История русской балерины. Необычный день рождения Записки русской балерины

48 фуэте Анастасии Волочковой
на костях завистников и подлецов

Анастасия Юрьевна Волочкова.
Родилась 20 января 1976 г. в Ленинграде.
Бывшая балерина Мариинского и Большого
театра, актриса, лауреат многих премий.
Заслуженная артистка России.
Народная артистка Карачаево-Черкесии.
Первое, что скажу: не хочу и не буду вдаваться в подробности, кто именно писал книгу Анастасии - сама ли она, или кто-то из литературных рабов помогал - не в том суть! Если помогали - помогли хорошо: ее голос, стиль и тон слышатся в каждом слове! А судя по тому, что Настя страдает устойчивым комплекс отличницы и всегда сама предпочитает дойти до самой сути явления, события или новой поставленной самой себе задачи, литературное письмо не составляет для нее никакой проблемы, и такого рода работа ей явно по плечу.
Честно признаюсь, купила я книжку Анастасии Волочковой с одной целью - слегка поглумиться! И не то чтобы я уж очень плохой, просто надо было срочно сдавать какой-то критический материал в мою любимую рубрику БЕЗДАРЬ. Все сроки прошли, и взгляд нашего главреда с осуждающего сменился на презрительный.

Балетом я особо никогда не увлекался, хотя при случае и при удачном стечении обстоятельств с удовольствием посещал спектакли. Имел счастье видеть Наталью Бессмертнову в «Жизели», знаменитый уникальный большой батман Надежды Павловой (которую сгнобили в Большом так же, как Волочкову!), в потрясающем балете «Спартак» видел самого Мариуса Лиепу!
О балете и его внутренней кухне знал скорее опосредованно от моей хорошей подруги и ее знакомых. Знал, что в «Датском королевстве» перманентно проходят войны не на жизнь, а на смерть!

Телевизор включаю редко и за неимением времени предпочитаю все события рассматривать под своим собственным углом зрения. И тем не менее при всей той грязи, которая лилась на голову самой красивой женщины России, по привычке как-то внутренне хоть и был на ее стороне, все-таки мало верил в ее талант писательницы. Купил ее книжку поиздеваться над очередной звездой, которая решила заработать быстрым и легким способом, как с удовольствием в свое время я поглумился над пошловатой книжкой глуповатого Малахова с его дорогими унитазами и богатыми любовницами! Ну извините, ну не мог я поверить, что очередная звезда в состоянии написать хоть что-то талантливое помимо «отгламуренной безделки» и поучений во что одеваться!
Из личных своих ощущений по поводу Насти ясно и четко помню одно, которое врезалось в память навсегда, поставив меня в ряды ее защитников при всяком случае, когда очередной раз кто-то выливал в ее чистое аристократическое корыто ушат своих сладостных пролетарских помоев. Особенно раздражал меня каким-то щенячьим покусыванием тонких щиколоток красавицы балерины ничего в своей жизни значительного не сделавшая светская львица Собчак! Я вообще не люблю агрессивных дамочек - они вызывают справедливое подозрение в личной неприязни и самой черной зависти на почве чего-то не совсем пристойного! А тут было чему со стороны оной завидовать по-черному!

По одну сторону - красота, от которой слепит глаза, а по другую - ну... понятно, что там по другую сторону (особенно нечто нелепое в широкополой шляпе с дешевыми театральными стразами в программе «Две звезды»! Эти шляпы обеим ведущим шли примерно так же, как коровам седло!). Ну да не будем о суетном!

Так вот, первое личное ощущение - участие Насти в программке «Розыгрыш». Эту программу я как-то с удовольствием несколько раз посмотрел и убедился в очередной раз, что наша российская доморощенная попса, мало того, не обладает никаким талантом и чувством юмора, так чаще всего хамовата, грубовата и туповата до такой степени, что стыдно становится зрителю. Притом, что самой попсе стыдно не бывает в принципе, никогда и ни за что! Она чаще всего даже не чувствует грани между стыдом и нормальным человеческим поступком! Ну да Бог ей, попсе, судья! Зато зрителям весело в очередной раз убедиться, что наш попсовский олимп занят абсолютно случайными людьми и, в общем-то, может быть легко освобожден в любой момент более достойным претендентом на престол. И вот, среди этого хамоватого шабаша, вдруг вижу очередной розыгрыш с Волочковой, к которой относился довольно снисходительно после всех этих слухов. И что же я вижу?
Настю привязали веревками к потолку, она висит, болтаясь между небом и землей, народ разбежался, а в зале начался пожар! Пожар, конечно, не настоящий - но Насте-то это было неведомо! Я представила себе, как сейчас она начнет визжать и материться, как это водится у всех светских дам! И наконец-то я увижу истинное лицо этой холодной с виду красавицы! Вспомнил поведение Собчак при аналогичном розыгрыше: та стала угрожать всем чуть ли не Путиным - визжа, ругаясь, матерясь и всем обещая разборки на самом высоком уровне! Собчак регулярно и прилюдно время от времени щипала непонятно за что, как в той частушке: «Мимо тещиного дома я без шуток не хожу...». Что же Настя?
Настя висела под потолком и тихим жалобным голосом взывала к людям, оставившим ее так висеть: «Люди! Люди, где вы? Люди!!!» Я не могла поверить своим собственным ушам! Можно обмануть всех, можно притворяться тем, кем ты не являешься и никогда им не был! Можно всем такое про себя наплести, что и родная мать вас не узнает! Но в экстремальных ситуациях человек наконец-то становится самим собой. И истинное лицо Насти Волочковой оказалось самым привлекательным и симпатичным среди всех участников этой веселой передачи! Меня поразила эта воспитанная, интеллигентная до мозга костей девушка, которая не то что трехэтажным матерком, да еще с искусным довеском из собственного жаргончика, не послала тех, кто ее бросил в такой ситуации, так еще и грубого слова не сказала в адрес устроителей - ни во время, ни после розыгрыша! И в своей книжке описала это задорно и весело, несмотря на тяжелую жизненную ситуацию в ту пору!
Честно говоря, я испытал культурный шок и зависть. Хорошую светлую зависть к человеку, который способен вот так реагировать несмотря ни на что! Как говорят знающие люди, - чтобы узнать, насколько воспитанна твоя девушка, послушай, что она скажет, когда споткнется!
Меня этот эпизод настолько восхитил, что после этого я еще долго трубил на каждом углу о том впечатлении, которое на меня произвела Настя. И впервые задумался: а почему о ней ходит столько грязных сплетен? И, как правило, глумятся-то над ней и издеваются люди, мягко сказать, мало воспитанные, беспардонные, бесталанные и хамоватые по сути своей!
И все-таки... есть в нашей прессе, конечно, какая-то магическая сила - начнут кого-то щипать, так ощиплют до кожи начисто, оставят без единого перышка! Наша пресса - сгусток нашего общества, только в карикатурном виде, и ненавидит она красивых и успешных с той же отчаянной силой, как и все общество в целом! И пример - не только Настя!

Многие ли у нас знают, что Чулпан Хаматова часто и успешно снималась в Германии? Кто знает об успехах Дины Корзун в Англии?Разве у нас об этом пишут? Увы! Одна-две заметки - и до свидания! За это не платят! А несчастный Дима Билан, завоевав свое честное и красивое 1-е место на «Евровидении», кроме каких-то желтых статеек и ерничанья в нашей прессе мало что получил - в отличие от заморских стран!
Эй, господа - ну почему мы все такие злые? Любит у нас пресса писать о каких-то малозначительных, ничтожных, никому не нужных львицах, которые таскаются по всем подряд тусовкам и ни черта больше в жизни полезного не делают! Но зато к кормушке приглашают - можно и выпить, и закусить под столом у такой львицы на халяву и сытно!
Герои сегодняшнего дня России - пустые и тупые ничтожества, но даже если, случайно затесавшись в свору придурков, кто-то из них окажется не настолько глуп, так и тот так удачно прикидывается идиотом, что от настоящих идиотов его уже отличить невозможно - выглядеть умным нынче как-то не модно стало! Идиотов больше ценят и чаще показывают по ящику!

Это все лирика. Я о Настиной книге!
Впору сразу после прочтения кричать с пафосом: «Подлые завистники - покайтесь!» Так ведь не покаются! Главное, что вынес я из этой книги - подтверждение моим давним мыслям, что наше нищее душой человечество не имеет ни малейшего права на существование! Ни малейшего! И справедливо будет, когда сгинет оно в очередной раз в пучине, не оставив после себя сколько-нибудь значительного следа в истории нашей древней вселенной! И очередной раз Господь утрет пот с чела, вздохнув в недоумении: «Опять ничего не получилось!»
Так я это все о Насте!
За что ребенка, который настолько самоотверженно рвался к своей мечте, травили еще в балетной школе, унижая изо дня в день? Чем она провинилась перед этим миром и этой жизнью, чтобы ее, принятую в балетную школу условно, оскорбляла преподаватель этой школы, пропихивая всюду свое чадо? За что? И как теперь эта мегера живет с таким моральным грузом в душе? Стала ли она и ее дочь счастливее от того, что нанесли рану чужому ребенку на многие и многие годы? Сомневаюсь!

За что выгнали из Мариинки? За что травили в Большом? За что портили ее костюмы?
В принципе, я абсолютно точно знаю - за что!
Первое: безумно красивая женщина без единого изъяна - как такое можно простить? Красива настолько, что слепит глаза от этого чистого лица с огромными бездонными глазами! Как такое можно простить?
Не истеричная, не базарная, умеющая прятать все свои эмоции внутри, - по всем признакам аристократка души… Как такое могут простить скандалистки, проходимки, беспардонные циничные хабалки и прошмандовки всех мастей как женского, так и «мужеского» пола? Как такое можно простить?
Дети лагерных вертухаев у нас в стране всегда ненавидели интеллигентов и норовили их пнуть если не ногой, так хоть грязным своим языком! Ничего удивительного! Не впервой!
Ну как она спокойно может жить - эдакая красавица, да еще талантливая? Ни за что! Талантливыми могут быть только ущербные девушки - иначе никак!
Да и нравственно ущербных у нас как-то получилось намного больше! Не отвечает на хамство, теряется порой, когда в лицо ей хамят, брызгают слюной и учиняют бабские дешевые склоки прилюдно!
Как такое ей можно простить? Не вступает в эти склоки, а достойно молчит, удивленно хлопая своими огромными глазищами! Как такое можно простить!
Провоцируют ее на судебные тяжбы, отравляя жизнь и любимую работу, - а она достойно держит себя и не ведется на дешевку - как такое можно простить?

Так я о книге. Мне понравилось, что главы названы ключевыми балетами Анастасии, партии в которых она танцевала с таким упоением! Восхищает ее отношение к работе и главное - ее отношение к жизни!
Несколько раз я хохотал буквально до слез, читая про «раздедех» из балета «Спящая красавица» и про крючок от ее костюма, который зацепился за костюм партнера!
У Насти отменное чувство юмора, одна беда - слишком тонкое для массового контингента телевизионных дамочек, принимающих ее неумение ответить на хамство хамством за неспособность шустро соображать! Конечно, Волочкова не всякие там «канделаки собчаковны», которые лепят все, что в голову взбредет! Она говорит всегда неспешно, подумав, и главное - грамотно и взвешенно, отчего к словам ее относишься гораздо серьезнее.

ЗАПИСКИ БАЛЕРИНЫ: КАК ПРОХОДИТ ДЕНЬ БАЛЕТНОГО АРТИСТА

Мое утро начинается, как у всех, с завтрака: достаточно лёгкого, но питательного. В идеале – это овсянка и кофе с молоком, а почти сразу после у меня в расписании балетный класс. Я не люблю вставать за три часа до класса, чтобы не спеша полистать ленту фейсбука. С утра мне важно быть в тонусе, готовой к активным репетициям. Поэтому я лучше посплю лишних полчаса, чем буду неспешно бродить по квартире.

Утренний класс для балетных – как «отче наш»: важно потянуть и разогреть все связки и мышцы, поставить себя на ноги, привести руки и спину в тонус. Это не только рабочее обязательство. Для меня утренний класс – залог здоровья и безопасности от травм. Ведь именно с утра можно прислушаться и почувствовать своё тело: насколько оно восстановилось за ночь, какую нагрузку можно и стоит давать сегодня на репетициях.

Репетиции обычно идут после класса: если вечером я выхожу в ведущей партии, всегда стараюсь прийти на репетицию к кордебалету, что бы проверить мизансцены, какие-то общие картины с персонажами и понять обстановку в целом. Если же вечером в спектакле у меня корифейская партия, то днем будет и своя индивидуальная репетиция: репертуар насыщенный и репетировать все нужно заранее, что бы получать хороший результат.

Днём перед тем как начать готовиться к спектаклю, я всегда стараюсь поспать, хотя бы 40 минут. Это помогает организму перезагрузиться и немного расслабляет морально. Не всегда удаётся выделить на сон время, но, тем не менее, для меня это важно.



Подготовка к спектаклю начинается примерно за два часа до начала: я спокойно наношу грим, приходит мастер по причёскам. Потом нужно проверить реквизит и костюм, украшения на голову и т.д. Кроме прочего нужно разогреться и прогнать некоторые моменты на сцене: нам не всегда удаётся порепетировать на сцене до спектакля.

Ну а после спектакля (скажу сразу, далеко не все это делают) я люблю хорошенько . Хоть и поздно, но сил потрачено много, и аппетит просыпается зверский. А перед спектаклем наедаться нельзя. Обычно после выступления адреналин просто зашкаливает, но я стараюсь поскорее лечь спать, ведь зачастую следующий день снова рабочий, а значит снова потребуются силы и настроение для продуктивных репетиций.

В выходной (он в театре всего один) стараюсь максимально восстановиться: выспаться, спокойно и вкусно поесть, уделить время себе. Конечно, помимо балета тоже есть жизнь: обычные дела дома, с семьёй и друзьями. В театре выходной выпадает на понедельник, и безусловно, – это плюс, поскольку все учреждения работают, и всё важное можно успеть сделать за день. Хотя бывает, когда и выходной – рабочий: съемки или проекты вне театра. Обычно их я откладываю на понедельник, ведь из репертуара очень сложно вырваться, да и в приоритете, конечно, театр. Балет забирает много времени, но на семью и некоторые хобби оно всегда найдётся. Как минимум – в выходной, максимум – в вечера без спектаклей.

В оформлении использованы фото из личного архива Анны Муромцевой.

Балет - это такое странное действо, о котором все знают, но которое и по телевизору не смотрят, и живьем как-то не считают нужным наблюдать. Балерины, балеруны и балетоманы живут в отдельном мире, но и в него можно заглянуть. И даже восхититься. Вот мы тут слегка и повосхищались.

Кусачие рецензии
Блоха в свитере
bloha-v-svitere.livejournal.com

Основную массу рецензий хозяйки блога печатает газета «КоммерсантЪ», но некоторые непечатные можно найти только тут. Прелесть «блошиных» заметок в том, что она действительно профи и оценивает спектакли в духе «танцовщица продемонстрировала совершенно французскую культуру постановки стоп» и анализирует балетные экзерсисы на 300 лет в глубину. Читатель дышит с уважением. А то, наоборот, автор находит в старом балете прелестные аллюзии на день сегодняшний: «Сверху в центр кучи шлака медленно-медленно спускается металлический штык. Сначала, конечно, вспоминаешь чеховское ружье: если есть штык, на него должна быть наколота бабочка. А чуть позже поражаешься сходству штыка со знаменитой сосулей, обессмертившей имя Валентины Матвиенко. В финале он безжалостно протыкает избранницу Екатерину Кондаурову. Что и говорить, самая петербургская смерть во всей столетней истории «Весны священной»! Кроме всего прочего, в этом блоге идет постоянный конкурс чужих балетных рецензий.

«Посетители уже ругаются. У одного посетителя приемный сын угнал спортивную машину, доехал до Лондона, бросил машину, выкинул ключи. Короче, дурдом. Так и хочется встать с ног на голову. Кстати, эта поза очень расслабляет и омолаживает, попробуйте».
larissapub.livejournal.com

Bolshoi Ballet Academy Teacher
Балетный мужчина
ballet-school.livejournal.com

Если мужчина танцует балет, то он, ясное дело, не балерина. И не балерун. И не танцовщик. Оказывается, они предпочитают называть себя «балетные». Вот один из таких балетных мужчин ведет журнал, где можно вдоволь полюбоваться балетом не то что из-за кулис, но даже из-под станка, поскольку автор преподает в Московской академии хореографии. Он регулярно выкладывает душераздирающие кадры балетной растяжки на уроках и парадные фото с генеральных репетиций, где уже растянутыми ножками мальчики и девочки бесстрашно прыгают над оркестровой ямой. Знаете ли вы, что такое реконструкция урока? Оказывается, и такое бывает: специалисты восстанавливают работу у станка по записям старых балетных мастеров. И еще много чего вкусного и удивительного, в том числе добрые рассказы о том, как однажды на конкурсе нашему герою конкуренты намазали финалгоном балетный бандаж…

Larissapub
Трактирщица от станка
larissapub.livejournal.com

Превращение балерины в трактирщицу - отличный сюжет для трагической новеллы в духе Манна или Мериме или, наоборот, развеселой баллады в духе Киплинга. Впрочем, хозяйка этого блога как будто совершенно не страдает от такой перемены. Да и то сказать, балерины, как боксеры, бывшими не бывают. Оставив русскую сцену и занявшись собственным бизнесом в Англии, мотаясь между Портсмутом и Лондоном, хозяйка блога все равно остается балериной. Изгоняет плохое настроение новыми упражнениями, оценивает блюда с точки зрения калорий и влияния на мышцы, видит сны о танцах и не пропускает балетных премьер. Собственно, напрямую о балете она пишет немного, зато выкладывает свою личную систему упражнений для поддержания фигуры. И еще винтажные балетные фотографии. И мемуары. И рецепты. И рассказы о посетителях паба. То ли посетители сплошь колоритнейшие персонажи, то ли балет здорово оттачивает умение быть точным в деталях. Бонус - роскошные пейзажи Великой Британии.

Их создатели - целые эпохи в мире балета, но еще ценнее, что свой опыт, свой голос, свой взгляд на жизнь они смогли изложить для всех нас на бумаге. И теперь, дети XXI века, мы можем зачитываться тем, как жили великие артисты прошлого, как возникали знаменитые хореографические постановки, какими были взаимоотношения людей, их создававших.

Тамара Платоновна Карсавина. «Театральная улица». Воспоминания.

Мемуары Карсавиной далеки от скандальной сенсационности. С простотой и любовью талантливого человека, живущего своей профессией, вспоминает она о годах детства и учебы в Петербурге, Мариинском театре, о революционном периоде и дягилевской антрепризе. И, конечно, вспоминает своих великих партнеров: Нижинского, Гердта, Фокина. Многие отмечают, что лучшая часть воспоминаний - детство Карсавиной, где всплывает много бытовых деталей, сегодня уже слабо известных далеким потомкам.

Из воспоминаний Тамары Платоновны можно узнать и о жизни дореволюционного театра:

"В этом году Масленица принесла чрезвычайно важное для нас событие – отец покидал сцену, и ему предстояло устроить свой прощальный бенефис. Он выбрал последнее воскресенье перед Великим постом. Театры обычно были переполнены во время Масленицы – в те годы пост соблюдался очень строго, все увеселения прекращались до Пасхи, так что каждый стремился напоследок повеселиться вволю. Отец рассказал нам прелестную историю, произошедшую на Пасху несколько лет назад: императорская семья посетила дневное представление, и император Александр III выразил желание поесть блинов с артистами. Поднялась страшная суматоха, и словно «по щучьему велению» на подмостках установили столы и приготовили все необходимое. По окончании представления их величества взошли на сцену, Мария Федоровна села во главе стола, все подходили к ней со своими тарелками, и она накладывала им блины из большого блюда, стоявшего перед ней. По такому случаю она даже надела маленький фартучек. Император то сидел, то прохаживался среди гостей и находил для каждого доброе слово".

Суламифь Михайловна Мессерер. "Суламифь. Фрагменты воспоминаний»

Балетные занятия Суламифи Мессерер начинаются в голодных 20-х годах в Советской России. Хронологически, это как раз тот период, когда Карсавина покинула страну. В большой и одаренной талантами еврейской семье, девочка имела поддержку в лице старших братьев и сестер, и ее путь в балете продлился без малого девять десятков лет.

Суламифь танцевала сама, и работала как балетный педагог, а так же воспитывала племянницу - дочь репрессированной сестры, Майю Плисецкую. В 1980 году она осталась в Японии, а после работала в английском Ковент-Гардене. Ее мемуары, записанные в последний год жизни живым языком, поражают и практической мудростью, и точностью, подчас весьма колких, суждений. Иногда в них заметна полемика и с собственной племянницей - Майей. Так, они совершенно по разному воспринимали своего педагога Екатерину Гердт. А уж сколько бытовых деталей подмечала она, и с каким, хотя и горьким, юмором, о них повествует:

"Ударный труд на пуантах часто оплачивался натурой. Помню годы, когда я с благодарностью принимала в качестве гонорара, к примеру, пакет сахара, бутылку масла. Однажды, выступая с Асафом, мы получили кило гвоздей и галоши в придачу. Чем именитее балерина, тем больше пар галош ей причиталось. Хочешь – экипируй на осень всю семью. Хочешь – обменяй на рынке опять-таки на съестное."

Майя Михайловна Плисецкая. "Я, Майя Плисецкая", "Тринадцать лет спустя".

Мемуары Май Плисецкой - мемуары человека неординарного, мыслящего, подчас, наперекор всем, стремящегося на все иметь собственную точку зрения и, в то же время, привыкшую не доверять никому. Чувствуется, что выковать такой характер могла только непростая артистическая судьба, когда приходилось бороться и за свой репертуар, и свое особое видение. Майя Михайловна жестко и беспощадно обличает советскую систему, при которой ей приходилось жить и работать в Большом театре не на своих условиях. То, как подчас безжалостна она к людям из своего прошлого, заставляет по-другому взглянуть на творчество балерины. Можно по разному относиться к ее тексту и воспоминаниям, но оторваться от чтения практически невозможно:

"Щедрин - профессионал самой высокой пробы. И балет мог сделать отменно, и оперу, и что угодно. И писал он балеты прямо мне в помощь. В вызволение от надвигающегося возраста: новый репертуар обязательно выведет в следующую ступень искусства, новый репертуар один сможет уберечь от театральных злокозней, от самоповтора, от втаптывания, погружения в инертность, в бездействие…

Конечно, каждая новая сверхзадача увлекала его, зажигала препятствием. Но была здесь и немнимая забота обо мне, боление, сопереживание, тревога. А может, проще говоря, любовь?.. Я пишу эти строки, и меня затопляет нежность. Будет неполной моя книга, промолчи я обо всем этом."

Габриэла Трофимовна Комлева. "Танец - счастье и боль… Записки петербургской балерины"

В своих воспоминаниях Габриэла Трофимовна рассказывает о блокадном детстве и эвакуации в Сибирь, о годах обучения в прославленном Ленинградском хореографическом училище, своих педагогах и одноклассниках, включая Рудольфа Нуреева. Начало ее творческого пути в Кировском театре совпало с интереснейшим периодом его истории.

В годы «хрущевской оттепели» балет переживал мощный творческий подъем: ломались представления о жизни и об искусстве, создавались новые спектакли, формировались и новые ценности, приоткрывался «железный занавес». Зарубежные гастроли дали возможность артистам познакомиться с миром, а Западу открыли блистательное искусство нового поколения русских исполнителей.

"Однажды мама вернулась очень взволнованной и стала вопреки обыкновению рассказывать, какой трудный был у нее обратный путь. Спрятав полученный хлеб, она возвращалась привычной дорогой. Далеко впереди брела согбенная фигура закутанного, как принято, человека. Шедший падал и, полежав, вставал. Это было привычно люди падали от голода и вставали не все, так порой и замерзали. Паузы между падением и подъемом увеличивались, а разделявшее идущих пространство сокращалось. Человек снова упал, выронив из рук хлеб. По величине куска можно было судить, что выкуплен он на несколько карточек, предназначался еще и тем, кто ждал дома. Человек не поднимался. Мама дошла до него, первым делом схватила валявшийся на снегу хлеб, потом помогла встать упавшему. Его руки настойчиво искали этот выроненный хлеб, и мама вернула чужое сокровище. Так дальше они и шли: путник падал, мама подбирала хлеб, потом помогала встать, вкладывая хлеб в окоченевшие руки. Мама довела ослабевшего совсем человека до его парадной, помогла войти в нее".

Татьяна Михайловна Вечеслова. "Я - балерина".

Биография Вечесловой кажется типичной для балерин той эпохи: родилась в Петербурге, где и прожила всю жизнь. Мать - Евгения Петровна Снеткова - была артисткой балета Мариинского театра и педагогом-хореографом. Дед Татьяны был оркестрантом Мариинского театра. Возможно, именно эти факты и определили отношение к балету.

Она была знакома с выдающимися личностями своей эпохи - Вагановой, Хачатуряном, писателями Толстым и Фадеевым, дирижером Мравинским. Была подругой великой балерины Галины Улановой. Вся книга пронизана теплотой по отношению к этому человеку. Да и вообще, в своих мемуарах Вечеслова ни об одном человеке не говорит плохо, не делает резких замечаний. Зато с любовью и оптимизмом пишет о профессии, об эпохе, в которую приходилось жить и работать.

"Есть осенний цветок, в котором больше жизни, чем в весеннем подснежнике. Он живет "полным голосом", выталкивая на свет все новые и новые бутоны, словно боясь, что не успеет взять от жизни все прекрасное, не отдав взамен свою красоту и жизнь. Он пахнет пряно и остро... Он поит меня своим ароматом, дразнит меня, вливая какую-то дерзкую энергию, тревожа мое воображение... Я опускаю лицо в бледно-розовые гвоздики, прощаясь с лучшей порой природы... Гвоздика никогда не осыпается. Она не отдает себя ни ветру, ни земле. Она гордо увядает, сопротивляясь до последних минут, пока ее зеленые чашечки не сожмут упрямых лепестков! И, глядя на умирающие цветы, я не думаю о грядущей весне с подснежниками, я оплакиваю расставание с гвоздикой и слышу ее властный голос: "Найди в осени весну и веру в жизнь!"