Уйгурский театр музыкальной комедии. Новый уйгурский театр Когда был открыт уйгурский музыкально драматический театр

Уйгуры народ древней и самобытной культуры. В 70 80-х гг. 19 в. ок. 100 тыс. уйгуров перешли из китайской провинции Синьцзян в Россию и расселились на территории совр. Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана. С давних времён во время празднеств исполнялись массовые танцы, сказители читали старинные поэмы, выступали нар. комики и фокусники. Однако проф. т-ра у уйгур до Октябрьской революции не было.

Установление Сов. власти в Туркестане вызвало огромную активность художеств. творчества уйгурского народа. В 1919 в Алма-Ате, Джаркенте (ныне г. Панфилов), Чплике и др. были созданы драм. кружки, в 1920 появились коллективы "Синей блузы". Из наиболее одарённых участников художеств. самодеятельности в 1934 в Алма-Ате был создан первый в истории уйгурского народа проф. т-р. Его создатели- участники самодеят. кружка при алма-атинском клубе нац. меньшинств во главе с драматургом и актёром Д. Асимовым. Первым худ. рук. был А. Ар-добус, а с 1935 - В. Азимов . Вначале коллектив выступал с концертной программой, состоящей из нар. песен и танцев, показывал одноактные и двухактные инсценировки, написанные Асимовым. В 1936 на основе самодеят. кружка был создан второй уйгурский проф. т-р в Казахстане - Джаркентский колх.-совх. т-р (худ. рук. А. Шамиев, затем А. Дуйсенов). Здесь были пост.: "Дочь Родины" С. Исмаилова (1936), "Звон" И. Саттарова (1939), "Хамдам" Д. Яхьярова (1940), "Япза-Янза" Д. Еркимбекова (1940), а также пьесы Гольдони , Мольера, В. Шкваркина, Г. Мусре-пова. В 1939 Совнарком и ЦК КП(б) Казахстана вынесли постановление "О развитии уйгурского искусства", по к-рому уйгурский т-р в Алма-Ате был реорганизован в межрайонный передвижной т-р с базой в с. Чилик Алма-Атинской обл., в 1962 из Чилика т-р вернулся в Алма-Ату. В Узбекистане уйгурский т-р был создан в 1935. В 1943 начал работать республиканский уйгурский т-р с базой в Андижане (Узб. ССР). Худ. рук. т-ра был В. Азимов. В труппе работали: М. Тохтаева, Р. Ибрагимова, С. Рузыскулова, Д. Асимов и др.

Источниками уйгурской драматургии являются богатый нац. фольклор, историч. прошлое и совр. жизнь народа. В 1935 Д. Асимов и А. Садыров написали муз. драму "Лейлихан и Анархан" на сюжет одноим. популярной уйгурской песни (1935, Алма-Атинский т-р), рассказывающей о трагич. судьбе уйгурской бедноты, её борьбе за свободу. Пьеса в течение 30 лет не сходит со сцены. Истории переселения уйгуров из Китая в Россию посв. пьеса "Омак-Омрак" Абдули-на и Камалова (1938, Алма-Ата), совр. колхозной жизни - "Борьба за колхозы" Ахметова (1937), "Зажиточный колхоз" Тораханова (1935), на фольклорный сюжет написана драма "Герип и Санам" И. Саттарова п В. Дьякова (1941), сохраняющаяся в репертуаре т-ра.

Уйгурский т-р, работавший в Алма-Ате и в Чили-ке, в содружестве с нац. драматургами создал спектакли: "Любовь к Родине" С. Салпева (1938), "Манан" К. Хасанова (1945), "Дружба" А. Махпирова (1948), "Медовой ключ" Е. Баймухамедова (1949), "Делегат Данпяр" Ш. Баижанова (1952). Узб. т-р в Андижане ставил муз. и драм. спектакли: "Лейлихан и Анархан" Д. Асимова и А. Садырова (1943) и "Тахир и Зухра" Абдуллы (1944), "Аршин мал алан" Гаджи-бекова (1945) и др.

В 50-60-е гг. пост. спектакли: "Назугум" К. Хасанова (1955) - муз. драма о девушке-героине, поднявшей свои народ на борьбу с иноземными захватчиками, "Садыр Палуан" А. Махпирова (1957), посв. нар. поэту и герою нац.-освободительного движения, "Таинственный кинжал" Д. Асимова (1956) - о переселении уйгуров из Илийского края в Семиречье в нач. 80-х гг. прошлого века, "Если скрываешь болезнь..." К. Хасанова, С. Башояна, Л Смоляниновой (1959),

"Заря над Кульджой" А.Исматуллы и С. Тпллп (1961)- о борьбе уйгуров Китая против гоминдановцев и амер. миссионеров, "Нужен ли доктор" М. Зульпукарова и С. Хасанова (1963) - сатирич. комедия, направленная против пережитков прошлого, и др.

От первых постановок, носивших фольклорно-бы-товой, натуралистич. и этнографич. характер , нац. т-р постепенно перешёл к совр. спектаклям разных жанров. Многие спектакли носят характер муз. драмы, в них используются нац. муз. традиции, обогащённые новыми формами (музыка к спектаклю "Садыр Палуан", написанная К. Кужамьяровым, п др.). В 1956 на сцене Казах, т-ра оперы и балета в Алма-Ате была пост. первая опера , написанная уйгурским композитором Кужамьяровым "Назугум", в основе к-рой - музыка этого же композитора к одноим. пьесе К. Хасанова. Дирижировал оперой уйгурский дирижёр Г. Ду-гашев.

В репертуаре т-ра видное место занимают произв. рус., сов. и зарубежных авторов: "Лекарь поневоле" Мольера (1941), "Слуга двух господ" Гольдони (1940), "Нурхон" (1948), "Гюльсара" (1951) Яшена, "Свадьба в Малиновке" Александрова (1948), "Женихи" Токаева (1951), "Шёлковое сюзане" Каххара (1952), "Хозяйка гостиницы" (1953); "Бай и батрак" Хамзы (1954), "Её друзья" Розова (1954), "Женитьба" (1955);

, 3. Акбарова, А. Шамиев, А. Супиев; солисты А. Ахмадпи, И. Нурметова; музыканты - С. Кадыров, Ю. Саитов, Г. Казимов, 3. Сетеков, Т. Имиров; танцоры - X. Джалилова, Т. Бахтибаев, Р. Разиева и др.; реж. М. Зайнавдп-нов, композитор И. Масимов п др. С 1955 Уйгурский т-р в Алма-Ате возглавляет засл. деят. пск-в Казах. ССР С. Башоян. В., Первая уйгурская опера, "Сов. культура", 1957, 16 м"арта. А. Ив.

Академический Уйгурский театр музыкальной комедии имени Куддуса Кужамьярова расположен в крупнейшем городе Казахстана — Алма-Ате. Является единственным профессиональным театром уйгурского народа в целом мире.

В 1920-х годах в Алма-Ате начал свою деятельность клуб национальных меньшинств. При нем открылся драматический кружок, который в течение короткого времени осуществил несколько удачных театральных постановок. Зрители хорошо приняли спектакли «Назугум» Ж. Ганиева и Н. Абдусаматовой, «Мансаппараст» А. Розыбакиевой и «Садыр Хонрук» З. Башири.

Официальной датой открытия Уйгурского театра стал сентябрь 1934 года. В этот день была сыграна премьера музыкальной драмы Д. Асимова «Анархан». С тех пор театр считается настоящим центром музыкальной и театральной культуры уйгурского народа. Коллектив театра рос, здесь стали работать не только любители, но и профессиональные режиссеры и композиторы.

Разнообразнее становился репертуар, что только укрепило позиции театра, как инструмента формирования нового национального самосознания. Уйгурский театр взял на себя просветительские задачи, создавая спектакли не только по мотивам национального фольклора, но и используя в качестве базы лучшие произведения мировой и отечественной классики.

Государственный республиканский уйгурский театр музыкальной комедии — панорама Яндекс. Карты

Во время Великой Отечественной войны половина труппы театра, почти весь мужской состав, была мобилизована на фронт. В города Казахстана и Средней Азии эвакуировали более двадцати театров с европейской части СССР. В Алма-Ате повсеместно открываются военные госпитали и здание театра переходит к одному из них. В конце 1941 года коллектив Уйгурского театра переезжает в поселок Чилик Алма-Атинской области

Несмотря на трудные военные годы, здесь было поставлено более тридцати одноактных спектаклей, регулярно проводились концерты на военную тему. Более 50 тысяч рублей, собранные театром, отправляются для нужд обороны страны. В начале 1960-х годов театр возвращается в Алма-Ату.

В 1984 году театр награждается орденом «Знак Почёта» за успешную пятидесятилетнюю деятельность и выдающиеся успехи в развитии искусства Республики Казахстан.

Первый выезд за рубеж был датирован 1997 годом, когда театр участвовал в IX международном фестивале экспериментальных постановок в столице Египта — Каире. Через год театр выезжает во многие зарубежные страны, включая США, Великобританию, Швейцарию, Финляндию, Китай, Турцию, участвует в венгерском фестивале визуального искусства «Медиавейв-98».

В 2002 году, после восьмилетнего перерыва он начинает свой новый сезон в полностью реконструированном здании. На торжественной церемонии открытия присутствовал Нурсултан Назарбаев — президент Казахстана, который высоко оценил вклад Уйгурского театра в творческую жизнь страны. В канун семидесятилетнего юбилея, в 2005 году, театру присваивается право носить имя профессора и знаменитого композитора Куддуса Кужамьярова — народного артиста СССР.

Репертуар Уйгурского театра

С самого начала своей творческой деятельности на сцене театра ставятся спектакли по пьесам уйгурских авторов. Самыми успешными следует назвать «Ковровщицы» М. Зульпикарова, «Священные шаги» Д. Рузиева, «Буря» Х. Абдуллина, «Назугум» К. Хасанова, «Нужен ли доктор?» М. Зульпикарова.

Параллельно уделялось внимание классическим произведениям. Были созданы такие постановки как «Гнев Одиссея» А. Вальехо, «Отелло» У. Шекспира. Ставились спектакли по пьесам М. Горького, Н. Гоголя, Мольера, Гольдони и других известных авторов. На сегодняшний день афиша Уйгурского театра музыкальной комедии все также наполнена интересными спектаклями и музыкальными постановками.

Особое внимание уделялось постановкам, в которых использовались произведения казахстанской драматургии. Первым таким спектаклем стал «Козы корпеш — Баян сулу», поставленный по пьесе талантливого молодого автора Г. Мусрепова. Он был показан зрителям в 1930-х годах. С тех пор здесь было сыграно множество спектаклей по произведениям таких казахстанских авторов как К. Шангитбаева, Ш. Хусаинова, А. Тажибаева, С. Муканова, М. Ауэзова. В последние годы большим успехом у местных зрителей и критиков пользовалась музыкальная фантасмагория «Махамбет» А. Тарази и историческая — «Кашгария», по пьесе Ш. Шаваева.

Труппа

На сцене Уйгурского театра играли замечательные актеры, признанные мастера сцены. Здесь выступали Народные артисты Казахстана М. Ахмадиев, К. Абдрасулов, Н. Маметова, Р. Илахунова, М. Семятова, С. Саттарова, А. Шамиев. Многие актеры были удостоены звания заслуженного артиста Казахстана, среди них А. Акбарова, М. Маметбакиев, Р. Махпирова, Г. Саитова, К. Закиров, М. Рахманова, Т. Бахтыбаев, С. Исраилов, А. Акбаров, Р. Тохтанова, А. Супиев, М. Зайнаудинов и другие.

Также в развитие творческой деятельности театра большой вклад внесли заслуженные деятели искусств Республики Казахстан А. Айсаев, А. Кадыров, И. Масимов, П. Ибрагимов. Участвовали в постановках многие известные композиторы: народный артист Казахстана К. Кужамьяров, Ш. Шаймарданова, И. Исаев, Н. Кибиров, И. Масимов, а также известный педагог и дирижер, Народный артист Казахской ССР Газиз Ниязович Дугашев.

Здание театра

Через некоторое время после переезда в Алма-Ату в 1967 году, театр получает новое имя — Уйгурский театр музыкальной комедии. Располагался он первое время в здании, расположенном на улице Пушкина, 41. В 1969 году состоялся переезд в бывший клуб НКВД, построенный по проекту архитектора И. Буровцева в 1935 году.

С 1987 года здание является памятником истории и культуры местного значения. В 2010 году при составлении нового списка памятников, строение не было внесено, потому что в результате реконструкции потеряло свой исторический архитектурный облик.

Реконструкция проводилась с 1994 по 2002 годы, в результате чего была расширена площадь 2, 3 и 4 этажей. Облик здания претерпел значительные изменения, перестал существовать многоступенчатый фасад. Два корпуса, расположенные по торцам здания, преобразовались в единую входную группу. В настоящее время театр находится в современном здании со стеклянным фасадом. Зрительный зал театра свободно вмещает около 500 человек.

Как добраться

Уйгурский театр музыкальной комедии расположен на улице Наурызбай Батыра, 83. Ближайшая станция метро «Алмалы», первой линии Алматинского метрополитена, находится на расстоянии 1,2 километра от театра. Из метро следует выйти в правую сторону, в направление улицы Кабанбай Батыра, пройти до улицы Наурызбай Батыра и повернуть направо. Слева будет парк Карагайлы, а сразу за ним расположено здание театра.

На общественном транспорте до Уйгурского театра можно добраться на автобусах и троллейбусах. Ближайшие остановки:

  • «Драмтеатр» — автобусы № 32, 92, 205. Она находится прямо напротив театра.
  • «Улица Наурызбай батыра» — троллейбусы № 9. Отсюда нужно пройти пешком порядка 270 метров.
  • «Улица Кабанбай батыра» — автобусы № 30, 34, 123, троллейбусы № 7. Идти пешком порядка 360 метров.
  • «Детский мир» — автобусы № 16, 37, 48, 59, 99, 119, 126, 201. Идти пешком до театра около 520 метров.
  • «Улица Карасай батыра» — автобусы № 98, 99, троллейбусы № 5. Пройтись пешком порядка 770 метров.

В Алматы есть возможность воспользоваться мобильными приложениями крупных сервисов такси, таких как Uber, Везёт, Яндекс. Такси, Максим, inDriver, Эко Такси.

Видео о Государственном Академическом Уйгурском театре музыкальной комедии им. К. Кужамьярова

Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для уйгурского музыкально-драматического театра. В первые же дни войны труппа театра была вдвое сокращена. Мужской состав ее почти полностью был вызван в ряды Красной Армии.

В сентябре 1941 года Уйгурский музыкально-драматический театр перебазировался в село Чилик Алма-Атинской области и стал передвижным. Коллектив театра выступал в четырех крупных районах - Енбекши-Казахском, Чиликском, Уйгурском, Джаркентском, разделенных расстояниями в 100-150 километров. За это время театром на оборонную тематику поставлено тринадцать одноактных пьес, показано два концерта оборонного характера.

В 1961 году театр переехал в Алматы из Енбекшиказахского района. В этом же году он переименован в Республиканский уйгурский музыкально-драматический театр.

С 1967-го Уйгурский музыкальный драматический театр переименован в "Уйгурский театр музыкальной комедии".

Достижения театра

  • 1984-й - Уйгурский театр был награжден орденом "Знак почета"
  • 1997-й - коллектив театра принял участие в фестивале экспериментальных постановок в Каире
  • 2003-й - театр выступил в рамках фестиваля визуальных искусств в Венгрии
  • 2007-й - театр участвовал в фестивале в городе Мюльхайме (Германия).
  • 2005-й - в канун 70-летнего юбилея театру присвоено имя композитора - Народного артиста КазССР профессора Куддуса Кужамьярова.

Ведущие актеры

В настоящее время директором Уйгурского театра является Руслан Токтахунов, художественный руководитель - Народный артист РК Мурат Ахмадиев. В театре выступают ансамбли "Нава", "Рухсара", "Яшлык" и "Сада", артисты драмы - обладатель премии "Сахнагер-2017" Махамдин Саутов, актеры - Ризат Мамутов, Ялкунжан Ярмухамедов и другие.

Репертуар театра

В репертуаре театра всегда большое место отводилось произведениям казахской драматургии. Эта традиция берет начало с 30-х годов, когда выдающийся казахский драматург Габит Мусрепов лично предоставил театру свою бессмертную пьесу "Козы Корпеш - Баян сулу". Успехом у зрителей пользуются музыкальные драмы "Назугум", "Аманнисахан" и трагедия "Ай тутулған түн".

Адрес: РК, г. Алматы, ул. Наурызбай батыра, 83.

Телефоны: +7 727 272-82-76.

Метро: станция метро "Алмалы".

Удаленность: 850 метров.

Вход: со стороны Карасай батыра.

Парковка: имеется, наземная парковка для посетителей бесплатная.

Государственный республиканский уйгурский театр музыкальной комедии имени К. Кужамьярова - это первый, и на данный момент единственный, профессиональный театр уйгурского народа в Казахстане.

Уйгурский театр музыкальной комедии в Алматы: экскурс в историю.

В 20-х годах прошлого века, в Алма-Ате открылся клуб национальных меньшинств. Образовавшийся там драматический кружок начал активную творческую деятельность. За короткий срок на суд зрителей были представлены постановки «Садыр Хонрук» З. Башири, «Мансаппараст» А. Розыбакиева, «Назугум» Н. Х. Абдусаматова, Ж. Ганиева и М. Имашева. Коллектив рос, все громче заявляя о себе своими работами и осенью 1934 года официально открылся Уйгурский областной музыкально-драматический театр. Первой постановкой сыгранной в честь открытия стала музыкальная драма «Анархан» Д. Асимова.

До 1961 года театр располагался в Алматинской области в с. Шелек. В этом же году переехав в Алма-Ату, он был переименован в Республиканский уйгурский музыкально-драматический театр. Изначально, после переезда он находился на улице Пушкина, 41, а в 1969 г. он обосновался в здание бывшего клуба НКВД построенного архитектором Буровцевым.

Энергичная творческая работа продолжалась несмотря ни на какие помехи. В свет выходили новые постановки, коллектив учувствовал в различных конкурсах, искал новые пути. Поэтому, в 1974 году был создан музыкальный ансамбль «Яшлык». Он стал призером 7 различных конкурсов на протяжении 10 лет.

Репертуар Уйгурского театра в Алматы и его актерский состав

Начиная с 60-х годов на сцене все чаще ставятся пьесы талантливых уйгурских авторов. Это и «Нужен ли доктор?» М. Зульпикарова, «Назугум» К. хасанова, «Буря» Х. Абдуллина, «Священные шаги» Д. Рузиева, «Ковровщицы» М. Зульпикарова. На ряду с ними шли и пьесы классиков «Отело» У. Шекспира, «Гнев Одиссея» А. Вальехо и др. На сегодняшний день афиша уйгурского театра в Алматы наполнена такими же яркими и интересными постановками.

М. Бакиев, К. Абдрасулов, Р. Илахунов, Н. Маметова - это актеры, внесшие огромный вклад в развитие театра, также как и З. Акбарова, А. Супиев и А. Акбарова.

Ознакомиться с полным репертуаром театра вы можете на сервисе «Тикетон». Купить билеты в театр онлайн для вас здесь не составит труда. Всего пару кликов и уже вечером вы сможете наслаждаться просмотром пьесы.

Правила пользования электронным билетом: Для входа в театр необходимо распечатать электронный билет и предъявить его на входе.

Расстановка ударений: УЙГУ`РСКИЙ ТЕА`ТР И ДРАМАТУРГИ`Я

УЙГУРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Уйгуры - народ древней и самобытной культуры. В 70 - 80-х гг. 19 в. ок. 100 тыс. уйгуров перешли из китайской провинции Синьцзян в Россию и расселились на территории совр. Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана. С давних времён во время празднеств исполнялись массовые танцы, сказители читали старинные поэмы, выступали нар. комики и фокусники. Однако проф. т-ра у уйгур до Октябрьской революции не было.

Установление Сов. власти в Туркестане вызвало огромную активность художеств. творчества уйгурского народа. В 1919 в Алма-Ате, Джаркенте (ныне г. Панфилов), Чилике и др. были созданы драм. кружки, в 1920 появились коллективы "Синей блузы". Из наиболее одарённых участников художеств. самодеятельности в 1934 в Алма-Ате был создан первый в истории уйгурского народа проф. т-р. Его создатели - участники самодеят. кружка при алма-атинском клубе нац. меньшинств во главе с драматургом и актёром Д. Асимовым. Первым худ. рук. был А. Ардобус, а с 1935 - В. Азимов. Вначале коллектив выступал с концертной программой, состоящей из нар. песен и танцев, показывал одноактные и двухактные инсценировки, написанные Асимовым. В 1936 на основе самодеят. кружка был создан второй уйгурский проф. т-р в Казахстане - Джаркентский колх.-совх. т-р (худ. рук. А. Шамиев, затем А. Дуйсенов). Здесь были пост.: "Дочь Родины" С. Исмаилова (1936), "Звон" И. Саттарова (1939), "Хамдам" Д. Яхьярова (1940), "Янза-Янза" Д. Еркимбекова (1940), а также пьесы Гольдони, Мольера, В. Шкваркина, Г. Мусрепова. В 1939 Совнарком и ЦК КП(б) Казахстана вынесли постановление "О развитии уйгурского искусства", по к-рому уйгурский т-р в Алма-Ате был реорганизован в межрайонный передвижной т-р с базой в с. Чилик Алма-Атинской обл., в 1962 из Чилика т-р вернулся в Алма-Ату. В Узбекистане уйгурский т-р был создан в 1935. В 1943 начал работать республиканский уйгурский т-р с базой в Андижане (Узб. ССР). Худ. рук. т-ра был В. Азимов. В труппе работали: М. Тохтаева, Р. Ибрагимова, С. Рузыскулова, Д. Асимов и др.

Источниками уйгурской драматургии являются богатый нац. фольклор, историч. прошлое и совр. жизнь народа. В 1935 Д. Асимов и А. Садыров написали муз. драму "Лейлихан и Анархан" на сюжет одноим. популярной уйгурской песни (1935, Алма-Атинский т-р), рассказывающей о трагич. судьбе уйгурской бедноты, её борьбе за свободу. Пьеса в течение 30 лет не сходит со сцены. Истории переселения уйгуров из Китая в Россию посв. пьеса "Омак-Омрак" Абдулина и Камалова (1938, Алма-Ата), совр. колхозной жизни - "Борьба за колхозы" Ахметова (1937), "Зажиточный колхоз" Тораханова (1935), на фольклорный сюжет написана драма "Герип и Санам" И. Саттарова и В. Дьякова (1941), сохраняющаяся в репертуаре т-ра.

Уйгурский т-р, работавший в Алма-Ате и в Чилике, в содружестве с нац. драматургами создал спектакли: "Любовь к Родине" С. Салиева (1938), "Манан" К. Хасанова (1945), "Дружба" А. Махпирова (1948), "Медовой ключ" Е. Баймухамедова (1949), "Делегат Данияр" Ш. Байжанова (1952). Узб. т-р в Андижане ставил муз. и драм. спектакли: "Лейлихан и Анархан" Д. Асимова и А. Садырова (1943) и "Тахир и Зухра" Абдуллы (1944), "Аршин мал алан" Гаджибекова (1945) и др.

В 50 - 60-е гг. пост. спектакли: "Назугум" К. Хасанова (1955) - муз. драма о девушке-героине, поднявшей свой народ на борьбу с иноземными захватчиками, "Садыр Палуан" А. Махпирова (1957), посв. нар. поэту и герою нац.-освободительного движения, "Таинственный кинжал" Д. Асимова (1956) - о переселении уйгуров из Илийского края в Семиречье в нач. 80-х гг. прошлого века, "Если скрываешь болезнь..." К. Хасанова, С. Башояна, Л. Смоляниновой (1959), "Заря над Кульджой" А. Исматуллы и С. Тилли (1961) - о борьбе уйгуров Китая против гоминдановцев и амер. миссионеров, "Нужен ли доктор" М. Зульпукарова и С. Хасанова (1963) - сатирич. комедия, направленная против пережитков прошлого, и др.

От первых постановок, носивших фольклорно-бытовой, натуралистич. и этнографич. характер, нац. т-р постепенно перешёл к совр. спектаклям разных жанров. Многие спектакли носят характер муз. драмы, в них используются нац. муз. традиции, обогащенные новыми формами (музыка к спектаклю "Садыр Палуан", написанная К. Кужамьяровым, и др.). В 1956 на сцене Казах. т-ра оперы и балета в Алма-Ате была пост. первая опера, написанная уйгурским композитором Кужамьяровым "Назугум", в основе к-рой - музыка этого же композитора к одноим. пьесе К. Хасанова. Дирижировал оперой уйгурский дирижёр Г. Дугашев.

В репертуаре т-ра видное место занимают произв. рус., сов. и зарубежных авторов: "Лекарь поневоле" Мольера (1941), "Слуга двух господ" Гольдони (1940), "Нурхон" (1948), "Гюльсара" (1951) Яшена, "Свадьба в Малиновке" Александрова (1948), "Женихи" Токаева (1951), "Шёлковое сюзане" Каххара (1952), "Хозяйка гостиницы" (1953); "Бай и батрак" Хамзы (1954), "Её друзья" Розова (1954), "Женитьба" (1955); "Семья" Попова (1957), "Зыковы" (1959); "Алжир, родина моя!" по Дибу (1962), "Влюблённый Ташболта" Гулама (1964), "Отелло" (в загл. роли - А. Шамиев) и др.

Труппа Уйгурского т-ра в Алма-Ате обслуживает уйгурские районы Казахстана, выезжает на гастроли в Киргизию, Узбекистан, Туркмению. В Алма-Ате проводятся декады уйгурского иск-ва. В 1957 труппу пополнили выпускники Ташкентского театр. ин-та. В 1964 при т-ре открылась актёрская студия.

Среди деятелей уйгурского т-ра: нар. арт. Казах. ССР М. Семятова, С. Саттарова, Р. Илахунова; засл. арт. Казах. ССР X. Илиева, М. Бакиев, Г. Джалилов, Р. Тохтанова, А. Акбаров, З. Акбарова, А. Шамиев, А. Супиев; солисты А. Ахмадии, И. Нурметова; музыканты - С. Кадыров, Ю. Сайтов, Г. Казимов, З. Сетеков, Т. Имиров; танцоры - X. Джалилова, Т. Бахтибаев, Р. Разиева и др.; реж. М. Зайнавдинов, композитор И. Масимов и др. С 1955 Уйгурский т-р в Алма-Ате возглавляет засл. деят. иск-в Казах. ССР С. Башоян.

Лит.: Захарова И ., Материальная культура уйгуров Советского Союза, "Краткие сообщения Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР", 1954, вып. 20; Канапин А. К., Варшавский Л. И ., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958; Театры Казахстана. [Фотоальбом], Алма-Ата, 1961; Кужемьяров К ., Уйгурский театр, "Огонёк", 1955, № 50; Виноградов В ., Первая уйгурская опера, "Сов. культура", 1957, 16 марта.

А. Ив.


Источники:

  1. Театральная энциклопедия. Том 5/Глав. ред. П. А. Марков - М.: Советская энциклопедия, 1967. - 1136 стб. с илл., 8 л. илл.