«А зори здесь тихие» как погибают девушки. Характеристики главных героев произведения А зори здесь тихие, Васильев

«А зори здесь тихие...»: актеры продолжили судьбы героев
Накануне 22 июня мы вспоминаем о страшной войне, унесшей миллионы жизней. Уже для нескольких поколений весь ужас того времени передает самый трагический военный фильм - «А зори здесь тихие...» Станислава Ростоцкого по повести Бориса Васильева, снятый в 1972 году. Судьба пятерых девушек, погибших при столкновении с немецкими диверсантами в карельском лесу, заставляет нас замирать от грусти, страха и несправедливости.

Сегодня даже не верится, что старшину Васкова или Женю Комелькову мог сыграть кто-нибудь другой. Но тогда большинство актеров были утверждены на роли случайно, иногда даже вопреки здравому смыслу. Не иначе как рукой Ростоцкого водила сама судьба! Она же и заставила звездный состав прожить так, как это сделали бы их герои.

Лиза Бричкина стала депутатом

Дочь лесника Лиза Бричкина покорила старшину Васкова тем, что тоже чувствовала себя в лесу как дома, знала голоса всех птиц и замечала каждую сломанную веточку.

Лиза - румяная, бойкая деваха. Кровь с молоком, титьки колесом, - вспоминает актриса Елена Драпеко, которая сыграла эту роль. - А я-то была тогда второкурсница-тростиночка, не от мира сего, занималась балетом, играла на рояле и скрипке. Какая у меня крестьянская хватка?

Из-за этого ее даже хотели отстранить от роли. Но потом высветлили брови, нарисовали рыжие веснушки на лице, вытравили волосы - и оставили.

Если другие девочки играли как бы самих себя, то мне всю себя пришлось переделывать, - говорит Елена Драпеко.

В результате Лиза Бричкина у нее получилась немного не такая, как в сценарии - более светлая, романтическая. И именно такая она понравилась миллионам зрителей.

Елена часто слышала на улице: «Вон пошла та самая, которая в болоте утопла!» Вскоре после этого она сменила профессию актрисы на административную должность - сейчас она народный депутат и заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре.

Если бы Лиза не утонула в болоте, а выучилась в техникуме, она тоже стала бы депутатом! - смеется Елена Драпеко.

Женя Комелькова - звезда экрана и жена народного артиста

Самая красивая, веселая и кокетливая, настоящая девушка без комплексов, Женя Комелькова отвлекала внимание немцев от своих боевых подруг то стриптизом у реки, то распеванием песен в лесу. Сыгравшая ее Ольга Остроумова - единственная из пятерых актрис, для которой этот фильм не был дебютом - к тому времени она уже сыграла десятиклассницу Риту Черкасову в фильме «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого. Режиссер очень захотел увидеть молодую актрису и в этом фильме.

По сценарию Женя должна была быть рыжей, и это - важная составляющая ее образа. А Остроумова была блондинкой. Ее несколько раз перекрашивали - и всё время получалось не то. Появились мнения, что она вообще не подходит по фактуре на эту роль. Но Ростоцкий решил рискнуть и выпустил актрису на съемочную площадку такой, какая она была…

После «Зорь» ее творческая судьба сложилась удачнее всех. Остроумова снялась в картинах «Любовь земная», «Судьба», «Гараж», играла в театре. Зрители и сейчас частенько видят ее в сериалах - «Бедная Настя», «Не родись красивой», «Капитанские дети». А еще многие знают актрису как жену Валентина Гафта. Народный артист России положил на нее глаз еще во время съемок «Гаража». Но решился дать волю своим чувствам только в 1995 году, когда Остроумова развелась с Михаилом Левитиным. До сих пор актеры живут в мире и согласии.

Рита Осянина: бизнес-леди и просто хорошая женщина

Круглолицая, с пухлыми губками и большими глазами, Рита Осянина была похожа на ребенка. Но уже пошла воевать, чтобы отомстить за убитого мужа и иметь возможность проведывать маленького сына в городе, рядом с которым расквартирован отряд зенитчиц.

Для актрисы Ирины Шевчук эта роль стала единственной запоминающейся. Зато уж в ней она выложилась в полную силу - когда Рита получила ранение в живот, актриса настолько реально прочувствовала предсмертные муки своей героини, что после съемок ее пришлось откачивать.

Сейчас она мечтает:

Хочется сыграть нормальную, хорошую женщину, чтобы все рыдали от восторга, что такие бывают.

Пока такой роли ей не предложили, но она не расстраивается и весьма успешно реализует себя в другой сфере - как бизнес-леди и директор фестиваля «Киношок».

Соня Гурвич выбрала тихое служение обществу

Соня - нетипичный для советского кинематографа женский образ. Интеллигентная еврейская девочка, которая ушла на фронт прямо из университета, а лежа в засаде, декламирует стихи. Между прочим, Борис Васильев писал ее со своей жены.

Студентке саратовского театрального училища Ирине Долгановой эта роль принесла моментальную и ошеломляющую славу. Но она поступила вполне в духе Сони - вернулась в провинцию, чтобы работать в горьковском ТЮЗе.

Я познакомилась с главным режиссером этого театра. Подкупило совпадение его творческой концепции с той, по которой меня обучали в Саратове. От добра добра не ищут: осознав это, я продолжила свою школу в Горьком.

Галя Четвертак пишет детективы

Семнадцатилетнюю девочку из детдома, у которой на войне не выдержали нервы и она с криком «Мама!» выбежала из засады прямиком под немецкие пули, натурально сыграла, как ни странно, благополучная москвичка Екатерина Маркова, у которой родители были, да еще какие: папа - первый секретарь Союза писателей!

«Зори», чего и следовало ожидать, дали мощный толчок ее карьере - вот только не актерской, а писательской.

Благодаря фильму я тоже стала литератором, как папа, - говорит она. - Впечатлений от поездок накопилось так много, что я написала очерк в журнал «Советский экран». Потом вышли книги «Актриса» и «Каприз фаворита», сейчас работаю над детективными романами.

Федот Васков женился на... немке

Образы погибших девушек в нашем сознании неразрывно связаны с бесстрашным, добрым и по-житейски мудрым старшиной Федотом Евграфычем Васковым, его пышными усами и колоритным оканьем.

Выпускнику ГИТИСа Андрею Мартынову эта роль досталась по чудесной случайности. Вначале она предназначалась знаменитому Георгию Юматову. Но на пробах он больше походил на городского супермена, нежели на крепкого вологодского мужика. И тут ассистентка режиссера вспомнила об одном юноше, которого видела на студенческом спектакле. Поначалу у Ростоцкого были сомнения насчет его кандидатуры, ведь ему тогда было всего 26 лет, а Федоту по сценарию - хорошо за тридцать. Но Мартынова тайным голосованием утвердила вся съемочная группа, в том числе осветители и работники сцены.

После Васкова у актера была еще одна звездная роль - Кирьян Инютин в многосерийном фильме «Вечный зов». А вскоре в его личной жизни произошло парадоксальное событие:

Исполнитель ролей советских солдат, ожесточенно воюющих с фашистами, женился на… немке. С Франциской Тун, окончившей МГУ и свободно говорившей по-русски, он прожил несколько лет, но потом они расстались. Считается, потому, что не смогли определиться, в какой стране им жить. У них есть сын, театральный художник, который живет в Германии, и трое внуков.

Болото, обнаженка - всё по-настоящему

Станислав Ростоцкий, сам фронтовик, решил любой ценой добиться полной реалистичности на съемочной площадке. Еще до начала процесса он привез молоденьких актрис в глухую карельскую деревню Сяргилахта, выдал обмундирование и заставил вживаться в роли маршировать, учиться обращаться с оружием, ползать по-пластунски. Если в сценарии написано, что Соня Гурвич натерла себе ноги, значит, так должно было быть и на съемочной площадке.

Я долго просила дать мне сапоги моего размера, - вспоминает Ирина Долганова, - но Станислав Львович категорически отказал. В итоге я еле ходила из-за жутких мозолей.

Сцена перехода через болото в фильме занимает всего несколько минут, однако для того, чтобы ее снять, приходилось сутками напролет барахтаться в топи. Впрочем, и сам Ростоцкий честно делил все тяготы с актрисами. Каждое утро он, поскрипывая протезом (на фронте режиссер потерял ногу), первым влезал в грязную жижу с присказкой «баба сеяла горох - ох!».

Но самым тяжелым для актрис было даже не грязное болото, а эпизод в бане, где они должны были сниматься обнаженными. В то время подобная сцена могла быть расценена как настоящая порнография, и девушки пытались отговорить режиссера от нее. Но он собрал всех вместе и объяснил: «Поймите, девочки, мне надо показать, куда падают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать».

В итоге фильм у Ростоцкого действительно получился таким трогательным, что он даже сам не смог сохранить хладнокровие. Когда режиссер монтировал отснятый материал, то плакал, потому что ему было жаль девочек.

Начало 70-х было буквально озарено светом «Зорь». Народ зачитывался вышедшей в 1969 году в журнале «Юность» повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Через два года читатели уже ломились на знаменитый спектакль «Таганки». А 45 лет назад на экраны вышел двухсерийный фильм Станислава Ростоцкого, который в первый же год посмотрели 66 млн — каждый четвертый житель СССР, если считать грудных младенцев. Несмотря на последующие экранизации, этой, в основном черно-белой, картине зритель отдает безусловную пальму первенства и вообще считает ее одним из лучших фильмов о войне.
От героев былых времен

В те годы о войне снимали часто, и снимали великолепно. Фильм о пяти погибших девчонках и их грубоватом, но таком душевном старшине сумел выделиться и из этого созвездия. Вероятно, потому, что ему отдали свои воспоминания, душу, опыт бывшие фронтовики, начиная с автора сценария, писателя Бориса Васильева.

Он умел написать о войне особенно. Его герои никогда не были идеальными. Васильев как бы говорил молодому читателю: смотри, на фронт уходили такие же, как ты, — сбегавшие с уроков, дравшиеся, невпопад влюблявшиеся. Но что-то в них оказалось такое, а значит, есть и в тебе.

Фронт прошел и режиссер фильма Станислав Ростоцкий. Повесть Васильева заинтересовала Станислава Иосифовича именно потому, что ему хотелось снять кино о женщине на войне. Его самого вынесла на руках из боя медсестра Аня Чегунова, которая потом стала Бекетовой. Ростоцкий разыскал спасительницу, которая, как оказалось, дошла до Берлина, потом вышла замуж и родила прекрасных детей. Но к тому моменту, когда съемки завершились, Анна уже была слепа и угасала от рака мозга. Режиссер привел ее в студийный просмотровый зал и всю картину подробно пересказывал происходящее на экране.

Воевали главный оператор Вячеслав Шумский, главный художник Сергей Серебренников, гример Алексей Смирнов, ассистент художника по костюмам Валентина Галкина, директор картины Григорий Рималис. Они просто физически не могли допустить на экране неправды.
Старшина Васков – Андрей Мартынов

Трудной задачей был поиск актеров – таких, чтобы им поверили. Ростоцкий задумывал: пусть старшину сыграет кто-то известный, а девчонок, наоборот, дебютантки. На роль старшины Васкова он выбрал Вячеслава Тихонова, а Борис Васильев считал, что лучше всех справится фронтовик Георгий Юматов. Но случилось так, что поиск «Васкова» продолжился. 26-летнего актера ассистентка видела на дипломном спектакле.

Андрей Леонидович родился в Иванове, с детства бредил театром. А его герой мало того, что был на шесть лет старше, так еще и из деревни, имел «коридорное образование», слова ронял – как рублем одаривал.

Первые пробы были очень неудачными, но, видимо, Ростоцкого очень привлекал типаж актера и его упорство. В конце концов Мартынов сыграл Васкова, да так, что зритель безоговорочно полюбил этого нелепого старшину вслед за его экранными бойцами. Мартынов великолепно провел и заключительные сцены фильма, где он, уже седой, однорукий, вместе с приемным сыном устанавливает скромное надгробие в честь своих девчат.

Рекомендуем почитать


У актера была еще одна звездная роль — в телесериале «Вечный зов». Мартынов успешно работал в кино и в театре. Он озвучил более 120 иностранных картин, в том числе «Крестный отец» и «Список Шиндлера».

Жизнь преподнесла ему своеобразный сюрприз: его женой стала гражданка Германии, с которой он познакомился на фестивале. Франциска Тун отлично говорила по-русски. У супругов родился сын Саша. Но Андрей не хотел жить в Германии, хотя на родине коллеги его буквально заклевали за брак с иностранкой. А Франциска не желала переезжать в СССР. Их союз в конце концов распался.


Рита Осянина – Ирина Шевчук

Рита – единственная из героинь, которая побывала замужем и стала вдовой в первые же дни войны. В тылу у нее вместе с матерью остался маленький ребенок, его потом усыновляет Васков.


Мучительную личную драму своей героини Шевчук помог сыграть ее сложный роман с набиравшим тогда популярность актером Талгатом Нигматулиным («Пираты XX века»). А вот счастье материнства Ирине выпало испытать много лет спустя. В 1981 году она родила дочь, известную актрису Александру Афанасьеву-Шевчук (отец девушки – композитор Александр Афанасьев).

Ирина Борисовна успешно сочетает актерскую и общественную карьеру. В 2016 году она снялась в фильме «Украденное счастье». Одновременно Шевчук является вице-президентом одного из крупнейших кинофестивалей России «Киношок».

Женька Комелькова – Ольга Остроумова

К моменту съемок «Зорь» Ольга у того же Ростоцкого сыграла запомнившуюся роль в «Доживем до понедельника». Женька Комелькова – яркая, дерзкая и героическая – была ее мечтой.

В фильме Остроумовой, дедушка которой был священником, пришлось сыграть совершенно непривычную для СССР «обнаженку». По сценарию девушки-зенитчицы мылись в бане. Режиссеру было важно показать красивые женские тела, предназначенные для любви и материнства, а не для попадания пуль.

Ольга Михайловна и по сию пору считается одной из красивейших российских актрис. Несмотря на чрезвычайно женственную внешность, Остроумова обладает твердым характером. Она не побоялась развестись со вторым мужем, главным режиссером театра «Эрмитаж» Михаилом Левитиным, хотя в браке у них родилось двое детей. Сейчас уже актриса трижды бабушка.


В 1996 году Ольга Михайловна вышла замуж за актера Валентина Гафта. Два столь ярких творческих человека сумели ужиться, хотя Гафт – звезда «Современника», а Остроумова работает в Театре им. Моссовета. Ольга Михайловна рассказывала, что в любое время готова слушать стихи Валентина Иосифовича, которые он пишет так же талантливо, как и играет в кино и на сцене.
Лиза Бричкина — Елена Драпеко

Лене, конечно же, очень хотелось сыграть Женьку Комелькову. Но в ней, худенькой девушке, родившейся в Казахстане, учившейся в Ленинграде, режиссер «увидел» полнокровную красавицу Лизу, выросшую на глухой лесной заимке и втайне влюбленную в старшину. К тому же Станислав Иосифович решил, что Бричкина должна быть не брянской, а вологодской девушкой. Елена Драпеко так научилась «окать», что долго не могла избавиться от характерного говора.


Одними из самых трудных для молодой актрисы были сцены, когда ее героиня тонет в болоте. Всё снималось в натуральных условиях, на Лену-Лизу надевали гидрокостюм. Ей приходилось нырять в грязную жижу. Она должна была умирать, а вокруг все смеялись тому, как выглядела «болотная кикимора». Да еще ей всё время восстанавливали наклеенные веснушки…

Несгибаемый характер Елены Григорьевны проявился в том, что она стала не только очень известной актрисой, которая снимается до сих пор, но и общественным деятелем. Драпеко – депутат Госдумы, кандидат социологических наук.

Политическая деятельность не всегда способствовала личной жизни. Но у Елены Григорьевны есть дочь Анастасия Белова, успешный продюсер, и внучка Варенька.
Соня Гурвич – Ирина Долганова

Ирина Валерьевна и в жизни была такая же скромная, как ее героиня, самая тихая и «книжная» среди пятерых бойцов. Ирина прибыла на пробы из Саратова. Она настолько не верила в себя, что даже не оставила адреса. Ее еле-еле разыскали и тут же отправили играть сцены на катке с тогда еще начинающим Игорем Костолевским, иначе пришлось бы дожидаться следующей зимы.

Средняя оценка: 3.9

Война - это смерть, страх, ненависть. Женщина - это жизнь, милосердие, любовь. Женщина и Война - порой реальность ставит эти несовместимые и противоречивые понятия рядом, заставляя Женщину противостоять Войне и побеждать в этом противостоянии. Подвиги советских женщин на фронтах Великой Отечественной войны тому наглядный пример.

Одно из произведений советской литературы, повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» показывает как страшна война и как совсем молодые девушки, еще не успевшие вступить во взрослую жизнь, ценой собственной жизни защищают то, чем дорожат, наравне с солдатами-мужчинами.

Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Соня Гурвич - пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым выступают на перехват фашистской диверсионной группы и уходят в бессмертие.Борису Васильеву удалось создать правдивое и в высшей степени эмоциональное произведение, отражающее беспощадность войны. Героини Васильева молоды, полны отваги, решимости и надежд. Уходя на задание, девушки не знают, что им готовит судьба, но они готовы остановить врага и, в конце концов, делают это, но непомерно высокой оказывается цена победы.

Старшина и пять девченок против шестнадцати хорошо обученных диверсантов... Васков старается, насколько возможно, беречь девушек, но они погибают одна за другой. Первой гибнет Лиза Бричкина, так и не успевшая дойти до своих, чтобы позвать на помощь, ей очень хотелось поддержать девчонок, поэтому и торопилась, не убереглась на болоте, утонула в трясине, отпрянув в страхе с тропы. Соня Гурвич, умная и талантливая девушка, читавшая нараспев стихи Блока, даже не успела понять, что напоролась на немецкий нож. Галя Четвертак, самая молодая, по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. А потом не выдержала эмоционального напряжения, не справилась с собственным страхом. Рита Осянина и Женька Комелькова нарушают приказ старшины и не уходят с позиций, ввязавщись в бой с гитлеровцами. У них «свой счет к войне имеется». Они пришли мстить за родных, за разбитую и искалеченную жизнь. Воевать с таким настроем можно, а выжить и жить дальше нельзя.

«Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!..»,- как в отчаянии выкрикивал Басков, - остановили превосходящий по численности отряд хорошо вооруженных и обученных фашистов. По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, отличия лишь в том, что места советстких бойцов заняли молодые девушки. Исторический факт, ставший основой сюжета - пусть героический, но всего лишь эпизод большой войны. В интерпретации Б. Васильева он вызвал большой резонанс в читательской среде и его повесть стала одной из самых популярных книг 1960-1970-х годов о Великой Отечественной войне.

1 0 0

Возлюбленный Комельковой

1 1 0

Галя Четвертак - сирота, воспитанница детского дома. В детдоме получила свое прозвище за низкий рост. Мечтательница. Жила в мире собственных фантазий, и на фронт ушла с убеждением, что война - это романтика. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе. В первый день войны всю их группу направили к военкому. Всех распределили, а Галя никуда не подходила ни возрастом, ни ростом. Во время боя с немцами Васков взял Галю с собой, но та не выдержав нервного напряжения от ожидания немцев, выбежала из укрытия и была застрелена нацистами. Несмотря на такую «нелепую» смерть, старшина сказал девушкам, что та погибла «в перестрелке».

1 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Женя - очень красивая рыжеволосая девушка, остальные героини поражались её красотой. Высокая, стройная, со светлой кожей. Жене 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: когда немцы захватили деревню Жени, саму Женю успела спрятать эстонка. На глазах девушки нацисты расстреляли ее мать, сестру и брата. Она отправляется на войну, чтобы отомстить за гибель близких. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив». Во взводе Васкова Женя проявляла артистичность, но и героизму хватило места - именно она, вызывая огонь на себя, уводит немцев от Риты и Васкова. Она же спасает Васкова, когда он борется со вторым немцем, убившим Соню Гурвич. Немцы сначала ранили Женю, а затем расстреляли её в упор.

2 0 0

Старший сержант, помкомвзвода девушек-зенитчиц.

2 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Лиза Бричкина - простая деревенская девушка, родом с Брянщины. Дочь лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Видя в каких условиях растет девушка, гость предлагает Лизе приехать в столицу и поступить в техникум с общежитием, но стать студенткой Лизе не довелось - началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Лиза погибла первой. Утонула в болоте во время выполнения задания старшины Васкова.

1 0 0

Почтальон

1 0 0

Квартирная хозяйка старшины Васкова

1 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Рита - строгая, не засмеётся никогда, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются. «Рита была не из бойких... ». Рита Муштакова первой из класса по большой любви вышла замуж за старшего лейтенанта Осянина, от которого родила сына - Альберта. И более счастливой девушки на свете не было. На заставе её сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, а потом … война. В первый же день войны она оказалась одной из немногих, кто не растерялся, не ударился в панику. Она вообще была спокойной и рассудительной. Муж Риты погиб во второй день войны во время контратаки 23 июня 1941 года. Узнав, что мужа нет в живых, она отправляется на войну вместо своего мужа, чтобы защитить маленького сына, оставшегося с мамой. Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Её гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена погибшего заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу. Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу - направить по окончании учёбы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою. Теперь Рита могла считать себя довольной: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый дальний уголок памяти: у Риты была работа, а ненавидеть она научилась тихо и беспощадно… Во взводе Васкова Рита сдружилась с Женей Комельковой и Галей Четвертак. Погибла последней, всадив себе пулю в висок и тем самым спасая Федота Васкова. Перед смертью попросила, чтобы он позаботился о её сыне. Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Борис Васильев очень точно передает состояние

1 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Соня Гурвич - девушка, выросшая в большой дружной еврейской семье. Соня родом из Минска. Её отец был участковым врачом. Сама она проучилась год в Московском университете, хорошо знала немецкий язык. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт. Зная немецкий, она могла бы быть хорошей переводчицей, однако переводчиков было много, поэтому ее направили в зенитчицы (которых, в свою очередь, было мало) . Соня - вторая жертва немцев во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти и вернуть кисет Васкова, и натыкается на патрульных диверсантов, убивших Соню двумя ударами ножа в грудь.

1 0 0

Майор, командир Васкова

1 1 0

Главный герой повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Старшина Федот Васков - комендант 171-го разъезда в карельской глуши. Расчёты зенитных установок разъезда, попадая в тихую обстановку, начинают маяться от безделья и пьянствовать. В ответ на просьбы Васкова «прислать непьющих» командование посылает туда два отделения девушек-зенитчиц... Федот закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Васков пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Мужицкий ум, мужицкую закваску подчеркивает автор в «хмуром старшине» Федоте Васкове. «Твердая немногословность», «крестьянская неторопливость», особая «мужская основательность» с тех пор, как «единственным в семье мужиком остался - и кормильцем, и поильцем, и добытчиком». «Стариком» и «пеньком замшелым, у которого в запасе двадцать слов, да и те из устава» за глаза называют тридцатидвухлетнего Васкова подчиненные ему девушки-зенитчицы. «Всю свою жизнь Федот Евграфович выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма». Натолкнувшись со своей «поисковой группой» из пяти «девчонок с трехлинейками в обнимку» на шестнадцать с головы до ног вооруженных фашистских головорезов, рвущихся через Синюхину гряду к Кировской железной дороге, к «каналу им. тов. Сталина», Васков «растерянность скрывал. Думал, думал, ворочал тяжелыми мозгами, обсасывал все возможности» предстоящей смертельной встречи. Из своего военного опыта знал он, что «с немцем в хованки играть - почти как со смертью», что врага «бить надо. Бить, пока в логово не уползет», без жалости, без пощады. Понимая, как трудно женщине, всегда жизнь нарождающей, убивать, учил, втолковывал: «Не люди это. Не люди, не человеки, не звери даже - фашисты. Вот и гляди соответственно»

Сочинение

«А зори здесь тихие...» - это повесть о войне. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железнодорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы - девушки, а командует ими старшина Федот Евграфыч Басков. Сначала это место было тихим уголком. Девушки иногда по ночам стреляли по самолетам. В один день случилось нечто непредвиденное. Появились немцы. Преследуя их в лесу, девушки во главе с Васковым вступают с ними в неравный бой. Они гибнут одна за другой, но ярость и боль, желание отомстить помогают Вас-кову победить.

Вся повесть написана легко, разговорным языком. Благодаря этому лучше понимаешь мысли героев и то, что они делают. На фоне ужасных событий мая 1942 года этот разъезд выглядит курортом. Сначала это действительно было так: девушки загорали, устраивали танцы, а ночами «азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам».

В повести шесть основных героев: пять девушек-зенитчиц и старшина Васков.
Федоту Васкову тридцать два года. Он закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Васков пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Он исполнителен.

Младший сержант Рита Осянина вышла замуж за «красного командира» в неполные восемнадцать лет. Своего сына Алика она отправила к родителям. Ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц.

Соня Гурвич - сирота. Ее родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.
Галя Четвертак не знает своих родителей. Ее подкинули в детский дом. Привыкнув окружать все таинственностью, она заставила поволноваться из-за этого. Галя говорила всем, что ее мама - медицинский работник. Я считаю, что это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность.

Лиза Бричкина была дочерью лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.
Женя Комелькова, первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье. Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.

Однажды девушек перевели с передовой на объект (разъезд). Рита попросила послать туда именно ее отделение, потому что оттуда было легче добираться до города, где жили ее родители и сын. Возвращаясь из города, именно она обнаружила немцев.
Майор приказал Васкову догнать диверсантов (Рита видела двоих) и убить их. Именно в этом походе и разворачивается основное действие повести. Васков помогает девушкам во всем. Во время остановки на перевале между ними царят дружеские отношения.
Появляются немцы. Оказывается, что их шестнадцать человек. Васков отправляет Лизу обратно на разъезд. Первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила». Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.

Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.
У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.

Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

Вместе с автором переживаешь эти смерти и боль Васкова, сумевшего победить.
Повесть написана очень живо, понятно. На фоне войны показаны оптимистически настроенные девушки. Победа Васкова символизирует победу русских над немцами. Тяжело давшуюся, полную потерь победу.

В конце повести, в эпилоге, Борис Васильев показывает пару героев - Альберта Федотыча и его папу. По-видимому, Альберт - это тот самый Алик, сын Риты. Федот Басков усыновил его, мальчик считает его настоящим отцом.

Это значит, что, несмотря на все трудности и лишения, русский народ жив и будет жить.
Очень интересно изображение природы. Красивые виды, нарисованные автором, оттеняют все происходящее. Природа как бы смотрит на людей с сожалением, участием, как бы говоря: «Неразумные дети, остановитесь».

«А зори здесь тихие...» Все пройдет, а место останется тем же. Тихим, безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло. Это произведение служит великолепной иллюстрацией к событиям Великой Отечественной войны.

Эта повесть меня очень поразила. Первый раз я ее читала, сидя с носовым платком в руке, потому что удержаться невозможно. Именно из-за этого сильного впечатления, так запомнившегося мне, я и решила написать об этом произведении. Основная идея этой повести - непобедимость людей, сражающихся за свободу Родины, за правое дело.
Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибали, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Те пять девчонок тоже не хотели войны!
Повесть Бориса Васильева потрясла меня до глубины души. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак. В каждой из них я нахожу немного от себя, они мне близки. Каждая из них могла бы быть моей мамой, могла рассказывать мне о прекрасном, учить жить. А я могла бы оказаться на месте любой из них, потому что мне тоже нравится вслушиваться в тишину и встречать такие вот «тихие-тихие зори».
Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она - центр их мужества, она - цемент подвига, она - Мать! Женька... Женя, Женечка, веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюр, отчаянная и уставшая от войны, от боли, от любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура - «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов Александра Блока. Лиза Бричкина... «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями. А ты, Лиза... Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не писать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты... стать новой Любовью Орловой.

Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты - усилие воли и выстрел в висок; у Жени - отчаянная и немного безрассудная, она могла бы спрятаться и остаться в живых, но не спряталась; у Сони - удар кинжалом в поэзию; у Гали - такая же болезненная и беспощадная, как она сама; у Лизы - «Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны...».

И остается старшина Басков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди боли, муки; один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро больше у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человечного, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его «сестричек».
Как сокрушается старшина: «Как же жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери - они!» Поневоле навертываются слезы, когда читаешь эти строки.

Но надо не только плакать, надо и помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.
Почему же все-таки именно это произведение памятно мне? Наверное, потому, что писатель этот - один из лучших писателей нашего времени. Наверное, потому, что Борис Васильев сумел повернуть тему войны той непривычной гранью, которая воспринимается особенно болезненно. Ведь мы, и я в том числе, привыкли сочетать слова «война» и «мужчины», а здесь женщины, девушки и война. Васильев сумел так построить сюжет, так все связать воедино, что трудно выделить отдельные эпизоды, повесть эта - единое целое, слитное. Прекрасный и неразделимый памятник: пять девушек и старшина, вставшие посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, механически убивающего, который и по числу значительно превышает их. Но они не пропустили никого, стояли и стоят, вылитые из сотен и тысяч похожих судеб, подвигов, из всей боли и силы русского народа.

Женщины, русские женщины, победившие войну и смерть! И каждая из них живет во мне и других девчонках, просто мы не замечаем этого. Ходим по улицам, говорим, думаем, мечтаем, как они, но наступает миг, и мы ощущаем уверенность, их уверенность: «Смерти нет! Есть жизнь и борьба за Счастье и за Любовь!»