Что жевали звери до встречи. Школьная энциклопедия

Подробности Категория: Авторские и литературные сказки Опубликовано 09.10.2017 19:07 Просмотров: 799

«О детских писателях часто говорят: он и сам был ребёнком. О Чуковском это можно сказать с гораздо большим основанием, чем о любом другом авторе» (Л. Пантелеев «Седовласый ребёнок»).

Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком: свою первую сказку «Крокодил» он написал в 1916 г.

Затем появились другие его сказки, сделавшие его имя исключительно популярным. Сам он об этом писал так: «Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Муха-Цокотуха», вообще ничего не писал». На самом деле, Чуковский был журналистом, публицистом, переводчиком, литературоведом. Впрочем, давайте вкратце познакомимся с его биографией.

Из биографии К.И. Чуковского (1882-1969)

И.Е. Репин. Портрет поэта Корнея Ивановича Чуковского (1910)
Настоящее имя Чуковского – Никола́й Васильевич Корнейчуко́в . Он родился в Санкт-Петербурге 19 (31) марта 1882 г. Матерью его была крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова, а отцом – Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского. Была у него старшая сестра Мария, но вскоре после рождения Николая отец оставил свою незаконную семью и женился «на женщине своего круга», переехав в Баку. Мать Чуковского с детьми переехала в Одессу.
Мальчик учился в одесской гимназии (одноклассником его был будущий писатель Борис Житков), но из пятого класса его отчислили из-за низкого происхождения.
С 1901 г. Чуковский начал публиковаться в «Одесских новостях», а в 1903 г. корреспондентом этой газеты отправился в Лондон, выучив самостоятельно английский язык.
Вернувшись в 1904 г. в Одессу, был захвачен революцией 1905 г.
В 1906 г. Корней Иванович приехал в финское местечко Куоккала (ныне Репино под Петербургом), где познакомился и подружился с художником Ильёй Репиным, писателем Короленко и с Маяковским. Здесь Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) – название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович Чуковский вёл до последних дней своей жизни.

К.И. Чуковский
В 1907 г. Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена и с этого же времени стал писать критические литературоведческие статьи. Наиболее известные его книги о творчестве современников – «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский».
В 1908 г. были опубликованы его критические очерки о писателях Чехове, Бальмонте, Блоке, Сергееве-Ценском, Куприне, Горьком, Арцыбашеве, Мережковском, Брюсове и других, вошедшие в сборник «От Чехова до наших дней».
В 1917 г. Чуковский начал писать литературоведческую работу о Некрасове, его любимом поэте, закончив её в 1926 г. Занимался биографией и творчеством других писателей XIX в. (Чехова, Достоевского, Слепцова).
Но обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковский приостановил её.
В 1930-е годы Чуковский занимался теорией художественного перевода и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и др., в том числе в форме «пересказов» для детей).
В 1960-е годы К. Чуковский задумал пересказ Библии для детей, но опубликовать этот труд не удалось в связи с антирелигиозной позицией советской власти. Книга была опубликована в 1990 г.
На даче в Переделкине, где Чуковский постоянно жил последние годы, он постоянно общался с окрестными детьми, читал стихи, приглашал на встречи известных людей: знаменитых лётчиков, артистов, писателей, поэтов.
Умер Корней Иванович Чуковский 28 октября 1969 г. Похоронен в Переделкине. В Переделкине действует его музей.

Сказки К.И. Чуковского

«Айболит» (1929)

1929 г. – год публикации этой сказки в стихах, написана она была раньше. Сюжет этой любимой всеми детьми сказки предельно прост: доктор Айболит отправляется в Африку, на реку Лимпопо, чтобы лечить заболевших зверей. В пути ему помогают волки, кит и орлы. 10 дней самоотверженно работает Айболит и успешно вылечивает всех больных. Основные его лекарства – шоколад и гоголь-моголь.
Доктор Айболит – воплощение доброты и сострадания к ближним.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

Попадая в трудные обстоятельства, Айболит прежде всего думает не о себе, а о тех, к кому он спешит на помощь:

Но вот перед ними море –
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна.
Сейчас Айболита проглотит она.
«О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»

Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»

Сказка написана таким простым языком, каким обычно говорят дети, поэтому она так легко запоминается, дети легко выучивают её наизусть на слух после нескольких раз прочтения. Эмоциональность сказки, её доступность для детей и очевидное, но не навязчивое воспитательное значение делают эту сказку (и друие сказки писателя) любимым детским чтением.
С 1938 г. по мотивам сказки «Айболит» начали сниматься фильмы. В 1966 г. вышел в свет музыкальный художественный фильм «Айболит-66» режиссёра Ролана Быкова. В 1973 г. Н. Червинская сняла кукольный мультфильм «Айболит и Бармалей» по мотивам сказки Чуковского. В 1984-1985 гг. режиссёр Д. Черкасский снял мультфильм в семи сериях о докторе Айболите по мотивам произведений Чуковского «Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце» и «Телефон».

«Тараканище» (1921)

Сказка хоть и детская, но и взрослым есть о чём задуматься после её прочтения. Дети узнают, что в одном зверином царстве спокойную и радостную жизнь зверей и насекомых внезапно разрушил злой таракан.

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле... Едут и смеются,
Пряники жуют.
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!

Идиллия нарушена:

Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».
Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

Так они дрожали, пока Таракана не склевал воробей. Оказывается, у страха глаза велики, и так легко запугать глупых обитателей.

«Взял и клюнул таракана. Вот и нету великана!»

Иллюстрация В. Конашевича

Вот была потом забота -
За луной нырять в болото
И гвоздями к небесам приколачивать!

Взрослые же в этой сказке легко увидят тему власти и террора. Литературные критики давно указывали на прототипов сказки «Тараканище» – это Сталин и его приспешники. Возможно, это и так.

«Мойдодыр» (1923) и «Федорино горе» (1926)

Обе эти сказки объединяет общая тема – призыв к чистоте и аккуратности. Сам писатель о сказке «Мойдодыр» говорил так в письме А. Б. Халатову: «Чуждаюсь ли тенденции я в своих детских книгах. Нисколько! Например тенденция «Мойдодыра» – страстный призыв маленьких к чистоте, к умыванию. Думаю, что в стране, где еще так недавно про всякого чистящего зубы, говорили «гы, гы, видать, что жид!» эта тенденция стоит всех остальных. Я знаю сотни случаев, где «Мойдодыр» сыграл роль наркомздрава для маленьких».

Повествование в сказке ведётся от лица мальчика. От него внезапно начинают убегать вещи. Появившийся говорящий умывальник Мойдодыр сообщает, что вещи сбежали из-за того, что он грязнуля.

Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком...

По приказу Мойдодыра щётки и мыло набрасываются на мальчика и начинают мыть его насильно. Мальчик вырывается и выбегает на улицу, однако за ним в погоню летит мочалка. Гуляющий по улице Крокодил проглатывает мочалку, после чего угрожает мальчику, что проглотит и его, если тот не умоется. Мальчик бежит умываться, и вещи возвращаются к нему. Заканчивается сказка гимном чистоте:

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!

Памятник Мойдодыру открылся в Москве в парке Сокольники 2 июля 2012 г. на Песочной аллее, рядом с детской площадкой. Автор памятника - петербургский скульптор Марчел Коробер

А этот памятник Мойдодыру установлен в детском парке г. Новополоцка (Белоруссия)

По сказке снято два мультфильма – в 1939 и 1954 гг.

В сказке «Федорино горе» от бабушки Федоры сбежала вся посуда, кухонная утварь, столовые приборы и другие необходимые в хозяйстве вещи. Причина – неаккуратность и лень хозяйки. Посуде надоело быть немытой.
Когда Федора осознала весь ужас своего существования без посуды, она раскялась в содеянном и решила догнать посуду и договориться с ней о возвращении.

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

Посуда и сама уже чувствует, что сил у неё для дальнейшего путешествия совсем мало, а когда видит, что по пятам за ней идёт раскаявшаяся Федора, обещает исправиться и взяться за чистоту, то соглашается вернуться к хозяйке:

И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»
И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»
И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

Другие сказки Чуковского:

«Путаница» (1914)
«Крокодил» (1916)
«Муха-цокотуха» (1924)
«Телефон» (1924)
«Бармалей» (1925)
«Краденое солнце» (1927)
«Топтыгин и Лиса» (1934)
«Приключения Бибигона» (1945)

Сказки К.И. Чуковского иллюстрировали многие художники: В. Сутеев, В. Конашевич, Ю. Васнецов, М. Митурич и др.

За что дети любят К.И. Чуковского

К.И. Чуковский всегда подчеркивал, что сказка должна не только развлекать маленького читателя, но и учить его. Он так писал в 1956 г. о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою. Сказочники хлопочут о том, чтобы ребенок с малых лет научился мысленно участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путем за узкие рамки эгоцентрических интересов и чувств. А так как при слушании ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных, будет ли это Иван-царевич, или зайчик-побегайчик, или бесстрашный комар, или просто «деревяшечка в зыбочке», - вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек – не человек. Только эта способность, привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет впредь создавать Бестужевых, Пироговых, Некрасовых, Чеховых, Горьких...».
Взгляды Чуковского практически претворены в жизнь в его сказках. В статье «Работа над сказкой» он указывал, что его задача состоит в том, чтобы, максимально приспособившись к малым ребятам, внушить им наши «взрослые идеи о гигиене» («Мойдодыр»), об уважении к вещам («Федорино горе»), и всё это на высоком литературном уровне, доступном детям.

Писатель ввёл в свои сказки большой познавательный материал. В сказках он затрагивает темы морали, правила поведения. Сказочные образы помогают маленькому человеку учиться милосердию, воспитывают его нравственные качества, развивают творческие способности, воображение, любовь к художественному слову. Они учат их сочувствовать в беде, помогать в несчастье и радоваться счастью других. И всё это делается Чуковским ненавязчиво, легко, доступно для детского восприятия.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Королевщинская средняя общеобразовательная школа.

Жарковского района Тверской области

Литературная игра

« По страницам любимых сказок»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Матвеева Наталья Юрьевна

П.Новоселки

2014

Формируются 2 команды. Они по очереди выбирают любой вопрос из любой темы и отвечают на него. За правильный ответ 2 балла, если не ответили можно передать слово другой команде. (вопросы скрыты и пронумерованы)

Можно сделать сектор «Приз», пропуск хода или другие комбинации (если закрасить в разные цвета)

Так выглядит табло для игроков.

КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЁТ?

ЗАЧИН СКАЗКИ

СКАЗОЧНЫЙ ОБЕД

ПИСЬМО ИЗ СКАЗКИ

ГЕРОИ СКАЗОК

СКАЗОЧНЫЙ КОНЦЕРТ

Вопросы для выбора игроков.

    Назовите тех. Кто с первыми лучами солнца превращается в камень. Если не успел спрятаться. (гномы)

    Это существо при помощи кузнеца сделало себе хирургическую операцию, что повлияло на его вокальные данные и способствовало осуществлению коварных замыслов. Назовите злодея. (волк из сказки «Волк и семеро козлят»)

    Какой обычный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту, и компас? (клубок ниток)

    какое текстильное изделие, по замыслу его изготовителей, должно было стать тестом на профессиональную пригодность и интеллект, а послужило проверкой на честность? (платье для короля «Голый король»)

    В какой сказке говорится про необычный брачный союз человека и существа из класса земноводных, повлёкших за собой тяжкие испытания для обеих сторон? (Царевна-лягушка)

    В какой сказке говорится о концерте одного оригинального существа музыкального коллектива, до смерти напугавшего целую шайку разбойников? (Бременские музыканты)

    Кто возглавлял экспедицию, целью которой был остров у побережья Танзании, пустыня в Южной и Северной Африке и возвышенность в экваториальной Гвинеи? (Доктор Айболит)

Набирается 2 команды по 3 игрока.

Игра со зрителями

1. В одной финской сказке упоминается три зверя: «тот, к кому прислушиваются», «тот, кому дивятся», «тот, за кем гоняются». Два последних – это лягушка и белка. Назовите первого зверя. (кукушка)

2. По легенде, над египетским городом Борса стоит медный столб с двумя животными. Когда к городу приближаются враги, баран поворачивается в их сторону, а что кричит другая фигура? (кукареку)

3. 2 года 8 месяцев и 27 дней ей угрожала смертная казнь. Будучи лишённой свободы, она родила троих детей и только после этого была помилована. Назовите её всемирно известное имя. (Шахразада)

Игру со зрителями можно провести в виде «Поля-чудес» (открывать по буквам)

КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЁТ?

Перед ним изба со светёлкой

С кирпичною белёною трубою,

С дубовыми тесовыми воротами

(Изба жадной старухи – А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Остров на море лежит, град на острове стоит

С златоглавыми церквями, с теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

(Остров Буян, Княжество Гвидона – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой

(Терем семи богатырей – А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

В царских палатах. В княжьих чертогах. В высоком терему красовалась царевна. Какое ей было житьё, какое приволье, какая роскошь, а она никогда не улыбалась.

(Русская народная сказка «Царевна Несмеяна»)

Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужики на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут.

(село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича – П.П.Ершов «Конёк-горбунок»)

ЗАЧИН СКАЗКИ

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца – лубяная.

(русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.

(русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»)

За горами, за лесами,

За широкими морями, против небе – на земле

Жил старик в одном селе.

(П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)

Негде. В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве, Жил–был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

Жил мельник. Жил он. Жил и умер, оставивши своим сыновьям в наследство мельницу, осла и кота.

(«Кот в сапогах»)

С каких слов начинается «Сказка о царе Салтане»?

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком)

СКАЗОЧНЫЙ ОБЕД

Наварила манной каши и размазала по тарелке:

— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!

(Лиса-журавль – русская народная сказка «Лиса и журавль»)

Испекла каравай – рыхлый да мягкий. Украсила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху- птицы летучие, снизу звери рыскучие.

(Василиса Премудрая для царя – русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

Усадили в уголок

Подносили пирожок

Рюмку полну наливали

На подносе подавали

От зелёного вина

Отрекалася она

Пирожок лишь разломила

И кусочек надкусила.

(Семь богатырей — царевну – А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Съешь моего ржаного пирожка.

— не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся.

(печка- девочке – русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

Ну, в корыто лей вино

И с вином мешай пшено.

(Иван – жар-птицам – П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)

Что жевали звери из сказки К.И. Чуковского до встречи с тараканом?

(Пряники)

ПИСЬМО ИЗ СКАЗКИ

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей

(Телеграмма от гиппопотама доктору Айболиту – К.И. Чуковский «Айболит»)

Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа. И сё , что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотой.

(зверь лесной. Чудо морское – девице. Купеческой дочери – С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)

В нашем городе строится замечательный дом Высота его – десять этажей. Ширина – 50 шагов. Длина- тоже. На стройке работаю 10 крокодилов. 10 жирафов, 10 обезьян и 10 круглых отличников.

(Корреспондент в газете преувеличивая всё в 10 раз жителям города – Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевский лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваю доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников…

(королевский указ. который пишет профессор под диктовку королевы – С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»)

Какое письмо взамен настоящего послали царю Салтану ткачиха с поварихой.

(родила царица в ночь

Не то сына., не то дочь

Не мышонка, не лягушку

А неведому зверушку)

ГЕРОИ СКАЗОК

Княгиня – диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна Лебедь – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

На лазоревом платье — частые звезды. На голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать только в сказке сказать.

(Василиса Премудрая – русская народная сказка «Царевна – лягушка»)

Р уки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчат кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

(Зверь лесной, чудо морское – С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)

Эта вовсе некрасива:

И бледна-то и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка.

(Царь-девица – П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

Он носил яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски.

(Незнайка – Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длиной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой. Бело, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»

(Пьеро – А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

СКАЗОЧНЫЙ КОНЦЕРТ

Козлятушки, ребятушки,

Отопритесь, отворитесь,

А, я, коза, во бору была

Ела траву шёлковую,

Пила воду студеную

(Коза – русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

И от тебя, лиса,

Нехитро, уйти.

(Колобок – русская народная сказа «Колобок»)

Хоть полсета обойдешь

Лучше дома не найдешь.

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь.

(Поросята – С.В.Михалков «Три поросёнка»)

Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Хвост налево, нос направо –

Это полька Карабас.

(Куклы театра Карабаса – А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Послушайте песню и скажите, кто её поёт.

(Черепаха Тортила — А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»))

Кто и в какой сказке «при честном при всем народе» поет песню «Во саду ли во городе»

(Белка – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Вопросы собиралась мною много лет назад, поэтому источники неизвестны.

Недетский детский писатель. Корней Иванович Чуковский

Он лепит с детьми из глины какие-то горшочки, смеется, вытирает руки о колени, а потом шагает домой вместе с чумазой ватагой в задубевших от высохшей глины штанах.

Этот огромный, усатый, немного несуразный человек с длинными руками, растрепанными волосами, прозрачными и лукавыми, как у врубелевского Пана,глазами, - невероятно добрый детский писатель Корней Чуковский.
Мало кто знает, что прославившим его сказкам Чуковский посвятил в общей сложности всего несколько лет жизни. Писал их быстро, вдохновенно и в основном для собственных детей и внуков.

«Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме "Мойдодыров“ и "Мух-Цокотух“, вообще ничего не писал», - с некоторой обидой говорил Чуковский.

Но основная литературная деятельность Николая Корнейчукова (настоящее имя писателя) связана все-таки со взрослой литературой, с переводами и критическими трудами, посвященными У.Уитмену, Н.Некрасову, А.Блоку, Л.Андрееву, А.Ахматовой, А.Чехову и другим писателям.
За свой многолетний труд по изучению творчества Н.А.Некрасова и книгу «Мастерство Н.Некрасова» он был удостоен Ленинской премии. За переводческую и исследовательскую деятельность в области английской литературы в Великобритании получил степень доктора литературы Honoris causa Оксфордского университета.

Но главной неожиданностью даже для самого Корнея Чуковского было всеобщая любовь читателей к его детским книгам. Те мальчишки, которым он писал об Айболите в тридцатых годах, на его глазах превращались в родителей, потом в бабушек и дедушек и по-прежнему читали своим малышам его сказки. Не одно поколение выросло на этих искренних и очень ярких детских историях.
Первую свою книгу «Крокодил» Чуковский написал случайно в 1916 году. Он ехал в поезде с простудившимся одиннадцатилетним сыном и, чтобы развлечь его, начал под стук колес сочинять:

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил.
По-турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил Крокодилович!

Дома он и позабыл сочиненную на ходу сказку, да сын ее хорошо запомнил. Потому что уж слишком близка и понятна она была ребенку.

Так появился детский писатель Корней Чуковский.

Ему всю жизнь приходилось доказывать окружающим свою ценность и право высказывать свой нетривиальный взгляд на вещи. А началось с детской травмы Чуковского как незаконнорожденного ребенка.

Николай Корнейчуков был сыном кухарки из Полтавской губернии (в метрике написано имя его матери - "украинской девицы" Екатерины Осиповны Корнейчуковой - и страшное слово: незаконнорожденный). Отцом был петербургский студент, впоследствии бросивший мать писателя.

Почему этот добрый, непосредственный человек оказался таким опасным для официальной государственной машины? Почему его стали запрещать, травить, установили негласную слежку? Чем не угодили идеологам социализма его Бармалей или Айболит?

Совершенно безобидные, аполитичные детские книги Корнея Чуковского оказались настолько оригинальными, лишенными назидательности и не вписывающимися в советскую литературную номенклатуру, что вызывали у официальных лиц священный ужас.

В начале сороковых в сказке «Тараканище», написанной в 1921 году, задолго до того, как Сталин стал «вождем народов», увидели пародию на главу государства.
А спустя много лет, уже в шестидесятые, в сказке о крохотном мальчике Бибигоне, сражавшемся с индюком Брундуляком, отыскали идеологические намеки, которых там и в помине не было.

Первый удар нанесла в 1928 году Н.Крупская, бывшая в то время заместителем народного комиссара просвещения. В своей статье для газеты «Правда» она писала: «Надо ли давать эту книжку маленьким ребятам? Крокодил… Вместо рассказа о жизни крокодила они услышат о нем невероятную галтиматью. Звери в облике людей - это смешно. Смешно видеть крокодила, курящего сигару, едущего на аэроплане. Но вместе с забавой дается и другое. Вторая часть "Крокодила" изображает мещанскую домашнюю обстановку крокодильего семейства, причем смех по поводу того, что крокодил от страха проглотил салфетку, заслоняет собой изображаемую пошлость, приучает эту пошлость не замечать. Народ за доблести награждает Ваню, крокодил одаривает своих землячков, а те его за подарки обнимают и целуют. "За добродетель платят, симпатии покупают" - вкрадывается в мозг ребенка.

Началась травля писателя, которую старательно подхватили и собратья по перу, в частности, детская писательница Агния Барто.

В 1929 году отчаявшийся что-либо кому-нибудь доказать Чуковский публично отрекается от своих сказок: "Я писал плохие сказки. Я признаю, что мои сказки не годятся для строительства социалистического строя. Я понял, что всякий, кто уклоняется сейчас от участия в коллективной работе по созданию нового быта, есть или преступник, или труп. Поэтому теперь я не могу писать ни о каких "крокодилах", мне хочется разрабатывать новые темы, волнующие новых читателей. В числе книг, которые я наметил для своей "пятилетки", первое место занимает теперь "Веселая колхозия".

Незадолго до смерти он с горечью вспоминает об этом предательстве и кается в том, что вынужден был играть по чужим правилам. Впрочем, он предал себя только на словах. После отречения Чуковский написал всего две сказки, и то через много лет.
"Веселая колхозия" не получилась.
Видимо, те честность и искренность, которой требовали сочинения для детей, были в нем навсегда отравлены «диалогом» с советской властью.

Последний удар по сказочнику был нанесен в 1945-1946 гг. Когда вместе с журналами «Звезда» и «Ленинград», в которых клеймили М.Зощенко и А.Ахматову, напали и на журнал «Мурзилка», где работал Чуковский и печатались в это время «Приключения Бибигона».
Мешки восторженных детских откликов, которые сыпались в редакцию, в срочном порядке были уничтожены.

Последняя сказка Чуковского выйдет только в 1963 году. За 6 лет до смерти писателя, случившейся от заражения вирусным гепатитом. Ему было 87 лет.

Корней Чуковский, несмотря ни на что, прожил счастливую личную и творческую жизнь. Рядом с ним всегда было много детей. И это главное, на мой взгляд, что спасло его от репрессий, пули и полного отчаяния. Вот как он сам об этом напишет:

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день - мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети...

Легенды о лесных чудовищах и оборотнях занимают особое место в истории Франции. Отчасти это связано с тем, что мифы имели под собой весьма реальные основания. Разумеется, не обходилось без гипербол и преувеличений, особенно с учетом огромных промежутков времени, на протяжении которых подобные истории пересказывались. Среди наиболее приближенных к реальным событиям можно назвать легенды про Жеводанского зверя, которые потрясали воображение несколько столетий назад. Они и по сей день вызывают интерес у исследователей.

Чем прославился зверь из Жеводана?

Несмотря на огромный резонанс в обществе, который был вызван чудовищем, период его активности был непродолжительным. Зверь орудовал в Теназейрском лесу и окрестностях в 1764-1767 годах - к слову, во время правления Людовика XV. Это место расположено неподалеку от г. Брессейр в провинции Жеводан, от которой зверь и получил свое прозвище. Сам факт обитания необычного существа мог бы остаться незамеченным, но его слава дошла до сегодняшнего дня благодаря многочисленным жертвам. Согласно подсчетам того времени, Жеводанский зверь, фото памятника которому представлено ниже, унес жизни более 100 человек, при этом количество нападений достигло 250. Но потрясает не только число убийств, но и форма, в которой они совершались.

Образ зверя и тактика нападений

Практически все свидетельства людей, которые видели монстра, отмечают его сходство с волком. Однако был и целый ряд отличий, которые мешали более точно идентифицировать зверя. В их числе следующие:

  • Крупный размер и широкая грудь.
  • Наличие своеобразной кисточки на окончании длинного хвоста.
  • Удлиненная морда и пасть с выступающими клыками.
  • Рыжий окрас. Иногда отмечалось наличие темных пятен и полос.
  • Заостренные уши.

Довольно яркий образ, с одной стороны, наталкивал исследователей легенды на мнения об одном животном, однако наличие противоречивых характеристик вновь и вновь затрудняло идентификацию. Ясным оставалось то, что Жеводанский зверь - это смертельно опасный хищник, напоминающий собой крупного волка. Но, кроме внешности, не меньше вопросов вызывал и стиль, в котором животное расправлялось со своими жертвами.

Нападения были нехарактерны для обычных хищников. Дело в том, что обычно зверь стремится сбить жертву с ног, обездвиживая ее. В свою очередь, Жеводанское чудовище сразу атаковало лицо, раздирая его и, как правило, лишая человека головы. Но примечательно и другое в поведении волкоподобного зверя. Он предпочитал людей овцам, коровам и козам, несмотря на сложности в расправе над ними. Впрочем, на мужчин, вооруженных сельскохозяйственным орудием или другим инвентарем, зверь почти не нападал. Его главной добычей становились дети и женщины.

Первые жертвы

Первые сведения о монстре возникли в 1764 году, когда в лесу Меркуар была атакована крестьянка, пасшая коров. Правда, рогатый скот, за которым спряталась женщина, отпугнул хищника. В тот раз все обошлось, и впервые были зафиксированы черты, которыми обладает Жеводанский зверь. Первая жертва была официально зарегистрирована через месяц. Юной девушке Жанне Буле повезло меньше. Нападение закончилось гибелью, а к наступлению осени зверь унес жизни еще двоих детей. В сентябре были убиты 5 детей, а в октябре - 3. После этого власти предприняли первые попытки найти и уничтожить зверя, но этого сделать не удалось. Зверь был ранен и на месяц о нем забыли. Однако уже в ноябре его изуверская деятельность была продолжена.

Попытки уничтожения зверя

Местный губернатор граф де Монкан уже осенью после первых нападений направил драгунский отряд на поиски зверя. В результате было проведено несколько облав в лесу, перебита не одна сотня волков, однако чудовища-людоеда среди них не оказалось. В дальнейшем подобные рейды предпринимались неоднократно, но справиться с Жеводанским зверем не удавалось. Существо несколько раз получало ранения, но, как правило, спустя 1-2 месяца появлялись новые слухи о жертвах.

На следующем этапе борьбы участие приняли самые искусные охотники Франции, посланные самим королем. Это были сын и отец д’Энневали, которые также провели несколько облав с участием сотен человек. В общем итоге было убито более тысячи волков, но положить конец нападениям на людей опять же не удалось. Ввиду того, что деятельность д’Энневалей не дала результатов, их сменяет Франсуа-Антуан де Ботерн, за плечами которого огромный опыт Осенью 1765 года Франсуа вместе со своей группой обнаруживает недалеко от аббатства Шаз необычайно крупного волка. Им удается его убить и, к всеобщей радости, обнаружить в желудке кусочки одежды. Но, впоследствии выяснилось, что Жеводанским зверем этот волк не был, так как нападения возобновились. Впрочем, и трофей де Ботерна сам по себе был достоин внимания - он получил прозвище «волк из Шаз». В народе же пошли слухи о воскресшем чудовище, которое приносило новые жертвы, несмотря на облавы в лесах, ставшие регулярными.

Убийство Жеводанского чудовища

Монстр был уничтожен в процессе одной из облав, которые продолжались и в 1767 году. Героем стал Жан Шастель. Он получил за свой подвиг 72 ливра. Как ни странно, убитый хищник по размерам оказался меньше, чем волк, убитый Франсуа де Ботерном. И все же доказательств, подтверждающих принадлежность убитого зверя к монстру, нападающему на людей, было предостаточно. В первую очередь Жеводанский зверь был опознан сталкивающимися с ним очевидцами. Как правило, это были охотники, которые также находили на теле зверя следы оставленных ранений. Кроме того, монстр действительно имел немало отличительных черт, среди которых очень крупная голова, длинные ноги и третье веко. После этого упоминаний о новых жертвах не появлялось, но началась другая часть этой истории. Натуралисты так и не дали ответа на вопрос о происхождении зверя, оставив эту загадку до наших дней и позволив ей обрасти самыми фантастическими мифами и домыслами.

Легенды о Жеводанском звере

Столь впечатляющие события не могли остаться без народного внимания и подробного освещения со стороны прессы того времени. Благодаря повышенному интересу к зверю, его история обросла множеством легенд. В одной из самых популярных отмечается, что монстр на самом деле был оборотнем. На такое мнение людей наталкивало необъяснимое поведение для волка и его неуловимость. Еще одна легенда связана с обстоятельствами, при которых был убит Жеводанский зверь из ружья Жана Шастеля. Дело в том, что охотник был человеком набожным и относился к монстру как к проявлению нечистой силы. Поэтому, как говорится в легенде, он зарядил ружье серебряной пулей. Во время поисков зверя Шастель сделал привал, в процессе которого начал читать молитву. В этот момент и появился волк-людоед, который впоследствии был убит двумя серебряными пулями.

Версии

Однозначного ответа на вопрос о том, кем был Жеводанский монстр, нет до сих пор. Впрочем, за минувшие столетия появилось немало версий, с той или иной степенью достоверности объясняющих природу волкоподобного существа. На сегодняшний день поисками ответов на эти вопросы активно занимается и криптозоология, изучающая скрытых, мифических и малоизвестных животных. Представители этого направления высказывают довольно смелые предположения о том, кем был Жеводанский зверь. Эндрюсарх, вымерший около 40 млн лет назад - одна из таких версий. Это древний хищник, который известен современным исследователям по гигантскому черепу. Также есть мнения о принадлежности зверя к фантомным кошкам, снежному человеку и чупакабре. Тем не менее, наибольшим правдоподобием все же отличаются версии академической науки, которые стоит рассмотреть подробнее.

Крупный волк или стая

Пожалуй, это самое стойкое и наиболее правдивое объяснение, кем был монстр. В его пользу говорит несколько фактов. Во-первых, в то время волки имели более крупные размеры. Во-вторых, возможны условия, при которых и волки начинают охотиться на несвойственную им добычу - в данном случае на людей. Также не исключено, что было несколько нападавших животных, которые впоследствии получили прозвище Жеводанский зверь. Научное объяснение в этом случае укладывается в события, связанные с попытками убийства монстра. В период с конца июня 1764 г. по июль 1767 г. было поймано или убито несколько крупных волков. Одним из самых примечательных стал убитый де Ботерном волк, в желудке которого были найдены частицы одежды. Вполне вероятно, что и этот, и другие звери также совершали нападения на людей. Но у этой версии есть и слабые стороны. Неизвестно, по какой причине сразу несколько особей могли изменить характерный для волчьих стиль поведения. Кроме того, есть основания сомневаться в том, что можно было истребить всех хищников-людоедов за такой непродолжительный период.

Гиена

Если бы не целый ряд отличительных внешних черт, которыми обладал Жеводанский зверь, версии о гиене могло бы и не возникнуть. В первую очередь это рыжий окрас, пятна и полоски, которые действительно присущи этому виду. Помимо этого, гиены нередко совершают нападения на людей, причем метят как раз в лицо. Другое дело, что они не так приспособлены к совершению прыжков, как волки. На этом сходство описания Жеводанского монстра с гиеной заканчивается. Против этой версии выступает несколько обстоятельств. Гиена - мягко говоря, нехарактерное животное для европейских лесов. Кроме того, представители данного вида не способны передвигаться той легкой пробежкой, которая наблюдалась у зверя в Жеводане после нападений.

Помесь собаки и волка

Собаки редко отличаются кровожадностью - среди них почти не встречаются экземпляры, целенаправленно ведущие охоту на людей. И все же именно приближенность к человеку стала основанием для версии о том, что домашнее животное было скрещено с волком. Но у этого предположения есть и другие вариации на тему того, кем был Жеводанский зверь и почему так легко избегал преследований охотников. Есть немало гипотез, объединенных одним условием - непосредственным участием человека. Например, одна из таких версий связана с личностью Антуана, сына Жана Шастеля, которому удалось убить зверя. Историки того времени отмечают, что перерывы в активности монстра как раз выпадали на периоды отсутствия Антуана Шастеля, который любил бывать в экзотических странах и, возможно, привез оттуда гиену или леопарда.

Зверь из семейства кошачьих

Кроме леопарда, многие специалисты рассматривают и версию о пантере. Повадки зверя, в том числе его грациозный бег после нападений, подтверждают это предположение. Кроме того, по свидетельствам очевидцев, монстр активно использовал когти, разрывая ими плоть на шее и лице. Известно, что гиены и в целом представители волчьих редко используют передние лапы в разделке жертвы. Кошачьи, наоборот, в ходе нападения применяют когти.

Заключение

Истории, когда дикие особенно в стародавние времена, случались довольно часто. Однако Жеводанский зверь стал уникальным явлением не только благодаря массовому характеру своих расправ над жертвами и невиданной жестокостью. Его хитрость, неуловимость и умение обходить любые ловушки человека вполне логично наводили на мысли о связи монстра с человеком. Ходили слухи о том, что его специально выдрессировали и натравляли на крестьян Жеводана. И это не говоря о легенде про оборотня и демонической сущности этого зверя. Так или иначе, точка в страшных событиях была навсегда поставлена Жаном Шастелем, а истории о хищнике и его жертвах французы отметили несколькими памятниками.

У кадета Васи папа с мамой давно умерли, и он должен был слушаться только бабушку с дедушкой. Зимой Вася учился в корпусе, а летом ездил в деревню. В деревне дом был большой, со стеклянным балконом, а за домом и сад и огород.

Дедушка, толстый и ласковый генерал в отставке, чинил все, что было поломано: будильники, кофейные мельницы, или снимал с фруктовых деревьев червей. Бабушка, небольшая и тоже толстенькая, целый день варила варенья на стеклянном балконе, перебирала грибы, сушила малину и то и дело кричала: “Лукерьюшка, банку! Лукерьюшка, уксус, перец, лавровый лист!”

Старуха Лукерьюшка жила на кухне, пекла пироги, чистила клетку зеленому попугаю, а когда господа уезжали в город, ей одной отдавали ключи. Зубов у Лукерьюшки было всего-навсего два - один наверху и один внизу. Слышала старая плохо, а видела и того плоше: зачастую с пустым барыниным капотом говорила, как будто с самой барыней.

Сожжет дом старуха, недослышит, недосмотрит, воров в окно пустит! - охала бабушка всякий раз, как ездила в город.

Ничего, обойдется! - успокаивал дедушка. - Зато меня старая вынянчила!

Вася-кадет был ужасный шалун: кроме удочек и ружья, привозил на лето еще и переэкзаменовку; но вместо того, чтоб за книжкой сидеть, он - на дереве, он - в конюшне, в курятнике...

У кур Вася яйца таскал и себе бил из них гоголь-моголь. Вот из-за этого гоголя-моголя и вышла в доме большая история.

Дело в том, что в тот же курятник, но не за яйцами, а за цыплятами, кроме Васи бегала еще и лисичка. Она подползала неслышно, как умеют ползти одни только змеи, и хвать одного цыпленка за горло, и другого, и третьего.

Кричит петух на лисицу: “го-го, го-го!”, кричит курица: “куда ты, куда ты!”. “Го-го” и “куда ты” слышится только по-русски, а по-звериному это очень бранные слова, да лисе все равно. Наестся до отвала, а убьет еще больше, чем съест.

Вот однажды под вечер и встреться лисичка с Васей-кадетом в курятнике. Лиса живо зарылась в рогожи, с которыми была в один почти цвет, чуть дышит, не шелохнется, а сама глазом сквозь дырку все видит и ушки наставила.

Торк... торк... крутит Вася ложечкой гоголь-моголь. Побьет, побьет и полижет: по лицу видать - очень вкусно.

“Вот попробовать!” - глотает слюнки лиса.

И только Вася вскочил на минутку за бабочкой, лиса скок к гоголю-моголю и слизнула.

Эге! - говорит. - Надо б и мне этак кушать.

Еще посмотрела лиса, что спит Вася на белых подушках, под беленьким одеялом.

Эге! - говорит. - Вот и мне этак-то спать.

И задумала.

В густом лесу жил смешной зверь барсук. Он чуть больше лисы, неуклюжий, а по морде и по голове у него идут белые полосы. Барсук не очень-то умный, но жизни порядочной, аккуратной; нору роет на солнечной стороне, обложит ее мохом и листьями, а вверх трубы проделает, для чистого воздуха, - не любит, чтобы пахло дурно. А лисьего духа барсуки совсем не выносят.

Лисица все это знала отлично, и так как барсук ей был нужен для ее затеи, она выждала, когда он темной ночью пошел за припасами, и прыг в его чистую норку; кругом себя хвост распустила.

Уже светало, когда барсук, нагруженный кореньями, возвращался к норе. Устал он, вспотел, язык высунул, - отдохнуть бы! Споткнулся об острую лисью морду, как рассердится:

Пошла вон, пошла!

Хоть сама я уйду, да мой запах останется, - сказала лисица, - а на завтра своих лисенят приведу, на послезавтра племянников, - после нас не продышишь!

Заплакал бедный барсук, сложил на землю припасы, а глаза утер лапками. Хвостом ему нельзя вытираться, у него хвост короткий.

Утри, барсук, слезы, утри, - смеется лиса, - я тебе лучшую норку нашла: будешь спать на белой подушечке, под беленьким одеялом, будешь грызть сахар, и яблоки, и изюм. А изюм - это спрятанный на зиму виноград.

Барсук потер лапкой лапку, он очень любил виноград; но вспомнив, что лисица зверь хитрый, с опаской сказал:

А что вы с меня взамен спросите?

Хвост мне расчесывать - это первое, - сказала важно лиса, - а еще ты научишься быть на двух только лапах, потому что в моей новой норке ты будешь зваться уже не барсук, а Вася-кадет. Если хочешь узнать все подробности, беги за мной следом.

Лиса побежала в лес, даже не оборачиваясь на барсука, она знала, что в испорченной норе он все равно не останется. И правда, понюхал барсук хорошенько берлогу, с досады плюнул и побрел за лисицей.

Шли звери, шли, занозились, измазались, пробираясь сквозь чащу, наконец, когда рассвело, увидали медведя.

Разлегся медведь на лужайке, задрал кверху лапы, лежит себе, греется. Над ним солнышко, под ним мох зеленый.

Эй, медведь! - кричит лиса еще издали. - Хочешь стать генералом?

А чем я дешевле? - ухмыляется Мишка.

Дурень, дурень, нашел что сказать - смеется лиса. - Ходишь грязный, косматый, без галстука; жрешь что встретится, - хорош генерал!

Мишка-беспутный, так звали его все в лесу, был медвежонок, только что выросший в пестуны, очень сильный, громадного роста, но такой ленивый, такой обжора, что родители даже о нем не жалели, когда он своих братцев маленьких побросал и пошел где попало таскаться.

Теперь, пестун, зима скоро, - сказала лиса, - а зимой хорошо в норе теплой. Ты как: сам нору сделаешь, или обратно в родительскую?..

Лиса отлично знала, что родители Мишку выгонят, если он к ним вернется, а самому ему нору сделать лень, да и поздно, вот-вот землю изморозь хватит.

Опечалился толстый пестун, взял прутик, прутиком когти чистит, чтобы скрыть слезы.

Лиса выждала минутку-другую, села рядом с Мишенькой на бугор и погладила его мягкой лапкой.

Не кручинься, - ласкается, - я все пятки отбегала, а тебе зимнюю норку нашла, да какую! Будешь есть каждый день что угодно, будешь спать на перине под беленьким одеялом, будешь спрятанный на зиму виноград есть, который люди называют изюм. И меду, Мишенька, какой выберешь: и липовый есть и гречишный.

Медведь обрадовался и сказал:

Даже очень хочу.

Вот это, Мишенька, дело, ай, умник! - похвалила лисичка. - Через неделю господа уезжают: генерал, генеральша и кадет ихний Вася. Старушка останется старая, чуть видит, чуть слышит, да попугай зеленый.

Попугай - кто такой? - спросил с опаской Мишка. - Он по морде меня не побьет, как мамаша?

Что ты! - хохочет лиса. - Попугай сидит всегда в клетке, он птица, хоть и ругается, как человек. А старушка, чуть увидит тебя в генеральской одежде, наверно сочтет генералом!

Гы... гы! - с удовольствием крякнул пестун. - А откуда одежду возьму?

Об этом сама позабочусь, - сказала лиса. - Ты одно мне скажи: согласен идти в генералы? Подумай только, пестун: мед кушать, сахар, наливку хоть ведрами!

Гы... гы... - кряхтит Мишка, - даже очень согласен.

И отлично, значит, все господа налицо, - ухмыльнулась лисичка, - медведь - генерал, барсук - Вася-кадет, а я - сама барыня, сама генеральша.

Было еще совсем темно, когда лиса прокралась чрез густой барский сад к стеклянной террасе и против самых ступенек шмыгнула в кусты. На террасе блестела при полной луне попугаева медная клетка.

Попугай, зацепившись за железные прутья лапами, перевернулся вниз головой и думал о своей милой родине.

К опрокинутой голове кровь приливает, а попугаю чудится - это греет его индейское жаркое солнце, вокруг на пальмах качаются обезьяны, под обезьянами тяжелые носороги идут медленно к водопою, а вверху и внизу порхают чудесные птицы, такие ж, как он, попугаи.

И слышится вдруг сладкий шепот в кустах:

Славный попочка, умный попочка, хочешь быть над зверями царем?

Живо перевернулся попугай, голова вверх, хвост книзу стал, как у всех попугаев, и скривил набок голову, слушает. Ничего. Кругом же одно огорчение: вместо пальмы береза, сам сидит в крепкой клетке, а птиц всего-навсего курица да петух. Опечалился попугай, закрыл глаза белыми веками. Опять голос идет от кустов, еще вкрадчивей прежнего:

Хочешь, попочка, быть над зверями царем?

Что такое! - закричал попугай недовольным бабушкиным голосом. - Пыль вытирать чисто, чисто.

Однако раскрыл оба глаза и с удивлением разглядел в кустах острую лисью морду.

Меня к тебе, попа, звери прислали послом, - заюлила лиса, - хотят тебя вместо льва звать в цари. Ты по разговору почти человек, а человек даже льва держит в клетке.

А-а! - сказал важно попка и поднял вверх лапку, а лиса знай свое тараторит:

Как только люди уедут, принимай, попа, посольство.

Клетку открой, клетку открой! - Заорал попугай.

Ах, попа, хотела бы, да не смею. Надо мной есть старше послы, барсук да медведь. Они и то мне не верят, что ты говоришь по-людски. Ты сперва должен при них по крайней мере дня два покомандовать над Лукерьюшкой, чтобы звери видели: человек попу слушает.

Попугай вычистил клюв, повел кругом глазом да как начнет нараспев:

Ме-еду, Лукерьюшка, а масло, а сыр?

И вдруг взвизгнул:

Дура, дура, дура... хлеб позабыла.

Ох ты, попочка, царь лесной! - залилась лиса тихоньким смехом. - Ты нам два дня покомандуй, а на третий мы выпустим тебя на свободу, посадим на львиный престол. А сейчас до свиданья!

И она убежала.

Пыль вытирать чисто, чисто! - сказал гордо попка и уже не перевернулся вниз головой. Ему казалось это неподходящим при его большом сане. Попка чувствовал на спине своей львиную гриву и топорщил зеленые крылья, чтобы казаться побольше.

Была глубокая осень. Хлеб давно уже сжали, смолотили, а зерно увезли на соседнюю мельницу. Лен тоже повыдергали и сложили его мокнуть в речку. И так долго лежал в речке лен, что уже перестал бояться простуды и совсем позабыл, что когда-то цвел нежным голубеньким цветком.

Подвалы в усадьбе битком набили огородным добром: бураками, картофелем и морковью. Яблоки с грушами, как батальоны солдат, лежали рядками на полках. Всех девушек, работавших в городе, барыня уже отпустила домой, наградив на прощанье алой и синей лентой.

Вася-кадет, зажав крепко уши, готовился с утра и до вечера к обеим своим переэкзаменовкам. Дедушка делал бесконечный список того, что ему надо было купить в городе, а бабушка, хоть и охала, хлопотала с Лукерьюшкой над коржами, индюшками и пирожками.

Попугай, думая о предстоящем посольстве, что есть силы учился командовать, передразнивал барыню: “Лукерья, кур не забудь, Лукерья, одно тесто сдобное, другое крохкое, третье тесто так себе, на дрожжах!” У дедушки разболелись ноги, ехать ему неохота, ходит себе да вздыхает:

Ой, быть беде! Ой, лошади понесут, ой, ось пополам, не доедем до города.

А попугай подхватил, надрывается: “Ось пополам, ось полам!”

Однако ничего себе, все обошлось. Лукерьюшка вовремя подала всю провизию, кучер смазал на славу колеса, тройку козырем подкатил к крыльцу.

Бабушка нанизала ключи на большое железное кольцо и заперла его в саквояж. Кадет Вася со слезами прощался со своим попугаем, в последний раз набил пазуху и карманы морковками и, взяв в руки сумочку с переэкзаменовками, уселся грустный на передней скамье.

Прозвенел раз-другой колокольчик и стих. Лукерьюшка старая долго стояла еще на крыльце, крестя рукой воздух, чтобы господам путь был легкий, дорожка скатертью.

Вот уже смерклось, вот уже Лукерьюшка дом обошла с длинною палкою, в кустах ближних пошарила, нет ли где вора. Никого не нашла, успокоилась. Вот уже обеденных щей похлебала, сейчас будет ставни захлопывать.

И невдомек старой, что почти под носом у ней диво-дивное. На стеклянной террасе стоит столб мохнатый, от пола до верхней форточки, в нее конец столба лапами лезет.

Со стороны ничего не понять, а попугай в медной клетке все знает: столб мохнатый - посольство, его пришло звать на царство. Внизу, первый, медведь; упер свои лапы в колени, стоит сам на задних, морда веселая ухмыляется. Мишке на спину влез барсук, барсуку стала на спину лисичка. Вот она почти вся уже и в форточке. Прыгнула лиса в комнату, ключ в дверях повернула, двери настежь: пожалуйте, господа. Облизнулся барсук: войти хочется, а дрожит, очень страшно. Медведь как поддаст ему сзади лапой, оба вместе влетели.

А лисичка, совсем одетая, уже кружится перед зеркалом: на ней капот барыни, ушки спрятаны под кружевную наколку.

Видят куры с насеста, смеются: ай, барыня!

Медведь еле-еле надел человечью одежду, кряхтит. Всюду тесно ему, неудобно. Зато барсук с удовольствием пролез лапами и головой в белую Васину рубашку, подтянул себя ремнем с бляхой, совсем Вася-кадет. А лисичка хватила утюг и обоим зверям хвосты поутюжила.

Потом лиса звонок взяла в лапу и сначала чуть-чуть, а там громче и громче позванивает: динь, динь, ди-динь!

Старая Лукерьюшка приставила заборами руки к ушам тугоухим: “Никак колокольчик! Назад господа возвращаются, не беда ль, прости господи!”

А беда ль не беда, одно знает Лукерьюшка: раз возвращаются, самовар чтоб сейчас на столе, потому час чаепитный.

Только Лукерьюшка в комнаты, а ей уж навстречу барин и барыня и кадет.

Гы... гы!.. - как рявкнет вдруг барин медведем.

Прости господи! - шепчет Лукерьюшка, пятится. А лиса не глупа, схватила в лапы попугаеву клетку, сует когти меж прутьев. Забыл попугай про почет, про посольство, дух дикий близко почуя, как заорет вдруг последнее, что запомнил: “Ось пополам, ось пополам!”

Сами-то живы остались, слава богу, - радуется Лукерьюшка и торопится ставить на стол все, что надо: и булки, и коржики, и оставшиеся пирожки.

Варр... ренье! - кричит оправившийся попугай голосом Васи-кадета и гордо хорохорится в клетке.

Он уже не боится, что лиса его может съесть, как съедает обыкновенную птицу, он отлично знает: лиса, и барсук, и медведь - посольство из лесу его звать на царство. Для того и господское платье надели, чтобы в доме пожить, посмотреть, как командует он человеком.

Лукерья, наливку! - говорит попугай барином-генералом. И спешит, спотыкается старая, ставит перед медведем бутылочку:

Выкушай, батюшка, ваше превосходительство.

Наставила Лукерьюшка полный стол всякой всячины и ушла. Звери сейчас цап руками и в рот. Медведь банку с вареньем как опрокинул над пастью, так и не отнял, пока дна не увидел. Барсук густой пенкой морду измазал - не видать черной шерсти, весь белый, как мельник, ищет, чего бы еще ему съесть. В минуту все пусто.

Попочка, покомандуй! - шепчет лисица. - Посольство в тебе сомневается.

Склонит попугай набок голову и заведет:

Ме-еду, Лукерьюшка, масло и сыр...

Носит Лукерьюшка, носит, других мыслей нет в голове: “Натерпелись господа страху, свой страх заедают. На здоровьечко!”

Носит Лукерьюшка, носит, все чисто едят господа, пустые блюда назад подают.

Одно она не удержала да на пол, нагнулась осколки поднять, завизжала не своим голосом и на кухню. Медведь не успел сапог надеть, позабылся и мохнатую лапу выставил, старуха в медвежью-то лапу руками и въехала.

Хорошо, лиса дернула попугая за хвост; он разозлился, да как зачастит: “Дура, дура, дура”...

Услышала “дуру” Лукерьюшка, опомнилась, посветлела. “Что это, - думает, - мне бог знает что померещилось, должно быть, заморские туфли барин надел”.

Убрала все тарелки Лукерьюшка и спать полегла, а звери ее испуга сами так испугались, все за ширмой столпились, дрожат: а ну как старуха сейчас закричит караул? Прибегут мужики, кто с ружьем, кто с дубьем, снимут шкуры.

Медведь и барсук ни за что лисе не позволили огонь зажигать, хоть урезонивала их она, что за ставнями ничего со двора не видать; чуть стемнело, одежду с себя поснимали и положили для чистки на стулья за дверь: лиса сказала, так люди делают.

Вспотел медведь, пока толстыми лапами складывал, двадцать раз в мыслях и лисицу ругнул и себя самого за то, что из леса удрал.

Когда звери разделись, ширмы плотно к кровати приставили, заперли двери входные на ключ, чтобы Лукерьюшка не вошла ненароком, и закрыли себя с головой одеялами.

Утром прыгнула лиса первая из кровати, капот со шлейфом надела, ушки спрятала под наколку и скорее в столовую. Занавески спустила, чтобы Лукерьюшке в слабом свете звериных морд не видать. А напрасно трудилась: если б Лукерьюшка и заметила, что неладно под чепчиком барыни, сама бы первая себе не поверила.

Опять звери много съели и выпили, а еще больше в узлы навязали: “понемножку все в лес перетащим”, - учила лисица.

Осмелели звери, костюмами занялись: медведь галстуки все перерыл, что ни станет завязывать - в лапах порвет. Наконец выволок чистое полотенце и обернул себе шею.

Лисица все баночки, все пузырьки перетрогала, напомадила хвост себе так, что капает, а барсук часы нацепил. Не ест больше барсук, не пьет, лапы расставил и слушает: тик-так, тик-так, часы тикают.

Медведь нашел очки барина, надел себе за уши, взял в руки старую кофейную мельницу, уселся удобненько в кресло и знай себе... крутит.

Крутит мельницу медведь, крутит, и кажется ему, что он делает самое важное генералово дело. И такой сделался у него важный вид, что как стал барсук у пестуна сзади кресла на цыпочках, так и остался стоять.

А лисица задумала до конца все господское перепробовать, через попугая заказала Лукерьюшке ванну. “Вот, - думает, - буду-то после ванны пушистая”.

Пока Лукерьюшка напускала горячую и холодную воду, лиса торопилась набрать всякой всячины из комодов. Себе кружевные наколки и бантики, барсуку красный Васин пояс, а медведь сам принес свою мельницу и очки.

На сегодня, - говорит, - я накрутился, а завтра крутить буду в лесу, надоело мне здесь: ни крякнуть, ни пикнуть, всего-то боишься.

Ладно, Мишенька, ладно, - кивает лисица, - сегодня вечером и уйдем, дай только ванну возьму. Ты мне, Миша, спинку намылишь, а барсук хвост расчешет.

Лисица отлично знала, что настоящие господа не сегодня-завтра должны возвратиться, из осторожности приказала барсуку узлы стащить в ванную комнату: “чуть что, мы с узлами в окошко махнем”.

Лежит лиса в ванне, распарилась, разморилась, ко сну ее клонит. Под мордочкой у нее подушечка-думка: медведь приспособил генераловы галстуки - все связал, поперек протянул, а на них подушку.

Вот уж и хвост лисий от помады отмылился, сам собой вылез наружу, барсук его высушил, теперь гребнем расчесывает. Вот уж медведь взял мохнатую простыню, расставил лапы, держит: выходи, лисанька.

Ах, всем косточкам весело! - хвалит ванну лисичка. - Будто под летним солнышком, еще, Миша, минуточку... и еще... и еще.

И заснула лиса. Сладко спит, снов не видит. Жалко медведю ее разбудить, стоит с простыней, позевывает, охота ему снова мельницу помолоть.

“Вот, - думает, - скоро как я сделался генералом”.

А барсук не думает ничего, сидит себе на скамеечке, хвост лисий чешет.

И не чуют звери, что тройка в ворота влетает. Едут без звону, с подвязанным колокольчиком. Надоел в пути барыне, приказала убрать. Обочлась днем лисица, скорее в городе управились господа и обратно.

Вот подъехали. Что такое? Лукерьюшка пьяная или помешалась, спрашивает: “Как прикажете доложить?”

Дура старая! - крикнула барыня.

Дура старая! - откликнулся попугай.

Вошли в комнаты, все перерыто, в граммофонной трубе торчат старые кости, ковры залиты; воздух такой, что без зажатого носа и шагу не сделаешь.

Открыла генеральша дверь в ванную, да назад хлоп! - и в обморок. Заглянул за генеральшею генерал.

Эй, жандармы, - кричит, - полицейские!

А медведь на него как оскалится. Генерал себя хвать за голову и упал с генеральшею рядом.

Лисичка очнулась, как была, мокрая, прямо из ванны командует:

В лапы узлы, айда!

Стал пестун под окошком, барсук пестуну прыгнул на плечи, лисица - сверху. Раскрыла окошко и раз - сама, два - барсук, три - пестун. Узлы за плечо перекинули - и лови, кому бегать охота!

Очнулись генерал с генеральшей, глядят: в ванной пусто.

Слышишь ты, - говорит генеральша, - не смей никому говорить, что вместо нас жили звери, это еще ни с кем не случалось, а потому оно неприлично, и над нами будут смеяться.