Поговорка ложь да в ней намек. Сочинение-рассуждение по пословице «Сказка ложь, да в ней намек! Пословицы к сказкам

Добрые русские сказки, которые читали нам бабушки перед сном, всегда повествуют о добрых делах, учат хорошему поведению на примерах героев. Примеры эти довольно простые, чтобы их понял каждый читатель, а в особенности юный. Казалось бы, что сказки написаны для детей, ведь дети быстрее воспринимают информацию, но и взрослым также интересно читать сказки и искать новые смыслы или ответы на свои вопросы.

Иносказательный сюжет сказок, в котором через образы животных высмеяны людские пороки. Когда читаешь сказку, то непроизвольно в голове всплывают люди с похожим поведением. Сказка - это что-то волшебное; только в сказке предметы быта оживают и начинают говорить человеческим голосом животные. Но ложь в сказке становится былью, которая несёт поучительный характер: быть благодарным, ненавидеть врагов, искоренять зло, радоваться добру, быть добрым и честным человеком.

Такие поучительные сюжеты содержатся в баснях, сказках, мифах и легендах, песнях. Не обязательно в авторских, даже в народных. Например, русская народная сказка «Репка». Она небольшая по объёму, имеет незамысловатый сюжет, но зато содержит кладезь ценностей и философских тем.

Сказка «Репка» показала читателю то, что сообща можно справиться с большой задачей и как важен каждый участник общего процесса. Обратись за помощью к другому человеку и вместе у вас всё получится!

Взаимовыручка также является важным составляющим философии этой сказки. Если бы дед или жучка отказались помочь, то репку бы не вытянули. Как всё-таки важно прийти вовремя на помощь. Не откладывайте обещания на потом, а выполняйте их сейчас. Вдруг, ваша помощь уже нужна близкому человеку? Вот какие важные житейские мудрости заложены в сказке.

А.С. Пушкин - мастер пера, который искусно отразил смысл данной пословицы в сказке о рыбаке и рыбке. По сюжету, старик и старуха бедно жили и в один день посчастливилось старику словить золотую рыбку. Жена старика с несносным характером, отчитала старика по приходу домой и то и дело отправляла его к рыбке за своими прихотями. Сначала она попросила новое корыто, но получив его, она поняла, яти могла попросить что-то больше и запросы её росли с каждым приходом деда все больше. Но когда старуха захотела, чтобы рыбка ей подчинялась, рыбка вернула все, как было раньше, и осталась старуха у разбитого корыта возле своей землянки.

Мораль сказки такая: жадность и корысть не приведут к богатству, а только усугубит положение, вернётся вдвойне.

Пословицей - «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - заканчивает А.С. Пушкин свою «Сказку о золотом петушке».

Сказка - ложь, да в ней намек...

Иван Царевич - поиски исторического прототипа.

"Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют его любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает."

Лао-цзы, 17.

Рассматривая изображения десятков и десятков найденных тверских монет XV века, я не мог отделаться от мысли, что что-то мне это все напоминает. Где-то я видел всех этих персонажей, что-то о них читал. Если раскрыть русские сказки, в глаза бросятся некоторые исторические аналогии.

Одним из наиболее любимых и почитаемых сказочных героев является Иван Царевич. Сюжеты о нем встречаются в изобилии. Возьмем одну из наиболее характерных сказок - "Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке" (Афанасьев,).



Пусть не смущает, что в сказке имя самого царя приводится как "Выслав Андронович". Некая аллегоричность и затушевка биографических подробностей реальных правителей спасала рассказчика от обвинений в декламации злободневных политических пасквилей. (Как если бы при социализме рассказывать сказку: "Жил-был генеральный секретарь Дормидонт Лукич, и была у него дочка Галина...", или в наше время "Жил-был президент Бухтан Бухтанович и была у него дочка Татьяна и зять Валентин...").

Да и всегда оговаривалось заранее, что дело-то было вовсе не в нашем царстве - а в тридесятом. А то и еще дальше - "за горами, за морями..." Так сказать, не в нашем коллективе, а "однажды на диком Западе". Эту предосторожность и сегодня вполне можно понять.

О "двойном дне" сказок говорит пословица "Сказка - ложь, да в ней НАМЕК, добру молодцу урок".

Со временем политическая острота злободневных фельетонов терялась, реальные прототипы умирали и забывались, и от аллегоричной истории оставался лишь непонятный, а потому загадочный, занимательный сказочный сюжет.

Кто же был прототипом данного сказочного героя? Не так уж много Иванов было в нашей истории. Князей с таким именем можно не рассматривать, поскольку сказано ясно - Иван - ЦАРЕВИЧ. Царев сын. Царь на Руси - это был всегда верховный правитель. Был только один известный мне Иван, который вполне заслуживал такой всенародной любви. (Вдобавок все упомянутые монеты отчеканены в Твери при жизни и сразу после гибели этого Ивана.) Это - Иван Иванович Молодой , сын царя Ивана III и тверской княжны Марии, внук тверского князя Бориса Александровича и потомок великих Литовских князей Кейстута и Гедимина. Заметим, что "Молодой" - это не фамилия, а определение, чтобы отличать его от его отца, царя Ивана III.

Сопоставим основные эпизоды из жизни Ивана Царевича и известные биографические детали Ивана Ивановича Молодого:



Иван Царевич

Иван Молодой

У Ивана имеется два брата-злодея - Василий и Дмитрий.

У Ивана есть братья (по мачехе) Василий (III) и Дмитрий (Жилка).

В царской казне начинают таинственно пропадать некие золотые
раритеты. Братья Ивана закрывают на это глаза и Иван - единственный, кто смог поймать
таинственного казнокрада за руку.

Софья Палеолог тайно расхищала царскую сокровищницу. Видимо не без инициативы Ивана
возникла ситуация с "подвесками королевы" и расхитительница была уличена.

Царь боится отпускать Ивана из царства - "...неприятель под наши области подступит,
а управлять войсками будет некому."

Иван Молодой командовал русскими войсками при стоянии на Угре, проявив себя как смелый и решительный
полководец. Во время стояния царь Иван III было дрогнул и попытался отозвать войска домой, но
Иван Молодой не послушал венценосного отца и дело окончилось триумфом.

Женился Иван на королевне Елене Прекрасной (или Премудрой), которую привез домой из-за тридевять земель,
из тридесятого государства.

Женился Иван на Елене - дочери молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олелькович.
Елена переехала из Молдавии в Москву.

Ивана коварно убили собственные братья.

Иван был отравлен своей мачехой, византийской принцессой Софьей, чтобы расчистить дорогу к престолу ее
сыновьям.

Царь осерчал на Ивановых братьев и посадил их в темницу.

Вскоре после смерти Ивана, при попытке отравить и его сына Дмитрия, Софья была разоблачена и была посажена
вместе с сыном Василием в тюрьму.

Правда, некоторые детали отличаются от реальности, это все же народная сказка, а не исторические хроники. Очередность появления на свет братьев в сказке была такой - сначала Дмитрий, потом Василий, последний Иван. В реальности она была прямо противоположной - сначала появился Иван (1458), потом Василий (1479), потом Дмитрий (1481). Да еще и брат Юрий (1480) был между ними, да не вписался он в сказочный контекст.

В любом случае "своему" тверскому законному наследнику-царевичу противостояла многочисленная семья плодовитой византийской принцессы (всего у нее было 10 детей). И судьба Ивана Молодого была по сути предрешена.

Елена Премудрая.
Жена Ивана Елена, Елена Волошанка (Молдаванка), родившаяся и воспитанная в европейской стране, отличалась умом и прогрессивными взглядами. В правление ее отца в Молдавии развивались культура и искусство рукописной книги.

Что интересно, в сказке про Ивана-царевича Елена упрекает коварных братьев такими словами: "Вы б тогда были добрые РЫЦАРИ, если б выехали с ним в чисто поле, да живого победили, а то убили сонного и тем какую похвалу себе получите?" Сама эта реплика говорит о том, что Елена безусловно происходила из европейской страны с рыцарскими кодексами чести. Молдавия вполне относилась к таким странам.

Елена была весьма образована и в Москве образовался кружок свободно мыслящих людей. В него входил, в том числе, вольнодумец Федор Курицын. В своей книге "Написание о грамоте" он пропагандировал - подумать только! - свободу воли ("самовластие души"), достигаемую путем образования и грамотности. Елена и после смерти мужа Ивана какое-то время смогла удерживать царя от репрессий против инакомыслящих, в то время как новая царская жена Софья требовала жестокой расправы над "еретиками".

Взгляды "Елены Премудрой" и ее окружения совершенно не вписывалась в идеологию грядущих перемен, в надвигающуюся на Россию идеологию имперского сознания, богоизбранности монарха и ничтожности его холопов. Эти новые взгляды привезла из рухнувшей к тому времени Византии племянница последнего императора Софья Палеолог как "бесценное" наследие и смогла привить эти взгляды своему сыну, Василию III.

Сокровища Московского Кремля уходят международным аферистам.
В 1472 году Иван III, не обращая внимания на категорический протест митрополита Филиппа, женился вторым браком на византийской царевне Зое (Софье) Палеолог. Выгодная невеста, правда без всякого приданого, была коварно сосватана ему самим римским папой Павлом II, известным другом россиян. До этого опекуны безуспешно сватали невесту к разным влиятельным лицам, в т.ч. французскому королю. Как показала жизнь, неспроста те наотрез отказали ей - видно, хорошо знали, что это за штучка.

Софья Палеолог, дочь деспота Филиппа Мореи, едва успев приехать в Москву, сразу прославилась тем, что стала запускать руку в великокняжескую казну, как в свой карман, и щедро одаривать своих итальянских родственников, в т.ч. брата Андреаса.

Братец Андреас был известный в Европе авантюрист. Он продал свои права на (уже несуществующий к тому моменту) византийский престол трем разным людям одновременно и теперь слонялся по белу свету, не забывая навещать любимую сестрицу в Москве. По некоторым сведениям, у братца Андреаса хватило наглости предлагать купить "права на византийский престол" и Ивану III, да сделка не состоялась. Ну не отпускать же родного брата "несолоно хлебавши", с пустыми руками?!

Как писали про Софью летописи,".. много истеряла казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала - и много.. ." Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколения московских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища. Теперь она попала в руки иностранке, воспитанной при дворе римского папы.

Так, бесценные драгоценности тверской княжны Марии (первой жены Ивана III и матери Ивана Молодого) Софья, никого не спрося, отдала своей племяннице - итальянке. В 1483 во время крещения первого царского внука Дмитрия, сына Ивана Молодого и Елены Волошанки, разразился грандиозный скандал. Здесь, видимо, не обошлось без некоей интриги, как в "Трех мушкетерах" в истории с "подвесками королевы". Новорожденный Дмитрий был продолжателем как династий московских и тверских князей, так и молдавских господарей. Кто-то (не исключено, что сам Иван Молодой) подсказал царю Ивану III идею подарить фамильные сокровища тверских князей Елене. Тут-то и оказалось, что драгоценностей и след простыл. Вслед за ними простыл след и Софьиной племянницы, которая вместе со своим мужем сразу же пустилась в бега по направлению к Литовской границе, ловко уйдя от посланной за ними погони.

Каково было двадцатипятилетнему царевичу Ивану смотреть, как мачеха тайно, по-воровски, отправляет за границу фамильные сокровища его умершей матери, тверской княжны? Наряду с другими бесценными историческими раритетами, должными перейти ему по праву наследования? Ясно, что отношения Ивана Молодого и Софьи Палеолог не были ни близкими, ни по-семейному доверительными... Скорее Иван представлял Софье прямую угрозу.

Если бы царь Иван III умер до 1490 и к власти бы пришел Иван Молодой, где, в каком богом забытом монастыре потерялись бы концы "безутешной" царской вдовы - вместе с ее византийскими интригами, политическими убийствами, идеей обожествления верховной власти, "Третьим Римом", казнокрадством и иностранными аферистами? И внук ее Иван вряд ли стал бы Иваном Четвертым, и уж тем более Иваном Грозным. Был бы он, скорее всего, мелким заурядным князьком где-нибудь в Калуге или Можайске. Как знать, как знать...

С молодым Иваном надо было срочно "решать вопрос", и он был решен.

Иван-царевич, "врач-вредитель" и картина клинических проявлений.
Как же умер царевич Иван? Внезапно молодой здоровый наследник начал страдать «камчюгою в ногах», ломотой. Вылечить его взялся лекарь «мистер Леон Жидовин», выписанный Софьей из Венеции. Врач даже пообещал отдать свою голову за жизнь больного. Однако несмотря на старания врача, больной умер. По Москве тотчас прошел слух, будто бы Ивана Молодого отравили итальянцы. Даже и через сто лет Андрей Курбский нимало не сомневался в их достоверности. Молодого венецианского врача вывели за Яузу на Болвановку и отрубили ему голову.

Скорее всего он вовсе НЕ был заговорщиком, а стал ЖЕРТВОЙ заговорщиков, но которого списали гибель российского наследника. Так или иначе, молодой врач Леон, сам того не зная, с легкой руки интриганки Софьи начал летописный список "врачей-вредителей", положив начало антисемитским настроениям на Руси.

Чем был болен царевич? Некоторые исследователи считают, что ломота в ногах - это подагра. От чего врач лечил Ивана? От подагры? Но от подагры не умирают, несмотря на всю болезненность приступов. Тем более так стремительно.

Однако при отравлении змеиными ядами, скажем семейства Naja (кобры), симптомами являются ломота и онемение ног. При змеиных ядах ноги немеют потому, что сердечная деятельность становится слишком слабой для того, чтобы прогнать кровь в периферические части тела. Для отравления ими характерны слабый пульс, похолодание ног и дрожание, но не от нервозности, а от слабости вследствие отравления крови. При этом именно сердечные симптомы могут быть причиной неверной постановки диагноза.

Софья родилась и выросла в краях, где прекрасно знали кобр и свойства их яда. Змеиный яд действует не только попадая в кровь, но и через желудок. Так что вполне возможно, что царевича могли "опоить", подмешав яд в питье. Возможно использовались и растительные яды - при попытке отравить сына Ивана Дмитрия были пойманы и утоплены в Москва-реке бабы, носившие "зелье" царевне Софье. (В наше время они бы могли сказать охране, что просто распространяют Гербалайф:)

Скажем, при применении "сонной одури" (белладонны) кровь приливает к голове и кровоснабжение ног также нарушается. Слабость и онемение в ногах возникает и при отравлении смертельно ядовитым болиголовом пятнистым (достаточно подмешать в питье всего несколько капель водного настоя). Нарушение сердечной деятельности, вызывающее нарушение кровообращения в ногах возникает и при отравлении грибами. Ноги могут отняться и при токсической энцефалопатии, при отравлении психотропными наркотиками, при хроническом отравлении фосфорными соединениями, при вирусном энцефаломиелите - да мало ли от чего?

Как говорят врачи в отношении болезней ног, "неврологические заболевания в начале имеют очень сходные проявления, а лечение и прогноз у них - разные". Картину болезни могли запутать и умелые руки, если при реальном заболевании больному начали давать яды. Не исключено, что Софья ответила на "шутку" Ивана с драгоценностями и ответной остроумной шуткой в византийском стиле.

На тверских монетах часто можно встретить волка - старинный родовой знак суздальских князей. В сказках про Ивана-царевича то сам Иван "оборачивается" серым волком, то волк ему помогает, даже вот и картина у Васнецова "Иван-царевич на сером волке" и т.д.

Так вот, аконит, ядовитое растение вызывающее резкую слабость в ногах и смерть, в народе называется - "волкобойник" или "волчья смерть"! Еще древние галлы и германцы натирали экстрактом аконита наконечники стрел и копий, предназначенных для охоты на волков. Яд его быстро проникает и через кожу. По преданию сам Тимур был отравлен именно ядом аконита - соком этого растения была пропитана его тюбетейка.

Яд, кстати, считался настолько страшным, что одно обладание аконитом в некоторых странах каралось смертью. В Греции, откуда происходила "гречанка Софья", яд аконита применялся для казни преступников, наравне с цикутой. Смертельные дозы зелья - около 1 г растения, 5 мл настойки. В России растет 75 видов аконита и он был хорошо известен. А один из симптомов отравления - все та же ломота в ногах (сердечная деятельность постепенно падает вплоть до фибрилляции желудочков). Противоядие против аконита неизвестно.

Изощренная шутка Софьи - опоить князя из "волчьего рода" - "волкобойником"?? "Волку" - и "волчья смерть"?

Так что не все там так просто с Ивановой болезнью,"камчугой в ногах", как кажется на первый взгляд...

В любом случае исход лечения решал правильно поставленный диагноз. Скажем, при подагре алкоголь полностью исключен, так как он провоцирует приступы боли. При отравлении же змеиным ядом алкоголь - одно из эффективных противоядий, которое следует принимать в огромном количестве. При отравлении травой он бесполезен, а при отравлении грибами только ускоряет всасывание яда...

Прописанное врачом лечение при неверно поставленном диагнозе могло пойти и прямо во вред больному. Заметим, что Софья подставила именно молодого врача, расчитывая на то, что он не сможет разобраться в ситуации. То, что врача привезли из-за границы, вероятно говорит о том, что Ивана отравили чем-то местным, специфическим, что в Италии не растет или не ползает. Проконсультируйся бедняга Леон с местными ворожеями - как знать, не подсказали бы они ему решение проблемы... Языковый ли барьер был тому препятствием или культурный? История болезни тогда не велась и теперь сказать что-либо невозможно, но во всяком случае исход лечения известен - больной умер, врач был казнен.

Заметим, что в народной сказке говорится о неких лекарственных средствах, растворах, которыми можно было бы спасти царевича. В лесном крае, заросшем ядовитыми травами и кишащем змеями, безусловно, знали массу противоядий. Но знатоков народной медицины на консилиум в Кремль, что надо отметить, не пригласили.

Народная молва упорно приписывала Софье знание ядов и противоядий. В некоторых сказках (напр. Афанасьев, №177), где действуют все те же три брата - Иван, Василий и Дмитрий, прямо говорится, что живая и мертвая воды хранятся под охраной натянутых звенящих струн (сигнализации) в пузырьках у Соньки-богатырки (Софьи).

Последний герой.
После смерти Ивана Молодого оставалось еще одно препятствие на пути к престолу - сын Ивана Дмитрий, который вдобавок официально был венчан на царство. Отравить его не удалось - меры безопасности в Кремле были усилены и знахарки, доставлявшие яды Софье, были схвачены и утоплены в Москва-реке.

Но что не смог сделать яд - сделала ловкая византийская интрига. Про крайнее коварство Софьи был наслышан даже посетивший Москву через много лет Гербертштейн, о чем он упомянул в своей книге.

Наследник Ивана Молодого Дмитрий вдруг впал в немилость царя и оказался в тюрьме. Вскоре туда попала и жена Ивана Елена. Сын византийской принцессы Софьи стал соправителем отца и наследником престола - царем Василием III.

Пришел к власти Василий в 1505 г., заметим, без "венчания на царство", что многие до сих пор расценивают, как государственный переворот. Он стал отцом другого Ивана - Ивана IV Васильевича. Народ не смог подобрать этому Ивану другого эпитета, кроме как "Грозный". Вряд ли про этого царевича Ивана слагались подобные умильные сказки, кому и слагать-то было? Во время опричного похода он полностью разгромил Тверь и уничтожил огромное число ее жителей. Во время этого прискорбного эпизода, к слову, был полностью уничтожен Тверской монетный двор и чеканка тверской монеты прекратилась навсегда.

После ареста Елены, инакомыслящие в России остались без защиты. Победа иосифлян на церковном соборе 1503 г. предопределила судьбу московских и новгородских вольнодумцев. В 1504 г. они были осуждены как еретики и сожжены живьем. По приговору церковного собора книги еретиков также массово сжигались. Начались другие времена и нравы...

Повидимому, Иван Молодой был последним русским князем, который как-то соответствовал народным идеалам справедливости. Даже и почти век спустя Андрей Курбский прямо обвинял Ивана Грозного в том, что его злодеи-предки убили столь популярного и перспективного лидера, славного витязя Ивана, а также его мать, которую он назвал святой.

Какие надежды связывал народ с Иваном Молодым? Об этом можно только догадываться по тому, что в сказке он воскрес (воскресают обычно святые) и стали все жить дружно. Даже в сказке было трудно представить, каким путем бы развивалось "некоторое царство" в случае реального прихода Ивана-царевича к власти.

Проникновение царевича Ивана в народный фольклор приняло масштабный характер. Помимо многочисленных сказок сохранилась песня астраханских казаков, где царь оплакивает умершего сына - известно, что Иван III сильно переживал потерю.

Возможно Иван Молодой был последним нормальным правителем Твери. Надо помнить, что он был внуком выдающегося тверского правителя Бориса Александровича, личности европейского масштаба. Дед Ивана был единственным из русских князей, кто принимал участие в работе Флорентийского церковного собора 1437-1439 гг., но котором обсуждалась возможность обьединения (унии) католической и православных церквей.

Скорее всего Иван смотрел на Тверь как на дедово наследство, а не как на завоеванную провинцию. Он правил Тверью вместе со старой «тверской думой». Отдельно от московского функционировал тверской «двор». Княжескими землями управлял Тверской дворец. Тверской «двор» слился с московским к началу XVI в., и тогда же некоторые из тверских бояр вошли в московскую Боярскую думу. Не было при Иване Молодом ни массовых переселений тверичан, ни политических казней, ни репрессий инакомыслящих.

После его краткого пятилетнего правления на смену ему в город пришли наместники-временщики, которым Тверь выдавалась на разграбление в качестве зарплаты за заслуги перед царем. В кратчайшие сроки от некогда великого княжества стались лишь грустные воспоминания. Потому, наверное, люди и запечатлели память о последнем справедливом тверском князе в народном фольклоре.

Был ли реальный царевич Иван распрекрасным добрым молодцем с кротким нравом и румяными щечками? Да навряд ли. Жизнь того времени была сурова и груба. Был он наверняка сильным, решительным и смелым, даже вот и на монетах он не расстается с мечом. Был он и хорошим организатором, и ярким лидером за которым шли люди. Был он и рассчетливым, ловким и предприимчивым. Однако нет ни одного упоминания о его кровожадности, самодурстве, садистской жестокости, необузданности или коварстве.

Как говорится, "И горькое станет сладким, когда найдется еще горше". На фоне последовавших за ним личностей типа Василия III, Ивана Грозного и прочих персонажей царевич Иван был безусловно просто ангелом небесным. Таким он и запечатлелся в народной памяти.

Ветка царской династии, пришедшая к власти с Василием III не просуществовала и ста лет. В оголтелой схватке за власть представители правящего класса просто перерезали друг друга, развязав неслыханые доселе репрессии, уничтожая друг друга целыми родами. Чтобы какой недобитый наследник не спасся бегством, границы страны были наглухо закрыты. Население России только за правление Грозного уменьшилось на четверть - как в Белоруссии после фашистов. После чего разразилась глобальная катастрофа - великая Смута. Тысячи поселений исчезли с лица земли и жизнь в них более не вернулась.

Что стало бы с Россией, займи Иван Царевич положенное ему по праву место царя? Жена которого была уверена, что каждый человек имеет право на свободу воли? Которая не запускала руку в княжескую казну, как в свой карман? Которая верила в необходимость учения и образования?

Стал бы он и его дети опираться на страх и массовые расправы? Тщательно искоренять своих близких и дальних родственников? Обирать до нитки своих подданных? Жечь свои города и громить монастыри? Рубить тверских и топить новгородских жителей? Уничтожать архивы? Искоренять народные верования? Сжигать"еретические" книги - да и самих свободно мыслящих людей?

Не нашел бы он других, более разумных и менее диких способов решения стоящих перед страной задач? Кто знает...

А теперь об этом малоизвестном персонаже древнерусской истории и давно забытых событиях напоминают лишь малопонятные народные сказки да загадочые персонажи на старинных русских монетах...

...А Иван-царевич как ударил змея своим мечом, так и снес ему пять голов долой; потом еще ударил - и убил змея до смерти.

Сказка - ложь, а песня - правда.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Сказка - ложь, а песня - правда." в других словарях:

    Сказка враль, а пѣсня быль. Ср. Вотъ въ нашей деревенской сторонѣ поговорка есть: что сказка враль, а пѣсня быль, и точно: въ пѣснѣ вотъ поютъ, что во саду ли въ огородѣ дѣвушка гуляла это быль: въ огородахъ дѣвушки гуляютъ, а сказка про какую… …

    Сказка складка, а песня быль. См. СКАЗКА ПЕСНЯ …

    Ср. ...Ну ври еще! известно, сказка складка, А песня быль; не мимо говорится. Островский. Воевода. 1, 1, 2. Ср. Мало ли что в песнях поют? Разве можно деревенской песни веру дать? Можно... потому что сказка складка, а песня быль. П.И. Мельников …

    Ср. Вот в нашей деревенской стороне поговорка есть: что сказка враль, а песня быль, и точно: в песне вот поют, что во саду ли в огороде девушка гуляла это быль: в огородах девушки гуляют, а сказка про какую нибудь Бабу ягу или Царь девицу враки.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Сказка складка, а пѣсня быль. Ср. Ну ври еще! «извѣстно, сказка складка, А пѣсня быль; не мимо говорится». Островскій. Воевода. 1, 1, 2. Ср. Мало ли что въ пѣсняхъ поютъ? Развѣ можно деревенской пѣсни вѣру дать? Можно... потому что… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Сказка (миньон, 1974) Сказка Миньон Софии Ротару Дата выпуска 1974 Записан 1974 … Википедия

    Песня о дружбе Тип мультфильма рисованный Режиссёр Иван Иванов Вано, Михаил Ботов Автор сценария Иван Иванов Вано … Википедия

    Песня о дружбе Тип мультфильма рисованный Режиссёр Иван Иванов Вано, Михаил Ботов Автор сценария Иван Иванов Вано Роли озвучивали {{{Роли}}} … Википедия

    Сказка складом, песня ладом красна. См. СКАЗКА ПЕСНЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    См. песнь затягивать песню, пропеть лебединую песню, старая песня... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. песня песнь, песнопение, песнопения, гомофония, песенка, распев,… … Словарь синонимов

    Жанр Документальный фильм Режиссёр Татьяна Миллер В главных ролях София Ротару Кинокомпания … Википедия

Книги

  • Песня ладная, сказка складная , . Книжки-панорамки вызывают у детей особые, неповторимые эмоции. Ведь каждый раз, когда вы переворачиваете страничку, появляется объемная конструкция и герои книжкикак будто оживают, приглашая…
  • Песня ладная сказка складная , Афанасьева А., Иваницкий Н., Капица О.. Книжки-панорамки вызывают у детей особые, неповторимые эмоции. Ведь каждый раз, когда вы переворачиваете страничку, появляется объемная конструкция и герои книжкикак будто оживают, приглашая…

СКАЗЫ

Для того, чтобы информация доходила до народа, Славяно-Арийские Жрецы все древние, или как сейчас говорят сакрально - Ведические знания, отдавали в народ в виде сказок, где информация была перестроена для образного восприятия. Сказки передавались слово в слово для того, чтобы информация передавалась без искажения.
То, что славяне узнавали с детского возраста из сказок - это вся была древняя правдивая информация, с помощью которой ребенок обучался познавать окружающий мир. Сказы, были, былины, небылицы, поговорки, пословицы и т.п. - всё это древняя Мудрость всех Славяно-Арийских народов.

Слово Быль произошло от древнесловенского глагола - "быти", то есть то, что было и происходило в Мире Яви. Небылица (небыль) - то, что не было в Яви, но происходило в Мирах: Нави, Слави или Прави, то есть в другой форме бытия.

Все сказы не воспринимались как быль только материалистами, т.е. людьми, находящимися на троичной ступени развития (единождыживущие) - это люди, потерявшие связь со своим Родом, и переставшие воспринимать Мудрость Предков.

В конце каждой сказки была поговорка: "Сказка ложь, да в ней Намёк, кто познает - тем Урок". Позднее христиане эту поговорку исказили: "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок". Почему же только добрым молодцам, разве красным девицам не нужно познавать свой Рок, свою судьбу? Это было сделано в связи с тем, что по христианскому учению женщина - это отрицательный элемент, в отличие от славянской традиции, где женщина олицетворяла Богиню - хранительницу домашнего очага. Кроме того, были искажены такие понятия как Ложь и Правда. В славянской традиции, слово Правда означало: то, что принадлежит Миру Прави (Мир Богов). Слово неправда - это то, что не принадлежит Миру Прави, но тоже является информацией. Кривда - искаженная информация (искривленная), не принадлежащая Миру Яви. А слово Ложь означало - поверхностную информацию, уходящую образом вглубь.

Христиане не только искажали славянские сказки, но и придумывали свои. В таких сказках главным образом присутствует извечная мечта христианского народа о "халяве". В то время как в славянских сказках главные герои всегда добиваются своей цели только своим трудом.

Одним из примеров искажений является "сказка о репке", известная всем с самого раннего детства. В изначальном славянском варианте данная сказка указывает на взаимоотношение поколений, а также указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.

В современном варианте этой сказки не хватает ещё двух элементов, существовавших изначально - Отца и Матери, без которых получается семь элементов, т.к. у христиан семеричная система восприятия, в отличие от девятеричной славянской системы.

В изначальном варианте было девять элементов, в каждом из которых был свой скрытый образ:

Репка - символизирует достояние и Мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное.
- Дед -символизирует Древнюю Мудрость.
- Бабка - традиции дома, хозяйственность.
- Отец - защита и опора.
- Мать - Любовь и забота.
- Внучка - символизирует потомство.
- Жучка - достаток в Роду (собаку заводили для охраны достатка).
- Кошка - символизирует благостную обстановку в Роду (кошки - гармонизаторы энергии человека).
- Мышка - символизирует благосостояние семьи (считалось, что мышь живёт там, где есть излишки продуктов).

Но христиане убрали Отца и Мать, и заменили их образы: защиту и опору - на церковь, а заботу и Любовь - на Христа.

У славян изначальный смысл этой сказки заключался в следующем: иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье.

Еще одним из многих искажений является сказка "Колобок".

Предлагаем её изначальный вариант:
Попросил Тарх Перунович Дживу - создай колобок. И Она по Сварожьим Сусекам поскребла, по чертожьим абмарам помела и слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады. И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути. Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку. Покатился дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лекедь отклевал кусочек, и в Чертоге Ворона - Ворон отклевал кусочек, в чертоге Медведя - Медведь колобку бок помял. Волк в своём Чертоге почти пол колобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, то Лиса его съела.

Эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону, от полнолуния к новолунию. В Чертогах Тарха и Дживы, на Сворожьем Круге происходит полнолуние, а после Чертога Лисы наступает новолуние.

С помощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии, им показывали данные Чертоги (созвездия) и они образно изучали звёздную карту мира.

Чтобы понять древние сказы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена. А главное, необходимо иметь образное восприятие, которое имели Предки.

Возьмем, например, описание змея Горыныча, из древних сказок: Прилетела туча мерная, закрыла Ярило красное. Поднялся ветер великий, и прилетел в туче мерной - змей Горынычь (трехглавый). Избы разломал, стога разметал, людей и скот в полон унёс.

Образ "змей" - означает круглый и длинный, как змея; "горынычь" - потому, что высотой с гору. В данном описании идет речь о таком природном явлении как смерч. Змей Горыныч может быть и трёхглавый (т.е. из тучи выходят 3 воронки), и девятиглавый, и т. д.

Сильно искажен был образ одной из героинь славянских сказок, которую христиане называют бабой Ягой. На самом деле у славян этот образ был: Баба Йога (Йогиня - Матушка) - покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле на огненной Небесной колеснице, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям Её узнавали по сапожкам, украшенным золотом, и называли Бабушкой Йогой - Златой ногой.

Детей-сирот Она доставляла в свой предгорный Скит, у подножья Ирийских гор (Алтай), где проводила их через Огненный обряд посвящения Древним Богам. Для этого имелось специальное Капище Рода, высеченное внутри горы, рядом с которым в скале имелось специальное углубление, которое называлось - Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, называемый лапата, в одно углубление которого Йогиня - Матушка укладывала спящих детей-сирот, а в другое накладывала сухой хворост, после чего лапата задвигалась обратно в Пещь Ра, и Иогиня поджигала хворост. Когда лапата задвигалась в Пещь Ра, то специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты, и отделял углубление с детьми от Огня. Этот обряд означал что дети-сироты были посвящены Древним Богам и в мирской жизни их никто более не увидит. Когда разгорался огонь, Жрецы Рода переносили детей-сирот в помещения Капища Рода и впоследствии воспитывали из них Жрецов и Жриц.

Этот образ красивой молодой Богини подменили образом старой, злой и горбатой старухи, которая крадет маленьких детей, жарит их в печи, а потом съедает. По искаженным сказкам она живет в избушке на куринных ножках, окруженной частоколом из черепов. На самом деле Славяне считали, что череп умершего животного сохраняет Мудрость и силу данного зверя. И одевая черепа на тын, создавали как бы обережный круг из силы и Мудрости животных, для защиты от недругов. Так делала и Йогиня. А избушка у неё была на курьихъ ножках, а не на куринных. Курьи - это дымовые ножки, т.к. это старое понятие (как, например, понятие - вулкан, который курится, раскуренная сигарета, или Курильские острова, на которых курящиеся гейзеры и вулканы). На самом деле это домик на дымовых и огненных основах, т. е. летательный аппарат (огненная Небесная колесница). Он еще имел степень вращения, которая приводилась в действие голосом, когда говорили: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом".

В сказках часто встречается описание технологий и достижений древней Славяно-Арийской цивилизации, например: скатерть-самобранка, ковер-самолет, шапка-невидимка, мечь-кладенец, волшебное зеркало, клубок, показывающий путь и т.д.

В сказе о Ясном Соколе героиня - Настенька - отправляется за Ясным Соколом в тринадесятый (три на десяти) Чертог. Тринадцатый Чертог (созвездие) на Сварожьем круге - это Чертог Финиста. То есть проделала путь в другую солнечную систему на семи космических кораблях, с семью пересадками, износив по дороге семь пар железных сапог (обувь с искусственной гравитацией, для перемещения в космическом корабле) и изглодав семь железных хлебов (образ пищи космонавтов, которая хранится в металлической упаковке).

Не каждый человек способен понять Древнюю Мудрость в изначальном толковании, потому что её нужно воспринимать сердцем, Душой. Об этом хорошо образно сказано в сказке про курочку Рябу. Она снесла золотое яичко, которое дед бил - не разбил, бабка била - не разбила, а мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Когда дед с бабкой начали горевать, то курочка им сказала, что снесёт им не золотое яичко, а простое. Здесь золотое яичко несет в себе образ сокровенной Родовой Мудрости, касающейся Души, которую наскоком не возьмешь - сколько не бей. В то же время, случайно прикоснувшись эту систему можно уничтожить, разбить на осколки, разрушив целостность. Поэтому, если люди не дошли до того уровня, который позволил бы им понимать сокровенное (золотое яичко), то для них сначала необходима простая информация (простое яичко).
........................................ ...................................Велим ир Киевский

Сказка - ложь, а песня - правда.
См. СКАЗКА - ПЕСНЯ

  • - Ср. ...Ну ври еще! "известно, сказка-складка, А песня быль; не мимо говорится". Островский. Воевода. 1, 1, 2. Ср. Мало ли что в песнях поют? Разве можно деревенской песни веру дать? - Можно... потому что "". П.И. Мельников...
  • - Ср. Вот в нашей деревенской стороне поговорка есть: что сказка враль, а песня быль, и точно: в песне вот поют, что во саду ли в огороде девушка гуляла - это быль: в огородах девушки гуляют, а сказка про какую-нибудь...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Если вы исключите невозможное, то, что останется, и будет правдой, сколь бы невероятным оно ни казалось. Артур Конан Доил Захватывающая история редко бывает правдивой...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - Из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - Сказка складка, а пѣсня быль. Ср. Ну ври еще! «извѣстно, сказка-складка, А пѣсня быль; не мимо говорится». Островскій. Воевода. 1, 1, 2...
  • - Сказка - враль, а пѣсня - быль. Ср. Вотъ въ нашей деревенской сторонѣ поговорка есть: что сказка враль, а пѣсня быль, и точно: въ пѣснѣ вотъ поютъ, что во саду ли въ огородѣ дѣвушка гуляла - это быль: въ огородахъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Приписывается английскому писателю и государственному деятелю, премьер-министру Великобритании от партии консерваторов Бенджамину Дизраэли, лорду Биконсфильду...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. ПРАВДА -...
  • - См. СУД -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Коли не врет, так правду говорит...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Худая харя зеркала не любит. Кривая рожа от зеркала отворачивается. Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет. Коли чихнул, так правда. Чох на правду...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПРАВДА - НЕПРАВДА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Сказка - складка, а песня - быль. Сказка - ложь, а песня - правда. Сказка складом, песня ладом красна. Не всяк весел, кто поет. И за песней плачется. И без песен кадык тесен. Не до песен: кадык тесен...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СКАЗКА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СКАЗКА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Сказка - ложь, а песня - правда." в книгах

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора

«Сказка - ложь, да в ней намек…»

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь восьмая: Инородное тело автора Керсновская Евфросиния Антоновна

«Сказка - ложь, да в ней намек…» Сколько лет с тех пор прошло! И до чего же все эти подробности запечатлелись в памяти!1640 вскрытий! 1640 трупов прошли через мои руки. И все-таки, а tout prendre, именно этот год с небольшим, что я проработала в морге, был, повторяю, самым беззаботным,

СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК...

Из книги Воспоминания склеротика автора Смирнов Борис Натанович

СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК... Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А. С. Пушкин Я уже вспоминал о создании инсценировки пушкинской «Сказки о Попе и его работнике Балде». И о том, что министерство культуры после определенных сомнений эту инсценировку

Сказка и ложь

Из книги Год быка--MMIX автора Романов Роман Романович

Сказка и ложь Самое главное мы в предыдущий раз выяснили. Причём самое главное не то­лько для главы 22, а для всей книги: отно­шения Воланда и его свиты, особен­но Коровьева, вовсе не таковы, какими ка­жутся неис­кушён­ным героям и читателям Романа. Теперь можно пере­йти к

Сказка – ложь, да в ней намек

Из книги Знаки судьбы и искусство жизни автора Шереметева Галина Борисовна

Сказка – ложь, да в ней намек В жизни каждого человека бывают минуты, когда кажется, что больше от жизни ждать нечего, все уже было пережито в прошлом и теперь следует только крепиться, терпеть и доживать остаток своих лет. Тогда многие говорят: «Так у всех!» и этим пытаются

Сказка – ложь, да в ней – намек...

автора Ильенков Эвальд Васильевич

Сказка – ложь, да в ней – намек... В чем же мораль сей басни? Что это, очередная попытка запугать Адам Адамыча мрачными перспективами, которыми будто бы чревато развитие кибернетики, предпринятая злокозненным врагом кибернетического прогресса? Очевидно, нет, ибо,

7. Правда, ложь и допустимая ложь

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

7. Правда, ложь и допустимая ложь Неудивительно, что Библия и Талмуд восхваляют правдивость: Сторонись неправды. Шмот 23:7 Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Ваикра 19:11 Научи свой язык говорить: «Я не знаю», – иначе он приведет тебя ко лжи. Вавилонский Талмуд,

Сказка - ложь, да в ней - намек…

Из книги Об идолах и идеалах автора Ильенков Эвальд Васильевич

Сказка - ложь, да в ней - намек… В чем же мораль сей басни? Что это, очередная попытка запугать Адам Адамыча мрачными перспективами, которыми будто бы чревато развитие кибернетики, предпринятая злокозненным врагом кибернетического прогресса?Очевидно, нет, ибо,

44. «Сказка ложь, да в ней намёк»

Из книги 50 великих книг о мудрости, или Полезные знания для тех, кто экономит время автора Жалевич Андрей

44. «Сказка ложь, да в ней намёк» Даже в сказках легче встретить Бабу-ягу, чем Василису Прекрасную. Видоизмененный Януш Рось Туфелька оказалась Золушке впору, потому что она никогда не жила на широкую ногу. Я. Каллер Из глубины времён до нас дошло множество сказок,

49. Сказка и ложь

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

49. Сказка и ложь Самое главное мы в предыдущий раз выяснили. Причём самое главное не только для главы 22, а для всей книги: отношения Воланда и его свиты, особенно Коровьева, вовсе не таковы, какими кажутся неискушённым героям и читателям Романа. Теперь можно перейти к

автора

Ложь и лжецы См. также «Вымысел и фантазия», «Правда и ложь» Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование. NN* Не следует беззастенчиво лгать; но иногда необходима уклончивость. Маргарет Тэтчер* Верь только половине того, что видишь, и ничему

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Правда и ложь См. также «Ложь и лжецы» Если вы исключите невозможное, то, что останется, и будет правдой, сколь бы невероятным оно ни казалось. Артур Конан Дойл Захватывающая история редко бывает правдивой. Сэмюэл Джонсон* Правда бывает удивительней вымысла, зато

Сказка - ложь

Из книги Страшные немецкие сказки автора Волков Александр Владимирович

Сказка - ложь Достоверность вовсе не есть предикат истины или, лучше сказать, что достоверность никакого отношения к истине не имеет. Шестов Л.И. На весах Иова Как термин, как повествование, адресуемое детям, и как произведение сказочников-профессионалов сказка

Ложь на ложь дает правду. Правда ли это?

Из книги Дневник писателя автора Достоевский Федор Михайлович

Сказка – Ложь

Из книги Путешествие по спирали времени автора Мильсон Нехама

Сказка – Ложь – И когда вражеский витязь занес надо мной свой меч, и уже не было никакой надежды, я засмеялся ему в лицо. Только на одну секунду смутился враг, на долю мига отвел взгляд от моих дерзких глаз, а мне хватило той секунды, чтобы вывернуться из-под грозной стали и