Как распознать и остановить манипуляцию. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении - это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении. Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) - это фактически управление сознанием человека .

Основные виды воздействия делятся на:

  • - осознанные - человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
  • - неосознанные - человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

Второстепенные виды делятся на:

  • - лингвистические (иначе их называют коммуникационными) - это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
  • - поведенческие - это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Приемы манипуляции в общении. Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Прием № 1. Воздействие любовью. В этом приеме любовь - не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. Например: «Если ты сделаешь так-то и так-то, я буду любить тебя», «В нашем коллективе остаются только достойные сотрудники, остальные уходят по своей воле». В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум - любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение.

Прием № 2. Воздействие страхом. Страх и недостаточная информированность адресата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Например: «Если ты не поступишь в институт - станешь нищим», «Вы отличный специалист, но на эту вакансию появился еще один соискатель». Все придуманные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипулятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополнительной мотивации или финансирования.

Прием № 3. Воздействие виной. Чувство вины чаще всего используется манипуляторами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нанесенный ущерб. Например: «Ты гулял и веселился со своими друзьями, а я одна и с ребенком нянчусь, и тебе уют создаю», «Вам сегодня лучше отдохнуть, а я могу сделать за вас вашу работу». Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелировать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку. Чувство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие.

Прием № 4. Воздействие неуверенностью в себе. В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адресата в тех или иных вопросах. Например: «Ты обязана слушать меня - я жизнь прожила! Ты без меня ни на что не способна», «Вообще-то я тут начальник, поэтому мне решать, как это должно быть сделано». Такое самоутверждение за счет другого может проходить на разных уровнях и по разным вопросам. Воздействие будет продолжаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки .

Прием № 5. Воздействие гордостью. Тщеславие, гордость - замечательный рычаг для психологического воздействия. Например: «Вижу, что моя женушка устала на работе. Но ты же умница и отличная хозяйка - удиви моих друзей вкусным ужином», «Я готовлю для вас повышение по службе, но, к сожалению, зарплату пока придется оставить прежней». Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия.

Прием № 6. Воздействие жалостью. Такой прием часто используется детьми и юными девушками. Задача его - вызвать жалость к себе и желание помочь. Например: «Я так устаю, сил никаких нет, а еще надо ужин тебе готовить», «Я начальник и каждый раз получаю высказывания за вашу плохую работу и плачу за вас штрафы». Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь. Но она сама не стремится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетический «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отношение к манипулятору.

Признаки манипуляции . Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них:

  • 1) Эмоции. Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
  • 2) Непонятные слова. В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
  • 3) Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
  • 4) Срочность. Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
  • 5) Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
  • 6) Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

Манипуляция – это способ управления людьми, основанный на воздействии на эмоции, чувства, мышление. Этот акт влияния также называют скрытым управлением. Манипулирование является жестоким и нечестным воздействием. Чтобы его избежать, необходимо знать механизмы и способы этого процесса.

Признак манипуляции

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на эмоции, чувства партнера с целью получения выгоды для автора манипуляции. Иногда манипуляторы настолько тонко воздействуют на сознание, что распознать эту попытку управления очень сложно. Чтобы научиться отслеживать манипуляции, необходимо рассмотреть три важнейших составляющих этого определения.

  • Скрытое психологическое воздействие. Манипуляции – это тонкое влияние, в котором манипулятор скрывает выгодный для себя смысл.
  • Воздействие и использование эмоций, чувств, состояний партнера. Это основа манипуляции, так как в природе человека заложено желание достигать и удерживать приятные эмоции и избегать негативных переживаний.
  • Выгода для манипулятора. Она может быть не только материальной, но и психологической, когда собственный статус может быть поднят за счет публичного унижения другого человека.

Принцип манипулирования

Хороший манипулятор способен быстро найти в любом человеке те струнки, игра на которых приведет к нужному ему результату.

Чтобы добиться выявления уязвимых мест, манипулятор сначала выводит жертву из равновесия. Для этого, например, используются провокационные и поддразнивающие высказывания, атакующие чувство собственного достоинства: «Тебя так легко вывести из себя?», «Куда тебе! Ты не сможешь договориться с этим клиентом!».

Когда манипулятор найдет уязвимое место, он сможет руководить вами с помощью одного из следующих инструментов:

  • жалости
  • самолюбия
  • страха
  • честолюбия
  • жадности

Способы манипулирования

Молчание

Этот способ манипуляции часто используют женщины, если хотят добиться чего-либо от своих мужчин. Чем дольше женщина молчит, тем больше мужчина нервничает и ищет способ исправить ситуацию.

Этим способом манипулирования, как и любым другим, нельзя злоупотреблять – со временем он просто перестанет работать.

Повышенное внимание

Психология человека устроена так, что он стремиться отвечать взаимностью на любое отношение. Вы замечали, как сложно уйти без покупки, если продавец отнесся к вам с максимальным вниманием? Стараясь достичь консенсуса, вы сделаете то, чего от вас и ждут.

Слезы

Другой распространенный способ манипулирования. Этот агрессивный метод особенно предпочитают женщины и дети, а применяется он чаще всего в быту. К этому же методу можно отнести и чувство жалости , вызываемое специально.

Игра на неуверенности

Это мужской способ манипулирования конкурентами или соперниками. Часто достаточно вызвать у собеседника сомнение в правоте, чтобы он начал совершать ошибки.

Повторение «истин»

Индивидуальная «болевая точка

Это тот травматический опыт, который пришлось пережить конкретному человеку на его жизненном пути. Считается, что давить на такие точки может лишь опытный манипулятор, который способен быстро их рассмотреть. Это отчасти так, но главными игроками в данном случае, как это ни печально, являются именно близкие люди, знающие характер и события жизни того, на кого воздействуют.

Тревога и страх

Манипулятор представляет ситуацию так, как будто его оппоненту грозит опасность, и тут же предлагает способ, чтобы этого избежать. В повседневной жизни встречается часто.

Чувство вины

Это один из главнейших «рычагов» манипулятора. И основной способ манипулировать чувством вины – это демонстративная обида.

Чувство сострадания, жалости

Эти чувства прививаются с детства: родители , детский сад, школа активно развивают возможность проявления подобных ощущений. И хотя эти чувства, действительно, нужны, они являются мишенью для манипуляторов любого масштаба.

Выгода, экономия

В этом случае речь даже не всегда идет о жадности – скорее, о желании быть более экономным или получить хотя бы небольшую прибыль. Это могут быть совместные предложения знакомых вложиться в какое-то чрезвычайно выгодное дело, которое выгодно знакомым, а для вас хорошо, если просто пройдет без потерь.

Стыд, угрызения совести

Чувства стыда прививается с детства, взращивается и воспитательными разговорами, и обсуждением детских книг и мультфильмов. Каждого ребенка учат тому, в каких именно ситуациях нужно испытывать стыд, говоря: «Тебе должно быть стыдно! Ни стыда, ни совести!». Стыд – это ощущение некой неполноценности себя или совершенного поступка, настолько сильное, что в этот момент хочется скрыться от чужих глаз, хочется, чтобы никто не узнал о позоре. Это дает простор для манипуляций для «знающих».

Кто подвержен?

Кстати, чем больше у человека слабостей и чем ниже у человека самооценка , чем сильнее он зависит от мнения других людей, тем легче им манипулировать.

Как защищаться от манипуляторов?

Вот несколько примеров защиты от манипуляторов:

Обращение к вашей жалости, чувству вины или долга. Конечно, вы должны уделять внимание мужу и помогать коллегам, но не в ущерб своим интересам, планам и своему свободному времени. Попробуйте отклонить очередную просьбу, сославшись на безотлагательные дела. Объясните просящему, когда вы будете свободны или в каком объеме можете помочь сейчас.

Самоуничижение. К этому способу манипулирования прибегает множество людей. Открыто говоря о своих недостатках или неумении что-либо сделать, они перекладывают все обязанности на другого человека. Если у вас есть такие знакомые, пользующиеся вашей чрезмерной добротой, опять-таки поспешите сбить их с толку. Например, когда манипулятор вновь захочет свалить на ваши плечи все дела и обязанности, начните его хвалить. К примеру, коллеге можно сказать, что вы рады бы самостоятельно организовать корпоратив, но с ее воображением и фантазией не сравнится ни один организатор. Наверняка, вы поставите ее в неудобное положение таким ответом.

Интриги. Часто люди склонны врать, плести интриги, чтобы использовать вашу реакцию в своих целях. К примеру, муж с помощью выдуманных сплетен ссорит вас с подругой, чтобы вы все свободное время посвящали ему.

В этом случае, чтобы избежать недоразумений, не бойтесь задавать уточняющие вопросы, которые способны раскрыть правду. Обычно, интриганы не продумывают основательно детали и не придают значения мелочам. Поэтому ложь легко раскрыть.

Защита от манипуляторов всех мастей Власова Нелли Макаровна

1. Как распознать манипулятора?

Манипулятор предоставляет вам почетное право быть его рабом. При этом ваше рабство добровольное. И вы делаете то, что угодно манипулятору, потому, что вам есть что терять. Вас «подкупили» хорошим отношением или навязали вам такой образ, что теперь неудобно ему не соответствовать. Вы просто становитесь средством для достижения чужих целей. Манипулятор делает нужное ему дело вашими руками. Вы просто оказались в руках опытного дрессировщика.

Ничего страшного в этом нет. Кто не грешит манипуляцией? И кто не был орудием в руках манипуляторов? По большому счету все, осознанно или бессознательно манипулируют друг другом. Просто у разных людей получается разный эффект. Женщина, которая, выражая обиду, добивается поблажек и подарков, явно манипулирует мужчиной. Дети манипулируют родителями, мужчины - женами, начальники - подчиненными, а те - начальниками.

Но иногда это достает. И не для каждого мы готовы делать то, что он хочет. В бизнесе могут манипулировать сознательно и во вред вам. Вот тогда и важно знать, как не попасть в лапы манипуляторов. И как их распознавать? Этим знаниям учат разведчиков. Ведь в бизнесе тоже приходится быть разведчиком. Заглянем в один из учебников, предназначенных для разведшкол. Там обобщены признаки часто встречающейся манипуляции.

Признаки, по которым можно заподозрить манипуляторов

1. Интерес к фактам вашего прошлого опыта.

Очень плохо, если партнер высказывает информированность о ваших планах и перспективных устремлениях. Еще хуже, когда он слишком много знает о том, что именно вы планировали из числа неудавшихся затей. Чем выше информированность подобного рода, тем партнер в большей степени готов к манипулированию вами. Подумайте, зачем другому человеку изучать ваши планы, как не для манипулирования вами?

2. Повышенное личное внимание к вашей персоне.

Повышенный интерес к фактам вашей биографии, семейному положению, хобби и проявление этой осведомленности - признак манипулятивного интереса.

3. Повышенный интерес к философским темам.

Разнообразные разговоры на темы «смысла жизни», столь притягательные в партнерском застолье, на самом деле могут скрывать разработку планов воздействия на вас.

4. Темы личностной мотивации.

Прощупывание вашей мотивации (почему, зачем, с какой целью, что это вам дает?) - это всегда разведка вашей личности.

5. Лесть.

Явное завышение оценок ваших личностных, статусных, профессиональных качеств и возможностей.

6. Тема личностных ориентаций.

Перевод разговора с обсуждаемой темы на ваши личностные ценности, ориентации, мнения, отношения, идеалы.

7. Драматизация ситуации.

Описание устрашающих последствий.

8. Акцентуация цейтнота.

Партнер подгоняет вас, акцентирует ваше внимание на отсутствии времени для обдумываний и промедлений.

9. Апелляция к третьим лицам.

10. Настойчивое стремление оказать вам услугу.

11. Апелляция к позитивному прежнему опыту.

«Да мы так тысячу раз делали с тем-то и с тем-то».

13. Приближение.

Навязывание самого себя, своего окружения, любого нового лица.

14. Программирование.

Партнер пытается навязать вам свое видение, отличное от вашего.

Предупреждение!

Присваивайте ярлык манипулятора только тем людям, которые используют целые комплексы указанных приемов. На единичных проявлениях не делайте заключений о том, что вами сознательно манипулируют. Мы все бессознательно пытаемся манипулировать друг другом.

Манипулятора можно распознавать и по эмоциональным реакциям

1. Высокая устойчивость при ваших выпадах.

Склонность человека к подавлению эмоциональных реакций может сигнализировать о скрытности и двуличности натуры.

2. Искусственный юмор.

3. «Отзеркаливание».

Вы улыбнулись, вам улыбнулись; вы говорите в быстром темпе, вам отвечают так же; вы скрестили ноги, партнер сел так же. Вы отражаетесь, как в зеркале.

4. Нагнетание тревожности.

5. Экстраординарные реакции.

Реакции, неадекватные ситуации (например, один кричит на другого при разборках в сверхповышенных тонах).

6. Попытка дезорганизовать вашу деятельность, поставить вас в точку бифуркации, т. е. в точку неустойчивого равновесия.

Манипуляция на переговорах

На что следует обращать внимание на переговорах?

1. На состав бригады.

Как только увидите, что роли в группе партнеров четко персонифицированы и выдержаны, - принимайте, перед вами артисты «оригинального жанра»! Особенно распространимы дуэты и трио «злой, плохой, хороший».

2. На стартовое поведение.

Стартовое поведение - это домашняя заготовка. Можно его разбить контрманипуляцией. Например, если партнер агрессивен, то предложить пересесть на мягкий диван рядом с собой, зажечь мягкий свет. Имидж-игра улетучивается. Непросто будет войти в образ по-новому, когда антураж изменился столь неожиданно. Выбивание из седла пригодно и для устоявшегося контакта. Если партнер вошел в образ «крутого», то можно поинтересоваться его детьми. Можно спросить, почему у него такие холодные руки и нет ли покалывания у него в спине?

3. На личное обращение.

Насколько подчеркнуто внимательно и изысканно обращается к вам партнер?

4. На стиль вербального обращения.

Насколько партнер пытается атаковать ваше воображение? В психологии есть понятие «фасцинация», что означает «чары», «очарование». Фасцинация может быть семантической, когда используют красивые образы, метафоры, и акустической, когда модулируют голосом, понижая его, переходя на эмоциональное звучание или театральную декламацию.

5. На технику слушания.

Сверхвнимательное слушание, с явной эмоциональной поддержкой, может выдавать либо хорошо обученного психологами слушателя, либо манипулятора.

6. На общее впечатление от партнера.

Если партнер на вас произвел слишком хорошее впечатление только за счет поведения по отношению к вам, то задумайтесь! Явно попахивает отработанной манипулятивной техникой.

7. На проявление недоверия к вам.

Вам могут неявно высказывать опасения и недоверие. А это включает подсознательные ответы. Тем самым вас могут явно провоцировать к желаемым для партнера действиям.

8. На построение и ведение беседы.

Обращайте внимание на структуру беседы:

Как направляется и подталкивается разговор?

Как происходит переключение тем?

Какова вопросная эквилибристика?

Два основных правила совершенной манипулятивной техники

1. Манипулятор работает на тонком уровне. Это больше обращение к подсознанию, чем к логике. Манипулятор высокого класса - это человек шарма и обаяния.

2. При дешифровке чужого поведения ориентируйтесь на ощущения! Даже если ваш разум можно обмануть, то в области подсознания, где варится всевозможная ценная информация, вас провести невозможно. Тем более, если вы усвоили «грубую» технику манипулирования и всегда в состоянии рассмотреть чужие «пионерские приемчики».

Манипулятор часто ведет себя так, как мы хотели бы, чтобы к нам относились. И тут возможны только два варианта. Либо перед вами человек высочайшего искреннего интереса к вам (что если и встречается, то слишком мало и редко), либо вами явно манипулируют, расслабляют, подкупают, настраивают ваше поведение на желаемый для себя курс.

Если вы уловили много из указанных приемов, то просто включите сигнал: «Осторожно!». Не повредит!

Из книги Тренинг жизненного успеха автора Теске Оксана

Как распознать манипуляцию …Чем больше слабости, тем больше лжи. У силы путь прямой.Иоганн Пауль Фридрих РихтерКогда вы чувствуете, что делаете для других то, чего вы делать совсем не хотите, вами манипулируют. Если вы соглашаетесь с чужой точкой зрения и чужими

Из книги Психология политического блефа автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

1.4. КАК РАСПОЗНАТЬ БЛЕФУЮЩЕГО? Научитесь для начала определять ложь по жестам у детей. Например, обычно, если ребенок говорит неправду, то сразу же после этого прикрывает рот руками. Необходимо отметить, что взрослый человек также использует этот жест, когда лжет. В отличии

Из книги Защита от манипуляторов всех мастей автора Власова Нелли Макаровна

ВЫВОДЫ О ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИКА КАК МАНИПУЛЯТОРА (Политическими манипуляторами рождаются или становятся?)Автору удалось произвести статистическую оценку (более 40 респондентов) феномена политических манипуляций личности. В целом его можно разделить на три типа:1. Грубые

Из книги Лень – это полезно. Курс выживания для ленивцев автора Берендеева Марина

2. Как вылезти из паутины манипулятора? В основе защиты от манипуляции лежат классические принципы восточных единоборств. Суть их сводится к тому, чтобы повернуть оружие против нападающего. Чем сильнее атакует ваш противник, тем сильнее ваше контрдействие. Получается,

Из книги Как преодолеть НЕТ: переговоры в трудных ситуациях автора Юри Уилльям

Как распознать ленивца Прежде всего загляните в его глаза. Если вы почувствуете, как вас начинает охватывать истома, – это ленивец.Еще один способ: попросите его что-нибудь сделать и внимательно наблюдайте. Если никакой реакции не последовало, это еще не значит, что

Из книги Как понять, что ваш собеседник лжет: 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Распознать тактику Чтобы успешно противостоять тактике оппонента, нужно распознать ее. Если вы поймете, что противная сторона использует тактику обструкции, то с меньшей вероятностью поверите в отсутствие у них гибкости. Вовремя распознав атаку, вы не станете жертвой

Из книги Советы брачующимся, уже забракованным и страстно желающим забраковаться автора Свияш Александр Григорьевич

Правило № 30 Природная пластичность – помощник манипулятора Мы все по-разному владеем своим телом. Кто-то ходит легко и грациозно, принимает естественные позы, другой не умеет красиво себя преподнести, принять непринужденную позу. Могут ли врожденная пластичность или

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

1-7 Как распознать бракофобию? Девушка, можно с вами познакомиться? -Нет.- Слава Богу!Короткий диалогВ этой главе речь пойдет о явлении, которое отравило жизнь многих мужчин и женщин, страстно мечтающих о семейном очаге, но потерпевших неудачу (и может быть, неоднократную)

Из книги Психология манипулирования автора Козлова В. А.

Как распознать обман Дети начинают убедительно обманывать приблизительно в возрасте четырех с половиной лет. Они довольно рано начинают понимать, что можно избежать наказания, если сказать неправду о своем поведении, и очень быстро учатся применять эту тактику с

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

3.2. Наиболее распространенные приемы манипулятора Речевые техники. В этой группе главное место занимают трюизмы. Трюизм – это самое очевидное утверждение, общеизвестная, избитая, банальная истина. Если вы в процессе переговоров говорите оппоненту: «Иногда люди

Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова Лариса

Как распознать манипулятора и иметь с ним дело Стать жертвой хитроумных уловок скрыто-агрессивной личности легко. Если вы хотите избежать виктимизации, вы должны сделать следующее.1. Познакомьтесь поближе с характером этих волков в овечьей шкуре. Поймите, чего они хотят

Из книги Избавляемся от вредных привычек автора Ланц Карл

Глава 1. Что такое манипуляции. Как отличить манипулятора Как распознать манипуляцию В стремлении самому управлять кораблем своей судьбы очень важно не перегибать палку. Ведь если в каждом собеседнике видеть потенциального манипулятора, можно не только испортить

Из книги автора

Как распознать манипуляцию В стремлении самому управлять кораблем своей судьбы очень важно не перегибать палку. Ведь если в каждом собеседнике видеть потенциального манипулятора, можно не только испортить отношения со всем миром, но и очень быстро прийти к

Из книги автора

Удаление манипулятора Соответствующий активный способ – это не удаляться самому, а удалить от себя манипулятора. Если говорить о физическом удалении, можно, к примеру, выставить из дома навязчивого коммивояжера или захлопнуть дверь перед носом назойливого соседа.

Из книги автора

Вскрытие тайных замыслов манипулятора Вспомним цитату из «Гамлета», приведенную в начале книги. Гамлет разрушает манипулятивную схему, прямо обвиняя Розенкранца и Гильденстерна в том, что они пытаются им играть. Манипуляция в подавляющем большинстве случаев –

Из книги автора

5.2. Как распознать игромана? Игромания – не просто вредная привычка, это социально опасное заболевание. Желание немного развлечься и испытать удачу может превратиться в навязчивую привязанность к азартным играм незаметно как для самого игрока, так и для его окружения.

Манипулятор предоставляет вам почетное право быть его рабом.

При этом ваше рабство добровольное. И вы делаете то, что угодно манипулятору, потому, что вам есть что терять. Вас «подкупили» хорошим отношением или навязали вам такой образ, что теперь неудобно ему не соответствовать. Вы просто становитесь средством для достижения чужих целей. Манипулятор делает нужное ему дело вашими руками. Вы просто оказались в руках опытного дрессировщика.
Ничего страшного в этом нет. Кто не грешит манипуляцией? И кто не был орудием в руках манипуляторов? По большому счету все, осознанно или бессознательно манипулируют друг другом. Просто у разных людей получается разный эффект. Женщина, которая, выражая обиду, добивается поблажек и подарков, явно манипулирует мужчиной. Дети манипулируют родителями, мужчины – женами, начальники – подчиненными, а те – начальниками.
Но иногда это достает. И не для каждого мы готовы делать то, что он хочет. В бизнесе могут манипулировать сознательно и во вред вам. Вот тогда и важно знать, как не попасть в лапы манипуляторов. И как их распознавать? Этим знаниям учат разведчиков. Ведь в бизнесе тоже приходится быть разведчиком. Заглянем в один из учебников, предназначенных для разведшкол. Там обобщены признаки часто встречающейся манипуляции.

Признаки, по которым можно заподозрить манипуляторов

1. Интерес к фактам вашего прошлого опыта.
Очень плохо, если партнер высказывает информированность о ваших планах и перспективных устремлениях. Еще хуже, когда он слишком много знает о том, что именно вы планировали из числа неудавшихся затей. Чем выше информированность подобного рода, тем партнер в большей степени готов к манипулированию вами. Подумайте, зачем другому человеку изучать ваши планы, как не для манипулирования вами?
2. Повышенное личное внимание к вашей персоне.
Повышенный интерес к фактам вашей биографии, семейному положению, хобби и проявление этой осведомленности – признак манипулятивного интереса.
3. Повышенный интерес к философским темам.
Разнообразные разговоры на темы «смысла жизни», столь притягательные в партнерском застолье, на самом деле могут скрывать разработку планов воздействия на вас.
4. Темы личностной мотивации.
Прощупывание вашей мотивации (почему, зачем, с какой целью, что это вам дает?) – это всегда разведка вашей личности.
5. Лесть.
Явное завышение оценок ваших личностных, статусных, профессиональных качеств и возможностей.
6. Тема личностных ориентаций.
Перевод разговора с обсуждаемой темы на ваши личностные ценности, ориентации, мнения, отношения, идеалы.
7. Драматизация ситуации.
Описание устрашающих последствий.
8. Акцентуация цейтнота.
Партнер подгоняет вас, акцентирует ваше внимание на отсутствии времени для обдумываний и промедлений.
9. Апелляция к третьим лицам.
10. Настойчивое стремление оказать вам услугу.
11. Апелляция к позитивному прежнему опыту.
«Да мы так тысячу раз делали с тем то и с тем то».
12. Ссылки на значимые имена.
13. Приближение.
Навязывание самого себя, своего окружения, любого нового лица.
14. Программирование.
Партнер пытается навязать вам свое видение, отличное от вашего.

Предупреждение!
Присваивайте ярлык манипулятора только тем людям, которые используют целые комплексы указанных приемов. На единичных проявлениях не делайте заключений о том, что вами сознательно манипулируют. Мы все бессознательно пытаемся манипулировать друг другом.

Манипулятора можно распознавать и по эмоциональным реакциям

1. Высокая устойчивость при ваших выпадах.
Склонность человека к подавлению эмоциональных реакций может сигнализировать о скрытности и двуличности натуры.
2. Искусственный юмор.
3. «Отзеркаливание».
Вы улыбнулись, вам улыбнулись; вы говорите в быстром темпе, вам отвечают так же; вы скрестили ноги, партнер сел так же. Вы отражаетесь, как в зеркале.
4. Нагнетание тревожности.
5. Экстраординарные реакции.
Реакции, неадекватные ситуации (например, один кричит на другого при разборках в сверхповышенных тонах).
6. Попытка дезорганизовать вашу деятельность, поставить вас в точку бифуркации, т. е. в точку неустойчивого равновесия.

Защита от манипуляций

"Манипуляции.
В основе защиты от манипуляции лежат классические принципы восточных единоборств. Суть их сводится к тому, чтобы повернуть оружие против нападающего. Чем сильнее атакует ваш противник, тем сильнее ваше контрдействие. Получается, что ваш противник фактически воюет против себя самого. Ниже приведены различные приемы защиты от манипуляции, собранные из разных источников, включая и специальные методы, разработанные в контрразведке. Для вашей реальной ситуации вам придется самому определить, какие методы будут подходить в большей степени.
Если вы подверглись манипуляции и поддались ей, то это можно приравнять к заражению. Болезнь означает, что вы заразились и стали жертвой манипулятора. Чтобы бороться с болезнью, нужно уметь поставить правильный диагноз и для него выбрать лечение.
Вот вам приемы, знание которых позволит ставить себе диагноз. Если вы обнаружите указанные симптомы, значит вы заразились. Приемы взяты из учебника для экономических разведчиков.

1. МЕТЕРС
(Метод Текущего Рационального Самоконтроля)

Если вы подверглись манипуляции и вам попытались промывать мозги, то включите контроль времени мышления. Как только вы ловите себя на том, что после контакта продолжаете домысливать чужие идеи, то весьма вероятно, что вы подверглись атаке. Это обыденно. Весь партнерский бизнес строится на заражении чужого сознания нужными идеями. Это не очень обыденно. Ибо ни одна жертва не хотела ею стать.
Чем более активно перерабатывается в вашем мозгу чужая мысль, чем дольше вы ее анализируете, чем глубже ваши преобразования, тем качественнее вас зарядили.

2. «Метод интроспекции»

Интроспекции – это заглядывание в себя, внутрь своего подсознания, внутрь ощущений. Доверяйте своему подсознанию. Очень редко тревожащие вас ощущения бывают беспочвенными. Ваша интуиция подскажет вам, куда смотреть и что искать. И хотя этот метод как бы не точный, он используется даже в разведке. Он похож на стрельбу ночью. Лучше глаза закрывать совсем и стрелять на слух, чем таращиться в темноту. Главное, не пренебрегать этим методом.

3. «Метод медитаций»

Расслабьтесь и сосредоточьтесь. Сконцентрируйтесь на объекте. Ваше подсознание выдаст на поверхность ответы на ваши запросы.

Чтобы распознать, действительно ли вами манипулируют, нужно сделать следующее:
1. Открыть каналы внимания и подключить память для фиксирования и записи малейших нюансов поведения объекта. Выбрать соответствующую роль и позицию, позволяющую вам видеть объект в нужных вам ракурсах, не отвлекаться, сконцентрировать внимание и записать информацию максимально полно.
2. Анализировать данные, подключив логику к анализу поведенческих наблюдений.
3. Подключить анализатор бессознательного, прибегнув к его стимуляции соответствующими методами. Взгляд внутрь себя, обзор внутренних ощущений должен дать вам не только ответы на полученные наблюдения. Привычка анализировать внутренние переживания открывает каналы бессознательной переработки информации, что приводит к обострению интуиции.
4. Не забывайте, что лучшая оборона – это атака. Практикуйте собственное воздействие, и вы не окажетесь среди поверженных.
5. Помните: «Чужие не предают». Осмотритесь вокруг…

Другие приемы защиты от манипуляции

«Тайм аут». В переговорах никогда не соглашайтесь на первое предложение. Не говорите «да» или «нет». Лучше возьмите время на раздумье.
Итак, себе всегда берите время на раздумье, а другому постарайтесь его не давать, если хотите им управлять. Если попадется такой же грамотный противник и возьмет это время, то радуйтесь, что ваша манипуляция не прошла. С умным партнером игра интересней.
«Пауза». При наскоках, шоу эффектах, попытках ввести тебя в неустойчивое состояние держите сами паузу. И чем дольше, тем лучше. Во время паузы разум проснется. Можно представить себя как бы внутри собственной ауры, которая тебя защищает от всех вредных стрел воздействия. Можешь при этом помогать себе формулами внушения типа «Я не помойное ведро, чтобы втягивать в себя страх, угрозу, обиду, унижение, которые на меня испускают». Простые приемы, но они здорово помогают противостоять манипуляции и не попадать в точку бифуркации.
«Не торопиться». Если вас начнут торопить, то спокойно говорите: «Спешка нужна только при ловле блох» или «Торопящаяся собака рождает слепых щенят», «Что скоро делается, потом долго сказывается», «Не будешь торопиться, доедешь», «Не спеши, а то опоздаешь» или «У меня принцип: ответственное решение нужно принимать на свежую голову и после того, как оно немного отлежится».

взято с сайта

Они умеют точно вычислить наши слабые места и используют эти слабости против нас. С помощью хитрых уловок заставляют нас служить своим целям в ущерб нашим собственным интересам. Единожды преуспев, не оставляют нас в покое до тех пор, пока мы не решимся дать отпор. Оказаться жертвой манипуляций крайне неприятно. Чтобы защититься от них, следует соблюдать правила безопасности.

1. Помните о своих правах

Пожалуй, это главное правило. Необходимо осознать свои фундаментальные права, уметь отслеживать, когда они нарушаются, и защищать их. Каждый из нас имеет право:

  • на уважение со стороны других людей,
  • выражать чувства, мнения и желания,
  • устанавливать приоритеты,
  • говорить «нет», не чувствуя себя виноватым,
  • получить то, за что заплатили,
  • выражать взгляды, отличающиеся от взглядов других людей,
  • защищать себя от физических, моральных и эмоциональных угроз,
  • строить свою жизнь в соответствии со своим пониманием счастья.

Эти фундаментальные права обозначают границы вашего личного пространства.

2. Держите дистанцию

В общении манипулятор постоянно меняет маски: с одним человеком он подчеркнуто вежлив, с другим - вызывающе груб, в одной ситуации абсолютно беспомощен, в другой крайне агрессивен. Заметив, что кому-то свойственны подобные крайности, держитесь от этого человека на безопасном расстоянии и старайтесь не вступать с ним в контакты без необходимости. Причины манипулятивного поведения сложны и коренятся в детском опыте. Исправлять, перевоспитывать или спасать манипулятора - не ваша задача.

3. Не принимайте его слова на свой счет

Задача манипулятора - играть на ваших слабостях. Неудивительно, если рядом с ним вы начинаете ощущать свою неполноценность и даже обвинять себя в том, что не соответствуете его требованиям. Отследите эти чувства и вспомните, что проблема не в вас. Вами манипулируют, чтобы заставить чувствовать себя недостаточно хорошим, а значит, готовым подчиниться чужой воле и отказаться от своих прав. Обдумайте ваши отношения с манипулятором, ответив на вопросы:

  • Проявляет ли он ко мне искреннее уважение?
  • Насколько обоснованы его ожидания и требования?
  • Насколько сбалансированы наши отношения? Может, только один из нас вкладывается в них, а второй получает выгоду?
  • Не мешают ли мне эти отношения хорошо относиться к себе?

Ответы на эти вопросы помогут понять, в ком проблема - в вас самих или в другом.

4. Задайте ему проверочные вопросы

Манипуляторы одолевают нас просьбами или требованиями, заставляя забыть о себе и переключиться на их нужды. Услышав очередной необоснованный призыв, переместите фокус внимания на манипулятора.

Задайте ему несколько проверочных вопросов. Так вы поймете, обладает ли он хоть какой-то самокритичностью, чтобы осознать несправедливость своих притязаний.

  • «Ты считаешь, что это разумная просьба (требование)?»
  • «По-твоему, это честно по отношению ко мне?»
  • «У меня может быть свое мнение по этому поводу?»
  • «Ты меня спрашиваешь или утверждаешь?»
  • «А что я получу в итоге?»
  • «Ты действительно рассчитываешь, что я… (переформулируйте его просьбу/требование)?»

Задавая эти вопросы, вы как бы ставите перед ним зеркало, и манипулятор может разглядеть в «отражении» истинный смысл своего запроса. Если он обладает хоть малой долей самокритичности, то скорее всего отступит. Хотя, конечно, встречаются и совершенно безнадежные персонажи, которые не станут слушать вас и продолжат настаивать на своем. В таком случае воспользуйтесь следующими советами.

5. Не спешите!

Еще один излюбленный прием манипуляторов - добиваться от вас немедленного ответа или действия.

В ситуации нехватки времени им легче управлять вами и достигать своих целей. (В терминологии специалистов по продажам это называется «Закрыть сделку».) Если вы чувствуете, что на вас оказывают давление, - не торопитесь принимать решение. Используйте временной фактор в своих интересах, дистанцируйтесь от попыток давить на вас.

Вы сохраните контроль над ситуацией, всего лишь сказав: «Я подумаю над этим». Это очень действенные слова! Возьмите паузу, чтобы оценить все за и против, и взвесьте, хотите ли вы продолжать обсуждение и достичь более справедливой договоренности, или же лучше вообще сказать «нет».

6. Учитесь говорить «нет» - дипломатично, но жестко

Умение говорить «нет» - важнейшая часть искусства коммуникации. Внятно сформулированный отказ позволяет вам твердо стоять на своем, сохраняя при этом нормальные отношения с визави. Вы имеете право устанавливать приоритеты, не испытывая при этом чувства вины.

7. Дайте отпор обидчику

Порой манипуляторы доходят до прямых издевательств, пытаясь запугать жертву или причинить ей вред. Главное, что надо помнить: подобные люди цепляются к тем, кого считают слабаками, пассивными и уступчивыми.

При этом многие обидчики трусливы, и как только намеченная жертва начинает проявлять твердость и отстаивать свои права, манипулятор чаще всего отступает. Это правило работает в любом сообществе - в школе, в семье, на работе.

Привлеките других людей как свидетелей или для поддержки. Противостоять обидчику нужно сообща

Как показывают исследования, многие обидчики сами когда-то были жертвами насилия. Это обстоятельство, конечно, их не оправдывает, но о нем важно помнить, чтобы хладнокровнее относиться к их нападкам.

Решив дать отпор обидчику, сохраняйте чувство собственного достоинства, привлеките других людей как свидетелей или для поддержки, позаботьтесь о письменных доказательствах недопустимого поведения обидчика. Столкнувшись с психологическим или физическим насилием, проконсультируйтесь с юристами. Противостоять обидчику нужно сообща.

8. Расскажите ему о последствиях

В ответ на грубое вторжение в ваше личное пространство и нежелание слышать ваше «нет» расскажите манипулятору о последствиях его действий. Умение прогнозировать и убедительно сформулировать возможные последствия - одно из самых сильных средств, позволяющих вывести манипулятора из игры. Это ставит его в тупик и заставляет переменить отношение к вам на уважительное.

Об авторе

Престон Ни (Preston Ni) - эксперт по коммуникативным стратегиям, коуч.