Картина «Подсолнухи» – известный шедевр Винсента Ван Гога. Подсолнухи

Существуют такие произведения искусства, которые дрейфуют по галереям всего мира и становятся почти синонимами с именем и методом живописи художника.

Картина «Подсолнухи» Винсента Ван Гога является прекрасным примером. Важной является не только связь художника и картины, но и связь художника и влияние этой картины на развитие искусства. «Подсолнухи» Винсента Ван Гога были многократно скопированы и продублированы разными художниками (хотя ни одному не удалось достигнуть бодрости и интенсивности цвета, подобно Ван Гогу) и изображаются везде, от предметов быта до художественных выставок.

Быстрое развитие стиля характерных для полотен, наполненных закрученными всполохами ярких цветов с изображением людей и природы, является сущностью чрезвычайно известных работ Винсента Ван Гога. Искусство Ван Гога можно интерпретировать по-разному. Его картины становятся источником вдохновения для других художников. Натюрморт – ваза с четырнадцатью подсолнухами — был создан в Арль, Франция в течении августа 1889 и сейчас она находится в Национальной галерее в Лондоне, Англия. В картине преобладают яркие солнечно желтые, богатые золотые тона и теплые земляные.

При детальном рассмотрении этой картины зритель может заметить аспекты, которые кажутся перетекающими из одной части в другую. Яркие цвета выражают эмоции, как правило, связанные с жизнью подсолнуха: от ярко желтых цветов к темно коричневым, увядающих и мертвых. Этапы жизни представлены через полярные противоположност и. Возможно, именно эта техника так привлекает к подобной живописи; видя все углы спектра жизни, человек достигает глубокого понимания связи всех живых существ между собой.

Есть много разных интерпретаций этой картины (каждая однозначно определяется как произведение Ван Гога), в которых есть лишь незначительные различия, разделяющие их. Общая компоновка картины обычно остается постоянной. Хотя эти картины очень похожи между собой, но каждая из них выделяется как уникальное произведение искусства.

Ван Гог начал писать «Подсолнухи» после отъезда из Голандии во Францию с целью создания художественного сообщества.

В этих картинах изображаются иллюзии света, чтобы подчеркнуть структуру и контур предмета. Форма контура объекта усилена линией, разделяющей предмет и стену. На картине присутствуют желтые, зеленные и некоторые штрихи синего цвета, и они не конфликтуют друг с другом. Эти цвета смешиваются друг с другом, создавая непередаваемый ураган эмоций. Ярко-желтые подсолнухи выделяют их энергичность. Мягкий сине-зеленые фона красиво добавляют власти к желтому.

Эти картины стали возможны благодаря инновациям в пигментах, выпускаемых в 19 веке. Без появления таких цветов как, желтый хром, Ван Гог, возможно, никогда бы не добился такой интенсивности «Подсолнухов.

Художник: Винсент Ван Гог

Картина написана: 1889 г.
Холст, масло.
Размер: 92 × 73 см

Краткая история создания

Описание и анализ

Описание картины «Ваза с двенадцатью подсолнухами» В. Гога

Художник: Винсент Ван Гог
Название картины: «Ваза с двенадцатью подсолнухами»
Картина написана: 1889 г.
Холст, масло.
Размер: 92 × 73 см

Картина «Подсолнухи» является визитной карточкой творчества Винсента Ван Гога - выдающегося голландского живописца эпохи постимпрессионизма. Художник боготворил этот цветок, считал его символом признательности и благодарности. Сам жёлтый цвет ассоциировался у него с дружбой и надеждой.

Краткая история создания

Известно, что Ван-Гог писал подсолнухи одиннадцать раз. Из всей серии картин с их изображением наиболее известными считаются полотна, написанные в период с августа по сентябрь 1888 года. Этот цикл картин создавался в Арле и должен был украсить жёлтый домик - помещение, арендованное художником для совместной работы с другом Полем Гогеном.

Описание и анализ

Несколько грубая на вид крестьянская ваза, в которой стоят подсолнухи, производит впечатление несоразмерно маленькой и хрупкой в сравнении с огромными цветами. Самим же подсолнухам мала не только ваза – им не хватает пространства всего холста. Соцветия и листья подсолнухов упираются в края картины, как будто недовольно «отшатываясь» от рамы. Художник наносит краски очень густым слоем (техника «импасто»), выдавливая их непосредственно из тюбика на холст. На полотне явственно видны следы прикосновения кисти и специального ножа. Рельефная шероховатая поверхность картины являет собой как будто бы слепок неистовых чувств, овладевших художником в момент творчества. Написанные энергичными подвижными мазками подсолнухи производят впечатление живых – тяжёлые, наполненные внутренней силой соцветия и упругие гибкие стебли находятся в постоянном движении, пульсируют, набухают, растут, созревают и увядают на глазах у зрителя.

Для Ван Гога не существовало принципиального различия между одушевлённой и неодушевлённой материей. Он писал, что вся окружающая природа является для него одушевлённой. А «душа» подсолнуха была особенно созвучна художнику. Цветок, живущий в согласии с космическими ритмами, поворачивающий свой венчик вслед за движением солнца, являлся для художника воплощением взаимосвязи всего сущего –великого и малого, космоса и земли. Да и сам внешний вид подсолнуха подобен небесному светилу в ореоле золотистых лучей-лепестков.

Натюрморты с подсолнухами сияют всеми оттенками жёлтого цвета – цвета солнца. Художник представлял себе эту серию картин как «симфонию цвета». Именно о цвете он чаще всего говорил, делясь деталями свого творческого замысла с друзьями и братом. В одном из своих писем Ван Гог писал, что в «Подсолнухах» он видит жёлтый цвет, пламенеющим на меняющемся фоне – голубом, бледном малахитово-зелёном, ярко-синем. Ещё в одном письме художник упоминает, что планирует достичь в картине эффекта, производимого витражами в готической церкви. Идея художника ясна: добиться эффекта солнечного сияния, свечения жёлтого цвета.

Ван Гогу была дарована способность с необычайной остротой чувствовать цвет. Каждый цветовой оттенок ассоциировался у него с целой совокупностью образов и понятий, мыслей и чувств. Каждый мазок на холсте имел силу произнесённого слова. Любимый Ван Гогом жёлтый цвет был воплощением радости, доброты, благожелательности, энергии, плодородия земли и животворного солнечного тепла. Вот почему художник так радовался переезду на юг – в царство щедрого солнца, в тёплый и светлый «жёлтый домик».

Сам художник признавался, что «высокая жёлтая нота» буквально проняла его в то лето. Полотна, написанные им в Арле, затоплены всеми оттенками жёлтого цвета. Самого себя живописец изображает в ярко-жёлтой соломенной шляпе, он часто выбирает для фона портретов жёлтый цвет, изображая позолоченные солнцем луга и поля зрелого хлеба, стога сена, снопы соломы, охристо-жёлтые стволы, огни вечерних городов, окрашенное закатом небо. И ярче самого солнца сияют на полотне подсолнухи, словно впитавшие в себя свет его горячих лучей и излучающие его в окружающее пространство.

В последние годы своей недолгой и наполненной страданиями жизни художник стремился создавать «нечто миротворное и утешительное». Но только ли радость и утешение исходят из его поздних полотен? Чем неистовее горят краски, тем более напряжёнными, наэлектризованными становятся картины. Как в сложном музыкальном аккорде – ликующий возглас слит воедино с криком отчаяния. Многие усматривают в картине с подсолнухами отражение душевного расстройства, которым, как известно, страдал художник. С полотна подсолнухи смотрят на зрителя, буквально затягивая его в свой магический мир, в котором царит хаос и смятение. Не случайно возникает желание поправить их положение в вазе, чтобы внести какую-нибудь упорядоченность. Простое по замыслу изображение из-за обилия яркого жёлтого цвета буквально въедается в сознание, поражая своей зашкаливающей эмоциональностью…

Одна и та же творческая сила, несущая миру обновление, заставляющая вращаться светила и созревать растения, становится источником распада и разрушения. Под солнечными лучами растёт и зреет всё живое, но за любым созреванием, как известно, естественно и неминуемо приходит увядание. Эти простые истины Ван Гог понимал всем своим существом. Ощущение единства связанных между собой противоположностей – света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти – было для художника не отвлечённым философским понятием, а сильным, мучительным, порою невыносимым переживанием. Этим объясняется, по мнению автора книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А.Дмитриевой, «редкостное слияние драматизма и праздничности» в творчестве художника, его проникнутость «страдальческим восторгом перед красотой мира».

«Подсолнухи» Винсента Ван Гога являются символом нашего прекрасного и одновременно трагического бытия, его квинтэссенцией. Цветы, которые распускаются и увядают; живые существа, которые рождаются, зреют и стареют; звёзды, которые загораются, пылают и гаснут; – все это образ Вселенной, пребывающей в состоянии неустанного круговорота.


"Желтый дом" (The Yellow House 2007 г), повествующий о жизни Ван Гога и Гогена в Арле, где, за 9 недель, которые они провели в мрачной нищете, они создали более 40 произведений искусства.


Два срезанных подсолнуха.
Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х61.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

"Я чувствую потребность стать другим, начать все заново и извиниться за то, что мои картины несут в себе почти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи, возможно, и звучат благодарностью. "
Винсент Ван Гог

«Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. «Подсолнухи» Ван Гога - символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте...


Четыре срезанных подсолнуха.
Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 60х100.
Отерло, Кроллер-Моллер Музей.

Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской».

На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse - М.А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше... Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего». Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием». Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.

Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне). Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины* и две вариации «лондонской».** (Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор.)

Ваза с двенадцатью подсолнухами.
Арль, август 1888. Холст, масло, 91х72.
Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия.

Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза - им тесен весь холст. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст. Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне; шероховатая рельефная фактура картины - словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества. Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах - растут, набухают, созревают, увядают.

Для Ван Гога действительно не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. “Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу”, - писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего - малого и великого, земли и космоса.

Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков. Всеми оттенками желтого - цвета солнца - сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне - голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем; в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви».

Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета. Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову. Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик».

Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды - даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной!


Ваза с пятнадцатью подсолнухами.
Арль, январь 1889. Холст, масло, 95х73.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство. Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни. Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино.

Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения - созревать, становится источником разрушения и распада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание. Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Так о картине «Жнец» он писал: «человечество - колос, который должен быть сжат... Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».

Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания. Ощущение единства взаимосвязанных противоположностей - света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти - было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием. Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».

«Подсолнухи» Ван Гога - символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте.

Я чувствую потребность стать другим, начать все заново
и извиниться за то, что мои картины несут в себе
почти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи,
возможно, и звучат благодарностью.

Винсент Ван Гог

Ван Гог часто писал цветы:ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев,розы,олеандры, ирисы, циннии, анемоны,мальвы,гвоздики, маргаритки,маки,васильки,чертополох… Цветокпредставлялся художнику "идеей, символизирующей признательность и благодарность".Подсолнух был любимым цветком Ван Гога. В одном из его писемк брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, -мой».

Подсолнухи. Август-сентябрь 1887 г.

Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданыв Парижев августе - сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам. Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины - на огромные скорбные глаза, стебли - на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.

Желтый дом. 1888 г.

Ровно через год, всчастливую и самую плодотворную пору своей жизни,художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца». Винсентнастойчиво зоветк себесобратьев-художников, мечтаетсоздать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской». На его зов откликается Поль Гоген, иВинсентрадостно готовит свой домк приему гостя. В середине августа онсообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse - М.А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше... Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего». Ван Гогторопится: «Я работаю по утрамс самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходитсязаканчиватьвещь в один прием». Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализоватьзадуманное: к концу летаготовы всего четыре картины, и Винсентрешает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначаласьГогену.


Ваза с двенадцатью подсолнухами. Август 1888 г.
Новая Пинакотека, Мюнхен

Изчетырех холстов, написанных вавгусте 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фонепогибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне).

Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишетподсолнухи:более светлую вариацию «мюнхенской» картины (Музей искусств, Филадельфия) идве вариации «лондонской» (Музей Ван Гога, Амстердам; Музей современных искусств «Ясуда Касай», Токио. Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор). Между августовскими и январскими картинами - пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье. Винсент, переживший крушение всехнадежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, ноуже без былого воодушевления. Художнику нечем платить за аренду, иему придется выехать из «желтого домика», которыйон такмечтал украсить своими «Подсолнухами». Великолепный замысел- серия панно с подсолнухами - не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известными любимым публикойтворениям Ван Гога.


Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Август 1888 г.
Национальная галерея, Лондон

Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамическойвазе - ибольше ничего. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти - не важно. То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Объемностьвазыне подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве - одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю,другие устремляются в глубь холста. Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза - им тесен весь холст.Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» отрамы.

Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст. Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне; шероховатая рельефнаяфактура картины - словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества. Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полныевнутреннейсилы соцветия и гибкие стеблидвижутся, пульсируют и изменяются у нас наглазах -растут, набухают, созревают,увядают.


Ваза в пятью подсолнухами. Август 1888 г.
Картина погибла в годы Второй мировой войны

Для Ван Гога действительноне существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. “Явижувовсейприроде, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу”, - писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна.Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчиквслед за солнцем, был для неговоплощением взаимосвязивсего сущего - малого и великого, земли и космоса. Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков.

Всеми оттенками желтого - цвета солнца - сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. В одном из писем он говорит, что в«Подсолнухах»желтый цветдолжен пламенеть на меняющемся фоне- голубом,бледном малахитово-зеленом,ярко-синем; в другом письмеупоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви». Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета.

Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краскибыл для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей,а мазокна холсте былравнозначен произнесенному слову.Любимыйхудожникомжелтый цвет воплощалрадость, доброту, благожелательность, энергию,плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царствощедрого солнца, в светлый «желтый домик». Сам художник писал, что «высокая желтая нота»проняла его в то лето. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гогизображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он частовыбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо,солнечныйдиск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды - дажепростой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной!И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучейи испускающие его в пространство.

Жнец. 1889 г.

Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни.Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Как в сложном аккорде, ликующий возглас икрик отчаяния слиты в них воедино. Та же творческая сила, что несет миру обновление,заставляя светила вращаться, а растения - созревать, становится источником разрушения ираспада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание.Эти простыепервозданные истины художник воспринимал всем своим существом.Так окартине «Жнец» он писал: «человечество - колос, который должен быть сжат... Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».


Звездная ночь. 1889 г.

Ван Гог глубоко чувствовал вечнуюизменчивость мироздания. Ощущение единствавзаимосвязанных противоположностей - света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти- было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием. Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности,проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».

«Подсолнухи» Ван Гога - символ нашегопрекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающиецветы; этоюные, зрелые и стареющие живые существа; этозарождающиеся, жарко пылающие ихолодеющие звезды; это, в конечном счете,образВселенной в ее неустанном круговороте.

Марина Аграновская

Я чувствую потребность стать другим, начать все заново
и извиниться за то, что мои картины несут в себе
почти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи,
возможно, и звучат благодарностью.

Винсент Ван Гог

Ван Гог часто писал цветы:ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев,розы,олеандры, ирисы, циннии, анемоны,мальвы,гвоздики, маргаритки,маки,васильки,чертополох… Цветокпредставлялся художнику "идеей, символизирующей признательность и благодарность".Подсолнух был любимым цветком Ван Гога. В одном из его писемк брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, -мой».

Подсолнухи. Август-сентябрь 1887 г.

Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданыв Парижев августе - сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам. Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины - на огромные скорбные глаза, стебли - на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.

Желтый дом. 1888 г.

Ровно через год, всчастливую и самую плодотворную пору своей жизни,художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца». Винсентнастойчиво зоветк себесобратьев-художников, мечтаетсоздать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской». На его зов откликается Поль Гоген, иВинсентрадостно готовит свой домк приему гостя. В середине августа онсообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse - М.А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше... Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего». Ван Гогторопится: «Я работаю по утрамс самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходитсязаканчиватьвещь в один прием». Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализоватьзадуманное: к концу летаготовы всего четыре картины, и Винсентрешает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначаласьГогену.


Ваза с двенадцатью подсолнухами. Август 1888 г.
Новая Пинакотека, Мюнхен

Изчетырех холстов, написанных вавгусте 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фонепогибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне).

Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишетподсолнухи:более светлую вариацию «мюнхенской» картины (Музей искусств, Филадельфия) идве вариации «лондонской» (Музей Ван Гога, Амстердам; Музей современных искусств «Ясуда Касай», Токио. Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор). Между августовскими и январскими картинами - пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье. Винсент, переживший крушение всехнадежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, ноуже без былого воодушевления. Художнику нечем платить за аренду, иему придется выехать из «желтого домика», которыйон такмечтал украсить своими «Подсолнухами». Великолепный замысел- серия панно с подсолнухами - не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известными любимым публикойтворениям Ван Гога.


Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Август 1888 г.
Национальная галерея, Лондон

Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамическойвазе - ибольше ничего. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти - не важно. То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Объемностьвазыне подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве - одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю,другие устремляются в глубь холста. Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза - им тесен весь холст.Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» отрамы.

Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст. Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне; шероховатая рельефнаяфактура картины - словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества. Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полныевнутреннейсилы соцветия и гибкие стеблидвижутся, пульсируют и изменяются у нас наглазах -растут, набухают, созревают,увядают.


Ваза в пятью подсолнухами. Август 1888 г.
Картина погибла в годы Второй мировой войны

Для Ван Гога действительноне существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. “Явижувовсейприроде, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу”, - писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна.Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчиквслед за солнцем, был для неговоплощением взаимосвязивсего сущего - малого и великого, земли и космоса. Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков.

Всеми оттенками желтого - цвета солнца - сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. В одном из писем он говорит, что в«Подсолнухах»желтый цветдолжен пламенеть на меняющемся фоне- голубом,бледном малахитово-зеленом,ярко-синем; в другом письмеупоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви». Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета.

Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краскибыл для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей,а мазокна холсте былравнозначен произнесенному слову.Любимыйхудожникомжелтый цвет воплощалрадость, доброту, благожелательность, энергию,плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царствощедрого солнца, в светлый «желтый домик». Сам художник писал, что «высокая желтая нота»проняла его в то лето. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гогизображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он частовыбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо,солнечныйдиск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды - дажепростой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной!И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучейи испускающие его в пространство.

Жнец. 1889 г.

Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни.Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Как в сложном аккорде, ликующий возглас икрик отчаяния слиты в них воедино. Та же творческая сила, что несет миру обновление,заставляя светила вращаться, а растения - созревать, становится источником разрушения ираспада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание.Эти простыепервозданные истины художник воспринимал всем своим существом.Так окартине «Жнец» он писал: «человечество - колос, который должен быть сжат... Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».


Звездная ночь. 1889 г.

Ван Гог глубоко чувствовал вечнуюизменчивость мироздания. Ощущение единствавзаимосвязанных противоположностей - света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти- было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием. Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности,проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».

«Подсолнухи» Ван Гога - символ нашегопрекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающиецветы; этоюные, зрелые и стареющие живые существа; этозарождающиеся, жарко пылающие ихолодеющие звезды; это, в конечном счете,образВселенной в ее неустанном круговороте.