Сочинение по картине: И. Крамского “Мина Моисеев”

Крамский в своем портрете «Мина Моисеев» изобразил крестьянина. Пожилой дедушка смотрит на нас с холста. Седая борода говорит о том, что он не молод и прожил большую жизнь. В его глазах нет ухмылки, я вижу в его глазах усталость. Морщины покрывают все его лицо.

Не смотря на то, что старик выглядит не привлекательно, мне кажется он предлагает рассказать какую-нибудь интересную историю из жизни. Глядя на картину хочется сесть поудобнее и слушать рассказы крестьянина до полуночи. Складывается впечатление что не хватает на портрете и жены старца, как будто она стоит за его спиной и держит поднос с молоком и краюхой хлеба.

Этот старик, напомнил мне моего дедушку, который любил сидеть в такой позе и рассказывать сказки, а прибаутки. С ним не было страшно остаться на ночь в сеновале, для того что бы посмотреть на звезды.

Крестьянин, изображенный на картине, я думаю, не боится смерти, в его глазах можно прочесть усталость от прожитой жизни. Он не боится работы. Ему по силу вспахать огород или же убрать за скотом. Он мудр и может дать дельный совет, научить уму-разуму. Еще мне почему-то кажется, что он справедлив. Люди, которые не боятся работы, требуют от себя полного выполнения ее. Они очень ответственные, ведь от качества его работы зависит, будет ли у него ужин.

Портрет выполнен в спокойных тонах, и даже черный фон ни капли не омрачает его. Потрепанная и изношенная рубаха, выцвела, и из ярко синей превратилась в тускло-голубую, лишний раз доказывает, что человек этот не богатый, но постоянный в своих решениях и поступках. Глядя на портрет можно фантазировать бесконечно, представляя семью и внуков крестьянина. Какими могли бы быть интересными их вечера в кругу большой семьи. Эта картина заставила меня окунуться в детство и прочувствовать все прелести деревенского быта. Туда, от куда не хочется возвращаться.

Крестьянин с уздечкой.
Мина Моисеев.
1883. Холст, масло. 125 x 93. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.

«Народный портрет», начало которому было положено еще в отечественной живописи XVIII века, в веке XIX получил такое распространение, что образовал особый жанр в портретном роде живописи. Уже в работах А.Г.Венецианова и В.А.Тропинина личность человека из низших слоев общества становится мерилом этической и эстетической ценности, носителем по-новому понятого идеала труженика, «кормильца», воплощением вечного смысла бытия. «Фомушка-сыч» В.Г.Перова может быть поставлен рядом с бессмертными образами мудреца Хоря и поэта Калиныча И.С.Тургенева. Картины Мужичок из робких и Мужик с дурным глазом кисти И.Е.Репина явятся на свет как одна из первых догадок о грозной силе народа, доведенной до крайности и готовой подняться на кровавую борьбу.

Жанр народного портрета имеет собственную поэтику, собственную систему художественных изобразительно-выразительных средств. Художники стараются максимально соблюсти достоверность облика своих моделей, выявляют этнические черты внешности и внимательно прослеживают социально обусловленные и социально значимые качества характеров. Сохраняя индивидуальный строй личности, русская реалистическая живопись выводит в народном портрете на первый план наиболее типичные ее черты. И хотя со времен русского Просвещения, своеобразие которого определила антикрепостническая направленность, народный образ всегда нес в себе черты высокого идеала, в живописи 1870—1880-х годов появляется существенно новое качество, оно связано с попыткой воспринять человека из народа «на равных», прямо и непредвзято. Конкретность образа, серьезная уважительность внимательного подхода к модели отличают и крестьянские портреты Крамского. В каждом — неповторимая личность со своей судьбой и в то же время точная социальная характеристика. Художник одним из первых подмечает начинающееся расслоение крестьянского мира, которое русская живопись отразит бесстрашно, хотя и не без горечи.

Все чаще думалось Крамскому о том, что по России «передвигать» надо не только выставки, но и самих художников, что они должны ездить, узнавать свою страну, свой народ, что, сидя в центре, художник начинает «терять нерв широкой вольной жизни; слишком далеко окраины, а народ-то что может дать! Боже мой, какой громадный родник! Имей только уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть...»

Сам он не мог уезжать на долгие годы, жить в деревне, как это делали тогда некоторые молодые художники: с Петербургом связывали его слишком крепкие нити. Но хотелось писать картины из народной жизни, писать людей из народа. Когда-то он написал небольшую картину «Деревенская кузница». Теперь же задумал дать портреты крестьян.

Первым в ряду этих портретов был портрет Полесовщика. Вот он стоит, этот «лесной человек», загорелый, сильный; за спиной у него дубинка, глаза настороженные. Внутренняя напряженная страстность роднит взгляд полесовщика и взгляд Салтыкова-Щедрина на портрете 1879. Те же светло-голубые, обведенные тонкой коричневой каймой глаза, маленький черный зрачок оттенен бликами и тонким-тонким белым мазком по нижней части радужки. Но в неистовых глазах полесовщика нет ни разящей силы интеллекта, ни муки, отразившихся во взоре писателя. Сила взгляда мужика в простреленной шапке — едва сдерживаемая, но холодная, круглые, светлые серо-голубоватые глаза словно обесцвечены злобой, в центре темного маленького, как след дроби на шапке, зрачка острый бличок, сбоку на радужке — еще один, сдвоенный, третий, из трех светлых точек — на белке. Эта дробно вспыхивающая, переливающаяся по форме глаза «бликоватость» оставляет впечатление неприятной пристальности и вместе с тем неуловимости ускользающего взора.

Иногда эту работу называют по-иному — «Мужик с дубиной» или «Мужик в простреленной шапке». Описывая этюд картины, Крамской предложил в письме к П. Третьякову такую ее трактовку: «Мой этюд должен был изображать один из тех типов, которые многое из социального и политического строя народной жизни понимают своим умом и у которых глубоко засело неудовольствие, граничащее с ненавистью. Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины, Пугачевы, а в обыкновенное время они действуют в одиночку; но никогда не мирятся».

Лишь в 1883 году Крамской придет к образу, поистине обладающему силой обобщения, впитавшему итоги многолетней работы над народным портретом. Картине Крестьянин с уздечкой из Киевского музея русского искусства свойственна та монументальность, которой отмечены лучшие из портретов Крамского.

Моделью Крамскому послужил Мина Моисеев, чей портрет находится в Государственном Русском музее (1882): хитро посмеивающийся в седую бороду, сложивший на груди руки, он поначалу кажется щупленьким и дряхлым, и лишь присмотревшись, замечаешь, какие могучие плечи обтянуты ветхой голубоватой выцветшей рубахой. Оживленные лукавые глаза смотрят из-под седых лохматых бровей. В «Крестьянине с уздечкой» крупные складки драного армяка спадают величественными складками, подчеркивая ширину и силу плеч, ссутулившихся от вековечного тяжкого труда. Натруженные, большие, сильные еще руки опираются о палку. Он чем-то напоминает образ Толстого: крупные черты лица с широким носом, мохнатые брови, просторный морщинистый лоб, взгляд, исполненный спокойной силы и мудрости, ясности и здравого смысла. «Мужик с уздечкой» Крамского — воплощение богатырской силы народной, и это роднит его с образом Савелия, богатыря святорусского из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил...

Нота исторического оптимизма, которой заканчивал свои искания в народной теме Крамской, прозвучала в его произведениях одновременно, согласно с той трагической и героической поэмой народного прошлого, какую в начале 1880-х годов представил на суд зрителей В.И.Суриков в своем полотне Утро стрелецкой казни. Впоследствии, в 1890-х и начале 1900-х годов, эта взятая Крамским нота отзовется гимном богатырской силе народа в Запорожцах Репина и Богатырях кисти Васнецова.

Но и наиболее оптимистическому среди народных образов Крамского свойствен оттенок скрытого трагизма. Вообще безмятежность чужда музе художника. Его герои не улыбаются — посмеивающийся Мина Моисеев редкое исключение. Лишь иногда горькая или задумчивая усмешка прячется в уголках губ.

Мина Моисеев. 1882

Крамской И.Н.
Холст, масло
56,5 x 45

Русский музей

Аннотация

Создание собирательных образов людей из народа Крамской считал одной из важнейших за-дач современного искусства. "А народ-то что может дать! Боже мой, какой громадный род-ник!" - писал он Илье Репину. В портрете Мины Моисеева ярко проявилось свойственное художнику умение концентрировать внимание на самом существенном. В облике крестьянина, в его свободной, непринужденной позе ощущаются внутреннее спокойствие и независимость. Изборожденное морщинами старческое лицо излучает человеческое тепло, доброту, свидетельствуя об умудренности и жизненном опыте.

Биография автора

Крамской И.Н.

Крамской Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1869).
Родился близ Острогожска Воронежской губернии. В молодости работал ретушером у столичных фотографов. Учился в Академии художеств у А.Т. Маркова (1857-1863). Инициатор и участник "бунта четырнадцати". Организатор и идейный руководитель Петербургской Артели художников, ставшей прообразом будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1868). Совершил поездки по странам Европы (1869, 1876, 1884).
Один из создателей жанра социально-психологического портрета, автор галереи портретов современников - писателей, художников, деятелей науки и культуры и крестьян. Создал ряд произведений на исторические и литературные сюжеты. Автор критических статей по вопросам современного искусства. Оставил большое и ценное эпистолярное наследие.

И. Н. Крамской - замечательный портре­тист, который уделял большое внимание внут­реннему миру человека, изображая характеры и переживания людей.

Крестьяне, герои многих произведений И. Н. Крамского, - это и пасечник, живущий с природой одной жизнью (“Пасечник”), и фи­лософ (“Созерцатель”), и забитый, проживший долгий безрадостный век старик (“Мужичок с клюкой”), и полный внутреннего достоинства деревенский староста (“Деревенский староста”).

В 1882 году Крамской создал “этюд рус­ского мужика” - портрет Мины Моисеева.

Это деревенский мудрец, добродушный и од­новременно лукавый старичок “себе на уме”. Его лицо изборождено морщинами, руки боль­шие, жилистые. Перед нами предстаёт труже­ник земли, познавший тяготы крепостной му­жицкой доли.

Крестьянин Мина Моисеев дан в полу­оборот, на нём выцветшая рубаха. Живая вы­разительность лица, пристальный взгляд ис­крящихся глаз позволяют предположить, что старик крайне заинтересован в чём-то про­исходящем на его глазах. Но спокойная по­за, оттенок благодушия и какой-то своеобраз­ной умудрённости жизнью говорят о том, что он остаётся только наблюдателем и сохраняет свои мысли при себе.

Герой Крамского - обаятельный и муд­рый человек. В этом портрете выражены ум, опыт, внутреннее достоинство представителей русского крестьянства. (163 слова)

Глоссарий:

– сочинение по картине Крамского Мина моисеев

– сочинение по картине мина моисеев художника и н крамского

– мина моисеев описание внешности

– описание картины мина моисеев

– сочинение по картине мина моисеев


Другие работы по этой теме:

  1. Крамский в своем портрете “Мина Моисеев” изобразил крестьянина. Пожилой дедушка смотрит на нас с холста. Седая борода говорит о том, что он не молод и...
  2. Крамской, нарисовал портрет Суворина в 1881 году. Суворин был издателем газете “Новое время”, и лично попросил своего друга Крамского, нарисовать его. По мнению историков, эта...
  3. Крамской написал картину “Майская ночь” в 1871 году, по мотивам произведения Н. В. Гоголя. При создании этой картины, художнику необходимо было окунуться к мотивом украинских...
  4. Иван Николаевич Крамской - замечательный рус­ский художник, прекрасный мастер исторической, портретной, жанровой живописи. Иван Николаевич создал огромное количество потрясающих полотен, но, пожалуй, самой известной его...
  5. По мнению историков и критиков, Крамской, был знаменит своими портретами. Его портреты отражают те времена, в которых жил сам художник. Он рисовал людей тех людей,...
  6. Насколько мне известно, Крамской и Третьяков были друзьями, которые познакомились в 1869 году. Помимо картин купленных Третьяковым для своей галереи у Крамского, а их было...
  7. Крамской изобразил на этом портрете свою жену, нарисовав ее в 1869 году. Как мне известно, он очень любил свою семью и был привязан к ней,...