Церковь сергия, что в крапивниках. Храм сергия радонежского в рогожской слободе

Интерес к необыкновенной личности Сергия Радонежского, к его деятельности в один из напряжённых периодов развития стра­ны отразился не только в создании икон, но и в строительстве храмов, посвященных этому святому, во многих городах нашей страны. Не осталась в стороне и столица нашего государства — Москва.

Одним из древних памятников архитекту­ры считается храм преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве. Деревянный храм Благовещения Пре­святой Богородицы в Бибиреве, в быв­шем владении кремлевского Вознесенско­го монастыря, известен с XVI в. В 1755 г. здесь построили новый деревянный храм. В 1893-1894 гг. рядом с ним воздвигли ка­менный храм преподобного Сергия Радонежского в благодарность Богу за избавление жителей Бибирева от холеры по молитвам пре­подобного Сергия Радонежского.

В 1937 г. деревянный храм разо­брали, а кирпичный закрыли и частично разрушили. Богослужения в Сергиевском храме возобновлены в 1990 г. Среди главных святынь храма можно отметить чтимые иконы преподобного Сергия Радо­нежского и великомученика Пантелеймона.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове

Интересна история храма преподобно­го Сергия Радонежского в Бусинове. По преданию, это место благословил пре­подобный Сергий Радонежский, прохо­дя из Троицкой обители в Москву к святому Алексию, митрополиту Москов­скому. В XVI в. здесь был построен деревянный храм великомученика Георгия, который в 1623 г. был разобран. В 1643 г. на старом месте сооружен новый деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. К середине XIX века деревянный храм сильно обветшал, и решили построить каменный храм с тремя приделами. В 1937 г. храм закрыли, купол и колокольню разобрали. С этого времени церковь практически не действовала.

В 1990 г. церковное здание было передано православной общи­не, начались работы по восстановлению храма, стала возрождаться приходская жизнь. Спустя год, 18 июля 1991 года в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, в храме была соверше­на Божественная Литургия. В храме сохранилась древняя икона пре­подобного Сергия с частицей его святых мощей, покоятся части­цы мощей великомученика Георгия Победоносца, святого патриарха Тихона, благоверных князей Петра и Февронии, благоверного кня­зя Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, бла­женной Матроны Московской. Находится храм на ул. Ижорской, недалеко от метро «Петровско-Разумовская».

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе

Нельзя не вспомнить и храм преподобно­го Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

История местности, окружающей храм, неразрывно связана с находящимся поблизости Спасо-Андрониковым мона­стырем и именами преподобного Сергия Радонежского и преподобного Андроника Московского. Обитель во имя Всемилостивого Спаса основана по обету возвращавшегося в 1365 г. из Константинополя митрополита Алексия, везшего с со­бой Нерукотворный Образ Спаса, которым Вселенский Патриарх благословил его на Русскую митрополию. Разыгравшийся по пути сильнейший шторм в Черном море, грозивший гибелью пассажи­рам, утих 16 августа, в праздник Образа Спаса Нерукотворного.

В ознаменование избавления митрополит Алексий подал прс подобному Сергию благословение основать обитель во имя Спа­са и направить его ученика Андроника для устроения монастыря- Впоследствии преподобный неоднократно посещал обитель для по­клонения святому образу. В память об одной из встреч Сергия с Андроником впоследствии была воздвигнута в XVII-XVIII вв. сначала деревянная, а затем каменная часовня монастыря, именуемая Проща на улице Вороньей, ныне ул. Сергия Радонежского. Сейчас наряду с известными иконами («Утоли моя печали», например) в храме находятся иконы Сергия Радонежского. Расположен храм на улице Николоямская 57/59, недалеко от станций метро «Площадь Ильича» и «Римская».

Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле

Интересна история появления храма Пре­подобного Сергия на Ходынском поле. В конце XIX века в Москве были раскварти­рованы восемь гренадерских, один дра­гунский и один казачий полки, шесть ба­тарей артиллерии и другие более мелкие подразделении. При некоторых частях су­ществовали православные полковые хра­мы. В летнее время городские казармы пу­стели, и войска перемещались в лагерь под Москвой, на Ходынское поле. Туда же прибывали воинские части из уездных городов. На Ходынском поле собиралось до 30 тысяч военных, а походный храм был настолько мал, что кроме духовенства, причта и певчих мог вместить лишь несколько богомольцев.

Такое ненормальное положение не могло продолжаться долго, и в 1887 году почетные граждане Николай Павлович Каверин и Васи­лий Борисович Глинский заявили о готовности внести первый взнос в дело построения лагерного храма и пожертвовать для него вы­золоченный иконостас со святыми иконами. Однако прошло еще два года, прежде чем в феврале 1891 года, московский комендант генерал-лейтенант Сергей Семенович Унковский создал строительную комиссию.

29 апреля 1891 года во время путешествия избежал смерти в японском городе Отсу наследник престола Николай Александрович, и строительная комиссия решила лагерный храм посвятить па­мяти этого чудесного события. 24 июня 1892 года была торжествен­ная закладка, а 1 ноября на пять его глав были подняты кресты, а Колокольню - восемь колоколов.

Сооружение храма совпало в сентябре 1892 года с 500-летием преставления преп. Сергия. В эти дни было особо много приноше­ний в строящуюся церковь. Освящение состоялось 16 мая 1893 г.

Главной святыней была древняя икона Преподобного Сергия Радонежского.

В 1920-х годах храм был снесён как якобы мешающий политра­боте с красноармейцами. В 2000 году по благословению Святей­шего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан приход храма Преподобного Сергия Радонежского, а в 2005 г. был получен акт резервирования земельного участка под строительство храмового комплекса площадью 1 га. В дальнейшем решением Пра­вительства Москвы на сопредельной территории было запланиро­вано строительство часовни в честь Архангела Гавриила, которую ранее предполагалось возвести на противоположной стороне Ходынского поля. После получения необходимых документов в мар­те 2012 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла оба прихода начали объединяться, чтобы с удвоенной силой приступить к строительству и воссозданию свя­тынь. В том же 2012 году прихожане установили Поклонный крест недалеко от места нахождения разрушенного храма, и с тех пор на том месте каждое воскресенье служат молебны.

Храм Преподобного Сергия на Рязанке

Храмовой комплекс на Рязанке, по срав­нению с предыдущими храмами, молодой. 19 мая 2002 года по благословению Его Святейшества Патриарха московского и всея Руси Алексия II было освящено ме­сто под строительство храмового ком­плекса на Рязанке, который включает:

Малый храм преподобного Сергия Радонежского;

Большой Храм Введения во храм Пре­святой Богородицы;

Дом причта (в котором в настоящий момент размещаются и полностью функционируют Школа звонарей и Воскресная школа). С сентября 2006 года уже совершаются ежедневные богослужения.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Если доехать до станции метро «Пушкин­ская», то здесь мы можем также встретиться с одним из храмов столицы, который посеща­ют тысячи верующих. Это храм Преподобно­го Сергия Радонежского в Крапивниках. Пер­вые упоминания о нем встречаются в документах в 1625 году. Сначала храм был де­ревянный, а в 1678 г. его сменили на камен­ный, который служил усыпальницей бояр Ухтомских. С 1930 по 1991 гг. церковь была закрыта. И только в августе 1991 г. богослу­жения снова стали проводиться. Главными святынями считаются Кийский крест из кипариса с частицами мощей более 300 святых, сооружённый ещё патриархом Никоном в 1657 г. в память об из­бавлении от кораблекрушения; Феодоровская икона Божией Мате­ри, а также чтимая икона Преподобного Сергия XVIII в. с частицей мощей.

Люди приходят, чтобы помолиться перед иконами Преподобно­го Сергия, найти защиту в его лице, обрести надежду.

В православной церкви есть особые дни, связанные с жизнью преподобного Сергия: 25 сентября (8 октября) отмечается день его кончиныи 5 июля (18) июля - день обретения мощей. Эти дни яв­ляются для всех верующих днями памяти, в которые люди размыш­ляют о том, что такое трудные времена, когда они были легкими, почему сегодня снова срабатывает принцип «разделяй и властвуй», а также о том, не примирит ли нас общая беда, если мы продол­жим так усердно обособляться. Преподобный Сергий - всенарод­но чтимый святой, он всем сердцем любил Бога и людей. Он умел объединять людей, изничтожать вражду, быть вышепретензий и обид, подниматься до духовной ступени миротворцев, которым Спаситель обещал блаженную жизнь. Поучимся у преподобного. Помолимся ему о нашей земле.

История храма — памятника России. Храм Сергия Радонежского г. Долгопрудный Московской области.

Хутор Ивановского монастыря

За предоставленную информацию сердечно благодарим монахиню Тавифу (Исаеву), насельницу Иоанно-Предтеченского монастыря

Из доклада на конференции «История земли Долгопрудненской через историю храмов»

Московский Ивановский монастырь, основанный в начале XVI в, был перестроен и вновь открыт в 1879 году.
Здесь, на Долгопрудненской земле, находилось его подворье – монастырский хутор.
Свой рассказ я начну с конца: посмотрим то, что осталось от прежнего монастырского хутора: Три могилы с табличками на заброшенном кладбище и около 80-ти безымянных могил, старый монастырский дом – вот, пожалуй, и все.

Храм прп. Сергия выстроен заново . Рядом с храмом выросли современные высокие строения фирмы и автосервиса. Но место это, освященное молитвой, дорого для всех нас. Его история занимает важное место в истории Ивановского монастыря и достойна того, чтобы быть сохраненной в нашей памяти.

Вернемся к началу:

Основание хутора и начало монашеской жизни в 1890-х годах

В 1887 году игумения Московского Ивановского монастыря Сергия (Смирнова) просит выделить надел земли для ведения сельского хозяйства. В 1891 году монастырю был передан лесной надел близ деревень Заболотье и Лупиха в Троицкой волости Московской губернии и уезда из дачи Чернецово-Бутаковской . Земля была выделена по указу Его Императорского Величества Московско-Тверским Управлением Государственных Имуществ, в количестве ста семи с половиною (107,5) десятин .

В том же году монастырем были выполнены земляные работы: окопан канавой лес, поднята и выровнена проезжая через лес дорога, ведущая на ферму, вычищен и углублен заросший пруд, выкопан колодезь, приготовлена площадь под огород .

Строительство храма прп. Сергия

В начале 90-х годов вся Россия готовилась к празднованию 500-летнего юбилея со дня преставления прп. Сергия Радонежского. Событие это торжественно отмечалось в 1892 году. Строительство храма началось как раз в юбилейный год. Поэтому Матушка игумения Сергия, основательница хутора, имела все основания посвятить новый храм своему небесному покровителю.

В журнале «Московские Церковные Ведомости» напечатана статья об освящении хуторского храма.Так в № 30 за 1893 года читаем:
«Освящение храма во имя преподобного Сергия на хуторе Ивановского женского монастыря.

16 июля на хуторе Ивановского женского монастыря в Московском уезде в шести верстах от станции Химки Николаевской ж.д. состоялось торжественное освящение вновь сооруженного храма во имя преподобного Сергия Чудотворца Радонежского . Храм этот построен стараниями игуменьи Ивановского монастыря матери Сергии на пожертвования нескольких лиц, главное из которых пожелало остаться неизвестным.

Храм деревянный, в русском стиле, с звонницей, он обращает внимание в художественном отношении по своему вкусу и изяществу внутренней отделки, особенно хорош иконостас , деревянный с прекрасной резьбой, писанный сестрами Ивановского монастыря, равно как и вся живопись храма.

Освящение, а после него литургию совершал Управляющий Московской митрополией преосвященный Александр, епископ Дмитровский, соборно с архимандритом Троице Сергиевой Лавры известным автором Троицких листков о. Никоном, казначеем Лаврского скита Илларием и священниками Ивановского монастыря о.о. Лебедевым и Рождественским при диаконе Успенского собора Уварове и стройном пении монахинь Ивановского монастыря. В конце литургии преосвященным Александром было сказано слово о значении вновь освящаемого храма ». Несколько благодарных слов хочется сказать о ктиторах: это потомственный почетный гражданин Виктор Петрович Дюшен, Любовь Петровна Озерова, в те годы - насельница Ивановской обители, а впоследствии – известная игуменья Новодевичьего монастыря - Леонида. Княгиня Черкасская и Ю. И. Базанова .

Всех благодетелей поминали в прежнем монастыре, поминаем их и мы, в нынешнем монастыре. Синодик находится в алтаре. Поначалу хуторская церковь не имела своего священника. Поэтому по указу Московской Духовной Консистории от 16 декабря 1894 года священнику Владимирской церкви села Виноградова о. Никанору Соколову было разрешено в свободные дни служить в монастырском храме .

Уклад жизни: сельские работы, школа, службы

О размахе хозяйственной деятельности хутора можно судить по тем строениям, которые описаны в «Ведомости страховых оценок». Помимо церкви, школы и священнического дома были построены три дома для сестер, больница, скотный двор, конюшня, птичник, баня, погреб, около десяти сараев. Кратко о хозяйстве рассказывает старшая монахиня Арсения в своих свидетельских показаниях в 1931 году:

«Ивановский монастырь существует 53 года. Монастырь находится в Москве, а здесь его отделение существует 40 лет. Построен на государственной земле общ. площадью 107 десятин. Монастырь имел до 20 коров и огороды, и многочисленные постройки. Монастырский хутор существовал исключительно на средства Московского Ивановского монастыря… »

Вскоре после возведения храма на хуторе открылась одноклассная церковно-приходская школа для девочек. Попечительницей школы назначалась игумения монастыря. Служащий священник вел занятия по Закону Божию. В школе преподавали две учительницы из сестер монастыря: Русанова Зинаида (в монашестве Анатолия ) и Лазаркевич Мария. Надзирательницей значилась монахиня Елисавета Бородина, из дворян (скончалась в 1909 году, ее могила сохранилась на хуторском кладбище).

В архивных документах и журналах Московских Церковных Ведомостей имеются отчеты о работе школы, указы о награждении старшей учительницы, тогда рясофорной монахини Зинаиды Русановой.
В школе обучались крестьянские дети из окрестных деревень, числом до 20-ти человек и 5 девочек-сироток из благотворительного Елисаветинского общества.
Лет 15 назад еще жива была долгожительница г. Долгопрудного Пелагия. Она рассказала, что ее сестра училась в этой монастырской школе, а по праздникам семья их ходила на службы в хуторской храм. Вспоминала, что в монастыре была больница, куда могли обратиться за помощью местные жители. Отзывы ее о сестрах и монастыре в целом – самые добрые.

Священники :

Маленький деревянный хуторской храм может похвалиться своими служителями.
Первые службы, с 1893 по 1895 годы проводил о. Никанор Соколов .

С 1896 по 1901 годы служил 60-летний священник о. Петр Алексеевич Скворцов . К этому времени отец Петр уже 36 лет прослужил в разных приходах Московской губернии и по состоянию здоровья в 1896 году вышел за штат. Родственники помогли ему с матушкой устроиться на жительство в монастырское подворье. В семье о. Петра родилось 15 детей. Один из его младших сыновей, о. Алексий, прослуживший в нашем монастыре 30 лет, пострадал за веру; в 1938 г. был расстрелян в Бутово и ныне прославлен в соборе новомучеников.

Совсем недолго, 1901 по 1904 годы, в храме прослужил молодой священник о. Павел Лебедев из Коломенского уезда. Его имя упоминается в отчете по школе. В 1901 году он награжден набедренником. Известно, что в его семье не было детей.
Пока не нашлись сведения о том, кто проводил службы с 1904 по 1907 годы. Вероятно, все-таки продолжал служить почти потерявший зрение отец Петр Скворцов. В эти годы в журналах МЦВ есть упоминание о выдаче ему пособий на лечение.

Дольше всех, 15 лет, (1907 - 1922) здесь служил будущий священномученик Владимир Алексеевич Смирнов, приходившийся зятем о. Петру Скворцову. Почти ослепший престарелый священник о. Петр жил в семье своей дочери Александры Петровны Смирновой и зятя до самой смерти в 1914 г. и, вероятно, похоронен на хуторском кладбище. Протиерей Владимир Смирнов был расстрелян на Бутовском полигоне 10 декабря 1937 г.

Последним священником храма, служившим с 1923 по 1935 годы, стал афонский монах, подвижник, хорошо известный всем здесь присутствующим, схиархимандрит Иларион (Удодов) .
Отец Иларион – замечательная личность, украшение нашей земли. Все, кто знал и вспоминал о нем, непременно подчеркивали его простоту и доброту. Еще живы люди, которые его видели, молились вместе с ним; их рассказы – ценнейшее свидетельство.
Из воспоминаний очевидцев вырисовывается образ о. Илариона как верного служителя Божия, старца, наделенного от Господа благодатными дарами, великого труженика, излучающего любовь.

Удивительно! Как во времена богоборчества батюшке удавалось сохранять мир со всеми окружающими людьми, в том числе и с враждующими на церковь? Батюшка никого не осуждал, он жил в другом измерении, как мы поем в стихирах: «Премирно пожил», – все это есть признаки святости. Теперь стало известно, что в годы войны о. Иларион хранил величайшую святыню Русской Церкви – главу преподобного Сергия Редонежского.

Как протекала жизнь на хуторе после революции.

Ивановский монастырь в Москве был закрыт в 1918 г. Юридически хутор стал существовать самостоятельно, но в действительности связь с монастырем продолжалась, поскольку это единый организм. Сестры монастыря организовали Товарищество (рабочую артель). В мастерских шили обмундирование для красноармейцев, стегали одеяла на заказ. Из сестер хутора была организована Ивановская Трудовая Община.

Кратко и достоверно рассказ о жизни хутора мы услышим в показаниях монахини Анатолии (Зинаиды Алексеевны Русановой), фактически исполнявшей обязанности настоятельницы:

«Хутор занимался сельским хозяйством… Монастырь, как таковой распался, но группа монахинь (послушниц) осталась при нем. Хозяйство национализировано (в 1929 г). Хутор субсидировался Ивановским монастырем до 1918 года. Теперь хутор имеет самостоятельный хозяйственный счет. Платит за себя налоги … Последняя ставка налога была уплачена 6000 рублей… Теперешнее положение, созданное экономическими условиями, сломало монастырский устав, и он как таковой не существует, но группа проживает, питаясь случайным заработком своих рук по окрестным деревням и часть в Москве… » .

Отношения с местным населением

В архиве Московской области и в ГАРФе находятся документы, по которым можно проследить динамику отношений с крестьянами окрестных деревень.

После революции одним из пунктов во взаимоотношениях Церкви и государства стало обязательное регистрирование христианских общин во властных структурах. Четкое описание прав и обязанностей сторон было зафиксировано в соответствующих договорах. Типовой текст такого договора впервые был создан уже в 1918 г. и с небольшими изменениями тиражировался вплоть до конца 1920-х годов . Согласно правилам договор должен был перезаключаться ежегодно.

«Дело о перерегистрации» включало:
- Договор о перерегистрации православной христианской общины».
- Протоколы собрания членов общины
- Опись церковного имущества
- Список членов «исполнительного органа»
- Список церковнослужителей и некоторые другие документы.
Приходская церковь в советское время не могла существовать без регистрации в советских органах.
В 1919 году 5 мая хуторская церковь была передана группе верующих, и заключен договор «гражданами деревни Лихачева и Заболотье с Коммунистическим Волостным Советом Крестьянских и Рабочих Депутатов». Было образовано «Сергиевское православное религиозное общество при Сергиевской церкви ».
В Архиве Московской области (ЦГАМО) находятся следующие документы по Сергиевской церкви:

К заявлению прилагаются необходимые для перерегистрации документы:
- Договор.
- Устав общества.
- Протокол собрания.
- Список учредителей и священнослужителя.
- Список членов Исполнительного Комитета.
- Опись Церковного имущества.

Мы видим здесь подписи сестер монастыря и местных жителей дер. Заболотье:
Председателем Исполнительного Комитета общества на собрании был избран Павликов Димитрий Феодорович , 44 лет. Секретарем – Русанова Зинаида Алексеевна , 53 лет. Почти все документы написаны ее ровным каллиграфическим почерком.

В списке учредителей Сергиевского общества мы встречаем фамилии коренных жителей селения Заболотье: Байковы , Бушуевы , Манновы , Павликовы , Пономаревы , Спиридоновы , Кудряшевы. Из Новоархангельского – Цырулевы , мать и дочь. Всем им – низкий поклон.

Доброе слово хочется сказать об семействе Цырулевых. Глава семьи, Димитрий Иванович, с 1929 года стал старостой Успенской церкви в Архангельском-Тюрикове. Чем мог, он и его семья помогали Ивановским сестрам. Весной 1930 года у него хранилось монастырское имущество. А его жена и дочь снабжали продуктами монахинь. Димитрий Иванович бесстрашно защищал свой храм, собирал подписи, выступал на собраниях. Еще раньше, чем наши сестры, 29 октября 1930 года он был арестован. Осужден на 3 года ссылки в Казахстан. После ссылки жил в г. Ельце. По-видимому, там и умер. В семействе у него остались жена Агриппина Иосифовна, и дочь, Александра, инвалид II групп .

Арест сестер. Следственное дело 1931 г .

Cледственное хуторское дело 1931 года.

В начале 30-х по всей стране прокатилась волна арестов. И следственное хуторское дело 1931 года – лишь маленькая капля в этом бурном потоке.
Поводом к аресту монахинь послужил срыв компании по коллективизации в 1930 году. В апреле 1931 года состоялось заседание сельсовета, на котором в этой неудаче обвинили монахинь, и решением собрания было: просить ОГПУ о выселении «манашек» с территории колхоза и возбуждении «на их» дела.
В следственном деле сохранились протоколы этих собраний, и мы видим, что подписали протокол некоторые из бывших учредителей Сергиевского общества.
Протокол № 13
Заседания президиума совместно актива из Ново-Архангельского с/с в присутствии бедноты и колхозников
Слушали: О жизни и поведении «Манашак» в Ивановском хуторе в количестве 43 человек.
Высказались 10 человек.
Постановили:

Учитывая жизнь до революции, которая занимались «эксплотацией» наемного труда на своем огороде до 65 человек, занимались скупкой земли у крестьян окружающих деревень. Занимались издевательством над крестьянами д. Заболотья, Лихачево, Коровино. Били палками, «тровили» собаками того, кто посмеет вступить «нагой на ихнею землю» или кто пойдет в ихний лес за грибами, которого имели 85 га. Занимались торговлей-продажей крестьянам лесу под грибы и т.д.

После революции до настоящего времени (занимались) все время агитацией среди крестьян, «за пугиванием» скоро восстановится старая власть, тогда плохо будет, кто отобрал землю и лес у нас, «благодаря чего» крестьяне отказались брать землю монашек. 1927-28 г. имели до 60 коров. Торговали молоком и молочными изделиями. В момент сплошной коллективизации монашки ходили по дворам, агитировали бедноту и крестьян, чтобы выписались из колхоза и не жили в кулацких домах. Главным образом их руководитель является Русанова Зинаида, через которую они держат связь со всеми религиозными кругами, а также синодом, откуда они получают деньги для своей агитационной работы.

Принимая во внимание в Ново-Архангельском сплошную коллективизацию, которую монашки стараются сорвать, просить орган ОГПУ о изоляции 43-х «манашак».
Выписка из протокола Правления колхоза им. Рай. О.Г.П.У.
Коммунистическом районе Ново-Арх. с/с
1) О укреплении организации колхоза
2) распределении бригадных работ
Слушали : Председателя Колхоза Им.ОГПУ Скрябина
Постановили:

Принимая во внимание «чрезвычайная обострения классового врага» в борьбе против коллективизации, причем в районе нашего колхоза имеется «до сех пор» Ивановский монастырь, объединяющихся 43 «яро.. монашек», которая «состиматически» идут и ведут Конт-революционную работу среди населения и имели успех – срыва коллективизации 1930 года. Теперь же в деревне Заболотье имеется в своем составе 85 % коллективизации населения также под угрозой развала колхоза, благодаря «влияния манашек». Просим административные органы о выселении монашек с территории колхоза и возбуждения «против их дела» как участниц в работе по срыву коллективизации в деревне Заболотье 1929 и 1930 годов….»

Нам сейчас невозможно понять, как могли за несколько лет в корне измениться личностные ценности людей, с детства воспитанных в таинствах Православной Церкви. Какие силы заставили их отвергнуть самое святое в жизни, забыть о вечности?… Поминаем их словами Спасителя нашего, воскликнувшего во время Своих страданий на Голгофе: «Отче, отпусти им! Не ведят бо, что творят.»

В ночь с 20 на 21 мая 1931 года была арестована большая часть насельниц хутора, 31 человек (всего на хуторе к тому времени проживало 43 человека).
В ходе следствия допрошены 20 свидетелей. Из них:
1 – священник из с. Неклюдово.
1 – старшая монахиня Артемия (Шестакова Анна Григорьевна, 71 л.)
1 – бывшая сестра монастыря Сорокина Александра Федоровна.
17 – местные жители селений: Заболотье, Ново-Архангельское, Коровино, Лихачево. 13 мужчин и 4 женщины.
Свидетельские показания давали в основном люди нового поколения, в возрасте от 18 до 30 лет. Самому старшему - 49 лет.
  1. Какую информацию мы можем извлечь из показаний свидетел ей:
- Узнаем некоторые объективные подробности из жизни монастыря.
- Но, гораздо сильнее звучит мотив личной обиды :
Так, в показаниях 4-х коренных жителей, с детства знавших монастырские порядки, записано, что монастырские земли и лес охраняли сторожа с собаками и даже, если кто «убежит от погони», то урядник придет на дом, и накажет.
- Показания совсем молодых рабочих отличаются презрительностью. Для них монашки – чужеродный элемент, предмет насмешки.
«… монашек знаю, как попрошаек. Они и до революции ходили по деревням, а после того, как у них конфисковали земли, леса и часть монастырских построек, монашки стали ходить по домам и хныкать о том, что им сов. власть …не дает покою…»
В показаниях молодой работницы Лианозовского кирпичного завода записано: «монашка Русанова Зинаида с выводком монахинь….»
- В показаниях более старших жителей с. Заболотья слышатся нотки сочувствия , цитируются слова из евангелия и молитв.
«Когда в сентябре м-це 1930 г. они были обложены (налогом) по хлебозаготовке… то они пришли в д. Заболотье. Сама Русанова, Лупнова, Нестерова и Иванова, ходили по дворам плакали, говорили: «Православные христиане, не дайте погибнуть вере христианской!»
  1. Обвинения против монахинь:
- Главное обвинение прозвучало в протоколе собрания: срыв коллективизации 1930 г. и угроза срыва в 1931 г.
- Традиционно монахини обвиняются в антисоветской деятельности.
- Дополнительно им вменяется в вину «запугивание крестьян Страшным Судом».
- Распространение слухов о войне и т.п.

Некоторые свидетели пытаются пересказать проповеди монахинь. Неумело, с ошибками рассказывают факты из жития святых, о мц. Варваре, убиенных Иродом младенцев. Пересказывают слова монахинь о наступлении последних времен, пришествии Антихриста и Страшном суде. Видно, что проповедь затронула их сердца. Отрадно сознавать, что, не смотря на обвинительную форму протокола, у значительной части колхозников проявляются добрые чувства к обвиняемым монахиням.

В показаниях одного колхозника (не местного жителя) есть упоминание тех семейств, которые открыто сочувствуют и поддерживают монахинь: «Монашки всячески путем подворного обхода крестьян настраивают против мероприятий сов. власти на селе. Пользуясь услугами домов членов церковного совета … Заболотье гр.гр. Бушуева Александра и Байкова Ивана В . А также из Ново-Архангельского Цырулева Д.И. (сам хозяин сослан орг. ОГПУ).»

Он также упоминает Бирюкова – бедняка. (В 1935 г. Михаил Алексеевич Бирюков подписал заявление в Мытищинский РИК с просьбой вывести имущество храма. Он, по-видимому, был одним из старших членов Сергиевской общины).
В показаниях обвиняемых тоже говорится о добром отношении к ним местных жителей: «Крестьяне нам сочувствовали, давали работу, за что и платили деньги или продуктами».
«Беднячки Акулина Лукинишна Пономарева и Наталья Павликова » жертвовали муку, картофель, яйца, молоко».
В конце июня следствие закончилось. Ивановские сестры открыто исповедали веру во Христа и подтвердили верность монашеским обетам.
Общий настрой выразила монахиня Анатолия (Зинаида Русанова):
«Вера, как таковая, созданная в человеческой душе, не может поколебаться среди тех, кто убежденно и глубоко верит, не считаясь с экономическими условиями жизни» .
Все арестованные 31 человек были осуждены по ст. 58 пп. 10 и 11 УК РСФСР. Получили срок 3 и 5 лет ИТЛ. 5-летний срок был заменен высылкой в Казахстан.
Храм прп. Сергия еще действовал до 1935 года. Отец Иларион жил внутри колокольни храма, служил еще 4 года.

Обратим внимание на то, что про о. Илариона никто не сказал ни одного обвинительного слова! О чем это говорит? Значит, Батюшку защищали и ценили, его любили и сестры, и колхозники. Правда, косвенное упоминание о нем содержится в показаниях учительницы, мон. Марии Лазаркевич. С ее слов записано, что проповеди в храме не произносятся, а читаются по книге, т.к. «священник с сельским образованием».

В 1935 г. помещение храма понадобилось Дирижаблестрою. Храм был закрыт, имущество передано в церковь Владимирской иконы Божией Матери с. Виноградово. (фото 18) И там устроен придел в честь прп. Сергия. По милости Божией этот придел сохранился до наших дней. Вернувшиеся из заключения и ссылки Ивановские сестры приезжали к своему духовному отцу, молились перед дорогими сердцу иконами. Монахиня Евфросиния Лупнова и ин. Ирина Андреева – работали в храме. Похоронены они на Старо-Марковском кладбище.

Казалось бы, история Ивановского монастыря на этом закончилась. Но, законы вечности – иные. Как семя, брошенное в землю, умирая, дает молодые ростки, так и молитвы отца Илариона и последних сестер принесли свои плоды. Спустя десятилетия пришло время возрождения Православия в нашей стране, и именно из прихожан Владимирского храма Господь призвал первых насельниц современного Иоанно-Предтеченского монастыря.

Хуторское кладбище сегодня


Место, где прервалась монастырская жизнь в 1931 году, где находится могила последней игумении и игуменский посох, долгое время находилось в запустении. Неизвестными благочестивыми людьми сохранялись могилы схиигумена Кирилла, духовника схиархимандира Илариона, игумении Епифании (Митюшиной) и монахини Елисаветы Бородиной.

С 1993 года началось восстановление храма прп. Сергия, и заботу о могилах взял на себя его настоятель, о. Александр Москаленко. Когда образовался Иоанно-Предтеченский монастырь, и мы узнали о месте погребения последней игумении, то один-два раза в году мы просили о. Александра послужить панихиду. Приезжала наша Матушка игумения Афанасия (Грошева) с сестрами.

В 2011 году был заключен договор с лесничеством на аренду территории кладбища сроком на 49 лет. Нашлись почитатели этого места, готовые потрудиться во славу Божию. И вот уже 4 года мы восстанавливаем почти сравнявшиеся с землей могильные холмики. В ЦГАМО нашлись списки местных жителей, захороненных здесь:

Жители д.Заболотье:
Бушуев Василий. 5 л. 26.10.19
Бушуев Михаил 2 недели. 26.11.20
Бушуева Софья. Вдова. 10.09.22
Бушуева Анастасия. 8 мес. 22.08.24
Бушуев Федор. 3 мес. 26.09.25
Павликов Тимофей Иванович 27 л. 27.10.19
Павликов Иван 54 г. 19.11.22
Широкова Евдокия Михайловна 2 г. 14.11.19
Широков Михаил Григорьевич 48 л. 4.07.20
Яковлев Никита Яковлевич 37 л. 22.11.19
Кириллов Федор 53 г. 9.12.21.
Шишкова Мария Арсеньевна 36 л. 7.06.21
Послушница Анна Шишкова 75 л. 4.02.24
Кудряшова Евдокия, 45 л. 7.09.21
Кудряшов Сергей, 8 мес. 3.05.25
Спиридонов Алексей 1 г.,2 мес. 1.06.23
Балакирева Наталья, 52 г. 30.04.24
Саулова Екатерина, 25 л. 31.05.24
Саулов Евгений, 1 мес. 8.07.24
Пономарева Анна, 65 л. 9.06.24
Пономарева Анна 62 г. 8.07.25
Пономарева Лидия, 4 мес. 15.08.25
Пономарев Харлампий 38 л. 19.01.26
Пономарев Михаил 3 мес. 25.01.26
Пономарев Павел 5 мес. 8.09.26
Пономарев Никанор Михайлович 61 г. 6.12.26
Кузюшкина Надежда, 1 мес. 28.09.24
Байков (мертворожденный) 4.12.25
Неченуренко Мария, 5 мес. 11.08.25

Жители Ново-Архангельского:
Аникина Мария 5 мес. 16.03.26
Трапезникова Клавдия 5 мес. 22.03.26
Пользуясь случаем, выражаем благодарность Администрации г. Долгопрудного и всем, кто участвовал в работах на кладбище: руководителям и сотрудникам соседней фирмы, настоятелю и работникам храма прп. Сергия, местным жителям. Всем – низкий поклон.
С глубоким почтением и признательностью сообщаю, что большая часть архивных сведений найдена жительницей г. Долгопрудного, родственницей клирика нашего монастыря - Натальей Николаевной Рождественской.
Уважаемые исследователи!
В одной из папок в монастыре несколько лет лежала записка, на которую мы не обратили внимания.
В 1926 г. 1 сентября Председателю церковного совета церкви Ивановского монастыря (речь идет о хуторской церкви прп. Сергия) поступила служебная записка за № 5881 (почт. отд. Хлебниково, Моск. губ.) следующего содержания:
«Коммунистический Волисполком просит вас допустить к съемке фото-кино в пределах вашей церкви, а также по необходимости им не препятствовать нескольких ударов в колокол во время производства съемок.
Зам. Председателя: Жаров
Секретарь: Кошкин»
А сейчас, при подготовке к докладу, прочитали ее, и появилась надежда увидеть, как выглядел храм прп. Сергия в 1926 году.
Если кто-то из вас знает, где можно искать, пожалуйста, помогите!
Нижняя часть храма отреставрирована, верхняя – достроена.
ГБУ ЦГА Москвы. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 45. Л. 7
Там же. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 20. Л. 19-19об.
Там же. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 20. Л. 27-27об.
ГБУ ЦГА Москвы. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 45. Л. 42 и Ф. 1179. Оп. 1. Д. 214. Л.2.
ГБУ ЦГА Москвы. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 45. Л. 12об.
РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 931. Л. 32.
Священник Петр Алексеевич Рождественский (1836 – 1914).

Священник Павел Иванович Лебедев (1869 – после 1922). Родился в Москве в семье псаломщика. Закончил МДС в 1890 г. Служил в Успенской церкви с. Мячково Коломенского уезда. С 1904 по 1914 служил в Троицкой церкви на Сходне. С 1914 по 1919 – в Спасской церкви на Ордынке. С 1919 по 1922 – в Тихвинской церкви в Крестовой слободе. С 1922 – в Троицкой церкви на Пятницком кладбище. (ГБУ ЦГА г. Москвы. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 227.).

В миру Иоаким Хрисанфович Удодов (1862–1951).
ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-75430. Л. 196-196об.
цит. по кн. «За Христа претерпевшие». Т. 1. С. 41.
В черновиках 5-е число исправлено на 4-е.

Как найти мощи Сергия Радонежского в Москве, чтобы поклониться останкам великого игумена земли Русской? Об этом Вы узнаете, если прочитаете нашу статью!

18 июля Церковью празднуется память преподобного Сергия Радонежского - одного из самых любимых и известных русских святых.

Преподобный Сергий Радонежский

Мощи Сергия Радонежского в Москве

Нет смысла пересказывать житие игумена земли Русской - оно и так прекрасно известно. Также все знают, что мощи его почиют в созданной им обители - Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в подмосковном Сергиевом Посаде. Если вы хотите поклониться любимому святому, но в середине недели выехать из Москвы не можете - не огорчайтесь. В нескольких московских храмах есть частицы мощей преподобного Сергия.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

На подворье Троице-Сергиевой Лавры, в храме Троицы Живоначальной (2-й Троицкий пер. 6а - от станции метро «Цветной бульвар» пешком) находится икона преподобного с частицей его мощей. Подворье представляет собой фактически небольшой монастырь, и службы здесь совершаются по монастырскому уставу.

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В храме святителя Николая в Кленниках (метро «Китай-Город»), где служил святой праведный Алексий (Мечев) - также есть икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей.

Храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке

Кажется символичным, что частица мощей Радонежского чудотворца находится в храме, бывшем в смутные революционные годы настоящим светом миру - именно здесь святой Алексий (Мечев) создал свою знаменитую общину. Напомним, что в начале века в Москве был создан и другой подобный «светильник» - Марфо-Мариинская обитель, и ее основательница - Великая Княгиня Елисавета Феодоровна - вспоминается Церковью в один день с преподобным Сергием, небесным покровителем ее супруга, Великого Князя Сергея Александровича, убитого террористом.

Храм Илии Обыденного

В другой московской церкви - храме Илии Обыденного, никогда не закрывавшемся - среди многочисленных святынь тоже есть икона преподобного Сергия с частицей мощей.

В храме Владимирской иконы Богородицы в Виноградове на севере Москвы (Дмитровское шоссе, 170, проезд от метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево»), кроме того, что находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, в честь него освящен один из трех приделов.

В том же Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 - район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе.

Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному - а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия.

Храм преподобного Сергия в Бибирево

Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их.

Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове

В храме свечение от иконы также иногда наблюдали, но было оно не пугающим, а, напротив, светлым и тихим, и в нем можно было различить образ Божией Матери. Постепенно стало возможным различить и другие фигуры. Через год стало окончательно ясно: это икона с редким сюжетом: «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».

Вы прочитали статью Мощи Сергия Радонежского в Москве: где находятся?

Церковь преподобного Сергия в Крапивниках известна с конца XVI столетия. Она изображена на «Петровом чертеже» Москвы, и это пока единственное свидетельство существования одноглавого храма в то время. Первое письменное подтверждение существования церкви относится к 1625 году, тогда она была деревянной.

Название церкви «в Крапивниках» однозначного объяснения не имеет. По одной из версий, так могли называть местность малонаселённую, заросшую бурьяном и крапивой. Согласно другой точке зрения, переулок, в котором церковь стоит, получил название по имени хозяина одного из дворов.

В самом деле, в 1752 году одно из владений рядом с храмом принадлежало коллежскому асессору Алексею Крапивину. В прошлом были и другие названия церкви: «в Старых Серебряниках», «у Трубы», то есть близ Трубной площади, «в Сторожах».

В дореволюционное время церковь в Крапивниках была единственным храмом центра столицы, главный престол в котором был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского.

Сергиевская церковь невелика, она стоит под углом к Крапивенскому переулку и далеко выдаётся на проезжую часть своей колокольней. Такое расположение говорит нам о древности храма. Самая старая часть церкви – небольшой по площади четверик, построенный в камне в 1678 году. С севера, юга и запада он окружён более поздними пристройками. Только восточная стена его не была ничем застроена. Здесь мы можем увидеть алтарную апсиду, наличники окон, старый карниз. Каким было первоначальное завершение кубического здания, точно не известно. Скорее всего, церковь была одноглавой.

Южный придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи был пристроен к храму в 1702 году. Он объединён с трапезной единым пространством. В 1885-1886 годах придел Иоанна Предтечи был увеличен. Заново была построена абсида, отодвинутая на восток. Она стала вровень с двумя другими алтарями храма. Предтеченский придел стал больше по площади, чем древний четверик и северный придел. Ныне этот придел посвящен Всем святым, в земле Русской просиявшим.

В 1749 году церковь перестроили, и она стала почти такой, какой мы видим её сегодня. Над старым четвериком появилось новое завершение в виде прямоугольного объёма со срезанными углами. На коротких сторонах его были устроены арочные ниши с замковыми камнями. Все углы надстройки украсили пилястры. Новое завершение храма покрыто высоким восьмигранным куполом и увенчано простым, без украшений, гладким барабаном с маленькой главой и ажурным кованым крестом. Одновременно к храму был пристроен северный Никольский придел (в 1998 году он освящён во имя Серафима Саровского). Церковь получила черты стиля барокко. Не исключено, что перестройка храма велась по проекту мастера школы князя Д.В. Ухтомского - главного архитектора Москвы середины XVIII столетия.

В Сергиевском храме был крещен известный русский философ, общественный деятель, писатель и музыкальный критик В.Ф. Одоевский (1804-1869). В 1812 году, во время пребывания в Москве наполеоновской армии, церковь сильно пострадала. После ухода французов она была приписана к соседнему храму Иоанна Богослова (не сохранился, стоял в Петровском переулке). Богослужения возобновились только в 1875 году.

15 ноября 1883 года Сергиевская церковь, не имевшая своего прихода, была передана Константинопольскому Патриархату под устройство собственного подворья (представительства в Российской империи).

В 1920 году храм преподобного Сергия в Крапивниках во многом разделил судьбу всей Русской Православной Церкви. В нем насильственно были изъяты ценности (богослужебные сосуды, старинные ризы на иконах и сами иконы). Известно, что изъятие ценностей сопровождалось волнениями прихожан. В 1934 году умирает последний греческий настоятель храма. Благодаря тому, что с формальной точки зрения Константинопольское подворье не принадлежало Русской Церкви, его еще несколько лет не закрывали. Храм был закрыт одним из последних в Москве – в 1938 году. В конце 1930-х годов у закрытой уже церкви разобрали ярус звона колокольни и барабан над основным объёмом. Внутри было устроено кустарное производство по заточке коньков, что объясняется близостью любимого москвичами катка “Динамо”. В таком виде храм сохранялся до 30 августа 1991 года, когда он был освящён Патриархом Алексием II. Сейчас храм - Патриаршее подворье.

В 2001 году была восстановлена разобранная большевиками колокольня, а в 2010 году освящен придел в честь Всех святых, в земле Русской просиявшим. В 2013 году открыта роспись Серафимовского придела, выполненная иконописцем Ириной Зарон.

На наружной северной стене храма укреплены доски с надписями красивой вязью, рассказывающие о погребённых рядом с ними прихожанах. Здесь похоронено несколько представителей княжеского рода Ухтомских. Они жили в Сергиевском приходе в XVI- XVIII веках. Здесь же были могилы княгини Е.М. Дашковой (1711 год), стольника М.Б. Челищева и его супруги и других. До нашего времени под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Сергиевского храма – один из самых известных в Москве

В церкви Сергия с 1991 года находится выдающееся произведение искусства и почитаемая святыня – Кийский Крест, один из самых значительных реликвариев в истории христианства. Крест, повторяющий размеры Креста Христова, был изготовлен по приказу Патриарха Никона и освящён 1 августа 1656 года в Москве. Он предназначался для основанного Никоном Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Патриарх Никон поместил в Крест частицы мощей 104 святых и 16 камней из различных святых мест Палестины. Крест находился на своём месте, в соборе Крестного монастыря, до 1923 года. Затем его перевезли в антирелигиозный музей на Соловках, а в 1930 году в Государственный исторический музей в Москве. Среди других почитаемых святынь этого древнего храма – чудотворные иконы: образ Божией Матери Феодоровская и образ преподобного Сергия Радонежского.

В один из выходных дней, когда я ездил смотреть Андроников монастырь, о чём я писал , дело только им не закончилось, около монастыря находился ещё один немалый храм, который меня заинтересовал, это оказался Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе, выстроенный в стиле ампир.

Как и у многих других московских церквей различные части храма Сергия Радонежского были построены в разное время. Самой древней частью храма является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая. Она была построена в 1796 году и являлась частью предыдущего каменного храма, который очень сильно пострадал во время московского пожара 1812 года и нуждался в перестройке.

Первое упоминание о деревянном храме в Рогожской Ямской слободе относится к 1625 г. В 1721 и 1812 гг. храм горел и снова восстанавливался. Во время пожаров каким-то чудом удавалось спасать древний семиярусный иконостас храма, иконы которого относились к XVIIв. После пожара 1834 г. храм был выстроен из камня на средства московского купечества и церковного старосты. Освящение состоялось в 1838 г. Трапезная сохранилась от храма XVIII века. По приделу, освященному раньше других, храм получил свое нынешнее название. В 1864 г. с запада была пристроена высокая четырехярусная колокольня, в 1876 г. стены были расписаны А.С.Рогожкиным.

По богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон, в основном первой половины XVII века, храм преподобного Сергия мог соперничать с соборами Московского Кремля. Этому интересному факту есть два объяснения. Во-первых в приходе храма было много купцов, совершавших богатые пожертвования на его содержание. Также храму оказывали поддержку московские власти. Они были заинтересованы в приближении старообрядцев к православной церкви, и поэтому следили за тем, чтобы храмы, расположенные рядом с большими старообрядческими общинами были богато украшены.
С этой же целью в 1899 году при храме было освящено здание аудитории для собеседования со старообрядцами и религиозно-нравственных чтений. Помещение вмещало до 1 000 человек. Также здесь проходили концерты духовной музыки. При храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве.

В советское время по традиции всё разрушали. В 1922 году из храма было вывезено более 5-ти пудов серебряной утвари и других церковных ценностей. Примечательно, что 1924 году регентом храма служил известный церковный композитор священник Василий Зиновьев. Храм преподобного Сергия был закрыт в 1938 году. Перед самым закрытием из храма удалось спасти несколько древних икон. Так, например чудотворная икона Божией Матери «Утоли Моя Печали» была передана в храм Николы в Кузнецах, где она находится и в настоящее время. Однако большая часть икон и всё церковное убранство были уничтожены во время разграбления храма, которое сопровождало его закрытие. Старинные иконы и церковное убранство рубили топорами и сжигали на костре. В костёр также были отправлены церковные книги и бесценные ноты для слепых.
В последующие годы помещение храма использовалось под мастерские и склад. В процессе варварской эксплуатации зданию был нанесён большой ущерб. Стены и пол храма покрывали глубокие трещины и толстый слой копоти, а на его куполах и крышах росли маленькие деревца.

Внутрь вход свободный и даже получилось немного по-фотографировать.

В храме идёт реставрация, много строительных лесов и перегородок.

На территории храма есть и такое здание. Это синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.

Вот ещё пару конструкций с территории:

Колодец

и печка

Сохранилось не мало фотографий этого храма прошлых лет. Но начну с рисунка 1840-х годов, на котором видна старая шатровая колокольня, в 1864 году её заменили на новую трёхъярусную.

Это фото сделано в 1883 году.

А это уже 1977 год, спустя десятилетия с прихода советской власти в стране, хорошо видно насколько запущенным было это место в этот период, что впрочем не удивительно.

Фото 1979 и 1982 года соответственно, видно что ничего не менялось многие года...

В 1985г. храм стал филиалом Центрального музея имени А.Рублёва. И только к 1990 году отреставрирован и передан верующим.

И вот уже фото 1991 года, видно что храм выглядит заметно лучше.

Имеется и довольно интересная видеозапись об этом храме, под названием "Москва. Мифы и легенды. Храм прп Сергия Радонежского в Рогожской слободе". Так что не пожалейте 19 минут и посмотрите)