Язык фамусова в комедии горе от ума. Cочинение «Характеристика образа Фамусова в комедии «Горе от ума

Фамусов - один из главных героев пьесы А.С. Грибоедова "Горе от ума".

Наиболее яркой и типичной фигурой в группе московского дворянства, изображенного в комедии, является Павел Афанасьевич Фамусов.

Перед нами - важный московский барин. Мы видим Фамусова в разные часы дня, в разной обстановке, видим его взаимоотношения с различными людьми, и характер его раскрывается перед нами со всей полнотой.

Фамусов - вдовец, отец взрослой дочери. Он по-своему любит единственную дочь и заботится о ней, считает сам, что для воспитания сделал все; он подыскивает для Софьи подходящего жениха и не прочь выдать ее за богатого и чиновного Сергея Сергеича Скалозуба. Фамусов дожил до седин, "однако бодр и свеж" и сохранил неугомонность нрава.

Утром его хозяйственный голос слышится в комнатах дочери, на которую он ворчит за ночное чтение романов. Затем мы видим его в гостиной, в послеобеденный час. Удобно раскинувшись в креслах, он глубокомысленно "философствует", удивляясь, как это "ешь три часа, а в три дня не сварится". Он озабоченно записывает дела на неделю. Нужно везде успеть, ничего не перепутать, никого не обидеть. А вечером широко раскрываются двери его особняка, и Фамусов встречает гостей. Перед нами - гостеприимный, добродушный хозяин.

Фамусов гордится своей принадлежностью к кругу знатных московских дворян. Он поклонник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни. Он сторонник старых крепостных порядков и сам типичный барин-крепостник. Обладать и распоряжаться по своему усмотрению крепостными крестьянами представляется ему законным, вполне справедливым, и чем большим количеством крепостных душ владеет помещик, те, по его мнению, лучше. Фамусов часто груб со своими крепостными слугами, ругает их, не стесняясь в выражениях, ослами, чурбанами, называет их не иначе, как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь ни с возрастом, ни с достоинством человека. Крепостные слуги для Фамусова - не люди, достойные уважения за труд, а низшие существа, которых он имеет право продать, купить, наказать, сослать.

Будучи барином-помещиком, Фамусов, однако, живет не в деревне, не в имении, а в Москве и занимает видную должность по службе. Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Как типичного бюрократа, Фамусова не интересует содержание этих бумаг, он смертельно боится только оного - "чтоб множество не накоплялось их". Фамусов окружил себя на службе родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Самое важное для Фамусова как чиновника - это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким путем выслужиться.

Фамусов самодоволен. Он не только не чувствует в своих взглядах, в своем поведении ничего плохого, но наоборот, считает себя примером для всех, образцом для подражания и поэтому любит всех поучать.

Его речь - типичная речь барина той Москвы, в которой, по выражению Чацкого, господствует "смешенье языков французского с нижегородским". По составу словарь Фамусова самый разнообразный. В его речи встречаются и народные слова и выражения: зелье, невзначай, откудова и т.п.; фразеологизмы: бьют баклуши, в ус никого не дуют и т.п. Но в речи Фамусова нет слов, выражающих философские, научные понятия, что указывает на его невысокий культурный уровень.

ГОРЕ ОТ УМА

(Комедия, 1824; опубл. с пропусками — 1833; полностью — 1862)

Фамусов Павел Афанасьевич — один из ключевых героев комедии; богатый вдовец, барин, в чьем московском доме происходит действие, «управляющий в казенном месте»; отец Софии, в которую влюблен внезапно вернувшийся после трехлетнего отсутствия Чацкий. (Ф. был другом его покойного отца.) Образы Чацкого и Ф. полярно противоположны; один странствователь, другой домосед; один поднимает словесный бунт против дряхло-патриархального московского мира, другой — растворен в этом мире без остатка и в каком-то смысле олицетворяет его.

Наиболее патетичный из монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века: здесь по отцу «и сыну честь», тут у кого «душ тысячки две родовых, / Тот и жених»; московских дам можно сей час отправить «командовать в Сенат», московские дочки «так и льнут к военным» — «А потому, что патриотки». Особый восторг Ф. вызывают старички, которые «Поспорят, пошумят... и разойдутся». Это не просто «похвальное слово Москве», но некий ретроспективно-утопический образ идеального общества «фамусовского» типа; точно так же — знаменитые календарь Ф., записи в котором он проглядывает в 1-м явл. 2-го д. (во вторник к Прасковье Федоровне в дом... в четверг на погребенье... в четверг, а может, в пятницу, а может, и в суббо ту — крестить «у вдове, у докторше»), не просто деталь его быта, но свод правил московского миропорядка, основанного не на делах, а на связях. Соответственно, бал в фамусовском доме, во время которого Чацкий будет объявлен сумасшедшим, —это маленькая «модель» Москвы, гости Ф. — князья Тугоуховские с 6 дочерьми, Хлестова, Скалозуб и другие — представляют срез московского общества.

Как положено вдовому московскому барину, Ф. заигрывает со служанкой дочери («зелье, баловница»), находится в особо тесных отношениях с докторшей-вдовой, которая должна не просто родить, но именно по особому «расчету» Ф. И при этом он «монашеским известен поведеньем». Как положено человеку «века минувшего», он страшится новых веяний. Во время первого же разговора с Чацким (чье возвращение его совсем не радует — помимо прочего и потому, что Чацкий беден, это не московский жених с «тысячками двумя» душ) Ф. затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Естественно, он порицает французские моды и лавки Кузнецкого моста (традиционный комедийный мотив переосмыслен; обычно предметом осмеяния становились не «ругатели» мод, но сами модники и модницы). В этом он отчасти совпадает с Чацким, обличающим дух подража-нья; но в том и разница, что «мода» для Ф. — не враг самобытности и самостоятельного русского ума, а всего лишь один из псевдонимов новизны, которую он ненавидит. Разница между книжными и бисквитными лавками для него несущественна (ср. тот же мотив в «Графе Нулине» А. С. Пушкина, написанном после знакомства с «Горем от ума»). Главный враг для Ф. — ученье, ибо оно разрушает неподвижность мира — главное условие долгоденствия его «московской утопии». Неосуществимая мечта: «забрать все книги да и сжечь».

И, как типичного московского барина, его водят за нос все кому не лень. И дочь, и ее возлюбленный Молчалин, взятый Ф. в секретари именно за робость и услужливость, и Софиина служанка Лиза. На сцене Ф. впервые появляется в тот самый момент, когда София и Молчалин, всю ночь (по счастью, платонически) проведшие наедине, еще не расстались; Лиза переводит часы, чтобы их звоном потревожить покой любовников и предупредить о том, что оставаться вместе уже небезопасно; сначала Лиза, затем София и Молчалин усыпляют бдительность хозяина, заподозрившего неладное. А последний выход Ф. на сцену приурочен к финальному свиданию Софии с Молчали-ным, во время которого та убеждается в низости и корысти «любовника»; картина ночного свидания дочери с секретарем повергает Ф. в ужас (особенно потому, что его покойная жена была большой охотницей до мужчин). Комизм сцены усилен тем, что Ф. словно раздваивается между внезапно охватившей его ненавистью к «новой» Москве, которая заражена «духом» Кузнецкого моста («Дочь! Софья Павловна! <...> / Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми. / <...> / В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!») и прежней пламенной любовью к «столице, как Москва». Только что (явл. 14) он грозил предать позорный случай огласке («В Сенат подам, Министрам, Государю»), и тут же, в явл. 15, завершающем комедию, в слезном ужасе восклицает: «Что будет.говорить княгиня Марья Алексевна!!!» Мнение московской княгини стоит в его иерархии выше и значит для него больше, чем мнение русского царя, обретающегося в Петербурге.

Как все центральные персонажи комедии, Ф. имеет своих «двойников». Один из них — Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, который Ф. рассказывает в назидание Чацкому. («На куртаге ему случилось обступиться; / Упал, да так, что чуть затылка не пришиб / <...> / Был высочайшею пожалован улыбкой / <...> /Упал вдругорядь —уж нарочно» — д. 2, явл. 2.) Это идеальный «прообраз» Ф. А его (и одновременно Максима Петровича) сюжетная тень — Молчалин, впитывающий московские традиции, живущий по московским правилам. Поэтому разрыв Ф., уверенного, что Молчалин обманул его доверие, с «секретарем» может оказаться временным, на что намекает финальный монолог Чацкого.

Цитатная характеристика Павла Афанасьевича Фамусова.

Друг, нельзя ли для прогулокПодальше выбрать закоулок?А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной! с молодым! -

Занятье для девицы!

Фамусов – Молчалину и дочери. Опекает свою дочь, требует от неё прилежного поведения
Всю ночь читает небылицы,И вот плоды от этих книг!А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Губители карманов и сердец!

Фамусов.

Не видит пользы от книг, считая, что они лишь портят молодые умы и сердца.

«Ученье - вот чума, ученость - вот причина»,Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений

«забрать все книги да и сжечь».

Фамусов.

Считает, что книги, ученье приносят только вред как человеку, так и всему обществу.

«Вот то-то, все вы гор­децы! Спросили бы, как делали отцы?» Фамусов Чацкому.

Пытается наставлять, учить Чацкого. как следует жить.

Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,Чтоб наших дочерей всему учить, всему,И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

Фамусов.

Возмущён засильем иностранного

«Подписано, так с плеч долой».При мне служащие чужие очень редки; / Все больше сестрины, свояченицы детки Фамусов.

Относится к службе несерьёзно. Не любит трудиться, заниматься делами.

Он строг с подчинёнными.

Окружает себя и на службе родственниками и знакомыми

  • по отцу «и сыну честь»,
  • тут у кого «душ тысячки две родовых, Тот и жених»; московских дам можно сей час
  • московские дочки «так и льнут к военным» - «А потому, что патриотки».
  • восторг у Фамусова вызывают старички, которые «Поспорят, пошумят… и разойдутся».
Фамусов.

Взгляды на общество

«…во вторник к Прасковье Федоровне в дом… в четверг на погребенье… в четверг, а может, в пятницу, а может, и в суббо ту - крестить «у вдове, у докторше»),«ну как не порадеть родному человечку». Фамусов

Вся неделя расписана. Жизнь построена на связях в обществе, которые необходимо сохранять

«Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!!!» Фамусов произносит эти слова, узнав о свидании дочери с Молчалиным, о её безнравственном, как ему кажется, поведении. Мнение света- вот что для него главное.
«монашеским известен поведеньем», Фамусов о себе. Двуличие героя
«Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами да с чинами»
Лиза Софье о Фамусове.
Кто беден, тот тебе не пара! Фамусов Софье
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!Попробуй о властях, - и нивесть что наскажет!Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршиим лицом,

Так назовет он подлецом!..

Фамусов поверил в сумасшествие Чацкого, так считал, что он из тех, кто критикует свет, чинопочитание, а это и есть признак сумасшествия.

Краткая характеристика П.А.Фамусова

  • П.А.Фамусов — один из главных героев, в чьём доме происходит действие, «управляющий в казённом месте», богатый вдовец, московский барин, представитель « века минувшего».
  • Неглупый, уверенный в себе, уважаемый в своём кругу, к его мнению прислушиваются
  • Гостеприимный, добрый по натуре человек, он дорожит родственными связями
  • Не чужд слабостям (не прочь поухаживать за горничной)
  • Человек корыстный, любит устанавливать нужные связи.
  • Он любит свою дочь, мечтает удачно выдать её замуж.
  • Речь героя — красочная, образная, меткая, сочетающаяся с народной, разговорной (так, Фамусов часто употребляет и народные выражения: «зе­лье, баловница», «упал вдругорядь», «горе горевать», «ни дать ни взять».)
  • Он любит порассуждать на различные темы, делая это эмоционально, артистично
  • Речь его различна в той или иной ситуации: с Лизой он бесцеремонен, с Софьей — по –отечески строг, добродушен, в обществе — блещет своим красноречием. Даже к Чацкому, несмотря на различие во взглядах, он относится по-отечески, ведь он вырос с его дочерью. Фамусов обращается к Чацкому со словами « друг», «брат».В самом начале пьесы читатель видит, как он рад приезду Чацкого.
  • Он льстив, заискивает перед теми, кто ему полезен. Имеет вес в обществе.
  • Фамусов — противник всего нового, прогрессивного. Ярый защитник крепостного права. Не случайно во время монолога Чацкого он затыкает уши — не хочет ничего слышать.
  • Фамусов возмущён, когда видит свидание дочери с Молчалиным. .Он обвиняет в «распущенности» дочери «новую» Москву, которая заражена вольными идеями и «духом Кузнецкого моста» (то есть Парижа).
  • Интересен факт, что фамилия героя от латинского слова « молва». Это ещё раз подчёркивает, как для Фамусова важно мнение света, он боится плохой молвы.
  • Идеалом Павла Афанасьевича является покойный дядя, Максим Петрович, который однаж­ды, как шут, потешал придворное общество, но зато потом - «пред всеми знал почет».

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» относится к тем произведениям, которые не теряют своей остроты и актуальности с течением времени. Более того, чем больше лет отделяет их от момента создания, тем большую ценность они представляют. Так происходит с драгоценными винами, живописными полотнами, скульптурами, зданиями и т. д.

Фабула и сюжет

Напомним для начала, что такое фабула и сюжет. Это важнейшие литературоведческие понятия, без знания которых невозможно проанализировать ни одно Фабулой принято называть череду событий, сменяющихся одно другим по ходу содержания. В комедии это утро в доме Фамусова, случайное столкновение его со своим секретарём в апартаментах Софьи. Затем ещё более неожиданный приезд в Москву Чацкого, его визиты, разговоры с Афанасием Павловичем, попытка выяснить, кто стал удачливым соперником. Наконец, бал, кульминация всех интриг и хитросплетений, слухи о том, что Чацкий сумасшедший. Разочарования Софьи, ужас Фамусова и бегство молодого «карбонария» вон из Москвы. А что касается сюжета и конфликта, то их связывают, по сути, два персонажа: Чацкий и Фамусов. Характеристика их и поможет определиться с основными параметрами произведения. Разберёмся подробнее, что же представляет собою последний.

Олицетворение барской Москвы

В комедии первая столица России является олицетворением старинного уклада жизни, формировавшегося веками. Блеск и роскошь ассоциируются в первую очередь с минувшими временами Екатерины II. Этот век и считает идеальным Фамусов. Характеристика героя хорошо укладывается в значение его фамилии, которую Грибоедов выбрал для персонажа не случайно. «Фама» по-латыни означает «молва». Молвы, огласки, чужих досужих разговоров и боится Павел Афанасьевич. У него две «страшилки»: «как бы чего не вышло» и «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». Однако важно ещё одно значение фамилии «Фамусов». Характеристика персонажа как человека известного, пользующегося влиянием, уважением в обществе, тоже ему соответствует. Недаром перед героем заискивают, его покровительства ищут, а ко мнению прислушиваются. По замыслу Грибоедова, именно Фамусов (характеристика его в комедии доказывает это) олицетворяет собою старинную барскую Москву: хлебосольную, любящую погулять, посплетничать, соблюдающую этикет и внешние правила приличия, хранительницу домостроевских, патриархальных, самодержавно-крепостнических традиций.

Основные черты характера

Какую же роль играет в «Горе от ума» Фамусов? Характеристика Павла Афанасьевича совершенно недвусмысленна. Он уже в годах, вдовец, но обладает отменным здоровьем, что позволяет ему волочиться за хорошенькой Лизой, выставляя себя в то же время примерным, скромным, степенным семьянином и отцом перед Софьей. В угоду моде и новым временам он вынужден обучать дочь «по-французски», танцам и «всем наукам», одевать в иностранных магазинах на Кузнецком мосту, а сам с праведным гневом отзывается о науках, просвещении. По его мнению, учёность - «вот чума», источник инакомыслия, революционных идей, всего нового, что грозит сместить привычный и удобный герою ход вещей, самодержавный строй, сломать тот уклад, на котором базируется и власть Фамусова, и богатство. Умный, хитрый и расчетливый, этот «старинный русский барин» тоскует о временах «Максима Петровича», когда высокие чины и звания, награды и жалования раздавались не по заслугам и достоинствам, а на основе лести, низкопоклонства, угодничества и наушничества. Закоренелый крепостник и ретроград, смотрящий свысока на тех, кто беден, он с удовольствием выступает в роли благодетеля, как в случае с Молчалиным. Свое твёрдое убеждение он высказывает Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Это тоже вполне яркая «Горе от ума», по сути, это портрет двух эпох: «века минувшего» и сплотившихся вокруг него Скалозуба, княгини Марьи Алексеевны, князей Тугоуховских, самого Фамусова, а также «века нынешнего», олицетворением которого стал одиночка Чацкий.

Как утверждают критики, в комедии победа осталась за Чацким. Но очень сомнительная, напоминающая больше поражение. А резонёры Фамусовы, увы, были, есть и продолжают быть, оставаясь основной, рутинной частью общества.

Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.

Взгляды Фамусова на образование и воспитание

Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.

В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».

Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

Зависимость героя от общественного мнения

Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться».

Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.

Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Отношение Фамусова к людям

Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».

Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Значение образа Фамусова

Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению