Проект «Сказка в музыке. Музыкально – образовательный проект « Сказка в музыке» По балету « Щелкунчик» П.И.Чайковского

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 13 «Ласточка» г. Сыктывкара.

Проект по театрализованной деятельности «Щелкунчик» (для детей старшей группы)

Актуальность

Одним из направлений развития детей дошкольного возраста, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, является художественно- эстетическое развитие. Оно предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Важной задачей эстетического воспитания является формирование в детях эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.

Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников?! Маловыразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворенность собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре. Данная проблема для нас стала актуальной.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества - творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия:

  • между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования;
  • потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности.

В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Театрализованная деятельность является богатейшим полем для эстетического развития детей и развития их творческих способностей, способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации, новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, повышает самооценку, помогает ребенку демонстрировать свою позицию, умения, знания, фантазию.

Программа «Радуга» (авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва) говорит об обеспечении условий каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, т.е. создавать атмосферу эмоционального комфорта, создавать условия для творческого самовыражения, создавать условия для участия родителей в жизни группы, организовывать яркие радостные общие события жизни группы и пр.

Главное в театрализованной деятельности -это общение детей между собой и со взрослыми в процессе постановки и демонстрации спектакля. Важно помочь детям раскрыться, показать свои лучшие качества, дать шанс творческой реализации, высвободить таланты общения, сочувствия, познания. И это все происходит в атмосфере радости, тепла и любви.

На наш взгляд сюжет сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» хорошо подходит для постановки в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста. Он хорошо демонстрирует борьбу добра и зла, учит сопереживать и помогать героям сказки. Приближается самый долгожданный детский праздник, Новый год, а какой праздник обойдется без сказки и прекрасной музыки П. И. Чайковского.

Цель проекта: Создание условий для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей путем вовлечения их в театрализовано-игровую деятельность на основе сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Задачи проекта:

  1. Развивать у детей театрально- игровые творческие способности.
  2. Расширить представление детей и родителей о театре, его истории, театральной терминологии.
  3. Приобщить родителей к созданию условий для развития творческой активности детей.
  4. Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и желание выступать перед зрителями.
  5. Воспитывать нравственные качества у детей.

Тип проекта: творческий, среднесрочный (2 месяца).

Сроки и место реализации:

Подготовительный этап: с 01.11.2016 по 13.11.2016;

Основной этап: с 14.11.2016 по 25.12.2016;

Заключительный: с 26.12. 2016 по 30.12.2016.;

МА ДОУ «Детский сад № 13 общеразвивающего вида г. Сыктывкара».

Ресурсы

Материально- технические: фотоаппарат, компьютер, мультимедийное оборудование с видео и презентациями по теме; магнитофон с аудио записями (сказки, музыка П. Чайковского и пр.); детские музыкальные инструменты; наглядные иллюстрации; фотографии, картинки по теме «Театр», «Щелкунчик» и пр.; материалы для изо и конструктивной деятельности (краски, карандаши, природный, бросовый материал и пр.); настольный театр;

Учебно-методические: раскраски; картинки; конспекты НОД; сценарий театрализованной постановки; загадки, стихи;

Информационные ресурсы: сеть «Интернет»; Журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра»;

Целевая аудитория: Дети старшей группы (5-6 лет)- 23 человека, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф.

План реализации проекта

Сроки провед

Наименование мероприятия

Ответственные

1 этап- подготовительный:

С 01.11.

2016 по

Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала: 1) о театре, театральной деятельности; литературного и дидактического материала; аудио и видео записи сказки «Щелкунчик»;

2) создание мини-музея «Наш Щелкунчик»: фотографии, атрибуты, игрушки по сказке про Щелкунчика;

3)изготовление настольного театра плоскостных кукол;

4)оформление картотеки: игр и упражнений «Актерский тренажер», загадок, стихов, дидактических игр;

5)подготовка атрибутов и декораций к представлению.

Суворова Т.Ю.,

Пряникова Т.А.,

Баева Г.М.,

роди-тели группы.

2 этап- основной:

С 14.11.

2016 по

Работа с детьми:

Ежедневно:

Физминутки, подвижные игры «Снежинки» М. Картушина, «Два Мороза»; «Снежная фигура замри...»; театрализованные игры;

Чтение сказок про Новый год и Рождество;

Рассматривание иллюстраций художников к сказкам;

Игры- драматизации «Снежинки» М.Картушиной, инсценировка «Потанцуй со мной, дружок» англ.нар.песня;

Игры на выразительность жестов, на выражение эмоций (См. Приложение. «Актерский тренажер»; «Загадки без слов»; «Картотека театрализованных игр»);

Отгадывание загадок о зиме, театре и пр.;

Разучивание песен и танцев к представлению;

Работа по звукопроизношению, интонационной выразительности речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

Знакомство с правилами поведения в театре (См. Приложение. Презентация «Правила поведения в театре»);

Аппликация из цветной бумаги «Щелкунчик»;

Коллективная аппликация по сказке «Вальс снежных хлопьев»;

Прослушивание аудио сказки «Щелкунчик», фрагментов музыки из балета «Щелкунчик», просмотр видео по теме «сказки»; просмотр мультфильма «Щелкунчик», фрагментов из балета П. Чайковского «Щелкунчик» (См. Приложение 2»);

Музыкальное мероприятие по слушанию музыки «Приглашаем в город Конфетенбург» (слушание фрагментов музыки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»);

Самостоятельное детское творчество (рисование персонажей, импровизирование движений героев под музыку, сочинение стихов и пр.); раскрашивание фигурок балерин, сцен из М/Ф «Щелкунчик»;

Чтение наизусть отрывков стихов и сказок;

Дидактические игры: «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм (предмет)?», «Вспомни слова (песенку) героя», «Импровизируем под музыку (изображая персонаж)», «В театре», «Загадки феи Драже»; См. Приложение. «Картотека театрализованных игр».

Репетиция отдельных эпизодов сказки с музыкальным сопровождением;

Придумывание своей сказки (продолжение « старой сказки », другой конец этой сказки, введение новых героев, «старые» герои в современных условиях и т.д.);

Работа по звукопроизношению, интонационной выразительностьи речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

Работа с родителями:

Беседа «Знакомство с проектом»;

Анкетирование родителей;

Консультация «Сказка в воспитании детей»; «Роль театра в воспитании и развитии дошкольников»;

Помощь в подготовке, изготовление декораций к сказке, атрибутов к танцам (снежинки- звездочки), элементов костюмов и пр.;

Сочинение своих сказок (стихов) или поиск в Интернете, родителями, вместе с детьми для оформления мини- книжки «Щелкунчик»;

Создание в группе мини- музея по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»;

Изготовление поделки «Мой Щелкунчик».

Пряникова Т.А.,

Баева Г.М.,

Суворова Т.Ю.,

Земляницына С.Э.

3 этап- заключительный.

С 26.12.2016 по

30.12.2016

Презентация проекта родителям; на стажировочной площадке на базе ДОУ № 77;

Показ театрализованного представления по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик» на новогоднем празднике;

Пряникова Т.А.,

Суворова Т.Ю.,

Баева Г.М.

Ожидаемый результат:

  • Показ театрализованного представления по сказке Э. Гофмана "Щелкунчик» родителям и детям детского сада.
  • Развитие театрально-игровых творческих способностей у детей.
  • Пополнение предметно-развивающей среды группы для театрализованной деятельности.
  • Расширение у детей и родителей знаний о театре, театральной терминологии, появление устойчивого интереса к сказкам, театрализованной деятельности.
  • Формирование у детей нравственных качеств, чувства взаимопомощи, сопереживания и пр.

Основное содержание проекта

Наименование мероприятия

Дата провед

Ответственные

1 этап- подготов.:

Определили проблему, цель, задачи;

провели диагностику творческих способностей детей (по Л. Ворониной),

Собрали необходимую информацию, литературу, дополнительный материал: 1) о театре (загадки, альбом), театральной деятельности; литературного и дидактического материала; аудио и видео записи сказки «Щелкунчик»; изготовили лэпбук «Щелкунчик»;

2) создали мини-музей «Наш Щелкунчик», который расположили в центре «Театр» (уголок по театрализованной деятельности): сюда разместили альбом с фотографиями, атрибуты, игрушки по сказке про Щелкунчика (игрушка Щелкунчик, мыши, игрушечные духовые инструменты);

3)изготовили театр плоскостных кукол по сказке «Щелкунчик»;

4)оформили картотеки: игр и упражнений «Актерский тренажер»,

«Картотека театрализованных игр», «Речевые игры с движениями», загадок, стихов, оформили дидактические игры «Музыкальные инструменты», «Загадки феи Драже», «К какой сказке иллюстрация?..»;

5) с родителями провели анкетирование «Развитие творческих способностей у детей через театральную деятельность»; познакомили с Проектом; совместно изготовили атрибуты, костюмы, шапочки мышей и декораций (камин, канделябры) к представлению; привлекли родителей к оформлению мини- музея, к подбору экспонатов (книги, игрушки).

Суворова Т.Ю.,

Пряникова Т.А.,

Баева Г.М.,

родители группы.

основной

Работа с детьми:

Ежедневно проводили:

Физминутки, подвижные игры «Снежинки» М. Картушина, «Два Мороза»; «Снежная фигура замри...»; - игры- драматизации и инсценировки «Потанцуй со мной, дружок» англ.нар.песня и др.;

Игры на выразительность жестов, на выражение эмоций (См. Приложение. «Актерский тренажер»; «Речевые игры с движениями»; «Картотека театрализованных игр»);

Читали сказки про Новый год и Рождество; русские народные сказки (по выбору детей);

Рассматривали иллюстрации художников к сказкам (мультимедия);

Отгадывали загадки о зиме, театре и пр. (Альбомы «Зима», «Музыкальный театр», «Балет»);

Разучивали песни и танцы к представлению;

Проводили работу по звукопроизношению, интонационной выразительности речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

Знакомили детей с правилами поведения в театре (См. Приложение. Презентация «Правила поведения в театре»);

Сделали аппликацию из цветной бумаги «Щелкунчик»;

Коллективную аппликацию по сказке «Вальс снежных хлопьев»;

Прослушали аудио сказки «Щелкунчик», фрагменты музыки из балета «Щелкунчик», просмотрели видео по теме «сказки»; просмотрели мультфильм «Щелкунчик», фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик» (См. Приложение 2);

Провели беседу с детьми о художнике- иллюстраторе Ю.Васнецове;

Провели занятие «Путешествие в мир театра» (См. Приложение);

Провели музыкальное мероприятие по слушанию музыки «Приглашаем в город Конфетенбург» (слушание фрагментов музыки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»);

Провели индивидуальную работу с лэпбуком «Щелкунчик»;

Дети самостоятельно рисовали знакомых сказочных персонажей, импровизировали движения героев сказки под музыку, пытались сочинять стихи и пр.; раскрашивали фигурки балерин, сцен из М/Ф «Щелкунчик»;

С детьми заучивали наизусть отрывков стихов и сказок;

Проводили дидактические игры: «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм (предмет)?», «Вспомни слова (песенку) героя», «Импровизируем под музыку (изображая персонаж)», «В театре», «Загадки феи Драже» (См. Приложение).

Репетировали отдельные эпизоды сказки с музыкальным сопровождением;

Придумывали свои варианты сказки (продолжение « старой сказки », другой конец этой сказки, введение новых героев, «старые» герои в современных условиях и т.д.);

С детьми проводилась работа по звукопроизношению, интонационной выразительностью речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

Работа с родителями:

Провели консультацию «Сказка в воспитании детей»; «Роль театра в воспитании и развитии дошкольников» (печатный вариант помещен в прихожей группы, в уголке «Для Вас, родители!») (См. Приложение);

Родители оказали помощь в подготовке, изготовление декораций к сказке, атрибутов к танцам (снежинки- звездочки), элементов костюмов и пр.; в разучивании текстов с детьми;

Приняли участие в оформлении мини- книжки «Щелкунчик» (по сбору загадок, стихов про театр, Щелкунчика и пр.); создании в группе мини- музея по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»;

Изготовлении поделки «Мой Щелкунчик».

Пряникова Т.А.,

Баева Г.М.,

Суворова Т.Ю.,

Земляницына С.Э.

Продемонстрировали презентацию проекта родителям (на родительском собрании);

на стажировочной площадке на базе ДОУ № 77;

Показали театрализованное представление по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик» на новогоднем празднике;

Подведение итогов, анализ полученного результата.

С 26.12.2016 по

Пряникова Т.А.,

Суворова Т.Ю.,

Баева Г.М.,

Земляницына С.Э.

Полученный результат.

В результате совместной деятельности воспитанников, родителей и педагогов ДОУ:

  • подготовлено и проведено театрализованное представление по мотивам сказки Э.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»;
  • в группе пополнилась предметно- развивающая среда для театрализованной деятельности;
  • у детей и родителей расширились знания о театре, театральной терминологии, дети научились сочинять сказки; расширился кругозор; сформировался запас литературных и музыкальных впечатлений. Появился устойчивый интерес к сказкам, театрально- игровой деятельности. Дети стали более эмоционально отзывчивы, научились сопереживать героям, показывать их образы. Проектный метод объединил детей, родителей и педогогов; сформировал навыки сотрудничества. Считаем, что работу по развитию театрально-игровых творческих способностей у детей необходимо продолжить.

Список используемой литературы:

    1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: ТЦ Сфера 2006.
    2. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет М.: ТЦ Сфера 2011.
    3. Журнал «Музыкальный руководитель» № 1, № 10 2015; № 10, № 11 2016.
    4. Кочкина Н.А. «Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.»: Мозаика‑Синтез; Москва; 2012.
    5. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи.-М.: Астраль, 2003.
    6. Петрова Т.И., Петрова Е.С., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду.- М: Школьная пресса, 2000.
    7. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет»: Мозаика‑ Синтез; М.; 2007.
    8. Развернутое перспективное планирование по программе "Радуга". Старшая группа. Издательство "Учитель". Волгоград. 2015.

Презентация проекта

Попова Т.М., музыкальный руководитель МБДОУ №105, г. Сыктывкар

Музыкально – образовательный проект по

творчеству композитора П.И.Чайковского

На основе балета Петра Ильича Чайковского « Щелкунчик»

Составил: музыкальный руководитель

МБДОУ №105

Попова Татьяна Михайловна

Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, педагоги детского сада, родители.

Тип проекта: творческий, коллективный.

Сроки реализации: краткосрочный проект (ноябрь - декабрь 2011 года).

Актуальность

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.

Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка, закрепление и систематизация знаний музыкальных произведений, в основе которых лежат сказки. Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора.

Задачи:

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского.

2. Прививать любовь к его творчеству.

3. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.

4. На сюжетных музыкальных произведениях показать, что добро побеждает зло.

5. Учить понимать художественную выразительность музыки, особенности её языка.

6. Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.

7. Пробуждать у детей желание самостоятельно прослушивания музыки.

8. Развивать творческие способности дошкольника.

9. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.

Предполагаемый результат:

  1. Обогащение знаний детей о творчестве композитора Петра Ильича Чайковского;
  2. Осознание детьми чувства сострадания к слабым и беззащитным.
  3. Развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкальной деятельности.

Продукт детской деятельности:

1. Создание альбомов детских работ.

2. Выставка детских рисунков.

3. Музыкально-театрализованное представление по сказке « Щелкунчик».

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Новогодний праздник.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный (организационный): Знакомство с жизнью и творчеством композитора П.И.Чайковского. Подбор методического материала, фонотеки. Разработка планирования работы над музыкальной сказкой.

2.Основной: Изучение литературы, распределение ролей в участии на празднике. Подбор упражнений и этюдов для раскрепощения ребенка, упражнения на артикуляцию.

3.Заключительный: Создание театрально-музыкальной студии, включающей сцену и костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами, разработка сценария на новогодний праздник.

4. Итоговое мероприятие проекта: новогодний праздник «Щелкунчик»

Системная паутинка по проекту

« Сказка в музыке»

по

творчеству П.И.Чайковского

Участники проекта : дети подготовительной группы, семьи воспитанников, педагоги детского сада (воспитатели, муз. руководитель)

Паспорт проекта

Цель проекта: Создать условия развития атмосферы радостии добра, чувства группового единства.

Задачи проекта:

Воспитывать у детей сопереживание образу.

Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

Развивать умение воспринимать, чувствовать выразительность музыки.

Побуждать к творческой самореализации в выразительности исполнения танцев, театрализованной постановке.

Актуальность проекта:

В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Важно объяснять родителям о необходимости ознакомления детей с шедеврами мировой музыкальной культуры. Ведь музыка, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира, развивает в нем творческие проявления. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека, как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает.

Предполагаемый результат:

Расширение информации о творчестве писателя Гофмана и композитора П.И. Чайковского;

Развитие музыкальной культуры детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Воспитание в детях чувства красоты, желания слушать классическую музыку, понимать ее.

Умение реализовывать свои впечатления через творчество в театрализованной постановке, в танцах.

Продукт проектной деятельности:

Организация выставок творческих работ, наглядной информации в приёмной.

Изготовление детьми подарков-сюрпризов.

Презентация проекта (Новогодний театрализованный утренник)

Работа по проекту с детьми:

1-й этап. Организационный (подготовительный)

Составление паспорта проекта
. Подбор детской художественной литературы для чтения детям, заучивания;
. Подбор музыкального репертуара, разработка сценария музыкальным руководителем;
. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2-й этап. Практический (выполнение проекта)

1. Конструирование из строительного материала «Замок»

2. Ручной труд + Аппликация с элементами рисования «В волшебной стране» (по главе из сказки)

3. Рисование «Ёлка»

4. Лепка «Рождественские подарки»

5. Конструирование из бумаги и картона «Волшебный сундучок с сюрпризом»

Проведение с детьми бесед

Чтение художественной литературы детям (чтение сказки «Щелкунчик», заучивание стихов к празднику)

Рассматривание иллюстраций

Раскрашивание раскрасок

Знакомство с композитором П.И. Чайковским, прослушивание оперы «Щелкунчик» (муз. руководитель)

Цикл занятий с детьми по подготовке подгрупповых танцев к утреннику

Просмотр мультфильма «Щелкунчик»

06.04.2015

ПРОЕКТ

«Волшебная сказка в музыке»

«Его творчество, сама жизнь, во всем ее величии и мелочности, раскрывается в созданной им музыке. Музыка Чайковского подчиняет нас себе своей искренностью и непосредственностью, он сам желал этого» Б. Асафьев.

Музыка П. И. Чайковского проникнута одним настроением и посвящена одному образу беззаботного детства. Игры, радость, мимолетные огорчения, быстрая смена душевных состояний ребенка словно все, чем характерна жизнь детей, отражено в его нежной, легкой музыке.

Вполне объясним успех балета «Щелкунчик». Ведь это не просто сказочная история. Она учит нас самоотверженности и чести, умению стоять за себя, бороться с несправедливостью и злом, пусть даже оно будет сильнее тебя, и на его стороне будут магические силы. Не боясь проиграть эту битву, смело, бросаясь в бой - только так мы сумеем победить. Этому учит детей героический Щелкунчик. Эта бессмертная история, рассказанная нам Эрнестом Амадеем Гофманом и бережно перенесённая в музыкальное измерение Петром Ильичём Чайковским, напоминает взрослым о том, что не всё в мире можно купить. Есть ещё и настоящие неподдельные чувства!

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Классическая музыка в сказке наиболее доступна для восприятия детей дошкольного возраста. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Тема «Волшебная сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.

В ноябре-декабре 2013 года в МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик» был реализован проект «Волшебная сказка в музыке».

Цель проекта: Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского на примере музыки из балета «Щелкунчик».

Задачи:

1. Познакомить детей с музыкой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

2. Прививать любовь к классической музыке.

3. Учить понимать художественную выразительность классической музыки, особенности её языка.

4. Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию классической музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.

5. Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведению мероприятия.

6. Развивать творческие способности детей средствами продуктивной и музыкальной деятельности.

Цели и задачи были достигнуты в процессе реализации мероприятий, направленных на художественно-эстетическое развитие, нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активизации детей.

Тип проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: ноябрь-декабрь 2013 года.

Участники: воспитанники подготовительной группы № 3, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительной группы.

В ходе подготовки к реализации проекта были выделены следующие этапы:

Подготовительная работа:

1. Разработка проекта.

2. Знакомство с жизнью и творчеством композитора П.И.Чайковского.

3. Подбор музыкального материала, фонотеки.

4. Разработка сценария, планирование работы над новогодним утренником.Ноябрь 2013г

Основная часть (проведение мероприятий в рамках проекта)

1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

2. Подготовка и изготовление пригласительных билетов, атрибутов, костюмов к праздничному мероприятию.

3. Репетиции и разучивание музыкального репертуара с детьми.

4. Оформление зала.

5. Слушание и рисование музыки.

6. Оформление альбома детских работ на тему «Мы рисуем музыку».Ноябрь-Декабрь 2013г

Заключительная часть:

1. Проведение итогового мероприятие проекта: новогодний утренник с использованием музыки П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»

2. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

3. Анализ работы, подведение итогов.Декабрь 2013г

Перед реализацией основного этапа проведен мониторинг с детьми подготовительной группы № 3.

Критерии мониторинга:

1. Узнаёт мелодию П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

2. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.

3. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообраз¬ным характером музыки, музыкальными образами.

4. Умеет выполнять самостоятельно не сложные танцевальные композиции.

5. Ритмично исполняет в ансамбле на ударных детских

музыкальных инструментах классические произведения.

Полученные результаты представлены в сводной таблице«Мониторинг результативности проведения проекта «Волшебная сказка в музыке»

На основном этапе проекта проведены мероприятия с детьми и воспитателями в соответствии с составленным планом.

Ноябрь:

1.Знакомство детей с творчеством русского композитора П.И.Чайковского.

2.Слушание музыки, рисование с детьми на тему «Мы рисуем музыку»

(использование рисунков в оформлении зала к новогоднему утреннику).

3.Консультация: «Роль классической музыки в становлении личности ребёнка»

Декабрь:

1.Приготовление пригласительных билетов для родителей на новогодний утренник «Волшебная сказка»

2.Проведение новогоднего утренника.

3.Показ театрализованного представления для воспитанников старших и подготовительных групп

4.Создание альбома детских работ на тему «Мы рисуем музыку»

Все мероприятия, запланированные в реализации данного проекта, были направлены на достижение цели – знакомство детей с жизнью и творчеством русского композитора П.И. Чайковского, развитие свободной творческой личности ребёнка через изобразительное искусство, закрепление и систематизация знаний музыкальных произведений.

Нужно отметить, что в процессе подготовки к мероприятиям шло тесное взаимодействие с воспитателями и помощником подготовительной группы № 3: они принимали активное участие в создании рисунков на тему «Мы рисуем музыку» и подготовке атрибутов к танцам. Помогали в изготовлении пригласительных билетов на новогодний утренник для родителей. А так же оказывали помощь в репетициях и разучивании музыкального репертуара с детьми. Принимали активное ролевое участие в сценарии новогоднего утренника.

Для воспитателей подготовительной группы № 3 была подготовлена консультация «Роль классической музыки в становлении личности ребёнка»

В первую неделю ноября дети знакомились с творчеством русского композитора П. И. Чайковского. Прослушали музыкальную сказку «Щелкунчик».

В свободное от занятий время дети рисовали на тему «Мы рисуем музыку». Была использована музыка из балета «Щелкунчик» (Вальс цветов, Зажигание и украшение ёлки, Адажио, Вальс снежных хлопьев). В дальнейшем 20 рисунков были оформлены и использованы для украшения фойе, а остальные были использованы для создания альбома детских работ «Мы рисуем музыку»

В декабре дети приготовили для родителей пригласительные на новогоднее представление. Весь декабрь шла активная подготовка к утреннику, репетиции театрализованного представления и разучивание музыкального репертуара.

Итогом проекта стал новогодний утренник с участием воспитанников подготовительной группы № 3 в театрализованной постановке «Щелкунчик», в котором была использована музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

В рамках проекта театрализованная постановка «Щелкунчик» была показана для воспитанников старших и подготовительных групп детского сада «Колокольчик».

В завершении проекта был проведен контрольный мониторинг с представленными выше критериями мониторинга. Получили следующие результаты (табл. №1 «Мониторинг результативности проведения проекта «Волшебная сказка в музыке»).

Анализ полученных результатов нашел отражение в табл. №2 «Результаты мониторинга результативности проведения проекта «Волшебная сказка в музыке». Явно прослеживается динамика повышения умений детей в понимании классической музыки, знаний музыки балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Достигнутые результаты:

1. Дети стали иметь представление о творчестве русского композитора Петра Ильича Чайковского, в частности о балете «Щелкунчик».

2. У детей появился интерес к слушанию классической музыки, умение грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.

3. через изобразительную деятельность.

4. Дети с интересом приняли участие в утреннике.

5. Был создан альбом детских работ.

Считаем, работу по проекту «Волшебная сказка в музыке» успешно завершенной.

Литература, источники:

1. amnesia.pavelbers.com

2. fan.ru

3. maaam.ru