Как крепить лыжные крепления для ботинок. Как установить лыжные крепления самому на беговые лыжи

Естественно, лыжи – одна из самых важных составляющих снаряжения лыжника, но далеко не всё. Понадобятся и крепления, и специальные ботинки. А их многообразие введет в растерянность любого новичка в лыжном спорте. И чтобы определиться с выбором этого лыжного снаряжения, перед походом в магазин полезно будет ознакомиться с тем, на что стоит обращать при покупке.

Выбор ботинок

В первую очередь стоит подобрать наиболее удобные для себя ботинки, а потом уже и присматривать и соответствующие лыжные крепления. Поэтому описание начнем именно с лыжных ботинок.

Ботинки для беговых лыж, как и лыжи, делятся на три типа по предполагаемому стилю катания и на четыре – по целевой аудитории.
В зависимости от стиля катания на беговых лыжах вам понадобятся ботинки:

  • для конькового стиля нужен высокий ботинок с жёстким манжетом для фиксации ноги. Нагрузка на ногу при этом стиле выше, потому наличие манжета обязательно – без него лыжник может повредить ногу;
  • низкий ботинок с мягкой подошвой идёт для традиционного стиля;
  • есть ещё универсальные ботинки, они идут со съёмной жёсткой манжетой или без неё, с умеренно жёсткой подошвой.
По целевой аудитории лыжные ботинки делятся на следующие группы:
  • ботинки для профессионалов. Такие ботинки подвергаются самой большой нагрузке, и потому при их производстве большое внимание уделяется надежности и качеству. На профессиональных ботинках для беговых лыж применяются новейшие технологии, поэтому в них редко встретишь кожаные элементы – есть синтетические материалы, по многим параметрам превосходящие кожу. Ботинки для профессионалов дороги, но и прослужат они довольно долго;
  • ботинки для спортивного туризма. К этим ботинкам тоже предъявляются серьёзные требования. Их в основном приобретают туристы с большим опытом, а также альпинисты. Ботинки для спортивного туризма делают удобными и для пешего перехода, без лыж, если это потребуется. Их чаще всего делают комбинированными, со сменной манжетой, материалом служит натуральная кожа с синтетическими вставками. Они должны быть надёжными и прочными, удароустойчивыми;
  • ботинки для оздоровительных лыжных прогулок. К таким ботинкам не предъявляется высоких требований, поэтому есть и дорогие, и подешевле: в зависимости от материалов, из которых сделаны ботинки;
  • ботинки для детей. Детские ботинки должны быть удобными, прочными и тёплыми. Кроме того, они должны и легко надеваться, и легко сниматься.
На ботинках для беговых лыж в основном используются шнурки. Если отпустить шнурки на ботинке, так чтобы его можно было свободно обуть, шнурки не должны выпадать через самое верхнее отверстие для шнуровки, т.е. быть достаточно длинными. Правильно зашнурованный ботинок, с одной стороны, надёжно фиксирует ногу, а с другой – не сдавливает её. Бывает, что в верхней части ботинка дополнительно есть липа – она защищает от попадания снега в ботинок и служит дополнительным фиксатором.
Приобретать лыжные ботинки без примерки ни в коем случае нельзя, а при примерке обязательно надевайте носки. Это могу быть либо специализированные носки для занятия лыжным спортом, либо шерстяные – не тонкие, и не толстые. Лыжный ботинок ни в коем случае не должен жать. С другой стороны, в чересчур свободных ботинках будет трудно управлять лыжами.
Итак, примеривая ботинок, надо в нём пройтись, постоять, оторвать пятку от пола – внутри ботинка пятка должна плотно прилегать к подошве, не отрываться от нее. МирСоветов также рекомендует обратить внимание на то, что образующаяся при подъёме пятки складка в области подъема стопы не должна давить на пальцы. Если же ботинки не подходят под эти критерии – это значит, что они вам не подходят.
Кроме того, если выбираются ботинки для конька, то манжета должна хорошо держать ногу, но не сдавливать или мешать её движению. Вообще, что касается жёсткости ботинка, то для конькового стиля катания она самая большая, для классики – самая малая, ну и для комби – средняя.

Строение горнолыжных ботинок принципиально отличается от строения ботинок для беговых лыж. Горнолыжные ботинки состоят из двух элементов – внешнего ботинка и внутреннего сапожка.
Внешний ботинок отвечает за импульс, передаваемый лыжником во время движения – чем жёстче ботинок, тем лучше слушаются лыжи.
Разные фирмы по-разному обозначают жёсткость горнолыжных ботинок. Одни фирмы характеризуют их просто: «мягкие», «жёсткие». Другие, а именно, Nordica и Salomon, вывели абсолютную величину жёсткости – килограмм силы на градус прогиба (имеется ввиду сгибание вперёд). Для новичков МирСоветов рекомендует ботинки с жесткостью в пределах 15-60 кгс/град. Для уже освоившихся и обладающих базовыми навыками катания на лыжах эта планка поднимается до 40-80 кгс/град. Далее, когда вы уже будете вполне уверенно стоять на лыжах – стоит присматриваться к горнолыжным ботинкам жесткостью 60-90 кгс/град. А жесткость 115 кгс/град и более рассчитана на тех, кто занимается лыжным спортом профессионально, их в рассмотрение пока брать не стоит.
Вообще, жёсткость внешнего ботинка может быть отрегулирована – но если лыжник впервые стоит на лыжах, это ему, конечно, не поможет. Регулировка жесткости рассчитана на продвинутых лыжников. В зависимости от склона или прикладываемых усилий она может быть немного изменена.
На передней части голенища расположены металлические или пластиковые застёжки-клипсы, оснащённые регулировкой длины для более чёткого и комфортного фиксирования ноги. Количество клипс может быть от 1 до 4 на ботинок.
Кроме клипс, ботинки могут быть снабжены винтами, предназначенными для разных целей. Например, при откидном заднике, такой винт встроен в большую клипсу, при его закручивании внутри ботинка затягивается фиксирующая ногу лента.
В горнолыжных ботинках также может присутствовать силовой ремень, который фиксирует манжету (голенище) по верхней ее части.
Сама манжета может регулироваться по наклону вперёд и назад, что служит для более точной подгонки ботинка под стойку лыжника. Дополнительно в горнолыжных ботинках может быть еще одна функциональная возможность, называемая кантингом. Эта опция позволяет изменять угол наклона манжеты ботинка влево/вправо, подстраивая ее под строение скелета ног у конкретного человека.
В задней части ботинка располагается элемент, отвечающий за улучшение передачи усилия на лыжу.
При ходьбе вне склона удобно, чтобы верхняя часть ботинка была ослаблена. Для этого существует переключение «ходьба-катание», которое как раз освобождает от сковывания заключённую в ботинок ногу.

Еще одно существующее различие в горнолыжных ботинках – принцип входа. В ботинках с передним входом манжета раскрывается спереди, что обеспечивает лучшее облегание ботинком ноги. Чаще всего такой принцип применяется для спортивных и экспертных моделей, в таких ботинках манжета не имеет регулировки по наклону назад. Ботинки с центральным входом оснащены частично откидывающейся задней частью ботинка, что позволяет легче надевать и снимать его. И, наконец, ботинки с задним входом, наиболее удобные для новичков, имеют откидной задник, благодаря чему они довольно легко обуваются.
Внутренний сапожок в горнолыжных ботинках изготавливается из мягких материалов. Он одновременно снимает необходимость надевания носка под ботинок и служит для более тонкой подгонки по размеру.
По своим свойствам материалы для внутреннего ботинка отличаются. Для моделей, предназначенных для новичков, сапожок делают таким образом, чтобы он в течение первых же минут принял точную форму ноги. В экспертных моделях на это нужно время – внутренний сапожок изготовлен из более жёсткого, неподатливого материала. С одной стороны, он обеспечивает лучший контакт с лыжей (как и жёсткость внешнего ботинка), но с другой стороны – не имеющим должного уровня подготовки лыжникам будет неудобно в таких ботинках. На них можно будет перейти со временем.
Выбирать ботинки для катания по горным склонам сложнее. По поводу размера есть одно элементарное правило, которого следует придерживаться: если стопа широкая, лучше брать на полразмера больше, потому что при нагрузке она обязательно станет еще шире больше. По этой же причине примерять ботинки надо обязательно стоя.
Примерять надо на тонкий эластичный носок. Он должен быть идеально ровным и гладким, без каких-либо складок, и заканчиваться выше границы окончания манжета.
Надо понять, что ориентироваться при выборе на фирму-изготовителя бесполезно – каждая из них выпускает ботинки со своими особенностями – с более широким или узким носком или пяткой, с разными подъёмами и так далее. Цена для лыжного ботинка – тоже не самый точный показатель. Самые дорогие ботинки – экспертные, они будут очень сложны для новичка. Крайне важно выбрать удобные ботинки – если при примерке хотя бы немного давит, не стоит их брать – на склоне этот дискомфорт усилится многократно, что может стать причиной испорченного отдыха (в лучшем случае).
Примеряя ботинок, надо застегнуть все клипсы. Начинать застегивать ботинок следует со второй от носка клипсы, той которая стягивает свод стопы, тем самым фиксируя пятку. После этого следует прислушаться к ощущениям – не упираются ли пальцы в носок, можно ли ими немного двигать; пятка не должна болтаться или отрываться от стельки при наклоне. Нужно подвигать ногой вперёд-назад, из стороны в сторону.
Теперь можно попробовать затянуть клипсы по максимуму. Тут есть свой подводный камень: не стоит забывать, что внутренний ботинок ещё не обмялся, и что потом затягивать клипсы нужно будет сильнее. И если при примерке они уже затягиваются максимально, то потом, когда это действительно потребуется, клипсы не подтянуть.
Если кажется, что ботинок всё же мал, МирСоветов рекомендует надеть на вторую ногу на полразмера больше и снова прислушаться к ощущениям, какой ноге удобнее. При примерке нужно присесть – если бросает назад, значит, ботинок жестковат. Лучше провести в ботинках 15-20 минут, постоять, немного пройтись. Купив ботинки, не стоит убирать их до катания – можно ходить в них дома, готовя ноги к склонам…
Что касается фирм, производящих лыжные ботинки, то их немало. Хорошо зарекомендовали себя «Rossignol», «Salomon», «Fischer» и др.
Полезно знать, что наравне с типичными целевыми группами производители выделяют горнолыжные ботинки для карвинга и женские модели.
В ботинках для карвинга нет нужды начинающему, они рассчитаны на давно и прочно стоящих на лыжах спортсменов. А отличия этих моделей в следующем:

  • с одной стороны, повышенная жёсткость наружного ботинка в боковом направлении и, наоборот, ослабление сопротивления манжеты в наклоне вперед-назад;
  • наравне с привычным переключателем «ходьба-катание» есть третий (“soft”, “carve”), отвечающий за мягкое сопротивление ботинка в сгибе вперёд или назад.
  • в этой модели практически всегда применяется «платформа», возносящая ногу лыжника выше над поверхностью лыжи.
В женских моделях производители учитывают особенности женского строения, а так же центр тяжести (поэтому верхняя часть ботинка сильнее наклонена вперёд). Под свод стопы предусмотрен более высокий подъем, и в то же время в таких более низкий задник, уже пятка.

Выбор креплений

Крепления для беговых лыж бывают трёх видов:
  • передние (Nordic 75);
  • с «желобом» (система SNS);
  • с «рельсами» (система NNN).
Передние – это устаревшие крепления, теперь мало пользующиеся спросом, несмотря на дешевизну. Последние две разновидности креплений наиболее востребованы. Разница между «желобом» и «рельсами» в том, что в первом случае ботинки имеют одну полосу для крепления, а во втором – две.
Остановимся о каждом из креплений подробнее.
Передние крепления, Nordic 75. Как и было сказано выше, этот тип устаревший, и уже почти не используется.
Система NNN имеет два выступа для крепления, «рельсы». Такой тип крепления предпочтителен для любителей , так как, в отличие от SNS, передняя скоба ботинка сдвинута назад, что позволяет лучше управлять лыжами.
В передней части креплений NNN есть резиновые упоры. По их цвету легко можно определить жёсткость. Определение жёсткости важно для того, чтобы понять, какие крепления вам подходят больше исходя из предпочитаемого стиля катания. Для конькового хода требуется большая жёсткость, для классического, соответственно – меньшая. Варианты цветов креплений, обозначающие жесткость, таковы: белый – для наиболее жёсткого стиля, зелёный – для катания помягче, чёрный – стандартные «резинки» и красный – мягкие. Таким образом, белые и зелёные подходят для конькового стиля, а чёрные и красные – для классики.
На таких креплениях специализируется Rottefella, причём производит их и для других фирм. Таким образом, к креплениям NNN подходят и ботинки фирм Alfa, Artex, Alpina, и новинки Rossignol.
Система SNS от вышеназванной отличается тем, что скоба ботинка закрепляется сразу в его носке. Что касается цвета резиновых упоров, то они тоже отличаются. Их три вида, но на «резинках» к тому же выдавлена цифра, соответствующая жесткости. Есть жёлтые (с цифрой 85) – для классики, красные (115) – для конька и универсальные (95) – розово-сиреневые. Имеет один выступ для крепления «желобок».
Крепления SNS и ботинки к ним производит фирма Salomon. МирСоветов обращает ваше внимание, что новые модели креплений SNS и ботинок отличаются от старых, и потому при покупке стоит проконсультироваться по поводу совместимости тех и других.
К креплениям SNS подходят следующие фирмы ботинок: Salomon, старые модели Rossignol, Adidas, Karhu, Fisher.
Крепления SNS и NNN подходя ко всем размерам обуви. Исключения составляют детские и юношеские, к ним выпускают специальные крепления, которые отличаются большой ручкой защёлки и более мягким механизмом крепежа.
К слову, крепления бывают двух видов:
  • автоматические;
  • механические.
В первом случае, как только вы вставите скобу в паз, они сами защёлкнутся, во втором же – крепёж закрывается вручную. Несмотря на кажущееся неудобство второго вида, для профессиональных креплений характерен именно он, так как закрепляется более надёжно.
Что касается установки креплений, МирСоветов рекомендует делать это в специализированном месте (в сервисе или магазине). Опасность состоит в том, что можно неверно определить центр тяжести, просверлить случайно лыжу насквозь или сделать отверстия под крепёж слишком большими.

Горные лыжи
В горных лыжах безопасность лыжника во многом зависит от креплений. Всё сделано для того, чтобы при движении они надежно фиксировали ботинок, не давая ему съехать, но в то же время, при вероятности падения или травмы тут же расстёгивались.
Современные крепления для горнолыжных ботинок изготавливают из сверхпрочных материалов – титана, стали или высокопрочного пластика. Основные элементы крепления – это: головка крепления, пятка крепления, платформа и скистоп.
Головка крепления. Это передняя часть крепления, которая отвечает за высвобождение носка ботинка при падении лыжника – вбок и назад. Важнейшая её характеристика – эластичность. Это способность головки при коротких импульсных ударах не раскрываться, а возвращать «ушедший» ботинок на исходную позицию. Вертикальная эластичность может быть до 20 мм, боковая – до 45 мм. Кроме того, в некоторых моделях есть система Твинкам, которая позволяет ботинку смещаться в бок на половину подошвы. Если смещение происходит и дальше, головка расстёгивается, если нет – возвращает ботинок на место.
Пятка крепления. Выполняет те же функции, что и головка, только освобождает при необходимости пятку ботинка. Также имеет показатель вертикальной эластичности (до 25 мм).
По способу застегивания они делятся на:

  • застегивающиеся вручную;
  • полуавтомат – они выставляются вручную, а затем защёлкиваются при нажатии ногой;
  • автомат – крепления защёлкиваются сами при нажатии;
Выбирая крепления в магазине, было бы неплохо узнать величину срабатывания – тот показатель, при котором крепления расстегнутся. Справиться с этой задачей поможет опытный консультант или инструктор.
Платформа. Часть лыжного крепления, соединяющая головку и пятку. Основная её функция – в обеспечении лучшего контакта крепления и лыжи, в смягчении микроударов (например, на неровной трассе) и гашении вибрации. Кроме того, более высокое положение ботинка относительно скользящей поверхности и канта даёт ряд плюсов: позволяет не нарушать гибкость лыжи, способствует более удобному распределению усилий, затрачиваемых на движение и т.д.
Скистоп – это система, отвечающая за торможение лыжи при падении. Грубо говоря, стержни из металла, опускающиеся вниз по бокам от лыжи, когда ботинок высвобождается из крепления. Поэтому чтобы скистоп был эффективен, т.е. смог затормозить лыжу при ее отстегивании после падения, МирСоветов советует подбирать скистопы таким образом, чтобы ширина была больше ширины лыжи.

Очень важно первоначально выбрать наиболее подходящие лыжи, крепления и ботинки к ним. Поскольку любой дискомфорт при катании отобьет желание к дальнейшему катанию на лыжах. Но в то же время очень сложно в первый раз не сделать ни одной ошибки при выборе. Окончательное понимание того, что вам действительно нужно, придет только со временем, с опытом катания. А потому, если есть возможность, перед покупкой своего первого снаряжения, испытайте несколько различных лыж, ботинок, креплений (например, взяв напрокат или одолжив у друзей). Тогда и к покупке вы будете подготовлены не только теоретически.
В следующей статье, дабы окончательно вас подготовить, расскажем,

Для того чтобы катание на лыжах приносило удовольствие, стоит учитывать не только выбор зимнего инвентаря, но и такой факт, как установка . Они являются соединительным устройством между ботинками и рабочим снаряжением. Их качество играет важную роль в этом виде спорта.

Крепеж выполняют на самих лыжах или отдельной платформе. Некоторые изготовители могут устанавливать и делать на ней отверстия самостоятельно. Тогда придется приобретать определенного изготовителя. На ровную, без углублений платформу можно установить любые крепежные установки.

Внимание! Среди разнообразия зимнего инвентаря наиболее популярными считаются обычные беговые лыжи.

Крепления для беговых лыж

Существует три системы крепежей:

  • Nordic (рантовые) устарелая разновидность, которая постепенно выходит из использования. Отличается невысокой стоимостью;
  • NNN (с рельсами) располагают одной линией ;
  • SNS (c желобом) обладает двумя полосами для соединения.

Последние две системы делятся на такие виды:

  • автоматические приспособление защелкивается самостоятельно;
  • механические застегивать нужно руками;
  • классические − имеют мягкую резинку;
  • коньковые резинка сделана из жесткого материала, или имеется еще одна точка фиксации обуви.

Крепления для горных лыж

Встречаются такие варианты:

  • установки, которые застегиваются ручным способом. Отличаются достаточно высокой ценой;
  • автомат;
  • полуавтомат.

Два последних вида может заклинить после попадания и последующего замерзания в них воды. Иногда возникают трудности с их открытием, если инвентарь не имеет твердой опоры (в глубоком снегу).

Крепления для туристских лыж

Существуют такие разновидности:

  • мягкие − для туризма подходят мало;
  • жесткие наличие специальных ботинок;
  • полужесткие − надежные и комфортные.

Детские лыжи имеют самые простые крепежи, которые состоят из нескольких толстых тканевых полосок, фиксирующих ногу, и на них можно ездить даже в валенках.

Из чего состоит крепление

Горнолыжный крепеж располагается двумя разрозненными частями и пластиной в области носка, которая снижает трение лыжной обуви. Передний отрезок гарантирует отсоединение сбоку, а задний охват обеспечивает верхнее открепление. Размеры обеих звеньев равны у всех разновидностей. Современные крепежные соединения производят из очень прочных материалов (титановые, стальные, пластиковые). Основными элементами считаются:

  • пятка и головка крепления;

Беговые разновидности состоят из таких элементов:

  1. NNN − отличается прикрепленной к спортивному инвентарю пластиной, которая имеет две долевые направляющие, фиксирующие ботинок от поперечного смещения. На подошве обуви располагается пара продольных углублений для направляющих крепежа. Спереди ботинка встроен поперечный защелкивающийся стержень.
  2. SNS предусматривает фиксацию обуви при помощи одной долевой направляющей. Передняя часть полуботинка крепится резиновым упором.

Туристические лыжные крепежные приспособления содержат штыри и дужку, которая зажимает обувной рант.

Как не ошибиться при выборе

Правильно выбранный крепеж хорошо облегает лыжную обувь, но может мгновенно открепиться в критический момент. К примеру, в период внезапного падения при резком повороте. При огромных нагрузках установка должна задерживать ногу в одном положении, а не моментально отстегиваться.

Подбор правильной крепежной системы должен начинаться с выбора ботинок. Приобретя обувь нужного размера, которая соответствует всем необходимым характеристикам, следует выбирать именно к этой обувной паре и имеющимся лыжам.

Порядок установки

Чтобы разобраться, как правильно установить подобранное , следует сразу после их покупки начать с изучения инструкции. Необходимо точно придерживаться предписанных пунктов, в которых предусмотрена специфика сборки лыжного крепежа с учетом его разновидности.

Определение центра тяжести

Определение этого параметра понадобится для нормального передвижения, чтобы лыжа не оказывала «перевес» с одной или другой стороны. Найти центр тяжести достаточно просто. Здесь инвентарь нужно установить на ребро перпендикулярно расположенной линейки и передвигать по ее поверхности до тех пор, пока лыжа уравновесится как весы, остановятся горизонтально полу. Канцелярская принадлежность в этом случае укажет правильное положение, и эту координату требуется обозначить маркером. В современных образцах спортивного снаряжения ось центра тяжести соответствует черте крепежа скобки для ботинка. Поэтому переднюю область следует приложить к лыже и выделить другим цветом ее правильное расположение.

Разметка

Следующий этап заключается в маркировке отверстий. Хорошим вариантом станет использование кондуктора, с помощью которого можно отыскать точное расположение крепежных компонентов. Если этого предмета не найдется, то используют шаблон, сделанный из бумаги. Его можно отыскать в интернете, но в основном он входит в набор крепления. В случае отсутствия бумажного лекала лыжу размечают при помощи шила, прикладывая смонтированный крепеж так, чтобы координата центра тяжести сходилась с линией фиксирования обуви. Поставить метки маркером через дырки в креплениях.

Сверление отверстий

В начале сверления углублений желательно сопоставить промежуток между отверстиями, находящимися на крепеже с интервалом между отметинами, поставленными в процессе разметки. Как правило, в инструкции написано, как глубоко прикручивать шурупы, и какой длины сверло нужно применить. Если подходящий по длине инструмент отсутствует, то можно использовать любое сверло, предварительно обмотав его вверху изолентой, оставив выступающими нужные миллиметры. Затем работающей на малой скорости дрелью в местах разметки следует высверлить дырки.

Сборка

Завершающий этап заключается в следующем:

  1. Для обеспечения надежной фиксации и устранения трещин, возникших во время сверления трещин, сделанные углубления следует очистить от пыли и залить клеящим средством (прилагается в или ПВА).
  2. На полученные отверстия нужно наложить крепления и основательно закрепить шурупы. Вначале следует их слегка закрутить, чтобы удостовериться в ровной установке, а затем до конца, чтобы было надежно.
  3. Лыжи оставить сохнуть (10-12 ч.).

Хранить готовые лыжи в домашней обстановке можно на балконе или стене, установив специальную подставку при помощи кронштейнов.

Как снять крепления с лыж

Начинать снимать крепежи (на примере SNS) нужно с задней части установки. При помощи отвертки следует аккуратно выкрутить заглушку, шуруповертом вытащить шурупы, после чего снять планки. Чтобы вытянуть шуруп под передней крышкой, необходимо большой отверткой нажать на фиксатор и приподнять его. После снятия крышки вынуть последние болты, и крепеж легко снимется.

Установка на лыжи самостоятельно процесс выполнимый. Для этого потребуется изучить прилагаемую инструкцию, иметь в наличии необходимые инструменты и, самое основное, быть уверенным, что все получится.

Катание на лыжах способствует укреплению здоровья, повышает общий тонус организма и поднимает настроение. Но происходит это лишь в том случае, если экипировка подобрана правильно. Одним из важнейших элементов лыжной экипировки являются лыжные ботинки.

Как и любая другая обувь такие ботинки, будучи неудобными, могут принести массу проблем, самой малой из которых будут натертые мозоли. Поэтому к выбору лыжной обуви нужно подойти особенно тщательно, чтобы занятия спортом доставляли удовольствие, а не превратились в пытку.

Виды

Ботинки для лыжного спорта можно классифицировать по двум признакам: по типу эксплуатации и по виду крепления.

Тип эксплуатации

По типу эксплуатации ботинки бывают:

  • Для конькового хода . Для такой обуви характерны жесткая поддержка голеностопа и жесткая подошва. Главное предназначение таких ботинок в том, чтобы снять нагрузку с голеностопа и зафиксировать ее. Необходимо это для того, чтобы спортсмен лучше контролировал лыжи.

  • Для классического хода . Эти своим видом и характеристиками больше напоминают обычные спортивные кроссовки. Классический ход более привычен человеку, а потому ногам можно дать больше свободы. Для этой обуви характерны мягкая подошва и свободная верхняя часть.

  • Комбинированные . Подходят для обеих техник, но, как и все комбинированное, не отличаются особой универсальностью. Отличительными чертами комбинированных ботинок являются мягкая подошва и жесткая поддержка голеностопа. Остановив выбор на такой экипировке, следует внимательно осмотреть понравившуюся модель. Некоторые, имеющиеся в продаже и заявленные, как комбинированные, таковыми на самом деле не являются. Вместо поддержки голеностопа в них установлена имитация, которая фиксирует ногу без необходимой жесткости.

Тип крепления

Существует всего 5 видов крепления лыжных ботинок:

  • NN 75 . Этот вариант использовался еще во времена СССР. На данный момент оно уже не актуально. Отличительно чертой этого вида крепления является металлическая скоба, фиксирующая ботинок. Достоинством обуви является ее низкая стоимость. К недостаткам можно отнести то, что такие крепления не подходят для конькового хода, материалы не отличаются высоким качеством и очень сложно подобрать подходящий вариант.

  • NNN (New Nordic Norm) . Это норвежская система креплений, представленная двумя направляющими, которые расположены друг от друга на определенном расстоянии. Расстояние определяется по размеру обуви. Также крепление имеет резиновый упор, жесткость которого определяется выбранным стилем хода. К преимуществам обуви можно отнести огромный ассортимент, дополнительную устойчивость при катании, универсальность и возможность как автоматического, так и механического крепления.

  • NIS (Nordic Integrated System) . Это крепление – улучшенный потомок предыдущего вида. Оно представляет из себя специальную плату, встроенную в лыжу. В эту плату легко вставляются крепления ботинок. При этом ботинки с таким креплением совместимы с типом NNN, обладают всеми ее достоинствами и возможностью выбирать положение для креплений.

  • SNS (Salomon Nordic System) . Система креплений, разработанная во Франции. Она подразделяется на два типа: SNS Profil и SNS Pilot. Первая характеризуется направляющей и резиновым упором, имеющим регулировку жесткости. Вторая содержит одну направляющую и две скобы, одна из которых выступает в качестве флексора и регулирует жесткость. Для классической прогулки рекомендуется жесткость 85-95, для комбинированной обуви — 95-115, а для конькового хода – 115-125. Второй вариант обладает дополнительным преимуществом – возможностью контролировать жесткость, благодаря наличию второй скобы.

  • Turnamic – это продукт высоких технологий, работающий на платформе IFP. Различают три варианта: детские, гоночные, автоматические. Фиксируются посредством металлических скоб, которые никак не влияют на особенности лыж. Основа крепления – поворотный механизм, благодаря которому отстегнуть лыжи даже в перчатках или варежках труда не составит. Полностью совместим с системой NNN.

Устройство и работа

Лыжные ботинки, это не просто обувь, а сложное устройство, состоящее из нескольких частей и механизмов:
  • Внешний ботинок – это видимая часть. В жестких ботинках она сделана из полиэфира или полиэстера, а в мягких – из полипропилена.
  • Голенище или манжета – подвижная часть лыжной обуви, которая соединена с нижней, неподвижной, частью шарнирами. В зависимости от типа ботинка может иметь разную жесткость, которая определяется видом пластика.
  • Механизм, позволяющий изменить жесткость наклона ботинка в переднем или заднем направлениях. Переключается спортсменом в зависимости от состояния трассы и типа катания.
  • Механизм, регулирующий угол наклона вперед. Устанавливается лыжниками в зависимости от индивидуальных особенностей ноги, а также от эксплуатационных характеристик.
  • Кантинг – устройство, позволяющее отрегулировать угол наклона голенища в боковых направлениях, в зависимости от анатомических особенностей ног спортсмена.
  • Клипса – застежка ботинка. Она служит для фиксации ноги в обуви. Современные лыжные ботинки чаще всего оснащены 4 застежками, изготовленными из пластика, металла или комбинированных материалов.
  • Силовой ремень служит для дополнительной фиксации ботинка. Может иметь ширину от 2,5 до 4 см, а также различную степень охвата голени – полную или частичную.
  • Внутренняя часть представляет собой сапожок, вложенный в оболочку. Его функции – обеспечивать максимальный комфорт ноге лыжника. Имеет теплоизоляционные, виброгасящие, защитные и усилительные вставки.

Как выбрать лыжные ботинки

Когда вы определились с видом ботинок, типом крепления (о достоинствах и недостатках которых говорилось выше) и областью применения, встанет вопрос о подборе обуви по размеру. Большинство современных моделей имеют внутри утеплители, что позволяет носить их без толстых шерстяных носков. В магазин на примерку ботинок следует взять с собой носки такой толщины, с которой вы планируете их использовать.

Лыжные ботинки для конькового хода должны жестко фиксировать ногу, а потому их нужно брать строго по размеру. Кроме того, при примерке учитывайте, что утеплитель внутри сомнется, и обувь станет немного шире. В коньковой технике недопустимо, чтобы нога «гуляла» по ботинку.

При выборе ботинок для классического хода нога может быть свободной, ведь она постоянно двигается. Очень неприятно, если при отталкивании пальцы будут упираться в носок. Поэтому при примерке отдавайте предпочтение более свободным вариантам обуви. Кстати, легко проверить, насколько удобно вам будет использовать обувь – согните ногу, как при отталкивании. Пальцы должны лишь слегка касаться носка.

При выборе стоимости учитывайте, что соотношение – тепло=цена не работает. Теплоизоляционные свойства обуви определяются ее назначением. Гоночные лыжные ботинки не так хорошо утеплены, как обувь для прогулки. Для занятий спортом обувь должна быть легкой. Если вам понравились именно гоночные ботинки, то можно либо купить утепляющий чехол, либо приобрести хорошее термобелье.

В итоге, идеальные лыжные ботинки должны быть:
  • Легкими.
  • Удобными.
  • Не промокающими.
  • Теплыми.
  • Позволяющими хорошо контролировать лыжу.

Чем ближе ваша обувь к идеальной, тем больше удовольствия доставит вам лыжный спорт.

Лыжные прогулки – излюбленный вид зимнего отдыха. Даже завзятый любитель жаркого лета не откажется подышать свежим воздухом в заснеженном лесу. Что уж говорить о тех, кто не мыслит своей жизни без лыж!

Надо заметить, что в настоящее время лыжный спорт в нашей стране активно развивается , а в магазинах представлен широчайший ассортимент снаряжения для разных его видов. Кто-то предпочитает лыжные гонки, а некоторые, напротив, любят неспешные прогулки. Есть и такие, кому равнинный рельеф кажется скучным и они катаются с гор. Следует упомянуть и туристов, совершающих зимние походы на лыжах.

Для всех этих занятий нужны разные виды лыж , причём чем выше уровень спортсмена, тем более строгие у него требования к инвентарю. Учитываются мельчайшие нюансы, о которых новички и любители могут даже не подозревать.

В имеющемся многообразии лыж и связанных с ними видов спорта каждый может выбрать наиболее подходящий для себя, и наверняка пальму первенства завоюют обычные беговые.

Всё-таки поклонникам горнолыжного спорта надо искать места, где можно покататься, а самодеятельный лыжный туризм – удовольствие на любителя. Зато беговым можно найти применение в ближайшем парке или лесу , и делать это хоть каждые выходные. Особо азартные даже могут принять участие в каких-нибудь местных соревнованиях!

Итак, чтобы разнообразить свой зимний досуг, достаточно купить необходимую одежду и инвентарь: лыжи, палки и крепления. Вот на них стоит остановиться подробнее.

Лыжные крепления и их виды

Крепления – это очень важный элемент лыжной конструкции. Они передают усилия от ноги к лыже, задают направление скольжения. Старшее поколение наверняка помнит модели дедушкиного образца: к лыже крепился ременной хомут, который сзади фиксировал ногу резинкой. Единственный плюс таких «изобретений» – их можно было надевать на любую обувь, хоть на валенки. И если сравнить описанные образцы с современными, то важность роли креплений будет совершенно очевидна: они обеспечивают удобство и устойчивость при любом ходе.

Три основных вида креплений для беговых лыж:

Nordic Norm 75мм , или так называемые рантовые . Это устаревшая модель, которая постепенно выходит из употребления. Окончательно распрощаться с ней мешают ценители подобного антиквариата и крайне невысокая цена.

Система NNN от фирмы Roteffella появилась позднее и имеет две продольные направляющие, стабилизирующие ботинок. По функционалу ничем не уступает предыдущему варианту.

Система SNS от фирмы Salomon, с одной продольной направляющей. Это современный стандарт креплений очень высокого уровня. Подошвы ботинок под такие крепления позволяют стопе контролировать лыжу при любом ходе .

Последние две системы сейчас являются наиболее востребованными, но о каких-то явных преимуществах или недостатках по сравнению друг с другом говорить не приходится, так что выбирать можно любые. По цене они обойдутся дороже NN75, но зато они намного удобней и практичней, а сэкономить можно на установке этих креплений. Обычно в инструкции рекомендуется обратиться за помощью к специалистам, но такую операцию вполне по силам выполнить и самостоятельно. Потребуется всего лишь немного уверенности и необходимый инструмент:

  • Лыжи и крепления;
  • Шаблон для разметки;
  • Шуруповёрт с тупой крестовой битой и свёрла;
  • Линейка;
  • Маркер;
  • Клей ПВА.
  • Шило;

Порядок установки креплений

Для всех видов креплений сначала нужно найти центр тяжести лыж. На некоторых моделях производитель уже отметил это место, но обычно советуют не доверять заводской фирменной маркировке. Такая балансировка нужна для нормальной комфортной езды, когда лыжа не «перевешивает» в какую-либо сторону. Поиск центра тяжести осуществляется очень просто. Надо лыжу установить на ребро, к примеру, линейки, и перемещать по ней до тех пор, пока «весы» не застынут параллельно полу. Линейка в данном случае будет указывать на центр тяжести, который потребуется отметить маркером.

Итак, нужная точка найдена. У современных моделей линия центра тяжести совпадает с осью крепления скобы для ботинка, поэтому надо приложить переднюю часть крепления к лыже и отметить маркером её правильное положение . Если же необходимо установить Nordic Norm 75, то на отмеченной линии должны находиться два шурупа скобы крепления. Иными словами, надо разместить устройство так, чтобы на линии равновесия был край большого пальца ноги.

Важный шаг – разметка отверстий . Для него идеальным вариантом будет использование специального кондуктора, который позволяет точно найти положение крепёжных элементов. Если такого кондуктора не окажется, то подойдёт и бумажный шаблон , которым обычно комплектуются крепления. В случае когда и его не будет, придётся размечать лыжу шилом сквозь отверстия в креплении, приложенном к ней. Кстати, поскольку крепление состоит из элементов, перемещающихся друг относительно друга, следует для разметки использовать его в собранном виде, чтобы потом не возникло несовпадение по размерам.


Проверка для самоконтроля . Просверленную лыжу обратно не восстановить, поэтому лишняя проверка не помешает. Измерив расстояние между отверстиями на креплении, нужно сравнить их с аналогичными параметрами на готовой разметке.

Сверление отверстий по сделанным меткам . Обычно в инструкции указано, на какую глубину нужно засверливать шурупы, и какой длины и диаметра должно быть сверло. Если нет подходящего по длине, можно взять любое и обмотать сверху изолентой, оставив только необходимые миллиметры. Используя дрель на малых оборотах, в отмеченных местах надо высверлить отверстия.

Заливка клеем . Готовые отверстия обдуть, чтобы удалить пыль, и залить клеем. Иногда он может идти в комплекте с креплениями, но если его нет, то сгодится и простой ПВА. Это поможет залить образовавшиеся при сверлении трещины, гидроизолирует и обеспечивает более надёжную фиксацию . Иногда советуют применять для этой цели эпоксидку, но лучше этого не делать, так как растворители, находящиеся в смоле, могут повредить лыжу. Есть, кстати, и альтернативное мнение, утверждающее, что клей не нужен, но это уж каждый решит сам. Во всяком случае, сделать это нетрудно, а мешать клей не будет.

Сборка конструкции . Крепление надо вновь приложить к лыже и начать закручивать шурупы, сначала не до конца, чтобы убедиться в ровной установке, а уж потом окончательно, чтобы без люфтов. Для NN 75 придётся сначала вставить ботинок и проверить его центровку по лыже.Ожидание высыхания клея. После того как крепления будут установлены, надо подождать ещё часов 10-12, чтобы окончательно высох клей.

В этом видео подробно рассказано, как установить крепления SNS.

Установка лыжных креплений своими руками – дело выполнимое. Главное – иметь уверенность в себе и нужные инструменты.

И осуществили покупку, о которой давно мечтали. И теперь Вам не терпится на них покататься! Только вот есть маленькая проблема – на лыжи нужно установить крепления. Как правильно установить крепления на лыжи? Давайте разбираться.

Установка креплений на лыжи

  1. Для начала определитесь с типом лыж и креплений. У Вас могут быть классические или коньковые лыжи. Установка креплений на них будет одинаковая, но некоторые люди у коньковых лыж смещают положение креплений немного назад, чтобы лыжи "бегали" быстрее. Если Вы в этом вопросе не профи, то лучше не рискуйте, и устанавливайте крепления относительно центра тяжести лыж. Старые или новые Вы будете использовать крепления - это Ваш личный выбор, но от этого зависит, какие средства для их закрепления лучше применить.
  2. Прочитайте инструкцию. Если она Вам понятна, и не возникает никаких вопросов, то действуйте строго по ней. Если нет, то читайте статью дальше.
  3. Как правильно установить крепления на лыжи? Определите центр тяжести каждой лыжи. Как это сделать? Переверните лыжу скользящей поверхностью вверх и установите её на острое ребро какого-нибудь предмета (нож, линейка и т.д.) так, чтобы ребро соприкасалось с серединой лыжи. Лыжа должна находиться в положении параллельно полу. Осторожно перемещая ребро вдоль лыжи, найдите положение, в котором лыжа будет в равновесии. Зафиксируйте его ручкой, маркером или чем-нибудь острым на внешней стороне лыжи (противоположная скользящей). Центр тяжести найден.
  4. Обычно вместе с креплением в комплекте прилагается шаблон, по которому определяются отверстия для фиксирующих шурупов. Однако в последнее время фирмы-производители отходят от этого. Поэтому, когда приобретаете крепления, проверьте, есть ли эти шаблоны. Если нет, то их можно приобрести отдельно. Согласуясь с центром тяжести, приложите шаблон к лыже и отметьте места крепления шурупов.
  5. Просверлите небольшие дырочки, чуть меньше длины шурупов. В получившиеся отверстия нужно залить немного эпоксидной смолы или специального клея, который прилагается в комплекте.
  6. После этого крепления можно прикручивать. Чтобы крепление подошло по размеру ботинка, можно убрать лишние секции крепления. Если подпятник прикручивается отдельно, то его положение определите по размеру лыжного ботинка.
  7. Если подпятник по инструкции крепится пластмассовой шпилькой, её можно заменить на саморез для надёжности. Если Вы используете новые крепления, то пятку можно приклеивать специальным клеем, который входит в комплект. Самое главное - это хорошенько её прижать. Если крепления старые, то лучше использовать более мощный клей. Например, "Уран". При этом и крепление, и место, к которому оно будет крепиться, нужно тщательно очистить от грязи и жира и хорошенько прогреть. Клей надо намазать ровным слоем с обеих сторон и подождать 1-1.5 минуты, пока не образуется липкая густая поверхность. После этого крепление нужно хорошенько прижать к лыже.
  8. Когда Вы закончили установку креплений, ждите не меньше суток. А потом можно начать кататься!

Вот основные моменты того, как правильно устанавливать крепления на лыжи.

Если Вы боитесь испортить лыжи и крепления и не уверены в том, что всё сделаете правильно, лучше обратитесь к специалисту. В некоторых магазинах предлагается за отдельную плату установка креплений прямо на месте, как правило, это не особо дорого.