Насколько реален роман «Код да Винчи»? Дэн браун - код да винчи.

Текущая страница: 1 (всего у книги 34 страниц) [доступный отрывок для чтения: 23 страниц]

Дэн Браун
Код да Винчи

И снова посвящается Блит…

Еще в большей степени, чем всегда

Факты

Приорат1
Приорат, или синьория, – орган городского управления ряда средневековых городов-коммун. В масонской традиции Великий приорат – подразделение в системе руководства одной из деноминаций масонства (Храм, Госпиталь). – Примеч. ред.

Сиона – тайное европейское общество, основанное в 1099 году, реальная организация.

В 1975 году в Парижской национальной библиотеке обнаружены рукописные свитки, известные под названием «Секретные досье», где раскрывались имена многих членов Приората Сиона, в их числе сэр Исаак Ньютон, Боттичелли, Виктор Гюго и Леонардо да Винчи.

Личная прелатура Ватикана, известная как «Опус Деи», является католической сектой, исповедующей глубокую набожность. Заслужила печальную известность промыванием мозгов, насилием и опасными ритуалами «умерщвления плоти». Секта «Опус Деи» только что завершила строительство своей штаб-квартиры в Нью-Йорке, на Лексингтон-авеню, 243, которое обошлось в 47 миллионов долларов.

В книге представлены точные описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов.

Пролог

Париж, Лувр 21.46


Знаменитый куратор Жак Соньер, пошатываясь, прошел под сводчатой аркой Большой галереи и устремился к первой попавшейся ему на глаза картине, полотну Караваджо. Ухватился обеими руками за позолоченную раму и стал тянуть ее на себя, пока шедевр не сорвался со стены и не рухнул на семидесятилетнего старика Соньера, погребя его под собой.

Как и предполагал Соньер, неподалеку с грохотом опустилась металлическая решетка, преграждающая доступ в этот зал. Паркетный пол содрогнулся. Где-то вдалеке завыла сирена сигнализации.

Несколько секунд куратор лежал неподвижно, хватая ртом воздух и пытаясь сообразить, на каком свете находится. Я все еще жив. Потом он выполз из-под полотна и начал судорожно озираться в поисках места, где можно спрятаться.

– Не двигаться.

Стоявший на четвереньках куратор так и похолодел, потом медленно обернулся.

Всего в пятнадцати футах от него, за решеткой, высилась внушительная и грозная фигура его преследователя. Высокий, широкоплечий, с мертвенно-бледной кожей и редкими белыми волосами. Белки глаз розовые, а зрачки угрожающего темно-красного цвета. Альбинос достал из кармана пистолет, сунул длинный ствол в отверстие между железными прутьями и прицелился в куратора.

– Ты не должен бежать, – произнес он с трудно определимым акцентом. – А теперь говори: где оно?

– Но я ведь уже сказал, – запинаясь, пробормотал куратор, по-прежнему беспомощно стоявший на четвереньках. – Понятия не имею, о чем вы говорите.

– Ложь! – Мужчина был неподвижен и смотрел на него немигающим взором страшных глаз, в которых поблескивали красные искорки. – У тебя и твоих братьев есть кое-что, принадлежащее отнюдь не вам.

Куратор содрогнулся. Откуда он может знать?

– И сегодня этот предмет обретет своих настоящих владельцев. Так что скажи, где он, и останешься жив. – Мужчина опустил ствол чуть ниже, теперь он был направлен прямо в голову куратора. – Или это тайна, ради которой ты готов умереть?

Соньер затаил дыхание.

Мужчина, слегка запрокинув голову, прицелился.

Соньер беспомощно поднял руки.

– Подождите, – пробормотал он. – Я расскажу все, что знаю. – И куратор заговорил, тщательно подбирая слова. Эту ложь он репетировал множество раз и всякий раз молился о том, чтобы к ней не пришлось прибегнуть.

Когда он закончил, его преследователь самодовольно улыбнулся:

– Да. Именно это мне говорили и другие.

Другие? – мысленно удивился Соньер.

– Я их тоже разыскал, – сказал альбинос. – Всю троицу. И они подтвердили то, что ты только что сказал.

Быть того не может! Ведь истинная личность куратора и личности трех его sénéchaux2
Старые слуги, прислужники (фр.). – Здесь и далее примеч. пер.

Были столь священны и неприкосновенны, как и древняя тайна, которую они хранили. Но тут Соньер догадался: трое его senechaux, верные долгу, рассказали перед смертью ту же легенду, что и он. То была часть замысла.

Мужчина снова прицелился.

– Так что, когда помрешь, я буду единственным на свете человеком, который знает правду.

Правду!.. Куратор мгновенно уловил страшный смысл этого слова, весь ужас ситуации стал ему ясен. Если я умру, правды уже никто никогда не узнает. И он, подгоняемый инстинктом самосохранения, попытался найти укрытие.

Грянул выстрел, куратор безвольно осел на пол. Пуля угодила ему в живот. Он пытался ползти… с трудом превозмогая страшную боль. Медленно приподнял голову и уставился сквозь решетку на своего убийцу.

Теперь тот целился ему в голову.

Соньер зажмурился, страх и сожаление терзали его.

Щелчок холостого выстрела эхом разнесся по коридору.

Соньер открыл глаза.

Альбинос с насмешливым недоумением разглядывал свое оружие. Хотел было перезарядить его, затем, видно, передумал, с ухмылкой указал на живот Соньера:

– Я свою работу сделал.

Куратор опустил глаза и увидел на белой льняной рубашке дырочку от пули. Она была обрамлена красным кольцом крови и находилась несколькими дюймами ниже грудины. Желудок! Жестокий промах: пуля угодила не в сердце, а в живот. Куратор был ветераном войны в Алжире и видел немало мучительных смертей. Еще минут пятнадцать он проживет, а кислоты из желудка, просачиваясь в грудную полость, будут медленно отравлять его.

– Боль, она, знаете ли, на пользу, месье, – сказал альбинос.

Оставшись один, Жак Соньер взглянул на железную решетку. Он был в ловушке, двери не откроют еще минут двадцать. А ко времени, когда кто-нибудь подоспеет на помощь, он будет уже мертв. Но не собственная смерть страшила его в данный момент.

Я должен передать тайну.

Пытаясь подняться на ноги, он видел перед собой лица трех своих убитых братьев. Вспомнил о поколениях других братьев, о миссии, которую они выполняли, бережно передавая тайну потомкам.

Неразрывная цепь знаний.

И вот теперь, несмотря на все меры предосторожности… несмотря на все ухищрения, он, Жак Соньер, остался единственным звеном этой цепи, единственным хранителем тайны.

Весь дрожа, он наконец поднялся.

Я должен найти какой-то способ…

Он был заперт в Большой галерее, и на свете существовал лишь один человек, которому можно было передать факел знаний. Соньер разглядывал стены своей роскошной темницы. Их украшала коллекция знаменитых на весь мир полотен, казалось, они смотрят на него сверху вниз, улыбаясь, как старые друзья.

Поморщившись от боли, он призвал на помощь все свои силы и сноровку. Задача, предстоявшая ему, потребует сосредоточенности и отнимет все отпущенные ему секунды жизни до последней.

Глава 1

Роберт Лэнгдон проснулся не сразу.

Где-то в темноте звонил телефон. Вот только звонок звучал непривычно резко, пронзительно. Пошарив на тумбочке, он включил лампу-ночник. И, щурясь, разглядывал обстановку: обитая бархатом спальня в стиле Ренессанса, мебель времен Людовика XVI, стены с фресками ручной работы, огромная кровать красного дерева под балдахином.

Где я, черт побери?

На спинке кресла висел жаккардовый халат с монограммой: «ОТЕЛЬ „РИТЦ“, ПАРИЖ».

Туман в голове начал постепенно рассеиваться.

Лэнгдон поднял трубку:

Щурясь, Лэнгдон посмотрел на настольные часы. Они показывали 12.32 ночи. Он проспал всего час и был еле живым от усталости.

– Это портье, месье. Извините за беспокойство, но к вам посетитель. Говорит, что у него срочное дело.

Лэнгдон все еще плохо соображал. Посетитель? Взгляд упал на измятый листок бумаги на тумбочке. То была небольшая афишка.

АМЕРИКАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПАРИЖА
имеет честь пригласить
на встречу с Робертом Лэнгдоном, профессором религиозной символики Гарвардского университета

Лэнгдон тихонько застонал. Вечерняя лекция сопровождалась демонстрацией слайдов: языческий символизм, нашедший отражение в каменной кладке собора в Шартре, – и консервативной профессуре она наверняка пришлась не по вкусу. А может, самые религиозные ученые даже попросят его вон и посадят на первый же рейс до Америки.

– Извините, – ответил Лэнгдон, – но я очень устал и…

– Mais, monsieur,3
Но, месье (фр.).

Лэнгдон ничуть не сомневался в этом. Книги по религиозной живописи и культовой символике сделали его своего рода знаменитостью в мире искусств, только со знаком минус. А в прошлом году скандальная слава Лэнгдона лишь приумножилась благодаря его участию в довольно двусмысленном инциденте в Ватикане, который широко освещался прессой. И с тех пор его просто одолевали разного рода непризнанные историки и дилетанты от искусства, так и валили толпой.

– Будьте добры, – Лэнгдон изо всех сил старался говорить вежливо, – запишите имя и адрес этого человека. И скажите, что я постараюсь позвонить ему в четверг, перед отъездом из Парижа. О"кей? Спасибо! – И он повесил трубку прежде, чем портье успел что-либо возразить.

Он сел в кровати и, хмурясь, уставился на лежавший на столике ежедневник для гостей отеля, на обложке которого красовалась казавшаяся теперь издевательской надпись: «СПИТЕ КАК МЛАДЕНЕЦ В ГОРОДЕ ОГНЕЙ, СЛАДКАЯ ДРЕМА В ОТЕЛЕ „РИТЦ“, ПАРИЖ». Он отвернулся и устало взглянул в высокое зеркало на стене. Мужчина, отразившийся там, был почти незнакомцем. Встрепанный, усталый.

Тебе нужно как следует отдохнуть, Роберт.

Особенно тяжелым выдался последний год, и это отразилось на внешности. Обычно такие живые синие глаза потускнели и смотрели уныло. Скулы и подбородок с ямочкой затеняла щетина. Волосы на висках серебрились сединой, мало того, седые волоски проблескивали и в густой черной шевелюре. И хотя все коллеги женского пола уверяли, что седина страшно ему идет, подчеркивает ученый вид, сам он был вовсе не в восторге.

Видели бы меня сейчас в «Бостон мэгазин»!

В прошлом месяце, к изумлению и некоторой растерянности Лэнгдона, журнал «Бостон мэгазин» включил его в список десяти самых «интригующих» людей города – сомнительная честь, поскольку это стало предметом постоянных насмешек со стороны коллег по Гарварду. И вот сейчас в трех тысячах миль от дома оказанная ему журналом честь обернулась кошмаром, преследовавшим его даже на лекции в Парижском университете.

– Дамы и господа, – объявила ведущая на весь битком набитый зал под названием «Павильон дофина», – наш сегодняшний гость не нуждается в представлении. Он – автор множества книг, в их числе: «Символика тайных сект», «Искусство интеллектуалов: утраченный язык идеограмм». И если я скажу, что именно из-под его пера вышла «Религиозная иконология», то не открою вам большой тайны. Для многих из вас его книги стали учебниками.

Студенты энергично закивали в знак согласия.

– И вот сегодня я хотела представить его вам, очертив столь впечатляющий curriculum vitae4
Круг жизни (лат.).

Этого человека. Но… – тут она игриво покосилась на сидевшего за столом президиума Лэнгдона, – один из наших студентов только что предоставил мне еще более, если так можно выразиться, интригующее вступление.

И она показала номер бостонского журнала.

Лэнгдона передернуло. Где, черт побери, она это раздобыла?

Ведущая начала зачитывать отрывки совершенно идиотской статьи, а Лэнгдон все глубже и глубже вжимался в кресло. Тридцать секунд спустя аудитория уже вовсю хихикала, а дамочка никак не унималась.

– «Отказ мистера Лэнгдона рассказать средствам массовой информации о своей необычной роли в прошлогоднем совещании в Ватикане определенно помог ему набрать очки в борьбе за вхождение в первую десятку „интриганов“». – Тут она умолкла и обратилась к аудитории: – Хотите послушать еще?

Ответом были дружные аплодисменты.

Нет, кто-то должен ее остановить, подумал Лэнгдон. А она зачитывала новый отрывок:

– «Хотя профессора Лэнгдона в отличие от некоторых наших молодых претендентов нельзя считать таким уж сногсшибательным красавчиком, в свои сорок с хвостиком он в полной мере наделен шармом ученого. И его очарование лишь подчеркивает низкий баритон, который, по мнению студенток, действует „прямо как шоколад на уши“».

Зал так и грохнул от смеха.

Лэнгдон выдавил робкую улыбочку. Он знал, что последует дальше – пассаж на тему «Гаррисон Форд в твиде от Гарриса». И поскольку сегодня он опрометчиво вырядился в твидовый пиджак от Гарриса и водолазку от Бербери, то решил срочно предпринять какие-то меры.

– Благодарю вас, Моник, – сказал Лэнгдон, поднялся и сошел с подиума. – В этом бостонском журнале определенно работают люди, наделенные даром художественного слова. Им бы романы писать. – Он вздохнул и оглядел аудиторию. – И если я только узнаю, кто приволок сюда этот журнал, потребую вышвырнуть мерзавца вон.

Все снова дружно расхохотались.

– Что ж, друзья мои, как всем известно, я пришел сегодня к вам поговорить о власти символов…


Звонок телефона прервал размышления Лэнгдона.

Он обреченно вздохнул и снял трубку:

Как и ожидалось, это снова был портье.

– Мистер Лэнгдон, еще раз прошу прощения за беспокойство. Но я звоню сообщить вам, что гость уже на пути к вашей комнате. Вот я и подумал, может, лучше предупредить вас.

Лэнгдон проснулся окончательно.

– Так вы направили его ко мне в номер?

– Прошу прощения, месье, но человек такого ранга… Просто подумал, что не вправе останавливать его.

– Да кто он такой наконец?

Но портье уже повесил трубку.

И почти тотчас же раздался громкий стук в дверь.

Лэнгдон нехотя поднялся с кровати, босые ступни утонули в толстом пушистом ковре. Он накинул халат и направился к двери.

– Кто там?

– Мистер Лэнгдон? Мне необходимо переговорить с вами. – По-английски мужчина говорил с акцентом, голос звучал резко и властно. – Я лейтенант Жером Колле. Из Центрального управления судебной полиции.

Лэнгдон замер. Центральное управление судебной полиции, или сокращенно ЦУСЛ? Он знал, что эта организация во Франции примерно то же, что в США ФБР.

Не снимая цепочку, он приотворил дверь на несколько дюймов. На него смотрело худое лицо с невыразительными, как бы стертыми чертами. Да и сам мужчина в синей форме был невероятно худ.

– Я могу войти? – спросил Колле.

Лэнгдон колебался, ощущая на себе пристальный изучающий взгляд лейтенанта.

– А в чем, собственно, дело?

– Моему капитану требуется ваша помощь. Экспертиза в одном частном деле.

– Прямо сейчас? – удивился Лэнгдон. – Но ведь уже за полночь перевалило.

– Сегодня вечером вы должны были встретиться с куратором Лувра, я правильно информирован?

У Лэнгдона возникло тревожное предчувствие. Действительно, он и достопочтенный Жак Соньер договаривались встретиться после лекции и поболтать за выпивкой, однако куратор так и не объявился.

– Да. Но откуда вы знаете?

– Нашли вашу фамилию у него в настольном календаре.

– Надеюсь, с ним все в порядке?

Агент вздохнул и сунул в щель снимок, сделанный «Полароидом».

Увидев фотографию, Лэнгдон похолодел.

– Снимок сделан меньше часа назад. В стенах Лувра.

Лэнгдон не сводил глаз с леденящей душу картины, и его отвращение и возмущение выразились в сердитом возгласе:

– Но кто мог сделать такое?!

– Это мы и хотим выяснить. И надеемся, вы поможете нам, учитывая ваши знания в области религиозной символики и намерение встретиться с Соньером.

Лэнгдон не отрывал глаз от снимка, и на смену возмущению пришел страх. Зрелище отвратительное, но дело тут не только в этом. У него возникло тревожное ощущение déjà vu.5
Я где-то это уже видел (фр.).

Чуть больше года назад Лэнгдон получил снимок трупа и аналогичную просьбу о помощи. А еще через двадцать четыре часа едва не расстался с жизнью, и случилось это в Ватикане. Нет, этот снимок совсем другой, но, однако же, явное сходство в сценарии имело место.

Агент взглянул на часы:

– Мой капитан ждет, сэр.

Но Лэнгдон его не слышал. Глаза по-прежнему были устремлены на снимок.

– Вот этот символ здесь, и потом то, что тело так странно…

– Он отравлен? – предположил агент.

Лэнгдон кивнул, вздрогнул и поднял на него взгляд:

– Просто представить не могу, кто мог сотворить такое…

Агент помрачнел.

– Вы не поняли, мистер Лэнгдон. То, что вы видите на снимке… – Тут он запнулся. – Короче, месье Соньер это сам с собой сделал.

Глава 2

Примерно в миле от отеля «Ритц» альбинос по имени Сайлас, прихрамывая, прошел в ворота перед роскошным особняком красного кирпича на рю Лабрюйер. Подвязка с шипами, сплетенная из человеческих волос, которую он носил на бедре, больно впивалась в кожу, однако душа его пела от радости. Еще бы, он славно послужил Господу.

Боль, она только на пользу.

Он вошел в особняк, обежал красными глазками вестибюль. А затем начал тихо подниматься по лестнице, стараясь не разбудить своих спящих товарищей. Дверь в его спальню была открыта, замки здесь запрещались. Он вошел и притворил за собой дверь.

Обстановка в комнате была спартанская – голый дощатый пол, простенький сосновый комод, в углу полотняный матрас, служивший постелью. Здесь Сайлас был всего лишь гостем, однако и дома, в Нью-Йорке, у него была примерно такая же келья.

Господь подарил мне кров и цель в жизни.

По крайней мере сегодня Сайлас чувствовал, что начал оплачивать долги. Поспешно подошел к комоду, выдвинул нижний ящик, нашел там мобильник и набрал номер.

– Учитель, я вернулся.

– Говори! – повелительно произнес собеседник.

– Со всеми четырьмя покончено. С тремя sénéchaux… и самим Великим мастером.

В трубке повисла пауза, словно собеседник возносил Богу краткую молитву.

– В таком случае, полагаю, ты раздобыл информацию?

– Все четверо сознались. Независимо один от другого.

– И ты им поверил?

– Говорили одно и то же. Вряд ли это совпадение.

Собеседник возбужденно выдохнул в трубку:

– Отлично! Я боялся, что здесь возобладает присущая братству тяга к секретности.

– Ну, перспектива смерти – сильная мотивация.

– Итак, мой ученик, скажи наконец то, что я так хотел знать.

Сайлас понимал: информация, полученная им от жертв, произведет впечатление разорвавшейся бомбы.

– Учитель, все четверо подтвердили существование clef de voûte… легендарного краеугольного камня.

Он отчетливо слышал, как человек на том конце линии затаил дыхание, почувствовал возбуждение, овладевшее Учителем.

– Краеугольный камень. Именно то, что мы предполагали.

Согласно легенде, братство создало карту clef de voûte, или краеугольного камня. Она представляла собой каменную пластину с выгравированными на ней знаками, описывавшими, где хранится величайший секрет братства… Эта информация обладала такой взрывной силой, что защита ее стала смыслом существования самого братства.

– Ну а теперь, когда камень у нас, – сказал Учитель, – остался всего лишь один, последний шаг.

– Мы еще ближе, чем вы думаете. Краеугольный камень здесь, в Париже.

– В Париже? Невероятно! Даже как-то слишком просто.

Сайлас пересказал ему события минувшего вечера. Поведал о том, как каждая из четырех жертв за секунды до смерти пыталась выкупить свою нечестивую жизнь, выдав все секреты братства. И каждый говорил Сайласу одно и то же: что краеугольный камень весьма хитроумно запрятан в укромном месте, в одной из древнейших церквей Парижа – Эглиз де Сен-Сюльпис.

– В стенах дома Господня! – воскликнул Учитель. – Да как они только посмели насмехаться над нами?!

– Они занимаются этим вот уже несколько веков.

Учитель умолк, словно желая насладиться моментом торжества. А потом сказал:

– Ты оказал нашему Создателю громадную услугу. Мы ждали этого часа много столетий. Ты должен добыть этот камень для меня. Немедленно. Сегодня же! Надеюсь, понимаешь, как высоки ставки?

Сайлас понимал, однако же требование Учителя показалось невыполнимым.

– Но эта церковь как укрепленная крепость. Особенно по ночам. Как я туда попаду?

И тогда уверенным тоном человека, обладающего огромной властью и влиянием, Учитель объяснил ему, как это надо сделать.


Сайлас повесил трубку и почувствовал, как кожу начало покалывать от возбуждения.

Один час, напомнил он себе, благодарный Учителю за то, что тот дал ему возможность наложить на себя епитимью перед тем, как войти в обитель Господа. Я должен очистить душу от совершенных сегодня грехов. Впрочем, сегодняшние его грехи были совершены с благой целью. Войны против врагов Господа продолжались веками. Прощение было обеспечено.

Но несмотря на это, Сайлас знал: отпущение грехов требует жертв.

Он задернул шторы, разделся донага и преклонил колени в центре комнаты. Потом опустил глаза и взглянул на подвязку с шипами, охватывающую бедро. Все истинные последователи «Пути» носили такие подвязки – ремешок, утыканный заостренными металлическими шипами, которые врезались в плоть при каждом движении и напоминали о страданиях Иисуса. Боль помогала также сдерживать плотские порывы.

Хотя сегодня Сайлас носил свой ремешок дольше положенных двух часов, он понимал: этот день необычный. И вот он ухватился за пряжку и туже затянул ремешок, морщась от боли, когда шипы еще глубже впились в плоть. Закрыл глаза и стал упиваться этой болью, несущей очищение.

Боль только на пользу, мысленно произносил Сайлас слова из священной мантры отца Хосе Мария Эскрива, Учителя всех учителей. Хотя сам Эскрива умер в 1975 году, дело его продолжало жить, мудрые его слова продолжали шептать тысячи преданных слуг по всему земному шару, особенно когда опускались на колени и исполняли священный ритуал, известный под названием «умерщвление плоти».

Затем Сайлас обернулся и взглянул на грубо сплетенный канат в мелких узелках, аккуратно свернутый на полу у его ног. Узелки были запачканы запекшейся кровью. Предвкушая еще более сильную очистительную боль, Сайлас произнес короткую молитву. Затем схватил канат за один конец, зажмурился и хлестнул себя по спине через плечо, чувствуя, как узелки царапают кожу. Снова хлестнул, уже сильнее. И долго продолжал самобичевание.

– Castigo corpus meum.6
Наказываю тело свое (лат.).

И вот наконец он почувствовал, как по спине потекла кровь.

Роман Дена Брауна «Код да Винчи» пользуется огромной популярностью. Его общий тираж составляет более восьмидесяти миллионов экземпляров, он переведён более чем на сорок языков. В этом романе великолепно сочетаются религия, искусство, мистика, тайные ордены, символика и необычайно высокий интеллект. Загадки и тайны, которые затрагивает эта книга, уже много лет волнуют общество, что и вызвало такой интерес к произведению. К тому же, события романа происходят стремительно, едва успеваешь проследить за героями, это увлекает настолько, что забываешь о реальности.

Профессор религиозной символики Роберт Лэнгдон преподает в Гарварде, ему приходится отправиться в Европу, чтобы поведать людям о символике в католицизме. Но он оказывается в самом центре преступления. В Лувре был убит смотритель Жак Соньер, являющийся давним другом Лэнгдона. Полиция подозревает в убийстве самого профессора, ведь его имя было написано кровью возле трупа. Тогда Лэнгдон решает провести собственное расследование, чтобы доказать свою непричастность к этому делу. Всё оказывается гораздо сложнее, это вовсе не обычное убийство.

Профессору помогает внучка убитого Софи. Дедушка с детства привил ей любовь к интеллектуальным загадкам. Ключом к разгадке смерти являются работы Леонардо Да Винчи. Оказывается, Жак был влиятельной личностью в одном тайном обществе, хранящем наследие ордена Тамплиеров и информацию о нахождении Святого Грааля, который уже много лет пытались найти учёные, в том числе и сам Лэнгдон.

Разгадка тайны смерти Жака и побег от полиции – далеко не всё, что ждёт профессора и Софи. За ними уже следует религиозный фанатик, желающий всеми силами помешать Лэнгдону, чтобы сохранить тайну, которая скрывалась столько лет…

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Код да Винчи" Ден Браун бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Удачно соединил детектив , триллер и элемент тайны. В году по мотивам романа был снят одноименный фильм .


1. Сюжет

1.1. Содержание книги

Книга рассказывает, как Роберт Лэнгдон, профессор религиозной символогии Гарвардского университета , пытается раскрыть убийство куратора Лувра Жака Соньер. Внучка Соньер, криптограф Софи Неве, помогает Лэнгдону найти убийцу деда. Вместе им удается разгадать ряд закодированных тайн, подсказки к которым спрятаны в произведениях Леонардо да Винчи .

Загадки, часто зашифрованные в ребусы и анаграммы , приводят героев к тайному братству "Приорат Сиона", которое веками оберегало секретные документы о жизни Иисуса Христа , которые могли в корне изменить историю церкви. Поэтому на хранителей информации охотится католическая организация "Опус Деи" и таинственный Учитель. Роберту и Софи удается разгадать все загадки, найти настоящего убийцу и информацию, скрытую "Приорат Сиона".


1.2. Подробности

Роберта Лэнгдона, который как раз приехал в Париж читать научные лекции, вызывают на место убийства в Лувр . Французский полиция имеет серьезные основания считать самого Лэнгдона убийцей куратора Луврского музея Жака Соньер (как оказывается потом - главного магистра "Приората Сиона"), ведь перед смертью куратор оставил записку, где просил найти Роберта. Лэнгдон шокирован видит на месте убийства - Соньер лежит голым в позе "Витрувианский человек" Леонардо да Винчи . Оказывается, куратор сам разделся и имитировал позу.

Безу Фаш, глава полиции, пытается хитро выманить из Роберта признание в убийстве. Однако на помощь Лэнгдону приходит Софи Неве, полицейский криптограф, а также внучка Соньер. Она помогает Роберту уйти, а также расшифровать тайное послание дедушки Софи - на Соньеровий предсмертной записке был шифр из цифр (последовательность Фибоначчи: 1,1,2,3,5,8,13,21) и указание на "Мону Лизу" и "Мадонну в скалах" Леонардо да Винчи . Исследовав картины, Софи и Роберт находят указатели, а именно ключ с эмблемой "Приората Сиона" и адрес в Париже.

"Витрувианский человек" Леонардо да Винчи

Вырвавшись из Лувра, Лэнгдон и Неве направляются по указанному адресу. Оказывается, что Соньер направлял их в швейцарский банк.

Воспользовавшись ключом, Софи и Роберт попадают в хранилище банка. Впоследствии им удается разгадать код к тайнику - это та же последовательность Фибоначчи, которую оставил дедушка Софи (1 1 2 3 5 8 13 21). В тайнике главные герои находят криптекс - вместилище для важных документов, сделанное по проекту да Винчи Соньер. В криптекс, по мнению Роберта, должен быть и важная информация, которую так тщательно оберегал "Приорат Сиона".

В то же время убийца Соньер и трех Сенешаль (заместителей магистра) "Приората Сиона" монах - альбинос Сайлас отправляется в церковь Святой Сульпиция, что в Париже . Сайлас - член католического братства "Опус Деи" , известного своим строгим соблюдением канонов католицизма. Он выполняет приказы таинственного Учителя, дает Сайлас информацию о краеугольный камень "Приората Сиона" и его магистров. Монах хочет найти "Линию Розы" - место, где проходил начальный меридиан еще до того, как вместо него был избран Гринвичский . На это его натолкнули слова Соньер и Сенешаль "Приората Сиона", которые перед смертью рассказали Сайлас ту же ложь - якобы краеугольный камень (который Сайлас и ищет) находится именно в церкви Святой Сульпиция. Но монах ничего там не находит, хотя и убивает монахиню Сандрин, которая пыталась его остановить. После этого Сайлас решает преследовать Софи и Роберта, подозревая, что они знают больше секретов "Приората Сиона".

Монах действует тайно от своего религиозного наставника, испанского священника Арингаросы. Когда тот узнает об убийствах, совершенных Сайласом, сразу обращается к французской полиции, рассказав всю правду. Также Арингароса говорит, что Учитель сам предложил Сайлас и ему найти краеугольный камень "Приората Сиона" как месть и защита от Ватикана . Как окажется впоследствии, Ватикан решил отказаться от покровительства "Опус Деи" , отдав им их средства. Именно это заставило Арингаросу согласиться на предложение Учителя. Будучи в отчаянии, он думал, что это поможет "Опус Деи" . Однако после убийств Арингароса осознает истинную цель Учителя. После этого жандармы во главе с Безу Фашем уже не охотятся на Лэнгдона, а пытаются схватить Сайласа, который должен вывести их на Учителя.

Роберту и Софи удается незамеченными покинуть банк с помощью его головы, Андре Берне. Он вывозит их на грузовике, притворившись обычным водителем. После этого Андре сам пытается отобрать криптекс, однако ему это не удается.

Криптекс, изображенный в одноименном фильме

Криптекс можно открыть только с помощью слова-кода. Оно и должно открыть замок. В противном случае информация не получить. Софи говорит Роберту, что если открывать криптекс силой, то уксус , который является в стеклянной фляге внутри криптекс, прольется и уничтожит информацию. Подсказка написана задом наперед, так, как писал свои журналы Леонардо да Винчи . Ключами к искомого слова является стихотворение: "Как древнее слово мудрости найти... чтобы смог соединить вновь семью ты? .. Ключ - камень, перед ним замер тамплиер... Откроет атбаш правду всю теперь".

Впоследствии, чтобы спрятаться от полиции, а также чтобы разгадать слово криптекс, Лэнгдон разрешает обратиться к Ли Тибинга - известного английского ученого, занимавшегося изучением истории Святого Грааля (Чаши Христовой). Софи и Роберт отправляются в его французского помещение неподалеку Версаля. Несмотря на то, что Лэнгдона разыскивает полиция, сэр Ли соглашается помочь. Как окажется впоследствии, он и является тем Учителем, который стоит за убийствами членов "Приората Сиона".

Во время пребывания в доме Тибинга на Роберта и Софи нападает Сайлас, который выследил и преследовал. Слуга Тибинга, Реми, обезвреживает Сайласа.

Август Ли вызывает свой частный самолет, и он, Роберт и Софи летят в Англии . Они также берут с собой сознания и связанного Сайласа, по которому присматривает Реми.

Именно в Англии, по мнению профессора, и должно быть краеугольный камень информации "Приората Сиона". Во время полета Софи рассказывает о жизни с дедушкой. Роберт узнает, что их близкие отношения были полностью разрушены после того, как Софи увидела сексуальный ритуал "Приората Сиона" в загородном доме дедушки. Также Софи рассказывает, что дедушка часто задавал ей загадки, подобные тем, что в криптекс.

Лэнгдону удается открыть криптекс, словом к которому являются "SOFIA". Однако внутри обнаруживается еще один, меньший криптекс, который также требует отгадки. Подсказкой к новому криптекс есть стихотворение: "В Лондоне папа рыцаря хоронили Его плод гнев священный навлек. В утробе семья, Мальвы плости - а где на гробе шар к ним ведет? "

При выходе из самолета Тибинга и спутников останавливает английский полиция . Ловко обманув ее, спутники отправляются на поиски информации.

Тибинг убежден, что в стихотворении говорится о могиле тамплиеров. Также он советует, что нужно искать в церкви Тамплиеров в Лондоне . Однако там они ничего не находят. Во время посещения церкви на них нападает Реми, верный слуга Тибинга, и Сайлас, которого Реми освободил. Они угрожают Лэнгдону и Софи, а также делают Тибинга своим заложником. Роберт в отчаянии, он не имеет никакого понятия, где искать дальше. К тому же, его мучает совесть приключение с сэром Ли.

Софи советует поискать в архивах. Тогда Роберт наконец понимает, что надо искать - не папу, а Попа, английского поэта, который председательствовал на похоронах рыцаря, сэра Исаака Ньютона , великого магистра "Приората Сиона".

После схватывания Тибинга, Сайлас покидает его и Реми и идет в Лондонский дом "Опус Деи" . Там его и ловит французская полиция. Во время задержания Сайлас случайно ранит священника Арингаросу. После этого он вырывается из рук полиции и, раненный, умирает на улице Лондон . Арингароси удается выжить. Он решает отдать полученные от Ватикана деньги семьям тех, кого убил Сайлас.

В то же время Учитель отравляет Реми (который был его помощником все это время), дав ему отравленный коньяк. После этого Учитель отправляется в Вестминстерское аббатство .

Могила Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве

Тогда же Роберт и Софи отправляются в Вестминстерское аббатство . Лэнгдон думает, что именно там должно быть разгадка. Найдя могилу Ньютона, спутники не видят ничего, что им помочь отгадать слово.

Учитель, хитро выманив Софи и Роберта, заманивает их в ловушку. Там он показывает свое лицо, и Софи и Роберт с удивлением узнают Тибинга.

Тот рассказывает о своей цели найти краеугольный камень и раскрыть тайну "Приората Сиона" через собственную ненависть к католической церкви. Также он угрожает Лэнгдону, заставляя его отдать ему криптекс. Однако в последнюю минуту Роберт открывает криптекс, извлекает из него информацию и отвлекает Тибинга. Тот бросается спасать криптекс, благодаря чему Лэнгдону удается обезвредить его и спасти себя и Софи.

Андре Верне - руководитель швейцарского банка, который долгое время знал о хранении Соньер секретной информации в своем банке. После убийства Соньер Андре спасает Роберта и Софи от полиции, однако впоследствии пытается отобрать у них криптекс. Однако его замысел не удается.

Реми Легалудек - помощник и слуга Тибинга. Он мечтает разбогатеть и больше никогда не быть прислугой. Поэтому он и решил помочь Ли. Впоследствии тот отравляет Реми, чтобы замести следы.

Сестра Сандрин - монахиня в церкви Святой Сульпиция, которая пытается остановить Сайласа и сообщить магистрам "Приората Сиона" (которые к тому времени уже были мертвы) о его вторжения. После этого Сайлас ее убивает.

Мари Сен-Клер - бабушка Софи, которая все это время жила отдельно с ее младшим братом ради безопасности семьи. Это она рассказывает Софи о ее происхождении и родословной от Иисуса Христа .


3. Теории Святого Грааля

Фрагмент "Тайной вечери" Леонардо да Винчи

"Код да Винчи" содержит немало авторских теорий о Святой Грааль , как о тайной информацию, охранялась "Приорат Сиона". Также Дэн Браун поясняет свою мысль на счет того, чем или кем является Святой Грааль .

В романе Ли Тибинг объясняет Софи историю Святого Грааля - краеугольного камня "Приората Сиона". Он говорит Софи, что фигура справа от Иисуса Христа на картине Леонардо да Винчи "Тайная Вечеря" - Мария Магдалина , а не апостол Иоанн. По роману, Мария Магдалина была женой Иисуса Христа и родила от него дочь уже после того, как Иисуса распяли. Тибинг объясняет, что именно Мария Магдалина была воплощением Святого Грааля - как мать младенца Христа и продолжение его рода. Ли поддерживает свое мнение тем, что позиции Иисуса и Марии Магдалины на картине образуют форму "V", которая является символом священной женственности. Отсутствие апостола Иоанна ученый объясняет тем, что его называли любимым - то есть так скрывали имя Марии Магдалины.

Также Тибинг указывает на цветовую гамму - Иисус одет в красную рубашку и синюю накидку, Иван / Мария одета в синюю рубашку с красной накидкой - возможно, символизируя священные узы брака.

По роману, тайны Святого Грааля, скрытые "Приорат Сиона" являются:

Многие другие писатели затрагивали тему возможности Христа быть отцом. В некоторых книгах даже было размещено генеалогию Христа. В этих книгах его считали отцом троих детей.


4. Оценка книги

Книга Дэна Брауна принесла писателю мировой успех и даже обошла "Гарри Поттер и орден Феникса" Джоан Роулинг по количеству проданных экземпляров. "Код да Винчи" был признан книгой года в . Книга получила немало положительных отзывов. Газета "Publishing News" назвала книгу "хорошо написанной, искусно запутанной паутиной тайн и интриг" . Газета "New York Times" в рецензии на книгу ограничилась лишь одним словом: "Вав" . "Review of Books" назвал книгу "разумной и увлекательной" . Газета "USA today" назвала книгу мировым мегабестселером, который вдохновил многих читателей. Британская газета "Sunday Times" сказала, что книга "достаточно интеллектуальная для соискателей головоломок и загадок, однако не перегружает мозг". Amazon.com назвал книгу "замечательным произведением, что дает большую пищу для размышлений".

Американский писатель Гарлан Кобен назвал книгу "невероятной и поглощающей... Я полюбил эту книгу".

Американский автор детективов, Роберт Крайс отозвался о "Код да Винчи": "Чем больше я читаю, тем больше должен читать. Дэн Браун создал мир, полный удивительных деталей... Дэн Брауне, Ваш поклонник ".

Критики не восприняли книгу настолько хорошо, подвергая сомнению факты и информацию, приведенные автором.


5. Исторические неточности

5.1. Факт или Фикция?

Роман мог бы остаться незамеченным, если бы не имел такого успеха и если бы на первой странице не утверждалось бы о правдивости описанных событий. Критики обратили внимание на большое количество неточностей в изложении истории и использовании многих неподтвержденных легенд.

Хотя книгу считают художественным, а не историческим произведением, Дэн Браун начинает книгу со вступлением, где утверждает, что "все художественные работы, скульптуры, документы... и тайные ритуалы в романе являются точными" , однако многие ученые считают, что такие заявления вводят читателей в заблуждение.

Наибольшая критика книги была получена именно за неточности в наведении исторических фактов. Также много споров возникло по истории, описания и толкования католицизма , церкви и европейского искусства, что вызвало немало недовольство представителей католических и других христианских организаций.

Многие критики обвиняли Брауну, что перед публикацией книги нужно было получить больше знаний на тему. Также критики обвиняют Брауна в фабрикации и использовании недостоверных исторических фактов, которые, по утверждению автора на страницах романа, является подтвержденным и проверенным.


5.2. Приорат Сиона

В книге "Приорат Сиона" изображен как тайную организацию, созданную еще в году. Также утверждается, что братство веками оберегало тайну Святого Грааля . Утверждение Брауна является ошибочным. "Приорат Сиона" было основано в году Пьером Плантардом в Франции , и тогда же было объявлено четырех живых членов: Андре Боно, Жана Делавела, Амана Дефажа и самого Плантарда. Официальной целью ордена было "выполнять добрые дела, [и] помочь Католической Церкви" .

В 1960-70-х годах Плантард создает ряд документов, которые якобы доказывают существование родословной Марии Магдалины и Иисуса Христа , который начал династию королей в Франции , и он, Пьер Плантард, является прямым потомком этой династии. После этого он начал использовать имя Плантард де Сен-Клер, заявляя, Сен-Клери являются прямыми потомками Марии Магдалины и Иисуса Христа .

Также в книге "Код да Винчи" является утверждение, будто среди магистров "Приората Сиона" были выдающиеся люди, например, Исаак Ньютон , Виктор Гюго или Леонардо да Винчи . Документы, содержащие имена возможных магистров "Приората Сиона", было признано подделкой (эти документы также были созданы Пьером Плантардом).


5.3. Изображение Иисуса Христа

В романе на вопрос Софи Неве или считался Иисус Сыном Божьим при жизни, Ли Тибинг отвечает ей, что последователи Христа считали его обычным человеком, а Сыном Божьим был избран на Никейского собора.

По роману "Код да Винчи", римский император Константин созвал Никейский собор, на котором Христос был "избран" Сыном Божьим. Константин считал, что христианство может объединить Римскую империю, и для этого решил установить единую религию в стране. Поэтому за основы христианства было принято четыре Евангелия, которые изображали Христа как сына Божьего, и было уничтожено остальные Евангелий, которые изображали Христа как человека.

Однако Иисуса считали Богом изначально христианства. Наиболее ранние документы христианской церкви придают Иисусу божественный статус. Даже нехристианские писатели, такие как Плиний и Цельс, утверждали, что христиане почитают Иисуса как Бога. Одни из первых последователей Христа были убиты за убеждение, что Иисус был Богом - убеждение, которой они не отреклись даже перед смертью. В письмах апостола Павла, написанных после смерти Иисуса, он называет Христа "Господом".


5.4. Женитьба Христа

В произведении Ли Тибинг утверждает, что Иисус был женат Марией Магдалиной , и у них родилась дочь. В официальных Евангелиях и Библии не упоминается о его женитьбе. Для подтверждения своей теории, Ли Тибинг использует отрывок гностического Евангелия от Филиппа, написанного позднее предыдущих Евангелий, в котором говорится о том, что Иисус любил и часто целовал Марию Магдалину. Однако оригинал рукописи разорван на этом отрывке, поэтому нет точного подтверждения данной информации. Марию Магдалину назван "компаньонкой Христа", но это не является подтверждением физических отношений между ней и Иисусом. Большинство Евангелий, на которые ссылается Тибинг пользователя позже остальных Евангелий.


5.5. Святой Грааль

В книге есть утверждение Ли Тибинга, что Мария Магдалина была воплощением Святого Грааля, и так ее тайно называли. Однако легенды о Святом Граале появились только в двенадцатом веке, и нет доказательств того, чтобы Марию Магдалину так называли.

Энтони Лейн, репортер газеты "The New Yorker" , назвал "Код да Винчи" "абсолютным мусором", и "грубым падением стиля".

Лингвист Джеффри Пуллум назвал Брауна "худшим писателем в истории литературы", добавив: "Браун пишет не просто плохо, это неуклюже, бездумно, почти гениально плохо".


6.2. Предшественники и обвинения в плагиате

"Код да Винчи" имел немало предшественников, и повлияли на Брауна в написании его романа.

Идея "Кода да Винчи" была навеяна книгой Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна "Святая кровь и Святой Грааль", изданная в году. Дэн Браун не возражал знакомства с книгой. В главе 60 "Кода да Винчи" есть упоминание о "Святую кровь и Святой Грааль", как подтверждение теории Брауна о Марию Магдалину и Иисуса Христа . Стоит добавить, что один из главных героев "Кода да Винчи", Ли Тибинг является контаминацией имен Ли (Leigh) и Бейджента (Baigent - анаграмма Teabing).

Ли и Бейджент подали в суд на Брауна , утверждая, что "Код да Винчи" является художественной версии их собственной книги, а не самостоятельным произведением. Однако в году суд отклонил их обвинения.

В свою очередь, книга "Святая кровь и Святой Грааль" базируется на исследованиях и гипотезах немецкого историка и археолога Отто Рана, которые он изложил в своей книге "Крестовый поход против Грааля" ("Kreuzzug gegen den Gral" )

Тарчизио Бертоне заявил, что книга представляет собой попытку дискредитировать католическую церковь с помощью абсурдных искажений истории. Он сказал, что был очень разочарован тем, что "Код да Винчи" продается даже в католической магазина. Он сказал:

Людмила Олтаржевского, журналист газеты "Украина Молодая" отозвалась о книге: "Код да Винчи" Украинская читатели встретили заинтересованно. И, осмелюсь высказать мнение большинства из них, после прочтения это любопытство не уступила место разочарованию ". .

Анжела Каменец, переводчица "Кода да Винчи" для Книжного клуба "Клуб семейного досуга" критиковала перевод Виктора Шовкун , который занимался переводом романа для журнала "Вселенная". В ответ на критику Шовкун заявил: "Вместе оценивая стоимостную харьковского издания, не могу не обратить внимание на то антирекламу наинизшая сорта, к которой прибегли многоуважаемые культуртрегери с" Книжного клуба ".

" "Эти книга и фильм только вредят развитию христианства. Смотреть можно, если вы сильны духом и можете противостоять. А если вы слабы - не смотрите, чтобы не соблазняться" Газета "New York Times" назвала фильм "перенасыщенным и тривиальным"

Секрет успеха. «Все описываемые в произведении документы, ритуалы и организации совершенно реальны» — с таких слов начинается роман. И правда, он просто переполнен документами, историческими свидетельствами, комментариями специалистов. Однако известно, что непроверенное свидетельство не может служить доказательством серьезной теории, а с проверкой в романе дело обстоит плохо.

Версия Брауна. Если проследить канву «документальных» оснований романа, то она будет выглядеть примерно так. Иисус Христос был женат на Марии Магдалине , и у них была дочь Сара , от которой пошел род первых франкских королей — Меровингов. Церковь пытается скрыть женитьбу Христа, чтобы не возникало сомнений в его божественности. Документами, подтверждающими факт женитьбы, владеет тайная организация «Приорат Сиона», Великими магистрами которой в разное время были Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Виктор Гюго, Клод Дебюсси и другие достойные люди. Церковь готова пойти на все, лишь бы не дать людям получить доступ к тайне. В то же время посвященный в нее Леонардо да Винчи оставляет в своих произведениях зашифрованные послания, раскрывающие правду. Эти послания и названы кодом да Винчи. Документы, относящиеся к коду, к «Приорату Сиона» и к родословной потомков Иисуса, собраны в папке «Секретное досье», обнаруженной в 1975 году в архивах Парижской национальной библиотеки.

Факты. Папка такая действительно существует, и в ней находятся пять листов со схемой родословного древа Меровингов от VII до XX века, списки магистров «Приората Сиона», шифрованные пергаменные послания… Но это, пожалуй, единственное, что не является творческой выдумкой автора.

Женитьба Иисуса. Версия Брауна. Для того чтобы скрыть факт женитьбы Христа, церковники вымарали из всех Евангелий упоминания о его свадьбе и о рождении ребенка. Но кое-где намеки на супружество остались. В Евангелии от Луки, например, некая женщина, которую многие богословы считают Марией Магдалиной, моет Христу ноги и вытирает их собственными волосами, а это свидетельствует о том, что она либо его супруга, либо раба.

Факты. В конце первого века нашей эры — а именно тогда были написаны четыре канонических Евангелия — христианская церковь представляла собой массу небольших религиозных сект. Евангелия расходились в списках от одного члена секты к другому. Как-то отслеживать этот процесс и редактировать все новые копии было просто некому. Кроме того, в иудейском обществе безбрачие вовсе не считалось обязательным признаком святости. Ни в одном пророчестве о мессии не говорилось, что он должен быть бездетным холостяком. Безбрачие стало рассматриваться как подвиг только в Средние века. Поэтому совершенно непонятно, зачем ранним христианам было скрывать этот факт. Историки, специализирующиеся на истории еврейского народа, знают, что в древней Иудее, стране жаркой и пустынной, омовение ног гостя считалось вполне нормальным знаком уважения к уставшему путнику. И использование волос в качестве полотенца тоже было вполне в порядке вещей. Более того, ритуал омовения ног выполнял часто даже сам хозяин дома.

Родословная Меровингов. Версия Брауна. Согласно обнаруженному в «Секретном досье» родословному древу первых франкских королей Меровингов, ведших свой род от вывезенной из Израиля в Галлию дочери Марии Магдалены и Иисуса, Сары, род этот существует и поныне. И потомки Иисуса живут среди нас.

Факты. Подлинность отпечатанного на пишущей машинке и найденного в «Секретном досье» родословного древа Меровингов вызывает сомнения. Согласно современным данным, род первых франкских королей пресекся в 751 году. Крупнейший специалист по Меровингам, профессор Манчестерского университета Поль Фуракр говорит, что ему, человеку, занимающемуся историей Меровингов более 30 лет, не известно ни одного документа, по которому у убитого заговорщиками короля Дагоберта II остались бы потомки, в то время как в неизвестно кем составленной родословной именно от него и тянутся к нашему времени длиннейшие ветки. Хотя авторство этого фамильного древа установить как раз нетрудно.

Версия Брауна. Главную подсказку — о том, что Христос был связан с женщиной,- великий Леонардо оставил в самой знаменитой своей работе — «Моне Лизе». Он указал на это в самом названии картины, ибо «Мона Лиза» есть не что иное, как анаграмма двух имен: Амон (египетский бог мужского начала) и Л’Иза (его супруга богиня Исида, имя которой записывалось пиктограммой как Л’Иза).

Факты. «Мона Лиза» изначально называлась просто «Портрет флорентийской дамы». После того как почитатели творчества мастера выяснили, что на картине изображена 24-летняя Лиза, жена флорентийского торговца Франческо дель Джокондо, картина получила название «Портрет моны Лизы дель Джокондо». «Мона Лиза», или «Джоконда», ее стали называть уже спустя много лет после смерти Леонардо да Винчи.

Основные факты. Соглас но родословной Меровингов, прямым потомком королей в XX веке является некий Пьер Плантар. Он же по совместительству Великий магистр «Приората Сиона»… Реальный Плантар с детства мечтал отыскать в своем прошлом королевские корни. Вместе с другом, писателем и журналистом Филиппом де Шеризи он придумал в середине 1950-х годов «древнее» тайное общество, смастерил шифровку и родословную Меровингов.

25 июня 1956 года Плантар зарегистрировал в префектуре Сен-Жюльен-ан-Женевуа организацию «Приорат Сиона». Тогда же в Парижскую национальную библиотеку было передано на хранение «Секретное досье». В 1975 году его «нашел» журналист Майкл Бейджент и написал в 1982 году вместе с Ричардом Ли и Генри Линкольном книжку «Святая кровь и святой Грааль». По ее мотивам был создан «Код да Винчи» — роман, основанный на мистификации.

В свое время, в 2003 году, роман «Код да Винчи» , написанный американским писателем Дэнон Брауном , наделал много шума, и все это из-за того, что многие читатели слишком буквально восприняли то, что описывалось в книге. Дело в том, что как в самом романе так и в фильме, снятом по нему, рассматривается версия того, что Мария Магдалина не была блудницей-грешницей, как мы привыкли это слышать с детства, якобы на самом деле эта женщина была женой Иисуса Христа , после смерти коего она родила дочь – прямую наследницу великого проповедника. Сам же Иисус Христос преподносится нам во всем этом повествовании как человек, а не сын Божий . Вся эта информация выдается нам в виде сложнейшей головоломки, якобы все эти тайные сведения хранились долгие годы, потому как потомкам Христа всегда грозила смертельная опасность.

Несомненно, Дэн Браун очень подкован в вопросах символики, истории религии, криптографии, и по этой причине он смог увлечь читателей со всего мира своими романами. Обыкновенного обывателя поглотил поток знаний, передаваемый писателем в форме интеллектуального детектива-триллера, а вот опытные историки в пух и прах разнесли все теории, выдвинутые Дэном Брауном . Посмотреть этот фильм я вам советую, но не стоит принимать его сюжетную линию за чистую монету, хотя задуматься над многими вещами эта история вас заставит!

Год: 2006

Жанр: триллер, детектив

Страна: США, Мальта, Франция, Великобритания

Режиссер: Рон Ховард

В ролях: Том Хэнкс, Одри Тоту, Иэн МакКеллен, Жан Рено, Пол Беттани

Актеры и их роли в фильме «Код да Винчи»

Американский актер Том Хэнкс сыграл Роберта Лэнгдона – профессора религиозной символогии.

Роберт Лэнгдон никогда не был женат. В возрасте 9 лет он упал в колодец и чудом выжил, после этого несчастного случая наш герой стал страдать от приступов клаустрофобии.

В фильме «Код да Винчи» профессор Роберт Лэнгдон является подозреваемым в убийстве куратора Лувра , и ему приходится не только доказать свою невиновность, но и разгадывать сложнейшую интеллектуальную головоломку для того, чтобы понять, что же такое на самом деле Святой Грааль , и как его обнаружение поможет человечеству переосмыслить казалось бы нерушимые символы христианской веры.

Фильмография Тома Хэнкса очень обширна, этого актера знают многие, а я назову лишь некоторые из фильмов, в которых он сыграл главную роль – это самые, на мой взгляд, популярные кинокартины. Итак, прежде всего стоит отметить фильм «Форест Гамп» , где Том Хэнкс мастерски изобразил туповатого, но очень искреннего, сердечного парня. Вторым я бы упомянула фильм «Изгой» , в нем Том Хэнкс сыграл Робинзона Крузо наших дней и третьим я назову всем известный фильм «Зеленая миля» .

Одри Тоту сыграла Софи Невё – сотрудницу криптологического отдела полиции. Софи помогает профессору Роберту Лэнгдону искать разгадку тайны Святого Грааля . Убитый служитель Лувра является дедом этой девушки, пред смертью он успел зашифровать некое послание, которое Роберт и Софи во что бы то не стало должны разгадать.

Когда Софи Нёве была еще совсем ребенком, родители ее погибли в автокатастрофе, воспитанием девочки занимался ее дед Жак Соньер , который души не чаял в своей внучке, называл ее принцессой, обучал разгадывать всевозможные ребусы и головоломки. Когда Софи подросла, она решила обучаться расшифровке кодов в университете. Однажды юная студентка приехала домой раньше, чем ее ожидал дед и застает его за непристойным занятием, все действия деда и его гостей выглядели как какой-то сексуальный языческий обряд. Увиденное так потрясло Софи, что она на протяжении 10 лет, то есть до самой смерти Жака Соньера не разговаривала с ним. Хотя дед писал ей письма каждую недели, искал встреч и всячески хотел вернуть их былые теплые отношения.

В ходе прохождения всех этапов головоломки, становится ясно, что Софи Невё потомок самого Иисуса Христа .

Одри Тоту – французская актриса 1976 года рождения , на момент съемок фильма «Код да Винчи» ей было 30 лет, столько же сколько и ее книжной героине.

Одри Тоту прославилась благодаря фильму «Амели» , если вы еще ни разу не видели этот фильм, то я вам рекомендую его посмотреть, так как по рейтингу кинопоиска он занимает 182 место в ТОП-250 .

В 2009 году Одри Тоту сыграла в фильме «Коко Шанель» главную героиню.


Английский актер Пол Беттани сыграл монаха альбиноса по имени Сайлас . Монах-убийца являлся членом католической секты под названием «Опус Деи» . Сайлас носил вериги – в данном случае это была цепь с шипами, которая впивалась альбиносу в бедро. Таким образом этот бедолага наказывал себя, усмирял свою плоть и страдал за Христа . Кроме пыток веригами Сайлас подвергал себя самобичеванию. Детство у этого парня было тяжелым, отец считал его неполноценным из-за альбинизма. Пьяный папаша часто избивал жену и сына, и однажды Сайлас не выдержал издевательств, он вонзил в спящего отца нож. Много нелегких испытаний выпало на долю альбиноса, окружающие избегали его и даже стали называть призраком. Однажды Сайлас даже попал в тюрьму, из которой смог выйти только благодаря тому, что начавшееся землетрясение разрушило стены его камеры. Изнеможённого от голода и жажды Сайласа подобрал священник Арингароса , он выходил несчастного, и когда сей мученник окреп, то захотел стать верным слугой и помощником своего спасителя. Слепая вера в Бога привела Сайлоса к тому, что он стал хладнокровным убийцей, лишающим жизни «во благо» великих целей.

Пол Беттани известен многим по триллеру «Догвиль» , где он сыграл с Николь Кидман . Пол Беттани женат на красавице актрисе Дженнифер Коннели , у пары подрастает двое совместных детей.

Французский актер Жан Рено снялся в роли капитана полиции Безу Фаша .

В фильме «Код да Винчи» Фаш преследует Роберта Лэнгдона , так как подозревает профессора в убийстве, но когда капитан узнает правду, он снимает все обвинения с главного героя.

В книге Безу Фаш с самого начала знает, что Роберт Лэнгдон не виновен, но охотится за ним для того, чтобы отвлечь внимание настоящего преступника.

Жан Рено известен прежде всего тем, что снялся в фильме «Леон» , где он сыграл 45-летнего киллера, в которого влюблена девочка-подросток. В общем и целом на счету этого обаятельного французского актера более 80 всевозможных ролей, и лицо его знакомо практически всем кто смотрит телевизор.

Британский актер Иэн Маккелен сыграл Ли Тибинга – главного злодея фильма «Код да Винчи» .

Тибинг притворялся другом Роберта Лэнгдон много лет. Всю свою жизнь этот сумасшедший ученый посвятил изучению тайны Святого Грааля , и когда ему подвернулась возможность открыть секрет и получить ответы на все вопросы, которые мучали мыслителей ни одно столетие, этот старик был готов убивать всех, кто вздумал встать у него на пути. Ли Тибинг называл себя учителем, лицо его не видел ни один из членов его банды, лишь оставаясь инкогнито этот злодей увеличивал свои шансы на победу. Ли Тибинг в детстве переболел полиомиелитом из-за чего остался калекой и передвигался при помощи костылей, но этот дядька был безумно богат, поэтому мог позволить себе иметь частный самолет и недвижимость по всей Европе, а следовательно возможность посвятить всю свою жизнь любимому делу.

Иэн МакКеллен не скрывает того, что является открытым геем. А еще этот актер известен многим как волшебник Гэндальф в серии фильмов «Властелин колец» .

Сюжет, краткое содержание, описание, смысл фильма "Код да Винчи"

Роберт Лэнгдон приехал из США во Францию для того, чтобы прочитать курс лекций по символике, в это время в Лувре совершается нападение на куратора Жака Соньера .

Перед смертью несчастный успел оставить некое крайне загадочное сообщение, для этого он снял с себя всю одежду, лег на пол в позу витрувианского человека, и начертил кровью у себя на груди символ в виде пятиконечной звезды, кроме того Жак Соньер оставил целый ребус, который должны были разгадать именно его внучка Софи Невё и профессор Роберт Лэнгдон .

Куратора убил монах-альбинос, так как хотел узнать, где спрятан Святой Грааль , Жак Соньер не мог рассказать убийце сей секрет, но и унести его в могилу задача перед ним не стояла.

Роберт Лэнгдон становится главным подозреваемым, так как Соньер написал его имя на полу, куратор хотел, чтобы полицейские нашли профессора, и уж тогда этот специалист по символике смог бы разгадать все ребусы, но для полиции все просто – жертва пишет перед смертью рядом с собой чье-то имя – и оно может принадлежать только убийце.

В расследовании оказывается задействована и внучка Жака Соньера Софи Невё , эта девушка не разговаривала со своим дедом на протяжении 10 лет , а все это по причине того, что бедняжка стала невольным свидетелем того, как ее дедуля совершает некий сексуальный ритуал на глазах у тайного общества.

Софи Невё помогает Роберту Лэнгдону скрыться с места преступления, но сначала эта парочка успевает исследовать картины Леонардо да Винчи и обнаружить за одной из них ключи от банковской ячейки, где хранится криптекс с секретной информацией.

Криптекс – это такая головоломка, если правильно подобрать к ней ключ, она откроется, если же попытаться взломать сию конструкцию, то она самоуничтожит всю информацию, находящуюся внутри нее. Леонардо да Винчи изобрел первые криптексы, и Софи Невё с детства баловалась с такими игрушками. Один криптекс они с Робертом открыли, но внутри оказался еще один, на сей раз более сложный для разгадывания. Роберт и Софи едут к Ли Тибингу – ученому, который всю свою жизнь посвятил поискам Святого Грааля . В ходе мозгового штурма Роберт и Софи понимают, что речь в таинственном послании умершего Жака Соньера идет именно о Святом Граале .

Тибинг рассказывает Софи , что такое этот Святой Грааль , девушка узнает от ученого, что это вовсе не чаша, из которой пригубили все ученики Иисуса Христа в ночь перед предательством Иуды . Святой Грааль – это священное женское начало, лоно, чрево, в котором зарождается жизнь, в данном случае подразумевается, что Мария Магдалена была женой Иисуса Христа и родила от него дочь. Теперь ученые должны найти все документы касающиеся этого вопроса, а так же саркофаг с захоронением Марии Магдалены . Для того, чтобы Софи поверила в то, что у Иисуса была жена, Тибинг показывает ей картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» , на которой она четко видит, что рядом со Спасителем сидит женщина.

И тут вот какой встает вопрос – раз вот-вот будут найдены доказательства этой безумной теории – рассказать ли миру об этом открытии или умолчать? Куратор Лувра Соньер оказывается был одним из главных хранителей тайны и он был против обнародования информации, а вот сумасшедший одержимый Граалем Ли Тибинг настаивает на том, что народ должен знать правду. Софи и Роберт опасаются того, что если люди узнают правду то, авторитет церкви упадет, а это повлечет массу последствий: новые религиозные войны и не только в христианском мире.


В общем, на протяжении всего фильма Софи и Лэнгдон решают всевозможные головоломки, в это же время их преследует монах-альбинос, на хвосте сидит полиция, затем Тибинг открывает им свою истинную личину. В итоге Роберт разгадывает все тайны, но решает их не разглашать, они останутся только его и Софи достоянием. Он нашел, где покоится саркофаг, и теперь, если Софи пожелает, она сможет сравнить свое ДНК и генетический материал женщины, покоящейся в захоронении. Ведь Софи Невё оказалась наследной принцессой – потомком самого Иисуса Христа . Но девушка эта поступила правильно – она решила не бороться за власть и не объявлять о своем родстве с Иисусом Христом . Ну а как же? Хоть он и был великим человеком или сыном Божьим , но его потомки – это просто люди, вряд ли они имеют какое-то превосходство над другими людьми. Будь просто чист сердцем и душой, если хватит тебе мудрости – веди народ за собой, призывая его к праведной жизни и не важно какая в твоих жилах течет кровь, ты всегда сможешь быть первым.

Безумного Ли Тибинга упекли за решетку, ведь это он оказался тем самым человеком, из-за которого были убиты четыре хранителя тайны Марии Магдалены . Именно Тибинг нанял одержимого верой альбиноса.

В принципе, я в общих чертах описала события этого фильма, хотя все там намного запутаннее, и интрига присутствует несомненно. Так, что если вам интересны такого рода детективы, просто найдите в сети и посмотрите фильм «Код да Винчи» .

Фильм "Ангелы и демоны" - этот триллер не оставит вас равнодушными