Певец ф шаляпин. Фёдор Шаляпин - золотой бас России

Великие исполнители ХХ века

Фёдор Шаляпин. Царь-бас

Как Сабинин в опере Глинки, я восклицаю:
«Радость безмерная!»
Великое счастье на нас с неба упало!
Новый, великий талант народился...

(В. Стасов)

Мы живём в то удивительное время, когда чудеса стали обычным, повседневным явлением. Благодаря одному из таких чудес и мы сейчас, так же как когда-то Владимир Васильевич Стасов, можем воскликнуть: «Радость безмерная!» - слышим голос Шаляпина.

Царь-бас

«Про Шаляпина кто-то сказал, - писал В. И. Немирович-Данченко, - когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем».

Этот голос, однажды услышав, действительно невозможно забыть. К нему возвращаешься вновь и вновь, несмотря на несовершенство старых грамзаписей. Прекрасные голоса были и до, и после Шаляпина, но с его высоким «бархатным» басом, отличавшимся невероятной выразительностью, сравниться могут немногие. И завораживает слушателя не только уникальный тембр, но и то, насколько точно и тонко удавалось певцу передать малейшие оттенки чувств, заложенных в произведении, будь то оперная партия, народная песня или романс.

Шаляпин поднял вокальное искусство на новую высоту, преподав уроки музыкальной правды тем, кто был рядом, и щедро поделившись своими секретами с грядущими поколениями артистов.

А история жизни русского Царь-баса – это урок для всех. В каких бы условиях ты ни жил, коль есть в тебе искра таланта – иди за мечтой, трудись, стремись к совершенству… И всё получится.

С 24 сентября 1899 года Шаляпин - ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастроли за рубежом. В 1901 году в миланском «Ла Скала» он с огромным успехом поёт партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто с Энрико Карузо , дирижировал А. Тосканини. Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913/14).

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного перевоплощения изумлял слушателей, - тут не только внешний облик, но и глубокое внутреннее содержание, которое передавала вокальная речь певца. В создании ёмких и сценически выразительных образов певцу помогает его необычайная многогранность: он и скульптор, и художник, пишет стихи и прозу. Такая разносторонняя одарённость великого артиста напоминает мастеров эпохи Возрождения, - не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело.

Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижёры, артисты и певцы могли бы повторить слова итальянского дирижёра и композитора Д. Гавадзени: «Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр... Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всём стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди ...»

Особое значение имело участие Шаляпина в «Русских сезонах» как пропагандиста русской музыки, прежде всего творчества М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова . Он был художественным руководителем Мариинского театра (1918), выборным членом директорий Большого и Мариинского театров. Выехав в 1922 году за границу на гастроли, Шаляпин не вернулся в Советский Союз, жил и умер в Париже (в 1984 году прах Шаляпина перенесён на Новодевичье кладбище в Москве).

Крупнейший представитель русского исполнительского искусства, Шаляпин, был равно велик и как певец, и как драматический актёр. Его голос - удивительный по гибкости, тембровому богатству - звучал то с проникновенной нежностью, задушевностью, то с разящим сарказмом.

Мастерски владея искусством фразировки, тончайшей нюансировки, дикции, певец насыщал каждую музыкальную фразу образным смыслом, наполнял её глубоким психологическим подтекстом. Шаляпин создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир своих героев.

Вершинными творениями артиста явились образы Бориса Годунова («Борис Годунов» М. П. Мусоргского) и Мефистофеля («Фауст» Шарля Гуно и «Мефистофель» Арриго Бойто). Среди других партий: Сусанин («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон-Кихот («Дон-Кихот» Ж. Массне).

Шаляпин был выдающимся камерным певцом: чутким интерпретатором вокальных произведений М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского , А. Г. Рубинштейна , Р. Шумана, Ф. Шуберта, а также проникновенным исполнителем русских народных песен. Выступал и в качестве режиссёра (постановки оперы «Хованщина», «Дон Кихот»). Снимался в кино. Ему принадлежат также скульптурные, живописные работы.

Память об артисте увековечена в городе его детства – Казани. К 125-летию со дня рождения здесь был открыт первый в мире городской памятник Ф. И. Шаляпину работы скульптора Андрея Балашова. Он занял место на пьедестале возле Богоявленского собора, в котором когда-то крестили Шаляпина, на центральной улице города.

Арии из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского

Больше всех композиторов Шаляпин любил Мусоргского. И пел его так, что кажется, будто всё, созданное Мусоргским, создано именно для Шаляпина. А между тем...

«Большое моё огорчение в жизни, что не встретил Мусоргского. Он умер до моего появления в Петербурге. Моё горе…»

Да, они никогда не знали друг друга. Впрочем, нет, это не так. Мусоргский Шаляпина действительно не знал. И об этом очень грустно думать. Как был бы счастлив Модест Петрович Мусоргский, если бы услышал, увидел в исполнении Шаляпина своего царя Бориса, своего Варлаама, Пимена, Досифея, всех своих мужиков, которых с такой любовью, с такой огромной болью и состраданием воспел в музыке.

А Шаляпин знал Мусоргского. Он понимал и любил его, как самый близкий друг. Сердцем большого художника он чувствовал каждую мысль его музыки, знал в ней каждую ноту. Все сочинения Мусоргского, которые мог спеть бас, были в его репертуаре. В опере «Борис Годунов» - три басовых партии. И все три исполнял Шаляпин.

Мы знаем, что Шаляпин был не только великим певцом, но и великим актёром. И хотя мы никогда не видели, как играет Шаляпин, мы понимаем это, глядя на его портреты в ролях. Трудно поверить, что это один и тот же человек, что это всё - Шаляпин.

И ведь не только грим и костюм так меняют артиста.

Борис Годунов . У Бориса Годунова сильное, волевое лицо; это красивый, мужественный человек с острым, пытливым взглядом. Но где-то в глубине его умных, прекрасных глаз бьётся, кричит большая тревога, почти отчаяние.

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Бориса (пролог) «Скорбит душа…» из оперы «Борис Годунов», в исполнении Ф. Шаляпина.

Дочь Шаляпина, Ирина, вспоминает:

«Поднялся занавес, и под колокольный звон, «ведомый под руки боярами», появился царь Борис.

Скорбит душа...

Мы слушаем, как поёт Шаляпин. Красивый, сочный, густой, хочется сказать - царственный голос. Только в царственном этом величии нет покоя. В голосе ясно слышится тревога и печаль. Смутно на душе у царя Бориса. Не радует его колокольный звон, не радует торжественное избрание на царство. Но Борис Годунов - человек сильной воли. Он переборол свою тревогу. И вот уже по-русски широко:

А там сзывать народ на пир…

Словно обнял всех этот могучий, щедрый бас:

Всем вольный вход; все гости дорогие…

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти...» (2 действие) из оперы «Борис Годунов», в исполнении Ф. Шаляпина.

Пимен - совсем другой. Много знает этот старик. Многое видит. Он спокоен и мудр, его не мучают угрызения совести, оттого его взгляд так прям и покоен. Помните, у Пушкина: «Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Пимен пишет перед лампадой» .

Приглушённо звучат голоса струнных в оркестре, неторопливо, однообразно нанизывается нотка за ноткой. Словно тихий шелест гусиного пера по старинному пергаменту, словно тянется затейливая вязь славянского письма, повествуя о «минувшей судьбе родной земли».

Ещё одно, последнее сказанье и летопись окончена моя...

Мудрый усталый голос. Очень стар этот человек. Из голоса Шаляпина исчезла вся страстность, вся напряжённость, которая так потрясала нас в Борисе. Сейчас он звучит совсем ровно, совсем спокойно. И в то же время есть в нём какая-то неуловимая характерность. Что-то он напоминает. Но что? Впрочем, вам он может и ничего не напомнить: вы, наверное, не слышали никогда церковного пения. Разве только в кино. А Шаляпин хорошо знал, как поют священники: всегда хоть немного, но «в нос», чуточку гнусавя. Вслушайтесь в голос Шаляпина Пимена... Певец придаёт ему еле заметный «церковный» оттенок. Он чувствует, что этого требует музыка Мусоргского.

Почти весь монолог Пимена звучит неторопливо, раздумчиво. Но в голосе Шаляпина нет однообразной, скучной монотонности. Если в партии Бориса его можно сравнить с палитрой художника, на которой вы видите самые разные краски - и синюю, и жёлтую, и зелёную, и красную, то голос Шаляпина-Пимена - это как бы палитра с разными оттенками одной краски (мне почему-то представляется - лиловой) от густого тёмного до светлого; размытого.

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Пимена (1 действие) из оперы «Борис Годунов», в исп. Ф. Шаляпина.

Варлаам . Вот он, весь как на ладони - неряшливый, обрюзгший, полупьяный бродяга. Но стоит взглянуть в его глаза, сразу видишь: нет, совсем не так прост этот беглый монах,- глаза у него умные, хитрые и очень недобрые.

Каким представляет его себе сам Шаляпин?

«Мусоргский с несравненным искусством передал бездонную тоску этого бродяги... Тоска в Варлааме такая, что хоть удавись, а если удавиться не хочется, то надо смеяться, выдумать этакое разгульно-пьяное, будто бы смешное...»

Вот почему такие глаза у Варлаама-Шаляпина.

В трагедии Пушкина роль Варлаама очень небольшая. Больших монологов у него нет. И Мусоргский, создавая своего Варлаама, не стал выдумывать ему какие-то специальные арии. Но помните, у Пушкина сказано: «Варлаам запевает песню «Как во городе было во Казани»?

Всезнающий Стасов разыскал подлинный текст этой старинной русской песни, которая рассказывает о том, как царь Иван Васильевич Грозный брал Казань. Эта песня и стала первой характеристикой Варлаама. А вместо второй, указанной у Пушкина песни Варлаама «Молодой чернец постригся», Варлаам Мусоргского поёт песню «Как едет ён».

Две песни и рассказывают нам о характере Варлаама. И как рассказывают! Особенно если Варлаама поёт Шаляпин.

Мы слушаем первую песню - «Как во городе было во Казани» и понимаем, что Шаляпин, говоря о том, как он представляет себе своего Варлаама, открыл нам не всё, что есть в его беглом монахе.

Как и с порохом, та бочка закружилася,
По подкопам, по подкопам покатилася,
Да и грохнула...

О нет, не только пьяный разгул слышится в голосе Варлаама. Стасов говорит, что Варлаам «распевает зверообразно и люто». Он говорит это о музыке Мусоргского, но и Шаляпин поёт именно так – «зверообразно и люто». Огромная сила - дремучая, неуёмная – чувствуется в этом человеке. Вырвется она когда-нибудь на волю!.. И вырывается.

«Впоследствии, - пишет Стасов, - этот самый Варлаам могучей рукой поднимет грозную народную бурю против иезуитов, забредших в Россию с Лжедмитрием» . Речь идёт о сцене, которая в дореволюционные времена была запрещена цензурой. Это финальная сцена оперы - народное восстание под Кромами, в котором Варлаам играет очень важную роль.

Вот вам и беглый пропойца-монах!

Три роли - три разных человека. У таких разных людей, конечно, и голоса должны быть совершенно разными. Но раз мы говорим о Шаляпине, то вполне понятно, что голос будет у всех один - незабываемый шаляпинский бас. Его узнаешь всегда, если слышал хоть один раз.

Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама (1 действие) из оперы «Борис Годунов», в исполнении Ф. Шаляпина.

Рондо Фарлафа из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Ф. И. Шаляпин исполнял в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» партии Руслана и Фарлафа, и именно во второй роли он, по словам А. Гозенпуда, достиг вершины, превзойдя своих знаменитых предшественников.

Дерзость, хвастовство, безудержная наглость, опьянение собственным «мужеством», зависть и злоба, трусость, сластолюбие, вся низость натуры Фарлафа раскрывались Шаляпиным в исполнении рондо без карикатурного преувеличения, без подчёркивания и нажима. Здесь певец достигал вершины вокального исполнительства, с виртуозной лёгкостью побеждая технические трудности.

Слушание: М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», в исполнении Ф. Шаляпина.

Песня варяжского гостя из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

Песня Варяжского гостя в исполнении Шаляпина - суровая, воинственная и мужественная: «О скалы грозные дробятся с рёвом волны». Тембр низкого мужского голоса и густая звучность духовых, преимущественно медных инструментов, хорошо гармонирует со всем обликом Варяга - отважного воина и морехода.

Партия Варяжского гостя таит в себе огромные художественные возможности, позволяющие создать яркий сценический образ.

Слушание: Н. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко», в исполнении Ф. Шаляпина.

Ария Ивана Сусанина «Ты взойдёшь моя заря…» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»

«Шаляпинский Сусанин – это отражение целой эпохи, это виртуозное и таинственное воплощение народной мудрости, той мудрости, что в тяжёлые годы испытаний спасла Русь от погибели».

(Эдуард Старк)

Арию Сусанина Шаляпин с блеском исполнил на закрытом дебюте в Мариинском театре, когда приехал из провинции покорять столицу и был принят на императорскую сцену в день своего полного совершеннолетия 1 (13) февраля 1894 года.

Это прослушивание состоялось по рекомендации покровителя искусств, крупного чиновника Т. И. Филиппова, известного своей дружбой с русскими композиторами и писателями. В доме Филиппова юный Шаляпин встречался с сестрой М. И. Глинки Людмилой Ивановной Шестаковой, которая осыпала молодого певца похвалами, услышав в его исполнении арию русского национального героя.

Иван Сусанин в творчестве Фёдора Шаляпина сыграл судьбоносную роль. Весной 1896 года певец решает на лето ехать в Нижний Новгород. Там происходит его встреча с С. И. Мамонтовым – Саввой Великолепным, промышленником и меценатом, реформатором оперного театра, создателем Русской Частной оперы и подлинным собирателем талантов. 14 мая спектаклем «Жизнь за царя» с Шаляпиным в главной роли начались регулярные выступления труппы Мамонтова, гастролировавшей в Нижнем Новгороде.

Слушание: М. Глинка. Ария Сусанина «Ты взойдёшь моя заря» из оперы «Иван Сусанин», в исп. Ф. Шаляпина.

Шаляпин был необычайно музыкален. Он не просто понимал и знал музыку, он жил в ней, музыка пронизывала всё его существо. Каждый звук, каждое дыхание, жест, каждый шаг - всё было подчинено ей.

Великий певец всегда «выбирал» из богатейшего арсенала технических приёмов именно тот, которого требовал от него музыкальный образ. Шаляпин полностью отдаёт свой голос на службу музыке. Он люто ненавидит певцов, которые главным в своей деятельности считают собственное пение.

«Ведь вот знаю певцов с прекрасными голосами, управляют они своими голосами блестяще, то есть могут в любой момент спеть и громко и тихо... но почти все они поют только ноты, приставляя к этим нотам слоги или слова... Поёт такой певец красиво... Но если этому очаровательному певцу нужно в один вечер спеть несколько песен, то почти никогда одна не отличается от другой. О чём бы он ни пел, о любви или ненависти. Не знаю, как реагирует на это рядовой слушатель, но лично мне после второй песни делается скучно сидеть в концерте».

Не думайте, однако, что глубокое понимание музыки пришло к Шаляпину само собой. Были у него и ошибки, и неудачи, и срывы. Была неудовлетворённость собой. Так было даже с обожаемым им Мусоргским.

«Мусоргскому я упорно не изменял, исполнял его вещи на всех концертах, в которых выступал. Я пел его романсы и песни по всем правилам кантиленного искусства - давал рёберное дыхание, держал голос в маске и вообще вёл себя, как порядочный певец, а Мусоргский выходил у меня тускло...»

Так было в молодости. И Шаляпин пробует, репетирует, добивается. По-шаляпински страстно он рвётся к знаниям, жадно впитывает всё, что кажется ему нужным для достижения единственной цели. Цель эта - служение музыке.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Опера «Иван Сусанин»:
Ария Сусанина «Ты взойдёшь моя заря...» , mp3;
Глинка. Опера «Руслан и Людмила»:
Рондо Фарлафа, mp3;
Мусоргский. Опера «Борис Годунов»:
Монолог Бориса (пролог), mp3;
Монолог Пимена (1 действие), mp3;
Песня Варлаама (1 действие), mp3;
Монолог Бориса (2 действие), mp3;
Римский-Корсаков. Опера «Садко»:
Песня Варяжского гостя, mp3;
(все произведения в исполнении Фёдора Шаляпина)
3. Сопровождающая статья, docx.

Родился в семье крестьянина Ивана Яковлевича из деревни Сырцово, который служил в земской управе, и Евдокии Михайловны из деревни Дудинской Вятской губернии.

Сначала маленького Федора, стараясь приставить «к делу», отдали в ученики к сапожнику Н.А. Тонкову, затем В.А. Андрееву, затем к токарю, позднее к столяру.

В раннем детстве у него проявился красивый голос дискант и он часто пел вместе с матерью. В 9 лет он начал петь в церковном хоре, куда его привел регент Щербицкий, их сосед, и начал зарабатывать на свадьбах и похоронах. Отец купил на толкучке скрипку для сына и Федор пытался на ней играть.

Позднее Федор поступил в 6-е городское четырехклассное училище, где был замечательный учитель Н.В. Башмаков, которое закончил с похвальной грамотой.

В 1883 году Федор Шаляпин впервые попал в театр и дальше стремился смотреть все спектакли

С 12 лет он начал участвовать в спектаклях гастролировавшей труппы в качестве статиста.

В 1889 году поступил в драматическую труппу В.Б. Серебрякова статистом.

29 марта 1890 года Федор Шаляпин дебютировал с партией Зарецкого в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», поставленной Казанским обществом любителей сценического искусства. Вскоре он переезжает из Казани в Уфу, где выступает в хоре труппы С.Я. Семенова-Самарского.

В 1893 году Федор Шаляпин переехал в Москву, а в 1894 году – в Санкт-Петербург, где начал петь в загородном саду «Аркадия», в театре В.А. Панаева и в труппе В.И. Зазулина.

В 1895 году дирекция Санкт-петербургских оперных театров приняла его в состав труппы Мариинского театра, где он пел партии Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно и Руслана в «Руслане и Людмиле» М.И. Глинки.

В 1896 году С.И.Мамонтов предложил Федору Шаляпину петь в его Московской частной опере и переехать в Москву.

В 1899 году Федор Шаляпин стал ведущим солистом Большого театра в Москве и, гастролируя, с огромным успехом выступал в Мариинском театре.

В 1901 году Федор Шаляпин дал 10 триумфальных представлений в «Ла Скала» в Милане в Италии и проехал с концертным турне по Европе.

С 1914 года он начал выступать в частных оперных антрепризах С.И. Зимина в Москве и А.Р. Аксарина в Петрограде.

В 1915 году Федор Шаляпин исполнил роль Ивана Грозного в кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» по драме Л. Мея «Псковитянка».

В 1917 году Федор Шаляпин выступил как режиссер, поставив в Большом театре оперу Д. Верди «Дон Карлос».

После 1917 года он был назначен художественным руководителем Мариинского театра.

В 1918 году Федору Шаляпину было присвоено звание народного артиста Республики, но в 1922 году он выехал на гастроли в Европу и там остался, продолжив успешно выступать в Америке и Европе.

В 1927 году Федор Шаляпин пожертвовал деньги священнику в Париже для детей русских эмигрантов, что было представлено как помощь "белогвардейцам на борьбу с Советской властью" 31 мая 1927 года в журнале «Всерабис» С. Симоном. И 24 августа 1927 года СНК РСФСР постановлением лишил его звания Народного артиста и запретил возвращаться в СССР. Это постановление было отменено Советом Министров РСФСР 10 июня 1991 "как необоснованное".

В 1932 году он снялся в главной роли в фильме «Приключения Дон Кихота» Г. Пабста по роману Сервантеса.

В 1932 -1936 Федор Шаляпин поехал в гастроли на Дальний Восток. В Китае, Японии, Маньчжурии он дал 57 концертов.

В 1937 году ему был поставлен диагноз лейкемия.

12 апреля 1938 года Федор скончался и был похоронен на кладбище Батиньоль в Паржие во Франции. В 1984 году его прах был перенесен в Россию и 29 октября 1984 года перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Шаляпин Фёдор Иванович (1873─1938) – великий русский камерный и оперный певец, блистательно соединивший в себе уникальные вокальные данные с актёрским мастерством. Партии исполнял высоким басом, солировал в Большом и Мариинском театрах, а также в театре Метрополитен Опера. Руководил Мариинским театром, снимался в кино, стал первым народным артистом Республики.

Детские годы

Фёдор появился на свет 1 февраля 1873 года в городе Казани.
Отец певца, Иван Яковлевич Шаляпин, был крестьянином, родом из Вятской губернии. Мать, Евдокия Михайловна (девичья фамилия Прозорова), тоже была крестьянкой из Кумёнской волости, где располагалась в то время деревня Дудинцы. В селе Вожгалы в церкви Преображения Господня Иван и Евдокия повенчались в самом начале 1863 года. И только через 10 лет у них родился сын Фёдор, позже в семье ещё появились мальчик и девочка.

Отец трудился в земской управе в должности архивариуса. Мама занималась тяжёлым поденным трудом, мыла у людей полы, стирала бельё. Семья была бедная, денег на жизнь хватало с трудом, поэтому Фёдора с ранних лет начали обучать различным ремёслам. Мальчика отдавали на обучение к сапожнику и токарю, резчику по дереву, столяру, переписчику бумаг.

Также с ранних лет стало понятно, что у ребёнка отменный слух и голос, он частенько подпевал маме красивым дискантом.

Сосед Шаляпиных, церковный регент Щербинин, услышав пение мальчугана, привёл его с собою в церковь Святой Варвары, и они вместе спели всенощную и обедню. После этого в возрасте девяти лет мальчик начал петь в церковном слободском хоре, а также на деревенских праздниках, свадьбах, молебнах и похоронах. Первые три месяца Федя пел бесплатно, а потом ему было положено жалование в 1,5 рубля.

Уже тогда его голос не оставлял равнодушных слушателей, позже Фёдора приглашали петь в церкви соседних деревень. А ещё у него была мечта – играть на скрипке. Отец купил ему инструмент на барахолке за 2 рубля, и мальчик самостоятельно начал учиться тянуть смычок.

Один раз отец пришёл домой сильно пьяный и выпорол сына неизвестно за что. Мальчик от обиды убежал в поля. Лёжа на земле у озера, он горько рыдал, а потом ему вдруг захотелось петь. Затянув песню, Фёдор почувствовал, что стало легче на душе. А когда замолчал, ему показалось, что песня ещё где-то летает рядом, продолжает жить…

Юные годы

Родители, несмотря на бедность, заботились о том, чтобы дать сыну образование. Его первым учебным заведением стала частная школа Ведерникова, затем последовали четвёртое приходское казанское и шестое начальное училища. Последнее Шаляпин окончил в 1885 году, получив похвальный лист.

Летом этого же года Фёдор работал в земской управе писарем, зарабатывая 10 рублей в месяц. А уже осенью отец устроил его учиться в Арск, там только что открылось ремесленное училище. Юному Шаляпину почему-то очень сильно хотелось уехать из слободы, ему казалось, что впереди его ждёт прекрасная страна.

Но вскоре юноша вынужден был вернуться домой в Казань, потому что заболела мать, и надо было ухаживать за ней и младшими братом с сестрой.

Здесь ему удалось примкнуть к театральной труппе, которая гастролировала по Казани, он участвовал в спектаклях в качестве статиста. Однако это увлечение Фёдора не нравилось отцу, он говорил ему: «В дворники надо идти, а не в театр, тогда у тебя будет кусок хлеба». Но юный Шаляпин театром просто болел с того самого дня, когда впервые он попал на постановку пьесы «Русская свадьба».

Начало театрального пути

Когда юноше было 15 лет, он обратился к театральному руководству с просьбой прослушать его и принять в качестве хориста. Но в этом возрасте у Фёдора начал меняться голос, и во время прослушивания спел он не очень хорошо. Шаляпина не приняли, но это никак не повлияло на его любовь к театру, она только крепла с каждым днём.

Наконец в 1889 году его приняли статистом в драматическую труппу Серебрякова.
В начале 1890 года Шаляпин впервые выступил как оперный певец. Это был «Евгений Онегин» Чайковского П. И., партия Зарецкого. А уже осенью Фёдор уехал в Уфу, где поступил в местную опереточную труппу, во многих спектаклях ему доставались небольшие роли:

  • Стольник в «Гальке» Монюшко;
  • Феррандо в «Трубадуре»;
  • Неизвестный в «Аскольдовой могиле» Верстовского.

А когда закончился театральный сезон, в Уфу приехала малороссийская странствующая труппа, Фёдор примкнул к ней и поехал гастролировать по российским городам, на Кавказ и в Среднюю Азию.

В Тифлисе произошло знакомство Шаляпина с профессором Дмитрием Усатовым, когда-то служившим в Императорском театре. Эта встреча оказалась жизненно важной для Фёдора, профессор предложил ему остаться на обучение, причём денег за это с него не потребовал. Более того, он не только поставил голос юному дарованию, но и помогал ему материально. И в начале 1893 года Шаляпин дебютировал в Тифлисском оперном театре, где проработал почти год, исполняя первые басовые партии.

В конце 1893 года Фёдор переехал в Москву, а в следующем году в столицу Санкт-Петербург. Начинающий актёр, его прекрасный голос, правдивая игра и потрясающей выразительности музыкальная декламация обратили на себя внимание и публики, и критиков.

В 1895 году Фёдора Ивановича приняли в Мариинский театр.

Расцвет, успех и слава

Жил в то время в Москве известный меценат Савва Мамонтов, он держал оперный театр и уговорил Шаляпина перейти к нему, предложив жалование в три раза больше, чем в Мариинском театре. Фёдор Иванович согласился и проработал у Мамонтова в театре около четырёх лет с 1896 года. Здесь у него был тот репертуар, который позволил ему проявить весь свой темперамент и артистический талант.

С 1899 году Шаляпин поступил в Большой театр в Москве, успех его выступлений был грандиозным. Тогда часто любили повторять, что в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас (это о Шаляпине). А когда он приезжал с гастролями на Мариинскую сцену, для Санкт-Петербурга это становилось грандиозным событием в мире искусства.

В 1901 году прошли десять его выступлений в миланской Ла-Скале. Гонорар за гастроли был по тем временам неслыханный, теперь Фёдора Ивановича всё чаще стали приглашать за границу.

О Шаляпине говорят, что он лучший бас всех народов и времён. Его первого из русских певцов признали в мире. Он создал уникальные и великие образы в опере, которые по сей день никто не может превзойти. Говорят, что перепеть оперу можно, превзойти Шаляпина – никогда.

Критики утверждают, что только благодаря оперным партиям в его исполнении многие русские композиторы получили мировое признание.

Произведение Композитор Образ, созданный Шаляпиным
«Русалка» Даргомыжский А. Мельник
«Севильский цирюльник» Дж. Россини Дон Базилио
«Борис Годунов» Мусоргский М. монах Варлаам и Борис Годунов
«Мефистофель» А. Бойто Мефистофель
«Иван Сусанин» Глинка М. Иван Сусанин
«Псковитянка» Н. Римский-Корсаков Иван Грозный
Руслан Глинка М. «Руслан и Людмила»

В 1915 году Фёдор Иванович дебютировал в кино, исполнив роль царя Ивана Грозного.

С 1918 года он руководил Мариинским театром и в это же время первым получил звание Народного артиста Республики.

Общий репертуар певца состоит из 70 оперных партий и около 400 романсов и песен.
Недаром Максим Горький сказал о Шаляпине: «В русском искусстве он – эпоха, как Пушкин».

Личная жизнь

Первой супругой Фёдора Шаляпина была Иола Торнаги. Говорят, что противоположности притягиваются, наверное, следуя этому закону их, абсолютно разных, так сильно тянуло друг к другу.

Он, высоченный и басистый, она, тоненькая и маленькая балерина. Он ни слова не знал на итальянском языке, она совершенно не понимала по-русски.

Итальянская молоденькая балерина была у себя на родине настоящей звездой, уже в 18 лет Иола стала примой венецианского театра. Затем последовал Милан, французский Лион. И тут её труппу пригласил на гастроли в Россию Савва Мамонтов. Здесь и произошло знакомство Иолы и Фёдора. Она понравилась ему сразу, и молодой человек стал оказывать всяческие знаки внимания. Девушка же напротив долгое время оставалась холодна к Шаляпину.

Однажды во время гастролей Иола заболела, и Фёдор пришёл её проведать с кастрюлей куриного бульона. Постепенно они стали сближаться, завязался роман, и в 1898 году пара обвенчалась в небольшой деревенской церкви.

Свадьба была скромной, а через год появился первенец Игорь. Иола оставила сцену ради семьи, а Шаляпин стал ещё больше гастролировать, чтобы зарабатывать на приличное содержание жены с ребёнком. Вскоре в семье родились две девочки, но в 1903 году произошло горе – первенец Игорь умер от аппендицита. Фёдор Иванович с трудом смог пережить это горе, говорят, что он даже хотел покончить жизнь самоубийством.

В 1904 году супруга подарила Шаляпину ещё одного сына Бореньку, а в следующем году у них родились близнецы – Таня и Федя.

Но дружная семья и счастливая сказка разрушились в один момент. В Петербурге у Шаляпина появилась новая любовь. Более того, Мария Петцольд, была не просто любовницей, она стала второй супругой и матерью трёх дочерей Фёдора Ивановича. Певец разрывался между Москвой и Санкт-Петербургом, и гастроли, и две семьи, он наотрез отказывался бросать свою любимую Торнаги и пятерых детей.

Когда Иола всё узнала, долгое время скрывала от детей правду.

В 1922 году Шаляпин эмигрировал из страны со второй своей женой Марией Петцольд и дочерьми. Лишь в 1927 году в Праге они официально зарегистрировали свой брак.

Итальянка Иола Торнаги осталась в Москве с детьми, пережила здесь и революцию, и войну. На родину в Италию она вернулась лишь за несколько лет до своей смерти, прихватила с собой из России лишь фотоальбом с портретами Шаляпина.

Из всех детей Шаляпина последней умерла Марина в 2009 году (дочь Фёдора Ивановича и Марии Петцольд).

Эмиграция и смерть

В 1922 году певец уехал на гастроли в США, откуда уже больше никогда не вернулся в Россию. На родине его лишили звания Народного артиста.

Летом 1932 года он снялся в звуковом кино, где сыграл Дон Кихота. А в 1935─1936 годах состоялись его последние гастроли, он дал 57 концертов в Японии и Китае, Маньчжурии и на Дальнем Востоке.

Весной 1937 года врачи диагностировали у Шаляпина лейкоз. Через год, 12 апреля 1938 года, он умер в Париже на руках своей второй жены. Его похоронили на кладбище Батиньоль. В 1984 году прах певца перевезли из Франции в Россию. В 1991 году было отменено постановление о том, чтобы лишить Шаляпина звания Народного артиста.

Фёдор Иванович вернулся на Родину…

(12 апреля - день памяти знаменитого русского певца)

Федор Иванович Шаляпин впервые попал в театр в 12 лет в Казани и обомлел, очарованный. Театр свел Федора Ивановича с ума, хотя ему уже приходилось выступать, быть певчим. Театр стал для Федора Ивановича необходимостью. Вскоре он участвовал в спектакле статистом. Одновременно учился в четырехклассном городском училище. Отец хотел, чтобы он стал сапожником, в дальнейшем требовал, чтобы Федор был дворником или учился на столяра, но Федор выбрал судьбу артиста.

В 17 лет, переписывая бумаги по 8 коп. за лист, по вечерам Федор Иванович каждый вечер приходил в оперетку, которую играли в Панаевском саду, там же подписал свой первый контракт - петь в хоре.
В 1880 г. Шаляпин поступил в труппу Семенова-Самарского. Он так полюбил театр, что работал за всех с одинаковым наслаждением: подметал сцену, наливал керосин в лампы, чистил стекла и уже начал петь сольные партии, а в конце сезона после бенефиса получил 50 рублей (целое состояние). Голос певца - высокий бас светлого тембра.

В дальнейшем Федор Иванович странствовал с малороссийской труппой, и, попав в Тифлис, познакомился с профессором пения Усатовым, который, увидев значительное дарование, предложил Шаляпину бесплатные уроки пения. Усатов велел снять комнату получше и взять пианино напрокат. В доме Усатова было все чуждо и необычно: и мебель, и картины, и паркетный пол. Усатов подарил Шаляпину фрак. Учась у Усатова, Федор Иванович исполнял в опере басовые партии. В дальнейшем Усатов одобрил намерение Шаляпина ехать в Москву и дал ему письмо к управляющему конторой императорских театров. Москва ошеломила провинциала своей суетой и пестротой. В конторе императорских театров ему отказали, поскольку сезон был закончен. Шаляпину было предложено ехать в Санкт-Петербург, где он пел в загородном саду Аркадии, а в дальнейшем подписал контракт с дирекцией Мариинского театра. Тотчас же заказал карточки «Артист императорских театров» — Федору Ивановичу очень льстило это звание.
Первый дебют дали в Фаусте. Шаляпин выступил с большим успехом в роли Мефистофеля. Исполнение было несравненное.

Федор Иванович знакомится с известным московским меценатом - Саввой Ивановичем Мамонтовым и начинает петь с 1896 г. в его частной опере в Москве. Мамонтов, отдав должное необычайно богатому дарованию Федора Ивановича, предложил Шаляпину 7200 руб в год. Перед первым спектаклем «Жизнь за царя» Шаляпин очень волновался: а вдруг не оправдает доверия? Но пел успешно. Мамонтов приходил на репетиции, хлопал его по плечу и успокаивал Шаляпина: «Бросьте нервничать, Феденька». В этом театре танцевала балерина Иола Торнаги - итальянка, ставшая первой женой Шаляпина.
Мамонтов очень увлекался русской музыкой: поставили «Царскую невесту» и «Садко». Мамонтов принимал живейшее участие в постановках: сам придумывал разные новшества.
В дальнейшем Шаляпин пел на сцене императорских театров — в Большом в Москве и в Мариинском в Санкт-Петербурге. С 1899 г.Федор Иванович — ведущий солист, однако ему было невыразимо жалко товарищей по театру С.Мамонтова и самого Савву Ивановича.

Шаляпин пользовался громадным успехом: в 1901 г. произвел фурор на сцене в Милане. Бас его был великолепен, невиданной силы и красоты. Это были первые в его жизни зарубежные гастроли, он был приглашен с одной из своих лучших арий - Мефистофеля. Шаляпин занимался итальянским языком, ему выплатили за выступления значительную сумму — 15 000 франков. После Италии Шаляпин становится мировой знаменитостью, его ежегодно приглашали в зарубежные гастроли.
В Париже Шаляпин был украшением Дягилевских сезонов в 1907 г. со своей лучшей ролью царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Представление было волнующе прекрасно именно благодаря участию гения - Шаляпина. Александра Бенуа, присутствовавший на спектакле, сказал: «Когда выдается это счастье, когда точно воцаряется на сцене какая-то тайная, всем руководящая сила, тогда испытываешь ни с чем не сравнимое счастье. И чудесное это воздействие настолько бывает сильно, что оно побеждает всякие препятствия».

Его высокое искусство пропагандировало прежде всего творчество русских композиторов М.П.Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова Величайший представитель русской вокальной школы, Шаляпин способствовал необычайному подъему русского реалистического музыкального искусства. Шаляпин был популярен не только как певец, но и как выдающийся артист. Высокий, с выразительным лицом и статной фигурой, Шаляпин поражал зрителей ярким темпераментом и красивейшим голосом, мягким по тембру, и звучащим задушевно в своих лучших ариях Мефистофеля и Бориса Годунова.
С 1922 г. Шаляпин жил во Франции.
12 апреля 1938 г. он скончался. Похоронен в Париже. В 1984 г. его прах перенесен на Новодевичье кладбище в Москве.

Фёдор Иванович Шаляпин - один из наиболее известных отечественных оперных певцов. Родившийся в Казани в 1873-м году, он сочетал в себе уникальные вокальные данные с артистизмом и театральным мастерством. Это был разноплановый человек, увлекавшийся скульптурой, живописью и другими направлениями творчества.

В детстве будущий тенор посещал церковь, где был певчим. Он получил неплохое для своего времени образование, включая приходское училище. В возрасте 16 лет его зачислили статистом в труппу В.Б. Серебрякова, а уже на следующий год состоялся его дебют в опере «Евгений Онегин».

В 1890-м году Фёдор Шаляпин перебрался в Уфу, где трудоустроился в опереточную труппу. После того, как юный актёр успешно подменил заболевшего коллегу, ему периодически начали доверять небольшие отрывки в различных постановках.

В 1891-м году начинающий артист отправился на гастроли с труппой Д.И. Деркача. В Тифлисе ему удалось встретиться с Дмитрием Устиновым, который оказал серьезное воздействие на становление тенора. После прослушивания он положительно высказался о голосе юноши и согласился давать уроки пения совершенно бесплатно. Устинов также устроил Шаляпина в городскую оперу, где артист проработал в течение года.

Прошло пару лет, и Фёдор Шаляпин транзитом через Москву оказался в Петербурге. Здесь он впервые вышел на сцену Мариинского театра. В 1901-м году он уже известный мастер, получивший возможность дать сразу десять концертов в миланской «Ла Скала». В дальнейшем певец поддерживал рабочих во время революции 1905-го года, а в 1907-1908 гг. гастролировал в Америке и Аргентине.

Свою роль в кинематографе Шаляпин исполнил в 1915-м году, когда сыграл Ивана Грозного в одноимённом фильме. Вскоре он освоил и режиссуру, в частности представив оперу «Дон Карлос», поставленную в Большом театре.

В годы войны за собственные средства Шаляпин организовал пару госпиталей для солдат, причём свою деятельность не афишировал.

Эмиграция

Уже в 1918-м году Фёдор Шаляпин удостоился звания Народного артиста, одним из первых в появившейся Советской республике. В 1922-м году он отправился гастролировать в Соединённые Штаты, причём уехал на длительное время вместе со своей супругой. В результате отношение к нему в стране стало значительно хуже, а случай с пожертвованием средств с одного из выступлений детям эмигрантов в 1927-м году был воспринят в СССР как прямая поддержка Белого движения. В результате его лишили званий и права возврата в страну Советов.

Впервые восстановить в правах артиста, уже после его смерти, было предложено в 1953-м году, но предложение не нашло отклика партийного руководства. Повторно к данному вопросу вернулись только в 1991-м году, когда на основе постановления №317 от 10.06.1991г. принятое в 1927-м году решение было признано недействительным.

Скончался артист в 1938-м году в Париже. К этому времени у него был диагностирован лейкоз. В конце октября 1984-го года останки тенора с разрешения родственников перезахоронили в Москве (Новодевичье кладбище).

Эксперты признают, что успеха Шаляпину удалось добиться не только за счёт своего баса, но и актерского мастерства, где не последнюю роль играла выразительная внешность и стать тенора. Демонстрируя каждый раз на сцене выразительность и игру интонаций.

Будучи разносторонне развитым, Шаляпин прекрасно рисовал и оставил после себя массу портретов, в том числе автопортретов.

Занимался он и скульптурой. В своё время он хотел заняться политикой, но Максим Горький смог отговорить его от затеи в пользу дальнейшего творческого развития.

Сегодня в Уфе существует скульптура Шаляпина из мрамора, расположенная напротив Башкирского театра оперы и балета, где еще в XIX веке состоялся дебют будущей звезды. Открыли памятник в 2007-м году. Мраморная статуя олицетворяет образ юного талантливого артиста. Сам художник говорит, что его целью было показать миру не уже состоявшегося и признанного всеми великого Шаляпина, а молодого никому не известного певца Фёдора. Фигура как будто замерла в ожидании реакции собравшейся уфимской публики.

Адрес: Уфа, ул. Ленина, 14