Отношение Чацкого к Софье. Достойна ли Софья любви Чацкого? Образы Чацкого и Софьи в комедии А

В своей неувядающей комедии "Горе от ума"" Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.

И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать "живые страсти", самоотверженность, умение делать собственные выводы.

Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе в доме Фамусова:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой...

За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств "ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест". Он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече.

Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сен­тиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, поэтому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. Льстец и лицемер, "жалчайшее созданье" Молчалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебное лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской, и поэтому направляет искреннюю, нежную, готовую на жертвы любовь на труса и низкопоклонника.

Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник - его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик - Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому верить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.

Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та,

Чтоб кроме вас ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полю­бить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представи­тельницу фамусовского общества.

Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи­тить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близкому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он "не свой", из другого круга:

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

А Чацкий тем временем все ищет определения чув­ствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродете­ли. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Со­фьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?

Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обще­ством, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорблен­ный и униженный выбором ее до глубины души:

Вот я пожертвован кому!

Не знаю, как в себе я бешенство умерил!

Глядел, и видел, и не верил!

Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды, и во всем винит Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя имен­но во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жес­тока, но честна. Теперь же девушка действительно в неза­видном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их,

Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.

Во всем случившемся Софья винит "себя кругом". Её положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справится со всем, и что Чацкий, говоря: "Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом", - неправ.

Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в ис­токах поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно раз­гадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и интуицией, широким сердцем, открытой душой.

Текст сочинения:

В своей неувядающей комедии "Горе от ума" Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и ҭипичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.
И Софья, и Чацкий несуҭ в себе те качества, которыми не обладаюҭ большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать "живые страсти", самоотверженность, умение делать собственные выводы.
Софья и Чацкий росли и воспиҭывались вместе в доме Фамусова:
Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой...
За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эҭи качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств "ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест". Он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече.
Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сенҭиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, лирикому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. Льстец и лицемер, "жалчайшее созданье" Мол-чалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской и лирикому направляет искреннюю, нежную, готовую на жерҭвы любовь на труса и низкопоклонника.
Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник его соперник. Многое говориҭ о том, что этот счастливчик Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.
Но есть ли в нем та страсть, то чувство,
пылкость,та.
Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам?
Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полюбить! Однако он стремиҭся познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находиҭ их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась криҭически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представительницу фамусовского общества.
Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась приҭворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защиҭить свою любовь. Она испыҭывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, лирикому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ-кому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он "не свой", из другого круга:
Да этакий ли ум семейство осчастливиҭ?
А Чацкий тем временем все ищет определения чувствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродетели. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Софьи, и лирикому в который раз списывает Молчалина со счетов:
С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?
Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет |не только ниҭи, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный выбором ее до глубины души:
Вот я пожерҭвован кому!
Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
Глядел, и видел, и не верил!
Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды, и во всем виниҭ Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя именно во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жестока, но честна. Теперь же девушка действительно в незавидном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчали-ным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:
Я с эҭих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их,
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.
Во всем случившемся Софья виниҭ "себя кругом". Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справиҭся со всем, и что Чацкий, говоря: "Вы помиритесь с ним, по размышленья зрелом", неправ.
Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в истоках поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно разгадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и инҭуицией, широким сердцем, открытой душой.

Права на сочинение "Образы Чацкого и Софьи в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Главный герой комедии – Чацкий. С момента появления в пьесе он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим дей­ствующим лицам.
Любовь Чацкого к Софье – чувство искреннее, горячее. Он объясняется ей в любви при первом же появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по его сло­вам о Молчалине, обращенным к Софье:
Но есть ли в нем та страстность? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. В запаль­чивости он упрекает ее даже в том, в чем она совсем перед ним не виновата:
Зачем меня надеждой завлекали?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?
“Тут что ни слово – то неправда, – говорит Гончаров. – Никакой на­деждой она его не завлекала. Она только и делала, что уходила от него, едва говорила с ним, призналась ему в равнодушии… Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!” Но дело-то в том, что Чацкий отличается “искренностью и простотой… Он не франт, не лев…”. В своем чувстве к Софье он непосредст­вен, искренен, честен. В то же время, ослепленный горем, он может быть запальчив и несправедлив. Но от этого образ Чацкого делается нам ближе и правдивее. Это живой человек, и он может ошибаться. Кто же такая Софья, которую так страстно любит Чацкий?
Очень хорошо сказал о ней Гончаров: “Это смесь хороших инстинктов с ложью живого ума, с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, – путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.
Софья молода и неопытна, а воспитание и среда уже наложила отпеча­ток на ее взгляды и поступки. И Чацкому приходится признать, что он в ней горько обманулся. Впрочем, людей любят всяких, и подлых и неверных в том числе. Это не может заставить разлюбить. Здесь человеческие до­стоинства и недостатки плохо учитываются, а если и учитываются, то очень необъективно. Любовь, как говорится, зла…
Итак, личная драма Чацкого осложняет общественную, ожесточает его против дворянской Москвы.

Сочинение по литературе на тему: Чацкий и Софья

Другие сочинения:

  1. Основным мотивом произведения А. С. Грибоедова “Горе от ума” является отражение трагедии Чацкого – типичного представителя молодого поколения 1810-1820-х годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельности. Эта трагедия включает в себя множество моментов, но одним из наиболее важных Read More ......
  2. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – это печальная история человека, горе которого в том, что он не похож на остальных. Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться – вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых, молчалиных, Read More ......
  3. Комедия “Горе от ума” Грибоедова, несомненно, является произведением большого социального звучания. В ней отразилось мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые идеи. В центре пьесы – Александр Андреевич Чацкий, воплотивший в себе лучшие черты прогрессивной дворянской молодежи начала века. Read More ......
  4. Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов – главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1-го действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. В после­дующих эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой Read More ......
  5. Софья Павловна Фамусова – 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась “мадамой”, старой француженкой Розье. Другом детства С. был Чацкий, который стал и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого С. очень изменилась, как изменилась и ее любовь. Read More ......
  6. “Горе от ума” – “общественная” комедия с социальным конфликтом “века нынешнего” и “века минувшего”. Произведение построено так, что об идеях социально-политических преобразований, о новой морали и стремлении к духовности на сцене говорит лишь Чацкий. Образ Чацкого – меньше всего портрет Read More ......
  7. Софья Характеристика литературного героя Софья Павловна Фамусова – 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась “мадамой”, старой француженкой Розье. Другом детства С. был Чацкий, который стал и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого С. очень изменилась, как Read More ......
  8. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” по-настоящему реалистическое произведение, потому что автор воспроизвел типичные обстоятельства жизни. Главным героем комедии является Чацкий. Это действительно остроумный, честный и положительный герой произведения. Но Грибоедов противопоставляет Чацкому другого героя – Молчалина. Этот человек Read More ......
Чацкий и Софья

«Горе от ума» - произведение многогранное. В нем можно видеть и социальную пародию, и критику режима, и историческую зарисовку нравов. Не последнее место в книге занимает и любовная интрига. Отношение Чацкого к Софье, их чувства - тот стержень, который служит основой сюжета, наполняет его жизнью и эмоциями.

Персонажи глазами школьников

Анализировать «Горе от ума» можно бесконечно. Рассматривать отдельные сюжетные

ходы с лупой, сличать цитаты с воспоминаниями современников и биографиями предполагаемых прототипов. Но это подход профессионального аналитика, литературоведа. На школьных уроках произведение читают совсем по-другому. И анализируют в соответствии с рекомендациями методических изданий.

Есть определенный тип тем, который Министерство образования регулярно предлагает ученикам для осмысления и последующего написания сочинений: «Достойна ли Софья любви Чацкого?», «Права ли была Каренина, принимая решение о разводе?», «Характеристика поступков князя Мышкина». Не совсем ясно, чего этим хочет добиться система образования. Такой анализ ничего общего с собственно литературой не имеет. Это, скорее, монолог бабушки у подъезда, рассуждающей, права ли была Клава из третьей квартиры, когда выгнала Ваську-алкоголика, или все же не права.

Да и жизненный опыт ученика 9-го класса вряд ли позволяет судить о том, как нужно было поступить персонажу. Вряд ли он сможет понять, что раздражает Софью в Чацком и почему. Кроме, конечно, очевидных вещей - тех, о которых говорит сама героиня.

Особенности восприятия пьесы

Традиционная

Трактовка пьесы «Горе от ума» выглядит следующим - принципиальный, благородный и бескомпромиссный. Окружающие - люди низкие, недалекие и консервативные, не понимающие и не принимающие передовую, новаторскую идеологию главного героя. Чацкий вещает, обличает и насмешничает, разит словом пороки общества, а общество корчится от метких попаданий, злобствует и негодует.

Сложно сказать, этого ли эффекта добивался Грибоедов. Есть прямо противоположная версия, объясняющая конструкцию пьесы с бесконечными монологами-воззваниями главного героя как раз тем, что автор пародировал образ либерала, много говорящего и нечего не делающего. И характеристика Софьи и Чацкого во многом определяется именно тем, как воспринимает произведение читатель. В первом случае он видит героя-идеалиста и не оценившую его порывов мещанку, во втором - болтуна-демагога и… все равно не оценившую его порывов мещанку. Так ли это?

Детали сюжетных коллизий

Кто такие Чацкий и Софья? Ему - двадцать один, ей - семнадцать. Расстались три года

назад. Чацкий уехал, как только достиг совершеннолетия, оставил дом опекуна и вернулся в родовое имение. Не приезжал, не писал. Просто взял и исчез. По каким причинам - не так уж важно. Но что должна чувствовать влюбленная четырнадцатилетняя девушка, когда человек, которого она считает своим возлюбленным, своим будущим женихом, вот так просто берет и уезжает? Не на неделю, не на месяц. На три года. Даже в тридцать это - большой срок. А уж в четырнадцать - вечность. Что он делал все это время? О ком думал? Она может быть уверена в том, что любовь еще жива?

В четырнадцать-то лет, с подростковым максимализмом, с подростковой эмоциональностью. Критики предъявляют к девочке требования, которым не каждая взрослая женщина соответствует. А ведь отношение Чацкого к Софье - далеко не очевидный момент. Достаточно представить ситуацию глазами девочки, а не всеведущего читателя, которому Грибоедов все-все рассказал. Не логичнее ли поинтересоваться: а должна ли вообще Софья сохранить хоть какие-то чувства к Чацкому? И если да - то почему? Он ей не муж, не жених. Он - романтический воздыхатель, в один прекрасный момент упорхнувший, как мотылек с поляны, на целых три года. Порыв души у него был. Чувства. Оскорбленное достоинство. А у нее? Она не должна была в такой ситуации чувствовать обиду, недоумение, гнев? Разочарование, наконец? Пенелопа, конечно, ждала Одиссея много дольше - но ситуация была совсем другая. Чацкий - далеко не Одиссей.

Софья крупным планом

Но это все остается за кадром. Да, внимательный читатель сам все поймет, если

задумается, но ситуация все же подается намеками, обрывками разговоров, воспоминаниями. Поэтому вполне может ускользнуть от человека, привыкшего видеть только основную сюжетную линию произведения. А что же там?

Чацкий внезапно возвращается в дом опекуна, где не был три года. Он возбужден, он в предвкушении, он счастлив. Отношение Чацкого к Софье осталось тем же самым. А вот она уже любит другого. Первая, еще забыта. Она увлечена Молчалиным. Увы, избранник весьма нехорош. Объективно - он беден, низшего сословия, это очевидный мезальянс. И субъективно он - слабохарактерный подхалим, льстец и ничтожество. Хотя, надо заметить, перспективы у него достаточно неплохие. Молчалин уже начал делать карьеру и неплохо справляется с поставленной задачей. Можно предположить, что новый избранник Софьи пойдет далеко

При этом сам юноша вовсе не влюблен, просто он боится в этом признаться. Да и перспектива выгодной женитьбы тоже, наверняка, весьма ему симпатична. Часто именно этот неудачный выбор ставят в вину девушке, отвечая на вопрос, достойна ли Софья любви Чацкого? Променяла орла на общипанного воробья, глупая.

А кто такая Софья? Девушка, которая росла без матери, взаперти, практически не выходя за порог дома. Ее круг общения - отец, который понятия не имеет о воспитании детей вообще и дочерей в частности и горничная. Что может знать Софья о мужчинах? Откуда ей взять хоть какой-то опыт? Единственный источник информации - книги. Дамские французские романы, которые разрешает ей читать папенька. Как такая девушка могла разглядеть неискренность человека, вошедшего в доверие к намного более взрослым и опытным людям? Это же просто нереально.

Софья очень молода, она наивна, романтична и неопытна. Молчалин - единственный молодой человек, которого она видит почти каждый день. Он беден, честен, несчастен, робок и обаятелен. Все так же, как в романах, которые Софья читает каждый день. Конечно, она просто не могла не влюбиться.

А что же Чацкий?

Такого же пристального внимания заслуживает и личность Чацкого. Такую ли ошибку

совершает Софья? Если взглянуть на ситуацию объективно - большая ли потеря в ее жизни этот брак?

Чацкому двадцать один. Места он себе не нашел. Пробовал там, пробовал здесь. Но… «служить бы рад, прислуживаться тошно». А должности, которая бы соответствовала его запросам, все никак не попадается. На какие же средства живет Чацкий? У него есть имение. И, естественно, крепостные. Вот это и есть основной источник дохода юного либерала. Того самого, который горячо и искренно порицает называет его варварством и дикостью. Такая вот забавная неувязка.

Есть ли у Чацкого перспективы? Карьеру он не сделает, это очевидно. Ни военную - он не тупой солдафон. Ни финансовую - он не торгаш. Ни политическую - он не станет предавать идеалы. Еще одним Демидовым ему тоже не стать - хватка не та. Чацкий из тех, кто говорит, а не из тех, кто делает.

Репутация у него уже испорчена, общество бежит от него, как от чумы. Весьма вероятно, что всю свою жизнь Чацкий просидит в родовом имени, изредка выезжая на курорты и в столицу. То, что раздражает Софью в Чацком уже сейчас, будет только прогрессировать, с возрастом он станет еще более едким и циничным, озлобляясь от постоянных неудач и разочарований. Может ли брак с таким человеком считаться удачной партией? И будет ли Софья счастлива с ним - просто по-человечески счастлива? Даже если Чацкий ее действительно любит и сохранит эту любовь? Вряд ли. Пожалуй, развязка пьесы трагична только для главного героя. Софье как раз повезло. Дешево отделалась.

И о постановке вопроса

Хотя, когда отношение Чацкого к Софье обсуждается в ключе: достойна ли она такой великой любви или все же нет - это само по себе странно. Неэтично. Разве можно быть достойным любви? Это что, премия? Повышение по службе? Соответствие занимаемой должности? Любят не за что-то, любят просто так. Потому что нужен именно этот человек, и никто другой. Это жизнь. И никакая любовь не обязывает ее объект испытывать ответные чувства. Увы. Сама постановка вопроса некорректна. Так нельзя. Любовь - не картошка на базаре, чтобы сказать, стоит ли она того, что за нее запрашивают. И даже школьники должны четко это осознавать, не говоря уже о людях постарше.

Вопрос 5 экзаменационного билета (билет № 18, вопрос 3)

Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» относится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает. Одновременно движет дей­ствие комедии еще и психологический конфликт, связанный с неразделенной любовью героя. Сюжетным воплощением этого конфликта становится так называемый «любовный тре­угольник», сторонами которого являются Чацкий, Софья и Молчалин.

В самом общем виде сюжет этот выглядит так. Чацкий и Софья много общались в юном возрасте. Их соединяли чувства взаимной симпатии. Когда Софье было четырнадцать лет, Чац­кий уехал набираться ума в дальних странствиях. За время его отсутствия девушка повзрослела на три года и влюбилась в Молчалина, секретаря своего отца, живущего с ней в одном доме. Чацкий вернулся, полный пылких чувств к Софье, но в ответ встретил холодность и неприязнь. Он попытался выяс­нить причину этого и в конце концов узнал, что Софья любит другого. Ее избранник показался Чацкому недостойным та­кой девушки, как Софья. Она же, оскорбленная его насмеш­ками над предметом своей любви, чтобы отомстить, пустила слух, что Чацкий сошел с ума. В финале пьесы Софья была потрясена, узнав, что Чацкий оказался прав: Молчалин ее не любит, а за ее спиной пытается соблазнить служанку Лизу. Когда всё раскрылось, Чацкий произнес гневный монолог, обличающий всех, и в том числе Софью, и покинул ее и дом Фамусовых.

Чтобы разобраться в этих хитросплетениях сюжета и попы­таться понять, почему всё произошло именно так, нужно оп­ределить, каков же характер Софьи. Действительно ли она «не­годяйка», как, по-видимому, считает Чацкий и как назвал ее в одном из писем автор комедии? Другими словами, можно ли ее действия по отношению к Чацкому назвать изменой, а ее сплетню о сумасшествии Чацкого — прямой подлостью? Но почему Чацкий решил, что Софья должна его любить? Ведь когда они расстались, она была еще подростком, и вряд ли та­кой умный человек, каким считает себя Чацкий, мог всерьез воспринять связывавшие их раньше отношения. И уж никак он не должен был предполагать, что за три года их разлуки в нрав­ственном развитии Софьи не произойдет никаких изменений. Тем не менее, приехав в дом Фамусовых после долгого отсут­ствия, он бросается к Софье так, будто они расстались только вчера. Софья же в этот момент думает совсем не о Чацком.

Напротив, он только досадная помеха в сложившихся обстоя­тельствах. Ведь перед самым его приездом ей с большим тру­дом удалось убедить отца в том, что Молчалин оказался у две­рей ее комнаты случайно. Она занята сейчас своей новой, а может быть, и первой, мы точно не знаем, любовью. Ей сейчас просто не до Чацкого. Тем не менее, когда Лиза перед самым его появлением мягко упрекает ее в том, что она забыла о Чац­ком, Софья ей отвечает:

Я очень ветрено, быть может, поступила,

И знаю и винюсь; но где же изменила?

Кому? чтоб укорять неверностью могли.

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой; но потом Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюбленным,

Взыскательным и огорченным!!.

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

Вот об себе задумал он высоко -

Охота странствовать напала на него,

Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?

Итак, вот мнение Софьи об их прошлых отношениях с Чацким: детская дружба. Хотя, вопреки этому определению, в словах Софьи слышна и обида на Чацкого за то, что тот ее покинул. Но, с ее точки зрения, Чацкий не имеет никакого права попрекать ее тем, что она полюбила другого. Никаких обязательств она ему не давала. Если бы Чацкий не был так ослеплен своим чувством, он бы довольно быстро догадался о том, что у него есть счастливый соперник. Собственно, он все время стоит на грани этой догадки. Но никак не может ей поверить. Во-первых, потому, что сам влюблен. А во-вторых, он никак не может предположить, что Софья способна полю­бить такого ничтожного человека, каким в его глазах являет­ся Молчалин.

А что же сам Молчалин? Он тяготится любовью Софьи. Хотя, казалось бы, в соответствии с его характером, должен радоваться такому счастью. Цель его жизни — карьера, а стать зятем Фамусова — это же прямая дорога на пути к чиновным высотам. Однако Молчалин, при всех своих пороках, отнюдь не так глуп, как думает Чацкий. Он прекрасно понимает, что если его отношения с Софьей раскроются, то он потеряет даже свое нынешнее место: зачем Фамусову бедный и нечиновный зять? К тому же Софья не привлекает его как любовная парт­нерша. Молчалина, как, кстати, и самого Фамусова, влечет к Лизе. Между прочим, ее участие в сюжете позволяет говорить уже не о треугольнике, а о четырехугольнике. Правда, участие Лизы во всех этих перипетиях пассивное. Для нее в равной мере опасны и «барская любовь», и приставания Молчалина, и возможный гнев хозяйки, которая тоже крутовата нравом. И Лиза задумывается, а не полюбить ли ей буфетчика Петру­шу? Он, вероятно, ей нравится, а заодно, может быть, и защи­тит от посягательств со стороны других мужчин. Молчалин к тому же, изучив характер Софьи, помимо всего прочего, опа­сается и того, что ее привязанность к нему тоже будет недолго­вечной. «Любила Чацкого когда-то, меня разлюбит, как его», — проницательно замечает он.

Таким образом, рассмотрев любовный конфликт комедии, можно сделать вывод, что всё здесь не так уж просто и одно­значно. И это объясняется тем, что «Горе от ума» — реалисти­ческое произведение. В нем всё сложно и запутанно, как в са­мой жизни. Нет, Софья не изменяла Чацкому. Напротив, она сама пострадала, оказавшись обманутой Молчалиным. Ее же поступок по отношению к Чацкому, конечно, злая шутка, объясняющаяся досадой на язвительные слова, сказанные им о ее любимом человеке. И может быть, когда Софья раскаялась после разоблачения Молчалина, Чацкому следовало бы ее уте­шить и поддержать в ее горе, а не усугублять его гневными сло­вами. Но Чацкого тоже понять можно: его гнев после случив­шегося был уже таким, что эмоции подавляли разум. Впрочем, возможны и другие мнения на сей счет. А это означает, что бес­смертная комедия Грибоедова по-прежнему волнует нас свои­ми не до конца разрешенными загадками.