Эссе на тему "Прощальная симфония Й. Гайдна"

На рубеже 60-70-х годов в творчестве композитора происходит стилевой перелом. Одна за другой появляются симфонии патетические, не редко в миноре. Они представляют новый стиль Гайдна, связывающий его поиски экспрессивной выразительности с немецким литературным течением «Бури и натиска».

За симфонией № 45 закрепилось название Прощальная, и этому существует несколько объяснений. Одно, со слов самого Гайдна, сохранилось в воспоминаниях современников.

Во время написания этой симфонии Гайдн служил в капелле князя Эстергази, одного из венгерских магнатов, чье богатство и роскошь соперничали с императорскими. Их главные резиденции располагались в городке Эйзенштадте и поместье Эстергаз. В январе 1772 года князь Николаус Эстергази повелел, чтобы во время его пребывания в Эстергазе семьи музыкантов капеллы (их тогда было 16) жили там же. Лишь в отсутствие князя музыканты могли поки дать Эстергаз и навещать жен и детей. Исключение было сделано только для капельмейстера и первого скрипача.

В тот год князь необычно долго оставался в поместье, и истомленные холостяцкой жизнью оркестранты обратились за помощью к своему руководителю - капельмейстеру. Гайдн остроумно решил эту проблему и сумел передать просьбу музыкантов князю во время исполнения своей новой, Сорок пятой симфонии.

По другой версии, просьба касалась жалованья, которое князь давно не платил оркестру, и в симфонии содержался намек на то, что музыканты готовы распрощаться с капеллой. Еще одна легенда - прямо противоположная: сам князь решил распустить капеллу, оставив оркестрантов без средств к существованию. И, наконец, последняя, драматическая, выдвинутая романтиками в XIX веке: Прощальная симфония воплощает прощание с жизнью.

Однако в рукописи партитуры название отсутствует. Надпись в начале - частично по-латыни, частично по-итальянски - гласит: «Симфония фа-диез минор. Во имя Господа от меня, Джузеппе Гайдна. 772», а в конце по-латыни: «Хвала Богу!». Первое исполнение состоялось в Эстергазе осенью того же 1772 года княжеской капеллой под управлением Гайдна. Прощальная симфония стоит в творчестве Гайдна особняком. Необычна ее тональность - фа-диез минор, редко использовавшаяся в то время. Не характерен для XVIII века и одноименный мажор, в котором симфония завершается и в котором написан менуэт.

Но самое уникальное - медленное завершение симфонии, своего рода дополнительное адажио, следующее за финалом, из-за чего Прощальную симфонию часто считают пятичастной. Музыка Патетический характер первой части определяется уже в главной партии, открывающей симфонию сразу, без медленного вступления.

Экспрессивная ниспадающая по тонам минорного трезвучия тема скрипок обостряется характерным синкопированным ритмом аккомпанемента, сопоставлениями форте и пиано, внезапными модуляциями в минорные же тональности. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что неожиданно для классической симфонии (предполагается одноименный мажор). Побочная, как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную, только с ниспадающим стонущим мотивом скрипок в конце. Краткая заключительная партия, тоже минорная, с извилистыми, словно умоляющими ходами, еще более усиливает горестную патетику экспозиции, почти лишенную мажорных устоев. Зато разработка сразу же утверждает мажор, а второй ее раздел образует светлый эпизод с новой темой - умиротворенной, галантно закругленной. После паузы с внезапной силой про возглашается главная тема - начинается реприза. Более динамичная, она лишена повторов, насыщена активным развитием. Вторая часть - адажио - светла и безмятежна, изысканна и галантна. Звучит преимущественно струнный квартет (партия контрабасов не выделена), причем скрипки - с сурдинами, динамика в пределах пианиссимо. Использована сонатная форма с близкими по характеру темами, с разработкой, исполняемой одними струнными, и сжатой репризой, в которой главная партия украшена «золотым ходом» валторн. Третья часть - менуэт - напоминает деревенский танец с постоянным сопоставлением эффектов пиано (только скрипки) и форте (весь оркестр), с ясно членящейся темой и обилием повторов. Трио начинается «золотым ходом» валторн, а в конце его происходит неожиданное омрачение - мажор уступает место минору, предвосхищая настроение финала. Возвращение первого раздела заставляет забыть об этой мимолетной тени. Четвертая часть образно перекликается с первой. Побочная партия снова мелодически не самостоятельна, но, в отличие от минорной главной, окрашена в беззаботные мажорные тона. Разработка, хотя и небольшая - истинно классический образец мастерства мотивного развития. Реприза сумрачная, не повторяет экспозицию, а внезапно обрывается на подъеме... После общей паузы начинается новое адажио с вариациями. Нежная тема, изложенная терциями, кажется безмятежной, но звучность постепенно угасает, возникает чувство тревоги. Один за другим умолкают инструменты, музыканты, окончившие свою партию, гасят свечи, горевшие перед их пультами, и уходят. После первых вариаций оркестр покидают исполнители на духовых инструментах. Уход музыкантов струнной группы начинается с басов; на сцене остаются альт и две скрипки и, наконец, дуэт скрипок с сурдинами тихо доигрывает свои трогательные пассажи. Такой небывалый финал всегда производил неотразимое впечатление: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные...» - писала лейпцигская газета в 1799 году. «И никто не смеялся, ибо это вовсе не для забавы было написано», - вторил ей Шуман почти сорок лет спустя.

Йозеф Гайдн

Симфония № 45 фа-диез минор (Прощальная симфония) - симфония Йозефа Гайдна (1772).

Данная симфония была написана для капеллы и домашнего театра венгерских князей Эстерхази. В тот год семейство Эстерхази задержалось в их летнем дворце, где было достаточно прохладно. Музыканты страдали от холода и болезней. Гайдн решил намекнуть князю, что пора уезжать с помощью музыки. Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе выключаются контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки (на одной из которых в своё время играл сам Гайдн, так как первый скрипач был одновременно дирижером оркестра), которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными. Князь Эстерхази понял этот изящный намек, и вскоре он и музыканты покинули летнюю резиденцию.

Состав оркестра: два гобоя, фагот, две валторны, струнные (1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели и контрабасы).


Музыка

Симфония начинается сразу с проведения главной партии, без какого-либо вступления и носит патетический характер. В целом вся первая часть выдержана в едином духе. Танцевальные и даже вполне изящные черты главной партии задают общий настрой части. Динамичная реприза только закрепляет этот образ.

Изысканная и светлая вторая часть исполняется в основном струнной группой (квартет). Темы проводятся весьма приглушенно, скрипки исполняют партии с сурдинами на пианиссимо. В репризе Гайдн применяет знаменитый «золотой ход валторн», которым украшает главную партию.


Третья часть – это менуэт, но Гайдн сделал его весьма необычным, сопоставив два эффекта: мелодия, исполненная скрипками на пиано и звучание всего оркестра на форте. В этой части также звучит «золотой ход валторн», который композитор использовал в трио. В конце менуэта внезапно возникает минор. Это неслучайно, ведь таким приемом Гайдн предвосхищает общее настроение финала.

Йозеф Гайдн

Четвертая часть поначалу перекликается с первой, ее грациозной темой. Сумрачная атмосфера возникает лишь в репризе, которая внезапно обрывается, причем на самом подъеме. После небольшой паузы звучит адажио с вариациями. Сама тема излагается довольно безмятежно, чувство тревоги начинает нарастать, как только угасает звучность. Инструменты умолкают один за одним, доиграв свою партию. Первыми оркестр покидают музыканты, которые играют на духовых, после этого сцену покидают басы и альт. Наконец, две скрипки, которые исполняют тему с сурдинами, трогательно и тревожно доигрывают свои партии, также удаляясь из зала.


Йозеф Гайдн Симфония № 45 (Прощальная)

Йозеф Гайдн Симфония № 45 (Прощальная)

У кого нет времени на прослушивание всей симфонии может послушать финал.

Йозеф Гайдн - "Прощальная симфония". Финал

Йозеф Гайдн - "Прощальная симфония". Финал


Художник: Slobodan Trpevski

Юрий Левитанский

Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана...

Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана,

А потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,-

Как в «Прощальной симфонии» - ближе к финалу - ты помнишь,

у Гайдна -

Музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу

И уходит - в лесу все просторней теперь - музыканты уходят -

Партитура листвы обгорает строка за строкой -

Гаснут свечи в оркестре одна за другой - музыканты уходят -

Скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой -

Тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины,

И по мере того как с осенних осин облетает листва,

Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,

Что становится явной вся тайная суть естества,-

Все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят -

Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача -

И последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят -

Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча…

Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,

Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,

Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе

И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.


Художник Джеф Ролланд

Подписывайтесь на новый журнал "Меломан"! Размещайте интересные музыкальные материалы, включая свои собственные. Вы отправляетесь в увлекательное путешествие в мир музыки. В добрый путь!

Й. Гайдн «Прощальная симфония»

Удивительная легенда связана с «Прощальной симфонией» Й. Гайдна. Еще более удивительно то, какое впечатление производит это произведение на слушателей, которые никак не ожидают такого необычного финала. В чем же тайна Симфонии № 45 Йозефа Гайдна и почему она называется «Прощальная»? Прекрасная и понятная музыка Великого венского классика, которая завораживает и захватывает с первых тактов, придется по душе каждому, а ее история создания надолго оставит след в сердце слушателя.

Историю создания Симфонии №45 Гайдна, имеющей название «Прощальная», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

История создания «Прощальной симфонии»

Только представьте себе, что вы оказались в такой непростой ситуации: ваш работодатель держит вас на службе уже больше положенного времени и не понимает никаких намеков на то, что вы хотите домой. В наши дни такое невозможно вообразить, а вот несколько веков назад – запросто. В такой неприятной ситуации оказался великий австрийский композитор и его музыканты.

Конечно, первая мысль, которая возникнет у любого – это кто же мог так держать композитора, чье имя прославило свою страну на весь мир? К сожалению, во времена Гайдна у музыкантов было зависимое положение и они, несмотря на свою известность, числились при дворцах знатных особ на уровне прислуги. Так князь Эстерхази, у которого композитор прослужил около 30 лет, относился к нему как к слуге.


Великому венскому классику запрещалось выезжать без согласия за пределы дворца, а все написанные за это время шедевры принадлежали только князю. Обязанности Й. Гайдна были безграничные, он должен был руководить капеллой при дворце, исполнять музыку по прихоти князя, обучать оркестрантов, нести ответственность за все нотные материалы и инструменты, и, наконец, писать симфонии, оперы по требованию Н. Эстерхази. Иногда, он давал на сочинение очередного шедевра всего один день! Но во всем этом были и плюсы для музыканта. Он мог в любое время в живом исполнении прослушивать свои шедевры и оттачивать их, как мастер работает над драгоценным камнем. Но иногда, случались и такие ситуации, когда Гайдн вынужден был применить весь свой талант и смекалку, чтобы помочь себе и своим музыкантам.


Однажды князь Эстергази слишком долго затянул пребывание в летнем дворце. С приходом холодов, музыканты стали болеть, всему виной была болотистая местность. Они очень страдали от бесконечных болезней, а главное, от долгой разлуки со своими семьями, ведь им было запрещено видеться с ними в летнее время, а уйти со службы оркестранты не имели права. Но Гайдн придумал, как выйти из этой непростой ситуации – он написал специальное произведение, которое получило название «». Только представьте, князь Эстергази со своими гостями собрался в зале слушать очередной шедевр великого маэстро, но вместо привычной веселой музыки ему представили печальную и медленную музыку. Прошла первая, вторая, третья и четвертая часть, казалось бы, сейчас будет финал, но нет! Начинается пятая часть и тут музыканты один за одним встают, гасят свечи на пюпитрах и молча уходят из зала. Реакцию слушателей можно предугадать. Так, на сцене остается лишь два скрипача, партию одного из них исполняет сам Гайдн и мелодия их становится все печальнее, пока не стихает вовсе. Оставшиеся музыканты в темноте также уходят со сцены. Намек своего капельмейстера князь Эстергази понял и велел всем собираться для переезда в Эйзенштадт.



Интересные факты

  • Необычность Симфонии № 45 Гайдна обусловлена также и выбором тонального плана. Фа-диез минор очень редко использовался в те времена композиторами и музыкантами. Также нечасто можно было встретить и одноименный мажор, в котором звучит финал симфонии.
  • Дополнительное адажио, звучащее в финале произведения, иногда называют пятой частью цикла. Впрочем, настоящие пятичастные циклы в его творчестве встречаются – это симфония «Полдень». Также Гайдн сочинял и трехчастные произведения, но это было лишь в начале творческого пути.
  • Некоторые симфонии Гайдна программные. Так, у него есть симфонические циклы с названием «Медведь», «Курица». В симфонии «Сюрприз» в средней части внезапно раздается удар, после чего музыка снова продолжается вполне спокойно и неторопливо. Считается, что подобной выходкой Гайдн решил немного «расшевелить» слишком чопорную английскую публику.
  • Служа в капелле у князя Эстерхази, Гайдн вынужден был одеваться строго по установленному образцу. Так, в контракте была оговорена специальная форма одежды.
  • Согласно воспоминаниям многих современников, в 1799 году после премьеры «Прощальной симфонии» в Лейпциге, после финала зрители уходили из зала притихшие и растроганные, что было очень несвойственно в то время. Такое сильно впечатление произвело на них произведение.
  • Мало кто знает, но есть и другие версии, почему Симфония № 45 Гайдна называется «Прощальная». Есть легенда, что князь Эстерхази задумал распустить всю капеллу, что оставило бы музыкантов без средств. Еще одна версия указывает на то, что это произведение символизирует прощание с жизнью. Выдвинуто это предположение было исследователями в XIX веке. Примечательно, что в самой рукописи вовсе нет никакого названия.


  • В настоящее время «Прощальная симфония» исполняется так, как ее и задумывал Гайдн. В финале музыканты один из одним покидают свои места. Иногда сцену покидает и сам дирижер.
  • На самом деле, лишь малая часть симфоний Гайдна имеет свою программу: «Утро», «Полдень», «Вечер». Именно этим произведениям дал название сам композитор. Остальные же наименования принадлежат слушателям и выражают общий характер симфонии или особенности оркестровки. Примечательно, что сам Гайдн предпочитал не комментировать образное содержание произведений.
  • Примечательно, что в период 60-70х годов у Гайдна появляется ряд минорных симфоний: № 39, 44, 45, 49.

Симфония начинается сразу с проведения главной партии, без какого-либо вступления и носит патетический характер. В целом вся первая часть выдержана в едином духе. Танцевальные и даже вполне изящные черты главной партии задают общий настрой части. Динамичная реприза только закрепляет этот образ.

Изысканная и светлая вторая часть исполняется в основном струнной группой (квартет). Темы проводятся весьма приглушенно, скрипки исполняют партии с сурдинами на пианиссимо. В репризе Гайдн применяет знаменитый «золотой ход валторн », которым украшает главную партию.

Третья часть – это менуэт , но Гайдн сделал его весьма необычным, сопоставив два эффекта: мелодия, исполненная скрипками на пиано и звучание всего оркестра на форте. В этой части также звучит «золотой ход валторн», который композитор использовал в трио. В конце менуэта внезапно возникает минор. Это неслучайно, ведь таким приемом Гайдн предвосхищает общее настроение финала.

Четвертая часть поначалу перекликается с первой, ее грациозной темой. Сумрачная атмосфера возникает лишь в репризе, которая внезапно обрывается, причем на самом подъеме. После небольшой паузы звучит адажио с вариациями. Сама тема излагается довольно безмятежно, чувство тревоги начинает нарастать, как только угасает звучность. Инструменты умолкают один за одним, доиграв свою партию. Первыми оркестр покидают музыканты, которые играют на духовых, после этого сцену покидают басы и Йозеф Гайдн «Прощальная симфония»

«Прощальная симфония Гайдна»

Эссе

Выполнил ученик 7 А класса Тимофей О.

Вступление

Симфония - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава, но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.

О композиторе

Йозей Гайдн родился, 31 марта 1732 г. (крещён 1 апреля 1732 г.) в деревне Рорау (Нижняя Австрия).

В шестилетнем возрасте Гайдн был отдан в школу в Хайнбурге, где обучался игре на различных музыкальных инструментах и пению. Уже в 1740 г. Гайдн, благодаря прекрасному голосу, стал певчим в соборе Святого Стефана в Вене. В хоре собора он пел до 1749 г. Живя в крайней бедности и нужде, Гайдн находил отраду только в занятиях музыкой. В австрийской столице он познакомился с итальянским поэтом, драматургом и либреттистом П. Метастазио, который в свою очередь познакомил Гайдна с композитором и педагогом Н. Порпорой.

С 1753 по 1756 г. Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал основы композиции. В 1759 г. он получил место дирижёра капеллы у чешского графа Морцина. Тогда же им была написана первая симфония, имевшая большой успех и завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место капельмейстера в своём оркестре.

Музыкант принял это предложение в 1761 г. и прослужил у князя 30 лет. После смерти Эстергази в 1790 г. Гайдн остался без определённой должности, но имя его как композитора уже было широко известно. Особенно прославили Гайдна его симфонии. Всего им написано 119 симфоний, в том числе 45-я «Прощальная» (1772 г.), шесть Парижских симфоний (1785-1786 гг.), 92-я «Оксфордская» (1789 г.), двенадцать Лондонских симфоний (1791-1795 гг.), явившихся откликом на поездки в Лондон в 1791-1792 и 1794-1795 гг.

Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44 фортепианные сонаты и множество других произведений.

История создания

"Прощальная симфония". Еще ее называют "Симфония при свечах". За номером 45. Фа диез минор. Написана Йозефом предположительно в 1772-м. Как известно, Гайдн лет тридцать служил капельмейстером при князе Эстерхази. Были тогда времена, когда писать "на заказ" считалось нормой. И эта музыка "на заказ" была безупречной, вдозновенной, эмоциональной, пропитанной творческим духом композитора. Так вот, господин Эстерхази, страстный поклонник музыки, заказывал ее на многочисленные семейные праздники и не только.

И вот однажды так случилось, что князь Эстерхази долго не отпускал музыкантов на отдых, а по другой версии, надолго задержался в своем имении, оттягивая свое возвращение в Вену. Музыканты были связаны суровыми условиями контракта и не могли самовольно покидать имение. Они были истомлены работой и ожиданием отдыха, многие участники капеллы отчаялись и попросили Йозефа написать произведение с намеком. Тогда Гайдн, мудрый руководитель и чуткий композитор, написал чрезвычайно тонкую эмоциональную симфонию с необычной структурой. 4 части, которые обычно составляют стандартное строение симфонии, были дополнены 5 частью. Сюрприз ждал князя и его гостей..! И именно в 5 части музыканты один за другим тушили свечи на пультах, покидая сцену. Последней уходила первая скрипка, сам Гайдн. Только доиграв печальную и трепетную мелодию, маэстро ушел. Зал погрузился в темноту. Легенда гласит, что князь Эстерхази, очень образованный человек, чутко понимающий музыку, все-все понял и уехал в Вену, отпустив капеллу отдыхать.

Описание звучания

Патетический характер первой части определяется уже в главной партии, открывающей симфонию сразу, без медленного вступления. Экспрессивная ниспадающая по тонам минорного трезвучия тема скрипок обостряется характерным синкопированным ритмом аккомпанемента, сопоставлениями форте и пиано, внезапными модуляциями в минорные же тональности. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что неожиданно для классической симфонии (предполагается одноименный мажор). Побочная, как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную, только с ниспадающим стонущим мотивом скрипок в конце. Краткая заключительная партия, тоже минорная, с извилистыми, словно умоляющими ходами, еще более усиливает горестную патетику экспозиции, почти лишенную мажорных устоев. Зато разработка сразу же утверждает мажор, а второй ее раздел образует светлый эпизод с новой темой - умиротворенной, галантно закругленной. После паузы с внезапной силой про возглашается главная тема - начинается реприза. Более динамичная, она лишена повторов, насыщена активным развитием.

Вторая часть - адажио - светла и безмятежна, изысканна и галантна. Звучит преимущественно струнный квартет (партия контрабасов не выделена), причем скрипки - с сурдинами, динамика в пределах пианиссимо. Использована сонатная форма с близкими по характеру темами, с разработкой, исполняемой одними струнными, и сжатой репризой, в которой главная партия украшена «золотым ходом» валторн.

Третья часть - менуэт - напоминает деревенский танец с постоянным сопоставлением эффектов пиано (только скрипки) и форте (весь оркестр), с ясно членящейся темой и обилием повторов. Трио начинается «золотым ходом» валторн, а в конце его происходит неожиданное омрачение - мажор уступает место минору, предвосхищая настроение финала. Возвращение первого раздела заставляет забыть об этой мимолетной тени.

Четвертая часть образно перекликается с первой. Побочная партия снова мелодически не самостоятельна, но, в отличие от минорной главной, окрашена в беззаботные мажорные тона. Разработка, хотя и небольшая - истинно классический образец мастерства мотивного развития. Реприза сумрачная, не повторяет экспозицию, а внезапно обрывается на подъеме...

После общей паузы начинается новое адажио с вариациями. Нежная тема, изложенная терциями, кажется безмятежной, но звучность постепенно угасает, возникает чувство тревоги. Один за другим умолкают инструменты, музыканты, окончившие свою партию, гасят свечи, горевшие перед их пультами, и уходят. После первых вариаций оркестр покидают исполнители на духовых инструментах. Уход музыкантов струнной группы начинается с басов; на сцене остаются альт и две скрипки и, наконец, дуэт скрипок с сурдинами тихо доигрывает свои трогательные пассажи.

Такой небывалый финал всегда производил неотразимое впечатление: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные...» - писала лейпцигская газета в 1799 году.

«И никто не смеялся, ибо это вовсе не для забавы было написано», - вторил ей Шуман почти сорок лет спустя.

Вывод

Написанная по такому, казалось бы, случайному поводу "Прощальная" симфония живет до сих пор. До сих пор оркестранты, один за другим, покидают сцену, и оркестр звучит все тише, все слабее: все так же замирают одинокие скрипки..Получилось очень приятное и мелодичное произведение

Мы ждем *Прощальную симфонию*.
Последние минуты.
Вдруг в зале гаснут свечи
Почему-то.

Уж двести лет традиция такая:
Играть все музыканты начинают,
Когда пред ними свечи загорятся-
Произведенье будет исполняться.

Дрожит, как бы волнуясь,
Пламя свечек.
А музыка прекрасна
Бесконечно.

Взлетают так стремительно, тревожно
Смычки. И оторваться невозможно
От звуков, проникающих вам в душу.
И хочется их слушать, слушать, слушать...

Спешит мелодия (и не напрасно)
Все высказать, пока огонь не гаснет.
Звучит она, и в этом нет сомненья,
Что в унисон с моим сердцебиеньем.

А назван монолог тот музыкальный
Создателем его симфонией прощальной.

Подготовила Юлия Бедерова

Одна из немногих минорных симфоний Гайдна и единственная симфония XVIII века, написанная в неудобной по тем временам тональности фа-диез минор. В финале музыканты по очереди уходят со сцены, из музыки посте-пенно выключаются партии разных инструментов, и под конец остаются звучать только две скрипки.

Согласно легенде, заказчик, князь Эстергази Гайдн служил у князя капельмейстером, и семья Эстергази фактически владела правами на всю его музыку и даже распоряжалась свободным временем музыкантов. , задолжал членам отпуск (по другой версии — жалованье) — именно на это они намекали таким необычным финалом. Неизвестно, удалось ли добиться этим остроум-ным приемом справедливости, но медленный финал Прощальной симфонии, на музыке которой сказалось влияние штюрмерства «Буря и натиск» (нем. Sturm und Drang) — предромантическое литературное и художественное направление, в музыке повлиявшее на многих композиторов, от Гайдна и Моцарта до Бетховена и романтиков. Представителей движения называют штюрмерами. , в свою очередь, повлиял на дальнейшую историю симфоний — от Бетховена до Чай-ковского и Малера. После Прощальной стали возможны медленные финалы, чего классическая модель не предполагала.