Социальная структура древней индии. Те, кто появился из плевка бога Брахмы

По преданию, все жители Древней Индии принадлежали к одной из четырех Варн. Принадлежность к Варне определялась рождением и наследовалась. Что такое Варна, какие обязанности должны были выполнять ее представители, поможет выяснить данная презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация по истории Древнего мира на тему: «Варны и касты в Древней Индии» (5 класс) Учитель истории МОУ «СОШ № 7» Артамонова И.А.

Цели урока раскрыть особенности социальной структуры древнеиндийского общества; раскрыть сущность и обеспечить усвоение учащимися понятий «Варна», «каста», показать главные отличия этих понятий; подвести учащихся к пониманию того, что для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно социальное неравенство, что и в настоящее время существует деление людей на разные группы; познакомить учащихся с учением Будды, основными положениями буддизма; сформировать умение анализировать исторический источник, извлекать из него необходимую информацию; выработать у учащихся умение использовать полученные знания при заполнении сравнительной таблицы; сформировать способность сравнивать Варны, выявлять общее и особенное; развить способность обобщать исторические факты, делать конкретные выводы; сформировать навыки самостоятельной работы с историческим материалом, развитие умения ясно выражать свои мысли в устной форме; сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе исторического опыта, показать несправедливость социальной дифференциации.

Варны и касты в Древней Индии

План урока «Варны и касты в Древней Индии» Понятие «Варны». Особенности деления древнеиндийского общества на Варны. Характеристика Варн. Религия Древней Индии. Легенда о Будде.

Структура древнеиндийского общества ВАРНЫ Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры касты касты касты касты касты касты касты касты

Понятие «Варна» Варна (санскр. वर्ण , varṇa, «качество, цвет, категория») - группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Индийские Варны Брахманы (Жрецы) Кшатрии (Воины) Вайшьи (Земледельцы) Шудры (Слуги) Неприкасаемые

Особенности деления общества на Варны: Члены Варны не должны вступать в браки вне своей Варны Подобные, но менее строгие запреты касаются и принятия пищи Точно установленный род занятий Члены Варны со дня рождения и в течение всей жизни принадлежат к данной Варне, если не исключается из нее за нарушение ее законов Переход из одной Варны в другую невозможен Авторитет брахманов

Характеристика Варн Название Обязанности представителей Варн 1. Жрецы (брахманы) 2. Знатные воины (кшатрии) 3.Земледельцы (вайшьи) 4. Слуги (шудры)

«Законы Ману». Брахманы 1,31- А для процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру [соответственно]. 1,87- А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый для происшедших из его уст, рук, бедер и ступней, установил особые [обязанности и] занятия. 1,88- Таким образом, обучение Ведам и изучение их, принесение жертв за себя и за других, а также дачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. 1,100 – Все, что существует в мире, - это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. IX , 317 – Брахман – ученый или неученый – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.

«Законы Ману». Кшатрии 1,89- Охрану подданных, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и умеренность в наслаждениях он указал для кшатриев. X, 118 – Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха. X, 119 - Его (царя) истинный долг - победа; он пусть не обращается в бегство в опасности; защищая оружием вайшьев, пусть заставляет вносить законный налог.

«Законы Ману». Вайшьи 1,90- Пастьбу скота, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшьи X ,98 – Вайшья, который не в состоянии существовать (исполнением) своей дхарму (правила поведения человека соответственно его общественному положению) , может существовать по образу жизни шудры, (но) не исполняя запрещенные (ему) дела и отвращаясь (от этого) как только может.

«Законы Ману». Шудры 1,91- Но только одно занятие Владыка указал для шудры - обслуживание этих каст со смирением. X, 99- Шудра, не могущий исполнять обслуживание дважды рожденных и угрожаемый гибелью сыновей и жены, пусть живет ремесленными занятиями. X, 100 – (Ему надлежит следовать) тем занятиям ремесленников, таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дваждырожденные. III, 13 - Для шудры предписана жена только касты шудр; для вайшьи - той и своей касты; для кшатрия - тех обеих, а также своей; для брахмана - тех [трех], а также своей.

«Законы Ману». «Неприкасаемые» X ,51 – Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) – (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы. X ,52 – Одеждами – одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде… X ,53 – Человеку, исполняющему дхарму (правила поведения человека соответственно его общественному положению), не следует общаться с ними…

Религия Индии Буддизм Ступа - место хранения реликвий Будды VI – V века до н. э.

Буддизм VI – V века до нашей эры Основатель религии - Будда - принц Гаутама, жил в VI в. до н.э. Покинул дом и семью, чтобы постичь суть жизни и найти путь к преодолению человеческих страданий. Создал свое учение Будда

Не делайте зла, творите добро, очищайте ум от дурных мыслей. Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу Самая великая победа – над собой Гнев побеждается отсутствием гнева, недоброе – добрым, скупость - щедростью, ложь – правдой ИЗРЕЧЕНИЯ БУДДЫ Будда

Решите кроссворд 1. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. 2. Представители второй варны, которые с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. 3. Представители четвертой варны, которые служили высшим варнам. 4. Представители самой высшей варны, которые выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды. 5. Основатель буддизма в Древней Индии. 4 5 3 2 1 КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО

4 Б Р А 5 Б 3 Ш Х У 2 К У М Д Ш Д А Д 1 В А Р Н А А Т Ы Ы Й Р Ш И Ь И И назад

Домашнее задание § 21 (читать, пересказывать) Подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев Задание № 86 в рабочей тетради Подготовить сравнительный анализ четырех древнеиндийских варн, используя таблицу в тетради и материал учебника

ЛИТЕРАТУРА История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. / Арасланова О.В. – М.: ВАКО, 2004. Авдеев А. Античность и Восток: эволюция цивилизаций. // ПС – История. – 1999 –№ 40. Черкасова Е. А. Хрестоматия по истории Древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках. Выпуск 1.Жизнь первобытных людей. Древний Восток. – М.: Просвещение, 2007. История Древнего Востока. / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков, В.И. Кузищин, В.М. Массон, С.С. Соловьева, Д.В. Деопик, И.А. Ладынин, А.А. Немировский. / Под редакцией В.И.Кузищина. – М.: «Издательство «Высшая школа», 2003. История и культура Древнего Востока. Энциклопедический словарь. / К. Д. Никольская, И. С. Клочков, О. В. Томашевич, Г. А. Ткаченко. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2008 г.


Информация для учителя

Вопрос о правах и обязанностях, собственности людей, при­надлежавших к каждой касте, можно изучить, организовав рабо­ту класса по группам. Класс можно разделить на четыре группы, каждая группа получает свое задание (подробнее об организации работы класса по группам см. урок № 14-15). Группы могут рабо­тать с текстом учебника и дополнительно к этому с историческими документами.

В ходе выступления представителей каждой группы класс за­полняет в тетради таблицу.

Название касты

Что имели

Чем занимались

1. Жрецы (брахманы)

2. Знатные воины (кшатрии)

3. Земледельцы (вайшьи)

4. Слуги (шудры) - «неприка­саемые»

4. Работа по группам.



КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3 Вайшьи

Прочитайте Вигасина п. 4 § 21 с. 100-101, Михайловского п. 3 § 19с. 111.

«Законы Ману»:

    Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

    Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

    Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (ка­чества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Шудры

Прочитайте Вигасина пп. 4 и 5 § 21 с. 100-101.

«Законы Ману»:

    Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.

    Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобожда­ется от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

    Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

    Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убий­ство шудры.

    Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасы­ваться (другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.

    Одеждами - одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в раз­битой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

    Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут вхо­дить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.

Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Д ля проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их под­готовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «индийцы» и «египтяне». Они должны определить сходства и различия в социальном строе Египта и Индии.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.


Ученики, отыскивая сходства и различия между рыцарями и самураями, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетра­дями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументиро­ванными. Для того чтобы таблица представляла собой системати­зированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

    социальные группы;

    причины превосходства одних над другими;

    возможность перехода из одной группы в другую;

    роль государства в социальном строе страны.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таб­лицу, а ученики - переносить ее в тетради. За каждое аргументи­рованное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший наибольшее количество очков, получает пять.

Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую? (Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.)

      Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 21 Вигасина или § 19 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?» ; прочи­тать легенду о Будде (Вигасин, с. 99), подумайте, какие выводы можно сделать из этого документа; для любознательных: подго­товить сообщение о появлении шахмат; подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев (1 ученик).

Дополнительный материал

Древнеиндийское рабовладельческое общество состояло из трех классов (рабовладельцы, рабы, свободные мелкие производители). Сво­бодное население делилось на четыре общеиндийских сословия - варны (брахманы - члены жреческих родов, кшатрии - воины, вайшьи - рядо­вые общинники, шудры - неравноправные члены общества), а внутри варн - на множество местных замкнутых каст.

К настоящему времени можно считать установленным, что варны как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем касты. Возникновение варн связано с формированием раннекланового общества на территории Северной Индии. Источники позволяют соотне­сти появление варн с расселением в Северной Индии ариев и разложени­ем у них родо-племенного строя, с выделением аристократии, жречества. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась.

Сословное деление было присуще и другим древним обществам,но в Древней Индии ему характерна прочность, четкость. Объясняют это острой заинтересованностью господствующего класса во внеэкономи­ческом принуждении трудящихся в условиях этой страны (богатство ес­тественных и относительно легкодоступных средств к существованию: дикорастущие злаки, ягоды, плоды, дичь, рыба и т. д.; минимальные потребности в одежде, жилье). Варневое деление освящалось религией. Оно не совпадало с классовым. Варны различались в правах й обязан­ностях. Варны не следует отождествлять с кастами. Касты появились позднее. Каст, в отличие от варн, было множество - свыше 400.

Касты формировались на стадии классового общества в условиях неравномерного социально-экономического развития страны. В касты обособлялись группы людей, объединенные социальным положением, выполнением наследственных занятий, профессий, принадлежностью к определенным этническим, а также религиозным общностям.

«Законы Ману» - сборник предписаний о долге, правилах поведе­ния индийца в частной и общественной жизни. Его составление предпи­сывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности этот сборник создавался одной из брахманских научных школ в течение нескольких веков. В дошедшей до нас редакции он датируется пример­но рубежом новой эры.

Схематически социальную структуру древнеиндийского общества можно изобразить следующим образом:

Крушкол Ю. С . Хрестоматия по истории Древнего мира.

Урок 26. Китайский мудрец Конфуций

Цели: ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция; продолжить формирование умений правильно показы­вать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.»

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты»

        1. Подготовка устного ответа по карточке № 22.

Примерный ответ учащегося

В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты - группы людей, у ко­торых были строго определенные права и обязанности. Самыми поч­тенными в Индии считались брахманы - жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того чтобы стать настоящим брах­маном, нужно было долго и основательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы должны были работать **а земле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, об­служивали своих хозяев, подчинялись представителям вышеуказанных каст, их цвет одежды - черный. Но тяжелее всех было неприкасаемым. Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам естественным и вечным. Его закрепляла религия.

2. Работа с классом (учитель выбирает любой из предложенных вариантов).

Вариант 1. Беседа по прочитанной легенде о Будде (с. 98-99 § 21 Вигасина).

    Когда произошло объединение Индии? (В III е. до н. э.)

    Какой царь объединил Индию? (Царь Ашока.)

    Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая вера, легче объединить народ, легче им управлять.)

    У какого народа Древнего мира подобные заповеди мы уже встречали? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.)

Вариант 2. Тест 5 .

3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

    Переход к изучению новой темы

Мы познакомились с религиозными верованиями древних ин­дийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхож­дению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

    Ознакомимся с учениями китайского мудреца Конфуция.

    Изучение новой темы

План

      Географическое положение и природные условия Китая.

      Конфуций - древнекитайский философ.

      Учение Конфуция.

На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций,

        Работа по карте (с. 103 Вигасина).

    Где находится Китай? (В Восточной Азии.)

    Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере - Желтая река (Хуанхэ), на юге - Голубая река (Янцзы).)

    Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе - степи, а на юге - горы Южной Азии, покрытые тропическими ле­сами.)

    Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)

        Рассказ учителя.

Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, раз­рушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь возникли первые государства, правите­ли которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы (подробнее о Конфуции см. ниже в дополнительном ма­териале для учителя).

        Работа с историческим документом на с. 104-105 Вигасина.

        Беседа по прочитанному.

    Всякого ли образованного человека Конфуций считал на­стоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.)

    Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с ка­кими? Если нет, то с какими? (Ответы детей.)

        Сообщение учащегося о письменности и книгах древних ки­тайцев.

        1. Закрепление изученного материала

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 89 (с. 74).

б) Решите задачу.

Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в го­сударстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не может управляться. Поэтому и различа­ют знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости... Поэтому дети земледельцев всегда становятся зем­ледельцами».

    Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появления? Мог ли это говорить Конфуций? (Этот философ пытается закрепить неравен­ство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.)

          Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 22 Вигасина или § 20л. 1, 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83, заполните контурную карту «Китай в древности»; для любознательных: а) подумайте, в чем сход­ство и в чем различия учений Будды и Конфуция; б) подго­товить сообщение о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик).

Дополнительный материал

Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н. э.)

Древний китайский проповедник и писатель.

В историю мировой культуры Конфуций вошел как основополож­ник особой религии - конфуцианство. Это имя было дано ему иезуит­скими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти.

>>История: Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия

23. Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия

1. Варны и касты.

Возникновение варн индийцы связывали со своими представлениями о происхождении первого человека Пуруши. Боги создали его тысячеглазым и повелели ему быть "родителем всех родителей". От Пуруши произошли все люди. Из его рта вышли брахманы - жрецы. Они занимали самое высокое положение. Брахманы знали священное учение и служили богам. Существовала поговорка: "Все в мире повинуется богам, а боги повинуются брахманам". Убить брахмана означало совершить самое ужасное преступление.

Из рук Пуруши произошли кшатрии - воины, те, кто обладал властью. К кшатриям относились раджи (цари, князья), знатные воины и члены их семей.

Из бедер Пуруши родились вайшьи - земледельцы , а также те, кто делал другую уважаемую в обществе работу.

Из ступеней Пуруши произошли шудры - слуги. Они обслуживали представителей более высоких варн. Представители первых трех варн назывались "дважды рожденными", ибо, проходя посвящение, они как бы обретали второе рождение.

Когда мальчик из семьи одной из первых трех варн достигал определенного возраста, над ним совершался обряд посвящения. В ходе обряда на мальчика надевали священный шнур - "упавита" ребенок символически родился второй раз как член данной варны. Над шудрами такой обряд не совершался.

Представители каждой варны имели право носить одежду определенного цвета: брахманы - белого, воины - красного, земледельцы - желтого, а шудры - черного.

Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.

Варновое устройство общества казалось древним индийцам вечным и неизменным. Ни один человек не мог перейти из одной варны в другую. Браки между членами разных варн запрещались. Нарушившие эти установления карались смертью.

Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более мелкие разряды - касты. Так, например, из варны вайшьев выделились касты ремесленников и торговцев. По отношению к членам каждой касты действовали такие же строгие ограничения, как и к представителям варн. Самой низкой кастой были парии.

2. Возникновение буддизма.

Из варны кшатриев происходил один из величайших религиозных учителей человечества Будда. Он родился в 6 веке до н. э. в одном из индийских государств к югу от Гималаев. Царем этого государства был его отец. Принц Гаутама - так Будду назвали при рождении - вел приятную жизнь. Он жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами. Но однажды Гаутама покинул дворец и был поражен тем, как тяжело, в печали и страданиях, живут многие люди. Он встретил дряхлого старика и узнал, что существует старость. Приблизившись к больному, принц постиг, что людей терзают болезни. Увидев похоронную процессию, Гаутама содрогнулся, поняв, что все люди смертны.

Принц покинул дворец и стал скитальцем-отшельником. И открылись ему четыре благородные истины:

все в мире страдают;

причина страдания - привязанности и желания человека, его стремление к приятному;

может быть достигнуто состояние, свободное от страданий - нирвана;

существуют пути достижения нирваны - мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме, совершенствование души.

Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает "просветленный". Будда не одобрял разделение людей на варны.

У Будды появились последователи. Они создали общину буддистов. Будда проповедовал равенство всех людей, милосердие, сострадание. Он утверждал, что любой человек, следуя по правильному пути, может достичь просветленного состояния.

Учение Будды распространилось по всей Индии, но не вытеснило индуизма. Спустя века ему стали следовать во многих других странах. Сегодня буддизм является одной из трех мировых религий.

3. Государство Маурьев.

В последней трети 4 века до н. э. разрозненные индийские княжества объединились в единое государство Маурьев. Во главе его встал царь Чандрагупта из династии Маурьев.

Чудесная история произошла с внуком Чандрагупты царем Ашокой. Его государство занимало огромную территорию. В молодости царь вел постоянные войны, его считали жестоким воином и суровым правителем. Но вот Ашока узнал об учении Будды. Душа и сердце царя смягчились. Его стали мучить воспоминания о собственной жестокости. В раскаянии он приказал начертать надпись: "И сколько бы людей... ни было бы убито, или умерло, или уведено из дома, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь мысль Угодного богам". "Угодный богам" - так стали называть Ашоку.

На смену жестокости в его действиях пришли прощение и милосердие. Учение Будды смягчило сердце сурового правителя.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Индийское общество делилось на особые разряды, которые назывались варнами. Возникновение именно такого распределения людей напрямую связано с религиозными взглядами индийцев.

Они верили, что первого человека боги создали как «родителя всех родителей». Именно от него произошли все люди, а по поверьям, из его рта вышли брахманы, которые занимали в Древней Индии самое высокое положение.

Из рук первого человека Пируши образовались кшатрии, которые были воинами и обладали властью. К ним в Древней Индии относили князей и царей, а также членов их семьи.

Из бедер Пируши произошли вайшьи, они были земледельцами и выполняли различную важную работу для общества индийцев.

А из ступеней первого человека родились шудры, которые представляли собой слуг.

«Дважды рожденные»

В Древней Индии существовало такое понятие как «дважды рожденные», это относилось к представителям первых трех варн. Когда они проходили специальное посвящение, они считались рожденными повторно.

При достижении определенного возраста мальчик принимал участи в обряде, в ходе которого на него надевали «упавиту», священный шнур, которые обозначал, что индиец родился второй раз, только теперь уже, как член определенной варны.

В зависимости от принадлежности к варне древние индийцы носили одежду определенного цвета. Для брахман это был белый цвет, для воинов - красный, для земледельцев - желтый, а для шудр - черный.

Такое устройство общества в Древней Индии считалось вечным, поэтому ни один из представителей одной варны не мог перейти в другую и браки между представителями разных варн строго запрещались. Но постепенно варны тоже стали иметь подразделения на касты.

Новая религия Древней Индии: как появился Буддизм?

В 6 веке до н.э. в Древней Индии родился Принц Гаутама, которого вспоследствии стали называть Буддой. Он относился к кшатриям, жил роскошно и беззаботно и никогда не видел настоящей жизни.

Но однажды принц покинул свой великолепный дворец, и узнал, что существует старость и смерть, несчастья и болезни, печали и страдания. Увидев это, он был вынужден покинуть дворец и стать скитальцем-отшельником.

Тогда ему открылись истины мира, и он стал зваться «Будда», что значит «просветленный». Он был против разделения людей на варны, против насилия и невежества. Со временем у него появились последователи, которые создали общину буддистов.

Его учение распространилось по всей Индии, а спустя века у буддизма появились последователи в других странах. На сегодняшний момент, буддизм - одна из трех мировых религий, а Будда признан одним из величайших мудрецов и учителей человечества.

Возникновение единого государства Маурьев, которое было создано из разрозненных индийских княжество, относится к последней трети 4 века до н.э. Его царем стал Чандрагупта.

История Древней Индии повествует о том, что со внуком этого царя - Ашокой - случилась удивительная история. Когда он узнал об учении Будды, он пожалел об всей той жестокости, которая владела им до этого и позволяла вести суровые войны.

Поистине уникальна и своеобразна история государственно-правовой системы Индии. Является неоспоримым фактом то, что цивилизация, зародившаяся на берегах Ганга и являвшаяся ровесницей Шумера и Древнего Египта, оказала существенное влияние на философско-этнические взгляды и культуру многих Кроме того, сама социальная структура кратко описанная в данной статье, по сути, не имела аналогов в мире.

Пришельцы, заполнившие Индию

По мнению исследователей, социальная структура Древней Индии сформировалась в период заселения её территории во II тысячелетии до н. э. ариями ─ народами, говорившими на языках индоевропейской группы. Об этом свидетельствует древнейший памятник истории и литературы ─ Ригведа (1700-1100 гг. до н. э.). Значительную часть пришельцев составляли древнеиранские племена.

Известно, что по своему статусу все их представители делились на четыре основных группы, названные впоследствии варнами. Высшими среди них были брахманы ─ священнослужители, далее шли кшатрии ─ воины и вайшьевы ─ земледельцы, скотоводы и торговцы. Самым низшим сословием были шудры, выполнявшие обязанности слуг и разнорабочих.

В период Средневековья установленный ариями порядок социальной структуры Древней Индии несколько изменился за счёт того, что четыре ранее существовавшие варны распались на множество самостоятельных групп, называемых кастами. Это ещё жёстче обозначило принадлежность каждого жителя страны к определённой социальной группе, что было со временем закреплено законодательно и приняло характер устойчивой национальной традиции, во многом сохранившейся до настоящего времени.

Общинная собственность на землю

Особенности социальной Древней Индии во многом определили её отличие от других стран Древнего Востока. В частности, следует отметить бытовавшую в ней общинную систему землевладения при полном отсутствии земель, находившихся в собственности государства. Важную роль также сыграли сохранявшиеся на всём протяжении древнеиндийской истории пережитки родового строя. Считается, что именно они легли в основу деления общества на касты и варны.

Согласно текстам, содержащимся в историческом памятнике II века до н. э., известном под названием «Законы Ману», во многом позволяющем понять социальную структуру и правовое положение населения Древней Индии, даже царь не являлся собственником всей земли, а владел лишь наследственными территориями. Он не имел право отобрать у кого-либо землю или подарить её. По закону земельные владения были неприкасаемы и находились в распоряжении общин, являвшихся основой, на которой была выстроена кастовая система, столь прочная, что её не смогли сломать даже многочисленные захватчики, такие как арабы, македонцы, греки и персы.

Социальное разделение слоёв общества

О происхождении варн, ставших впоследствии основой социальной структуры Индии, у исследователей существует несколько точек зрения. Согласно наиболее распространённой из них, этот процесс связывают с брахманской религией. Считается, что элита ариев сумела присвоить себе исключительные права на религиозную, военную и политическую деятельность.

Само слово «варна» переводится с санскрита как «разряд», «вид» или «качество». Принадлежностью к той или иной варне определялась не только должность, профессия и размер получаемого жалования, но даже тяжесть наказания за совершённое преступление. Представители различных варн имели разные права на получение наследства, а по финансовым займам им начислялись разные проценты.

Основы социальной структуры Древней Индии ─ варны и касты ─ нашли религиозное обоснование в гимнах Регведы ─ литературном памятнике, упомянутом в начале статьи. В них представители первых трёх групп ─ брахманы, кшатрии и вайшьи ─ именуются «дваждырождёнными», и им предоставляются преимущественные права перед всеми, кто принадлежит к низшим варнам, состоящим из «единождырождённых». Их весьма многочисленная группа именуется шудрами.

Высший социальный слой общества

Вкратце остановимся на особенностях этих четырёх варн. Согласно древнеиндийской традиции, представители самой высшей из них ─ брахманы ─ произошли из уст бога Брахмы и потому считаются самыми чистыми из людей. Это едва ли не божества в человеческом облике. Принадлежность к варне брахманов являлась наследственной привилегией, и её представители всегда занимали высшие государственные посты.

Однако и у брахманов были свои проблемы. Согласно религиозной традиции, каждый из них был обязан завершить свой жизненный путь аскетом, то есть, почувствовав приближение смерти, надеть рубище и с посохом в руках отправиться просить подаяние. Или удалиться в лесную чащобу и там предаваться благочестивым размышлениям. Однако со временем желающих стать аскетами оказывалось всё меньше, и в наши дни пожилые брахманы просто переселяются в отдельную часть дома и там проводят время в полном комфорте и с телевизором.

Следующая ступень социальной лестницы

Представители второй варны ─ кшатрии ─ произошли, согласно легенде, из рук Брахмы. Они также именовались «дваждырождёнными», но в социальной структуре Древней Индии занимали позицию рангом ниже. Разница была столь велика, что девятилетний брахман по своему статусу мог считаться отцом девяностолетнего кшатрия. Лица, входившие в это сословие, также имели много привилегий и занимали руководящие посты как в армии, так и в государственно-административной сфере.

Несмотря на то что религиозные требования предписывали теснейшее сотрудничество брахманов и кшатриев, на деле между ними всегда возникала острая конкуренция за политическую власть, переходившая порой в кровавые столкновения. Об этом повествуют многие памятники санскритской литературы.

Социальная группа скотоводов и земледельцев

Третья варна ─ вайшьи, появившиеся, как утверждает легенда, из бедра Они занимались главным образом земледелием, скотоводством и различными ремёслами, но, поскольку также считались дваждырождёнными, пользовались покровительством представителей двух высших варн.

Однако, даже несмотря на являлись эксплуатируемым сословием. Из их числа всегда формировались ополчения, и они же несли главное финансовое бремя, отчисляя в казну львиную долю налогов. Кроме того, на шее этого сословия сидел господствующий класс ─ жрецы. Известно, что вайшьи редко входили в число зажиточных граждан.

Те, кто появился из плевка бога Брахмы

И наконец, представители четвёртой варны ─ шудры. Эти имели несчастье появиться из стоп бога. Некоторые источники утверждают даже, что образовались шудры из божественного плевка. Так или иначе, но они составляют низшее сословие, представители которого обречены всю жизнь служить вышестоящим господам. Тем не менее шудры являлись важным элементом социальной структуры Древней Индии, поскольку составляли значительный процент от общего населения страны.

Согласно закону, закреплявшему принципы социальной структуры Древней Индии, шудра был обязан питаться тем, что осталось после трапезы хозяина, донашивать его старую одежду и во всём беспрекословно подчиняться. За оскорбление брахмана ему отрезали язык, тогда как за его убийство представителю высшей варны полагался лишь небольшой штраф. И хотя известны случаи, когда отдельные шудры достигали материального благополучия за счёт торговли или занятия ремёслами, основная их часть жила в крайней бедности.

Каста отверженных

В эпоху Раннего Средневековья внутри третьей и четвёртой варны произошло разделение на многочисленные касты, принадлежность к которым определялась в основном принадлежностью к тому или иному роду занятий. Так образовались касты кузнецов, парикмахеров, гончаров и т. д. В этот же период появились и самые «нечистые касты», представители которых получили печально известное название неприкасаемых. В литературе их часто называют чандалами или париями.

Это были люди, уделом которых от рождения и до смерти становились самые грязные, тяжёлые и унизительные виды работ. Они собирали и вывозили трупы бездомных, совершали казни преступников, чистили помойки и выгребные ямы и т. д. Селиться неприкасаемые были обязаны за городской чертой, и существовали как бы вне общества. Их положение было ещё хуже, чем у рабов, которые также составляли часть населения Древней Индии, но при этом имели некоторые права, закреплённые законом.

Традиция, пережившая века

Политико-социальная структура Древней Индии сохранялась неизменной на протяжении многих веков во многом благодаря замкнутости каждой из входивших в неё социальных групп. Известно, что законы, положенные в основу жизни общества ещё на рубеже II и I тысячелетий до н. э., исключали всякую возможность перехода из одной варны в другую.

Даже в наше время, когда Индия находится в одном ряду с промышленно развитыми государствами мира и вошла в число ядерных держав, в ней по-прежнему сильны традиции прошлых веков, и граждане страны разделены между собой непреодолимыми кастовыми барьерами.