Автомобильное путешествие в белоруссию. На машине в Белоруссию: бесплатные платные дороги и многотысячные штрафы

Наконец началось наше путешествие в Беларусь. Мы немного задержались с поездкой и собрались в путь только в конце июня 2018 года. Давно хотел посетить эту стран, о которой столько наслышан. Самое забавное, что путь в Беларусь, а точнее в Минск из Москвы оказался одним из самых простых автопутешествий из всех, в которых мы бывали. И стоило столько тянуть? Впрочем о дороге и пойдет речь в этой статье. Причем о дороге с малышом в возрасте до полугода, который еще даже не сидит — это наш первый опыт. Забегая вперед, скажу, что маршрут Москва-Минск на машине — идеально подойдет для новичков.

Расстояние от Москвы до Минска всего 717 километров если верить картам Гугл, по которым ради эксперимента мы решили поехать в этом году. До этого пользовались навигацией от Новитела. Хотя свой первый маршрут я и вовсе совершал по бумажным картам — тоже своеобразный опыт. Однако вернусь к дороге в Беларусь.

Гугл на выбор предлагает три маршрута из Москвы в Беларусь, см карту ниже:

  • Быстрый маршрут по М1 (с пометкой платные дороги) с расстоянием от Москвы до Минска 717 км. Время в пути чуть более 8 часов.
  • Средний по километражу по трассе А-130 через Могилев
  • Долгий маршрут по трассе М9 через Великие Луки и Витебскую область продолжительностью 841 км

На самом деле мы выезжали из Калужской области, через Протвино и Оболенск, поэтому навигатор не стал нам предлагать самый длинный маршрут — слишком он в стороне от нас. Доверившись описанию и здравому смыслу мы выбрали трассу М1, почти прямую, почти свободную. Пометка «платная дорога» нас не смутила. На Российской стороне платных участков нам не встретилось (оно на выезде из Москвы), в Беларуси для граждан России, пользование дорогами тоже бесплатно.

В выборе маршрута большую роль сыграло время в пути и качество дороги, так как, повторюсь, в Минск мы поехали всем нашим небольшим семейством, включая Тимофея. А для него это был первый столь длительный переезд. Думаю, я в отдельной статье расскажу о том, какого это ездить с грудничком на машине. Опыт минской поездки оказался очень интересным

Хочется особо отметить, что данный маршрут — идеально подойдет для новичков в атвтопутешствиях. Тому есть сразу несколько причин:

  • Небольшое расстояние от Москвы до Минска — всего 717 километров
  • Малое время в пути. Особо не напрягаясь весь путь можно проделать за 9-10 часов
  • Простая дорога. Везде четыре полосы нет проблем с обгонами

Для сравнения не менее интересные, но чуть более сложные наши автопутешествия вы можете посмотреть в следующих циклах статей:

Дорога до границы с Беларусью

Как я сказал, на трассу М1 нам еще предстояло выехать. Фактически мы добирались почти от самой М2 (кто ж виноват, что именно в том районе мы провели несколько дней перед дорогой) по А108. Подозреваю, что при выезде из Подольска мы даже немного сэкономили бы времени в пути. А уж из Москвы в Минск доехали бы на пару часов быстрее. Виной тому трасса А108 с периодическим проездом жилых зон, где сплошняком установлены камеры и радары, а допустимая скорость 40 км/час

Трасс М1 Москва — Минск, полиция, камеры в России

Выйдя на трассу М1 мы поспешили на заправку. А бензинчик то в России подорожал! Заправились до полного бака на 1800 рублей, по моим подсчетам этого должно было хватить до самого Минска. Кстати в Беларуси бензин немножко дешевле, учитывая последний майский рост цен в России и изменение курса рубля.

Что бросалось в глаза по дороге в Минск из Москвы на машине — это обилие патрулей и камер на дороге. Помимо стационарных камер, коими оснащены, практически все деревни, расположенные вдоль трассы М1 по пути в Беларусь, нам ещё встретилось наверное штук 7 патрулей, и где-то с пару десятков триног. Причем по старой доброй традиции полиция в кустах, тринога прикрыта гражданской машиной — в общем классика жанра.

Я, конечно же старался максимально соблюдать скоростной режим. Одно время я даже пристроился за беларусской фурой — очень полезный лайфхак, для тех, кто не хочет привозить домой штрафов. Однако, я почти уверен, что без писем счастья не обойдется, уж больно хорошо умеют прятаться наши блюстители порядка, да и знаки неожиданные выставлять. В общем продвигались осторожно, как саперы.

Дорога из Москвы в Беларусь, описание и отзывы

Платный дублер трассы М1 начинается в районе Молодогвардейской транспортной развязки МКАД и заканчивается на 33-м км Минского шоссе. Дорога проходит в обход города Одинцово. Протяженность платной дороги составляет 18,535 км стоимость проезда 150 и 50 рублей днем и ночью, соответственно.

Вся трасса М1 на всем протяжении от нашего выхода на нее, до самого Минска оказалась четырехполосной — несомненный плюс для любой трассы. С учетом не большой загрузки, так ехать и вовсе было одно удовольствие — это не на двухполосной трассе километрами тянуться за фурами в ожидании вожделенного разрешения на обгон. Возможно мне показалось, но полосы дороги были слегка заужены, по крайней мере по сравнению с привычными автомагистралями. Две фуры без особого комфорта помещаются на дороге. Да и мне не совсем удобно было обгонять их на поворотах.

Обратите внимание, что на трассе М1 Москва — Минск, со стороны России практически везде ограничение 90 км/ч , разумеется не считая населенных пунктов. Кроме того, часто встречались знаки с ограничением до 70км/ч, и за ними переносные камеры. Кстати именно эти знаки заставили меня усомниться в том, что М1 — автомагистраль

Хочется отметить относительно высокое качество дорожного покрытия. При езде с разрешенной скоростью, никакого риска потерять подвеску не возникает — а это уже хороший показатель для наших дорог. Впрочем последние годы я катаюсь по платным участкам М4 и по бесплатной части Ленинградки в обоих случаях дорогами я тоже доволен. Это я к тому, что в центральном регионе вопрос дорог хоть медленно, но решается.

Где покушать по пути в Беларусь, остановки в дороге

Так как мы ехали с маленьким ребенком в машине, то нам приходилось делать дополнительные остановки. Ведь Тимофей не привык к долгим поездкам на авто, да и в автолюльке положение не самое удобное, хоть и безопасное. К нему я вернусь в отдельной статье, а вот наши остановки пожалуй опишу.

Первая остановка была на заправке Газпром нефть . Там же в местной столовой по соседству мы и пообедали. Цены оказались вполне дружелюбными — наш обед стоил нам 380 рублей (два первых, да гарнира и одна на двоих котлета по-киевски). Еда оказалась вкусной и питательной. Порции не большие — дорожные

Вторая остановка у истока реки Москвы . Больше с целью дать немного отдохнуть сыну. Впрочем, в этом месте мы обнаружили с десяток удобных беседок, где можно остановиться и перекусить. Не смотря на надпись «разведение огня запрещено» на территории оказалось несколько мангалов и большое кострище, кочевых автолюбителей. В общем, было б с собой ведерко шашлыка, вполне можно посидеть перекусить.

Ещё одну остановку мы сделали в деревне Истомино . Просто так, без особых на то причин. Деревня оказалась образцово-показательной. Всего в 300-х метрах от трассы Москва-Беларусь, заканчивается асфальт и начинается российская глубинка. К тому же не самая колоритная. Надо отметить, что примерно после этой деревни резко на спад пошло количество камер на дороге.

Граница России и Беларусь — автодорога М1 Москва-Минск

Подведу предварительные итоги. Без особых приключений, но с несвойственным нам количеством остановок мы добрались до границы России и Беларуси. Точнее в какой-то момент мы просто въехали в соседнюю страну, особо не заметив границу. Это было приятно. Вот так и должны проходить все путешествия в соседние страны.

Весь пограничный контроль заключался в пропуске пару пешеходов на переходе вяло бредущих пограничников. Никаких остановок или проверок документов не было.

Хочу отметить, что для поездок по Беларуси наш полис ОСАГО не подходит и требуется обязательно купить международный полис «Грин карту» — цена вопроса на 15 дней 840 рублей . Мы купили у себя в городе. Однако вдоль всей трассы примерно со 160 км, я стал замечать зеленые палатки с продажей страховки. Еще не лишним будет приобретение страховки путешественника на случай непредвиденных обращений в медучреждения, стоимость полиса не значительна, а медицинское покрытие велико:


Продолжение следует, впереди еще первое впечатление от Белорусской стороны и от поездки с ребенком.

Лето, как известно, пора отпусков, то самое время, когда многие определяются, где стоит провести свое время отдыха. При этом среди множества «летних» направлений все большую популярность обретает Республика Беларусь, где имеется большое число достопримечательностей, санаториев и мест отдыха в районе Браславских озер.

В связи с этим очень многим автолюбителям интересно, с какими особенностями и трудностями могут столкнуться те водители, которые собираются поехать в Беларусь на машине.

Пересечение государственной границы

Пограничный контроль между Беларусью и Российской Федерацией, по сути, является фикцией. Проверке подвергаются исключительно большегрузные автомобили (фуры).

Для физических же лиц на собственном автомобиле даже не требуется останавливаться на пропускном пункте. Впрочем, по возвращению обратно в Россию вас все же могут остановить для проверки паспортов, что, впрочем, не занимает много времени.

Единственным существенным нюансом при подготовке к поездке является приобретение международной страховки типа «зеленая карта». Этот страховой полис представляет собой аналог , но в международном формате и купить его можно на срок от 15 дней до одного года.

При этом покупка полиса на длительные сроки обходится существенно дешевле «кратковременного». После кризиса цены на «зеленые карты» несколько возросли, однако их стоимость остается весьма доступной – от семисот рублей до без малого пяти тысяч рублей за полис, действующий на протяжении года.

Актуальную информацию о ценах на страховку типа «зеленая карта» можно узнать на специализированных сайтах — информация, предложенная там, позволяет довольно точно рассчитать стоимость страхования при различных сроках поездки.

При этом купить сам полис можно как в страховой компании по месту жительства (к слову, далеко не все страховщики продают страховки этого типа), так и непосредственно у границы – перед каждым крупным контрольно-пропускным пунктом имеется огромное число небольших «представительств» страховщиков типа «будка», где можно стать обладателем вожделенного полиса. Для его оформления потребуется только паспорт транспортного средства (ПТС), а сама процедура занимает порядка десяти минут времени.

В остальном, для поездки потребуется стандартный и общегражданский паспорт (как уже мы писали, его могут потребовать пограничники).

Движение по дорогам, правила дорожного движения и общение с представителями правопорядка

Езда по белорусским дорогам оставляет, в большинстве случаев, очень приятные впечатления у россиян. Высокое качество покрытия, четкая дорожная разметка, своевременный ремонт неровностей являются первыми преимуществами, которые бросаются в глаза. Даже в сельской местности (в стороне от основных магистралей) радует качество дорог.

Не напрягает и проведение самих дорожных работ – все сужения полотна имеют полный спектр обозначений, а на наиболее сложных участках объездные пути с временной разметкой, которые также отличаются высоким качеством покрытия.

С точки зрения езда по Беларуси, на первый взгляд, ничем не отличается от России. Однако тут имеются некоторые нюансы.

В частности, действие дорожного знака распространяется не до первого перекрестка, а до первого обозначенного перекрестка, то есть того, на котором установлен соответствующий знак. Об этом следует также помнить.

В республике Беларусь очень и следует помнить, что приоритет у тех водителей, которые уже движутся по кругу, если иное не установлено дорожными знаками.

Контроль скоростного режима в Республике Беларусь весьма жесткий и может обернуться рядом проблем для россиянина, рассчитывающего на безнаказанность. Так, штраф за превышение скорости, исчисляемый в так называемых «базовых величинах», может оказаться весьма впечатляющим.

Кроме того, нарушивший ПДД гражданин, без разницы какой страны, вносится в единую базу данных, и последующее превышение скорости более чем на 25 километров в час может обернуться не только штрафом, но и лишением «прав».

Отдельно стоит сказать и о системах автоматической видеофиксации нарушений. «Камер» на дорогах Беларуси довольно много, они установлены практически в каждом населенном пункте, возле которого имеется соответствующее обозначение.

Госавтоинспекция Республики Беларусь использует весьма современные системы, осуществляющие съемку с кормы автомобиля. Подобные комплексы практически не фиксируются (последние «засекают» их срабатывание лишь в момент непосредственного проезда и, как результат, не позволяют своевременно затормозить автомобиль).

Ранее россияне могли не опасаться «писем счастья», однако за последний год ситуация коренным образом изменилась. В частности, на основных пунктах пропуска между Россией и Беларусью осуществляется установка камер, которые заранее фиксируют номера проезжающих автомобилей.

В случае, если за авто числится штраф, выписанный автоматической системой, сотрудники ГАИ останавливают автомобиль и могут потребовать оплаты штрафа до выезда из страны.

Еще одним важным моментом можно назвать очень суровые санкции в отношении водителей, злоупотребивших спиртным. Первоначально у автомобилиста, севшего за руль , отбирают водительское удостоверение и накладывают крупный штраф.

Повторное нарушение приводит к тому, что ГАИ изымает автомобиль нарушителя, который обращается в доход государства и уходит «с молотка». При этом данный закон распространяется и на граждан других государств – между Беларусью и Россией имеются соответствующие договоренности.

Общение с сотрудниками Госавтоинспекции в Беларуси тоже отличается некоторыми нюансами. Основной из них кроется в том, что вручить взятку работнику ГАИ в большинстве случаев не удастся.

Добиться этого в республике удалось тем, что «гаишники» имеют весьма неплохие зарплаты и могут легко получить реальный срок без права последующей работы в государственных органах в случае, если попытаются увеличить доход за счет автолюбителя.

Тем не менее, на наиболее «популярных» у россиян направлениях бывают редкие случаи (за три года частых поездок автору этих строк с этим довелось столкнуться лишь раз) злоупотреблений со стороны инспекторов ГАИ.

Злоупотребления эти заключаются в использовании законов Беларуси по отношению к россиянам, с ними не знакомыми. Это касается тонировки на задних стеклах, которая, в соответствии с местным законодательством, полностью запрещена.

Этот аспект касается только транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, и если инспектор пытается наложить на вас соответствующий штраф, можете смело предложить ему проехаться к начальнику ГАИ соответствующего района или пригрозить обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции.

Этого будет достаточно для того, чтобы ретивый служитель порядка пересмотрел свое решение. По сути, эти сложности единственные, с которыми можно столкнуться в путешествии.

Основные направления для отдыха в Беларуси

В большинстве случаев Россияне предпочитают для отдыха центральную часть Беларуси, где располагается большинство достопримечательностей и пансионатов для отдыха.

Не менее популярны и Браславские озера, отличающиеся красотой и наличием огромного числа здравниц. Чуть менее популярна Беловежская пуща, что связано с ее относительной отдаленностью.

Вне зависимости от выбора направления путешествия, поездки по Беларуси оставляют благоприятные впечатления, а туристическая инфраструктура в республике находится на весьма высоком уровне.

При подготовке к поездке в Беларусь советуем и выбрать оптимальный вариант.

Отчет о путешествии на машине по Белоруссии в мае 2017 года. Минск, Мир, Несвиж, Гродно, Хатынь, Беловежская пуща и другие красивые места.

Предисловие

Май - время путевок на заграничные моря по низким ценам, шашлыков на даче и первых поездок на российский юг. Но нет, в мае 2017 года мы решили отправиться в эпическое путешествие по Белоруссии. Решение не было спонтанным: еще в январе мы начали обсуждать, что да как, постепенно разрабатывать маршрут и собирать команду.

В итоге мы укомплектовали две машины, прикинули маршрут, обозначили даты, и 29 апреля выдвинулись из Воронежа на своих Volkswagen Polo и Opel GTC.

Как-то так выглядит карта со всеми местами, которые мы хотели посетить

Дорога до Белоруссии

Из Воронежа в Минск (наша первая точка) можно попасть несколькими путями: мы рассматривали вариант до Москвы по М4, а потом до Минска по М1 или же проезд через Орел и Брянск. Почитав отзывы о втором варианте, мы решили, что через Москву будет удобнее, чем любым другим путем, но совершили одну ошибку, о которой расскажу чуть позже.

Как мы доехали?

    Выехали из Воронежа около 11 вечера (все после работы).

    По без проблем добрались до Москвы (если бы еще и денег за проезд по ней не брали, цены бы ей не было).

    Заехали в Москву около 4 утра и переночевали (если 4 часа сна считаются ночевкой) на квартире у знакомых.

    Из-за пробки на МКАДе Яндекс.Карты решили, что на М1 лучше выехать окольными путями. В итоге, на неё мы попали только в районе Можайска.

Около Можайска размялись, походив по Лужецкому Ферапонтову монастырю

Что бы мы поменяли сейчас?

    Никаких ночевок в Москве! Зачем мы это вообще сделали? В Минск мы в итоге приехали часов в 9 вечера 29 апреля. Выехали бы рано утром того же дня свежими и выспавшимися, приехали бы на пару часов позже.

    Тут я не уверена, но, возможно, лучше было бы постоять в пробке на МКАДе и сразу выехать на M1, чем плутать по населенным пунктам до Можайска.

Ну да ладно, будем воспринимать это как небольшое приключение. Зато около Можайска посмотрели монастырский комплекс - небольшой утешительный приз. Итак, уже видна граница и пропускной пункт.

Въезд в Белоруссию обозначен как-то скромненько

Спокойно проезжаем пропускной пункт, будто заехали не в другую страну, а в соседнюю область. Мы читали об этом в разных обзорах, но почему-то до конца не верили. Это действительно так, все очень просто.

Впечатления о дорогах

Из тех же многочисленных отзывов мы узнали, что дороги в Белоруссии - просто конфетка. Тем горче было наше разочарование, когда мы пересекли границу. Ехать можно, но как-то не слишком приятно. Совсем не похоже, что едем по федеральной трассе. Грусть, печаль, обида

Напугала? А теперь расслабьтесь: это был самый плохой участок дороги, который мы видели в Белоруссии, но его на тот момент уже ремонтировали. На обратном пути ехали через Витебск - вот там тоже не очень, но остальные дороги были действительно просто шикарны и вот почему:

    Покрытие качественное с минимальным количеством латок. Кое-где, правда, был странный эффект "стиральной доски", но это мелочи.

    Они бесплатные, даже если есть знак Toll Road.

    Места для отдыха очень удобные и живописные, без мрачных кафе и стоянок для фур.

    Ограничение скорости на автостраде: 120 км/ч, на трассе: 90 км/ч, если не указано иное.

    Дороги радуют глаз, они чистые, куда бы ты ни поехал. У нас я не видела такой ухоженности и близости с природой, разве что в Краснодарском крае.

    Для всех стационарных камер есть предупреждающие знаки, плюс наш антирадар знал о них всех. Немногочисленные треноги он тоже замечал, но еще раньше о них давал знать встречный поток.

    ДПС встречается относительно нечасто, у нас один раз остановили вторую машину и сразу же отпустили.

    Количество машин и фур минимальное: только близ больших городов мы переставали опасаться, что случился зомби апокалипсис, и что кроме нас в Белоруссии больше никого нет.

Нет, ну правда красота!

Ну что, дороги - супер, а это значит, что поездить нужно как можно больше! Переходим ко всем закуткам, куда мы успели заехать.

В Минске мы планировали пробыть всего один день и остановиться в недостроенном пригородном коттедже родственников одного из участников экспедиции. О, эти ночи в спальных мешках на бетонном полу... Незабываемо! Но суть не в этом. Утром 30 апреля мы вышли из дома, и с этого момента начались наши белорусские приключения.

Минск (30 апреля)

В Минск мы не въезжали, поэтому мало представляли трафик в нем. Было решено не рисковать и ехать на общественном транспорте. И зря! Не знаю, всегда у них так или нет, но трафик даже с Воронежем не сравнить, не то что с Москвой. Так что можете смело передвигаться по городу на машине, ну а мы в это время покупаем жетончики на метро и билеты на автобус.

Жетончик аж 1992 года выпуска, олдскул

Не буду много говорить о том, что можно посмотреть в Минске, потому что мест много, и все они очень известные. За этот день мы успели пройтись по центру с Площадью Независимости, фонтаном с журавлями, зайти в костел св. Симеона и св. Елены, заглянуть в Троицкое Предместье и Остров Мужества и Скорби, погулять по парку Челюскинцев и Верхнему Городу, глянуть на Национальную Библиотеку (к которой нужно подходить именно вечером, иначе вы не увидите всех этих огоньков).

Так уж вышло, что большие города нас привлекают меньше всего, поэтому на следующий день после ночевки в коттедже мы отправились в Мирский замок.

Оживленное движение в центре близ театра оперы и балета

Мир

По пути к Миру мы заезжали в Станьково, где расположен пришедший в упадок усадебно-парковый комплекс Чапских. Не то чтобы культовое место, но оно было по пути, и нам понравилось. Главное воспоминание для меня - это первый аист, которого я увидела очень и очень близко. Скоро они перестанут вызывать чувство эйфории, а пока я не могу сдержать восхищение.

До того, как аисты начали восприниматься, как обычные голуби

Сам Мирский замок - одна из самых узнаваемых достопримечательностей Белоруссии. Забегая вперед, скажу, что он был лучшим из дворцов, крепостей, башен и замков. И это несмотря на толпы туристов, которые делают передвижение между этажами ну ооочень веселым.

Чтобы посетить все интересное в Мирском замке, нам понадобилась часа 4, и это без гида. Плюс немного побродили по самому Миру, и отправились дальше.

Грандиозно же!

Несвиж

Два самых известных замка Белоруссии за один день? А почему нет? По пути заехали в деревеньку Ишколдь глянуть на Троицкий костел 15 века. Дорога туда с трассы была неприятно-грунтовая, а сам костел был закрыт, поэтому сами решайте, нужен он вам или нет.

Троицкий костел

Несвижский замок - это скорее дворец 17-18 века, хотя и с историей. В целом, интересно, но после немудрой попытки осмотра Эрмитажа за один день у меня перенасыщение такими музеями.

Мне, например, интереснее в Несвиже было походить по центру, зайти в костел Божьего Тела и увидеть усыпальницу Радзивиллов. Прямо бррр, аж мурашки по коже.

В Несвиже мы были до самого вечера. Настало время решать, где будет первая ночевка. Решили, что она будет в Лиде, так что пока ужинали в местной кафехе, искали подходящие варианты.

Говорю же, бррр

Город Лида

В Лиде нашли только две отдельных квартиры по 4 человека, но это нас вполне устраивало. И да, мы не знали заранее, где именно будем останавливаться, поэтому начинали искать варианты примерно за 3-4 часа до ночевки. С такой стратегией я и мой муж не пролетали еще ни разу, причем не только в Белоруссии, но и в России, и за рубежом.

Оживленное движение в Лиде на пути к Лидскому замку

В Лиде утром следующего дня немного побродили по городу, заглянули в Лидский замок еще до открытия (спасибо организованной группе, благодаря которым нас пустили), и рванули в Гродно.

Гродно

Это был довольно долгий переезд, поэтому по пути было бы обидно ничего не посмотреть. Заезжали в село Мурованка посмотреть церковь оборонительного типа (супер объект, туда даже возят туристов), в Заре Коммунизма пытались попасть в еще один дворец, но он был за высоким забором и дикими зарослями, так что посмотреть его не удалось. Еще заезжали в Желудок и в костел в Рожанке: ничего особенного, но смотритель попался просто душка! Пустил нас к органу и на самый-самый верх над сводом!

Дорожка к Мурованке похуже, но доедете без проблем

В Гродно гуляли остаток дня, заглядывая во все музеи, церкви и костелы: приятный город, в котором прямо чувствуется близость Европы. Он запомнился мне пешеходной улицей и узкими тротуарами, где автобус вполне может задеть тебя зеркалом, если ты зазевался и не прижался к другой стороне. А еще мы попали на ГродноТВ, ответив на пару вопросов журналистов.

В Гродно машин относительно много

Каменец и Беловежская пуща

После спонтанной ночевки в Гродно (опять-таки без проблем) мы поехали в Каменец посмотреть на знаменитую башню, а потом и Беловежскую пущу, где катались на великах, пытались погладить зубров и ели свежую клюкву с медом по смешной цене в 50 наших рублей. Кафе на самом въезде в парк, пожалуй, самое дешевое из всех, где мы были, и вкусное! Национальный парк, а цены не задрали, нам бы поучиться. Эх, вот тут бы я осталась еще на денек, но времени катастрофически не хватало. Ночевать решено в Бресте.

Белая Вежа и единственный грунтовый веломаршрут в пуще

Кстати, башня в Каменце называется Белая Вежа, оттуда и получила название пуща, так что заехать туда стоит, ну и плюс 13 век постройки.

Брест

Еще одно место, для которого неполного дня оказалось маловато.

Единственная прогулка под дождем была в Брестской крепости

С утра сразу в Брестскую крепость (были там как раз перед 9 мая, место, конечно, пробирает до мурашек и слез), потом музей Берестье, прогулка по городу. Уже вечереет, и пора выдвигаться в обратную сторону.

Законсервированное поселение-музей Берестье

Барановичи

Из Бреста до Барановичей, где и была следующая ночевка, мы ехали через Коссово, дворец Пусловских (сейчас реставрируется, и туда не пускают) с усадьбой Костюшко и Ружаны с офигенным невосстановленным дворцом Сапег. В самих же Барановичах, кроме костела, ничего особо не нашли, поэтому решили потихоньку выдвигаться к последнему пункту нашего путешествия.

Сапег: нахождение на территории опасно для жизни, там даже таблички есть

Браславские озера

Чтобы попасть к озерам, нужно было вернуться к Минску, поэтому мы решили добить военно-патриотическую программу и заехали в Хатынь. Очень грустное место, но бередить душу полдня не хотелось, поэтому мы уже через час начали путь к озерам.

Самая жуткая часть мемориала - печные трубы

Сначала Мядель, потом Нарочь, ближе к вечеру пошли по экотропе "Голубые озера". На Браславских озерах мы останавливались в домике, их там многие сдают, и доехать туда нам нужно было часам к 11 вечера.

Бродим по экотропе "Голубые Озера". Не самое голубое озеро, да?

От Голубых озер ехали через Лынтупы (откуда родом отец Жак Ив Кусто, на минуточку) и Камаи, и наконец доехали до нашего озера Струсто.

Наше оседлое место у озера Струсто

Здесь мы осядем на два полных дня, предаваясь пассивному отдыху. Еще заедем посмотреть сам Браслав, пройдем экотропу "Слободковская озовая гряда" и погуляем по горе Маяк, но все это совсем близко, так что можно расслабиться.

Ну, а теперь домой через Витебск, Калугу и Тулу!

В целом, путешествие прошло без эксцессов, воспоминания остались самые приятные, но про несколько нюансов - финансовых, бытовых и дорожных - все-таки расскажу.

    На трассах скоростной режим приятный, а вот в населенных пунктах часто можно нарваться на 40 и даже 30 км/ч.

    Нас предупредили, что с соблюдением режима все очень строго, и лучше не нарушать. Едешь по хорошей, прямой пустой дороге 90 км/ч и горюешь.

    В Бресте через реку уже Польша, но никто не будет спрашивать документы, а вот по пути к Браславским озерам мы нарвались на пункт пропуска в приграничную зону с Литвой. В последний день еще попали на приграничную зону с Латвией, но те даже документы не стали проверять, в отличие от первых.

    Купите местную симку хотя бы ради интернета, он очень нужен. Это вообще в любой посещаемой стране надо делать.

    Возвращаясь через Калугу, будьте начеку: до неё лежит на вид новый асфальт с огромными, нет, ну просто ОРГОМЕННЫМИ опасными для жизни и целостности машины ямами. Возможно, их залатают к моменту вашей поездки. Но это неточно.

    Такси в Минске нас убило, а именно, UBER. Пытались уехать из торгового центра реально больше часа. Очень безответственно.

    Нигде никаких пробок, никаких проблем с парковкой. Наученные опытом, мы иногда парковались чуть дальше от популярных туристических объектов.

    Если захотите в это время года ехать с палатками, как мы, не советую. Было холодно, сыро и болотисто. Палатки весь путь провозили мертвым грузом.

    Заранее поменяйте деньги: в Минске, например, нас не пустили в парке в платный туалет. Правда, в других городах со многими хозяевами квартир мы расплачивались именно нашими рублями.

    Помимо Яндекс.Карт, мы используем Maps.me. На них удобно отмечать точки и прокладывать дорогу, а еще они отлично работают оффлайн.

    Не забудьте сделать гринкарту, которая не вид на жительство, как в США, а всего лишь страховка на машину (700 рублей за машину). Хотя, как забыть, когда перед границей этих киосочков штук 100 через каждый километр дороги.

    В дороге очень помогает рация, особенно если едете на двух машинах.

    Клещей было много, так что будьте внимательнее, бродя по лесам.

    Дорогу вполне может прямо перед носом перебегать (или перелетать) белка, заяц, аист и даже олень, как с нами и было. Будьте осторожны.

    Не волнуйтесь: цены в Белоруссии адекватные на все, я бы даже сказала, что они ниже наших. В кафе средний чек выходил чуть меньше воронежского, бензин - чуть дороже. Всего наша машина потратила 11 тысяч рублей, накатав примерно 4 тысячи километров пробега. Жилье мы снимали не дороже 300 наших рублей на человека за ночь, что просто мега-экономично.

    А еще в Белоруссии добрые люди: к нам много раз подходили предложить помощь, даже когда мы не просили.

Путешествовать на машине намного проще, чем может показаться, честное слово! Ну что, рискнете повторить?

С наступлением тепла душа просит новых путешествий - садись на машину, поезд или велосипед и отправляйся на исследование Беларуси. Вместе с гидом по Беларуси VETLIVA мы составили список главных поводов с ветерком прокатиться по стране - от криниц с лечебной водой и экотроп до мощных объектов военного туризма, камерных музеев и усадеб, которые не потеряли своего великолепия.

БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ

1. Дворец Пусловских

Косово, Ивацевичский район

2. Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах

Ружаны, Пружанский район

В путеводителях руины дворца гордо называют «беларусским Версалем», но приезжать сюда стоит не за шикарными видами и интерьерами (сохранилось здесь не так уж и много), а скорее за мощной энергетикой, которая присуща таким местам силы. Только представь: в начале XVII века здесь заложили замок - в этом деле принимал участие канцлер ВКЛ Лев Сапега . Чтобы жить в нем было не только комфортно, но и безопасно, комплексу добавили три мощные оборонительные башни. В Ружанах обсуждались важные государственные вопросы, приходили приемы топ-менеджеров ВКЛ, здесь же размещался архив Сапегов и государственная казна. После разгрома восстания Сапеги покинули резиденцию, и во дворце организовали ткацкую фабрику. В годы Первой мировой ансамбль горел, потом его пытались восстановить, но после Второй мировой войны это дело забросили.

Сейчас ты можешь заглянуть в музей (ул. Урбановича, 15а) и узнать всю историю места - для этого есть 4 зала и захватывающая экскурсия.

Как добраться? Твой шанс - автобус из Минска или 244 км на авто. В Ружанах ищи адрес музея - ул. Урбановича, 15а.

3. Брестская крепость

Брест

Мощное оборонительное сооружение и масштабный музей советской героической монументалистики под открытым небом. Сама крепость была построена в XIX веке, и история у нее впечатляющая. В 1596 году здесь объявили церковную унию , а во время Первой мировой подписали декрет о мире . Но известной крепость стала после героических событий Второй мировой.

Соблюдай хронологию: на Волынском укреплении загляни в музей «Берестье » - археологические раскопки, где можно рассмотреть остатки городища и деревянных построек XI-XIII веков, уличные мостовые, даже несколько предметов обихода. Дальше двигай в музей защитников Брестской крепости . Территория музея просто огромная - чтобы обойти все и не сбить дыхание, понадобится часа три. Больше всего пробирает в V форте - полузаброшенном укреплении с бронированными дверьми, узкими бойницами, подземными коридорами и полной тишиной. Скорее всего, ты будешь здесь единственным туристом.

Как добраться? Проще всего ехать на поезде - € 4-10, три-четыре часа - и ты на месте. Эти же 350 км можно преодолеть на автобусе (€ 7-9) или на своем авто (трасса М1).

4. Ольманские болота

Столинский район

Эти болота занимают 75% площади Столинского района - единственный сохранившийся у нас в естественном состоянии комплекс верховых, переходных и низинных болот. Экологи не могут нарадоваться: здесь обитает 687 видов растений, 151 вид птиц (25 из Красной книги) и 26 видов млекопитающих. Интересно, что в 60-ых годах прошлого века в Ольманах находился авиационный полигон, поэтому в болотах до сих пор есть неразорвавшиеся снаряды и бомбы.

Особый интерес представляет экотропа длиной почти в полтора километра. Она идет вдоль озера Большое Засоминое, на другом берегу которого уже Украина. Второй маршрут приведет тебя к 40-метровой вышке, с которой очень удобно осматривать окрестности и биоразнообразие. Спроси у местных, где здесь «море Геродота» - Большое и Малое Засоминое и еще 23 озера.

Обрати внимание, если ты иностранец, за посещение болот придется заранее заплатить 10 базовых (€ 114). Больше информации про экскурсии - .

Как добраться? Классика жанра - автобус или маршрутка из Минска до Столина.

5. Беловежская пуща

Беларусский повод для гордости - самый большой и старый лесной массив Европы, охраняется ЮНЕСКО. Да, здесь в дикой природе водятся зубры. Да, на них можно даже охотится (если хватит совести). Да, это здесь подписали соглашение о развале СССР . Да, именно здесь живет беларусский Дед Мороз (его резиденция работает даже летом - но костюмчик у деда облегченный). Дыши реликтовым воздухом, рассекай на велосипеде, корми зубра в вольере хлебушком с руки, сгоняй посмотреть на Каменецкую вежу , которой уже более 700 лет.

Как добраться? Расстояние Минск - Брест советуем преодолеть на поезде, а дальше до Каменца ехать на автобусе. Для более нетерпеливых ходят прямые маршрутки.

6. Иезуитский коллегиум

Пинск, ул. Ленина, 1

Пинск - второй в Беларуси по числу сохранившихся достопримечательностей (на первом месте - Гродно). Внимания особенно заслуживает здание коллегиума, построенного в XVII веке как суперпрестижное учебное заведение. Брали туда талантливых студентов независимо от их достатка. Если обходить здание, вид будет разный: с реки это непреступная крепость, со двора - открытая книга. Сейчас в коллегиуме симпатичный музей беларусского Полесья, где можно посмотреть на невонючих чучел или присесть на деревянный велосипед. Дальше по Ленина - монастырь францисканцев с «Пинской мадонной» и крутыми магнитиками, дворец Бутримовичей (в нем сейчас ЗАГС), дом Орды и кампус Полесского университета. Набережная в Пинске длиной в 2,5 км - гулять с красивым видом можно долго.

Как добраться? За три часа можно доехать на маршрутке - приготовь € 3 за проезд. Раз в два дня можно поехать на вечернем поезде - садишь в Минске в 17.37, в 22.55 ты в Пинске. Очень удобно!

7. Полесье

Брестская область

Самая большая из европейских болотных территорий, которая занимает примерно 30% карты Беларуси. Терра инкогнита размером с компактную страну, с изолированными деревнями и коренными жителями, полешуками, у которых свой особенный язык. Чтобы прочувствовать всю прелесть жизни на Полесье, нужно дождаться весеннего разлива Припяти. Идеальный вариант - взять лодку и поплавать по беларусским деревням, которые затапливает каждую весну. Выбирай на свой вкус - от Турова до Пинска.

Как добраться? Как доехать до Пинска - смотри выше.

ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

8. Мирский замок

Мир, ул. Красноармейская, 2

9. Коложская церковь

Гродно, ул. Коложа, 6

Борисоглебская или Коложская церковь появилась на языческом копище у Замковой горы в Гродно еще в XI веке - это одно из немногий зданий периода Древней Руси в Беларуси, правда, знатно перестроенное. Церковь не оштукатурена снаружи, а потому можешь посмотреть на все инженерные решения тогдашних строителей. Церковь стоит на крутом берегу Немана

Как добраться? Из любого пункта страны до Гродно можно добраться на ж/д - город связан с 142 станциями Беларуси. Из Минска поезда идут несколько раз в день, электроны - еще чаще. В твоем распоряжении также автобусы и маршрутки (€ 7).

10. Костел святой троицы в Гервятах

Деревня Гервяты, Островецкий район

Самый высокий в Беларуси костел - 61 метр (24-этажный дом!), и единственный, построенный по всем канонам неоготики. Он был возведен на месте деревянного костела XVI века архитектором Альшаловским. Для строительство специально организовали кирпичный заводи или параллельно со всех окрестностей собирали яйца - их добавляли для укрепления в раствор извести. Шифер специально привозили из Германии. Здесь ты можешь узнать, как выглядит аркбутан - наружная полуарка, которая распределяет нагрузку с основной стены и стоит отдельно (вспоминай Нотр-Дам де Пари) - для Беларуси это совершенно нетипично. Обязательно послушай мессу - она идет на беларусском, польском и литовском, и прогуляйся по парку - он, возможно, даже круче, чем костел. К слову, в окрестностях тоже .

Как добраться? Самый оптимальный вариант, конечно, ехать на машине. Если такой возможности нет, езжай до Островца, а потом автостопом до Гервят (через Ворняны).

Немново, Гродненский район

Судоходный канал, построенный в XIX веке, чтобы создать путь от Черного моря до Балтийского. Крутых инженерных сооружений, продуманных так хитро, давно, и сохранившихся практически в первозданном виде, всего два - в Великобритании и Швеции. Длина канала - 101 км, 22 из них на территории Беларуси в приграничной зоне. Привет, упрощенный визовый режим ! Шлюзы, разводные мосты, колонны - удивительно, как слаженно все работает. По каналу можно прокатиться на теплоходике «Неман», прогуляться вдоль пешком, сходить в музей канала, сплавиться на байдарке, посмотреть на уцелевшую усадьбу в Святске, созданную в XVIII веке по проекту итальянского архитектора Джузеппе де Сакко.

Как добраться? Из Минска стартуй на машине (направление Воложин - Лида - Скидель, 327 км). Из Гродно можно ехать на авто или автобусе (Гродно - Горячки, Гродно - Немново, Гродно - Калеты, остановка «Августовский канал» или «Соничи»).

12. Слонимская синагога

Слоним, ул. Советская, 1

Барочная синагога 1642 года, одна из самых старых в стране. В полуразрушенном здании сохранилось пафосное и богатое внутреннее убранство. Синагога сильно пострадала во время войны 1812 года, но быстро была восстановлена - еврейское сообщество в Слониме считалось тогда одним из самых мощных в стране. В конце XIX века в городе работала 21 синагога, а более 70% жителей были евреями. В 2000-м здание вернули верующим, но реставрационных работ не проводилось. Обязательно рассмотри лепнину, арон а-кадеш и росписи - все это отлично сохранилось.

Как добраться? Прыгай в маршрутку - домчишь за два с половиной часа.

13. Мурованковская церковь-крепость

Деревня Мурованка, Щучинский район

600-летний храм задумывался не только как место для богослужения, но и как оборонное сооружение - в XVI-м веке иначе было никак. Церковь выглядит как настоящий замок - стены двухметровой толщины, окна-бойницы, башни. Храм в Мурованке пережил много войн и был сильно поврежден во время русско-польской войны. В 1882 году была проведена мощная реставрация, на одной из башен сделали колокольню. Удачный микс готики и ренессанса, камень, кирпич и окно-роза. Кирпич, к слову, особенный - «царская лилия» - символ чистоты Богоматери. Исторические факты и легенды говорят о том, что из церкви было прорыто множество подземных ходов - правда, сейчас не понятно, откуда они начинались и куда вели.

Как добраться? Из Минска до Щучина можно доехать на автобусе , сама церковь находится в 3 км от деревни Можейково.

14. Новогрудский замок

Новогрудок

Новогрудок - древний беларусский город, который был первой столицей ВКЛ. Главная точка притяжения в городе - руины замка, стоявшего здесь еще в XII веке. Через 6 столетий после первого упоминания его разрушили шведы - почти до теперешнего состояния. Из всех конструкций остались две стены - Костельная и Щитовая - друг напротив друга. С Замкового холма открывается прекрасный вид - лучшего места для пикника не найти. Обязательно наведайся в дом-музей Адама Мицкевича, который родился и жил в Новогрудке, зайди в костел Преображения Господнего , отлично сохранившийся в 1714 года, обрати внимание на Борисоглебскую церковь , которой уже больше 500 лет.

Как добраться? Доехать из Минска ловчее всего получится на маршрутке (€ 2) или автобусе, а вот на ж/д рассчитывать не стоит.

15. Церковь св. Михаила Архангела

Сынковичи, Зельвенский район

Самый крупный в Беларуси храм оборонного типа. Мощная неприступная церковь построена в XV веке - башни, бойницы не серьезной высоте, толстые стены - это настоящий маленький замок. Въездная брама, кстати, тоже заслуживает внимания - она сохранилась с 1880 года. В пешей доступности - здание усадьбы XIX века, которую потом превратили в спиртзавод. Кстати, интересна легенда о том, почему место называется Сынковичи. Храм строили отец с сыном. В какой-то момент сын сорвался с лесов и разбился насмерть. Отец в отчаянии кричал ему: «Сынку, сынку!» Так появилось название деревни, окружающей церковь. Над входом в церковь можно увидеть выступ, который напоминает крышку гроба.

Как добраться? Из Минска относительно легко можно добраться до Зельвы - на рейсовом автобусе. Дальше - только на машине или попутке.

16. Дворец Четвертинских

Деревня Желудок, Щучинский район

Одно из самых кинематографичных мест страны - недаром здесь снимали первый (и последний) беларусский хорор под названием «Масакра ». Киношные декорации есть и сейчас: фанерная плитка, нарисованные следы пожара на фасаде. От советских времен во дворце остался киноклуб с будкой и звездная символика.

17. Кревcкий замок

Крево

Пожалуй, самые живописные руины из нашего гайда. Замок в Крево датируется XIV веком. Эти стены видели многое: в 1382 году здесь убили князя Кейстута, отца Витовта, в 1385 подписали унию, в XVI веке замок отражал атаки татар и москвичей, а уже в XIX веке его перестали рассматривать как толковое укрепление и забросили. Руины законсервировали в 1929 году - так они стоят до сих пор.

Послушай, как между стенами гуляет ветер, зайди в красивенную церковь Александра Невского или строгий костел , найди бывшее капище язычников - хоть сейчас Крево и считается деревней, свидетелей былого величия здесь предостаточно.

Как добраться? Минск - Сморгонь - автобус или поезд, а дальше - на салатовом региональном автобусе «МАЗ» со шторками.

МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

18. Несвижский замок

Несвиж

В XVI веке Несвиж стал родовом гнездом Радзивиллов, главной династии в истории Великого Княжества Литовского. Например, сюда частенько наведывался король Польши, а представители магнатского рода занимали важнейшие должности в государстве. Понимаешь размах строений - дворцово-парковый комплекс занимает 90 га. В Несвижском замке можно посмотреть на ранний ренессанс, барокко, неоклассицизм и модернизм. Попроси рассказать тебе о мести Бонны Сфорцы и показать позолоченных апостолов высотой с человека.

Как добраться? Доехать до Несвижа можно, двигаясь от Минска по брестской трассе. Если решишь отправиться на автобусе, расписание можно найти .

19. Город Солнца в Минске

Минск

Минск - свидетель и жертва имперских амбиций советских властей. Прочувствовать это можно во время прогулки по проспекту Независимости - прямой асфальтированной стреле, которая тянется 15 км и разрезает город пополам. Писатель Артур Клинов для обозначения сталинского ампира в Минске придумал термин «Город Солнца». Минск как главная артерия Большой Коммунистической Мечты, построенный по подобию Рима. Привокзальная площадь с «воротами», площадь Ленина, улицы Маркса, Кирова, Свердлова - цельная застройка идеального города для жизни по мнению советских властей.

Как добраться? Рассказываем в .

20. Хатынь

Деревня Хатынь / деревня Мокрадь, Логойский район

Качественная советская документалистика. был создан на месте деревни, которую сожгли фашисты во время Второй мировой. Всех жителей согнали в амбар и подожгли его - и так же поступили с жителями 628 деревень. Для подготовки к поездке обязательно зацени фильм «Иди и смотри » 1985-го года режиссера Элема Климова. Информация по билетам и времени работы комплекса .

Как добраться? Если едешь на машине, тебе на трассу М3 (59 км). Общественный транспорт не ходит - если поедешь на попутке, от трассы придется идти 5 км пешком.

21. Налибокская пуща

Воложинский район

Самый большой в Беларуси лесной массив - в три раза больше Мальты! Здесь самая богатая флора, четверть растений являются лечебными, многие занесены в Красную книгу. С животными тоже все в порядке - например, здесь обитает 29 видов редких птиц. Пуща окружена тремя крупными реками - Неманом, Березиной и Усой, а потому места здесь невероятно живописные. И не особенно доступны - как Сванетия в Грузии. Например, во время Второй мировой в Налибокской пуще прятались 20 тысяч человек. Будь смелым или смелой и соверши марш-бросок в гущу векового леса. Обязательно посмотри на озеро Кромань, Лавришевский монастырь, основанный в XIII веке, усадьбу Тышкевичей в деревне Вялое и поплавай в реке голышом - здесь ты можешь себе это позволить.

Как добраться? Твой единственный шанс - автомобиль, из Минска доберешься за час.

22. Музей народной архитектуры и быта Строчицы

Поселок Озерцо, Минский район

Крестьянская Беларусь в миниатюре. Музей под открытым небом, где представлена стародавняя застройка трех регионов Беларуси: Центральной части, Поозерья и Поднепровья. Этнологическое исследование придется проводить на материале церкви, приходской школы, мельницы, бани и крестьянских хат. Все это разбросано в живописных полях - не забудь зарядить телефон для фото. Для настроения советуем махнуть хреновухи в корчме на входе!

Как добраться? Все подробности - на сайте .

ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

23. Гомельский парк

Гомель

В дворцово-парковый ансамбль в Гомеле нужно ехать весной, когда огромный парк резко зеленеет и цветет, Сож становится полноводным, а вечера уже достаточно теплые, чтобы задумчиво бродить возле Дворца Румянцевых-Паскевичей и смотреть на темную воду. Дворцовый ансамбль - самый большой по размерам кусок исторической застройки, сохранившийся без нарушения монолитности. Российская императрица Екатерина II презентовала Гомель своему фавориту графу Румянцеву for fun, и тот построился на берегу Сожа. Потом дворец перешел к полководцу Паскевичу, который волевым решением построил целый комплекс хозпостроек: домик охотника, зимний сад, несколько церквей. Круче всего сохранился пейзажный парк на 24 га - здесь можно гулять полдня, если предварительно подкрепиться гомельским шоколадом «Спартак» с 90% какао.

24. Усадьба Герардов

Демьянки, Добрушский район

Симпатичная усадьба с псевдорусском стиле - в зоне отселения. Здание из красного кирпича построили на средства русского чиновника, генерал-губернатора Финляндии Николая Герарда во второй половине XIX века. Усадьба стоит на пригорке, пересеченном рвом - декоративную роль играет мост, прекрасно сохранился парк с редкими видами деревьев и удивительная тишина. Если ты ищешь место, где точно не будет туристов - тебе сюда. Кстати, попасть сюда можно совершенно легально.

Как добраться? Попасть можно на Радуницу - тогда пускают без пропуска. В остальное время пропуск нужно оформлять в Добруше. Чтобы попасть в Добруш, купи билеты на поезд Минск - Гомель, а дальше езжай на электричке или пригородном автобусе.

25. Музей старообрядчества

Ветка, Красная пл., 5

В XVII веке город Ветка облюбовали гонимые староверы. Патологически толерантные беларусы их не трогали, а потому здесь до сих пор в отличном состоянии сохранились старообрядческие иконы, рукописи и печатные книги XVI-XIX веков, коллекции тканей и предметов быта. Музей интерактивный - здесь, например, можно обучиться традиционному ткачеству.

Как добраться? Как доехать до Гомеля, а дальше бери пригородный автобус - нужно преодолеть всего 22 км.

МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ

26. Бобруйская крепость

Бобруйск

Эта мощная фортификация - плановое строительство в рамках подготовки к войне с Наполеоном. Для ее строительства фактически разрушили город, который существовал здесь до этого. Крепость таки выдержала продолжительную осаду французов, а после войны выполняла функцию тюрьмы. Поговаривают, что в одном из фортов Бобруйской крепости есть камера в форме яйца, в которой заключенные сходили с ума после пары недель заточения. Не зря Герцен, вспоминая Бобруйск, писал: «Пусть Сибирь, пусть, что угодно, но не эта страшная тюрьма на реке Березина». Теперь по вросшей в землю крепости просто прикольно полазить, например, побывать в заброшенной гауптвахте , перестроенной из иезуитского костела. Сейчас крепость - это 7 бастионов, растянутых на площадь в несколько км. Некоторые забетонированы, другие можно облазить вдоль и поперек. Прихвати фонарик! Крепость несколько раз горела, а потому не надевай парадные штанцы - можно выпачкаться в сажу. В паре шагов от крепости, кажется, приземлились инопланетяне. На самом деле, это Бобруйская ледовая арена на 7 тысяч зрителей.

Как добраться? Полтора часа на поезде из Минска на модной электричке Stadler (или 2 на обычной) - и ты уже гуляешь по колоритному Бобруйску и пытаешься сосчитать все упоминания бобров. Второй вариант - едешь на автобусе или частной маршрутке .

27. Усадьба графского рода Толстых

Деревня Грудиновка, Быховский район

Одно из самых красивых и таинственных мест в стране - графский дом Толстых. И хотя Лев Николаевич так и не доехал до дома, заглянуть на усадьбу стоит. Тебя ждет двухэтажная усадьба с куполами, колоннами, парадной лестницей и открытой террасой с видом на парк. Поблуждай как следует по 10-гекторовому парку, найди здесь сибирский кедр, который растет здесь уже больше 100 лет, пройдись по дворцу - совсем недавно здесь размещалась школа и санаторий для больных детей, а потому здесь сохранились крашенные зеленым стены и совковый гардероб с номерками - странный контраст с

РФ запретила ввоз продукции растениеводства из Молдавии через Белоруссию.Как сообщает Россельхознадзор, ввоз этой продукции в РФ будет возможен только через пункты пропуска, расположенные в Белгородской, Курской и Брянской областях. Кроме того, продукция должна сопровождаться молдавскими фитосанитарными сертификатами, оформленными на получателей, зарегистрированных на территории РФ.Эта мера связана с тем, что Россельхознадзор отмечает дальнейшее наращивание объема поставок подозрительной растительной продукции молдавского происхождения через Белоруссию, поясняет служба.

Отчет о поездке по Белоруссии на машине весной 2017 года. Прогулка по Витебску и Минску, "Остров Мы ознакомились с информацией в интернете и знали, что в Белоруссии очень строго с нарушениями На площади Победы в Витебске есть музей военной техники, где можно посмотреть на В квартире было все, что нужно для хорошего отдыха после долгой дороги.

Самым сложным в организации поездки по Беларуси на машине было определиться с маршрутом, ведь в 5 дней так сложно уложить Не удивляйтесь, в Беларуси, действительно есть, что посмотреть, просто многие об этом не знают, не рассматривают страну с

Из всех стран бывшего СССР попасть в Белоруссию на машине проще всего. Хотя путь от Москвы до Минска неблизкий, 720 километров, преодолеть его при полном соблюдении скоростного режима можно очень быстро, всего за восемь часов.

3 из 11 СЛАЙДОВ

4 из 11 СЛАЙДОВ

5 из 11 СЛАЙДОВ

6 из 11 СЛАЙДОВ

7 из 11 СЛАЙДОВ

8 из 11 СЛАЙДОВ

9 из 11 СЛАЙДОВ

10 из 11 СЛАЙДОВ

11 из 11 СЛАЙДОВ

Камер фото- и видеофиксации на всем пути много, как с российской, так и с белорусской стороны. Местная ГАИ нарушителей не прощает. Превышение скорости более чем на 30 км/ч может обойтись до 7000 рублей. И это еще не самое жесткое наказание. За повторное нарушение придется расстаться с правами на срок вплоть до года.

Две компании попали под подозрение в оптимизации налогов и пошлин этими компаниями. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил в пятницу, 118 марта, вице-премьер России Аркадий Дворкович.Он подчеркнул, что речь не идет о каком-то глобальном пересмотре отношений в этой сфере между Россией и Белоруссией, и рекомендации касаются только двух компаний: «Танеко» (входит в структуру «Татнефти») и «Салаватнефтеоргсинтез» (входит в «Газпром»). Кроме того, под ограничение попали не конечные продукты, а сырье для их производства.

Что нужно знать водителям, которые собираются ехать в Беларусь на автомобиле. В связи с этим очень многим автолюбителям интересно, с какими особенностями и трудностями могут столкнуться те водители, которые собираются поехать в Беларусь на машине.

Как ехать, где жить и на что посмотреть в братской Белоруссии, если Приятная внешность и добротное оснащение в сочетании с низкой ценой - то, что надо покупателю автомобиля на вторичном рынке. Для поездки в Белоруссию россиянам не нужен даже загранпаспорт.

Готовиться к пересечению границы никак не надо, потому что ее, по большому счету, нет. Вся подготовка заключается лишь в покупке «Зеленой карты» - полиса обязательного страхования автомобиля для выезда за рубеж. Если будете путешествовать только по Белоруссии, стоимость документа составит всего около 900 рублей. Забыть об этом нюансе почти невозможно - вдоль дороги начиная от Смоленска постоянно стоят киоски с громадными вывесками «Зеленая карта». Чтобы не терять время в дороге, лучше все оформить заранее.

Непосредственно на границе сотрудники таможни могут выборочно остановить автомобили для проверки документов, но это в любом случае не отнимает время. Гигантских пробок и очередей ждать не стоит даже в праздничные дни. Качество дороги практически на всем пути отличное, за исключением пары ремонтируемых участков по две полосы для движения в каждую сторону. Белорусская часть трассы лучше во всех смыслах и не только по качеству покрытия. Во-первых, здесь выше скоростной лимит - 120 против российских 90 км/ч. Во-вторых, магистраль ни разу не проходит сквозь населенные пункты, поэтому можно проехать весь путь от границы до Минска, вообще не меняя скорость.

Это ответная мера на нарушение договора о поставках топлива в Россию«Связано это с тем, что Минск не соблюдает соглашения по обоюдным поставкам топлива, нарушая баланс поставок», - сказал собеседник издания.

Какие документы нужны для Белоруссии на машине. Главное, что нужно взять Если решите поехать в Белоруссию на машине в 2018 году, то путешествовать на автомобиле одно Витебск посмотреть удалось, мы не пожалели, что решили поехать в Белоруссию на машине.

На машине в Беларусь что надо знать: платные дороги в Беларуси для россиян. Что посмотреть в Белоруссии на машине. Для того, чтобы попасть в нее, нужно проехать два съезда в Лиду и двигаться по трассе в сторону Гродно.

Однако в длинные праздничные выходные лучше выдвигаться из Москвы заранее. Хотя выезд в пять утра в выходной день или в ночь с пятницы на субботу мало кого может обрадовать, но даже полчаса промедления скажется на общем времени в дороге. Помимо традиционного трафика из дачников и прочих отдыхающих ситуацию усугубляет ремонт по минскому направлению в районе Кубинки. В 7-11 утра на пути из Москвы и в 19-22 при возвращении обратно можно потерять здесь больше часа. Как вариант - объехать через Новорижское шоссе и Рузу.

Заправиться лучше до границы «под завязку», потому что в Белоруссии бензин в среднем дороже на 3-4 рубля за литр. Экономия совсем несущественная, но тем не менее. С учетом поездки в Брест и по окрестностям Минска при среднем расходе топлива на нашем Suzuki Vitara 7,8 литра на сотню на бензин потрачено 7500 рублей. Даже если ехать не компанией, а хотя бы вдвоем, получится ощутимо дешевле, чем на любом другом виде транспорта.

В тот вечер пресс-секретарь президента поругался с ребенком и не мог заснуть«Мы все живем простой человеческой жизнью. У меня был обычный вечер. Когда приходишь с работы где-нибудь после 12 ночи, иногда не спится. Жена в командировке. Поругался с ребенком за "двойку", не спится. Вот как в трениках был, сел в машину, поехал мыться», - пояснил Песков.

Беларусь – заграница, но для ее посещения не нужны визы. Много рассказывать о трагедии Хатыни не буду – о ней знает каждый. Путешествие в Беларусь на автомобиле заканчивалось Очень жаль было уезжать, так нам понравилась эта гостеприимная страна.

Смотрите на видео о поездке в Белоруссию на автомобиле: Где остановиться в Белоруссии? Поехать в Белоруссию на машине на несколько дней и обойтись без отелей или гостиницы просто невозможно, а таких мест много. Они есть и в Минске, и даже на территории некоторых

Стоит позаботиться сразу при въезде в Белоруссию о местной валюте. Пара обменных пунктов есть буквально в нескольких километрах после границы. Если их пропустить, деньги будет негде поменять до самого Минска. Впрочем, никакой беды все равно нет. В Белоруссии и в самых обшарпанных придорожных кафе, где страшно просто находиться, принимают банковские карты.

За три дня можно многое успеть посмотреть. Мирский и Несвижский замки с живописными парками и музейный комплекс Дудутки находятся совсем близко от столицы, на дорогу уйдет не больше часа. В самом Минске перемещаться на машине не составляет труда. Проспекты широкие, развязки простые, а автомобилей немного. Да и основные достопримечательности сосредоточились в центре города. Можно оставить машину и взять такси - учитывая небольшую площадь Минска, почти любая поездка обойдется не дороже 500 рублей.

Одноместные номера в трехзвездочных гостиницах в праздничные дни стоят в среднем от 2,5 тысяч рублей. На компанию удобно арендовать апартаменты - на одного человека получается еще дешевле. А предела совершенству, естественно, нет.

В кафе и ресторанах россияне почувствуют себя миллионерами. Правда, надо еще постараться поужинать более чем на миллион белорусских рублей. Питание в Минске и во время наплыва туристов недорогое. Ни в чем себе не отказывая, в ресторанах, скорее всего, больше 2500 рублей в день не оставите.

Что касается предстоящего праздника Победы, то в Минске в комплексе «Линия Сталина» мероприятия продлятся с 7 по 9 мая. Можно будет увидеть реконструкцию битвы за Берлин. Непосредственно в день праздника в 22:00 состоится салют. Концертная программа, также завершающаяся салютом, пройдет и в Брестской крепости. Однако остаться на торжества в Бресте и вернуться к рабочему дню назад смогут жители лишь соседних областей. В Москву обратный путь из Минска составляет больше 1000 километров, что, несмотря на хорошую дорогу, отнимет много времени и сил.

Новая Xbox One S: все, что нужно знать.
В рамках выставки E3 компания Microsoft представила "утонченную" вариацию игровой приставки Xbox One. Новая модель с буквой S (Slim - "тонкая") на 40% компактнее своей предшественницы, при этом она обладает поддержкой вывода контента в очень высоком, 4K-разрешении. Помимо 4K Ultra HD, Xbox One S обладает поддержкой HDR-режима (расширенного динамического диапазона) для игр и видео, USB-портом, который был перенесен на лицевую панель для более удобного доступа, а также новым инфракрасным датчиком. С другой стороны, новинка оказалась лишена выделенного порта для Kinect.