Тип это. «Сквозные» образы в литературе

Персонаж (действующее лицо) – в прозаическом или драматургическом произведении художественный образ человека (иногда фантастических существ, животных или предметов), являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.

В литературном произведении обычно бывают персонажи разных планов и разной степени участия в развитии событий.

Герой. Центральный персонаж, основной для развития действия называется героем литературного произведения. Герои, вступающие в идейный или бытовой конфликт друг с другом являются наиболее важными в системе персонажей . В литературном произведении соотношение и роль главных, второстепенных, эпизодических персонажей (а также внесценических персонажей в драматическом произведении) обусловлены авторским замыслом.

О роли, которую отводят авторы своему герою, свидетельствуют так называемые «персонажные» заглавия литературных произведений (например, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Генрих фон Офтендингер» Новалиса). Это, однако, не значит, что в произведениях, озаглавленных именем одного персонажа, обязательно одно главное действующее лицо. Так, В.Г.Белинский считал Татьяну равноправной главной героиней романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», а Ф.М.Достоевский считал ее образ даже более значи­тельным, чем образ Онегина. Заглавием могут быть введены не одно, а несколько действующих лиц, что, как правило, подчеркивает их равное значение для автора.

Характер – склад личности, образуемый индивидуальными чертами. Совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа, называется характером. Воплощение в герое, персонаже определенного жизненного характера.

Литературный тип – персонаж, несущий в себе широкое обобщение. Иначе говоря, литературный тип – это персонаж, в характере которого общечеловеческие, присущие многим людям черты преобладают над чертами личными, индивидуальными.

Иногда в центре внимания писателя оказывается целая группа характеров, как, например, в «семейных» романах-эпопеях: «Сага о Форсайтах» Дж.Голсуорси, «Будденброки» Т.Манна. В XIX–XX вв. особый интерес для писателей начинает представлять собирательный персонаж как некий психологи­ческий тип, что иногда также проявляется в заглавиях произведений («Помпадуры и помпадурши» М.Е.Салтыко­ва-Щедрина, «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского). Типизация является средством художественного обобщения.

Прототип – определенное лицо, послужившее писателю основой для создания обобщенного образа-персонажа в художественном произведении.

Портрет как составная часть структуры персонажа, один из важных компонентов произведения, органически слитый с композицией текста и идеей автора. Виды портрета (детализированный, психологический, сатирический, иронический и т.д.).

Портрет – одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Портрет может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя (так называемый динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения, прически и т.п. Особый тип описания – психологический портрет – позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя. Например, психологическим является портрет Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», портреты героев романов и повестей Ф.М.Достоевского.

Художественный образ – это специфика искусства, которая создается за счет типизации и индивидуализации.

Типизация – познание действительности и ее анализ, в результате чего осуществляется отбор и обобщение жизненного материала, его систематизация, выявление значимого, обнаружение сущностных тенденций мироздания и народно-национальных форм жизни.

Индивидуализация- воплощение человеческих характеров и их неповторимого своеобразия, личностное видение художником общественного и частного бытия, противоречий и конфликтов времени, конкретно-чувственное освоение мира нерукотворного и мира предметного средствами худ. слова.

Персонаж – это все фигуры в произведении, однако исключая лирику.

Тип(отпечаток, форма, образец)- это высшее проявление характера, а характер(отпечаток, отличительная черта)-это универсальное присутствие человека в сложных произведениях. Из типа может вырастать характер, а из характера тип – нет.

Герой - персона сложная, многоплановая.Это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведений литературы, кино, театра. Автора, непосредственно присутствующего в качестве героя, называют лирическим героем (эпос, лирика). Литературный герой противостоит литературному персонажу, который выполняет роль контраста герою, и является участником фабулы

Прототип- конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Прототип подменял проблему отношения искусства и действительным анализом личных симпатий и антипатий писателя. Значение исследования прототип зависит от характера самого прототипа.

  • - обобщенный художественный образ, наиболее возможный, характерный для определен­ной общественной среды. Тип - это такой характер, в котором содержится социальное обобщение. Например, тип «лишнего человека» в русской литературе при всем своем многообразии (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов) имел общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам и т. д. Каждое время рождает свои типы героев. На смену «лишнему человеку» пришел тип «новых людей». Это, например, нигилист Базаров.

Прототип - первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа.

Характер - образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общее, повторяющееся и индивидуальное, неповторимое. Через характер раскрывается авторский взгляд на мир и человека. Принципы и приемы создания характера отличаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображе­ния жизни, от литературного рода произведения и жанра.Следует отличать литературный характер от характера в жизни. Создавая характер, писатель может отражать и черты реального, исторического человека. Но он неизбежно использует вымы­сел, «домысливает» прототип, даже если его герой - историческое лицо.«Персонаж» и «характер» - понятия не тождественные. Литература ориентирована на со­здание характеров, которые часто вызывают споры, воспринимаются критиками и читателями неоднозначно. Поэтому в одном и том же персонаже можно увидеть разные характеры (образ Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети»). Кроме того, в системе образов литературного про­изведения персонажей, как правило, гораздо больше, чем характеров. Далеко не каждый персо­наж - характер, некоторые персонажи выполняют только сюжетную роль. Как правило, не яв­ляются характерами второстепенные герои произведения.

Литерату́рный геро́й - это образ человека в литературе . Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж ». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

Литературных героев обычно разделяют на положительных и отрицательных, однако такое деление весьма условно.

Нередко в литературе происходил процесс формализации характера героев, когда они превращались в «тип» какого либо порока, страсти и т.п. Создание подобных «типов» было особенно характерно для классицизма , при этом образ человека играл служебную роль по отношению к определенному достоинству, недостатку, наклонности.

Особое место в ряду литературных героев занимают подлинные лица, введенные в вымышленный контекст - например, исторические персонажи романов.

Лирический герой - образ поэта, лирическое «я». Внутренний мир лирического героя раскры­вается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, через переживание определенной жизненной ситуации. Лирическое стихотворение - конкретное и единичное прояв­ление характера лирического героя. С наибольшей полнотой образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта. Так, в отдельных лирических произведениях Пушкина («Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Пророк», «Желание славы», «Я вас люблю...» и других) выражены различные состояния лирического героя, но, взятые вместе, они дают нам достаточно целостное представление о нем.

Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта, точно так же не следует переживания лирического героя воспринимать как мысли и чувства самого автора. Образ лири­ческого героя создается поэтом так же, как художественный образ в произведениях других жан­ров, с помощью отбора жизненного материала, типизации, художественного вымысла.

Персонаж - действующее лицо художествен­ного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действия, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу (например, в «Герое нашего времени» Лермонтова), в других внимание писате­ля привлекает целый ряд персонажей («Война и мир» Л. Толстого).

Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества , форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении . Художественный образ - это образ искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой ко ммуникации зависит от личности, целей и даже настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной

2. Место героя в системе образов и его роль в раскрытии авторского замысла.

3. Типичность литературного героя; наличие или отсутствие прототипов.

4. Характеристика литературного героя.

5. Средства создания литературного персонажа

1. определение объема темы (что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения).

2. Учитесь задвать вопросы (самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?

3. Точность, целенаправленность доказательств (если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит, вы знаете, что доказывать в собственной работе).

4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.

5. Мастерство при написании вступления (для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет мматериалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы).

6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.

7. Проверка: не менее двух раз! первый раз - проверка общего ода доказательств, логичности, соответствия нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала (вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность).

8. И еще несколько советов:

    никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;

    не употребляется слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;

    не умничайте, не усложняйте фразы, в этом случае легко запутаться;

    пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление.

Тема

Произведение

«19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья », поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет », а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам »

«Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил »

Няню П. называет «подругой дней моих суровых », а возлюбленную «друг прелестный »

Б.Окуджава

«Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке »

В.Высоцкий

«Песня о друге »(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него »

Ода «Вольность » «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок! »

«К Чаадаеву » Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов »

«Узник » «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора »

М.Лермонтов

«Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня »

«Парус » (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)

«Я вас любил », «На холмах Грузии », «Я помню чудное мгновение »(К*** ). Любви все возрасты покорны: «Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей» «Признание»

Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной » и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» Предопределение »)

Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье » - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.

В.Маяковский

«Лиличка! » - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви ». «Письмо Татьяне Яковлевой »- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.

А.Ахматова

Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь. «Я сбежала, перил не касаясь, Я сбежала за ним до ворот, Задыхаясь, я крикнула: «Шутка, все что было, Уйдешь, я умру!» Улыбнулся, спокойно и жутко, И сказал мне: «Не стой на ветру» «Сжала руки под темной вуалью » Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил », «А я думал, я тоже такая », «Тебе покорна? Ты сошел с ума! ») В сборнике «Четки » появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви: «Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу. И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.» «Я научилась просто, мудро жить»

М.Лермонтов

«Молитва »- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную. «Нищий »- любовь приносит не радость, а боль и страдания: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою, Так, чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!»

«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.

Ф. Тютчев

Природа означает «мир, мирозданье » (цельный образ)

«И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам

«Весенняя гроза »

Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:

«Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья».

Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium! »)

Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья.

«И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Все мирозданье ты найдешь.»

«Добро и зло»

«Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

Рассказать, что лес проснутся.

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой»

«Я пришел к тебе с приветом »

Б.Пастернак

Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.

Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:

«И белому, мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь.

Я тихо шепчу: «Благодарствуй!

Ты больше, чем просят, даешь» .

«Зазимки »

М.Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая нива »- единение человека и природы

Одиночество

М.Лермонтов

«И скучно, и грустно » Поэт одинок среди людей - «и некому руку подать », ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен ». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»

В.Маяковский

Ст. «Скрипка и немножко нервно » продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте! ». «Хорошее отношение к лошадям » - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске ». Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора:

«Деточка

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь»

Также поднимается тема поэта и толпы:

«Смеялся Кузнецкий,

М.Цветаева

«Тоска по родине! Давно…»

Изгнание

М.Лермонтов

«Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.

«Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня»

Н.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

Творчество

Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души

«Не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет »

«Я пришел к тебе с приветом»

Б.Пастернак

Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать »)

Высшая сложность жизни - простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст:

«Во всем мне хочется

Дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Все время схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья. »

Связь поэта и времени в ст. «Ночь »:

«Не спи, не спи художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в плену »

М.Цветаева

Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они:

«Я знаю: наш дар неравен,

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих! »

«Никто ничего не отнял »

Тема поэта и поэзии/ Назначение поэта

М.Лермонтов

«Смерть поэта», «Поэт » - тема поэта и толпы

«Но скучен нам простой и годный твой язык

Нас тешат блестки и обманы »

«Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»

Н.Некрасов

Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков ».

Поэт не отделяется от толпы:

«Я от костей твоих и плоти,

Остервенелая толпа »

«Зачем меня на части рвете? »

Истинная поэзия - это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:

«Дать жизни вздох,

Дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, о чем я зык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец-

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак, и венец! »

«Одним толчком согнать ладью живую »

В.Маяковский

В поэме «Облако в штанах » М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый »). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:

«Светить всегда!

Светить везде!

До дней последних до конца »

«Невероятное приключение… »

Возможности искусства безграничны («Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут » - ст. «Разговор с фининспектором о поэзии »)

Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму » - участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко »

А.Твардовский

«Вся суть в одном - единственном завете »

Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу.

«О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хоч у»

М.Лермонтов

«Родина » Любовь «странная », необъяснимая – «за что, не знаю сам»

В ст. «Осенняя воля » поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя! ». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю »

В ст. «Русь » Родина предстает сказочным заколдованным царством.

В ст. «Россия » предстает Родина как «нищая Россия », ее «серые избы », «расклябанные колеи ». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.

Ст. «На железной дороге ». «На поле Куликовом » - цикл ст., в которых поэт обращается к истории.

В ст. «Грешить бесстыдно , беспробудно » возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:

«Да и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне »

Ст. «Коршун »

В ст. «Русь » почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая ». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:

«Но люблю тебя, родина кроткая,

А за что, разгадать не могу »

В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»

«Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть! »

Ст. «Гой ты, Русь моя родная »:

«Если крикнет Рать святая:

«Кинь ты все, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»»

Ст. «Край любимый », «Запели тесаные дроги »

«Умом Россию не понять»

Философская лирика

Сожалеет о быстротечности жизни:

«Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем,

И в ночь идет, и плачет, уходя… »

«Далекий друг »

Искусство - вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад » пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой:

«Жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только вровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой »

М.Цветаева

В ст. «Другие с очами и личиком светлым » она так говорит о смысле своего бытия на земле:

«Другие всей плотью во плоти блуждают,

Из уст пересохших дыханье глотают…

А я руки настежь!- застыла – столбняк!

Чтоб выдул мне душу российский сквозняк! »

М.Лермонтов

«Парус » - смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы » - проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы ».

Б.Пастернак

«Снег идет » - быстротечность жизни

Гражданская лирика

Н.Некрасов

Тема гражданского служения - быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений »

А.Ахматова

В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов:

«Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной,

Не осквернился скорбный дух »

Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:

«А здесь, в глухом чаду пожара,

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя »

«Не с теми я, кто бросил землю »

В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:

«Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит! »

«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд »

В.Маяковский

Сатирические гимны - «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм.

В ст. «О дряни » М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина » казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.

В ст. «Прозаседавшиеся » гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов.

Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп ».

Нравы дворян

Фонвизин «Недоросль »

Гоголь «Мертвые души »

Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один…

Некрасов «Кому на Руси жить хорошо »

Нравы чиновников

Гоголь «Ревизор »

Маяковский «Прозаседавшиеся »

Булгаков «Мастер и Маргарита»

Пушкин «Капитанская дочка »

Н.Некрасов

«Я лиру посвятил народу своему » - эллегия

«Тройка » - страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.

«Размышления у парадного подъезда » - обращение к народу:

«Где народ. Там и стон….Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил… »

Ст. «Железная дорога »

Литературный архетип представляет собой повторяющиеся мотивы, сюжеты и образы главных героев в литературных произведениях.

Архетипы в литературе

Архетипы могут терпеть изменения, однако их объединяет одно целостное этическое ядро. Литературные архетипы классифицируются на сквозные образы, вечные герои, и символистические образы (море, камень, гроза).

«Сквозные образы»: Дон Жуан, Дон Кихот, Гамлет

Сквозные образы – это художественные литературные образы, которые были созданы в определенную историческую эпоху, но сумели остаться культурной памяти человечества. Сквозным образам характерно своеобразное путешествие во времени и пространстве, так как они обладают той смысловой устойчивостью, которая будет важна для любого поколения читателей.

Наиболее яркими сквозными образами в литературе являются Дон Жуан, Дон Кихот и Гамлет. Образ Гамлета ассоциируется с расколотостью мира, вызванного переходным состоянием культуры. Датский принц представляет собой противоречие между сущностью и явлением, в этом литературном герое заключена вся драма раздвоенного сознания.

Именно поэтому к образу Гамлета очень часто обращаются многие литераторы, которым по велению судьбы выпало творить в переломные для общества времена, в частности на рубеже веков.

В образе Дон Кихота запечатлена вся трагедия человеческого идеализма: желание стать героем в прагматическом мире. Образ Дон Кихота, созданный в начале 17 века, продолжил свое литературное шествие в произведениях Достоевского и Диккенса.

Не менее известный сквозной герой, Дон Жуан , стал символом человека, который пребывая в поиске мечты, теряет свою нравственность.

Женский соблазнитель, он бесчувственно разбивал сердца своим возлюбленным, после того, как не обнаруживал в их лице своего женского идеала. Образ Дон Жуана оказался настолько архетипным, что был включен более чем в 150 литературных произведений.

Типы литературных героев: Башмачкин, Хлестаков, Печорин, Онегин

Типы литературных героев являются отражением духовного развития общества. Рождение того или иного типа литературного героя может быть обусловлено социальным заказом, то есть потребностью общества видеть героя с определенным набором личностных качеств, либо по инициативе самого писателя.

Нередко типы литературных героев приобретают названия, которые максимально точно характеризуют их качества, к примеру: «лишний человек», «нигилист», «маленький человек», «босяк».

Ярким примером типа «маленький человек» является гоголевский Башмачкин. Автор ярко показывает скудный и малоинтересный внутренний мир главного героя, а также его серые будни. Однако, Гоголь все же делает акцент на том, что даже такое ущербное, беззащитное существо заслуживает на уважение общества.

Главный герой «Героя нашего времени» Печорин и герой одноименного романа А. С. Пушкина Евгений Онегин принадлежат к типу «лишнего человека». Молодые дворяне, перед которыми были открыты все блага светской жизни, осознали свое пренебрежение к внешнему лоску, отчужденность от праздной аристократической жизни.

В противостояние Евгению Онегину и Печорину вступает герой Гоголя Хлестаков – молодой человек, который, несмотря на приятную наружность, прослыл невежей. То, что стало чуждым для Онегина и Печорина, для Хлестакова является главным достижением жизни.

Литература - понятие амебическое (равным счетом, как и виды литературы): на всем протяжении многовекового развития человеческой цивилизации она неизбежно менялась как по форме, так и по содержанию. Можно уверенно говорить об эволюции данного вида искусства в глобальном масштабе или же строго ограничиваться определенными периодами времени или же конкретного региона (античная литература, Средних веков, русская литература ХІХ в. и другие), тем не менее нужно воспринимать ее как истинное искусство слова и неотъемлемую часть всемирного культурного процесса.

Искусство слова

Традиционно, говоря о литературе, индивидуум подразумевает художественную литературу. Данное понятие (нередко используется синоним - «искусство слова») возникло на благодатной почве устного народного творчества. Однако в отличие от него, литература в данное время существует не в устной, а в письменной форме (с лат. lit(t)eratura - дословно «написанное», от lit(t)era — дословно «буква»). Художественная литература использует в качестве единичного материала слова и конструкции письменного (естественного человеческого) языка. Литература и другие виды искусства схожи между собой. Но ее специфика определяется в сопоставлении с видами искусства, которые используют другой материал вместо языкового-словесного (изобразительное искусство, музыка) или вместе с ним (песни, театр, кинематограф), с иной стороны - с другими типами словесного текста: научным, философским, публицистическим и др. Помимо этого, художественная литература объединяет любые авторские (анонимные в том числе) произведения, в отличие от однозначно не имеющих конкретного автора творений фольклора.

Три основных рода

Виды и роды литературы - это значительные объединения по разряду отношения «носителя речи» (высказывающегося) к художественному целому. Официально выделяют три основных рода:


Виды и жанры литературы

В самой распространенной классификации все виды художественной литературы распределяются в рамках Они могут быть эпическими, в которые входят повесть, роман и рассказ; к лирическим относятся стихотворения; баллады и поэмы являются лироэпическими; драматургические можно разделить на драму, трагедию и комедию. Литературные виды можно отличить друг от друга по количеству героев и сюжетных линий, объёму, функциям и содержанию. В различные периоды истории литературы один вид можно представить в разных жанрах. К примеру: философские и психологические романы, детективные романы, социальные и плутовские. Теоретически разделять произведения на виды литературы начал Аристотель в своём трактате под названием «Поэтика». Его работу продолжили в Новое время французский поэт-критик Буало и Лессинг.

Типизация литературы

Редакционно-издательскую подготовку, т. е. отбор письменных сочинений для последующих изданий, обычно осуществляет издательский редактор. А вот обычному пользователю довольно тяжело безошибочно ориентироваться в безмерном море Целесообразнее воспользоваться системным подходом, а именно - нужно четко различать виды литературы и их назначение.

  • Роман - внушительная форма произведения, имеющая огромное количество героев с довольно развитой и тесно связанной системой взаимоотношений между ними. Роман может быть историческим, семейно-бытовым, философским, приключенческим и социальным.
  • Эпопея - серия произведений, реже одиночное, неизменно освещающее значительную историческую эпоху или значимое масштабное событие.
  • Новела - первостепенный жанр повествовательной прозы, значительно короче, чем роман или повесть. Совокупность рассказов принято называть новеллистикой, а писателя - новеллистом.

Не последние из значимых

  • Комедия - творение, которое высмеивает индивидуальные либо общественные недостатки, акцентируя внимание на особо несуразных и нелепых ситуациях.
  • Песня - древнейший вид поэзии, без которого категория «виды художественной литературы» была бы не полной. Произведение представляет собой стихотворную форму с многими куплетами и припевами. Бывают: народными, лирическими, героическими и историческими.
  • Басня - прозаическое, но чаще стихотворное, произведение моралистического, нравоучительного и сатирического характера.
  • Рассказ - литературное произведение определенного, чаще небольшого, размера, которое повествует об отдельном событии в жизни персонажа.
  • Миф - повествование также входит в раздел «виды литературы» и несет будущим поколениям представление предков о мироздании, героях и богах.
  • Лирическое стихотворение - выражение эмоциональных переживаний автора в удобной ему поэтической форме.
  • Очерк - повествование, подвид эпоса, который достоверно рассказывает о реальных событиях, фактах.
  • Повесть - произведение, сходное по структуре с рассказом, но отличающееся объемом. Повесть может рассказывать сразу о нескольких событиях из жизни главных героев.
  • Мелодрама - заслуженно продолжает перечень категории «виды литературы», это повествовательное драматургическое произведение, отличающееся категоричным разделением героев на положительных и отрицательных.

Литература и современность

Сама жизнь с каждым днем все настойчивее убеждает всех и каждого в том, что уровень согласованности и единства книжных изданий, газетно-журнальных материалов - один из основных критериев эффективности образования общества. Естественно, начальный этап знакомства с литературой (не считая детской) стартует в школе. Поэтому любые для учителей словесности содержат разнообразные по литературе, которые помогают в доступной для восприятия ребенка форме донести необходимые знания.

Индивидуальный выбор

Трудно переоценить роль литературы в жизни современного человека, ведь книги воспитали не одно поколение. Именно они помогали людям постичь и окружающий мир, и самого себя, побуждали стремление к истине, принципам морали и знаниям, учили уважать прошлое. К сожалению, литература и другие виды искусства в современном обществе часто недооцениваются. Есть определенная категория индивидуумов, которые заявляют о том, что литература уже изжила себя, ее полноценно заменили телевидение и кино. Но воспользоваться ли возможностью, которую предоставляют книги, либо нет - индивидуальный выбор каждого.

- (греч. отпечаток, модель). Проблема Т. и типизации не является специфической проблемой литературоведения. Она имеет место в науках разных областей знания. Вопрос о Т. и типизации в литературе характеризуется своими особенностями, к рые… … Литературная энциклопедия

Тип - ТИП (Τυπος удар, знак от удара, печать, образ, у Аристотеля общее представление). Предмет или явление, заключающие в себе черты, повторяющиеся в большом ряде других, подобных им, явлений или предметов почитаем мы типичными. Элементарным… … Словарь литературных терминов

тип - а, м. type < typos отпечаток, форма, образец. 1. устар. Литера, буква, шрифт. Печатные же грыдарованные листы доселе называлися их фряжскою работою. Откуду же оный грыдар и тип его начало свое в России получило, того заподлинно ведать… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Литературный дом - Эта статья о доме И. Ф. Лопатина по адресу Невский проспект, 68. О доме И. Ф. Лопатина по адресу Невский проспект, 100 см. Невский, 100. Эта статья о доме Дехтерева на Невском проспекте. О доме Дехтерева по… … Википедия

Литературный язык - – основная, наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся большей или меньшей степенью обработанности, нормализации, полифункциональностью, стилистической дифференциацией, тенденцией к регламентации. По своему социальному и… … Энциклопедический словарь СМИ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЫТ - ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЫТ, особые формы быта, человеческих отношений и поведения, порождаемые литературным процессом и составляющие один из его исторических контекстов; термин введен Б. М. Эйхенбаумом и Ю. Н. Тыняновым (в 1927 — 1929). Л. б., не… …

литературный характер - (греч. charakter черта, особенность) художественное воплощение совокупности устойчивых психических особенностей, образующих личность литературного персонажа; в литературном характере запечатлевается как обусловленный общественно исторической… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Литературный язык - Литературный язык основная, наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся большей или меньшей обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации. По своему культурному и социальному… … Лингвистический энциклопедический словарь

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС - ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС, историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определённую эпоху, так и на протяжении всей истории нации, страны, региона, мира. Л. п. В каждый исторический момент включает в себя как сами словесно … Литературный энциклопедический словарь

Литературный язык - – основная форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую; исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых средств, прошедших длительную культурную обработку в произведениях авторитетных мастеров… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Книги

  • Русский архив. Историко-литературный сборник. 1901 , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Оригинальное название: Русск i й архивъ. Историко-литературный сборникъ. 1901. Выпуски 5-8 «Русский… Купить за 1770 руб
  • Русский архив. Историко-литературный сборник. 1863 , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. «Русский архив» ежемесячный историко-литературный журнал, издававшийся в Москвес 1863 по 1917 год.…