно способность осознать себя и понять на всех предыдущих уровнях - это и есть смысл жизни человека.