Энциклопедия танца: Румба. Танец румба Где танцуют румбу

Следует различать бальную, кубинскую, африканскую и цыганскую румбу.

Хотя эти танцы и имеют общие корни, на настоящий момент они являются совершенно разными как по характеру движений, так и по музыке.

Бальная румба

Румба - парный кубинский танец африканского происхождения. Отличительной особенностью румбы являются эротические плавные движения, соединенные с широкими шагами. Наиболее известной во всем мире мелодией румбы нужно считать знаменитую «Guantanamera», написанную ЖозеитоФернандесом и быстро ставшую классикой румбы.

История Румбы

Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейской Contradanza. Название «Rumba», возможно, происходит от названия танцевальных групп в 1807 году - «rumbosoorquestra», хотя в Испании слово «rumbo» означает «путь» (в русском морской аналог - «румбы», то есть направление). Замечание — российская морская терминология аккуратно заимствована у Нидерландов, поэтому «направление» очевидно не в русском, а в голландском нетак.

Румба и ча-ча-ча

Изначально не существовало четкого разделения танцев румба и ча-ча-ча, из-за чего вся музыка, характерным образом обыгрывавшая первую долю (несколько ударов из затакта, приводящих к первой доле), подпадала под категорию румбы. Со временем танцы четко разделились. Музыка румбы приобрела более медленный темп, стала сочиняться, как правило, в минорном ладу, и приобрела свое обыгрывание первой доли (ударные: восьмая, восьмая, восьмая, четверть - первая доля). Музыка ча-ча-ча стала быстрее, сочиняется как в мажорном, так и в минорном ладу и имеет собственное, очень выраженное и подчеркнутое обыгрывание первой доли (восьмая, восьмая, четверть - первая доля, так называемое - «ча-ча-ча» или «ча-ча-раз»).

В связи с этим многие знаменитые в прошлом румбы с современной точки зрения следует считать скорее ча-ча-ча или даже вообще невозможно четко классифицировать как один из этих танцев. Так, например, знаменитая мелодия «Кукарача», считавшаяся румбой, не является ни ею, ни ча-ча-ча с современной точки зрения. «Guantanamera» более известна в варианте ча-ча-ча, а не румбы.

Таким образом, румба обязана своим рождением религиозным ритуалам, развивалась она на базе ярко выраженных ритмов и хоровых голосов. Также можно сказать, что румбой в какой-то степени являются все те танцы, которые были созданы кубинцами.

В настоящее время этот танец известен на всех континентах. Сначала он пришел в кабаре, а затем на телевидение. Существует бальная румба, но она существенно отличается от аутентичного кубинского варианта.

Виды Румбы

В начале XIX века на Кубе существовало три варианта Румбы, но широкую известность получила румба Гуагуанко (Guaguanco), танец, во время которого кавалер следует за дамой в поисках соприкосновения бедрами, а дама старается этого избежать. В этом танце дама как бы является объектом дерзкого ухаживания и старается сдержать страсть своего партнера. Возможно из-за этого за Румбой и закрепилось название — «танец любви».

Коренную эволюцию Румбы претерпела, будучи вывезенной в США.

Наравне с экспансивной, эротичной кубинской появилась Румба американская – с более сдержанными движениями и стилем. Именно этот вариант Румбы и распространился по всему миру, завоевав сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры.

Гуагуанко в основном состоит из ритмов африканских барабанов, которые накладываются на ритм клавэ (clave), представляющий смещенный акцент, известный как 2-3. Пение без музыкального сопровождение напоминает старинные испанские мелодии, которые накладываются на ритмы африканских барабанов. Исполняется Гуагуанко одним или несколькими солистами, тему и слова придумывают по ходу исполнения песни. Структура ритма Гуагуанко основывается чаще всего на ритме Румба сон (RumbaSon).

Эмоциональное содержание танца

Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. В ходе своей эволюции румба приобрела многие черты, характерные для блюза. Существует расхожий штамп, что «румба - танец любви». Контраст ярко выраженного эротического характера танца и драматического содержания музыки создаёт неповторимый эстетический эффект. Вопреки всеобщему мнению о том, что движения в румбе - это танцевальное воплощение эротических чувств, румба изначально была свадебным танцем, а ее движения обозначали не что иное как семейные обязанности супругов. Немногочисленные современные румбы, написанные в мажоре, имеют свою изюминку, но не оставляют такого глубокого впечатления.

Румба - танец с глубоким внутренним содержанием. Танец любви, отчасти несчастной, одинокой и разрывающей душу на части. Драма и чувственность соединяются в танце в единое целое. Считается, что румба родилась из симбиоза фламенко и танцев африканских рабов в 19 веке. Название по одной из версий произошло от танцевальных групп, которые звались в те времена «rumboso orquestra». Многие исследователи признают, что слово румба переводится как путь души.


Много лет назад румба не была такой, какой мы ее знаем сейчас. Изначально она была своего рода чувственной пантомимой, которая исполнялась в очень быстром ритме. При этом румба того времени соответствовала многим движениям из обычной жизни. Например, сокращение бока в танце это не что иное, как передвижение раба с тяжелым грузом в руках. Элемент кукарача – так раньше давили тараканов. Спот-поворот рабы танцевали вокруг колеса телеги! Сегодняшний медленный и чувственный вариант румбы впервые имел место в 1930 году в США. Он соединил в себе несколько вариантов танца с разных концов света. В течение этого времени популяризация танца шла полным ходом, совершенствовались костюмы и обувь для танца румбы . Например, в 1920 году был собран оркестр, играющий латиноамериканскую музыку на различных площадках, а также на съемках фильмов.



В Европу румба пришла вместе со знаменитым танцором Пьером Лавеллем. Будучи на Кубе он приметил, что местная румба исполняется на счет «два». Именно эту технику он стал преподавать в танц-классах. Так танец стал более романтичным и чувственным, платья для этого спортивного бального танца тоже чувственные и романтичные. Интересно, что даже в современной румбе прослеживается история. Ведь тогда, женщина пыталась быть сильнее мужчины с помощью кокетства и обаяния. Если внимательно последить за танцем, можно всегда заметить элемент, где партнерша сначала находится рядом с партнером и как бы дразнит его, а затем начинает отбегать в сторону к другому партнеру.



Румба - путь души, которая готова к любви, но так боится показать свою слабость и открыться партнеру, что от всего этого несчастна и одинока.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Румба и ча-ча-ча

Изначально не существовало четкого разделения танцев румба дансона и ча-ча-ча , из-за чего вся музыка, характерным образом обыгрывавшая первую долю (несколько ударов из затакта , приводящих к первой доле), подпадала под категорию румбы. Со временем танцы четко разделились. Музыка румбы дансона приобрела более медленный темп , стала сочиняться, как правило, в минорном ладу , и приобрела своё обыгрывание первой доли (ударные: восьмая, восьмая, восьмая, четверть - первая доля). Музыка ча-ча-ча стала быстрее, сочиняется как в мажорном, так и в минорном ладу и имеет собственное, очень выраженное и подчеркнутое обыгрывание первой доли (восьмая, восьмая, четверть - первая доля, так называемое - «ча-ча-ча» или «ча-ча-раз»).

В связи с этим многие знаменитые в прошлом румбы с современной точки зрения следует считать скорее ча-ча-ча или даже вообще невозможно четко классифицировать как один из этих танцев. Так, например, знаменитая мелодия «Кукарача», считавшаяся румбой, не является ни ею, ни ча-ча-ча с современной точки зрения. «Guantanamera» более известна в варианте ча-ча-ча, а не румбы.

Таким образом, румба обязана своим рождением религиозным ритуалам, развивалась она на базе ярко выраженных ритмов и хоровых голосов. Также можно сказать, что румбой в какой-то степени являются все те танцы, которые были созданы кубинцами.

В настоящее время этот танец известен на всех континентах. Сначала он пришел в кабаре, а затем на телевидение. Существует бальная румба, но она существенно отличается от аутентичного кубинского варианта.

Виды румбы

В начале XIX века на Кубе существовало три варианта румбы, но широкую известность получила румба Гуагуанко (Guaguanco), танец, во время которого кавалер следует за дамой в поисках соприкосновения бедрами, а дама старается этого избежать. В этом танце дама как бы является объектом дерзкого ухаживания и старается сдержать страсть своего партнера. Возможно из-за этого за румбой и закрепилось название - «танец любви».

Также на Кубе существовали различные виды румбы, которые танцевались на праздниках и просто сборищах людей на улице. Ярким представителем является Румба Миметика, в которой изображаются различные сцены из жизни простых людей (Papilote, Mama"buela, Gavilan)

Коренную эволюцию румба претерпела, будучи вывезенной в США. Наравне с экспансивной, эротичной кубинской появилась Румба американская – с более сдержанными движениями и стилем. Именно этот вариант румбы и распространился по всему миру, завоевав сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры. Гуагуанко в основном состоит из ритмов африканских барабанов, которые накладываются на ритм клавэ (clave), представляющий смещенный акцент, известный как 3-2. Пение без музыкального сопровождение напоминает старинные испанские мелодии, которые накладываются на ритмы африканских барабанов. Исполняется гуагуанко одним или несколькими солистами, тему и слова придумывают по ходу исполнения песни. Структура ритма гуагуанко основывается чаще всего на ритме румбы сон (Rumba Son).

Румба в академической музыке

Румба использовалась в некоторых сочинениях композиторов XX в., например, в балете Д. Мийо «Сотворение мира» (1923) и в финале его Второго фортепианного концерта.

Эмоциональное содержание танца

Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. В ходе своей эволюции румба приобрела многие черты, характерные для блюза . Существует расхожий штамп, что «румба - танец любви». Контраст ярко выраженного эротического характера танца и драматического содержания музыки создаёт неповторимый эстетический эффект. Вопреки всеобщему мнению о том, что движения в румбе - это танцевальное воплощение эротических чувств, румба изначально была свадебным танцем, а её движения обозначали не что иное как семейные обязанности супругов. Немногочисленные современные румбы, написанные в мажоре , имеют свою изюминку, но не оставляют такого глубокого впечатления.

Румба – это танец для пары, который имеет африканские корни. К особенностям данного танца следует отнести плавные и чувственные движения тела, соединённые с широкими шагами. Самой популярной мелодией для румбы считается, известная во всём мире «Guantanamera», автором которой является Жозеито Фернандес. Эта мелодия до сих пор считается классикой румбового жанра.


Есть несколько разновидностей румбы: бальная, африканская, кубинская и цыганская румба. Все эти разновидности имеют одни корни, но являются абсолютно разными как по музыке, так и по движениям.

История Румбы

Танец этот появился на Кубе в девятнадцатом веке в сочетании с европейским контрадансом. Название танца идёт, по видимому, от наименования танцевальных групп в начале 19 века - «rumbosoorquestra», но с испанского «румба» переводится как путь.

Виды румбы

На Кубе существовало три варианта этого танца, но самой известной была румба Гуагуанко, когда партнёр следует за дамой, пытаясь соприкоснуться с ней бёдрами, а она всячески пытается этого избежать. Название танца любви румба и получила, наверное, из-за этого несколько дерзкого изображения ухаживания партнёра и сдержанной страсти партнёрши, которую она не демонстрирует столь ярко. Когда румба была привезена в Америку, она претерпела некоторые изменения, и ярко-выраженная сексуальность кубинцев сменилась сдержанностью и менее пылким стилем американцев. Распространение по всему миру получил именно этот вариант румбы, найдя своих ценителей среди многих поколений танцоров и любителей латиноамериканских танцев вообще.

Музыкальное сопровождение Гуагуанко выражается в ритме африканских барабанов, накладывающихся на ритм clave (смещённый акцент, известный как 2/3). Иногда такую румбу танцуют под простое пение испанских мелодий, наложенных на ритмы барабанов. Исполнение может быть выполнено одним или несколькими солистами, которые по ходу песни придумывают слова.

Ритм этого танца базируется на ритме RumbaSon.

Румба и ча-ча-ча

В начале истории этого танца, румба мало чем отличалась от ча-ча-ча, поэтому музыка практически была одна и та же и вся попадала под категорию румбы. Но в последствие танцы были чётко разграничены, румба стала намного медленнее, приобрела минорный характер. А ча-ча-ча, наоборот, убыстрилась, больше стало в ней мажорного настроения.

Поэтому старые румбы, в нашем современном понимании, следует трактовать как ча-ча-ча, а иногда они даже нельзя квалифицировать ни как один, ни как другой танец, настолько они своеобразны. Примером тому может служить «Guantanamera», больше известная в варианте ча-ча-ча или «Кукарача», которая считалась румбой, а на самом деле не является ни той, ни другой.

Получается, что румба пришла к нам с религиозными ритуалами, развилась на основе ярких ритмов и хоров или к румбе, можно сказать, относятся все танцы, созданные кубинцами. Сегодня этот танец известен по всему миру. Сначала его танцевали в кабаре, потом он пришёл и на телевидение. Есть и вариант бальной румбы, которая много отличается от кубинского варианта.

Бальная румба

Эмоциональное содержание этого танца отличается более глубокими эмоциями. В ходе своего развития румба напиталась многими чертами, которые больше характерны для блюза. Мнение, что румба – это танец любви, подтверждается ярко выраженным эротическим характером танца и драматизмом музыки, создающими исключительный эстетический эффект. Румба в самом начале своей истории была танцем свадебным, демонстрирующим своими движениями обязанности супругов. Современные румбы также интересны своей стилистикой, но впечатления такого яркого, увы, не оставляют.