Недоросль. Олимпиада по литературе школьный этап

«СНОВИДЕНИЯ. 1. Герою какого произведения снится этот сон? “. и теперь как шальной хожу. Ночью всю дрянь така в глаза лезла. То ты матушка, то батюшка. лишь стану...»

СНОВИДЕНИЯ.

1. Герою какого произведения снится этот сон? “... и теперь как шальной хожу. Ночью всю дрянь така в глаза лезла... То ты матушка, то батюшка... лишь стану засыпать то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль стало... тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку”.

2. Как на больших похоронах;Не видя тут ни капли толку,Глядит она тихонько в щелку,И что же видит?.. за столомСидят чудовища кругом:Один в рогах с собачьей мордой,Другой с петушьей головой,Здесь ведьма с козьей бородой,Тут остов чопорный и гордый,Там карла с хвостиком, а вотПолу журавль и полу кот.

3. Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, – говорит она мне, – отец болен при смерти и желает с тобою проститься»

Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая.4. Потом пропало все: луга и небеса. -

Мы в темной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол - и вы оттуда,

Бледны, как смерть, и дыбом волоса!

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас врознь - и мучили сидевшего со мной.



5. Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

НАЗОВИТЕ АВТОРОВ.

«Ревизор».

«Пиковая дама».

«Евгений Онегин».

«Ночевала тучка золотая».

«Хамелеон».

«Герой нашего времени».

«Уроки французского».

«Волк и ягненок».

«Горе от ума».

«Василий Теркин».

«Кому на Руси жить хорошо».

«Война и мир».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

«Вечера на хуторе близ Диканьки».

Недоросль».

«Ромео и Джульетта».

«Алые паруса».

«Бежин луг».

Несколько сцен из нелёгкой жизни агентов и сирот

Мусоропровод был забит, потому что недруг агента выбрасывал туда килограммы свёклы и щавеля. Этот недруг не знал, что издавна злоба и ненависть считались пороками, ведь злое намерение не может облегчить никому жизнь, а только усугубит её. Проходя мимо и держась за поручни, агент вспомнил, что ему надо позвонить в диспансер и договориться о документах, также подумал: «Лучше бы он сварил суп из щавеля, накормил сирот, постелил им чистую простыню…»

Да, в этом же густо населённом доме жили сироты. У них не было приданого, потому что все средства уходили на покупку бантов, шарфов, тортов и оплату работы шофёров, привозивших всё это богатство. Они вставали засветло, умывались добела, вытирались досуха и шли на работу, где уставали донельзя…

Несколько сцен из нелёгкой жизни агентов и сирот

Мусоропровод был забит, потому что недруг агента выбрасывал туда килограммы свёклы и щавеля. Этот недруг не знал, что издавна злоба и ненависть считались пороками, ведь злое намерение не может облегчить никому жизнь, а только усугубит её. Проходя мимо и держась за поручни, агент вспомнил, что ему надо позвонить в диспансер и договориться о документах, также подумал: «Лучше бы он сварил суп из щавеля, накормил сирот, постелил им чистую простыню…»

Да, в этом же густо населённом доме жили сироты. У них не было приданого, потому что все средства уходили на покупку бантов, шарфов, тортов и оплату работы шофёров, привозивших всё это богатство. Они вставали засветло, умывались добела, вытирались досуха и шли на работу, где уставали донельзя…

КУЛИНАРИЯ

жаре..ый лещ…

салат из кваше..ой капусты;

соле..ые баклажаны;

туше..ый картофель с копче..ой грудинкой;

утка, фарширова..ая яблоками;

рыба, жаре..ая в тесте;

маринова..ые помидоры;

компот из суше..ых фруктов;

слое..ый торт

горячий кофе со сгуще..ым молоком;

засахаре...ая вишня,

пече...ый в духовке яблочный пирог,

некипяче...ое молоко;

ЗАКОНЧИТЕ АФОРИЗМ

Рожденный ползать...

Всё это было бы смешно,......

Свежо предание,.......

Дома новы,......

Успевает всюду тот,.......

И скучно, и грустно,........

Нам не дано предугадать,...

ЗАКОНЧИТЕ АФОРИЗМ

Рожденный ползать...

Всё это было бы смешно,......

Свежо предание,.......

Дома новы,......

Успевает всюду тот,.......

Следовательно, разруха не.....

И скучно, и грустно,........

Нам не дано предугадать,...

Ведь если звезды зажигают.....

ЭПИГРАФЫ.

Береги честь смолоду.

«Мне отмщение и аз воздам»

ЭПИГРАФЫ.

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша(из поэмы И.Ф. Богдановича "Душенька")

Береги честь смолоду.

«Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».

"Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй"

«Мне отмщение и аз воздам»

"И жить торопится и чувствовать спешит". Кн. Вяземский.

УЗНАЙ ГЕРОЯ.

Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. …он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится всем наукам»

На вид ему было лет сорок пять, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной.

*****Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Вот, например, в дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут, а ему ничего. В другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет, а при мне ходил на кабана один на один.

*****Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.

****** Старший, …, начал с того своё поприще, что в первый год ещё бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый».

Перед вами послания и отрывки из посланий литературных героев. Кто кому пишет? Укажите произведение и его автора.

1. «Государь мой премилостивый,

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -- потому что я не шут, а старинный дворянин. -- За сим остаюсь покорным ко услугам ……..»

2. «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с божей помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу... Которым тебя, моя любезная племянница, тебя делаю наследницею...»

3. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

4. «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».

ПЕРЕВЁРТЫШИ.

Ефрейторский сынок

Изумрудное колье

Кошачья печень

Счастье при дурости

Живые тела

Роман с Юлией

Черная Мурка, белый хвост

Закон и поощрение

Солнечный принц

ПЕРЕВЁРТЫШИ.

Ефрейторский сынок

Изумрудное колье

Байка про живую царицу, но про 12 слабаков

Кошачья печень

Счастье при дурости

Живые тела

Роман с Юлией

Черная Мурка, белый хвост

Закон и поощрение

Солнечный принц

ИМЯ +ОТЧЕСТВО

Лермонтов

Грибоедов

Достоевский

Маяковский

Ломоносов

Жуковский

Похожие работы:

«Б.16.1 Ф. Скорина – восточнославянский и белорусский просветитель и гуманист (около 1490-1551г.) Родился около 1490г. в Полоцке в купеческой семье. 1504 -1506 гг. – учёба в Краковском университете. Получил диплом доктора философии. 1512г. – поступи...»

«Общие положения В интернатуру на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Прием в интернатуру проводится на бюджетной и договорной (платной) основе. Количес...»

Вариант № 22351

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса Д. И. Фон­ви­зи­на «Недоросль».


Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.)

Г-жа Простакова . Как же это?

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, по­лу­чив­шее своё раз­ви­тие в ли­те­ра­ту­ре XVIII века, прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё во­пло­ще­ние в пьесе Д. И. Фонвизина.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Приведённая сцена передаёт оживлённый раз­го­вор персонажей. Как на­зы­ва­ет­ся по­доб­ная форма об­ще­ния ге­ро­ев ху­до­же­ствен­но­го произведения?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

По ходу дей­ствия пьесы да­ют­ся ав­тор­ские по­яс­не­ния и за­ме­ча­ния («в сторону», «разнежась», «с досадою»), Каким тер­ми­ном они обозначаются?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Речь ге­ро­ев изоби­лу­ет сло­ва­ми и выражениями, на­ру­ша­ю­щи­ми ли­те­ра­тур­ную норму («така дрянь», «обойми меня» и т. п.). Ука­жи­те этот вид речи.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Имена и фа­ми­лии ге­ро­ев дан­но­го эпи­зо­да несут на себе определённую смыс­ло­вую нагрузку. Как на­зы­ва­ют­ся такие имена и фамилии?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

В приведённой сцене со­дер­жат­ся све­де­ния о персонажах, месте и вре­ме­ни действия, опи­са­ны обстоятельства, имев­шие место до его начала. Ука­жи­те этап в раз­ви­тии сюжета, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны на­зван­ные признаки.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Ответ:

Что можно ска­зать о си­сте­ме вос­пи­та­ния в семье Простаковых?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей са­ти­ри­че­ски отоб­ра­же­ны нравы дво­рян и что сбли­жа­ет их с пье­сой Д. И. Фонвизина?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

«Быть зна­ме­ни­тым некрасиво», «Цель твор­че­ства - самоотдача». Как на­зы­ва­ют­ся такие ла­ко­нич­ные изречения, со­дер­жа­щие в себе фи­ло­соф­скую или жи­тей­скую мудрость, по­учи­тель­ный вывод? Ответ при­ве­ди­те в един­ствен­ном числе.


* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак, 1956

Ответ:

Назовите сти­ли­сти­че­скую фигуру, свя­зан­ную с по­вто­ре­ни­ем слова в на­ча­ле сти­хо­твор­ных строк:

И оку­нать­ся в неизвестность, И пря­тать в ней свои шаги...


Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,Как пря­чет­ся в ту­ма­не местность ...»)?


Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак, 1956

Ответ:

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак, 1956

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. По­че­му имен­но Соня Мар­ме­ла­до­ва смог­ла при­ве­сти Рас­коль­ни­ко­ва к при­зна­нию в со­вер­шен­ном преступлении?

С17.2. В каких про­из­ве­де­ни­ях русской ли­те­ра­ту­ры природные яв­ле­ния выступают как зна­ме­ния грядущих событий?

C17.3. В каких про­из­ве­де­ния русской ли­те­ра­ту­ры нашли от­ра­же­ние судьбы про­стых солдат и как с ними можно со­по­ста­вить героев А. Т. Твардовского?

C17.4. Как в поэзии XX века раскрывается тема художника и эпохи? (На примере 2-3 произведений одного из поэтов.)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



ДРЯНЬ

ДРЯНЬ , дряни, жен.

1. только ед. Хлам, негодная вещь (пренебр.). Выбросил всю дрянь из стола. Купил разной дряни.

|| Пустяки, ерунда, гадость (разг.). «Ночь всю така дрянь в глаза лезла.» Фонвизин .

2. только ед. Низменный, ничтожный человек (пренебр.). Такая дрянь, а еще смеет разговаривать!

3. Мерзкая женщина (бран. вульг.). Я с этой дрянью еще рассчитаюсь! Опять эти две дряни пришли!

4. в знач. сказуемого. О чем-нибудь плохом, скверном (разг. фам.). Дело - дрянь. Погода - дрянь.

  • - сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: чего/кого? дря́ни, чему/кому? дря́ни, что? дря́нь, чем/кем? дря́нью, о чём/ком? о дря́ни 1...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - ж. Возм., из *drębnь, ср. дря́блый, дрябь; см. Соболевский, "Slavia" 5, стр. 445. Другие думают о связи с деру́, драть...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Относительно происхождения этого существительного нет общепринятой гипотезы, возможно, оно восходит к той же основе, что и глагол драть. Тогда его первичное значение – "то, что содрано"...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - Дрянцо, . Областные элементы легко обнаружить и в современном литературном словообразовании и формообразовании...

    История слов

  • - Р., Д., Пр. дря/ни...

    Орфографический словарь русского языка

  • - жен., собир. сор, мусор, хлам, грязь, нечистота; все никуда негодное, ветхое, плохое, ничего не стоющее. В сочинениях его много дряни. Тут набрана всякая дрянца с пыльцой. Это дрянь человек, дрянной или дрянный...

    Толковый словарь Даля

  • - -и, жен. . 1. собир. Хлам, негодные вещи. Скопилась всякая д. 2. О ком-чём-н. скверном, плохом, ничтожном. Человек он д. Купил какую-то д. Дело д. ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - дряни, жен. 1. только ед. Хлам, негодная вещь. Выбросил всю дрянь из стола. Купил разной дряни. || Пустяки, ерунда, гадость. «Ночь всю така дрянь в глаза лезла.» Фонвизин. 2. только ед. Низменный, ничтожный человек...

    Толковый словарь Ушакова

  • - дрянь I ж. разг. 1. Негодные вещи; хлам. отт. Мусор, отбросы. 2. Что-либо плохое, скверное, очень низкого качества. II ж. 1. разг.-сниж. Скверный, дурной, ничтожный человек. 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - и, ж. 1. собир. разг. Что-л. негодное, ненужное; сор, хлам. По воде плыли арбузные корки, щепки, обрывки газет и прочая. Гайдар, Школа. || перен. Вздор, чепуха...

    Малый академический словарь

  • - ...

    Русский орфографический словарь

  • - о неудаче Ср. А что, как я погляжу, дело-то наше - дрянь - рыба, вишь, не клюет вовсе. Тургенев. Бригадир...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Жарг. нарк. Гашиш низкого качества. ТСУЖ, 22; Грачев 1994, 12; Грачев 1996, 24; ББИ, 71; Балдаев 1, 116...
  • - Больная дрянь. Жарг. нарк. Гашиш низкого качества. ТСУЖ, 22; Грачев 1994, 12; Грачев 1996, 24; ББИ, 71; Балдаев 1, 116. Промокнуть с дрянью. Жарг. угол., нарк. Быть задержанным с партией наркотика. ТСУЖ, 147. /i> Дрянь - наркотик...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ДРЯНЬ, -и, ж. Наркотик...

9 класс

I . «Тайны» литературного мира. (Знание произведений литературы.)

1. Героям каких произведений и каких жанров снятся эти сны?

1.1 . И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла… То ты, матушка, то батюшка…лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку. Так мне и жаль стало… тебя, матушка, ты так устала, колотя батюшку.

1.2. Мне снилося, что лестница крутая

Меня вела на башню; с высоты

Мне виделась Москва, что муравейник;

Внизу народ на площади кипел

И на меня указывал со смехом,

И стыдно мне и страшно становилось -

И, падая, стремглав, я пробуждался…

1.3. Мне снилось, - говорит она, -

Зашла я в лес дремучий

И было поздно; чуть луна

Светила из-за тучи;

С тропинки сбилась я; в глуши

Не слышно было ни души

И сосны лишь да ели

Вершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву,

Изба передо мною.

Я к ней, стучу - молчат. Зову -

Ответа нет; с мольбою

Дверь отворила я. Вхожу -

В избе свеча горит: гляжу -

Везде сребро да злато,

Всё светло и богато…-

* * *

Постой, сударь, не кончен он,

Идёт похмелье, гром и звон,

Пир весело бушует.

Лишь девица горюет.

Сидит, молчит, ни ест, ни пьёт

И током слёзы точит,

А старший брат свой нож берёт

Присвистывая, точит;

Глядит на девицу-красу

И вдруг хватает за косу,

Злодей девицу губит
Ей праву руку рубит…

Ответ:

1.1. Митрофанушке (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

1.2. Григорию (драма А.С. Пушкина «Борис Годунов»)

1.3. Наташе (стихотворная сказка А.С. Пушкина «Жених»)

2. О каких произведениях идёт речь? Назовите их авторов.

А) Рассказчик узнаёт некую историю от двух героев: от первого только предысторию, от второго - развязку отношений. Все герои - офицеры в отставке.

Б) Сначала мы узнаём историю жизни и смерти героя, а потом слышим от него рассказ об этом.

В) В черновых рукописях рассказчик обращался к своему внуку с записками, а потом к обыкновенному читателю с нравственными назиданиями и размышлениями о чудных обстоятельствах.

Г) Это произведение пародирует два знаменитых литературных сюжета: европейский и русский.

Ответ.

А) Повести И.П.Белкина «Выстрел» (А.С.Пушкин)

Б) «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

В) «Капитанская дочка» А.С.Пушкин

Г) «Мёртвые души» Н.В.Гоголь (или «Светлана» В.А.Жуковский)

3) Кто это? Прокомментируйте

1. Он получил блестящее образование и завоевал такое расположение власти, что был назначен дипломатом. Тем не менее его произведение выставляло «высший свет» в весьма неприглядном виде. Трагически погиб за границей.

2. Он получил блестящее образование, подвергался нападкам за своё увлечение романтизмом. Был приближен ко двору, из-за чего весьма страдал. Трагически погиб на дуэли.

3. Он обучался в Московском университете, где однокурсники отмечали в нём высокомерие и гордость (это отчасти отразилось в характерах его героев). Превыше всего он, как и его герои, ценил внутреннюю свободу. Так же, как и один из его героев, трагически погиб.

Ответ.

1. А.С. Грибоедов

2. А.С. Пушкин

3. М.Ю. Лермонтов

II . «Тайны» литературного мира (Знание теории литературы.)

2.1. Определите жанр фольклора.

А)Обманули простака -
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.

Б)У милёночка в дому

Была конференция:

Ему невесту выбирала

Вся интеллигенция.

В)Не намахалися наши могутные плечи,

Не уходилися наши добрые кони,

Не притупились мечи наши булатные!

И говорит Алёша Попович млад:

«Подавай нам силу нездешнюю,

Мы с тою силою справимся!»

Ответ.

А) Дразнилка;

Б) Частушка;

В) Былина

2.2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Определите жанр.

А) рассказ;

Б) исторический роман;

В) авантюрная повесть

Г) историческая повесть;

Д) социально-бытовой роман.

Ответ. Историческая повесть

2.3. Определите, какие изобразительно-выразительные средства использует С.Есенин в следующих строчках:

А) «рассвет рукой прохлады росно// сшибает яблоки зари»;

Б) «Синь то дремлет, то вздыхает»;

В) «…Как серёжки, зазвенит девичий смех»;

Г) «В водах лонных звенящая борозда»

Д) «В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить»

Е) «Неуютная жидкая лунность…»

Ответ.

метафоры: яблоки зари, рука прохлады
олицетворения: рассвет сшибает, синь дремлет, синь вздыхает.
сравнение: звенит смех, как сережки
эпитеты: звенящая борозда, водах лонных; неуютная, жидкая (лунность)

анафора

2.4. В поэзии М.Ю. Лермонтова воплотились принципы

А) реализма и сентиментализма;

Б) романтизма и классицизма;

В) реализма и романтизма;

Г) классицизма и реализма.

Ответ. В) реализма и романтизма;

2.5. Строфа состоит из 14 стихов, с оригинальной рифмовкой: перекрёстная, парная, опоясывающаяся, рифмующееся двустишие. Каждая строфа - законченная картина. Это

А) катрен;

В) Онегинская строфа;

Б) сонет

Г) мадригал;

Д) терцины.

Ответ. Сонет.

III. История литературы

3.1. В каких странах поэтов-певцов называли менестрелями, миннезингерами, скальдами, рапсодами?

Ответ.

Менестрелями (Франция Англия), миннезингерами (Германия), скальдами (Скандинавия), рапсодами (Древняя Греция).

3.2. Когда Е. Шварц работал над этой пьесой, он мучительно долго искал название. Вот варианты: «Весёлый волшебник», «Послушный волшебник», «Непослушный волшебник», .«Медведь», «Безумный бородач»… Окончательное название пришло неожиданно. Назовите его.

Ответ. «Обыкновенное чудо»

IY . Интерпретация лирического произведения.

Николай Заболоцкий

«О красоте человеческих лиц»

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

4.1. Красота в понимании поэта.

Ответ.

Само название стихотворения говорит нам, что оно написано в форме размышления на тему человеческой красоты. Красота - это огромная ценность, она может сводить с ума, подчинять себе, делать её владельца уверенным, тщеславным, надменным. Но надолго ли? Красота внешняя без внутреннего содержания не может надолго задержать внимание. Автор утверждает: внутренняя красота, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку». Благодаря ей составляется «песня небесных высот», способная сделать мир чудесным и великим.

4.2. Какое основное сравнение использует поэт, когда говорит о лице человека? Почему? Как вам кажется, почему в финале он отступает от этого сравнения?

Ответ.

Лица - всё равно, что архитектурные строения, дома. И как здания вызывают разные мысли, разные эмоции.

4.3. Проанализируйте композицию стихотворения.

Ответ.

Стихотворение разбивается на две части. В первой части Заболоцкий выстраивает целую галерею лиц.
Он говорит о людях, красивых внешне. Внешняя красота пуста.
Но есть и иные лица: «… подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг…» То есть лица невыразительные, угрюмые, выражающие усталость, говорящие о проблемах в жизни, это лица, вызывающие, в лучшем случае, сочувствие. Далее автор говорит о людях скрытных, не пускающих в свою жизнь посторонних. Души таких людей холодны, в них нет жизни: «Иные холодные, мёртвые лица Закрыты решётками, словно темница».

Эмоциональный настрой совершенно меняется в последующих восьми строках. Здесь появляется лирический герой, который из калейдоскопа лиц выделяет главное, поистине красивое, способное принести чистоту и свежесть. «Маленькая хижинка» «неказиста и небогата» ). Но как душу человека можно разглядеть во взгляде, так из окна (ока) хижины «струилось дыханье весеннего дня».

Благодаря разнообразию выразительных средств: олицетворению («дыханье весеннего дня»), эпитетам («ликующих», «сияющих»), сравнению («как солнце»), метафоре («песня небесных высот») поэт смог объединить природную и человеческую, духовную красоту, и мир предстает во всей своей цельности.

Он верит, что гармония в мире получается только из соединения этих двух начал,

Центральный приём, используемый автором в стихотворении, - развёрнутая метафора.

4.4. Принцип антитезы в стихотворении.

Ответ.

Стихотворение построено на противопоставлении (пышные порталы - жалкие лачуги, башни - малая хижинка, темница - солнце). Антитеза разделяет, свет и мрак, талант и бездарность.

4.5. Какая фраза, на ваш взгляд, является ключевой? Как она связана с идеей стихотворения?

4.6. Выразите своё отношение к этой галерее человеческих портретов.