Благоверный князь вячеслав чешский. Имя Вячеслав в православном календаре (Святцах)

или 935 ?), святой страстотерпец, чешский князь, сын кн. Вратислава и Драгомиры .

Память 4 марта , 28 сентября .

Воспитан бабкой св. княгиней Людмилой в духе благочестия и любви к славянскому обряду, отцом же - в латинской церкви. Получил прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия , святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован.

Отец его, князь Вратислав погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. До 924 - 925 был под опекой матери, Драгомиры , убившей его бабку Людмилу, боровшейся с аскетически-религиозными наклонностями сына, наконец, изгнанной им.

Как самостоятельный правитель Вячеслав проводил религиозно-аскетические идеалы эпохи как в личной жизни (собирал вокруг себя духовенство, мечтал о путешествии в Рим , монашестве и т.п.), так и в государственной (отказался от пыток и от смертной казни). Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии . Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу , построил для них великолепный храм во имя святого Вита .

Недовольство части народа, особенно знати, образом жизни князя, его политикой, особенно внешней (он признал себя вассалом немецкого короля Генриха I Птицелова ), облегчило его брату, удельному князю Болеславу I , государственный переворот.

28 сентября 935 в г. Старом Болеславе на празднике св. Вячеслав был убит своим родным братом и его слугами у дверей храма. Над его сторонниками в Праге была учинена жестокая расправа. Судьба сына Вячеслава, Збраслава, неизвестна.

Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца перенес его мощи в Прагу , похоронил их в церкви святого Вита (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта ).

Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии .

Тотчас по смерти Вячеслава появляется в Чехии почитание его как первого чешского мученика-святого, уже в первую четверть XI в. проникший и в Киевскую Русь (жития Бориса и Глеба, богослужебный канон св. Вячеславу и т.п.). Появляются жития его: 1) латинские: «Crescente fide», Гумпольда, Лаврентия - все конца X в., и 2) церковно-славянские: одно оригинальное, первой половины X в., другое, найденное проф. Н. Никольским и изданное Обществом любителей древней письменности,- позднейшее, переработка Гумпольда, но с интересными добавлениями (оба - в русских рукописях, но с чехизмами). Возникает гимн «Svaty Vaclave, vévodo ceské zeme»; в гуситскую эпоху укореняется возникшее еще в XIII в. представление (неверное) о Вячеславе как национальном герое-борце против немцев .

Тропарь, глас 4

Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. / Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: / помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.

Ин тропарь, глас 1

Благочестиваго корене отрасль пречестная, / святый благоверный великий княже Вячеславе, / поборник быв Восточныя в Чехах Церкве / и прибежище теплое убогим и сирым, / яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, / во главу усечен рукою брата пред враты церковными. / Темже и всели тя Христос, / яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, / прослави всечестную память твою в словенских языцех / и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. / Молися о людех твоих ко Господу, / да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.

Кондак, глас 1

С лики ангельскими предстоя, блаженне княже Вячеславе, / наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, / и оттуду благодетельныя дары почерп чудес, / всем притекающим верою под твою святыню / источаеши цельбам дарование.


Вячеславы всегда сильные мальчики, обладающие силовой воли. Они не боятся трудностей и боли. Вячеслав обладает вспыльчивым характером. Могут вспыхнуть и тут же потухнуть. Могут совершать импульсивные поступки. По жизни трудоголики. Своей работе они отдаются полностью. Начатое дело всегда доводят до конца. Вячеслав может достигнуть успеха в любой профессии. Ответственно относятся к делам.

Всегда полны новых идей, которые тут же воплощают в реальность. Если что-то у них не получается, они не унывают и начинают все заново. Вячеславы очень справедливы и не потерпят обмана, тем более в свою сторону. Они достаточно отзывчивые люди, охотно придут на помощь. Однако если тот или иной человек начнет использовать Вячеслава в своих целях, то он сразу перестанет иметь с ним дело. В жены выбирает себе девушку, обладающую острым умом и красотой. Ценит, если девушка не имеет никаких комплексов и обладает ярко выраженной индивидуальностью. С такой девушкой он готов провести всю жизнь.

Судьба : Имя Вячеслав очень звучное, оно зовет к лидерству, первенству, но это скорее спортивное состязание, чем стремление к превосходству. Другое дело – сумеет ли Вячеслав реализовать такую свою устремленность?

День Ангела Вячеслава

Происхождение древнерусское – наиболее славный, самый славный, наиславнейший. Современный Вячеслав ратными (боевыми) делами не занимается. Почести и славу он добывает на мирном поприще. Он честолюбив – стремится быть везде первым. У него даже глаза особенные – зоркие, быстрые, словно он постоянно что-то высматривает, что-то придумывает, куда-то спешит...

Может быть, славу ищет? А если ищет, то, возможно, найдет. Для него нет препятствий нигде – он «пробивает» своим умом любую стену. Поэтому к тридцати Годам Вячеслав уже полностью воплотил свои планы в жизнь. Например, защитил кандидатскую диссертацию, собирает материал для докторской. У него хорошая престижная работа.

Вячеслав Именины по Церковному Календарю

  • 14 Января – Вячеслав (Инфантов), сщмч., иерей /новомуч./
  • 17 Марта – Вячеслав Чешский, страстотерпец, князь (Перенесение мощей)
  • 16 Августа – Вячеслав (Луканин), сщмч., диакон /новомуч./
  • 23 Августа – Вячеслав (Закедский), сщмч., иерей /новомуч./
  • 25 Августа – Вячеслав, сщмч., иером, Белогорского Св.-Николаевского монастыря /новомуч./
  • 11 Октября – Вячеслав Чешский, страстотерпец, князь
  • 13 Октября – Вячеслав (Занков), сщмч., иерей /новомуч./

Как быстро получить икону

Золотые рамыСветлые рамы

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 24х21 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 24х21 см. 6500 р. 6500 р.

Заказать икону

Заказать икону

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате?

Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. А шкатулку можно будет потом использовать для хранения чего-то полезного. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком 9500 руб. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы. Еще фото Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли. При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: [email protected] или позвонить по телефону: +79151310033

Как защищает икона

Икону Святого благоверного князя Вячеслава Чешского, помимо того, что она может быть в доме именной иконой для членов семьи, принявших в Святом крещении то же имя, хорошо иметь в доме, где кто-либо из членов семьи находится на воинской службе – срочной и постоянной или участвует в боевых действиях.

Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Святому благоверному Вячеславу Чешскому молятся о защите державы от внешних врагов, об охранении воинов, которые защищают Родину, ее границу, находятся на боевых учениях или в местах военных конфликтов.Вернуться к содержанию

Молитва первая

О святый благоверный княже мучениче Вячеславе, избранный воеводо земли Чешския и всех христиан словенских теплый пред Богом предстателю! Днесь, в память твою единодушно сошедшеся в честнем храме сем и пред иконою твоею умиленно молящеся, сице из глубины сердца нашего к тебе взываем: ты в житии твоем ревнитель и защитник Православныя веры был еси – и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение усердно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в немже призван есть, настави. Ты супостатов полки от отечества твоего силою ратною и мудростию управительною отгнал еси, и на нас ополчающихся всех врагов видимых и невидимых низложи. Ты в пределах страны своея правду и мир и милосердие насаждати потщался еси, и нам от милостиваго Бога в сих добродетелех преуспеяние испроси. Ты безвинную кровь твою, аки Авель, от руки брата своего пред враты церковными пролиял еси, и нас, яко чада единыя Матере Церкве, братолюбию и кротости научи. О великий и славный княже Вячеславе, ради вящшия славы Небесныя венец земнаго княжения оставивый и венцем мученическим праведно увенчанный! Ныне с мудрою наставницей, праматерию твоею Людмилою, и всеми святыми у Престола Божия предстоя, не забуди нас сирых и убогих, якоже в животе твоем никогоже от таковых оставил еси. И предстательством твоим житие тихое и безгрешное и к вечному царствию шествие устрой нам, да прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святый княже Вячеславе! Усердно просим тя молитися за ны, да простит Господь Бог наша согрешения вольная и невольная и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, да избавит нас от козней диавола и сохранит от клеветы человеческия, да утвердит нас в истинной вере и благочестии, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазнов мира сего и да научит огребатися от плотских страстей и похотей, да тако, горняя мудрствующе, а не земная, прославим Единосущную Троицу во век и в век века. Аминь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь:

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

В эту часть молитвенного правила хорошо также включить тропарь своему святому заступнику, который следует знать и понимать.

Тропарь святому благоверному князю Вячеславу Чешскому, глас 4-й

Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием, Небо и земля светло ликуют в память твою, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: помолися к Владыце о нас, избавити ны от напасти видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую память твою.

Тропарь иной, глас 1-й

Благочестиваго корене отрасль пречестная, святый благоверный великий княже Вячеславе, поборник быв Восточныя в Чехах Церкве и прибежище теплое убогим и сирым, яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, во главу усечен рукою брата пред враты церковными. Темже и всели тя Христос яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, прослави всечестную память твою в словенских языцех и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. Молися о людех твоих ко Господу, да обратит их в лоно Православный Церкве и спасет души наша.

Величание

Величаем тя, святый благоверный княже Вячеславе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

Празднества святому благоверному князю Вячеславу Чешскому установлены Православной Церковью:

В каких храмах есть икона святого

В 2004 году в Барвихе была построена церковь Святого Вячеслава, князя Чешского. Там находится не только икона, но и частица мощей святого, а также есть частица мощей святой Людмилы Чешской. Эти святыни пребывают в подмосковном храме постоянно. Икона Святого Вячеслава Чешского с частицей мощей есть и в московском храме Святителя Николая в Котельниках на Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии. При Донском мужском монастыре находится церковь Святого князя Вячеслава Чешского, ее иконостас выполнен в традициях древнерусского искусства. Иконы святого можно увидеть в церквах, которые находятся в других населенных пунктах нашей страны, например, в Пскове в храме Святителя Василия Великого. В поселке Новь Московской области и в селе Васильевка Нижегородской области расположены храмы во имя святого благоверного Вячеслава Чешского.Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Житие святого благоверного князя Вячеслава Чешского

Вячеслава Чешского

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский приходился внуком святой блаженной Людмиле. Она, вместе с ее мужем князем Богемии1 Боривоем, прилагала большие труды к обращению своих подданных к истинной вере. Недаром таинство Святого крещения они приняли от святого Мефодия, архиепископа Моравского, великого просветителя славянских народов.

Сын блаженной Людмилы и Боривоя Вратислав также был искренним христианином, всем сердцем принявшим от благочестивых родителей веру Христову, и всячески внедрял ее среди жителей Богемии, которые неохотно расставались с прежней языческой верой. Укоренению христианства в Чехии также усиленно препятствовали действия саксонских католических миссионеров, которые внедряли христианство среди соседних племен, живших вдоль Лабы (Эльбы), жестокими, насильственными способами.

Надо сказать, что жена Вратислава Драгомира, хоть и приняла Святое крещение, но в душе оставалась преданной языческой традиции, и в преданиях сохранилась память о ней, как о женщине злой и отравленной пороком гордыни. Жестокость немецких властей и священников вызывала в ней гнев и отторжение христианства вообще, но, конечно, она скрывала это от благочестивого мужа, который внедрял Христову веру, конечно же, другими, добродетельными способами, любовью и терпением.

У княжеской семьи, кроме Вячеслава и Болеслава, были еще один сын Спытогнев и несколько дочерей, но Вячеслав выделялся среди всех сердечностью, кротостью, целомудрием и умом. Насколько свои душевные качества молодой Вячеслав унаследовал от отца, который прославился многими благочестивыми делами, настолько гневливость, гордыню и скрытую нелюбовь к христианству Болеслав унаследовал от матери Драгомиры.

Чувствуя эту нелюбовь, князь Вратислав отдал Вячеслава на воспитание его бабушке, святой блаженной Людмиле, которая обучила его грамоте и дала ему с помощью учителей и наставников весьма хорошее по тем временам образование.

Когда святому благоверному князю Вячеславу Чешскому исполнилось 18 лет, отец его умер, завещая престол ему, своему старшему сыну. Властная Драгомира решила, что сын слишком молод для правления, и начала княжить сама, выбирая себе в приближенные людей, которые откровенно не принимали христианской веры или были христианами, но людьми не лучших душевных качеств, ибо, к сожалению, и так бывает. Она же начала менять установленные Вратиславом порядки, поддерживающие христианскую традицию.

Блаженная Людмила была крайне огорчена тем, что происходило в княжестве. Хотя святой благоверный Вячеслав Чешский желал отдать жизнь служению Богу, святая Людмила настояла, чтобы он принял княжение сам. Понимая, что необходимо предпринять шаги по предотвращению смуты в стране, в которой еще не было полного единства веры, и язычество еще занимало кое-где крепкие позиции, святой Вячеслав поделил княжество на две части и отдал одну Болеславу, она была названа Болеславией по имени ее владетеля.

Лишенная власти княгиня Драгомира была жестоко оскорблена. Она постоянно вела с Болеславом разговоры, подогревавшие в нем ненависть к брату и бабке. Блаженная Людмила понимала, чем грозит ей ненависть невестки, и уехала в город Течин. Однако Драгомира разыскала ее, послала в Течин двух своих бояр, подкупивших там нескольких бандитов, которые явились к блаженной Людмиле во время ее молитвы и лишили ее жизни.

Икона Святого благоверного князя

Вячеслава Чешского

Знал или не знал об этом молодой князь – достоверных сведений нет, но известно, что вскоре после этого прискорбного события княгиня Драгомира им от двора была удалена.

Правил святой благоверный Вячеслав Чешский, несмотря на молодость, мудро и с великой добротой. Выдал замуж сестер, соблюдал все уложения, которые установил его праведный отец. Есть предание, из которого известно, что когда соседний князь Радислав напал на Богемию, чтобы завладеть этими землями, ради того чтобы предотвратить большое кровопролитие, святой Вячеслав предложил Радиславу сражение один на один. Кто победит – того и земли. Милостью Божией победил Вячеслав, Радислав просил на коленях прощения у святого князя, а войска прославляли имя Вячеслава, ибо его подвиг сохранил многие жизни.

Во время своего правления святой благоверный князь Вячеслав Чешский избирал своих доверенных из самых благочестивых христиан, следил за тем, чтобы дела в судах вершились справедливо.

Сам он вел строгий подвижнический образ жизни – часто по ночам не сладко спал, а пек просфоры к утреннему богослужению. Ему принадлежит перевод на чешский язык Евангелия от Иоанна. Утром, босой, со своим слугою – престарелым Подивоем, святой князь шел в отдаленный храм, и когда Подивой запинался в снегу, говорил, чтобы старик слуга ступал в его, уже проложенные в снегу следы.

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский был готов отдать Болеславу все княжество и удалиться к служению Богу, о чем мечтал с отроческих лет. Однако в Болеславе жила не только страсть к власти. Немецким латинским миссионерам было невыгодно добровольное принятие правления Болеславом всего княжества целиком, ибо такой поступок укрепил бы еще более уважение к святому благоверному князю Вячеславу Чешскому и соответственно его православной вере, ради которой он не жалел княжеского престола. А немцы подстрекали Болеслава уничтожить брата, чтобы не дать ему совершить этот достойный подвижника веры поступок.

Желая навестить брата в праздник святых Косьмы и Дамиана князь Вячеслав поехал в Болеславль, полагая после литургии вернуться домой, но Болеслав стал ласково уговаривать святого Вячеслава остаться. На вечерней трапезе святого тайно предупредили, что против него готовится заговор, но он не поверил тому, хотя сам чувствовал неладное.

Утром 28 сентября 935 года после Р.Х. святой благоверный князь Вячеслав Чешский поспешил в церковь. В воротах двора его догнал князь Болеслав. Вячеслав улыбнулся брату и сказал, что вчерашний вечер хорошо прошел. В ответ Болеслав выхватил спрятанный под плащом меч и со словами, что, мол, нынешний вечер будет еще лучше, ударил Вячеслава мечом по голове. Но Вячеслав, закаленный воин, опрокинул Болеслава на землю и, удерживая его, спросил, что тот задумал. Тут подбежал еще один соратник Болеслава и тоже ударил благоверного князя мечом. Видя, что кругом собираются заговорщики, святой благоверный князь Вячеслав Чешский поспешил к церкви, но его нагнали и закололи мечами. Так же поступили и с его придворными.

Тело святого взял, обмыл и обернул пеленами священник Красей, но, опасаясь преследований, не решился везти его в Прагу, положив останки в местной церкви. Несмотря на то, что христианства Драгомира не любила, узнав о смерти сына, княгиня прибежала к его телу и горько оплакала гибель своего первенца. До погребения кровь выступала из его ран, и никто не мог смыть ее – она снова выступала вокруг его ложа. Когда же он был погребен, она у всех на глазах сама ушла в землю.

Теперь мощи святого благоверного князя Вячеслава Чешского покоятся в Праге, столице Чехии, в соборе Святого Витта, который когда-то устроил сам святой князь, когда перевез в Чехию из Германии останки этого чтимого тут святого.

Значение иконы

Икона Святого благоверного князя Вячеслава Чешского напоминает нам о праведном и подвижническом житии этого удивительного святого. В сонме других православных благоверных князей он являет нам пример удивительного сочетания высоких душевных качеств человека – отважного воина, мудрого и доброго правителя и истинного ревнителя православной христианской веры. Эта духовная созидательная деятельность говорит нам о том, что кротость, терпимость и при этом стойкость властителя оставляют его имя в истории на долгое-долгое время и являются достойным примером для воспитания тех же качеств в следующих поколениях.

____________________________________

1 Богемия - историческая область в Центральной Европе, на которой образовалось современное государство Чехия.Вернуться к содержанию

Происходивший из династии Пршемысловичей князь Вацлав (Вячеслав) родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно необычных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу - как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти - младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей - Вацлава и Болеслава - занималась опять же Людмила.

Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим - напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она была канонизирована как святая мученица и является небесной покровительницей Чехии.

Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел, помимо родного, славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. Принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством брата Болеслава и уговорили его занять престол, убив Вацлава.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии, это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав).

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою смерть . Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Тело Вацлава перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен «мартиром» - мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу.

Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу).